Святитель Григорий: Богослов и учитель Вселенной. Молитва святителю Григорию Богослову

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ (Γρηγόριος ό Θεο-λόγος), Назианзин (греческий Nαζιανζηνός) [между 326-330, местечко Арианз, близ города Назианз, Каппадокия (современная Турция) - 389 или 390, там же], святитель, архиепископ Константинопольский (около 380-381), один из крупнейших богословов древней Церкви, один из каппадокийских отцов, разработавших в контексте арианских споров 4 века основы богословия Святой Троицы, отец и учитель Церкви, христианский святой.

Родился в христианской семье; в 328 или 329 отец Григория был избран епископом Назианза, управлял кафедрой вплоть до своей смерти в 373 или 374. Один из образованнейших людей своего времени, Григорий Богослов учился в Кесарии Каппадокийской, затем в Кесарии Палестинской, Александрии, Афинах. По возвращении в Назианз (после 357) Григорий избрал уединение, посвятив себя изучению богословских трудов, однако позднее был рукоположен отцом в пресвитеры (362); около 372, по настоянию своего друга святителя Василия Великого, стал епископом города Сасима. По смерти императора Валента Григорий Богослов - в Константинополе, где возглавил никейскую партию в арианском окружении. После восшествия на престол покровительствовавшего ей императора Феодосия I и ослабления позиций ариан Григорий Богослов был избран на Константинопольскую кафедру (380). Один из основных участников Константинопольского собора 381 (2-го Вселенского; смотри Вселенские соборы). Утверждая веру в Святого Духа, равночестного по божеству Отцу и Сыну, столкнулся с оппозицией староникейской партии, для которой преимущественно важным было утверждение единосущия Сына Отцу; вследствие конфликтов в среде высшего духовенства был вынужден покинуть столичную кафедру (381). До 383 - на Назианзской кафедре (впоследствии на неё был избран родственник Григория Богослова - Евлалий). Последние годы жизни провёл в семейном поместье в Арианзе, посвятив себя литературному труду.

Сочинения Григория Богослова можно разделить на 3 группы: 45 гомилий (слов, проповедей), более 240 писем, около 400 поэм и стихотворений. Из 45 слов Григория Богослова особенно важны Слова 27-31-е, известные под названием «Пять Слов о богословии», посвящённые учению о Святой Троице и принёсшие Григорию прозвание Богослова (впервые засвидетельствовано в документах Халкидонского собора 451). «Слово о поставлении епископов и о догмате Святой Троицы», а также «О соблюдении доброго порядка в собеседовании о Боге» направлены на защиту православного учения о Святой Троице в контексте антиарианской и антимакедонианской полемики. Среди проповедей, произнесённых по случаю праздничных дней, особенно значимы следующие: на Богоявление, или Рождество Христово (Слово 38-е), а также на Святую Пасху (Слово 45-е; произнесена в Арианзе в день Пасхи, посвящена объяснению искупительной жертвы Христа). Как исторический источник интерес представляют надгробные речи, в частности похвала Василию Великому (Слово 43-е), речи против римского императора Юлиана Отступника, составленные уже после его смерти, и «Слово по поводу бегства в Понт» (Слово 3-е), переработанное позднее в трактат о пастырском служении.

Большая часть писем Григория Богослова датируется последними годами его жизни и носит преимущественно частный характер (собраны Григорием Богословом по просьбе родственника Никовула). Исторический интерес представляют письма Григория Богослова к святителю Василию Великому, вероучительный - два письма к Кледонию и одно к патриарху Нектарию Константинопольскому (381-397), в которых представлены рассуждения о природе Христа и критика учения Аполлинария Лаодикийского (около 310-390) (смотри Аполлинарианство). В своих письмах Григорий Богослов следовал принципам эпистолярного стиля, изложенным в 51-м письме.

Поэмы Григория Богослова, традиционно подразделяемые на богословские и исторические, также датируются последними годами его жизни, их большая часть ближе к риторическим упражнениям, чем к собственно поэзии. Особый интерес представляет поэтическая автобиография Григория Богослова. Его творения замечательны по богословской глубине и красоте языка, поэтому некоторые из них стали частью церковного богослужения.

Труды Григория Богослова оказали огромное влияние на христианское богословие последующих веков, затронув такие его важнейшие аспекты, как богопознание, триадология, христология, пневматология, сотериология.

Вместе с Василием Великим и Григорием Нисским Григорий Богослов утверждал абсолютную недоступность для человеческого разума познания Божественной сущности. Предполагавшим возможность этого познания учениям евномиан, оригенистов и др. каппадокийские отцы противопоставили апофатическое богословие и учение о Триедином Боге. В богословской полемике Григорий Богослов использует образ восходящего на гору Моисея в качестве аллегории стремящейся к Богу души. Человек не может видеть Бога телесными очами: воплощённый Бог, Христос - Слово, ставшее плотью, - не только являет нам Бога, но и, подобно скале в эпизоде явления Славы Господней Моисею (Исх. 33:18-23), укрывает человека от всепоглощающего огня Его присутствия. Тело Христа - словно тёмное стекло, сквозь которое мы можем созерцать Бога. Таким образом, апофатическое богословие каппадокийцев допускает лишь отрицательные утверждения о Боге, фактически описывая то, чем Бог не является; однако это не устраняет возможности существования положительного опыта: познание Божества возможно через Его величие, явленное и видимое в тварях.

Григорий Богослов отстаивал троичность Бога. В его описании Святой Троицы особенно важно, что изначальное единство Божества, именуемое монархией (единоначалием), - «равночестность природы, единодушие воли, тождество движения и возвращение к Единому Тех, что от Единого» (Слово 29-е, 2) - относится к Божеству в целом, а не только к Богу Отцу. Единство Божества сохраняется с признанием трёх равных, совечных и единосущных Ипостасей, или Лиц. Вне нарушения Божественного единства Лиц это означает подчинение по отношению, а не по сущности. В «Слове на святое Крещение» Григорий Богослов так говорит о Святой Троице: «Сие исповедание вверяю тебе ныне, с ним погружу в купель, с ним и изведу. Его даю тебе на всю жизнь товарищем и заступником - единое Божество и единую Силу, Которая обретается в Трёх единично и объемлет Трёх раздельно, без различия в сущностях или естествах, не возрастает и не умаляется через прибавления и убавления, повсюду равна, повсюду та же, как единая красота и единое величие неба... Когда совокупляю в умосозерцании Трёх, вижу единое светило, не умея разделить или измерить соединённого света». Для Григория Богослова Дух Святой есть Бог, третье Лицо Святой Троицы, единосущное Отцу и Сыну. Три Лица Троицы определяются так называемыми характеристиками, или свойствами, по отношению друг к другу. Каждая Ипостась есть проявление одной и той же Божественной сущности, но при этом каждая обладает собственными личными характеристиками. Отец есть рождающий и изводящий, Сын - рождённый от Отца, Дух - исходящий от Отца, живущий одной жизнью с нерождённым Отцом и рождённым Сыном и обладающий с Ними одной и той же Божественной сущностью.

Григорий Богослов принимал участие в споре о личности Христа, который в полную силу разгорелся только в 5 веке. Полемизируя с христологическим учением Аполлинария Лаодикийского, Григорий Богослов утверждал, что Христос был «всецелым» Человеком, обладавшим душой и телом человека. Христологические взгляды Григория Богослова изложены в его письмах к Кледонию: «Мы не отделяем в Нём человека от Божества, но учим, что один и тот же - прежде не человек, но Бог и Сын единородный, предвечный, не имеющий ни тела, ни чего-либо телесного, а потом и человек, воспринятый для нашего спасения, подлежащий страданию по плоти, бесстрастный по Божеству, ограниченный по телу, не ограниченный по духу, один и тот же - земной и небесный, видимый и умопредставляемый, вместимый и невместимый, чтобы всецелым человеком и Богом воссоздан был всецелый человек, падший под грех... Если кто понадеялся на человека, то он действительно не имеет ума и не достоин быть всецело спасён, ибо не воспринятое не уврачевано, но что соединилось с Богом, то и спасётся» (Послание 1-е «К пресвитеру Кледонию против Аполлинария»). Этот аргумент Григория Богослова основан на вере в то, что Христос воспринял всего человека с душой и телом, ибо «не воспринятое не исцелено», а следовательно, мы не спасены. Богословие Халкидонского собора 451 (4-го Вселенского) уточнило христологическую терминологию, но принцип взаимообщения свойств двух природ во Христе, который отстаивал Григорий Богослов, будет положен в основу учения, принятого собором.

