Рефат Чубаров. Профессиональный татарин

22 сентября родился Рефат Чубаров – глава Меджлиса крымскотатарского народа и народный депутат Украины. В этот день мы говорим о том, как его семья в конце 1960-х вернулась в Крым, как стало возможным возвращение крымскотатарского народа на Родину и как бороться с российской аннексией Крыма.

Родился 22 сентября 1957 года в городе Самарканде Узбекской ССР, куда его семья была выслана из Крыма во время депортации крымских татар. В 1968 году родители Чубарова вернулись в Крым. После окончания школы, с 1974-го по 1975 год, он учился в Симферопольском профессионально-техническом училище №1, а после окончания ПТУ работал в Тирасполе каменщиком военной части 73613.

– Рефат-ага, смотрю – и как-то не вижу вас каменщиком. Почему вы пошли учиться в ПТУ?

– Все просто: мои родители прорвались в Крым, у них на руках было четыре малолетних мальчика. Тогда 200-300 семьям крымских татар позволили вернуться, скорее, для формальности – и дорога на полуостров вновь была закрыта. Я вырос в Крыму, закончил школу в селе Ильинка Красноперекопского района, поехал сдавать документы в МГУ. На втором экзамене – по русскому языку – я получил заслуженную «двойку». Я очень хорошо учился, как мне представлялось, однако не на том уровне, что требовался в МГУ. Я не хотел терять год, и мы с моим товарищем, односельчанином Витей Захаровым, ныне живущим в Киеве генералом милиции, решили вместе поступить на подготовительные курсы Симферопольского университета, чтобы на следующий год поступать на исторический факультет. Однако остановили выбор на училище на Буденова – там были хорошие условия, общежитие. Оттуда я вышел через год с аттестатом каменщика-монтажника третьего разряда.

– А Тирасполь?

– Тирасполь тоже очень просто объясняется. Мне было 17, меня не прописывали в общежитии в Симферополе – потому что я крымский татарин. Я хотел прописаться, пойти в армию – после можно было вернуться туда, откуда тебя призвали, и я бы уже остался в Симферополе, пошел учиться в университет. Витю Захарова прописали, меня – нет. И вот мы написали первому секретарю ЦК ВЛКСМ Тяженникову письмо о том, как несправедлива политика СССР и разделение людей по национальному признаку.

В один прекрасный день нас пригласили в известное здание на улице Франко, где тогда было КГБ, потом СБУ, а сейчас российская ФСБ. Нам пояснили, что советская власть никого не разделяет и любит всех молодых ребят, как мы, а мы ее порочим. У меня забрали паспорт и на следующий день выдали с симферопольской пропиской. Месяца полтора я ей очень радовался, а потом меня и Витю Захарова выписали и выкинули в Тирасполь. Тут надо сказать, что училище наше опекалось Одесским военным округом. Выпускников рабочих специальностей разбирали как раз военно-строительные части этого округа. И нас отправили рабочими в военно-строительную часть в Тирасполе, через несколько месяцев там же и призвали, и два года я служил в армии.

– Когда я учился, в 1980-е, не то чтобы была активная пропаганда против крымских татар, однако упоминалось, что они были против советской власти. А какое отношение вы ощущали на себе со стороны окружающих?

– Те семьи, что по так называемому «организованному набору» смогли переселиться в Крым, раскидали – по 4-5 семей на сельсовет. В нашем селе было всего 4 семьи. Власть не работала так открыто, как сегодня российская, однако пропаганда велась. Мы приехали летом 1968-го, в 1969-м я пошел в пятый класс, мне было лет 12.

К ним приходила соседка-учительница и сказала, чтобы детей не выпускали 18 мая – крымские татары будут собираться и их резать

Нас ни о чем не спрашивали, но знали, что мы крымские татары. И вот мы идем в школу с товарищем – и тут посреди дамбы, на реке, он останавливается, очень серьезно на меня смотрит и говорит: почему вы нас будете резать? Видимо, он долго держал этот вопрос в себе. Кое-как я вытянул из него, что к ним приходила соседка-учительница и сказала, чтобы детей не выпускали 18 мая, потому что крымские татары будут собираться и их резать. Я рассказал об этом отцу. А дело было так. Ранее он и главы трех других крымскотатарских семей пошли в партком, уведомили, что 18 мая на берегу Сиваша – а вообще это река Чатырлык – крымские татары соберутся на молебен и будут вспоминать жертв депортации. Кто-то узнал и решил перестраховаться. Конечно, отец и другие мужчины подняли шум, потом им приносили извинения. Но такое было почти в каждом населенном пункте, так что это была некая кампания.

