Почему священник дал поцеловать руку. О священнослужителях и духовном руководстве

М ир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

У местно ли обращаться к священнику: «Святой отец?»

Н еобходимо ли целовать руку священника после елеопомазания?

С ледует ли целовать крест и руку священника в день причастия?

Н ужно ли покрывать голову платками маленьким девочкам, когда они идут в Храм?

Отвечает протоиерей Сергий Николаев:

« О бращение к духовному лицу «Святой отец» принято в Католической Церкви, а так же среди православных в некоторых западных областях Украины. В российской традиции, официальное обращение - ваше преподобие или ваше высокопреподобие . В иных случаях - отец такой-то (имя) , или батюшка.

Иногда вместо имени священника называют его послушание или должность: отец настоятель, отец наместник, отец благочинный, отец эконом. Обращаясь к епископу, говорят: Владыка . К дьякону: отец дьякон или отец такой-то (имя).

Однако порой мы можем услышать обращение: «святый отче» , в котором слово «святый» означает не святость лица, а сан священника. Так что, русский перевод этого славянского обращения скорее непривычен, чем неправилен.

— Необходимо ли целовать руку священника после елеопомазания?

— Обычай целовать руку очень древний. В светском обществе на сегодняшний день сохранилась только традиция целования рук у женщин. Однако такая традиция возникла в Европе всего лишь в средние века, во времена увлечения культом Прекрасной Дамы. До этого в большинстве обществ руку целовали мужчинам. Целовали руку дающего или имеющего возможность дать . А хозяевами, владельцами были в основном мужчины. Вассал целовал руку господина. Раб и слуга - руку хозяина. Жена - руку мужа.

В таком действии был глубокий смысл: целованием руки человек выражал благодарность за реальные или возможные милости, исходящие от этой руки. Кстати, обычай, получая подарок, прикладываться к руке дарителя, сохранялся во многих христианских странах до самого последнего времени.

Священник также является подателем милости - благословения, поэтому, получив благословение, люди прикладываются к его руке. Кроме того, всякий священник - это слуга Божий, он дает нам не свое, а то, что получил от Господа, и, прикладываясь к руке батюшки, мы выражаем благодарность не ему, а Истинному Подателю милости - Господу. Смущение в этом случае может испытывать только очень гордый человек.

Святой елей - символ Божьей милости. Священник не от себя, а от Господа преподает нам его. А мы, благодаря Бога, целуем руку, через которую Он оказал нам эту милость.

Иногда в этом случае прикладываются к крестику на поруче священника. Поруч - это часть священнического облачения, лента с крестом, стягивающая запястье, как знак того, что священник творит действия не своими руками, а Сам Господь действует через него.

— Следует ли целовать крест и руку священника в день причастия?

— В день причастия, по окончании службы, мы целуем крест, но к руке священника уже не прикладываемся. В этот день так же не принято прикладываться к иконам и другим святыням. В причастии мы уже имеем самую великую святыню, и искать чего-то еще - бессмысленно. Как если бы некто, получив помощь от самого царя, обратился затем к его вельможе и тем унизил бы царя неверием в его могущество.

— Нужно ли покрывать голову платками маленьким девочкам, когда они идут в Храм?

— Покров на голове женщины – знак послушания; платочек на голове малышки – это тоже знак послушания. А слушаться детей нужно приучать с самого раннего возраста.

Платочек на службе – первое отличие для ребенка особенного пространства храма от пространства дома и улицы, отличие времени общения с Богом от будничного времени. Легкий платочек - первое и самое легкое бремя Христово, возложенное на девочку. Она еще не может, по возрасту, поститься, не знает молитв, но уже, через платочек, знакома с благочестием. Апостол Павел, среди наставлений духовной жизни, написал и о покрове на голове женщины. Какую заботу проявил о вас великий апостол! Почему же не ответить послушанием на его любовь?»

На Всенощном бдении, на полиелее, после того как священник помажет кисточкой лоб, ему целуют руку. Так в нашем храме. Но недавно в другом храме священник руку убрал, когда я хотела ее поцеловать. Целовать или не целовать руку священника? И когда?

По этому вопросу нет каких-либо канонических положений. Это благочестивый обычай. В монастырях принято целовать крест на поруче (поруч - это парчёвый нарукавник с нашитым на него крестом, что означает, что руками священника действует Сам Бог) у священника.

Обычно на приходе целуют руку священника, благословляющего или помазывающего. Никогда не целуют руку священника, держащего Чашу и причащающего. После принятия Св. Таин причастившемуся отирают платом губы, и он благоговейно и легко целует (касается губами) Чашу. Но еще раз повторю: целовать или не целовать руку - это обычай, который в каждом храме может быть своим.

- Можно ли приходить в храм с косметикой на лице?

В этом нет ничего плохого. Однако если губы накрашены, то прежде чем прикладываться к иконам, кресту, Евангелию, а тем более целовать Чашу, следует помаду снять. Могу засвидетельствовать, что у нас в храме после каждой воскресной Божественной литургии диаконы оттирают губную помаду с крестов, которые даются для целования верующим в конце службы.

Совсем недавно для нашего храма была написана икона Спасителя. Прекрасные краски, работа... эта икона была выставлена в храме, чтобы каждый верующий мог помолиться перед ней. Икона была без киота, то есть не была помещена под стекло. Через некоторое время ее пришлось... мыть и реставрировать: она вся была в отпечатках накрашенных помадой губ...

- Допустима ли косметика как таковая?

Апостол Петр писал, что украшением женщины должно быть не плетение волос, но чистая душа. Это верно. Однако в разумном использовании косметики нет ничего дурного. Во всяком случае, Церковь не запрещает красиво и со вкусом одеваться, пользоваться одеколоном и духами, подкрашивать волосы (может быть, чтобы скрыть седину). Все это - элементы культуры. И нет ничего плохого в том, что женщина подведёт тушью глаза или сделает с помощью помады свои губы более яркими. В разумных пределах это возможно.

