Киевский Митрополит Константин I. Константин киевский и всея руси

, благочинный церквей Красногорского округа Московской(областной) епархии, отец четверых сыновей(один — епископ, двое — священники).

До революции призвание к священству выражалось в том, что человек рождался в семье духовенства. Общество было сословным, и другого пути, собственно, не было. А в наше время Бог призывает людей к священству по-другому. Ничто не подталкивает сына священника становиться священником или дочку — выходить замуж за будущего священника.

Конечно, всякому человеку, который любит своё дело(не только священнику, но и художнику, и композитору, и водителю) — приятно, если сын тоже любит его дело, и продолжает его(если есть что продолжать). Он этому радуется, может помочь сыну в этой области, это дополнительная почва для их общения. Но, разумеется, нехорошо, если человек будет запихивать своего ребёнка в технический институт, когда тот хочет стать музыкантом. А тем более, если речь идёт о священстве.

Не надо ставить такой цели — вырастить ребенка священником. Священство — личное призвание.

С одной стороны, я не скрываю — мне очень приятно, что трое моих детей стали священнослужителями. Но с другой стороны, и я, и матушка всячески старались не подталкивать их к этому, поддерживали любое их доброе начинание. Другие дороги были для них открыты, и мы всегда были готовы помочь. Потому что это просто несчастье для человека, если он не призван к священству, но стал священником.

Чинопоследование Литургии всегда одинаковое. Сегодня служил Литургию, вчера, и до этого служил ту же самую Литургию несколько тысяч раз. Изменения незначительные — тропари, чтения. А по сути, она одна и та же. Казалось бы, это должно наскучить. Но Литургия потому не наскучивает, что является источником жизни. Как нам не наскучивает дышать и есть. Когда человек призван к тому, чтобы служить этому Источнику — то это служение ему в утешение. А если он не призван — то в тяжесть. Есть замечательное высказывание, что все недостойны священного сана, но тех, кто призван, он подтягивает до себя, а тех, кто не призван — раздавливает.

Поэтому нарочно подпихивать сына под этот пресс, чтобы сын был раздавлен — это, конечно, безумие.

Я знаю случай, когда в семье, где многие были священниками, и ещё одного парня в священники завели, уговорили. А он потом кричал им в лицо: «Вы меня сами запихнули, сами и расхлёбывайте!». Несчастный человек. В конце концов, он перестал служить. Но не надо было его тащить. Не тащили бы — может, ничего страшного и не было бы.

Как детям не потерять благоговение к «церковному быту»?

Чтобы дети в священнических семьях не теряли благоговение — сами родители(батюшка и матушка) должны быть благочестивыми людьми: любить богослужение, чтить Бога и с благоговением относиться к службе. Тогда и дети будут относиться с благоговением. И даже, если ребёнок, может быть, в какой-то момент жизни впадёт в искушения, то, по крайней мере, не будет презирать родителей: «Мама с папой чокнутые, конечно, но люди порядочные». А когда ребёнок видит, что папа в храме и на людях — один, а дома — другой, то у него может возникнуть отвращение, и хорошо тогда если: «Я хочу быть с Богом, но не хочу быть как папа», а ведь может и сказать: «Не хочу быть таким лицемером, как папа» — и вообще всё отвергнет.

У священников, хороших священников, ревностных, есть соблазн — полностью уйти в приходскую деятельность. Но надо помнить, что семья — малая церковь, и отношение к ней должно быть такое же ревностное, как к Церкви. К своему дому отношение должно быть не менее внимательное, чем к своему приходу.

Дети и алтарь

На мой взгляд, очень глупо, когда детей вводят в алтарь, и там их лелеют. Особенно это касается настоятеля. Он своего сыночка посадил, его приголубил, просфорочку ему дал. И что? И ничего хорошего.

Бывает, что в алтаре неблагочестивая, неблагоговейная обстановка. Причём, это не всегда от нас зависит. Может быть такая ситуация, что и настоятель сделать ничего не может. Тоже надо от этого ребёнка оградить, чтобы он не соблазнялся.

