«бог создал человека для нетления. Беседа с членом Государственной комиссии С

Коллектив музея-заповедника Херсонес Таврический отказался работать под руководством недавно назначенного директором протоиерея Сергия Халюты. Напомним, что в эти дни как раз решается вопрос о передаче музея в ведение федерального центра. Редакция надеется получить комментарий Министерства культуры (пока заместитель министра Владимир Аристархов недоступен для звонка) .

Подробности происходящего в Херсонесе мы обсуждаем с человеком, принадлежащим одновременно и Церкви, и научному миру. Историк, археолог, сотрудник Института всеобщей истории РАН, сын священника и частый визави покойного патриарха Алексия II - Сергей Алексеевич Беляев работал в знаменитой Херсонесской экспедиции и определил место Крещения святого князя Владимира.

Сергей Алексеевич, вы находитесь сейчас в Херсонесе. Что там происходит?

Сергей Беляев: Все, что я буду говорить, основано на глубочайшей любви к Херсонесу, глубочайшем уважении его истории, ее понимании и осознании огромной ценности Херсонеса в жизни и Руси, и России. Я около 60 лет занимаюсь исследованием Херсонеса, основал и 15 лет руководил Херсонесской археологической экспедицией. Первый раз появился в Херсонесе в 1958 году, а первое участие в его археологическом исследовании принял в 1961 году в составе экспедиции Эрмитажа. Посвятил Херсонесу порядка 180 научных работ, бываю там каждый год.

Теперь о том, что произошло. В начале этого года музеем руководил назначенный еще украинской стороной Леонид Жунько. В феврале появился новый директор Андрей Кулагин, всем показавшийся вполне разумным и спокойным управленцем, внимательно присматривающимся к обстановке и не склонный к опасным и резким шагам. Но в день памяти князя Владимира совершенно неожиданно губернатор Севастополя подписал указ о назначении директором музея протоиерея Сергия Халюты.

Это решение вызвало резко отрицательную реакцию у музейного коллектива, с которым никто не посоветовался. Дело в том, что у отца Сергея Халюты всего лишь заочное высшее образование, и то ускоренное - он за 2 года окончил Одесскую духовную семинарию и за три - Московскую духовную академию. А во главе Херсонесского музея с конца 50-х годов стояли очень крупные историки, люди, окончившие Ленинградский и Московский университеты по специальности «археология» или «древняя история» - Инна Анатольевна Антонова, Вера Васильевна Борисова, Станислав Францевич Стржелецкий, Александр Николаевич Щеглов и др. Это все были люди очень хорошей научной археологической «школы». Да и сейчас, например, заместителем директора по научной работе является Лариса Васильевна Серикова, выпускница МГУ, кандидат наук с большим опытом археологической работы. Поэтому человек с ускоренно-заочным образованием на место директора музея совсем не подходит.

Сегодня много говорят об огромной символической значимости Крыма для России. Он и свидетельство нашей принадлежности к родившейся из античности Европе, он и «сакральная территория».

Сергей Беляев: Да, и Херсонес тут особенно важен и ценен. Князь Владимир принял святое крещение не в каком-то захолустном византийском городе. Нет, Херсонес был центром и византийской империи, и православия во всей Восточной Европе. Это был город с глубочайшей древней церковной традицией, идущей еще с апостольских времен.

Здесь христианская вера приходила на смену язычеству. По мнению некоторых историков, которое я поддерживаю, в Херсонесе проповедовала христианство группа апостолов. Здесь мог быть и апостол Петр, который три месяца проповедовал слово Божие в провинции Понт и Вифиния со столицей в городе Синопа (это как раз напротив Крыма - меньше суток хода). Здесь в ссылке скончался епископ римский Климент, ученик апостола Петра. Здесь скончался папа Мартин I в 655 году. Здесь полтора года были Кирилл и Мефодий.

Наши предки очень хорошо понимали значимость Херсонеса в русской истории. Недаром в Архангельском соборе Московского Кремля крещению князя Владимира в Корсуни посвящены пять фресок.

Именно с этого Крещения началась передача миссии Византии как главного центра православия в мире - Руси.

И это все тоже обязывает к тому, чтобы во главе музея стоял человек, который бы осознавал значимость Херсонеса и смог бы направить изучение и языческих, и христианских древностей (а их много нашлось за 180 лет раскопок) по настоящему, «правильному» научному пути. От него требуется глубокое понимание и исторических вопросов и важности этих мест, и всей проблематики музея, и каждого момента в истории христианского Херсонеса.

И назначать директором такого музея священника только потому, что на его территории стоит храм, не обращая никакого внимания на культуру человека, на меру его понимания всех тонкостей музейной жизни, по меньшей мере странно. И по тактическим, и по стратегическим соображениям - это не лучший вариант.

Обиды за униженную научную честь музея исчерпывают этот конфликт?

Сергей Беляев: Нет, конечно. Здесь присоединяется много других сюжетов. Начиная с того, что на территории Херсонеса находится самый хороший в городе пляж, и кончая куда более сложными.

Это назначение, которое многие воспринимают как прихоть губернатора Севастополя, может иметь и далекие от научных проблем цели. Дело в том, что директор Херсонесского музея отвечает за сохранность памятников истории и культуры на огромной территории. Ведь Севастополь - это не только сам город, ему принадлежит территория примерно 40 километров в сторону Ялты - до села Гончарного, и еще 25- 30 км на северо-запад, в сторону Евпатории - до Николаевки. И на всей этой территории охрана памятников возложена на Херсонесский музей. Любое строительство, любой отвод земли на ней требует визы главы отдела Херсонесского музея, но согласовывается это все с директором. Поскольку ответственность за сохранение памятников возложена на музей, без одобрения директора в этом деле трудно что-то сделать.

Местные власти могли назначить отца Сергия в расчете на его лояльность в выставлении таких виз?

Сергей Беляев: Не утверждаю, что это так. Но и не могу твердо исключить это. Тут все время возникают споры, недовольства, уголовные преследования. В отношении одного из предыдущих директоров Херсонесского музея, Леонида Марченко, якобы раздававшего земли направо и налево, под дачи и прочее, уже идет уголовное следствие.

Поскольку директор наделен не только чисто административной властью над музейным коллективом, но и огромной ответственностью за сохранность памятников и за выдачу музеем разрешений на строительство, он кроме способности организовать сложную научную работу должен еще обладать и кристальной чистотой. Так что впутывать в такую «тему» Церковь, мне кажется, не надо. Я как церковный человек боюсь, что это может скомпрометировать ее.

Говорят, отец Сергий не очень церемонится с территорией повышенной археологической ценности.

Сергей Беляев: Да, это так. Я, честно говоря, был в шоке, увидев во время празднества 1000-летия князя Владимира внутри церковной ограды два десятка лимузинов. Они стояли там все время службы.

Предыдущий директор музея никогда не позволял въезжать сюда на машине. И свою машину оставлял где-то далеко внизу и шел к основным зданиям пешком. А сейчас на территории музея устроен автопарк, а в будние дни работает автомастерская. Между тем храм стоит на главной площади древнего античного и византийского города.

Это опасно для земли, для памятников?

Сергей Беляев: Конечно. Дело в том, что очень часто от древних останков ничего не остается, кроме каких-то вырубок в скале. Допустим, почти две тысячи лет назад клали фундамент какого-то здания и под него выравнивали площадь, скалу под стену. А отец Сергий всю эту древнюю поверхность вокруг собора взял и замостил плиткой. И тем самым закрыл ее от возможного изучения. Такого нельзя делать, не обдумав и не обосновав. Мне кажется, отец Сергий прежде всего должен срочно пройти курс обучения по охране древних памятников.