Но здесь, конечно, не должно быть излишества, косметику не следует использовать для обольщения лиц противоположного пола.

- Нужно ли детей заставлять поститься?

Можно назвать постящимся человека, сидящего в тюрьме, которого кормят только постной похлёбкой? Нельзя! Пост - это сознательный и свободный отказ от удовольствий, сытости, приятных продуктов. Никакой нравственной ценности в подвиге, к которому принудили, заставили, нет. Мое убеждение: детям нужно объяснять, что это их служение Богу. И они должны научиться самостоятельно делать такой выбор.

- А вообще, должен ли ребенок поститься?

Пост - это не диета, не смена пищи. Слово «пост» происходит от «пусто», «пуст». Пост - это аскетическая дисциплина. Человек понимает, что слишком сильно зависит от вкусного, сытного, приятного. Пост - возможность научиться побеждать требования плоти. Пост, кроме всего прочего, - и наша маленькая жертва Богу. Мы не только требуем чего-то, просим от Бога. Мы как бы говорим ему: «Господи, наш пост - жертва Тебе».

Конечно, поститься должен и ребенок. Его пост, правда, должен отличаться от поста взрослого человека. Взрослый на время поста отказывается от вкусной, сытной, утончённой, расслабляющей пищи: мясного, молочного, алкоголя, сигарет и т. д., ребенку же отказываться от мясного и молочного не нужно: в этой пище нуждается его растущий организм. Но зато он может, например, отказаться на время поста от сладостей: оставить сладкий чай, сладкие фрукты, но конфеты, пирожные, мороженое и т. п. исключить.

И взрослые, и дети на время поста могут отказаться от просмотра развлекательных телепрограмм. Одна моя прихожанка рассказала, что перед Великим Постом ее десятилетний сын, решая, может ли он чем-то пожертвовать для Бога, сказал: «Мама, я все-таки поститься не буду! Я буду смотреть телевизор, как и смотрел». И тогда мама сказала: «Это твой самостоятельный выбор. Пожалуйста, смотри телевизор. Ты этим как бы признаешься, что пост не для тебя. Но тогда не для тебя и Пасха! Ты не будешь красить яйца, не пойдёшь ночью в храм, не получишь пасхальных подарков...». Для мальчика наступило тяжёлое время раздумий. Тогда мама привела ребенка на беседу со священником. Мальчик сказал мне: «Понимаете, я просто не смогу отказаться от телевизора на весь Пост». Я предложил не смотреть телевизор в некоторые дни недели: в среду, пятницу и субботу. Это оказалось по силам, и мальчик ревностно жертвовал Богу своим отказом от мороженого и пирожных (в воскресные дни разрешалось) и отказом три дня в неделю от телевизора. И достойно встретил Пасху!

- Значит, и взрослым можно не строго поститься, а по силам?

Разумеется! Но только пусть эту норму - «по силам» - установите не лично вы, а вместе с вами ваш духовник.

Напомню, что наши посты - четыре больших в течение года, еженедельные в среду и пятницу и еще в некоторые дни - это, скажем так, максимальное требование, которое Церковь предлагает ревностным христианам. Кто может вместить эту строгость, этот максимальный уровень постного подвига, тот пусть так и постится. Но многие из христиан не могут этого. Тогда пусть они продумают с духовником более мягкий «режим» поста. А к детям вообще нужен особый и очень индивидуальный подход.

Можно ли и как праздновать Новый год с 31 декабря на 1 января? Многие говорят, что правильно праздновать 14 января.

Мы с вами должны знать, что еще в 1917 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви было определено, что накануне 1 января весьма желательно служить новогодние молебны. Мы с вами - граждане страны, живущей по новому стилю. Вся страна отмечает Новый год не 14-го, а 1 января. И Церковь не препятствует этому. Напротив, во всех богослужебных указаниях, помещаемых в официальных церковных изданиях, говорится о том, что новогодние молебны мы должны совершать именно накануне 1 января. Они служатся обычно вечером 31 декабря, в 17 или 18 часов, практически во всех храмах страны.

Но как его встречать, если продолжается Рождественский пост? Думаю, каждый должен это решить со своим духовником. Пост желательно не нарушать, но если ваши близкие Новый год встречают, нет греха в том, чтобы посидеть вместе с ними за столом, поднять бокал шампанского, посмотреть телевизионные программы.

От мясного и молочного лучше воздержаться.

- Можно ли дружить с сектантами? Просто дружить, не принимая их веры?

Конечно, можно! Только всегда помните, что вы - христиане, и ваши неверующие друзья могут невольно, а может быть, и желая вам блага, подтолкнуть вас к делам, не соответствующим вашему высокому христианскому званию. Быть христианином - значит быть духовно бдительным. А общаться, дружить можно с кем угодно.

Сейчас очень много пишут о евангелии от Иуды Искариотского. Правда ли, что эта книга полностью меняет наши знания о Христе, о самом Иуде? Как к этому евангелию относиться?

Как раз сейчас у меня на письменном столе лежит эта книга. И действительно, в последнее время очень настойчиво разные СМИ говорят нам, что найден «уникальный» документ, ниспровергающий все и вся.

Вся эта шумиха - не более чем мыльный пузырь. Многие далекие от христианства журналисты с радостью ухватились за упоминания об этом псевдоевангелии, потому что сам факт существования документа, в котором дается какая-то иная информация, нежели дает официальное христианство, как бы санкционирует их неверие. И журналисты эти даже не поинтересовались, как Церковь относится к этой находке и публикации, что думают обо всем этом авторитетные историки, ученые.

А если бы они подъяли такой труд (на самом-то деле несложный), они бы узнали, что найденный текст относится к типичному гностическому еретическому направлению мысли. Подобных текстов известно много, особенно после находок, сделанных в Египте в 1970-е годах. Они публикуются, причём даже в солидных богословских журналах, комментируются. Однако ниспровергнуть христианство они не могут в принципе.

