Этапы развития античной философии основные философские школы. Периодизация античной философии

Античная философия имеет свои временные и пространственные границы.

Время ее бытия - с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., когда император Юстиниан эакрып в 529 г. н.э. последнюю философскую школу - Платоновскую Академию.

Греческая философская мысль имеет свои этапы рождения, расцвета и увядания.

Первый этап, который часто называют досократоеским, носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы. На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фапеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями - с другой. Вместе с тем принципиально то, что впервые ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Противоречие между чувственной всеобщностью и всеобщностью понятия начинает стимулировать развитие мысли. Открывается новый мир - мир мысли, в котором «живут» понятия различной степени общности. Начинают осознаваться конструктивные возможности разума. Последнее находит отражение в философских системах Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля.

Второй этап - период расцвета греческой философс кой мысли - отличается от первого, во-первых, значительным качественным расширением предметного поля философии, во-вторых, развитием категориальных средств пoстижения бытия и богатством мыслей, опередивших свое время; в-третьих, появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философии как интеллектуально-духовной деятельности по преодолению противоречия между несовершенством наличной материальной данности и совершенством мира идей. Подобное противоречие - не внешнее для мыслящего субъекта, а выступает как личная проблема, решение которой приводит к совершенствованию.преображению, одухотворению человека. Аристотель различает два уровня философии. Первая философия занимается вопросами бытия как такового, бытия вообще, тогда как вторая философия, или физика, исследует бытие сущего, причастного к движению. Проблема соотношения первой и второй философии, как показапа дальнейшая история мысли, не проста. Античная философия в эпоху Сократа, Платона и Аристотеля получает свое наивысшее, классическое развитие. Это этап расцвета греческого типа философии, наиболее полная реализация конструктивных возможностей спекулятивного разума.

Третий этап греческой философии - эллинистический - характеризуется включением элементов восточной культуры, снижением уровня философских исследований, распадом высоких философских школ Платона и Аристотеля. Так, стоики и эпикурейцы больше интересуются философией практически, нежели с точки зрения Истины и Блага в традиционно греческом их смысле. Тем самым меняются акценты в понимании предмета философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются эклектические философские течения.

Космологизм античной философии

Космологизм античной философии заключается в том, что взамен мифологической идеи «порождения» она привнесла идею причинности. Первые древнегреческие школы и направления были тесно связаны с мифологией. Мифология ставила вопрос: «В силу каких причин возникло все существующее?» И причину происхождения мира видела за пределами природы, вверяя ее воле богов. Для греков природа выступает главным абсолютом, она не сотворена богами, боги сами составляют ее часть и олицетворяют основные природные стихии. Человек же не теряет своей изначальной связи с природой, но живет не только «по природе», но и «по установлению» (на основе разумного обоснования).

Первоначало мира или «архе», греки ищут в самой природе, в чем-то достаточно определенном и конкретном. Это определенное слито у них с какой-либо конкретной стихией. Понятием природа «фюсис» - охватывалось все существующее: что было, есть и будет; все возникающее, развивающее, развивающееся и погибающее. Но в античном мире считалось, что должна быть первооснова существующего - субстанция, которая постоянна, из которой все возникает. Древний грек для этого выделял и обособлял какую-то часть природы, помещая ее над всеми остальными. Фалес (ок. 624-547 гг.до н.э.) утверждал, что начало сущего - вода. Анак-симандр считал первоначалом «апейрон», Анаксимен - воздух. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) впервые в философии поставил вопрос о сущности мира. Рождение и развитие атомистических идей связано, прежде всего, с именами Демокрита, Левкиппа, Эпикура. Первоосновой мира объявляется атом - материальная неделимая частица, причина и сущность всего существующего. Атомы движутся, вступают друг с другом во взаимодействие, сцепляются, соединяются, образуя своеобразные сочетания. Таким образом, была высказана идея микроструктуры мира, предпринята попытка объяснить возникновение тел благодаря различному сочетанию атомов, а уничтожение тел благодаря тому, что соединения распадаются.