Древнейшее изображение Григория Богослова представлено фреской 7 века в росписи римской церкви Санта-Мария-Антиква. Образ Григория Богослова часто встречается в композиции Собора Трёх Святителей (например, мозаика середины 12 века, Палатинская капелла, Палермо; икона «Три святителя», Псков, 2-я половина 16 века, ГИМ).

День памяти в православной церкви - 25 января (7 февраля), а также в Соборе Трёх Святителей - 30 января (12 февраля); в католической церкви - 2 января. Часть мощей, пребывавшая в соборе Святого Петра в Риме (с 950 до начала 13 века мощи пребывали в церквах Константинополя), в ноябре 2004 была передана папой Римским Иоанном Павлом II (1978-2005) Константинопольскому патриархату. Глава Григория Богослова пребывает в Успенском соборе Московского Кремля (с 1653).

Соч.: Migne PG. Т. 35-38; Творения. М., 1843-1848. Т. 1-6; Творения. Сергиев Посад, 1994. Т. 1-2; Собрание творений. Минск; М., 2000. Т. 1-2.

Лит.: Агапит, архимандрит. Жизнь святого Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, и его пастырская деятельность. СПб., 1869; Говоров А. В. Святой Григорий Богослов как христианский поэт. Казань, 1886; Виноградов Н. П. Догматическое учение святого Григория Богослова. Казань, 1887; Fleury Е. Saint Grégoire de Nazianze et son temps. Р., 1930; Plagnieux J. Saint Grégoire de Nazianze théologien. Р., 1952; Ruether R. Gregory of Nazianzus, rhetor and philosopher. Oxf., 1969; Winslow D.F. The dynamics of salvation: а study in Gregory of Nazianzus. Camb., 1979; Иларион (Алфеев), игум. [епископ]. Жизнь и учение святого Григория Богослова. СПб., 2000; Мейендорф И., протоиерей Введение в святоотеческое богословие. 4-е изд. К., 2002; Георгий Флоровский, протоиерей Восточные отцы церкви. М., 2003.

Григорий Назианзин (более известный как Григорий Богослов) - знаменитый христианский деятель, один из отцов церкви, соратник, друг . Родился примерно в 330 г. неподалеку от города Назианз Каппадокийский и был ребенком священника, впоследствии епископа Назианского, и женщины по имени Нонна, которая была причислена к лику святых.

Мальчик учился сначала дома, а затем его отправляли получать образование в Кесарию Каппадокийскую, Кесарию Палестинскую, Александрию. В 350 г. Григорий отправился изучать различные науки в Афины, где состоялось его знакомство с Василием Великим, и эта встреча сыграла немаловажную роль в его биографии.

Завершив обучение, какое-то время Григорий был преподавателем в Афинах. В 358 г. состоялось его возвращение на родину. К этому времени его отец имел сан епископа и собственноручно покрестил 30-летнего сына. Тому по душе оказалась монашеская жизнь, и скоро его новым местом жительства стал монастырь, который Василий Великий основал в собственном имении в Понте.

В 361 г. отец настоял на том, чтобы Григорий возвратился домой, где его рукоположили в пресвитеры. Ему пришлось много помогать отцу на Назианской кафедре, который в то время вел активную борьбу против захвата христианских храмов войсками императора Юлиана Отступника.

В лице святителя Григория нашел верного соратника в деле противостояния арианству и Василий Великий. Создав епархию в городе Сасим, он пригласил Григория на пост хорепископа. Его просьбу поддержал и отец, и в итоге, уступая, скорее, настояниям, чем велению сердца, Григорий в 372 г. становится епископом Сасимским. Служение было недолгим: не совершив ни одной службы, новоиспеченный епископ покинул пост в пользу пребывания в пустыне и тем самым испортил их отношения с Василием Великим. Тем не менее ему снова пришлось возвратиться в Назианз, и он помогал престарелому отцу управлять епархией до самой его кончины. Визит Василия Великого на его похороны поспособствовал потеплению отношений между двумя друзьями юности. Его смерть 1 января 379 г. стала для Григория огромным ударом.

В том же 379 г. трон императора занял Феодосий, симпатизировавший аникейцам. Григорий, к тому времени снискавший славу ярого защитника веры и талантливого проповедника, был приглашен новым императором возглавить Константинопольскую архиепископию. Именно в тот период его стали называть Богословом, его блестящие проповеди, свидетельствующие о даре оратора, никого не оставляли равнодушными. Некоторое время святитель Григорий председательствовал на Церковном Соборе, однако вынужден был покинуть Константинополь, поскольку стал жертвой клеветы.

Вернувшись на родину, он снова стал главой епархии в Назианзе, уступив просьбам горожан, но давалось ему подобное служение тяжело – и морально, и физически. После того как в 383 г. по состоянию здоровья его наконец освободили от руководства Назианзской кафедрой, Григорий Богослов проводил большую часть времени в своем фамильном имении, где активно занимался сочинительством. В то же время святитель не был затворником: он часто посещал обители, уезжал на лечение. Наряду с богословскими трудами в этот период была написана его автобиография. Всего же его наследие, глубоко почитаемое христианами всего мира, включает 45 «Слов», 245 «Посланий», более полутысячи стихотворений.

25 января 389 г. Григорий Богослов умер в родном Назианзе. Великого церковного деятеля похоронили там же, однако его мощи перевозили в Константинополь и позднее – в Рим. Сегодня они хранятся в Стамбуле, в церкви св. Георгия.

Биография из Википедии

Григо́рий Богосло́в (греч. Γρηγόριος ὁ Θεολόγος, Григо́рий Назианзи́н , греч. Γρηγόριος Ναζιανζηνός; ок. 325, Арианз - 389, Арианз) - архиепископ Константинопольский, христианский богослов, один из Отцов Церкви, входит в число Великих каппадокийцев, близкий друг и сподвижник Василия Великого.

Почитается в лике святителей. Память совершается в Православной церкви 25 января (7 февраля) и 30 января (12 февраля) (Собор трёх святителей); в Римско-католической церкви - 2 января. Кроме того, Константинопольская патриархия в 2004 году установила празднование 30 ноября в честь перенесения из Рима в Стамбул мощей Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Жизнеописание

Юные годы

Григорий родился около 325 года, в Арианзе, близ Назианза Каппадокийского. Его родителями были епископ Назианзский Григорий и Нонна. В семье кроме Григория был его брат Кесарий и сестра Горгония. Все члены семьи почитаются как святые.

О своих родителях Григорий впоследствии писал в цикле стихов «О собственной жизни »:

Матерь моя, наследовав от отцов богоугодную Веру, и на детей своих наложила золотую сию цепь. В женском образе нося мужественное сердце, она для того только касается земли и заботится о мире, чтобы всё, и даже саму здешнюю жизнь, преселить в жизнь небесную… А родитель прежде, служа идолам, был дикой маслиной, но привился к стеблю маслины доброй и столько принял в себя соков благородного корня, что закрыл собой дерево, и многих напитал медоточными плодами, он сед волосами и вместе сед умом, приветлив, сладкоречив, это новый Моисей или Аарон, посредник между людьми и небесным Богом… От такого родителя и от такой матери произошёл я.

Получив начальное домашнее образование, Григорий обучался в Кесарии Каппадокийской и Кесарии Палестинской, а затем и в Александрии. Осенью 350 года Григорий отправился в Афины, где изучал риторику, поэзию, геометрию и астрономию: «Афины - обитель наук, Афины для меня подлинно золотые и доставившие мне много доброго ». В Афинах Григорий познакомился с трудами Платона и Аристотеля . Несмотря на то, что в то время при изучении трудов данных философов больше внимания уделялось их стилю, а не учению, на теологию Григория неоплатонизм оказал сильное влияние. По мнению академика Г. Г. Майорова «Григорий и терминологически, и по существу близок к неоплатоникам ».

Во время обучения Григорий познакомился с Василием Великим, будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской. Вместе с Григорием и Василием в Афинах обучался будущий император и гонитель христиан Юлиан Отступник.

После окончания обучения Григорий остался в Афинах, где некоторое время преподавал риторику. В 358 году, когда его отец уже был епископом, Григорий вернулся домой и в тридцатилетнем возрасте принял крещение от своего отца. После этого, Григорий, склонный к монашеской жизни, удалился в монастырь, основанный Василием Великим в Понте в своём имении на реке Ирис. О годах, проведённых в монастыре, Григорий позднее писал в своих письмах Василию:

Кто даст мне сии псалмопения, бдения и молитвенные к Богу переселения? Кто даст жизнь как бы невещественную и бесплотную? Кто даст согласие и единодушие братьев, которых ты ведёшь на высоту и к обоженью? Кто даст соревнование и поощрение к добродетели, которое мы ограждали письменными уставами и правилами? Кто даст трудолюбие в чтении Божьих словес, и при путеводительстве Духа обретаемый в них свет?

