Сценарий на каждый день. Можайское благочиние

Сценарий муниципального этапа конкурса «Мой храм»

Кант « Как хорошо в твоем храме Владычица » - хор Покровского монастыря

Ведущий: Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята. Сегодня мы собрались на муниципальный этап историко-культурного конкурса «Мой храм», посвященного памяти священника-просветителя А.П. Архангельского

ВЕДУЩИЙ: Александр Петрович - священник, педагог, просветитель. Он родился в середине XIX века в Краснослободске. Александр Петрович внёс громаднейший вклад в развитии культуры и образования Краснослободского уезда и Мордовского края.

Ведущий: Представление жюри

Ведущий : Слово предоставляется председателю Епархиального отдела религиозного образования и катехизации Краснослободской Епархии игумену Амфилохию.

(На фоне музыки звучат стихотворения)

Чтец : За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колоссами рослыми,

За реки разливные в пламени синем,

Тебя по-славянски назвали Россия.

Чтец: О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво,
И пред тобой себя не уронить!”.

Ведущий: Велика, красива и богата наша страна. Каждый человек, живущий на земле, с детства впитывает в себя любовь к своему народу и стране, к своей земле и ее истории. А олицетворяют родную землю ее символы

Березка.

Ведущий: Сегодня наш разговор пойдет еще об одном символе России, о символе духовности и нравственности нашего народа – о Храмах России.

Песня « С чего начинается Родина? » - хор Покровского монастыря

Пиняскина Таня, ученица ТСШ№1, читает стихотворение

Ведущий : Действительно, невозможно представить себе современный город, поселок, село без храмов. Эти неповторимые, поднимающиеся над землей словно свечи и вместе с тем родные каждому русскому человеку сооружения, были всегда главным спутником русского народа.

Ведущий: Храм - дом Божий, дом молитвы, место для исцеления души и тела. Храм- это место Святое, Чистое, Доброе.

Ведущий: Строительство первых храмов на Руси появилось с приходом на Русь христианства. После крещения Руси и принятия Русью православия, т.е. с 988года.

Ведущий: С тех пор пронеслось много лет, и заблестели над Русью удивительное количество величественных куполов православных храмов, соборов, церквей и монастырей. Храмы поражают своей красотой, величием, убранством.

Чтец: Есть красота несказанная, светлая,

Та, что святою не зря называется!

Тихо раскроется тайна заветная.

Русь белой лебедью в сердце останется.

Сном благодатным, радостью сбывшейся.

Час созерцания, Богом подаренный,

Будто бы чудом с небес опустившийся,

Песней беззвучно - Храм белокаменный…..

Песня "Россия"

Ведущий: Храмов много. Все они похожи. И все - разные. И этим они тоже похожи на людей. Как и у человека, у храма есть свое имя, день рождения.

Ведущий: Сейчас мы отправимся на виртуальную экскурсию в православные храмы нашей местности. Мы познакомимся с историями наших местных храмов, которые несут духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения.

Ведущий : Слово предоставляется Алехиной Альбине, ученице Торбеевской средней общеобразовательной школы №3.Она представит работу о Храме Пресвятой Богородицы села Кажлодка.

Ведущий: Князева Дарья выполнила работу о храме Донской иконы Божией Матери села Лопатино.

Ведущий : Клычкова Мария расскажет о храме Казанской иконы Божьей Матери села Жуково.

Песня "Ангел"

Ведущий: Если взглянуть на храм с высоты птичьего полета, то увидим храмы различной формы. Чаще храмы имеют форму корабля, креста, круга, звезды.

Ведущий: Корабль спасает в бурных водах, крест – наше спасение и защита, круг – символ бесконечности и вечной жизни, звезда указывает людям путь, а Церковь учит правильному пути в жизни.

Ведущий: Теперь узнаем историю Покровского мужского монастыря села Дракино. О нем написали 3 участника конкурса. Слово предоставляется Корнеевой Марии, ученице Дракинской средней школы.

Ведущий : Кажаева Наталья, ученица Торбеевской средней школы №1, продолжит знакомство с Покровским мужским монастырем.

Ведущий : Мичкидяева Екатерина, студентка Торбеевского колледжа мясной и молочной промышленности, углубит наши знания о Покровском мужском монастыре.

Песня "Россия Россией останется"

Ведущий: Главным отличием храма от всех остальных зданий – это купол, на котором находится крест. Купола – символ устремленности к миру Горнему, соединение земного и небесного.

Ведущий: Форма куполов может быть различной. Первоначально купола были в виде воинского шлема, а храм был похож на русского богатыря. Позже купол стал походить на пламя свечи. А с 17 века купола стали делать в виде вазонов.

Ведущий: Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Разное количество куполов символизирует:

Две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

Три главы (три Лица Святой Троицы);

Пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

Семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

Девять глав (девять чинов Ангельских); -тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.

Ведущий: Горшкова Мария познакомит нас с памятником деревянного зодчества – Церковью Успения Пресвятой Богородицы села Носакино.

Ведущий: Сергушина Анна, ученица Варжеляйской средней школы, расскажет о храме Покрова Пресвятой Богородицы села Мальцева.

Ведущий : Оцепаева Светлана, студентка Торбеевского колледжа мясной и молочной промышленности, расскажет о Свято – Варсонофиевском женском монастыре села Покровские селищи.

Ведущий: В конкурсе «Мой храм» участвовали ученики, родители, священнослужители, педагоги. От руководителей исследовательских работ мы предоставляем слово Викановой Л.В.

(стихотворение читается на фоне колокольного звона.)

Чтец: Сквозь пену белых облаков

Упал луч Солнца золотой

Коснулся рек, полей, лесов,

Сел¸ городов земли родной,

И в предрассветной тишине

Над необъятною страной

Огнем сверкнули на заре

Колокола Руси святой!

Горят златые купола,

И православные кресты

Взметнулись в небо на века

Как символ Веры и Любви,

Как память, что в сердцах людей,

Как мудрость древней старины,

Как боль и слезы матерей,

Сынов не встретивших с войны……

Сквозь сотни лет Добра и Зла,

Запреты, войны, слезы, страх

Звонят опять колокола

на православных куполах!

Ведущий: Как дерево не может жить без корней, так и народ не может существовать без своих истоков. Памятники истории и культуры - это то, что связывает нас с прошлым. Сохраняя, восстанавливая памятники, мы сохраняем и восстанавливаем прерванную связь поколений. Восстанавливаем свое национальное достоинство.

Ведущий : Наша виртуальная экскурсия подошла к концу, но жизнь наших храмов продолжается: по праздникам и будням совершается богослужение. В церковь идут в горе и в радости, здесь находят понимание и участие, утешение и совет.

Ведущий: Приходя в храм, мы учимся добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести. И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда мы сбережем храм в своей душе и будем созидать всю свою жизнь.

Песня "Моя Россия"

Ведущий: Закончен наш конкурс, закончились вопросы, но остается до конца непознанным Мир Веры – неиссякаемый источник мудрости и познания.

Ведущий: Мы благодарим вас за вашу работу и надеемся, дорогие ребята, что эта встреча будет жить в наших сердцах, в наших мыслях, в делах достойных православного человека.

Ведущий: И вам уважаемые гости, в память о нашем соприкосновении с храмом мы дарим вам белых голубков, которые в христианской вере всегда считали «Божьими птицами».

Ведущий: Слово для подведения итогов конкурса и награждения предоставляется председателю жюри игумену Амфилохию.

Слово руководителю проекта.

Слайд №1. Название проекта и эпиграф.

1-ый.Современный мир переживает сейчас « возвращение к религии». Даже если человек считает себя неверующим, его воспитание и взросление связаны с культурно-этической традицией, веками формировавшейся в рамках конкретной религии.

2- вед.Религия становится важным фактором политики во всём мире, в том числе и в России. Чтобы понять роль, которую играют религиозные системы в разных обществах современности, чтобы прогнозировать их развитие, необходимо знать историю этих вероучений: как они появились и развивались, как ответили на вызовы модернизации.

