Прокимен успения пресвятой богородицы. Успение пресвятой богородицы

Тропарь, глас 1

В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша.

Кондак, глас 2

В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста, яко бо Живота Мати, к Животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

История праздника

Первые упоминания об Успении появляются в памятниках церковной письменности начиная с V века: праздник указывается в Сакраментарии папы Геласия I (492–496 гг.). Но, тем не менее, его празднование в Византии началось уже в IV веке. Другие упоминания праздника Успения Богоматери содержатся в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского.

Свидетельство установления повсеместного празднования Успения Пресвятой Богородицы содержится в указании Никифора Каллиста о том, что император Маврикий (592–602 гг.) повелел совершать его 15 августа. Это было связано с крупной военной победой, одержанной императорскими войсками в этот день. Таким образом, Успение Богоматери в 595 году становится общецерковным праздником.

Но празднование Успения сделалось повсеместным не сразу. Так, на Западе, в Римской Церкви, 18 января праздновалась «кончина Девы Марии», а 14 августа – «взятие на небо». Эта практика древней Западно-Римской Церкви в корне отличается от современного католического учения, которое отрицает телесную смерть Богоматери, развивая, таким образом, вымышленный «догмат» о Ее непорочном зачатии.

Обстоятельства Успения Божией Матери известны из многочисленных письменных свидетельств первых веков христианства. О них «по горячим следам» писал в I веке священномученик Дионисий Ареопагит. Епископ Сардийский Мелитон составляет во II веке «Сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо». В IV веке существующее предание об Успении Матери Божией упоминает святитель Епифаний Кипрский.

Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420–458 гг.) свидетельствовал перед императором Маркианом (450–457 гг.) о достоверности предания о чудесном восшествии Матери Божией на Небо: «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем, мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания». Этот же Патриарх послал погребальные пелены Божией Матери из Ее гроба супруге императора, святой Пульхерии, которая положила их во Влахернском храме.

Систематизировано предание об Успении Божией Матери в церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке.

Установление праздника Успения имело две цели: прославление Богоматери и Ее Успения и обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери.

В V веке патриархом Константинопольским Анатолием были написаны стихиры на праздник Успения, а в VIII веке – Космою Маиумским и Иоанном Дамаскиным – два канона. Святой Андрей Критский составил канон, ныне не употребляемый, но по Евергетидскому Уставу XII века полагавшийся на предпразднство Успения. Кроме этих трех песнописцев, службу праздника обогатили своими творениями Анатолий, епископ Солунский, Герман, Патриарх Константинопольский, святой Феофан Начертанный, император Лев Мудрый.

На Руси праздник Успения стал особо почитаться сразу после принятия Православия. В Киеве, Ростове Великом, Владимире, Суздале, Москве и многих других городах Древней Руси были построены храмы в честь Успения Божией Матери. Древнейшие рукописные богослужебные Минеи конца XI – начала XII веков уже содержат песнопения из Успенской службы.

Событие праздника

Евангелие от Иоанна свидетельствует о том, что Иисус во время Крестных страданий поручил свою Мать заботам любимого ученика Иоанна: Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин. 19; 26, 27). Поэтому после Вознесения Христова Пресвятая Богородица поселилась в доме Иоанна Богослова недалеко от Елеонской горы. Ее авторитет у апостолов был необычайным, а новообращенные ими христиане приходили в Иерусалим из дальних стран, чтобы увидеть и услышать Богородицу.

Во время гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом удалилась в 43-м году в Ефес. Чуть позже она побывала на Кипре где епископствовал воскрешенный Христом Лазарь Четверодневный, и на Святой Горе Афонской. По возвращении в Иерусалим ее жизнь была размеренной и аскетичной. Из дома Она выходила только в церковь или ко Святому Гробу Господню на Голгофу и там молилась. Здесь же, за три дня до кончины, Ей явился Архангел Гавриил, через которого Господь открыл Ей тайну Ее блаженного Успения: «Радуйся, Благодатная! Тебя, Божию Невесту, призывает в Божественный Чертог Небесный Жених для бесконечного боголепного веселия».

События дня Успения следующие:

1) собрание апостолов в Иерусалиме;

2) последняя беседа их с Божией Матерью и Ее молитва о них;

3) преставление и погребение Богоматери;

4) явление Ее? апостолам на третий день после погребения.

В день кончины Пресвятой Девы апостолы из разных стран земли, где они проповедовали Христа, были чудесно перенесены в Иерусалим Божией силой.

Церковное предание свидетельствует о том, что кроме святых апостолов из числа 12-и, в Иерусалиме в день кончины Божией Матери оказались Тимофей, Дионисий

Ареопагит и Иерофей из числа 70-и. Среди же двенадцати апостолов недоставало апостола Фомы, который Божиим Промыслом остался там, где и был.

Узнав о причине своего сверхъестественного собрания, апостолы чрезвычайно опечалились, но Пресвятая Богородица, утешая их, сказала: «Чада Господа и Сына Моего! Радости Моего отшествия к Богу не претворяйте в плач слезами вашими. Вот, Я отхожу превыше мира Ходатаицей о вас пред Богом. С вами же Я всегда буду в мире… А вы погребите Мое Тело в Гефсиманской веси».

Настал третий по еврейскому счислению час, и в тот же момент потолок помещения, в котором находилась Божия Матерь и все остальные, исчез в лучах вышеестественного Света. К Своей Матери сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов и Архангелов. По преданию, с Ним были и праведные души праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Божия Матерь поднялась навстречу Своему Божественному Сыну и Лик Всесвятой Госпожи блистал светом и радостью. Тогда началось Ангельское пение: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Всецарица Богоотроковица прииде, возьмите врата, и Сию премирно подымите, Присносущнаго Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем, и Той достойную честь воздати немощно».

Но и в час своей телесной смерти Всенепорочная думала не о Себе, а о тех, кто был с Нею. Поэтому ее последняя земная молитва к Своему Сыну была о них: «Сохраняй во всем тех, которых Ты дал Мне» и тех, «кто будет призывать имя Мое и Тебя, родившегося от Меня, Сына и Бога Моего, и все их прошения к пользе исполняй».