Античная диалектика

Диалектика в Античности

Диалектика (греч. διαλεκτική - искусство спорить, вести рассуждение) - метод аргументации в философии, а также форма и способ теоретического мышления.Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное. античная философия с большей силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милейские материалисты, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин ”Д.” Первоначально этим термином (dialektike techne - “искусство диалектики”) обозначались: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2)искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем Д. Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия,возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает ”Д.” от “аналитики” как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как торжественное и неизменное. Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и приходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство является по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл).

Философия Гераклита .Центральным местом в учении Гераклита явл представление о вечном изменении всего существующего (всё существующее имеет приходящий характер) т.е. все изменяется. «все течет все изменяется».Г.считал, что для изменения имеются причины. Он занимался поисками первовещества из которого все произошло. По его мнению первоначалом является огонь. Г говорит: «мир изменятеся потому, что всякое свойство всякая вещь изменяется ни каким угодно образом, а переходит в свою противоположность. Г считает борьбу противоположностей причиной движения вещей. Такое учение, согласно которому мир развивается через борьбу противоположностей называется диалектика. Гер был первым диалектиком. Древняя диалектика называется стихийной(не подтвержденная научными данными). Считал, что миром правит закон, необходимость. Этот закон природный.

Принципы диалектики:

1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение

идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих

изменений - развитие.(изменение не только количественное, но и качественное.

2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы

абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно

обусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются.

3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов.

Главный источник движения- внутренние противоречия.

История Античности - составная часть истории древнего мира - изучает зарождение, расцвет и кризис общественных и государственных структур, которые возникли на территории Древней Греции и Рима. Она начинается с рубежа III - II тыс. До н.э. - С возникновения первых государственных объединений на о. Крит, а заканчивается 476 г. н. Э - Падением Западной Римской империи.

Этот период в истории человечества получил свое название от латинского термина " antiqua " (древность) и имеет свои специфические особенности развития по сравнению с старосхиднимы обществами:

1. Античное общество характеризовалось более быстрыми темпами расписания общинных отношений.

2. В классических развитых античных государствах (Афины, Рим) отсутствовало внутреннее (долговое) рабство. Законами 594 г.. Запрещалось продавать за долги своих соплеменников в Афинах, а закон Петелия 326 г.. Ликвидировал долговое рабство в Древнем Риме.

3. Если стародавньосхидни государства представляли собой военно-бюрократические монархии, то основным типом государственного устройства античных стран была республика в форме полиса.

Долгое время под термином "полис" историки понимали "город-государство". Однако не каждый город было государством и не каждое государство имело внешний вид города. Например, аттический город Пирей - морские ворота Афин - никогда не было государством, хотя по своим размерам, количеству жителей и внешнему виду не уступало Фивам, Мегаре или Коринфа. И наоборот, один из крупнейших полисов Древней Греции - Спарта имел вид обычного сельского поселения.

Поэтому правильнее будет понимать под термином "полис" гражданскую общину, то есть коллектив полноценных граждан, населявшего определенную территорию и имел республиканскую форму правления.

4. Специфической формой собственности в античных полисах была общинно частная собственность, причем вторая ее часть была опосредованная первой. А именно: права частной собственности на землю пользовались только полноправные члены гражданской общины и лишения гражданских прав вело к потере собственности на земельный участок.

5. Темпы культурного развития античной цивилизации были значительно быстрее за культурную эволюцию древневосточных обществ.

Вся современная культура выросла на почве культуры античности. Без знания античной истории нельзя понять многих институтов настуцних периодов, истории искусства, архитектурных стилей, театра, современных политических и научных терминов, в т.ч. терминов "история", "философия", "культура" и др. Античность во всем ее разнообразии выступает на каждом шагу как в общественной, так и в частной жизни современного человека.

Начинает античную эпоху в истории Древней Греции. Почти за двухтысячелетней период греки создали развитую экономическую систему, классическую полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, существенно повлияла на развитие мировой цивилизации.

