Список самых коррумпированных стран мира таблица. На ее восприятие не влияют ни новые законы, ни громкие дела

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption По словам экспертов, Россия выполняет международные обязательства по противодействию коррупции, но до настоящей борьбы еще далеко

Международное движение Transparency International опубликовало "Индекс восприятия коррупции" (ИВК) - свое главное ежегодное исследование, в котором страны мира ранжированы, исходя из оценок уровня коррупции в госсекторе экспертами и предпринимателями.

Чем ниже страна в индексе, тем выше у нее уровень восприятия коррупции.

Россия по итогам 2016 года заняла в индексе 131-е место из 176, разделив его с Украиной, Казахстаном, Ираном и Непалом.

По сравнению с индексом 2015 года, положение России фактически не изменилось: она получила то же количество баллов (29 из 100), а снижение позиции в рейтинге (со 119-го до 131-го места) обусловлено тем, что в этом году в нем учитывается большее количество стран, отмечают в Transparency International.

В прошлом году соседями России в индексе .

Первое место в ИВК-2016 разделили Дания и Новая Зеландия (по 90 баллов), второе заняла Финляндия (89 баллов), третье - Швеция (88 баллов).

Великобритания, Германия и Люксембург заняли в индексе 10-е место (81 балл), США - 18-е место (74 балла), Китай, Бразилия, Белоруссия и Индия - 79-е место (40 баллов).

Стрельба по уточкам

Наиболее важным внешним фактором, повлиявшим на положение в ИВК-2016 России и других стран, в Transparency International считают утечку документов компании Mossack Fonseca ("Панамские архивы"). В публикациях на эту тему фигурировали офшоры людей из окружения высокопоставленных российских чиновников.

получила Беларусь в ИВК-2016 по сравнению с прошлым годом

    В результате она расположилась в индексе выше Аргентины, Мексики и Таиланда - на 79 месте

Transparency International

занимает Эстония в ИВК-2016

    1 место среди постсоветских стран

Transparency International

По мнению генерального директора "Трансперенси Интернешнл - Россия" Антона Поминова, в 2016 году в России "ранее существовавшая тенденция к уточнению норм антикоррупционного законодательства дополнилась безудержной охотой на отдельных коррупционеров и приравненных к ним".

Вице-президент Transparency International Елена Панфилова считает, что охота на коррупционеров в России лишь похожа на настоящую: "На самом деле довольные посетители стреляют в тире из заранее заготовленного ружья по уточкам, которые хозяин заботливо расставил по полочкам".

Российские власти, напротив, считают, что в стране ведется системная борьба с коррупцией. В январе 2017 года Генпрокуратура сообщила, что за 11 месяцев прошлого года в России было выявлено 28,4 тыс. преступлений коррупционной направленности, в том числе 5,5 тыс. фактов получения взяток и 4,6 тыс. случаев дачи взяток.

По результатам исследования в Transparency International сформулировали рекомендации для России, которой, среди прочего, советуют обеспечить выборность председателей судов, принять законы о лоббистской деятельности и защите заявителей о коррупции, обязать правоохранительные органы реагировать на гражданские и журналистские расследования.

"Настоящая антикоррупция и последующее развитие страны возможны только тогда, когда начинают укрепляться институты, наиболее важными из которых является прозрачные, честные выборы для контроля за политиками от главы сельсовета до президента, а также независимая ни от одной из ветвей власти, облеченная доверием граждан и бизнеса и эффективно, а не для палочки работающая система верховенства права", - резюмирует Антон Поминов.

Transparency International выпускает "Индекс восприятия коррупции" ежегодно с 1995 года.

Индекс рассчитывается на основании данных за последние два года (2015-2016), собранных Всемирным банком, Freedom House, Международным институтом управленческого развития и еще девятью независимыми организациями.

Проблема коррупции в органах власти и государственных структурах актуальна для многих государств. На сегодняшний день разработано несколько действенных механизмов контроля и противодействия превышению служебных полномочий с целью получения выгоды, подкупу должностных лиц и другим действиям, противоречащим законодательству и моральным устоям, однако применение методов на практике не всегда приносит должный результат.

