Готовимся к ОГЭ. Советы психолога

ОГЭ - это главный экзамен для всех 9-классников страны. Как мы знаем, ученикам предстоит сдача 2-ух обязательных предметов (математика и русский) и 2-ух предметов по выбору. От результатов этого экзамена будет зависеть, может ли ученик перейти в 10 класс или поступить в техникум (колледж), или же ему предстоит получение аттестата только на следующий год. А значит подготовка к ОГЭ - очень серьёзный этап.

Начнём с того, что же нужно,чтобы получить допуск к сдаче ОГЭ. К экзамену допускаются:

Выпускники 9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации с годовыми отметками по всем предметам не ниже «3»;

Выпускники с одной «2», с условием, что будут сдавать экзамен по этому предмету;

Иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, обучающиеся в общеобразовательном учреждении;

Выпускники прошлых лет, не получившие аттестат.

Соответственно, чтобы успешно сдать ОГЭ, обязательно нужно восполнить пробелы в знаниях и скорректировать отметки по тем предметам, по которым у ученика есть 2-ки.

Правила подготовки к ОГЭ на "отлично":

1.Начинать подготовку стоит уже осенью , т.к. подготовка сразу по 4-ем предметам требует много времени.

2. Эффективность - не равно постоянная зубрёжка . Некоторые ученики делают огромную ошибку, начиная учить материал, вне зависимости от того, насколько они его понимают и насколько сильно они устали. "Мне учитель сказал, что нужно заниматься хотя бы час в день!" - говорят они и уже через несколько месяцев теряют силы. Но главный секрет успеха - в правильном выборе длительности и количества занятий! Занимайтесь подготовкой к экзамену только тогда, когда вы выспались и не слишком устали. Готовьтесь не более 1 часа, затем обязательно делайте перерыв. В противном случае, вы устанете, но ничего не запомните.

3. Выбирайте одного репетитора . Конечно, речь не идёт о том, что нужно соглашаться на занятия с тем, кто вам не подходит и "терпеть" целый год занятия. Как раз наоборот, именно осенью займитесь выбором лучшего репетитора для подготовки к ОГЭ, манера преподавания, опыт и результаты учеников которого вас полностью устраивают. Занятия с репетитором должны давать вам силы двигаться вперёд, а не усталость и ненависть к предмету! На TutorOnline вы можете взять 10-15-минутные занятия с разными преподавателями, попросить объяснить какую-то небольшую тему и решить, подходит вам конкретный репетитор или нет. Вам не придётся объяснять, почему вы не запланировали с ним второй урок. Так вы можете легко и быстро найти своего идеального педагога, чьи рекомендации вы будете с удовольствием выполнять весь год. Репетитор обязательно проведёт тестирование и выявит ваши пробелы, которые он шаг за шагом поможет вам устранить.

4. Не тратьте время на проезд, используйте время для повторения. Если задуматься, то многие ученики теряют по 2 часа времени на проезд до репетитора и обратно. А ведь гораздо лучше сохранить силы и потратить 1 час на повторение материала перед уроком или выполнение домашнего задания, заданное репетитором. Правильное распределение времени и сил - лучший способ подготовить к ОГЭ с максимальным результатом!

Хотите сдать ОГЭ на отлично? Записывайтесь к самым опытным онлайн-репетиторам и начинайте занятия уже сейчас!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Как известно, экзамен - не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. В то же время среди медиков существует точка зрения, что до 90 % всех заболеваний могут быть связаны со стрессом. Отсюда можно сделать вывод, что экзамены здоровья отнюдь не прибавляют, а даже наоборот. Действительно, многочисленные исследования показывают, что во время подготовки и сдачи экзаменов имеют место интенсивная умственная деятельность, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна (поверхностный, беспокойный сон), эмоциональные переживания. Все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние и сопротивляемость растущего организма.

Сущность психофизиологической стрессовой реакции заключается в подготовительной активации, создающей готовность к физическому напряжению, а именно эта физическая деятельность исключена обстановкой экзамена.

Что же нужно принимать во внимание, для того чтобы успешно, без ущерба для здоровья преодолеть период подготовки и сдачи экзаменов?

