Церковный Православный праздник января. День мобилизации против угрозы ядерной войны

День мобилизации против угрозы ядерной войны

международный праздник
Этот праздник отмечается во всем мире каждый год в день принятия Делийской декларации, на которой прозвучал призыв к прекращению гонки ядерных вооружений, к сокращению и постепенной ликвидации всего ядерного оружия.

День работников прокуратуры в Молдове

В Молдове этот праздник отмечается каждый год, начиная с 29 января 1992 года, с дня, когда был принят Закон № 902-XII «О прокуратуре».

Дугжууба (ритуал очищения)

буддийский праздник
Народы, исповедующие буддизм, с давних времен отмечают особый обряд очищения в канун нового года Дугжууба. Они очень трепетно и серьёзно относятся к этому празднику, который проводится в канун первого весеннего новолуния — в 29-й лунный день.

День работников пожарной охраны в Украине

В Украине каждый год 29 января отмечается праздник «День работников пожарной охраны», который не так давно получил статус государственного официального профессионального праздника.
2 января 1995 года в Киеве — столице украинской республики, Леонид Данилович Кучма — второй президент Украины подписал Указ «О Дне работников пожарной охраны», которым предписал отмечать ежегодно дату 29 января, как День работников пожарной охраны.
27 августа 2004 года, Леонидом Кучмой был издан ещё один Указ об установлении 17 сентября в Украине профессионального праздника — Дня работников гражданской защиты, который отмечать ежегодно.
Указ от 2 января 1995 «О Дне работников пожарной охраны» утратил силу.
Два украинских профессиональных праздника «День работников пожарной охраны» и «День спасателя Украины» объединили в один под названием: «День работников гражданской защиты», но это название праздника держалось недолго.
12 сентября 2008 года Указом третьего Президента Украины Виктором Ющенко «О Дне спасателя» был отменен Указ Кучмы и название праздника «О дне работников гражданской защиты» было также упразднили. Официально в Украине осталась только дата - 17 сентября. Но традиция пожарников Украины отмечать свой профессиональный праздник 29 января до сих пор осталась.

Церковный православный праздник

Поклонение честным веригам святого и всехвального апостола Петра

За проповедь о Христе Спасителе апостол Петр около 42 года н.э. был заключен в темницу по повелению Ирода Агриппы.
В темнице Петра связали двумя железными цепями, а накануне суда ночью Ангел Господень появился над апостолом и снял с него эти цепи и вывел из темницы.
Услышав об этом чуде, христиане взяли себе цепи (вериги) и как драгоценность долгое время хранили их.
Люди, которые были одержимы разными болезнями, приходили к веригам с верою и получали исцеления.
Вериги святого апостола Петра до периода правления Патриарха Ювеналия хранились в Иерусалиме. Затем Ювеналий подарил их супруге императора Феодосия Младшего - Евдокии, которая в 437 — 439 годах перенесла их в Царьград из Иерусалима.
Евдокия одну веригу отправила своей дочери Евдоксии в Рим, которая в построенный ею храм положила веригу во имя апостола Петра.
Сегодня во время праздника вериги апостола Петра церковнослужители выносят на поклонение народу.

Праздник по народному календарю

Петр-полукорм

Этот праздник в народе назвали в честь одного из учеников Иисуса Христа — апостола Петра, который считается первым Папой Римским. В этот день церковь поклоняется известной христианской реликвии — «честным веригам» святого Петра — цепям, которыми апостола Петра, по преданию, сковали в Иерусалиме во время арестов 42 года нашей эры.
Вторая часть этого названия - полукорм пошла от события в народе -в этот день оценивали, сколько осталось корма для скота до начала весеннего выпаса.
Люди начинали экономить, если сена и соломы было меньше половины запасенного на зиму. В народе к этому дню были поговорки: «От Петра-полукорма - половина зимнего корма».
Святой Петр издревле считался покровителем домашнего скота.
По народным приметам, если в этот день дует северный ветер, то скоро будет сильный мороз. А если будет мороз в Петров день, то лето будет жарким.
Именины 29 января у Ивана, Максима, Неонила, Петра

Необычные праздники

— День любовников
— День лучшей подруги
— День бессмысленного нахождения на работе
— День просьбы повысить зарплату
— День внезапного возвращения долгов