– Был ли шанс, что советская власть сама, без напора крымских татар, вернет их в Крым?

– Нет. В конце 1980-х в связи с максимальным ослаблением СССР и процессами, которые вели к его распаду, у многих народов появились шансы. Однако не все стали прилагать усилия, чтобы ими воспользоваться. На некоторых территориях национально-освободительные движения были очень мощными – Балтийские страны, та же Украина, хоть здесь они были и менее выражены. В местах депортации на тот момент оставалось три народа: крымские татары, турки-месхетинцы и немцы Поволжья.

Комиссия вынесла вердикт: возвращение невозможно. Крымских татар это не остановило, и они начали возвращаться в Крым

Крымские татары тонко и быстро прочувствовали момент – в силу того, что до этого десятилетиями находились в состоянии постоянной мобилизации. В 1987 году в Москве прошли массовые митинги на Красной площади, была создана государственная комиссия во главе с председателем Президиума Верховного совета СССР Александром Громыко. Через год комиссия вынесла вердикт: возвращение и восстановление автономии невозможно, в Крыму нет земли. Крымских татар это не остановило, и они начали возвращаться в Крым.

– При этом существует миф, что это Михаил Горбачев вернул крымских татар в Крым.

– Горбачев пытался максимально спасти СССР, но ему это не удалось. Союз утратил многие функции, в том числе запретительные. Крымские татары это почувствовали. До этого, в 1970-е и 1980-е, они пробивали дорогу в Крым, но безуспешно. А тут шлюзы упали – не сами по себе, конечно. Для этого нужны были процессы в Риге, Вильнюсе, Таллине, Киеве, Харькове, Львове, движения других народов за свою свободу. И важно было, что установка на возвращение была чуть ли не у каждого крымского татарина. Те, кто боялся приходить в национальное движение, все равно хотели того же – вернуться в Крым. И, когда процесс пошел, в национальное движение стали вливаться и аполитичные крымские татары – ведь цель была одна.

– А много ли крымских татар осталось в Узбекистане и почему?

В национальное движение стали вливаться и аполитичные крымские татары – ведь цель была одна

– По нашим подсчетам – от 80 до 130 тысяч, по несколько сотен – в Казахстане и Киргизии. Большинство из них просто физически, в силу обстоятельств, не смогло вернуться, несмотря на свое желание это сделать.

– Стоит ли им возвращаться сейчас?

– При той политике, которую проводит в Крыму российский оккупационный режим, возвращение практически невозможно. Миграционное законодательство России не позволяет выделять депортированных и применять к ним отдельные механизмы обустройства, адаптации, правовой интеграции. В Крыму сегодня минимум 4-5 тысяч крымских татар, не успевших изменить свой правовой статус еще в условиях украинского суверенитета. Сейчас они в очень тяжелом положении. Так что тем, кто уже просто не может оставаться в Узбекистане, мы советуем рассматривать прилегающие к Крыму территории как транзитные, откуда потом можно вернуться на полуостров.

– 3 года и 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком на три года запросила сторона обвинения для одного из лидеров крымскотатарского национального движения Ильми Умерова. На очередном заседании в подконтрольном Кремлю Симферопольском районном суде прокуратура потребовала запретить Умерову заниматься публичной и преподавательской деятельностью на 3 года. Как вы думаете, каков будет окончательный приговор?

Задача оккупационных судов – максимально изолировать людей, имеющих собственное мнение и авторитет в обществе, и запугать остальных

– У нас нет иллюзий. Позиция прокуратуры по делам Ахтема Чийгоза и Николая Семены показала, что судьи просто выполняют предписанное оккупационной властью. Запрет заниматься публичной деятельностью – это просто иезуитский подход. Любой шаг, беседу на чьей-то свадьбе ведь можно расценить как публичную деятельность. Задача оккупационных судов – максимально изолировать людей, имеющих собственное мнение и авторитет в обществе, и запугать остальных.