И Господь, приняв Ее святую Душу, облек Ее, как говорится в древнем синаксаре, «как бы в оболочку, славу которой невозможно изречь; и виднелась честная Душа Ее белой, как свет». Святые апостолы Петр, Павел, Иаков и другие из числа 12-и понесли одр с телом Приснодевы к месту погребения. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской ветвью, данной Богоматери архангелом Гавриилом, и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами. Это торжественное шествие было несколько приостановлено необычайным событием, происшедшим у всех на глазах.

Дело было в том, что иудейские первосвященники и фарисеи, пылая ненавистью к Христу, так же ненавидели и Его Пречистую Матерь. Один из них, левит Аффония хотел опрокинуть одр, на котором тело Пресвятой Девы несли к месту погребения, но как только он коснулся носилок, кисти его рук были отсечены Неведомой Силой. Аффония был так поражен и испуган этим, что тут же раскаялся и с верою просил прощения Матери Божией. Его руки и душа были исцелены и он примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа.

На третий день после погребения Божией Матери в Иерусалим вернулся апостол Фома. Узнав о печальном событии, он умолял других апостолов показать ему тело Приснодевы Марии. Но когда камень от гроба был отвален, тела Божией Матери там не оказалось – на месте погребения лежала только Плащаница. Апостолы были чрезвычайно удивлены и опечалены тем, что Тело Пресвятой Девы исчезло, но причину этого понять не могли. Немного спустя после этого события во время трапезы они беседовали о чудесном исчезновении тела Богоматери из гроба и вдруг увидели Деву Марию, стоящую на Небесах живой, со множеством Ангелов, и сияющую неизреченною славою. Апостолы исполнились радости и невольно вместо «Господи, Иисусе Христе, спаси нас», воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Позже в память об этом событии возник обычай возношения на трапезе просфоры в честь Богоматери, названный «Чином о Панагии».

Успение Пресвятой Богородицы

Особенности богослужения праздника

К празднику Успения христиане подготавливаются двухнедельным постом, продолжающимся с 1 (14) по 15 (28) августа. Пост, который называют Успенским, является вторым по строгости после Великого поста. Пост установлен уже с V века в подражание Божией Матери, которая всю свою жизнь проводила в посте и молитве.

Особенности великой вечерни

После малого входа читаются те же три паремии, что и на Рождество Пресвятой Богородицы.

1. 28-я глава книги Бытия, стихи с 10-го по 17-й. О лествице (лестнице), которую видел во сне Патриарх Иаков.

2. 44-я глава книги пророка Иезекииля, стихи со 2-го по 4-й. Об увиденных пророком Иезекиилем затворенных вратах, через которые никто и никогда не проходил.

3. 9-я глава Притч Соломоновых, стихи с 1-го по 11-й.

О видении пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма и о доме и трапезе Премудрости.

Три раза во время всенощного бдения поется тропарь праздника:

1) на благословении хлебов на литии;

2) по пении «Бог Господь»;

3) в конце утрени.

Особенности утрени

На всенощном бдении совершается вынос плащаницы. Существуют две практики ее выноса.

1. Плащаницу выносят через Царские врата на «Бог Господь», при пении тропаря праздника. При этом кафизма и малая ектения опускаются, а хор сразу поет «Хвалите имя Господне…».

2. Плащаница выносится после прочтения кафизм и малой ектении, при пении «Хвалите имя Господне». При выносе плащаницы настоятель идет с Евангелием под ней.

На утрене на полиелее поется величание Божией Матери: «Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое».

Прокимен, глас 4: «Помяну имя Твое…». Евангелие от Луки, зачало 4-е (Лк. 1; 39–49, 56), «Слава»: Молитвами Богородицы…», «И ныне» – то же, «Помилуй мя, Боже…» и стихира: «Егда преставление Пречистаго Твоего тела…».

Затем на утрене читаются два канона. Первый канон – преподобного Космы Маиумского «Преукрашенная Божественною славою»; второй – святителя Иоанна Дамаскина «Отверзу уста моя». Ирмосы обоих канонов по уставу положено петь дважды.

На 9-й песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поется первый припев праздника: «Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на Небо» и ирмос 2-го канона: «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая: девствует бо рождество, и живот предобручает смерть; по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое».

Особенности Литургии

Во время пения «Блаженны» они перемежаются пением четырех тропарей из 3-й песни первого канона и четырех тропарей из 6-й песни второго канона.

На Литургии вместо «Достойно есть» поется задостойник праздника – ирмос «Побеждаются естества уставы…» с припевом, поскольку задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9-й песни канона с припевом или без припева.

Затем все то же самое, что и на Рождество Божией Матери: прокимен, глас 3, песнь Богородицы, – «Величит душа моя Господа…», стих: «Яко призре на смирение…» и Апостольское чтение – к Филиписсием, 240-е зачало (Флп. 2; 5-11). После Апостола – Евангелие от Луки, 54-е зачало (Лк. 10; 38–42. 11; 27, 28). Причастен: «Чашу спасения прииму, и имя Господне призову».

Чин погребения Богоматери

В некоторых местах в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери. В XVI веке она была широко распространена на Руси, но потом почти забыта. В XIX веке погребальный чин на Успение совершался у нас только в некоторых местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерс-кой Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры.

Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому последованию помещен в «Службе на Успение» (издание Московской Патриархии, 1950 год) в виде всенощного бдения, на котором не поются полиелей и величание.

Особенности богослужения погребения

В последование погребения Богоматери внесены элементы, сближающие это богослужение со службами Страстной седмицы.

Особенности великой вечерни

1. В стихирах на «Господи, воззвах» последние пять стихир взяты из Иерусалимского последования.

2. Стихира на «Слава» «Тебе одеющуюся светом, яко ризою» составлена в подражание подобной же стихиры в Великий Пяток на вечерне.

Особенности утрени

На «Бог Господь» – особые тропари из Иерусалимского последования (подобен: «Благообразный Иосиф»): «Благообразных ученик лик», «Слава» – «Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати безсмертная». «И ныне» – «Священным учеником в Гефсиманию тело Матере Божия носящим».

При пении тропарей из алтаря через Царские врата выносится на середину храма плащаница и кладется на возвышении, символизирующем гроб Господень. Совершается каждение плащаницы, всего храма и народа. После тропарей поются «Непорочны» с припевами, разделенные на три статии, между которыми – ектении и малое каждение плащаницы, иконостаса и народа.

В конце третьей статии поются особые тропари «по Непорочных»: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся» с припевом: «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего».

