Икона св дмитрия. День ангела Дмитрия

Житие святого великомученика Димитрия Солунского

Дата рождения святого великомученика Димитрия Солунского точно неизвестна, но родился он в конце III века от Р.Х. в благородной и родовитой семье римского проконсула, иначе – наместника императора в Фессалоникийской провинции. Центр ее, Фессалоники, в славянском звучании Солунь, был основан на полуострове Халкидики на севере Греции, на месте этого древнего города теперь расположен современный город Салоники.

Это было время, когда Рим, с его язычеством и распутной жизнью, жестокими увеселениями, нравственной распущенностью аристократической верхушки и постоянным ведением захватнических войн, неминуемо шел к угасанию и распаду. И чем яснее была агония империи, тем деспотичней и жестокосердней становились гонения на последователей Христовой веры. Несмотря на преследования, повсеместное истребление через мучительные казни первых христианских страстотерпцев, что должно было бы, глядя со стороны, отвратить каждого от желания принять веру в Бога Единого, христианство прирастало новыми и новыми членами Господней Церкви. Духовный кризис превращал гнев римских правителей в безумие обреченных, и христианство, сила и слава Господня уже проникали не только в сердца простого народа, но и римской знати. Так и семья римского проконсула, где родился сын Димитрий, тайно исповедовала христианство. В скрываемой от всех домовой церкви проконсула мальчик был крещен и, взрослея, получал от родителей наставления в вере.

Святой Димитрий был хорошо образован и, как и все римские дети из высокопоставленных семей, был рано призван на воинскую службу. Вскоре после достижения юношей совершеннолетия отец ушел из жизни. Император Галерий Максимиан, который в 305 году занял императорский престол, вызвал юношу к себе, беседовал с ним, увидел, что тот хорошо образован, осведомлен в делах Фессалоникийской провинции, и потому поставил его на место отца. Максимиан не знал одного – он возвысил тайного христианина. Главные задачи, которые он поставил перед молодым проконсулом, – защита вверенных ему земель от варваров, большую часть которых составляли славянские племена, поселившиеся в Халкидии. Требование императора относительно судьбы христиан звучало бескомпромиссно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого». Новый проконсул же действовал изначально с обратным намерением. Он не только не истреблял христиан и не препятствовал им ни в чем, но всячески поощрял их. Первый составитель «Житий святых», византийский писатель и государственный деятель Симеон Метафраст, живший в конце X века, писал, что святой Димитрий стал для Солуни «вторым апостолом Павлом», поскольку до этого именно апостол Павел был первым основателем общины верующих в Фессалониках еще в I веке, о чем свидетельствуют его отеческие Послания к Фессалоникийцам.

Итак, вновь назначенный проконсул, вместо того чтобы вести массовое истребление последователей Христа в Фессалоникии, способствовал их прирастанию, бесстрашно ведя откровенную проповедь, и обратил многих, поскольку обладал силой искренней веры и данным от Бога даром духовного убеждения. Безусловно, он понимал, что в тех условиях такое положение не могло длиться долго, даже с учетом его статуса, и заранее был готов к тому, чтобы пострадать за веру, за Христа, но, как и все христианские мученики, думал об этом с радостью, неведомой ни одному из живущих, чье сердце еще не приняло Господа безоговорочно и со всей душевной полнотой.

Вскоре Максимиану донесли о неприемлемых для Рима действиях проконсула в Фессалониках в защиту христианства и успешности его деяний. В то время император окончил военный поход в Причерноморье, но, крайне разгневанный, двинулся не в Рим, а решил пройти через Фессалоники, чтобы самому допросить и наказать мятежного наместника, а также учинить расправу над новообращенными христианами.

Святой Димитрий узнал об этом и, в ожидании прихода Максимиана, велел своему верному слуге Луппу все его имущество раздать нуждающимся и нищим, и при этом сказал: «Раздели богатство земное между ними – будем искать себе богатства небесного». После этого приказания святой начал приготовление к будущему мученичеству, укрепляя дух молитвой и постом.

