Традиция крещения корабля. Николай Манвелов

Выбор названия корабля зачастую требовал от Морского министерства и серьезных лингвистических усилий.
Так, при наименовании крейсера «Баян» в 1898 году возникла проблема – предыдущие суда писались как через «а», так и через «о» («Боян»). В Морском ведомстве, на всякий случай, составили специальную справку (возможно – единственную в своем роде), в которой писали, что «баян» происходит от древнерусского «баяти» (рассказывать). «Боян» же происходит от слова «боятися», что для военного судна было абсолютно неприемлемо. В итоге в Главном морском штабе приняли соломоново решение – «не вдаваясь в ученые изыскания, сохранить то же название и с тем же правописанием, которое носил его предшественник». А предшественник как раз был «Баяном».
Переименования кораблей (если не говорить о массовой смене названий судов флота после Февральской революции 1917 года) случались чаще всего в трех случаях. Так, номера вместо первоначальных названий присваивались миноноскам и небольшим миноносцам. Причем зачастую дело доходило до абсурда – некоторые кораблики меняли название по несколько раз.

Эскадренный миноносец «Летун»

Так, 23-тонная миноноска «Жаворонок» постройки 1878 года в 1885 году стала «Миноноской № 76», спустя год – «Миноноской № 143», а в 1895 году – «Миноноской № 98».
100-тонный малый мореходный миноносец «Даго» в 1895 году превратился в «Миноносец № 118», а в 1909 году – в посыльное судно «Перископ». В следующий, и уже последний, раз его переименуют в 1921 году, уже при Советской власти – на этот раз в «Тральщик № 15».

Миноносец «Даго»

Другая возможная причина для смены имени корабля – переименование в честь некоей высокопоставленной особы. Про вице-адмирала Попова (в его честь был «перекрещен» круглый броненосец «Киев») мы уже говорили. Но Андрей Александрович был не одинок (отметим, между прочим, наличие поверий, в соответствии с которыми судно, сменившее название, будут преследовать неудачи).
В январе 1874 года в списках Российского императорского флота появился броненосный фрегат «Герцог Эдинбургский». Его назвали в честь британского принца, сына Королевы Виктории Альфреда Эдинбургского, мужа дочери императора Александра II Марии. В 1893–1900 годах Альфред был герцогом Саксен-Кобург-Готским. Стоит заметить, что первоначальное название фрегата было… «Александр Невский» (заложен он был, кстати, как броненосный корвет). Чего не сделаешь ради дружбы между монархиями! Тем более что корабля с названием «Александр Невский» больше в списках Российского императорского флота не было.

Спуск на воду фрегата «Герцог Эдинбургский»

Отметим, что «конъюнктурные» переименования корабля на этом не закончились. В 1918 году давно стоявший на приколе бывший «Герцог» – «Блокшив № 9» (успевший побывать минным заградителем «Онега») был переименован в «Баррикаду». А еще через 13 лет ветеран снова сменит название – на сей раз на «Блокшив № 5». На слом он пойдет только в середине 1930-х годов.
Естественно, бывали случаи, когда корабль менял название по итогам бунта на его борту. Наиболее знамениты в этом отношении броненосец «Потемкин» и крейсер «Очаков».
Эскадренный броненосец «Князь Потемкин Таврический», названный в честь фаворита императрицы Екатерины II, в октябре 1905 года был переименован в «Пантелеймон». Название было глубоко символичным для русского флота – именно в день почитания Святого целителя Пантелеймона (27 августа) произошли первые победы русских моряков над шведами – при Гангуте (1714 год) и Гренгаме (1719).
31 марта 1917 года корабль был переименован в «Потемкина Таврического», однако название не прижилось – возможно, сыграло роль свержение монархии в России. Уже 28 апреля 1917 года в списках появился «Борец за свободу», после чего бывший броненосец, переквалифицированный в 1907 году в линейный корабль, более не переименовывался. Разобрали его в 1920-х годах.

Эскадренный броненосец «Князь Потемкин Таврический» после сдачи румынским властям. На гафеле – румынский флаг

Похожая судьба ждала и крейсер «Очаков». В 1905 году его переименовали в «Кагул» (в честь победы русских войск под командованием фельдмаршала Румянцева в 1770 году над турками). В 1917 году крейсер снова стал «Очаковым», однако в 1918 году был переименован в «Генерала Корнилова» (в честь одного из основателей Белого движения генерала Лавра Корнилова).

Тела участников восстания эскадренного броненосца «Князь Потемкин Таврический» на вновь переименованном корабле

И снова ирония судьбы – легендарный революционный крейсер в 1920 году был уведен белыми за границу, где и был разобран в 1933 году.
Куда менее известно восстание на учебном крейсере «Память Азова», после которого в 1906 году корабль был переименован в «Двину». В 1917 году ему вернули старое название. Спустя два года старый фрегат был потоплен в Кронштадте британскими торпедными катерами.
Но случалось, что по итогам бунта «оргвыводов» и не следовало. Так, после мятежа 1915 года сохранил свое имя линкор «Гангут». Возможно, сыграл роль тот факт, что выступление было нейтрализовано уже через 2 часа. Впрочем, в 1925 году «Гангут» все равно был переименован – в «Октябрьскую революцию».

Речная канонерская лодка «Зырянин»

Не было забыто и название «Пластун», несмотря на то, что 18 августа 1860 года клипер с таким названием погиб в результате диверсии экипажа. Взбунтовавшаяся команда взорвала крюйт-камеру , и корабль затонул у шведского острова Готланд на обратном пути с Дальнего Востока в Кронштадт. В апреле 1878 года в списках флота появился новый клипер «Пластун», благополучно списанный в 1907 году (с 1892 года – крейсер 2-го ранга).
В том случае, если корабль сдавали неприятелю (что до Русско-японской войны было делом экстраординарным), его имя обычно навсегда пропадало из списков Российского флота. Примером может служить история фрегата «Рафаил». Дело было во время русско-турецкой войны 1828–1829 годов, в ходе которой корабль стал печально известен в отечественной военно-морской истории как первое российское боевое судно, спустившее свой флаг перед неприятелем.
11 мая 1829 года фрегат в тумане попал в самый центр турецкой эскадры, состоявшей из 6 линейных кораблей, 2 фрегатов, 5 корветов и 2 бригов.
Командир корабля капитан 2-го ранга Семен Стройников (по иронии судьбы ранее он командовал легендарным бригом «Меркурий») был лично храбрым человеком, кавалером ордена Святого Георгия 4-й степени за выслугу лет и Золотого оружия. Как и требовал Морской устав, он собрал офицеров на военный совет, где было принято решение драться до последнего. Однако команда, по словам старшего офицера, погибать не хотела и попросила сдать фрегат. Каково было решение команды на самом деле – нам неизвестно. И снова ирония судьбы – офицеры фрегата были временно помещены на линейный корабль «Реал-бей» – один из преследователей все того же «Меркурия».
Реакция императора Николая II на сдачу «Рафаила» была крайне жесткой. В указе, изданном по данному печальному поводу, были следующие слова: «Уповая на помощь Всевышнего, пребываю в надежде, что неустрашимый Флот Черноморский, горя желанием смыть бесславие фрегата «Рафаил», не оставит его в руках неприятеля. Но когда он будет возвращен во власть нашу, то, почитая фрегат сей впредь недостойным носить Флаг России и служить наряду с прочими судами нашего флота, повелеваю вам предать оный огню».

Крейсер «Память Меркурия»

В турецком флоте «Рафаил» служил под именем «Фазли-Аллах» и был сожжен русской эскадрой 18 ноября 1853 года в Синопской бухте. Рапорт вице-адмирала Павла Нахимова императору Николаю начинался со следующих слов: «Воля Вашего Императорского Величества исполнена – фрегат «Рафаил» не существует».
Как и в любом другом флоте, имелись и корабли со странными, казалось бы, названиями. Например, подводная лодка «Почтовый» была построена на добровольные пожертвования российских почтовых работников, что и обусловило ее название. Портовое судно «Копанец» было приписано к пристрелочной торпедной станции Ижорского завода на Копанском озере. Была, например, шхуна «Крейсерок», имя которой происходило от захватившего ее с грузом контрабанды клипера «Крейсер».
Название могло быть и двусмысленным. Например, «Иваном Сусаниным» был назван бывший канадский ледокол «Минто», превращенный во вспомогательный крейсер на Северном Ледовитом океане. По некоторым данным, «Сусанин» затонул в результате гидрографической ошибки.
Закладка корабля и его спуск на воду обычно обставлялись весьма торжественно. Специально к каждому случаю разрабатывалась программа, приглашались августейшие и высокопоставленные особы – при закладке кораблей 1-го и 2-го рангов очень часто присутствовал император, генерал-адмирал, а также управляющие Морским министерством. Обычно при подготовке торжеств опирались на положения циркуляра Инспекторского департамента Морского министерства от 19 мая 1855 года, в котором четко определялись даже такие детали церемонии, как вознаграждение священника, служившего молебен. Батюшке, в частности, полагалось заплатить два золотых полуимпериала (15 рублей).