Однако существует множество стран с довольно низким уровнем коррупции. Наиболее коррумпированные государства и страны, где коррупции в государственном секторе фактически нет, представлены в рейтинге индекса восприятия коррупции. Оценкой уровня коррумпированности государств, составлением и публикацией соответствующего материала занимается неправительственная организация Transparency International. Она базируется в Берлине.

Как рассчитывается индекс восприятия наличия коррупции

Показатели, на основе которых формируется рейтинг государств по уровню восприятия коррупции, основываются на нескольких независимых опросах. Индекс восприятия коррупции (ИВК - сокращенно) опирается на мнение авторитетных экспертов в области финансов и права. В составлении рейтинга принимают участие специалисты из Всемирного банка, Африканского и Азиатского банков развития, американской неправительственной организации Freedom House, которая занимается исследованиями гражданских и политических свобод, а также проводит мониторинг демократических изменений в мире.

Индекс восприятия коррупции представляет собой своеобразную шкалу «честности властей». Каждому государству, которое участвует в исследовании, присваивается оценка от нуля до ста баллов, где нулевой показатель означает максимальный уровень коррупции, а сто баллов получают наименее коррумпированные страны. Ранее индекс восприятия коррупции Transparency International оценивался в границах от одного до десяти.

В открытых источниках конкретные факторы, по которым проводится оценка государств, не публикуются, так что ознакомиться можно только с окончательным рейтингом. Кроме того, универсальной методологии расчета показателя нет, потому что финальная оценка, как утверждает организация TI, учитывает национальные особенности того или иного государства.

Формирование рейтинга стран по индексу восприятия коррупции

Рейтинг по такому показателю, как индекс восприятия коррупции, в 2016 году включал в себя сто семьдесят шесть государств. Опубликованные данные, ранжирующие государства, используются для оценки уровня прогресса в а также положения определенной страны по отношению к государствам-соседям, политическим и экономическим партнерам и конкурентам.

Наименее коррумпированные страны по данным TI

Индекс восприятия коррупции наибольший (девяносто баллов) в Скандинавских странах, Новой Зеландии, Швейцарии. Первое место занимает Дания, за ней идет Новая Зеландия, на третьем - Финляндия, далее расположились Швеция, Швейцария, Норвегия, Сингапур, Нидерланды. Десятку лидеров замыкает Великобритания с итоговой оценкой восемьдесят один балл.

Двадцать первый индекс восприятия коррупции, опубликованный в конце января 2017 года, мало отличается от предыдущих лет по государствам, занимающим лидерские позиции. Вообще, позиции в рейтинге крайне редко меняются радикально.

Коррупция в России по оценкам Transparency International

Для России индекс восприятия коррупции рассчитывается с 1996 года, тогда рейтинг формировался из пятидесяти четырех стран. Тогда РФ находилась на сорок шестом - сорок седьмом месте с результатом в две целых шестьдесят десятых балла. Динамика изменения показателя не отмечена ни стремительными взлетами, ни падениями. Разве что наблюдается скачок на границах 2000 и 2001 годов, когда показатель с двух целых и одной десятой балла поднялся до двух целых и семи десятых.

Минимальный индекс восприятия коррупции (по данным рейтинга до 2014 года), составляющий два целых и одну десятую балла, был зафиксирован в 2000, 2008, 2010 годах. Максимального значения (две целых и восемь десятых) показатель достигал в 2004, 2012 и 2013 годах. Такие же значения в разные годы были у Индии, Гондураса, Эквадора, Мозамбика, Грузии, Гамбии, Непала, Албания, Нигера и других.

В пресс-релизах TI отмечается, что ситуация с коррупцией в России достигла настолько угрожающих масштабов, что затрагивает не только государственный аппарат, но и сферы здравоохранения, образования, правоохранительные органы, экономику, а также саму государственность РФ.

