Что такое триптих деисус. Т

(фр. deambulatoire, от deambuler - прогуливаться, прохаживаться), обход алтаря - в некоторых базиликах развитого романского стиля (прежде всего в храмах овернской школы 11 в. и в Бургундии), позже в готических соборах (см. Готика, преимущественно во Франции и Испании) обходная галерея, как бы продолжающая боковые нефы за трансептом и окружающая хор с вост. стороны (та же планировка иногда повторяется в крипте собора). Идея Д. восходит к планировке раннехристианских центрических сооружений типа базилик Сан-Стефано Ротондо в Риме (6 в.) или Сан-Витале в Равенне (6 в.); впервые, как принято считать, была осуществлена в базилике Сен-Мартен в Type (10 - 14 вв.). Обход позволял регулировать потоки паломников, поклонявшихся реликвиям, выставленным в апсиде (либо в апсидиальных капеллах). В некоторых больших соборах - пятинефных (Нотр-Дам в Париже) либо с пятью нефами, начинающимися от алтаря (Нотр-Дам в Шартре), сооружался т. н. двойной Д. (в два нефа).

ДЕЗУРБАНИЗМ (фр. desurba nisme) - направление в градостроительстве 20 в., отрицающее целесообразность концентрации населения в больших городах и разрабатывающее проекты рассредоточения жителей за пределами городов и создания системы небольших поселков среди природы. Принципы Д. сформулировал Фрэнк Ллойд Райт в книге "Исчезающий город" (1932) и в проекте (1935), предполагавшем размещение жилых и общественных зданий среди сельскохозяйственных угодий. Идеи Д. оказали влияние на архитекторов России (проект зеленого города, 1930, архитекторы М. О. Барщ, М. Я. Гинзбург) и на строительство городов-спутников после второй мировой войны. См. Город-сад.

ДЕИСУС (греч. deesis, букв. - моление), деисис - трехличная икона или композиция из трех икон, трех фигур, изображающая Христа посредине и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматерь и Иоанна Предтечу. Композиция Д. помещалась во втором ярусе иконостаса, над Царскими вратами, а также над дверьми при входе в церковь и даже над воротами и входными дверьми во дворцах и домах, на предметах облачения и т. д. Д. бывали оглавные (изображались только головы), поясные и в рост. Как правило, Спаситель изображается благословляющим, с Евангелием в руке. Богоматерь (слева от зрителя) и Иоанн Предтеча (справа) - в позе молитвы, иногда со свитками в руках. Д. с умоляющими Богоматерью и Иоанном Предтечей изображается в сцене Страшного суда: как посредники между Богом и людьми они умоляют Христа зарод христианский. Композиция Д. сложилась в византийском искусстве. В русском высоком иконостасе Д. занял центральное место, определяя художественный строй всего живописного ансамбля. Д., дополненный с обеих сторон фигурами архангелов, апостолов и других святых, выделялся в иконостасе размерами и торжественностью строя, образуя деисусный чин, В центре композиции иконостаса утверждается образ Спаса на престоле (Вседержителя), определяющий величественный масштаб композиции. В русской иконописи иконы Д. известны с 12 в. (две горизонтальные иконы из Успенского собора Московского Кремля в Третьяковской галерее); знаменитые иконы деисусного чина созданы в нач. 15 в. Андреем Рублевым и Даниилом Черным (ок. 1408, Третьяковская галерея) для Успенского собора во Владимире, в нач. 16 в. Дионисием, Фео досием и Владимиром (1500 - 1502, Третьяковская галерея) для Ферапонтова монастыря.