Передача Херсонеса в федеральное ведение сулит хорошие перспективы?

Сергей Беляев: Да. Хотя многое зависит от того, как этим распорядится и министерство, и коллектив музея. Сам факт передачи приведет только к повышению статуса, увеличению финансирования и зарплаты работников. Музей же должен одновременно с этим качественно поменять уровень и ход научных исследований, улучшить и сбережение, и экспозицию памятников, суметь донести их ценность до сотен тысяч людей, которые ежегодно посещают Херсонес. Если изменения сведутся лишь к увеличению зарплаты, будет грустно.

Кто в идеале нужен на месте директора Херсонесского заповедника?

Сергей Беляев: В идеале здесь нужен человек честный, порядочный, любящий Херсонес, преданный ему и науке. Обязательно имеющий какую-то ученую степень, как минимум кандидата, а лучше доктора наук. Имеющий навыки экспедиционной и организаторской работы. Человек верующий или с пониманием и любовью относящийся к православной вере. Человек, для которого очень дороги история Херсонеса, его связь с Русью и осознание того, что здесь истоки и нашей православной веры, и государственной культуры.

Сергей Алексеевич Беляев,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН

ОТКУДА НАЧАЛОСЬ КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Доклад на секции «Цекрвоные древности» XXIII Международных Рождественских образовательных чтений

Об авторе: Сергей Алексеевич Беляев – участник в раскопках в Херсонесе с 1961 года,
в 1972–1984 годах руководил экспедицией АН СССР в Херсонесе.
Статья опубликована в «Независимой газете» 11.03.2015 (публикация подготовлена в рамках проекта РГНФ).

Кафедральный храм во имя апостола Петра и крещальня – место крещения князя Владимира (современное состояние). Фото Олега Макарова

Весь мир чтит места в Святой земле, освященные жизнью, страданиями, крестной смертью и Воскресением Спасителя. В каждой стране есть свои места, освященные основателями христианской веры. Много таких мест есть и на Руси, но как бы мы внимательно ни смотрели в списки святых мест, почитаемых на Руси, увы, не найдем того, которое для всех православных, в особенности для русских, должно было бы быть самым дорогим, – ту купель, в которой святой и благоверный князь Владимир принял святое крещение, ибо об этой купели можно сказать: здесь началось крещение Руси, через эту купель Русь и русский народ получили благодать Святого Духа.

Выбор вер

Летопись сохранила только основные вехи этого трудного пути. Это – крещение Аскольда и Дира, поход Бравлина и его крещение, личное принятие христианства княгиней Ольгой, реставрация язычества князем Владимиром… Но это лишь вехи, свидетельствующие о большой внутренней напряженной работе целого народа. Этот долгий путь завершился в 988 году – личным крещением князя Владимира и последовавшим за ним крещением киевлян. Выбор был сделан, путь для развития страны определен.

Как свидетельствует летопись, перед князем Владимиром и его окружением действительно был выбор (выбор вер). Принятие любой другой из них могло направить историческое развитие страны по совершенно другому руслу. И теперь, оглядываясь назад, можно сказать смело, что выбор, сделанный князем Владимиром, был наиболее мудрым из всех возможных тогда решений. Выбор, сделанный князем Владимиром, его ближайшим окружением и народом в целом вот уже на протяжении тысячи лет позволил выработать и сохранить свое национальное самосознание и культуру, устоять во многих испытаниях.

И, конечно, очень бы хотелось знать, где, как и когда произошло это событие, в котором сфокусированы многовековые искания всего народа. То место, где князь Владимир был крещен, должно быть объявлено и почитаться как одна из самых почитаемых и оберегаемых святынь нашего народа. Если мы чтим поле Куликовской битвы, место Бородинского сражения, то тем более должны чтить место принятия христианства князем Владимиром, ибо здесь были заложены основы всех последующих успехов во всех областях жизни, именно здесь при совершении таинства Крещения и последовавшего за ним венчания князя Владимира были заложены основы русской государственности.

Крещение князя Владимира именно в Корсуни, в Херсонесе, имеет глубоко символическое значение. Даже если бы не было достоверного свидетельства летописи, можно было бы твердо говорить о том, что оно могло произойти только здесь и больше нигде. Херсонес – Корсунь – пограничье между Византией и Русью, город, переживший, впитавший в себя и сохранивший древнюю античную цивилизацию в формах византийской культуры. И крещение здесь, именно в Херсонесе, князя Владимира символизирует передачу, переход этой культуры, этой цивилизации на Русь. «Повесть временных лет» такими словами описывает эти события:

«И повелел крестить себя. Епископ Корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира, когда возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви св. Василия, а стоит церковь та в г. Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а Царицына палата – за алтарем. По крещении же Владимира привели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, ныне же говорят – в Васильеве, а другие и по-иному скажут».

Посреде града

Уже в XVIII веке было установлено, что Корсунь русских летописей – это древнегреческий город Херсонес, расположенный в юго-западной части Крыма. Первые раскопки в Херсонесе были произведены в 1827 году. Этими раскопками были открыты, в частности, три византийских храма, один из них – в топографическом центре городища. А так как в летописи церковь, в которой князь Владимир был крещен, обозначена как стоящая посреди града, а слово «посреде» было воспринято только в буквальном смысле, то и отождествление летописного и реального храма возражений не вызвало, тем более что такое толкование уже имело определенную традицию.

Желание искать храм в центре городища основано на словах летописи, что церковь эта находилась «посреде града», и такое понимание появилось еще в конце XVIII века. Оно было впервые высказано Габлицем – это место представлено на его плане в виде холмика в центре херсонесского городища (Айналов Д.В. Развалины храма. Памятники христианского Херсонеса. Вып. 1. М., 1985. С. 46–48). После раскопок храма в центре города такое мнение развил Н.Н. Мурзакович – видный специалист по Северному Причерноморью середины XIX века. Он, описывая раскопанную более или менее в центре Херсонеса церковь, задавался вопросом, «не здесь ли крестился князь Владимир?» (Мурзакевич Н.Н. Поездка в Крым // Журнал Министерства народного просвещения», 1837. Кн. III. С. 647–648). У последующих авторов знак вопроса исчез и получилось – «здесь крестился князь Владимир».

Так был «решен» вопрос о месте крещения князя Владимира. По предложению епископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова) на «месте крещения» в 1861 году был заложен огромный новый собор, который строился по проекту архитектора Д. Грима. Возведение собора это мнение закрепило, материализовало, и с тех пор оно вошло в обиход. Византийская церковь сохраняется на первом этаже собора как музейный экспонат, как реликвия. Нашли в ней и «купель», которая, по свидетельству А.Л. Бертье-Делагарди, являлась сдвоенной могилой (Бертье-Делагарди А.Л. Раскопки Херсонеса. МАР 12. СПб., 1892. С. 45).

Камнем преткновения для всех исследователей является употребление в летописном тексте для определения местоположения церкви, где князь Владимир крестился, слова «посреде». Обычно слово «посреде» понимают как указание на топографический центр города, на его середину. Только этим обстоятельством можно объяснить поиски храма, в котором князь Владимир крестился, в центре Херсонеса и отождествление с ним обычной рядовой церкви.

Картотека Института русского языка РАН, в которой собраны сотни примеров употребления этого слова в Древней Руси, дает первичное, основное значение слова «посреде» – среди, внутри чего-то. Применительно к нашему летописному тексту слово «посреде» означает «внутри города», «внутри городских стен», «в городе».

В поисках баптистерия

К настоящему времени в Херсонесе раскопано, включая небольшие, которые обычно называют часовнями, несколько десятков храмов разных эпох. Возможно, что их число приближается к 100, учета и инвентаризации раскопанных храмов не ведется. Для понимания архитектурного памятника и уяснения летописного текста важны следующие особенности совершения крещения в ту эпоху.