В 2017 году индекс восприятия коррупции (Россия не изменила своих позиций) рассчитывался для ста семидесяти шести стран. Российская Федерация расположилась на сто тридцать первом месте с результатом в двадцать девять баллов из возможных ста.

Индекс верховенства закона согласно World Justice Project

Согласно исследованию верховенства закона, проведенному World Justice Project, Россия заняла девяносто второе место из девяноста семи государств. Хуже всего обстоят дела с безопасностью и эффективностью работы правоохранительных органов, а также эффективностью ограничения полномочий власти. Не в лучших тонах представляется ситуация по таким факторам:

  • защита прав человека (восемьдесят третье место);
  • уголовное судопроизводство (семьдесят восьмое место);
  • открытость правительства (семьедсят четвертое место);
  • уровень коррупции (семьдесят первое место);
  • правоприменение (шестьдесят восьмое место);
  • гражданское судопроизводство (шестьдесят пятое место).

Индекс восприятия коррупции рассчитывался также для стран Так, Украина получила двадцать девять баллов и заняла сто тридцать первое место из возможных ста семидесяти шести, Белоруссия - семьдесят девятое место (сорок баллов), Казахстан - сто тридцать первое место (двадцать девять баллов), Молдавия - сто двадцать третье место (тридцать баллов), Узбекистан - сто пятьдесят шестое место (двадцать один балл), Туркмения - сто пятьдесят четвертое место (двадцать два балла), Таджикистан - сто пятьдесят первое место (двадцать пять баллов).

Наиболее коррумпированные государства

Рейтинг TI причисляет к наиболее коррумпированным государствам Сомали, КНДР, Сирию, Йемен, Судан, Ливию и Афганистан. В целом на задворках рейтинга оказались страны Африки и Азии. Среди европейских государств на самых низких позициях находятся Босния и Герцеговина (восемьдесят третье место и тридцать девять баллов), Албания (восемьдесят третье место, также тридцать девять баллов), Болгария (семьдесят пятое место и сорок один балл).

В государствах с высоким уровнь коррупции пользование служебным положением, превышение полномочий и дача взятки являются нормой не только во всех структурах власти, но и в других сферах, права человека часто нарушаются, а внутренний валовой продукт на душу населения крайне низкий.

Международная организация Transparency International представила свой ежегодный индекс восприятия коррупции. Россия в нем заняла 131-е место из 176. Хотя позиция РФ ухудшилась по сравнению с прошлым годом, это произошло из-за увеличения числа рассматриваемых стран, пояснил “Ъ” гендиректор российского отделения Антон Поминов. По оценке экспертов, Россия не потеряла, но и не прибавила в индексе, несмотря на громкие коррупционные дела и поправки к законодательству.


Результат России в индексе восприятия коррупции (ИВК), составленном Transparency International, за год не изменился: 29 баллов из 100. В 2016 году Россия была на 119-м месте, сейчас - на 131-м. Несмотря на потерю позиций, уровень восприятия коррупции в РФ фактически остался тем же. Как объяснил гендиректор «Трансперенси Интернешнл - Россия» (ТИР) Антон Поминов, связано это с тем, что в 2017 году эксперты расширили список оцениваемых стран.

Ближайшими соседями России по индексу стали Иран, Казахстан, Непал и Украина. В лидеры попали Дания и Новая Зеландия (по 90 баллов), второе место у Финляндии (89), третье - у Швеции (88). Ниже России оказались, как отметил господин Поминов, лишь страны, в которых в настоящее время идет война или наблюдается геноцид. В число аутсайдеров попали Северная Корея (12 баллов), Южный Судан (11) и Сомали (10).

В ТИР подчеркивают, что индекс восприятия коррупции и уровень самой коррупции - это не одно и то же. «Никто не знает, как подсчитать уровень коррупции. Уровень убийств подсчитать легко: убили человека - и результат налицо, человека нет. С коррупцией все очень размыто, это скрытое явление, две стороны договорились, одна другую подкупила, правоохранители ничего не узнали. Поэтому и оценивается климат в обществе»,- объяснил господин Поминов.