– Посольство Украины в Турции обратилось к гражданам страны с призывом не посещать «международные» конференции, запланированные в Крыму на ноябрь. О каких конференциях речь?

– Российская оккупационная система работает по всем направлениям. Они не умеют организовывать быт людей, строить хорошие дороги, открывать рабочие места, но зато тратят большие деньги на оболванивание собственного населения и создания красивой картинки для внешнего мира. И силами в том числе коллаборантов-крымских татар и представителей других стран они создают информационные поводы, подписывают некие договоры, декларации с малоизвестными организациями, фирмами, предпринимателями. Все это не будет реализовано, но ведь можно создать шумиху. При этом одна сторона отмывает деньги, другая получает некие дивиденды. Что касается «международных конференций» в ноябре, история такова. В Сочи в обозримом будущем должен состояться международный молодежный фестиваль. Российский оргкомитет пытается организовать множество культурных программ на территории аннексированного Крыма. Так что дипломаты решили предостеречь граждан Турции, дабы они не въезжали в Крым по этим программам.

– На этой неделе появилось достаточно скандальное интервью экс-канцлера Германии Герхарда Шредера. Он высказал мнение, что в будущем ни один российский президент не выведет Крым из состава России, так как полуостров был частью страны с 18 века. И заявил, что в отношениях с Россией Германии не следует руководствоваться интересами США, ведь те якобы не заинтересованы в сильной России. Что вы об этом думаете?

– Шредеру затмили ум русские деньги. Он куплен «Газпромом», занимает там ведущие посты и является эдаким вестником «русского мира», представителем Путина. В преддверии выборов в Германии мы активизировали свои контакты, в связи с высказываниями и других одиозных немецких политиков. Нынешний канцлер Ангела Меркель уверенно лидирует, однако ей придется создавать коалицию. В числе прямых претендентов на создание коалиции – лидер свободных демократов Кристиан Линдлер, который предлагал ослабить санкции, дабы Путин смог сесть с европейскими лидерами за стол переговоров. Такие настроения в Германии есть, они имеют определенное влияние, но коллективная воля Евросоюза состоит в том, что без восстановления территориальной целостности Украины конфликт будет разгораться дальше.

– За три с половиной года Украине не удалось заставить Россию даже признать факт оккупации. Почему на международных переговорах тема Крыма не поднимается?

Для Путина уход России из Крыма – это политическая, а может, и физическая смерть

– Крым, так сказать, пытается быть обсужденным. Но для Путина уход России из Крыма – это политическая, а, может, и физическая смерть. Он втянул себя авантюру, из которой лично для него выхода нет. Кроме того, объединенный Запад прекрасно осознает дальнейшие шаги России и возможные последствия замораживания ситуации. Однако не хватает политической воли применить такое давление, чтобы Россия вернулась в рамки международного права. Санкции остановили Россию – но они недостаточно суровы, чтобы она повернула назад.

– Есть ли у Украины шанс внести Крым, например, в повестку Минских соглашений?

Заявить, что надо свернуть Минские соглашения, мы не можем. Об этом первым должен сказать Путин

– На недавней Ялтинской европейской встрече как раз говорилось о перспективах возвращения Донбасса и Крыма. Я открыто кричу о том, что Минские соглашения свою роль выполнили, дальнейшие ожидания от них – самообман, и все это, в общем, понимают. Не ссылаясь на имена, озвучу все более главенствующую среди наших западных партнеров точку зрения: мы все понимаем, но первыми заявить о том, что надо свернуть Минские соглашения, не можем. Потому что нет ничего взамен. Об этом первым должен сказать Путин, а мы уж предпримем нечто.

– Где сейчас решается судьба крымскотатарской автономии?

– Есть пять основных статей Конституции Украины, со 134 по 139, касающиеся Автономной республики Крым. Сейчас мы в рабочей группе обсуждаем 137-ю. Как только будет закончена последняя, мы вынесем наработки на голосование в рабочей группе, а затем – на Конституционную комиссию. Мы делаем все, чтобы к концу сентября мы увидели окончательный текст. Идут сложные дискусии, но радует, что не вокруг того, быть или не быть автономии. И могу сказать главное: чем тщательнее мы прописываем права крымскотатарского народа как коренного народа Крыма, тем тщательнее прописываем и права граждан Украины и других стран, проживающих на полуострове. Потому что в Крыму нельзя говорить об одних, не говоря о других.

