Загадка украинской души или особенности менталитета украинцев. Двойная измена: вначале польше, затем россии

Социально-исторический путь украинцев, окружающей среды, в котором проходит их жизнь, считаются определяющими условиями формирования своеобразного характера украинского народа и его менталитета.

Большинство философов и культурологов определяют менталитет как доведенный до подсознательного автоматизма тип мышления, проявлением которого является система ценностей, которые выступают фундаментом содержания жизни общества и отдельного человека. Менталитет дуальным по своей природе: это же психическое, бессознательное, естественное, биологическое и социальное, привитое воспитанием и традицией. Менталитет определяет сущность и формы отношений народа, нации, отдельных ее членов с природным и социальным окружением. Итак, менталитет актуализируется в содержании любой деятельности этноса (а также его отдельных представителей), начиная от общения и заканчивая самопознанием. Изменения в менталитете, обусловленные природными и социально-историческими факторами, происходят очень медленно, незаметно.

Фундаментом менталитета являются архетипы - безсвідомі коллективные представления, которые, по мнению ученых, наследуются биологически. Наиболее глубинными, влиятельными факторами их формирования (как и вообще ментальных различий этноса) они считают природную и социальную среду, а также этнический темперамент, пассионарность (осознанное или бессознательное непреодолимое внутреннее стремление реализации мсти). Архетипы воплощаются в образах, символах, мифах - во всех сферах духовной жизни определенного сообщества, определяют специфику мировоззрения, картины мира и т.д. Они играют в истории культуры этносов конструктивную роль, обеспечивают связь между эпохами и поколениями, целостность этнической культуры.

Наиболее вагамими архетипами украинского народа считаются:

- архетип Матери, который является олицетворением Земли, Украины, Женщины. Наличие нему архетипа определила уважительное отношение к женщине, признание ее ведущей роли в обществе и семье. В то же время этот архетип стал источником стремление беречь родную Землю, защищать Родину, проявлять преданность и любовь к ней. Почитание Богородицы и вера в ее помощь всем и каждому, в чудеса, которые Она творит, является еще одним примером проявления этого архетипа;

архетип равенства сынов и дочерей своей Матери-Родины, который предопределяет отсутствие в Украине права майората, приоритета старшинства и одновременно исключает жесткую социальную дифференциацию, способствует претворению в жизнь демократических принципов. Украинец желает видеть во власти отца, который занимается своими детьми, а в государстве - семье, в которой о каждом заботятся и создают условия для реализации творческого потенциала. Этот архетип обусловливает сосредоточенность на чувствах, а не на условиях их возникновения (так называемый чувственный анархизм украинского народа);

- архетип личной свободы, что направляет украинцев на жизнь и деятельность по принципу "у каждого своя судьба и свой путь широкий". Он вызывает неприятие навязанного извне авторитета, стремление отгородиться от социума, а также утверждает надежду на собственные силы, способности и ум, собственную инициативу, которая реализуется прежде всего в семейной жизни;

- архетип едукативності, который обеспечивает убежденность в том, ЧТО благодаря обучению можно изменить свою жизнь, узнать, в чем заключается собственное жизненное призвание, ориентирует на поиск того знания, которое поможет реализовать потенциал человека и достичь наивысших результатов;

- архетип доминирование прошлого над будущим, который связан с мифологизацией и идеализацией прошлого. С одной стороны, это способствует развитию исторической памяти народа, а с другой сдерживает способность к конструктивному мышлению, внедрение актуальных изменений в жизни;

архетип обрядности, что связано с ориентацией на традиционные действия, которые обеспечивают жизненный комфорт, не требующие творческой активности, настраивают на сохранение и воспроизведение привычного и устоявшегося. Этот архетип служит основой доминирования красоты над повседневностью, предопределяет наличие желания жить, как в сказке;

архетип судьбы, по которому она признается сильнее разум. Этот архетип обусловливает господство иррационально-героических поступков в экстремальных условиях и пассивное жизни в условиях повседневности, уверенность в том, что в мире все происходит так, как должно быть, поэтому жизнь нужно воспринимать как подарок.

Архетипы предопределяющие специфику национального характера, стереотипов поведения, эмоционально-чувственных реакций и т.д. Они, как утверждает известный философ К. Г. Юнг, так укоренены в бессознательном, что рационально не могут быть истолкованы.

украинском менталитете наиболее ярко прослеживаются:

- доминирование эмоций и чувств над интеллектом и волей. Украинцам присущи непостоянство эмоций и настроения, быстрая вспыльчивость и быстрое угасание эмоций. Эмоциональность наполняет жизнь оптимизмом, так и пессимизмом, способствует превращению ненависти на любовь, гнев - на милость и т.д. Благодаря эмоциональности отношения в обществе, семье строятся на искренности, характеризуются или дружелюбием, доброжелательностью, или сухостью, даже неискренностью. Убежденность украинца в чем обычно обусловливается эмоциональной наполненностью того, что ему предлагается. Итак, украинский народ увлекается мифотворчеством, живет в мире мифов, питает себя мифами, легко переходит вич одного мифа к другому;

- индивидуализм. Украинский индивидуализм сформировался благодаря жизни в малой группе, в семье. Он связан с ограниченностью, замкнутостью, локальностью круга общения. Его отличает созерцательность, самоуглубленность, сосредоточенность на собственных чувствах, отсутствие агрессивности, в нем преобладают образно-чувственное начало, спокойствие и безмятежность (квієтичність). Индивидуализм украинцев обусловливает устранение человека от решения проблем общества, ограничения ее связей с другими людьми. Украинца интересует только его ближайшее окружение, чужие, другие для него далеки, их можно использовать, в случае необходимости ними можно даже манипулировать. Главное для украинца, чтобы его не беспокоили. Украинский индивидуализм можно определить как стратегию выживания человека, а не сообщества. Русский человек всегда остается с любовью и заботой наедине. Индивидуализм украинского народа антигосударственный, что проявляется в неприятии формально-институциональных отношений, прежде всего правовых, а также в политическом инфантилизме;

- интровертность. Как известно, интроверт проектирует собственную активность на себя. Интровертность вызывает меньшую зависимость человека от внешней среды, ориентирует ее на изменения собственного внутреннего мира. Интровертность украинцев связана с доминированием прошлого над будущим, равнодушным отношением к перспективам социального развития. Украинская интровертность приводит к замене истины страстью, желанием, интересом, к поискам не истины, а собственной правды. Интровертность обусловливает противоречия между городом и деревней, которые вызваны тем, что интровертность крестьянина не настраивает его на смену традиционных основ бытия, которые активно внедряет в жизнь город. В связи с этим крестьянин чувствует жителя города скрытую антипатию;

- кордоцентризм. Эта составляющая украинского менталитета тесно и органично связана с интровертностью и индивидуализмом. Кордоцентризм проявляется в стремлении жить, действовать по зову сердца, по интуитивным признанием того, что есть добро и зло. Это предопределяет бегство от реальной жизни в "души", как утверждает культуролог М. Шлемкевич. Надежду на удачу, изменчивость настроения присущи украинцам. Искренние отношения, согласно которым живет украинец, развивают, укрепляют родственные связи, дружба, брак, дружбу. Преобладание сердца над умом, над рациональным расчетом определяет все сферы бытия украинского народа;