Когда мои дети были маленькие, я тогда был алтарником, ходил с ними на службу, но в алтарь их не водил. Они стояли перед Царскими вратами, это самое удобное положение.

Но если обстановка в алтаре благоговейная, и если дети сами хотят там быть, то надо, чтобы они там не просто в алтаре присутствовали, а именно несли служение. Если он такой маленький, что пока ничего не может — пускай он туда не ходит. Лет в 7(кто-то и в 5) он уже много чего может, тогда наравне со всеми он может нести там послушания.

Требования должны быть одни и те же, что к взрослым, что и к детям.

Уже большой мальчик, может и со свечами пройти. В таком случае, я думаю, это может быть очень полезно. Причём, это может быть полезным не только в качестве приобщения к богослужению(хотя и это, конечно, тоже), но и с точки зрения воспитания.

Когда я был в Хабаровске настоятелем маленького храма, мой старший сын(ныне , тогда ему было 10 лет) читал, а второй(ему было 8) вёл алтарное хозяйство, готовил всё к службе. Старший до сих пор иногда вспоминает, как я его отчитал один раз, когда тот аллилуарий забыл. Но в этом нет ничего страшного, главное не переборщить, излишне не отчитать. Хорошо и очень ценно, что сыновья вместе с отцом делали одно и то же дело.

Этого у нас в обществе сейчас, к сожалению, почти совсем нет.

Переходный возраст

Святитель Феофан Затворник пишет, что в переходном возрасте подчревные пары ударяют в голову. И у всех молодых людей, кроме тех, которые еще до переходного возраста определились как христиане — сами определились, а не по родительской наводке, — эти пары всё сметают.

На примере не только своей семьи(четыре человека — не такая большая выборка, чтобы делать выводы), но и воскресной школы я вижу, что так и есть. Подавляющее большинство ребят в этом самом переходном возрасте заносит, многие совершают какие-то недостойные поступки.

Более-менее гладко — не совсем без искушений и падений, но без больших — это проходит у единиц. Из нашей воскресной школы я могу назвать едва ли десятерых, но не буду, чтобы не смутить никого. Остальные делали штрафные круги. Как в биатлоне — если стреляешь мимо цели, делаешь штрафной круг. Я уже не боюсь, просто знаю, что это, за редкими исключениями, неизбежно.

Конкретно мои сыновья не столько бунтовали против Церкви, сколько противились моему отцовскому давлению. Отношения удалось сохранить, потому что в какой-то момент я понял, что они выросли и давить на них неэффективно, и прекратил давление.

Старший сын

Старший сын() всегда выделялся среди братьев серьёзностью, и младшие его за это уважали, но неотмирным ребенком он не был. И пошутить мог, и со сверстниками играл. Христианином он себя осознал еще в детстве, поэтому относительно легко смог пережить искушения переходного возраста. Но такого стремления в монастырь, как у некоторых прирожденных иноков, у него не было. Он учился в Московской духовной академии, принял монашество, потом стал проректором Коломенской семинарии и десять лет в ней прожил, четыре года назад стал ректором.

Перед принятием монашества он долго размышлял, советовался и со мной, и с , а окончательный выбор сделал, по-моему, после беседы с архимандритом Кириллом(Павловым) , в то время духовником Лавры.

, викарий Московской епархии, ректор Коломенской духовной семинарии, старший сын протоиерея Константина.

Священническая семья — это благодатное собрание людей, потому что глава семьи приближен к Богу, является его служителем. Но отдельной темой является поведение священника в семье. Священник должен быть везде одинаков. Он должен быть везде благочестивым добрым пастырем.

