Информация о дионисии. Кирилло-Белозерский монастырь

Дионисий – русский иконописец, последователь школы Андрея Рублёва и самый талантливый его ученик, живший в XV веке.

Родился великокняжеский художник и «иконник» Дионисий, в семье знатного мирянина, в 1430-1440 гг. В синодике Кирило-Белозерского монастыря перечислен «род Дионисия-иконника», это князья и ордынский царевич – Пётр, за которых молился Дионисий. Восприемниками иконописного ремесла Дионисия были его сыновья, живописцы Владимир и Феодосий. Дионисий писал храмовые росписи - «фрески» и традиционные для русского искусства лики святых для храмовых иконостасов - «иконы». Согласно древнерусским летописям известно, что Дионисий работал много, получал заказы от монастырей, князей древнерусских княжеств от Владимира, Ростова, Углича и Московского царя Ивана III Васильевича.

Московские князья стремились утвердить своё главенство среди других русских княжеств, доказать право преемственности на власть после русского города Владимира. В 1326 году митрополит Пётр перенес в Москву из Владимира митрополичий двор. Тогда же в Московском кремле был заложен храм во имя Успения Богородицы, в жертвеннике которого, разместили гробницу митрополита Петра, не дожившего до окончания строительства Успенского собора. Успенский собор, который строили в Кремле с 1472 года псковские мастера Кривцов и Мышкин и довели «уже почти до сводов» рухнул из-за плохой извести: «И была о том печаль великая великому князю Иоанну Васильевичу…» Иван III дал поручение русскому послу в Италии Семёну Толбузину пригласить для строительства итальянского зодчего. Приехать в Москву согласился известный инженер и архитектор из Болоньи Аристотель Фиорованти.

В 1475 году в Московском кремле был заложен фундамент «нового взамен прежнего» Успенского собора по проекту приглашённого итальянского зодчего. «Чудно было видеть, еже три года делали, во едину неделю и меньше еже развалили…», удивлялся летописец. «Бысть та церковь чюдна вельми величеством и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством, такова же прежде не бывала на Руси».

Собор, игравший важную роль в жизни государства Московского, украшался с особым великолепием. Иван Васильевич увидал работу «иноков Дионисия и Митрофана» в соборе Рождества пресвятой Богородицы Пафнутьева Боровского монастыря в Боровске (близ Калуги) и пригласил талантливого иконописца Дионисия в Москву для росписи Успенского собора. Дионисий с помощниками «попом Тимофеем, Ярцем да Коней» расписали фресками (водяными красками по сырой штукатурке) своды алтарной части собора. Когда впервые после росписи в Успенский собор Кремля зашли царь, бояре и духовенство, то «видя превеликую церковь и многочудную роспись, мнили себя, как на небесах стоящими…»

В настоящее время в Успенском соборе Московского кремля сохранились фрески Дионисия XV века: «Поклонение волхвов», «Похвала Богородице», «Семь спящих отроков эфесских», «Сорок севастийских мучеников», несколько сцен из жизни святого апостола Петра и фигуры «преподобных святых мучеников» на пред алтарной стене собора. Одна из сохранившихся двадцати фресок – «Алексей человек божий» изображает святого преподобного Алексия с золотым нимбом над головой, в подпоясанной рубахе со скрещёнными на груди руками». Образ человека божьего Алексия позволяет видеть в авторе самого Дионисия». Для фресковой живописи Дионисия характерна удлинённость пропорций изображаемых святых, мягкость их движений. Очаровывает зрителей колористическая гармония образа святых прозрачность и нежность полутонов красок фресок, напоминающих акварель.

Из икон работы Дионисия в иконостасе Успенского собора Московского кремля сохранились две больших иконы митрополитов: «митрополит Алексий с житием» (хранится в ГТГ) и «митрополит Пётр с житием» (музеи Московского кремля). На святителе митрополите Петре, был митрополитом 1308-1326 гг. изображено парадное парчовое одеяние «саккос», украшенный жемчугом и драгоценными камнями. Икона «Митрополит Московский Пётр» работы Дионисия имеет клейма по периметру иконы, с сюжетами из жизни первосвятителя Русской православной церкви: о его учёбе, жизни в монастыре и посвящению в степени церковной иерархии до сана митрополита и участии в строительстве Успенского собора Кремля. Особенностью колористического новаторства Дионисия в написании икон митрополитов Алексея и Петра является «усиление цветом», одного оттенка, т.е. наложение одного оттенка красного слоя поверх другого. Таким образом, форма строится плоскостями, усиливая эти способом впечатление от созданного образа митрополита Петра и митрополита Алексея в их больших житийных иконах из Успенского собора.