Письмо 9 «К Василию Великому»

Во время жизни в монастыре Григорий вместе с Василием изучал труды Оригена и составил из его произведений выписки, известные под именем «Филокалии ».

Священство и епископство

В 361 году по настоянию отца Григорий вновь вернулся домой и был рукоположён в пресвитеры. После рукоположения Григорий, видя в священстве препятствие к созерцательной монашеской жизни, вновь удалился в монастырь Василия. Вернувшись в 362 году домой, Григорий на пасхальном богослужении произнёс свою первую проповедь, получившую название «Слово на Пасху и о своём промедлении ».

Начало его церковной деятельности совпало с периодом правления императора Юлиана Отступника, гонения которого затронули и Назианскую кафедру его отца. Император направил в Назианз войска с поручением захватить христианские храмы. Григорий-старший со своей паствой организовал сопротивление, предотвратившие захват церквей. В этот период Григорий вновь удалился к Василию Великому.

В конце 363 года отец Григория, не вникая в тонкости богословия, подписал омиусианский символ веры, чем вызвал раскол в своей епархии. Раскол продолжался недолго, но Григорию пришлось защищать своего отца - он написал «Слово по случаю возвращения монахов в лоно церкви ». Деятельность Григория в этот период показывает, что он вникал в дела управления епархией и становился постепенно со-епископом назианзской церкви.

Когда Василий Великий стал архиепископом Кесарии Каппадокийской, он около 371 года обратился к Григорию с просьбой стать епископом города Сасима, где Василием была создана епархия. Это предложение было сделано в рамках проводимой Василием борьбы с арианством в Каппадокии для которой требовались верные ему хорепископы. Григорий колебался, но на епископстве настаивал его отец и в 372 году Григорий был рукоположён в епископа Сасимского. Григорий, не желавший архиерейства, недолго пробыл в Сасимах и, не совершив там ни одной службы и не рукоположив ни одного клирика, вернулся домой. Впоследствии Григорий так вспоминал о доставшейся ему кафедре:

На большой дороге, пролегающей через Каппадокию, есть место обычной остановки проезжих, где одна дорога делится на три, место безводное, не произращающее и былинки, лишённое всех удобств, селение ужасно скучное и тесное. Там всегда пыль, стук от повозок, слезы, рыдания, собиратели налогов, орудия, пытки, цепи, а жители - чужеземцы и бродяги. Такова была церковь в моих Сасимах! Вот какому городу (подлинно это великодушие!) отдал меня тот, кому было мало пятидесяти хорепископов.

После бегства из Сасима Григорий вновь удалился в пустынь, где проводит около трёх лет. В своих письмах он неоднократно обвинял Василия в том, что он вовлёк его в свою борьбу с арианством:

Укоряешь меня в лености и в нерадении, потому что не взял твоих Сасимов, не увлекся епископским духом, не вооружаюсь вместе с вами, чтоб драться, как дерутся между собой псы за брошенный им кусок. А для меня самое важное дело - бездействие. …и думаю, что, если бы все подражали мне, то не было бы беспокойств Церквам, не терпела бы поруганий вера, которую теперь всякий обращает в оружие своей любви к спорам.

Письмо 32 «К Василию Великому»

По просьбе престарелого отца Григорий вернулся в Назианз и помогал ему в управлении епархией до его смерти в 374 году. На похороны отца Григория приехал Василий Великий и произнёс надгробное слово, восхвалявшее заслуги усопшего. Считается, что в это время произошло примирение Григория с Василием. После смерти отца Григорий некоторое время руководил назианзской епархией, но, не считая себя вправе занять престол своего отца, удалился в Селевкии в надежде, что в его отсутствие будет выбран новый епископ. Однако по просьбе жителей Григорий вернулся в Назианз и продолжил управление церковью.

1 января 379 года скончался Василий Великий. Это потрясло Григория, он писал: «И это выпало на мою скорбную долю - услышать о смерти Василия, об исходе святой души, которым ушла она от нас и преселилась к Господу, всю жизнь свою превратив в заботу об этом!». Впоследствии, будучи уже на покое, Григорий написал на смерть друга Надгробное Слово , ставшее одним из лучших его сочинений.

Архиепископ Константинопольский

19 января 379 года византийским императором стал Феодосий, который, в отличие от своего предшественника Валента (умер 9 августа 378 года), покровительствовал никейцам, а не арианам. В этом же году к Григорию, имевшему репутацию блестящего проповедника и защитника никейской веры, из Константинополя прибыла небольшая группа никейцев с просьбой прибыть в столицу империи и поддержать их в борьбе против арианства и аполлинарианства.

Григорий принял предложение и приехал в Константинополь. Город в течение сорока лет был в руках ариан, которым принадлежали почти все храмы города, включая Святую Софию и церковь Святых Апостолов. Григорий Нисский так писал о столице империи в тот момент:

Одни, вчера или позавчера оторвавшись от чёрной работы, вдруг стали профессорами богословия. Другие, кажется прислуги, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом. Все полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки.

Григорий остановился в доме своих родственников и в одной из комнат начал совершать богослужения, назвав этот домовой храм Анастасия (греч. Αναστασία - «Воскресение »). В этой церкви летом 380 года Григорий произносит свои знаменитые пять Слов «О Богословии », которые принесли ему славу «Богослова».

С момента приезда в столицу Григорий подвергся преследованию со стороны ариан: его обвинили в тритеизме (будто он вместо единого Бога проповедует много богов), а позже начались попытки физической расправы. В Великую субботу 379 года, когда Григорий совершал таинство крещения в своём храме, в него ворвалась толпа ариан, среди которых были константинопольские монахи, и начали требовать изгнания Григория, а потом стали кидать в него камни. Григорий был отведён к городским властям, которые хотя и были неблагосклонны к нему, но не поддержали ариан и Григорий остался в Константинополе.

24 ноября 380 года в Константинополь прибыл император Феодосий, который своим приказом передал в руки православных кафедральный храм Двенадцати Апостолов и Святую Софию. После разговора с Григорием Феодосий решил лично ввести его в храм Софии. По воспоминаниям самого Григория, император завершил разговор с ним следующими словами: «Через меня, сказал он, Бог дает тебе и твоим трудам этот храм ».

Наступило назначенное время. Храм окружен был воинами, которые в вооружении, в великом числе, стояли рядами. Туда же, как морской песок, или туча, или ряд катящихся волн, стремился, непрестанно прибывая, весь народ, с гневом и мольбами, с гневом на меня, с мольбами к Державному. Улицы, ристалища, площади, даже любое место, дома с двумя, с тремя жилищами наполнены были снизу доверху зрителями, мужчинами, женщинами, детьми, старцами. Везде суета, рыдания, слезы, вопли - точное подобие города, взятого приступом.

Стихотворение, в котором Святой Григорий пересказывает жизнь свою

27 ноября Григорий вошёл в храм, когда он уже скрылся в алтаре, на пасмурном небе появилось солнце, и народ, расценив это как Божий знак, начал требовать вверить Григорию Константинопольскую церковь. Это полностью соответствовало планам императора Феодосия. Григорий согласился, для его утверждения на кафедре и решения вопросов, связанных с ересями, был созван церковный собор, получивший название второго Вселенского .

Второй Вселенский собор

Второй Вселенский собор (миниатюра IX века к сочинениям Григория Богослова)

Собор был созван по инициативе императора Феодосия, декрет о его созыве не сохранился, и о целях созыва известно из последующих императорских указов и соборного деяния. Историк А. В. Карташёв считает, что Собор был нужен Феодосию для решения практических церковных вопросов на Востоке, начиная в первую очередь с урегулирования вопроса о замещении Григорием Константинопольской кафедры.

Собор открылся в мае 381 года в присутствии императора, председательствовал на нём Мелетий, патриарх Антиохийский. С самого начала Собор решил вопрос о замещении константинопольской кафедры: был осуждён Максим I Киник, пытавшийся при поддержке Александрийской церкви захватить константинопольский престол. Григорий Богослов был признан законным архиепископом Константинопольским.

При обсуждении Собором арианства и других ересей Григорий в своём Слове дал следующее изложение догмата Троичности:

Безначальное Начало и Сущее с Началом - Един Бог. Но безначальность или нерожденность не есть естество Безначального. Ибо всякое естество определяется не тем, что оно не есть, но что оно есть… Имя Безначальному - Отец, Началу - Сын, Сущему вместе с Началом - Дух Святый; а естество в Трех единое - Бог. Единение же - Отец, из Которого и к Которому они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и не разделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом.