Всю древнегреческой истории принято разделять на 5 больших этапов:

1. Эгейский или крито-микенский (III тыс. - XII вв. До н.э.) - образование раннегосударственных объединений на о. Крит и в ахейский Греции.

2. Передполисний или гомеровский (XI - IX вв. До н.э.) - господство родоплеменных отношений в Греции.

3. Архаичный (VIII - VI вв. До н.э.) - формирование государственных объединений в форме полисов.

4. Классический (V - первая половина - IV вв. До н.э.) - расцвет старо древнегреческого общества, полисного устройства, греческой культуры.

5. Эллинистический (вторая половина IV в. - 30-е pp. I в. До н.э.) - образование новых эллинистических обществ на основе взаимодействия и объединения греческих и восточных начал.

Поскольку первый и последний этапы греческой истории были решающим, то их принято разделять на отдельные периоды.

Эгейский или крито-микенский этап имеет 3 периода в зависимости от степени общественного развития, причем эти периоды не совпадали для истории Крита и для истории материковой Греции. Критская история (или минойская, от имени легендарного царя Миноса) делилась на:

а) раннеминойский (XXX - XXIII вв. до н.э.) - господство родоплеменных отношений;

б) среднеминойский (XXII - XVIII вв. до н.э.) - период старых дворцов, образования первых государств, появление первых социальных групп, письменности, объединение Крита;

в) пизньоминойський (XVII - XII вв. до н.э.) - период новых дворцов, расцвета критской государства и его завоевания ахейцами.

Хронология микенского этапа (материковая Греция):

а) ранньоелладський период (XXX - XXI вв. до н.э.) - господство первобытнообщинных отношений, догреческой населения;

б) среднеэлладского период (XX - XVII вв. до н.э.) - проникновение и расселение ахейцев-греков в южной части Балканской Греции и начало разложения родоплеменных отношений;

в) пизньоелладський или микенский период (XVI - XII вв. до н.э.) - возникновение раннегосударственных объединений, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее падение.

Эллинистический этап древнегреческой истории тоже делится на С периода:

а) восточные походы Александра Македонского и создание системы эллинистических государств (30-е pp. IV - 80-е pp. III в. до н.э.);

б) расцвет эллинистических обществ и государств (80-е pp. III в. - середина II в. до н.э.);

в) кризис эллинистической системы и завоевания эллинистических государств Римом на Западе и Парфией на Востоке (середина II в. - 30-е pp. I в. до н.э.). Интересы Римом в 30-м году до н.э. последней эллинистической государства Египетского царства означало только конец длительного развития древнегреческой цивилизации и ее культуры.

Исторические типы культуры: античность, средневековье и Ренессанс и их культурно-историческое значение.

Возникновение, этапы развития и общие особенности античной культуры.

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров .

Ключевым понятием в контексте античной культуры является «греческое чудо», которое ввел известный французский филолог 19 в., историк религии и философии Э. Ренан . Суть рассматриваемого явления заключается в том, что народам Древней Эллады удалось достичь невиданных ранее высот почти одновременно и во многих областях культуры. При этом сами достижения отличались ярко выраженным новаторством , которое стали основой принципиально нового типа культуры, во многом отличного от культуры древневосточных цивилизаций. Проследим сам ход становления и развития античной культуры.

Мы уже отмечали влияние на Древнюю Грецию древневосточных цивилизаций, однако основная роль здесь принадлежит крито-минойской цивилизации (2800 – 1100 г. до н.э.), поэтому с ней связан 1-й этап становления античной культуры. Минойская цивилизация имела матриархальную основу , сочетала в себе, с одной стороны, заимствование из древневосточных цивилизаций на уровне монументального строительства и религиозно-философских знаний . Однако уже она содержала в себе принципиально новые черты. Это большая открытость , связанная с тем, что критяне были активными путешественниками и искусными мореходами. Кроме того, обращает на себя внимание критская живопись, которая отличалась поразительным жизнеподобием . В отличие от монументальных и/или статичных форм египетского изобразительного искусства, в ней ярко передавалось движение, отражалась индивидуальность и неповторимость явлений. С 13 в. до н. э. из-за землетрясений центр этой цивилизации переместился с острова Крит на Балканский полуостров (город Микены).