Кроме житийных икон митрополитов Петра и Алексия, одной из лучших икон Дионисия является икона Апокалипсиса из Успенского собора Московского Кремля. Создание иконы было связано с ожидаемым в 1492 году концом мира. Полное название иконы: «Апокалипсис или откровение Иоанна Богослова, видение конца мира и страшного суда». Изображены многоярусные композиции: толпы верующих людей в красивых одеждах, охваченных единой силой молитвы, склонённых перед агнцем. Вокруг молящихся разворачиваются величественные картины Апокалипсиса: за стенами белокаменных городов полупрозрачные фигуры ангелов, контрастируют с чёрными фигурами демонов. Несмотря на сложность, многофигурность, многолюдность и многоярусность композиции, икона Дионисия «Апокалипсис» изящна, легка и очень красива по колористическому решению, как традиционная иконопись Московской школы от времён Андрея Рублёва.

После Москвы в 1480-1490-е годы творческая биография Дионисия была связана с Иосифо-Волоколамским монастырем, где он работал над иконами для соборной церкви Успения Богоматери, возглавляя иконописную артель со своими сыновьями живописцами Владимиром и Феодосием. Втроём работа спорилась, было создано 90 икон. В летописи эти работы названы «вельми прекрасными». Сохранились в Иосифо-Волоколамском монастыре остатки росписи алтарной преграды с композициями Вселенских соборов.

К этому же времени относится икона Дионисия «Богоматерь Одигитрия» из Вознесенского монастыря в Московском кремле. Икона была написана Дионисием на старой доске от греческой иконы, «привезённой из Константинополя архиепископом Дионисием Суздальским в 1381 году. Судя по летописному сообщению, пострадавший в пожар 1482 г. образ «Одигитрии» был точным списком чудотворной константинопольской «Одигитрии».

Дионисий повторил попорченное изображение, видимо, сохранив его иконографию и композицию. Поясной образ Богоматери с младенцем на её левой руке исполнен на большой доске, по своим пропорциям приближающейся к квадрату, с широкими полями, предназначенными для оклада. Изображение матери и младенца фронтальные, лик Марии слегка повёрнут вправо. В верхних углах иконы полуфигуры архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа). Возле изображений архангелов надписи с их именами. Слева над плечом Богоматери надпись с названием образа «Одигитрия». Левой рукой Младенец Христос держит свиток, упирающийся в колено. Именно эти иконографические особенности отличали чудотворную константинопольскую «Одигитрию», погибшую в 1453 году от других чтимых Богородичных образов».
В настоящее время икона «Богоматерь Одигитрия» 1482 года, написанная Дионисием по старому образцу, находится в музеях Московского кремля.

Для Иосифо-Волколамского монастыря в 1484-1485 гг. Дионисием была написана подобная византийскому образцу икона «Божией матери Одигитрии» (путеводительницы). Грандиозность размеров иконы и монументальность образа делали образ своей заступницей с её строгой величавостью и суровой репрезентативностью.

Дионисий был лично знаком с Иосифом Волоцким и поддерживал с ним отношения. Умудренный жизненным опытом, вслед за иконописцем Андреем Рублёвым, Дионисий размышлял над иконописно-мировозренческими проблемами, пытаясь осмыслить назначение человека, его путь к совершенству. Иосиф Волоцкий был сторонником празднично-декоративного искусства с пышными церемониальными церковными обрядами, характерными для великокняжеского двора. Но «проникновенным лиризмом своего творчества, душевным благородством своих героев Дионисий близок к оппоненту Иосифа в идеологической борьбе – премудрому старцу Нилу Сорскому, учившего, что совершенного человека бог «ангелом равна показывает».

Таковы есть все святые на иконах Дионисия. Все исследователи творчества Дионисия отмечают особую светоносность и сияющую чистоту красок этого иконописца. Дионисий по праву считается непревзойдённым мастером цвета. Чистота и особая прозрачность, т.н. светоностность красок присуща росписям Дионисия. Особенно это очевидно во фресках Ферапонтова монастыря на севере России. В историю древнерусского искусства Дионисий вошёл как непревзойдённый мастер, создавший знаменитые росписи Ферапонтова монастыря на Белоозере, Вологодского края, куда приезжают люди со всего мира посмотреть на чудо.

Так, уже конце своей жизни, около 1500 года, Дионисий, московский мастер, крепко связанный с традициями последователей московской иконописной школы Андрея Рублева, уезжает с сыновьями на север, в Белозерье в глухой Ферапонтов монастырь, чтобы сотворить «во славу Господа» одно из лучших своих творений.

На 24-й сессии Комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО в конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Стенопись этого собора грандиозна, – 600 кв. метров, которые были расписаны за короткий срок. Согласно тексту летописи, сохранившейся на откосе северной двери собора Рождества Богородицы, в Ферапонтово, его расписал: «иконник Дионисий со своими чада» с 6 августа по 8 сентября 1502 года следущего лета. В росписях храма Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре иконописец Дионисий как бы чуть приглушает цвет, высветляя палитру, отчего она обретает особую мягкость, сияющую чистоту. Плавность линий придает росписи музыкальность.

