Спасение Петра. Бог – в сердце трагедии

Эпизод, о котором идет речь в нынешнем чтении - хождение Христа по водам - по-своему уникален. О нем рассказывается в трех Евангелиях: от Матфея, Марка и Иоанна, умалчивает об этом событии только Лука. Зато во всех четырех Евангелиях описывается эпизод, который непосредственно предшествует хождению по водам, а именно: то, о чем мы слушали в церкви на прошлой неделе, насыщение пяти тысяч людей пятью хлебами. Это важно, потому что для того, чтобы лучше понять смысл сегодняшнего чтения, следует вначале очертить общий контекст: где и когда происходит описываемое событие. Тогда мы поймем, что оно значило и для участников этих событий, для апостолов, в частности - для апостола Петра, а также - что оно значит для нас сегодня?

Итак, сопоставляя разные Евангелия, мы можем сделать вывод, что это событие произошло в период празднования иудейской пасхи, весной третьего года земного служения Господа, то есть за год до Страстей Христа. Это особое время для Господа. Евангелист Матфей в той же 14-й главе рассказывает об умерщвлении Иродом Иоанна Крестителя. Общественное служение Господа, галилейский период, во время которого Христос проповедует, творит чудеса, собирает учеников и выбирает из них ближайших апостолов, приближается к концу. Этот период завершается великим чудом насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками - больше таких масштабных чудес Христос творить не будет.

При этом вокруг Христа складывается тяжелая обстановка: Ирод, слыша молву об Иисусе, вспоминает об убиенном Иоанне и полагает, что Христос - это воскресший Креститель. По всей видимости, начинаются какие-то притеснения: недаром в последующих главах евангелист Матфей рассказывает, что Иисус с учениками уходят в пределы Тирские и Сидонские, то есть покидает владения Ирода. Все более напряженными становятся отношения Господа с верхушкой иудейского общества - книжниками и фарисеями.

Итак, с одной стороны, Христа окружают ближайшие ученики-апостолы, с другой - активизируются его противники. Ирод преследует Его, фарисеи, книжники и саддукеи все больше недовольны Его деятельностью.

И вот на этом фоне сначала происходит чудо насыщения пяти тысяч, и в ту же ночь - хождение по водам Галилейского моря.

События эти происходят в Галилее, недалеко от города Капернаума. Евангелист Матфей и евангелист Марк не говорят, почему Господь отправил учеников отдельно от Себя в лодке, почему вообще пришлось уходить оттуда. Но евангелист Иоанн объясняет: люди, впечатленные чудом насыщения пяти тысяч, хотели «придти, нечаянно взять Его и сделать царем» (Ин 6.15). Далее Евангелия говорят о том, что толпы следили за лодкой, в которую садились ученики, в надежде увидеть Иисуса Христа. По-видимому, поэтому Господь отсылает Своих учеников отдельно.

Итак, после чуда насыщения пяти тысяч хлебами случилось то, о чем Христос предупреждал в самом начале Своего служения. Сатана в пустыне, искушая Его, предлагал взять камни и сделать из них хлеб. Мол, сделай это - и за Тобой пойдут люди, Ты станешь земным царем. Но Господь пришел не для того, чтобы принять земную власть. А именно этого хотят люди: они увидели, что этот проповедник может их насытить, и хотят сделать Его царем. Именно поэтому Христос укрывается. Он избегает народа, сначала уходит один на гору, чтобы помолиться, а учеников отправляет на другую сторону Галилейского моря вперед Себя.

В ночь, когда ученики отправились в путь без Христа, на Галилейском море разразилась буря. Судя по словам евангелиста, шторм продолжался большую часть ночи - такой вывод мы можем сделать, читая слова про четвертую стражу, во время которой ученики и увидели идущего по волнам Христа. В это время в Палестине сутки делились так же, как в Риме. Например, ночь делилась на четыре стражи. Значит, ученики боролись с волнами три четверти ночи - три стражи - и при этом смогли проплыть совсем немного: всего 25-30 стадий (один стадий - порядка 180 метров).

И вот, когда ученики уже изнемогли посреди волн, они увидели идущего по бушующему озеру Христа. Зачем Господь поступает так? Чтобы понять это, посмотрим на реакцию апостолов. Первым откликается апостол Петр, что неудивительно: не первый и не последний раз Петр выступает как «уста апостолов», говоря за всех. Тому причина характер Петра: порывистый, горячий, ревностный.

