Преподобный савва сторожевский звенигородский игумен. Каноны и Акафисты

Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, в ранней юности ушел от мира, приняв пострижение от преподобного Сергия Радонежского, и был одним из первых его учеников и сподвижников.

Преподобный любил жизнь безмолвную, избегал бесед с людьми и пребывал в постоянном труде, плаче о нищете души своей, памятований суда Божия. Преподобный Савва для всех людей был образом простоты и смирения, он приобрел столь глубокую мудрость духовную, что еще "в монастыре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным". Когда великий князь Димитрий Донской, в благодарность за победу над Мамаем, устроил на реке Дубенке обитель Успения Божией Матери, ее игуменом, но благословению преподобного Сергия, стал Савва. Сохраняя простоту своей подвижнической жизни, он питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу.

Преподобный Савва Сторожевский. Икона и житием

В 1392 году братия Сергиевой Лавры, по удалении игумена Никона на безмолвие, умолила преподобного Савву принять игуменство в обители. Здесь он "добре пасяще порученное ему стадо, елико можаше и елико отца его блаженнаго Сергия молитвы спомогаху ему". Предание относит ко времени его игуменства извсдение водного источника за стенами Лавры.

С большой любовью и почтением относился к преподобному Савве князь Юрий Димитрисвич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия. Он избрал преподобного Савву духовником и упросил прийти дать благословение его дому. Преподобный надеялся вернуться в свою обитель, но князь умолил его остаться и заложить "в отечестве его, близ Звенигорода, идеже есть место зовомо Сторожи", новую обитель. Стремясь к жизни уединенной и безмолвной, преподобный принял предложение звенигородского князя Юрия Димитриевича и перед иконой Божией Матери со слезами испросил Ее покрова пустынному месту. На горе Сторожевской, где некогда располагалась стража, охранявшая Москву от врагов, основал он небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы (1377), а недалеко от него поставил малую келлию для себя. В 1399 г. здесь же преподобный устроил монастырь, с любовью принимая всех ищущих безмолвного жития. Много потрудился преподобный Савва при устройстве своей обители. Сам выкопал колодец под горою, откуда носил на плечах своих воду, обнес монастырь деревянной оградой, а в версте от него, в овраге, выкопал себе келлию для безмолвного жития.

В 1399 году преподобный благословил своего духовного сына, князя Юрия, уходившего в военный поход, и предсказал ему победу над врагами. Молитвами святого старца войскам князя была дарована скорая победа. Трудами преподобного Саввы в обители был выстроен каменный соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Почитание преподобного местными жителями началось сразу по его кончине. Чудодейственная целительная сила, истекавшая от гроба преподобного, его многочисленные явления убедили всех, что игумен Савва "есть воистину Божественного света светило незаходящее, чудес лучами всех просвещающе". В грамоте 1539 г. преподобный Савва называется чудотворцем. Особенно чтил его царь Алексей Михайлович, неоднократно ходивший пешком нa поклонение в обитель преподобного. Предание сохранило для нас замечательный рассказ о том, как преподобный Савва спас его от свирепого медведя.

Как повествует житие преподобного Саввы, составленное в XVI в., в конце XV века (1480 - 1490 годах) игумену Саввинской обители Дионисию после вечернего правила явился старец и обратился к нему: "Дионисий! Вставай и напиши лик мой на иконе". На вопрос Дионисия, кто он, явившийся ответил: "Я Савва, начальник сего места". Ветхий старец обители Аввакум, видевший в юности преподобного, описал внешность святого. Точно таким явился он игумену Дионисию, который исполнил повеление и написал икону преподобного Саввы.

Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 г, на Московском Соборе. 19 января 1652 г. обретены нетленными мощи преподобного.

Преподобный Савва Сторожевский хорошо известен на Руси, этот чудотворец прославился своей богобоязненностью и мудростью. Еще при жизни он являлся одним из самых первых последователей Сергия Радонежского и считался его учеником. Но о нем самом сохранилось очень мало достоверной информации. Многие считают, что это связано с тем, что старец жил более тысячи лет назад. А потому его жизнеописание делалось по воспоминаниям монахов и иноков, которые сами встречались с преподобным. В последующие годы житие преподобного Саввы Сторожевского было написано самим Александром Пушкиным. Русский поэт был вдохновлен тем, что он узнал о старце, и даже приезжал в храм близ Звенигорода, чтобы поклониться его мощам. Из нашей статьи вы узнаете о том, чем снискал себе уважение преподобный Савва Сторожевский, и чудесах, которые он творил при жизни и после смерти.

Юные годы будущего святого

О месте и дате рождения преподобного Саввы Сторожевского Звенигородского ничего не известно. Эти данные были утеряны еще при его жизни, однако у историков есть все основания полагать, что чудотворец происходил из знатного боярского рода. На это указывают некоторые косвенные факты, но опровергнуть или доказать их пока не удается.

В самом юном возрасте Савва (впрочем, это имя он получил уже после пострига) изъявил желание служить Богу и возлюбил его больше всего на свете. Ради этого он самолично пришел к Сергию Радонежскому и принял постриг в качестве его послушника.

Целыми днями преподобный проводил в воздержании, молитвах, а также пел в церковном хоре. Савва регулярно изучал церковную литературу и был целиком послушен своему наставнику. Известно, что с самого раннего утра еще до рассвета он приходил в храм на службу и выходил из его дверей позже всех.

Преподобный Савва Сторожевский избегал частых бесед и большую часть времени предпочитал проводить в тишине и безмолвии. Из-за этого братья недооценивали его мудрость, считая молодого послушника недалеким и косноязычным. Однако в действительности Савва превосходил мудростью многих, кто жил вместе с ним в Троицком монастыре.

Преподобный Сергий высоко ценил богобоязненность своего послушника и считал его одним из лучших своих учеников. В последние годы жизни он практически отошел от дел монастыря, поставив на его управление Никона. Однако тот пробыл во главе храма недолго, изъявив желание остаться в уединении. И тогда выбор однозначно пал на преподобного Савву Сторожевского.

Управление монастырем

В должности игумена преподобный Савва Сторожевский Звенигородский пробыл около шести лет. Известно, что в эти годы Троицкий монастырь процветал, а однажды по возле него забил источник с чистейшей водой.

Свою деятельность, управляя монастырем, он вел, как и его прежний игумен Сергий Радонежский. Во многом Савва придерживался его мировоззрений и разделял все его взгляды.