Кроме величественных стенных росписей из Ферапонтова монастыря сохранилось 17 икон, деисусного и пророческого чинов иконостаса церкви Рождества пресвятой Богородицы. Иконы этого иконостаса работы мастера Дионисия с сыновьями, хранятся в разных музеях: Русском музее-ГРМ, в Третьяковской галерее- ГТГ и Белозерском музее. Кроме иконы Господа Иисуса Христа, иконостас Рождественской церкви включал в себя иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи, святых Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца, архангелов, апостолов, святителей, мучеников и столпников.

Несмотря на внутреннее единство образов для одного иконостаса Роджественской церкви Ферапонтова монастыря, иконы имеют индивидуальные характеристики. Это объясняется большой самобытностью и возвышенностью образов святых, созданных Дионисием. После его смерти, многие годы его последователи и ученики украшали храмы в «стиле мастера Дионисия». Все эти разбросанные географически святые образы работы «иконника Дионисия» и его школы узнаются по внешним признакам. Это особая лиричность образов, их утонченность, ритмичность и музыкальность.

Работы для Ферапонтова монастыря завершили творческий путь иконописца Дионисия. Предполагается, что умер великий живописец в период между 1502-1508 годами, так как уже в 1508 году живописную артель возглавил его старший сын Владимир. О втором сыне известно, что «живописец Феодосий, сын Дионисия», украшал «Книгу пророков» 1497 года и знаменитое «Евангелие 1507 года»: «писец Никон, златописец Михаил Медоварцев живописец Феодосий, сын Дионисия». Живописец Феодосий, сын Дионисия, копировал несколько сот миниатюр Радзивиловской летописи. Эти утончённые иллюстрации Феодосия отличаются особым изяществом рисунка и утончённой нарядностью колорита».

Творчество иконописца Дионисия - ликующая светлая песнь в красках гениального русского художника, прославляющая добро и красоту, - явилось ярким выражением созидания Святой Руси, расцвета православной культуры и искусства эпохи XV-XVI вв. когда Московское государство утверждало свое могущество.

» Дионисий

Творчество и биография - Дионисий

О жизни иконописца Дионисия мы знаем гораздо больше, чем о его гениальных предшественниках - Феофане Греке и Андрее Рублеве. Дионисий достиг славы при жизни. Так случилось, что творчество талантливого иконописца любил государь «всея Руси» Иван III. После падения Византии Русское государство стало центром православия: славянский мир с надеждой и упованием смотрел на Восток. Московскому князю сулили корону византийских императоров. «Москва - третий Рим», - говорили в столице Руси. Московский митрополит обращался к Ивану III: «Государь и самодержец всея Руси», «новый царь Константин». Дотошные исследователи родословий выводили происхождение московских князей через Рюрика от великого римского императора Августа. В конце концов Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог, на русском гербе изобразили двуглавого византийского орла. Так слились воедино прошлое величие Византии и энергия, сила возрождающейся из пепла войн, распрей Руси. Главное, чем тогда дышала страна, - освобождение от монголо-татарского ига. Разве не истинный праздник в родной стороне? Вот в такое время освобожденной, обновляемой Руси как нельзя кстати пришелся светлый талант Дионисия - его умение создавать праздничный настрой духа, его сочные краски.

Между 1467 и 1477 годами иконописец вместе со своим учителем мастером Митрофаном принял участие в росписи церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. Это был один из первых серьезных заказов, выполненных Дионисием. И духовные лица сразу оценили талант молодого человека, чье призвание - нести прекрасное, создавать красоту. В 1481 году Дионисий получил приглашение владыки Вассиана создать иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Вместе с тремя другими мастерами Дионисий приступил к выполнению нового заказа. Талант молодого художника ценили так высоко, что выплатили задаток - 100 целковых. По тем временам это была внушительная сумма. Исследователи искусства Древней Руси, специалисты по творчеству Дионисия считают, что именно он выполнил деисусный чин - одну из ответственнейших частей заказной работы... После Успенского собора Дионисий получил прозвание «мастера преизящного».