Итоговый индекс составляется из различных коррелирующих величин. Среди источников нет данных опросов общественного мнения, в основу индекса легли оценки экспертов и предпринимателей из 13 независимых организаций - ни одной российской среди них нет.

Среди важных внешних факторов, повлиявших на положение в индексе,- утечка «панамских документов» (Panama Papers). А громкие уголовные дела чиновников, напротив, на индексе не отразились - они не всегда воспринимались гражданами РФ в антикоррупционном контексте. ТИР приводит в пример опрос ВЦИОМа: более половины россиян посчитало арест министра экономического развития Алексея Улюкаева «показательной акцией или сведением счетов» (дело министра не попало в оцениваемый период - опрос проводился по итогам первой половины 2016 года), а не реальной борьбой с коррупцией. По словам вице-президента международного движения Transparency International Елены Панфиловой, аресты высокопоставленных чиновников «не похожи на настоящую борьбу с коррупцией, а лишь еще больше обнажают проблему».

Согласно докладу группы государств Совета Европы по борьбе с коррупцией (GRECO), Россия в 2016 году полностью выполнила 10 его рекомендаций по борьбе с коррупцией, а остальные 11 выполнила частично. Ряд поправок коснулся законодательства: чиновникам запретили владеть иностранными финансовыми инструментами, принят закон о черном списке людей, уволенных с государственных должностей и из правоохранительных органов за коррупционные нарушения. Тем не менее плюсов в индексе все это не дало. «Рекомендации касаются технических законодательных вещей, но у нас есть дырка между законом и правоприменением. Не то чтобы в антикоррупции ничего не делается, но этого недостаточно. Правоохранительные органы, суды не вызывают особого доверия»,- сказал он.

Transparency International выработала пять рекомендаций, которые помогут России улучшить антикоррупционный климат. Среди них принятие законов о лоббистской деятельности и защите заявителей о коррупции, а также обязательное реагирование правоохранительными органами на общественные и журналистские расследования. Необходимо также включиться в международное сотрудничество по возвращению активов и установлению бенефициарных собственников. Правозащитники призывают обеспечить выборность председателей судов и независимость хозяйственной деятельности судов от исполнительной власти. Кроме того, нужно свести к минимуму влияние органов власти на процесс формирования избирательных комиссий.

Екатерина Гробман

Сегодня в 7 утра по Москве во всем мире опубликован международный Индекс Восприятия Коррупции . Россия в нем занимает 131-е место из 176 возможных.

Иран, Казахстан, Непал и Украина - вот ближайшие соседи России в индексе восприятия коррупции за 2016 год. Это ежегодный документ, который международная организация Transparency International выпускает с 1995 года. Почему именно индекс восприятия коррупции, а не, к примеру, рейтинг уровня коррупции, рассказал нашей радиостанции генеральный директор Трансперенси Интернешнл Россия Антон Поминов:

Здесь не случайно существуют слова «индекс восприятия» коррупции, потому что если бы мы могли померить саму коррупцию, то так и написали бы «индекс коррупции».

Уровень мы тоже не можем померить. Дело вот в чем. Уровень насильственных преступлений померить легко. А вот коррупция явление скрытое от наших глаз. Всех фактов коррупционного взаимодействия мы установить не можем. Ни мы, ни правоохранительные органы, никто не может. Поэтому все, что мы можем говорить, это то, насколько эксперты, которых опрашивают наши коллеги из других организаций, воспринимают страну коррупционной. Но надо понимать, что здесь не используются жесткие твёрдые данные. Используются ответы на вопросы, как эксперты воспринимают коррупционность той или иной страны

Индекс рассчитывается на основании данных, собранных 12 независимыми организациями в ходе опросов среди экспертов и предпринимателей по всему миру. Среднее арифметическое из собранных цифр - это и есть количество баллов. Ноль получают страны с самым высоким уровнем восприятия коррупции, 100 с самым низким. Соответственно, самые высокие балы и первые места занимают Дания, Новая Зеландия, Финляндия и Швеция. А самые низкие балы и последние места Северная Корея, Южный Судан и Сомали.