После обсуждения Собор в своём первом правиле предал анафеме «ересь евномиан, аномеев, ариан или евдоксиан, полуариан или духоборцев, савеллиан, маркеллиан, фотиниан и апполинариан» и подтвердил Никейский Символ веры.

Во время Собора скончался его председатель Милетий и Григорий занял его место. В это время на Соборе возник вопрос о замещении антиохийской кафедры, оставшейся вдовствующей после смерти Милетия. Участники собора разделились, Григорий встал на сторону «западных» и произнёс речь в поддержку их кандидата Павлина. Но победила «восточная» партия и антиохийским патриархом стал пресвитер Флавиан. Приехавшие немного позже на Собор сторонники «западной партии» Асхолий Фессалоникийский и Тимофей Александрийский, будучи обиженными за своего кандидата Павлина, вступили в борьбу с «восточным» епископатом и в том числе выдвинули обвинения против Григория, что он, будучи рукоположён епископом Сасимским, незаконно стал архиепископом Константинопольским. Григорий был обвинён в нарушении 14-го правила святых апостолов и 15-го правила Первого Вселенского собора, запрещавших самовольное оставление епископами своих кафедр.

Григорий Богослов покидает Константинополь (миниатюра из рукописи XI века)

Григорий не стал отстаивать свои права на Константинопольскую кафедру. Измученный борьбой за власть, которую он не желал, Григорий обратился к Собору с прощальным словом:

Вы, которых собрал Бог для совещания о делах богоугодных, вопрос обо мне почитайте второстепенным. Чем ни кончится мое дело, хотя осуждают меня напрасно, это не заслуживает внимания такого Собора… Я не радовался, когда восходил на престол, и теперь схожу с него добровольно. К тому убеждает меня и телесное мое состояние. Один за мной долг - смерть; все отдано Богу. Но забота моя единственно о Тебе, моя Троица! О, если б иметь Тебе защитником какой-нибудь язык благообученный, по крайней мере исполненный свободы и рвения! Прощайте и воспоминайте о трудах моих!

Стихотворение, в котором Святой Григорий пересказывает жизнь свою

Последние годы жизни и смерть

Последний подвиг жизни близок; худое плавание окончено; уже вижу и казнь за ненавистный грех, вижу мрачный тартар, пламень огня, глубокую ночь и позор обличенных дел, которые теперь открыты. Но умилосердись, Блаженный, и даруй мне хотя бы вечер добрый, взирая милостиво на остаток моей жизни. Много страдал я, и мысль объемлется страхом, не начали ли уже преследовать меня страшные весы правосудия Твоего, о Царь!

Григорий Богослов «О себе самом»

После обвинений, выдвинутых против него в Константинополе, Григорий вернулся в родной Назианз, где по просьбе городских клириков вновь возглавил епархию, не переставая просить епископа Тиранского снять с него эту обязанность, которую он считал для себя бременем. Он перестал ездить на церковные соборы, говоря «соборам и собеседованиям кланяюсь издали с тех пор, как испытал много дурного ». При этом, отказавшись поехать в Константинополь на собор 382 года, Григорий пытался воздействовать на его решения через своих столичных друзей.

В конце 383 года здоровье Григория ухудшилось и Феодор, епископ Тиранский, назначил на Назианзскую кафедру хорепископа Евладия, родственника святителя Григория. После этого назначения Григорий смог удалиться на покой в своё фамильное имение и посвятить себя литературному труду. В этот период Григорий кроме богословских сочинений пишет свою подробную автобиографию Он много путешествовал по обителям, жил в Ламисе, Сакнавадаике и Карвалах; лечился теплыми водами в Ксанксариде.

Скончался Григорий 25 января 389 года в Назианзе, где и был похоронен. В своём завещании (составленном вероятней всего в 381 году) Григорий, исполняя волю своего отца, отдал своё фамильное имение епархии, ближайшим друзьям завещал денежные суммы и предметы одежды, а также распорядился дать свободу своим рабам.

В 950 году при императоре Константине Багрянородном мощи Григория были перенесены в Константинополь и положены в церкви Святых Апостолов. При разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 году мощи святителя Григория были вывезены в Рим.

После постройки собора святого Петра в Риме там была устроена гробница для мощей святителя. 26 ноября 2004 года часть мощей, по решению папы Иоанна Павла II, была возвращена Константинопольской церкви вместе с частью мощей Иоанна Златоуста. В настоящее время эти святыни хранятся в Соборе святого Георгия в Стамбуле.

Богословское и литературное наследие

Литературное и богословское наследие Григория состоит из 245 посланий (писем), 507 стихотворений и 45 «Слов». Биографы отмечают, что Григорий был в первую очередь оратором, а не писателем, слог его сочинений характеризуется повышенной эмоциональностью.

«Слова»

Собрание 45 бесед (Слов) составляет основную часть литературного наследия Григория. Слова охватывают 20-летний период его жизни: самые ранние (1-3) относятся к началу священнического служения Григория в 362 году, а последние (44-45) были произнесены весной 383 года, вскоре после возвращения в Назианз. Около половины Слов (с 20-го по 42-е) первоначально составлены во время пребывания Григория в Константинополе. В 387 году сам Григорий подготовил сборник 45 избранных бесед, стремясь, по-видимому, предоставить священству образцы различных видов проповеди.

Слова чрезвычайно разнообразны по тематике и жанру. Они включают, в частности, надгробные слова (7, 8, 18, 43), обличения императора Юлиана (4, 5) и еретиков (27, 33, 35), слова в память священномучеников (16, 24, 35, 44), беседы на Богоявление (38), Крещение (40), Пятидесятницу (41) и другие праздники. Первая и последняя (45-я) беседы были произнесены на Пасху. Во многих беседах Григорий говорит о себе и событиях своей жизни. Так, уже в самом начале 1-го Слова он упоминает о добром принуждении, подразумевая своё рукоположение по настоянию отца; в 3-м Слове оправдывает своё удаление в Понт; а в 33-м Слове говорит о своём противостоянии с арианами. Ряд Слов имеют адресатом отца Григория (9, 10, 12) или произнесены в его присутствии; среди адресатов Слов есть и Василий Великий (10) и Григорий Нисский (11). Важнейшее место в наследии Григория занимают Слова о Богословии (27-31), посвящённые догмату Троичности, они и принесли Григорию славу богослова.

Письма

Сохранилось, по разным оценкам, до 245 писем Григория Богослова, большая их часть была написана и собрана им самим в сборник, составленный в последние годы жизни, по просьбе родственника Никовула. Сохранилась обширная переписка Григория с Василием Великим: в письмах Григорий вспоминает их совместное проживание в монастыре, поздравляет Василия с епископской хиротонией, в поздних письмах он уже обвиняет Василия в вовлечении его в борьбу с арианами и возведении себя на Сасимскую кафедру.

Богословский интерес и значимость представляют два письма Григория к Кледонию, в которых он рассуждает о природе Христа и выступает с критикой учения Аполлинария Лаодикийского и послание к монаху Евагрию о Божестве.

Стихотворения

Большинство стихотворных сочинений были написаны Григорием в последние годы его жизни после возвращения из Константинополя. Стихи написаны не только на богословские темы, но содержат и автобиографические воспоминания, несколько стихотворений было написано Григорием на смерть друзей. Стихотворения Григория написаны в формах гекзаметров, пентаметров, триметров.

В своём сочинении «О стихах своих » Григорий сообщает о целях, побудивших его обратиться к данной литературной форме:

  • самовоспитание - чтобы писать и, заботясь о мере, писать немного;
  • создать для всех увлекающихся словесным искусством альтернативу сочинениям античных авторов, «неосторожное чтение которых приносило иногда дурные плоды»;
  • борьба с аполлинарианами, которые составляли новые псалтири и стихи: «И мы станем псалмопевствовать, писать много и слагать стихи ».

Наиболее известна поэма Григория «Pro vita sua » (О себе самом), состоящая из 1949 ямбических стихов.

Оценка и значение

Богословские труды Григория получили высокую оценку современников и потомков. Патролог архиепископ Филарет (Гумилевский) писал о Григории Богослове:

Церковь почтила святителя Григория тем высоким именем, которым она почтила одного высокого между апостолами и евангелистами Иоанна. И это не напрасно. После первого Богослова Святитель Григорий первый постигал столько высокими и вместе точными помыслами глубины Божества, сколько постигать их можно человеку при свете откровения; особенно же вся мысль его, как и мысль первого Богослова, обращена была к предвечному Слову.

Его богословие высоко ценили Максим Исповедник, Фома Аквинский, святитель Филарет Московский.