Дело в том, что гностицизм - это хорошо изученное еретическое направление, существовавшее во II–III веках. Гностики (а по-гречески «гнозис» значит «знание») говорили, что им открыты истинные знания о Боге и мире. Согласно этому знанию, Бог и диавол соперничают в космосе (дуализм). Небо осталось за Богом, мир земной - порождение диавола, соответственно, материя - это что-то недолжное, греховное. Задача человека - познать Истину и, расставшись с оковами плоти, взойти на Небеса. Никакого воскресения из мертвых, преображения материи не будет. Естественно, и Христос не воскресал. А некоторые гностики так гнушались телом, материей, что выдвинули тезис, что Иисус и человеческую природу принял не на самом деле, а лишь кажущимся образом (Таких гностиков называли докетами - от греч. «докео » - «кажусь») .

Несложно увидеть, что это учение тесно примыкает к античным греческим и восточным представлениям и не имеет ничего общего с Евангельским благовестием и вообще с Библейским богословием.

О гностицизме писали многие богословы и святые отцы раннехристианского времени. Много и публикаций в научной литературе. Так, например, почти 100 лет назад, в 1917 году в Киеве профессор М.Э. Поснов выпустил замечательную работу: «Гностицизм II века и победа христианской Церкви над ним» в 830 страниц! (В 1991 году эта работа была переиздана.)

Так что идеи и аргументы гностиков хорошо изучены. Евангелие от Иуды - обычное гностическое сочинение.

- А о чем говорит это евангелие от Иуды?

Его основная мысль - Иуда был очень хорошим человеком, более того, высшим из учеников. Только ему Иисус наедине открывал истинное знание. В чем это истинное знание состояло? В наборе общепризнанных гностиками «истин».

В том, что есть небесные сферы и ими правит Бог. А земным миром правит низший правитель, злой и хитрый, по имени Небро (Восставший), или Ялдабаотх. (Христиане могут узнать в этом правителе сатану.) И хотя мы живем в мире, контролируемом Небро, в нас есть божественный дух, благодаря которому мы причастны Богу. От человека требуется - жить с осознанием Божества внутри нас и надеяться на скорое освобождение от уз греховного мира.

Согласно этому «уникальному документу», Иуда предаёт Иисуса для того, чтобы Иисуса распяли и этим... помогли Ему освободиться от бренной греховной плоти и взойти к Богу на Небеса.

- Что такое Протоевангелие от Иакова?

Это одно из апокрифических евангелий, каких во II–III веках христианской эры было десятки. С греческого «апокриф» переводится как «подложная книга». Многие из апокрифов возникли в сектантской, еретической среде. Но это не значит, что абсолютно все, что там написано, - ложь и ересь. Апокрифическое Евангелие от Иакова - наверное, самое безопасное сочинение такого рода. В Евангелии Иаков назван братом Господним; возможно, это был двоюродный брат Христа. Он был первым епископом Иерусалима, одним из 70 апостолов, и скончался мученически около 63 года I века. Так как Иаков был родственником Христа, он, безусловно, был знаком с Божией Матерью. Собственно, его Евангелие и есть рассказ о Деве Марии и о детстве Христа. От Иакова мы узнаем о событии Введения Богородицы во Храм в трехлетнем возрасте, некоторые подробности о Рождестве Христовом. Ученые говорят, что если это Евангелие и не принадлежит авторству Иакова, то все же здесь изложены предания христиан, близких к Иисусу и Его Матери. Это Евангелие могло появиться в конце I века, и в него вошли рассказы, имеющие под собой некое историческое основание.

Почему Евангелие от Иакова не вошло в канон священных новозаветных книг? Прежде всего, потому, что там мало подлинного живого благовестия. Этот древнехристианский документ говорит нам о детстве Иисуса Христа, но не говорит, зачем Он пришёл. Суть же наших, канонических, Евангелий - свидетельство о Боговоплощении, о том, что человеческая природа через Христа стала причастна Божественной жизни. Что Иисус Христос нас соединяет с Богом. Этого в Евангелии от Иакова мы не находим.

Тем не менее, темы, затронутые в этом Евангелии, стали достоянием Предания, богослужебной и молитвенной жизни Церкви.

- Какой смысл имело Крещение Иисуса Христа?

Когда Иисусу исполняется тридцать лет, Он выходит на служение. Это тот возраст, с которого иудей получал право проповедовать, учить.

И, прежде всего, Иисус принимает Крещение от Иоанна на реке Иордан. Надо пояснить, что ритуальное омовение (у нас перевели словом «крещение») было способом вступления в общину народа Божьего, в Израиль. Иоанн крестит приходящих к нему, возвещая этим создание нового народа Божьего, вступающего в новую эру.

Христос крестится от Иоанна, как Он Сам говорит, чтоб исполнить этим «всякую правду» . «Правда Божия» - это богословский термин, которым иудеи обозначали замысел Божий, план Божий.

Соответственно, когда Спаситель крестится, этим самым Он подчёркивает, что принимает учение о наступлении долгожданных Мессианских времен. Христос отождествляет Себя со Своим народом, народом, истосковавшимся по спасению, по Правде Божией. Если для простых израильтян Крещение было свидетельством их готовности к принятию Мессии, то для Самого Господа Иисуса оно было вступлением на поприще возвещения Мессианского Царства. Сам Христос и есть Мессия, то есть Помазанник, Посланник Божий.

- Сатана искушал Иисуса в пустыне. Зачем?

Сразу после принятия Крещения на Иисуса нападает сатана. Само Крещение было знаком того, что Иисус принимает учение о наступающей новой эре. И не просто принимает это учение, не просто согласен с ожиданиями древних израильтян, но будет трудиться для приближения этой новой эры, Царствия Божия.

И сатанинские силы прекрасно поняли, что для них наступает критический момент. Пощады от Иисуса ждать не приходится... Но, может быть, есть возможность переориентировать Христа в Его служении, как-то договориться с Ним о мире, о способе сосуществования?