(Над текстовой версией материала работала Галина Танай)

Рефат Чубаров, уголовник и торговец крадеными машинами, до сих пор не может смириться с тем, что у него отобрали криминальную вотчину. Он грустит день и ночь, что больше не является феодальным хозяевом в Крыму.

Да и крымские татары спокойно вздохнули, когда этот деятель убрался с вместе с террористами «Хизб ут-Тахрир», где была их основная база по идеологической накачке молодёжи и отдыха для израненных ваххабитов.

Теперь и остаётся Ренату Чубарову, который не снимает курчавого барана с головы даже когда спит, обещать жителям Крым геноцид.

Депутат Верховной Рады Украины, куда он попал за 5 миллионов долларов, а заодно лидер запрещённой в России экстремистской организации "Меджлис крымско-татарского народа», Рефат Чубаров заявил, что всех россиян, которые проживают в Крыму, он выкинет с полуострова в чём мать родила.

Как он выразился в эфире «5 канала»: "Если у них есть там где-то намерения, или, не дай бог, если они это уже осуществили, переехали на постоянное проживание в Крым, что они будут обязаны выехать» .

Чуть ранее крымские татары из «Меджлиса» уже заявляли, что их сторонники ведут на полуострове подрывную деятельность, создают схроны с оружием и взрывчаткой, готовят теракты. И в этом их поддерживает Киев.

Члены "Меджлиса крымско-татарского народа» неоднократно попадают под облавы правоохранительных органов России - и у этих деятелей находят оружие, экстремистскую литературу, листовки, призывающие к дестабилизации ситуации в регионе, призывающие к нападению на государственных служащих и членов их семей.

Все прекрасно помнят, что именно представители «Меджлиса" всё сделали для энергетической и продовольственной блокады полуострова. Татары из «Меджлиса» действуют в строгой парадигме украинских националистов, таких как Корчинский: «Крым будет украинский или безлюдный» .

Сейчас «меджлисовцы» постоянно пытаются подготовить теракты. И только профессиональная работа ФСБ раз за разом уберегает жителей Крыма от трагедии.

Рефат Чубаров продолжает провокации против России и Крыма. Сейчас он всё делает для того, чтобы сорвать президентские выборы. Рефат Чубаров заявил в интервью «Голосу Америки»: «По данным, которые мы получаем, оккупационная власть в Крыму мобилизует все для того, чтобы обеспечить высокий уровень явки людей на незаконные выборы. Особое внимание уделяется крымскотатарской части электората, и такое ощущение, что в этот раз оккупанты хотят отыграться за тотальное неучастие крымских татар в «референдуме» 2014 года».

В этом Чубаров, как обычно, лжёт. Крымские татары наравне с другими народами Крыма участвовали в Крымском Референдуме 2014 года.

Чубаров отвязно лжёт, позабыв о совести: «Власть оказывает давление на все сегменты крымскотатарского общественного и социальной жизни: вызывают в ФСБ имамов, некоторых из них, тех, кто демонстрировал отличие своей позиции от позиции духовного управления мусульман России, аккуратно предупреждают, что они могут быть отлучены от своих общин, и им будет вообще запрещено заниматься религиозным просвещением» .

Кроме того, в последний месяц уже было предотвращено несколько попыток неустановленных лиц незаконно проникнуть на территорию Крыма. Явно «хизбы» и «меджлисовцы» готовы к любым провокациям.

Дзыговбродский Дмитрий.
Подробнее.