ДЕИСУСНЫЙ ЧИН - ярус иконостаса с иконами Иисуса Христа (благословляющего правой рукой и с Евангелием в левой руке.) и святых, обращающихся к нему в молитве. Его ядром является трехфигурный деисус, уже в 11 в. помещавшийся наряду с изображениями важнейших событий Нового завета на узких иконах горизонтального формата, устанавливавшихся на архитравах византийских алтарных преград. В дальнейшем созрела идея убранства алтарной преграды по преимуществу как образа моления святых о "Божьем милосердии". Известны принадлежавшие к Д. ч. иконы 12 в., написанные на отдельных досках. В 14 в. основной композицией алтарной преграды становится Д. ч. крупных икон с полуфигурами святых, где следом за Богоматерью и Иоанном Предтечей изображаются архангелы Михаил и Гавриил и апостолы из числа двенадцати, из которых ближайшими к Христу были Петр и Павел. Такой состав Д. ч. стал каноническим для искусства всех стран византийского мира, кроме Руси, где в кон. 14 в. был создан грандиозный Д. ч. с композицией "Спас в силах" в центре и предстоящими ему изображаемыми в полный рост представителями различных чинов святости. Первым таким Д. ч. из сохранившихся (а, возможно, и самым ранним) был созданный Феофаном Греком (ок. 1399 - 1405), находящийся в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля: вслед за Петром и Павлом Христу там предстоят творцы литургии Василий Великий и Иоанн Златоуст. Тогда же в Д. ч. стали включать изображения великомучеников Георгия и Димитрия, на что указывают их иконы, находящиеся в том же иконостасе, хотя, вероятно, не принадлежавшие изначально феофановскому чину.Д. ч. стал обязательным ярусом возникшего на рубеже 14 - 15 вв. русского высокого иконостаса, а его тип, представленный кремлевским памятником, стал ведущим. В Д. ч. иконостасов Успенского собора во Владимире ("Васильевский чин", ок. 1408) и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1420-е гг.) при той же иерархии предстоящих фигур, как в кремлевском Д. ч., возросло их число. Апостольский "лик" пополнился иконами Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, святительский - иконами Григория Богослова и Николы Чудотворца. К кон. 15 в. в Д. ч. вошли представители еще одной категории святости - преподобные: обычно это столпники Симеон и Даниил. За святителями вселенской церкви стали следовать русские иерархи: московские митрополиты Петр и Алексий, ростовский архиепископ Леонтий. В 16 в. преподобные часто представлены исключительно русскими святыми: Сергием Радонежским, Варлаамом Хутынским и др. В соответствии с установившейся иерархией в Д. ч. включались иконы других русских святых, напр. князей Бориса и Глеба как мучеников. В сер. 17 в. реформаторская деятельность патриарха Никона коснулась и состава Д. ч. В новом иконостасе Успенского собора Московского Кремля, созданном по его заказу в 1653 г., он был приведен к норме, свойственной искусству остального православного мира: по сторонам от икон архангелов здесь стоят иконы двенадцати апостолов. Такая иконография Д. ч., в 15 - 16 вв. на Руси исключительно редкая, сразу стала ведущей; Д. ч. с усложненным составом предстоящих фигур остался популярным в русской провинции, в глухих местах - до 19 в. В кон. 17 в. Христос в среднике Д. ч. стал изображаться в облике Царя царей и Великого архиерея. Образ Христа судии сменился образом его как главы небесной и земной церкви. В средниках всех чинов иконостаса, соединившихся в сплошную вертикаль, отчетливее, чем прежде, зазвучала тема единства Земной и Небесной церкви, покровительства Небесного царства царству Земному. В таком виде Д. ч. существовал до 19 в., когда с развитием ретроспективных тенденций в церковном искусстве стали повторяться формы, свойственные ему до сер. 17 в.

На иконе представлена композиция Деисуса, в переводе с греческого означающего «моление». Она является одной из самых распространенных и символически емких иконографических тем, которая складывается еще в ранневизантийский период, а с XI века становится центральным образом, доминировавшим и в украшении рукописей, и в литургической утвари, и в монументальных программах.

Деисус традиционно располагается в конхе центральной апсиды, на алтарном своде, над царскими вратами алтарной преграды и, как ядро композиции «Страшного суда», на западной стене. В концентрированной, почти эмблематичной форме Деисус воплощал целый ряд важнейших символико-догматических идей, являясь своего рода главной иконой в пространстве церкви. Перенесенный в скромную монашескую келью, он создавал синтезирующий образ всей храмовой декорации. К таким келейным Деисусам, по всей видимости, и принадлежала небольшая синайская икона.

В центре композиции изображен Христос, стоящий, подобно императору, на особом красном подножии и благословляющий с Евангелием в левой руке. По сторонам - Богоматерь и Иоанн Креститель, протягивающие к Нему руки в жесте моления. Изобразительная схема восходит к позднеантичным императорским церемониям, когда во время приемов по сторонам императора стояли высшие придворные, склонившиеся с протянутыми руками. Смысл ритуальных жестов состоял в выражении покорности и прославлении владыки мира. В данном контексте византийский Деисус может быть понят как образ небесного двора, где Христу космократору предстоят наиболее близкие Ему на земле высшие представители человеческого рода.

Наряду с темой прославления важнейший смысл Деисуса составляет идея заступничества: лучшие из людей молят Высшего судию о милосердии в день Страшного суда. Богоматерь и Иоанн Креститель выступают как посредники между грешным человечеством и всемилостливым Господом, олицетворяя надежду на спасение. Именно эта идея выделена как главная в дошедшем до нас описании одной из икон Деисуса, принадлежащем современнику синайской иконы византийскому интеллектуалу Иоанну Мавроподу.

В XI веке Деисус имел и глубокий литургический смысл, создавая многозначный образ Евхаристической жертвы. По мнению византийских богословов, Богоматерь, олицетворявшая новозаветную Церковь, и Иоанн Предтеча , унаследовавший ветхозаветное священство и передавший его в момент Крещения, как бы сослужат Христу «Великому архиерею», свершающему литургию в небесном храме. Примечательно, что в синайской иконе под обычными хитоном и гиматием Христа видны поручи священнического стихаря.

При этом Христос из Деисуса может быть истолкован и как образ самой Жертвы - евхаристического Агнца на дискосе, рядом с которым в чине проскомидии располагаются просфоры Богородицы и Иоанна Крестителя. В строгом соответствии с древней литургической традицией Христос в Деисусе одновременно приемлющий, приносящий и приносимый.