По истечении шести лет преподобный решил отказаться от своего почетного поста и полностью погрузиться в служение Господу. Он остался жить в Троицком монастыре, но практически все время проводил в уединении и горячих молитвах. С братьями он почти не общался, и те ожидали, что вскоре старец примет обет безмолвия.

Исход из Троицкого монастыря

В один из дней в монастырь специально к преподобному прибыл князь Георгий Димитриевич. Он всегда очень тепло относился к Троицкому монастырю и являлся крестным сыном самого Сергия Радонежского. Савва Сторожевский с ранних лет был духовником князя и часто виделся с ним.

Георгий Димитриевич был очень набожным человеком и приехал уговаривать своего духовного наставника отправиться в Звенигород и устроить вблизи города новую обитель. Намерения князя были чисты, к тому же он уже выбрал походящее место для нового храма. Им должна была стать гора Сторожи, располагающаяся совсем рядом с городом.

Видя, что слова князя горячи и искренни, преподобный согласился покинуть монастырь и направиться в Звенигород. Кстати, многие историки полагают, что Савва Сторожевский был родом из этих краев. Поэтому он охотно согласился вернуться в родные места и последовал за благочестивым князем.

Создание новой обители

Если верить летописным записям, то преподобный поднялся на гору с иконой Богородицы. На самой вершине он установил образ и обратился к Божьей Матери с горячей молитвой. Со слезами на глазах старец просил ее о помощи в новом деле и благословении любых начинаний. Собственными руками чудотворец при содействии Георгия Димитриевича построил небольшую деревянную церковь. Рядом он возвел скромную келью для себя и остался жить на горе.

Вести о святом и его праведной жизни быстро разлетелись по Руси, и на гору потянулись люди, желающие служить Богу и проводить дни в молитвах. Преподобный не отказывал в крове никому из пришедших. Каждого он принимал с любовью и благословлял на монашеский подвиг.

Вскоре вокруг него собралось довольно много людей, и Савва Сторожевский создал монашескую обитель, став ее игуменом. На этом посту он ежедневно показывал пример смирения, терпения, воздержания и трудолюбия.

Он учил своих братьев трудиться каждый день и не проводить ни минуты в праздности. Даже в преклонном возрасте игумен сам носил воду из источника в гору и делал все, что было необходимо для себя и монахов.

Строительство храма в честь Рождества Богородицы

В конце четырнадцатого века князь Георгий отправился на битву с войском Золотой Орды. Перед выступлением он обратился за благословением к преподобному. Тот произнес молитву и отпустил князя с миром. Вернувшись с победой, Георгий поблагодарил старца, но тот, будучи очень скромным, посоветовал ему вознести хвалу Богу и быть милосердным ко всем вокруг. Пораженный мудростью преподобного, князь начал делать щедрые пожертвования в обитель, благодаря чему на месте скромной церквушки был возведен красивый каменный храм. Несмотря на то что обитель разрасталась, ее игумен оставался очень скромным человеком и опасался земной славы. Однако еще при его жизни многие простые люди стали называть ее храмом преподобного Саввы Сторожевского.

Последние годы жизни старца

Со временем в обитель Саввы стали приходить люди из разных городов. Одни становились иноками и просили его наставничества, а другие обращались к чудотворцу за советами и руководством. Для того чтобы избежать земной славы, преподобный покинул свой монастырь и ушел в лес. Там он выкопал небольшую пещеру, где и проводил дни в молитвах и разговорах с Богом. Однако и это старец считал малым вкладом в дело служения Творцу. Своими руками он вырыл колодец для того, чтобы у братьев всегда была свежая вода, и часто приносил ее в монастырь сам. Даже будучи в преклонном возрасте чудотворец полностью обеспечивал себя всем необходимым и продолжал трудиться на благо обители.

Чувствуя приближение смерти, старец созвал всех братьев и начал наставлять их. Он советовал им быть смиренными, поститься и непрестанно молиться. Назвав своего преемника, преподобный спокойно отошел в мир иной. Его тело захоронили в построенном на пожертвования князя храме.

Икона преподобного Саввы Сторожевского

Первые образы святого появились спустя десятилетия после смерти игумена. Известно, что после написание первого лика у мощей преподобного начали происходить чудеса. Да и сама история создания его иконы является чудесной.

Согласно легенде, игумен Дионисий, который в тот момент управлял Звенигородской обителью, славился своим умением писать иконы, однажды ночью увидел старца, приказавшего ему написать его образ. Дионисий был удивлен и спросил имя пришедшего. Наутро он приказал послать за одним из братьев, который когда-то был лично знаком с Саввой. Тот подробно по памяти описал его, и игумен узнал в словесном портрете того старца, который пришел к нему во сне. Он исполнил повеление чудотворца и написал икону. После этого почитание святого усилилось, а на его могиле начали происходить разные чудеса.

Чудеса у мощей святого

О чудесах преподобного в народе говорят очень много. В разные времена происходили самые невероятные события, связанные со святым старцем. Мы расскажем читателям лишь о некоторых из них.

Широко известна история об исцелении Однажды на могилу старца приехал боярин со своим немым сыном. Они горячо молились у мощей Саввы, а после боярин попросил у братьев кваса, который они сами готовили в обители. Буквально после первого глотка сын боярина начал говорить, что мгновенно было признано чудом. Возблагодарив святого, боярин взял квасу домой и вылечил им всех своих домочадцев, страдавших от тех или иных болезней.

О спасении святым царя Алексея Михайловича тоже знают многие православные. Во время охоты царь заблудился и долго пытался выйти на тропу. Пробравшись сквозь чащу, он выбрался на поляну, где ему навстречу бросился медведь. Неизвестно, чем закончилась бы эта история, если бы из-за деревьев не вышел старец. Он прогнал зверя и растворился в воздухе. Пораженный царь, добравшись до своей свиты, решил поблагодарить Бога за чудесное спасение. Ближайшим храмом оказался Сторожевский монастырь, зайдя в который, царь сразу же увидел икону с изображением загадочного старика, которого он лицезрел в чаще. В дальнейшем Алексей Михайлович открыто покровительствовал обители и не раз бывал в ней.

Однако самым известным чудом считается история, произошедшая с пасынком самого Наполеона. Во время войны он со своим войском обосновался в Звенигородской обители, и ночью к нему явился старец, рассказавший принцу, что сохранит ему жизнь, если монастырь не пострадает и не будет разорен.

Наутро принц покинул обитель и действительно остался жив, а в дальнейшем он даже породнился с царской семьей и прожил в России долгие годы.