Депутат Верховного Совета Крыма, председатель крымско-татарского меджлиса Рефат Чубаров, совершивший Хадж в Мекку и публично выступающий за поддержание национальных традиций и обычаев крымских татар, тесно связанных с Исламом, в своей личной жизни придерживается прямо противоположных принципов.
Несмотря на то, что для поддержания статуса лидера крымско-татарского народа он приветствует национальные свадьбы, сам Чубаров женат на латышке Ингриде Вальтсоне, а две его дочери после замужества и венчания в церкви носят фамилии Воронович и Вишневская.
Вся личная жизнь Чубарова пестрит странностями. Еще в 1968 году, в 11-летнем возрасте он вернулся в Крым, отучился в ПТУ, служил в Молдавии, высшее образование получил в Московском государственном историко-архивном институте.
Еще в московский период Рефат Чубаров женился на Ингриде Вальтсоне, которая училась вместе с ним в институте. Женитьба на дочери высокопоставленного латвийского чиновника открыла ему невиданные для простых крымских татар перспективы – сразу после окончания института Чубаров переехал в Ригу и «устроился» на работу в Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства Латвии, а уже через год (в 1984-м) стал его директором. Такой карьере представителя гонимого народа может позавидовать самый ярый латышский националист!
Этот небывалый карьерный рост «недоброжелатели» списывают на активное сотрудничество Чубарова с КГБ, но достоверных данных на этот счет нет.
С тех пор много воды утекло. Осталась в прошлом КПСС, о членстве в которой Рефат Чубаров благоразумно предпочитает умалчивать. Осталась в прошлом Ингрида Вальтсоне, с которой глава меджлиса до сих пор официально не разведён, хотя уже много лет они не проживают вместе.
Но настоящее Рефата Чубарова не менее интересно.
В 1999 году Рефат-ага совершил Хадж, что является величайшим событием в жизни каждого мусульманина. Согласно Корану, мусульманин, совершивший Хадж очищается от всех грехов и как бы начинает жить заново – жизнью праведника.
Судя по всему, тезис о новой жизни после Хаджа Рефат-ага воспринял слишком буквально. Он бросил открыто употреблять спиртное – грешок, за который в 90-х годах он заслужил в кругу своих игривое прозвище «Стаканчик». При этом нехватку привычной дозы алкоголя хаджи Рефат Чубаров с лихвой компенсировал успехами на любовном фронте.
Расставшись с законной супругой Ингридой Вальтсоне, Рефат-ага не счёл нужным разрывать отношения официально, до сих пор оставаясь по документам её законным мужем. Возможно, наивная латышка до сих пор верит, что знойный южанин все эти годы хранит ей верность...
Впрочем, видимо такими же мыслями о супружеской верности утешает себя и некто Сергей Петрищевский. Правда, ни к Латвии ни к Рефату Чубарову он не имеет никакого отношения, будучи коренным москвичом и, соответственно - гражданином Российской Федерации. Также он является мужем некой Гульнары Бекировой, кстати, тоже гражданки Российской Федерации, зарегистрированной в Москве по адресу квартиры Сергея Петрищевского.
Самое интересное в этих двух судьбах – что Гульнара Бекирова также, как и Рефат Чубаров, закончила историко-архивный институт и также официально не разведена со своим супругом, хотя уже несколько лет проживает вдалеке от мужа и Москвы – в Симферополе. Их общего сына – Сергея Сергеевича Петрищевского – те же несколько лет воспитывает в Москве отец.
Видимо, именно общность судеб и свела вместе одинокие, но несвободные официально сердца Хаджи Рефата Чубарова и Гульнары Бекировой. Их тесная дружба ни для кого в меджлисе не была секретом – они вместе уходили вечером и вместе приходили на работу утром, жили в одной квартире на Пневматике, часто совершали совместные поездки, в том числе – и зарубежные...
Именно благодаря протекции и заботам Рефата Чубарова, Гульнара Бекирова стала официальным историком меджлиса и всего крымскотатарского народа.
