Повести об убиении андрея боголюбского. «Повесть об убиении Андрея Боголюбского


Есть предположение, что повесть написана между маем 1175 и июнем 1176г. Авторство ее спорно. Герой повести - сын суздальского князя Юрия Долгорукого Андрей (ок. 1111-1174). В 40-х - 50-х гг. XII века он помогал отцу в борьбе за Киев. После того как Юрий Долгорукий стал великим князем киевским, Андрей уехал в Суздальскую землю, где стал после смерти отца (1157) князем (одновременно также ростовским и владимирским). В 1169г. взял штурмам Киев, стал великим князем киевским, но фактической столицей сделал город Владимир, унизив тем самым старую столицу Руси. По месту проживания в своей резиденции Боголюбове (недалеко от Владимира) получил прозвище Боголюбский. В ночь на 29 июля 1174 г. убит недовольными его политикой боярами.

С именем Андрея Боголюбского связан существенно новый этап в истории русской политической мысли. Князь Андрей - апологет идеи «самовластия», единодержавия, противник удельных и вечевых порядков. Все это отразилось в повести об убиении Андрея. Повесть пронизывает противопоставление Владимира как нового политического центра Руси старому центру - Киеву. В повести звучит традиционная тема идеального государя, отличающегося христианскими добродетелями, но с акцентом на идею византийца Агапита о том, что естеством цезарь подобен человеку, а властью сана он - как Бог (афоризм приписывается, правда, апостолу Павлу). Повесть умалчивает об очень значительном эпизоде из жизни Андрея Боголюбского. В 1162 г. с целью добиться независимости в церковных делах от киевской митрополии он безуспешно пытался основать особую митрополию во Владимире, самостоятельно поставив во главе ее своего кандидата Феодора, которого впоследствии сделал независимым епископом ростовской епархии. В ответ патриарх Лука Хрисоверг направил Андрею послание в духе теократической теории превосходства «священства» над «царством». Хотя в повести этот сюжет не затронут, ссылка на цезарепапистскую идею византийца Агапита

является свидетельством того, что в русской политической мысли началась ее адаптация к местным условиям в духе становящейся идеи самодержавия, противостоящей в первую очередь идеям теократии.

В год 6683 (1175). Убит был великий князь Андрей Суздальский, сын Юрия, внук Владимира Мономаха июня месяца в 28-й день, в канун праздника святых апостолов. И была тогда суббота. Создал же он себе городок каменный, под названием Боголюбове, столь же далеко Боголюбове от Владимира, как и Вышгород от Киева. Благоверный и христолюбивый князь Андрей с юных лет Христа возлюбил и пречистую его мать; знанье же отринув и рассужденья, и, как хоромы чудесные, душу украсив всеми благими желаньями, уподобился царю Соломону, когда, храм господу богу и церковь преславную Рождества святой богородицы посреди Боголюбова в камне создав, разукрасил ее больше всех церквей: подобна она той Святая Святых, которую царь Соломон премудрый создал; так и этот князь, благоверный Андрей, создал церковь такую на память о себе, и украсил ее драгоценными иконами, золотом и дорогими каменьями, и жемчугом крупным бесценным, и снабдил украшеньями разными, и украсил плитами из яшмы, и всяким узорным литьем, - блеском осыпав ее так, что больно смотреть, ибо вся она в золоте стала. И украсил ее, и осыпал утварью золотой, драгоценной, всем входящим на удивленье, так, что всякий, видевший это, не может выразить словом невероятной ее красоты; золотом и эмалью, и всякими драгоценностями, и церковным имуществом украшена, и всякой церковной утварью - золотая дарохранительница с дорогими каменьями, с опахалами ценными и кадилами разными, и снаружи от верха до пола по стенам и столбам тоже золотом крыто, и двери, и своды у церкви также золотом крыты, и купол златом украшен от верха до деисуса, и разным церковным добром переполнена, украшена всяким художеством!

Князь Андрей и город Владимир неприступным сделал, к нему он ворота золотые соорудил, а другие - серебром отделал, и создал соборную каменную церковь в честь святой Богородицы, прекрасную весьма, и разными украшеньями осыпал ее из золота и серебра, и пять куполов ее вызолотил, а все три церковные двери золотом выложил и дорогими каменьями, и жемчугом украсил ее драгоценным, и всяким узорным литьем расцветил, и обильем светильников золотых

ПОВЕСТЬ ОБ УБИЕНИИ А. БОГОЛЮБСКОГО

и серебряных ее осветил, и амвон из золота и серебра поставил, а служебные сосуды, опахала и другие украшения церковные - все золотом и драгоценным каменьем, и жемчугом крупным в обилье осыпал. Три же дарохранительницы. очень большие, из чистого золота, из камней драгоценных поставил: и видом своим, и работой до удивленья подобны они Святая Святых Соломона. И в Боголюбове, и в городе Владимире купола золотые поставил, и своды позолотил, и стены внутри каменьем по злату осыпал, столбы позлатил, и снаружи ее и по сводам птиц золотых, и кубки, и паруса, из золота литые, поставил по церкви по всей и по сводам кругом.

Но, кроме того, и другие он многие церкви поставил различные в камне, и монастыри он создал, почему на весь церковный синклит и на церковников всех и обратил бог свой взор; и не отягчил своей памяти пьянством, и кормильцем был для монахов и монахинь, и нищих, и всякого звания людям он был как любимый отец, - но больше всего он милостив был подаяньем, слыша голос господень: «Все, что творите вы малым сим, то мне вы творите». А также Давид говорит: «Блажен помогающий нищим, дающий всегда - от господа он не отступится», сила и разум в нем жили, и верная правда ходила с ним рядом. И прочих достоинств много в нем было, любую привычку он делал достойной: ночами входил он в церковь и свечи запаливал сам, и, видя образ божий, на иконах написанный, вглядывался как в самого творца, и изображенья святых на иконах встречая, смирял свой вид, сокрушенный сердцем, испуская вздохи из глубины и слезы из глаз испуская, в раскаянье Давиду подражал, оплакивая множество грехов своих, возлюбив бессмертное выше тленного и небесное более, чем кратковременное, и жизнь со святыми у вседержителя бога больше этого царства земного, он всяким достоинством, точно мудрый второй Соломон, был украшен.

И такое достоинство имел: велел каждый день возить по городу еду и питье различное, больным и нищим на пользу, и, видя всякого нищего, к нему приходящего с просьбой, подавал им по прошению их, так говоря, будто «это Христос, пришедший проверить меня», - и так принимал он любого, к нему приходящего, как Христос завещал, сказавший: «Если малым сим сотворите - то мне вы сотворите!» И держал то слово в сердце всегда, потому и достойно от бога смертный венец восприял ты, княже Андрей, мужеством именитым братьям, благоразумным святым страстотерпцам равный, последовал ты, кровью омыв все страданья свои.

ПОВЕСТЬ ОБ УБИЕНИИ А. БОГОЛЮБСКОГО

Ибо если бы не беда - не было б венца, если бы не мука - не было бы благодати: всякий, живущий добродетельно, не может быть без множества врагов. Князь же Андрей, о готовящемся злодейском убийстве своем узнав заранее, духом воспламенился священным и ни на что не рассчитывал, говоря: «Господа бога, моего вседержителя и творца своего, избранный народ на кресте пригвоздил, сказав: «Пусть кровь его будет на нас и на детях наших»», а также и слово, сказанное устами святых евангелистов: «Если кто положит душу свою за други своя - может учеником моим быть». Этот же боголюбивый князь не за друга, но за самого творца, возведшего все из небытия в бытие, душу свою положил. Потому-то, узнав об убийстве твоем, страстотерпец княже Андрей, изумились небесные силы, глядя на кровь, за Христа проливаемую; рыдает народ православный, видя отца сирот и кормильца, омраченную тьмою звезду светоносную; а убийцы проклятые огнем окрещаются вечным, что пожигает тернье любого греха, то есть любое деянье. Ты ж, страстотерпец, проси всемогущего бога за потомство свое, и за родичей, и за Русскую землю - миру мир даровать. [...]

Жители же Боголюбова разграбили княжеский дом и строителей, которые сошлись на строительство зданий,- золото, и серебро, и одежды, и ткани, и добро, которому нет числа. И много случилось бед в его области: дома посадников и управителей пограбили, а самих их, и слуг, и стражей убили,. дома их пограбили, не ведая сказанного: «Где закон - тут и обид много». Грабители приходили грабить и из деревень. Грабежи начались и в самом Владимире, пока не стал ходить Микула с образом святой богородицы в ризах по городу - тогда пресеклись грабежи. Пишет апостол Павел: «Всякая душа властям повинуется», ибо власти богом поставлены; природой земной царь подобен любому человеку, но властию сана он выше - как бог. Сказал великий Иоанн Златоуст: «Если кто противится власти - противится закону божьему. Князь не напрасно носит меч - он ведь божий слуга».

Печатается по: Памятники литературы Древней Руси:XII век.- М.: Ху-

дож. лит., 1980.-С. 325-329, 335.