После малой ектении, как обычно, поются степенны, первый антифон 4-го гласа «От юности моея», но полиелей и величание не поются. Далее – обычное последование утрени праздника.

После великого славословия, при пении заключительного «Святый Боже», духовенство начинает крестный ход с плащаницей вокруг храма, во время которого поется тропарь праздника и совершается трезвон. По окончании крестного хода плащаница кладется на середину храма.

Традиция праздника

Особый чин погребения Божией Матери по многовековой традиции совершается в Гефсимании утром 14 августа. От Иерусалимской Патриархии, расположенной возле Храма Воскресения Христова, погребальная процессия, состоящая из архиереев, священнослужителей и множества народа, движется в сторону Гефсимании.

Впереди несут икону Успения Пресвятой Богородицы, к которой по пути ее следования прикладываются многочисленные богомольцы и подносят детей разных возрастов. В шествии участвуют все монахи и монахини Святого Града: греки, румыны, арабы, русские и другие насельники Иерусалимских обителей. По древнему обычаю, приложившись к иконе Успения Пресвятой Богородицы, богомольцы, наклонившись, проходят под ней.

Продолжительность шествия составляет около двух часов и завершается оно параклисисом в Гефсиманском храме. В центре этого храма находится усыпальница Божией Матери, а привычная нам алтарная перегородка отсутствует, поэтому Престол открыт взорам богомольцев. В день Успения между усыпальницей и Престолом сооружается возвышенность, на которой, пышно украшенная цветами и миртами, кладется покрытая драгоценными пеленами плащаница Пресвятой Богородицы. У нее и совершается погребальная служба.

23 августа, в день отдания праздника, снова совершается торжественное шествие. В обратный путь святая плащаница переносится настоятелем Гефсиманского храма и его духовенством.

Из книги Метафизика Благой Вести автора Дугин Александр Гельевич

Из книги Земля Богородицы автора Прудникова Елена Анатольевна

Успение Пресвятой Богородицы Пречистая Мария пребывала в доме Иоанна Богослова на горе Сионской и часто посещала места, которые были освящены стопами пречистых ног Спасителя мира; но чаще всего Она приходила молиться на Голгофу и на Елеонскую гору, у подножия которой

Из книги Православные праздники [с календарем на 2010 год] автора Шуляк Сергей

28 Августа – УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ Праздник Успения Богородицы – день кончины девы Марии. По совершении Господом спасения рода человеческого и вознесения Его на Небо, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Божия и Ходатаица нашего спасения, жила довольно

Из книги Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов автора Барсов Матвей

Успение Пресвятой Богородицы Возвратясь с горы Елеонской, Матерь Божия начала приготовляться к исходу Своему. Прежде всего Она рассказала усыновленному Ей Апостолу Иоанну о бывшем благовестии и показала ему ветвь, принесенную Архангелом, завещая нести ее при

Из книги Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники автора Пономарев Вячеслав

Успение Пресвятой Богородицы 15 (28) августа Тропарь, глас 1В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша.Кондак, глас 2В молитвах неусыпающую

Из книги Служебник автора Адаменко Василий Иванович

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (15 Августа). Стихиры на «Господи воззвах», гл. «О, дивное чудо, Источник жизни полагается в гробной пещере и гроб делается лестницей к небу. Ликуй, Гефсимания, святой дом Богородицы. Мы, верные, имея Гавриила чиноначальником, воззовем:

Из книги Духовник царской семьи. Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник (1873–1940) автора Бэттс Ричард

Слово на Успение Пресвятой Богородицы Что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды Лк. 1, 48 Все прекрасно и величественно в жизни Богоматери. И в частности, прекрасно величествен священно безмолвный характер сокровенной Ее жизни в Боге.В

Из книги Творения автора Мечев Сергий

51. Успение Пресвятой Богородицы Оканчивая годовой круг богослужения, мы присутствуем на великом празднике Успения Пресвятой Богородицы и скоро, с благословения Церкви, начнем с праздника Рождества Пресвятой Богородицы новый церковный год.Кто ищет от Церкви пищи для

Из книги Самые главные молитвы и праздники автора Автор неизвестен

Успение Пресвятой Богородицы Празднуется 28 августаПосле вознесения Господа Иисуса Христа Богородица жила в доме апостола Иоанна, который любил и почитал Ее как самый нежный и преданный сын. В доме его часто собирались апостолы, и Матерь Божия много рассказывала

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии Тропарь, глас 1В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.Кондак, глас 2В молитвах

Из книги Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы автора Мудрова Анна Юрьевна

15 августа Успение Пресвятой Богородицы Тропарь, гл. 1В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.Кондак, гл. 2В молитвах неусыпающую

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы – это христианский праздник, последний в годичном круге великих праздников. Посвящен событию окончания земной жизни Пресвятой Богородицы. Празднуется 28 августа. В Православной Церкви – Богородичный

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

«Успение Пресвятой Богородицы» Псковская Прославилась икона «Успение» Псковская (вместе с Псково-Печерской иконой «Умиление») спасением Пскова и обители от осады в 1581 году польским королем Баторием.Во время осады Пскова войсками поляками короля Стефана Батория в 1581

Из книги автора

«Успение Пресвятой Богородицы» Пюхтицкая 400 лет тому назад Матерь Божия явилась эстонским пастухам на северо-востоке Эстонии, в местечке Куремяэ, освятив землю Своими Пречистыми стопами и оставив в благословение святую икону в честь Ея славного Успения. С тех пор эта

Из книги автора

Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы празднуется Православною Церковью 28 августа. Первые упоминания о праздновании христианами Успения Богоматери относятся к IV веку.В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после

Из книги автора

Поучение 1-е. Успение св. Анны, матери Пресвятой Богородицы (О подражании родителям пресвятой Богородицы в рождении и воспитании своих детей) I. Св. Анна, память коей ныне воспоминается св. Церковью, была матерью Пресвятой Богородицы. Живя в замужестве за Иоакимом 50 лет,

К достойному празднованию Успения христиане подготавливаются двухнедельным постом, который называется Успенским, или по¬стом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1/14 по 15/28 августа. Этот пост является вторым по строгости после Великого поста. Во время Успенского поста запрещается вкушение рыбы, вареная пища с растительным маслом разрешается только в субботы и воскресенья, а без него — по вторникам и четвергам. Пост установлен в подражание Божией Матери, которая всю жизнь и особенно перед Своим Успением проводила в посте и молитве. Пост перед Успением в ав¬густе месяце известен уже с V века. В ХII веке на Константинопольском Соборе (1166 г.) постановлено было поститься две недели перед праздником Успения Богородицы (и только в праздник Преображения Господня разрешается вкушение рыбы).