Воплощенное в композиции Деисуса сочетание идей прославления, спасения и евхаристии подчеркнуто изображениями на верхнем поле синайской иконы, где строго над головой Христа показан медальон с троном, который обрамляют два поясных образа архангелов, протягивающих к трону покровенные руки. Это образ «Престола славы» и «Престола уготованного» на Страшном суде, одновременно это литургический образ алтарного престола, на котором приносится Жертва, и, наконец, в византийском истолковании это символ Св. Троицы, осуществляющей Домостроительство спасения.

На боковых полях синайской иконы присутствуют два редких изображения: св. Иоанна Милостивого в епископском облачении патриарха Александрийского и св. Иоанна Лествичника , показанного как игумен Синайского монастыря в особом головном уборе и монашеских одеждах, держащим в правой руке мученический крест. Образ Иоанна Лествичника говорит о том, что икона была заказана для монастыря или даже в нем написана. Изображения двух святых Иоаннов, прославившихся в VII веке, несомненно, были связаны с особой волей заказчика иконы.

Первоначальный живописный слой синайской иконы имеет серьезные утраты, они особенно заметны в фигуре Иоанна Крестителя. Дописями являются три медальона нижнего поля и медальон с архангелом в правом верхнем углу.

Порядок расположения икон в храмовых залах православных церквей не случаен, впрочем, как и применяемые в написании самих образов каноны. Определенным традициям, правилам расположения на центральном иконостасе подчиняется каждый, находящийся там образ.

Определенный порядок, в котором располагаются конкретные образы, имеет собственное название. Случайно или же произвольно в храмовом зале не может быть размещена ни одна икона. Деисусный чин - одно из таких незыблемых правил расположения образов на части центрального иконостаса в храме, но не только. У этого понятия есть и иные значения.

Что это такое в иконостасе?

Деисусный чин иконостаса - традиционный порядок расположения образов во втором его ряду. Именно второй ряд считается основным, как в большом, главном иконостасе православного храма, так и в малом.

Разумеется, центральное место в этом ряду занимает образ Господа. Как правило, это икона, изображающая Христа Вседержителя, реже - иная, например, образ «Спаса в Силах». Далее в ряду располагаются Иоанн Предтеча и, конечно же, Богородица. Деисусный чин этими образами, разумеется, не ограничивается.

Какие еще иконы включаются в деисусный ряд?

Второй ряд в иконостасе православного храма включает в себя как обязательные образы, так и второстепенные. Их количество напрямую зависит от величины иконостаса и статуса церкви. Это означает, что в городском соборе образов деисусный чин будет содержать намного больше, чем в сельской не очень большой церкви.

Как уже и было упомянуто, центральное место в чине занимает образ Господа. Далее по сторонам от Иисуса размещаются два образа, их включает в себя каждый деисусный чин, вне зависимости от статуса или же размеров храма. изображающие Богородицу и Иоанна Предтечу.

В чем заключается смысл деисусного ряда?

Конечно же, деисусный чин возник не просто так и расположение иконописных образов несет в себе определенный смысл. Понять его совершенно не составляет труда даже далекому от религиозного мировоззрения человеку при внимательном взгляде на иконостас.

В центре ряда находится образ Господа, сурово взирающего перед собой. Продолжает деисусный чин Богоматерь, находящаяся по правую руку Христа. Взгляд Богородицы обращен уже не на верующих, а на Господа. Образ Иоанна Предтечи или же Крестителя, расположенный по левую руку Иисуса, также развернут к Господу. Расположение остальных образов, дополняющих ряд, аналогично.

Таким образом, суть этого ряда интуитивно понятна и воспринимается каждым человеком. Деисусный чин изображает суд Господа над людьми. Богородица и Иоанн выступают в роли заступников, молителей за человеческие души. Поэтому их образы в иконостасе развернуты в сторону Христа, обращены к нему, а не к взирающим на них прихожанам храма.

Почему ряд так называется?

Слово, лежащее в основе названия «деисус», имеет греческое происхождение. Точное его произношение - предмет спора лингвистов и филологов. Многие из них склоняются к тому, что «деисус» — упрощенное произношение, то есть обрусевшая форма слова. Произносить его более правильно - «деисис». Однако у церковников по поводу правильности произношения нет никакой позиции, духовенство допускает оба варианта.

Слово «чин» исконно славянское. У него несколько значений, однако в богослужениях это слово означает строго определенный порядок чего-либо. Это может быть как последовательность молитв во время службы, так и ее устав или какой-либо иной порядок.

Что означает само название?

Смысловое значение слова «деисус» — прошение, моление за что-либо или же кого-либо. Назван основной ряд иконостаса таким образом потому, что исполнен он в традиционном для православия стиле молитвенного заступничества. Все второстепенные фигуры обращены лицами или даже корпусом к Богу, они молят его о милосердии и прощении.

Именно в посреднической молитве о прощении и милосердии и заключается догматическое значение деисусного чина. О прощении рода человеческого Иисуса молят Богоматерь и прочие святые, они воплощают собой заступничество за души людей пред Господним престолом.