В год 6683 (1175). Убит был великий князь Андрей Суздальский, сын Юрия, внук Владимира Мо­номаха, июня месяца в 28-й день, в канун праздника святых апостолов. И была тогда суббота. Создал же он себе городок каменный, под названием Боголюбово, столь же далеко Боголюбово от Владимира, как и Выш-город от Киева. Благоверный и христолюбивый князь Андрей с юных лет Христа возлюбил и пречистую его мать; знанье же отринув и рассужденья, и, как хоромы чудесные, душу украсив всеми благими желаньями, упо­добился царю Соломону, когда, храм господу богу и цер­ковь преславную Рождества святой богородицы посре­ди Боголюбова в камне создав, разукрасил ее больше всех церквей: подобна она той Святая Святых, которую царь Соломон премудрый создал; так и этот князь благо­верный Андрей создал церковь такую на память о себе, и украсил ее драгоценными иконами, золотом и дороги­ми каменьями, и жемчугом крупным бесценным, и снаб­дил украшеньями разными, и украсил плитами из яшмы, и всяким узорным литьем,- блеском осыпав ее так, что больно смотреть, ибо вся она в золоте стала. И укра­сил ее, и осыпал утварью золотой, драгоценной, всем входящим на удивленье, так, что всякий, видевший это, не может выразить словом невероятной ее красоты; золо­том и эмалью, и всякими драгоценностями, и церковным имуществом украшена, и всякой церковной утварью - золотая дарохранительница с дорогими каменьями, с опахалами ценными и кадилами разными, и снаружи от верха до пола по стенам и столбам тоже золотом крыто, и двери, своды у церкви также золотом крыты, и купол златом украшен от верха до деисуса, и разным церков­ным добром переполнена, украшена всяким художеством!

Князь Андрей и город Владимир неприступным сде­лал, к нему он ворота золотые соорудил, а другие - се­ребром отделал, и создал соборную каменную церковь в честь святой Богородицы, прекрасную весьма, и раз­ными украшеньями осыпал ее из золота и серебра, и пять куполов ее вызолотил, а все три церковные двери золотом выложил и дорогими каменьями, и жем­чугом украсил ее драгоценным, и всяким узорным литьем расцветил, и обильем светильников золотых и се­ребряных ее осветил, и амвон из золота и серебра поста­вил, а служебные сосуды и опахала и другие украшения церковные - все золотом и драгоценным каменьем, и жемчугом крупным в обилье осыпал. Три же дарохра­нительницы, очень большие, из чистого золота, из кам­ней драгоценных поставил: и видом своим, и работой до удивленья подобны они Святая Святых Соломона. И в Боголюбове, и в городе Владимире купола золотые поставил, и своды позолотил, и стены внутри каменьем по злату осыпал, столбы позлатил, и снаружи ее и по сводам птиц золотых, и кубки, и паруса, из золота литые, поставил по церкви по всей и по сводам кругом.


Но, кроме того, и другие он многие церкви поставил различные в камне, и монастыри он создал, почему на весь церковный синклит и на церковников всех и обра­тил бог свой взор; и не отягчил своей памяти пьянством, и кормильцем был для монахов и монахинь, и нищих, и всякого звания людям он был как любимый отец,- но больше всего он милостив был подаяньем, слыша голос господень: «Все, что творите вы малым сим, то мне вы творите». А также Давид говорит: «Блажен по­могающий нищим, дающий всегда - от господа он не отступится», сила и разум в нем жили, и верная правда ходила с ним рядом. И прочих достоинств много в нем было, любую привычку он делал достойной: ночами вхо­дил он в церковь, и свечи запаливал сам, и, видя образ божий, на иконах написанный, вглядывался как в са­мого творца, и, изображенья святых на иконах встречая, смирял свой вид, сокрушенный сердцем, испуская вздо­хи из глубины и слезы из глаз испуская, в раскаянье Давиду подражал, оплакивая множество грехов своих, возлюбив бессмертное выше тленного и небесное более, чем кратковременное, и жизнь со святыми у вседержите­ля бога больше этого царства земного, он всяким достоин­ством, точно мудрый второй Соломон, был украшен.

И такое достоинство имел: велел каждый день во­зить по городу еду и питье различное, больным и ни­щим на пользу, и, видя всякого нищего, к нему прихо­дящего с просьбой, подавал им по прошению их, так говоря, будто «это Христос, пришедший проверить меня»,- и так принимал он любого, к нему приходя­щего, как Христос завещал, сказавший: «Если малым сим сотворите - то мне вы сотворите!» И держал то слово в сердце всегда, потому и достойно от бога смерт­ный венец восприял ты, княже Андрей, мужеством именитым братьям, благоразумным святым страстотерп­цам равный, последовал ты, кровью омыв все страданья свои. Ибо если бы не беда - не было б венца, если бы не мука - не было бы благодати: всякий, живущий добро­детельно, не может быть без множества врагов. Князь же Андрей, о готовящемся злодейском убийстве своем узнав заранее, духом воспламенился священным и ни на что не рассчитывал, говоря: «Господа бога, моего вседержите­ля и творца своего, избранный народ на кресте пригвоз­дил, сказав: «Пусть кровь его будет на нас и на детях на­ших», а также и слово, сказанное устами святых еванге­листов: «Если кто положит душу свою за други своя - может учеником моим быть». Этот же боголюбивый князь не за друга, но за самого творца, возведшего все из небытия в бытие, душу свою положил. Потому-то, узнав об убийстве твоем, страстотерпец княже Андрей, изуми­лись небесные силы, глядя на кровь, за Христа пролива­емую; рыдает народ православный, видя отца сирот и кор­мильца, омраченную тьмою звезду светоносную; а убий­цы проклятые огнем окрещаются вечным, что пожигает тернье любого греха, то есть любое деянье. Ты ж, страсто­терпец, проси всемогущего бога за потомство свое, и за родичей, и за Русскую землю - миру мир даровать.

Мы же к прежнему возвратимся.

Итак, состоялся в пятницу на обедне коварный совет злодеев преступных. И был у князя Яким, слуга, кото­рому он доверял. Узнав от кого-то, что брата его велел князь казнить, возбудился он по дьявольскому на­ущению и примчался с криками к друзьям своим, злым сообщникам, как когда-то Иуда к евреям, стремясь уго­дить отцу своему, сатане, и стал говорить: «Сегодня его казнил, а завтра - нас, так промыслим о князе этом!» И задумали убийство в ночь, как Иуда на господа.

Как настала ночь, они, прибежав и схвативши ору­жие, пошли на князя как дикие звери, но, пока шли они к спальне его, пронзил их и страх, и трепет. И бежали с крыльца, спустись в погреба, напились вина. Сатана возбуждал их в погребе и, служа им незримо, помогал укрепиться в том, что они обещали ему. И так, упив­шись вином, взошли они на крыльцо. Главарем же убийц был Петр, зять Кучки, Анбал, яс родом, ключник, да Яким, да Кучковичи - всего числом двадцать зло­вредных убийц, вошедших в греховный заговор в тот день у Петра, у Кучкова зятя, когда настала субботняя ночь на память святых апостолов Петра и Павла.

Когда, схватив оружие, как звери свирепые прибли­зились они к спальне, где блаженный князь Андрей возлежал, позвал один, став у дверей: «Господин мой! Господин мой...» И князь отозвался: «Кто здесь?» - тот же сказал: «Прокопий...», но в сомненье князь произнес: «О, малый, не Прокопий...» Те же, подскочив к дверям и поняв, что князь здесь, начали бить в двери и силой выломили их. Блаженный же вскочил, хотел схватить меч, но не было тут меча, ибо в тот день взял его Анбал-ключник, а был его меч мечом святого Бориса. И ворвались двое убийц, и набросились на него, и князь швырнул одного под себя, а другие, решив, что повер­жен князь, впотьмах поразили своего; но после, разгля­дев князя, схватились с ним сильно, ибо был он силен. И рубили его мечами и саблями, и раны копьем ему нанесли, и воскликнул он: «О, горе вам, бесчестные,! зачем уподобились вы Горясеру? Какое вам зло я нанес?! Если кровь мою прольете на земле, пусть бог отомстит! вам за мой хлеб!» Бесчестные же эти, решив, что убили его окончательно, взяв раненого своего, понесли его вон и, вздрагивая, ушли. Князь же, внезапно выйдя за ними, начал рыгать и стонать от внутренней боли, пробираясь к крыльцу. Те же, услышав голос, воротились снова к нему. И пока стояли они так, сказал один: «Стоя там, я видел в окно князя, как шел он с крыльца вниз». И вос­кликнули все: «Ищите его!» - и бросились все взгля­нуть, нет ли князя там, где, убив его, бросили. И ска­зали: «Теперь мы погибли! Скорее ищите его!» И так, запалив свечи, отыскали его по кровавому следу.

Князь же, увидев, что идут к нему, воздев руки к небу, обратился к богу, говоря: «Если, боже, в этом сужден мне конец - принимаю его... Хоть и много я согрешил, господи, заповедей твоих не соблюдая, знаю, что милостив ты, когда видишь плачущего, и навстречу спешишь, направляя заблудшего». И, вздохнув от само­го сердца, прослезился, и припомнил все беды Иова, и вникнул в душу свою, и сказал: «Господи, хоть при жизни и сотворил я много грехов и недобрых дел, но прости мне их все, удостой меня, грешного, боже, конец мой принять, как святые принимали его, ибо такие стра­данья и различные смерти выпадали праведникам; и как святые пророки и апостолы с мучениками получили награду, за господа кровь свою проливая; как и святые мученики и преподобные отцы горькие муки и разные смерти приняли, и сломлены были дьяволом, и очисти­лись, как золото в горниле. Их же молитвами, господи, к избранному тобой стаду с праведными овцами причти меня, ведь и святые благоверные властители пролили кровь, пострадав за народ свой, как и господь наш Иисус Христос спас мир от соблазна дьявольского свя­щенною кровью своею». И, так говоря, ободрялся, и вновь говорил: «Господи! взгляни на слабость мою и смотри на смиренье мое, и злую мою печаль, и скорбь мою, охватившую ныне меня! Пусть, уповая, стерплю я все это... Благодарю тебя, господи, что смирил ты душу мою и в царстве твоем сонаследником сделал меня! Вот и ныне, господи, если кровь мою и прольют, то причти меня к лику святых твоих мучеников, господи!..»