Преподобный Савва Сторожевский: в чем помогает

Православные часто интересуются тем, с какой просьбой можно обратиться к святому. Ведь известно, что каждый из канонизировнных старцев помогает в каких-то определенных делах. Савва Сторожевский чаще всего помогает исцеляться от различных физических и душевных болезней.

Среди его чудес было много спасений людей от неизлечимых заболеваний. Некоторые из них были одержимы, другие - слепы или глухи, а третьи - спасались молитвой от всевозможных немощей.

Поэтому если вы просите за здоровье своих близких, то приходите к иконе старца и обращайтесь к нему с горячей молитвой.

Молитва преподобному Савве Сторожевскому

Для того чтобы просьба к святому была быстрее услышана, обратитесь к нему со специальными словами. Молитву чудотворцу мы приводим в полном варианте.

Акафист

В разных ситуациях православные могут кроме молитвы читать еще и акафист преподобному Савве Сторожевскому. Его текст мы не можем привести полностью, но начало обязательно приведем:

Если вы окажетесь вблизи Звенигорода, то обязательно загляните в монастырь, когда-то созданный преподобным. Поклонитесь его мощам и попросите за своих родных, ведь старец никогда и никого не оставляет без помощи и поддержки.

Преподобный Савва Сторожевский - один из наиболее известных и почитаемых русских святых. Считается первым (по времени и положению) учеником преподобного Сергия Радонежского. Не так давно (16 декабря 2007 г. по новому стилю) отмечалось 600-летие со дня его преставления. В 2008 году (23 августа по н. стилю) отмечалось 10-летие второго обретения мощей преподобного.

Предположительно инок Савва мог быть по происхождению из именитого боярского рода великого княжества Смоленского. Дата его рождения не известна. Но известно, что большую часть своей жизни, видимо, с юности, святой Савва прожил в Троицком монастыре у преподобного Сергия. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины преподобного Сергия Радонежского (1392) стал вместо него игуменом Троицкого монастыря (из-за временного отказа от игуменства Никона Радонежского).

Преподобный Савва был духовным отцом вдовы благоверного князя Димитрия Донского - Евдокии (в монашестве - Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) - Юрия Дмитриевича Звенигородского и Галичского (в будущем также великого князя). Спорным является предположение, что преподобный Савва мог быть игуменом Дубенского Успенского монастыря, основанного по благословению преподобного Сергия, т.к. его настоятелем в то время был другой Савва - Стромынский.

По новым сведениям, первое строительство деревянного храма Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода было произведено еще в начале 1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича. В 1395 году (согласно летописям и другим источникам) преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию (территория Орды), который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Этот поход (уникальный по своей быстроте и самый дальний для русских дружин в сторону Востока) по прозорливому благословению старца помог спасти Московскую Русь от нашествия Тамерлана, грозившего полным уничтожением государства.

Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Основание монастыря на горе Сторожи (правильное название горы с окончанием на "и") можно отнести к периоду 1396-1398 годов. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия приходит в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери. В это же время полным ходом идет строительство каменного Рождественского собора в Сторожевском монастыре, Успенского храма на Городке в Звенигородском кремле, а позднее (после кончины Саввы) - и Троицкого собора в Сергиевом монастыре (где и сегодня находятся мощи святого Сергия Радонежского).

Для росписи этих храмов, построенных в так называемом раннемосковском (а правильнее его ныне следует называть звенигородским) стиле, после 1395 года в Звенигород был приглашен молодой иконописец Андрей Рублев. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена случайно в 1918-1919 годах на Городке, включая знаменитого «Спаса Звенигородского» («Русского Спаса», ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублева на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре (ныне в Третьяковке), построенном при прямом попечительстве князя Юрия Дмитриевича. Таким образом преподобный Савва сыграл важную роль в судьбе иконописца и духовно окормлял его в ранний период его творческого становления в течение нескольких лет. Покровительствовал также преподобному Андрею Рублеву и духовный сын святого Саввы князь Юрий.

Преподобный Савва благословил брак князя Юрия Дмитриевича с дочерью последнего князя Смоленского Юрия Святославича Анастасией. Тем самым возникала возможность для сына Димитрия Донского Юрия унаследовать не только великое княжество Владимирское (включая Москву), но и более западные земли. Однако пролитовская политика его старшего брата Василия (женатого на Софии - дочери великого князя Литовского Витовта), сдача им Смоленска Литве, завещание престола своему сыну Василию (в нарушение завещания Димитрия Донского), а не брату Юрию, помешали грандиозным планам обустройства Древней Руси, которые наметили князь Юрий и его духовный наставник старец Савва Сторожевский. После кончины Саввы начались разногласия между братьями по вопросу престолонаследия, закончившиеся в два последних года жизни Юрия Дмитриевича тем, что он стал великим князем Владимирским (Московским) и потому был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Дети Юрия начали уже настоящую междоусобную войну за власть, закончившуюся в 1450 году их поражением.

Особый интерес может представлять прояснение сути возникшей в те времена новой концепции устроения на Руси «Небесного Звенигорода» - уникального града, прообраза Нового Иерусалима и града Китежа, в основе которого лежала исихастская теория «нравственного правления», или «благочестивого княжения» (данные слова принадлежат преподобному Савве Сторожевскому и отмечены в его житии), поборником которой был еще преподобный Сергий Радонежский. На двух соседних звенигородских холмах строилась уникальная цивилизация - Звенигородская Русь, образец образованной светскости и воплощение настоящего духовного подвижничества. Кремль и монастырь возводились одновременно, как и два новых каменных собора (на Городке и на горе Сторожи). Это была новая идея, особое начинание, удачное завершение которого могло бы изменить историю Руси, например, намного ранее освободить ее из под ордынского ига.

Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 декабря (по старому стилю) 1407 года. Позднее из русских летописей тщательно вычеркивалось почти все, что было связано с преобразующей деятельностью князя Юрия Звенигородского, а значит и преподобного Саввы (это делали властвующие потомки его брата Василия). Звенигород за столетие пришел в упадок.

Однако звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на Московском Соборе 1547 года.

Особое внимание оказывал монастырю на горе Сторожи царь Алексей Михайлович, 19 января 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В те же годы происходит переустройство обители, внешний вид которой сохранился во многом с того времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус лавры первым в истории России.