Крейсер 2-го ранга «Крейсер»

Сразу скажем, что закладка – то есть прикрепление специальной памятной доски в междудонном пространстве судна – вовсе не означала официального начала постройки корабля. К примеру, крейсер «Очаков» заложили спустя 5 месяцев после начала работ по корпусу. Бывали даже случаи, когда церемонию закладки совмещали со спуском судна на воду .
Приведем еще несколько примеров.
Броненосный фрегат (позже броненосный крейсер) «Адмирал Нахимов» фактически заложили 7 декабря 1883 года, а официально – 12 июля 1884 года. Судя по всему, высокопоставленных гостей хотели уберечь от русских морозов.
Броненосный крейсер «Россия» был заложен спустя полтора года после своего включения в списки флота.
Старейшая доска из хранящихся в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге относится к 1809 году. Изготовлена она была для брига «Феникс». Примечательно, что, в отличие от большинства своих «потомков», она не прямоугольная, а круглая. Это связано с тем, что первоначально в киль традиционно прятали монеты свежей чеканки. Такую монету нашли, например, в 1877 году при разборке парохода «Курьер», заложенного в 1856 году.
Первоначально доски были железными, медными или латунными. Несколько позже появились серебряные (для высокопоставленных особ), однако до золотых или платиновых все-таки дело не доходило.
Строителю и дирекции верфи приходилось думать о массе вещей – заказе комплектов закладных досок, постройке мостков и трапов для высокопоставленных гостей и «простой» публики, украшении места торжества, а также благоустройстве территории предприятия до того блеска, который так ласкает глаз проверяющих. На штаб командира порта или даже командующего флотом ложилась обязанность разработать детальный церемониал спуска, а также отработать действия караула, включая его торжественное шествие.
К примеру, закладку броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» приурочили к 22 октября 1892 года – дате спуска на воду броненосного крейсера «Рюрик». Строителю обоих кораблей – Балтийскому судостроительному и механическому заводу в Санкт-Петербурге – а также Главному морскому штабу и столичной конторе над портом пришлось временно забыть о «текучке» и заниматься почти исключительно подготовкой торжества. Печатались пригласительные билеты, сооружалась парадная императорская палатка. Составлялась диспозиция для салютующих кораблей – императорских яхт «Александрия», «Марево» и «Стрела», а также пароходов «Нева» и «Онега».

Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»

По требованию завода «от казны» были предоставлены необходимые материалы. Согласно заявке дотошного управляющего Михаила Кази (1839–1896) Морское ведомство выделило кормовой флаг и гюйс, 600 флагов расцвечивания для украшения эллинга, на котором строили броненосец, 550 аршин (391 метр) красного сукна, 600 аршин (427 метров) серого сукна. Не было забыто даже блюдо для закладной доски, кисть и молоток.
Для чего же при закладке боевого корабля требовалась кисть, а также ваза с суриком? Главный участник церемонии – император, генерал-адмирал или иное лицо соответствующего ранга – сначала промазывал краской углубление, куда следовало встать закладной доске. Затем укладывалась сама доска, которую для верности закрепляли в сурике ударами молотка. После этого углубление закрывали металлическим листом и ставили заклепки.
Как мы помним, закладные доски очень часто изготавливались из драгоценных металлов. Вот и в вертикальный киль на 41-м шпангоуте «Адмирала Ушакова» была заложена серебряная пластина размером 125 на 97 мм. Такие же «сувениры» полагались Морскому музею, а также высокопоставленным участникам церемонии. Гости попроще чаще всего получали дощечки из меди.
Текст на лицевой стороне закладной доски «Ушакова» гласил:
«Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков». Заложен в С. -Петербурге на Балтийском заводе 22-го Октября 1892 г. в присутствии: Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы».

Бронепалубный крейсер 2-го ранга «Боярин» на стоянке. Видно носовое украшение

На оборотной стороне упоминались участники закладки рангом пониже – генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович, управляющий Морским министерством адмирал Николай Чихачев (1830–1917), исполняющий должность командира Санкт-Петербургского порта контр-адмирал Владимир Верховский , главный инспектор кораблестроения Николай Самойлов , главный корабельный инженер Санкт-Петербургского порта старший судостроитель Николай Субботин и наблюдающий корабельный инженер старший судостроитель Дмитрий Скворцов .
Первоначально на досках писали и количество орудий будущего корабля. Одна эта традиция постепенно сошла на нет. Ведь трудно было сравнивать мощь броненосца с многопушечным линейным кораблем парусной эпохи.
К закладке 15 августа 1901 года крейсера «Очаков» садовника Севастопольского адмиралтейства командировали в казенные сады Морского ведомства . Цель командировки – украшение гирляндами палатки для титулованных особ, а также строительных лесов стапеля, где собирали будущий крейсер. Садам пришлось пожертвовать двумя возами дубовых веток и дикого плюща. А для высокопоставленных дам в цветочном магазине Виганда заказали букеты белых роз диаметром 19 дюймов .
Одновременно с закладкой корабля начинали строить его модель.
«Когда зачнут который корабль строить, то надлежит заказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске и оную, купно с чертежом при спуске корабля отдать в коллегию Адмиралтейскую», – указывал по этому поводу еще Петр Великий. Причем вначале назначение таких моделей было весьма утилитарным – в случае фатальной ошибки строителя всегда можно было найти ее причину.
Спуск на воду крупного корабля обычно также становился важным событием для верфи. Заранее составлялись списки приглашенных; печатались билеты для тех, кто захочет принять участие в церемонии. Очень часто пригласительных билетов не хватало. Так, к спуску на воду броненосца «Двенадцать Апостолов» в августе 1890 года было заготовлено около 8 тыс. билетов, которых в итоге хватило с трудом. Естественно, принимались и меры на случай чрезвычайной ситуации – подводились портовые катера, готовились водолазы.
Павильон для высокопоставленных особ тщательно украшался – если позволяла погода, то доставляли даже экзотические растения из ботанических садов (если таковых не было, то пальмы и прочие фикусы брали напрокат в цветочных магазинах).

Броненосец «Двенадцать Апостолов» в достройке

Присутствующим при спуске было положено быть в вицмундирах , но при лентах и орденах. В холодное время поверх вицмундира надевали форменное пальто (так во флоте традиционно именовали сухопутную шинель).
К началу церемонии прибывал почетный караул, занимали места «оркестр музыки» и хор. Приезжали высокопоставленные офицеры флота – на спуск корабля 1-го ранга (броненосцы и крейсера) прибывали руководители Морского ведомства (генерал-адмирал или управляющий Морским министерством), а иногда – и сам император с семьей. Затем вышибались стопора, «оркестр музыки» играл «Боже, царя храни!», почетный караул брал винтовки на изготовку и корабль, под всеобщие крики «Ура!», начинал свое первое плавание.
Отметим, что все корабли, спускаемые со стапелей продольно, сходят в воду кормой вперед. Делается так потому, что кормовая часть имеет более полные обводы (очертания) и бо€льшую плавучесть, нежели нос. А это обеспечивает меньшее зарывание в воду.
Случалось, впрочем, что не все происходило так, как полагали устроители. Эскадренный броненосец «Двенадцать Апостолов», например, 30 августа 1890 года так и не смог сойти в воду – «…сало, которым за несколько дней до спуска полозья были смазаны, успело за это время затвердеть и удерживало салазки», – писала газета «Одесский листок». Пришлось все повторять 1 сентября. На этот раз после традиционного молебна в присутствии управляющего Морским министерством, начальника Главного Морского штаба, николаевского губернатора и начальника Штаба Черноморского флота, а также под радостные крики многочисленной публики корабль все-таки сошел на воды реки Ингул.
Отдельно стоит сказать о так называемой «насалке», которой смазывали полозья стапеля. Какого-либо утвержденного рецепта смеси не существовало, и каждый строитель составлял ее исходя из собственного усмотрения. Так, при спуске в Николаеве эскадренного броненосца «Ростислав» было употреблено 470 пудов (около 7,7 тонны) насалки, состоявшей из говяжьего сала (57 %), слойкового сала (16 %), зеленого мыла (14 %) и конопляного масла (13 %). Расход смазки составил 3,52 фунта на квадратный фут .
По традиции инженеры и рабочие, строившие броненосец, поднесли его экипажу подарок – икону «Собор Святых апостолов». Образ был приобретен в Москве и обошелся в 750 рублей – весьма немалые деньги для того времени. Икона была «серебряная, довольно больших размеров, с киотом из кипарисового дерева».
Попробуем проследить церемонию спуска на воду первого мореходного броненосца «Петр Великий» (первоначально он назывался «Крейсер» и был переименован к 200-летию со дня рождения императора), происходившую 15 августа 1872 года на Галерном островке в Санкт-Петербурге.
Около 11 часов утра у стапеля стал собираться народ, а к полудню на паровой яхте «Голубка» прибыл генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич (1827–1892), руководивший «флотом и Морским ведомством». В его честь на пяти флагштоках, установленных на новом броненосце, подняли Андреевские флаги, гюйс, генерал-адмиральский и императорский штандарты. «Оркестр музыки» заиграл старинный Петровский марш.