Евангелия сообщают, что сразу после Крещения Иоаннова Иисус уединился «в пустыне», или, вернее, в пустынном месте, где Он в бдении и посте размышлял о предстоящем служении. В это время сатана и идет на прямой контакт со Спасителем...

В Новом Завете мы находим два варианта рассказа об искушении Христа диаволом. Первый рассказ - Евангелиста Марка, второй - Матфея и Луки.

Прежде всего, следует пояснить, что греческое слово «искушение» не несет негативного значения. Это слово можно перевести как «испытание». Для Марка важнее всего подчеркнуть, что Христос является вторым Адамом. Марк проводит параллели с Адамом (о котором мы читаем в книги Бытие и с Иисусом Христом). Как первый Адам в Раю был со зверями и его искушал диавол; так и второй Адам - «со зверями», но уже не в Раю (потому что Рай утерян), а в пустыне. Иисуса, как некогда Адама, искушает диавол, но Иисус из этой схватки выходит победителем, тогда как первый Адам пал.

Совершенно иное богословское направление имеет этот эпизод в Евангелиях от Матфея и от Луки. Здесь искушения принимают вид «испытания чудесами». Диавол предлагает Иисусу доказать, что он тот самый Мессия, которого ожидают евреи, и для этого следует совершить ряд демонстративных действий, именно таких чудес и действий, которых ждали от Мессии современники. Это превращение камней в хлеб, то есть, чудо «экономическое», это прыжок с верхнего портика (крыла) Иерусалимского Храма - чудо сверхъестественное. Наконец, искуситель, приступив ко Христу, показывает Ему все царства мира и славу их и говорит Ему: «Все это дам Тебе, если пав поклонишься мне». Господь отгоняет диавола и отметает искушение словами: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

Все эти чудеса, вне зависимости от того, как понимать искушение: как действительное физическое явление диавола или как внутреннее искушение, боровшее Спасителя, показывают нам очень важную вещь: как диавол пытается распространить свою власть над миром, управлять человечеством.

Прежде всего, сатана предлагает превратить камни в хлеб. По сути, это предложение сытостью, экономическим изобилием покорить толпу.

Второе искушение имеет в виду демонстрацию могущества. Запугать людей, поразить силой, властью своей и через это стать господином над людьми.

Наконец, третье искушение, самое тонкое и опасное. Это искушение имеет непосредственное отношение к судьбе еврейского народа, а в более широком смысле - и вообще ко всем народам и культурам Земли. Еврейский народ на протяжении всей своей истории постоянно подпадает под искушение абсолютизировать и обожествить преходящий «век сей», с его богатствами, амбициями и проч. Искомое же и чаемое Царство грядущее, Царство Божие, как бы отодвигается на второй план или вообще забывается.

Поклониться сатане - значит, признать власть князя мира сего, власть бога века сего, признать этот падший греховный мир за единственно возможный и желаемый.

Но Христос не колеблясь, мгновенно отвергает и это искушение, отвечая сатане: прочь с моих глаз!

Итак, самая главная уловка сатаны - представить этот мир как мир счастливый и благополучный и без Бога. Хорошо бы, конечно, жить побогаче, посытнее, а так все в порядке. Был бы могущественный царь, доказавший свое право на абсолютную власть над народом, - и за ним можно чувствовать себя как за каменной стеной.

Сатана предлагает Спасителю антихристов вариант мира, и, согласимся, он очень похож на так хорошо знакомый нам большевистский режим.

Что означает «взять благословение у священника»?

Взять благословение – это попросить священника молитвенно ходатайствовать перед Господом о ниспослании укрепляющей и освящающей благодати Святого Духа.

Когда надо брать у священника благословение?

При встрече со священником после слова «здравствуйте» (или вместо этого слова) сразу говорят: «Батюшка, благословите» - и берут благословение. Берут благословение у священника и после Исповеди.

Кроме того, брать благословение следует во всех важных моментах духовной и мирской жизни. Прежде чем на что-то решиться, хорошо бы посоветоваться со священником и попросить его благословения.

Как правильно взять благословение у священника?

Для этого надо сложить руки правую на левую ладонями вверх, склонить голову и сказать: «Батюшка, благословите». Священник осеняет человека знаком священнического благословения, говорит: «Бог благословит» - и кладет свою правую руку на сложенные ладони благословляемого. После этого целуют благословляющую руку священника – но не как руку человеческую, а как образ благословляющей десницы Подателя всех благ – Господа.

Почему надо целовать руку священника?

В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу. Целование как символ любви и уважения было воспринято и ранними христианами: «Приветствуйте всех братьев любзанием святым» (1 Фес. 5:26).

Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особую духовно-нравственную значимость. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Одновременно целующий руку священника выражает почтение так же и к сану, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. Почитая таким образом священнический сан, верующие выражают почитание всем великим святителям и духовникам, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы «земными ангелами и небесными людьми».

Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (1 Кор. 16:20).

Для чего нужен духовный отец?

Духовный отец необходим для помощи и руководства в духовной жизни – для ее устроения, поддержания и совершенствования, то есть для спасения души. Духовный отец нужен для того, чтобы помочь человеку научиться жить по-христиански. Через послушание духовному отцу человек отвергает свои пристрастия, познает волю Божию и приводит свою собственную человеческую волю в соответствие с ней.

Как найти духовного отца (духовника)?

Прежде всего, следует начать регулярно ходить в храм, исповедоваться, причащаться и усердно молиться, чтоб Господь помог найти духовного отца.

Можно ли выбирать священников?

Когда человек начинает жить духовой жизнью, регулярно посещать храм, участвовать в Таинствах, сверять свою жизнь с установлениями Церкви, у него возникает потребность посоветоваться со священником по разным вопросам – и житейским и духовным. Вот тогда он и начинает искать наставника. И конечно, для духовного руководства можно выбрать того священника, к которому сердце наиболее расположено, которому человек сможет доверить свою душу.