Именно Петр бросается ко Христу и порывается идти к Нему даже по волнам. И здесь мы можем сравнить этот эпизод с отрывком из Евангелия от Луки о чудесном улове, когда по слову Христа будущие апостолы вынимают из воды сети, полные рыбы, хотя до этого им всю ночь сопутствовала неудача. Апостол Петр тогда, видя это чудо, сказал от лица всех: выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный. Тогда Петр еще мало знал Христа, но его сердце почувствовало, что перед ним - не просто человек, а посланник от Бога. Тогда Петр испугался.

В нынешнем же чтении реакция Петра другая. Петр уже давно со Христом, входит в число Его ближайших апостолов, видел многие чудеса, слышал проповеди. И здесь Петр ведет себя иначе, чем в ситуации чудесного улова - он сам просится идти к Христу: «Господи, если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде!» (Мф 14. 28). Христос говорит ему: иди.

А дальше происходит событие, отлично характеризующее апостола Петра. Он следует своему порыву идти ко Христу, быть с Богом, но по-человечески - ему страшно. И в какой-то момент страх берет верх и Петр начинает тонуть.

Здесь есть очень интересный комментарий святителя Иоанна Златоуста этому месту: «Бесполезно быть с Христом тому, кто не приник к Нему верой». Прошло уже почти три года, как апостолы рядом с Господом, они уже знают, что их Учитель - человек особый, посланный от Бога, но в их сердцах продолжает жить страх. Евангелие не идеализирует апостолов, а показывает их реальными людьми. Даже во время Тайной вечери, за несколько часов до Страстей, они спорят между собой: кто из них будет на самом почетном месте в царстве грядущего Мессии.

Страхи и сомнения останутся в учениках до события Пятидесятницы, когда огонь Святого Духа попалит их человеческие страсти и немощи, превратив апостолов в столпы веры.

Вот и в сегодняшнем чтении мы видим яркое сочетание веры и неверия, сомнения в сердце апостолов. Это сомнение чуть не губит Петра, он едва не утонул, испугавшись волн, но Иисус спасает его и они вместе входят в лодку. И тотчас утихает буря. А ученики, видя все это, исповедуют Иисуса: «истинно Ты Сын Божий» (Мф 14.33).

С одной стороны - это сильное исповедание. С другой -- не стоит видеть в нем окончательного сердечного принятия апостолами того, что Иисус - истинный Бог. В данном случае «Сын Божий» не значит исповедания Христа ипостасью Святой Троицы, как привыкли мы, христиане, считать. Это всего лишь обозначение праведника, святого человека, угодившего Богу и имеющего в силу этого особые чудесные дары.

Но уже через две главы Евангелия от Матфея в ответ на вопрос Христа «за кого вы почитаете Меня?» (Мф 16. 13) апостол Петр, снова выступая от лица всех учеников, скажет: Ты - Христос, Сын Бога Живого (М 16. 16). И это уже будет исповедание мессианского достоинства Иисуса, более высокое, чем в сегодняшнем эпизоде.

Тем не менее, и сегодняшнее исповедание много значит. Евангелист Марк с горечью замечает, что апостолы не были впечатлены чудом насыщения пяти тысяч (Мк. 6. 52). И, видимо, чудом хождения по воде Христос преподает Своим ученикам очередной божественный урок. Этот урок стал для учеников новой ступенью на пути истинного исповедания Иисуса из Назарета, как Мессии, Христа, Сына Божьего, Спасителя.

Отметим также, что это - не первый эпизод, когда Иисус одним мановением усмиряет водную стихию. Он уже попадал с учениками в шторм на море и укрощал его одним-единственным словом. Евангелие повествует нам о нескольких чудесах Иисуса над природным естеством: преложение воды в вино, иссушение смоковницы, усмирение бури. В таких эпизодах Христос предстает перед нами как повелитель мироздания, тот, Кто имеет власть повелевать миром.

Сегодняшнее чтение можно толковать и в более широком контексте, если говорить не только о нем, но вкупе с тем эпизодом, который предшествует хождению по водам. Епископ Кассиан (Безобразов) связывает хождение по водам с чудом умножения хлебов и говорит, что здесь символически Христос выступает как Моисей, проведший Израиль через море. Иисус идет по водам - и за Ним идут апостолы.