Начало постройки броненосца «Петр Великий»

Сойдя с трапа «Голубки», Великий князь поздоровался с моряками караула 8-го Балтийского флотского экипажа (из его состава комплектовалась команда «Петра Великого»), обошел строй и поднялся на борт нового корабля. После приветствия команды, стоявшей во фрунт по бортам, генерал-адмирал осмотрел броненосец, на палубе которого был заранее установлен бюст основателя русского флота, украшенный цветами. Вслед за этим Константин Николаевич перешел на специальную трибуну-помост, украшенную цветами и флагами.
Теперь дадим слово очевидцам события:
«…Загремели топоры, начали выколачивать блоки, подпоры и задержники, после чего громадный броненосец тронулся плавно, при криках команды, всей публики и громе двух оркестров музыки, и без малейшей задержки сошел первый раз на воду и остановился близ эллинга на двух якорях. Картина спуска была эффектна и торжественна. Его Высочество благодарил генерал-адъютанта Попова и строителя Окунева , пробыл после спуска еще с четверть часа, причем по чертежам спущенного монитора изволил объяснить гостям международного конгресса подробности постройки этого крайне замечательного броненосца, после чего в два часа пополудни отправился на своей яхточке вокруг нового монитора и затем направился к Елагину фарватеру на взморье».
В случае если корабль сходил на воду из закрытого эллинга, в церемонию вносились небольшие коррективы – флаги поднимались над ним в момент выхода его корпуса из здания.
Успешный спуск судна на воду был законным поводом для представления к наградам строителей. Причем не только орденами, но и деньгами. Так, корабельным инженерам, работавшим над крейсером «Очаков», было выдано 5400 рублей – от 2500 рублей до 500 рублей каждому из пяти кораблестроителей.
Если корабль строился на иностранной верфи, то его спуск на воду обставлялся достаточно скромно. Дело в том, что судно спускалось не под русским военным знаменем, а под коммерческим флагом страны-строителя. Так, при спуске в Киле в 1899 году крейсера «Аскольд» Морское министерство и МИД России предприняли совместные меры и тщательно согласовали свои действия – на церемонии мог появиться германский император Вильгельм II, который, согласно германским военно-морским традициям, мог сам присвоить имя русскому кораблю. Инструкция Морведа в этом случае приказывала офицерам корабля быть в парадной форме (естественно, «как можно более чистой»), а на корабле в обязательном порядке поднять Андреевский флаг. Если же кайзера не будет, то быть в вицмундирах, а флаг поднять русский трехцветный, коммерческий.
Крайне редки были случаи, когда спуск корабля на воду не обставлялся различными торжественными церемониями. Например, без помпы спускали на воду подводный минный заградитель «Краб» – по официальным данным, из соображений секретности.
До последней четверти XIX века существовала традиция установки на носу корабля специального украшения (чаще всего – деревянного), зачастую покрытого позолотой. Фигуры вели свою историю из глубокой древности – изображения мифических чудовищ несли еще древнеримские галеры и дракары викингов – и служили для первичной «психологической обработки» противника.
На парусниках носовая фигура, помимо эстетического и военно-психологического назначения, играла и весьма утилитарную роль. Именно за ней находились командные гальюны (уборные) – офицеры по этой причине издавна жили на корме.

Носовое украшение императорской яхты «Штандарт»

Случалось, что гальюны прикрывались работами выдающихся скульпторов. Для флота творили Бартоломео Растрелли, Николай Пименов, Матвей Чижов, Михаил Микешин и Петр фон Клодт-Югенсбург (более известный нам как просто Клодт). Тем более что работы было много не только в районе гальюнов – на парусных линейных кораблях пышный декор украшал также корму, верхний пояс бортов и галереи.
Последним кораблем, для которого было изготовлено носовое украшение, стал эскадренный броненосец «Император Николай Первый» . Причем первоначально на нем собирались водрузить бюст императора, ранее установленный на одноименном парусно-винтовом линейном корабле, проданном на слом в начале 1874 года. Скульптура, впрочем, оказалась слишком велика и не подошла к форме форштевня броненосца. Тогда казной был выдан заказ скульптору-любителю капитану 2-го ранга Пущину, однако бюст его работы достаточно быстро демонтировали из-за повреждений, вызванных постоянными ударами волн и брызгами.

Где строился корабль, к назначенному времени собирались люди со всей округи. Красавец-корабль стоял на стапеле, казалось, вот-вот - и соскользнет в воду. Но без того, чтобы о форштевень не разбить бутылку крепкого напитка, и речи не могло быть о спуске. Главная во все времена объединяла религиозный символизм, средневековые каноны и понятия морского закона.

Своеобразные традиции

Первые «отчеты» о традиции крещения корабля относятся еще ко второму тысячелетию до нашей эры, когда египтяне спускали на воду судно фараона. Затем, несколько упоминаний касаются трудов в этом направлении римлян и греков. Как это происходило, информации мало, ясно только, что хотели любым способом задобрить богов, чтобы судьба у судна была счастливая. Для этого предпринимались разные меры.

Окропить палубу кровью (и не только жертвенных животных) было обыденным делом во времена викингов.

В Средневековье, пока Великая Инквизиция занималась поиском ведьм, всей процессией крещения новых кораблей руководили священнослужители. Все (как и при крещении ребенка): молебен, благословение, освещение «водой» (на самом деле – вином, как минимум!), наречение именем. Затем, отдавали приказ о спуске на воду, причем, выбивать клинья из-под корабля должны были преступники, приговоренные к смертной казни. На всякий случай, чтобы опасная работа, если и сыграет злую шутку с человеком, то его было не так жалко.

В более позднее время, в 16-м веке, народ, видимо, морально не смог выдержать традицию, когда серебряный кубок, из которого поливали палубу вином, выбрасывался в море в дар Посейдону. Поэтому, кубок заменили бутылкой. Доподлинно известно, что впервые о нос корабля разбили бутылку именно в Англии в 1699 году. А в 19-м веке священника заменила женщина – «крестная мать» судна. Нет, женщина к беде – на корабле, а возле – она - «крестная». История умалчивает, почему, но именно с тех пор, процесс спуска на воду кораблей изобилует курьезными и, порой, печальными моментами.

Однажды, назначенная «крестной» одна принцесса, не рассчитав сил, отправила на больничную койку почетного гостя церемонии. Бутылка разбилась (судьбе корабля ничего не грозило!), но вот голова гостья пострадала изрядно. После этого события пришлось предпринять меры – бутылку стали привязывать к форштевню. А после того, как несколько раз зеваки были ранены осколками бутылки, саму емкость пришлось закутывать в сетку.

Предрассудки и судьба кораблей

Кораблям повезло, что коты не любят воду. Иначе бы точно существовала традиция запрета переплывать перед носом судна черным котам. Но зато есть много других суеверий, предрассудков и дурных знаков. Причем, их столько, что счастливо спустить на воду корабль – это скорее большая удача, чем правило.

Судите сами:

Бутылка должна разбиться с первого раза. Обязательно. Иначе, как утверждает история, будет беда. Показательный пример был связан с «крестной» судна «Альбион», принцессой Алисой, которая трижды (!) не смогла разбить бутылку о нос крейсера. Когда корабль уже пополз вниз по стапелю, нервы кого-то из зрителей не выдержали, и, благодаря усилиям одного неравнодушного товарища, бутылка все-таки разбилась. Но поздно. Волна от ударившегося о гладь воды корабля, смыла с берега несколько человек.

На американских верфях даже есть такая должность как «ловец бутылок», его функция - поймать неразбившуюся бутылку и довести дело до конца! А вообще, бутылка не должна остаться целой, запутаться в эллинге, и ни в коем случае, опрокинуться!

В бутылке должно быть спиртное. Корабль ВМС США «Конститьюшн» пытались спустить на воду посредством бутылки с водой. Ничего не вышло до тех пор, пока командор не взял бутылку выдержанной мадеры и не разбил ее о нос судна.

Имя кораблю должно быть дано при ритуале крещения, и не может быть изменено, иначе, все – гибель и крушение.

После крещения, судно должно плавно войти на водную поверхность. Факт: во время спуска на воду «Титаника», одно из бревен вылетело из-под корабля и убило попавшего под него человека. Еще тогда это расценили, как дурное предзнаменование.

В капитанской рубке даже сегодня обязательно должна храниться пробка от первого спуска судна на воду. Это своеобразный амулет, оберегающий корабль от беды. Там же должен висеть и портрет «крестной».

Крещение корабля в наше время

Сегодня спуск на воду корабля или яхты – это феерическое шоу, парадное зрелище, на которое собираются тысячи зевак. Обязательно о нос судна разбивается бутылка шампанского.

Правда, сейчас принято «упаковывать» ее в специальную сетку, чтобы осколки не омрачили радость зрителей. К тому же, так меньше вероятность поцарапать рисунок или нарушить замысловатый .

И еще один интересный факт. Традиционные бутылки шампанского, как назло, обычно очень прочны. Поэтому, чтобы не испытывать судьбу, берут бракованную бутылку. Чтобы разбилась уже наверняка!