Так называют только ряд в церковном иконостасе?

Деисусный чин - это не только ряд в храмовом иконостасе. Скорее, термин обозначает художественную композицию, выражающую конкретный смысл. Это может быть как сочетание многих икон, выстроенных в один ряд, так и длинная настенная фреска. Разумеется, в этом же стиле и с аналогичным смыслом выполняются и простые иконы.

Иконопись в деисусном стиле возникла благодаря становлению литургии в византийских храмах. Этот период был связан с так называемым временем иконоборчества. В храмах Византии в тот период во время богослужений на архитрав алтарной преграды помещалась небольшая икона с деисусным сюжетом. Изображены на ней были, как правило, лишь сам Господь, Иоанн Предтеча и Богоматерь. Обуславливалось это тем, что подобное содержание иконы максимально точно передавало суть христианства - прощение, заступничество, любовь и милосердие.

После окончания эпохи иконоборчества деисусный жанр остался одним из самых востребованных. Небольшие алтарные образы развились до триптихов в домах и, конечно же, целого ряда на православных церковных иконостасах.

Какими они бывают?

Отдельная композиция, помещающаяся на небольшой доске, носит название «Предста Царица одесную Тебе». Христос изображается на такой иконе в виде Царя Царей. В торжественных одеждах прописываются и образы Богоматери и Иоанна.

Не менее известна и иконописная композиция, на которой Господь находится с двумя архангелами - Гавриилом и Михаилом. Называется икона с такой композицией «Ангельский деисус». История появления этого варианта сюжета деисусной иконы неизвестна. Многие историки, изучающие православие и все, что с ним связано, полагают, что данный образ не имеет отношения к деисусному направлению, а является переосмысленным изложением сюжета Троицы. Однако церковники относят этот вариант иконы к деисусным изображениям.

Помимо отдельных небольших образов, к деисусным относят и составные ряды в домашнем Красном углу. Красный угол - место в доме, где размещаются образы святых, лампады, свечи. То есть это место в доме, предназначенное для молитвы. В домашнем деисусном ряду допускаются различные отступления от канонов, соблюдаемых в храмовых иконостасах. К примеру, образ Крестителя на Руси достаточно часто заменяют иконой с ликом Николая Чудотворца.

Храмовые деисусные ряды могут являться огрудными, ростовыми или же оглавными. Вне зависимости от того, как оформлен ряд, порядок расположения образов в нем соблюдается неукоснительно. Центральное место занимает Господь, рядом с ним расположены фигуры Крестителя и Богородицы. Далее следуют два архангела. Вслед за их образами наступает черед апостолов, а далее располагаются мученики, святые, преподобные.

При оформлении иконостасов в храмовых залах этот порядок никогда не нарушается. Впрочем, это справедливо и для настенных деисусных росписей в церквях. Изображения с сюжетом «Ангельский деисус» представлены в храмах исключительно в виде отдельных икон, находящихся в зале.

Де́исус [греч. δέησις - моление], образ, в к-ром разные святые предстательствуют перед Христом за род человеческий. Это наименование в Византии давалось вотивным иконам, имеющим особое личное значение для вкладчика, просящего о заступничестве. Как об определенном типе иконы о Д. упоминает Михаил Атталиат († ок. 1085) в Диатаксисе: «Темплон имеет также в центре Деисус и житие святого и преподобного Предтечи» (цит. по: Walter . 1982. Р. 183). Д. обычно имеет фризовую композицию, центральное ядро которой - стоящие в молитвенных позах по сторонам от Христа Богоматерь (по правую руку) и св. Иоанн Предтеча (по левую руку). На сложение данной иконографии большое влияние оказала литургия, определив прежде всего ее идейное содержание. Как лит. основу композиции можно рассматривать неск. литургических текстов: благодарственную молитву Евхаристии или молитвословия литии. Моление литии, в котором Церковь прибегает к заступничеству Богородицы, св. Иоанна Предтечи, бесплотных сил, апостолов, вселенских учителей и святителей, мучеников и преподобных, наиболее точно, а зачастую буквально соответствует составу святых в деисусных композициях. Содержание образа в зависимости от контекста имеет более выраженный евхаристический или чаще всего преобладающий эсхатологический характер. И в молитвах Евхаристии, и в молитвах литии звучит тема Страшного Суда, о «добром ответе» на к-ром молится вся Церковь во главе с Богородицей и св. Иоанном Предтечей.

Иконография Д. разнообразна. Композиции отличаются по составу святых, количеству фигур, иконографии центрального образа Христа, а также Богоматери и св. Иоанна Предтечи, жестам персонажей, их атрибутам, текстам в кодексах и на свитках, нюансам поворотов фигур, размерам и типам изображений (ростовой, поясной, оглавный). Один из самых ранних примеров Д.- фреска ц. Санта-Мария Антиква в Риме (VII в.): Христос изображен в рост, св. Иоанн Предтеча представлен не с молитвенным, а с указующим жестом.

Трехфигурный Д.