Как относиться к священнику, если знаешь, что он живет недостойно?

Священство не делается оскверненным от недостойного человека: личные человеческие немощи не могут отнять благодати рукоположения. Священник является лишь орудием в руках Божиих, а все Таинства невидимо совершает Сам Христос, потому и недостойный по своим духовным качествам священнослужитель является полноправным совершителем Таинств.

Каким бы ни был священник, только через него можно получить разрешение от грехов. А за свои дела каждый сам отвечает перед Богом – и наставник, и повинующийся. Если видите согрешающего священника, помните слова святого апостола: «Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф. 23:3).

Может, кто-нибудь просветит - в чем принципиальные различия двух религий?

Обсуждение

Для православных католики-еретики.
У католиков принято несколько догматов, которые РПЦ не примет ни при каких условиях.
Это касается и непорочного зачатия Д.М. и ее вознесении на небо, происхождении Св. Духа, целибат..
Вот что нашла..
"Старообрядцы к нам значительно ближе, чем католики. Старообрядцы (поповцы, то есть те, которые сохранили иерархию) - это раскол, то есть разделение из-за обрядовых вопросов и вопросов церковного управления. Католики - это ересь, которая началась с "филиокве" (и некоторых других ошибочных воззрений, например, блаж. Августина) и постепенно распространилась на все стороны церковной жизни. Теперь нас с ними разделяют:
1. Учение о благодати (она у них тварная; так что благодати, в том смысле, как ее понимают православные, у католиков нет; у православных -- не тварная, а энергии Божии).
2. Сотериология, то есть учение о спасении (у католиков -- это получение достаточного для искупления "первородного греха" количества тварной благодати; у православных -- это обожение, то есть соединение с Богом в Его энергиях).
3. Экклисиология, то есть учение о Церкви (у католиков -- это организация, занимающаяся распределением тварной благодати под руководством папы, причем "если суд Божий противоречит суду папы, суд Божий должен быть отменен"; у православных -- Тело Христово, богочеловеческий организм, в котором и совершается обожение верных).
4. Учение о молитве (у католиков предел молитвы -- "блаженное видение Бога святыми"; у православных видение Бога, возможное, отчасти, у еретиков, не есть ни предел, ни спасение, а только соединение Ним; в пределе -- включение верных во внутрибожественную жизнь Св.Троицы).
Как видим, различие между католиками и православными достигает в настоящее время самых, что ни на есть, основ веры и дает все основания для признания их еретиками и для воссединения с ними только на основе их присоединения к православию."

Я, конечно, не спец по данному вопросу, но мое мнение, как простого обывателя следующее: разница между данными течениями такая: исполнение религиозных обрядов, толкование главных религиозных книг, принятие одними и непринятие другими наместничества Бога на Земле (т.е. папства). Хотя последнее понятие может вытекать из первых двух.
Мне то же было бы интересно узнать истоки этих различий и насколько верны мои выводы об этих различиях.

29.06.2001 11:27:59, Катя

Это открытие вносит ясность, кто такие были протохристиане, крестившие или как теперь всё чаще говорят, аттестовавшие Иисуса Христа.

Теперь доказано, что протохристиане - Ессеи занимались и общественными науками, социологией, вопросами социального устройства.
Так, было обнаружено два варианта Устава будущего общества: царствия высоконравственного ("Царствия Небесного").
Вопросы экономики, финансов и политики, по-видимому, тоже были не чужды "первоакадемикам". Так же был найден и распилен так называемый "Медный свиток", который содержал исключительно секретные сведения о тайных схоронах в городах Срединоземноморья около 180 тонн золота и серебра, подготовленного, очевидно, для проведения социальных реформ, о которых совершенно конкретно говорит Иисус Христос в своей знаменитой.и почти никем правильно не прочитанной "Нагорной проповеди", где он в первую очередь упоминает Нищих, сильных интеллектом (духом) своим. Ну, это - другой разговор.

Такой ответ на вопрос о возрасте крещения будет, на мой взгляд, самым конструктивным: если крестить ребенка после начала чтения, то это даст православию новый импульс к истокам - к просвещению и интеллекту, как основе истинной духовности. Конечно, нужен более содержательный набор рекомендаций и принадлежностей для крещения. На этой основе в 1996 г. - 1999 г. разработана программа развития и воспитания: "Каждой семье - одаренных и талантливых детей".- [ссылка-1]
Как я понимаю, там имеется три варианта "Крестильного комплекта" по новому, современному обряду крещения, который неминуемо придет на смену старому - в зависимости от того, какое будущее хочет подарить ребенку родитель? Самое главное - подарить ребенку одаренность путем крещения после того, как ребенок начнет читать, раньше, чем ходить...
Но я считаю, что крестить надо тогда, когда ребенок получит своё первое высшее образование - в новой системе это происходит в возрасте 11 - 12 лет - тогда это будет по-настоящему осознанный выбор.

У Вас возникло желание зайти в храм, но Вас пугает собственное незнание правил поведения в церкви?
...И, да простят меня православные, важнее молитвенников. Поздравляю Вас с таким важным решением в Вашей жизни! go_romanovs Само собой! Я просто полагала, что Библия обязательна по умолчанию, даже как-то странно напоминать христианину о необходимости ее иметь и читать. Инанна Можно вопрос, только не ругайся. А почему священника святым отцом нельзя называть? это совсем плохо? Батюшка, это вроде духовника можно, ну или кого-то лично знакомого, а просто спросить незнакомого священника о чем-то как? или монаха? Тут я пыталась подобрать голосующего монаха, но ему, оказалось, совсем не в ту степь, я его вообще никак назвать не могла, только Вы. А как надо? Акорса Называть священника святым отцом - это принято в католич...