Когда человек ещё только готовится к священству, ищет супругу, искать он её должен, несомненно, не по принципу сиюминутного увлечения, а с полным пониманием того, что если ты выбираешь этот путь, твоя супруга несёт часть твоих трудов. В этом и заключается труд православной матушки — быть достойной и благочестивой помощницей своему пастырю. Как ректор семинарии, могу сказать с большой ответственностью, что дети духовенства, поступающие в семинарию, далеко не всегда лучшие абитуриенты. И именно по вопросу благочестия.

Дети духовенства зачастую циники, зачастую уже знающие всю изнанку церковной жизни,

причем, зачастую не знающие доброго о церкви, но знающие о ней всё плохое. Зачастую уже потерянное благочестие, потерянное благоговение, потеряно всё, но отличное знание церковного обихода и быта. Хорошо поём, знаем как пономарить. Поэтому архиерею приходится относиться к каждому ставленнику из священнической семьи с бо́льшим вниманием, выбор ли это самого кандидата на рукоположение, или это выбор его родителей или старших родственников.

Личный выбор

Но не всегда человек, живущий в священнической семье, имеет призвание, это очень важно. Есть такая ошибка, сколько мы о ней ни говорим, она многократно повторяется многими священниками. Это« благочестивое» давление на своих сыновей с пожеланием того, чтобы они продолжили дело отца. Причем даже не всегда это давление явно. Буквально мы говорим, что у тебя есть свобода, но создаем такие условия, что человек, который в принципе не призван к этому, становится священником. А дальше происходит трагедия. Бывают для всех явные трагедии, когда человек прекращает служение или даже снимает сан. Ещё хуже, когда человек формально не отрекается от Бога, совершает богослужение, но не живет по вере в своём сердце.

Поэтому призвание не то, что к священству, призвание к христианской жизни у каждого бывает своё. И люди, живущие в церковных семьях, к Богу приходят сами. Мы детей приводим к знанию о Боге, вводим их в церковную жизнь, но вот этот некий« рубеж»: с какого-то момента он знал о Боге, а с какого-то момента он увидел Бога, и почувствовал Его, — он у каждого свой.

История благоразумного разбойника должна быть для нас очень показательной. Бандит, осужденный на смертную казнь, увидевший рядом с собой другого разбойника(ведь в его глазах Христос был тоже разбойник), и в этот момент он увидел в нём Бога, и сказал« помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!» — это было его призвание. У каждого оно своё, каждый священник может рассказать удивительные случаи, когда люди призывались очень по-разному.

Вот и особенно в церковных семьях, мы должны для своих детей делать всё, чтобы они стали христианами. Молиться о них и не давить. Потому что это передавливание, «переламывание» такое, оно не эффективно. Много реальных примеров людей, сломанных таким« благочестивым» христианским воспитанием.

Это вопрос очень тонкий, здесь надо понимать эти грани, в каких случаях, конечно, надо давить, особенно на маленького ребенка, а где нужно уметь остановиться, дать ему свободу выбора.

Пример отца должен зажигать

Проблема священнических семей часто заключается в том, что

батюшка приходит домой, и из отца Иоанна превращается в дядю Ваню,

смотрящего футбол с бутылочкой пива.

Отец всегда должен показывать пример. А зачастую наш пример не зажигает, детям нечему подражать. Ребёнок смотрит, как живёт его папа-священник и понимает, что он не хочет быть таким, как отец.

И это огромный вопрос к священникам — насколько вообще перед нами стоит главная задача, такая как благочестие? Жить по Заповедям Божиим, и жить чисто, а не «на два фронта».

Епископ Зарайский Константин (Илья Константинович Островский) родился 3 августа 1977 года в городе Москве в семье священника.

В 1994 году окончил среднюю школу и Детскую церковную музыкальную школу при Успенском храме г. Красногорска.

В 1990–1995 годах исполнял различные послушания в Успенском храме г. Красногорска.

В 1995 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1999 году.

В 1999 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2003 году.

В 1997–2002 годах исполнял иподиаконское послушание у митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

6 января 2001 года был пострижен в монашество митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием с именем Константин, в честь священномученика Константина Богородского.