После успешно завершившейся операции Рефата Чубарова и Исы Хайбуллаева по продаже ООО «Телевизионная компании «Атлант-СВ», владеющей телеканалом ATR, российскому предпринимателю Ленуру Ислямову, Гульнара Бекирова стала ведущей передачи телеканала ATR «ТарихСедасы», в которой упорно и последовательно рассказывала крымскотатарскому телезрителю о ведущей роли Мустафы Джемилева и Рефата Чубарова в процессе возвращения и обустройства крымских татар в Крыму.
Учитывая, что нынешний глава меджлиса с 2011 года лично владеет долей в ООО «Телевизионная компании «Атлант-СВ»в 4,06%, и еще 0,16% он контролирует через своего ставленника, экс-главу УКСа Рескомнаца Ису Хайбуллаева, нетрудно предположить, что превращение историка Гульнары Бекировой в телеведущую произошло не без его личного участия. В качестве, так сказать, глубокой благодарности за душевное тепло и скрашивание долгих вечеров одинокого холостяка...
Но благодарность Хаджи РефатаЧубарова к Гульнаре Бекировой не ограничилась должностью ведущей популярного телеканала.
Никогда не участвовавшая в национальном движении крымских татар Гульнара Бекирова неожиданно стала делегатом Курултая, а затем – и членом меджлиса, возглавляемого Рефатом Чубаровым. Такой быстрый карьерный рост Гульнары Бекировой в национальном движении также до мелочей напоминает стремительную карьеру самого Рефата Чубарова - как в Латвии, так и в Крыму.
Семья Г.Бекировой с 1967 года проживала в Мелитополе (где она, кстати, до сих пор прописана по украинскому паспорту, хотя в её биографии нет никаких данных, когда она вышла из российского гражданства). В 1987 и 1988 годах Гульнара безуспешно пыталась поступить в Ленинградский университет. В 1989 поступала в МГУ на исторический факультет и опять недобрала баллы. В августе этого же года поступила, наконец, в Историко-архивный институт. В 1994 году завершила обучение, защитив дипломную работу на тему «Проблемы истории крымскотатарского народа в составе России (1783-1930-е гг. ХХ в.)». Затем поступила в аспирантуру Института этнологии РАН. В 1996 году вышла замуж за москвича Сергей Петрищевского, в 1997 родила ему сына Сергея. В 2002 году купили квартиру в Москве, в которой муж и сын проживают в настоящее время. В 2006 году Гульнара Бекирова начала задумываться о возвращении в Крым, куда вскоре и переехала – одна, без мужа и сына.
Очевидно, что к национальному движению крымских татар мелитопольская москвичка Гульнара Бекирова-Петрищевская отношения не имела. Так что ничем иным, кроме протекции высокопоставленного члена меджлиса, объяснить попадание Г.Бекировой в первые ряды национальной номенклатуры попросту невозможно. А протекция, как известно, только за красивые глазки не составляется...
Не исключено, что Рефат-ага помогает одинокой женщине не только в политической карьере, но и в бизнесе. Об этом, например, свидетельствует юридический адрес ООО «Издательский дом «Тезис», соучредителем которого выступает Гульнара Бекирова. Этот адрес – Симферополь, ул. Жидкова, 40 – является адресом, по которому вот уже много лет ведет свою депутатскую и национальную деятельность Рефат Чубаров. Разумеется, без его личного согласия это адрес никак не мог стать юридическим адресом стороннего предприятия.
Как сложатся судьбы неофициальных холостяков и близких друзей Рефата Чубарова и Гульнары Бекировой в дальнейшем – покажет время. Рефат Чубаров добился, наконец, главной должности в национальном движении. Теперь он может либо открыто продолжать известные всем неофициальные отношения, рискуя своим новым положением главы меджлиса и статусом Хаджи, либо попытаться избавиться от бывшей «подруги дней своих суровых», откупившись её членством в меджлисе, парой-тройкой национальных премий и вписанием её в какой-нибудь зарубежный политический проект.
По крайней мере, ясно одно – Ингриде Вальтсоне-Чубаровой надеяться на возвращение своего законного супруга уже не приходится.
Зато у Сергея Петрищевского шансы на возвращение жены и матери своего сына пока еще сохраняются, и они будут тем выше, чем активней Хаджи Рефат Чубаров будет отстраняться от «опасной» дружбы с Гульнарой Бекировой.
Артем Дежнев