Платочек для себя не забудьте - голову покрыть, и возьмите с собой может печенюшку для малыша - все приятнее мусолить, чем кричать. Марженка Меня попросили подождать на улице. Через 5 минут выбежал муж и потащил меня туда - Машка НИКОГДА раньше так не кричала. Я ее забрала и она сидела у меня на руках. Батюшка ничего не сказал. Длилось минут 40 (но было мало народу). Тараканя (1,3) Мне отдали после того, как покрестили. Но у нас вообще все неформально и очень быстро проходило в махонькой деревенской церкви и батюшка понятливый попался, а как в городе - не знаю. Танья Вообще-то у крестной на руках малыш. Но когда я была крестной, крест...
...В разных церквях время разное. Если детей много, то соответственно крещение длится дольше. А если ребенок один, нам сказали, что минут 15. Но мать вроде не может находиться в том помещении, где ребенка крестят. Мы тоже собираемся крестится на следующей неделе. Maxi Держат там крестные - мальчика - мама, девочку - папа. Маму вообще в церковь не пускают, только потом, когда уже окрестят, позовут, дадут ребенка в руки и будут молитвы читать. МАРГО(сын 2,4 и сын 1,2) Когда я крестила: мам и пап вообще в помещение не пускали только крестные, раз мальчик - то должен в основном делать все крестный Olga and Artemka *** Девочки, если не трудно, расскажите мне темной про крестины: как это происходит, долго ли длиться, что нужно с собой...
...Так что Ваше присутствие на втором этапе крещения обязательно Касяся Во время крещения ребенка должна держать крестная мама (папа), а если рядом будет мама, то малыш будет проситься к маме и капризничать. Lija Зависит от священника который крестит. Одна из убедительных версий, почему не пускают - это указание на то, что дитя принадлежит не матери, а Богу. Ольга Оводова Раньше, когда крестили в первые 40 дней после родов, может и не пускали. Сейчас, если после родов прошло больше 40 дней, должны пустить. Наташа В....

Как правильно вести себя при посещении молельных домов различных религиозных направлений? Общие нормы этикета и основные отличия.

Иисус не унижал женщин, он проповедовал всем, кто желал слушать. Кто придумал накрывать голову женщины в знак покорности мужчине? Последователь, тот же книжник, только из новых. Иисус не оттолкнул кровоточащую женщину, исцелил. И батюшку в церкви, я думаю, должна интересовать чистота моих мыслей и души, а не моего тела и белья - не к гинекологу же на прием я иду. Да, в условиях жаркого климата и антисанитарии конца прошлой эры заповеди Ветхого завета, и имели смысл, но тоже с перебором - прикоснуться и к трупу, и к "нечистой" жене в "критические" дни одинаково гадко. За что родители в церкви должны просить прощения (нет такого в Библии), если рождение деточки - милость Божья? Кто придумал называть женщину...

Обсуждение

Полностью согласна с Вами, Наталья, и восхищаюсь Вашим поступком. Так и надо! Хотя это очень трудно, и большинство из нас полностью уходит в глубину своего горя, но на самом деле путь для выхода из него только один - постараться помочь другому человеку. Не будучи религиозной, я уверена, что бог от нас хочет именно этого - чтобы мы никогда не сдавались, не озлоблялись и возвращались к счастью через любовь, а никак не через уход от мира в монастырь и пр. Иначе зачем же он дал нам этот мир?
А к церкви я до сих пор прийти не могу. Не понимаю многих вещей:
По мнению, христиан, одни люди искупают своими страданиями грехи других людей (начиная с Иисуса). Как-то в детской больнице читала статью священника на стенде, о том, что таков же смысл тяжелых болезней у детей. Так, может, их и лечить не надо? Какое-то языческое отношение - принести жертву, и все решится (а в жертву - не ягненка, а ребенка!). Можно самому обрести мудрость и понимание через страдание. Как может кто-то другой сделать это за тебя?
Прочитав Евангелие, я задалась еще одним вопросом: а почему христианская церковь вообще существует? Иисус велел:
- не строить храмов на земле, а только в душе человека;
- не поститься, не молиться, а лучше пойти и помириться со своим ближним;
- а уж если есть желание помолиться, войти тихо в свой дом и молиться там, чтобы никто тебя не видел.
Разве не так?
Вот поэтому хотелось бы, чтобы все, как Наталья, шли к богу (= к пониманию жизни и своего места в ней) через любовь к людям, к детям, к своему ребенку, а не по советам священников. Даже если они хорошие люди, чистые душой и т.д. - ну кто за вас может мудро распорядиться вашей жизнью, вашими мыслями, вашими чувствами? А если священник дурной человек ил просто равнодушный? Таких очень много.

21.07.2006 12:08:03, Марина

"Не допускай одного, чтобы пациент рассматривал жизненные дела как материал для послушания Врагу. Если ты сделал мир целью, а веру -- средством, человек уже почти в твоих руках и тут совершенно безразлично, какую цель он преследует. Если только митинги, брошюры,
политические кампании, движения и дела значат для него больше, чем молитва,
таинство и милосердие -- он наш."
Это цитата из "Писем Баламута" К.С. Льюиса (C.S. Lewis, The Screwtape Letters). В свое время эта книга подтолкнула меня к тому, чтобы наконец-то покреститься, и я очень рекомендую прочитать ее всем, кто искренне хочет найти ответы, а не просто "тусуется". (Если кому непонятно - это советы старого искушенного беса молодому и начинающему).
Что касается последнего высказывания - "если верить в Христа и идти к Христу - то только не через православие" - то я очень часто слышу подобное. Действительно, в современном сатанинском обществе допустимо быть кем угодно - католиком, сандеистом, огнепоклонником, да хоть язычником - но только не православным! Что ж, для меня это еще одно доказательство того, что именно православное христианство - это истинная вера.