1-ый Религиозных систем много. Истории известно более пяти тысяч. Религиозные системы, которые не только оказали влияние на мировую историю, но и вобрали в себя универсальные принципы религиозного мировоззрения, называют мировыми. Это буддизм, христианство, ислам, индуизм и конфуцианство. Идеи этих пяти религиозных систем, самой молодой из которых является ислам, почти полторы тысячи лет, и разделяет их абсолютное большинство населения земного шара.

^ Слайд № 2.«Религии мира»

Слайд №3. «Палестина»

Христианство – одна из трёх мировых религий, возникшая в Палестине в I веке нашей эры. В начале IV века Xристианство становится государственной религией Римской империи, а к XIV распространяется почти по всей Европе.

В основе Xристианства лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог послал в мир своего сына, Богочеловека Иисуса Христа, который жил, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек.

Главная книга христиан – Библия.

Xристиане верят в единого Бога, существующего в трёх лицах: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого.

Очень важным для христиан является представление о первородном грехе.

Ещё одна характерная особенность Xристианства – оно может существовать только в форме Церкви (это или сообщество верующих, или храм, или форма христианской веры).

Все христиане верят в грядущий конец света и во второе пришествие Христа.

^ Слайд №4. Палестина. Икона Иисуса Христа.

Читает ведущий стихотворение «Здравствуй, Церковь!»

Здравствуй, церковь!

Примешь? Впустишь?

Каюсь, грешен, жил безбожно.

Я пришёл, поскольку – русский,

Я пришёл, поскольку — тошно.

Гадок плен чужой свободы-

Беспредельный, злобный, ложный.

Я пришёл под эти своды

Исцелиться Словом Божьим.

В мире – умопомрачение,

Больше некуда укрыться.

Добрый батюшка — священник,

Научи меня молиться.

От дурмана истин лживых

Гаснет разум. В сердце – мглисто.

Душен мир. Но души — живы

Ясным светом вечных истин!

Крест кладу я неумело.

Непривычен…Не приучен…

Но душа – переболела.

И на сердце – светлый лучик.

^ Слайд № 5«Две ветви».

Христианство имеет две ветви: католическую и православную.

Православие всегда и везде являлось могущественным двигателем и созидателем цивилизации. В Православии истинный залог исторического прогресса. Лучшие стремления современности идут из начал истинно христианских. Всё, что есть великого в новом общественном порядке – начала истины, любви, правды и свободы, входят в жизнь человечества из Православия.

Вероучение Православного Христианства осталось неизменно, тем же Божественным небесным учением, которое 19 веков тому назад возвещено было миру самим Спасителем и его святыми учениками и апостолами.

Русский человек- это честный, истинный православный христианин, для которого святая вера его выше всего и дороже всего. Христианин – близкий и угодный Богу человек. Христианство есть сила Божья на спасение всех верующих. Народ русский понял и усвоил сущность Православия не в школе и не в храме, он глубоко и точно постиг его, прежде всего, в школе вековых страданий, он имел одного Утешителя – Христа.

Как бы ни разгоралась злоба людская на земле, сквозь шум оружия вечно будет призыв церкви Православной к миру и братской любви. В Православии всегда был источник нашей жизни и силы государственной, здоровья и бодрости для всякой верующей души

^ Слайд №6.Церковь Алексеевки.

Стихотворение читает Ученица 7-го класса Степанова А.

Утопая в зелёном ложе,

Ты ещё простоишь века.

Над тобою, как лики Божьи,

День и ночь плывут облака.

Церковь русская, русский гений!

Тяжело на тебя смотреть,

После стольких бед и гонений

Как же ты смогла уцелеть?

Гнев и боль разрывают душу,

Да воздаст по заслугам Бог

Всем, кто брался тебя разрушить,

Всем, кто свято себя берег.

^ Слайд №5.Старая церковь.

Подгорнов М. Этот снимок поистине уникален.

Фотография сделана в1912 году – ещё до начала тех событий, в результате которых многие храмы по всей стране были разрушены или использовались в других целях, как это было связано с Алексеевской Церковью. Однако то, что она была колхозным зерновым складом, и спасло её от разрушения. Кровлю перекрывали, за зданием следили.

На представленном слайде церковь в целом не многим отличается от сегодняшнего состояния, но разница есть. Над боковыми дверями видны навесы, подпираемые массивными колоннами. Алтарные апсиды венчают три креста. Стены ровные, белые, нет ни малейшего следа осыпавшейся штукатурки. Во всём чувствуется благолепие, величие и заботливый уход жителей села о своей святыне. До уничтожения церквей в 1936году в Алексеевке было 2 действующие церкви: церковь Казанской Божьей матери и Николо – Вознесенско — Сергиевская церковь.

Архивная справка. «В кратких сведениях о церквах Саратовской епархии, существующих при них притчах и прихожанах», составленных в1895году, имеются следующие сведения о церкви в селе Алексеевка Саратовского уезда: «построена в1769году на средства прихожан, деревянная. К церковным зданиям относились также дома священника и диакона, сторожка, церковно – приходская школа и лавки. Лавки сдавались в аренду по 100 рублей в год. Церкви принадлежало 33 десятины пахотной земли и три десятины усадебной земли».

Материалы о закрытии церквей Базарно – Карабулакского района погибли во время пожара в архиве 31 августа 1974 года.

Дата постройки настоящей церкви неизвестна, предположительно — конец 19 –го века. Сохранилась в более – менее хорошем состоянии благодаря тому, что в ней находился колхозный зерновой склад, крыша регулярно ремонтировалась.

На праздник Пасхи 1990 года церковь открыта вновь. Она была первой в районе, восстановлением которой начала активно заниматься православная община. Дело это было, конечно, очень сложное – придать церкви прежний благолепный вид после долгих лет разрухи и запустения. Стараниями прихожан и многочисленных добровольных помощников храм постепенно обретал новую жизнь, Вновь по воскресеньям и праздникам стала собираться паства, зазвучали после многих десятилетий молчания храмовые колокола.

^ Слайд № 7. Звонница для храма.

Суворикова С. О звоннице.

Это произошло в начале 2008 года. Набор из 6 –ти колоколов – так называемая малая звонница – был изготовлен специально для церкви на заводе в Воронеже. Самый большой колокол – благовестник – весит 150кг, самый маленький – 10 кг. На благовестнике отлиты три иконы – Преподобного Сергия Радонежского, Святителя Николая Чудотворца и иконы Божьей Матери «Умиление».

Установка новой звонницы стало настоящим праздником для прихожан, многие из которых специально пришли в этот день в храм. Колокола были установлены на колокольню храма, высота которой составляет 37 метров.

Стихотворение читает Ревина Л.

Знайте, верьте:

Он близок,

Наш праздничный день,

И не так он уже

За горами-

Огласится простор

Нам родных деревень

Православными

Колоколами!

И раскается темный,

Но вещий народ

В прегрешеньях

Своих перед Богом,

Оставится, прежде

Чем в церковь войдет,

Нерешительно

Перед порогом…

Подгорнов Максим продолжает.

Очень медленно, но идёт восстановление храма. Добрый человек из Саратова оплатил кресты для куполов. Из Волгодонска были доставлены кресты в комплекте стоимостью 225 тыс. рублей. Благочестивая раба с радостью оплатила кровельный материал стоимостью 300 тыс. руб. Местные руководители тоже откликаются на просьбы о ремонте.

В приходе из священнослужителей – священник и диакон, кроме того, несколько человек церковнослужителей, задача которых петь на клиросе и осуществлять разную хозяйственную работу.

8 августа 2006 года в храме с. Алексеевка состоялась установка крестов. Освящение крестов совершил Епископ Саратовский и Вольский Преосвященнейший Лонгин.

В октябре 2004 года при храме образовали православную женскую скитскую общину для более строгой подвижнической жизни.

^ Слайд №8. Установка крестов.

Слайд № 9. Современная церковь.

Стихотворение читает Никитина А.

Иду по Алексеевке,

Качаю головой,

Увижу нашу церковь,

Бегу я к ней стрелой.

Вхожу я внутрь церкви,

Нити с миром рушу.

Благодать и счастье

Наполняют душу.

И на сердце радостно,

И в душе светло,

Потому что в церкви

Всегда мне хорошо.

Но глянешь на иконы-

Невольно дрожь бежит.