Войдя в Фессалоники, Максимиан приказал привести к нему бывшего проконсула, и тот, представ перед ним, не таился, а открыто признал, что исповедует Христа, а также без страха объявил, что римское поклонение многим идолам разрушительно, и те, кто следует ему, обречены в будущем на муки вечной тьмы. Император разгневался еще более и велел бросить святого Димитрия в темницу, а сам распорядился назначить гладиаторские бои, но не только для развлечения его испорченной неверием и злодейством души. Он устроил это жестокое представление, чтобы таким образом уничтожить всех солунских христиан, причем публично, чтобы никому в дальнейшем неповадно было следовать вере, которую проповедовал святой Димитрий. Он собрал всех христиан мужского пола и поставил биться с ними его лучшего силача, германца по имени Лий. Равных по силе и боевому умению Лию не было, и, к удовольствию Максимиана, христиане Солуни один за другим падали бездыханными с помоста, сооруженного для жестокого зрелища. Если же они были еще живы и падали, не удержавшись на краю площадки для боя, то оказывались на копьях поставленных вокруг помоста воинов.

В то время как святой Димитрий пребывал в темнице, Господь послал к нему Своего Ангела, который утешал и подкреплял духовные силы мученика. Кроме этого, Бог дал святому еще одно утешение как свидетельство о том, что имя его будет не забыто у Господа. Среди христиан был отважный юноша, которого звали Нестор. Никто бы не подумал, что, хрупкий с виду, он сможет одолеть в бою один на один германского силача. Однако перед боем Нестор проник в темницу к Димитрию и просил его благословения на бой с Лием. Святой благословил его именем Божиим, и случилось чудо: в неравном бою Нестор с молитвой на устах победил умудренного мрачным опытом убийства гладиатора, и тот, подобно убиенным им, упал с помоста прямо на копья стоявших вокруг воинов.

Максимиан пришел в несказанную ярость, тут же казнил победителя-христианина, память которого мы празднуем теперь на другой день после празднования памяти святого Димитрия Фессалоникийского – 27 октября/9 ноября, и затем послал в темницу к Димитрию стражников, которые пронзили копьями и его, благословившего Нестора на подвиг. Было это 26 октября 306 года по юлианскому календарю. Тогда еще, кроме Господа, никому не было известно, что через 4 года, в 310 году император Константин Великий, первый император – защитник христиан, разобьет войско Максимиана под Массалией (ныне Марсель на юге Франции). С той победы святого равноапостольного царя Константина над сыном Максимиана Максенцием на Тибре в 312 году начнется эпоха развития и всемирного распространения христианства, окончания которой не предвидится и в наши дни.

Максимиан приказал отдать останки святого Димитрия на съедение диким зверям, чтобы ничто не напоминало о его существовании, но оставшиеся в живых христиане тайно вынесли их из места казни и похоронили согласно обычаю. До того как тело святого великомученика было предано земле, верный слуга его, святой Лупп, собрал на ткань капли его святой крови, снял с руки святого Димитрия императорский перстень – знак власти, омочил в крови и затем тем перстнем исцелял по воле Божией многих от различных недугов. Узнав о таких исцелениях, Максимиан не оставил в живых и Луппа.

Позже, при святом равноапостольном Константине Великом, над местом упокоения святого великомученика Димитрия Солунского по велению царя воздвигли церковь. Через сто лет церковь обветшала, на ее месте начали строить большой красивый храм, и обретенные мощи святого, к великому удивлению и радости всех, нетленные, были торжественно положены в раку. В VII веке в храме случился пожар, после чего драгоценная рака была утеряна, но мощи сохранились, оставаясь по-прежнему нетленными.

Теперь к мощам Солунского великомученика и исповедника веры Димитрия стекается огромное число паломников со всего христианского мира. Они приходят сюда для молитвенного обращения к святому и благодарственного поклонения ему за его подвиг во славу Божию.

Позже, в период раннего Средневековья, не раз делались попытки перенести святые останки Димитрия Солунского в Константинополь, но святой таинственным способом являл волю остаться в городе, который он взял навсегда под свою небесную опеку. Однако в XII–XIII веках, во времена, когда Фессалоники на время стали частью латинских земель, мощи святого были вывезены в Италию и какое-то время считались утерянными. Лишь в 1520 году мощи святого Димитрия Солунского были вновь обретены в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо.

Останки святого были возвращены в Салоники лишь в конце прошлого века: в 1978 году – честная глава святого, и прочие мощи – в 1980 году. Причем из Италии святого мученика Димитрия отпустили не совсем – там осталось еще шесть больших частиц его честных мощей. На Крещеной Руси же издавна стремились как-то приобретать самые малые частички останков святого, его одежды, мира от его гробницы, оттого в результате этих трудов во многих древних обителях и храмах хранятся такие святыни от святого Димитрия Солунского.