Таинство крещения мог совершать только епископ. Это особенно характерно для ранней эпохи, но оно удержалось довольно долго. Рядовой священник мог совершать крещение в исключительных случаях, имея на то специальное разрешение епископа и выступая в данном случае как его представитель. Это правило действовало и в XIII–XIV веках, о чем свидетельствуют, в частности, и документы из Крыма.

О том, что таинство крещения над князем Владимиром совершил именно епископ, прямо свидетельствует летописный текст, процитированный выше. Поэтому крещение совершалось только в тех храмах, где был свой епископ, то есть в кафедральных соборах, причем не в самом храме, а в особом, специально построенном здании, непременной особенностью которого является наличие купели. Такое здание на греческом и латинском языках называлось баптистерием, а по-славянски и по-русски – крещальней.

Есть уникальные свидетельства о том, как должен выглядеть кафедральный храм Херсонеса. Это тексты, в которых описывается открытие равноапостольным Кириллом святых мощей третьего епископа города Рима, ученика апостола Петра, отправленного в ссылку в Херсонес и мученически окончившего здесь свою земную жизнь в 101 году от Р.Х. После обретения святые мощи были положены в кафедральный храм Херсонеса. В другом тексте этот кафедральный храм назван basilica maior, то есть большой или главной базиликой.

Таким образом, чтобы найти в Херсонесе тот конкретный храм, в котором князь Владимир принял святое крещение, нужно установить, который из раскопанных храмов является кафедральным. Причем известны признаки, по которым можно будет выделить этот храм из всех остальных храмов Херсонеса. Этот храм должен являться по своим архитектурным формам базиликой, и эта базилика должна быть большой и при ней должна находиться крещальня.

Еще в 1853 году граф А.С. Уваров открыл самую большую в Херсонесе базилику. Как оказалось впоследствии, в 1853 году была раскопана только центральная часть этой базилики. Раскопки, проведенные в последующие годы, позволили воссоздать облик этого уникального храма полностью.

В 1876–1877 годах Одесское общество истории и древностей, продолжая исследование участка уваровской базилики, открыло к югу от нее здание необычной для христианской архитектуры Херсонеса формы. Это здание центрической композиции, по архитектурной форме – октагон (восьмиугольник) с тремя экседрами (полукруглыми нишами). Здание имело купольное покрытие. Внутри, в центре него, – вырубленная в скале купель.

Долгое время постройка вообще оставалась непонятой и воспринималась как рядовая церковь, хотя отсутствие алтарной части, наличие купели резко выделило ее из всех других христианских храмов Херсонеса. И только в 1892 году военный инженер А.Л. Бертье-Делагард, который занимался археологией как любитель, привлекая аналогии из Равенны и других византийских центров, определил названную постройку как баптистерий (или крещальню). Тогда же он высказал предположение, что крещение князя Владимира, если оно происходило в Херсонесе, могло быть совершено только в этом баптистерии.

Его мнение, однако, не было услышано и местом крещения князя Владимира совершенно бездоказательно считалась церковь под новым собором.

Уваровская базилика не только самый большой христианский храм Херсонеса, но и самый сложный по своей архитектуре и своей структуре. Длина уваровской базилики – 96 м с атриумом, 54 м без атриума, ширина – 38,5 м со всеми галереями и 23 м без галерей. В Херсонесе раскопано около 1012 ранневизантийских храмов, но ни один из них ни по своим размерам, ни по каким-либо другим признакам не может идти ни в какое сравнение с этой базиликой. По своим размерам и по структуре она стоит в одном ряду с базиликами в столичных и самых значительных городах Византийской империи.

Ансамбль этот занимает площадь, равную двум большим городским кварталам. По составу наполняющих его зданий, по композиции и планировке и, наконец, по размерам он полностью соответствует тем памятникам, которые хорошо изучены во многих византийских городах и известны как «епископские центры» или «епископские кварталы». Кроме храмов такие кварталы включали дом епископа, который считался не только его жильем, но и его, говоря современным языком, канцелярией, офисом.

Но, бесспорно, самым важным, самым интересным для решения поставленной задачи является наличие в этом ансамбле крещальни, баптистерия. Причем она – единственная в Херсонесе, второй крещальни ни при одном из храмов Херсонеса нет, а их – разных архитектурных форм – раскопано свыше 20, не считая многочисленных внутриквартальных часовен.

Крещение – в Херсонесе

Все эти сведения были приведены для того, чтобы показать, что по обычаям и литургической практике того времени крещение князя Владимира не могло быть совершено в любом храме Херсонеса, а при наличии крещальни около епископского храма Херсонеса – только в ней.

Помимо литургической и обрядовой стороны на это указывает и торжественность момента: по свидетельству летописи, для крещения князя Владимира и для венчания его с царевной Анной, которое должно было совершаться в самом кафедральном храме – Уваровской базилике, специально прибыли из Константинополя священники и императорские чиновники высшего ранга.

Итак, решаемся утверждать: крещение князя Владимира имело место в Херсонесе и было совершено в крещальне, расположенной около Уваровской базилики, и только там.

Осталось рассказать об устройстве крещальни и о том, где происходило таинство крещения и миропомазания. Есть основания полагать, что крещальня, которая сохранилось до наших дней, и купель, в которой князь Владимир был крещен, есть именно та крещальня, которую, согласно Житиям херсонесских епископов, построил епископ Капитон около 325 года, то есть при императоре Константине Великом. Такой вывод позволяют сделать два обстоятельства.

Во-первых, крещальня построена непосредственно на скале и построек более раннего времени на этом месте не обнаружено. Во-вторых, в стенах крещальни, которые местами даже до наших дней сохранились на высоту свыше 4 м, не обнаружено следов перестроек, вся кладка на всю высоту однородна.

Основное здание – купольной конструкции. По наружным формам приближается к октагону. Внутри – три экседры, восточная по размерам больше остальных, северная и южная примерно равные. В центре здания вырубленная в скале купель круглой формы глубиной 0,74 м. Из купели идет на север вырубленный в скале канал, выводящий из нее за пределы крещальни воду. На дне купели в скале высечен в рельефе крест.

По описанию первых исследователей памятника, при его первом раскрытии вверху были обнаружены фрагменты штукатурки с росписью, а несколько тысяч найденных тогда кубиков мозаики свидетельствуют о том, что купол был украшен мозаикой с изображением звездного неба. Еще в начале XX века сохранялись мраморные ступеньки, ведущие в купель, а находящийся на ее дне крест также был выложен мрамором. Внутренние стены были облицованы разноцветной мраморной плиткой. Удалось установить систему ее расположения, и сейчас ведется работа по ее графической реконструкции.

С севера и юга к октагону примыкают две постройки, которые всеми исследователями интерпретировались как нечто обособленное от собственно крещальни и с ней не связанное. Как правило, их постройка относилась или к более раннему или к более позднему времени, чем центральное купольное. Во всех без исключения изданиях, где на планах помещалась крещальня, показан только октагон. Работы херсонесской экспедиции 1984 года позволили прийти к новому восприятию памятника. Они показали, что обе постройки являются органической частью целого крещального ансамбля.

Таким образом, еще раз можно повторить, что крещение князя Владимира могло быть только в крещальне около Уваровской базилики. И такой памятник должен занять достаточное и подобающее ему место среди других такого же значения памятников.

Сергей Алексеевич Беляев. Археолог, историк, научный сотрудник института Всеобщей Истории Академии наук, кандидат исторических наук.