Строг и милосерден

На ликах взгляд святых.

И, встретив взор такой,

Ты встанешь на колени.

И слезы тихие прольешь,

Моля о всепрощенье.

^ Слайд № 10. Про монастырь рассказывает Плетнёва А.

В последний день октября 2007 года В храме Преподобного Сергия Радонежского состоялась Архиерейская служба по случаю открытия Свято – Сергиевского женского монастыря. Решение об этом было принято на заседании священного сенода 19 октября 2007года. в связи с этим отслужить божественную литургию, прибыл епископ Саратовский и Вольский Лонгин. На службе также присутствовали Глава муниципального района А.С. Романов и др. руководители.

Многое пережил местный храм. Построенный в конце 18 века, он один из немногих в районе сохранился до наших дней. Его новая история началась в 1989 году, когда здесь после долгих лет забвения была проведена первая служба. С того времени началось возрождение не только церкви, но и православной культуры на селе. Двери обители открыты для прихожан, регулярно проводятся службы, действует воскресная школа. Несколько лет назад для решения хозяйственных вопросов сюда прибыла матушка Ксения. За незначительное время реконструкция здания сдвинулась с безнадёжной мёртвой точки. Теперь этот приход стал поистине благословен Богом, ведь здесь открылся третий в Саратовской области женский монастырь. А в монашестве, как отметил епископ Лонгин, который отслужил по этому случаю божественную литургию в нашем храме, есть полное исполнение христианства. Потому что для православных важно примером собственной жизни исполнять заповеди Христова. Алексеевский храм стал святой обителью сестричества, молящегося о нас, о спасении наших душ.

Слайд №11.

Стихотворение о монастыре. Степанова Алёна.

Монастырь наш навеки стоит –

Золотые кресты, колокольня.

Вот ограда вся из цветов

И большие красивые клумбы.

Колокольный наш перезвон

Над деревней высоко несётся.

Он летит из старинных окон

Монастырской большой колокольни.

Не лампадок огни,

Не разрушится храм наш старинный,

Он стоять будет веки веков

Средь большой многолюдной деревни.

Будут люди в него приходить,

Помолиться и свечи поставить.

И молитвенник Сергий святой

Никогда их в беде не оставит.

^ Слайд №12.Икона Сергия Радонежского.

Ведущий: Наш храм назван в честь Святого Преподобного Сергия Радонежского. Сергий Радонежский – известнейший исторический и политический деятель 14 века, талантливый дипломат и один из самых прославленных русских святых. Основатель Троице – Сергиевой Лавры, учитель и наставник многих десятков русских святых, канонизированных Церковью. Жизнь, деятельность и подвижнические труды преподобного Сергия протекали в период становления Московской Руси, в период княжения Ивана Калиты и его внука Димитрия, позже названного Донским. Для князя Димитрия Сергий был духовным отцом. По древнему преданию известно, что преподобный Сергий родился в 1314 году в селе Варницы, под Ростовом Великим, в семье именитых ростовских бояр Кирилла и Марии, в крещении получил имя Варфоломей. Несмотря на то, что родители его были «бояре знатные», жили они просто, люди были тихие и глубоко религиозные. Это был второй ребёнок в семье.

^ Слайд №13.Картина «Видение отроку Варфоломею»Нестерова

Кондрина Д. говорит: в семилетнем возрасте Варфоломей начал изучать грамоту вместе со своими братьями. Однако, если братьям учёба давалась легко и учились они успешно, то Варфоломею грамота давалась с трудом., несмотря на то, что учитель подолгу занимался с ним. Желая исправить ситуацию, Варфоломей молился Богу о даровании ему «книжного разумения» и помощи в учёбе. Как свидетельствует летопись, однажды, когда мальчик пас коней своего отца, он увидел странника, старца – черноризца, который совершал молитву, и попросил его помолиться об успехах его учения. Старец помолился и благословил его. С тех пор отрок стал успевать в науках. При этом он был равнодушен к удовольствиям юности, любил читать священные книги и стремился ко всему доброму. Иллюстрацией этим событиям служит картина «Видение отроку Варфоломею».

Ведущий: Примерно в 1328 – 1330 годах родители будущего великого подвижника переселились из Ростова в селение Радонеж, расположенный в 54 верстах от Москвы, где и скончались. Похоронив родителей, Варфоломей оставил свою долю наследства младшему брату Петру, сам же, вместе со старшим братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес, где они сначала поставили келью, а затем и небольшую церковь, освященную во Имя Пресвятой Троицы. Вскоре Стефан, не выдержав трудностей жизни в пустыне, оставил брата и перешёл в Московский Богоявленский Монастырь, где стал настоятелем. А Варфоломей остался и в 1337 году, в возрасте 23 лет, принял пострижение в монашество с именем Сергий. Именно под именем Сергия, данного Варфоломею при постриге, он и прославится как великий чудотворец и святой преподобный игумен земли Русской.

Ведущий: Более года юный подвижник провёл в полном одиночестве, пребывая в непрестанной молитве, преодолевая трудности иноческой жизни. Жизнь его состояла в молитвах, посте и тяжёлом труде – духовном и физическом. Таким образом, совершенствуясь в духовной жизни, Сергий со временем стал известен и другим инокам – к недавнему отшельнику стали стремиться за советом и помощью другие монахи, и вскоре составилось братство из 12 иноков. Постепенно создался посёлок, где каждый отшельник жил в своей собственной келье, вместе они собирались только к богослужению. Так была основана знаменитая Троице – Сергиева Лавра. В1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонаха и возвёл в сам игумен

^ Слайд №15. Куликовская битва.

Дормидонтова Аня.

Победа на Куликовом поле стала одной из самых значимых в истории Российского Государства и исследователи по праву называют эту дату, днем образования нашего государства. Именно здесь произошло объединение русских княжеств и других народов, вокруг Москвы для защиты от общего врага на данный момент и на будущее.

Готовилась эта победа задолго до 1380 года. В 1370 году преподобный Сергий Радонежский один из главных духовных авторитетов Московской Руси, благословил своего племянника Феодора основать монастырь на реке Москве в месте прозываемым Симоново. Сам Преподобный Сергий срубил первый храм на этом месте и освятил его пророчески, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Именно Феодору Симоновскому надлежало стать в эти кризисные годы духовником великокняжеской четы: Димитрия Иоанновича и Евдокии Димитриевны.

Накануне битвы по совету духовника великий князь Димитрий отправляется в Троицкий монастырь за благословением к Преподобному Сергию. Здесь Преподобный утешает великого князя и в залог будущей победы вручает ему двух троицких иноков: схимонаха Александра Пересвета и схимонаха Андрея Ослябю, в прошлом брянских бояр и известных богатырей.

Именно Александру Пересвету выпала честь начинать битву, сразившись с непобедимым Мурзой Челубеем, представителем древней школы единоборств «Бонч-бо». Челубей выиграл 300 поединков, но с духовным богатырем он справиться не смог. После битвы по повелению великого князя и по благословению преподобного Сергия тела схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби были принесены в Старое Симонове и погребены возле храма Рождества Пресвятой Богородицы.

По преданию возле храма были погребены князья и бояре Московские, погибшие в битве.

Храм был посещаем после кончины великого князя Димитрия, его вдовой в монашестве Ефросинией, которая впоследствии из-за дальнего расстояния храма, построила храм Рождества Богородицы в Кремле.

В 1509 году на месте деревянного храма строится каменный. (Сохранившийся доныне). В ХVIII-ХIХ веке к четверику храма пристраивается трапезная часть и место погребения героев Куликовской битвы Пересвета и Осляби оказывается в самом храме. В конце XIX века по проекту архитектора Тона пристраивается колокольня, по мотивам колокольни Кремля.

Место погребения героев Куликовской битвы всегда особенно почиталось гражданами России и особенно ее правителями. Существуют свидетельства посещения могил Пересвета и Осляби великим князем Иоанном III, царем Иоанном Грозным и Феодором Алексеевичем.

^ Стихотворение Краснощёкова Лена:

Светильник Божий!

Он, как прежде,

Усердно молится за нас.

И припадаем мы с надеждой

К его мощам в печали час.

Он в грозные, худые годы

Отчизны горестной моей

Стал утешением народа

И ангелом среди людей.