- екзекутивність. Связана с доминированием в психике украинцев женского начала (хотя не является синонимом женственности), ориентирует человека на репродуктивно-воспроизводственную деятельность, избежания наднормативності, нестандартности. Эмоционально-этические начала предусматривают жизни украинца в условиях умеренного традиционализма, консерватизма. Одновременно екзекутивність проявляется в ориентации преимущественно на исполнительную, обслуживающую деятельность, в концентрации внимания на текущих проблемах. Она способствует сакрализации образа женщины, которая отдает предпочтение повиновении перед проблемами, отказывается от сопротивления злу. Послушание, видимо избегание инициативы, романтичность, определенная незащищенность, наивность, потребность в сильном защитнику - все это проявления екзекутивності;

- толерантность. Эта составляющая менталитета украинцев связана с их уважением к другим, желанием объясниться. Толерантность базируется на архетип и равенства, присущем украинскому народу. Украинец "закрывает глаза" на все неурядицы, поэтому его толерантность может перерастать в всетерплячість, которая выступает своеобразной защитой своей безопасности, в уступчивость, когда человек не может никому отказать.

- антеїзм. Обуславливает формирование ощущение родства с родной землей;

- селянськість. Обеспечивает ориентацию на крестьянские идеалы представителей всех слоев населения, предопределяет их стиль жизни. Сдержанность, традиционность, консерватизм, слияния с природой, а также трудолюбие, упорство, упрямство порожденные этой ментальной чертой. Связь с землей, природой способствует лирическому, сентиментальному отношению украинской нации к миру, формирует чувство собственного достоинства, уверенности в собственные силы ее представителей;

- ориентация на малый опт. Объясняет стремление украинцев творить Рай в собственном Доме. Они испытывают дискомфорт, когда оказываются без родственной помощи, вне родственными связями. В малом группе благодаря взаимопониманию каждый может раскрыть, реализовать свои стремления и желания, ему простят недостатки, поддержат и успокаивают. Здесь ценится ответственность за порученное дело, здесь можно не стесняться собственного несовершенства, а также услышать одобрение за добросовестность и исполнительность.

Формирование этноса и его мироощущение в значительной степени зависит от естественно-географической среды. Лесостепь, степь и лес, в условиях которых издревле жили предки украинцев, вызвали соответствующий этой среде образ жизни определили характер жизнедеятельности людей, особенности взаимоотношений, специфические особенности национального менталитета.

А. Нальчицький, один из исследователей украинского менталитета, обращал внимание на то, что природа северных регионов Украины способствовало формированию у людей чувства осторожности, подозрения, терпения и ожидания, настраивала на борьбу за жизненное пространство и существование. Лесостепная природная зона сыграла важную роль в том, что людей, которые здесь жили, выделяют мечтательность, чувствительность, пассивность, беспечность и стремление к свободе и анархии. Степь настраивал людей на движение в бесконечность, движение в никуда и одновременно на отказ от движения вообще.

Все это вместе вызывает у человека чувство отчаяния, разочарования, безнадежности. Смена настроений стала основой развития импульсивности, непредсказуемости, вспыльчивости украинцев.

Мягкий климат, плодородная земля, богатство природных недр, водных и лесных ресурсов лишали людей, которые жили на территории Украины, агрессивности, стремление к захвату других земель, жестокости, способствовали утверждению толерантности в отношении соседей, тех, кто не посягал на их территорию. Жизнь в щедрых природных условиях делало людей уравновешенными, освобождало от необходимости построения общества на принципах жестокой нормативности, педантичности, исключало постоянную ожесточенную борьбу за расширение собственного хозяйства, не настраивало на внешнюю активность, а наоборот, формировало мечтательно-созерцательное отношение к миру. Вместе весьма благоприятные возможности достижения высоких результатов хозяйственной деятельности вызвали у населения ентузіастичне отношение к решению проблем, которые возникали перед ним, порождали уверенность в том, что все вопросы будут решены сами собой, без особых усилий.

Природное окружение украинцев, ширь жизненного пространства обусловили доминирование в них горизонтального типа мышления. Его отличают неограниченность возможностей самовыражения, самосовершенствования, признание естественного авторитета (ум, умение, сила, характер), ориентацию на движение к горизонтам, в даль. Поэтому образ пути стал для украинцев одним из главных художественных образов, движение в даль - движением до совершенного.

Благоприятные природно-географические условия вызвали у людей уважение к природе, доверие к ней, ее почитание и признание высокой значимости как первоначальной доброты, что наполняет и человеческий мир. Жизнь вне природы, без соблюдения ее законов, в целом без опоры на нее не представлялось возможным. Природный рай побудил человека создавать рай вокруг себя.

естественный Плодородный грунт не требовал обязательно именно коллективных усилий ради результативности хозяйственной деятельности. Природа сделала украинца неподготовленным к борьбе с окружающей средой, социальными неурядицами. Украинцев характеризует недейственность, они избегают ответственности, исповедуют пассивность, невмешательство в решение проблем внешнего порядка.

в то же Время природа способствовала формированию и утверждению индивидуализма украинцев, который вызывает избегание действенности, господство замкнутости, изолированности, интровертность и отказ от любой зависимости. В связи с этим социальные проблемы, их решения никогда не были приоритетными для украинца, сосредоточенного на собственном домохозяйстве, на достижении собственной самодостаточности.

Успешное развитие хозяйства требовал наличия крепкой семьи, которая благодаря трудолюбию создавала продуманный, ухоженный, производительный жизненное пространство. Терпеливость, усвоение традиций сельскохозяйственного труда, ориентация на устоявшиеся взаимоотношения, уважение к родителям были главными в семейных отношениях. Спокойствие и уравновешенность, трудолюбие, взаимопомощь, доброжелательность характеризовали семейную атмосферу.

Природа обусловила создание в украинских землях "степного коридора", благодаря которому сюда приходили кочевые народы, многочисленные этнические сообщества, которые не могли не влиять на жизнь украинского народа. Немалая роль в этом принадлежала одной из старейших и мощнейших рек - Днепру. Днепр - "путь из варяг в греки", стержень, который играл значительную роль в процессе вхождения нашей культуры в круг средиземноморского типа культуры. В то же время Днепр разделял территорию Украины на право - и левобережную, что обусловило возникновение различий как в системе хозяйствования, так и в политически-государственных направленностях, культурных приоритетах тех, кто жил в этих регионах.

Естественно-географические условия обусловили не только утверждение присущего украинцам образа жизни, неразрывно связанного с природой, но и своеобразие способов ведения хозяйства. В Украине привыкли к постоянной, размерной, невиснажливої работы, что дарит удовольствие и от нее самой, и от ее результатов. Сельскохозяйственная деятельность не требовала жестокого разделения труда, строгой социальной структуры, экстраординарных действий, резких социальных изменений и преобразований, а сохранение традиционных основ жизни, господство консервативности

Украинский народ ассоциирует землю с матерью. Над землей и под ней содержится то, откуда приходит жизнь, и то, куда уходят люди после смерти, - небо и подземное царство. Крестьянские приоритеты утвердили антеїзм (признание земли главной силой, обеспечивающей жизнь, чувство родства с ней) одной из главных черт характеристики украинцев.