Можно сказать, что Иисус завершает галилейский период Своего служения чудом хождения по водам, прообразом которого явилось в Ветхом завете спасение Израиля от гонителя-фараона и переход к новой жизни в земле обетованной. Этим Он как бы говорит Своим ученикам, что те, кто пойдет за Ним, совершат переход из смерти в жизнь, от незнания Бога - к познанию Бога.

Евангелие от Матфея (14:22-34)
«И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

«Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28,20). Такие слова Самаго Живого Бога мы с вами слышали в Евангелии. Святые отцы говорят нам, что, когда мы молимся - мы беседуем с Богом; но когда мы читаем Священное Писание, Бог беседует с нами, укрепляя и научая каждого из нас. Зная о том, что мы люди немощные и маловерные, что наш духовный возраст равен возрасту младенческому, Святая Матерь наша Церковь от одной воскресной службы до другой нас вразумляет и укрепляет.

В сегодняшнем Евангелии повествуется об одном из многих чудес, которое совершил Господь – о спасении утопающего Петра во время его попытки шествия по водам. Хотя это было событие произошло почти две тысячи лет назад, но подобное происходило всегда, происходит с нами и сейчас. Обуреваемы различными скорбями, мы плывем по бушующему морю житейскому. Вся наша жизнь перемежается черным и белым: то порыв веры, то маловерие, то ревность, то безразличие, то восстание, то падение, все сочетается в нашей душе. И всегда Господь протягивает нам руку помощи.

И сегодня нам Господь еще и еще раз напоминает о том, что Он готов помочь нам, что Он всегда с нами, только верьте в Него. то, что Он готов помочь. Петр в порыве веры, ревности и любви к Богу говорит: «Господи! Если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». (Мф. 14,28), т.е. он усомнился в своем Учителе. И хотя люди видели безчисленные чудеса Господа, но сомнение постоянномучило их, а Он ли Мессия, а Он ли Господь? Спаситель Сам спрашивает однажды у Петра, за кого почитают Его люди и тот отвечает: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, или за одного из пророков. А Он говорит им: А вы за кого почитаете Меня? - Ты Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 14-16). Люди сомневались, даже видя чудо воскресения из мертвых дочери Иаира, исцеление сына Корнилия сотника, которого Господь исцелил одним словом, не заходя даже к нему в дом. Такие же сомнения мучат и нас на протяжении всей жизни. Сначала мы в порыве благодарности, что Господь даровал нам это великое чудо веры, даровал нам быть званными. Но Он предупреждает нас, что «Блаженны слышащие словл Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28), «Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое» (ИН, 14, 23). Господь нас вначале питает, как матерь младенца, грея у своей груди, чтобы мы не сомневались, а шли напрямую, смотря в вечность и удивляясь тому великому богатству веры, которое открыто нам. А потом свой взгляд перевели со Спасителя, с церкви, с единственного, по-настоящему ценного в жизни – со своей души - и стали, подобно Петру, озираться по сторонам. Вот тогда- то услышали и мы бушующий ветер, увидели и волны, вот тогда-то и закричали и усомнились в том, по правильному ли пути мы идем. И это произошло потому, что не стали свой взгляд устремлять к одному - к исцелению, преображению и воскресению своей безсмертной души. Забыли слова Бога: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мк, 8,36). «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6,33)..

И когда мы искали Царствия Божия, то все остальное нам прикладывалось, а потом постепенно стали охлаждаться и маловерие, как волны, стало захлестывать нас, вот тогда мы не только внутреннего не сподобились, но и внешнее постепенно растеряли. Но Господь милостив. Придет момент, когда человек сам поймет, что кроме веры в Спасителя он нигде и никогда не найдет душевного покоя и радости – этого благодатного состояния. До определенного времени человек ищет только удовлетворения своих страстей и исполнения жизненных планов, и эти планы иногда начинают один за другим сбываться. Но если человек не ощущает рядом с собой Бога, то полного удовлетворения жизнью он не найдет никогда. И если человек во дни своей жизни не приобщится к вечному, а душа его об этом подскажет, то вся его жизнь скажется пустой и безполезной. И наоборот, счастливы те люди, которые находятся в православной вере, т.к. нашли смысл жизни – вечность – Бога - любящего Отца, в Троице покланяемого Господа нашего.