29 января в истории

1920 г. - В Советской России введена всеобщая трудовая повинность.
1922 г. - Открытие Московской филармонии.
1932 г. - На горьковском заводе первая «полуторка» – грузовой автомобиль «ГАЗ-АА»
1942 г. - Гитлер распорядился использовать все методы для доставки рабочей силы с Востока в Германию.
1943 г. - Советские войска освободили от фашистов города Майкоп и Тихорецк.
1943 г. - В Германии издан указ об аресте и отправке в концлагеря всех цыган.
1944 г. - В Германии опубликован призыв к незамужним девушкам рожать детей от «истинных арийцев», особенно от СС-овцев.
1947 г. - В Великобритании зарегистрирована рекордно низкая температура воздуха - 26,7 градуса мороза.
1960 г. - Врачи Вашингтонского университета создали первую искусственную почку.
1969 г. - Умер Аллен Даллес, американский государственный деятель, один из основателей и директор ЦРУ (1953-1961 гг.).
1992 г. - Преобразование Государственной библиотеки им. Ленина в Российскую государственную библиотеку (РГБ).
1994 г. - Умер Евгений Леонов, русский советский актер, народный артист СССР.
1997 г. - Нью-Йоркский суд приговорил Вячеслава Иванькова (Япончика) к 7 годам и 9 месяцам тюремного заключения.
2000 г. - В казино Лас-Вегаса официантка Синтия Джей выиграла 35 миллионов долларов на автомате «Однорукий бандит» (крупнейший в мире выигрыш на игровых автоматах).

29 января 2014
29 января - день памяти святого праведного Максима, иерея Тотемского

О земной жизни святого праведного Максима Тотемского, память которого празднуется сегодня, мы знаем не так уж много. Известно, что он жил в XVII веке, служил в селе Варницы под Тотьмой, принял подвиг юродства , что весьма необычно для священнослужителя. Умер святой в глубокой старости в 1650 г. и был погребен при Воскресенской Варницкой церкви, где он и служил. От его мощей потом совершались многие исцеления. Книга, в которой записывались чудеса праведного иерея Максима, сгорела во время одного из пожаров в середине XVII века. Сохранилась память о двух исцелениях от гроба святого: жителя Тотьмы Тарунина, полгода пролежавшего в параличе и А. Я. Татауровой, страдавшей сумасшествием.

Святой принял на себя подвиг юродства около 1610 года. Это было Смутное время. Тогда Тотьма пережила последнее серьезное испытание (до середины XVI века она постоянно подвергалась набегам и поборам казанских татар): в 1613 году отряд польских мародеров разорил и сжег город. После этого события Тотьма не только быстро восстановилась, - начался долгий период ее подъема и процветания. Добыча соли в окрестностях Тотьмы (село Варница собственно и названо так потому, что там «варилась» соль) по тем временам была весьма выгодным делом. Кроме того, через этот город по реке Сухоне стал проходить Северный торговый путь из Сибири и Центральной Азии в Западную Европу. К пристани Тотьмы подходили не только российские, но и английские, голландские, ганзейские, персидские суда. Всего за год их было не менее 500. Доходы от солеварения и торговли позволяли развивать и другие производства, в первую очередь по обработке мехов и кузнечному делу. Впоследствии к началу XVIII века богатства тотемских купцов станут столь значительными, что в значительной степени именно на них будет освоена русская Америка. Промышленники из Тотьмы не только откроют торговые и промысловые фактории в Новом Свете, но и снарядят и профинансируют около 20-ти научных экспедиций в Тихом океане. Знаменитый форт Росс в Калифорнии также будет основан тотемским купцом Иваном Кусковым.

Экономическое благосостояние Тотьмы зародилось как раз во время жизни святого праведного Максима. Тотемские купцы не жалели денег на церкви. Соответственно и храм, в котором служил святой, очевидно, был не бедным. Более того, его покровителем был Данила Строганов, представитель одной из богатейших купеческих фамилий в России. Тем не менее, священник из обеспеченного прихода начал юродствовать, чем, наверное, ввел в смущение своих благодетелей. Юродивых вообще много среди святых русских северных торговых городов, таких как Новгород или Устюг (Тотьма как раз во время жизни святого стала сравниваться с этими городами, если не в значении, то в благосостоянии ее жителей). Это вполне понятно: купцы богатели, и в какой-то момент им начинало казаться, что у них всё благополучно не только в житейском, но и в духовном плане: они ведь жертвуют на церкви и благотворительность, когда надо - ходят на службы, при этом они всеми уважаемые приличные люди. Между тем, обеспеченная жизнь, особенно жизнь торговца или предпринимателя, часто еще больше погружает человека в суету этого мира, чем даже самая напряженная борьба за выживание. Да и богатство само по себе может поработить человека, «Никто не может служить двум господам: ... Богу и мамоне» (Мф. 6, 24). Самое страшное, что в подобной ситуации можно прийти в состояние своеобразной духовной слепоты и самоуспокоенности. В таком состоянии можно тешить свою гордыню, что я, дескать, делаю всё правильно и «благочестиво», и не замечать собственную спесь и презрение к ближним. Эта опасность относится не только к богатым, но к богатым относится в особенности.