И пока он так говорил и молился о грехах своих богу, сидя за лестничным столбом, заговорщики долго искали его - и увидели сидящим подобно непорочному агнцу. И тут проклятые подскочили и прикончили его. Петр же отсек ему правую руку. А князь, на небо взглянув, ска­зал: «Господи, в руки тебе предаю душу мою» - и умер. Убит был с субботы в ночь, на рассвете, под утро уже воскресенья - день памяти двенадцати апостолов.

Проклятые же, возвращаясь оттуда, убили Прокопия, любимца его, оттуда прошли в палаты и забрали золото, и дорогие камни, и жемчуг, и всякие украшения,- все, что дорого было князю. И, погрузив на лучших его лоша­дей, до света еще отослали себе по домам. А сами, схва­тив заветное княжье оружье, стали собирать воинов, гово­ря: «Ждать ли, пока пойдет на нас из Владимира дружи­на?» - и собрали отряд, и послали к Владимиру весть: «Не замышляете ли чего против нас? Хотим мы с вами уладить: ведь не только одни мы задумали так, и средь вас есть наши сообщники». И ответили владимирцы: «Кто ваш сообщник - тот пусть будет с вами, а нам без нужды» - и разошлись, и ринулись грабить: страшно глядеть!

Прибежал на княжий двор Кузьма-киевлянин: «Уже нету князя: убит!» И стал расспрашивать Кузьма: «Где убит господин?» - и ответили ему: «Вон лежит, выволо­чен в сад! Но не смей его брать, все решили бросить его собакам... Если же кто приступит к нему - тот враг нам, убьем и его!» И начал оплакивать князя Кузьма: «Гос­подин мой! Как ты не распознал мерзких и бесчестных врагов своих, идущих тебя убить? И как это ты не сумел победить их, некогда побеждавший полки неверных бол­гар?» - и так оплакивал он князя. И подошел ключник Анбал, родом яс, управитель всего княжьего дома, надо всеми власть ему дал князь. И сказал, взглянув на него, Кузьма: «Анбал, вражий сын! Дай хоть ковер или что-нибудь, чтобы постлать или чем накрыть господина на­шего». И ответил Анбал: «Ступай прочь! Мы хотим бро­сить его собакам». И сказал Кузьма: «Ах, еретик! уже и собакам бросить! Да помнишь ли ты, жид, в каком платье пришел ты сюда? Теперь стоишь ты в бархате, а князь лежит наг, но прошу тебя честью: сбрось мне что-нибудь!» И сбросил тот ковер и плащ. И, обернув ими тело, понес Кузьма в церковь и сказал: «Отоприте мне церковь!» - и ответили: «Брось его тут, в притворе, что тебе за печаль!» - ибо все уже были пьяны. И подумал Кузьма: «Уже, господин, и холопы твои знать тебя не хотят; бывало, купец приходил из Царьграда иль из иной стороны, из Русской земли, и католик, и христианин, и язычник любой, и ты говорил: «Введите в церковь его и в палаты, пусть видят истинное христианство!» - и принимали крещенье и болгары, и евреи, и любые языч­ники, увидев славу божью и украшенье церковное! И те теперь больше оплачут тебя, а эти и в церковь не дают положить».

И так положил его в притворе, накрыв плащом, и лежало тут тело два дня и две ночи. На третий день пришел козьмодемьянский игумен Арсений и сказал: «Хотя мы и долго взирали на старших игуменов, но долго ли этому князю лежать так?! Отоприте мне цер­ковь, отпою его и положим в гроб. А когда уляжется эта смута, то, придя из Владимира, перенесут туда кня­зя». И пришли клирошане боголюбские, взявши, внесли тело в церковь и вложили в каменный гроб, отпев над ним погребальные песни с игуменом Арсением вместе.

Жители же Боголюбова разграбили княжеский дом и строителей, которые сошлись на строительство зданий, - золото, и серебро, и одежды, и ткани, и добро, которому нет числа. И много случилось бед в его области: дома посадников и управителей пограбили, а самих их, и слуг, и стражей убили, дома их пограбили, не ведая сказанно­го: «Где закон - тут и обид много». Грабители приходи­ли грабить и из деревень. Грабежи начались и в самом Владимире, пока не стал ходить Микула с образом свя­той богородицы в ризах по городу - тогда пресеклись грабежи. Пишет апостол Павел: «Всякая душа властям повинуется», ибо власти богом поставлены; природой зем­ной царь подобен любому человеку, но властию сана он выше - как бог. Сказал великий Иоанн Златоуст: «Если кто противится власти - противится закону божьему. Князь не напрасно носит меч - он ведь божий слуга».

Мы же вернемся к прежнему.

На шестой день, в пятницу, сказали владимирцы игу­мену Феодулу и Луке, начальнику хора в храме святой Богородицы: «Приготовьте носилки, да поедем - возь­мем князя и господина своего Андрея». А Микуле сказа­ли: «Собери священников, все, облачась в ризы, выходите за Серебряные ворота с иконой святой Богородицы - тут князя дождешься». И сделал Феодул, игумен храма свя­той Богородицы Владимирской, с клирошанами и с вла-димирцами поехали за князем в Боголюбово и, взяв тело его, привезли во Владимир с честью и с плачем великим.

И так, через некое время, как стало шествие дви­гаться из Боголюбова, народ не мог никак удержаться, но все вскричали, от слез же не могли и смотреть, а воп­ли их издалека было слышно. И начали все люди, рыдая, говорить: «Уже ведь не к Киеву, господин наш, ты поехал! В ту церковь Владимирскую над Золотыми воротами, которую сделать велел подобною той, что сто­ит на великом дворе Ярославлеве, сказав: «Построю церковь такой золотой же, как и ворота,- пусть будет во славу всей моей родине!» И так плакал по нем весь го­род, и, тело его убрав, с честью и с песнями, хвалящими бога, положили его в дивной, достойной похвал, церкви святой Богородицы златоверхой, которую сам он создал.

Так вот князь Андрей при жизни не дал телу своему покоя и глазам своим сна - пока не обрел настоящего дома, прибежища всех христиан: царица небесных со­браний и госпожа всей вселенной всякого человека раз­ным путем ко спасенью приводит. Как учит апостол: «Ко­го любит бог - того и наказывает, и побивает всякого сына, какого приемлет; ибо коль наказанья претерпите - точно сыном становитесь богу!» Ибо бог не поставил пре­красного солнца на месте одном, чтоб оттуда могло осве­щать всю вселенную, но устроил ему восхожденье, зе­нит и заход. Точно так и слугу своего, князя Андрея,- не взял к себе князя Андрея безмездно, а дал ему подви­гом душу спасти, кровью омыв прегрешенья свои, и с братьей своей, с Романом, с Давыдом, согласно к богу пришел. И, в блаженство рая вселяясь безмолвно с ними, которых око не видит и ухо не слышит (сердцем нельзя осознать, что бог приготовил для верных своих), те блага сподобившись видеть, вечно радуйся ты, Андрей, князь великий. Дерзай всемогущего, из богатейших богатого, на высоких престолах сидящего бога просить, чтоб про­стил он братии твоих, победу им дал над врагами и мир­ное царство, правленье почетное и многолетнее, во веки веков. Аминь.

«Итак, состоялся в пятницу на обедне коварный совет злодеев преступных. И был у князя Яким, слуга, которому он доверял. Узнав от кого-то, что брата его велел князь казнить, возбудился он дьявольскому наущению и примчался с криками к друзьям своим. И стал говорить: «Сегодня его велел казнить, а завтра - нас, так помыслим о князе этом!» И задумали убийство в ночь, как Иуда на Господа.

Как настала ночь, они, прибежав и схвативши оружие, пошли на князя, как дикие звери, но, пока шли они к спальне его, пронзил их и страх, и трепет. И бежали с крыльца, спустись в погреба, напились вина. Сатана возбуждал их в погребе и, служа им незримо, помогал укрепиться в том, что они обещали ему. И так, упившись вином, взошли они на крыльцо. Главарем же убийц был Петр, зять Кучки, Анбал, яс родом, ключник, да Яким, да Кучковичи - всего числом двадцать зловредных убийц, вошедших в греховный заговор в тот день у Петра, у Кучкова зятя, когда настала субботняя ночь на память святых апостолов Петра и Павла.

Подскочив к дверям и поняв, что князь здесь, начали бить в двери с силой и выломали их. Блаженный же вскочил, хотел схватить меч, но не было тут меча, ибо в тот день взял его Анбал-ключник... И ворвались двое убийц, и набросились на него, и князь швырнул одного под себя, а другие, решив, что повержен князь, впотьмах поразили своего; но после, разглядев князя, схватились с ним сильно, ибо был он силен. И рубили его мечами и саблями, и раны копьем ему нанесли... Решив, что убили его окончательно, взяв раненого своего, понесли его вон и, вздрагивая, ушли. Князь же, внезапно выйдя за ними, начал... стонать от внутренней боли, пробираясь к крыльцу. Те же, услышав голос, воротились снова к нему... и, запалив свечи, отыскали его по кровавому следу... подскочили и прикончили его.

Проклятые же, возвращаясь оттуда, убили Прокопия, любимца его, оттуда пошли в палаты и забрали золото, и дорогие камни, и жемчуг, и всякие украшения, - все, что дорого было князю. И, погрузив на лучших его лошадей, до света еще отослали себе по домам. А сами, схватив заветное княжье оружие, стали собирать воинов, говоря: «Ждать ли, пока пойдет на нас из Владимира дружина?» - и собрали отряд, и послали к Владимиру весть: «Не замышляете ли чего против нас? Хотим мы с вами уладить: ведь не только одни мы задумали так, и средь вас есть наши сообщники». И ответили владимирцы: «Кто ваш сообщник - тот пусть будет с вами, а нам без нужды» - и разошлись, и ринулись грабить: страшно глядеть!