Если праздник Успения придется на среду или пятницу, разрешение поста бывает только на рыбу. Если в понедельник и другие дни, — мирянам разрешается мясо, сыр и яйца, а монахам — рыба.

В Успенский пост, как и в Петров и Рождественский посты, в дни, не отмеченные никакими праздниками (до службы "на 6" включительно), положено по уставу (Типикон, гл. 33 и гл. 9) петь "Аллилуиа" вместо "Бог Господь", читать молитву святого Ефрема Сирина с поклонами и часы вместо Литургии. "Аллилуиа" и великие поклоны не бывают в дни предпразднства, попразднства и в самый праздник Преображения (с 5/18 по 13/26 августа). Поэтому в течение всего поста такое постное богослужение возможно только два раза: 3/16 и 4/17 августа (см. Типикон, последование под 1-14 августа).

На всенощном бдении читаются те же три паремии, что и на Рождество Богородицы: о таинственной лествице, виденной патриархом Иаковом, о видении пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма и о доме и трапезе Премудрости.

На литии, на "Бог Господь" и в конце утрени — тропарь праздника. По полиелее поется величание. Канонов — два. Канон 1-го гласа: "Преукрашенная Божественною славою" Космы Майумского (VIII в.), второй канон 4-го гласа — "Отверзу уста моя" Иоанна Дамаскина (VIII в.). На 9-й песни вместо "Честнейшую Херувим" поется припев и ирмос первого канона. Припев: Ангели Успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо. Ирмос: Побеждаются естества уставы в Тебе, Дева Чистая: девствует бо рождество (рождение остается девственным) и живот предобручает смерть (и жизнь обручается со смертью); по рождестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно Богородице наследие Твое.

Этот же припев к тропарям первого канона. Ко второму канону — другой припев. На Литургии поется задостойник: "Побеждаются естества уставы" с припевом. Праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (14/27 августа) и 8 дней попразднства. Отдание его совершается 23 августа / 5 сентября.

Чин погребения

В некоторых местах в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери. Особенно торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на месте предполагаемого погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий (Иерусалим, 1885 г.) носит название "Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии". В рукописях (греческих и славянских) служба открыта не ранее ХV века. Служба совершается по подобию утрени Великой субботы и основная часть ее ("Похвалы", или "Непорочны") представляет собой искусное подражание великосубботним "Похвалам". В ХVI веке она была широко распространена на Руси (потом эта служба была почти забыта).

В XIX веке погребальный чин на Успение совершался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной службы, а совершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем (Непорочны с припевами, разделяющиеся на 3 статии).

В настоящее время в Киево-Печерской Лавре полный чин погребения Богоматери совершается на утрене под 17/30 августа по чину Гефсиманскому с некоторыми изменениями. На праздничном же всенощном бдении перед полиелеем бывает пение особым напевом перед иконой Успения первых стихир и стихов трех статий чина "Погребения Богоматери".

По благословению Святителя Московского Филарета в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры помимо Успения был установлен праздник воскрешения и взятия на небо Богоматери (17/30августа). Накануне на всенощном бдении совершалось Иерусалимское последование. В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному уставу Лавры 1645 г.) этот чин в древности совершался на бдении праздника после 6 песни. В Иерусалиме, в Гефсимании эта служба погребения совершается патриархом накануне праздника — утром 14/27 августа.

"Похвала, или священное последование на святое преставление Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии" — под таким названием был напечатан впервые в Москве в 1872 году этот чин, совершавшийся в Иерусалиме, в Гефсимании и на Афоне. Он был переложен с греческого языка профессором Холмогоровым в 1846 году; необходимые исправления были внесены Святителем Московским Филаретом. Это же "Последование" совершалось в Гефсиманском скиту. В настоящее время Иерусалимское "Последование на преставление Пресвятой Богородицы", или "Похвалы", получило снова распространение во многих кафедральных и приходских храмах. Служба эта совершается обычно на второй или на третий день праздника.

Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому последованию помещен в "Службе на Успение" (изд. Московской Патриархии, 1950 г.) в виде всенощного бдения (великая вечерня и утреня), на котором не поются полиелей и величание. В "Богослужебных указаниях на 1950 год" помещен "Чин погребения", но в нем вместо великой вечерни перед утреней указано последование малого повечерия (по подобию службы в Великий Пяток). Последование утрени и "Похвалы" в "Богослужебных указаниях" напечатаны полностью (по Иерусалимскому последованию).

Особенности службы погребения

В стихирах на "Господи, воззвах" последние пять стихир взяты из Иерусалимского последования. Стихира на "Слава" "Тебе одеющуюся светом, яко ризою" составлена в подражание подобной же стихиры в Великий Пяток на вечерне. Вход с кадилом. Паремии праздника. Лития (стихиры праздника). На утрене на "Бог Господь" — особые тропари из Иерусалимского последования (подобен: "Благообразный Иосиф"): "Благообразных ученик лик". "Слава": "Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати безсмертная". "И ныне: "Священным учеником в Гефсиманию тело Матере Божия носящим".

При пении тропарей из алтаря через Царские врата износится на середину храма икона Успения или плащаница и полагается на аналое или на гробнице (если это плащаница). Совершается каждение плащаницы, всего храма и народа. После тропарей поются "Непорочны" с припевами, разделенные на три статии. Между статиями — ектения и малое каждение (плащаницы, иконостаса и народа). В конце третьей статии поются особые тропари "по Непорочных": "Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся" с припевом: "Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего".

После малой ектении — степенны, первый антифон 4-го гласа "От юности моея". Полиелей и величание не поются. Далее — Евангелие и обычное последование утрени праздника. После Евангелия все прикладываются к иконе или плащанице, и настоятель помазует верующих освященным елеем. Перед великим славословием на "Слава, и ныне" открываются Царские врата и священнослужители выходят на середину храма к плащанице.

После великого славословия при пении заключительного "Святый Боже" (как при выносе Креста) духовенство поднимает плащаницу, и вокруг храма совершается крестный ход, во время которого поется тропарь праздника и совершается трезвон. По окончании крестного хода плащаница полагается на середину храма. Далее — ектении и прочее последование утрени.