26.02.2005 18:35:38

Умирает столяр и попадает на небеса. Там его встречает Господь Бог и говорит: - Эх, мастер, как я тебе завидую! - Но чему, господи? - Тому, что сделанные тобой табуретки не бегают за тобой толпой и не клянчат ежеминутно: «дай денег, дай здоровья, дай счастья…» Дзен буддистский монах спрашивает своего учителя: - Учитель, как мне стать просветленным? Учитель: - Избавиться от своего Я или эгоизма! Например: идешь ты по улице. Вдруг, видишь в песке золотую монету. Что ты будешь делать...

Обсуждение

Иисус собрал учеников и говорит:
- Людей на Земле постигла страшная беда - они употребляют очень много наркотиков! Мы должны помочь им избавиться от этой напасти... Но для успешного исхода дела мы должны сами знать, что же представляют из себя наркотики. Пусть каждый из вас спустится на Землю и добудет образец!
На следующий день кто-то стучит во врата Рая.
Иисус:
- Кто там?
- Это я, Иоанн.
Иисус, открыв ворота:
- Что ты принёс?
- Марокканский гашиш.
Затем снова раздаётся стук. Иисус спрашивает, кто там.
- Это я, Марк.
Иисус, открыв дверь:
- Что ты принёс?
- Колумбийский кокаин.
Затем приходят Матфей и Лука с индийской коноплей и афганским героином соответственно.
Затем снова раздаётся стук. Иисус:
- Кто там?
- Это я, Иуда.
Иисус, открыв дверь:
- Что ты принёс?
- РУБОП - всем стоять, руки за голову!!!

Помер Папа Римский...
По такому случаю сам апостол Павел устраивает ему экскурсию по раю:
- Вот, взгляните, здесь у нас католики.
- А тут - лютеране...
- А вон там, в парке - протестанты.
- ТС-С-С, тише-тише, здесь православные!
Папа удивлён:
- Почему "тс-с-с", разве они не дети Божьи???
- Э-э-э, видите ли, они считают, что они здесь ОДНИ...

Умер новый русский.Встречает его у ворот рая апостол Петр. Апостол Петр смотрит в блокнот:
- А! Здравствуйте, Аркадий Васильевич! Это у вас вилла на Гаваях и вилла на Канарах имеються?
- Да - Та-ак..квартиры в Лондоне, Нью-Йорке и Париже?
- Д а,есть.
- Квартира в Москве и вилла на Рублевке?
- Да, это все у меня было. Я всю жизнь работал, налоги, между прочим, платил.
- "Роллс-Ройс", яхта, два "Феррари"?
- Да, это у меня все было. А какое это все имеет значение? Я могу войти?
- Да заходите. Только...я боюсь, вам у нас не понравиться...

Умерли в один день поп и налоговый инспектор. Попали на небо и Бог их распределяет:
- Попа в ад, налогового инспектора в рай.
Поп взмолился:
- Боже, я всю жизнь тебе верой и правдой служил, слово твое в народ нес, проповеди читал...
Бог ему и говорит:
- Понимаешь, на твоих проповедях народ скучал, зевал, дремал, зато когда к ним приходил налоговый инспектор, они начинали искренне молиться Богу...

Решили Святой Петр (СП) и Иисус Христос (ИХ) поиграть в гольф. СП устанавливает мяч на первой отметке, размахивается и бъет по мячу. Мяч пролетает 200 метров и падает в 50 сантиметрах от лунки.
ИХ: - Хороший удар, СП!
Ставит мяч на первую отметку и лупит по нему со всей дури. Мяч летит совершенно в другую сторону. СП стоит, усмехается. Под кустом спит заяц.
Прилетает мяч, бъет зайца по голове и застревает у него в ухе. Рядом пролетает коршун. Видя, что под кустом валяется окочурившийся заяц, хватает его, и несет в свое гнездо.
Вдруг, откуда не возмись, быстро набежали тучи. Из тучи бъет молния и попадает прямо в коршуна. Коршун наповал. Перья в одну сторону, заяц в другую. Заяц падает на землю. Мяч от удара выпадает из уха и закатывается в лунку.
ИХ (поднимая глаза к небу): - Папа, дай Я сам поиграю!

Новый русский приходит в церковь и спрашивает у священника:
- Скажите, отец, если я отпишу церкви 500000 долларов, будет ли моя душа спасена?
Священник:
- Не берусь утверждать, но давайте попробуем!

Миллионер приходит в церковь на исповедь. Священник его спрашивает:
- В чем твой грех, сын мой?
- Батюшка, я слишком жадный.
- Жадность - большой грех. Когда ты выйдешь из церкви, ты должен дать 50$ первому, кто попадется на твоем пути.
- Как? 50$ первому встречному?
- Сын мой, если ты хочешь встать на путь исправления, ты должен начать именно с этого.
Миллионер его послушался. Выходит он из церкви - вокруг никого! Идет дальше и видит одну девушку - туфли на каблуках, короткая юбочка, косметика чуть ли не отваливается. Он к ней подходит, дает ей купюру в 50$ и говорит:
- Вот, возьмите.
- Нет, это мало, нужно 100$.
- Почему 100$? Батюшка мне сказал, что нужно дать 50$.
- Ну так ведь батюшка - это постоянный клиент

Иисус, увидев совершенно обездвиженного человека, говорит бедняге:
- Встань и иди!
Никакой реакции. Тогда Иисус повторяет свои слова. Снова безрезультатно.
Тут входит Святой Иоанн со списком больных и говорит:
- Учитель, вы ошибаетесь.
- Иоанн, это невозможно: я никогда не ошибаюсь.
- Я знаю, Иисус, но этот человек не парализован, а глух.

И сказал им Иисус:
- Ответьте, кто, говорите вы, есть Я?
И ответили они:
- Ты - эсхатологическая манифестация основы нашего бытия, явленное нам, онтологическое основание контекста самой нашей сущности.
... И ответствовал им Иисус:
- Чего-чего?