Чем отличается живопись Дионисия от живописи других мастеров? Композиции его работ торжественны, краски нежны и светлы, словно летний день, фигуры грациозно удлинены, лики святых красивы. Произведения Дионисия легки и радостны, они как бы рассчитаны на то, чтобы поведать миру о счастливой Руси, о том, что великая держава готова идти в будущее с надеждами, а не со скорбью в сердце. Много работал Дионисий для Иосифо-Волоколамского и Павло-Обнорского монастырей. Но особенно значительным его творением являются фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, где мастер трудился в 1495-1496 годах. Великий гимн житию Богородицы создал прославленный иконописец: светлое, возвышенное настроение пронизывает все фрески, нежные, чистые краски льются из каждого уголка собора. Преобладающие тона - зеленоватые, золотистые и белые. В Ферапонтовом монастыре Дионисий работал не один, а с сыновьями и подмастерьями; впоследствии же он воспитал несколько учеников, которые продолжали творить в духе великого иконописца. Надо сказать, что именно благодаря Дионисию белый цвет обрел свое звучание в древнерусском искусстве.

Фрески Ферапонтова монастыря никогда не переписывались - у монастыря, расположенного в глухом Белозерском крае, не было на это средств, - и по их первоначальному колориту мы теперь можем судить о манере письма Дионисия. Исследователи наследия великого мастера В. Н. Лазарев и П. П. Муратов так писали о значении творчества Дионисия для древнерусской живописи. В. Н. Лазарев: «Творчество Дионисия сыграло огромную роль в истории древнерусской живописи... С Дионисием парадное, праздничное, торжественное искусство Москвы стало на Руси ведущим. На него начали ориентироваться все города, ему начали всюду подражать...» П. П. Муратов: «...После Дионисия древнерусская живопись создала много прекрасных произведений, но Дионисиевы мерность и стройность уже никогда более не были ей возвращены».

Творчество этого замечательного художника развивалось в эпоху формирования централизованного Русского государства и было органично связано с подъемом русской национальной культуры. Дионисий продолжал и развивал наследие А. Рублева, создавая произведения, исполненные оптимизма и торжественной ясности. Он предвосхитил развитие светского начала в искусстве XVI века, вводя черты конкретности в изображение действия, поз, одежд и т. д. Изящный уверенный рисунок, легкий прозрачный колорит, гибкие вытянутые пропорции фигур и уравновешенная гармоничная композиция - все это придает произведениям Дионисия неповторимое обаяние спокойной величавости и лиризма.

Годы жизни Дионисия (1440 – 1508 гг.) пришлись на период серьёзных религиозных разногласий. И мастерство художника послужило объединению и усилению единства Московии. Фрески в Ферапонтовом монастыре, выполненные артелью Дионисия, и дошедшие до наших дней стали подтверждением высочайшего мастерства и создания собственного стиля в иконописи.

Ряд работ икон с клеймами Дионисия, рассказывающие о значимых событиях в жизни святых или изображающих более подробно библейское событие, нарисованных при этом на одном полотне также стали почитаемы христианами. Одна из таких его икон «Преподобный Дмитрий Прилуцкий с житием», и сейчас находится в Прилуцком монастыре г. Вологды.

Каждый символ, цвет, формы, расположение образов имеют значение и смысл в иконографии. С их помощью авторы передают всю полноту события или житие святого.

Самые известные иконы Дионисия

Икону «Распятие» Дионисий написал в 1500 году. Она относится к праздничному чину, несмотря на суть самого скорбного момента в жизни каждого. В ней использованы два основных цвета: золотой и чёрный. Тем самым символизируя божественный свет и адскую тьму. Зрительно при помощи разницы в масштабе и пропорций изображения фигур Христа, ангелов и святых Дионисий смог передать иерархию устройства духовного мира. Цветовые оттенки помогают увидеть тяжесть момента – чёрный, правильной геометрической формы крест. Одинаковый охристый тон окраса земли и тела Христа показывает, Его желание вобрать в себя всё тленное, земное и показать путь облегчения и спасения человека. Основное содержание иконы «Распятие» – это перевоплощение страданий Иисуса Христа как человека в Его величие, славу и бессмертие как Бога.

Перед этой иконой молятся о даровании сердечного, искреннего покаяния

О прощении грехов и очищении души. Ещё просят о помощи в становлении на праведный путь и исправлении своих грехов.

Главное событие и цель христианской жизни изображает икона Дионисия «Сошествие во ад», написанная в 1503 году для Феропонтова монастыря и посвящена Воскресению Христа. Мастеру удалось изобразить художественно не только образ Господа нашего Иисуса Христа, духовных сил, но и саму Пасхальную службу. Каждый элемент, символ, цветовое решение соответствует словам пасхальной Литургии.

Сияющая золотом одежда Христа – «одеющагося светом, яко ризою». Ад изображённый как чёрная пропасть с бесовскими силами – «Да воскреснет Бог и расточаться врази Его..». «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ..» — под ногами Господа падший бес с гробом и надписью «смерть». Ангельские силы сокрушают греховные страсти. Каждый символ иконы как бы оживляется. Слушая слова праздничной Литургии, верующие чувствуют силу Божественного Воскресения и надежду на Его милосердие к нам грешникам. Икона становится уже не просто картиной, а живым прославлением торжества Воскресения.