15 февраля 2001 года был рукоположен митрополитом Ювеналием в сан диакона, а 2 декабря 2002 года в сан священника с возложением набедренника.

В 2002–2012 годах исполнял послушание проректора Коломенской духовной семинарии (далее в тексте - КДС) по воспитательной работе.

В 2003–2012 годах руководил хором КДС.

В 2003–2006 годах и с 2012 года по настоящее время исполняет послушание члена Епархиального совета Московской епархии.

В 2004-годах исполнял послушание секретаря Богослужебной комиссии Московской епархии. В 2012 году был освобожден от должности секретаря комиссии с оставлением в ее составе.

В 2005 году был назначен председателем Отдела религиозного образования и катехизации Московской епархии и членом Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией.

В 2006 году был награжден наперсным крестом.

В 2009–2012 годах исполнял послушание регента хора духовенства Московской епархии.

В 2011 году был назначен заведующим Миссионерско-катехизаторскими курсами Московской епархии.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 июля 2012 года был избран епископом Зарайским, викарием Московской епархии и назначен ректором КДС.

29 июля 2012 года был возведен митрополитом Ювеналием в сан архимандрита. 31 июля было совершено наречение, а 12 августа хиротония во епископа. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, архиепископ Можайский Григорий, архиепископ Верейский Евгений и епископ Солнечногорский Сергий.

В 2013 году был назначен председателем Аттестационной комиссии Московской епархии и заведующим Библейско-богословскими курсами имени преподобного Сергия Радонежского Московской епархии.

В 2014 году защитил в Московской православной духовной академии кандидатскую диссертацию по теме «История и учение секты „Церковь последнего завета“ (секта Виссариона)».

В 2014 году определением Священного Синода был включен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и назначен членом комиссии Богословия и комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения.

В 2014 году назначен сопредседателем Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией.

В 2015 году избран вице-президентом Ассоциации педагогов духовно-нравственной (православной) культуры Московской области.

Образование:

  • 1999 г. - Московская духовная семинария.
  • 2003 г. - Московская духовная академия (кандидат богословия).

Научные труды, публикации:

  • История и учение «Церкви последнего завета" (секта Виссариона) (кандидатская диссертация).

Награды:

Церковные:

  • 2000, 2010, 2013 гг. - митрополичьи грамоты;
  • 2003 г. - медаль прп. Сергия Радонежского I ст.;
  • 2008 г. - орден свт. Иннокентия Московского III ст.;
  • 2008 г. - памятная медаль « 1020-летие Крещения Руси»;
  • 2011 г. - медаль Московской епархии «За жертвенные труды» II ст;
  • 2012 г. - юбилейная медаль «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года»;
  • 2014 г. - патриарший юбилейный знак «700 лет преподобного Сергия Радонежского».
  • 2017 г. - медаль Московской епархии «За усердное служение» I ст.
  • 2018 г. - медаль Московской епархии «За просветительские труды» I ст.

Светские:

  • 2005 г. - знак губернатора Московской области «Благодарю»;
  • 2007 г. - знак губернатора Московской области «За труды и усердие»;
  • 2010 г. - почетная грамота Министерства образования Московской области;
  • 2014 г. - благодарность Губернатора Московской области.
Дата рождения: 3 августа 1977 г. Страна: Россия Биография:

Родился 3 августа 1977 г. в Москве в семье священника. Отец, протоиерей Константин Островский, — настоятель Успенского храма г. Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа, председатель Отдела по реставрации и строительству .

В 1994 г. окончил среднюю школу и детскую церковную музыкальную школу при Успенском храме г. Красногорска. В 1990-1995 гг. исполнял различные послушания в Успенском храме г. Красногорска.

6 января 2001 г. митрополитом Крутицким Ювеналием пострижен в монашество с именем Константин в честь священномученика Константина Богородского.