Священник обpатился к пpихожанам с пpосьбой помочь в стpоительстве новой цеpкви. Hеожиданно пеpвой откликнулась известная всему гоpоду пpоститутка:
- Батюшка, вношу две тысячи доллаpов.
- Хотя мы и очень нуждаемся, - говоpит священник, - я не могу пpинять эти гpязные деньги.
Откуда-то из задних pядов раздается гpомкий мужской голос:
- Беpите, батюшка! Ведь это ж наши деньги!

Вызывает главврач психдиспансера своего зама и говорит ему:
- Знаешь, комиссия на неделе будет. Так я им сюрприз приготовил.
- Какой, позвольте?
- Инсценировка "Бородино", на Наполеона я поставил больного из 6-ой палаты, а на роль Кутузова больного из 3-ей, остальных в массовку...
- По-моему, будет слишком кроваво, вам не кажется?
- Хорошо... тогда возьмем ещё больного из палаты номер 7 на роль Иисуса Христа.
- Но зачем, позвольте??!!
- Будет ходить воскрешать...

Знаете ли вы, почему Иисус Христос после своего воскресения предстал сначала перед женщинами? - спросил один шутник. И, не получив ответа, продолжил:
- Потому что, хорошо зная их естественную склонность к болтовне, он понимал, что никто другой не сможет так быстро донести до народа его таинство.

Пастор идет по улице и проходит мимо кучки мальчишек, которые столпились вокруг щенка. "Вы что собачку мучаете?" - спрашивает пастор.
"Нет, дядя, мы просто нашли щенка, и каждый хочет взять его себе. Мы решили устроить соревнование: кто соврет лучше всех, тот и заберет щенка".
- "Ай-ай-ай! Как вам не стыдно! Врать - это грех. Я, когда был маленький, вообще никогда не врал".
Мальчики притихли, переглянулись, потом один из них взял щенка на руки и сказал:
- Забирайте щенка, пастор!...Пеленки для раздетого малыша, чтобы не замерз. 16.4.2001 13:54:40, kuhan Выбирайте для крещения храм, где разрешают присутствовать мамам (есть такие, в которых почему-то пускают только крестных). Желательно (если Вы сама верующая) Вам накануне исповедоваться и причаститься. Да, а перед этим (обычно во время исповеди) батюшка должен прочесть над Вами молитву 40-го дня (которая дает Вам право на участие в таинствах). Тогда Вы с чистой совестью можете держать малыша на руках практически все время, пока длится крещение. 16.4.2001 0:47:48, Тамара Крестные Крестный (восприемник) - это тот, кто принял ребенка после крещения (погружения в купель), кто дал за него все обеты (ребенок сам этого сделать по понятным причинам не в состоянии), кто обеспеч...

Обсуждение

Я хотела крестить сыночка после 40ка дней, как можно скорее. Чисто ради своего успокоения, потому как я Верю. Муж вначале был согласен, а потом запротестовал, типа, пусть подрастет и сам решит, к какой вере он хочет принадлежать. В принципе, возможно, он и прав. Но ведь и поменять веру можно в любом возрасте. Короче, отдам бесплатно крестильный комплект на мальчика, новый, до 3х месяцев. Пересыл за ваш счет

Разъясняет иерей Валентин Макаров.

Так сотворил Господь человека, что каждый его орган или часть тела имеют, как правило, две функции: практическую и сакральную. Голова содержит мозг, как главный орган жизнедеятельности всего организма, и все органы чувств, но голова - также наивысшая от земли часть тела, и ей дана заповедь быть покрытой или открытой во время молитвы, иначе человек посрамляет свою голову.

Сердце для кардиолога – это мышечный насос, который должен безупречно работать как двигатель немецкого автомобиля или как швейцарские часы. Но мы также упоминаем сердце как центр чувственной стороны человеческой жизни, которое может плакать и болеть, быть каменным и холодным, сокрушенным и смиренным, более того, язык Священного Писания говорит о возможности иметь «обрезанное» сердце. Глаз может слезиться от пыли или нанесенной обиды, но может и соблазнять к погибели всего человека или быть носителем бревна. Ноги, руки и все части тела имеют также свои двойственные характеристики. Великий пророк Илия, обличая весь народ, использует образ духовной хромоты, причем на оба колена сразу.

Так и устам присуще сакральная функция – лобызать, или современным языком – целовать. Устами одного из учеников был предан на смертную казнь Учитель, ранами Которого мы исцелились. Касанием уст раскаленного угля некогда был очищен и другой великий пророк Исайя, ради той же борьбы с идолами. Устами мы выражаем любовь к своим близким, устами касается мать своего болеющего ребенка, веря в то, что это касание облегчит его недуг. С соприкосновения уст под брачным покровом может зародиться новая жизнь.

В нашем храме перед началом пения Символа веры все молящиеся дают друг другу «Святое целование». Действительно, насколько это все таинственно и трепетно. Неужели в нашей церковной жизни не останется места для того, чтобы и Самому Христу дать целование? Причем не как Иуда, которого мы всегда упоминаем перед Причастием, дабы не повторить того предательского целования, а как верные последователи остальных учеников, некогда собранных за одной трапезой. Поскольку священник, в первую очередь, призван своими руками и устами повторять эту единожды имевшую место Трапезу, то и он достоин целования. И почесть воздается не столько ему лично, сколько самому священному сану вместе со словом-приставкой «отец» или «батюшка». Насколько мне известно, внутри Церкви такой проблемы не существует. Она более присуща новоначальным. Поэтому можно целовать не обязательно руку, но поручи – часть священнической одежды, которая одевается на запястье.

И последнее, что можно сказать касательно целования, - это «украшение» уст всякими помадами. Кроме практического замазывания икон, одежды, других священных предметов входящим в их состав животным салом, есть и аллегорическое значение. Нанесение помады символизирует прикрытие своих уст чем-то внешним. Это ширма, маска, которая скрывает твои истинные намерения. И получается, что ты прикасаешься лукавыми и лживыми устами, а не сообщаешь святое целование открытым сердцем.