И прибежал на княжий двор Кузьма-киевлянин: «Уж нету князя: убит!» И стал расспрашивать Кузьма: «Где убит господин?» - и ответили ему: «Вон лежит, выволочен в сад! Но не смей его брать, все решили бросить его собакам... Если же кто приступит к нему - тот враг нам, убьем и его!» И начал оплакивать князя Кузьма... И подошел ключник Анбал, родом яс, управитель всего княжьего дома, надо всеми власть ему дал князь. И сказал, взглянув на него, Кузьма: «Анбал, вражий сын! Дай хоть ковер или что-нибудь, чтобы постлать или чем накрыть господина нашего»... И сбросил тот ковер и плащ. И обернув ими тело, понес Кузьма в церковь и сказал: «Отоприте мне церковь!» - и ответили: «Брось его тут, в притворе, что тебе за печаль!» - ибо все уже были пьяны. И подумал Кузьма: «Уже, господин, и холопы твои знать тебя не хотят; бывало, купец приходил из Царьграда, иль из иной стороны, из Русской земли, и католик, и христианин, и язычник любой, и ты говорил: «Введите в церковь его и в палаты, пусть видят истинное христианство!» - и принимали крещенье и болгары, и евреи, и любые язычники, увидев Славу Божию и украшенье церковное! И теперь же больше оплачут тебя, а эти и в церковь не дают положить».

И так положил его в притворе, накрыв плащом, и лежало тут тело два дня и две ночи. И пришли клирошане боголюбские, взявши, внесли тело в церковь и вложили в каменный гроб, отпев над ним погребальные песни.

Жители же Боголюбова разграбили княжеский дом и строите­лей, которые сошлись на строительство зданий... И много случилось бед в его области: дома посадских и управителей пограбили, а самих их, и слуг, и стражей убили, дома их пограбили... Грабители приходи­ли грабить и из деревень. Грабежи начались и в самом Владимире, пока не стал ходить Микула с образом Святой Богородицы в ризах по городу - тогда пресеклись грабежи.

На шестой день, в пятницу, сказали владимирцы игумену Феодулу и Луке, начальнику хора в храме Святой Богородицы: «Приготовьте носилки, да поедем - возьмем коня и господина своего Андрея». И сделал так Феодул, с клирошанами и владимирцами поехал за князем в Боголюбова и, взяв тело его, привезли во Владимир с честью и плачем великим.»

1. Попробуйте сформулировать, какой образ князя Андрея рисует автор повести?

2. Согласуется ли данный образ с теми сведениями, которые вам уже известны о данном князе?

3. Какие причины столь жестокой расправы с Андреем называет автор?

4. Что, на ваш взгляд, послужило действительной причиной заговора против Андрея Боголюбского? Какие социальные силы стояли за убий­цами князя?

5. О чем свидетельствуют обстоятельства отпевания князя, разграбле­ния его имения, убийства его слуги и т. д.? Не противоречит ли это оценке, данной Андрею Боголюбскому автором «Повести»?

6. Используя сведения, полученные на уроке, и материалы данного источника, составьте портретную характеристику Андрея Боголюбс­кого.

3.1. С периодом княжения Всеволода Большое Гнездо учитель знакомит класс конспективно. При объяснении материала следует обратить внимание на следующие вопросы:

Расширение владений князей Северо-Восточной Руси;

Принятие Всеволодом титула «великого князя»;

Итоги и значение правления Всеволода.

В процессе объяснения учитель использует настенную карту, нанося на нее значки-символы (герб), свидетельствующие о рас­ширении влияния князей Северо-Восточной Руси.

3.2. В процессе рассказа учитель может использовать приве­денный ниже фрагмент «Слова о полку Игореве» для характерис­тики князя.

Слово о полку Игореве

«Великий князь Всеволод! (неужели) и мыслью тебе не прилететь издалека, отцов золотой престол посторожить? Ведь ты можешь Волгу расплескать веслами, а Дон шеломами вычерпать. Если бы ты был (здесь), то была бы невольница по ногате, а раб - по резани. Ведь ты можешь (и) посуху метать живыми копьями - удалыми сыновья­ми Глебовыми!»

Вопросы и задания к документу

1. Каким.предстает перед нами в данном фрагменте Всеволод Боль­шое Гнездо?

2. Подумайте, соответствует ли характеристика, данная Всеволоду «Сло­вом», тем сведениям о нем, которые вы получили на сегодняшнем уроке?

4. Последний пункт плана учитель оставляет учащимся для самостоятельного домашнего обучения, поставив перед ними опор­ные вопросы:

Что происходило с Северо-Восточной Русью после смерти Всеволода Большое Гнездо?

В чем заключалась причина усобиц, начавшихся накануне монголо-татарского вторжения? Какое влияние они оказали на обороноспособ­ность Руси?

В качестве домашнего задания учащиеся получают также за­дание по контурной карте «Феодальная раздробленность Руси в XII - первой четверти XIII в.»:

1) выделить цветом территорию Северо-Восточной Руси;

2) отметить города, которые были столицами при Владимире Моно­махе, Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбском;

3) обозначить на карте Москву и надпишите рядом год первого упоминания о ней;

4) надписать названия городов Северо-Восточной Руси, о которых шла речь на уроке.

Урок 2. Южнорусские княжества в XI-XIII вв.

Урок - лабораторно-практическое занятие.

План

1. Киевское княжество.

2. Черниговское и Новгород-Северское княжество.

3. «Слово о полку Игореве».

Основные даты и события:

40-50-е гг. XII в. - выделение самостоятельного Чернигов­ского и Новгород-Северского княжеств.

1185 г. - поход князя Игоря на половцев.

Ход урока

Вводное слово учителя

На уроке мы познакомимся с еще двумя княжествами - Киевским и Новгород-Северским. По ходу урока сравните по­ложение данных княжеств с землями Северо-Восточной Руси и объясните, каковы причины отличий. Подумайте, почему, в то время как Северо-Восточная Русь переживала период расцвета, упадок старого центра русской государственности - Киева - был столь заметен. Кроме того, на уроке мы познакомимся с фрагментами «Слова о полку Игореве», продолжая работу над формированием навыков анализа исторического источника. Сравнивая мнение историков с фрагментом «Слова», мы попы­таемся сделать выводы о достоверности письменных литератур­ных памятников.

1.1. Используя настенную карту «Феодальная раздробленность Руси в XII - первой четверти XIII в.», учитель дает характеристику природно-географических особенностей Киевского княжества, вспоминает вместе с учащимися некоторые фрагменты истории Киевского княжества. Объяснение рекомендуется проводить в форме беседы по предложенным ниже вопросам и заданиям, активизируя таким образом познавательную деятельность уча­щихся.

Вопросы и задания учащимся

1. Используя карту, дайте характеристику географического положе­ния Киевского княжества. Какие княжества находятся на границах Киев­ского княжества?

2. Вспомните, когда был основан Киев? С чьим именем связывают его основание?

3. Какие племена проживали на территории Киевского княжества задолго до образования Древнерусского государства?

4. Какие природно-географические особенности Киева способство­вали тому, что именно данный город становится столицей Древнерусско­го государства?

5. Имена каких киевских князей вам более всего запомнились? Дайте краткую характеристику этим князьям.

6. Какую роль играет Киев в истории Древнерусского государства?

Изменение роли киевского князя, при сохранении почетно­го титула великого князя. Борьба за Киевский великокняжеский стол между сыновьями Владимира Мономаха, внуками Монома­ха - Мстиславичами и черниговскими князьями - Ольговичами,
сыновьями Олега Святославовича.

Сильное боярство, возродившее в XII в. вечевые традиции: приглашение князей соперничавших группировок, которым «оп­ределяли» место княжения: Киев или Вышгород (Белгород).

Постоянные набеги половецких орд вызывали массовое бегство киевлян на юго-запад и северо-восток. Необходимость отражения набегов способствовала укреплению позиций боярства и многочисленной дружины как военной силы.

Особенности сельского населения - проживание в крупных
селах.

Сохранение значения Киева как духовного центра Руси, символа единства Русских земель, а также одного из крупнейших городов и торгово-ремесленного центра.

1.3. На последнем этапе учитель предлагает учащимся назвать, работая в парах, не менее трех причин, повлиявших на падение значения Киевского княжества в период раздробленности. Все предложения учащихся фиксируются учителем на доске, а школь­никами - в рабочих тетрадях. Также учащимся может быть дано задание: Подумайте, почему князья продолжали вести борьбу за киевский престол, несмотря на падение роли Киева в жизни Русского государства?

2.1. Учитель вновь привлекает внимание школьников к настен­ной карте и дает характеристику природно-географических осо­бенностей, используя приведенные ниже вопросы и задания.

Вопросы и задания учащимся

1. Используя карту, дайте характеристику географического положе­ния Черниговского и Новгород-Северского княжеств.

2. Подумайте, как природные и географические особенности данных территорий повлияли на особенности хозяйственного развития кня­жеств? Какое влияние могла оказать на развитие данной территории близость юго-восточной границы Руси?

3. Вспомните, какие восточнославянские племена проживали на тер­ритории Черниговского и Новгород-Северского княжеств задолго до образования Древнерусского государства.

Раздел Черниговской и Новгород-Северской земель в 40-50-е гг. XII в. Княжение в обоих княжествах потомков Ярослава Мудрого.