Самое главное в нашей жизни, Господь нам об этом сегодня напоминает, это не нужно смотреть по сторонам, оглядываясь на жизнь, которая кипит вокруг нас своими страстями и бедами, скорбями и болезнями, войнами и искушениями, - всеобщим злом, ибо так будет до скончания века. Но при всем этом человек может иметь в душе мир, радость, покой и счастье, когда он будет держаться за руку Господа. Если мысли у него будут только о небесном, то сам он будет светом для этого мира, опорой для него, что-то сможет в жизни сделать, чтобы хоть чуть-чуть уменьшить зло, которое вокруг нас. Преп. Серафим Саровский говорит: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Но если ты сам себя не спас, не оставил своих грехов и страстей, не нашел пути истины, что ты сможешь сделать людям, которые рядом с тобой. Если ты сам малодушный и маловерный и по всякому поводу унываешь, что ты тогда сможешь дать другим людям? - Ровным счетом ничего. Всегда надо помнить слова Господа: «Аз с вами есть во вся дни до скончания века» (Мф. 11, 26). «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12,26). «Всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Ин,11,26). Вот эти слова Господа нужно всегда держать в своем уме.

И мы, в начале своей духовной жизни горели и все для нас казалось светлым и истинным, т.к. тогда мы думали только об одном – о Боге, о безсмертии своей души. А потом стали оглядываться по сторонам, как Петр, поглядели на окружающее нас бушующее море: что происходит в церкви, какие там батюшки, какое священноначалие, правильны ли уставы и законоположения, как там живут православные люди - мои братья и сестры, грешат они или нет - вот так постепенно у нас начинает проявляться невнимание к самому себе. А Антоний Великий говорит: «Внимай себе и довольно с тебя». Мы же начали обращать внимание на грехи, недостатки и недуги других людей и через это начали утопать сами. А все потому, что перевели свой взгляд со Спасителя, а значит, и со своего спасения.

Если у нас это произошло, то надо начинать опять сначала и думать только о своей собственной греховности, а не смотреть по сторонам. Когда мы становимся на молитву - единственное средство для дыхания души, через которое преображается сердце и человек становится лучше и чище, то надо представить себя перед Живым Богом с чувством покаяния и преданности Ему. Епископ Феофан Затворник говорит, что, если мы и кладем поклоны, и читаем молитвы по молитвослову, но делаем это только внешне, то самой молитвы при всем этом не будет, потому что самое главное в молитве - это внимание и память о том, перед кем мы предстоим, чтобы было чувство присутствия Божия. Епископ Феофан дает еще такой совет: «Стой на молитве так, как будто бы ты стоял на Страшном Суде и смотрел на уста Спасителя, от которого ты должен услышать только два слова: «прииди» или «отъиди». Если ты с таким чувством будешь стоять на молитве, значит и твоя душа напитается живым чувством что с тобой Бог, то станешь ты действительно очищенным и преображенным.

Господь говорит нам: «Приди ко Мне, увидь Меня и насладись Мною». Нужно ценить эти драгоценнейшие минуты общения с Богом и если мы, становясь на молитву, заранее не отсечем ненужные мечтания и размышления о том, что будет в течение дня, то погрязнем в этом житейском море, как Петр. Иоанн Лествичник говорит: «Заключай ум в слова молитв», то есть пусть ум твой понимает то, что ты читаешь. Епископ Феофан говорит: «Доведи все читаемое до сознания», т.е. ничего не оставляй непонимаемым. Что для этого нужно сделать? В то время, когда мы не молимся, нужно разобрать смысл утренних и вечерних молитв и если непонятно, спросите батюшку, почитайте толкование святых отцев и тогда все читаемое пусть будет уразумеваемо и понимаемо и произносимое во время молитвы доведено до чувства. Если молишься: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей; се бо в беззакониях зачат есмь и во грехах роди мя мати моя», - так произноси эти слова не одним языком, а в чувстве покаяния. «В руце Твои предаю дух мой», - с этими словами тогда пусть и вера твоя будет непоколебимой в то, что все в деснице Божией. Как говорят святые отцы, очень полезна для нас молитва гласная, произносимая вслух.