Подготовка к экзамену

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
  • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
  • Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена

  • Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
  • В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
  • Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

Во время тестирования

  • В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
  • Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква "а". Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.
  • Экзаменационные материалы состоят из трех частей: А, В, С:
  • в заданиях части А нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В первой части бланков ответов с заголовком "Номера заданий с выбором ответа из предложенных вариантов" ты должен под номером задания пометить знаком "Х" ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
  • в заданиях части В ответ дается в виде одного слова или числа. В бланке ответов для таких заданий есть поля с заголовком "Краткие ответы на задания без вариантов ответа для выбора", куда ты аккуратно вписываешь свой ответ (слово или число) рядом с номером задания (печатными буквами). Запись формул или математических выражений, каких-либо словесных заголовков или комментариев не допускается.
  • в заданиях части С дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на отдельном бланке. Очень важно переписать в специальное поле в правом верхнем углу указанного бланка индивидуальный номер основного бланка ответов (розового цвета). При этом никакие дополнительные сведения о вас (фамилия, имя, класс) не пишутся.
  • Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки исправления неизбежны, то помни, что их можно делать только в заданиях типа А, используя резервные поля с заголовком "Отмена ошибочных меток". Исправления делаются только по инструкции организаторов. Количество допускаемых исправлений - не больше шести.
  • В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.
  • При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.

Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.

  • Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
  • Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
  • Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
  • Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Девятиклассники боятся ГИА ничуть не меньше, чем выпускники - ЕГЭ. Но есть несколько интересных секретов, которые помогут подготовиться к этим сложнейшим экзаменам.

Большинство ошибок на экзаменах происходят из-за того, что школьники не могут рационально распределить время на процесс подготовки и написания работы.

Конечно, шумихи вокруг ГИА меньше, чем вокруг ЕГЭ, но девятиклассникам от этого не легче, так как этот экзамен для них важен. Если высокие балы по ЕГЭ открывают двери в престижные ВУЗы, то результаты ГИА позволяют перейти на обучение в спецшколу, лицей или гимназию, в зависимости от пожелания ученика.

Так давайте же подробнее разберемся, что собой представляет ГИА и тогда нам будет легче понять, готовиться к ГИА по математике. Итоговый экзамен представляет собой тесты, которые составляются в соответствии со школьной программой и возрастом экзаменуемых. Обязательными являются четыре предмета, среди которых есть математика. Если есть желание или необходимость, то можно сдать дополнительной пятый предмет. Обязательными являются русский язык и математика, а все остальные предметы предоставляются на выбор ученику.

Как показывает практика, особый страх у школьников вызывает именно математика. В особенности их пугает раздел с заданиями по геометрии. Стоит отметить, что современная система образования имеет один большой недочет - дети не получают достаточного объема знаний по геометрии.

Сегодня бояться аттестации не стоит, так как наметились более менее ясные черты и особенности в ГИА, а вот несколько лет назад, когда тестирование только вводилось в наши школы, детям было особенно тяжело. Подготовка к ГИА по математике проводилась по одним темам и направлению, а на экзаменах оказывалось, что вопросы по алгебре разбавили сложными заданиями по геометрии. Сегодня геометрия является обязательной составляющей тестирования ГИА.

Основная часть школьников испытывает сложности с решением геометрических задач. Если говорить честно, то без помощи репетиторов лишь малая часть всех девятиклассников страны смогут сдать ГИА и перейти на обучение в старшие классы. показывает, что у детей нет даже базовых математических навыков. Лишь пятая часть школьников могут решить простейшую задачу, остальным требуется помощь и разъяснения.

Но что делать, когда время упущено, а до экзаменов осталось всего два месяца? Естественно, все дырки в знаниях не залатать, поэтому придется разработать правильную программу .

Стратегию подготовки может разработать репетитор. Во многом она основывается на усидчивости ребенка, его умении переключаться и готовности долгое время работать над одними и теми же заданиями.

У ГИА есть один секрет - одно задание проверяет знания школьника по одной теме. Если отсутствуют знания по какому-либо разделу, то восполнить их в авральном порядке сложно. Но если есть хоть какие-то остаточные знания, то за два месяца ребенка можно подтянуть на уровень, достаточный для сдачи экзамена.

Квалифицированный репетитор проверяет знания своего подопечного на первом же занятии, чтобы выявить все проблемы и узнать, на каком уровне подготовки он находится. Хорошо, если не достает знаний по нескольким разделам - прорешав несколько однотипных задачек из нужного раздела, школьник сможет набрать нужные баллы.

Чтобы сдать экзамен, необходимо знать, что вначале нужно прорешать простейшие задачки, а уже затем переходить к более сложным. Если ученик сделает половину заданий и вдруг ему попадется сложная задача, над которой он будет долго думать, то есть шанс вообще не пройти тестирование. А вот если вернуться к тяжелым вопросам после того, как будут готовы ответы на простые, то вероятность хорошего результат вырастает на 20-30%. Такой подход вселяет надежду, что за тестирование ученик сможет получить хотя бы тройку. А уверенность придает силы и вдруг находиться решение для сложной задачи.