15 февраля 2001 г. митрополитом Крутицким Ювеналием рукоположен во диакона, а 2 декабря 2002 г. — во пресвитера с возложением набедренника.

В 2002 г. назначен проректором по воспитательной работе. С 2003 г. руководил хором Коломенской духовной семинарии и преподавал сравнительное богословие, с 2007 г. — церковное пение.

В 2003-2006 гг. — член Епархиального совета Московской областной епархии.

В 2004 г. назначен клириком Введенского храма Коломенской духовной семинарии и секретарем богослужебной комиссии Московской епархии. В 2005 г. назначен председателем отдела религиозного образования и катехизации Московской епархии и членом координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией.

В 2006 г. награжден наперсным крестом.

В 2009 г. назначен регентом хора духовенства Московской епархии, в 2011 г. — заведующим миссионерско-катехизаторскими курсами Московской епархии.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. () избран епископом Зарайским, викарием Московской епархии, и назначен на должность ректора Коломенской духовной семинарии.

Ложь – один из самых гнусных грехов. Но в то же время – один из самых распространенных. К сожалению, люди лгут часто и много. Лгут крупно и по мелочам.

Лгут все, но христианам нельзя лгать. Ведь в Евангелии говорится, что отец лжи – дьявол. Кто лжет, тот исполняет похоти дьявола .

Увы, но этот постыдный грех распространен и среди христиан. Однако нет такого греха, который не очищался бы покаянием, слезами, молитвой и постом. Образ истинного покаяния – епископ Константин.

Будущий архиерей, Козма Сергеевич Коровин родился в 1816 году в Верхнетагильском заводе в семье староверов.

Его отец был богатым человеком и значительный лицом на заводе. Благодаря этому Козма был освобожден от тяжелых работ. Впрочем, у него с детства было слабое здоровье. Он рос тихим и болезненным мальчиком.

Коровин получил хорошее образование. В молодости служил писарем при заводской конторе. Свободное время посвящал чтению, переписке и переплету церковных книг.

Это был начитанный и умный христианин, склонный к уединению и размышлениям. Он не женился. И до самой смерти жил при родительском доме в особой келье.

Своими добродетелями – благочестием и начитанностью – Коровин обратил на себя внимание пермского епископа Геннадия. В 1859 году он постриг Козму во иночество, нарек Константином и рукоположил в иерейский сан. Так на страницах летописи Русской Церкви появился священноинок Константин.

В одной из комнат родительской избы он устроил моленную, где тайно совершал богослужения, на которые собирались соседи.

Между тем власти начали всероссийскую облаву на старообрядческое духовенство. На праздник Николы Чудотворца – 6 декабря 1862 года – владыка Геннадий был схвачен в доме купца Чувакова в Екатеринбурге/

В эти же дни важные события происходили на Миасском заводе . Сюда прибыл казанский епископ Пафнутий (Шикин). Церковное руководство поручило ему рукоположить двух священноиноков в епископы.

Первым 6 декабря 1862 года был поставлен Савватий, будущий московский архиепископ. А 8 декабря Пафнутий и Савватий рукоположили верхнетагильского затворника Константина.

Савватию было поручено управление общинами в Сибири, Константину – приходами в окрестностях Оренбурга. Однако по слабости здоровья он не поехал к пастве, а возвратился домой.

Вскоре полиция начала охоту на владыку Константина. Впервые епископ чуть не попался 15 марта 1864 года. В этот день он вместе со своим помощником архимандритом Викентием (Носовым) служил литургию в доме купца Чаусова в Нижнетагильском заводе .

Константин успел покинуть дом до появления полиции. Но в руки властей попал Викентий.

Полицейские приняли его за епископа и отправили в Пермь в тюрьму. А настоящий архиерей уехал в Верхний Тагил. Здесь 3 мая 1864 года он и был пойман властями.

Ловили Константина по всем правилам охотничьей премудрости. Сначала местный никонианский священник донес властям, что старообрядческий епископ укрывается у себя дома. Тогда к архиерею был подослан разведчик, удостоверившийся, что архиерей в своей келье.