28 августа 2018 г. , в день Успения Пресвятой Богородицы, на подворье нашей обители в селе Федоровское состоялись торжественные богослужения.

Утром была отслужена праздничная Божественная Литургия, вечером - всенощное бдение с чином Погребения Пресвятой Богородицы и крестным ходом со святой Плащаницей. За богослужениями молились трудящиеся на подворье сестры и наши прихожане.


В завершении, священнослужитель монастыря протоиерей Серафим Хайруллин поздравил молящихся с праздником и обратился к ним со словом, в котором сказал:

"Праздник Успения – это великое торжество и венец победы над грехом, которую одержала Царица Небесная. Победой над грехом можно назвать всю жизнь Божией Матери. Такая жизнь увенчалась победой над смертью.

Когда Господь вознесся на Небо, Царица Небесная Своим благодатным присутствием, примером жизни и молитвами утверждала Церковь. Она укрепляла апостолов, которые в духовном общении с Ней и Ее Материнских молитвах черпали силы для Евангельской проповеди. Жизнь учеников и последователей Христовых нередко завершалась мученичеством, и в этом подвиге их также поддерживала молитва Божией Матери.

Очевидцы говорили, что Пресвятую Деву невозможно описать, потому что красоту Ее смирения и кротости не передать словами. Благодатное состояние смирения, предания Себя в волю Божию и всеобъемлющей любви было в Ней так глубоко, что сообщало всему Ее существу неземную красоту. Она видела в людях Образ Божий и поэтому с благоговением относилась к каждому человеку.

Пресвятая Богородица жила трудами Своих рук, шила одежды и облачения, изготовила омофор для праведного Лазаря Четверодневного, бывшего епископом на Кипре. После Успения, из имущества Божией Матери осталось всего две ризы, которые Она завещала бедным вдовам. Ее скромные ризы и пояс источают чудеса и исцеления, поэтому имеют бо льшую ценность, нежели все сокровища на земле.

Божия Матерь никогда не спорила и очень мало говорила, хотя знала о Божественном Сыне больше, чем все апостолы. Она научала окружающих смирением и любовью. Вся Ее забота была направлена на то, чтобы служить Богу и ближним, и делать это так незаметно, чтобы человек как бы и не ощущал Ее помощи, но жизнь его при этом преображалась. Так же кротко, смиренно, по-Матерински Она служит миру и сейчас, хотя является Царицей Неба и земли. Она поддерживает нас в скорбях, нуждах, немощах, помогает преодолевать страсти.

Празднуя Успение Пресвятой Богородицы, Церковь призывает научаться у Нее послушанию и смирению, любви и кротости, трудолюбию и усердию в добрых делах, которые Она совершала незаметно, терпению и всецелой преданности Богу в скорбях и трудностях.

Успение Божией Матери – последний двунадесятый праздник, завершающий церковный год. Это священное событие напоминает и о том, что наша жизнь когда-то завершится. Каким будет конец нашего земного бытия, будет ли он блаженным успением или нет – во многом зависит от нас. Смерть страшна для человека, который всю жизнь потворствовал своим страстям, у которого душа почернела от злобы. Но для души праведной – смиренной, кроткой и любящей, за порогом смерти откроется во всей полноте Царство Божественной любви. Будем же стремиться к тому, чтобы в послушании, деятельном покаянии, творении добрых дел приобрести смирение, доброту, любовь, крепкую, живую веру, – то, что необходимо, чтобы войти в Царствие Небесное».

Богослужение в Древней Руси, как и сейчас, представляло собой целый повествовательный комплекс. Причем составной, комплексный характер богослужения выражался не только и не столько в том, что служба одновременно являлась и беседой с Богом, и целой «лекцией» для молящихся, но в первую очередь в том, как именно достигалась цель единения верующих с Творцом, священнослужителями и между собой - через гармоничное единение трех главных составляющих литургической жизни Церкви: слова, образа и звука.

В службе Успения Пресвятой Богородицы сложно выделить основную мысль, сюжетную линию, канву или доминирующий образ, так много здесь действующих лиц: это и вся Святая Троица, и Сама Богородица, и ангельский собор в целом, и некоторые чины его воинства; апостолы и пророки, грешники и праведники, простые люди и монашествующие. Успенские песнопения открывали сердцу человека всю небесную иерархию, объясняли способ соединения горнего и земного миров, называя место их соприкосновения - Божию Матерь, выносившую во чреве Своем «Невместимого» Бога.

Может подумать, что при такой «плотной» образной нагруженности Успенской службы невозможно не потерять смысловую нить богослужения, сохранить сосредоточенность ума. Но это не так, и композиция песнопений Успенской службы выстроена была весьма логично и последовательно, а смысл ее раскрывался постепенно. Богословские постулаты гармонично сплетались с историческим повествованием праздника и выдержками из Священного Писания. В каждом стихирном блоке песнословцы начинали с исторических повествований об Успении, к примеру о собрании всех апостолов в Иерусалиме, и постепенно переходили к выражению вероучительных истин, например о Приснодевстве Богородицы.

Некоторые стихиры, вследствие их особой значимости, повторялись два, а то и три раза. Кроме того, стихословия в Древней Руси в большинстве случаев исполнялись хорами на определенные гласы знаменного распева, каждый из которых сообщал верующим определенный эмоциональный посыл, направлял мысль в нужное русло.

Богослужение Успения Пресвятой Богородицы являет собой замечательный пример синтеза византийской и русской литургических традиций. При этом первоначальный вид византийского богослужения не был сохранен на Руси в нетронутом виде: некоторые стихиры были перемещены по принципу благозвучности, образной и информативной наполненности .

Православное богослужение имеет ряд изменяемых (стихиры, тропари, каноны и т.п.) и неизменяемых (Предначинательный псалом, молитвы «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», ектении и т.п.) частей, наличие или отсутствие которых определяются указаниями Типикона - книги, регламентирующей значительную часть всей литургической жизни Православной Церкви . Для выявления особенностей Успенского богослужения мы и будем руководствоваться, прежде всего, указаниями Типикона , а также дополнениями Минеи месяца августа.

Успение входит в число наиболее значимых праздников Православной Церкви, и потому с давних времен ему были установлены дни предпразднства и попразднства, отводящие Успению семь дней празднования. Предпразднство Успения совершается 14 августа, а значит, богослужение в этот день имеет смысловую нагрузку, подготавливающую к празднику, что сказывается и на содержании изменяемых частей богослужения.