С монастырем и именем Саввы связано множество чудес, два из которых стали историческими. Первое - это спасение старцем Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты (важно духовное и политическое значение этого события), а второе - явление преподобного Саввы пасынку и наследнику Наполеона Бонапарта - генералу Эжену Богарне в дни захвата французами Звенигорода и Москвы в 1812 году. Последнее событие знаменито тем, что Богарне, не разорив по просьбе старца монастырь, единственным среди главных полководцев Наполеона в конце войн остался в живых (как и предсказывал Савва), а его потомки породнились затем с русской императорской семьей (сын Богарне женился на дочери Николая I) и проживали в России до 1917 года с фамилией герцогов Лейхтенбергских.

После Октябрьского переворота 1917 года Звенигородская обитель преподобного Саввы была лишена своей главной святыни и закрыта. Но вскрытые и украденные мощи уцелели, они были в наши дни переданы в Данилов монастырь, а в августе 1998 года торжественно перенесены в родную обитель, в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где и покоятся. Ныне, по посещаемости паломниками, Звенигородский монастырь входит в тройку наиболее известных, вместе с Троице-Сергиевой лаврой и Серафимо-Дивеевской обителью.

С именем преподобного Саввы связаны жизнь и труды многих известных людей России, среди них Пушкин (его работа над житием-биографией Саввы Сторожевского), Шишкин, Шаляпин, Пришвин, Андрей Тарковский, Рерих, Ремизов, Левитан, Солженицын, Чехов, М. Волошин, Шмелев и др. Каждый из них по-своему относился к наследию святого старца. А царский род Романовых, включая семью убиенного императора Николая II, считал его своим покровителем.

Наиболее известным и важным источником сведений о преподобном Савве Сторожевском является его житие, написанное в XVI веке агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый), современный перевод этого жития, основанный на строгих историко-филологических принципах изучения древнерусского (церковнославянского) языка, приводится на одной из страниц данного сайта. Краткое житие игумена Саввы переложил также в свое время на современный ему русский язык поэт Александр Пушкин.

Святой источник прп. Саввы Сторожевского возле Саввино-Сторожевского мужского монастыря, г.Звенигород. Книга Скит преподобного Саввы Сказание о жизни и о некоторых из чудес преподобного отца нашего Саввы, создавшего обитель Пресвятой Богородицы близ Звенигорода на месте, называемом Сторожи. Благослови, отче! Как царская утварь, украшенная золотом с драгоценными камнями, веселит глаза глядящих на нее, так же и больше этого праздники, творимые в память святых, духовной красотой веселят верных сердца и души освящают, Все человеколюбец Бог на пользу нам творит, и потому древние имели обычай описывать жизнь выдающихся мужей ради бывающей от этих описаний пользы. Нам же теперь, когда приблизился конец времен, еще более нужно это.

Савва Звенигородский. Галерея икон.

И вот ныне настал пресветлый новый праздник предивной и драгоценной памяти преподобного отца нашего Саввы, о жизни которого теперь обязаны написать для славы Сына Божьего, избравшего Своего раба и подарившего ему дар исцеления душевных и телесных страданий. Не о витиеватости слов заботясь, но просто написали, призывая этого святого о молитве к Богу, боголюбивым и благонравным на послушание и пользу, повинуясь повелению великого отца и первосвятителя великой и апостольской Церкви, преосвященного русской митрополии,— говорю о Макарии, митрополите всея Руси.

Памятные места, связанные с именем преподобного Саввы.

Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде был основан преподобным Саввой.

У входа в Саввино-Сторожевский монастырь стоит памятник преподобному Савве.

Отцы этой обители умолили его об этом, и он охотно об этом позаботился и меня, убогого, заставил написать, чтобы все знали о святом этом и навсегда памятном муже: как, и откуда, и в какое время такой светильник воссиял нам. О рождении же его и о воспитании мы не нашли ничего, но только о пребывании его в монашестве, поискав, написали кратко, а начало рассказа такое.

Икона Саввы Сторожевского.

Этот преподобный отец наш Савва был одним из учеников блаженного Сергия чудотворца. Он пребывал в его обители в совершенном послушании, обучаясь монашеской жизни и ее нраву, воздержанию и бдению, чистоту во всем соблюдая, как украшение всей монашеской жизни, всегда имея работу в руках, неустанно молясь в пении, никогда ни с кем не беседуя, но уединяясь и пребывая в молчании. Перед всеми он вел себя как ничего не знающий простолюдин, но превосходил разумом многих витий, считающих себя пребывающими в мудрости, ибо искал не внешней мудрости, а горней, и ради нее подвизался.

Икона Саввы Сторожевского.

Он принял от этого святого старца все благие наставления ради Христа, прежде всех входил в церковь и последним уходил, со страхом Божиим стоял, выполняя предписанное пение. Такое умиление было у него, что он не мог удерживаться от великого плача и рыдания во время божественной службы. Дивились отцы обители той, видя такое умиление и плач, и прославляли за это благодатного Бога.

Икона Саввы Сторожевского с житием.

В то время благоверный великий князь Димитрий Иоаннович победил безбожного царя Мамая со всем его войском и с великой радостью возвратился в свое отечество. И пришел в обитель, к блаженному Сергию принять от него благословение и молитву и вот что рассказал ему: «Когда, святой Божий, я хотел выступить против безбожных агарян, то обет дал устроить монастырь во имя пресвятой Богородицы и ввести в нем общежитие. И ныне, честной отче, с помощью всесильного Бога и пречистой Богоматери и по твоим святым молитвами желание наше исполнилось, враги наши побеждены. И я молю твое преподобие — с усердием постарайся, Господа ради, чтобы обет наш быстро исполнился». Это сказал он святому, умоляя.

Преподобный Савва Звенигородский, Сторожевский. Первая половина XVIII в. Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии (ЦАК МДА) (см. Иконография учеников Сергия Радонежского).

Блаженный же Сергий принял просьбу самодержца с усердием и, обходя многие пустынные места, смотрел, где хорошо устроить монастырь. И пришел на реку, называемую Дубенка, нашел такое место и очень полюбил его и создал церковь во имя честного успения Пресвятой Богородицы. И пришли к нему некоторые из братьев, он же с радостью принял их, и быстро составилось общежитие. И он избрал из стада учеников своих того блаженного Савву, о котором рассказывает эта повесть, видя совершенство жизни его, и честность нрава, и тихость поведения — всю благость его воли, и вручил ему старейшинство, чтобы заботился об этом месте. Тогда помолился о нем святой и благословил его. «Бог,— сказал он,— да поможет тебе, чадо, и усердию твоему да подаст силу, и руководит тобою на пути к лучшему и совершеннейшему».