В Верхний Тагил прибыл вооруженный отряд. Были перекрыты все выезды из поселка, на дорогах устроены засады.

Рано утром 3 мая избу Коровиных оцепили полицейские, солдаты и казаки. Шум разбудил сестер епископа. Они глянули в окно, увидели толпу и поняли: происходит что‑то неладное.

Казаки стучали в ворота и требовали впустить. Но сестры не открывали. Тогда казаки приставили к забору лестницу и по ней залезли во двор.

Слыша людской говор и не понимая, что происходит, архиерей вышел на улицу. Он оцепенел, увидев полицейских, а они прошли в его келью и начали обыск. Затем отправились осматривать дом, моленную, подпол и дворовые постройки.

У Константина нашлись письма, в которых он упоминался как епископ. Архиерея взяли под стражу и доставили через Екатеринбург в Пермь. В темнице он провел два года, пока шло следствие.

На допросах Константин струсил и солгал: он не архиерей, а простой мирянин. Однако ему были представлены письма, найденные при обыске. Архиереем назвал Константина и архимандрит Викентий – на очной ставке.

Малодушие Константина стало известно другим старообрядческим епископам, и они в письмах просили собрата не отрекаться перед властями от святительского сана.

Константин был отпущен домой в июне 1866 года. Его вынудили дать подписку, что впредь он не будет именоваться епископом. Через год дело архиерея закончилось. В ноябре 1867 года суд признал его виновным в устройстве моленной, но освободил от наказания.

Муки совести терзали Константина. И он отправил архиепископу Антонию письмо, в котором покаялся в великом преступлении – отречении от сана. И получил прощение.

Тюремное заключение окончательно подавило волю архиерея. Он совершенно устранился от всех дел. Однако церковное руководство стало требовать, чтобы епископ вернулся к управлению паствой. И с середины 1870‑х годов Константин снова взялся за духовные дела.

Архиерею тяжело жилось в Верхнем Тагиле. Он не мог выезжать из дома. За ним был установлен надзор полиции и никонианского духовенства. Поэтому церковным служением епископ занимался с большой осторожностью.

Константин почил 18 сентября 1881 года, успев перед смертью принять схиму. Хоронить его приехали из Екатеринбурга священник Иоанн Попов и священноинок Трифилий (Бухалов), который недолюбливал усопшего. Он считал, что Константин, отказавшись именоваться епископом, отрекся от святительского сана.

К тому времени, когда Иоанн и Трифилий прибыли в Верхний Тагил, тело архиерея окоченело. Священноинок стал требовать, чтобы Константина погребали как простого чернеца. Но собравшиеся христиане упросили хоронить его как епископа. Тогда по церковному уставу Трифилий приступил к облачению почившего в святительские одежды.

И тут произошло чудо. Члены окоченевшего тела сделались гибкими, как у живого человека. Это потрясло Трифилия. Он раскаялся в своей неприязни к усопшему, плакал и все повторял:

– Жив человек!

Владыку Константина похоронили в Верхнем Тагиле на староверческом кладбище. На могиле был установлен деревянный крест и положена каменная плита. Сто лет назад могилу еще можно было увидеть.

Бо-лее 850 лет на-зад ото-шел ко Гос-по-ду бла-жен-ный Кон-стан-тин, мит-ро-по-лит Ки-ев-ский и всея Рос-сии.