- Сергей Алексеевич, ваш жизненный путь не только позволил Вам реализоваться как ученому, но и принести огромную пользу Церкви. Рассказ о выборе призвания безусловно важен для уже состоявшихся в своей профессии людей и для тех, кто только выбирает, какой отрасли человеческой деятельности посвятить свою жизнь.

На своем жизненном пути во многом обязан молитвам родителей, которые и воспитали меня соответствующим образом. Благодаря их молитвам моя жизнь сложилась так, как она сложилась.

По линии папы, протоиерея Алексия (Сергеевича) Беляева, все предки родом из Санкт-Петербурга, по линии мамы, Марины Александровны (урожденной Матвеевой) – из-под Мценска. По линии папы все были военные, артиллеристы и жили в Петербурге. Дедушку звали Сергей Тимофеевич Беляев. Первую мировую войну он начал в должности инспектора артиллерии 29 армейского корпуса, принимал участие в осаде Перемышля. К 1917-му году мой дед находился в должности инспектора артиллерии 2 армии Западного фронта, после октября в Петербург он уже не вернулся, а вместе с руководством всего Западного фронта оказался в Москве, где сначала был инспектором артиллерии Московского укрепленного района (по номенклатуре нашего времени, командующий артиллерией Московского военного округа). Свою земную жизнь Сергей Тимофеевич окончил в Москве в должности начальника кафедры тактики артиллерии Академии Генерального штаба РККА. Соответственно, мои папа и мама тоже жили в Москве. После окончания учебы папа поступил на работу в Главное артиллерийское управление Красной Армии и параллельно, как человек очень верующий – вся семья была очень верующая – папа был иподиаконом сначала у митрополита Серафима (Чичагова), потом у архиепископа Феодора (Поздеевского) до 1927 года. В 1930 году папа и мама были высланы из Москвы по делу Александра Дмитриевича Самарина. Папа провел три года на лесоповале в Архангельской области. После этого в Москву путь был заказан, домой они вернуться не могли и обосновались в Костроме, где все мы и родились.

В годы Великой Отечественной войны папу не взяли на действительную военную службу, как по зрению, так и по происхождению, однако призвали на трудовой фронт. Папа сначала строил железную дорогу на севере Урала у города Серова, потом разбирал развалины в Ленинграде и на станции Дно. Там он повредил ногу, заболел остеомиелитом, его комиссовали, и он некоторое время прожил в Казани.

Среди друзей Алексея Сергеевича по Москве в 20-е годы был Владимир Иванович Захаров. Владимир Иванович в свое время окончил Коммерческое училище, но в революционные годы встал на путь служения Церкви; в 20-е годы он был игуменом (настоятелем) Сретенского монастыря, в 40-е годы архимандрит Иероним (Захаров) был рукоположен во епископы. Первой его кафедрой стала Кишиневская, потом он был переведен в Рязань. Итак, владыка Иероним при очередной переписке с папой предложил ему осуществить свою давнюю заветную мечту стать священником, посвятил папу в диаконы в храме Успения в Гончарах, и потом состоялась его хиротония во священника уже в Рязани, в сентябре 1947 года. В течение многих лет о. Алексий Беляев служил на различных приходах Рязанской епархии.

Я закончил среднюю школу в городе Скопине Рязанской области. Когда встал вопрос о выборе жизненного пути, речь зашла, естественно, о высшем образовании, но по какой специальности? Уже в школьные годы у меня сформировались требования к моей будущей специальности; она обязательно должна быть связана с путешествиями и с изучением человека. В этой области было много возможностей: это и этнографические экспедиции, и поездки по ряду других специальностей, но я выбрал археологию. Родители и их друзья меня отговаривали, потому что это уже были годы хрущевских гонений, говорили, что будет очень трудно поступить и жить. Тем не менее, не могу сказать, что настоял на своем, но этот выбор был сделан и родители его благословили. Так как папа родом из Петербурга и жизнь нашей семьи была наполнена воспоминаниями папы не только о Москве, но и о Петербурге, где прошли его детство и юность, то я решил поступать на исторический факультет Ленинградского университета.

Приехал в город, где никого знакомых не было. Первые три ночи ночевал на вокзале, пока подавал документы и получал место в общежитии. Документы приняли, но при условии, если я сдам экзамены и меня примут, то не буду претендовать на место в общежитии. Я такое обязательство дал и соответствующую бумагу написал. Экзамены сдал благополучно, но не стал дожидаться результатов, а уехал к родителям в Скопин, где, позвонив по телефону, узнал, что принят. Здесь произошла удивительная вещь. В анкете, которую заполняет абитуриент, я так и написал, что отец – священник Русской Православной Церкви, все с большой буквы. Надо учитывать, что это была осень 1954 года – самый разгар хрущевских гонений, как известно, в ноябре вышло постановление ЦК КПСС «Об ошибках в атеистической пропаганде», но чудо совершилось, и при этих данных я был принят на исторический факультет Ленинградского университета, который благополучно закончил в 1959 году. Ни жилья, ни прописки в Ленинграде у меня не было, и я уже стал устраиваться на работу в Новгородский музей, где мне предлагали жилье в виде какого-то общежития. И тут совершилось еще одно чудо.

Все свои студенческие годы участвовал в археологических экспедициях. В основном, это была Ольвия – древнегреческий город между Николаевом и Очаковом, было несколько экспедиций в Керчи. Одна из сотрудниц, с которой познакомился в Керчи, работала в античном отделе Эрмитажа. Она передала мне предложение заведующей Отделом античного мира Государственного Эрмитажа Анны Алексеевны Передольской поработать в этом отделе на договорной основе, пока одна из сотрудниц находится в декретном отпуске. Конечно, я ответил положительно. В Эрмитаже, как и во многих музеях, женщин было много, мужчин мало. Мужчины были нужны даже в чисто практических целях, чтобы носить тяжелые вещи. Незадолго до этого, после войны был эпизод, когда представитель мужского пола совершил воровство. Это наложило определенный отпечаток на психологию сотрудников античного отдела, и они долгие годы не брали на работу мужчин. Но меня взяли, какое-то время я работал по договорам, а когда появилась вакансия, меня зачислили в штат. Так я пять с половиной лет проработал в должности научного сотрудника Государственного Эрмитажа в античном отделе и частично в отделе Византии. Все эти годы отношение ко мне в музее было очень доброжелательное, тем более, что все знали о моем происхождении, я этого не скрывал, тем не менее, никаких инсинуаций в мой адрес не было. Кроме того, когда готовились путеводители по западному отделу или по другим отделам, где имеются вещи, связанные с ветхозаветной и новозаветной тематикой, то ко мне обращались за консультациями.

Спустя несколько лет стало ясно, что научный рост в среде сотрудников Эрмитажа имеет свои пределы, и когда мне предложили поступить в аспирантуру Института истории Академии Наук СССР, я согласился. Произошло это при следующих обстоятельствах. Я шел в рабочем халате по 20-колонному залу античного отдела, неся в руках какой-то керамический сосуд и увидел, что навстречу мне идет сухощавая женщина среднего роста и довольно почтенного возраста, как-то невольно получилось, что мы взаимно друг на друга посмотрели. Поравнявшись со мной, женщина спросила: «Вы Сережа Беляев?». Я ее уверил, что являюсь именно тем человеком, имя которого она произнесла. В свою очередь я спросил: «Вы – Мария Ефимовна Сергеенко?», и тоже получил утвердительный ответ.