Православная церковь включила Григория в число Отцов церкви, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации, и богослужения Церкви. В связи с этим 30 января 1084 года (по юлианскому календарю) было установлено отдельное празднование, посвящённое трём святителем, почитаемых вселенскими учителями: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Димитрий Ростовский в своих «Житиях святых », описывая заслуги каждого из трёх вселенских учителей, так охарактеризовал Григория Богослова:

Святой Григорий Богослов был столь велик, что если бы можно было создать человеческий образ и столп, составленный по частям из всех добродетелей, то он был бы подобен великому Григорию. Просияв своею святою жизнью, он достиг такой высоты в области богословия, что всех побеждал своею мудростью, как в словесных спорах, так и в истолковании догматов веры. Поэтому он и был назван богословом.

Димитрий Ростовский

Григорий Богослов оказал огромное влияние на богословов последующих времён: его сочинения толковали наряду со Священным писанием Максим Исповедник, Илия Критекий, Иоанн Дамаскин, Василий Новый, Никита Ираклийский, Никифор Каллист и другие. Фома Аквинский считал, что у всех Отцов церкви в сочинениях можно найти какую-либо ересь, но только не у Григория.

Тексты его сочинений использовались позднейшими гимнографами Восточной Церкви: так рождественский, богоявленский («вторый канон» праздника) и пасхальный каноны представляют собой, перефразированные Иоанном Дамаскином отрывки из проповедей Григория Богослова. Слово 45 «На Пасху», написанное Григорием, согласно Типикона должно читаться перед четвёртой песнью Пасхального канона, но в современном православном богослужении это не соблюдается.

Образ в культуре

  • Григорий Назианзин - одно из действующих лиц дилогии Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин »

Память

В честь святого был назван один из «новоизобретённых» фрегатов Черноморского флота России, принимавший участие в русско-турецкой войне 1787-1791 годов.

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ — великий отец церкви и вселенский учитель. Отец Григория Богослова, Григорий Старший, был епископом незначительного городка в Каппадокии — Назианза. До своего обращения в христианство он принадлежал к секте ипсистариев, которые поклонялись Всевышнему, соблюдали иудейские постановления о субботе и пище, но вместе с этим почитали огонь и свет. В 325 г., под влиянием жены, он крестился, а в 328 или 329 г. был избран епископом Назианза. Как епископ, он отличался щедрою благотворительностью и добротою, но был вспыльчив. По своему догматическому направлению он принадлежал к полуарианам, принявшим впоследствии термин ὁμοοὑσιος . Мать Григ. Б. происходила от христианских родителей и была очень набожна Она не читала языческих сочинений, проходя мимо языческих храмов, старалась не смотреть на них, не прикасалась к язычникам, не целовала родных, если они не были крещены, не вкушала вместе с ними пищи.

Брак родителей св. Григория, долгое время оставался бесплодным. Григ. — вероятно первый плод этого брака, — был сыном молитвы. За ним следовала дочь Горгония и младший сын Кесарий. Григ. родился около 329 года в Арианзе, имении своих родителей, лежавшем недалеко от Назианза к югу. Мать и сына связывала трогательная любовь. Неудивительно поэтому, если религиозно-аскетическое настроение первой сообщалось и ребенку. В раннем детстве Григ. Б. видел поразивший его сон. В образе прекрасных дев в простой, но изящной одежде, ему явились целомудрие и чистота, приглашая его следовать за собою. Среднее образование Григ. получил в Кессарии Каппадокийской, где он впервые встретился с Василием Великим Затем он предпринял свое образовательное путешествие в Кесарию Палестинскую, в Александрию и Афины. Во время осеннего переезда из Александрии в Афины Григ. пережил тяжкие часы смертельной опасности. Разразившаяся буря едва не потопила корабль. Григ., тогда еще не крещенный, был в отчаянии, боясь погибнуть, не омывшись от грехов в водах крещения. В Афинах Григ. пробыл довольно долго, и это время студенчества навсегда оставило в нем самые лучшие воспоминания. Здесь возникла дружба между ним и Василием Великим, приехавшим в Афины немного позднее. Друзья жили под одной кровлей, ревностно предавались занятиям, мечтали о жизни пустынников, посвященной аскетическим подвигам. Соблазны большого города не коснулись их: «они знали лишь два пути — в школу и в христианскую церковь». В 355 г. они познакомились с Юлианом, будущим реформатором язычества, который тогда еще произвел на Григория Богослова самое отталкивающее впечатление. Около 357 г. не без труда оторвался Григ. от «золотых Афин» и через Константинополь возвратился на родину. Однако юношеским мечтам о жизни пустынника не суждено было исполниться: престарелые родители нуждались в молодых силах своего любимого сына. Григ. остается с родителями, и ему вверяется управление имением. Только на короткое время он посещает своего друга в его уединении на берегах Ириса. По возвращении в 359 г. к родителям, в один из больших праздников, вероятно, в Рождество, Григ. был неожиданно для самого себя посвящен отцом во пресвитера. Ответственность пастырского служения устрашила созерцательную и слабовольную натуру Григ., и он бежал в Понт. Только по настойчивому требованию отца он возвратился к месту своего служения. Отец Григ., подобно большинству епископов, имел неосторожность подписать вероопределения арианского собора 360 г. Это вызвало негодование монахов, и обстоятельства приняли такой серьезный оборот, что миру Назианза угрожала схизма. Стараниями Григ., произнесшего по этому случаю слово о мире, примирение епископа с паствою было достигнуто. В 365 г. Григ. явился примирителем между Василием Великим и Евсевием Кесарийским (См. Василий Великий). В 370 г. Евсевий Кесарийский скончался. Предстояли бурные выборы нового епископа. Лучшим кандидатом был Василий. Предвидя затруднения, Василий под предлогом болезни пригласил в Кесарию Григория. Григорий Богослов поехал, но по дороге узнал о действительной причине приглашения и, обиженный недостатком искренности со стороны друга, с негодованием возвратился домой. Тем не менее всеми уважаемый назианзский епископ Григорий Старший и его непосредственный помощник Григ. Б. письмами к влиятельным епископам всячески поддерживали кандидатуру Василия, а в решительную минуту престарелый епископ Григорий, несмотря на болезнь, отправился в Кесарию, и его личное появление на соборе склонило мнение избирателей в пользу Василия (Об обстоятельствах посвящения Григ. Б. в епископа Сасим и о его размолвке с Вас. Вел. см. статью Василий Великий). После полунасильственного посвящения в епископа Сасим, Григ. удалился в Понт, но по настоянию отца возвратился в Назианз и оставался его ближайшим помощником и викарием до самой смерти престарелого епископа, последовавшей зимой в конце 373 г. или начале 374 г. Вслед за отцом скоро скончалась и мать Григ. Б. — Нонна. Брат и сестра умерли ранее. Теперь св. Григ. счел себя свободным от всяких обязательств и решился воспользоваться обстоятельствами для того, чтобы осуществить свою давнишнюю мечту о подвижнической жизни. Оставаясь временным заместителем своего покойного отца, он тотчас же пригласил епископов для избрания преемника почившему пастырю. Но так как епископы долгое время не могли ни на что решиться, Григ. внезапно оставил Назианз и удалился в Селевкию в монастырь св. Феклы. Здесь в молитвенном уединении он провел нисколько лет — с конца 375 до начала 379 г. 1 янв. 379 г. скончался Василий Великий. Григ. сам в это время был болен и не присутствовал ни при кончине, ни па похоронах своего друга. В этом году начинается самый плодотворный, но самый печальный период в жизни Григ. Столица находилась всецело в руках ариан. Небольшая горсть православных, оставшаяся без пастыря, обратилась к Григ. с предложением явиться в столицу, стать во главе их и поддержать умирающую никейскую веру. Этому плану сочувствовали многие из православных епископов. Весною 379 г. Григ. прибыл в столицу и поселился в доме своих родственников. Одна из зал этого дома была обращена в церковь во имя воскресения (Анастасия). В этом посвящении Григ. выразил свое желание видеть воскресение никейской веры. Проповедь Григ. имела успех, что навлекло на него преследование со стороны ариан. Однажды толпа под предводительством монахов ворвалась в домашнюю церковь Григ., осквернила алтарь, избила молящихся и в этих беспорядках обвинила потом самого же Григ.