В 1155 го-ду Ро-сто-во-Суз-даль-ский князь Юрий Дол-го-ру-кий всту-пил в пер-во-пре-столь-ный град Ки-ев и стал ве-ли-ким кня-зем. Объ-еди-нив по-чти всю Рус-скую зем-лю, Юрий Дол-го-ру-кий при-сту-пил к раз-ре-ше-нию цер-ков-ных дел, тре-бо-вав-ших устро-е-ния с 1145 го-да, ко-гда мит-ро-по-лит Ки-ев-ский Ми-ха-ил оста-вил ка-фед-ру и уда-лил-ся в Кон-стан-ти-но-поль (в 1147 го-ду ве-ли-кий князь Изя-с-лав Мсти-сла-вич и Со-бор рус-ских епи-ско-пов по-ста-ви-ли мит-ро-по-ли-том Ки-ев-ским Кли-мен-та Смо-ля-ти-ча без уча-стия Кон-стан-ти-но-поль-ско-го Пат-ри-ар-ха, но не все епи-ско-пы со-гла-си-лись с этим, и в Рус-ской Церк-ви на-ча-лась сму-та).

По ини-ци-а-ти-ве кня-зя Юрия Дол-го-ру-ко-го бы-ли про-ве-де-ны успеш-ные пе-ре-го-во-ры с Кон-стан-ти-но-по-лем. В ян-ва-ре 1156 го-да в Кон-стан-ти-но-по-ле по-лу-чил по-свя-ще-ние на Ки-ев-скую ка-фед-ру мит-ро-по-лит Кон-стан-тин, ко-то-рый в том же го-ду при-е-хал в Ки-ев. Пе-ред от-прав-ле-ни-ем в свою се-вер-ную мит-ро-по-лию он в ян-ва-ре то-го же го-да участ-во-вал в Кон-стан-ти-но-поль-ском Со-бо-ре, об-суж-дав-шем во-прос о Ев-ха-ри-сти-че-ской Жерт-ве. Цер-ков-ный Со-бор Рус-ской Церк-ви в со-ста-ве мит-ро-по-ли-та Кон-стан-ти-на и епи-ско-пов Кось-мы По-лоц-ко-го и Ма-ну-и-ла Смо-лен-ско-го при-сту-пил к вос-ста-нов-ле-нию ка-но-ни-че-ских норм цер-ков-ной жиз-ни: свя-щен-но-дей-ствия мит-ро-по-ли-та Кли-мен-та бы-ли «ис-про-верг-ну-ты», а князь Изя-с-лав Мсти-сла-вич под-верг-нут стро-го-му со-бор-но-му осуж-де-нию.

Мит-ро-по-лит Кон-стан-тин за-ме-щал ар-хи-ерей-ские ка-фед-ры епи-ско-па-ми-гре-ка-ми, стре-мясь тем са-мым сде-лать невоз-мож-ным по-вто-ре-ние Со-бо-ра 1147 го-да. В Суз-даль на ме-сто ли-шен-но-го ка-фед-ры Несто-ра был на-зна-чен грек Леон, в Чер-ни-гов - грек Ан-то-ний. По всей ве-ро-ят-но-сти, гре-ком был и Кось-ма, по-став-лен-ный епи-ско-пом на вновь учре-жден-ную ка-фед-ру в Га-ли-че. В Пе-ре-я-с-лавль-За-лес-ский был по-став-лен епи-скоп Ва-си-лий. В Нов-го-ро-де Ве-ли-ком на ве-че был из-бран епи-ско-пом Ар-ка-дий.

Князь Юрий Дол-го-ру-кий при-слу-ши-вал-ся к мне-нию мит-ро-по-ли-та в го-судар-ствен-ных во-про-сах. Так, на-при-мер, бла-жен-ный Кон-стан-тин и ки-ев-ские игу-ме-ны про-си-ли Юрия не вы-да-вать кня-зя Ива-на Бер-лад-ни-ка в ру-ки кня-зя Га-лиц-ко-го Яро-сла-ва.