HMAS Perth

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

HMAS Perth - австралийский лёгкий крейсер , проданный Великобританией для ВМС Австралии в 1939 году. Головной корабль одноимённой серии лёгких крейсеров , построен в 1936 году в Великобритании, как HMS Amphion . Участвовал во Второй Мировой войне , операциях союзного флота в Средиземном море, в бое у мыса Матапан , также действовал в Ост-Индии, участвовал в битве в Яванском море . В результате боя в Зондском проливе торпедирован и 1 марта 1942 года погиб, вместе с тяжёлым крейсером ВМС США USS Houston (1929) .

Общие сведения

HMAS Perth назван в честь австралийского города Перт (англ. Perth ), расположенного на западном побережье Австралии. Крейсер стал первым кораблём, названным в честь этого города. Корабль получил бортовой номер I29.

Постройка и испытания

Постройкой корабля занималась военно-морская верфь в Портсмуте . HMS Amphion спущен на воду в 1934 году, вошёл в строй в 1936 и до 1939 года находился на службе ВМС Великобритании. В апреле 1939 года крейсер продан Австралии, где получил новое имя - HMAS Perth .

Описание конструкции

Вооружение

Главный калибр

Вооружение главного калибра HMAS Perth состояло из восьми 152-мм орудий Mark XXIII, расположенных попарно в четырёх орудийных башнях Mark XXI.

Вспомогательный калибр

Вспомогательная артиллерия HMAS Perth состояла из восьми универсальных 102-мм орудий Mark XVI, расположенных попарно в четырёх орудийных установках.

Минно-торпедное вооружение

Торпедное вооружение состояло из двух четырёхтрубных торпедных аппаратов, расположенных побортно, в районе миделя.

Модернизации и переоборудования

В апреле 1940 года на HMAS Perth установлена катапульта, демонтированная во время переоборудования, до передачи крейсера в ВМС Австралии. В феврале 1941 года вместо катапульты установлен четырёхствольный 40-мм автомат Vickers QF Mark VIII , снятый с повреждённого крейсера HMS Liverpool . Примерно в это же время установлена радиолокационная система типа 286.

19 июля 1941 года катапульта возвращена на прежнее место. В этот же период на крейсер установлено четыре одноствольных орудийных установки 20-мм автомата Oerlikon - по одной на башнях "B" и "Y" и две взамен пулемётов на носовой надстройке.

Авиационное вооружение

С 1940 года до конца 1941 года на HMAS Perth базировался гидросамолёт Seagull V . С января по октябрь 1941 года - модификация Walrus I , а в период октябрь-ноябрь 1941 года - модификация Walrus II .

История службы

Начало службы в ВМС Австралии

Изображение HMAS Perth в камуфляжной окраске. Различные варианты

1940 год

Схема патрулей HMAS Perth в Вест-Индии

В январе 1940 года HMAS Perth патрулирует Наветренный пролив, между Кубой и Гаити. Вернувшись в район острова Арубе, крейсер курсирует там большую часть февраля, возвращаясь в Кингстон 16 и 27 февраля. 29 февраля крейсер покинул Вест-Индию и пройдя 2 марта через Панамский канал направился в Сидней. После остановок на Таити и на Фиджи, 31 марта корабль пристал к острову Гарден на Западном побережье Австралии.

Большую часть апреля на корабле проходило переоборудование с последующими испытаниями энергетической установки. 5 мая 1940 года HMAS Perth сопровождает транспорт, который вскоре присоединился к конвою US-3. Транспорт перевозил австралийские войска для военных действий на Ближнем Востоке. После сопровождения конвоя в паре с HMAS Australia , крейсер HMAS Perth вернулся в Сидней. До июня 1940 года крейсер патрулировал восточное побережье Австралии и проводил практические стрельбы. Во второй половине мая крейсер пострадал в сильном шторме и проходил ремонт в Сиднее, затем отправился в Мельбурн вместе с HMAS Swan .

6 июня 1940 года командование кораблём принял кэптен Филипп Боуйер-Смит (англ. Phillip Bowyer-Smyth ). На следующий день контр-адмирал Джон Г. Крейс (англ. John G. Crace ) перенёс свой флаг командующего Австралийской эскадрой (англ. RACAS ) с HMAS Canberra на HMAS Perth , который оставался флагманом эскадры на протяжении шести последующих месяцев.

Большую часть июня крейсер занимался эскортированием транспортов в Мельбурн и патрулированием Бассова пролива между Австралией и Тасманией. В июле HMAS Perth сопровождал лайнер Orontes в Аделаиду, а затем осуществлял патрулирование в этом районе. В августе крейсер патрулировал район острова Тасмания, 30 августа вместе с HMNZS Achilles присоединился к конвою Тасмания-Мельбурн.

HMAS Perth в Сиднейской бухте 1940 год

В начале сентября на HMAS Perth в море, недалеко от Сиднея, проводили практические занятия для экипажа. Во второй половине сентября-в начале октября сопровождал конвои из Мельбурна в Фримантл в Западной Австралии. В конце октября крейсер сопровождал конвой в который входили лайнеры RMS Queen Mary и RMS Aquitania . Крейсер находился в составе конвоя на протяжении 1500 миль, затем отбыл к Кокосовым островам.

В течение ноября HMAS Perth участвовал в патрулировании и сопровождении конвоев из Фримантла. 27 ноября, в Фримантле флаг командующего эскадры перенесён с HMAS Perth на HMAS Canberra . 28 ноября вместе с HMAS Canberra присоединился к конвою US-7 с лайнерами RMS Orion , RMS Strathnaver и RMS Stratheden следовавшими в Коломбо. 30 ноября при поддержке HMAS Canberra осуществлял поиск германского рейдера в Индийском океане, несмотря на покрытое расстояние в 800 миль, вражеский корабль не был обнаружен.

12 декабря крейсер в составе конвоя US-7 прибыл в Аден, где на берег выгружен для ремонта бортовой гидросамолёт. Через два дня HMAS Perth покинул конвой US-7 и, присоединившись к другому конвою, отправился на юг. 16 декабря корабль вновь прибыл в Аден, где самолёт снова был размещён на крейсере. Затем присоединившись к конвою, HMAS Perth отправился в Суэц, куда прибыл 23 декабря. После прохода по Суэцкому каналу , крейсер 24 декабря 1940 года прибыл в Александрию. 27 декабря корабль получил свой первый камуфляж, разработанный Россом Бирбеком (англ. Ross Birbeck ).

1941 год

Мальта

HMAS Perth в Александрии, 1941 год

1 января 1941 года HMAS Perth посещал остров Крит, затем перешел в Пирей, Греция. С крейсера снят гидросамолёт для работы с берега. К 8 января крейсер вышел на точку рандеву со спецконвоем и через два дня присоединился к нему. В 60 милях восточнее Мальты конвой подвергся мощной атаке немецкой авиации. Серьёзно пострадал авианосец HMS Illustrious , в его команде погибло 123 человека.

11 января HMAS Perth отправлен к югу от Сицилии, для помощи крейсерам HMS Gloucester и HMS Southampton , подвергшимся мощному налёту итальянской авиации. По прибытии на место, выяснилось, что после эвакуации экипажа HMS Southampton был затоплен торпедами крейсера HMS Orion . 14 января HMAS Perth прибыл на Мальту, где был пришвартован напротив авианосца HMS Illustrious .

16 января Мальта подверглась массированному воздушному налёту, две 1000-фунтовые бомбы упали между HMAS Perth и HMS Illustrious , еще одна бомба попала между крейсером и причалом. Взрывной волной корабль приподняло над водой, согнуло валы винтов правого борта и вызвало трещины в нефтяных танках. Водой затопило погреба орудий "X" и "Y", частично повреждены подшипники башен.

В результате попадания начался пожар на транспорте Essex , пришвартованном в 40 метрах за кормой HMAS Perth . Часть экипажа крейсера принимала участие в тушении пожара и действия моряков предотвратили взрыв перевозимых боеприпасов.

Во второй половине января крейсер привлекался для патрулирования района острова Крит и Эгейского моря. С 9 по 20 февраля HMAS Perth находился в Александрии, выполнен ремонт повреждений, полученных во время бомбардировки Мальты. После патрулирования побережья Ливии, крейсер, 27 февраля 1941 года, совместно с HMS Bonaventure прикрывал высадку войск на остров Кастелоризо, к югу от Турции. Во время патрулирования района острова Крит, 1 марта HMAS Perth в Эгейском море подвергся нападению итальянских бомбардировщиков. На протяжении марта крейсер занимался эскортированием конвоев из Александрии в Грецию.

Матапан

Бой у Гавдоса, первая фаза боя у Матапана

29 марта произошло сражение у мыса Матапан , с участием крейсера HMAS Perth . В результате сражения итальянский флот потерял 3 тяжёлых крейсера, два эсминца и около 2400 человек погибших. Крейсер принимал участие в начальной фазе сражения, известной как бой у Гавдоса , совместно с крейсерами HMS Orion , HMS Ajax , HMS Gloucester и четырьмя эсминцами .