Юродивые своими внешне безумными действиями как раз пытались разрушить в людях эту религиозную самоуспокоенность и напоминали, что в духовной жизни не всё так просто. Христианство, по сути, непрестанный удивительный и парадоксальный подвиг: как бы отдать всё, чтобы получить еще нечто большее, отдать, в конце концов, и самого себя, от самого себя отказаться, чтобы самого себя во Христе найти, подлинно стать человеком. Истина не вмещается ни в какие человеческие, пусть правильные и благочестивые, измышления. Поэтому, бывает, трудно приходится богатым и благоустроенным городам: Великий Устюг вообще едва не накрыло каменным дождем, только блаженный Прокопий отмолил город. Обстоятельства и характер подвигов святого Максима практически не известны, но сам факт народного почитания праведника, показывает, что он своим предельным смирением, отказом от удобств и почестей этого мира всё же духовно пробудил сердца своих земляков, смягчил их гордыню; через него Господь дал возможность увидеть отблеск Своего божественного света во внешне безумном, бедном и убогом человеке, который, на самом деле был великим воином Христовым, в своей духовной мудрости превзошедшим окружающих его людей.

Мощи святого праведного Максима Тотемского почивают под спудом в Воскресенской Варницкой церкви. Во время советской власти храм был осквернен. И по сей день богослужение в нем не возобновлено и сам он находится в довольно плачевном состоянии: на куполах еще видны надписи, оставленные солдатами располагавшихся поблизости воинских частей, в самом храме не только не сделан ремонт, но не вывезен даже весь строительный мусор. Тем не менее, на стене церкви примерно там, где должна находиться могила святого, усилиями добрых людей поставлена мозаика праведного Максима. Восстановление этого храма, одного из красивейших в России, шедевра совершенно особенного стиля тотемского барокко, и возобновление в нем богослужений было бы лучшей памятью о святом праведном Максиме Тотемском.

Сегодня Православная Церковь чтит память:


1-я приуготовительная седмица к Великому Посту. Седмица сплошная.

Поклонение честны́м веригам ап. Петра; прав. Максима Тотемского, пресвитера (1650).
Мчч. Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, бабки их мц. Леониллы и с ними, мчч. Неона, Турвона и мц. Иовиллы (161–180); мч. Данакта Иллирийского, чтеца (II); свт. Гонората, архиеп. Арелатского (429); свт. Иакова, еп. Тарентасийского (429; Галл., Итал.); прп. Фурсея Ирландского, просветителя Восточной Англии (ок. 648; Кельт. и Брит.).

Сщмч. Иоанна Петтайя, пресвитера (1919).

Святые дня, молите Бога о нас!

Около 42 года, во время гонения на Иерусалимскую Церковь, за проповедь о Христе Спасителе ревностный проповедник Евангелия Апостол Петр по повелению иудейского царя Ирода Агриппы был заключен в темницу и скован двумя железными цепями. Вериги на апостола Петра были возложены тюремщиками не для укрощения тела, как это делали подвижники, а для укрощения его духа.

Как повествуется в книге Деяний Апостольских, глубокой ночью, накануне суда над Петром, когда стража спала, в темницу пришел Ангел, посланный Богом, разбудил его и вывел из темницы. Согласно легенде, железные цепи сами упали с рук апостола Петра, который немедленно по выходе из темницы отправился для проповеди слова Божьего в другие страны и не возвращался в Иерусалим.

Слух о чудесном освобождении Петра немедленно распространился в Иерусалиме. Ученики апостола взяли вериги святого узника и с уважением хранили их как драгоценность и святыню. Как гласит предание, одержимые разными болезнями верующие получали от вериг исцеления, как от платков и полотенец, бывших на теле Апостола Павла. Известно, что головные повязки и платки святого апостола Павла исцеляли болезни и изгоняли нечистых духов, потому что были пропитаны его потом. Такое же действие оказывали вериги святого Петра, некогда плотно охватывавшие его тело.

Эти вериги получили от тела апостола, который был крепко ими связан, целебную силу. Известно, что железные цепи святого апостола Петра исцеляли болезни и изгоняли нечистых духов, потому что некогда плотно охватывали тело апостола.

Верующие с глубоким благоговением чтили эти вериги и поклонялись им. Вериги, как дорогое наследство, передавались из рода в род, при этом каждый раз родители – детям, а те – своим наследникам, объясняли, какого Великого узника касались эти вериги и чьим телом они освящены. Так вериги по наследству перешли в руки иерусалимского патриарха Ювеналия.

Вериги святого апостола Петра хранились в Иерусалиме до тех пор пока Ювеналий не подарил их царице Евдокии, супруге царя Феодосия Младшего.