Мария Ефимовна Сергеенко – это удивительный человек европейской образованности с мировым именем, ученица лучших дореволюционных ученых, специалист по Италии. Поступить в аспирантуру под ее научное руководство в системе Академии наук – великая честь. Кроме того, М.Е.Сергеенко была глубоко верующим человеком. И я поступил в аспирантуру по специальности «Латинская эпиграфика и латинское источниковедение» (в анкетах все писал как есть) . Диссертация у меня была по христианству Северной Африки, но прямо об этом писать было невозможно, поэтому она была названа: «Античные города Северной Африки во времена владычества Вандов». Предметом исследования моей работы было сочинение одного из епископов Северной Африки того времени под названием: «Historia putionis africana provincia sut Giserica et Uniritar regibus vandalerum». Эта диссертация была успешно защищена, и я был принят на работу в системе Академии наук, где до сих пор и работаю. Сначала я работал в Ленинграде в отделении Института археологии АН, а в 1977 году академик Борис Александрович Рыбаков перевел меня из Ленинградского филиала в основной институт в Москве.

В Херсонесе я оказался впервые еще студентом в 1958 году, и этот город стал моей любовью на всю жизнь. Скажу откровенно, до меня не сразу дошло, что при всей интереснейшей судьбе Херсонеса, основное, чем он вошел в мировую историю – крещение князя Владимира. Именно это событие определило дальнейший путь Руси на весь период вплоть до сегодняшнего дня. Сначала я участвовал в изучении Херсонеса в составе экспедиций Эрмитажа в 1961-1963 годах. Потом, когда я оказался на работе в системе Академии наук, хотя мне и предлагали руководить экспедициями в других местах, расставаться с Херсонесом очень не хотелось. Несмотря на все сложности в организации экспедиции по линии АН, эти труды увенчались успехом. С 1972 по 1984 год я руководил научной экспедицией института археологии АН СССР в Херсонесе. Основными объектами для раскопок и научной деятельности были раннехристианские храмы. Но помимо археологии, в эти годы я проникал все глубже и глубже в письменные источники, тем более, что моя подготовка по линии аспирантуры, специальность – источниковедение, давала мне возможность исследовать письменные источники точно так же, как и предметы, найденные при археологическом исследовании. Этот сплав археологии и, собственно, истории позволил мне исследовать самые разные стороны жизни людей в Херсонесе. В основном, это жития святых, жизнь и мученичество которых прошли в Херсонесе, и те памятники, которые связаны с их подвигом.

Основное открытие – удалось определить точное место того храма в Херсонесе, в котором князь Владимир принял Святое крещение, и где он венчался с принцессой Анной. Не менее значимое открытие – храм в Херсонесе, который князь Владимир построил в память своего крещения. При крещении князь Владимир получил имя Василий, и эта церковь была освящена во имя его небесного покровителя Василия Великого. Мной сделаны реконструкции и храма, и тех зданий, где состоялось крещение князя, равно как и тот чин, который был над ним совершен. Удалось там построить большую базу Академии наук.

С 1985 года я работаю в институте всеобщей истории АН. Здесь моя работа была связана и с Херсонесом, потом, когда времена изменились, и всякие шоры были сняты, мне пришлось переключиться и сосредоточить свои усилия на изучении русской эмиграции первой волны. Это для меня не было чем-то новым и неожиданным, потому что у моего дедушки Сергея Тимофеевича было еще пять братьев, и половина из них оказалась в эмиграции. Один жил в Югославии и скончался в 1951 году, второй брат дедушки жил сначала в Лондоне, где его застал переворот 1917 года, потом переехал в Париж, где и скончался осенью 1955 года, а третий брат, генерал Иван Тимофеевич Беляев – почетный гражданин Республики Парагвай, очень много сделавший для становления этой южноамериканской страны и его коренного населения. Тема эмиграции была мне не чужда, тем более родители в семье никогда не скрывали, как сложилась судьба братьев. Другое дело, что не было возможности поддерживать личные отношения, но таковы были условия. За время работы по этой тематике было выпущено два сборника в рамках Института всеобщей истории.

Когда наступили более свободные времена, и у Русской Православной Церкви появилась возможность восстанавливать порушенные святыни, то Святейший Патриарх Алексий, знакомый с папой и мною с 1964 года, привлек меня к этой деятельности. Это были работы, связанные с моей прямой специальностью, то есть раскопки. За минувшие годы под моим руководством было обретено более тридцати святых мощей, в том числе и мощи Патриарха Тихона, Оптинских старцев, преподобного Максима Грека, митрополитов Филарета и Иннокентия Московских, архимандрита Антония в Лавре, архиепископа Иоанна Поммера в Риге, и многие другие.

В рамках Рождественских Чтений с 1998 года я руковожу секцией «Церковные древности». Заседаем мы в Патриарших Палатах Московского Кремля, и главными темами уже на протяжении многих лет являются святыни Московского Кремля. Как результаты работы секции выпускаются очень хорошие книги под грифом Русской Православной Церкви и Музеев Московского Кремля – это уникальные издания.

- Каким образом Ваш научный опыт, помимо открытия места крещения князя Владимира, был востребован на благо Русской Православной Церкви?

Могу сказать, что все обретения святых мощей были сделаны на высоком профессиональном уровне, потому что я приезжал не один, а с той командой, которая у меня сформировалась во время руководства Херсонесской экспедицией. Все верующие, все высококвалифицированные специалисты: архитекторы, фотографы и мои помощники. Прежде всего, во всех случаях соблюдался принцип, больше известный для врачей – не навредить. Я могу с полной ответственностью и чистой совестью сказать, что ни одна из святынь не была при обретении как-то повреждена. Велась полная документация, составлялись акты по обретению мощей, которые опубликованы. Святые мощи были отождествлены по всей совокупности имеющихся материалов.

- Расскажите о каком-нибудь из значимых событий XX века в истории Елоховского Собора, которому Вы были свидетелем .

С двадцатых годов дружили три человека: Михаил Ефимович Губонин, Владимир Иванович Захаров, в последствии архимандрит Иероним, и папа Алексей Сергеевич Беляев – протоиерей Алексий. В 1947 году в Москве отмечался 800-летний юбилей города. Мотивируя тем, что Церковь тоже хотела бы принять участие в праздновании, Святейший Патриарх Алексий I обратился к руководству Советского Союза с просьбой передать мощи святителя Алексия и получил согласие. Необходимо сказать, что у святыни не было места, потому что святые мощи почивали в Чудовом монастыре до его разрушения и при уничтожении монастыря их перенесли в Успенский собор, где не нашлось места для их достойного упокоения. Насколько мне известно, они находились в хранилище, или под сенью, где находится рака святителя Гермогена, здесь я могу допустить неточность. Началась подготовка, встал вопрос о том, где и как достойным образом разместить святые мощи в Елоховском кафедральном соборе. Тогда Святейший Патриарх Алексий I, зная особенности воспитания и жизни епископа Иеронима (Захарова), обратился к нему с просьбой найти человека, который смог бы создать раку и сень, достойные святителя Алексия. Владыка Иероним обратился к своему старому другу М.Е. Губонину. Михаил Ефимович – художник, большой любитель старины, из старой купеческой семьи, его дед строил железную дорогу на Севастополь. Но сейчас Губонин больше известен как жизнеописатель святителя Тихона Московского. Михаил Ефимович создал эскиз, и за довольно короткое время рака и сень были готовы. Необходимо добавить, что М.Е. Губонин в 20-е годы был иподиаконом епископа Петра (Зверева), который руководил погребением патриарха Тихона. Благодаря его познаниям, я смог обрести святые мощи святителя Тихона. Конечно же, владыка Иероним пригласил на эти торжества Михаила Ефимовича и папу, а я был с папой. Это было 17-18 октября 1947 года, как раз в это время осуществлялся наш переезд из-под Казани в село Городище Рыбновского района Рязанской области. Владыка Иероним так подобрал время нашего переезда, чтобы мы смогли находиться в Москве и участвовать в этих торжествах. У меня есть папины записи об этом и даже книжка, мне посвященная, чтобы я не забывал этот день.