Греция

До 5 апреля HMAS Perth вместе с HMS Ajax участвовал в патрулировании Эгейского моря, а затем прибыл в Пирей. 6 апреля немецкие войска вторглись в Грецию и порт подвергся серьёзному воздушному налёту. Судно Clan Fraser , пришвартованное в 200 метрах от HMAS Perth взорвалось. Силой взрыва разрушены причалы и часть оборудования порта. Взрывной волной HMAS Perth приподняло над водой и оборвало несколько швартовых.

Большую часть апреля HMAS Perth сопровождал конвои в Суда-Бей и в Александрию. 20 апреля крейсер участвовал в обстреле Триполи, затем сопровождал конвой в Суда-Бей. 23 апреля HMAS Perth покинул Суда-Бей, патрулировал Эгейское море, а затем участвовал в эвакуации войск из Греции. После эвакуации войск из Навплиона и Толоса, крейсер отправился в Александрию вместе с HMS Barham . 28 апреля крейсер участвовал в эвакуации войск из Каламаты, во время возвращения в Сирию подвергся атаке итальянских подводных лодок и бомбардировщиков.

С 6 по 10 мая перед возвращением в Александрию корабль занят сопровождением конвоев, 15 мая предполагалось использовать крейсер для бомбардировки Дерна, но столкнувшись с мощной воздушной атакой, вынужден был вернуться в Александрию.

Крит

HMAS Perth в Александрии, март 1941 года

20 мая 1941 года началось вторжение немецких войск на Крит. В проливе Касо HMAS Perth подвергся атакам бомбардировщиков и подводных лодок. Постоянные бомбардировки продолжались с 8:00 до 15:00. В результате бомбёжек потоплен эсминец HMS Juno . Во время патрулирования в районе острова Гераклион, к северу от Крита, крейсер подвергся трёхчасовой воздушной атаке. Испытывая на себе постоянные налёты авиации и в связи с истощением боезапаса HMAS Perth вынужден был отойти в Александрию, вместе с союзниками. За время Критской кампании союзники в общем потеряли 4 крейсера и 8 эсминцев, временно выведены из строя 1 авианосец, 3 линкора, 6 крейсеров и 4 эсминца.

C 24 по 28 мая HMAS Perth оставался в Александрии, затем совершил рейс к Криту для эвакуации войск. На обратном пути, с 1188 пассажирами на борту, 30 мая крейсер подвергся атаке немецких бомбардировщиков, кораблю удалось избежать большинства попаданий, однако одна бомба попала в котельное отделение, погибло 2 повара, 2 матроса и 9 солдат, выведено из строя котельное отделение. За время службы в Средиземноморье, это было первое прямое попадание по крейсеру. В Александрию HMAS Perth прибыл 31 мая и встал на ремонт до 25 июня.

Сирия

После ремонта HMAS Perth ушёл в Хайфу в Сирии. Этот район был оккупирован лояльными к немцам французскими войсками, «вишистами» и крейсер привлекался для патрулирования и бомбардировки вражеских береговых позиций. Патрулируя район между Дамуром и Бейрутом, перед возвращением в Хайфу, крейсер обстрелял французскую орудийную батарею на Халде. 2 июля в Дамуре крейсер уничтожил четыре орудия батареи на Эбей-Ридж и в Северном Дамуре. Экипаж крейсера получил высокую оценку командования за точность стрельбы.

Фото экипажа HMAS Perth перед отпуском. Австралия, Фримантл, август 1941 года

Возвращаясь в Хайфу для дозаправки HMAS Perth подвергся бомбардировке дружественных самолётов, но повреждений не получил. Во время очередного патрулирования атакован немецкими бомбардировщиками, сбросившими на крейсер бомбы и мины. В начале июля 1941 года HMAS Perth совершил несколько патрулей вдоль сирийского побережья, а затем вернулся в Александрию вместе с HMS Naiad и HMS Phoebe .

18 июля 1941 года HMAS Perth покинул Александрию и пройдя Суэцкий канал отправился в Австралию. В Порт-Саиде катапультный гидросамолёт и его экипаж вновь заняли своё место на корабле.

Австралия

HMAS Perth подошёл к Австралии 6 августа, первую остановку корабль совершил в Фримантле, где произвёл дозаправку. Часть матросов получили долгожданные отпуска, а корабль отправился в Сидней, куда прибыл 12 августа. На следующий день корабль встал на капитальный ремонт на верфи острова Какаду (англ. Cockatoo Island Dockyard ). 1 сентября кэптен Филип Бойер-Смит (англ. Philip Bowyer-Smyth ) покинул корабль, командование крейсером принял командующий Чарльз Руперт Рид (англ. Charles Rupert Reid ).

24 сентября HMAS Perth покинул верфь и пришвартовался к острову Гарден. 24 октября командование крейсером принял кептэн Гектор М. Л. Валлер (англ. Hector Macdonald Laws Waller ). Ремонт окончательно завершился 22 ноября, с 23 по 30 ноября на HMAS Perth проводились занятия и тренировки экипажа, после чего крейсер отправился в Окленд в Новой Зеландии. 24 ноября на корабле проводились тесты камуфляжа. 26 ноября сопровождает лайнер SS Mariposa из Тасмании в Сидней.

Практические занятия экипажа в море, Сидней, Австралия, ноябрь 1941 года

8 декабря 1941 года Австралия объявила войну Японии. HMAS Perth патрулировал район Тасмании с крейсером HMAS Canberra , 18 декабря крейсеры сопровождали конвой из Новой Каледонии в Брисбен, после завершения задания вернулись в Сидней. С 28 декабря 1941 года по 3 января 1942 года HMAS Perth , HMAS Canberra и HMAS Australia сопровождали конвой в Порт-Мосби в Новой Гвинее.

Начало 1942 года

Индонезия
В начале января 1942 года после нескольких дней стоянки в порту Нумеа в Новой Каледонии, крейсер в составе конвоя следует на Фиджи. 19 января HMAS Perth возвращается в Сидней. Сопроводив войсковой транспорт вдоль побережья штата Новый Южный Уэльс, 31 января вместе с крейсерами HMAS Australia , HMAS Adelaide и HMS Leander , крейсер HMAS Perth покидает Сидней. После захода в Мельбурн, 8 февраля HMAS Perth прибывает в Фримантл.

Организовываются два конвоя на остров Ява, но оба раза пришлось вернуться из-за сложной обстановки в районе. 21 февраля HMAS Perth сопровождает конвой в пределах 600 миль от Зондского пролива, но конвой получает приказ о возвращении. Не дойдя 700 миль до Фримантла, крейсер по приказу покидает конвой и отправляется в район острова Ява. Пройдя через Зондский пролив в ночное время, к утру 24 февраля крейсер прибыл в Батавию в Голландской Ост-Индии.

В тот же день японская авиация совершила налёт на Батавию, но HMAS Perth избежал повреждений. 25 февраля крейсер отправился в Сурабая, Индонезия. 26 февраля крейсер вошёл в состав соединения ABDA и покинул Сурабая вместе с кораблями HNLMS Java , USS Houston , HMS Exeter и флагманом соединения - HNLMS De Ruyter . Задачей соединения являлся поиск и уничтожение японских сил вторжения.

Сражение в Яванском море

Находясь 27 февраля 1942 года в Яванском море, в 9:00 ударное соединение ABDA обнаружено группой японских бомбардировщиков. С этого момента за соединением постоянно наблюдали вражеские самолёты-разведчики. В 10:00 командующий эскадрой Карел Доорман принял решение вернуться в Сурабая для дозаправки. В 14:45 командующий получил разведданные о местонахождении японского конвоя западнее острова Бавеан и развернул корабли.

В 16:10 обнаружены японские корабли - две эскадры эсминцев возглавляемые лёгкими крейсерами и два тяжёлых крейсера. На расстоянии 27 км, могли вести только тяжёлые крейсера, однако у японцев крейсера имели преимущество в количестве орудий. Кроме того огонь японских крейсеров корректировали самолёты-разведчики. Лёгкие крейсера HrMs Java , HrMs De Ruyter и HMAS Perth не могли эффективно вести стрельбу на таком расстоянии. Однако в 16:25 HMAS Pert уже открыл огонь по эсминцам противника. В 16:37 крейсер оказался под сильным прицельным огнём японских крейсеров. В 17:14 HMS Exeter получил критическое попадание - снаряд попал в главный паропровод, в результате чего крейсер потерял ход. Шедший за ним HMAS Perth сменил курс, чтобы избежать столкновения и поставил дымовую завесу для защиты пострадавшего корабля.

В 17:15 затонул эсминец HNLMS Kortenaer , в 17:40 - HMS Electra . HMAS Perth вёл огонь по крейсеру IJN Haguro , но существенных результатов не добился. Командующий направил эскадру на северо-запад, отвлекая японские силы от повреждённого HMS Exeter . Американские эсминцы USS John D. Edwards , USS Alden , USS John D. Ford и USS Paul Jones провели торпедную атаку по японским кораблям с расстояния 11 км. Точных данных о попаданиях торпед не имеется. В 18:30 визуальный контакт с японскими кораблями был потерян.