Много неприятностей перенес в это время Григ. от Максима Циника. Эта темная личность выдавала себя за потомка мучеников и за исповедника, претерпевшего мучения за верность никейской вере. Как последователь философий циников, Максим носил белый плащ, в который умел красиво драпироваться, и длинные волосы, которые, согласно моде, завивал в локоны и красил в рыжий цвет. Чтобы снискать доверие Григ., Максим хвалил его проповеди, превозносил все его планы и громил его противников. Непрактичный и непроницательный Григ. не распознал вовремя этого авантюриста, дал ему убежище в собственном доме, предоставил в его распоряжение стол и все свое имущество и даже имел неосторожность произнести публично речь в похвалу Максима. Между тем Максим питал честолюбивые планы овладеть кафедрою Григория Богослова. Все нити интриги исходили из Александрии. Петр, еп. александрийский, поддерживал Максима и чрез шпионов следил за успехами предприятия. Когда почва была подготовлена, из Александрии прибыли епископы для посвящения Максима. Для этого ночью они тайно проникли в кафедральную церковь Григ. и начали обряд посвящения. Но это было скоро замечено. Собравшийся народ изгнал епископов, которые бежали в квартиру какого-то флейтиста, где и окончено прерванное богослужение. Получив сан епископа, Максим попытался было овладеть и кафедрой Григ. С этою целью он отправился в Фессалоники, где в это время стоял с войском имп. Феодосий, искать его благоволения, но был отвергнут императором, который желал иметь епископом столицы только Григ. Потрясенный этим случаем, Григ. хотел удалиться из Константинополя, но был удержан народом.

24 ноября 380 г. император Феодосий вступил в столицу и передал православным церкви, отнятые у них арианами. 26 ноября Григ. вместе с императором торжественно вступил в храм св. Апостолов. В это время со стороны озлобленных ариан подготавливалось покушение на жизнь Григ., «извлечен был один меч, но опять был скрыт в ножны». Вскоре другой убийца проник в спальню Григ., но мучимый совестью раскаялся в своем намерении и просил у Григ. прощения. «Да спасет тебя Бог, ответил ему на это Григорий, а мне спасенному не трудно быть милостивым». Замечательною чертою Григ. служит его терпимость к еретикам и иномыслящим. «Тайна спасения, говорил он, для желающих, а не для насилуемых». Сделавшись господином положения в столице, Григ. не был ревностен в отобрании церковных имуществ у ариан и не пользовался своим влиянием, чтобы отплатить им за притеснения. Паства не понимала этого и роптала против него.

В мае 381 г., по воле имп. Феодосия, был созван второй вселенский собор в Константинополе, под председательством Мелетия Антиохийского. Согласно желанию императора и народа, епископом столицы был избран Григ. Вскоре после этого Мелетий скончался и председателем собора естественно сделался вновь избранный епископ Константинополя. Он тотчас же внес предложение, в видах прекращения антиохийского раскола, не избирать преемника Мелетию впредь до смерти второго антиохийского епископа Павлина, а после смерти Павлина, избрать для Антиохии одного епископа с согласия той и другой партий. Предложение председателя было отвергнуто и преемником Мелетия был избран Флавиан. Обиженный этим, Григ. перестал посещать собрания, даже покинул архиерейский дом у церкви св. Апостолов и переехал в частное помещение. Когда на собор прибыли запоздавшие епископы Египта и Македонии, они возбудили вопрос о законности избрания Григ., ссылаясь на 15 правило 1-го всел. собора, воспрещающее епископам переходить с одной кафедры на другую. Не желая служить причиною раздора, св. Григ. явился в заседание собора, добровольно отказался от константинопольской кафедры и в июне 381 г. удалился в Назианз. Его место по избранию собора занял Нектарий. Возвратившись на родину, Григ. нашел церковь, которой управлял его отец, в руках аполлинаристов. Забота о подавлении ереси заставила его взять на себя снова бремя церковного правления, пока в 383 году не был избран по его указанию епископом Назианза Евлалий. После этого Григ. удалился в свое имение, где и провел остальные шесть лет своей жизни, в уединении, среди природы, страдая от болезней и одиночества и занимаясь литературными трудами. Он умер в 389 году.

Значение Григория Богослова в истории догматов исчерпывается тремя пунктами. 1) В учение о Троице Григ. Б. примыкал, как и Василий Великий, к новоникейской партии, которая развилась из так называемого полуарианства, принявшего термин ὁμοοὑσιος и истолковавшего его в смысле ὁμοιοὑσιος . Сочинения Григ. Б. были первым научным обоснованием учения новоникейцев. Учение о Троице и троичная терминология Григ. Б. по существу тождественны с учением и терминологией Вас. Вел., но более последовательны. Сущность его учения выражается формулой: Бог един по существу и троичен по ипостасям. Единство лиц Пресвятой Троицы выражается терминами μἱα θεὁτης, μἱα, οὑσἱα, μἱα φὑσις , троичность лиц — τρεἱς ὑποστἁσεις, τρεἱς ἱδιὁτητες , особенности каждого лица — ἁγεννεσἱα, γἑννησἱα, ἑχπεμψις. Οὑσἱα понимается в смысле родового понятия, ὑπὁστασις в смысле индивидуальных особенностей, ὁμοοὑσιος в смысле полного подобия по существу. Признавая численное различие лиц Св. Троицы, Григ. навлекал на себя обвинения в требожии, но отклонял его на основании тех же соображений, которые были высказаны и Вас. Вел. Учение о Духе Святом у Григ. Б. более закончено, чем у Вас. Вел. Григ. относился снисходительно к людям, колеблющимся в учении о Духе Святом. «Кто признает Духа Богом, говорит он, тот божествен. А кто даже и именует Его Богом, тот, если делает это пред людьми благоразумными, высок, а если пред низкими, неосмотрителен». В то время, как Вас. Вел. избегал называть Духа Св. Богом, Григ. открыто доказывал эту истину. Объясняя, почему в Св. Писании Дух Св. никогда не называется Богом, Григ. высказывает оригинальное учение о продолжаемости откровения в церкви. «Ветхий Завет возвещал об Отце ясно, а о Сыне не так ясно. Новый открыл Сына, на божество же Духа только указал. Теперь (со времени пятидесятницы) Дух Св. живет с нами, сообщая нам яснейшее предание о себе». В то время, как Вас. Вел. удовлетворялся формулой антиохийского собора 362 г., требующей от присоединяющихся к православию ариан лишь обещания не называть Духа Св. тварью, Григ. доказывал всю непоследовательность этой формулы, так как между Богом и тварью не может быть ничего среднего. Личной особенностью Духа Св. Вас. Вел. признавал святыню. Это оригенистическое мнение противоречило всей новоникейской системе и терминологии, так как святыня принадлежит всем трем лицам. Григ. устранил это определение и заменил его другим, указывающим личную особенность Духа по аналогии с личною особенностью Сына в способе происхождения (ἑχπὁρευσις, ἑχπεμψις ).

2) Наряду с учением о Троице для позднейшего времени важное значение имела христология Григ. Б. Выдержки из сочинений Григ. в доказательство истинности православного учения о лице И. Христа приводились отцами Ефесского и Халкидонского собора. Учение о лице И. Христа выяснилось в сознании св. Григ. уже в последние годы его жизни, когда, возвратившись из Константинополя и найдя церковь назианзскую в руках аполлинариан, он познакомился с сочинениями Аполлинария и подверг их критике. По учению Григ. Б., человеческая природа Христа состоит не только из тела и неразумной души, как утверждал Аполлинарий, но и из ума или духа. В пользу этой мысли он приводил основания философские и сотериологические. Аа) Только ум отличает человеческую душу от души животных. Если Логос воспринял лишь душу, то не может быть и речи о вочеловечении. Аб) Только через посредство бесплотного ума Логос мог соединиться с телом и душою человека. В) Искупление состоит в обожествлении человеческой природы вследствие её соединения с Божеством в лице И. Христа. Если ум, инициатор греха, не воспринят Сыном Божиим, то самое главное в человеке остается неискупленным. Несмотря на соединение в лице И. Христа Божества и полной человеческой природы, личность Богочеловека остается единой и нераздельной.

3) Григорий Богослов вместе с Василием Великим тщательно изучал Оригена. Это отразилось на его богословской системе, в которой есть много отзвуков оригенизма. Сюда относится своеобразная переработка оригеновского учения о вере и гносисе, учение о том, что Бог выше сущности, учение об уме, как посредствующем начале, через посредство которого возможно было соединение бесплотного Логоса с душою и телом человека, учение о существовании в загробном мире очистительного огня для грешников, некоторая неуверенность в учении о вечности мучений. Из философских влияний на системе Григ. более всего отразился новоплатонизм.

Сочинения Григ. разделяются на три группы: 45 слов, 243 письма и собрание стихотворений.

1) Из слов Григ. Б. особенно важны в догматическом отношении а) «Пять слов о богословии», названные так самим проповедником и в свою очередь сообщившие ему наименование Богослова (Новое издание A. I. Mason, Orationes quinque de theologia. Cambridge. 1899), б) «О поставлении епископов и о догмате св. Троицы», в) «О соблюдении доброго порядка в собеседовании о Боге». В этих словах, произнесенных в Константинополе, защищается православное учение о Троице против ариан и последователей Македония.