Блаженный же Савва, приняв благословение старца, остался в том месте, проводя жизнь духовную и ангельскую, смиряя себя постом и бдением, причащаясь трав пустыни и ими питая плоть свою, сытной же пищи и мягкой одежды совсем избегая. Вместе с этим он всегда плакал, и часто стонал, и непрестанно простирался ниц, и томил себя. Когда же число братии стало расти, он всех с любовью учил и служил каждому со смирением и кротостью. Так, добрыми подвигами украшая свою жизнь, он пробыл несколько лет на месте том.

Когда же захотел блаженный Сергий от жизни этой уйти, то вручил паству великой лавры ученику своему, блаженному Никону. Он же, после кончины святого, немного лет был игуменом, вновь оставил паству и пожелал в безмолвии пребывать. Братья же, не желая быть без настоятеля, после многих просьб возвели на игуменство в великую лавру блаженного Савву. Он же, приняв паству, хорошо пас порученное ему стадо,— насколько мог и сколько отца его, блаженного Сергия, молитвы помогали ему. На шестой же год он оставил паству. Они же вновь возвели на игуменство преподобного Никона, как и в житии его поведано. Мы же, оставив это, возвратимся к рассказу.

После этого пришел в обитель святой Троицы благоверный князь Георгий, сын великого князя Димитрия, и усердную просьбу обратил к блаженному Савве, чтобы тот пошел с ним в город Дмитров и дал благословение и молитву дому его (ибо Савва был его духовным отцом). Он же, не уклонившись от просьбы его, пошел с ним, желая исполнить прошение его и думая вскоре вновь в обитель возвратиться. Христолюбивый же этот князь, более того, молит преподобного старца, чтобы тот никогда не разлучался с ним, но пребыл у него, и чтобы создал монастырь в отечестве его — близ Звенигорода, где есть место, называемое Сторожи.

Усердный же в послушании Савва, видя душевное желание князя, и от этого не отказался, но все возложил на всемогущего Бога и, любя труд, пошел в названное место. И увидел, что оно, словно небесный рай, благоухающими насаждено цветами, и очень полюбил его. И припал к пречестной иконе пресвятой Богородицы, которую носил с собой, и с умилением сказал, проливая из глаз неустанно теплые слезы: — Владычица мира, пресвятая Богородица, на Тебя возлагаю надежду о спасении моем, не отринь меня, убогого своего раба, ты ведь знаешь немощь души моей, и теперь, Владычица, посмотри на место это и огради его от нападения врагов, и будь мне наставницей и окормительницей до самого конца жизни моей, ибо другой надежды не имеем, кроме Тебя.

Так помолившись, он всю надежду возложил на Богоматерь и поселился на месте том и воздвиг деревянную церковь во имя пресвятой Богородицы,— честного и славного ее Рождества. Для себя же он устроил маленькую келийку, удобную для добродетелей, так сказать, мастерскую, и устремился к большим болезням, к подвигам постным, сияя, как теплейший поборник безмолвия. И сошлось к нему несколько братьев, составя общежитие, какое есть и доныне.

Князь же Георгий много радовался, и великое доверие оказывал ему, и очень почитал его. И повелел воздвигнуть церковь каменную, искусно украшенную, что и исполнилось. И дал блаженному сел много и денег, сколько нужно было на строительство монастыря. Святой же очень об этом заботился и молился Богу, что это место еще более возросло. Благодатью же Божией братство умножалось, и обитель возрастала. О трудолюбивой же его жизни было известно повсюду, и многие стекались к нему из городов и областей, решая, что полезнее быть с ним и учиться добродетели. Чадолюбивый же отец всех с любовью принимал и руководил, как отец, наставляя полезными поучениями. Они же, болея любовью Божией, наставления его во всем исполняли и словно сладкой водой поили свои души: как сказал бы Давид, возрастая и расцветая словно сад, посаженный у водных источников, который плод сладкий приносит в нужное время.

О победе князя Георгия. Однажды благоверный князь Георгий решил пойти войной против болгар и пришел во обитель пресвятой Богородицы, моля преподобного игумена Савву о молитвах за него всемилостивому Богу, чтобы дал ему силу на противостоящих врагов. Святой же, помолясь, взял драгоценный крест, благословил его и пророчески сказал ему: «Иди, благоверный князь, Господь да будет с тобою, помогая тебе. Врагов своих одолеешь и, по благодати Христовой, здоров возвратишься в свое отечество». Он же, взяв благословение у святого старца, собрал воинов своих и пошел на болгар.

И войною прошел по многим городам и областям, и город Казань до основания разорил, и многие страны татарские сжег и пленных там взял. И с великою победою и славою в свое отечество возвратился, как предрек святой старец. После возвращения же с победой он вновь пришел во обитель пресвятой Богородицы и великую благодарность воздал всемилостивому Богу и пречистой Богоматери. Когда же преподобный осенял его драгоценным крестом, князь поклонился с любовью и, целуя святую руку его, слезами ее омочил, говоря: «В тебе, честный отче, нашел я великого молитвенника к Владыке и могучего помощника в сражениях, ибо знаю, что твоими молитвами победил врагов моих».

Преподобный же старец со смирением ответил ему: «Благой и милосердный Бог, видя твое благочестивое княжение, и смирение сердца твоего, и любовь, которую оказываешь бедным, ради них дал тебе такую победу над неверными, чтобы отомстилась кровь рабов Его, прославляющих имя Его. Пусть же Он утвердит твое сердце во всем пребывать в любви Его. Ибо мы ни в чем не приближаемся настолько к Богу, как в милости к нищим. Если ты будешь милостив к ним до конца, то и эту жизнь доброй сделаешь и будешь наследником вечных благ». И еще более других поучительных слов из божественных писаний говорил ему. Князь же все это слушал радостно, влагая в сердце свое, и дал милостыню монастырю, достаточно обеспечив братию, и ушел к себе. И с этих пор стал еще более, чем раньше, доверять ему.

Блаженный же Савва несколько лет пробыл на месте том и достиг глубокой старости, никогда не изменяя своего молитвенного правила. Лишь в отношении к миру и пребывающему в нем он изменился, заботясь не о мирском и суетном, не о лишней пище, не красуясь в мягких одеждах, не ища телесного покоя, но предпочитал узкий и страдальческий путь, не широкий, и нищету больше богатства возлюбил, и бесславие больше мирской славы, и терпение страданий больше радости о бесполезном. И, всеми добродетелями просветившись, конец здешних трудов он принял, драгоценную и блаженную душу свою предав в руки Господа месяца декабря в 3 день.