В ранней истории на Солунь-Фессалоники часто нападали языческие племена славян, и, по сохранившимся свидетельствам, они многократно видели, как юноша светлый, подобно ангелу, но грозный ликом обходил городские стены. Это зрелище устрашало нападавших, и они с трепетом отступали. Возможно, что в числе прочего, когда произошло Крещение славянских земель, память о тех набегах и Божественном видении, которое являлось нашим языческим предкам, стала причиной тому, что святой Димитрий Солунский обрел в православии особое почитание.

Какое чудо произошло

Согласно записям святителя Димитрия Ростовского, взявшего за источник сведений записи Димитрия Хризолога из XIV столетия, с VII века до пожара, уничтожившего раку с мощами святого, причем, как сказано выше, мощи оставались нетленны и положены затем в мраморную гробницу, от них началось необычное мироточение. Миро, в виде елея истекавшее от раки, было столь благовонным и чудотворным, что святого мученика Димитрия Солунского стали величать Мироточивым. Однако Иоанн Скилица, византийский историк-хронописец, первым оставил письменные свидетельства о том, что мироточение от гробницы началось с 1040 года. Миро набирали в ампулы, использовали при исцелении тягчайших недугов, и в целительную силу его верили и испытали ее на себе не только православные, но и мусульмане.

C XIV века источение мира от гробницы прекратилось, зато началось от колодца в крипте (сводчатом помещении под алтарной частью храма) источение мира-воды. В XV веке после исчезновения мощей, когда позже они оказались в Италии, и оно прекратилась.

Ныне мироточения не зафиксировано, однако на вечерне накануне дня памяти святого раку открывают и раздают пришедшим на богослужение верующим кусочки ваты, пропитанные благовонным миром, которое, впрочем, не считается тождественным тому миру, что истекало от раки века назад.

Кроме этого, существуют два Собрания, где изложены рассказы о чудесах Димитрия Солунского. Первое в VII веке создал архиепископ Фессалоникийский Иоанн, и в нем засвидетельствовано 15 чудес. Второе Собрание хранится в Париже, автор его неизвестен, так как первый лист с его именем и началом записей утрачен, но из текста ясно, что автор был уроженцем Фессалоник. Всего в Собрании упомянуто 6 чудес, и все они связаны с защитой города от варварских нападений.

Мы приведем некоторые из чудес, изложенных в Собрании I.

В 412–413 годах нашей эры один вельможа по имени Леонтий возводил в Фессалониках церковь в честь своего чудесного избавления от паралича. Во время строительства были обретены мощи святого Димитрия Солунского. Возвращаясь на родину в Иллирию, Леонтий взял с собой плащаницу с кровью святого, чтобы у себя дома построить еще один храм в честь святого. Там он с помощью молитвы и крови святого помог исцелиться правителю Иллирии от тяжкого недуга.

Однажды святой явился пресвитеру родного святому города и пообещал заботиться о родном городе и его жителях. Когда на Фессалоники напали враги, горожане готовились к гибели. На седьмой день осады враги отступили. Оказывается, противники увидели сияющего огнем мужчину, на нем были белые одежды, и восседал он на белоснежном коне. За ним показалось огромнейшее войско, которое ринулось на них и заставило от страха пуститься в бегство. Так святой Димитрий Солунский защитил родной город от уничтожения, а потом он спас горожан от голода, направив корабли с пшеницею к Фессалоникам.

Как-то две солунские девушки попали в плен к царю одного из варварских племен. Узнав, откуда они, он потребовал, чтобы они вышили ему лик святого Димитрия, а за отказ пригрозил им смертью. Когда полотно было готово, девушки заплакали и стали просить у святого прощения, так как знали, что образ нужен царю для поругания. Так они уснули, а наутро оказались у себя дома в родных Фессалониках.

Помимо чудес, описанных в «Жития святых» Димитрием Ростовским, известно множество других свидетельств заступничества святого.

Чудо «Об имевшем кровотечение» повествует о военачальнике, у которого случилось желудочное кровотечение. Лечение не помогало, находясь при смерти, он попросил отнести его в храм святого Димитрия Солунского. Там ему сразу стало лучше, он выздоровел.