Когда мы живем семейной жизнью и все у нас более-менее благочестиво, тогда полезно читать утренние и вечерние молитвы всем вместе по очереди. Глава семьи начинает молитвы, потом супруга, дети и так по кругу, чтобы каждый свои чувства мог излить Богу. Мы должны внимательным образом молиться, не смотреть по сторонам, - т.е. за помыслами, зная что лукавый будет всегда противиться молитве внимательной и сосредоточенной и эта брань будет до конца нашей жизни,. Нужно привыкать ходить перед Богом, и всякую ненужную мысль отсекать молитвой Иисусовой. Когда приходят нечистые, блудные, гневные, раздражительные, завистливые мысли, надо вести борьбу с ними. Надо прибегнуть к Спасителю как Петр, который ухватился за руку и закричал: «Господи! Спаси меня, погибаю!» (Мф. 14,30)Эта часто произносимая молитва будет постоянно давать нам то, что мы будем становиться людьми духовными. Всякому человеку свойственно думать о любимом и близком человеке, переживать и молиться о нем. Иоанн Лествичник говорит: «Ты из подобия мирской жизни возьми себе пример в жизни духовной. Посмотри, как жених думает о своей невесте, так и в твоем сердце пусть всегда будет Господь, думай о Нем день и ночь».

В этот святой день помоги нам всем, Господи, уподобиться Петру в его горячей вере, ревности и любви ко Господу. Не дай Бог, чтобы мы как Петр утопали в этом житейском море через свое маловерие, через невнимательную молитву, через осуждение других людей. Дай Бог, чтобы и мы, как Петр, десницей Божией были извлечены из этого бушующего моря и услышали глас любящего нас Господа: «Не бойтесь ничего в своей жизни кроме греха». Аминь.

архимандрит Мелхиседек

«Господь, обратившись, взглянул на Петра; и Петр… вышед вон, горько заплакал.» Евангелие от Луки 22 глава, 61–62 стихи

НЕТ человека, который не согрешил бы в своей жизни. Большинство людей грешат много раз, и лишь единицы согрешают редко. И чем сознательнее и внимательнее относится человек к жизни, тем больше он находит в себе недостатков, тем чаще несётся к Господу его .

Все мы содрогались, читая в Евангелии историю грехопадения Петра (Евангелие от Луки 22 глава, 54–62 стихи) и с замиранием сердца следили за тем, как сгущалась вокруг него атмосфера. Мы чувствовали к нему неосознанную симпатию, потому что в его истории находили очень много сходного с тем, что часто происходит с нами. Следя за печальным ходом его падения, мы видим, что до сих пор этим же избитым путём идёт ко греху всякая человеческая душа.

Как Пётр мог спать в Гефсиманском саду, когда он должен бодрствовать, молиться? А разве падения многих из нас произошли не по этой же причине? Разве многие из нас, подобно Петру, не последовали бы издали за Христом, вместо того чтобы идти рядом с Учителем? Мы все слишком хорошо знаем, что значит иногда отойти от Христа, поэтому и не стали бы расспрашивать Петра, почему он вместе с другими грелся у костра.

Кому известно, как вероломно наше сердце, тот не станет удивляться, что Пётр, так долго ходивший со Христом, видевший все Его чудеса, удостоившийся в числе избранных узреть славу Преображения, мог отречься от своего Господа. Отречься и клясться в присутствии Христа, когда в ушах его, кажется, ещё звучали торжественные слова, когда-либо слышанные людьми; когда сердце его было согрето воспоминанием о тайной вечере; когда на его устах ещё не высохло вино причащения! Увы! Подобные вещи не чужды всем, кто принимает участие в ужасной трагедии греха.

Но в жизни Петра есть факт более великий, хотя менее известный, чем его ,– это его . Все люди заодно с Петром в его грехах, но не все готовы каяться, как он. Пётр грешник – один человек, а кающийся Пётр – совсем иной человек. Многие, сопровождавшие его на избитом пути ко греху, предоставили ему в одиночестве идти по слёзной стезе покаяния. Тем не менее, истинный урок жизни Петра – это урок покаяния. Его грехопадение для нас мало поучительно, но его является великим уроком для спасения тех, кто, подобно ему, сознал, что согрешил.