Евдокия перенесла их из Иерусалима в Царьград. Одну веригу Евдокия принесла в дар храму святого апостола Петра, находившемуся внутри Великого Софийского собора, а другую в 439 году послала в Рим своей дочери Евдоксии, супруге римского императора.

В Риме также находились другие вериги святого апостола. Здесь при императоре Нероне апостола Петра вновь заковали в цепи и он был освобожден мученической смертью на кресте.

Евдоксия с любовью приняла этот драгоценный дар и, построив на Эксквилийской горе храм во имя святого апостола Петра, положила там эту веригу вместе с найденной в Риме другой веригой святого апостола.

С давних времен вериги апостола Петра, хранящиеся в Римском храме, по традиции выносили 16 января (по старому стилю) на поклонение народу.


(вериги апостола Петра в соборе San Pietro in Vincoli (Сан-Пьетро-ин-Винколи) в Риме)

Праздник цепей возник в Риме, где с конца IV века существовала церковь во имя Петра и Павла. В V веке появилось предание, что эта церковь стоит на месте тюрьмы, где был "в узах " ("ad vincula ") апостол Петр во время пребывания в Риме. А еще позднее стали считать, что в этой церкви хранится одна из цепей, которыми сковали Петра в Иерусалиме. Со временем этот праздник стал посвящаться специально "веригам Петра ".

Церковь в Риме, в которой хранятся вериги, называется San Pietro in Vincoli (Сан-Пьетро-ин-Винколи – переводится как " Святой Петр в оковах "), она находится на одноименной площади на холме Эсквилин к северу от Колизея.

Тропарь
глас 4
Рима не оставль, к нам пришел еси, честными веригами, яже носил еси, Апостолов первопрестольне: имже верою покланяющеся молимся: твоими к Богу молитвами, даруй нам велию милость.

Кондак
глас 2
Камень Христос, каменя веры прославляет светло учеников первопрестольника: созывает бо вся праздовати Петре, чудеси твоея честныя вериги, и подает согрешений прощение.

Праведный Максим был священником в городе Тотьме в первой половине XVII века. Он именовался Максим Макарьев, сын Попов. Поставленный в иерея, в течение 45 лет он проходил добровольный подвиг юродства Христа ради и пребывал в непрестанной молитве, в посте, наготе, совершенно пренебрегал заботами о своем теле. Праведный священноиерей Максим уже при жизни своей был отличен благодатными дарами от Бога. Он почил в глубокой старости 16 января 1650 года и был погребен при Воскресенской Варницкой церкви города Тотьмы. Труженическая и святая жизнь его и чудесные исцеления, истекавшие от его гроба, послужили побуждением к составлению письменного сказания о нем, но сказание это сгорело в пожаре Воскресенской церкви в 1676 году.

Позднее утрачено и составленное в 1680 году новое сказание. Между тем чудеса у гроба праведника продолжались. В 1715 году священник Воскресенской церкви Иоанн Рохлецов с приходскими людьми обратился к архиепископу Велико-Устюжскому Иосифу с просьбой разрешить им поставить гробницу над мощами святого Максима в Параскевиевской церкви, над сими мощами построенной, и положить на гробнице образ святого. Владыка дал свое разрешение и благословил служить молебны как прочим угодникам Божиим. В то время были еще всем памятны чудеса, совершившиеся у места погребения праведного Максима, и чудеса эти были изображены на клеймах, украшающих гробницу угодника Божия.

В 1680 году житель Тотьмы Борис Тимофеев Тарунин заболел лихорадкою и лежал полгода расслабленным. Когда он призвал на помощь праведного Максима, тотчас получил исцеление.

В 1691 году крестьянин Арефа Малевинский девять недель не вставал с постели от лихорадки; когда же стал призывать на помощь святого Максима, болезнь его совсем прошла. Крестьянин Феодор Васильев Мамошов девять лет был нездоров и находился в расслаблении.

Ночью на 5 ноября 1703 года он видел во сне, будто старый человек в одной рубашке подошел к его постели и сказал ему: «Феодор, перестань скорбеть ». И, взявши его за плечо, повел в церковь и велел приложиться к надгробию праведного Максима. Пробудившись, Феодор почувствовал себя настолько здоровым, что мог пешком отправиться к Воскресенской церкви для поклонения гробу своего целителя.

Анна Яковлева Татаурова в 1705 году в течение месяца была в исступлении ума. Ночью во сне явился ей праведный Максим и велел отслужить две панихиды над его гробом, обещая ей за то выздоровление. Пробудившись, больная пришла в сознание и стала просить, чтобы ее свезли ко гробу праведного, где она по совершении панихид тотчас же почувствовала себя совершенно здоровою.