На рубеже 12 и 11 вв. до н.э. Микены и другие минойские города были завоеваны пришедшими с севера племенами дорийцев . С этого момента начинается гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.). На завоеванных территориях вокруг городов образовывались небольшие царства во главе с потомками дорийских племенных вождей. Активно перенимались культурные достижения завоеванных минойских городов, благодаря освоению мореходства продолжалась экспансия. Молодая народность эллинов осваивала острова Эгейского и Адриатического морей, Сицилию и Малую Азию как путем завоеваний так и мирным слиянием с аборигенами . Особенности этого периода отражены в поэмах «Илиада» и «Одиссея», где изображены морские походы, битвы и общение греков с другими народами. В этот период формируется особый тип человека, жаждущего новизны авантюриста.

Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) стал временем быстрого и интенсивного развития Древней Греции, в ходе которого были созданы все необходимые условия и предпосылки для последующего удивительного взлета и расцвета. Окончательно формируются города-государства (полисы), основанные на торговле и обмене опыта с другими странами (наиболее крупные из них были Афины, Коринф, Спарта,Фивы ). Их экономической основой становятся малые аграрные, ремесленные и торгово-мореходные хозяйства, существующие за счет конкуренции и предпринимательской инициативы хозяев и работников. В отличие от однообразных восточных деспотий в полисах существуют различные формы правления и режимы (тирания, монархия, олигархия, аристократическая и демократическая республики). Именно в этот период рациональное мышление отделяется от религиозной традиции и формируется философия как самостоятельное явление (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит). Этот процесс позднее стали называть переходом от мифа к логосу . Единообразие религиозно-мифологической картины мира сменялось самостоятельными поисками основы мироздания. Она мыслилась как конкретное вещество: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), либо как абстрактная вещественная основа (Апейрон Анаксимандра), либо как абстрактный творящий и упорядочивающий принцип (Логос Герактита, Число Пифагора ).

Культура классического периода V-IV век до н. э. – связана с расцветом древнегреческой цивилизации . Она была ознаменована формулировкой принципа антропоцентризма, которую обычно ассоциируют с изречением философа Протагора «Человек есть мера всех вещей». Для греков по-прежнему идеалом оставался гармоничный и упорядоченный космос, однако человек не растворялся в нем, как это было на Востоке, а становился в его центр. Такое видение мира было обусловлено уже отмеченной инициативностью и предприимчивостью древних греков . Антропоцентризм способствовал резкой активизации духовной жизни. Люди осознали, что социальный статус во многом определяется образованностью и уровнем знаний . В связи с этим появилось множество учителей мудрости (софистов), к числу которых принадлежал и Протагор. Философия приобретала массовый характер . На этой волне возникли наиболее яркие и масштабные философские учения античности, в которых рассмотрение проблем мироздания сочеталось с осмыслением роли в нем человека. Это учения Сократа и Платона, Аристотеля.

Активизация духовной жизни человека способствовала дальнейшему усилению творческого начала у древних греков, которое выразилось в активном развитии искусства. При этом, в отличие от востока, искусство все больше разрывало связь с мифологией и религиозным ритуалом, все больше обращалось к сугубо человеческим проблемам . Оно создавало идеал прекрасного и доблестного человека- героя, совершенного нравственно и физически, существовавшего в гармонии с окружающим миром либо стремящегося к этой гармонии через заблуждения и ошибки.