(триморф, греч. τρίμορφος, τριμόρφιον, τριπρόσωπος παράστασις).

В послеиконоборческий период становится типичной сокращенная иконографическая схема, включающая всего 3 фигуры - Христа, Богоматери и св. Иоанна Предтечи. В центре изображается Христос, стоящий (икона «Деисус со святыми на полях», XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) или восседающий на престоле, с закрытым Евангелием, к-рое Он придерживает левой рукой, правой - благословляет (эпистилии темплонов с 12 праздниками, XII в., там же). Слева (по правую руку Христа) - Богоматерь с молитвенно сложенными руками, справа - с тем же молитвенным жестом св. Иоанн Предтеча. Такие изображения известны в монументальной живописи (мозаика кафоликона мон-ря Ватопед, кон. X - нач. XI в.), в прикладном искусстве (Арбавильский триптих, слоновая кость, X в., Лувр, Париж,; ставротека из Сайднайского мон-ря , перегородчатая эмаль, XI в., ГЭ).

Наряду с изображениями в рост встречаются поясные Д.-триморфы (в юго-зап. вестибюле собора Св. Софии в К-поле, 60-е гг. XIII в.). Идейное содержание деисусной композиции, ее соответствие евхаристическим молитвам обусловило включение Д.-триморфа в роспись центрального алтаря: в люнетах над окнами центральной апсиды кафоликона мон-ря Осиос Лукас (20-е гг. XI в.) помещен поясной Д.; в росписи алтаря собора Св. Софии в Киеве (1037) над центральной апсидой находятся медальоны с поясными образами Христа, Богоматери и св. Иоанна Предтечи. Д.-триморф включался в состав визант. эпистилиев темплонов в качестве средника праздничного ряда. В Грузии и Каппадокии Д.-триморф часто является главной композицией алтаря и помещается в конхе центральной апсиды (Дирекли-килисе, Каппадокия, X в.,- рядом с Христом в апсиде изображены поклоняющиеся ангелы); так же украшена центральная апсида Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря (40-е гг. XII в.). В Византии Д.-триморф как главная композиция в конхе апсиды встречается в росписи погребальных капелл: в крипте монастыря Осиос Лукас; в мавзолее серб. иерархов в ц. св. Апостолов (Спаса) в Пече (1260); в парекклисионе ц. Богородицы Паммакаристос в К-поле (1311-1320). Иконы Д.-триморфа создавались на Балканах в поздне- и поствизант. периоды. Спаситель, как правило, изображается с раскрытым Евангелием, фигуры Богоматери и св. Иоанна Предтечи помещаются на 2-м плане, за престолом (икона «Деисус со святыми на полях», кон. XIV - нач. XV в., ГТГ; икона из Бачковского мон-ря, 1495, Нац. художественная галерея, София), иногда в сильно уменьшенном размере (икона изографа Николы, 1703, Нац. художественная галерея, София). На Руси иконы Д.-триморфа встречаются реже (напр., икона Д. (оглавный), нач. XIII в., ГТГ; псковская икона «Деисус с Параскевой и Анастасией», XV в., НГОМЗ).

C XI в. Д.-триморф становится центром композиции «Страшный Суд», где Богоматерь и св. Иоанн Предтеча представлены как ходатаи за человеческий род перед Христом-Судией (миниатюра из Евангелия XI в.- Рaris. gr. 74; икона XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, роспись ц. Панагии Халкеон в Фессалонике, 1028; мозаики ц. Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130).

Многофигурный Д.

Предстоящие Христу святые изображены в иерархическом порядке. Один из ранних примеров - 5-фигурный Д. Лимбургской ставротеки (X в.). Помимо Богоматери и св. Иоанна Предтечи, к-рые здесь представлены на противоположных, а не на своих традиционных местах (Богоматерь по левую, а Иоанн по правую руку Христа), здесь помещены архангелы в лоратных облачениях. За Богородицей - арх. Михаил, за св. Иоанном Предтечей - арх. Гавриил. Все святые изображены в рост по сторонам от тронного образа Христа. Объемно-пространственным вариантом 5-фигурного Д. (поясного) является мозаика свода нартекса и люнета над центральным входом в кафоликон мон-ря Осиос Лукас: над порталом помещен центральный образ Христа Пантократора с раскрытым Евангелием, в медальонах на сводах - Богоматерь с воздетыми руками, св. Иоанн Предтеча и 2 архангела.

В 5-фигурном Д. на шитой пелене 2-й пол. XIV в. (НГОМЗ) по сторонам Спасителя на престоле предстоящие изображены в меньшем масштабе, чем центральная фигура. Архангелы в лорах держат лабарумы и зерцала. Деисусная композиция с Нерукотворным образом Спасителя в центре, Богоматерью, св. Иоанном Предтечей, архангелами Михаилом и Гавриилом и 4 рус. святителями представлена на шитом воздухе кнг. Марии Тверской (1389, ГИМ). На псковской иконе кон. XV в. (центральная часть триптиха с Д. и избранными святыми) архангелы находятся на 2-м плане, за престолом Спасителя, их лики склонены к Богоматери и св. Иоанну Предтече.