Успенскими образами и аллюзиями наполнены три стихиры из шести на «Господи, воззвах», все вечерние стихиры на стиховне, седальны после чтения кафизм, один из канонов, хвалитные стихиры и утренние стихиры на стиховне. Кроме того, 14 августа исполняется особый тропарь предпразднства, призывающий людей прославлять Богородицу и Ее Успение. Таким образом, церковное богослужение начинает подготавливать верующих к непосредственному празднику заранее. Подготовка эта, по нашему мнению, кроме всего прочего заключается и в частичном сообщении молящимся основных мыслей и идей праздничных песнопений.

В канун самого Успения в православных храмах принято совершать всенощное бдение - торжественное богослужение, объединяющее великую вечерню и утреню. Всенощная, совершавшаяся в Древней Руси, несколько отличалась от современной, однако разница в чинопоследовании заключается в основном в перемещении стихир, что называется, «с места на место». Например, нынешние хвалитные стихиры входили в состав древних стихир на «Господи, воззвах», а нынешние стихиры на «Господи, воззвах» пелись вместо древних хвалитных и т.п.

Нет особой нужды подробно рассматривать общий для всех двунадесятых праздников чин всенощного бдения, остановимся только на некоторых изменяемых частях этого богослужения.

Согласно указаниям Типикона, на всенощной поется восемь стихир на «Господи, воззвах». В Минее содержатся всего три данные стихиры, а потому первая и вторая из них исполняются трижды, а третья - дважды. Подобные повторения не случайны в богослужебном последовании. Как уже было отмечено выше, успенские песнопения отличаются глубиной образного и богословского содержания, а потому неоднократное повторение первых стихословий праздника подготавливало молящихся к дальнейшему богослужебному повествованию. Автор этих стихир неизвестен, написаны они были до XII века.

Следующая часть богослужения, на которой стоит остановить внимание, - паремии. Успенские паремии идентичны паремиям на Рождество Богородицы: это выдержки из книг Ветхого Завета: Быт. 28; Иез. 43-44; Притч. 9. Этим подчеркивается образная и фактическая связь между двумя праздниками. Особенность же успенских в том, что их содержание как нельзя лучше соответствует всем праздничным песнопениям и неоднократно перекликается с ними, заставляя молящихся раз за разом обдумывать услышанное во время чтения паремий.

Видное место на великой вечерне занимают стихиры на литии - вследствие их древности, содержания, формы и способа исполнения. Их авторы известны: это Анатолий и Герман, патриархи Константинопольские; святой Феофан исповедник; святой Иоанн Дамаскин. Написаны они в разное время с V по IX века. Литийные стихиры отличаются особенной торжественностью содержания, что подчеркивается пометкой «самогласны». «Самогласные» стихиры включались в наиболее значимые богослужения и исполнялись оригинальным напевом, не похожим ни на один другой. Им свойственен особый высокопарный слог.

Нарочитая праздничность рассматриваемых стихир может быть также объяснена тем, что они готовят верующих к следующей части великой вечерни - литии. Следует отметить, что, несмотря на то, что лития является неотъемлемой частью любого всенощного бдения, в древнерусском богослужении (X-XII вв.) она отсутствовала . Каких-либо пояснений этому в литературе, посвященной рассматриваемой теме, обнаружить не удалось. Однако можно предположить, что в связи с особым почитанием праздника Успения Пресвятой Богородицы нашими предками и указанием Типикона XI века о необходимости совершать этот праздник «светло и торжественно, ибо это праздников праздник и торжество торжеств» , перед началом богослужения принято было совершать литанию или крестный ход . Можно сказать, что служба Успения как бы приравнивалась к пасхальному богослужению . И Успение Пресвятой Богородицы нередко называют «Богородичной Пасхой» или «второй Пасхой».

Стихиры на стиховне, так же как и литийные стихиры, отличаются высокопарным слогом. Можно предположить, что их исполнение производило на молящихся особое впечатление вследствие наличия над ними пометки «самогласны» . Любопытной чертой этих стихир является первый стих, в некоторой степени подтверждающий предположение о «пасхальном» характере успенских песнопений: «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея». Авторы стиховных стихир неизвестны.

Следующий момент, на который стоит обратить внимание, - это пение канонов. Их на Успенском богослужении два, и оба они посвящены событиям праздника. Этим подчеркивается нарочитая торжественность службы, ее целостность, смысловая и эстетическая наполненность, особое к ней отношение в Древней Руси. Авторы канонов - святые преподобные Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин; оба они входят в число наиболее одаренных церковных гимнографов.

Последующие части Успенского богослужения не выделяются значительными особенностями в сравнении со службами прочих двунадесятых праздников, что, впрочем, не умаляет их значимости. Все они последовательно раскрывают заложенные в них авторами догматические, дидактические и исторические темы. Оставшиеся хвалитные стихиры исполняются «на подобен: Яко до бля…», то есть они подчинены оригинальному распеву. Эмоциональный спад богослужения можно объяснить тем, что эта часть службы предваряет ее окончание, и верующим предоставлялось своеобразное «время отдохновения», необходимое для осмысления всего, что ими было услышано и увидено. Еще находясь в храме, они должны были задуматься над многочисленными образами и воззваниями Церкви к их душам, обратиться к Богоматери с прославляющей или просительной молитвой, чтобы под действием ее обрести состояние умиротворенности и безмятежности. Сообщение этого «блаженного», гармоничного состояния всем верующим и являлось целью древнерусского церковного искусства, объединявшего в себе не только слово, образ и звук, но даже и сам, казалось бы, неодушевленный строй, схему общественного богослужения.

Рассмотрев вкратце уставные особенности службы Успения Пресвятой Богородицы, обратимся к анализу ее песнопений. Выше уже было отмечено, что гимнография Успения наполнена многочисленными образами и отсылками к Преданию, апокрифам, нравоучительным и догматическим положениям Православной Церкви. Наиболее интересными в этом отношении являются следующие песнопения: стихиры на «Господи, воззвах», на литии, на стиховне, а также тропарь, кондак и каноны.