Божественность покаяния

Когда говорит Христос, Его речь настолько тиха и нежна, что никто не может услышать этого шёпота, кроме вас, дорогой друг. Быть может, сегодня во время чтения этой статьи Господь повернулся и посмотрел на вас. И вы «вышли вон», чтобы заплакать горько. Никто не заметил, на кого был направлен взгляд Божий, и никто не знает, что это были вы. Вы находитесь, возможно, на своём обычном месте, но ваша душа в настоящую минуту далеко отсюда, она занята каким-нибудь прежним грехом. И Господь Сам даст вам горчайший и в то же время сладчайший урок жизни – урок глубокого прочувствованного покаяния. Не возвращайтесь же назад в толпу, пока Господь не посмотрит ещё раз на вас тем взглядом, каким Он посмотрел на разбойника на кресте, пока вы не увидите сияние любви Божьей на лице Господа Иисуса Христа!

.

Понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. (Мф.14, 22−33)

В этой Евангельской истории Отцы Церкви видели глубокий смысл. Они сравнивали лодку, в которой находились ученики с Церковью Христовой, море — с миром, а бурю — с гонениями на Церковь. В древней Иудее время ночи делилось на 4 стражи согласно смене караула в римских гарнизонах. Четвёртая стража, когда Апостолы увидели приближающегося к лодке Спасителя, соответствовала концу ночи и рассвету. Так и история борьбы Церкви Христовой с грехом и диаволом будет продолжаться до конца времён, и, по слову Божию, врата ада не смогут одолеть её, пока не наступит 4-я стража мировой жизни и времена антихриста. Тогда Церковь будет поставлена на грань гибели, но её спасет Второе пришествие Христово, после которого корабль Церкви достигнет, наконец, желанного берега — вечного Царства Христова и жизни будущего века.

Есть в этом Евангельском повествовании и ещё один смысл, применительно к нашей повседневной жизни. Пока апостол Пётр верил — то шёл по морю, а когда усомнился — начал тонуть. Каждый из нас призван переплыть житейское море, у которого один берег — рождение, а другой — смерть. У каждого христианина бывает немало бурь в море житейском, искушения, подобно высоким волнам, угрожают гибелью его душе. Куда ни бросишь взгляд, кругом волны: направо посмотришь — волна, налево — волна. Но пока вера крепка, пока человек любит Бога всей душою своею, всем помышлением, он не отчаивается, потому что чувствует себя находящимся в крепкой руке Божией. Чувствует, что Господь его хранит, любит, Господь его ведёт — и он шествует через все искушения к главной жизненной цели — к Царству Небесному. Когда же человек теряет веру в Бога, забывает, что он живёт по промыслу Божию, забывает о главной цели своей жизни, он начинает всего бояться, у него появляется много всяких страхов, переживаний: как бы ему не остаться голодным, как бы не лишиться пенсии, как бы не попасть в руки мошенников, как бы серьёзно не заболеть. А иногда, при очередном жизненном испытании, у нас бывают даже панические настроения, когда нам кажется, что вообще всё пропало. И Господь указывает на причину этих страхов — она в маловерии. Выход из всех этих ситуаций один — молиться как утопающий Пётр: «Господи спаси меня», и надеяться на помощь Божию. Известно множество случаев чудесного спасения верующих людей из безвыходных ситуаций.

Дорогие братия и сестры, жизнь человеческая уподобляется бурному морю, по которому мы плывем со своим телом и душою, встречая на пути великие опасности и бедствия. Тьма и мрак окружают нас, волны многоразличных искушений и бед ударяют в нашу утлую ладью и грозят ежеминутным потоплением. И чтобы при встрече с этими бедствиями или услышав о них не приходили мы в уныние, безнадежность, а, напротив, укрепляли свою веру в то, что Господь Бог наш настолько любит нас, грешных, и печется о нашей жизни, о самомалейшем нашем деле, что и волос с головы нашей не упадет без Его святой воли, для этого сегодня и предложено нам весьма назидательное и утешительное евангельское чтение о спасении Спасителем утопающего Петра.

Святое Евангелие от Матфея передает нам следующее повествование об этом чуде: после насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами Господь тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую (Мф. 14, 22-34).