- Недавно наш президент Владимир Путин предложил восстановить в Кремле Чудов и Вознесенский монастыри, есть ли для этого научная база, насколько это возможно и своевременно?

Это безусловно нужно, даже если там не будет монашеской жизни. Не мне судить, но насколько я могу понять, это будут просто здания, и здесь не надо забывать, что многое из того, что было в них, дошло до наших дней: иконостасы сохранились, например, иконостас Чудова монастыря. Каждый год на той секции, которой я в Кремле руковожу, вопрос о жизни этих монастырей поднимается в докладах сотрудников музеев Московского Кремля. Очень много исследований о жизни и составе духовенства, о монашеской братии, святынях, иконах, о ризнице. Так что практически на протяжении последних десяти лет, не ведая, что это может осуществиться, наша секция практически готовилась к этому. Должен сказать, что музейные сотрудники с большим трепетом всегда относились и относятся к святыням, и с большим интересом профессионально и почтительно работают над этими темами, многие из них верующие люди. Получилось так, что подготовительные работы к этому событию ведутся не подспудно, а явно, на протяжении десяти лет.

диакон Сергий Правдолюбов

Святитель Иоанн Златоуст о почитании святых мощей:
«Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности…»

Открытие мощей святых угодников Божиих должно проходить не только благоговейно, но и по всем правилам археологической науки.

На фото справа налево: митрополит Кирилл (ныне Святейший Патриарх), Святейший Патриарх Алексий II, Сергей Алексеевич Беляев

Обретение мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси (Донской монастырь, 22 февраля 1992 года)

ИСТОРИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ

«БОГ СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ НЕТЛЕНИЯ»

Наш сегодняшний собеседник - археолог, старший научный сотрудник сектора истории Византии института Всеобщей истории АН России Сергей Алексеевич БЕЛЯЕВ. В течение 15-ти лет он руководил Херсонской археологической экспедицией АН, которая обнаружила баптистерий - место крещения вел. кн. Владимира. В 1988 году он руководил поиском могилы Амвросия Оптинского, в прошлом году - работами в Дивеево по поиску могилы основательницы монастыря матушки Александры, в нынешнем году под его руководством осуществлялись поиски мощей патриарха Тихона.

- Раскопки в Херсоне, раскопки в Донском монастыре... В чём заключалась ваша работа?

Если вы представляете археолога этаким землекопом с лопатой, то ошибаетесь. В основном время уходит на изучение летописей, древних документов, из которых становится ясно: где искать и что искать. Место крещения св. Владимира искали и в прошлом веке, и раньше. Херсонес (Корсунь) являл собой голую степь с торчавшими обломками древних стен. Искали в центре городища, и ничего определённого не нашли. Я изучил летопись, в которой сказано о месте крещения «посреде града», и выяснил: на современный язык «посреде града» можно перевести как «в ограде, внутри городских стен». Площадь поисков расширилась. Внимание привлекло место, где стоял кафедральный храм города. Изучив по описаниям некоторые особенности обряда крещения в IV-X веках, выяснил, что именно в кафедральном храме и должно было совершиться крещение. На том месте по сей день сохранилась каменная купель с мраморными ступенями, над которой был купол с изображением звёздного неба.

Этот опыт пригодился позже, когда я взялся восстановить обряд обретения мощей. Пользовался известным Киево-Печерским патериком. В нём всё сказано, надо лишь внимательно прочитать.

А почему вас, археолога, заинтересовали мощи святых? Вы верите в воскресение умерших во плоти, как учит о том Православная Церковь?

Конечно. Иначе как бы я мог заниматься тем, чем занимаюсь?! В книге премудрости Соломона сказано: «Бог создал человека для нетления...»

А как вы представляете воскресение? Будет ли это тело младенца, или же то тело, с которым человека после его земной жизни уложили во гроб? Ведь в сущности это разные люди, хотя и носящие одно имя.

Думаю, вообще не имеет смысла этот вопрос. Воскресение не следует понимать вот так, слишком буквально. Апостол сказал, что сеется тело душевное, а восстаёт духовное, то есть, очевидно, воскреснет тело иное, в преображённой плоти.

- В чём же тогда значение св. мощей, в обретении которых Вы участвовали?

Сохранность мощей и чудотворения от них свидетельствуют о святости тех, кому они принадлежали. Для нас покрыто тайной, когда тело угодника освящается - при жизни или после смерти... Достоверно одно: после смерти праведника его мощи остаются способными принять Божию благодать, силу, исцеляющую людей.

Удивительно, как влияют мощи на духовную атмосферу в том месте, где они оказываются. Я открывал их и в Дивеево, и в Оптиной, и заметил: перед службой идут прихожане в храм - зайдут на могилки, возвращаются - снова завернут к ним. Словно примагничивает их.

- С чем Вы это связываете?

Не знаю, но мне кажется, что мощи как бы оживотворяют всё вокруг, а этот живой дух и притягивает людей.

Один из нас несколько лет назад побывал в Оптиной пустыни - в ту пору она ещё только-только была передана Церкви. Могилы старца Амвросия Оптинского тогда не было и следа...

Да, на монастырском кладбище могилки нескольких старцев исчезли бесследно. Ещё в Москве мне пришлось изучить архивные материалы, касающиеся погребения оптинских старцев. Выяснил, что место этих могилок находилось около алтаря Никольского придела Введенского собора. В начале века на могилах старцев Макария н Амвросия были даже воздвигнуты часовни. Но их при советской власти сравняли с землёй, и место захоронения потерялось.

В тот год была сухая тёплая осень. Вечером на Покрова Божией Матери после молебна преподобному Амвросию Оптинскому начали раскопки. Перед этим мы нашли дорожку, которая прежде вела к могилкам старцев, так что теперь место могил было более или менее точно определено. Первый же удар лопаты обнаружил фундамент часовни, стоящей над могилой преп. Амвросия. Начали углубляться, и всё время, пока мы вели раскопки, рядом стоял один из насельников монастыря и читал акафист преподобному. Судя по воспоминаниям очевидцев, рядом с могилой преп. Амвросия в 1922 году был захоронен старец Анатолий Потапов, - его гроб прямо нависал над сводом склепа, в котором был захоронен преподобный Амвросий. Этот свод мы обследовали и, к нашей великой радости, он оказался цел и невредим. Значит, мощи должны быть в сохранности. Так и оказалось.

- А как вам удалось выяснить, что это мощи именно Амвросия?

Я уже сказал, что мощи за столетие, пока они находились под сводом, оставались нетронутыми. Их мы нашли в правильном анатомическом положении, при этом позвоночник был несколько искривлён. Ещё при жизни преподобный Амвросий страдал из-за позвоночника и был поэтому немного согбен, правое плечо его было выше левого - это видно и на его портретах. Вторая особенность в том, что захоронили старца как бы в двух гробах - один в другом. И мы обнаружили в могиле два гроба, причём сделанных из разного дерева. Во гробе сохранилась также часть холщевой рубашки старца Макария, которая по воле преп. Амвросия была надета на него после кончины. Были и другие отличительные детали. Как только мы извлекли мощи, было совершено первое их прославление братией монастыря.

- Как следует из ваших слов, обретены мощи преп. Амвросия в виде костей...

Церковь никогда и не утверждала, что признаком праведности служит совершенно нетленное тело... «Земля еси и в землю отыдеши». В земле гниёт всё - и тело и кости. И если кости сохраняются в том виде, в каком это бывает у святых, это само по себе удивительно. Недавно мне довелось участвовать в обретении мощей Патриарха Тихона. Он был похоронен с надетой на шею панагией из кости. Так вот - за 67 лет, которые покоились в земле мощи св. Тихона, эта костяная панагия (икона на груди) полностью превратилась в прах, остался только серебряный оклад. В то время как сохранились не только мощи Патриарха, но и большая часть тела, борода...