Что касается России, ее положение не сильно меняется. Наша страна получила ровно такое же количество балов, как и годом ранее, а позиция снизилась с 119 на 131 из-за увеличения количества стран участников индекса. Однако сказать, что ничего не движется и не меняется, тоже нельзя. Антон Поминов из Трасперенси Интернешнл Россия отмечает, что есть небольшие, но достижения

Будет неправильным сказать, что мы ничего не добились. Во первых, мы получше выступили там, где GREKO (Группа Стран Против Коррупции) нас оценивали, это законодательство об избирательной системе и криминализации коррупции. Такое небольшое достижение у нас есть. Вообще у нас много маленьких достижений, и с точки зрения декларирования доходов и имущества, и с точки зрения международного сотрудничества. Может быть наше государство начнёт состыковывать антикоррупцию и антиотмывочную деятельность. Обратите внимание, что расследования актикоррупционные сейчас появляются буквально каждый день, и этот процесс не остановим. Что касается каких то серьёзных институциональных сдвигов, таких, чтобы можно было сказать, что мы что-то сделали для того, чтобы подняться в индексе восприятия коррупции, к сожалению, таких не произошло. То есть, мы просто толчем воду в ступе.

Поминов отметил, что, несмотря на некоторые улучшения в сфере антикоррупционного законодательства, хромает правоприменительная практика.

Что касается законов, то российским чиновникам, к примеру, запретили владеть иностранными финансовыми инструментами, а также работать с организациями, сотрудниками которых являются их родственники. Однако, из национального плана по противодействию коррупции на 2016-2017 годы исчезло упоминание о защите заявителей о коррупции. По-прежнему не принят закон о лоббизме.

При этом в организации отмечают, что 2016 запомнился «охотой на отдельных коррупционеров и приравненных к ним». Или даже скорее не на настоящую охоту, а

«на тир, где довольные посетители стреляют из заранее заготовленного ружья по уточкам, которые хозяин заботливо расставил по полочкам». Громкие дела этого года, к примеру Улюкаев, Лопырев, Захарченко, согласно соцопросам воспринимаются гражданами, больше как сведение счетов и показательными акциями, чем реальной борьбой с коррупцией.

Есть и внешние факторы, которые повлияли на положение в индексе России и других стран. Панамское досье, где фигурировали офшоры людей из окружения высокопоставленных российских чиновников. Как отреагировали Россия и другие страны, попавшие в утекшие документы, рассказала нашей радиостанции вице-президент международного TransparencyInternational Елена Панфилова

Смысл влияния панамского досье не линейный. Он не про борьбу с коррупционерами, то есть уголовные дела. Он про сдвиг парадигмы. То есть, впервые власти были вынуждены делать не то, что они хотят в плане антикоррупции и реформ, а то, что их заставило фактически гражданское общество. Российские власти отреагировали довольно парадоксальным образом. Очень много лет Россия отбрыкивалась всеми доступными способами от вступления в международную систему автоматического обмена налоговой информации. Отбрыкивались, но к 12 мая мы туда внезапно вступили. То есть фактически спустя месяц после публикации панамского досье. Это значит, что просто хотят узнавать быстрее, чем узнает гражданское общество. Панамское досье привело не столько к наказанию конкретных коррупционеров, хотя и это есть в некоторых странах, сколько все побежали. Олланд созвал саммит, Кэмерон созвал саммит, наши вот забегали, в штатах тоже, то есть буквально все. Стали искать, каким образом узнавать раньше, чем это всплывет. И все при этом отдают себе отчёт, что панамское досье отнюдь не последнее досье, которое утечёт.

Настоящая антикоррупция, отмечают специалисты, в любом случае начинается с укрепления институтов честных и прозрачных выборов, а также с работающей независимой системы верховенства права.