Старайтесь не спешить на экзамене, ведь у вас есть почти 4 часа и этого вполне достаточно для ответов на все вопросы. Учитесь правильно читать задания. Многие ребята допускают ошибки из-за своей невнимательности - они находят то, чего от них вообще не требовалось. Вдумчивость, размеренность - вот главные помощники на экзамене.

Также репетитор должен объяснить своему ученику, что формат ответов на тестировании играет важную роль. Ученик должен отвечать четко и понятно, иначе ответ не будет засчитана.

Конечно, лучше всего начать как можно раньше. Только многолетний упорный труд может дать хорошие плоды. Высший бал на экзамене получают дети, которые готовятся к поступлению в профильные ВУЗы, так как они постоянно изучают математику и знают о ней больше, чем рядовой школьник.


1

Как подготовиться к ОГЭ с репетитором?

Многие нанимают репетиторов для подготовки к экзаменам. Действительно, дополнительные занятия могут помочь лучше усвоить школьный материал, ведь учитель в большом классе не всегда может уделить достаточно внимания каждому. Если вы решили готовиться к ОГЭ с помощью репетитора, возьмите на заметку несколько советов:

    Если хотите получить хороший результат, выбирайте в качестве репетиторов школьных учителей и преподавателей ВУЗов. Студенты или молодые специалисты, которые тоже нередко занимаются репетиторством, имеют мало навыков преподавания и зачастую не могут объяснить материал так же доступно и ясно, как более опытные специалисты. К тому же, подготовка к ОГЭ - это не просто занятия по предмету. Важно учитывать специфику данного теста, структуру вопросов и правильное заполнение бланков. Хорошо, если ваш репетитор уже готовил школьников к ОГЭ.

    Занятия с репетитором отнюдь не означают, что ребенок не должен учиться самостоятельно. Наиболее эффективные занятия с репетитором выстроены в формате консультаций по самостоятельно изученным темам - педагог может уточнить и объяснить отдельные моменты. Однако для полноценной подготовки пары часов в неделю с репетитором явно будет мало.

    Берите репетитора только по тем предметам, с которыми ребенок испытывает трудности. Если же школьник хорошо успевает по какому-то предмету самостоятельно, занятия могут только расслабить его, и он станет вкладывать меньше усилий в учебу.

    Если занятия выстроены таким образом, что репетитор просто выполняет за ученика домашние задания, это совершенно неверная тактика. Только посредством самостоятельной работы школьник приобретет глубокие знания по предмету и сможет продемонстрировать их на тесте.

Очень важно найти такого репетитора, с которым у ребенка возникнет контакт и взаимопонимание. Если ученику не будут нравиться занятия, подготовка будет менее эффективной. Хороший педагог всегда найдет способ заинтересовать в своем предмете - в этом случае результат не заставит себя долго ждать.

2

Как подготовиться к ОГЭ самостоятельно?

Очень многие обращаются к репетиторам из-за возрастающего ажиотажа перед экзаменами. Тем не менее, если на занятия нет лишних финансовых средств, подготовиться к ОГЭ можно и самостоятельно. Нередко такая подготовка оказывается даже более эффективной - если школьник рассчитывает только на себя, он вкладывает больше усердия задания. Если же какой-то вопрос кажется непонятным, с ним всегда можно подойти к школьному учителю. В целом же, самостоятельная подготовка может быть очень успешной. При ней важно учитывать следующие факторы:

    Самодисциплина очень важна при подготовке к ОГЭ без репетитора. Выпускники средней школы не всегда умеют грамотно распределять свое время. Поэтому родителям следует периодически следить за их подготовкой. Очень важно не откладывать все на последний месяц, а начать готовиться заблаговременно - хотя бы за год. Тогда знания будут действительно крепкими, а все пробелы за это время удастся заполнить.

    Лучше заниматься понемногу каждый день, чем по несколько часов раз в неделю. Так информация усваивается лучше. К тому же, так школьник не будет переутомляться. Иногда для обучения очень важно отвлечься на что-то другое, а затем вернуться к вопросу с новыми силами.

    У каждого из нас лучше развита та или иная форма памяти. У кого-то это визуальная память, а у кого-то - память на слух. В первом случае всю информацию важно записывать и отмечать разными маркерами, визуально разделять тему на блоки. Во втором случае следует больше проговаривать прочитанное вслух.

    Ассоциативный метод пригодится для запоминания дат, имен, терминов и формул. Например, формулу или дату можно связать с собственным днем рождения или с номером телефона, а для имени или термина придумайте рифму или визуальный образ. Весь объем информации так запомнить не получится, но это отличный способ выучить трудные для себя моменты.

3

Как психологически подготовиться к ОГЭ?