Наиболее ярко это проявилось в развитии театра и прежде всего жанра трагедии: Эсхил (525-456) - «Орестея », «Прикованный Прометей »; Софокл (496-406) - «Антигона», «Царь Эдип». Большой популярностью пользовались комедии Аристофана (446-385) – «Облака», «Лягушки», «Лисистрата» , в которых идеал человека утверждался через осмеивание порока . Скульптура представляла человека в свободном и естественном движении, подавала его сюжетно: в сложных позах и неожиданных ракурсах . Мышцы статуй наполнялись силой и приобретали истинно пластическую красоту. Наиболее известные скульпторы: Фидий (500-430 ) - «Афина Парфенос», «Зевс Олимпийский »; Мирон (500-440) – «Дискобол »; Поликлет (V в. до н.э.) - «Дорифор»; Леохар(372-328) - «Аполлон Бельведерский ».

Происходили важные изменения в социальной жизни, связанные с активизацией демократических тенденций . Наиболее ярко это проявлялось в Афинах, которые в классический период стали главным культурным центром Эллады. Социально-политические реформы Солона (594) и Клисфена (509-507) законодательно, а не на основе обычаев и традиций, утвердили права и обязанности граждан . Реформы стимулировали активное участие свободных граждан греческих полисов в работе народных собраний, а также закрепили за каждым из них право отстаивать свое мнение в суде . При наличии рабовладения как минуса социальной системы Древней Греции, в мире свободных граждан происходило: признание народа в качестве единственного источника власти; существование системы выборных должностей; сглаживание различий между бедными и богатыми слоями греческого общест ва; признание закона выше власти и ее представителей .

Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.) характеризуется попытками угасающих полисов распространить свое влияние на другие регионы . Наиболее ярко это проявилось в ходе завоеваний Александра Македноского , когда в орбиту греческого влияния попали Весь Ближний Восток и Запад Индии. Также это попытки сохранить влияние после распада империи Александра в лице эллинизированных государств Востока: Селевкия (запад Индии), Антиохия (Месопотамия, Сирия), Египет Птолемея и его потомков. Однако это не удалось сделать из-за восточного традиционализма и освободительной борьбы покоренных народов. Единственное исключение – Египет, подвергшийся частичной эллинизации и даже сохранивший ее следы. Это город Александрия, построенный на северном побережье Африки. В Александрии находились огромная библиотека, обсерватория, зоопарк, Мусейон («Дом муз ), считающийся первым прообразом университета, Александрийский маяк – одно из чудес света). Там жили математик Евклид (365 - 300), ботаник Феофраст (IV в. до н.э.), астроном Аристарх Самосский (320 - 250), которые опирались не только на эллинскую, но и древнеегипетскую мудрость. Продолжали развиваться классические традиции искусства (ваятели Пракситель (390 - 330), и Лисипп (370- 300), однако новизна все больше сменялась подражательностью. В социальной жизни демократические тенденции сменились тиранией и деспотизмом, социальной нестабильностью в виде перманентных войн и заговоров . В результате этого философия становилась пессимистичной, как стоицизм и уход от общественных проблем. Яркий пример – стоицизм, проповедовавший внутреннюю свободу и нравственный долг как компенсацию неустроенности социальной жизни (Зенон Китийский, Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий ). Другой пример – эпикуреизм, который провозглашал доступные чувственные наслаждения как высшую ценность .

Римский период (1 в. до н.э. – 5 в. н.э.) связан с развитием древнеримской культуры. Географически она возникла на территории Апеннинского полуострова и изначально была типологически близкой культуре греческой: завоевание , поглощение и усвоение более развитой культуры (этрусков), инициативность, экспансивность и авантюризм италийцев, сочетание различных политических тенденций (монархизм, олигархия, республиканская демократия ). В то же время свободной творческой самореализации в искусстве и философии они предпочли создание сильного и единого государства (сначала республики, а потом империи), Идеологию римлянина определял патриотизм, признававший интересы страны как высшую ценность и выражавшийся в готовности каждого гражданина пожертвовать за отечество своей жизнью. Римляне считали себя богоизбранным народом и были ориентированы только на победу во всех своих деяниях. В стране почитались мужество, достоинство, стойкость, суровую непреклонность , практическое хозяйственное и юридическое мышление, умение подчиняться дисциплине и закону. В ходе своего расширения римская цивилизация подчинила все средиземноморье и ближний восток. Близость к греческой культуре способствовала ее усвоению (с 3 в.до н.э.). В сфере философии и искусства они стали наследниками древних греков, ориентируясь на классические образцы, но на деле развивавших традиции эллинистического период а. Великий поэт Вергилий (Энеида) опирался на Гомера , трагик Сенека (Медея) – на Софокла и Эврипида . Наследниками греческой философии стали упомянутые ранее стоики Цицерон, Сенека, Марк Аврелий . Большую самостоятельность они продемонстрировали в политической области . Прежде всего это традиции политического красноречия, образцом которого стал Цицерон (I-й в. до н.э.). Важной особенностью культуры Древнего Рима стала разработка права, которая для тех времен отличалось максимальной систематичностью и развернутостью . Наконец, единая греко-римская культура, отличавшаяся плюрализмом и восприимчивостью к внешним влияниям стала в 1-е века н.э. наиболее благоприятной почвой для распространения христианства .