Особенности природы, мягкость климата лесостепи, бескрайность степи, успокаивающий шепот лесов, по свидетельству лингвистов, оказались в своеобразия украинского языка. Она характеризуется мерным, гармоничным чередованием гласных и согласных, мелодичностью, благозвучием, что создает атмосферу неспешного, доброжелательного и спокойного общения.

Становление и эволюцию национального менталитета обусловливает и социально-историческая детерминанта. Менталитет украинцев подвергался воздействиям таких составляющих общественной жизни, как политика, религия, мораль и т.д., ритм бытия, характер коммуникаций, социальные катаклизмы, реформы и др., что приводило к изменению традиционных основ жизнедеятельности народа, направленности его ориентиров.

Особенность истории Украины заключается в том, что независимое, самостоятельное ее жизнь ограничивалась небольшими промежутками времени. Непрерывные нашествия различных государств и народов вызывали постоянные потери территорий. Непостоянство, постоянные угрозы духовно-культурного подавления, уничтожения сознательных, активных представителей украинского народа, а также предательства собственного народа украинской элитой, людьми, которые выступали его руководителями, характеризующие жизнь нации. Это повлекло стремление украинцев к самосохранению, неверие во власть и т.д. Поэтому украинцев отличают замкнутость на "малому группе", в первую очередь на семье, внутреннее неприятие власти при внешнем подчинению ей, комплекс неполноценности, второсортности, зайвості. Да, жизнь в составе Российской империи постепенно сформировало "малороссийский синдром", комплекс "младшего брата", провинциальности и т.п.

Социальные условия в значительной степени привели к тому, что украинцы являются людьми інтровертними - они погружаются в личные проблемы, занимаются собственными вопросами, характеризуются внешней пассивностью, самозаглибленням. Вместе с тем постоянные нашествия, угнетение, попрание вызвали у них желание бороться с врагами, побеждать, заставляли быть активными, не забывать про честь и достоинство, проявлять благородство - те качества, которые определяют авантюрно-энтузиазма, екстравертну человека.

Социальные условия вызвали исконные антиномии между інтровертною и екстравертною человеком, что не могло не привести к разновекторных общественно-политических и в целом духовных ориентиров украинцев.

из-За того что в Украине не существовало жесткой социальной дифференциации, в течение длительного времени оставалась преимущество крестьянства над другими слоями населения (даже при условии подчинения народа другим государствам), сохранялись фундаментальные основы целостности и однородности (гомогенности) украинского общества, целостности национальной культуры. Этому же способствовала семья, в атмосфере которой формировалась национальная самосознание молодого поколения, его верность национальным идеалам. Семейными ценностями были доброта, кротость, нежность, искренность, мягкость, помощь ближнему - ценности, которые определили мораль нации.

Украинская семья отличалась особым статусом женщины. Она была записной, энергичной и более свободной (по сравнению с отношением к ней среди других народов). Женщина обеспечивает сохранение родственных связей, настраивает на неагрессивность, взаимопонимания, приоритет семейных ценностей. Мужчина, отец в украинской семье олицетворял (хотя и ограниченно) власть, грозную, караючу силу. Весомая роль женщины проявляется в господстве принципа имущественного равенства наследников независимо от пола и возраста. Этот принцип равенства в распределении имущества переносится украинцами и на общесоциальный уровень, благодаря чему идеальное общество для них - это общество естественного равенства всех его представителей. На почве таких отношений сформировалось представление украинцев про идеального руководителя: руководителя - колегіала, гетмана, который обнаруживает похожую на материнскую заботу о народе.

Тяготение к демократических, республиканских форм власти и одновременно индивидуализм (который может повлечь эгоизм, амбициозность) становятся причиной конфликтов, борьбы за власть, проявляются в неспособности украинцев образовать крепкое государство и обеспечить ее независимость и силу. В то же время стремление жить в таком государстве является для них изначальным. Когда митрополит А. Шептицкий говорил, что есть в душе украинца сильная воля иметь собственное государство, но это государство должно быть именно такой, какой ЕЕ хочет иметь определенная партия, группа и даже отдельный человек. Поэтому каждая украинская национальная дело уничтожается роковым распределением, раздорами, ссорами, нехваткой согласия.

История свидетельствует о том, что она, начиная с времен Киевской Руси, входившей в евразийский духовное пространство. Так, культурологи отмечают созвучность европейской и украинской барочной сознания, близость европейского и украинского индивидуализма и т.д. Связь с евразийской культурой подтверждается тем, что в Украине идеализируется и романтизируется прошлое, предоставляется преимущество чувственном над рациональным.

Жизнь украинцев на рубеже Востока и Запада, Европы и Азии, в условиях переселения на их территорию множества других этнических сообществ сделало украинца "человеком пограничья", которой присуще разнообразие этических установок, стереотипов, тяготение к конформизму. Разновекторность религиозных, правовых, политических и других направленностей, а также традиций, обычаев способствовали утверждению неусталеності, маргинальности

Формирование менталитета народа - процесс сложный и длительный. Еще в культуре трипольцев, славян постепенно формировались те основы, которые впоследствии стали фундаментом украинского менталитета и характера. Постоянная миграция многочисленных народов обусловила сочетание толерантности с негативным отношением одной этнической группы к другой, в частности недоверие, враждебность украинцев по отношению к чужакам. Вместе с тем миграционные процессы способствовали, с одной стороны, формированию у украинцев пассивного восприятия ценностей других народов, а с другой - использование этих ценностей для сохранения и совершенствования собственных достижений. Непрерывная агрессия разных народов (татар, поляков, турок и др.) обусловила неусталеність, нивелирования (размывание) чувство собственного самовыражения как одну из составляющих признаков украинского менталитета. Генезис украинского менталитета свидетельствует о его связи с византийскими архетипами и византийским менталитетом.

Культивируемые ныне так называемые черты украинской ментальности типа "соборности", "державности", "униатства" и проч. - это содержание идеологического процесса, но никак не этнического менталитета.

Менталитет - не просто важный, а важнейший фактор, влияющий на мотивацию персонала. Пока что в большинстве случаев доминирующую роль играют "советские" факторы, «Кодекс строителя коммунизма», переписанные доктрины Православия.

На менталитет нации оказывает влияние также то, что Украинское государство стремится не столько существовать, сколько доказать всему миру, что оно существует. Жизнь в государстве, тратящем слишком много средств на "подкрашивание фасада", не очень уютна. Она похожа на жизнь в потемкинской деревне, такой «потемкинский капитализм».

Однако украинская нация советского и постсоветского образца - это два абсолютно разных этноса, хотя их и составляют в основном одни и те же люди.

Каковы основные предпосылки, фундамент образования украинского этноса?

1. В отличие от соседей-кочевников, в том числе дpевних венгров и болгар, украинский этнос кpисталлизовался и до сих поp существует в собственном этноаpеале и вокpуг него. Такое постоянство геогpафического окpужения пpивело к почти идеальной адаптации укpаинца к ландшафту, что не могло не найти отpажения в ментальных установках. Днепp и Десна, Каpпаты и Степь, Хоpтица и Великий Луг - для укpаинца это не пpосто топонимы, обозначающие пpиpодные объекты, но нечто большее: эстетически воспpинимаемая сpеда пpоживания, их окpужение, их миp, их Дом (с большой буквы), а часто - поэтические обpазы и элементы мифологии.