Так, братия и сестры, земная жизнь наша имеет большое сходство с морем, в одном церковном песнопении она и называется морем житейским . Как море во время тишины бывает спокойное, гладкое и светлое, не представляет никаких препятствий для мореплавания, так и наша земная жизнь, когда не бывает в ней разных бедствий, невзгод, напастей, несчастий, является ровной, тихой, спокойной и приятной, не имеющей препятствий для правильного и мирного течения ее. Но вот подул ветер, разыгралась буря, и море взволновалось, волны забушевали, готовые потопить не только малую ладью, но и большой корабль, и настало для мореплавателей, застигнутых бурей в море, настоящее бедствие. Подобное бывает и в нашей жизни. Настали бедствия, нашли несчастья, разыгрались страсти, пришел грех, явились соблазны - жизнь потеряла спокойствие, мир и тишину, вышла из своей обычной колеи и готова погубить неопытного, малодушного, нетвердого в христианских правилах жизни человека, не привыкшего к борьбе с искушениями. И погибает так человек для Царствия Божия.

Фреска южной стены Трапезного храма
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Слышанное нами сегодня евангельское повествование, братия и сестры, не только открывает нам то великое таинство нашей веры, что Господь Иисус Христос есть воистину Сын Божий, единосущный Отцу, Всемогущий Владыка вселенной, Которому повинуется вся тварь, Которому и ветры, и море послушны, но оно внушает нам и ту утешительную и поучительную для нас истину, что Господь и Спаситель наш всегда близ нас есть во всякое время дня и ночи, что Он есть Всемогущий Помощник и Избавитель наш во всех обстояниях и превратностях жизни и что мы, немощные и неразумные сами по себе и к тому же подверженные различным обуреваниям в своей жизни, непрестанно имеем нужду в Его Божественной помощи.

При окружающей нас тьме ночной, среди этих обуревающих нас волн моря житейского, мы можем обрести истинный покой и безопасность только в сердечном убеждении в том, что плывем мы по этому морю житейскому, подобно Апостолам, не сами собою, но по воле Господа: понудил Иисус , как говорит Евангелист, учеников Своих войти в лодку , - плывем к предначертанному Господом берегу вечной жизни, в блаженное пристанище Царствия Божия, плывем в невидимом, но тем не менее спасительном для нас присутствии Самого Господа, ходящего по морю и укрощающего волны.

И потому Евангелие нынешнего дня учит нас мужеству и твердому упованию на помощь Божию в трудных обстоятельствах жизни, в опасностях, искушениях и несчастьях в той уверенности, что Господь всегда с нами и не допустит безвременно погибнуть уповающим на Него и любящим Его.

Так Апостолы были в весьма затруднительном положении, когда находились в лодке среди моря, при противном ветре, и Господь, желая вывести их из затруднительного положения, пошел к ним по морю. Апостолы, бывшие тогда еще не совершенными, а только новичками в вере и жизни, изображают нас с вами; море означает здешнюю суетную жизнь, волнуемую диавольскими кознями и многоразличными искушениями и напастями; лодка - удоборазрушимое тело наше, в котором вместе с душою переплывает дух наш море жития сего и которое готов потопить враг нашего спасения плотскими страстями.

Все мы, братия и сестры, хотя и в разной степени, испытываем в жизни своей бурю бед и напастей, как пловцы в море. И у нас, как некогда у бедствовавших в лодке Апостолов, под бременем грехов болезненно расстроено сердце, мысли и воля, так что мы иногда всего и всех боимся, даже собственной тени и шума древесных листьев. Но это потому, что у нас еще слаба вера в Иисуса Христа, потому что мы еще не соединились с Ним: ведь кто всем сердцем уверовал в Него и тесно соединился с Ним, тот никого не боится ни на Небе, ни на земле. Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся? Аще ополчится на мя полк бесовский, не убоится сердце мое; аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю (Пс. 26, 1, 3). Вот сколь дерзновенен, мужествен и неустрашим верующий и любящий Господа!

Господь не оставит тебя в твоем безнадежном состоянии, если ты только обратишься к Нему с молитвой и просьбой облегчить твое положение. Но в том-то и дело, что мы в это время - время искушения - часто забываем о Боге. Нас постигают бедствия, неудачи, скорби, так что одно несчастье приходит за другим. Мы не знаем, за что ухватиться среди этих скорбей и несчастий, и скоро впадаем в уныние духа, опускаем руки и думаем про себя: "Все для меня кончено, не видать мне здесь, на земле, больше радости и утешения". И приходим в отчаяние, забывая в это время обратиться к Богу.