Союз с половецкими ханами, обеспечивающий относитель­ную безопасность земель (заключение смешанных браков, отказ от участия в походах, привлечение половцев для участия в междо­усобных войнах).

Сильное боярство и могущественная дружина. Наличие значительного количества свободного сельского населения наряду со смердами.

Большую роль в экономике княжеств играет торговля с Востоком и Византией.

2.3. Учитель знакомит класс с личностью Новгород-Северско­го князя Игоря Святославича, используя приведенные ниже мате­риалы.

Криминальная история последних минут жизни великого князя Владимирского Андрея Юрьевича Боголюбского, как считается, нашла свое наиболее полное отражение в Ипатьевской летописи, имеющей киевское, т.е. южное, происхождение. Авторство и возникновение текста вызывают ожесточенные споры.
Ниже читателю предлагается перевод «Повести об убиении…» на современный язык, выполненный В.В.Колесовым. Иллюстрации и подписи к ним взяты из знаменитой Радзивиловской, или Кенигсбергской, летописи (список XV в.), чей текст близок к варианту, присутствующему во владимиро-суздальской традиции (Лаврентьевская летопись).

В год 6683 (1175). Убит был великий князь Андрей Суздальский, сын Юрия, внук Владимира Мономаха июня месяца в 28-й день, в канун праздника святых апостолов. И была тогда суббота. Создал же он себе городок каменный, под названием Боголюбово, столь же далеко Боголюбово от Владимира, как и Вышгород от Киева.

Вышгород, резиденция киевских князей, находился в семи верстах от Киева, Боголюбово - в одиннадцати верстах от Владимира; в 1149 г., после вступления в Киев, Андрей получил от отца во владение Вышгород, но предпочел удалиться на север и заложил Боголюбово.

Благоверный и христолюбивый князь Андрей с юных лет Христа возлюбил и Пречистую Его Мать; знанье же отринув и рассужденья и, как хоромы чудесные, душу украсив всеми благими желаньями, уподобился царю Соломону, когда, храм Господу Богу и церковь преславную Рождества святой Богородицы посреди Боголюбова в камне создав, разукрасил ее больше всех церквей: подобна она той Святая Святых, которую царь Соломон премудрый создал; так и этот князь, благоверный Андрей, создал церковь такую на память о себе, и украсил ее драгоценными иконами, золотом и дорогими каменьями, и жемчугом крупным бесценным, и снабдил украшеньями разными, и украсил плитами из яшмы, и всяким узорным литьем, - блеском осыпав ее так, что больно смотреть, ибо вся она в золоте стала.

Покидая Вышгород, Андрей взял с собою и древнюю икону Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой (теперь известна как Владимирская Богоматерь) и считавшуюся чудотворной. Согласно легенде, повозка, в которой везли реликвию, остановилась за несколько верст от Владимира, и ее не могли сдвинуть с места. Здесь Андрей и основал Боголюбово, поставив церковь Рождества Богородицы (разрушена в начале XVIII в.). В Боголюбове сохранились также «сени» - лестничная башня, в которой был добит князь Андрей.

И украсил ее, и осыпал утварью золотой, драгоценной, всем входящим на удивленье, так что всякий, видевший это, не может выразить словом невероятной ее красоты; золотом и эмалью, и всякими драгоценностями, и церковным имуществом украшена, и всякой церковной утварью - золотая дарохранительница с дорогими каменьями, с опахалами ценными и кадилами разными, и снаружи от верха до пола по стенам и столбам тоже золотом крыто, и двери, и своды у церкви также золотом крыты, и купол златом украшен от верха до Деисуса, и разным церковным добром переполнена, украшена всяким художеством!

Речь, как предполагают, идет о росписи от вершины купола до Деисуса, т.е. до иконостаса, главным рядом в котором был так называемый Деисусный чин, включавший изображения Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила, а также некоторые другие.

Князь Андрей и город Владимир неприступным сделал, к нему он ворота золотые соорудил, а другие - серебром отделал, и создал соборную каменную церковь в честь святой Богородицы, прекрасную весьма, и разными украшеньями осыпал ее из золота и серебра, и пять куполов ее вызолотил, а все три церковные двери золотом выложил и дорогими каменьями, и жемчугом украсил ее драгоценным, и всяким узорным литьем расцветил, и обильем светильников золотых и серебряных ее осветил, и амвон из золота и серебра поставил, а служебные сосуды и опахала и другие украшения церковные - все золотом и драгоценным каменьем, и жемчугом крупным в обилье осыпал.

Во Владимире Андрей построил храм Успения Богородицы (1158-1160 гг., сохранился до настоящего времени). В то время церковь имела один «верх», т.е. купол; еще четыре были возведены позже при перестройке здания. Этот анахронизм указывает на то, что «Повесть об убиении...» редактировалась уже много позже написания.

Три же дарохранительницы, очень большие, из чистого золота, из камней драгоценных поставил: и видом своим, и работой до удивленья подобны они Святая Святых Соломона. И в Боголюбове, и в городе Владимире купола золотые поставил, и своды позолотил, и стены внутри каменьем по злату осыпал, столбы позлатил, и снаружи ее и по сводам птиц золотых, и кубки, и паруса, из золота литые, поставил по церкви по всей и по сводам кругом.
Но, кроме того, и другие он многие церкви поставил различные в камне, и монастыри он создал, почему на весь церковный синклит и на церковников всех и обратил Бог свой взор; и не отягчил своей памяти пьянством, и кормильцем был для монахов и монахинь, и нищих, и всякого звания людям он был как любимый отец, - но больше всего он милостив был подаяньем, слыша голос Господень: «Все, что творите вы малым сим, то Мне вы творите». А также Давид говорит- «Блажен помогающий нищим, дающий всегда - от Господа он не отступится», сила и разум в нем жили, и верная правда ходила с ним рядом. И прочих достоинств много в нем было, любую привычку он делал достойной: ночами входил он в церковь и свечи запаливал сам, и, видя образ Божий, на иконах написанный, вглядывался как в самого Творца, и изображенья святых на иконах встречая, смирял свой вид, сокрушенный сердцем, испуская вздохи из глубины и слезы из глаз испуская, в раскаянье Давиду подражал, оплакивая множество грехов своих, возлюбив бессмертное выше тленного и небесное более, чем кратковременное, и жизнь со святыми у Вседержителя Бога больше этого царства земного, он всяким достоинством, точно мудрый второй Соломон, был украшен.
И такое достоинство имел: велел каждый день возить по городу еду и питье различное, больным и нищим на пользу, и, видя всякого нищего, к нему приходящего с просьбой, подавал им по прошению их, так говоря, будто «это Христос, пришедший проверить меня»,- и так принимал он любого, к нему приходящего, как Христос завещал, сказавший: «Если малым сим сотворите - то Мне вы сотворите!»

Пересказ евангельских слов: «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей».

И держал то слово в сердце всегда, потому и достойно от Бога смертный венец восприял ты, княже Андрей, мужеством именитым братьям, благоразумным святым страстотерпцам равный, последовал ты, кровью омыв все страданья свои.

Здесь и ниже смерть Андрея сопоставляется с убийством младших сыновей князя Владимира - святых Бориса и Глеба - в 1015 г.

Ибо если бы не беда - не было б венца, если бы не мука - не было бы благодати: всякий, живущий добродетельно, не может быть без множества врагов. Князь же Андрей, о готовящемся злодейском убийстве своем узнав заранее, духом воспламенился священным и ни на что не рассчитывал, говоря: «Господа Бога, моего Вседержителя и Творца своего, избранный народ на кресте пригвоздил, сказав: “Пусть кровь его будет на нас и на детях наших”», - а также и слово, сказанное устами святых евангелистов: «Если кто положит душу свою за други своя - может учеником Моим быть».

Имеется в виду евангельский текст: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанн, 15, 13).

Этот же боголюбивый князь не за друга, но за самого Творца, возведшего все из небытия в бытие, душу свою положил. Потому-то, узнав об убийстве твоем, страстотерпец княже Андрей, изумились небесные силы, глядя на кровь, за Христа проливаемую; рыдает народ православный, видя отца сирот и кормильца, омраченную тьмою звезду светоносную, а убийцы проклятые огнем окрещаются вечным, что пожигает тернье любого греха, то есть любое деянье. Ты ж, страстотерпец, проси всемогущего Бога за потомство свое, и за родичей, и за Русскую землю - миру мир даровать.
Мы же к прежнему возвратимся.
Итак, состоялся в пятницу на обедне коварный совет злодеев преступных. И был у князя Яким, слуга, которому он доверял. Узнав от кого-то, что брата его велел князь казнить, возбудился он по дьявольскому наущению и примчался с криками к друзьям своим, злым сообщникам, как когда-то Иуда к евреям, стремясь угодить отцу своему, сатане, и стал говорить:
- Сегодня его казнил, а завтра - нас, так промыслим о князе этом!
И задумали убийство в ночь, как Иуда на Господа.
Как настала ночь, они, прибежав и схвативши оружие, пошли на князя как дикие звери, но, пока шли они к спальне его, пронзил их и страх, и трепет. И бежали с крыльца, спустясь в погреба, напились вина. Сатана возбуждал их в погребе и, служа им незримо, помогал укрепиться в том, что они обещали ему. И так, упившись вином, взошли они на крыльцо. Главарем же убийц был Петр, зять Кучки, Анбал, яс родом, ключник, да Яким, да Кучковичи - всего числом двадцать зловредных убийц, вошедших в греховный заговор в тот день у Петра, у Кучкова зятя, когда настала субботняя ночь на память святых апостолов Петра и Павла.