15 мая 1158 го-да Юрий Дол-го-ру-кий скон-чал-ся. Не лю-бив-шие его ки-ев-ляне на-ча-ли гра-бить кня-же-ское иму-ще-ство и «из-би-вать» суз-даль-цев по го-ро-дам и се-лам. Смерть Юрия Дол-го-ру-ко-го поз-во-ли-ла за-хва-тить ве-ли-ко-кня-же-ский стол Изя-с-ла-ву Да-ви-до-ви-чу, но в кон-це 1158 го-да он был из-гнан из Ки-е-ва Яро-сла-вом Га-лиц-ким и Мсти-сла-вом Изя-с-ла-ви-чем, ре-шив-ши-ми пе-ре-дать сто-ли-цу кня-зю Смо-лен-ско-му Ро-сти-сла-ву.

Мит-ро-по-лит Кон-стан-тин, стре-мясь из-бе-жать ме-сти Мсти-сла-ва, сы-на пре-дан-но-го при нем ана-фе-ме Изя-с-ла-ва, уда-лил-ся в Чер-ни-гов, где кня-жил Свя-то-слав Оль-го-вич, друг и со-юз-ник Юрия Дол-го-ру-ко-го, а епи-ско-пом был грек Ан-то-ний. Здесь мит-ро-по-лит Кон-стан-тин вне-зап-но за-бо-лел. Пред-чув-ствуя свою кон-чи-ну, он при-звал епи-ско-па Ан-то-ния и вру-чил ему за-пе-ча-тан-ную гра-мо-ту, взяв клят-вен-ное обе-ща-ние ис-пол-нить все, что в ней на-пи-са-но. Ко-гда по-сле кон-чи-ны мит-ро-по-ли-та Кон-стан-ти-на епи-скоп Ан-то-ний рас-пе-ча-тал пе-ред кня-зем Свя-то-сла-вом это за-ве-ща-ние и про-чел его, все при-сут-ство-вав-шие бы-ли по-ра-же-ны: «По-сле мо-ей смер-ти не пре-да-вай-те по-гре-бе-нию те-ло мое, но, при-вя-зав ве-рев-ки к но-гам мо-им, из-вле-ки-те ме-ня из го-ро-да и брось-те на съе-де-ние псам».

Князь и епи-скоп изу-ми-лись ве-ли-ко-му сми-рен-но-муд-рию мит-ро-по-ли-та, и Ан-то-ний, хо-тя с ужа-сом и мно-ги-ми сле-за-ми, ис-пол-нил, ра-ди клят-вы, его за-ве-ща-ние. Ужас-нул-ся и на-род неслы-хан-но-му де-лу. Са-мо-осуж-ден-ное те-ло ле-жа-ло три дня и три но-чи невре-ди-мым; ни-ка-кой зверь не мог к нему при-кос-нуть-ся, и каж-дую ночь над ним вид-ны бы-ли ог-нен-ные стол-пы. То-гда князь Свя-то-слав, про-ник-нув-шись стра-хом су-да Бо-жия, по-слал ска-зать о том в Ки-ев ве-ли-ко-му кня-зю Ро-сти-сла-ву; ве-лел под-нять свя-ти-те-ля Хри-сто-ва и с ве-ли-кой че-стью нести в чер-ни-гов-ский Спа-со-Пре-об-ра-жен-ский со-бор. Там и по-ло-же-но бы-ло те-ло его, под-ле кня-зя Иго-ря Яро-сла-ви-ча. Все три дня в Ки-е-ве и в иных ме-стах бу-ше-ва-ла бу-ря. Рас-ка-ты гро-ма не пре-кра-ща-лись, мол-ния по-ра-зи-ла двух пре-сви-те-ров, двух диа-ко-нов и че-ты-рех мир-ских лю-дей. Но в Чер-ни-го-ве во все эти дни яр-ко све-ти-ло солн-це, и, как толь-ко бы-ло по-гре-бе-но свя-щен-ное те-ло, по-всю-ду на-сту-пи-ла ти-ши-на; все, ди-вясь про-ис-шед-ше-му, сла-ви-ли Бо-га. У мо-щей по-чив-ше-го свя-ти-те-ля ста-ли со-вер-шать-ся мно-го-чис-лен-ные чу-дес-ные ис-це-ле-ния.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.