Необходимо еще раз отметить, что, участвуя в Успенском богослужении, верующие имели возможность мистическим образом осознать себя участниками событий праздника, вспомнить или, может быть, заново открыть незыблемые доктринальные положения православной веры, прочувствовать их нравственный посыл, вознести хвалебную, просительную или благодарственную молитву Богоматери, зная об особом Ее присутствии в храме в этот день. Весь комплекс интересных для нас песнопений пропитан, с одной стороны, глубокой скорбью ангелов и апостолов, участвующих в погребении Богородицы, с другой же - их несказанной радостью, основанием для которой стало Ее воскресение и вознесение на небо. Такой же светлой грустью наполнены и песнопения Страстной седмицы и Пасхального торжества.

Обращаясь к началу богослужения, рассмотрим стихиры на «Господи, воззвах». В чинопоследовании их три, однако при внимательном прочтении может возникнуть ощущение, что некогда они представляли собой единое целое вследствие их гомогенности по форме и содержанию. Каждая из стихир, подхватывая, продолжает смысловую нить предыдущей и как будто бы позволяет рассмотреть события Успения под несколькими ракурсами.

Первая стихира открывает мысленному взору молящихся «святый дом» Богородицы - Гефсиманию, Ее смертный одр; во второй стихире автор удивляется увиденному и вместе с этим, осознавая чудесный характер происходящего, прославляет Деву Марию; третья стихира переносит верующих в горний мир, где все небесное воинство разделяет радость апостолов - свидетелей явления Христа, воспринявшего душу Богородицы и вознесшего ее в райские селения. Стихира на Славу, и ныне является некоей квинтэссенцией всего сказанного ранее. Темы трех предыдущих стихир изложены в ней последовательно. Исторический аспект праздника дополняется сообщением о чудесном перенесении апостолов со всех концов земли в Гефсиманию. Говоря же о горнем мире, Церковь более подробно рассказывает о служении ангелов: они прославляют душу Богородицы, подъятую к небесам, сопровождают ее в некоем стройном шествии, а некоторые из них, забегая вперед «процессии», снимают райские врата, ибо они слишком малы в сравнении с величием Божией Матери.

Автор стихир на «Господи, воззвах» был хорошо знаком с преданием об Успении Богоматери. Кроме того, в тексте отчетливо просматриваются отсылки к труду святого Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии»: так, в третьей стихире перечисляются ангельские чины так, как они указаны у Дионисия . Что, возможно, косвенно указывает на сообщение Предания о присутствии святого Дионисия в Гефсимании во время успения Богородицы. Следует также отметить и знакомство автора стихир с апокрифическим сочинением «Святого Иоанна Богослова сказание об успении Святой Богородицы», о чем говорят слова стихиры на Славу, и ныне , повествующие об апостолах, принесенных к одру Богоматери чудесным облаком.

Образы рассматриваемых стихир называют Богородицу так:

Вторая стихира повествует о значении событий Успения для всего сущего в общем и рода человеческого в частности. Люди отныне имеют величайшую Предстательницу и Заступницу, по молитвам Которой им ниспосылаются радость и «велия милость» .

Третья стихира вводит в общее богослужебное повествование Бога Отца. Можно предположить, что здесь говорится о значении Богородицы для первой ипостаси Святой Троицы в том смысле, что именно через Нее исполнился Божественный план спасения человеческого рода, за что Дева Мария именуется «Невестой и Матерью благоволения Отча» .

В четвертой стихире события Успения рассматриваются по отношению ко всему миру, в связи с чем указывается на произошедшее с ним оживотворение: «Святым успением Ея мир оживотворися» .

Пятая стихира на Славу повествует о значении Успения для Церкви, которая (так же, как во второй стихире весь человеческий род) обретает особую за себя Молитвенницу перед престолом Всевышнего .

Шестая стихира на И ныне рассказывает о значении Успения для самой Богоматери. Дева Мария обретает столь желанный Ею покой и единение со Своим Сыном, Которому «всесветлую душу Свою в пречистыя длани… предает» .

Таким образом, через все литийные стихиры красной нитью проходит видение Богоматери величайшей Заступницей человеческого рода, Церкви, мира и даже ангелов небесных. Доминирующим же тезисом рассматриваемых стихир (обосновывающим возможность первого предположения) можно признать исповедание Богородицы высшим Божиим творением: «Небес вышшая сущи, и херувим славнейшая, и всея твари честнейшая» .

Стихиры на стиховне особенно интересны с точки зрения своего содержания. Здесь необходимо еще раз отметить, что исполнялись они «самогласным», то есть оригинальным распевом, чем, возможно, подчеркивалось их особое значение. Рассматриваемые стихиры как бы ставят перед собой цель объяснить причину чудесного Успения, произошедшего на глазах ангелов и апостолов. Причина эта видится автору в таинственном Боговоплощении, произошедшем во чреве Богоматери.

Первая стихира констатирует сам факт случившегося Боговоплощения, вторая - устанавливает его связь с ветхозаветными пророчествами , третья - говорит о значении Боговоплощения и Успения для всей Вселенной (людей и ангелов). Четвертая стихира на Славу, и ныне , подводя итог, в очередной раз сжато излагает основные события праздника, при этом не отступая от основной повествовательной линии предыдущих стиховных стихир, то есть связывает и объединяет Успение с фактом участия Богоматери в Боговоплощении . Можно сделать вывод, что, по мысли данных стихир, да и всего успенского гимнографического блока, вследствие величайшего вклада в дело человеческого спасения (что подчеркивается практически в каждой успенской стихире, в разнообразных, однако, контекстах) и непосредственного соприкосновения с «чистейшей» Божественной сущностью, Богоматерь ближе всех людей приблизилась к Богу, а потому не могла быть оставлена во гробе и была вознесена телом Своим на небо.

Стихиры на стиховне являют собой один из замечательнейших примеров достойного облечения в словесную форму сложных догматических положений Церкви. Учение о Боговоплощении относится к такому разделу богословия, который человеческому разуму практически невозможно постигнуть, в него можно только верить. Тем более значительной видится заслуга безымянного автора стиховных стихир, сумевшего опоэтизировать, казалось бы, абсолютно «недвижимое» доктринальное положение и связать его с чудесным таинством Успения Богородицы, обогатив вдобавок дополнительной смысловой нагрузкой.