Перед иконой «Сошествия во ад» молятся о дарах духовных, нематериальных, о разрешении трудных и запутанных ситуаций, о чистоте в помыслах и делах. Важно, чтобы в молитвословии была концентрация, и мысли не рассеивались.

На сегодняшний день

Местом где находится икона Дионисия «Христос, спускающийся в ад» стал «Русский музей», исторический комплекс в городе Санкт – Петербург, основанный по распоряжению Александра III и начавший свою деятельность в 1895 году по указу Николая II.

За несколько лет до своей кончины Дионисий переезжает в Белозерье вместе со своими сыновьями, ставшими преемниками ремесла своего отца, где во славу Божью создают одну из лучших храмовых росписей в Ферапонтовом монастыре. Комитет ЮНЕСКО по вопросам творческого наследия в 2000 году включил это произведение росписей в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.


Иконы – это не просто изображения святых или нарисованные сюжеты, убранство храмов и монастырей. Они оживают и отвечают на наши просьбы, если сердце действительно верует, стремится к духовной чистоте и разговору с Богом и святыми.

Молитва

Молитва Святой Пасхе:

О Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый, преславный и спасительный день святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь на земли радуется и веселится, и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата и свободишася умершия во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет в мрачныя души и сердца наша и просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, якоже новая тварь о Тебе. И тако просвещении Тобой изыдем священоснии во сретение Твое, исходящу Тебе из гроба яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев, зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы красного паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный Свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В многочисленных росписях московского Успенского собора обращают на себя внимание своей самобытностью фрески «Семь спящих отроков эфесских», «Поклонение волхвов», «Сорок севастийских мучеников», «Похвала Богородице», а также фигуры святых на предалтарной стене собора. Все эти работы слишком характерны, чтобы быть порожденными иконописцем, лишь слепо следующим византийскому канону изографии. Здесь явно видна кисть мастера. Да, фрески были созданы в тот период, когда в Европе жили и творили Рафаэль, Дюрер, Боттичелли и Леонардо, ведь церковное изобразительное искусство на Руси не знало эпохи Ренессанса. Но Дионисий-иконописец - создатель удивительных росписей Успенского собора в Москве - все-таки вырвался из «прокрустова ложа» канона. Его фигуры не мертво статичны, они изящны, с удлиненным силуэтом, они парят. Поэтому многие зарубежные искусствоведы и называют этого изографа «русским маньеристом».

Художник и эпоха

Чтобы до конца понять творчество Дионисия, нужно хоть немного изучить эпоху, в которую тот жил. Всеобщим чаянием и одновременно ужасом православного мира того времени являлось ожидание Апокалипсиса. Конец света должен был наступить, по уверениям клириков, в 1492 году. В политической жизни Руси также проходили большие перемены. В 1480 году была одержана победа на Угре, которая ознаменовала падение монгольского ига. Московский князь захватил земли Пскова, Новгорода и Твери. Иван III решил создать Придворные писцы стали выводить генеалогию царского рода через византийских базилевсов Палеологов от римского императора Августа. Поэтому скромный размер и убранство московских церквей больше не устраивали Ивана III. Он затеял масштабное строительство, чтобы превратить Москву в «Третий Рим». И в этой ситуации зодчие и живописцы были очень востребованы.

Дионисий-иконописец: биография

В отличие от его великих предшественников, и Андрея Рублева, этот мастер изучен неплохо. Жизнь Дионисия более-менее известна исследователям. Конечно, даты рождения и смерти мастера довольно расплывчаты. Считается, что он появился на свет около 1440, а умер не раньше 1502 и не позже 1525 годов. Родился он в семье мирянина, но достаточно богатого, чтобы отдать сына в обучение изографному ремеслу. Первая известная современникам работа мастера - роспись в церкви Рождества Богородицы Впрочем, работал там молодой художник в 1467-1477 годах под началом своего учителя, некоего мастера Митрофана, о котором больше ничего не известно. Вероятно, при росписях проявился самостоятельный талант ученика, так что в 1481 году его пригласили в Москву для работы в Успенском соборе Кремля. После выполнения этого заказа художник получил официальный титул «преизящный мастер». Дионисий работал также в ряде северных монастырей. Он имел троих сыновей - Андрея, Владимира и Феодосия, двое последних пошли по стопам отца и стали иконописцами.

Начало карьеры

Как уже было сказано, Дионисий в составе творческой картели Митрофана принимал участие в росписях собора Рождества Пресвятой Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре около Калуги. Искусствоведы усматривают в этих работах продолжение и развитие наследия Андрея Рублева. Те же парящие фигуры, чистая, гармоничная композиция, радостный настрой и яркие насыщенные цвета. Московский князь Иван Васильевич, увидев фрески «иноков Дионисия и Митрофана», пригласил молодого живописца в Москву, работать над росписями Успенского собора. Так, с ходу талант был замечен и вознагражден самыми высокими властями.