Когда чума поразила Фессалоники, многие люди погибли. В живых остались только те, кто отправился в одну из ночей на молитву в храм. Об этом нам рассказывает чудо «О чуме».

В чуде «О демонах» отражена история о воине, потерявшем рассудок. Им словно овладели демоны. Силой его отвели в храм и заперли в нем на всю ночь. Наутро людей встретил совершенно здоровый человек.

Фессалоники неоднократно подвергались нападениям. Благодаря заступничеству святого захватчики терпели поражение. Один раз горожанин написал на камне имя святого Димитрия Солунского и бросил его в осаждавших город врагов. Этот камень столкнулся с другим, и оба они полетели в катапульту варваров и разрушили ее. В другой раз нападающим показалось, что стены крепости рухнули от землетрясения, они бросились грабить уцелевшие постройки, но стена снова стала перед ними, и с нее обрушился град стрел защитников Фессалоник.

Одним из чудес было обращение язычника в христианина. Один мастер построил эффективную машину для военных действий. Ночью к нему явился святой Димитрий Солунский и ударил его по лицу. Мастер убежал в горы, а когда пришел в себя, принял христианство.

В начале XIII века болгары вознамерились захватить Фессалоники. Царю Калояну нужны были мощи святого Димитрия Солунского. В ночь перед штурмом его войско расположилось под стенами города на отдых. Во сне Калоян увидел воина на белом коне, который приблизился и ударил его копьем. Царь проснулся от боли, на груди его была рана. Перед смертью он успел рассказать о своем видении. Его войско в ужасе разбежалось подальше от Фессалоник.

Значение иконы и почитание святого в православии

На иконе кузнецовского письма святой великомученик Димитрий Солунский изображен в виде безбородого юноши с крестом – символом исповедания Христовой веры – в правой руке и мечом и щитом – знаком воина-защитника – в левой. Этот список восходит по атрибутике к образу XV века. Сразу заметим, что в католицизме, несмотря на почитание святого и там, оно не столь широко, как в православии. Изображений в восточной иконографии намного больше, и они разнообразней.

С XI века иконы святого великомученика Димитрия Солунского (Фессалоникийского) являют юношу не как мученика в римских одеждах, а как воина в византийских доспехах, в его правой руке изображается копье как знак того, что он пронзил языческий дух. В Болгарии почитание святого Димитрия Солунского почти равенствует с почитанием небесного покровителя этой страны – святого Георгия-воина, и на одной из болгарских икон XIX века святой Димитрий изображен всадником с копьем, поражающим царя Калояна, который осадил Солунь в начале XI века. На позднейших иконах изображался также свиток с надписью-молитвой, возносимой, по преданию, самим святым о его городе: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну».

С первых лет христианства с именем изображенного на иконе святого связаны страницы самых ранних русских летописей. В летописи старца Нестора о подвиге Вещего Олега, победившего греков под Константинополем и прибившего свой щит «над вратами Царьграда», сказано: «…убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». В былинном народном творчестве Руси святой Димитрий воспет как русский по рождению – так близок этот святой русскому духу, русскому народу.

Так же рано, практически сразу после Крещения Руси, начинается церковное почитание святого. День его памяти в древности был одним из самых больших церковных праздников, а на Руси Крещеной многие цари и князья – Ярослав Мудрый, Иоанн Грозный, Алексей Тишайший и далее многие другие нарекали именем Димитрий своих наследников, дабы высоким тезоименитством укрепить небесную связь с покровителем воинов – защитников Отчизны. Это почитание подкреплялось и церковными сооружениями – обителями, малыми и большими храмами в честь великомученика, и великолепными образцами русской православной иконографии. В Киеве во второй половине XI века сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием, был основан и устроен Димитриевский монастырь, позже он был переименован в Михайлов-Златоверхий монастырь. Теперь сохранившаяся мозаичная икона из обители хранится в Третьяковской галерее.

В конце XII века великий князь Всеволод III Большое Гнездо, сын князя Юрия Долгорукого, также в Крещении Димитрий, согласно летописи, во Владимире «создал церковь прекрасную на дворе своем святого мученика Димитрия и украсил ее дивно иконами и писанием». Чудотворная икона святого Димитрия Солунского, которая пребывала в иконостасе Успенского собора древнего города, также теперь находится в ГТГ. В том же соборе сохранилась еще одна святыня в честь святого Димитрия Солунского – на одном из столпов храма сохранилась фреска с его изображением кисти Андрея Рублева.