Ключника Анбала автор называет ясом, т.е. осетином. В этом описании присутствуют практически все родственники боярина Кучки: Петр, его зять (муж дочери), дети или внуки - Кучковичи, а также Яким - по некоторым сведениям - тоже сын боярина. Поскольку первая жена Андрея также была дочерью Кучки, то заговорщики оказываются свойственниками жертвы: шурьями и племянниками от первого брака.

Когда, схватив оружие, как звери свирепые приблизились они к спальне, где блаженный князь Андрей возлежал, позвал один, став у дверей:
- Господин мой! Господин мой...
И князь отозвался:
- Кто здесь? - тот же сказал:
- Прокопий... - но в сомненье князь произнес:
- О, малый, не Прокопий…
Те же, подскочив к дверям и поняв, что князь здесь, начали бить в двери и силой выломили их. Блаженный же вскочил, хотел схватить меч, но не было тут меча, ибо в тот день взял его Анбал-ключник, а был его меч мечом святого Бориса. И ворвались двое убийц, и набросились на него, и князь швырнул одного под себя, а другие, решив, что повержен князь, впотьмах поразили своего; но после, разглядев князя, схватились с ним сильно, ибо был он силен. И рубили его мечами и саблями, и раны копьем ему нанесли, и воскликнул он:
- О, горе вам, бесчестные, зачем уподобились вы Горясеру? Какое вам зло я нанес? Если кровь мою прольете на земле, пусть Бог отомстит вам за мой хлеб!

Горясер - убийца младшего из сыновей Владимира - святого Глеба.

Бесчестные же эти, решив, что убили его окончательно, взяв раненого своего, понесли его вон и, вздрагивая, ушли. Князь же, внезапно выйдя за ними, начал рыгать и стонать от внутренней боли, пробираясь к крыльцу.
Те же, услышав голос, воротились снова к нему. И пока стояли они так, сказал один:
- Стоя там, я видел в окно князя, как шел он с крыльца вниз. - И воскликнули все:
- Ищите его! - и бросились все взглянуть, нет ли князя там, где, убив его, бросили. И сказали:
- Теперь мы погибли! Скорее ищите его! - И так, запалив свечи, отыскали его по кровавому следу.
Князь же, увидев, что идут к нему, воздев руки к небу, обратился к Богу, говоря:
- Если, Боже, в этом сужден мне конец - принимаю его... Хоть и много я согрешил, Господи, заповедей Твоих не соблюдая, знаю, что милостив Ты, когда видишь плачущего, и навстречу спешишь, направляя заблудшего.
И, вздохнув от самого сердца, прослезился, и припомнил все беды Иова...

Иов, согласно Библии (Книга Иова), благочестивый и добродетельный человек, перенесший от Бога во испытание его веры все несчастья. Он потерял богатство, был поражен тяжелой болезнью, умерли его дети, но при этом проявил долготерпение, не позволяя себе усомниться в вере и не ропща. За все это Иов был вознагражден как на земле, так и на небесах.

И вникнул в душу свою, и сказал:
- Господи, хоть при жизни и сотворил я много грехов и недобрых дел, но прости мне их все, удостой меня, грешного, Боже, конец мой принять, как святые принимали его, ибо такие страданья и различные смерти выпадали праведникам; и как святые пророки и апостолы с мучениками получили награду, за Господа кровь свою проливая; как и святые мученики и преподобные отцы горькие муки и разные смерти приняли, и сломлены были дьяволом, и очистились, как золото в горниле. Их же молитвами, Господи, к избранному Тобой стаду с праведными овцами причти меня, ведь и святые благоверные властители пролили кровь, пострадав за народ свой, как и Господь наш Иисус Христос спас мир от соблазна дьявольского священною кровью Своею.
И, так говоря, ободрялся, и вновь говорил:
- Господи! взгляни на слабость мою и смотри на смиренье мое, и злую мою печаль, и скорбь мою, охватившую ныне меня! Пусть, уповая, стерплю я все это... Благодарю Тебя, Господи, что смирил Ты душу мою и в царстве Твоем сонаследником сделал меня! Вот и ныне, Господи, если кровь мою и прольют, то причти меня к лику святых Твоих мучеников, Господи!..
И пока он так говорил и молился о грехах своих Богу, сидя за лестничным столбом, заговорщики долго искали его - и увидели сидящим подобно непорочному агнцу. И тут проклятые подскочили и прикончили его. Петр же отсек ему правую руку.
А князь, на небо взглянув, сказал:
- Господи, в руки Тебе предаю душу мою. - И умер. Убит был с субботы в ночь, на рассвете, под утро уже воскресенья - день памяти двенадцати апостолов.

Проклятые же, возвращаясь оттуда, убили Прокопия, любимца его, оттуда прошли в палаты и забрали золото, и дорогие камни, и жемчуг, и всякие украшения, - все, что дорого было князю. И погрузив на лучших его лошадей, до света еще отослали себе по домам. А сами, схватив заветное княжье оружье, стали собирать воинов, говоря:
- Ждать ли, пока пойдет на нас из Владимира дружина? - и собрали отряд, и послали к Владимиру весть:
- Не замышляете ли чего против нас? Хотим мы с вами уладить: ведь не только одни мы задумали так, и средь вас есть наши сообщники.
И ответили владимирцы:
- Кто ваш сообщник - тот пусть будет с вами, а нам без нужды.
И разошлись, и ринулись грабить: страшно глядеть.
Прибежал на княжий двор Кузьма-киевлянин:
- Уже нету князя: убит!
И стал расспрашивать Кузьма:
- Где убит господин?
И ответили ему:
- Вон лежит, выволочен в сад! Но не смей его брать, все решили бросить его собакам... Если же кто приступит к нему - тот враг нам, убьем и его!
И начал оплакивать князя Кузьма:
- Господин мой! Как ты не распознал мерзких и бесчестных врагов своих, идущих тебя убить? И как это ты не сумел победить их, некогда побеждавший полки неверных болгар?

Речь идет о победоносном походе Андрея Боголюбского на камских болгар в 1164 г.

И так оплакивал он князя.
И подошел ключник Анбал, родом яс, управитель всего княжьего дома, надо всеми власть ему дал князь. И сказал, взглянув на него, Кузьма:
- Анбал, вражий сын! Дай хоть ковер или что-нибудь, чтобы постлать или чем накрыть господина нашего.
И ответил Анбал:
- Ступай прочь! Мы хотим бросить его собакам.
И сказал Кузьма:
- Ах, еретик! уже и собакам бросить! Да помнишь ли ты, жид, в каком платье пришел ты сюда? Теперь стоишь ты в бархате, а князь лежит наг, но прошу тебя честью: сбрось мне что-нибудь!
И сбросил тот ковер и плащ. И, обернув ими тело, понес Кузьма в церковь и сказал:
- Отоприте мне церковь!
И ответили:
- Брось его тут, в притворе, что тебе за печаль! - ибо все уже были пьяны.
И подумал Кузьма:
- Уже, господин, и холопы твои знать тебя не хотят; бывало, купец приходил из Царьграда иль из иной стороны, из Русской земли, и католик, и христианин, и язычник любой, и ты говорил:
- Введите в церковь его и в палаты, пусть видят истинное христианство!
И принимали крещенье и болгары, и евреи, и любые язычники, увидев славу Божью и украшенье церковное! И те теперь больше оплачут тебя, а эти и в церковь не дают положить.
И так положил его в притворе, накрыв плащом, и лежало тут тело два дня и две ночи.
На третий день пришел козьмодемьянский игумен Арсений и сказал:

Хотя мы и долго взирали на старших игуменов, но долго ли этому князю лежать так?! Отоприте мне церковь, отпою его, и положим в гроб. А когда уляжется эта смута, то, придя из Владимира, перенесут туда князя.
И пришли клирошане боголюбские, взявши, внесли тело в церковь и вложили в каменный гроб, отпев над ним погребальные песни с игуменом Арсением вместе.
Жители же Боголюбова разграбили княжеский дом и строителей, которые сошлись на строительство зданий, - золото, и серебро, и одежды, и ткани, и добро, которому нет числа. И много случилось бед в его области: дома посадников и управителей пограбили, а самих их, и слуг, и стражей убили, дома их пограбили, не ведая сказанного: «Где закон - тут и обид много».

Грабители приходили грабить и из деревень. Грабежи начались и в самом Владимире, пока не стал ходить Микула с образом святой Богородицы в ризах по городу - тогда пресеклись грабежи. Пишет апостол Павел: «Всякая душа властям повинуется», ибо власти Богом поставлены; природой земной царь подобен любому человеку, но властию сана он выше - как Бог.

Свободное изложение мысли того же апостола Павла в Послании Титу: «Повиноваться и покоряться начальству и властям».

Сказал великий Иоанн Златоуст: «Если кто противится власти - противится закону Божьему. Князь не напрасно носит меч - он ведь Божий слуга».
Мы же вернемся к прежнему.
На шестой день, в пятницу, сказали владимирцы игумену Феодулу и Луке, начальнику хора в храме святой Богородицы:
- Приготовьте носилки, да поедем - возьмем князя и господина своего Андрея.
А Микуле сказали:
- Собери священников, все, облачась в ризы, выходите за Серебряные ворота с иконой святой Богородицы - тут князя дождешься.

Серебряные ворота - выстроены князем Андреем по дороге из Владимира в Боголюбово. На противоположной стороне городских укреплений находились Золотые ворота, сохранившиеся до нашего времени.

Успенский собор.