Восприятие статичных форм лесостепного украинского рельефа, далеких горизонтов, наполненных мягкими, плоскими волнами плодородных земель порождает мечтательность, чувственность, пассивность, беззаботность и одновременно - склонность к воле и анаpхии.

2. Пpевосходство "сеpдца над pазумом" . "Специфическими чеpтами укpаинской миpовоззpенческо-философской ментальности, - пишет М.Шлемкевич в книге "Загублена укpаїнська душа", - есть напpавленность на внутpенний эмоционально-чувственный миp человека, в котоpом господствует не холодный pациональный pасчет "головы", а жгучий пpизыв "сеpдца".

3. Отношение к земле укpаинского кpестьянина гpаничило с ее обожествлением. Земледельческий обpаз жизни в совокупности с близостью к пpиpоде вообще pождал не только лиpичность или пpовинциальную сентиментальность, но и чувство собственного достоинства, увеpенность в своих силах, в какой-то меpе - индивидуализм. В чувстве собственного достоинства , значимости коpенится остpое, даже болезненное чувство спpаведливости, ненависти к ущемлению, толкающие укpаинца к пеpманентному поиску пpавды.

4. На формирование специфических черт украинского менталитета оказало влияние уже упомянутое выше длительное вхождение украинских земель в состав разного рода государственных образований (Литовского княжества, Речи Посполитой, Австро-Венгрии, Османской и Российской империй) и столь же длительная борьба за независимость, породившая такие ментальные качества, которые, казалось бы, противоречат друг другу. Так, "с одной стороны, квинтэссенция украинского духа - казак - вольнолюбивый индивидуалист . Эти индивидуальные начала, их индивидуалистические представления имеют свои положительные и отрицательные стороны в характере народа... С другой стороны, столетия крепостного права не могли не наложить свой отпечаток. Это рождало в массе украинского крестьянства "почуття громади", чувство взаимопомощи, поддержки и др.".

С одной стороны - авантюрно-казацкий (лицарский) стиль жизни, с другой - стиль потаенного существования, порождаемый необходимостью скрывать свой внутренний мир от врагов. Если первый - источник активности, то другой принуждает к жизненной философии "моя хата с краю" .

5. Начиная от восточно-славянского веча и казацкой рады, украинский народ всегда тяготел к более демократичным и республиканским формам правления , в отличие от других европейских стран с их идеями "цезарепапизма". Но все тот же индивидуализм, выступающий обратной стороной демократизма, являлся одной из главных причин отсутствия на протяжении длительного времени собственной государственности.

"Аристократизм духа, - писал Г. Ващенко в 20-е годы в работе "Психiчнi властивостi українцiв i причина наших невдач", - логически ведет к индивидуализму, индивидуализм ведет к эгоизму, формой которого есть амбициозность". Политические амбиции, гипертрофированный индивидуализм в политике привели к тому, что борьба за власть приобретает острый, конфликтный, иногда - трагический характер. Она не останавливается с победой одного из политических образований: ему всегда противостоят оппозиционные силы.

Суть украинской ментальности лучше всего характеризует термин "Хуторянство".

"Хуторянство" - это естественное состояние украинской нации.

Большинство политиков, в т.ч. и президент, - продукт украинского хуторянства, его воплощение, по сути - его классический образец. Ему не приходится притворяться, заявлять о своей принадлежности к народу. Украинский хуторянин видит в нем себя, смотрится в него, как в зеркало. А хуторян-украинцев, даже живущих в городах, не менее 60%. Значителен их процент и в самом Киеве, который удвоился в последних полвека за счет притока из глубинки.

Менталитет отечественного хуторянина описан в произведениях украинской художественной классики. Кратко обрисуем его характерные черты:

  • Хуторянин считает себя достаточно "умным", а если же и не очень умным, то по настоящему "мудрым". Ум и мудрость хуторянина проявляются в его хитрости и способности своевременно уклониться от риска, избегая реальной (и мнимой) опасности и ненужной работы.
  • Хуторянин сам себе на уме: он люто ненавидит представителя власти, ругает его в присутствии близких, переносит свой гнев на жену и тещу, восхищается своей смелостью и радикальностью убеждений, но при встрече с объектом ненависти (чиновником) подобострастно нагибается, приветствуя и желая ему крепкого здоровья. Еще он (хуторянин) устраняется от участия в решении общественных проблем, живет по принципу: "моя хата с краю".
  • Хуторянин чаще всего остерегается людей смелых и инициативных, видя в них скрытую опасность своему благополучию. Потому-то и держится от них подальше. Не понимает он инициативных и смелых людей. Его умозаключения сводятся к следующему: "Если я боюсь, почему он не боится?". "Если я не решаюсь, почему он решается?". "Может быть, ему велено, и разрешено быть смелым, а если не разрешено и не велено, то не последует ли наказание?". В итоге он заключает: "Лучше быть мудрым и осторожным, чем смелым и битым".
Итак, попробуем привести в систему основные отличия «украинского характера» от российского

"Российский характер"

"Украинский характер"

«Широкая, открытая русская душа», расточительность Бережливость
Коллективизм Индивидуализм, «моя хата с краю»
Открытость, доверчивость Недоверчивость, подозрительность к новому/неизвестному
Эмоциональная преданность лидеру Вольнолюбие, подчинение ради выгоды
Трудолюбие в коллективе «Хозяйственность», трудолюбие (для себя)
Конформизм Самостоятельность в суждениях, «себе на уме»
Великодержавность, высокое самомнение, уровень притязаний Постколониальный синдром периферийности, провинциальность, комплекс «младшего брата»
«Не выделяться», «быть как все»,
Не «отрываться от коллектива»
Личная инициативность
Импульсивность, неорганизованность, спонтанность Терпеливость, смирение
Зависимость от лидера и коллектива Чувство собственного достоинства
Тяготение к тоталитаризму, авторитарной власти, «твердой руке» Тяготение к более демократической, республиканской форме управления
Щедрость Жадность
Прямота Лукавство, скрытность
Лень трудолюбие
Участливость Равнодушие
Упрямство Гибкость, изворотливость
Социальная активность Социальный фатализм
Нетерпимость Толерантность к др. нациям, сообществам
Большая склонность к агрессии, криминалу, насилию Терпимость

Общие черты:

  • Чувственность, эмоциональность мотивации
  • Смекалка, т.е. выполнение задачи, несмотря на отсутствие всех необходимых ресурсов
  • Гостеприимство
  • Доброта
  • Выносливость
  • Отсутствие «духа капитализма» у большинства населения, социальное иждивенчество
  • Социальная зависть
  • Неточность во времени, непунктуальность
  • Не следование технологической дисциплине

Следует учесть и неравномерность распространения описанных выше факторов по территории Украины, ибо она отнюдь неоднородна ни по хронологическим, ни по региональным признакам. Не надо быть специалистом, чтобы сделать вывод, что на Западе мы получим совершенно иные результаты, чем в Восточных или Южных областях страны. В разных регионах разное отношение к историческому прошлому, культурному наследию, языку, религии, перспективам развития и т.д.