Святой Димитрий особо почитался и в роду благоверного князя Александра Невского, который дал имя Димитрий в честь воина-великомученика своему старшему сыну, младший же сын его, святой благоверный Даниил Московский, небесный покровитель нашей столицы, в конце XIII века воздвиг в честь святого великомученика Димитрия Солунского храм – первый каменный храм Московского Кремля, который при Иване Калите был разобран, а на его месте возвели Успенский собор.

Незабываемо и неописуемо значение почитания святого великомученика Димитрия Солунского и всего, что создано во славу его честного имени, одновременно с почитанием Димитрия Донского, князя Московского. Из «Слова о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского» известно, что князь Димитрий Донской «о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил». «Стены чудные» – это стены белокаменные, которыми он оградил Московский Кремль в пору своего княжения, отчего с XIV века Москва стала прозываться Белокаменной, и во всех добродетельных и благочестивых трудах его высоким помощником и духовным наставником ему от Бога был небесный покровитель праведного князя – святой великомученик и воин Димитрий Солунский.

Дмитриевская родительская суббота

В субботу седмицы (в нашем современном понимании недели), предыдущей перед Дмитриевым днем, празднуется Дмитриевская родительская суббота, связанная с именами и Димитрия Солунского, и Димитрия Донского. Тогда в церквах совершается память о всех православных христианах, в вере скончавшихся, и особенно – на полях военных сражений с неприятелем. Православные миряне на Дмитриевскую приходят в церковь, молятся об упокоении их душ, а затем посещают могилы родных, устраивают поминальные трапезы. Эта традиция берет начало со времен Сергия Радонежского, когда после Куликовской битвы 1380 года князь Димитрий Донской прибыл в обитель святого Сергия для благодарения «сильному во бранях» Господа Бога нашего. Из Жития святого Сергия знаем: «В бытность свою на этот раз в Троицкой обители Великий князь велел петь панихиды и служить заупокойные литургии по всем убиенным на Куликовом поле». Позже на государственном уровне было установлено совершать в Дмитриевскую субботу панихиды везде, где в воинских частях, учебных заведениях, частях были свои священники. За неимением своих священников все свободные от несения службы чины обязаны были присутствовать на панихидах в приходских храмах. Со временем здесь стали поминать воинов, павших в главных исторических сражениях более позднего времени: Полтавской, Бородинской и других битвах, принесших России воинскую славу.

Вот какие замечательные действия произвело почитание святого великомученика Димитрия Солунского на Святой Руси за истекшие столетия от исторического момента ее Крещения. Теперь, молясь перед его иконами, поклоняясь связанным с его личностью святыням, мы можем и должны помнить и подвиг святого, и чтить величие эха этого подвига, которое пронизало через века всю церковную и общественную историю Богоспасаемого Государства Российского.

Святые мощи Дмитрия Солунского помогали в излечении от многих заболеваний, особенно от глазных болезней. Поэтому ему можно молиться о помощи болящим, а также об укреплении христианской веры и помощи в укрелении духа перед лицом опасности.

Издревле святого считали покровителем воинов и защитником от вражеских нападений. Сами военнослужащие и их близкие могут молиться святому Дмитрию о том, чтобы выжить в военных действиях и о том, чтобы преодолеть тяжести воинской службы.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО

Святой великомученик Димитрий Солунский родился в обеспеченной семье во времена открытых гонений на христиан. Его отец был римским проконсулом в Фесалониках (сейчас Салоники) и он, по роду службы, просто обязан принимать участие в травле тех, кто верил во Христа. Но он сам, и его супруга, тайно исповедовали христианство. Их сын, святой Димитрий был крещен в малоизвестной, домовой церкви и с детства воспитывался во христианстве.
После смерти отца, он был вызван к императору Галерию Максимиану (начало правления в 305 г.), который поговорил с ним, понял, что юноша умен и способен, и может заменить отца на должности проконсула.
Получив высокую должность, святой Димитрий в Фессалониках начал открыто исповедовать Господа Иисуса Христа. Это был мужественный поступок святого, ведь основная задача, которую возлагал на него император, была как раз в истреблении христиан и защите города от варваров, основная масса которых была нашими предками – славянами. Вопреки воле Максимиана, Дмитрий стал искоренять язычество и проповедовал учение Христа, учил прихожан основам веры.
Когда-то именно в этом месте апостол Павел создал первую христианскую общину, а святой Димитрий стал ярым его последователем и продолжателем.