Нас старец Радонежский кличет

За други душу положить!

Державе возвратить величие!

Порфиру царственную шить!

Христианин!

Об этом помни:

Отчизна- мать, её храни!

Молись за Русь!

Ведь нет ей ровни.

В ней вера предков, как гранит.

Так было и должно быть снова!

Ветвям не утерять корней.

Россия — поле Куликово.

Дух Преподобного над ней.

Заступник, Господу угодный!

Крест помоги нам донести.

Моли, наш Сергий Преподобный,

Русь Православную спасти!

^ Слайд №14.Троице – Сергиева Лавра

Ведущий.Уникальный памятник древнерусской архитектуры. Место паломничества миллион россиян православного вероисповедания.

В 1744 году монастырь получил почетное наименование Лавры.

Древнейшая постройка на территории Лавры – Троицкий собор (1422–1425), в котором почивают святые мощи Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. В иконостасе храма – иконы письма преподобного Андрея Рублева.

^ Слайд № 16. Икона.

Ведущий об иконах.Икона – картина, изображающая Иисуса Христа, Богоматерь, святых и эпизоды из Библии.

Икона – картина, изображающая Иисуса Христа, Богоматерь, святых и эпизоды из Библии.
“Икона” в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”. На Руси иконы так и называли — “образа”.

Верующий человек, стоя перед иконой, может мысленно обратиться к первообразу, попросить помощи в добрых делах.

В нашей церкви много икон. Одной из уникальных Святынь является икона Владимирской Божьей Матери.

Рассказывает Чаплина Ю-заменить.

В1165году из Византии в Киев привезли драгоценный дар константинопольского патриарха – икону Богоматери. По преданию написал её сам Лука на доске того стола, за которым сидел Христос со Своей Матерью. Так ли это, или создана она византийским мастером 12 века, но икона эта – одно из самых знаменитых произведений мирового искусства.

Великий князь Юрий Долгорукий с благоговением принял дар и поместил икону в Вышгородском монастыре близ Киева. Это было время жестоких междоусобиц. Сын Юрия, Андрей Боголюбский, решил уехать из Киева в более спокойные северные земли. И вместо сокровищ взял с собой образ Марии. Там, во Владимире, построил он в честь Богоматери Успенский собор на высоком берегу Клязьмы. И засияла в том храме икона, и стала она называться Владимирской.

Когда князь Андрей отправился в поход против булгар, он взял с собой икону и с её помощью одержал победу. Слава о чудотворной иконе расходится далеко за пределы Владимиро – Суздальского княжества. Люди видели в ней свою заступницу, защитницу Руси от врагов. Накануне Куликовской битвы Молились перед иконой Богоматери московский князь Дмитрий и всё его войско.

Икона Владимирской Богоматери почитается не только как охранительница Владимира и Москвы, но и как святыня всей Руси. Предание рассказывает, что она ещё не раз спасала Москву от врагов.

^ Ведущий (о церковных праздниках).

Церковных праздников много. Самые главные из них — двунадесятые и великие: Рождество, Крещение, Троица, добавить названия.

Пасха.(рассказать о празднике)

Событие Воскресения Христова - самый большой и светлый христианский праздник. Этот праздник еще называют Пасхою, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти - к жизни и от земли - к Небу.

Христос воскрес! - и для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. Воскресение Господа Иисуса - первая действительная победа жизни над смертью.

Вот как это было:

По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати, и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина и другие женщины, взяв приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. Они еще не знали, что ко гробу Христову приставлена стража и вход в пещеру запечатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить и говорили между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» Камень же был очень велик.

Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Еще не рассветало, было темно. Мария, увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними.

В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг увидели светозарного Ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых».

Они вошли внутрь гроба (пещеры) и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели Ангела в белой одежде, сидящего справа от места, где был положен Господь; их объял ужас.

Ангел же говорит им: «Не ужасайтесь; Иисуса ищете Назарянина распятого. Он воскрес. Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру (который своим отречением отпал от числа учеников), что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам».

Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг снова пред ними явились два Ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле.

Ангелы сказали им: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть».

Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она - торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью.

^ Стихотворение читает Озёрнов Д.

Христос Воскресе!

Слышим снова

Мы эти дивные слова.

Душа их воспринять готова,

И вера в нас жива, жива

Но Сам Воскресший ободряет,

Кто ради нас Фоме сказал:

«Блажен не тот,кто осязает,

Но кто, не видя, верным стал.

И мы стремим души порывы

Навстречу Сшедшему с небес,

И ближним шлём свои призывы:

«Христос воскрес!

Христос воскрес!»

^ Аудированное видео о Пасхе.

Вед. Друзья, любите свою семью, своих близких, всех, кто вас окружает, подражайте любви Божьей.

Вед. Любовь прощает, долго терпит,

Любовь не помнит зла,

Добром за зло платить не медлит,

Не любит ссор она.

Любовь гордиться не умеет,

От раздраженья далека:

Другим завидовать не смеет,

Проста, приветлива, кротка!

Итоги красочных примеров,

В том утверждают вновь и вновь!

Чего не сможет сделать вера,

То сделает любовь!!!

Стихотворение читает Еремеева Н.

Совесть, благородство и достоинство-

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь, как человек.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

БОНДАРСКОГО РАЙОНА

«ЦЕНТР ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

СЦЕНАРИЙ

ПРАЗДНОВАНИЯ 175 ЛЕТИЯ БОНДАРСКОГО
СВЯТО - ТРОИЦКОГО ХРАМА

«ДОРОГА К ХРАМУ»

БОНДАРИ 2014г.

На сц ене хор исполняет Тропарь и Кондак Троице

Ведущий 1: Добрый день!

Ведущий 2: Мир Вам, дорогие мои!!

Ведущий 1: Сегодня мы собрались, чтобы продлить праздник Троицы, который начался с праздничной литургии и приветствовал Вас правый хор Свято-Троицкого храма.

Ведущий 2: У каждого села своя память, герои. Каждое село возрождалось из церквушки или монастыря. Наши предки хорошо понимали, что без духовности нет народа и построили храм.

Ведущий 1: Мы духовным и кровным родством через ниточку поколений тесно соединены с нашими предками. Соединены общей причастностью быть носителями святой православной веры. Из глубины веков к нам и нашим детям пришла вера, сохраненная в молитвах и живущая в наших храмах.

Ведущий 2: Храм словно спустился к нам с небес из глубины веков и вот уже 175 лет возвышается над житейским морем. В нем открывается вся безграничность милосердия и величие неизреченной любви. К этому причалу ведут наши дороги, но у каждого она своя. Как мы приходим к нему? Храм словно маяк указывает нам путь, но у каждого он свой.

(Читают дети из воскресной школы:(они выходят с иконами и после своих слов спускаются в зрительный зал и на следующие слова ведущих медленно проходят по зрительным рядам, показывая иконы.)

Чтец 1. Как хорошо в твоем храме святительском,

Как сладко душе и светло!

Свободно, спокойно здесь каждому дышится,

На сердце легко и тепло!

Чтец 2 . Словно ты сам, чудотворче предивный

Сам Ты здесь с нами стоишь.

Любовию Божией к людям согретый,

На всех с состраданьем глядишь!

Чтец 3. И лик твой, божественной славой сияющий

Безмолвно вещает сердцам:

«Придите, молитеся мне, вам внимающу,

Я всем свою помощь подам».

Чтец 4. Молитеся вы, грехом отягченные,

Давно я молитв ваших жду,

И покаянья слезой орошенные,

Услышу я их и приму.

Чтец 5. Молись, и ты, старчество, дряхлое, хилое,

Молись, и ты юности цвет,

Молитесь и вы, малолеточки милые, Я защищу вас от бед.

Ведущий 1: Наш храм освящен в один из самых главных христианских праздников - День Святой Троицы. Этот день - пятидесятый по счёту от дня Пасхи, поэтому и второе название праздника – Пятидесятница.

Ведущий 2: Вот что мы читаем в Деяниях святых апостолов: Перед Своими страданиями и смертью Господь обещал апостолам послать им от Господа Утешителя, Духа Истины. Перед Вознесением Он снова повторил это обетование.