Удивительно, но, кроме костей, часть тела осталась нетленной! Хотя мощи многие годы находились в условиях 100-процентной влажности, фактически в воде.

В последние два века было несколько открытый святых мощей с полностью или отчасти сохранившимися телами - святых Димитрия Ростовского, Тихона Задонского, Иоасафа Белгородского, Феодосия Черниговского... Однако самого факта нетления ещё не достаточно для их прославления. Важным условием является проявление их чудотворной силы, когда бы, к примеру, над мощами излечивались верующие от недугов.

- Относится ли это и к мощам Патриарха Тихона?

Да, исцеления есть и, насколько я знаю, в Донском монастыре специально ведётся запись таких случаев.

Из рассказа иеромонаха Тихона об обретении мощей святейшего Патриарха Тихона:

«Говорили, что в 1927 году после закрытия Донского монастыря чекисты извлекли тело святителя Тихона из могилы в Малом Донском соборе и сожгли его в крематории. По другой версии святитель Тихон был перезахоронен монахами на Немецком кладбище с согласия ЧК. Была ещё одна версия: монахи перезахоронили тело святителя где-то в Донском монастыре.

Мнение о том, что тела Патриарха нет в могиле, было настолько стойким, что даже митрополит Николай Ярушевич, служивший панихиду по святителю Тихону в Малом Донском соборе в 1948 году, сказал после окончания службы: «Мы молились сейчас только над могилой святейшего, тела его здесь нет».

И для этой уверенности были основания. В 1932 году лжемитрополит Введенский начал служить литургии в облачениях, в которых москвичи сразу узнали те самые архиерейские облачения, в которых лежал во гробе святейший Патриарх Тихон.

Считалось, что эти саккос, омофор, епитрахиль - удивительной работы архиерейские облачения - были изготовлены на фабрике Оловянишникова специально для Патриарха Тихона и только в одном экземпляре.

18 ноября, через две недели после окончания ремонта, Малый Донской собор был подожжён. Разбив окно, злоумышленники бросили бомбу с зажигательной смесью рядом с могилой Патриарха. Сегодня, по прошествии времени, видно, насколько промыслительно было попущено это зло: именно во время второго затянувшегося ремонта Малого Донского собора и были обретены мощи святителя.

В день праздника Сретения Господня, ближе к вечеру, совершив молебен святителю Тихону, мы приступили к раскопкам. Об этом знали, кроме нескольких человек из братии монастыря, лишь наш настоятель Святейший Патриарх Алексий II и два старца: архимандрит Кирилл из Свято-Троице-Сергиевой Лавры и архимандрит Иоанн из Псково-Печерского монастыря. Руководил раскопками Сергей Алексеевич Беляев, известный учёный.

Кстати сказать, Сергей Алексеевич был более всех нас убеждён в том, что мощи находятся здесь. Тем более, что он разыскал сведения о том, что облачение, в котором был захоронен Патриарх Тихон, было не единственным: на фабрике Оловянишникова было изготовлено три таких комплекта. Сняв мраморное обгоревшее надгробие и углубившись сантиметров на тридцать, мы натолкнулись на массивную мраморную плиту с надписью: «Святейший Тихон. Патриарх Московский и всея России».

Мы стали копать дальше и на глубине около метра обнаружили каменный свод склепа. Заглянули внутрь. Склеп был пуст. Свеча осветила лишь пыльные клоки паутины и выступающие камни. Самые худшие наши опасения оправдались. Даже частицы мощей, даже щепки гроба, которые, как мы надеялись, могли обронить чекисты при вскрытии могилы Патриарха, здесь не было.

Когда мы немного пришли в себя, то решили поискать хотя бы у торцов склепа. Неожиданно прут, длиной в два метра, полностью ушёл вправо по ходу склепа, и влево. То же самое произошло и с восьмиметровым прутом. Только тогда мы поняли, что обнаружили не склеп, а часть калориферной отопительной системы. Так в своё время отапливались многие русские храмы. Внизу ставили печь, и горячий воздух проходил по трубам, выложенным под полом.

Но когда мы раскопали калорифер, то заметили, что та часть, которая находится прямо под надгробием Патриарха Тихона, сравнительно новая, кладка скреплена цементом и особо тщательно укреплена. В других местах кладка была ветхая и скреплена известковым раствором.

С каждым часом работы надежда на успешное завершение нашего труда росла: если бы чекисты разорили могилу, то вряд ли они стали бы так тщательно восстанавливать калорифер. Скорее всего, монахи похоронили Патриарха намного глубже, а трубу восстановили для маскировки и дополнительной защиты.

Когда через два дня напряжённой работы перед нами предстал настоящий склеп Патриарха, то это было мощное, необычайно укреплённое сооружение, проникнуть в которое можно было бы только с большим трудом. Тогда мы поняли, почему во время похорон в Малый Донской собор была допущена лишь небольшая часть архиереев: по всей видимости, уже тогда всё было готово, чтобы надёжно защищать могилу Патриарха от возможного надругательства.

Подняв одну из плит, мы вновь опустили свечу внутрь. Перед нами был дубовый гроб, описание которого мы все хорошо знали. На нём лежала мраморная табличка, на которой при свете свечи мы прочли: «Патриарх Московский и всея России Тихон», год и день интронизации, день и год смерти.

Трудно передать то чувство, которое испытывали мы в ту ночь, стоя у открытой могилы. Перед нами были благодатные святые мощи, которые мы и не чаяли увидеть, когда начинали раскопки. Это произошло 19 февраля.

В субботу первой седмицы Великого поста, накануне Недели Православия в Малом Донском соборе начались всенародные молебны перед мощами святителя Тихона. В этот день праздновалось 75-летие явления Державной иконы Божией Матери, акафист которой был написан Патриархом Тихоном».

Сергей Алексеевич, постоянно отмечается, что во время раскопок читались молитвы. Это дань церковной традиции?

Мне думается, это помогает в работе. Читают ведь не только церковнослужители. Во время поиска могилы матушки Александры и Н. Мотовилова в Дивеево псалмы непрерывно по очереди читали мы сами. Молитвы и благословение на поиски мощей - это обязательное условие, когда кто-либо занимается таким делом.

- Каковы ваши ближайшие планы? Будете ли вы участвовать где-то в новых обретениях мощей?

Я помогаю там, куда меня приглашают. Сейчас я работаю в Нижегородской епархии, собираю архивные материалы, - там, в одном из городов области, идут подготовительные работы перед обретением мощей. Приглашают в Тобольск, в Архангельскую область...

Нас, живущих в Коми крае, естественно, интересует судьба мощей святителей Коми земли. Это, во-первых, в Москве затерявшиеся мощи свт. Стефана Пермского, пропавшие из разрушенного храма Спаса-на-Бору; во-вторых, мощи святителей Герасима, Питирима и Ионы, до сих пор, предположительно, находящиеся под спудом в Усть-Выми.

Насколько я представляю, мощи из церкви Спаса-на-Бору были перед разрушением перенесены в Архангельский собор кремля (теперь это музей), и, вполне возможно, где-нибудь в подвалах хранятся там и по сей день.

- ...Почему же их до сих пор не обнаружили?

Прежде всего не так просто в запасники этого музея попасть, тем более с целью что-то найти и передать Церкви. Служители музея этому всячески препятствуют. Меня так вообще близко не подпускают. А неспециалисту, может быть, проникнуть туда проще, но вот идентифицировать мощи трудно. Что же касается мощей Герасима, Питирима и Ионы Великопермских, то, если будет приглашение церковных властей, я готов заняться их поиском.