Разве не Господь послал нам испытание? Но Он же может послать терпение, и подкрепление, и утешение. Господь накажет - Он же и помилует и утешит. У Него много средств для этого, ибо Он знает, как пролить утешение в сердце самого безотрадного страдальца. Да, не роптать и отчаиваться нужно в подобных трудных случаях, а скорее взывать к Господу: "Господи, спаси меня, я погибаю! Господи, подкрепи меня, пошли мне терпение, чем и как знаешь, утешь меня". Поверь: как явился Господь сомневающимся и устрашенным ученикам Своим, так явится духовно и тебе и что потребно для истинного блага твоего даст тебе.

Дорогие братия и сестры, жизнь человеческая - как внешняя, так и внутренняя в особенности - не может находиться в одинаковом положении и состоянии. В жизни происходит постоянная смена явлений. Во внешней жизни человека очень часто одно положение сменяется другим. То человек находится в состоянии довольства, здоровья, счастья, спокойствия, то постигают его неудачи, беды и несчастья. Сегодня человек богат, здоров, в почете, а завтра он беден, болен и в презрении. Да и мало ли что бывает с человеком, всего и перечесть нельзя! Поэтому благо тому, кто находит в себе силы с терпением переносить все невзгоды этой жизни.

В жизни духовной, внутренней, нравственной состояния меняются еще чаще. Здесь бурь и волнений, готовых затопить человека, еще больше. Мысли, чувства, желания меняются ежеминутно, и часто человек не может ни на чем остановиться в этих быстрых потоках своих мыслей. В уме его часто являются мысли нелепые, в душе - чувства грязные, желания непотребные, - и все это зачастую помимо собственной его воли. И добро человеку, если найдет он в себе силы противостоять этим искушениям и не утонуть в этой присно возмущаемой пучине. Но и теперь, среди обуревающих нас волн моря житейского, присмотритесь, братия и сестры, и сквозь окружающий нас мрак неведения и скорбей светлым оком живой веры вы увидите близ себя Господа, ходящего по морю. Он, Премилосердный, всегда с нами, во всякое время дня и ночи призывает нас небоязненно прийти к Нему, всегда простирает к нам Божественную руку Своей всемогущей помощи.

Слышишь, скорбящий, бедствующий, страждущий в мире сем, как говорит Господь тебе: Почто усумнелся еси, маловере (ср.: Мф. 14, 31)? Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы; возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 28-29). Есть такое повествование в Патерике. Жил некогда один инок в опустевшем языческом капище. Раз пришли к нему лукавые духи и сказали: "Выйди из нашего места". "Вы не имеете места здесь", - отвечал он. Тогда нечистые духи начали повсюду разбрасывать пальмовые ветви, приготовленные им для плетения корзин. Старец вновь стал собирать их. Тогда бесы схватили его за одежду и повлекли вон, но он уперся в двери и закричал: "Иисусе, помоги мне!" - и они тотчас разбежались. Старец заплакал. Неведомый голос спросил его: "О чем ты плачешь?" - "О том, что враги спасения дерзают издеваться над рабом Божиим". Тогда голос отвечал ему: "Ты сам виноват, потому что забыл Меня. Как только ты призвал Меня, Я тотчас же поспешил к тебе на помощь".

Дорогие братия и сестры, мы немощны; силы у нас слабы; живой веры, способной творить чудеса, у нас или мало, или вовсе нет. А искушений, влекущих к погибели, слишком много. И мы, подобно апостолу Петру, утопавшему в море, утопаем в море житейском. Где же искать нам поддержки и помощи в борьбе с бедами, напастями, невзгодами, искушениями внешними и внутренними, чтобы совсем не утонуть в мятежных его волнах? - Там и у Того, у Кого искал помощи утопавший Петр, у Господа Иисуса. Да взываем к Господу Иисусу все и каждый возможно чаще: "Господи, спаси, ибо я погибаю. Наставь меня на путь истины, добра и правды и укрепи на этом пути и избавь меня, Господи, от искушений. А если Тебе угодно послать мне искушения, утверди и укрепи мои слабые силы в борьбе с ними, дабы мне не пасть под тяжестью их и не погибнуть для Царствия Твоего, уготованного любящим Тебя от создания мира". Аминь.