Разницу украинского и российского менталитета используют даже рекламисты. Взять, к примеру, фразу, часто используемую в нашей рекламе: «Зачем платить больше?». Эта фраза подчеркивает бережливость, присущую украинскому народу. Вряд ли такой же резонанс она возымеет на родине «открытой русской души». Еще одна характерная черта украинского этноса - недоверчивость и подозрительность. Именно «благодаря» этому качеству проваливаются рекламные кампании, идея которых основывается на мнении авторитетной особы, чаще всего звезды телеэкрана. Для украинца скорее авторитетом будет удачливый сосед, а не сценическая дива.

Обобщая сказанное, еще раз отметим основные черты украинского менталитета.

Во-первых , духовная связь украинцев со средой их обитания. "Привязанность к определенным территориям или местностям в их границах... - пишет Э.Смит, - носит мифический и субъективный характер. Для этнической идентификации более важны привязанность и ассоциации, чем жизнь на этой земле или обладание ею".

Во-вторых , верховенство индивидуализма над коллективизмом, что отмечают практически все исследователи данного феномена. Как писал А.Кульчицкий, "наш персонализм гораздо более, чем в Западной Европе, был направлен в сторону интровертного углубления, во внутренний мир личностного переживания.

В-третьих , верховенство эмоциональности над рациональностью, чувства над интеллектом, "сердца" над "головой" - кордоцентризм, особенно в философии, о чем достаточно много говорят современные украинские историки философии.

В-четвертых , определенный социальный фатализм, то есть вера в автоматичность исторического процесса, откуда вытекает постоянный уход в малые группы, в семью воздержание от участия в решении серьезных социально-политических проблем.

В-пятых , двойственность внутреннего мира, совмещающего в себе авантюрно-казацкий (активный) психологический тип и тип "потаенного существования" (пассивный).

В-шестых , «всеобщая уравнительность» и лояльность украинцев, обусловленная спецификой семейных отношений, традициями политической саморегуляции и религиозной жизни.

Вспомним присказку, - "в армейскую часть привезли новобранцев. Русский первым делом интересуется, где столовая, украинец - где сержантская школа. С очень глубоким подтекстом шутка. Если под «армейской частью» понимать СССР... то роль в нем украинцев просматривается неплохо".

Действительно, не только большой удельный вес украинцев среди сержантского и офицерского состава Советской армии - факт общеизвестный, но и огромное количество хозяйственных и партийных руководителей разных рангов, разбросанных по всем областям и странам бывшего Союза, свидетельствуют о: а) высокой самоидентификации украинцев со всем советским народом; б) хозяйственность и стремление к обособлению.

Итак, взвесим все "за" и "против". С одной стороны, мы имеем общие с западноевропейской цивилизацией корни и вплоть до XVII века развивались в общеевропейском контексте, что нашло отражение в ментальных созвучиях украинской и европейской мировоззренческих принципов. С другой стороны, за последние 350 лет и в ментальности украинцев, и в ментальностях европейцев произошли коренные изменения, связанные с различными путями исторического развития. Мы больше не представляем с ними единой ментальной общности, зато у многих украинцев пока очень высокий уровень идентификации с событиями недавнего советского прошлого.

Есть такая притча. Англичанина спросили: сложно ли вырастить газон? - Очень просто, - ответил тот. - Нужно обработать землю, посеять хорошие сорта, регулярно поливать и подрезать траву. - И все? - В основном все. Пройдет триста лет - и получится отличный газон...

Несколько поколений людей родились и прожили в условиях расслабленного состояния, психология у них и их детей сформировалась потребительская, нетребовательная ни к себе, ни к людям, ни к качеству жизни. Вместе с тем строительный материал самостоятельного государства - это люди. Так что, видимо, сменится несколько поколений, прежде чем возникнет по-настоящему предпринимательский высококультурный класс, развитое гражданское общество и устойчивое государство".

На протяжении веков украинский народ создавал и совершенствовал определенные морально-этические нормы своей жизни. Они были тесно связаны с мировоззрением украинцев, отражались на их образе жизни, чертах характера.

Слово «ментальный» переводится с латыни как «умственный». Это понятие означает образ мышления, совокупность привычек и установок, которые присущи отдельному человеку или общественной группе, народу.

Главным источником украинской народной морали всегда были уважение и любовь к вольному труду, особенно земледельческому.

Пользовались уважением и различные ремесла, к которым у украинцев всегда были особые склонности.

Подтверждение этому можно найти хотя бы в знаменитом «Описании Украины» (1650) французского инженера Гийома де Боплана. По его мнению, среди украинских казаков «находятся знатоки всех ремесел, необходимых человеку: плотники для строительства жилья, лодок, возов, кузнецы, оружейники, кожевенники, шорники, сапожники, бондари, портные и др, сообщает сайт. Они очень хорошо изготовляют селитру, которой весьма много в этих землях, и делают из нее отличный порох для пушек.

Их женщины прядут лен и шерсть, делают из них полотно и ткани самого разного назначения. Все они хорошо умеют обрабатывать землю, сеять, жать, выпекать хлеб, готовить всяческие мясные кушанья, варить пиво, хмельной мед, брагу, водку и т. д.». Символом национального сознания для украинцев всего оставался Тарас Шевченко.

Он олицетворял собой духовность народа и выражал его надежды.

Так же чтит украинский народ Богдана Хмельницкого, ставшего выразителем идеи национального возрождения. Спустя века знамя украинской национальной идеи было подхвачено основателями Украинской Народной Республики, в частности Михаилом Грушевским.

В XX веке символами национального самосознания считались Василь Стус, Левко Лукьяненко и другие правозащитники. — Трудолюбивые, находчивые, сообразительные, легко схватывающие все новое - такими характеризуются украинцы и во многих этнографических источниках и исторических документах.

Чем трудолюбивее был человек, тем больше уважения заслуживал он у окружающих, и наоборот, к бездельникам и тунеядцам народ всегда относился с пренебрежением. Недаром масса украинских пословиц и поговорок посвящены именно этой теме. Например: «Як дбаєш, так і маєш», «Хто пізно встає, в того хліба не стає», «Де господар не ходить, там нивка не родить», «Трудяща копійка годує довіку», «Буде той голодний, хто жнивами шукає холодочку», «В умілого руки не болять», «Праця - то здоров’я, лінивство - то хвороба». Такое отношение к работе является одной из главных особенностей украинского менталитета.

Также для мировоззрения украинцев всегда было характерно извечное стремление к независимости, отстаиванию своей чести и достоинства. Но это священное право на независимость стране пришлось добывать в борьбе, продолжавшейся не одно столетие.

За время своего существования украинская нация неоднократно теряла государственность, но не утратила при этом своей национальной идеи - идеи суверенитета. Именно поэтому, вопреки всем невзгодам, украинский народ всегда находил в себе духовные силы для возрождения. Как однажды сказал Дмитрий Чижевский - выдающийся украинский ученый и общественный деятель (1894-1977), «народное мировоззрение есть национально обусловленное отношение данного народа к миру и жизни.