Через какое-то время императору донесли на Дмитрия, он был взбешен. Тогда его армия возвращалась домой из боевого похода, и он решил изменить обратный маршрут и огнем пройтись по Фессалоникам, уничтожая солунских христиан.
Получив известие о намерении императору, святой Димитрий приготовился к неминуемой смерти за веру. Своему помощнику он повелел раздать нищим деньги, вырученные от продажи имения, а сам начал молиться Господу Богу. Когда правитель был в городе, Дмитрий бесстрашно предстал перед ним и открыто, в глаза Максимиану, объявил себя христианином. Попав в темницу, Дмитрию сошел небесный Ангел, который придавал силы в противостоянии страху.
А Максимиан в это время наслаждался модными тогда гладиаторскими поединками. Он всюду возил с собой любимого непобедимого гладиатора Лия, родом из Германии, который и в этот раз потешал императора, уничтожая на арене одного за другим схваченных христиан.

Перед сражением, один христианин по имени Нестор, смог навестить своего святого духовного наставника, который благословил его для победы в предстоящем бою. С помощью Бога и по благословению святого Дмитрия Солунского, жестокий германец был побежден юношей. Император разгневался из-за смерти своей любимой игрушки – гладиатора. Святой Нестор был казнен, он принял венец мученичества.
Император узнал, что Димитрий благословил Нестора на поединок и также отдал приказ уничтожить святого.
26 октября (по старому стилю) 306 года его приказ был выполнен, святого умертвили копьями. Его верный помощник Лупп, омочил кровью святого Дмитрия полотенце и стал исцелять им, и другими вещами, освященными святой кровью мученика, болящих людей. По приказу Максимиана, Лупп был схвачен и тоже принял мученическую смерть за веру.

Солунскими христианами было обнаружено тело святого Дмитрия Солунского, которое палачи выбросили на съедение хищникам, и предали его земле.

ПОЧИТАНИЕ ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО

Вскоре, после прихода к власти святого равноапостольного Константина (306-337), над тем местом, где был захоронен Дмитрий Солунский, построили церковь. Через сто лет, когда вместо старой церкви задумали построить новый храм, были обретены нетленные мощи великомученика Дмитрия Солунского.
В седьмом столетии случилось новое чудо – началось истечение чудесного мира и поэтому святого Дмитрия стали называть еще и Мироточивым.

Несколько раз хотели перенести его нетленные мощи в столицу– Константинополь, но святой Дмитрий каждый раз показывал, что хотел бы остаться в своем родном городе.
Славяне-язычники не единожды нападали на Фессалоники, но каждый раз видели, как городские стены обходит грозный юноша. Это видение сильно пугало нападавших. Эти предания дошли до наших прямых предков, которые, после принятия христианства, очень почитали святого Дмитрия Солунского.

Поэтому, сразу же после Крещения Руси, в Киеве, сыном Ярослава Мудрого, была основана Дмитриевская обитель (позже это Михайлов-Златоверхий монастырь). Мозаичная икона Дмитрия Солунского из этого монастыря сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее. Князь Всеволод III Большое Гнездо, правящий во Владимире, в 1194-1197 годах построил Димитриевский собор, который до сих пор является украшением этого города, а чудотворная икона святого Димитрия из этого храма сейчас тоже находится в московской Третьяковской галерее.

Старший сын святого Александра Невского получил имя в честь великомученика, а его младший сын, святой Даниил Московский, в Москве в 1280 г. построил первый каменный храм в Москве в честь святого Дмитрия Солунского. Правда, через пятьдесят лет, при Иване Калите, его разобрали, а на этом месте построили Успенский собор.

Святой не был русским по происхождению, но русские воины всегда считали его «своим», защитником Родины, помощником в ратном деле.