Ведущий 1: После Вознесения Господа ученики Его и апостолы вернулись в Иерусалим и вошли в тот самый дом в Сионе, где была Тайная вечеря. Там же была Матерь Божья. Они чувствовали себя как один человек и молились все вместе, ожидая исполнения слов Господа и сошествия на них Святого Духа, готовясь принять Его благодатные дары.

Ведущий 2: И вот, как раз в день, когда все праздновали день Десяти Заповедей, а народ, заполняя улицы и площади города, шёл к храму, в девять часов утра внезапно в воздухе послышался шум, какой бывает во время бури от порыва сильного ветра. Шум этот доносился сверху, с неба, но постепенно проник в дом, где собрались апостолы, и наполнил всё своим чистым звучанием. Это не был ветер, а только звук, похожий на него. В тот же миг, посреди дома появились языки огня, разделяясь и останавливаясь над головой каждого из апостолов.

Ведущий 1: Это было первое чудо, но за ним произошло второе, ещё более удивительное. Апостолы и все, кто собрался в доме, когда сошёл на них Святой Дух, вдруг начали говорить на всех известных языках. Таков был один из даров Святого Духа. На всех языках апостолы прославляли величие Бога, Его чудесные дела, которым они были свидетелями.

Ведущий 2: Самое интересное было то, что каждый слышал тот язык, к которому привык. Многие слушали проповедь апостолов, просили крещения, и в тот же день к Церкви присоединилось около 3 тысяч человек, до того не веровавших в Иисуса Христа. Так окончился день Пятидесятницы, ставший днём рождения христианской Церкви.

Ведущий 1: Горница, где на апостолов сошёл Святой Дух, была украшена цветами и травами. Вот откуда пошёл обычай украшения домов и храмов в этот день. Ведь зелёный цвет- это цвет обновления.

Ведущий 2: Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что цветы- это остатки рая на земле. Они словно осколки эдемского сада разбросаны по планете и напоминают нам о вечности, и совершенстве всего сотворенно, и это самое красивое творение природы мы несем в храм творцу в знак благодарности, в знак признательности ему за любовь и милость к нам.

Ведущий 1: Праздник Святой Троицы - это праздник обновления жизни, праздник зелени: на Троицу принято храм Божий и дома украшать ветвями клена, сирени, берез, ив, луговыми травами, цветами. Поэтому цветами сегодня мы будем наполнять вазы, которые станут украшением и благодарением, напоминанием, что вся премудростью сотворил еси Господи.

Ведущий 2: Уважаемый отец Роман, поставьте ваши цветы в вазу под аплодисменты присутствующих.

/ Слово настоятелю храма /

/Хор вместе с Отцом Романом исполняет «Царю небесный»/

Ведущий 1: Пути господни неисповедимы,

Дано ль нам их предвосхищать

Быть может только в наших силах

Их направленье ощущать.

Ведущий 2: Двигаться путями господними вместе с теми, кто рядом, ощущать тот дух Христов, который помогает преодолевать все невзгоды- это большой подарок, это истинная радость. Удивительной общей радостью переполнены сердца всех присутствующих. Свои цветы преподносят храму Глава администрации Бондарского района и Глава Бондарского района.

/ выступление руководителей района /

Ведущий 1: В душе светло и радостно с утра,

Пронизан воздух ощущеньем чуда.

И по-другому, кажется, звонят колокола,

И благодать снисходит отовсюду.

Ведущий 2: Пусть каждый христианин в этот миг

Свое, быть может, вспомнит исцеление.

И Святой Троицкий священный лик

Напомнит о грехах и о прощении.

Ведущий 1: Праздник святой Троицы на Руси один из самых любимых, в честь него освящен наш храм. С момента его построения прошло 175 лет, не так много сохранилось документов, но те которые дошли до нас позволяют понять как зарождалось православие на бондарской земле. Свои цветы храму дарит начальник архивного отдела администрации Бондарского района Маина Викторовна Шабалова. / Выступление/

/Демонстрируется фильм из истории создания храма /

Ведущий 2: Как человек входит в храм? Кто-то чувствует его от колыбели, кто-то познает его в процессе жизни. Сердце человека если оно не испорчено, оно ощущает бога. А кто –то о нем узнал через скорбь и отчаянье, когда идти было некуда. Обращение к Богу всегда остается тайной.
Пути господни неисповедимы. О священниках, служивших в нашем храме, расскажет Ступникова Галина Николаевна.

(Во время выступления идёт презентация о настоятелях храма с момента его создания и до наших дней)

Ведущий 1: Церковный хор. Это одна из составляющей службы в храме. Главной задачей для певца является произносить священные слова песнопений с благоговейной молитвой, чтобы прихожане проникались Божественной хвалой. Певчие заботятся не о красоте собственного голоса, не о том, чтобы выразить состояние своей души, а стараются донести святые слова до сердец молящихся, помочь в молитвенном делании.

Ведущий 2: Пение в церковном хоре помогает очистить сердце, приводит к покаянию, приучает певчих к терпению и молитвенному вниманию. Сложнейшие догматы, нравственные поучения незаметно усваиваются через пение и, по слову св. Афанасия Великого, «настраивают душу, так что она становилась способной к возвышенным мыслям».

Ведущий 1: В церковном хоре певчие учатся не только петь, но и жить вместе, общиной. Совместная молитва, воспевание славы Божией «едиными устами и единым сердцем» помогают любить друг друга, смиряться и заботиться о других. В настоящее время в нашем храме поют:

Матушка Антония

Казьмина Анастассия

Чиликина раиса

Тиманова Елена

Чтец: Матушка Вивея

(Звучит молитвенная песнь «Спаси, Владычеца, святую Русь, спаси!!!»

Ведущий 1: Глава церкви Христос, а верующие составляют его тело. Любой приход- это прежде всего не стены, а люди. Самые сильные приходы там, где верующие по христиански любят и понимают друг друга, умеют вместе и слаженно действовать. Тогда община созревает в союз любви в котором незримо присутствует Христос. Сложилась ли такая община у нас? Об этом нам скажет прихожанка церкви Яковлева Елена Михайловна. Приглашаем Вас на сцену, украсьте вазы своими цветами под аплодисменты зрительного зала.

/ Выступление/

Ведущий 2: Вечная наша надежда и тревога, радость и беспокойство, порой отчаяние -наши дети. Сможем ли мы передать им в наследство самое важное в этой земной и будущей жизни? Сможем ли мы помочь им найти свой правильный путь? Я с удовольствием предоставляю Вам воспитанников воскресной школы Свято-Троицкого храма, которых приглашаю на эту сцену с выпускницей этой школы Каревой Екатериной.

(выступление воскресной школы, после чего дети ставят свои цветы в вазы)

1. Динь-дон, динь-дон, над деревней слышен звон

Над рекою древний Храм, побываем вместе там!

Зеленью украшены окна и полы

Ветками березы обвешены углы,

2. Вот посредине Церкви батюшка с Крестом

Народ стоит с цветами в Храме сем святом.

Попроси у Бога, чтоб тебя Он спас,

Попроси, чтоб веры огонек не гас…

3. Догорают свечи, хор поет псалмы,

Это же на Троицу в Храме были мы.

Издавна так Троицу встречает наш народ,

Веточки зеленые каждый в Храм несет,

Освятили веточки, травку и цветы,

Украшают в доме стены и полы.

4. Роща юная, белоствольная

На заре росою умоется.

Звоны слышатся колокольные-

Воскресение светлое- Троица!

5. Звоны чистые, колокольные

Разливаются в поднебесье.

Славят Троицу нивы привольные,

Славят птицы звонкою песнею.

6. И любое Божье творение,

Повторяя молитву вслух,

Славит Вечное единение:

Бог-Отец, Бог-Сын и Бог–Дух.

7. Пятидесятый после Пасхи день.

Уж солнышко по-летнему сияет.

Церковных куполов ложится тень

На луг, где капельки росы блистают.

8.Как мир прекрасен- только посмотри!

И душу все приводит в изумленье.

Прекрасен день с зари и до зари,

Все хором: Ведь это- нашей Церкви День Рожденья!