В историческом отношении важны похвальные слова в честь Вас. Вел. и Григория Старшего, Кесария (Новое изд. Е. Sommer. Paris. 1898). Особенною известностью пользуется «Защитительное слово по поводу бегства в Понт после посвящения в пресвитера». В нем говорится о высоте и трудности пастырского служения. Позднейшие писатели, древние и новые, широко пользуются этим словом. — Два обличительных слова против Юлиана, написанные вскоре после его трагической смерти (26 июня 363 г.), стоят не на высоте христианских чувств и по своему страстному характеру не достойны благородной души Григ. По своим научным склонностям Григ. был филолог в широком смысле и более всего ценил науки литературные. Он усвоил гомилетические теории своего времени и никогда не отступал от них. Отсюда огромный успех, который проповеди Григ. имели среди его современников. Но отсюда же и их недостатки: внешние эффекты, вычурность, искусственно подобранные антитезы, игра слов, широкое употребление общих мест.

2) Большая часть писем св. Григ. относится к последним годам его жизни. Письма Григ. не могут идти в сравнение с письмами Вас. Вел. с точки зрения их исторической важности, но в литературном отношении они представляют собою лучшие произведения Григ. Б.

Некоторые из писем Григ. важны в догматическом отношении. Сюда относятся высоко ценившиеся в последующее время послания к пресвитеру Кледонию и патриарху Нектарию. Оба направлены против Аполлинария.

3) Большинство стихотворений Григ. Б. написано им также в уединении последних лет жизни. Изнуренный болезнью и тяготясь одиночеством, Григ. находил отраду в стихах. К тому же он хотел противопоставить свои стихи, с одной стороны, произведениям классических поэтов, с другой, еретическим стихотворениям Аполлинария. Самое важное из стихотворных произведений Григ. — автобиографическая поэма о жизни своей — главный источник для его жизнеописания. Трагедия Χπιστὁς πἁχων (11 или 12 в.) не принадлежит Григ. Б.

Источником для жизнеописания Григ. Б. служат главным образом его сочинения, которые в противоположность сочинениям Вас. Вел. и Григ. Нис., полны автобиографических подробностей и лирических отступлений, прекрасно характеризующих особенности его личности и настроения. У древних историков сравнительно с сочинениями Григ. Б. нет ничего нового. Житие Григ. Б, написанное пресвитером Григорием, составлено по его сочинениям с произвольными и ни на чем не основанными добавлениями. Лучшим совокупным изданием творений Григ. Б. служит Бенедиктинское, перепечатанное у Migne, p. gr. XXXV—ХХХVIII.

В русской церкви издавна обращались переводы творений Григ. Б. В списке XI в. сохранились 13 слов Григ. Б., в переводе болгарской редакции. Позднее болгарский перевод был исправлен в Сербии и в исправленном виде тоже проник в Россию. 50 слов Григория Богослова были переведены на славянский язык Епифанием Славинецким (Богодухновенная книга великих пастырей и учителей всея вселенныя. Москва. 1787—1790). Почти одновременно был издан в Москве (1798) перевод «Поучительных слов Григ. Б.» Иринеем Климентьевским. С 1822 по 1841 г. появлялся от времени до времени перевод творений Григ. Б. в «Христианском Чтении». При московской дух. академии издан полный перевод творений Григ. Б. Т. 1 — 6. Москва. 1843 — 1848. Изд. 2. 1889 г.

Исследования о жизни и сочинениях Григ. Б.: Арх. Агапит, Жизнь Григория Богослова, архиеп. Константинопольского, и его пастырская деятельность. СПБ. 1869. Свящ. Н. Виноградов, Догматическое учение св. Григория Богослова. Казань.1887. А. Говоров, Св. Григорий Богослов, как христианский поэт. Казань. 1886 — С. Ulmann, Gregorius v. Nazianz, der Theolog. 2 Anf. Gotha. 1867. Fr. Bohringer, Die Kirche christi und ihre Zengen. В. VIII. H. Weiss, Die grosser Kappadocier Basilins, Gregor, v. Nazianz und Gregor, v. Nyssa, als Exegeten. Brannsberg. 1872. Fr. K. Bummer, Des hl. Gregr. v. Nazianz, der Thelogen, dehre von der Gnade. Kemptir. 1890. A. Benoit, St. Gregoire de Nazianz, archevque de Constantinople et docteur de l"eglise. Paris. 2 edit. 1885.

* Иванович Васильевич Попов,
профессор Московской духовной академии
.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 4, стлб. 615. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1903 г. Орфография современная.

Святой Григорий Богослов (326-389 гг.) был сын Григория (впоследствии епископа Назианского) и Нонны, женщины высоких нравственных правил. Еще до рождения сына она обещала посвятить его Богу и употребила все старания, чтобы склонить его волю на служение Господу. Воспитание, данное ему матерью, святитель Григорий почитал самым для себя важным. При выдающихся способностях, св. Григорий получил прекрасное образование: он учился в школах Кесарии Палестинской, где была богатая библиотека, собранная мучеником Памфилом, в Александрии, где изучал творения Оригена, и, наконец, в Афинах, где в особенности сблизился с св. Василием Великим, с которым знаком был несколько ранее и дружбу с которым считал полезнее самой высшей школы. У святых друзей в Афинах была одна комната, один образ жизни; им были знакомы только две дороги: одна вела в храм Божий, другая - в училище. В Афинах св. Григорий познакомился с Юлианом (по прозванию «Отступник», который, став императором, отрекся от христианства и пытался было возродить язычество в Римской империи (361-363 гг.) и оставил живое изображение этого злого и коварного врага Церкви. В возрасте 26 лет св. Григорий принял крещение.

После возвращения на родину, св. Григорий долгое время уклонялся от занятия какой-либо общественной должности. Размышление о Боге, молитва, чтение слова Божия, писание вдохновенных слов и песней и служение престарелым родителям - были его занятием. Некоторое временя он провел с другом своим Василием в его пустыне и это время почитал самым счастливым в жизни. Отец его, бывший уже епископом, нуждаясь в помощнике, вызвал его из Васильевой пустыни в Назианз и рукоположил в пресвитера. Уже этот сан так устрашил Григория высотой и тяжестью сопряженных с ним обязанностей, что он удалился в уединение пустыни. Успокоив там волнение духа, он вернулся к отцу и принял на себя священническое служение, утешаясь, что он, служа Богу, помогает и престарелому родителю в его заботах о пастве.

Между тем, друг его, Василий Великий, уже достиг высокого сана архиепископа. Желая иметь преданного и просвещенного помощника в управлении обширной областью, св. Василий предложил Григорию место главного протопресвитера при своей кафедре, но св. Григорий уклонился от принятия этой почетной и влиятельной должности. Через некоторое временя после этого состоялось посвящение Григория в епископа города Сасима, по тайному соглашению архиепископа Василия с отцом Григория. Видя в этом волю Божию, он принял священное рукоположение, но отказался от принятия самой должности и, в качестве соправителя (викария), продолжал служить своему родителю и пастве назианзской. В 374 году скончался престарелый родитель Григория, а вслед за ним - и мать его. Святой Григорий продолжал некоторое временя труд отца по управлению назианзской церковью, но сильно заболел. Выздоровев, он удалился в уединенную обитель, где в посте и молитве пробыл около трех лет.

Но великий светильник не мог укрыться в монашеской келье. Избранный православными епископами и мирянами на престол архиепископа в Константинополе, он прибыв туда в эпоху самого сильного владычества ариан, когда ими были захвачены все храмы в столице. Св. Григорий остановился в доме своих знакомых. Одну из комнат обратил в храм, назвав ее Анастасией, что значит «воскресение» с надеждой, что здесь воскреснет Православие, и начал проповедовать. Ариане засыпали его насмешками и ругательствами, бросали в него камнями, подсылали к нему тайных убийц. Но народ узнал своего истинного пастыря и стал тесниться к его кафедре, как железо льнет к магниту (по выражению св. Григория). Сильным своим словом, примером своей жизни и пастырским усердием он побеждал врагов Церкви. Люди в огромном количестве стекались со всех концов послушать его вдохновенные проповеди. Слушатели волновались около его кафедры подобно бурному морю, громко выражали знаки одобрения рукоплесканиями и восклицаниями, а скорописцы увековечивали его слова. Ежедневно тысячи людей из ереси возвращались к Православной Церкви.