В 7-фигурном Д. (др. название - «седмица») за архангелами помещаются изображения первоверховных апостолов Петра и Павла (фреска в Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде, ок. 1144, ап. Петр представлен с благословляющим жестом). Одним из ранних примеров, свидетельствующих о существовании деисусного чина иконостаса, а не только включения деисусной композиции в состав эпистилия, являются 5 икон XIII в. поясного Д. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Такие чины получили широкое распространение в Византии и на Руси в XIV-XV вв. («Высоцкий чин», 80-90-е гг. XIV в., ГТГ, ГРМ; деисусный чин из собрания Н. П. Лихачёва, кон. XIV в., ГТГ; «Звенигородский чин», нач. XV в., ГТГ). В это же время существовали иконостасы с ростовыми деисусными чинами. Об этом свидетельствуют как сохранившиеся комплексы, так и отдельные иконы (иконы архангелов в рост, XIV в., частное собрание; 5 икон центральной части деисусного чина иконостаса Софийского собора в Новгороде, XV в.). Д. на новгородской иконе «Молящиеся новгородцы» (НГОМЗ, XV в.) включает 7 фигур в рост. Иногда 7-фигурный Д. имеет перспективный вид, ангелы помещаются на 2-м плане, за престолом Спасителя (икона, XVI в., музей П. Д. Корина, ГТГ; икона, XVI в., ЦМиАР).

Развитие рус. высокого иконостаса отразилось на составе деисусного ряда. В кон. XIV-XV в. появились Д., состоящие из 9 и более ростовых икон. За апостолами представлены святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, далее - великомученики Георгий и Димитрий, завершают ряд иконы преподобных столпников (иконостас Благовещенского собора; «Васильевский чин», 20-е гг. XV в., ГТГ). В зависимости от размеров иконостаса число апостолов и святителей может увеличиваться. В Д. встречаются иконы евангелистов, святителей Григория Богослова и Николая (иконостас Рождественского собора Ферапонтова мон-ря). Одновременно с увеличением числа святых, предстоящих Христу-Судии, в московском искусстве появился новый иконографический тип центрального образа в ростовом Д.- «Спас в силах».

Композиции Д. отличаются не только количеством и составом персонажей, но и различными иконографическими деталями. Богоматерь может изображаться со скорбным жестом, как в сцене «Распятие»,- поднятой к груди левой рукой («Высоцкий чин»), с поднятой вверх левой рукой (Д. из с. Ободова Спировского р-на Тверской обл., XV в., ЦМиАР), а также с развернутым свитком с текстом молитвы «Владыко многомилостиве» в руке (по типу иконографии Богоматери Параклесис (Агиосоритиссы), напр., Д. в верхней части иконы «Святые братья Алфановы», 1701, НГОМЗ); cв. Иоанн Предтеча - с развернутым свитком в руке («Васильевский чин»); ап. Петр - с развернутым свитком в виде раструба («Высоцкий чин»).

Апостольский Д.

Древнейший тип композиции, по содержанию отвечающей теме моления Церкви перед Христом. Прообразом такого Д. является популярное в ранневизант. период изображение Христа с 12 учениками (росписи катакомб, III-IV вв.; мозаика апсиды ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в.; апостолы в медальонах в мозаиках кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае, 560-565). Один из ранних примеров апостольского Д.- икона с Д. и 12 праздниками (кон. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), напоминающая изображение иконостаса в миниатюре. В среднике - 5-фигурная композиция с архангелами, по сторонам - попарно 12 апостолов в рост. Сокращенный вариант такого апостольского Д., с Петром и Павлом и 2 евангелистами, представлен в среднике эпистилия темплона из мон-ря Ватопед на Афоне (XII в.). Эпистилий темплона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XIII в.) представляет собой поясной апостольский Д. без архангелов, включающий помимо изображений Богоматери и св. Иоанна Предтечи образы апостолов Петра и Павла, 4 евангелистов и великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Д. с евангелистами находился в иконостасе кафоликона мон-ря Хиландар (XIV в.). В рус. искусстве самым ранним примером апостольского Д. являются псковские иконы ростового чина из ц. Успения Пресв. Богородицы на Пароменье в Пскове (XV в., ПИАМ). Этот тип композиции не получил распространения на Руси в XV-XVI вв. и чаще встречается в искусстве кон. XVII в. (напр., иконостас ц. Покрова в Филях).