Первый настоящий экзамен - это серьезный стресс для школьников. Иногда даже отличники, которые хорошо знают предмет, получают низкие баллы на таком экзамене. Важны не только крепкие знания, но и правильный психологический настрой.

    Родительская поддержка очень важна. Не давите на ребенка по поводу экзамена - чаще хвалите его, напоминайте, как усердно он готовился, и выразите уверенность, что результат будет высоким.

    Очень мало школьников действительно проваливают экзамен. Зачастую баллы важны только тем, кто уходит в колледж. Тем, кто остается в школе, важно просто перейти определенный порог. Максимально высокие баллы здесь не так важны, как на ЕГЭ, поэтому не стоит волноваться - стоит воспринимать ОГЭ скорее как репетицию выпускных экзаменов.

    Многие преподаватели рекомендуют писать шпаргалки. Конечно, ими лучше не пользоваться, чтобы не отстранили от экзамена. Тем не менее, написанная информация не только позволяет лучше систематизировать знания в голове, но и придает определенное чувство спокойствия.

    Не нужно учиться в ночь перед экзаменом. Напротив, стоит отвлечься и хорошо выспаться.


ОГЭ - это первое серьезное испытание для школьников. Чтобы успешно сдать экзамены, готовиться надо начинать заранее. Подтянуть знания по предметам можно и с помощью репетитора, и самостоятельно - зачастую второй вариант оказывается даже более эффективным при должном родительском контроле. Однако главное - позитивный настрой и уверенность в своих силах. Учителям и родителям не следует паниковать по поводу экзаменов, ведь школьникам очень важна их поддержка.

Экзаменационная работа ОГЭ по русскому языку

Общеизвестно, что чем раньше начнёшь готовиться к экзамену, тем легче будет его сдавать. Вопрос лишь в том, с чего начать? Для начала определитесь, как вы будете готовиться: самостоятельно, на подготовительных курсах или обучаться с репетитором. Здесь будет рассматриваться самостоятельная подготовка, так как на курсах вам всё расскажет преподаватель или, соответственно, репетитор.

Прежде всего надо понимать, что экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, связанных между собой общетематической направленностью. Если первый текст (для сжатого изложения) носит обобщённо-отвлечённый характер, то второй раскрывает тему на живом, жизненном материале; если первый текст – рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания.

Первая часть работы – Часть 1 – это небольшая письменная работа по прослушанному тексту, т. е. написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля.

Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражённых в тексте;
  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  • умение вычленять главное в информации;
  • умение сокращать текст разными способами;
  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи текста.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, необходимо усвоить, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – это то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научиться воспринимать текст на слух так, чтобы точно понимать его общую тему, проблему, идею, видеть авторскую позицию. С этой целью следует тренироваться в определении микротем как составных частей общей темы прослушанного текста. Для хорошего сжатого пересказа нужно также научиться правильно и точно подбирать слова для передачи главного содержания текста, уместно употреблять синтаксические и грамматические конструкции, владеть связностью речи и логикой изложения.

В целом же сжатие текста предполагает в основном исключение подробностей, деталей, а также обобщение единичных явлений и фактов.

Вторая и третья части работы выполняются на основе одного и того же прочитанного художественного или публицистического текста.

Вторая часть экзаменационной работы – Часть 2 – это задания с кратким открытым ответом. Она состоит из 14 заданий (2 – 14). В заданиях требуется сформулировать ответ самостоятельно и записать цифрами или словами.

Задания части 2 проверяют глубину и точность понимания содержания прочитанного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий: понимание основной проблемы текста, позиции автора или героя, характеристики героя, контекстуального значения ключевых слов, понимание отношений синонимии, важных для содержательного анализа; восприятие форм наименования героя, опознавание изученных средств выразительности речи.

Нужно отметить важность определения в тексте средств речевой выразительности, без умения видеть которых, понимать их роль невозможно до конца постичь авторский замысел и разобраться в смысловых акцентах, помогающих выявить авторскую позицию.

Предлагаемые задания также проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами.

Стоит обратить внимание, например, на задания, связанные с определением грамматической основы предложения (задания 8 и 11). Понятно, что неумение видеть грамматическую основу, заключающую в себе и опору грамматической структуры, и ядро смысла предложения, влечёт за собой непонимание предложения, искажение его содержания, а следовательно, и непонимание или недопонимание всего текста в целом.

Третья часть работы – Часть 3 – это письменный развёрнутый аргументированный ответ на одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3), направленный на самостоятельную интерпретацию смысла одного из ключевых фрагментов текста. Часть 3 выполняется на основе всё того же текста, с которым работали над заданиями части 2. Задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи — рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать свой ответ, используя прочитанный текст. Именно это умение необходимо в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.