Великий князь Московский Димитрий Донской считал Дмитрия Солунского своим небесным покровителем и с помощью молитв святого одержал целую серию побед в защите христианской веры от литовцев и монголо-татар.
Куликовская битва, в которой русские воины в первый раз за несколько веков сокрушили прежде непобедимое ордынское войско, тоже проходила под покровительством святого Димитрия.
Перед этим сражением, князь ДмитрийДонской торжественно перенес из города Владимира в Москву икону великомученика Димитрия Солунского, которая была написана на доске гроба святого.
20 октября 1380 года, в Троице-Сергиевом монастыре Преподобным Сергием Радонежским, в память всех павших воинов-героев Куликовского сражения, была совершена панихида, которая с тех пор стала проводиться ежегодно. А через некоторое время возник новый церковный поминальный день – , который выпадает на первую субботу перед днем памяти святого Дмитрия Солунского.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, страстотерпче святый Димитрие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

ВИДЕОФИЛЬМ

Многие имена святых, пострадавших за веру во время гонений на христиан, чтит и помнит Православная Церковь. Среди тех, кто пожертвовал собой ради блага и спасения ближних, признаны святые Дмитрий Донской и св Дмитрий Солунский. В православных храмах в честь этих святых. Мужчинам с этим прекрасным именем дарят именные иконы Святой Дмитрий на особо значимые и памятные события. Православная индустрия предлагает огромный выбор таких святынь, выполненных в самых точных иконописных традициях. Среди них очень востребованы иконы, написанные в древнем стиле, иконы из янтаря, христианские иконы Дмитрий, вышитые бисером, нательные образки и другие варианты.

К помощи св Дмитрия Донского и Дмитрия Солунского обращаются, чтобы укрепить державу, отстоять целостность и единство страны, укрепить семьи. Их покровительства просят в делах, которые направлены на умножения веры и благочестия народа, а также, верующие, избравшие военную профессию. Их святые образы олицетворяют любовь к Отечеству. Купить икону Святой Дмитрий можно в иконных лавках при каждом православном храме, заказать в интернет магазине или иконописной мастерской.

Православная икона Дмитрий Донской

Дмитрий Донской – князь Московский и великий князь Владимирский, живший в XIV веке, прозван Донским за победу в Куликовой битве. Знаменит он победами над Золотой Ордой и мудрым правлением Московского княжества, которое стало главным центром объединения русских земель. Великий князь Дмитрий Донской канонизирован как святой благоверный за большие заслуги перед Церковью. На иконе Дмитрия Донского изображают в богатом княжеском одеянии, с мечом в руке. Православные христиане восхваляют его как неустанного почитателя Иисуса Христа и великого воина. Празднование в честь памяти этого святого происходит .

Икона Дмитрий Солунский

Память св препадобного Дмитрия Солунского еще с древних времен связывают с воинским подвигом во имя защиты Отечества а также. защитой христиан во времена гонений нечестивого императора Максимиана. Святого изображают на иконе Дмитрий Солунский в воинских доспехах с мечом и копьем в руках. В более поздних изображениях на свитке писали молитву, обращенную к Богу о спасении родной земли. В Православии почитание этого святого, также, связывают и с построением белокаменного Кремля, что дало название городу Москве – Белокаменная. Православная Церковь чтит память Дмитрия Солунского 8 ноября.

Дмитрий Солунский. Конец XII — начало XIII в.

Как известно, Всеволод Большое Гнездо родился в 1154 году во время княжеской охоты, происходившей на берегах реки Яхромы. На месте этого события Юрий Долгорукий сразу же заложил город Дмитров, названный так в честь святого патрона сына. В конце XII - начале XIII века «великий Всеволод» направил в родной город икону с образом Дмитрия Солунского.

Равная по величине фреске икона предназначалась для установки в храме неподалеку от царских врат, на грани столба, фланкировавшего нишу центральной апсиды. Воин-мученик представлен на ней в образе властелина и триумфатора. Он сидит на троне, держит в руках символ власти - меч, увенчан кесарской короной-стеммой. Изображение словно бы выполнено по описанию византийского историка, повествующего о триумфе императора: «царь сидел на двуглавом кресле, высоком и отделанном золотом, опирал ноги на скамейку, и роскошные одежды сверкали на нем. Он гордо поднял голову, выпятил грудь, багрянец битвы румянил его щеки, глаза были сосредоточены и свидетельствовали о напряженной работе мысли».