Рефат Чубаров и Гульнара Бекирова на презентации ее книги «Крымскотатарская проблема в СССР (1944-1991)», Мелитополь, июль 2004:


Рефат Чубаров и Гульнара Бекирована презентации книги Гульнары Бекировой «Крым и крымские татары в ХIХ-ХХ веках», Симферополь, июль 2005:


Рефат Чубаров и Гульнара Бекирова в Московском татарском центре, Москва, февраль 2006:




Рефат Чубаров и Гульнара Бекирова на семинаре «Права человека: вчера и сегодня», Киев, ноябрь 2006:

Рефат Чубаров и Гульнара Бекирова на конференции «Акции протеста крымских татар в Москве летом 1987 года», Симферополь, июль 2007:

Рефат Чубаров и Гульнара Бекирова на церемония вручения премии «Свет справедливости» Мустафе Джемилеву, Львов, июль 2011:


Рефат Чубаров и Гульнара Бекирова в Южном Тироле, ноябрь 2012:

Небольшая подборка фото из серии «Вместе и навсегда». Разместить все фото даже из открытых источников попросту нереально:









Рефат Чубаров, биография которого будет рассказана ниже, является украинским политиком крымско-татарского происхождения, депутатом Верховной Рады. Свою карьеру он строил на своем национальном происхождении, возглавил созданный им Меджлис Крымско-татарского народа. После вхождения стал вести непримиримую борьбу против оккупации, из-за чего фото Рефата Чубарова значатся среди объявленных в розыск преступников российскими следственными органами.

Будущий председатель Меджлиса родился в Самарканде в 1957 году. Семья его была одной из многочисленных крымско-татарских семей, депортированных в Среднюю Азию в 1944 году. В 1968 году вместе с родителями он вернулся на родину, где учился в местном ПТУ. Освоив благородную профессию каменщика, Рефат некоторое время работал на строительстве в Приднестровье, затем служил в армии.

В 1977 году Рефат Абдурахманович Чубаров поступил в Московский государственный историко-архивный институт, стены которого покинул в 1983 году. По распределению уроженец Самарканда попал в Ригу, где работал архивистом Центрального государственного архива

Не самое последнее место в последующей головокружительной карьере Рефата Абдурахмановича заняла удачная женитьба. Избранницей пылкого крымского татарина стала хладнокровная прибалтийская дева Ингрида Вальтсоне, отец которой занимал высокий пост в республиканском управлении всесильного КГБ. Как бы то ни было, вскоре в биографии Рефата Чубарова наметился крутой поворот, он стал директором республиканского архива, а во времена перестройки удачно занялся политикой, войдя в состав Верховного совета Латвии.

Вечный борец

На рубеже девяностых годов прагматичный архивист осознал, что крымско-татарское происхождение может стать немалым политическим капиталом в новых реалиях. Он работает в Государственной комиссии по проблемам крымско-татарского народа, а после распада страны возвращается в Крым.

С 1994 года Рефат Абдурахманович Чубаров становится членом Верховного совета Автономной республики Крым, какое-то время в середине девяностых годов даже работает заместителем председателя крымского парламента. Однако основная деятельность политика продолжает оставаться связанной с проблемами депортации и возвращения крымских татар.

Он возглавляет постоянную комиссию по вопросам национальной политики и проблемам депортированных народов.

Теневая власть полуострова

Являясь одним из лидеров крымско-татарской диаспоры, Рефат Чубаров не остался в стороне от организации самозахватов земель на территории полуострова. Радикально настроенные молодые люди блокировали дороги и самовольно межевали земли, размещая на них незаконные постройки.

Хорошо организованное и сплоченное движение не подчинялось представителям Киева, разве только регулярная армия могла справиться с подопечными Чубарова. Однако до прямых военных столкновений дело не доходило, центральные власти заискивали перед Чубаровым ради голосов крымских татар и земли продолжали захватывать, причем не только для строительства домов, что было бы хоть как-то морально оправданным, а для ведения коммерческой деятельности.

Меджлис и референдум

В 2002 году Рефат Чубаров, фото которого известны каждому уроженцу Крыма, выходит на новый уровень, успешно избравшись в Верховную от партии «Наша Украина». Здесь он продолжает заниматься любимым делом и входит в состав комиссий по проблемам национальных меньшинств и депортированных народов.

В 2009 году Рефат Чубаров возглавил Всемирный конгресс крымско-татарского народа, таким образом выйдя на международный уровень. Вернувшись в Крым, он снова баллотируется в местный парламент, депутатом которого трудится вплоть до известных событий 2014 года.