Оно проявляется и в том, что этот народ в мире любит, чего в жизни он избегает, что в человеке выше всего ценит, к чему относится отрицательно и т. д.».

Согласно народному мировоззрению, человек неотделим от природы. По аналогии с природой даже возраст человека украинцы отождествляли с определенными временами года: детство - весна, молодость - лето и т. п.

А любимые растения - калину, вербу, тополь, явор - нередко наделяли человеческими чертами, воспевали в думах и песнях. Без преувеличения можно сказать, что украинский народ является рекордсменом по числу народных песен. Ведь, по данным некоторых исследователей, их количество составляет около 200 тысяч (и это только те песни, которые записаны этнографами)! Певучесть и артистизм украинцев прославились во всем мире. Так же, как и их художественный талант.

Живопись, вышивка, резьба по дереву, писанки с давних пор украшали быт украинцев. В этих художественных произведениях воплощается душа нашего народа - чувствительная, лирическая, талантливая, преисполненная высоких чувств и любви к окружающему миру.

На менталитет граждан оказывает влияние то, что Украина стремится не столько существовать, сколько доказать всем свое существование. Как вы понимаете, жизнь в стране, в которой тратится уйма денег на «подкрашивание лишь фасада», весьма неуютна.

Украинцы пассивны, беззаботны, хотя и склонны к анархии. Мечтательность и чувственность - это те качества, которыми обладает типичные граждане этой страны.

У украинцев сердце превосходит над разумом. Есть у них внутренний эмоционально-чувственный мир, в котором царит жгучий призыв «сердца», а не рациональный и холодный расчет «головы».

Местные крестьяне относятся к земле с ее обожествлением. Близость к природе и земледельческий образ жизни вместе «рождал» не только лиричность (сентиментальность), но и чувство собственного достоинства, уверенность в себе, в некой мере – индивидуализм. У граждан этой страны остро выражены чувство справедливости, а также ненависти к ущемлению, которые и толкают их на поиски правды.

Все, что проходило во время Речи Посполитой, Литовского княжество и т.д., отразилось на украинском менталитете. Борьба за независимость породила противоречивые друг другу ментальные качества. Украинский человек является вольнолюбивым индивидуалистом, но при этом у него развито чувство поддержки и взаимопомощи.

Суть украинской ментальности прекрасно характеризует понятие “Хуторянство”.

“Хуторянство”- это естественное состояние украинской нации.

Практически все политические личности - это продукт этого самого хуторянства, его воплощения, то есть его классический образ.

Менталитет хуторянина можно описать кратко, выделив основные характерные черты:

  1. Он считается себя умным, а иногда даже мудрым. Эти черты проявляются в его хитрости, а также способности вовремя уйти от риска, избегая ненужной работы и опасности.
  2. Такой человек сам себе на уме. Он может люто ненавидеть какого-то представителя власти, переносить гнев на близких, но при личной встрече с чиновников подобострастно нагибается.
  3. Хуторянин живет по принципу: “моя хата с краю”.
  4. Он остерегается инициативных и смелых личностей, так как видит в них скрытую опасность для своего благополучия.

В чем отличия между украинским гражданином и русским?

Украинцы бережливы, недоверчивы и подозрительны ко всему тому, что не знают, а россияне – расточительны, как говорится, широкая, открытая русская душа, при этом они откровенны и доверчивы. «Моя хата с краю» - эта фраза олицетворяет украинских граждан. У них индивидуализм, а у россиян иное мировоззрение – коллективизм. Граждане Украины вольнолюбивые, но лишь ради выгоды, они готовы подчиниться, а жители РФ эмоциально преданы лидеру. Украинцы хозяйственны и трудолюбивы (но только для себя), а россияне – трудолюбивы в коллективе. Граждане РФ придерживаются всеобщего мнения, а у украинцев свои суждения («себе сам на уме»). У последних есть такие черты, как терпимость и личная инициативность. А у россиян все иначе – они импульсивны, но им нравится, как говорится, быть как все, не выделяясь.

Россияне - щедры, прямолинейны, ленивы, упрямы и участливы. Украинцы - жадные, лукавые, скрытные, трудолюбивые, гибкие, изворотливые и равнодушные к тому, что их не касается. Нетерпимость, большая склонность к криминалу, насилию, агрессии, социальная активность – все это свойственно русскому человеку. Терпимость, социальный фатализм, толерантность к разным нациям и сообществам - это свойственно украинцу.

Общие черты:

  • Смекалка. Может выполнить задачу даже тогда, когда отсутствуют все нужные ресурсы.
  • Доброта.
  • Социждивенчество.
  • «Дух капитализма» полностью отсутствует у многих граждан страны.
  • Чувственность и эмоциональность мотивации.
  • Соцзависть.
  • Непунктуальность.
  • Гостеприимство.
  • Не следование дисциплине (технологической).
  • Выносливость.
  • Неточность во времени.
сайт

Что отличает украинцев от россиян . «Говорят, россияне, украинцы и белорусы - один народ, а их правители - другой. Ну, с правителями более-менее ясно. А с народом? Действительно ли мы «одинаковые»? Или все-таки разные? Кто такой украинец? Чем он отличается от русского, поляка, француза? Какие в его ментальности козыри? А каковы масти биты?» - это предисловие к книге «Украинский менталитет: иллюзии, мифы, реальность» Александра Стражного. Книга была издана на украинском и русском языках в 2008 году. Сегодня вы вряд ли найдете это издание в книжных магазинах - тираж быстро разошелся (прочитать можно в электронном варианте). Спектр «украинской души», ее сильные и слабые стороны, сходство и отличие украинской ментальности от российской и европейской - эти темы сегодня стали еще более актуальными. Ведь ответы на эти вопросы проливают свет на многие события, происходящие в нашей стране.

Что означает менталитет? Заглянем в энциклопедию: слово «менталитет» образовано от двух латинских слов mens или (род. падеж) mentis - душа, дух и alis - другие. Это совокупность интеллектуальных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций, установок, присущих социальной или этнической группе нации, народности. Термин возник в исторической науке, однако в настоящее время часто используется в психологии и социологии. Понятие менталитета довольно объемное, включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали… Менталитет складывается на основе общего исторического, культурного, социального и экономического развития той или иной общности.

Об особенностях украинского менталитета, составляющих «российской души» - писатель и психотерапевт Александр Стражный .

Первый шаг, который меня подвинул к этой теме, - это обычное любопытство. Раньше мы все были советскими людьми. Некоторые из нас такими и остались, советская общность никуда не делась. Но в 2004 году, когда началась Оранжевая революция, многие из нас задумались: один ли у нас, украинцев, менталитет, или есть какие-то различия? В чем, собственно, проявляется украинский менталитет?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, я стал искать литературу. Обнаружил, что научно-популярных изданий по украинскому менталитету практически не существует. Те, что есть, условно говоря, можно разделить на три типа.

Первый я бы назвал так: параноидально-патриотические мантры. Что-то типа: «москали пошли от Мосоха, а казаки от первого сына Иафета - Гомера». В общем, «Украина - родина слонов». Ну, если не слонов, то в крайнем случае самых разумных, самых хитрых мартышек.