Исходя из процесса становления античной культуры можно сформулировать ее общие особенности.

1.Восприимчивость к внешним влияниям и динамизм развития , которые стали первым преодолением характерного для Востока традиционализма. Следствием указанной особенности стала плюрализм мировоззрения , при котором различные точки зрения на мир и даже политические взгляды конкурировали на равных основаниях. Из древневосточных культур некоторая степень плюрализма была характерна только для Индии. Но там не было равноправной конкуренции. Было официально закрепленное учение индуизма неортодоксальные (неправильные) учения, которые находились на периферии культуры. Это было характерно даже для буддизма, который так и не смог окончательно закрепиться на своей родине и переместился в другие страны . Указанная особенность наложила отпечаток на взаимодействие греков и римлян с представителями других культур. Это не только завоевание или изоляция, но и попытки наладить культурный диалог. По сути, здесь впервые были опробованы (пусть и не всегда успешно) модели мультикультурализма , или мирного сосуществования различных культур.

2.Усиление рационального (понятийно-логического) мышления , которое в ряде случаев ставилось выше мистического откровения и интуиции, которые были ведущей формой познания на Востоке. Отделившаяся от религии философия стала почвой для развития конкретных научных знаний . Все известна теорема Пифагора, Фалес Милетский впервые заговорил о климатических поясах, Аристотель считается одним из первых специалистов по политологии, филологии, физике, психологии (О душе). Рационализировалась и этика. Помимо высших добродетелей,

3. Первые опыты демократизации социальной жизни, которые стали преодолением восточной модели деспотизма. Демократия давала дополнительные возможности проявления человеческой инициативы, раскрывала людям лифты социальной мобильности, то есть, возможность движения вверх по социальной лестнице. Восточная кастовая модель с этим несовместима. Следствием рассматриваемой особенности стала агонистика , то есть принцип состязательности, благородного соревнования отдельных личностей, групп и полисов с целью достижения наилучшего результата в различных сферах деятельности. Постепенно в греческом обществе победа в любом состязании воспринимается как высшая ценность, а сам победитель становится национальным героем. Уже в период архаики появляются первые всегреческие спортивные игры , музыкальные театральные, ораторские состязания, посвященные основным греческим богам. Самыми главными из них были: 1. Олимпийские игры - спортивные соревнования в честь бога Зевса, проходившие раз в четыре года, начиная с 776 г. до н.э., в небольшом городке Олимпия на полуострове Пелопоннес. 2. Пифийские игры - спортивные и музыкальные состязания в честь бога Аполлона, собиравшие участников раз в три года, начиная с VI в. до н.э., в святилище бога Аполлона в Дельфах.

4. Антропоцентризм мировоззрения в противовес безусловно господствующему восточному природоценризму . Однако следует отметить, что внимание к человеку уравновешивалось идеалом соразмерного, гармонично упорядоченного космоса. Антропоцентризм стал абсолютно господствовать лишь в Европе Нового времени.