В 19:15 японский самолёт сбросил осветительные ракеты, подсветив HMAS Perth и другие корабли, через 15 минут крейсер открыл огонь по атакующим эсминцам противника. Эсминец HMS Jupiter подорвался на голландской мине и затонул в 21:25. В 10:15 HMAS Perth прошёл около места гибели эсминца HMS Electra , но получил приказ не останавливаться для поиска выживших. В 10:30 HMAS Pert и USS Houston возобновили перестрелку с IJN Nachi и IJN Haguro . Корабли двигались колонной, возглавляемой HNLMS De Ruyter , за ним следовали по порядку: HMAS Perth , USS Houston и HNLMS Java .

После 23:00 IJN Nachi и IJN Haguro выпустили по кораблям Доормана торпеды, командующий начал разворот на юг и в 23:22 флагманский корабль получил попадание торпеды, в результате которого затонул в 00:25. В 23:23 торпедное попадание получил HNLMS Java , от полученных повреждений он затонул в 23:47. В надежде сохранить остатки эскадры, Карел Доорман отдал последний приказ кораблям HMAS Perth и USS Houston - не останавливаться и не оказывать помощь экипажам погибших кораблей. Оба крейсера покинули район сражения и взяли курс на порт Батавия.

Бой в Зондском проливе и гибель

Во второй половине дня 28 февраля 1942 года HMAS Perth и USS Houston достигли порта Батавия. Порт готовился к эвакуации и на HMAS Perth смогли загрузить лишь 300 тонн мазута, боезапас пополнить не удалось. Оба крейсера получили приказ от адмирала Конрада Хелфриха следовать через Зондский пролив к Чилачапе, где планировалось собрать вместе оставшиеся силы союзников. Запланированый выход из порта в 18:00 был сорван авианалётом и оба корабля вышли из порта лишь в 21:00. По сведениям из последних полученных разведданных, ближайшие японские корабли находились в 50 милях от Зондского пролива и удалялись. На самом деле это были устаревшие данные, а японский флот вторжения был сосредоточен возле острова Ява и находился прямо по пути следования крейсеров.IJN Fubuki и IJN Mikuma . HMAS Perth вёл перестрелку с IJN Hatakaze , также добился незначительных попаданий по IJN Harukaze и IJN Shirayuki . В 23:50 японские крейсера также предприняли торпедную атаку по австралийскому и американскому крейсерам. Японские эсминцы пытались подойти ближе для запуска торпед, но были отогнаны яростным огнём артиллерии HMAS Perth и USS Houston . Австралийский крейсер получил незначительное повреждение от попадания снаряда с IJN Harukaze . В 23:55 снаряд с USS Houston повредил подачу электроэнергии на крейсере IJN Mikuma , но эту неисправность вскоре устранили.

В результате перестрелки HMAS Perth и USS Houston пострадали незначительно, однако запас боекомплекта был практически исчерпан. В 23:55 HMAS Perth взял курс на Зондский пролив, в это же время эсминцы IJN Shirayuki , IJN Harukaze , IJN Hatakaze и IJN Murakumo выпустили по нему торпеды. В течении следующих 15 минут крейсер получил три торпедных попадания в левый борт и одно в правый. В 00:25 HMAS Perth затонул в нескольких милях от мыса Св. Николая, между побережьем Явы и островом Панджанг. Координаты гибели корабля - (5.5142° ю. ш. 106.0752° в. д. ). На USS Houston , после попадания в башню главного калибра, затопления погребов и трёх торпедных попаданий, командир отдал приказ экипажу покинуть корабль, в 00:45 американский крейсер также затонул.

Всего по австралийскому и американскому крейсерам было выпущено около 90 торпед, несколько из них попали в японские транспорты, в результате чего затонуло 4 транспорта и один тральщик. Вместе с крейсерами погибли и их командиры. Для эвакуации экипажа HMAS Perth использовались в основном надувные плоты и подручные средства, во время боя и эвакуации погибло 350 человек: 324 военных моряка, 3 человек из числа авиационного персонала и один гражданский. Еще четыре человека погибло на берегу, остальные взяты в плен. В плену у японцев погибло 104 человек из экипажа HMAS Perth . Четверым морякам удалось спастись и они были подобраны подводной лодкой во время торпедирования транспорта с военнопленными в сентябре 1944 года. Остальные выжившие 214 человек освобождены лишь по окончании боевых действий.

Командиры

Награды

HMAS Perth, 1941 год

За время службы HMAS Perth удостоен нескольких официальных почётных наград:

  • Благодарность за службу в Атлантике 1939-1940 гг
  • Благодарность за Мальтийские конвои 1941 г
  • Благодарность за Матапан 1941 г.
  • Благодарность за службу в районе Греции 1941 г.
  • Благодарность за Крит 1941 г.
  • Благодарность за службу в Средиземном море 1941 г.
  • Благодарность за службу в Тихом океане 1941-1942 гг.
  • Благодарность за боевые действия в районе Зондского пролива с 28 февраля по 1 марта 1942 года.

Память

В 1967 году с глубины 35 метров были подняты рында и нактоуз крейсера HMAS Perth . В настоящее время они экспонируются в мемориале города Канберры.

Описание боя в Зондском проливе и история выживших моряков описана в книге австралийского писателя Майк Карлтона «Крейсер» (англ. Mike Carlton «Cruiser» ) про HMAS Perth .

В США, в штате Пенсильвания, на Арлингтонском Национальном кладбище открыт мемориал, посвящённый членам экипажа крейсеров HMAS Perth и USS Houston .

В Австралии, в Рокингеме, открыт мемориал «HMAS Perth», посвящённый экипажу одноименного крейсера.

К 60-летию боя в Зондском проливе, Монетным двором Австралии выпущена монета, номиналом в 5 австралийских долларов.

В городе Бриспен, Восточная Австралия, установлена мемориальная доска в честь моряков крейсера HMAS Perth , служивших на крейсере с 1939 по 1942 год.

Этот корабль в искусстве

Видео

Каронимика - это наука (от греческого "КАРАБОС" - корабль, "ОНОМА" - имя). Первоначально термин звучал как «карабонимика», но впоследствии было принято более благозвучное название. Каронимика изучает и происхождение корабельных названий, показывает истоки именования судов, традиции и системы наименований на флотах.

Основные традиции и принципы наименования кораблей русского военно-морского флота были заложены его создателем - Петром Первым. К началу 20 века эти традиции сложились в определенную систему номинации: подбор названий кораблей в соответствии с его классом, назначением, боевыми и мореходными качествами.


Именно Петр Великий закрепил законом, что выбор имен военных кораблей является исключительной привилегией главы государства.

Первым русским венным кораблем принято считать 22-пушечный трехмачтовый галиот, построенный в 1669 г. на Оке. Указ царя Алексея Михайловича гласил: "Кораблю, который в селе Дединове сделан… прозвание дать "Орлом". Поставить на носу и корме по орлу, и на знаменах… нашивать орлы же".

«Орел» - первое корабельное имя в отечественном военно-морском флоте. Орел же был и сегодня снова есть геральдический символ государства российского, изображался на государственном гербе, на первых морских флагах.

"Орел" картины художника Маслакова.

То, что Петр Первый взял на себя разработку правил именования судов и кораблей, вопросов не вызывает. После своей первой заграничной командировки, где он познакомился с иностранной системой геральдики, Петр начал революционную работу не только по созданию флота российского, но и по составлению его геральдики, в которую входило не только имя корабля, но и герб, и девиз.

Можно сказать, что государь император даже несколько увлекся эмблемами, символами и аллегориями. Что сказалось на именах кораблей того времени. Чтобы понять, что имел в виду автор имени корабля, иной раз необходимо было понимать и знать суть девиза. Например, корабль "Бомба" имел девиз "Горе тому, кому достанусь", "Черепаха" - "Терпением увидишь делу окончанье", "Три рюмки" - "Держи во всех делах меру".

«Три рюмки», наверное, самый эпичный по названию русский корабль…

Так как основой для российской каронимики стала книга "Символы и эмблематы", выпущенная в Амстердаме в 1705 году, то многие вещи и принципы Петр просто позаимствовал оттуда. Книга была издана на русском языке по специальному заказу «плотника Алексеева». Она содержала более восьми сотен рисунков с девизами и краткими аннотациями, разъяснявшими систему символико-аллегорических элементов.

Не стоит, наверное, удивляться тому, что первый линейный корабль построенный в Воронеже получил не простое имя. «Гото Предистинация» («Божье предзнаменование») являло собой смесь латыни и немецкого.

Тем не менее, начало массовому строительству кораблей и именованию оных было положено.

А там, где есть массовость, рано или поздно появляется система.

Система именования российских кораблей стала принимать конкретные очертания к 1720-1730 годам, когда Петр Первый приступил к созданию Балтийского флота.

Естественно, много кораблей получали имена религиозного содержания. «Двенадцать апостолов», «Гавриил», «Ягудиил», «Архангел Михаил», «Богоявление господне», «Три иерарха», «Святой Павел», «Святое пророчество».