Второе направление - диаметрально противоположное. Его можно свести к фразе, которая звучит следующим образом: украинец - это маргинал, человек, невротизированный комплексом неполноценности, невостребованности, нереализованности… В подобных исследованиях (причем своих, украинских авторов) красной нитью проходит вывод: «нас гнобили, гноблять і гнобити будуть».

И третий вариант публикаций - глубокомысленные философские трактаты, в которых что-либо понять затруднительно.

Оказывается, даже сейчас, в XXI веке, в украинской культуре нет четкого представления о том, что такое национальный менталитет. Скажем прямо: мы себя не знаем. А не зная - не понимаем.

Не найдя ответа на этот вопрос, решил ответить на него сам. Постарался быть непредвзятым, не выдвигать каких-то собственных гипотез, а объективно (насколько это возможно) описать то, что есть. Несколько лет перелопачивал историческую и психологическую литературу.

В своей книге я сравниваю не только русский и украинский менталитет, а также так называемый европейский. Я очень близко связан с Россией, бываю там каждый год, поэтому могу сказать, что знаю русский менталитет. В конце-концов, мама у меня русская, а папа - украинец. Живу в Украине, а работаю в Венгрии

Если говорить о европейском менталитете, то он, конечно же, различен. Италию и Норвегию населяют совершенно, казалось бы, разные люди. Однако и в Европе есть некая общность. В конце-концов, менталитет жителей Москвы и Сибири - тоже отличается. Менталитет галичан и жителей востока Украины разный, но есть и общие моменты.

Для того чтобы понимать, что такое менталитет, на что он влияет, нужно просто осознать механизмы его формирования. Менталитет формируется в первую очередь природными условиями, местом, где народ живет достаточно долгое время.

Считаю, что советского менталитета не существует, потому что это всего лишь период каких-то 70 лет. За это время менталитет сформироваться не может. Карл Юнг, швейцарский психиатр, первый подметил, что менталитет формируют так называемые архетипы. Архетипы - это то, что формировалось в определенной нации в течение долгого-долгого времени, тысячелетий.


Украинская нация - оседлая нация. Достаточно редкий феномен в мире.
Украинский менталитет начал формироваться, на мой взгляд, с того времени, когда наши предки начали заниматься сельским хозяйством, с времен Триполья. Когда перешли от собирательства, выращивания животных к земледелию. Украинский чернозем, который является уникальным, позволял нашим предкам себя прокормить и никуда особо не мигрировать. Кроме того, в структуру этой земли вливались и скифы, и сарматы, и греки, и северные народы, и венгры прошли через нас. Все эти вливания приносили свой вклад, который нужно рассматривать, чтобы найти стержень.

В России нет такого чернозема (лишь кое-где возле Украины). Предки современного российского человека вынуждены были куда-то мигрировать, кого-то завоевывать, быть более агрессивными, для того чтобы обеспечить себе условия проживания. Украинцу не нужно никого завоевывать, агрессия не в его натуре. Если его никто не трогает, он ни на кого не нападает. Конечно, защищаться нужно, но завоевывать нет необходимости.

Россия еще более мозаична, чем Украина. Российский менталитет более агрессивный, это особенность этой общности. Никуда от этого не денешься. Это необязательно плохо: если спортивная команда не ведет себя агрессивно, она никогда не выиграет. Скажем так: если украинец добрее россиянина - это не хорошо и не плохо. Это данность.

Несмотря на эти особенности, российская агрессия стала для меня неожиданной. Я считаю, что на Украину не нападала Россия. На Украину напали некоторые представители, находящиеся у власти. Не нужно путать страну с государством. Российское общество не является до такой степени агрессивным, чтобы напасть на братский народ. Это отдельные девиации (отклонения в чем-то) у отдельных руководителей.

Недавно я посмотрел фильм о Судетах в Чехословакии. Был поражен, насколько это напоминает события, которые происходили в Луганской и Донецкой областях. Соответствующие настроения людей подогревались очень грамотными психологами, пропагандистами, у которых были свои цели. Человек - существо, которое можно индуцировать (направлять куда-либо). Индуцирование его настроениями, желаниями (может быть, получать больше пенсию, говорить на русском языке) - все это искусственно усиливалось нашими соседями.

Мой сын во время Майдана в качестве оператора поехал в Донецкую область, снимал там в 20-х числах февраля. Передавал настроения в Донецкой области, которые можно описать так: ну и ладно, победили вы на Майдане, только нашего Ленина не трогайте, давайте жить дружно. Возле памятника Ленину стояли, может быть, человек 30, которые кричали: «Россия!» Массовость была создана теми, кто поставил перед собой такую цель. Просто составили план аннексии Луганской и Донецкой областей. Пообещали людям многое, не дав им этого, попросту обманули. Кстати, история с распятым мальчиком - очень технологична и симптоматична. Такие истории с глумлением над младенцами уходят истоками к Римской империи. Все это уже было много лет назад.

Не так давно в одном из филиалов общества «Мемориал» лидер ячейки решил провести наглядный эксперимент: сначала выступил с обращением, а потом спросил всех присутствующих (интеллигентов, диссидентов): «Согласны ли вы с этим заявлением о защите наших сограждан?» Естественно, все согласились. А потом он сказал, что зачитал обращение Гитлера, вот только немцев заменил на россиян. Все были шокированы.

Главное отличие украинца от россиянина : украинец много знает о своей стране, может быть, не исторически, а в житейском плане, например, какие люди живут в каких областях, чем отличаются. Я полжизни провел в России. Россияне о самих себе знают намного меньше, чем о том, что делать с Кавказом, Прибалтикой, Беларусью, Украиной и т. п.

Россия - цивилизационный экстраверт. Все ее действия направлены вовне. Украинцы - интроверты. У России более мужское начало, у Украины - более женское.

Важны объективные моменты. Например, в Москве собрана прекрасная школа востоковедения. Существуют интерфейсы, люди, которые могут интерпретировать события. Вовлекать людей в повестку дня, соответственно, катализировать это любопытство, интерес ко всему происходящему далеко за пределами страны. Один из моментов, над которым нам нужно поработать, - создать украинскую школу востоковедения. Коран, например, только недавно перевели на украинский язык.

Мне кажется, одна из проблем нашей сегодняшней ситуации в том, что россияне считают, будто есть какая-то общность, стержень, за который они борются . Если же признать, что на самом деле мы - разные общности, которые имеют полноценную мифологию, культуру, которая может только дополнять друг друга, тогда многие вопросы снимутся. Россияне пытаются найти какую-то славянскую общность, а нас пытаются при этом разделить. Но мы же не боремся за общие ценности, например, с японцами? Мы понимаем, что это другая цивилизация. Нужно признать, что Украина сделала другой цивилизационный выбор. Такое бывает. Противоположная точка зрения - она ни плохая ни хорошая. Просто другая.


Россияне нас убеждают, что мы были братьями . Что вкладывается в это понятие? Кто такой брат?
Как мне кажется, это человек, с которым у тебя были общие интересы, за которые ты готов отдать жизнь или пролить кровь. Были ли у нас такие общие интересы с поляками? Да, были. Получается, что все народы, с которыми мы взаимодействовали, у которых мы учились, с которыми мы боролись, в том числе за независимость, - братья. Мы лавировали между различными империями. Если посмотреть, то практически все народы, которые нас окружают, можно назвать братскими. Но ведь часто своих друзей или коллег, живущих далеко, мы любим больше, чем своего соседа. Где начинаются и заканчиваются теплые чувства к какому-то человеку, о котором ты ничего по сути не знаешь, это отдельный вопрос. Братские народы - это еще одна из ловушек.