Тропарь блаженному Максиму Тотемскому
глас 4
Непорочным священством Богови послужив, / посреде мирскаго мятежа юродство избрал еси, / взем бо крест, последовал еси Христу невозвратным помыслом / и, с любовию к Нему добродетельми приближаяся, / земная оставив, Небесная восприял еси, / блаженне Максиме, отче наш, / моли Христа Бога / сохранитися граду Тотьме невредиму / и спастися душам нашим.

Кондак блаженному Максиму Тотемскому
глас 4
Божественному гласу последуя,/ возревновал еси наставляти паству свою/ не мудростию слова, но буйством жития безмятежнаго,/ непрестанными молитвами и слезными струями/ душу и тело омывая,/ воздушными стихиями плоть изнуряя,/ темже и по смерти чудесы тя Господь прослави,/ да с верою зовем к тебе:/ радуйся, Богомудре отче наш Максиме.

Святые мученики Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп и бабка их Леонилла и с ними Неон, Турвон и Иовилла пострадали в Галлии (по другому сказанию, в Каппадокии) во втором веке, во время гонения Марка Аврелия (161–180).

Леонилла приняла Крещение в преклонных годах от одного из учеников святого Поликарпа, епископа Смирнского, и обратила затем ко Христу трех своих внуков. Братья, воспламенившись ревностью о Господе, разбили идолов и укоряли язычников в их безумии. Мучители, призвав Леониллу на место казни, повелели ей уговорить внуков, чтобы они отреклись от Христа, но она, подойдя к ним, хвалила их за мужество и твердое исповедание своей веры. Тогда мучеников бросили в огонь, но он не повредил им. После мучений и смерти внуков святая Леонилла была усечена мечом.

Вместе с ней пострадала святая Иовилла, она видела непоколебимую веру святых мучеников и исповедала себя христианкой, оставив мужа и малолетнего сына. Мучители, повесив ее за волосы, изранили ее тело и обезглавили.

Святой Неон видел подвиг святых братьев и, записав их страдания, передал свою рукопись Турвону, сам же открыто исповедал Христа, за что был жестоко избит и скончался от побоев.

Святой Турвон, подражая подвигам страстотерпцев, также окончил жизнь мучеником. Мученики эти особенно чтимы в Испании, где им посвящены многие храмы. Мощи святых мучеников греческий император Зенон передал во Францию, в город Лангр.

Мученик Данакт Иллирийский, чтец

Жил во II веке и служил чтецом при церкви в местечке Авлон, в Македонии. Во время нашествия неверных святой взял церковные сосуды и хотел скрыться, но был схвачен воинами. Отказавшийся поклониться идолу, он был усечен мечом.


Родился в Галлии, в известной языческой семье. Младший брат прп. Венантия Леринского.
Он пожелал крещения и подготовился к нему, хотя против него оказались родители, друзья и тлетворная среда, в которой ему приходилось жить. Сразу после крещения его отец стал изыскивать все возможные средства, чтобы отклонять юношу от христианской жизни. Но посреди всех обольщений непобедимый молодой человек говорил себе: "Эта жизнь приятна, но она обманывает ". С тех пор Гонорат жил как монах, пост иссушил это лицо, молитва занимала его дни.
После нескольких лет сомнений о своем настоящем предназначении, он достиг острова Лёранс (Lérins) у берегов Прованса. Змеи делали этот остров необитаемым, но они исчезли под его ногами, и этот остров, сухой и пустынный, стал прелестным садом, украшенным цветами науки и святости. Благодаря Гонорату, Запад нашел также свою Фиваиду. Пристанище отшельников, Лёранс стал питомником ученых, епископов и святых.
После смерти своего епископа церковь Арелата востребовала добродетельного владыку, и глас народа призвал Гонората на это ответственное место. Святой Иларий Арелатский, его ученик и его преемник, оставил нам великолепную похвалу своему учителю: "Если бы захотели представить милосердие в виде человеческой фигуры, то надо было бы сделать портрет Гонората "

Святитель Иаков, епископ Тарентасийский

Восточного, предположительно ассирийского или сирийского, происхождения, так как, согласно преданию, он был офицером римской армии, сражавшейся против персов. Обратился ко Господу стараниями св. Гонората, и к 426 году был хиротонисан св. Гоноратом во епископа Тарантеза (Tarentaise).
Первый епископ Тарентасийский, св. Иаков, обратил ко Господу этот регион, в ту пору ещё языческий. В Шамбери (Chambery) его почитают апостолом Савойским.

Большую часть своей жизни провёл в трудах в Ирландии, где он основал монастырь в Ратмате. Особо известен был своими проповедями. Согласно святому Беде Достопочтенному, он говорил, что человек после смерти пройдёт через четыре костра: один сжигает души лжецов, второй скупцов, третий склочников, четвёртый - тех, кто угнетает слабых.