Московский период

После аннексии чужих земель князь Иван III начинает постройку соборов, чтобы придать своему Кремлю столичный размер. Но с Церковью Успения не задалось: ее возводили псковские зодчие Мышкин и Кривцов, но, как это у нас часто водится, качественные строительные материалы расхитили, отчего почти законченная конструкция рухнула. Царь решил пригласить иностранных зодчих, и выписал из Италии известного болонского архитектора Тот начал работу в 1475 году. Картели же Дионисия, куда входили, помимо самого мастера, некие «Коня, Ярец да поп Тимофей», выделили авансом 100 целковых. Когда фрески были написаны и пришли царь с боярами принимать работу, то, как пишет скупой на поэтические сравнения летописец, они, «видя многочудные росписи, мнили себя, аки на небесях стоящими…».

Иконостас Успенского монастыря в Кремле

Сотрудничество художественной картели под предводительством Дионисия с московскими властями на этом не закончилось. В 1481 году по приглашению митрополита Вассиана художники начинают работы над иконостасом в том же соборе. Как и фрески Дионисия, его работы на деревянной доске маслом удивляют зрителя колористической гармонией. Но если в живописи на сырой штукатурке палитра цветов выглядит удивительно нежной, полупрозрачной, напоминающей акварель, то в иконах художник прибегает к новаторской технике «усиления цветом», являющейся его собственным «ноу-хау». Он кладет мазок одного тона поверх другого, отчего изображение приобретает объемность, выпуклость. В алтарных вратах Дионисий-иконописец выполнил самую важную часть - деисусный чин. Две работы - жития и Алексия - являются яркими образцами его творчества. В 1482 году художник также «реставрировал» попорченную во время пожара Богоматери «Одигитрия» для Вознесенского монастыря в Москве.

Сохранившиеся работы Дионисия в столице

Если иконы мастера, в основном, перенесены из Успенского собора в экспозиции музеев, то фрески можно и сейчас увидеть на стенах этого кремлевского храма. Сохранилось более двадцати настенных изображений мастера. Среди упоминаемых выше «Поклонения волхвов», «Похвалы Богородице» и других работ следует обратить внимание на фреску «Алексей, человек божий». Исследователи полагают, что этот образ является автопортретом художника. Нельзя пройти мимо иконы Дионисия, изображающей Страшный Суд. Писанная в атмосфере эсхатологических ожиданий 1492 года, эта картина полна внутреннего напряжения. Но многоярусная композиция, несмотря на сложность и перегруженность надписями, выглядит легко и изящно. Ужас сменяется ликованием: полупрозрачные образы ангелов попирают черные фигуры демонов.

Работа в северных монастырях

После успеха в Москве Дионисий-иконописец получил прозвище «преизящного мастера». А в Патерике Волоколамского монастыря он упомянут под титулом «Мудрый». Да и другие письменные источники пестрят хвалебными упоминаниями о его таланте и уме. По всей видимости, именно ему посвящает свой трактат видный общественный деятель того времени, писатель Иосиф Волоцкий. После 1486 года мастер, возможно, с теми же товарищами по артели, расписывает церковь Успения Богоматери в Иосифо-Волоколамском монастыре под Москвой. Но наиболее ярко творчество Дионисия проявилось после 1500 года, когда он работал в северных и заволжских обителях. Под конец жизни мастер трудился вместе с двумя сыновьями и, возможно, с другими своими учениками. К сожалению, о многих работах Дионисия нам говорят только летописи. Он расписывал Павло-Обнорский, Спасо-Прилуцкий, Кирилло-Белозерский монастыри. Также известно, что мастер рисовал иконостас Спасо-Каменного монастыря под Вологдой.

Ферапонтова обитель

Этот скромный монастырь, расположенный в Вологодской области (Кирилловский район), следует упомянуть особо. Здесь, в соборе Рождества Богородицы, Дионисий-иконописец работал вместе с сыновьями в 1502 году. Мастер создал уникальный по красоте и технике ансамбль икон и фресок. Это настоящий гимн Богородице в красках - торжественный, но в то же время радостный и светлый. Доминируют белые, золотистые и зеленоватые цвета, нежные полутона. В целом, изображения порождают праздничное настроение, несут надежду на всепрощение Божье и грядущее Царство Небесное. Чем же так примечательны росписи У обители впоследствии никогда не было достаточно средств, чтобы переписать фрески в угоду новой моде. Поэтому только здесь мы можем увидеть работы мастера в подлинном, неизмененном виде.