Ведущая 1: Сегодня встрепенется и возрадуется сердце, глядя на красоту нашего храма, который создан душою и руками людей во славу божию. Много людей потрудились над его созданием, возрождением и наш храм воссиял еси. В разное время в храме трудились:Александра Егорова, Мария Аверкина, Зинаида Волгина, Василий Казанцев, Юдаева Раиса, Лапшина Нина, Катаранов Юрий и мн.др.

Слово предоставляется прихожанке храма Раисе Юдаевой)

Ведущая 2: Как и прежде храм открывает свои двери, как и прежде колокола сзывают на молитву, а вокруг храма от пасхи до покрова цветут цветы. Красота аромат, поистине рай земной. И как хорошо, что Бог здесь рядом, дивно как хорошо. Красоту и любовь люди всегда чувствуют и как пчелки на медок слетались в храм, потому что понимали, что без веры нет народа. А веру нужно растить с младенчества.

/Выходят две маленькие девочки с детскими колясками и куклами в них/

Девочки читают:

    В колясках малыши, согласись, как хороши.

    И нас родители внесли в наш храм вот так, ну а потом мы сделали свой шаг.

    Крестились и причащались в храме нашем и этот юбилей для нас в два раза краше.

    Теперь сверять мы будем нашу жизнь не по годам. О том как мы растем, судить мы будем по своим делам.

    Ой, как ответственно взрослеть, одновременно с храмом, давай спасибо скажем нашим мамам.

  • За то что в Божий храм нас привели и мы понять весь мир по-новому смогли.

    Теперь мы знаем, что у нас одна дорога, идти к спасению и славить Бога.

    И пусть нам Матерь Божья и Господь помогут в этом. Любить людей, любить свой храм.

    И помнить о душе, которая всего дороже.

Ведущий 2: Сегодня всё больше и больше людей идут в храм. . Отрадно видеть, когда на службу приходят целыми семьями. Это семья Дмитриевых, Корсаковых, Ращупкиных, Шапуриных, Захаровых, Мещеряковых, Юдаевых и др.

Ведущая 1: Дорогие братья и сестры! Вот уже 6 лет наша церковная община окормляется отцом Романом. Она живет и развивается. Действует Воскресная школа, обновляется интерьер храма, приобретаются удивительные иконы. Вокруг храма поставлена церковная ограда, новые ворота, но самое удивительное, что как и прежде слышится пение, колокольный звон. Каждый из нас может почерпнут в этом роднике, который течет к нам из глубины веков, живой воды. В разное время в храме пономарили: Василий Волков, Алексей Филиппов, Валентин Дубинин, Василий Самсонов, Дмитрий Талалаев. Стали священниками: Сергей Тишкин и Алексей Тишкин.

Ведущий 2: В настоящее время себя посвятили работе в храме милосердные и трудолюбивые люди: Берестюк Тамара, Овчинникова Мария, Кудинова Надежда, Дерябина Татьяна, Ермакова Анна, Тагенцева Елена

Оказывают большую помощь в обустройстве храма и его территории Сергеева Валентина, Токарева Надежда, Филиппова Рима,Чиликин Николай, Кругликов Николай, Тыняный Виктор, Фёдорова Людмила, Капустина Мария, Дмитриева Ольга, Кочеткова Галина, Смирнова Анна, Бирюкова Анна, Тимофеева Нина, Бычкова Раиса, Егорова Вера, Макарова Зоя, Аникеева Вера, Долотов Юрмий, Карев Владимир и мн. Др.

Ведущая 2: Праздничные события, которые отмечает весь бондарской край объединил как прихожан Свято Троицкого храма, так и мирян. И одним из подтверждений и доказательств этого является успешно прошедший творческий конкурс, который был организован и объявлен Свято- Троицким храмом и музеем. Бондарцам предлагалось отразить храм в трех жанрах: фотография, рисунок и поэзия. И нужно сказать, что бондарцы проявили в полной мере свой талант.

Ведущий 1: Мы могли любоваться изображениями храма в разное время года, читать стихи которые наполнены искренней любовью к богу и храму. Для подведения итогов конкурсов мы предлагаем настоятелю Свято-Троицкого храма Отца Романа

(идет награждение,все выходят с цветами, ставят их в вазы,победители читают стихи)

Ведущий 1: Благодаря подвигу Сына Божьего Иисуса Христа, праздник Святой Троицы символизирует, что душа каждого из нас может "расцвести" пышным цветом Любви, Добра, Веры и Надежды. Пусть Ваши души цветут, а в душе поселиться покой и взаимопонимание.

Ведущая 2: Продолжается новейшая история нашего храма, которая совершается на наших глазах. У Бога все промыслительно, все имеет свой смысл. От нас зависит - каким будет 21 век. Каждый из Вас может сейчас поблагодарить и преподнести свои цветы нашему храму.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ: « Бондари» в исполнении В.Тимофеева во время которой присутствующие ставят свои цветы в вазы.

Ведущая 1: Мы находимся под покровом Святой Троицы, которая молится за всех нас! Мы надеемся и верим, что по её молитвам наш престол будет расти, развиваться нести добро и веру в Мир. Еще раз дорогие наши с праздником, да хранит Вас Господь от Троицы до Троицы.

Ведущая 2: Дорогие братья и сестры! Наш праздник подходит к своему завершению. Просим занести цветы в наш Храм, с пожеланиями процветания и служения людям еще много- много лет.

(Звучит «Многая лета» , после которого прихожане выносят все цветы и несут их храм) храме работает ПУНКТ СБОРА школьных принадлежностей...

  • Дорога добрых дел «Солдатский платок»

    Документ

    Дорога добрых дел «Солдатский платок» С 10 ... нас памятники в самом селе Прохоровка: храм Преподобных Петра и Павла, возведенный на...

  • ХРАМ И РЫНОК ЧЕЛОВЕК В ПРОСТРАНСТВЕ

    Документ

    И тело................................................................... 155 Город и храм в средневековой культуре............................... 155 Золото... , они забыли дорогу на кладбище, ... возникает противоречие храма и улицы, храма и рынка. ...

  • С какой стороны ни подходил, ни подъезжал бы к Борисовке,сначала увидишь шатрового стиля крышу церкви с колокольней - и только потом раскинувшееся вокруг село. В далеком прошлом среди приземистых, с соломенными крышами изб с подслеповатыми окошками, где даже вместо стекол тускло светились бычьи пузыри или куски домотканого полотна, натертого воском, - Божий храм, устремленный ввысь, подчеркивал свое превосходство и вечность.

    Первая церковь в с. Борисовка, построенная в 80-е годы XVIII столетия, была деревянная и называлась Борисоглебская в честь «убиенных» Святополком киевских князей Бориса и Глеба в их междоусобной борьбе за великокняжеский престол.

    Затем в 1928 году возвели каменную церковь. Строили ее 7 лет. Кирпич жгли сами и не один воз яиц собрали среди прихожан для крепости фундамента. Церковь освятили и по желанию создателя нарекли Благовещенской. Но так как каждый храм сооружают в честь святого, предпочли Михаила. Так она и стала Благовещенско-Михайловской. Но в 1929 году церковь закрыли, а колокола отправили на переплавку.

    18 апреля 2015 года вновь засияли купола Благовещенско-Михайловского храма и колокольный звон зазвучал над селом Борисовка.

    Ранним утром сюда начали сходиться прихожане и гости Борисовского округа. Сюда приехали глава администрации района С.И. Бикетов, начальник департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области, председатель Попечительского совета В.П. Шамаев, генеральный директор строительной компании «БелСтройГарант» Н.И. Литвин, исполнительный директор ООО «Промышленный парк Волоконовский» С.В. Лисов, Благочиние Волоконовского округа.

    Торжественный чин освящения и открытия храма совершил Митрополит Белгородский и Старооскольский Владыка Иоанн.

    После Божественной литургии к собравшимся обратился глава администрации района С.И. Бикетов.

    Он выразил искреннюю благодарность всем, кто оказывал помощь и вносил свой вклад в строительство этого прекрасного храма, поздравил борисовцев с обретением новой святыни и пожелал, чтобы этот храм стал вторым домом, где они смогут получать духовное умиротворение, теплоту любви Христа и его святых. В дар храму Сергей Иванович преподнес церковную литературу.