Беседовали И. ИВАНОВ, М. СИЗОВ

С днём Благовещения Пресвятой Богородицы совпадает день памяти святителя Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея России. Москвичи и гости столицы в любой день могут приложиться к его честным мощам в Большом соборе Донского монастыря. О том, как были обретены эти мощи, какие трудности и загадки сопровождали процесс их обретения, рассказывает руководитель археологических работ по обретению святых мощей патриарха Тихона - историк Сергей Алексеевич Беляев. Рассказ сопровождается не публиковавшимися ранее фотографиями, сделанными во время описываемых событий, и иными материалами.

На этой неделе Русская Православная Церковь отмечает день памяти Святейшего Патриарха Тихона. Его мощи были обретены в Малом соборе Донского монастыря, возле которого мы сейчас находимся. В этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы отправляемся к историку Сергею Алексеевичу Беляеву, руководившему археологическими работами по обретению мощей.

Сергей Алексеевич Беляев, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, руководитель археологических работ по обретению мощей Святейшего Патриарха Тихона:

Имя Святейшего Патриарха Тихона было для меня близким и родным буквально с первых сознательных лет моей жизни. Дело в том, что мои папа и мама были людьми верующими и всегда его почитали. Они были тихоновцами, то есть никогда не впадали ни в какие расколы, а их в те времена было много. Более того, родители участвовали в погребении Святейшего Тихона: мама как простая прихожанка, а папа в качестве иподьякона архиепископа Феодора (Поздеевского).Также мой папа с 20-х годов дружил с Михаилом Ефимовичем Губониным. Он тоже был верующим человеком, служил иподьяконом у священника, который руководил погребением Святейшего Тихона. Любовь Михаила Ефимовича к Патриарху Тихону стала основой всей его жизни, и до самой своей кончины, последовавшей в 70-е годы, он работал над трудом, который назвал «Патриарх Тихон и его время». Он знал все детали погребения - это стало известно и мне. Эти знания помогли при обретении святых мощей.

То, что святые мощи были обретены,-великое чудо, но оно не может быть в полной мере осознано, если не рассказать о том, как было совершено погребение Патриарха. Тело было опущено в землю в Малом соборе Донского монастыря, но есть одна тонкость: в собор никого не допустили, кроме нескольких митрополитов. Ни народ, ни духовенство не входили в собор - его закрыли. Что и как там происходило, практически никто не знал. А то небольшое количество народа, которое там было, до самой своей кончины хранило молчание.Как было совершено погребение, осталось неизвестным. Тайн стало еще больше в связи с историческими событиями: собор и монастырь были закрыты в конце 20-х годов. В соборе было устроено общежитие рабочих, и, соответственно, место погребения исчезло, никак не было обозначено.

Но уже после закрытия произошло событие, которое породило всякие толки: в зимнюю ночь от Малого собора отъехала телега, на которой стоял гроб, этот гроб был довезен до крематория и там исчез. Это породило слухи о том, что тело Святейшего Тихона было вынуто из могилы, доставлено в крематорий и там сожжено. Это предположение нашло «подтверждение» в том, что спустя некоторое время после этого события на главе обновленческой Церкви митрополите Александре Введенском появился зеленый саккос, в котором был погребен Святейший Тихон. Таким образом, мнение о кремировании приняло всеобщий характер и превратилось в уверенность.

После кончины митрополита Александра Введенского этот саккос был выкуплен у его дочери Патриархом Алексием I, отреставрирован и помещен в церковно-археологический музей при Московской духовной академии. Была сделана надпись, что это тот саккос, в котором был погребен Святейший Патриарх Тихон. Когда произошла канонизация Святейшего Тихона, вопрос об обретении святых мощей упомянут не был.

Я лично несколько раз говорил со Святейшим Алексием II о возможности поиска могилы и обретения мощей Патриарха Тихона. Дело в том, что от упомянутого уже Михаила Ефимовича Губониная с детства знал, что на фабрике Оловянишниковых были изготовлены три одинаковых саккоса, а не один.

В Донском монастыре до 1946 года был всесоюзный музей атеизма. После войны он был переведен в Петербург, в Казанский собор. А Малый собор по настоянию Американской Церкви (поскольку Святейший Тихон был практически основателем православия в Северной Америке) был передан Московской Патриархии. На средства американских православных людей было устроено надгробие, которое мы видели в 50-60-е годы. Хотя я говорил о том, что было изготовлено три саккоса, Святейший Алексий II не соглашался и не благословлял начинать работы по обретению мощей, мотивируя это тем, что сейчас имеется надгробие. Он говорил: «Если мы раскопаем и там ничего не окажется, то Церковь окажется в очень трудном положении, поэтому пускай будет так, как есть».

Но тут случился пожар. Когда после пожара это надгробие погорело и его надо было приводить в порядок, я снова поставил вопрос о раскопках перед Святейшим. По-видимому, еще кто-то говорил об этом, и Святейший в разговоре со мной сказал, что сейчас он готов дать благословение, потому что в случае, если ничего не будет найдено, можно сказать, что эти археологические работы были связаны с необходимостью приведения в порядок надгробия. Совершенно непреднамеренно получилось так, что работы начались в праздник Сретения Господня. В два часа дня был совершен молебен на начало работы, и мы приступили сначала к разбору того, что осталось от памятника, потом к вскрытию пола. Под плитами пола оказался мусорный слой - мы его убрали. Под мусорным слоем оказался калорифер. Это вызвало недоумение, о находке было доложено Святейшему. Чтобы быть полностью уверенным в чем-то, я попросил его благословить работу во все стороны на три метра.

Нам открылась картина, которую мы не ожидали увидеть: в три яруса были расположены погребальные склепы, то есть это место настолько почиталось и ценилось, что склепы были в несколько ярусов, один над другим. После того как это было установлено, стало ясно, что могилы святейшего Тихона здесь нет и быть не может, потому что, говоря простым языком, все было очень плотно «заселено». Об этом снова доложили Святейшему, и было получено благословение на работы по углублению в том месте, которое мы раскопали первоначально, там, где располагался калорифер.

При внимательном рассмотрении я обнаружил, что в двух местах на расстоянии примерно трех метров друг от друга имеются еле заметные швы, хотя раствор был одного цвета, но за моими плечами было шестьдесят археологических экспедиций. Я попросил разобрать калорифер по швам. Там оказались каменные плиты, сверху немного залитые раствором, но сквозь раствор проглядывали швы. Мы этот раствор сбили. Когда выявили шов, плиты получили четкие контуры. Подняли восточную плиту и увидели картину, которая всех поразила.

Перед нами был склеп, все стены которого были облицованы мраморными плитками, пол был в хорошем состоянии. В центре склепа на полу стоял дубовый гроб в идеальной сохранности, и на гробе лежала мраморная доска с надписью «Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея Руси» и указаны годы жизни. Сами понимаете, какое у нас было чувство! Мы немного почистили склеп, потом я сказал, что об этом надо немедленно сообщить Святейшему, потому что он постоянно интересовался, как идут дела, и находился в курсе событий. Было без четверти двенадцать ночи. Позвонив Святейшему, я рассказал, что пятнадцать минут тому назад было установлено, что гроб Патриарха Тихона находится в полной сохранности на своем месте. Последовало долгое молчание, а потом вопрос, прозвучавший с сомнением: «А Вы в этом уверены?» Я подтвердил: «Вы можете в этом убедиться, если приедете». Через полчаса Святейший приехал. За это время мы сняли вторую плиту, чтобы все было хорошо видно. После этого последовал мой доклад, Патриарх Алексий поздравил братию монастыря и всех нас.