Практически сразу после рассмотренных стихир исполняется тропарь Успению Богоматери, в котором излагается сущность воспоминаемого события: «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти душа наша» . Автор и точная дата написания тропаря неизвестны, однако его текст перекликается с «Похвальным словом на Успение» преподобного Иоанна Дамаскина, где можно встретить следующие слова: «У Той, у Которой после рождения девство пребыло нерушимым, и тело по преставлении сохранилось невредимым; и [ныне] оно переходит к лучшей и божественной жизни, которая уже не пресекается смертью, но пребывает в бесконечные веки веков» . Соответственно, можно предположить, что к моменту написания своей проповеди преподобный Иоанн уже был знаком с текстом тропаря, а значит время его составления - период до VIII столетия.

Основная мысль тропаря заключается в установлении связи между праздниками Успения и Рождества, что видно из самого текста: «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице». Кроме того, здесь явно присутствует стремление автора возвысить личность Богоматери, указав на неподчиненность Ее естественным законам природы: сохранение девственной чистоты даже после рождения Сына и присутствие в мире после смерти.

Кроме того, стоит обратить внимание на слова «избавляеши от смерти души наша». Особенность их заключается в своеобразном противоречии, несомненно, умышленно допущенном безымянным автором. По учению Православной Церкви, души обладают бессмертием, благодаря которому реализуется образ Божий в человеке. Вероятно, под смертью души автор подразумевает ее закостенение, то есть согласие с творимыми грехами и отсутствие по этому поводу каких бы то ни было угрызений совести. Возможно, однако, провести и другую, более сложную параллель - с Откровением святого Иоанна Богослова, где говорится следующее: «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть, и ад повержены были в озеро огненное. Это смерть вторая (выделено мною. - О.С. ). И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20: 13-15). «Вторая смерть», по Иоанну Богослову, означает осуждение на вечные муки, таким образом, в тропаре верующие обращались к Богородице с просьбой вымолить их у Своего Сына и не оставить в день Страшного суда.

О действенности молитв Богоматери особым образом говорится в кондаке праздника, по своей форме и исполнению очень похожем на тропарь. Богородица именуется здесь «неусыпающей» Молитвенницей, «непреложной», нерушимой Надеждой христиан .

Особым образом из всего богослужебного повествования выделяется стихира, следующая после чтения псалма 50. Она имеет пометку «Византиево» («Византийца»), что позволяет считать ее автором императора Льва VI Мудрого, именовавшегося «Византийцем» . Особенность данной стихиры в ее «настроении». В отличие от всех прочих стихир, рассматривающих события Успения через призму его окончательного результата - торжественного восшествия Богоматери в небесные чертоги, стихира по псалме 50 исполнена скорби. Автор ни слова не говорит о райском блаженстве, не упоминает ликующих ангелов и веселящихся апостолов. Наоборот, последние, согласно тексту стихиры, «объяты трепетом» и «одержими ужасом» при виде бездыханного тела Богородицы. Они как будто не могут поверить в происходящее, их глаза полны слез, а сердце - непонимания и удивления . Возможно, император Лев рисует последние минуты жизни Девы Марии в таких печальных тонах ради своеобразного продолжения покаянного настроения знаменитого псалма 50.

Переходя к рассмотрению канонов, необходимо еще раз отметить, что, согласно указаниям Типикона, на Успение Пресвятой Богородицы положено пение сразу двух канонов, посвященных празднику.

Тропари канонов в более пространном виде повторяют, объясняют и истолковывают все темы, так или иначе присутствовавшие в стихирах. Благодаря чему верующим в более оформленном виде преподносился один из главных посылов всего успенского богослужения. В общих чертах можно его сформулировать следующими пунктами:

Богородица, будучи хотя и особенным, но все же человеком, с радостью восприняла весть о Своей скорой кончине - она Ее нисколько не страшила;

Смерть - всего лишь еще один шаг к вечной, истинной жизни;

Каждый христианин, обращаясь к примеру Богоматери, должен учиться спокойному отношению к своей физической кончине.

Кроме того, авторы канонов ставили перед собой вполне очевидную цель - донести до верующих мысль о важности и исключительном значении молитв Богоматери за весь человеческий род в общем и каждую в отдельности взятую душу в частности. Песнотворцы подчеркивают особое значение Богородицы в жизни людей, называя Ее «Стеной мира», «Матерью Жизни», «Неусыпающей в молитвах» и проч.

Практически в каждой песни канона присутствуют ветхозаветные прообразы о Богородице: «избранный Сосуд», «златая кадильница Божественного Угля», «Ручка и Жезл, Скрижаль богописанная, Ковчег святый» и проч.

Часто песнотворцы вспоминают и о чудесах, связанных с Богоматерью, начиная от Ее детства и воспитания в ветхозаветном храме и заканчивая рождением Богомладенца и, естественно, Успением .

Особое внимание следует уделить форме тропарей канонов. Она наделена утонченностью и поэтичностью, пропитана искренней духовной любовью к Богородице, Ее почитанием. При описании событий Успения песнотворцы нередко прибегают к употреблению поистине трогательных образов, несомненно, рожденных их воображением, а не взятых из каких бы то ни было писаний. В качестве примера можно привести третий тропарь песни 4 канона Иоанна Дамаскина: «В преставлении Твоем, Мати, Божия, пространнейшее тело Твое и богоприятное ангельская воинства священными крилы трепетом и радостию покрываху» .

Еще один литературный прием, который используют песнотворцы для того, чтобы сделать свои произведения более понятными и близкими сердцу молящихся, - прямая речь. Они влагают ее в уста простых людей и ангелов, апостолов и Богоматери. Такой достаточно вольный подход к описанию Богоматери, святых и даже ангелов был недопустим с точки зрения церковных правил при составлении доктринальных и агиографических сочинений. Однако для богослужебных текстов канонические правила делали исключения, благодаря чему на сегодняшний день мы имеем такие замечательные с точки зрения поэтики сочинения, как успенские каноны.

Начатое стихирным комплексом раскрытие исторического, нравственного, богословского, сотериологического аспектов Успенского богослужения завершается в песнопениях канонов преподобных Космы и Иоанна.

В заключение приведем высказывание известного литургиста епископа Вениамина (Милова): «Окидывая одним мысленным взглядом все способы влияния Церкви на верующих в праздник Успения, мы имеем право вообще сравнивать Церковь с материнским чревом. Во чреве матери за период чревоношения развивается всякий младенец. Подобно этому в Церкви тайнодействиями, богослужебным влиянием и благодатию молитв Пресвятой Богородицы созревает всякая верующая душа до способности жить в обстановке ближайшего загробного единения с Богом» .