Братья же, собравшись на погребение отца своего и видя его ушедшим ко Господу, многие слезы проливали и стонами горькими терзались, лишившись учителя и как бы кормчего. И, взяв святое тело его, они положили его на ложе и проводили достойно с надгробными песнями, предав земле в созданном им монастыре, где и доныне память его празднуется. Возлюбленные! Приходя ко святой его раке, мы молимся, припадая со страхом и любовью, говоря:

— О драгоценная глава, преподобный и блаженный в Боге отец наш Савва! Не переставай молитву творить человеколюбцу Богу о стаде твоем, которое от души возлюбил, ради которого много трудов и болезней вытерпел, ведь ты знаешь отовсюду осаждающий нас страх, знаешь и непрекращающуюся бесовскую войну против нас, знаешь ожесточение и напасти плоти, знаешь бессилие нашего усердия. Из-за этого молим тебя: как в этой трудной и многострадальной жизни любил нас, наставник и вождь ко спасению был, более того ныне, предстоя перед престолом Бога, всех Царя, вспоминай нас, детей своих, да избавит нас Господь от тысяч страданий и от всех нападок лукавых бесов и злых людей.

Вспомни, преподобный отец, и меня, убогого и многогрешного инока Маркелла, слабо потрудившегося написать о равноангельской жизни твоей, чтобы молитвами твоими в день Страшного Суда я нашел Господа нашего Иисуса Христа милостивым. Ему же слава и царство с Отцом и с Пресвятым Духом, ныне, всегда, и во веки веков. Аминь.

Об явлении преподобного Саввы. Когда прошло много лет после кончины преподобного Саввы, игумен той обители по имени Дионисий молился ночью. И после обычного своего правила лег спать и в видении видит представшего перед ним мужа благообразного, сединами украшенного, говорящего ему: «Дионисий, поднявшись, поторопись написать образ мой на иконе». Тот же спросил: «Кто ты, господин, и как твое имя?» Благолепный же старец сказал: «Я — Савва, основатель места этого». Игумен же, проснувшись, призвал старца некоего, одного из учеников блаженного Саввы по имени Аввакум, и стал спрашивать его о блаженном Савве — как тот выглядел. Тот же рассказал об облике его и росте, игумен же сказал ему: «Воистину, брат, в этом образе он явился ко мне в ночь эту и повелел мне образ свой написать на иконе». И с усердием образ его написал, ибо был тот игумен сам живописец-иконник. И с тех пор стали многие и различные исцеления происходить от драгоценного гроба его.

Об исцелении бесноватого. Некогда привели в обитель Пресвятой Богородицы одного человека по имени Иуда, давно мучимого бесом. Он сокрушал железные оковы и много пакостей причинял людям. И пробыл он в обители некоторое время.

В один же день игумен Дионисий пел молебен о нем и начал больного осенять крестом, тот же с болью закричал: «Горе мне, ибо сгораю». И с тех пор выздоровел и начал осмысленно говорить. Стоявшие же там спрашивали его: «Из-за чего ты закричал?» Он же отвечал: «Когда хотел игумен осенить меня драгоценным крестом, я увидел старца благолепного, стоящего на гробнице, крест в руке держащего и осеняющего меня. И огромный пламень от креста его вышел и всего меня опалил, и с того времени выздоровел, как вы видите». И поняли все, что благолепный старец был блаженный Савва, и прославили Бога, такую благодать дарующего Своим служителям.

О братиях, роптавших на игумена Дионисия. Однажды братья этой обители возроптали на игумена Дионисия и много нелепого и ложного наговорили на него самодержцу, великому князю Иоанну б. Он же поверил словам их и велел скорее предстать игумену на суд перед собой. Игумен же в скорби великой был, и явился ему во сне блаженный Савва, укрепляя его и говоря: «Что скорбишь, брат? Иди скорее и говори смело, не боясь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе». Игумен же, проснувшись тут же от видения, всю ночь пробыл без сна, со слезами Богу молясь.

В ту же ночь некоторые из роптавших на него видели мужа благолепного, говорившего им: «Для того ли ушли из мира, чтобы с ропотом совершать подвиг монашества вашего? Вы ропщете, а игумен о вас со слезами молится и бдит. Что одолеет: ваш ли ропот или отца вашего молитва? Понимайте и то, чада, что в строптивых сердцах не почивают ни смирение, ни оправдание Божие». Они же, проснувшись, поведали это и прочим. И когда предстали перед самодержцем, ничего не могли отвечать, но все посрамлены были, игумена же Дионисия с великой честью вернули в монастырь по молитвам преподобного отца нашего игумена Саввы.

Об исцелении бесноватого. После же этого привели бесноватого человека, подобного первому, который страшно кричал, бессмысленные слова произнося. Он вырвался от водивших его и сбежал из обители, устремился в лес и влез на огромное дерево,. и едва насильно смогли снять его. И вновь привели ко гробу блаженного Саввы. Игумен же Каллист отслужил молебен о нем.

Больной начал становиться кротким и вскоре выздоровел и прославил Бога и служителя его, блаженного Савву.

Об исцелении слепого. Один инок этой обители был долго болен глазами, так что не мог вообще видеть свет. И в один день пришел ко гробу святого и припал со слезами, прося исцеления, и протер глаза свои покровом, который находится на гробе святого. Один же из братии стал ругать его, говоря: «Не исцеление получишь, а скорее глаза свои пылью забьешь». Прикоснувшийся же с верою ко гробу исцеление получил, а ругавший его брат был объят слепотою.

И послышалось ему, будто кто-то говорит: «Ты нашел, чего искал, чтобы другие на тебе поучились, не хулить и не смеяться над чудесами, бывающими от Божьего служителя». Он же, придя в себя, с покаянием ко гробу святого припал, много слез из глаз изливал, прося прощения в своем согрешении. Щедрый же милостью Савва, во всем подражая своему Владыке, и этому вскоре исцеление даровал. И, видя такое славное чудо, все прославили Бога и служителя его блаженного Савву.

Об исцелении больного. Один человек пришел в обитель одержимый тяжелым недугом и, ко гробу святого часто приходя, с умилением кланялся, молясь, чтобы избавлен был от этой болезни. Благодатью же Божией и молитвами святого исцеление получил и к себе возвратился и тем же недугом заболел.