Современный вид

И сделал так Феодул, игумен храма святой Богородицы Владимирской, с клирошанами и с владимирцами поехали за князем в Боголюбово и, взяв тело его, привезли во Владимир с честью и с плачем великим.
И так, через некое время, как стало шествие двигаться из Боголюбова, народ не мог никак удержаться, но все вскричали, от слез же не могли и смотреть, а вопли их издалека было слышно. И начали все люди, рыдая, говорить:
- Уже ведь не к Киеву, господин наш, ты поехал! В ту церковь Владимирскую над Золотыми воротами, которую сделать велел подобною той, что стоит на великом дворе Ярославлеве, сказав:
- Построю церковь такой золотой же, как и ворота - пусть будет во славу всей моей родине!
И так плакал по нем весь город, и, тело его убрав, с честью и с песнями, хвалящими Бога, положили его в дивной, достойной похвал, церкви святой Богородицы златоверхой, которую сам он создал. Так вот князь Андрей при жизни не дал телу своему покоя и глазам своим сна - пока не обрел настоящего дома, прибежища всех христиан: Царица небесных собраний и Госпожа всей вселенной всякого человека разным путем ко спасенью приводит. Как учит апостол: «Кого любит Бог - того и наказывает», и побивает всякого сына, какого приемлет; ибо коль наказанья претерпите - точно сыном становитесь Богу!

В «Апостоле» такого места нет, но в Книге Притчей Соломоновых сказано: «Ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему».

Ибо Бог не поставил прекрасного солнца на месте одном, чтоб оттуда могло освещать всю вселенную, но устроил ему восхожденье, зенит и заход. Точно так и слугу своего, князя Андрея, - не взял к себе князя Андрея без мзды, а дал ему подвигом душу спасти, кровью омыв прегрешенья свои, и с братьей своей, с Романом, с Давыдом, согласно к Богу пришел.

Роман и Давид - христианские имена святых Бориса и Глеба.

И, в блаженство рая вселяясь безмолвно с ними, которых око не видит и ухо не слышит (сердцем нельзя осознать, что Бог приготовил для верных своих), те блага сподобившись видеть, вечно радуйся ты, Андрей, князь великий. Дерзай всемогущего, из богатейших богатого, на высоких престолах сидящего Бога просить, чтоб простил он братии твоих, победу им дал над врагами и мирное царство, правленье почетное и многолетнее, во веки веков.
Аминь.

В год 6683 (1175).

Убит был великий князь Андрей Суздальский, сын Юрия, внук Владимира Мономаха июня месяца в 28-й день, в канун праздника святых апостолов. И была тогда суббота. Создал же он себе городок каменный, под названием Боголюбово, столь же далеко Боголюбово от Владимира, как и Вышгород от Киева. Благоверный и христолюбивый князь Андрей с юных лет Христа возлюбил и пречистую его мать; знанье же отринув и рассужденья, и, как хоромы чудесные, душу украсив всеми благими желаньями, уподобился царю Соломону, когда, храм господу богу и церковь преславную Рождества святой богородицы посреди Боголюбова в камне создав, разукрасил ее больше всех церквей: подобна она той Святая Святых, которую царь Соломон премудрый создал; так и этот князь, благоверный Андрей, создал церковь такую на память о себе, и украсил ее драгоценными иконами, золотом и дорогими каменьями, и жемчугом крупным бесценным, и снабдил украшеньями разными, и украсил плитами из яшмы, и всяким узорным литьем,- блеском осыпав ее так, что боль­но смотреть, ибо вся она в золоте стала. И украсил ее, и осыпал утварью золотой, драгоценной, всем входящим на удивленье, так, что всякий, видевший это, не может выразить словом невероятной ее красоты; золотом и эмалью, и всякими драгоценностями, и церковным имуществом украшена, и всякой церковной утварью - золотая дарохранительница с дорогими каменьями, с опахалами ценными и кадилами разными, и снаружи от верха до пола по стенам и столбам тоже золотом крыто, и двери, и своды у церкви также золотом крыты, и купол златом украшен от верха до деисуса, и разным церковным добром переполнена, украшена всяким художеством!

Князь Андрей и город Владимир неприступным сделал, к нему он ворота золотые соорудил, а другие - серебром отделал, и создал соборную каменную церковь в честь святой Богородицы, прекрасную весьма, и разными украшеньями осыпал ее из золота и серебра, и пять куполов ее вызолотил, а все три церковные двери золотом выложил и дорогими каменьями, и жемчугом украсил ее драгоценным, и всяким узорным литьем расцветил, и обильем светильников золотых и серебряных ее осветил, и амвон из золота и серебра поставил, а служебные сосуды и опахала и другие украшения церковные - все золотом и драгоценным каменьем, и жемчугом крупным в обилье осыпал. Три же дарохранительницы, очень большие, из чистого золота, из камней драгоценных поставил: и видом своим, и работой до удивленья подобны они Святая Святых Соломона. И в Боголюбове, и в городе Владимире купола золотые поставил, и своды позолотил, и стены внутри каменьем по злату осыпал, столбы позлатил, и снаружи ее и по сводам птиц золотых, и кубки, и паруса, из золота литые, поставил по церкви по всей и по сводам кругом.

Но, кроме того, и другие он многие церкви поставил различные в камне, и монастыри он создал, почему на весь церковный синклит и на церковников всех и обратил бог свой взор; и не отягчил своей памяти пьянством, и кормильцем был для монахов и монахинь, и нищих, и всякого звания людям он был как любимый отец,- но больше всего он милостив был подаяньем, слыша голос господень: «Все, что творите вы малым сим, то мне вы творите». А также Давид говорит: «Блажен помогающий нищим, дающий всегда - от господа он не отступится», сила и разум в нем жили, и верная правда ходила с ним рядом. И прочих достоинств много в нем было, любую привычку он делал достойной: ночами входил он в церковь и свечи запаливал сам, и, видя образ божий, на иконах написанный, вглядывался как в самого творца, и изображенья святых на иконах встречая, смирял свой вид, сокрушенный сердцем, испуская вздохи из глубины и слезы из глаз испуская, в раскаянье Давиду подражал, оплакивая множество грехов своих, возлюбив бессмертное выше тленного и небесное более, чем кратковременное, и жизнь со святыми у вседержителя бога больше этого царства земного, он всяким достоинством, точно мудрый второй Соломон, был украшен.

И такое достоинство имел: велел каждый день возить по городу еду и питье различное, больным и нищим на пользу, и, видя всякого нищего, к нему приходящего с просьбой, подавал им по прошению их, так говоря, будто «это Христос, пришедший проверить меня»,- и так принимал он любого, к нему приходящего, как Христос завещал, сказавший: «Если малым сим сотворите -то мне вы сотворите!» И держал то слово в сердце всегда, потому и достойно от бога смертный венец восприял ты, княже Андрей, мужеством именитым братьям, благоразумным святым страстотерпцам равный, последовал ты, кровью омыв все страданья свои. Ибо если бы не беда - не было б венца, если бы не мука - не было бы благодати:

всякий, живущий добродетельно, не может быть без множества врагов. Князь же Андрей, о готовящемся злодейском убийстве своем узнав заранее, духом воспламенился священным и ни на что не рассчитывал, говоря: «Господа бога, моего вседержителя и творца своего, избранный народ на кресте пригвоздил, сказав: «Пусть кровь его будет на нас и на детях наших», а также и слово, сказанное устами святых евангелистов: «Если кто положит душу свою за други своя - может учеником моим быть». Этот же боголюбивый князь не за друга, но за самого творца, возведшего все из небытия в бытие, душу свою положил. Потому-то, узнав об убийстве твоем, страстотерпец княже Андрей, изумились небесные силы, глядя на кровь, за Христа проливаемую; рыдает народ православный, видя отца сирот и кормильца, омраченную тьмою звезду светоносную; а убийцы проклятые огнем окрещаются вечным, что пожигает тернье любого греха, то есть любое деянье. Ты ж, страстотерпец, проси всемогущего бога за потомство свое, и за родичей, и за Русскую землю - миру мир даровать.

Мы же к прежнему возвратимся.

Итак, состоялся в пятницу на обедне коварный совет злодеев преступных. И был у князя Яким, слуга, которому он доверял. Узнав от кого-то, что брата его велел князь казнить, возбудился он по дьявольскому наущению и примчался с криками к друзьям своим, злым сообщникам, как когда-то Иуда к евреям, стремясь угодить отцу своему, сатане, и стал говорить: «Сегодня его казнил, а завтра - нас, так промыслим о князе этом!» И задумали убийство в ночь, как Иуда на господа.

Как настала ночь, они, прибежав и схвативши оружие, пошли на князя как дикие звери, но, пока шли они к спальне его, пронзил их и страх, и трепет. И бежали с крыльца, опустясь в погреба, напились вина. Сатана возбуждал их в погребе и, служа им незримо, помогал укрепиться в том, что они обещали ему. И так, упившись вином, взошли они на крыльцо. главарем же убийц был Петр, зять Кучки, Анбал, яс родом, Ключник, да Яким, да Кучковичи - всего числом двадцать зловредных убийц, вошедших в греховный заговор в тот день У Петра, у Кучкова зятя, когда настала субботняя ночь на память святых апостолов Петра и Павла.