В 2014 году Чубаров возглавил Меджлис крымско-татарского народа, поддержав при этом действия революционеров на Майдане. Соответственно, Рефат Абдурахманович довольно прохладно встретил неожиданную инициативу крымских парламентариев по референдуму о вхождении в состав России полуострова. Демонстранты, возглавляемые Чубаровым, едва не взяли штурмом здание парламента, лишь вмешательство военных охладило пыл членов диаспоры.

Политик не признал итоги референдума о вхождении Крыма в состав РФ, вернулся в Украину и продолжил свою вечную борьбу в качестве депутата Верховной Рады.

Известный украинский политик, имеющий крымскотатарское происхождение. С 2015 г. является депутатом Верховной Рады Украины (восьмой созыв).

БИОГРАФИЯ

Он родился в семье, которая, по слухам, не внушала доверия советской власти. Поэтому семья крымских татар была депортирована со своей малой Родины в 1944 году. Им пришлось покинуть родное село Ай-Серез. О причинах, по которой представители власти решили, что этой семье в военные годы лучше не жить в Крыму, Рефат Чубаров предпочитает не распространяться.

Он появился на свет через 13 лет после вынужденного переезда семьи на новое место. Это произошло в городе Самарканд (Узбекская ССР) 22.09.1957 г.
Его семье уже в 1968 году разрешили вернуться в Крым, что стало для всех большой радостью. Мальчику Крым очень понравился. Он понял, что сразу полюбил места, родные для членов его семьи.

Среднее образование он получил в Симферополе, поступив учиться в профтехучилище №1. Перед армией работал в городе Тирасполь по рабочей профессии – был каменщиком. В 1975 — 1977 гг. проходил срочную службу в рядах вооруженных сил.

Демобилизовавшись, понял, что стал взрослее и начал всерьез задумываться о будущем. Поэтому решил получить высшее образование в Москве. Окончил МГИАИ в 1983 г., получил специальность архивиста. Профессия ему нравилась. Поэтому он до 1991 г. трудился по специальности в архиве. Был директором и старшим научным сотрудником в столице Латвийской ССР — Риге.

С 1989 г. стал активно заниматься общественной деятельностью. А с 1991 г. начал все свободное время посвящать только общественным вопросам. Он понял, что такая работа приносит пользу людям.
Политическая деятельность

Рефат Чубаров начал свою политическую карьеру в 1989 г. в качестве депутата горсовета Риги.

Вернувшись домой в Крым, стал и там заниматься политической деятельностью.

Он избирался депутатом ВС АРК в 1994 г. Главной своей задачей в этот период он видел решение вопросов, связанных с народами Крыма, которым в свое время довелось пережить депортацию. В 1995 г. стал зампредседателя Верховного Совета Крыма. Три года посвятил этой работе.

Рефат Чубаров баллотировался и был избран депутатом Верховной Рады Украины (третий созыв). Выиграл выборы, баллотируясь в составе партии «Народный рух». Занимался привычными для себя вопросами национальных меньшинств, которые пережили депортацию, репрессии. Во второй половине депутатского срока занимал пост первого заместителя главы профильного комитета.

Прошел в Раду в четвертом созыве, на этот раз баллотируясь от блока партий «Наша Украина». Работал в Комитете по правам человека, где занимался вопросами, связанными с представителями национальных меньшинств.

Был нардепом пятого созыва в Раде (блок « Наша Украина»). Занимался защитой прав людей.

С 2009 г. снова вернулся в политическую жизнь малой Родины – стал главой Всемирного конгресса крымских татар, вошел в ВС АРК шестого созыва по спискам «Народного Руха». В 2013 г. заменил Мустафу Джемилева, возглавлявшего Меджлис.

В 2014 г. снова баллотировался в Раду, однако избран депутатом не был. Тем не менее, он стал нардепом в 2015 г. по причине ухода одного из депутатов блока из Рады.

КОМПРОМАТ

После того, как Республика Крым вошла в состав РФ, ему запрещен въезд на ее территорию за экстремистские высказывания.

Был активным противником проведения референдума в Крыму. Называет свободный выбор крымского народа оккупацией.

Постоянно рассказывает разные небылицы о несправедливостях, якобы происходящих в Крыму.

СЕМЬЯ

Женат. Жена – латвийка Ингрида Вальстон, с которой Рефат познакомился во время работы в Латвии. Супруга родила ему троих дочек – Риту, Динару и Нияру.