Значение Дионисия для русской иконографии

ЮНЕСКО посвятила 2002 год Дионисию-иконописцу. Значение творчества этого мастера трудно переоценить. Он развил идеи своего знаменитого предшественника, Андрея Рублева и в то же время привнес много характерных только для него черт. Например, усиление цветом и обильное использование белого после Дионисия стали использовать и другие мастера. Примечательна также его манера изображения фигур с намеренно удлиненными конечностями, что у искусствоведов принесло ему славу маньериста. Фрески и иконы Дионисия удивляют уверенным рисунком, полупрозрачным колоритом, пластичностью и совершенством композиций.

Во всем неповторимый

Таким остался в памяти потомков иконописец Дионисий

Владимир Волков

Одним из самых блистательных живописцев Московской Руси второй половины XV – начала XVI века был иконописец Дионисий. К счастью, сохранились многие его произведения, благодаря чему, жизнь и дела этого мастера оказались предметом изучения и пристального внимания не только искусствоведов, но и всех, кому дорога русская культура.

Даже самое беглое знакомство с творчеством Дионисия позволяет понять, почему современники называли его не только «изящным и зело хитрым в русской земли», но и «пресловущим паче всех», ставя тем самым выше всех других иконописцев. Каждое из дошедших до наших дней произведений живописца является настоящим бесценным шедевром.

Личность

В биографии Дионисия много фактов, заставляющих удивляться. Так, в отличие от других иконописцев Древней Руси, как правило, выходцев из простонародья, Дионисий был потомком знатного рода, среди его предков значился «царевич Петр», по-видимому, один из выехавших на Русь и там крестившихся потомков татарских ханов-чингизидов. Или еще один удивительный пример. Воплощая в своих произведениях духовные сюжеты, мастер не только не принял иноческий постриг, но бывало, что и не соблюдал постов. Но все эти небезынтересные факты отступают на второй план перед нашедшим благодарное признание новаторством Дионисия, впервые в русской иконописи широко использовавшим белый цвет и не встречавшиеся ранее сюжеты – изображения исполняющих Акафист Богородицы, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, участников Вселенских соборов.

До сих пор в искусствоведческой среде принято считать, что Дионисий продолжил в своем творчестве традиции своего знаменитого предшественника великого иконописца Андрея Рублева. Но такое представление в корне ошибочно. В отличие от Рублева, которого интересовал внутренний, духовный мир человека, Дионисий стремился запечатлеть внешнюю, но понятную каждому красоту, способную сделать людей чище и лучше. Живописец полностью отказывается от изображения страдания. Даже в его иконе «Распятие» (1500 г.) нет ни малейшего намека на муку Иисуса Христа, фигура которого представлена парящей в пространстве, а общий возвышенный настрой создателя иконы подчеркивает избранный им красочный колорит, создающий ощущение умиротворения и покоя. Характерными особенностями художественного стиля Дионисия было: изображение удлиненных (вытянутых) фигур, поражающих своей бестелесностью; тонкость рисунка; изысканные цветовые решения.

Становление
Родился Дионисий на рубеже 1430-1440-х годов, когда в Московском княжестве бушевала многолетняя и беспощадная междоусобная война между потомками Дмитрия Донского, боровшимися за великокняжеский престол. Победителем из этой нешуточной борьбы вышел Василий II, еще при жизни сделавший своим соправителем старшего сына Ивана, будущего «великого государя всея Руси» Ивана III. Эпоха Ивана III и стала временем начала дерзаний и славы Дионисия. Славы поистине огромной – уже в то время иконы работы этого мастера ценой своей уступали лишь иконам Рублева.

Учителем Дионисия был иконник Митрофан, прославившийся росписью старого Похвальского предела Успенского собора в Московском Кремле. Манера художественного письма этого мастера предвосхитила многие художественные приемы его ученика, но Дионисий развил их, доведя до совершенства, поразительного и в наши дни.

Именно с Митрофаном Дионисий в 1467 году выполнил свою первую большую работу — роспись белокаменной церкви Рождества Богородицы в Боровском монастыре, незадолго до этого основанного на левобережье реки Протвы в непроходимых лесах под Калугой. Дивное искусство московских мастеров завораживало всех, видевших их творения. Именно тогда и назвали Митрофана и Дионисия живописцами «пресловущими паче всех в таковом деле».

В 1481 году Дионисий получил собственный важный заказ – написать иконы для построенного Аристотелем Фиораванти Успенского собора в Кремле. За эту работу возглавляемая Дионисием артель иконописцев получила огромную по тем временам сумму – 100 рублей. Из написанных тогда образов широкую известность приобрели так называемые «житийные» иконы Дионисия, на которых он изобразил наиболее значимые события из жизни русских митрополитов, причисленных к лику святых («Митрополит Петр в житии», «Митрополит Алексий в житии»). Чуть позже, в 1482 году, Дионисий восстановил (фактически воссоздал) знаменитую византийскую икону «Богоматерь Одигитрия», пострадавшую во время одного из пожаров.