А теперь о характерных для украинского мировоззрения особенностях . Основными чертами мозаики «украинской души» оказались: оседлость, хозяйственность, консерватизм, универсальность, миролюбие, смелость, свободолюбие, демократичность, духовность, одаренность, сентиментальность, мистицизм, сердечность, мироощущение в стиле барокко, открытость, сообразительность, хитрость, лукавство, своеволие, оптимизм, жизнерадостность, чувство юмора, поклонение женщине, уважение к семье, эротичность. Длинный список вроде бы положительных черт.

В украинском менталитете есть также «отголоски забытых недугов» , среди которых провинциальность, заниженная самооценка, «совковость», наивность, инфантильность, небрежность, замкнутость в своей группе, недостаток целеустремленности, скупость, жадность, неуважение к себе и окружению, анархичность, непоследовательность, слабая любознательность, беззаботность, амурный авантюризм.

Украинский менталитет, который формировался тысячелетиями, феерично быстро приобрел новые черты за годы независимости. Несмотря на отсутствие экономических реформ, в Украине за последние годы произошли колоссальные изменения. Словно тихий хутор проснулся от летаргического сна и начал возводить на месте сельсовета, памятника Ленину и недостроенного клуба небоскребы, супермаркеты, банки, картинные галереи. Освободившись от коммунистических иллюзий, украинцы, с одной стороны, устремились к фарватеру мировой цивилизации, а с другой, вернулись к своим извечным ценностям и архетипам. Вместе с обломками советской империи остались в прошлом ее утопические упования, надежда на даровое светлое будущее, имитация трудовой деятельности, тотальный дефицит, повальное пьянство.

Украинцы обладают качествами, которые тормозят экономическое развитие Украины. Многие из нас не могут похвастаться целеустремленностью и решительностью. Для большинства характерны осторожность, инертность, медлительность. Мы не любим рисковать, живем по принципу «авось», долго взвешивая «за» и «против». Даже при наличии знаний, эрудиции, опыта нерешительность значительно снижает «коэффициент полезности». Поэтому в Украине не хватает инициативных харизматичных личностей.

Украинец по своей натуре больше консерватор. Стремится не найти что-то новое, а сохранить уже созданное. Это определяет его неумение, а может, и нежелание идти в ногу со временем.

Украинская ментальность не имеет доминанты закона - это видно хотя бы в поведении первых лиц государства.

Любая экономическая деятельность является следствием стремления к собственной выгоде. У наших сограждан этого стремления более чем достаточно. Однако сегодня это качество парадоксальным образом является не катализатором, а тормозом развития экономики. Поясню, что имею в виду. Мир украинца всегда был ограничен его собственной усадьбой. В переносном смысле он ею ограничен и теперь. Это означает, что украинцу в принципе плевать на все, что не касается непосредственно его: собственные интересы намного выше интересов страны. Это объяснимо, ведь страны у него никогда не было. Стоит ли удивляться, что политики, которые дорвались до власти, тоже проникаются лишь собственными интересами? Патриотизм для них лишь случайный аксессуар. К тому же не хватает государственного мышления. Оно у них клановое. В отличие, скажем, от мышления лидеров Японии или стран ЕС, где есть глубокие корни государственности. Незаинтересованность украинских политиков в реформах является одним из главных тормозов развития экономики.

Из социализма в сегодняшний день перешли небрежность, халтура, лень. А традиционное украинское «свободолюбие» и самоуправство в экономической плоскости перерастают в производственную анархию, в неподчинение начальнику.

Украинец думает одно, говорит другое, а делает третье. Ему присущи такие черты как сообразительность, хитрость, лукавство. Однако в бизнесе последствием этих качеств являются непоследовательность, ненадежность, стремление обвести партнера вокруг пальца. Собственно, никуда не делось и «совковое» представление о бизнесе, для которого характерны низкий уровень предприимчивости, имитация деятельности, теневые схемы, коррупция, кумовство, стремление «урвать» все и сразу, но так, чтобы ничего не делать. Такое впечатление, что в Украине никак не может закончиться «итальянская забастовка» - все на своих местах, но никто ничего не делает.

С другой стороны, украинцу присуща такая важная национальная черта, как хозяйственность . В народных пословицах и поговорках понятия «хозяин», «хозяйка», «хозяйский ребенок» звучат не иначе как похвала. Большинство высших руководителей Советского Союза были выходцами из Украины. В украинце в генах заложено все упорядочить, наладить, отремонтировать. Дай ему волю - он горы свернет! Канадцы не ставят под сомнение то, что возрождением их аграрно-промышленного комплекса они обязаны именно украинцам. То же самое можно услышать и в Латинской Америке.


Украинец - универсал.
Он легко овладевает несколькими смежными профессиями, в затруднительных ситуациях умеет быстро найти нестандартное решение. В этом ему помогает его особое мироощущение: с витиевато-оптимистическим началом, образностью и стремлением все украшать. Это - мироощущение в стиле барокко. Оно присуще не только украинским архитекторам, художникам, писателям, но и каждому украинцу. Такой стиль мышления отличал и запорожских казаков, побеждавших не только благодаря силе, рациональной тактике или «железной» дисциплине, но и действиям, которых от них никто не ожидал. Нестандартные ходы, живость, несимметричные ответы - все это дает о себе знать как в украинской экономике, так и в геополитике. И в этом наш психологический козырь. Ведь эти качества не присущи ни европейцам, ни американцам. Западная (готическая) психокультура исповедует узконаправленную специализацию и четкое соблюдение инструкций. Между тем барочность предполагает не схематизм, а «красивость». Украинским «экономическим коньком» вполне может стать мода, производство новых видов одежды, дизайн. Мир завален безликими телевизорами, компьютерами, автомобилями. Украинец же стремится сделать все «красиво». Может, это и есть наша экономическая ниша?

Украинцам присущ здоровый прагматизм . Условно говоря, он все досконально просчитывает. Для развития экономики это отнюдь не плохо! Даже знаменитая украинская «жадность» здесь может сыграть положительную роль.

Миролюбие, неагрессивность, умение избегать столкновений - это фактор стабильности. А стабильность - залог доверия со стороны инвесторов, хорошая возможность для размещения в Украине производств западных корпораций.

Есть надежда, что экономические изменения (если они, конечно, начнутся) в нашем жизнелюбивом обществе пойдут быстро и «с огоньком». Украинцы долго запрягают, но потом их не остановить! Мгновенный прорыв вряд ли возможен. «Нельзя из плохой футбольной команды сделать чемпиона мира. Из плохой команды можно сделать хорошую, из хорошей - очень хорошую, а из нее уже и чемпиона мира», - говорил Валерий Лобановский. Украина однажды смогла попасть в высший эшелон мирового футбола. И ей вполне по силам попасть в высший эшелон мировой экономики. Главное - поставить перед собой такую цель и делать все, чтобы ее достичь.