Патрон Всеволода находится под защитой Христа, благословляющего из небес верного ему воина. Наличие фигуры Христа приравнивает в известной мере икону из Дмитрова образу «Богоматери Боголюбской». Но если на последнем перед Христом за князя и народ предстояла Богоматерь, то на иконе, посланной в Дмитров, эту миссию уже выполняет святой патрон князя. И такая характеристика Дмитрия вполне соответствовала устремлениям самого заказчика, особенно в пору, когда Всеволод Большое Гнездо достиг признанного могущества, властно вмешивался в политические дела соседних княжеств и горделиво помышлял «о гегемонии» во всем восточнохристианском мире.

Голова Дмитрия Солунского — Деталь иконы

Икона «Дмитрий Солунский» может считаться потому произведением программным. Она создавалась в целях укрепления авторитета власти великого князя владимирского. Принципы ее художественного решения были взяты за основу последующими великокняжескими мастерами, особенно писавшими патрональные иконы для сына «великого Всеволода» князя Юрия в 1220-е годы.

Прославление великого благоверного князя Московского Дмитрия Донского в лике святых стала возможной благодаря его огромным заслугам перед Отечеством и Церковью. Своим личным благочестивым примером Димитрий Донской показал, как во благо и спасение ближних, приносится жертва во имя Христа. И как сам Господь помогает в богоугодных делах.

Димитрий Донской был воспитанником святителя Алексия Московского, уже в юном возрасте проявил себя талантливым государственным правителем. Ратовал за единство русских территорий, потому звали его собирателем русских земель. Святой Димитрий был освободителем Руси от монгольского ига. На свою решающую историческую Куликовскую битву благоверный князь Димитрий получил благословение у великого святого Сергия Радонежского. Преподобный Сергий дал благоверному воину Димитрию в помощники своих монахов-схимников Алексея и Александра. Куликовская битва была доблестно выиграна великим князем Димитрием. История русского воинства ещё не знала такой победы. Рядом с Куликовым полем течёт река Дон, поэтому и победителя битвы Димитрия стали называть Димитрий Донской.

Значение иконы «Благоверный князь Димитрий Донской»

На иконе Дмитрия Донского часто изображают на фоне храмов и держащим на руке храм. Значение этого фона говорит о том, что святой князь Димитрий прилагал значительные усилия для получения свободы от Константинополя для Русской Православной Церкви. При его правлении было построено множество храмов и монастырей. Они являются действенной духовной защитой границ Отечества от внешних врагов и в настоящее время.

По просьбе великого князя Димитрия в храмах постоянно служились панихиды в память о погибших воинах. Благоверный князь Димитрий стал учредителем новых традиций в истории церковного устава. Это поминальная Димитриевская суббота и ещё одно чудо — событие, связанное с обретением мощей прославленного святого воина Александра Невского.

Мощи Александра Невского хранятся в Успенском Владимирском соборе, и в ночь перед битвой князя Димитрия с монголами, служители храма увидели, как из алтаря вышли два старца, одетые в облачения митрополитов. Они подошли к гробнице Александра Невского и сказали: «Восстань Александре, будь скор на помощь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сущу от иноплеменников». Князь Александр Невский восстал и видение исчезло.

В чём помогает икона Дмитрия Донского

Историки отмечают высокоморальные качества великого князя Димитрия, его почитание Бога и сила духа стали непоколебимой стеной для внешних врагов.

Данный образ помогает проявить силу воли и бесстрашие

Молитвенное обращение к иконе святого Дмитрия Донского помогает:

  • разрешить и устранить проблемы, связанные с политическими вопросами;
  • решить дела государственного устроения;
  • в урегулировании военных конфликтов.

Икона святого Дмитрия будет полезна для людей, занимающих посты управления самого высокого государственного значения, дипломатов, политиков. В жизни князь Димитрий, несмотря на статус полководца и суровое военное время, проявлял великодушие, милосердие и хорошее отношение к подчинённым.

Перед иконой Дмитрия Донского молятся не только о масштабных глобальных вопросах. Его просят о помощи в создании крепкой христианской семьи. Личная супружеская жизнь святого Димитрия была примером для подражания. Своим детям он завещал глубокое почитание их матери. Ещё икона Дмитрия Донского помогает в наше неспокойное время в защите дома от нежелательного вторжения.

Молитва иконе

О, святый угодниче Божий, праведне Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.