Линейный корабль "Три святителя"

Участник средиземноморской эскадры адмирала Сенявина, флаг-офицер Свиньин в своих дневниках писал так:

"Никогда так не поражает странность имен некоторых наших кораблей, как при ответах капитанов, когда опрашиваемы они бывают ночью часовыми. На вопрос "Кто идет?" капитан должен назвать имя своего корабля, и потому как странно слышать, что идет "Святая Елена", "Зачатие Святой Анны"…

Конечно, сегодня такой практики нет, и нет давно. Но думаю, что имена вроде «50 лет шефства комсомола", "Имени XXVI съезда КПСС", "Имени 70 лет ВЧК КГБ" звучали бы ничуть не страннее «Трех иерархов».

Помимо религии, имена кораблей увековечивали победы русского . Так, уже в 1710-х годах появились «Азов», «Полтава», «Лесное», «Гангут». Эта традиция продолжится до конца империи и (к счастью) переживет ее.

В 1703 г. на петербургских верфях строились фрегаты "Петербург", "Кроншлот", "Дерпт", "Нарва". Далее были "Рига", "Выборг", "Пернов", "Ингерманланд", "Москва", "Астрахань", "Дербент". За исключением «Москвы» все корабли олицетворяли собой победы русского государства и приобретение новых территорий, либо возвращение утраченных.

Одна из главных традиций каронимики, заложенная Петром Великим, - это преемственность корабельных названий, особенно тех из них, которые заслужили это право в боях.

На Балтике повторялись имена периода Азовской флотилии - "Лизет", "Мункер", "Дегас", "Фалк", "Луск" ("Рысь"), "Фалк" ("Сокол"), "Елифант" ("Слон"). Там же, в составе Балтийского флота, до 1725 г. дважды повторились "Нарва", "Выборг", "Шлиссельбург".

Время - главный и самый страшный враг деревянных кораблей. Порой гниль в спокойное мирное время была более эффективна, чем огонь любого сражения. И корабли, естественно, умирали. Но имена не забывались, продолжали жить.

После смерти Петра Великого заложенные им традиции и данные им указания выполнялись исправно. так, в конце 1729г. Адмиралтейств-коллегия писала:

"Корабль "Штандарт" хотя оный именем… императорского величества указом для памяти велено было хранить, но за гнилостью никак в хранение содержать его не можно, …вместо оного "Штандарта" для памяти того имени, такой… сделать новый".

Из Указа Адмиралтейств-коллегии, ноябрь 1929 года.


"Штандарт" в наши дни

Петровская практика передачи имен кораблей от одного поколения к другому, привела к образованию династии - цепочек "одноименцев".

За все время существования русского флота больше других повторялись следующие названия:

"Надежда" - 22
"Москва" - 18
"Нарва" - 14
"Меркурий" - 11
"Выборг" - 10
"Полтава", "Самсон" - 8
"Не тронь меня", "Азов" - 7
"Ингерманланд" - 6
"Штандарт" и "Гангут" - 5

Некоторые имена до сих пор живы, перейдя из российского императорского флота через советский ВМФ снова в российский.

Заслугой Петра Первого, помимо создания флота (то есть величайшая заслуга), стало и формирование определенной системы каронимики.

Линейным кораблям и фрегатам, давались названия в честь мест, где русские войска и флот одерживали победы, городов и земель, а также святых.

Корабли среднего класса крестились именами святых или какими-либо аллегорическими именами.

Гребные и парусно-гребные суда, скампавеи, галеры, прамы носили названия птиц, рыб, зверей, а также рек.

Увеличивался флот, появлялись суда различных назначений, и каронимика приобретала новое содержание.

После смерти Петра традиции именования кораблей тоже претерпели изменения. Петровские «загибы» и иностранные имена в основном исчезли, наиболее часто применялись имена святых и славянских князей («Владимир», «Святослав», «Ярослав», «Всеволод»).

В качестве имен фрегатов появляются прилагательные («Твердый», «Храбрый», «Стойкий»).

Отдельной главой стали имена дома Романовых: 110-ти пушечный корабль «Петр I и II», «Принцесса Анна», «Слава Екатерины». «Слава Екатерины», правда, просуществовала недолго. По личной просьбе самой императрицы ее переименовали в «Преображение Господне». Были два «Графа Орлова» (1770 и 1791).

После войны 1812 года к именам побед на бортах кораблей русского флота, на короткое время добавились новые: «Париж», «Фершампенуаз», «Лейпциг», «Кульм», «Красной». Примерно к середине 19 века начали забываться петровские победы - например, «Лесное» и «Фридрихштадт».

А в начале 19 века в именах впервые появились признаки серийности. - например, три «богини»: фрегаты «Аврора», «Паллада» и «Диана».

Фрегат "Паллада" картина художника Боголюбова

В середине века среди имен фрегатов и корветов утверждаются разнообразные «Варяги», «Витязи», «Осляби» и «Пересветы», будущие крейсеры и броненосцы.

Забавно, но уже тогда политика начала проникать и в мир кораблей. Был такой линейный корабль Черноморского флота «Султан Махмуд» (1837), названный в честь турецкого монарха и в ознаменование заключения Адрианопольского мира 1829 года.

В русском флоте было несколько каронимов, перешедших от трофейных кораблей. Наиболее известен «Ретвизан». Это имя (в переводе «Справедливость») носил шведский линейный корабль, захваченный в ходе Выборгского сражения 1790 года и включенный в состав русского флота.

Впоследствии его получили еще два парусных (1818 и 1839) и один винтовой (1855) линейные корабли. Наиболее известен последний носитель этого имени - эскадренный броненосец американской постройки (1901), погибший при обороне Порт-Артура.

Два имени не просто произвольно возобновлялись из поколения в поколение, а официально передавались вместе с Георгиевскими флагами, выстраивая схему преемственности.

«Азов», названный в честь одной из петровских побед, получило второе рождение после Наваринского сражения 1827 года. Отличившийся в нем линейный корабль с этим именем дал флоту новое сочетание: «Память Азова». Так стали называть корабли, которым переходил Георгиевский флаг «Азова». Это были два парусных линейных корабля (1831 и 1848) и броненосный крейсер (1890).

Два года спустя, в 1829 году, бриг «Меркурий» отличился в сражении с двумя турецкими линейными кораблями и тоже получил Георгиевский флаг. Так получилось второе почетное имя, переходящее вместе с флагом: «Память Меркурия». Его носили корвет (1865), парусно-винтовой крейсер (1883), а с 1907 года так именовали бронепалубный крейсер «Кагул». В 1965-1995 годах на Черноморском флоте СССР служило малое гидрографическое судно «Память Меркурия» (продано частному владельцу, затонуло неподалеку от Севастополя в 2001-м).

Последней вехой в российской императорской каронимике стал 1917 год. Но о последовавших временах стоит рассказать отдельно.

К тому времени флот уже создал более-менее стройную, хотя и не лишенную исключений систему наименования кораблей. Она сочетала в себе вертикальную традицию передачи исторических имен с горизонтальным разделением между классами кораблей, а также интенсивно развивалась, изобретая каронимы для кораблей новых классов.

Линейные корабли (броненосцы и дредноуты) именовались:

В честь монархов правящего дома (от «Петра Великого» до «Императрицы Марии»);

Группой религиозных каронимов («Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Георгий Победоносец», «Двенадцать апостолов», «Три святителя», «Сисой Великий», «Андрей Первозванный»);

В честь побед России («Полтава», «Чесма», «Гангут», «Петропавловск», «Бородино», «Наварин», «Севастополь»).

Исключения составляли традиционные имена вроде «Слава», «Победа», «Орел» и относящийся к символам монархии «Цесаревич».


Линейный корабль "Императрица Мария"


Броненосец "Чесма"


Броненосец "Полтава"


Броненосец "Слава"

Новый крейсерский класс потребовал и новых имен и правил.

1. Крейсеры забрали себе всю характерную доимперскую и легендарную каронимику: «Варяг», «Рюрик», «Аскольд», «Олег», «Богатырь», «Рында», «Светлана», «Витязь», «Баян», «Новик», «Боярин», «Громобой», а также «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах».


Крейсер "Баян"


Крейсер "Богатырь"

Исключение составили «Ослябя» и «Пересвет», которые были броненосцами.


Броненосец "Ослябя"

2. Крейсерами же были освоены «адмиральские» имена. Это выразилось в серии легких крейсеров, названных в честь Нахимова, Корнилова, Спиридова, Грейга. Традиция эта была сравнительно молодой: первые «адмиралы» (в виде броненосных фрегатов) появились на флоте только в 1860-х годах.


Броненосный крейсер "Нахимов"

3. Была сохранена оригинальная серия «богинь»: после 1905 года построили новую «Палладу» взамен погибшей в Порт-Артуре, а вернувшиеся с войны «Аврора» и «Диана» продолжили службу.


Крейсер "Диана"

4. Легкие крейсеры 2 ранга стали именовать по названиям драгоценных камней («Жемчуг», «Изумруд», «Алмаз»).