    За добросовестный труд при реконструкции Благовещенско-Михайловского храма благодарностью главы администрации района и денежной премией Сергей Иванович наградил Гаджиева Шамистана Джахангир-оглы, начальника участка ООО «Белстройгарант».

    К поздравлениям присоединился Валерий Павлович Шамаев, который пожелал всем «…. чтобы выходя из храма у каждого душа становилась чище, сердце добрее, люди стремились к созиданию, поддерживали друг друга и при общей нашей молитве возвращалась к нам Благодать Божия».

    Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн в своем выступлении сказал о том, что все присутствующие на открытии являются свидетелями исторического события, о котором нужно рассказывать, передавая из поколения в поколение.

    Затем он вручил Валерию Павловичу Шамаеву медаль святителя Иоасафа Белгородского II степени, а также Архиерейские грамоты заместителю главы администрации района по строительству и ЖКХ Валерию Николаевичу Уханеву и главе администрации Борисовского сельского округа Ольге Александровне Гроицкой.

    Генеральный директор строительной компании «БелСтройГарант» Н.И. Литвин передал символический ключ от храма его настоятелю отцу Николаю.

    Затем Сергей Бикетов, Владыка Иоанн и Валерий Павлович Шамаев подписали акт о передаче храма Белгородской и Старооскольской епархии.

    Благовещенско-Михайловский храм обрёл новую жизнь, он расцвел и преобразился. Так пусть же с его открытием в село вернется Божия Благодать, Любовь, Радость и Вера.

    Слово руководителю проекта.

    Слайд №1. Название проекта и эпиграф.

    Ведущие:

    1-ый.Современный мир переживает сейчас « возвращение к религии». Даже если человек считает себя неверующим, его воспитание и взросление связаны с культурно-этической традицией, веками формировавшейся в рамках конкретной религии.

    2- вед.Религия становится важным фактором политики во всём мире, в том числе и в России. Чтобы понять роль, которую играют религиозные системы в разных обществах современности, чтобы прогнозировать их развитие, необходимо знать историю этих вероучений: как они появились и развивались, как ответили на вызовы модернизации.

    1-ый Религиозных систем много. Истории известно более пяти тысяч. Религиозные системы, которые не только оказали влияние на мировую историю, но и вобрали в себя универсальные принципы религиозного мировоззрения, называют мировыми. Это буддизм, христианство, ислам, индуизм и конфуцианство. Идеи этих пяти религиозных систем, самой молодой из которых является ислам, почти полторы тысячи лет, и разделяет их абсолютное большинство населения земного шара.

    ^ Слайд № 2.«Религии мира»

    Слайд №3. «Палестина»

    Христианство – одна из трёх мировых религий, возникшая в Палестине в I веке нашей эры. В начале IV века Xристианство становится государственной религией Римской империи, а к XIV распространяется почти по всей Европе.

    В основе Xристианства лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог послал в мир своего сына, Богочеловека Иисуса Христа, который жил, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек.

    Главная книга христиан – Библия.

    Xристиане верят в единого Бога, существующего в трёх лицах: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого.

    Очень важным для христиан является представление о первородном грехе.

    Ещё одна характерная особенность Xристианства – оно может существовать только в форме Церкви (это или сообщество верующих, или храм, или форма христианской веры).

    Все христиане верят в грядущий конец света и во второе пришествие Христа.

    ^ Слайд №4. Палестина. Икона Иисуса Христа.

    Читает ведущий стихотворение «Здравствуй, Церковь!»

    Здравствуй, церковь!

    Примешь? Впустишь?

    Каюсь, грешен, жил безбожно.

    Я пришёл, поскольку – русский,

    Я пришёл, поскольку - тошно.

    Гадок плен чужой свободы-

    Беспредельный, злобный, ложный.

    Я пришёл под эти своды

    Исцелиться Словом Божьим.

    В мире – умопомрачение,

    Больше некуда укрыться.

    Добрый батюшка - священник,

    Научи меня молиться.

    От дурмана истин лживых

    Гаснет разум. В сердце – мглисто.

    Душен мир. Но души - живы

    Ясным светом вечных истин!

    Крест кладу я неумело.

    Непривычен…Не приучен…

    Но душа – переболела.

    И на сердце – светлый лучик.

    ^ Слайд № 5«Две ветви».

    Христианство имеет две ветви: католическую и православную.

    Православие всегда и везде являлось могущественным двигателем и созидателем цивилизации. В Православии истинный залог исторического прогресса. Лучшие стремления современности идут из начал истинно христианских. Всё, что есть великого в новом общественном порядке – начала истины, любви, правды и свободы, входят в жизнь человечества из Православия.

    Вероучение Православного Христианства осталось неизменно, тем же Божественным небесным учением, которое 19 веков тому назад возвещено было миру самим Спасителем и его святыми учениками и апостолами.

    Русский человек- это честный, истинный православный христианин, для которого святая вера его выше всего и дороже всего. Христианин – близкий и угодный Богу человек. Христианство есть сила Божья на спасение всех верующих. Народ русский понял и усвоил сущность Православия не в школе и не в храме, он глубоко и точно постиг его, прежде всего, в школе вековых страданий, он имел одного Утешителя – Христа.

    Как бы ни разгоралась злоба людская на земле, сквозь шум оружия вечно будет призыв церкви Православной к миру и братской любви. В Православии всегда был источник нашей жизни и силы государственной, здоровья и бодрости для всякой верующей души

    ^ Слайд №6.Церковь Алексеевки.

    Стихотворение читает Ученица 7-го класса Степанова А.

    Утопая в зелёном ложе,

    Ты ещё простоишь века.

    Над тобою, как лики Божьи,

    День и ночь плывут облака.

    Церковь русская, русский гений!

    Тяжело на тебя смотреть,

    После стольких бед и гонений

    Как же ты смогла уцелеть?

    Гнев и боль разрывают душу,

    Да воздаст по заслугам Бог

    Всем, кто брался тебя разрушить,

    Всем, кто свято себя берег.

    ^ Слайд №5.Старая церковь.

    Подгорнов М. Этот снимок поистине уникален.

    Фотография сделана в1912 году – ещё до начала тех событий, в результате которых многие храмы по всей стране были разрушены или использовались в других целях, как это было связано с Алексеевской Церковью. Однако то, что она была колхозным зерновым складом, и спасло её от разрушения. Кровлю перекрывали, за зданием следили.

    На представленном слайде церковь в целом не многим отличается от сегодняшнего состояния, но разница есть. Над боковыми дверями видны навесы, подпираемые массивными колоннами. Алтарные апсиды венчают три креста. Стены ровные, белые, нет ни малейшего следа осыпавшейся штукатурки. Во всём чувствуется благолепие, величие и заботливый уход жителей села о своей святыне. До уничтожения церквей в 1936году в Алексеевке было 2 действующие церкви: церковь Казанской Божьей матери и Николо – Вознесенско - Сергиевская церковь.

    Архивная справка. «В кратких сведениях о церквах Саратовской епархии, существующих при них притчах и прихожанах», составленных в1895году, имеются следующие сведения о церкви в селе Алексеевка Саратовского уезда: «построена в1769году на средства прихожан, деревянная. К церковным зданиям относились также дома священника и диакона, сторожка, церковно – приходская школа и лавки. Лавки сдавались в аренду по 100 рублей в год. Церкви принадлежало 33 десятины пахотной земли и три десятины усадебной земли».

    Материалы о закрытии церквей Базарно – Карабулакского района погибли во время пожара в архиве 31 августа 1974 года.

    Дата постройки настоящей церкви неизвестна, предположительно - конец 19 –го века. Сохранилась в более – менее хорошем состоянии благодаря тому, что в ней находился колхозный зерновой склад, крыша регулярно ремонтировалась.

    На праздник Пасхи 1990 года церковь открыта вновь. Она была первой в районе, восстановлением которой начала активно заниматься православная община. Дело это было, конечно, очень сложное – придать церкви прежний благолепный вид после долгих лет разрухи и запустения. Стараниями прихожан и многочисленных добровольных помощников храм постепенно обретал новую жизнь, Вновь по воскресеньям и праздникам стала собираться паства, зазвучали после многих десятилетий молчания храмовые колокола.