Периодизация античной философии

Особенности античной философии

Развитие античной философии – важнейший этап исторической динамики предмета философского познания. В рамках античной философии выделены онтология и метафизика, гносеология и логика, антропология и психология, философия истории и эстетика, моральная и политическая философии.

Античная философия (сперва греческая, а затем римская) охватывают более чем тысячелетний период с VI в. до н. э. по VI в н. э. Зародилась античная философия в древнегреческих (городах-государствах) демократической ориентации и содержанием, методами и целью отличалась от восточных способов философствования, мифологического объяснения мира, характерного ранней античной культуре. Формирование философского взгляда на мир подготавливалось древнегреческой литературой, культурой (произведениями Гомера, Гесиода, гномических поэтов), где ставились вопросы о месте и роли человека в универсуме, формировались навыки установления мотивов (причин) действий, а художественные образы структурировались соответственно чувствам гармонии, пропорции и меры.

Ранняя греческая философия использует фантастические образы и метафорический язык . Но если для мифа образ мира и реальный мир ничем не отличались, то философия формулирует своей основной целью стремление к истине, чистое и бескорыстное желание приблизится к ней. Владение полной истиной, по античной традиции, считалось возможным только богами. Человек не мог слиться с «софией», поскольку смертен, конечен и ограничен в познании. Поэтому человеку доступно только безудержное стремление к истине, которое никогда не завершалось полностью, активное, деятельное, страстное желание истины, любовь к мудрости, что выражает само понятие «философия». Бытие ассоциировалось с многочисленностью постоянно меняющихся стихий, а сознание – с ограниченным числом понятий, которые сдерживали хаотическое проявление стихий.

Поиск первоосновы мира в изменяемом кругообороте явлений – основная познавательная цель древнегреческой философии. Поэтому античную философию можно понять как учение о «первоначалах и причинах» . По своему методу такой исторический тип философии стремится рационально объяснить бытие, реальность как целостность. Для античной философии значительными являются разумные доказательства, логическая аргументация, риторико-дедуктивная рациональность, логос. Переход «от мифа к логосу» создал известный вектор развития и духовной культуры, и Европы.

Основные этапы развития античной философии

В развитии античной философии выделяют четыре основных этапа (подробное деление философских школ вы можете увидеть в таблице ниже).

Первый этап – 6-5 вв. до н. э. «досократовский» . Философы, жившие до Сократа, так и называются – досократики. К ним принадлежат мудрецы из Милета (Милетская школа – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит из Эфеса, Элейская школа (Парменид, Зенон), Пифагор и пифагорейцы, атомисты (Левкипп и Демокрит). Натурфилософы занимаются проблемой архэ (греч. arhe – начало) – единой основы мироздания (старшие физики) и проблемами интегрального единства множественных миров (младшие физики).

Центральным предметом познания в древнегреческой натурфилософии выступает космос , а основной формой философского учения – космологические модели . Центральный вопрос онтологии – вопрос о сущности и устройстве мира – высвечивается в ракурсе вопроса о его происхождении.

Второй этап – приблизительно середина 5 – конец 4 веков до н. э. – классический. Становление классической философии знаменует собой радикальный поворот к логико-гносеологической, социально-политической, нравственно-этической и антропологической проблематике. Этот поворот связан с софистической традицией и с фигурой Сократа. В рамках зрелой классики вырабатываются совершенные образцы системных абстрактно-теоретических и философских концепций, задающий канон западноевропейской философской традиции (Платон и Аристотель).

Третий этап – конец 4-2 вв. до н. э. обычно называют эллинистическим. В отличие от предыдущего, связанного с возникновением значительных, глубоких по содержанию и универсальных по тематике философских систем, формируются разнообразные эклектические конкурирующие философские школы: перипатетики, академическая философия (Платоновская академия, стоическая и эпикурейская школы, скептицизм). Все школы объединяет одна особенность: переход от комментирования учения Платона и Аристотеля до формирования проблем этики, морализаторской откровенности в эпоху упадка эллинистической культуры. Тогда популярным становится творчество Теофраста, Карнеада, Эпикура, Пиррона и др.