После завершения работ в Успенском соборе Дионисий получил приглашение расписать Спасскую церковь Чигасова монастыря, находившегося в Москве за рекой Яузой. А в 1484 году он был приглашен руководить росписью храма Иосифо-Волоколамского (Успенского) монастыря. Там высоко ценили работы мастера, бережно хранили и собирали его иконы, в итоге в Успенской обители под Волоколамском оказалось 87 образов Дионисия.

Пребывание в Иосифо-Волоколамском монастыре подтолкнуло Дионисия к важному для него решению. После завершения работ в обители он отправляется в далекое и долгое, почти десятилетнее, путешествие по афонским и, по-видимому, сербским и болгарским монастырям. В этой поездке он многое узнал, добавил в свое творчество новые сюжеты и образы.

Зрелость
Наиболее полно художественный талант Дионисия раскрылся при росписи (1495 г.) соборной церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове монастыре, основанном недалеко от Кирилло-Белозерской обители.

Вместе с сыновьями и другими мастерами-помощниками Дионисий превратил церковь Рождества Богородицы в один из самых значительных художественных памятников русской старины. Фрески храма Рождества Богородицы, бесспорно, наиболее значимые из сохранившихся до наших дней произведений Дионисия. Работая над ними, великий живописец щедро тратил свой огромный талант. Поэтому об этих росписях следует рассказать подробнее.

Фрески Ферапонтова монастыря объединены общей темой Акафиста Богоматери, то есть прославления Девы Марии. Это живописное воплощение поэтических гимнов, написанных византийским поэтом Романом Сладкопевцем еще в VI веке. Стремление восславить подобным образом Богоматерь, привнесено было в творчество Дионисия, безусловно, во время его пребывания в афонских монастырях. Росписи украшают не только интерьер, но и фасад храма, где изображен главный сюжет – «Рождество Богородицы».

Внутри храма фрески, посвященные прославлению Богородицы, расположены в четыре яруса, покрывая стены и своды. Выделяются несколько новозаветных картин: прежде всего «Благовещение», фреска, на которой изображена дева Мария, взволнованно слушающая благую весть, сообщенную ей архангелом Гавриилом; «Покров Богородицы», где запечатлен момент, когда Богоматерь в образе Царицы Небесной осеняет человечество своим покровом, ставшим символом защиты от несчастий и бед. На фреске «Страшный суд» Богоматерь представлена в момент моления о прощении людских грехов.

Наиболее интересны фрески, посвященные Вселенским соборам. Создавая их, мастер затронул актуальную тогда тему борьбы с ересями. В то время на Руси шла тяжелая борьба с последователями ереси жидовствующих, и Дионисий ясно и четко выразил свое отношение к еретикам, показав доступными ему живописными средствами их лукавство и неправедность.

Основная тема фресок в Ферапонтовом монастыре – единство мира видимого и горнего. Как и другие произведения мастера, они тщательно выписаны, нарядны и праздничны. В настоящее время в селе Ферапонтово, на территории монастыря открыт музей фресок Дионисия.

Помимо росписей, в храме находился иконостас, выполненный также Дионисием и его сыновьями. Эти иконы в настоящее время хранятся в музее города Белозерска, Третьяковской галерее, Русском музее. Иконы, как и росписи, отличаются изысканной красотой и утонченностью живописи. Особенно прекрасна «Богоматерь Одигитрия»: женственно-нежная и строго-величавая, она гордо несет в мир своего божественного младенца.

…Дата смерти Дионисия установлена приблизительно, по косвенным признакам. Последние, точно датированные работы мастера «Спас в силах» и «Распятие» были написаны им в 1500 году для Павлово-Обнорского монастыря. Предполагают, что затем, около 1504-1506 годов, он писал иконы для Богоявленской церкви и трапезной Иосифо-Волоколамского монастыря. Вскоре после этого старый иконописец скончался или отошел от дел, так как в 1508 году мастеров, расписывавших московский Благовещенский собор, возглавлял уже его сын Феодосий. В интересной стенописи этого собора нашла художественное воплощение идея преемственности власти московских государей от византийских императоров и киевских великих князей.

С того времени прошло более пятисот лет, но живопись Дионисия, как и живопись Феофана Грека, Андрея Рублева, пусть частично, но сохранилась, обогатив нашу культуру. Позже на этих живительных корнях взросла историческая художественная школа Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Михаила Нестерова, Ильи Глазунова, Игоря Комова. Она идет из века в век, звено к звену, натуго связанная с византийской и русской православной культурой. Так созидается и крепнет традиционное искусство России, которым гордились и гордятся все любящие свое Отечество.