Он же опять пришел в обитель и принял исцеление и вновь восвояси ушел. И так много раз он делал и тяжелее, чем сперва, стал страдать, и понял тот человек, что это судьба и воля Божия о нем. И обещался не уходить из обители и принять ангельский образ. И вскоре пришел в монастырь и постригся. Стал иноком и прожил оставшиеся годы в покаянии, служа братьям со всем смирением. Болезнь же его больше не приходила.

О хотевших обокрасть церковь. Некоторые люди, придя, рассказали о чуде, происшедшем в той обители. Однажды воры хотели обокрасть церковь святой Богородицы. И, когда устремились к окну, находящемуся у гроба святого Саввы, увидели огромную гору, на которую никак не могли подняться.

И напал на них страх и трепет, и ушли ни с чем. Потом эти воры и сами исповедовались в этом и прожили остальное время в покаянии.

Об исцелении больного. Инок той обители по имени Вениамин, ученик старца Варсонофия, пришел с головной болью и лицом, распухшим так, что он не мог глядеть глазами, и припал ко гробу святого, много слез из глаз проливая. И после совершения молебного пения умыл он лицо свое священною водою, и в тот же час болезнь его ушла, и с лица его как бы чешуя спала. И прославил Бога и служителя его блаженного Савву.

Об Александре Белом. После этого привезли некоего сына боярского, именем Александр, по прозванию Белый. Он болел так, что и в жизни отчаялся. И принесли его ко гробу блаженного Саввы и сотворили молебен о нем. Благодатью же Божией и молитвами святого он получил здоровье и ушел к себе.

О келаре Савве. Той же обители келарь именем Савва не мог даже поднять руку к губам,— так она отяжелела. И припал со слезами ко гробу святого и вскоре исцеление получил. После же игуменом был той обители.

Об исцелении женщины. Когда настал праздник честного Рождества Пресвятой Богородицы, привели некую женщину, именем Анну, мучимую бесом. И поставили ее вне церкви, напротив гроба блаженного Саввы. И во время литургии, когда начал диакон читать святое Евангелие, закричала женщина громким голосом: «Преподобный отец Савва здоровье подарил мне». И с того времени начала разумно говорить, и вошла в церковь, и припала к целительному тому гробу, великую благодарность воздавая Богу и служителю Его блаженному отцу Савве.

Об исцелении в доме Иоанна Ртищева. После же этого пришел сын боярский Иоанн Ртищев, принеся на ложе сына своего Георгия — больного и не могущего языком пошевелить. И сотворили молебен о нем, и влили в уста его квас преподобного Саввы. И было чудо славное: в тот же час больной заговорил и излечился от недуга своего, и вкусил хлеба обители святого Саввы, и выздоровел. Видев же это, Божие милосердие и быстрое выздоровление сына, помянутый Иоанн от великой радости много слез из глаз изливал и великое благодарение угоднику воссылал, как к живому говоря: «Имею, святой Божий, в дому моем рабов и рабынь, больных разными недугами. Знаю, преподобный отец, что, если захочешь, можешь и их исцелить».

И попросил у игумена кваса этого для освящения рабов своих. И, когда пришел в дом свой, повелел позвать одну из рабынь своих, именем Ирину, которая была глуха и слепа, и повелел влить этого кваса в ее уши, а также и глаза ей помазать. И молитвами преподобного отца Саввы раскрылся слух ее и просветились глаза ее. И всех, бывших в доме его, объял трепет и ужас, и все прославляли благодетеля Бога, прославляющего Своих служителей.

Иоанн же повелел позвать одного из своих рабов, именем Артемия, который семь лет как оглох, и в его ухо влили квас. И в то время начал слышать. Также привели девицу, именем Киликию, слепую, и влили квас. И прозрела, и стала явно видеть всех, бывших в доме. И все от радости душевной прославили Бога и служителя Его, блаженного Савву чудотворца.

Об исцелении игумена Мисаила. Той же обители игумен, именем Мисаил, впал в недуг телесный, и болезнь была тяжела, угрожая смертью. И в то время пономарь Гурий хотел звонить к заутрене, и случилось так, что, когда был он напротив дверей церковных, встретил его старец благолепный и стал спрашивать его: «Как здоровье игумена вашего?» Он же рассказал о его болезни.

Благолепный же старец сказал: «Иди и скажи ему, чтобы призвал на помощь святую Богородицу и основателя места этого старца Савву — и здоровье получит. Мне же открой двери церковные, чтобы я вошел в храм». Пономарь же засомневался и не хотел открыть, потому что не узнал его. И осмелился спросить его: «Кто ты, господин, и как твое имя?»

Увиденный же им святой старец не ответил ничего, но пошел к дверям церкви, и они сами открылись, и вошел внутрь. Пономарь же позвал друга своего и стал пенять ему, говоря: «Зачем вечером не запер дверей церкви, сегодня я видел, как неизвестный муж вошел туда». И скорее пошли со светильниками к церкви и увидели, что она заперта и все, что надо, закрыто. По окончании же утрени пономарь рассказал это игумену и всей братии, и все поняли, что благолепный старец был преподобный Савва. Игумен же Мисаил повелел себя скорее нести ко гробу святого, и долго молился и плакал около него.

И вскоре исцеление получил и прославил Бога и преподобного отца нашего Савву чудотворца.

Об исцелении Иоанна Ртищева. Однажды привезли упоминавшегося Иоанна Ртищева больным, так что никого он не узнавал и говорить не мог. И отслужили молебен о нем и влили в рот ему от кваса блаженного Саввы. И тогда заговорил, и облегчилась болезнь его, и вскоре выздоровел.

Об исцелении казначея Геронтия. Той же обители дохиар, то есть казначей, по имени Геронтий, заболел глазами. И, припадая ко гробу святого, много плакал, чтобы больные глаза его выздоровели. Быстрый же в помощи, услышав молитву его, вскоре подарил ему здоровье.

Чудо о Данииле Болотникове. После этого некий сын боярский Даниил Болотников ехал из города Коломны и простудился. И пришел ко гробу блаженного Саввы, и отслужили о нем молебен. Тогда он получил исцеление и пошел к себе, радуясь.

Об умножении в сосуде масла по молитвам святого. Наступил день памяти преподобного отца нашего Саввы, и келарь Геронтий по благосло-влению игумена хотел устроить трапезу для удовольствия братии ради памяти святого. И внесли большой глиняный горшок с маслом, и с крыши упал кусок дерева, и горшок разбился. Келарь же сразу сказал об этом игумену Афанасию. Игумен же спросил его: «Есть ли масло в другом горшке?» Он же ответил, что мало осталось, из-за этого нельзя устроить трапезу, потому что масла не хватит.