    ^ Слайд № 7. Звонница для храма.

    Суворикова С. О звоннице.

    Это произошло в начале 2008 года. Набор из 6 –ти колоколов – так называемая малая звонница – был изготовлен специально для церкви на заводе в Воронеже. Самый большой колокол – благовестник – весит 150кг, самый маленький – 10 кг. На благовестнике отлиты три иконы – Преподобного Сергия Радонежского, Святителя Николая Чудотворца и иконы Божьей Матери «Умиление».

    Установка новой звонницы стало настоящим праздником для прихожан, многие из которых специально пришли в этот день в храм. Колокола были установлены на колокольню храма, высота которой составляет 37 метров.

    Стихотворение читает Ревина Л.

    Знайте, верьте:

    Он близок,

    Наш праздничный день,

    И не так он уже

    За горами-

    Огласится простор

    Нам родных деревень

    Православными

    Колоколами!

    И раскается темный,

    Но вещий народ

    В прегрешеньях

    Своих перед Богом,

    Оставится, прежде

    Чем в церковь войдет,

    Нерешительно

    Перед порогом…

    Подгорнов Максим продолжает.

    Очень медленно, но идёт восстановление храма. Добрый человек из Саратова оплатил кресты для куполов. Из Волгодонска были доставлены кресты в комплекте стоимостью 225 тыс. рублей. Благочестивая раба с радостью оплатила кровельный материал стоимостью 300 тыс. руб. Местные руководители тоже откликаются на просьбы о ремонте.

    В приходе из священнослужителей – священник и диакон, кроме того, несколько человек церковнослужителей, задача которых петь на клиросе и осуществлять разную хозяйственную работу.

    8 августа 2006 года в храме с. Алексеевка состоялась установка крестов. Освящение крестов совершил Епископ Саратовский и Вольский Преосвященнейший Лонгин.

    В октябре 2004 года при храме образовали православную женскую скитскую общину для более строгой подвижнической жизни.

    ^ Слайд №8. Установка крестов.

    Слайд № 9. Современная церковь.

    Стихотворение читает Никитина А.

    Иду по Алексеевке,

    Качаю головой,

    Увижу нашу церковь,

    Бегу я к ней стрелой.

    Вхожу я внутрь церкви,

    Нити с миром рушу.

    Благодать и счастье

    Наполняют душу.

    И на сердце радостно,

    И в душе светло,

    Потому что в церкви

    Всегда мне хорошо.

    Но глянешь на иконы-

    Невольно дрожь бежит.

    Строг и милосерден

    На ликах взгляд святых.

    И, встретив взор такой,

    Ты встанешь на колени.

    И слезы тихие прольешь,

    Моля о всепрощенье.

    ^ Слайд № 10. Про монастырь рассказывает Плетнёва А.

    В последний день октября 2007 года В храме Преподобного Сергия Радонежского состоялась Архиерейская служба по случаю открытия Свято – Сергиевского женского монастыря. Решение об этом было принято на заседании священного сенода 19 октября 2007года. в связи с этим отслужить божественную литургию, прибыл епископ Саратовский и Вольский Лонгин. На службе также присутствовали Глава муниципального района А.С. Романов и др. руководители.

    Многое пережил местный храм. Построенный в конце 18 века, он один из немногих в районе сохранился до наших дней. Его новая история началась в 1989 году, когда здесь после долгих лет забвения была проведена первая служба. С того времени началось возрождение не только церкви, но и православной культуры на селе. Двери обители открыты для прихожан, регулярно проводятся службы, действует воскресная школа. Несколько лет назад для решения хозяйственных вопросов сюда прибыла матушка Ксения. За незначительное время реконструкция здания сдвинулась с безнадёжной мёртвой точки. Теперь этот приход стал поистине благословен Богом, ведь здесь открылся третий в Саратовской области женский монастырь. А в монашестве, как отметил епископ Лонгин, который отслужил по этому случаю божественную литургию в нашем храме, есть полное исполнение христианства. Потому что для православных важно примером собственной жизни исполнять заповеди Христова. Алексеевский храм стал святой обителью сестричества, молящегося о нас, о спасении наших душ.

    Слайд №11.

    Стихотворение о монастыре. Степанова Алёна.

    Монастырь наш навеки стоит –

    Золотые кресты, колокольня.

    Вот ограда вся из цветов

    И большие красивые клумбы.

    Колокольный наш перезвон

    Над деревней высоко несётся.

    Он летит из старинных окон

    Монастырской большой колокольни.

    Не лампадок огни,

    Не разрушится храм наш старинный,

    Он стоять будет веки веков

    Средь большой многолюдной деревни.

    Будут люди в него приходить,

    Помолиться и свечи поставить.

    И молитвенник Сергий святой

    Никогда их в беде не оставит.

    ^ Слайд №12.Икона Сергия Радонежского.

    Ведущий: Наш храм назван в честь Святого Преподобного Сергия Радонежского. Сергий Радонежский – известнейший исторический и политический деятель 14 века, талантливый дипломат и один из самых прославленных русских святых. Основатель Троице – Сергиевой Лавры, учитель и наставник многих десятков русских святых, канонизированных Церковью. Жизнь, деятельность и подвижнические труды преподобного Сергия протекали в период становления Московской Руси, в период княжения Ивана Калиты и его внука Димитрия, позже названного Донским. Для князя Димитрия Сергий был духовным отцом. По древнему преданию известно, что преподобный Сергий родился в 1314 году в селе Варницы, под Ростовом Великим, в семье именитых ростовских бояр Кирилла и Марии, в крещении получил имя Варфоломей. Несмотря на то, что родители его были «бояре знатные», жили они просто, люди были тихие и глубоко религиозные. Это был второй ребёнок в семье.

    ^ Слайд №13.Картина «Видение отроку Варфоломею»Нестерова

    Кондрина Д. говорит: в семилетнем возрасте Варфоломей начал изучать грамоту вместе со своими братьями. Однако, если братьям учёба давалась легко и учились они успешно, то Варфоломею грамота давалась с трудом., несмотря на то, что учитель подолгу занимался с ним. Желая исправить ситуацию, Варфоломей молился Богу о даровании ему «книжного разумения» и помощи в учёбе. Как свидетельствует летопись, однажды, когда мальчик пас коней своего отца, он увидел странника, старца – черноризца, который совершал молитву, и попросил его помолиться об успехах его учения. Старец помолился и благословил его. С тех пор отрок стал успевать в науках. При этом он был равнодушен к удовольствиям юности, любил читать священные книги и стремился ко всему доброму. Иллюстрацией этим событиям служит картина «Видение отроку Варфоломею».

    Ведущий: Примерно в 1328 – 1330 годах родители будущего великого подвижника переселились из Ростова в селение Радонеж, расположенный в 54 верстах от Москвы, где и скончались. Похоронив родителей, Варфоломей оставил свою долю наследства младшему брату Петру, сам же, вместе со старшим братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес, где они сначала поставили келью, а затем и небольшую церковь, освященную во Имя Пресвятой Троицы. Вскоре Стефан, не выдержав трудностей жизни в пустыне, оставил брата и перешёл в Московский Богоявленский Монастырь, где стал настоятелем. А Варфоломей остался и в 1337 году, в возрасте 23 лет, принял пострижение в монашество с именем Сергий. Именно под именем Сергия, данного Варфоломею при постриге, он и прославится как великий чудотворец и святой преподобный игумен земли Русской.

    Ведущий: Более года юный подвижник провёл в полном одиночестве, пребывая в непрестанной молитве, преодолевая трудности иноческой жизни. Жизнь его состояла в молитвах, посте и тяжёлом труде – духовном и физическом. Таким образом, совершенствуясь в духовной жизни, Сергий со временем стал известен и другим инокам – к недавнему отшельнику стали стремиться за советом и помощью другие монахи, и вскоре составилось братство из 12 иноков. Постепенно создался посёлок, где каждый отшельник жил в своей собственной келье, вместе они собирались только к богослужению. Так была основана знаменитая Троице – Сергиева Лавра. В1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонаха и возвёл в сам игумен

    ^ Слайд №15. Куликовская битва.