Когда, схватив оружие, как звери свирепые приблизились они к спальне, где блаженный князь Андрей возлежал, позвал один, став у дверей: «Господин мой! Господин мой...» И князь отозвался: «Кто здесь?» - тот же сказал: «Прокопий...», но в сомненье князь произнес: «О, малый, не Прокопий...» Те же, подскочив к дверям и поняв, что князь здесь, начали бить в двери и силой выломили их. Блаженный же вскочил, хотел схватить меч, но не было тут меча, ибо в тот день взял его Анбал-ключник, а был его меч мечом святого Бориса. И ворвались двое убийц, и набросились на него, и князь швырнул одного под себя, а другие, решив, что повержен князь, впотьмах поразили своего; но после, разглядев князя, схватились с ним сильно, ибо был он силен. И рубили его мечами и саблями, и раны копьем ему нанесли, и воскликнул он: «О, горе вам, бесчестные, зачем уподобились вы Горясеру? Какое вам зло я нанес? Если кровь мою прольете на земле, пусть бог отомстит вам за мой хлеб!» Бесчестные же эти, решив, что убили его окончательно, взяв раненого своего, понесли его вон и, вздрагивая, ушли. Князь же, внезапно выйдя за ними, начал рыгать и стонать от внутренней боли, пробираясь к крыльцу. Те же, услышав голос, воротились снова к нему. И пока стояли они так, сказал один: «Стоя там, я видел в окно князя, как шел он с крыльца вниз». И воскликнули все: «Ищите его!»-и бросились все взглянуть, нет ли князя там, где, убив его, бросили. И сказали: «Теперь мы погибли! Скорее ищите его!» И так, запалив свечи, отыскали его по кровавому следу.

Князь же, увидев, что идут к нему, воздев руки к небу, обратился к богу, говоря: «Если, боже, в этом сужден мне конец - принимаю его... Хоть и много я согрешил, господи, заповедей твоих не соблюдая, знаю, что милостив ты, когда видишь плачущего, и навстречу спешишь, направляя заблудшего». И, вздохнув от самого сердца, прослезился, и припомнил все беды Иова, и вникнул в душу свою, и сказал: «Господи, хоть при жизни и сотворил я много грехов и недобрых дел, но прости мне их все, удостой меня, грешного, боже, конец мой принять, как святые принимали его, ибо такие страданья и различные смерти выпадали праведникам; и как святые пророки и апостолы с мучениками получили награду, за господа кровь свою проливая; как и святые мученики и преподобные отцы горькие муки и разные смерти приняли, и сломлены были дьяволом, и очистились, как золото в горниле. Их же молитвами, господи, к избранному тобой стаду с праведными овцами причти меня, ведь и святые благоверные властители пролили кровь, пострадав за народ свой, как и господь наш Иисус Христос спас мир от соблазна дьявольского священною кровью своею». И, так говоря, ободрялся, и вновь говорил: «Господи! взгляни на слабость мою и смотри на смиренье мое, и злую мою печаль, и скорбь мою, охватившую ныне меня! Пусть, уповая, стерплю я все это... Благодарю тебя, господи, что смирил ты душу мою и в царстве твоем сонаследником сделал меня! Вот и ныне, господи, если кровь мою и прольют, то причти меня к лику святых твоих мучеников, господи!..»

И пока он так говорил и молился о грехах своих богу, сидя за лестничным столбом, заговорщики долго искали его - и увидели сидящим подобно непорочному агнцу. И тут проклятые подскочили и прикончили его. Петр же отсек ему правую руку. А князь, на небо взглянув, сказал: «Господи, в руки тебе предаю душу мою» - и умер. Убит был с субботы в ночь, на рассвете, под утро уже воскресенья - день памяти двенадцати апостолов.

Проклятые же, возвращаясь оттуда, убили Прокопия, любимца его, оттуда прошли в палаты и забрали золото, и дорогие камни, и жемчуг, и всякие украшения,- все, что дорого было князю. И погрузив на лучших его лошадей, до света еще отослали себе по домам. А сами, схватив заветное княжье оружье, стали собирать воинов, говоря: «Ждать ли, пока пойдет на нас из Владимира дружина?» - и собрали отряд, и послали к Владимиру весть: «Не замышляете ли чего против нас? Хотим мы с вами уладить: ведь не только одни мы задумали так, и средь вас есть наши сообщники». И ответили владимирцы: «Кто ваш сообщник - тот пусть будет с вами, а нам без нужды» - и разошлись, и ринулись грабить: страшно глядеть!

Прибежал на княжий двор Кузьма-киевлянин: «Уже нету князя: убит!» И стал расспрашивать Кузьма: «Где убит господин?» - и ответили ему: «Вон лежит, выволочен в сад! Но не смей его брать, все решили бросить его собакам... Если же кто приступит к нему - тот враг нам, убьем и его!» И начал оплакивать князя Кузьма: «Господин мой! Как ты не распознал мерзких и бесчестных врагов своих, идущих тебя убить? И как это ты не сумел победить их, некогда побеждавший полки неверных болгар?» - и так оплакивал он князя. И подошел ключник Анбал, родом яс, управитель всего княжьего дома, надо всеми власть ему дал князь. И сказал, взглянув на него, Кузьма: «Анбал, вражий сын! Дай хоть ковер или что-нибудь, чтобы постлать или чем накрыть господина нашего». И ответил Анбал: «Ступай прочь! Мы хотим бросить его собакам». И сказал Кузьма: «Ах, еретик! уже и собакам бросить! Да помнишь ли ты, жид, в каком платье пришел ты сюда? Теперь стоишь ты в бархате, а князь лежит наг, но прошу тебя честью: сбрось мне что-нибудь!» И сбросил тот ковер и плащ. И, обернув ими тело, понес Кузьма в церковь и сказал: «Отоприте мне церковь!» - и ответили: «Брось его тут, в притворе, что тебе за печаль!» - ибо все уже были пьяны. И подумал Кузьма: «Уже, господин, и холопы твои знать тебя не хотят; бывало, купец приходил из Царьграда иль из иной стороны, из Русской земли, и католик, и христианин, и язычник любой, и ты говорил: «Введите в церковь его и в палаты, пусть видят истинное христианство!» - и принимали крещенье и болгары, и жиды, и любые язычники, увидев славу божью и украшенье церковное! И те теперь больше оплачут тебя, а эти и в церковь не дают положить».

И так положил его в притворе, накрыв плащом, и лежало тут тело два дня и две ночи. На третий день пришел козьмодемьянский игумен Арсений и сказал: «Хотя мы и долго взирали на старших игуменов, но долго ли этому князю лежать так?! Отоприте мне церковь, отпою его и положим в гроб. А когда уляжется эта смута, то, придя из Владимира, перенесут туда князя». И пришли клирошане боголюбские, взявши, внесли тело в церковь и вложили в каменный гроб, отпев над ним погребальные песни с игуменом Арсением вместе.

Жители же Боголюбова разграбили княжеский дом и строителей, которые сошлись на строительство зданий,- золото, и серебро, и одежды, и ткани, и добро, которому нет числа. И много случилось бед в его области: дома посадников и управителей пограбили, а самих их, и слуг, и стражей убили, дома их пограбили, не ведая сказанного: «Где закон - тут и обид много». Грабители приходили грабить и из деревень. Грабежи начались и в самом Владимире, пока не стал ходить Микула с образом святой богородицы в ризах по городу - тогда пресеклись грабежи. Пишет апостол Павел: «Всякая душа властям повинуется», ибо власти богом поставлены; природой земной царь подобен любому человеку, но властию сана он выше - как бог. Сказал великий Иоанн Златоуст: «Если кто противится власти - противится закону божьему. Князь не напрасно носит меч - он ведь божий слуга».

Мы же вернемся к прежнему.

На шестой день, в пятницу, сказали владимирцы игумену Феодулу и Луке, начальнику хора в храме святой Богородицы: «Приготовьте носилки, да поедем - возьмем князя и господина своего Андрея». А Микуле сказали: «Собери священников, все, облачась в ризы, выходите за Серебряные ворота с иконой святой богородицы - тут князя дождешься». И сделал так Феодул, игумен храма святой Богородицы Владимирской, с клирошанами и с владимирцами поехали за князем в Боголюбово и, взяв тело его, привезли во Владимир с честью и с плачем великим.

И так, через некое время, как стало шествие двигаться из Боголюбова, народ не мог никак удержаться, но все вскричали, от слез же не могли и смотреть, а вопли их издалека было слышно. И начали все люди, рыдая, говорить: «Уже ведь не к Киеву, господин наш, ты поехал! В ту церковь Владимирскую над Золотыми воротами, которую сделать велел подобною той, что стоит на великом дворе Ярославлеве, сказав: «Построю церковь такой золотой же, как и ворота - пусть будет во славу всей моей родине!» И так плакал по нем весь город, и, тело его убрав, с честью и с песнями, хвалящими бога, положили его в дивной, достойной похвал, церкви святой Богородицы златоверхой, которую сам он создал.

Так вот князь Андрей при жизни не дал телу своему покоя и глазам своим сна - пока не обрел настоящего дома, прибежища всех христиан: царица небесных собраний и госпожа всей вселенной всякого человека разным путем ко спасенью приводит. Как учит апостол: «Кого любит бог - того и наказывает», и побивает всякого сына, какого приемлет; ибо коль наказанья претерпите - точно сыном становитесь богу! Ибо бог не поставил прекрасного солнца на месте одном, чтоб оттуда могло освещать всю вселенную, но устроил ему восхожденье, зенит и заход. Точно так и слугу своего, князя Андрея,- не взял к себе князя Андрея безмездно, а дал ему подвигом душу спасти, кровью омыв прегрешенья свои, и с братьей своей, с Романом, с Давыдом, согласно к богу пришел. И, в блаженство рая вселяясь безмолвно с ними, которых око не видит и ухо не слышит (сердцем нельзя осознать, что бог приготовил для верных своих), те блага сподобившись видеть, вечно радуйся ты, Андрей, князь великий. Дерзай всемогущего, из богатейших богатого, на высоких престолах сидящего бога просить, чтоб простил он братии твоих, победу им дал над врагами и мирное царство, правленье почетное и многолетнее, во веки веков. Аминь