Впоследствии в поисках уединения он в 630 году отправился в Уэльс, а затем - в Восточную Англию, где под покровительством короля-христианина Сигеберта основал монастырь. Из Ирландии вместе с ним прибыли еще пятеро друзей, в том числе двое братьев - преподобномученик Фойллан и преподобный Ультан. С ростом известности монастыря он перестал быть местом уединения. Тогда Фурсей, оставив монастырь на попечение брата и двух друзей, отправился на континент.
Там их принял король франков Хлодвиг II, а вместе с ним - и королевский мажордом Эршиноальд (Erchinoald), который отвёз святого в свой замок в Перроне, чтобы крестить своего сына. Эршиноальд предложил Фурсею выбрать место для монастыря, и тот остановил свой выбор на местечке Ланьи-на-Сене (Lagny-sur-Seine).
Примерно в 648 или в 650 году в глубокой старости Фурсей отошёл ко Господу, и Эршиноальд похоронил его в Перроне, за которым укрепилось прозвище Perrona Scottorum - Перрона Ирландская.

Преподобный Ромил Раваницкий, Видинский, схиигумен, пустынник

Память 18 сентября (Греч.), 11 января (Серб.), 16 января вместе с шестью сподвижниками (Греч.) и в Соборе Болгарских святых

Родился в Видине, в семье грека и болгарки, и в крещении был наречен Руско (по др. данным - Райко). Тщанием родителей и благодаря своей даровитости получил хорошее образование, поражавшее всех вокруг.
Когда он вырос, родители постарались женить его, но он тайно бежал от них в Тырново. Здесь в Одигитриевском монастыре, он принял монашеский постриг с именем Роман. Его безпрекословное послушание и благоговение пред Богом, его мудрое смирение и любовь ко всем, особенно же к больным, стало известно всему монашеству на Тырновской Святой Горе и в монастыре Устие, так что его прозвали "Калороман" (по-гречески, "Добрый Роман" по-славянски).

Узнав что великий подвижник благодатого безмолвия святой Григорий Синаит поселился в Парорийской обители на границе Ромейской империи и Болгарского царства, Роман оставил всех и ушёл туда. Здесь он был принят и обучен высоким добродетелями и истинной духовной жизни: стяжал дар постоянной молитвы и вдохновения, покаянных слёз и поучения.
Турецкие нашествия, разбойничьи нападения и преставление преподобного Григория заставили святого Романа возвратиться во внутреннюю Болгарию. Однако, жажда парорийского устава и безмолвия вернули его в Парорию, где он принял великую схиму с именем Ромил. Снова потревоженный разрушительным нашествием турок, он наконец ушёл на Святую Гору Афон. Здесь к нему собралась многочисленная братия и они обосновались в месте называемом Мелания.

После злополучного поражения христиан в битве с турками на реке Марице 26 сентября 1371 года святой Ромил, как и многие другие, был вынужден покинуть Афон. Вначале он переселился с учениками в Авлону (ныне Влёра) близ Драча. Потом перешёл в Раваницкий Вознесенский монастырь, где скоро преставился 16 января 1375 года.

Родился 1 января 1894 года в местечке Каролен Верроского уезда Лифляндской губернии в семье Михаила Яковлевича и Марии Константиновны Петтай, православных крестьян-батраков, работавших в помещичьем имении Каролен.

В 1910 году, по окончании Рижского духовного училища, Иван поступил в Рижскую духовную семинарию, окончить которую помешала Первая мировая война. С приближением фронта к Риге многие учреждения, и среди них и Рижская духовная семинария, были эвакуированы в глубь России; семинария была переведена в Нижний Новгород. Здесь студенты оказались лишены общежития, и им пришлось снимать жилье у частных хозяев, так что, бывало, вся стипендия уходила на оплату жилья. Продолжать учиться могли только те, кому в достаточном количестве посылались средства из дома. Но у родителей Ивана таких средств не было, и ему пришлось 1 мая 1915 года прекратить обучение.

В сентябре 1915 года поступил на юридический факультет Юрьевского университета. Развернувшаяся широкомасштабная война в то время каждый месяц уносила множество жизней, и в армии стала ощущаться нехватка офицерского состава. 1 мая 1916 года Иван Михайлович, несмотря на имеющуюся у него отсрочку от службы в армии, был мобилизован и зачислен юнкером во Владимирское военное училище. После полугода обучения он в чине прапорщика был отправлен на фронт в действующую армию и служил в 245-м и 99-м пехотных полках.