«Царский» Д., или «Предста Царица одесную Тебе»

Особый вариант3-фигурногоД., к-рый называется также «Царь царей» и «Христос Великий Архиерей». В центре изображается Спаситель на престоле в царской далматике и лоре, поверх к-рого часто лежит омофор, в короне-камилавке с перпендулиями (подвесками), с Евангелием и с жезлом в левой руке, в нек-рых композициях - с посохом. Слева от Христа в молитвенном предстоянии - Богоматерь в царских одеждах и короне, иногда со свитком, на к-ром написана обращенная ко Христу молитва (ц. свт. Николая мон-ря Слепче, Македония, ок. 1620), справа - cв. Иоанн Предтеча в своих обычных одеждах, с развернутым свитком в руке. Подобные композиции получили распространение в визант. искусстве во 2-й пол. XIV в. Самый ранний пример представлен в росписи церквей Успения мон-ря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343); мон-ря Богоматери Заумской в Зауме, Македония (1361); вмч. Димитрия Маркова мон-ря, Македония (ок. 1376); св. Афанасия в Кастории (кон. XIV в.), а также в рус. росписях, на иконах балканских мастеров и их более поздних повторениях (ц. Спаса на Ковалёве, ок. 1380; икона из Успенского собора Московского Кремля, кон. XIV в., ГММК; икона XV в., ГТГ; икона, 1562, ГРМ). Лит. основой образа является текст 44-го псалма, начинающийся словами «Предста Царица одесную Тебе», к-рые истолковываются как пророчество о Богоматери-Церкви. Рядом с Христом надписи: «Царь Царем», «Судия праведный», «Грозный Судия». В XVII в. композиция встречается в качестве средника деисусного чина иконостаса (ц. Покрова в Филях).

В рус. иконописи Д. встречается не только как самостоятельная композиция, но и в качестве дополнения на иконах др. сюжета, обычно располагаясь на верхнем поле над средником. Такой тип икон представляет собой развитие широко распространенных в визант. искусстве X-XIII вв. образов с избранными святыми на полях (напр., икона «Свт. Николай», X в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Деисусные композиции отличаются большим разнообразием как иконографических вариантов средника, так и составом предстоящих. Особую популярность получили иконы с Д. в искусстве Новгорода и Пскова. Один из ранних примеров - псковская икона «Илия Пророк с житием» (XIII в., ГТГ), где на верхнем поле представлен 7-фигурный поясной Д. На иконе свт. Николая («Никола Липный») мастера Алексы Петрова (1294, НГОМЗ) представлен поясной апостольский Д. с архангелами, в центре которого - этимасия; на псковской иконе «Рождество Богоматери» (XV в., музей П. Д. Корина, ГТГ) - поясной чин с архангелами, Богоматерью и свт. Николаем по сторонам от Спасителя; на иконе северных писем «Свт. Николай» (нач. XVI в., ГРМ) - 5-фигурный поясной Д. с Нерукотворным образом Спасителя в центре; на иконе «Богоматерь с Младенцем и избранными святыми» (1565, ГРМ) - 7-фигурная фронтальная композиция с поясными изображениями Спасителя, архангелами Михаилом и Гавриилом, апостолами Петром и Павлом, святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. По аналогии с деисусной композицией в искусстве Рус. Севера XVI-XVII вв. получило распространение изображение избранных святых в позах молитвенного предстояния со свт. Николаем в среднике (напр., икона «Св. Анастасия Римляныня с избранными святыми», XVII в., ПИАМ).

Лит.: Кирпичников А . И . Деисус на Востоке и Западе и его лит. параллели // ЖМНП. 1893. № 11. С. 1-26; Walter C . Further Notes on the Deesis // REB. 1970. T. 28. P. 161-187; idem . Art and Ritual of the Byzantine Church. L., 1982. С. 95-106; idem . A New Look at the Byzantine Sanctuary Battier // Литургия, архитектура и искусство визант. мира / Под ред. К. К. Акентьева. СПб., 1995. С. 95-106; Лазарев В . Н . Два новых памятника рус. станковой живописи XII-XIII вв.: К истории иконостаса // Он же . Рус. средневек. живопись: Ст. и исслед. М., 1970. С. 128-139; Бетин Л . В . Об архитектурной композиции древнерус. высоких иконостасов // ДРИ. М., 1970. [Вып.:] Худож. культура Москвы и прилежащих к ней княжеств, XIV-XVI вв. С. 41-56; он же . Исторические основы древнерус. высокого иконостаса // Там же. С. 57-72; Grigoridou L . L"image de la Déisis Royale dans une fresque du XIVe siècle a Castoria // Actes du XIVe Congrès intern. des études Byzantines. Bucur., 1975. Vol. 2. P. 47-52; Смирнова Э . С . Живопись Великого Новгорода: Сер. XIII - нач. XV в. М., 1976. С. 206-207; Осташенко Е . Я . Об иконографическом типе иконы «Предста Царица» Успенского собора Моск. Кремля // ДРИ. М., 1977. [Вып.:] Проблемы и атрибуции. С. 175-187; Салтыков А . А . Деисусные иконы из с. Ободово // Там же. С. 188-198; Velmans T . L"image de la Déisis dans les églises de Géorgie et dans le reste du monde byzantin // Cah. Arch. 1980/1981. Т. 29. Р. 47-102; Bogyay Th ., von . Déisis // LCI. Bd. 1. Sp. 494-499; Cutler A . Under the Sign of the Déisis: on the Question of Representativeness in Medieval Art and Literature // DOP. 1987. Vol. 41. P. 145-154.