Наконец, уже после воцарения православного императора Феодосия (379-395 гг.), упорствующие ариане были изгнаны из храмов столицы. Когда обнаружилась ересь Македония (Македоний отрицал Божество Святого Духа), святой Григорий боролся против нее и принимал живое участие в заседаниях Второго Вселенского Собора. Совершив свой подвиг, он отказался от Константинопольской кафедры, сказав: «Прощай, кафедра, - это завидная и опасная высота!» Святой Григорий удалился в родное селение Арианз, близ Назианза, и здесь в строгих аскетических подвигах провел последние годы своей жизни.

За свои замечательные богословские творения св. Григорий получил от Церкви почетное наименование Богослова и вселенского учителя, а за способность проникать мыслью до самых глубоких тайн веры и выражать непостижимые ее истины с прозрачной ясностью и строгой точностью Церковь в одной из молитв называет его умом самым высоким. Проповеди его насыщены такой поэзией, что многие фразы из них были использованы (св. Иоанном Дамаскиным и другими) для праздничных песнопений. Нетленные частицы мощей св. Григория до сих пор источают дивное благоухание.

Святитель Григорий Богослов родился в юго-западной области Каппадокии, в Арианзе (недалеко от города Назианза), приблизительно около 330 года.

Происходил он в прямом смысле этого слова из семьи святых: отец — Григорий, епископ Назианзский, мать Нонна, брат Кесарий и сестра Горгония — все они после своей кончины были канонизированы.

Его родной отец, Григорий старший, в свое время он принадлежал к сторонникам культа, поклонявшихся Богу как Высочайшему, но при этом исповедовавших веру, состоящую из смеси положений христианства, иудейства и персидских учений. Ко Христу он обратился по молитвам супруги, Нонны, глубоко верующей, ревностной христианки. Под её благотворным влиянием он принял Крещение. Вскоре его посвятили во священника, а впоследствии возвели на епископскую кафедру в Назианзе.

Ещё до появления на свет Григория младшего, будущего святителя Григория Богослова, Нонна усердно молилась Богу о даровании ей сына и обязалась, что в случае, если её молитва будет исполнена, она посвятит дитя Богу. Сын был дарован, обещание исполнено.

С детских лет Григорий младший воспитывался в любви к Богу и ближним. Первоначальное образование, в том числе в области основ Православного вероучения, он приобрёл в родительском доме. Благодаря влиянию матери он ещё с юности определился, что будет вести безбрачную, богоугодную жизнь.

По мере взросления, он проходил обучение в лучших для той поры школах: в Кесарии Каппадокийской, в Кесарии Палестинской, в Александрии, в Афинах. Обучение обходилось недешево, но материальное состояние родителей это позволяло.

В Кесарии Каппадокийской Григорий познакомился с будущим вселенским учителем, святителем . Затем их знакомство продолжилось во время учёбы в Афинах и переросло в крепкую дружбу.

Возвратившись из Афин (приблизительно в 358 году), Григорий принял Крещение, после чего предался аскетической жизни: проводил жизнь в постах, молитве, богомыслии и созерцании. В этот период он посещал Понт, ища встреч и совместных подвигов со своим другом и единомышленником Василием. Одним из плодов их творческого сотрудничества стало произведение «Филокалия», включавшее мысли и выдержки из сочинений знаменитого церковного учителя а.

Около 360 года Григорий старший, отец Григория Богослова, не вполне понимая тонкости распространившегося к тому времени арианского лжеучения, подписал арианский символ, чем вызвал негодование православных, представителей его паствы. Многие готовы были отойти от своего епископа. В тот момент Григорий младший сумел разъяснить отцу его ошибку и показать несоответствие подписанного Символа Никейскому. В результате Григорий старший признал заблуждение публично и порядок среди его паствы был восстановлен.

Священническое и епископское служение

В 361 году, в день торжественного празднования Рождества Спасителя, Григория, вопреки его возражениям, рукоположили во священника. По смирению он был против этого посвящения, но опять же, по смирению не решился противиться воле архиерея, отца. Опечалившись таким поворотом событий, Григорий отправился в Понт, к Василию. Тот сумел подобрать нужные слова утешения и ободрил давнего друга.

К Пасхе 362 года отец Григорий возвратился в Назианз и приступил к деятельному исполнению пастырского долга. С того времени он находился при вверенной ему пастве и по мере возможностей помогал родному отцу, Григорию старшему, в его архиерейском служении.

Борьба с ересью. Литературная деятельность

После смерти Валента, покровительствовавшего арианским «священнослужителям», на царский трон взошёл Феодосий, который поддерживал православных.

В 379 году верующие граждане Константинополя обратились к святителю Григорию с призывом о помощи. Внявший советам друзей и чувству пастырского долга, он оставил уединение и поспешил в столицу.

Увиденное там привело его в состояние праведного негодования: храмы были захвачены арианами, внутри православных отсутствовало единство, нравы жителей отличались распущенностью и развращенностью. Святитель Григорий вынужден был искать себе более или менее безопасное пристанище и обрёл его в частном доме.

Ревность о Господе, преданность Православию, трезвомыслие, образованность и, конечно же, красноречие Григория Богослова не могли не вызвать надлежащего отклика в сердцах горожан. Под действием его увещеваний и проповедей люди преображались. Многие пламенели желанием увидеть и послушать ревностного защитника веры. Очень быстро слава святителя достигла такого размаха, что стала привлекать в Константинополь даже и жителей отдаленных селений.

Всё это вкупе возбуждало у последователей Ария недружелюбные, агресивные чувства. Еретики были готовы не только интриговать против святителя, но даже и покушались на его жизнь.

Прибывший в 380 году в Константинополь государь, Феодосий, прибегнул к возможностям своей, царской, власти и передал захваченные еретиками храмы в руки Православных. Святитель Григорий, понимая необходимость личного присутствия, согласился остаться в столице, пока не соберется намеченный Собор.

Деятельность святителя Григория на Константинопольском Соборе

Именно этому Собору, состоявшемуся в 381 году, получившему статус Второго Вселенского, надлежало поставить заключительную точку в догматических спорах ариан с Православными, что и было исполнено.

На Соборе присутствовали такие выдающиеся отцы Церкви как Мелетий Антиохийский, и др. Учитывая желания императора, большинства духовенства и простых верующих, святитель Григорий был избран на Константинопольскую Патриаршую кафедру, а после смерти Мелетия Антиохийского его провозгласили председателем Собора.

Но здесь в дело вмешались прибывшие на Собор египетские архиереи, желавшие видеть на Патриаршем престоле своего ставленника. Возбудили полемику, нашёлся и подходящий мотив: ссылаясь на каноническое правило Никейского Собора, запрещающее переход епископа с одной кафедры на другую, объявили поставление святителя Григория в епископа Константинопольского незаконным.

Несмотря на то, что действие канона, принятого отцами Первого Вселенского Собора, было перекрыто самим избранием святителя Григория отцами Второго Вселенского Собора, за этот формальный предлог уцепились. Как только сформировалась удобная почва для развития интриги, против Григория стали высказываться как те, кто питали к нему недовольство за снисходительность в отношении ариан (как заблудших людей), так и те, кто не желали мириться с его строгостью в деле борьбы за чистоту веры.

Святитель Григорий, чуждый почестей, а тем более гнусных интриг, счёл за лучшее отказаться от полномочий предстоятеля Константинопольской Церкви и удалиться из города. Перед отбытием он произнёс пред собравшимися прощальную речь, в рамках которой изложил свою христианскую позицию и раскрыл свою пастырскую правоту.

Последний период земной жизни

Некоторое время спустя Григорий Богослов прибыл в Назианз, возглавил там местную паству и руководил ею вплоть до момента, когда на кафедру Назианза взошёл епископ Евлавий. Произошло это в 383 году.

После сего святитель переселился на малую родину, в Арианз, где предался молитвенному созерцанию и писательской деятельности.

В 389 году он мирно почил о Господе.

За святость и праведность жизни, яркое, безукоризненное изложение в своих сочинениях учения о Пресвятой Троице и Лице Господа Иисуса Христа Вселенская Православная Церковь почтила его исключительным по значению именем — Богослов. С этим именем в Историю Церкви вошли всего три святых; помимо свт. Григория - апостол Иоанн Богослов и Симеон Новый Богослов.

Творческое наследие

Святитель Григорий Богослов оставил после себя богатое литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507 стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 «Слов».

Тропарь святителю Григорию Богослову, глас 1

Пастырская свирель Богословия твоего / риторов победи трубы, / якоже бо глубины духа изыскавшу, / и доброты вещания приложишася тебе. / Но моли Христа Бога, отче Григорие, // спастися душам нашим.

Кондак святителю Григорию Богослову, глас 3

Богословным языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне, / православия одеждею, свыше истканною, Церковь украсил еси, / юже и носящи, с нами зовет, твоими чады: радуйся, отче, // Богословия уме крайнейший.