В июле 1917 года он был ранен. Выйдя из госпиталя в декабре 1917 года, Иван Михайлович вернулся домой в местечко Каролен и стал помогать родителям по хозяйству, не оставляя, однако, мысли посвятить свою жизнь служению Господу в сане священника.
Летом 1918 года он подал прошение епископу Ревельскому Платону (Кульбушу) о рукоположении во пресвитера.
13 октября 1918 года был рукоположен в сан священника к храму Всех святых в селе Пенуя Перновского уезда Лифляндской губернии.
Приход был небольшой и объединял всех православных эстонцев окрестных деревень. Храм, выстроенный в 1875 году, вмещал не более трехсот человек. Для прохождения священнической практики отец Иоанн был отправлен в соседнюю церковь в селе Каркси-Нуйя.

В декабре 1918 года отец Иоанн получил письмо из дома, в котором сообщалось, что его мать находится при смерти, а отец болен. Отслужив Божественную литургию на праздник Рождества Христова, священник отправился из Пенуя в городок Валк, намереваясь оттуда добраться до дома родителей. В Валк он приехал к 11 часам вечера. Между тем вся местность еще накануне была занята частями Красной армии и в городе был установлен комендантский час, так что, едва прибыв в город, отец Иоанн был сразу же арестован и отправлен в тюрьму для выяснения личности.

На следующий день следователь допросил священника и на основании его ответов послал запрос и вскоре получил ответ из Кароленского волостного исполкома, который подтвердил личность священника. Кроме того, местной властью отец Иоанн был охарактеризован как защитник интересов рабочих и крестьян. Рабочие имения Каролен в свою очередь направили прошение с просьбой освободить священника, написав, что «он жил среди нас, и мы можем смело засвидетельствовать о том, что он – нашего товарища Михаила Петтай сын и никакой вины, заслуживающей наказания, не подметили ». Прошение об освобождении написала и супруга священника, к ее прошению местные власти добавили свое ходатайство: «Кароленский исполком безземельных и рабочих депутатов удостоверяет, что прошение жены Яна Петтай согласуется с действительностью, и при этом сей комитет заявляет желание – освободить Яна Петтай из-под ареста ».

18 января следователь снова допросил священника, но ничего нового этот допрос не добавил, и следователь вынес свое заключение, предложив держать священника под арестом до тех пор, пока в Латвии не водворится спокойствие. Однако начальство приняло иное решение: близость к рабочим и принципиальность в выборе священнического пути были худшей характеристикой для пришедших к власти безбожников.

В мае 2012 года Синод Константинопольского Патриархата канонизировал 11 новомучеников Эстонских, пострадавших в 1940-1941 гг.
В лике святых прославлены: протоиерей Василий Ритскок, священники Йоханнес Крав, Иоанн Сергеев, Артемий Ваппер и Николай Лейсман; дьяконы Василий Астанин и Петр Козлов; жена священника Марта Лейсман; миряне Иоанн Лаговский, Феодор Петтай и его супруга Анна.

Тропарь сщмч. Иоанну, пресвитеру, в Валге пострадавшему
Глас 4
Благодать иерейства от руки священномученика восприял еси/ и по триех месяцех служения кровь свою за Христа пролиял еси,/ страстотерпче отче Иоанне,/ во граде Валга неповинно убиенный,/ якоже и архипастырь твой жертвою непорочною оказался еси,/ молися Христу Богу нашему,/ да спасет души наша, яко милосерд.

Кондак
глас 3
Страстотерпче отче Иоанне,/ служителю Церкве Христовой,/ кровию своею землю нашу освятивый,/ Богови принесеся, яко жертва непорочная,/ заклан был еси за имя Спасово,/ во утверждение веры православныя,/ во еже выну просвещатися нам светом евангельским.

Первая приуготовительная седмица к Великому посту

Перед Великим постом Устав назначает три подготовительные седмицы и четыре (воскресенья), Неделя о мытаре и фарисее - первое из них (см. ). Богослужение воскресного дня пока еще не очень сильно отличается от обычного.

Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в подготовительные седмицы поёт на воскресных утренях, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем Поста, пред каноном умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче », «На спасения стези настави мя, Богородице », «». В следующие три воскресных Утрени в состав богослужения войдёт : «На реках Вавилонских ».

В основу первой стихиры - «Покаяния отверзи ми двери » - положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни - «На спасения стези » - лежит притча о блудном сыне. В основе третьей - «Множество содеянных мною лютых » - предсказание Спасителя о Страшном Суде.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостию.
И ныне и присно и во веки веков, аминь: На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!
Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.

Перевод: Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.
Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.
Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.

Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому посту и сам Пост. Оно появляется с началом пения в Неделю о мытаре и фарисее. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до 5-го Воскресенья Великого поста, или Недели о преподобной Марии Египетской. Евангельское чтение этого дня предлагает для поучения притчу Христа о мытаре и фарисее (), от названия этой притчи получила название и первая подготовительная неделя. Эта притча задает тон на весь Пост.