Н. В. Квливидзе

Деисус

Ангельский деисус, конец XII в., Владимир

Трехчастная композиция с изображением Иисуса Христа, Иоанна Предтечи и Богоматери — деисус (деисусный чин) — представляет наиболее характерный и распространенный иконописный тип. Принимая различные формы, от небольшого походного складня до целого ряда в иконостасе православного храма, деисус обладает множеством смыслов, значение которых меняется в зависимости от контекста. С точки зрения христианской догматики, он олицетворяет моление перед лицом Спасителя за человеческий род, пересекаясь, в то же время, с канонической иконографией Страшного Суда. С другой стороны, он может быть рассмотрен как символическое представление христианской — земной и небесной — церкви. Наконец, с точки зрения развития художественного языка, деисус составляет особое направление иконописи, сыгравшее важную роль в процессе становления православной иконографии в целом.

Деисус, что в переводе с греческого языка означает «прошение» или «моление», представляет особую иконографическую композицию, которая включает в себя изображения Богоматери, Иоанна Крестителя и расположенный между ними образ Иисуса Христа. Это древнейший и наиболее распространенный мотив православной иконописи, который встречается и в иконах, и в богослужебных миниатюрах, однако основное направление его развития связано с процессами становления православного иконостаса.

Деисусная композиция зародилась в Византии как элемент убранства алтарных преград. Прообразом чина можно считать «темплон» — горизонтальную плоскость, венчавшую ранние византийские иконостасы. В центре нее помещалось распятие, а впоследствии — икона Христа. Дополненный ликами Богоматери и Иоанна Крестителя, образ Спасителя стал в центре трехчастной композиции, получившей название «малого деисуса».

С привнесением византийских традиций на русскую почву, композиция малого деисуса претерпела развитие до деисусного чина, который включал в себя также иконы апостолов, архангелов и святых. Хрестоматийный пример — деисус из Владимирского Успенского собора, созданный при участии Даниила Черного и Андрея Рублева около 1408 года — состоял из тринадцати ростовых икон высотой более двух метров каждая. С появлением высокого иконостаса, который сформировался к началу XV столетия, формат и количество образов в деисусном ряду продолжали расти. Широкое распространение в иконостасах XV - XVII веков снискал «апостольский деисус», включающий в себя иконы всех 12 апостолов.

Иконография малого деисуса, остающегося неизменным и обязательным элементом любого без исключения деисусного чина, объединяет несколько типов, которые различаются по стилистике, технике и композиции. Наиболее распространенное исполнение — триптих, состоящий из трех отдельных икон — оглавых, оплечных или ростовых, что наиболее характерно для высокого иконостаса. Расположенный в центре образ Христа пишется в иконографии «Царь царем», «Пантократор», «Спас в Силах» или «Великий Архиерей» и, как правило, представляет Спасителя, восседающего на троне. Образ Божьей Матери, расположенный по правую руку (слева относительно зрителя), относится к типу «Заступница» (Агиосортисса), который представляет самостоятельный элемент иконографии Богородицы и выделяется тем, что только в этом иконописном каноне изображение Богоматери представлено без Младенца Христа на руках. Многие из числа наиболее старых и чтимых икон, включая известный Халкопратийский образ, созданный во второй половине XIV века, относятся к этому типу.

Слева (справа относительно зрителя) располагается икона святого Иоанна Крестителя, который также как Матерь Божья пишется вполоборота к Иисусу Христу со сложенными в молитве руками.

Деисусная икона "Предста Царица", конец XIV в., Успенский собор Московского Кремля

В ином и также распространенном на Руси исполнении, малый деисус выступает в образе иконы «Предста Царица», которая представляет особую иконографию, основанную на описании 44-го псалма, гласящего: «Дщери царей в чести Твоей, предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена».

Обладая особыми символическими и стилистическими чертами, композиция «Предста Царица» образует самостоятельный извод, который восходит к древним византийским прообразам. Каноничное исполнение иконы представляет одноименный образ, датированный концом XIV века и происходящий из собрания Успенского собора Московского Кремля. Фигура Христа написана в иконографии «Царь Царем»: спаситель представлен восседающим на престоле, в царской далматике и камилавке, с Евангелием в руках. Богородица, облаченная в царские одежды, изображается обращенной к Спасителю и взывающей к нему, на что указывают сложенные в молитвенном жесте руки. Справа от Иисуса Христа изображен Иоанн Креститель, держащий в руках свиток, что соответствует традиционной иконографии изображения святого.

Вопреки строгим канонам изображения, история православной иконописи знает различные трактовки малого деисуса. Прежде всего, здесь можно отметить «Ангельский деисус», который представляет собой самостоятельную иконографию, объединяющую изображения Спаса Эммануила, архангелов Михаила и Гавриила. В другом исполнении, которое широко распространено в наши дни, место Иоанна Крестителя занимает святой Николай Чудотворец. Известны также несколько ранних икон «Предста Царица» с изображением одного из ветхозаветных пророков, Царя Давида, находящегося по левую руку от Иисуса Христа.