Игумен же сказал ему: «Все это, брат, следует нам возлагать на Господа Бога и на его служителя великого чудотворца Савву, который может и малое умножить. Ты же только вели все готовить, и сколько Бог даст — столько для насыщения братии предложим». Келарь же сразу пошел и велел готовить, и столько сготовили, что хватило и для насыщения братии, и много осталось. Масло же в сосуде не оскудело прежде всего по молитвам преподобного Саввы чудотворца. И все ели, радуясь и прославляя Бога.

О Домнике Михайлове дочери, жене Гусева. Пришел в обитель некий сын боярский, именем Семен, и рассказал игумену, что мать его Домника тяжело болеет: опухло все тело ее с головы до ног, говорить не может. Игумен же отслужил молебен о ней и послал святой воды и от кваса блаженного. Когда же пришли в дом ее, покропили ее святою водой и от кваса того дали ей пить — сразу здоровье получила и прославила Бога и служителя Его преподобного Савву.

О Долмате Федорове сыне Карпове. Один из вельмож, Долмат Федоров сын Карпов, был одержим той же простудой. И пришел в обитель пресвятой Богородицы и припал ко гробу блаженного Саввы, молясь с умилением. Благодатью же Божией и молитвами святого выздоровел и ушел в дом свой, славя Бога.

Об исцелении бесноватого. Из одного села той обители привели человека по имени Савва, одержимого тяжелым недугом. И, пробыв несколько дней в обители той, здоровье получил.

О Григории Тоболине. Другой сын боярский, именем Григорий, заболел и был у дверей смертных. И когда принесли святую воду от гроба преподобного Саввы и окропили его, полегчала его болезнь и вскоре выздоровел.

О сытнике Семене. После этого привезли сытника 7 великого князя, именем Семена, которого мучил бес: бил людей и говорил нелепые слова, а кого зубами кусал. И молитвами преподобного Саввы исцеление получил.

Об исцелении бесноватого. Другой человек, именем Федор, подобно предыдущему, был мучим бесом, так же страдал и родных своих не узнавал. И пробыл несколько дней в обители святого, и исцеление получил.

О женщине, убитой громом. Некая женщина была убита громом и лежала семь дней, не видя глазами и не ощущая человеческого присутствия. Только по слабому дыханию понимали, что дух ее пребывает в ней. И окропили ее святой водою, и выздоровела.

Об исцелении игумена Афанасия. Той же обители игумен Афанасий однажды впал в человекоугодие, осмелившись ради некоего князя в Великий пост рыбу свежую есть. И волею Божией отнялись у него рука, и нога, и язык.

И привели его к гробу преподобного Саввы, и многие слезы из глаз изливал, прося прощения в своем согрешении. Милосердный же Бог ради Своего служителя даровал ему здоровье: заговорил, рука же и нога стали крепки, как и прежде. И прославил Бога и служителя Его преподобного Савву и обещался более так не делать.

Об исцелении бесноватого. Привели сына боярского, именем Василия, которого мучил бес: он страшно напрягался и на людей бросался, как зверь, или падал на землю и извергал пену. И пробыл несколько дней в обители, и благодатью Божией исцеление получил, и ушел в дом свой, радуясь и славя Бога и служителя Его Савву чудотворца во все дни жизни своей.

Богу нашему слава теперь, и всегда, и во веки веков. Аминь.

), Звенигородский чудотворец, преподобный

Долгое время считалось, что святые мощи преподобного, которые в 1920-е годы были экспонатом выставки по охране здоровья при Наркомате здравоохранения, затем были переданы на Лубянку и пропали в её подвалах. Лишь в 1980-е стало известно, что, по милости Божией, честная глава преподобного Саввы более 50 лет тайно хранилась в одной православной семье. Супруги Михаил Михайлович и Софья Дмитриевна Успенские с большим риском для себя сберегли святыню. В 1920-е годы Михаил Михайлович, тогда сотрудник Государственного исторического музея и член Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области, был вызван на Лубянку. Сотрудник ЧК, вызвавший его, показал ему серебряное блюдо, накрытое материей, и сказал: «Возьмите это блюдо и передайте в музей, а то, что на блюде - останки Саввы Сторожевского, - поместите, куда сочтёте нужным». Вначале Михаил Михайлович хранил мощи на даче в Звенигороде. Затем решил спрятать святыню в более безопасное место: сложил мощи в чистый мешочек, положил в специально изготовленный сосуд с плотной крышкой и зарыл в землю в саду. Вскоре на даче произошёл пожар, дом выгорел дотла, но святые мощи не пострадали. После этого события он перевёз мощи преподобного в свою московскую квартиру. За три года до смерти М. М. Успенский, беспокоясь о святыне, через протоиерея Владимира Ганина, настоятеля Успенской церкви с. Жилино Люберецкого района Московской области, обратился к о. Евлогию (Смирнову) (тогда - эконому Троице-Сергиевой лавры) с вопросом, как ему поступить с мощами? О. Евлогий посоветовал передать их в Лавру. Позже, когда о. Евлогий уже был наместником Свято-Данилова монастыря, он позвонил Успенским и спросил о судьбе мощей преподобного Саввы. Михаил Михайлович к тому времени скончался, а его родственники сообщили, что они передали мощи священнику, который напутствовал М. М. Успенского перед смертью. «Пожалуйста, возьмите их, как и обещал Вам наш отец», - добавили они.

25 марта года святыня была передана в Московский Данилов монастырь , где почивала в алтаре храма Семи Вселенских Соборов.

В году началась передача Саввино-Сторожевского монастыря Русской Православной Церкви. 23 августа года состоялось перенесение мощей преподобного в его обитель. По благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II день 23 августа стал праздником «Второго обретения и перенесения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского».

Молитвы

Тропарь, глас 8

Пусты́ни яви́лся еси́ до́брое прозябе́ние, преподо́бне:/ от ю́ности бо изво́лил еси́ чи́стое житие́,/ духо́вному твоему́ учи́телю после́дуя,/ и того́ уче́нием ум к Небе́сным впери́в,/ и ста́ду твоему́ прему́др наста́вник показа́лся еси́;/ тем и Христо́с я́ко пресве́тла тя свети́льника чудесы́ обогати́./ Са́вво, о́тче наш, моли́ спасти́ся душа́м на́шим.