Легкий бронепалубный крейсер "Жемчуг"

В виде исключения крейсеры называли в честь побед - «Очаков» и «Кагул», они же «Кагул» и «Память Меркурия» после Севастопольского восстания 1905 года.


Бронепалубный крейсер II ранга «Новик»

Эсминцы и миноносцы.

Миноносцы в основном именовались прилагательными, но оттянули на себя и имена прославленных офицеров флота: «Капитан Изыльметьев», «Лейтенант Пущин», «Инженер-механик Зверев».


Миноносец "Лейтенант Пущин"

Малые миноносцы, помимо разного рода «Донских казаков» и «Сибирских стрелков», собрали имена национальных меньшинств империи («Финн», «Трухменец») и переняли от клиперов середины 19 века имена вроде «Всадник» и «Гайдамак».


Миноносец "Финн"

Явным исключением стал миноносец принципиально нового типа, восходящий к крупным минным крейсерам и получивший потому крейсерское имя «Новик». Но «Новики» по своим характеристикам были уже иным классом, классом эскадренных миноносцев.


Эскадренный миноносец типа "Новик"

Канонерские лодки и вспомогательные корабли.

Мир канонерских лодок, как и мир их именбыл обширен. Прилагательные, национальные меньшинства («Гиляк», «Кореец», «Хивинец»), животный мир («Бобр», «Сивуч») или погодные явления («Шторм», «Вьюга»).


Канонерская лодка "Кореец"


Канонерская лодка "Сивуч"

Во второй половине 19 века была построена серия броненосных лодок с оригинальными мифологическими именами («Перун», «Вещун», «Колдун», «Русалка», «Чародейка»). Имели место даже конфликты с церковью, отказавшей в церемонии официального крещения кораблям с языческими именами.


Канонерская лодка "Русалка"

Минные заградители именовались в честь российских рек («Амур», «Енисей», «Аргунь»).


Минный заградитель "Енисей"

Последними свою систему именования получили подводные лодки. Субмарины главным образом именовались рыбами и морскими гадами. Более поздние подлодки типа «Барс» заложили еще одну традицию - по именам хищных зверей. Она будет частично восстановлена на российском флоте после 1992 года.
Единственным крупным исключением стала «шефская» субмарина «Фельдмаршал граф Шереметьев», построенная на деньги рода Шереметьевых.

Систематичность присвоения имен в сериях в целом все же хромала. Ровные серии (например, однотипные броненосцы «Полтава», «Севастополь», «Петропавловск», наследовавшие им одноименные дредноуты или линейные крейсеры типа «Измаил») сменялись совершеннейшим винегретом.

Отличным примером являются пять однотипных броненосцев: «Бородино», «Князь Суворов», «Орел», «Император Александр III» и «Слава».

В малых сериях «Император Павел I» мог соседствовать с «Андреем Первозванным», а стандартный «Адмирал Макаров» - с той самой «Палладой» и «Баяном».

Проанализировав каронимы Российского императорского флота, можно сделать следующие выводы.

Флот не имел привычки обвешиваться многосоставными наименованиями, более характерными для позднесоветского периода.

Так, «адмиральские» серии крейсеров обозначали не воинское звание, а принадлежность к касте флотоводцев. Именно «адмиральские», а не «маршальские» или «генеральские». Исключение за все время существования российского императорского флота было сделано только для Суворова.


Броненосец "Суворов"

Забавно, но «захапав» для именования кораблей названия сухопутных побед, флот, не пускал на борта имена армейских военачальников. Отечественная война 1812 года дала имя броненосцу «Бородино». И все.


Броненосец "Бородино"

Правители допетровского периода популярностью во флоте под конец существования империи не пользовались. Исключением были разве что «Дмитрий Донской», «Олег» и «Владимир Мономах», а «Александр Невский», наоборот, исчез.


Крейсер "Олег"

Какой бы ни была, точной или неточной, каронимическая система Российского императорского флота, она была полностью разрушена двумя революциями. Но стоит заметить, что советская послевоенная система каронимики в процессе развития восстановила часть имперской традиции именования.

Название, привлекающее неудачу.

Судно с названием, которое является слишком самонадеянным, постоянно будет привлекать к себе неудачу. Таким можно считать название, которое бросает вызов морю или ветру, или хвастается, что неуязвимо для бури. Богам нравятся скромные названия лодок.

Называть корабль Титаник – также напрашиваться на неприятность. В Греческой мифологии, наиболее важный из этих 12 титанов, мстительный Кронос, отрезал гениталии своего отца серпом, и выбросил их в море. Можно представить, что Нептун, бог моря, чувствовал бы относительно названия корабля по имени титанов. Вообще-то, Титаник был обречен с самого начала - он был спущен на воду без церемонии наименования, таким образом, очень оскорбил богов.

Кроме того, следует избегать названий, символизирующих принадлежность к морской стихии, как например: «Волна», «Чайка», « Sea Horse ». Яхта с таким названием может быть признана принадлежащей богам и поглощена стихией как своя.

То же самое относится и выбору цвета корпуса. Зеленый и в определенной степени синий во всех его оттенках могут считаться собственностью океана со всеми вытекающими последствиями.

Украсить яхту подобным образом – не катастрофа, но явный вызов богам моря, которые эти символы могут принять за обозначение имущества, принадлежащего им и прибрать яхту к себе на дно...


Изменение названия яхты.

«Да! … и погибли они потому, что меняли названия своих кораблей!»

Стивенсон, «Остров сокровищ».

Конечно, лучше этого не делать, но и не стоит слишком пугаться, если пришлось. Просто при изменении названия лодки важно соблюсти некоторые правила, включая проведение малоизвестной церемонии переименования.

Первое требование - удалить старое название с бортов и кормы лодки, а также со всех элементов оборудования и снабжения, где оно было. Отнесите старый судовой журнал на берег. Проверьте книги и карты на отсутствие упоминаний о старом названии. Будьте безжалостны. Закрашивание не может считаться достаточным. Удалите и замените название, вырезанное в дереве или, как минимум, зашпаклюйте и закрасьте. Проведите церемонию отмены старого названия, решите сами – делать это в присутствии зрителей или втихаря. Сделайте ее короткой и простой, баз пафоса. Два основных элемента церемонии: мольба и возлияние. Обращайтесь непосредственно к богам ветра (Аэолис), и моря (Нептун), и любым другим, и просите, чтобы они исключили из их списков старое название судна. Затем просите их в продлении их доброжелательности и защиты этого судна с новым названием, которое будет оглашено в отдельной церемонии именования. Не упоминайте новое название в процедуре закрытия старого!

Затем без дальнейших слов лейте по носовой части шампанское, самое лучшее, которое вы можете себе позволить. Будьте щедры. Вы можете выпить пару глотков сами и предложить гостям, если таковые вообще имеются, но не чувствовать себя при этом равным среди богов, иначе вы пожалеете об этом. И даже если вы абсолютно ограничены в средствах, не используйте дешевую замену настоящего шампанского. Помните: шампанское символизирует жертвенную кровь. Именно оно освобождает вас от необходимости зарезать любимую жену или дочь, так что не скупитесь на шампанское.

Сразу после этого, или в любое удобное время, вы можете проводить церемонию наименования судна, как нового. Часто в процедуре наименования, совмещенной с первым спуском на воду, ключевую роль играет «крестная мать», которая не приносится в жертву, а просто произносит короткую, но трогательную речь с пожеланиями удачи новому судну. И, так как жертвы крови в наше время не только не поощряются, но даже жестоко караются, понадобится еще одна бутылка шампанского. НАСТОЯЩЕГО шампанского! Или даже не одна. J

Носовые украшения.

Носовые украшения служат доказательством принесенной жертвы древним богам ветра и моря. Они должны всегда быть представлены людьми и никогда созданиями моря . Как исключение – жертвами могут быть и сухопутные животные, но боги предпочитают людей, а самое главное – душа жертвы переселяется в судно: тут с животными не все так однозначно и предсказуемо.

На заре мореплавания реальные человеческие головы жертв насаживались на бушпритах судов, отправлявшихся в первое плавание, и наиболее часто это были головы красивых девушек (возможно, поэтому первый выход называется maiden voyage .) Эта большая жертва была предназначена гарантировать безопасное плавание судна и экипажа в штормовых водах, подконтрольных Нептуну. Также предполагалось обеспечить корабль нежной и чистой душой непорочной жертвы, так как каждый корабль нуждается в душе. Вера была в то, что, когда голова помещалась под бушприт, это было знаком того, что боги восприняли жертву, и душа вселилась в корабль.

Здесь вопрос носового украшения пересекается с названием, т.к. по идее, имя жертвы автоматически должно стать названием нового судна. С этой точки зрения модная нынче традиция называть яхты именами своих жен и дочерей, так же выглядит немного странно.

Сегодня, в годы широкой эмансипации и даже феминизации, моряки больше не смеют использовать головы барышень для носовых украшений, что может быть и привело к перенасыщению бездушными и безликими однообразно белыми пластмассовыми яхтами, которые заполняют наши марины.