Четвертый этап – 1 в. до н. э. – 5-6 вв. на. э. – период, когда решающую роль в античности стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой, особенно эллинистической. В римской философии выделяются три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар). В 3-5 вв. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, известным представителем которого является философ Плотин. Неоплатонизм значительно повлиял не только на раннюю христианскую философию, но и на всю .

Использованная литература:

1. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, — Современный литератор, 2001. – 1312 с.

2. Історія філософії: Підручник для вищої школи. — Х. : Прапор, 2003. — 768 с.

Является античная философия. Ее родоначальниками выступают древние греки и римляне. В арсенале мыслителей того времени «инструментами» познания были тонкая умозрительность, созерцание и наблюдение. Античные философы первыми начали ставить перед собой вечные вопросы, волнующие человека: с чего берется начало всего окружающего, бытие и небытие мира, единство противоречий, свобода и необходимость, рождение и смерть, назначение человека, нравственный долг, красота и возвышенность, мудрость, дружба, любовь, счастье, достоинство личности. Эти проблемы актуальны и сегодня. Основой для формирования и развития философской мысли в Европе послужила именно античная философия.

Периоды развития философии античности

Рассмотрим, какие основные проблемы решала античная философия, этапы развития ее как науки.

В развитии древнегреческой и древнеримской философской мысли условно можно разграничить четыре важных этапа.

Первый, досократовский, период выпадает на VII -- V ст. до нашей эры. Он представлен деятельностью Элейской и Милетской школ, Гераклита Эфесского, Пифагора и его учеников, Демокрита и Левкипа. Они занимались вопросами законов природы, построения мира и Космоса. Значение досократовского периода трудно переоценить, ведь именно ранняя античная философия во многом повлияла на развитие культуры, общественной жизни и Древней Греции.

Характерной особенностью второго, классического, периода (V -- IV ст. является появление софистов. Они перенесли свое внимание с проблем природы и Космоса на проблемы человека, заложили основы логики и способствовали развитию Кроме софистов, ранняя античная философия в этот период представлена именами Аристотеля, Сократа, Платона, Протогора. В это же время начинает формироваться и римская философия, в которой определяются три основных направления -- эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

За период с IV по II век до н. э. античная философия проходит третий, эллинестический, этап развития. В это время возникают первые философские системы, глубокие по своему содержанию, появляются новые философские школы -- эпикурейская, академическая, перепатетики и другие. Представители эллинистического периода переходят к решению этических проблем и морализаторству именно в то время, когда эллинская культура переживает упадок. Именами Эпикура, Теофраста и Карнеада представлен этот этап в развитии философии.

С началом нашей эры (I -- VI столетия) античная философия вступает в свой последний период развития. В это время ведущая роль в принадлежит Риму, под влиянием которого оказывается и Греция. На формирование римской философии большое влияние оказывает греческая, в частности, ее эллинестический этап. В философии Рима формируются три основных направления -- эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Для этого периода характерна деятельность таких философов, как Аристотель, Сократ, Протогор, Платон.

Третий-четвертый века -- время возникновения и развития нового направления в античной философии -- неоплатонизма, родоначальником которого был Платон. Его идеи и взгляды во многом повлияли на философию раннего христианства и философию средневековья.

Так возникла античная философия, этапы развития которой породили интересные идеи: идею всеобщей связи всех явлений и вещей, существующих в мире, и идею бесконечного развития.

Именно в те времена сложились гносеологические направления -- Демокрит, являясь, в сущности, материалистом, предположил, что атом является мельчайшей частицей любого вещества. Эта его идея опередила века и тысячелетия. Платон, придерживаясь идеалистических взглядов, создал диалектическое учение об отдельных вещах и общих понятиях.

Философия античных времен стала одной из самостоятельных С ее помощью была сформирована целостная картина мира. Античная философия позволяет проследить весь путь становления теоретической мысли, полный нестандартных и смелых идей. Многие вопросы, которые пытались решить древнегреческие и древнеримские философские умы, не утратили своей злободневности и в наше время.