Церковь примером мытаря и фарисея напоминает о смирении как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели и о гордыне как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником. Смирение как путь к духовному возвышению показал Сам Бог, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы, «приняв образ раба» ().

Чтобы посрамить гордыню фарисея, который придавал значение посту, а не его плодам, Церковь отменяет пост в среду и пятницу (поэтому она называется « »), показывая, что не пост или какое-либо другое дело спасает человека, а Бог, ищущий смиренное сердце. Так постепенно усиливается воздержание: на 2-й приуготовительной седмице восстанавливаются посты среды и пятницы; на последней следует высшая степень приготовления - невкушение мясной пищи.

Страх Божий как приводит к началу святой и богоугодной жизни, так бывает самым верным блюстителем ее, когда кто, последовав его внушениям, положит это начало. Учит нас этому нынешний Апостол, приводя на память грозные суды Божии и наказания, здесь еще явленные над непокоряющимися воле Его. «Ангелов, - говорит, - согрешивших не пощадил» () .

Были чисты и в пресветлом обитали жилище. Но как только согрешили, низвержены во мрак преисподний. Нас ли с тобою пощадит, если пойдем против воли Его?! Разлилось нечестие при Ное. Бог навел на них потоп и всех погубил, исключая восьми душ семейства Ноева. Не посмотрел, что много их. Над тобою ли одним станет Он раздумывать - погубить тебя или нет, когда не станешь слушать гласа Его?! - Долго спускал Господь Содому и Гоморре. Они же вместо вразумления спешили на верх нечестия, зато, когда не чаяли, поражены огнем, во образе вечного огня, ожидающего нечествующих. Не миновать и тебе этого огня, если пойдешь теми же путями. Приводи все это на память, сидя сам с собою, особенно в ночной тишине и темноте, и возгревая тем страх Божий, страшись греха, как бы в нем подкрадывался к тебе пламень огня вечнующего.

Проповедь дня

Господь предупреждал Своих учеников и через слово Божие предупреждает и нас с вами, если мы хотим быть учениками Христовыми: не будет для нас ни царских палат, ни бесконечного блага на земле, а, наоборот, каждого христианина в жизни ждет страдание, и только тот, кто до конца претерпит, тот спасется. Часто у человека бывают какие-то тяжелые жизненные обстоятельства...

* Поклонение честным веригам святого и всехвального апостола Петра. * Праведного Максима, иерея Тотемского, Христа ради юродивого (1650).
Мучеников Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы, Лангонийских (ок. 161-180). Мучеников Данакта чтеца (II) и Памвы пустынника. Священномученика Дамаскина Нового, игумена Габровского (1771). Святых Галатиана, Еврета, Варсонофия. Священномученика Иоанна пресвитера (1919).

Православные Святые угодники.

Поклонение честным веригам святого и всехвального апостола Петра

Около 42 года апостол Петр по повелению Ирода Агриппы был заключен в темницу за проповедь о Христе Спасителе. В темнице он был связан двумя железными цепями.
Ночью, накануне суда над ним, Ангел Господень снял с апостола эти цепи и чудесно вывел его из темницы. Христиане, услышав о чуде, взяли вериги (цепи) и хранили их как драгоценность.
Одержимые разными болезнями, приходя к ним с верою, получали исцеления. В этот день вериги апостола Петра выносятся на поклонение народу.

Вериги апостола Петра - цепи, которыми был закован святой Петр в Мамертинской тюрьме в Риме (по другой версии во время его ареста в Иерусалиме, о котором упомянуто в 12-й главе Деяний апостольских). Хранятся вериги в Риме в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи (итал. Chiesa di San Pietro in Vincoli). Первоначально цепи хранились в Константинополе. В V веке императрица Евдокия отправила одну цепь в Рим в качестве дара папе Льву I, который построил отдельный храм для хранения святой реликвии. Цепь, присланная из Константинополя, была помещена в церковь вместе с другими оковами, в которых апостол Пётр содержался под арестом при императоре Нероне. Ныне цепи находятся в прозрачной дарохранительнице у центрального алтаря.

Преставление блаженного Максима Тотемского

Преставление блаженного Максима Тотемского. Он был иереем. Скончался в 1650 г. О жизни св. Максима не сохранилось сказаний. Известно только, что он юродствовал 45 лет и был погребен в Воскресенской церкви, где священствовал. В 1715 г. священником и прихожанами этой церкви вследствие многих чудес от святого с разрешения Великоустюжского архиепископа над мощами его устроена гробница и его икона, и с этого времени стали чтить блаженного как святого. Мощи св. Максима покоятся под спудом.