Не крещенный человек. Нормально ли то, что я некрещеный? Можно ли кушать перед посещением храма

«Те, которые приступают к крещению небрежно и без приготовления, не обеспечивают искупления навыком в добре».
Святитель Григорий Богослов

Ведь в наше время крестные, в большинстве своем, напоминают человека с оружием в руках, совершенно не знающего, что с ним делать. Это те люди, которые крестившись, неважно в каком возрасте, так и не стали христианами. В них не произошло того благодатного изменения, которое предполагает дать человеку Таинство крещения. Все это потому, что в их крещение не было вложено сознательной веры во Христа. Тогда не является ли профанацией крещение таких людей?

Мы должны прямо взглянуть правде в глаза, что Таинство, предназначенное собирать отборную пшеницу в закрома Церкви Христовой, а плевелы отвергать, давно перестало соответствовать этому своему предназначению. Надо честно сказать, что мы, по большей части, крестим людей, не настроенных жить по заповедям Христовым, не планирующих оставаться в Его Церкви. Даже недавнее требование священноначалия обязательного оглашения, предварительной подготовки людей перед крещением не меняет положения. Люди формально что-то почитав, побывав на собеседованиях, пользуясь снисходительностью большинства священников, уже довольных хотя бы этим, крестятся и потом о храме сразу забывают. А некоторые, чтобы избежать не нужных для них трудов, ищут священников, которые крестят сразу, по требованию.

Для таких людей крещение есть самоцель, а Христос, ради приобретения Которого и должен человек креститься, есть нечто лишнее и ненужное. Налицо какое-то языческое, потребительское отношение к дарам Церкви. Так можно ли таковые крещения, вообще, считать действительными? Пример из церковной истории средних веков заставляет в этом усомниться.

В XII веке в Патриарший Синод в Константинополе пришли несколько турок, заявивших, что они – христиане. «Как же случилось, что вас, турок, магометан, окрестили?» – спросили их. Они отвечали, что у них, у турок, «существует обычай крестить своих детей у православных священников», потому что, по их мнению, «во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и смердит, как собака», пока ребенок не получит христианского крещения.

Синод не признал такого крещения, потому что они искали его не как средства, которое очищает от всякой душевной скверны, просвещает и освящает человека, не с добрым православным намерением, но как некое «телесное лекарство и чародейство» (Епископ Никодим Милаш). К тому же, те турки продолжали воспитывать своих детей в магометанской вере, их тоже Иисус Христос, как таковой, не интересовал. Какое сходство между XII и XXI веками в отношении Истины!

Может, хватит святыню церковную подвергать поруганию?

Не пора ли поставить шлагбаум перед неразумным отношением к Таинству крещения? Может быть, надо вспомнить первые века христианства, и использовать Таинство крещения только внутри церковного сообщества? Во всяком случае, это будет более соответствовать правде Божией. Может, хватит святыню церковную подвергать поруганию? Не надо обольщаться – крещеный человек еще не означает христианина. Не постигнет ли нас за эту несуразицу праведный гнев Божий?

Но для того, чтобы исправить это положение, церковный народ должен повысить по отношению к себе духовно-нравственные требования. Ибо только наше снисходительное отношение к собственным немощам и позволило совершиться этой нелепице, когда великое Таинство Церкви стало настолько доступным, что на него претендуют порой просто нераскаянные грешники. Деньги и крещение должны стать взаимоисключающими явлениями. Надо сделать известный выбор – между Богом и маммоной (Мф 6: 24).

Д обрый день, дорогие наши посетители!

Ч то такое – Таинство Крещения? С чем сравнимо Таинство Крещения? Каким образом можно описать то, что Бог совершает в Крещении? Почему обязательно надо быть крещеным человеком? Можно ли креститься два и более раз? И что делать, если человек не помнит, крещен он или нет?

На данные вопросы отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Н ачнем с того, что допустим: некий человек признает, что Бог существует. Ну и что? Подобным же образом мы верим, что существуют обратная сторона Луны, хвост у гиппопотама, 87-й элемент в таблице Менделеева. Существуют, и никому до них дела нет. Подобного рода признание Бога верой, как мы уже выяснили, назвать нельзя. Вера начинается тогда, когда человек не просто признает, что Бог есть, а пытается установить с Ним связь, какие-то отношения, ищет встречи с Ним, и хочет навсегда быть с Ним рядом в Царствии Небесном.

Ну хорошо, встречи с Богом мы желаем и в Царство Небесное хочется, но кто определяет, где и когда произойдет эта встреча, что нужно сделать, чтобы попасть в Царство Небесное?

Конечно, неплохо бы самому установить правила отношений с Богом, что-то вроде: «Знаешь, господин Бог, было бы неплохо, если бы Ты ко мне приходил по первому моему желанию, да и все остальные желания исполнял. За грехи меня наказывать совсем не обязательно. Когда я решу, что мне пора в Царство Небесное, я сообщу, а пока приготовь-ка мне там местечко потеплее». Да, заманчиво, но нет необходимости говорить лишний раз, что так не пойдет. На самом деле, все наоборот: хочешь быть ближе к Богу - прислушайся, и Он подскажет, как это сделать.

Чтобы прийти к Богу и получить возможность в будущем попасть в Царство Небесное, необходимо пройти через Крещение. Вот что о Крещении говорил Христос: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

Христос сравнивает Крещение с рождением человека. Сравнение очень удачное: невозможно жить, не родившись на свет, подобным же образом, невозможно спастись, получить вечную жизнь, не приняв Крещения. Это условие, которое установил Сам Бог. Вот поэтому обязательно нужно быть крещеным человеком.

О Крещении нужно сказать особо. Крещение - это Таинство. Таинствами в Церкви называют такие священнодействия, в которых не только человек обращается к Богу с молитвой, но происходит ответное воздействие Бога на человека. Внешне ничего особенного не происходит - совершается тот или иной церковный чин. Но вместе с этим действует Сам Бог непостижимым, таинственным образом. Из-за этой таинственности и принято называть такие священнодействия Таинствами. Раз Крещение- Таинство, то в нем Сам Бог воздействует на человека.

Каким образом можно описать то, что Бог совершает в Крещении? Обратимся к тому сравнению, которое нам подсказал Христос, сопоставив Крещение с рождением человека. Человек рождается и в самый первый момент жизни обретает родителей, которые заботятся о нем и предоставляют ему все необходимое для жизни.

В Крещении происходит что-то очень похожее: Бог усыновляет (удочеряет) нас, приближает к Себе, делает Своими. «Отче наш…» - самая известная молитва, о ней все слышали. Не ради же красного словца мы называем Бога Отцом, значит, действительно Господь нас к Себе настолько приближает, что мы становимся Ему родными. Именно поэтому крещеный человек может рассчитывать на особую помощь, защиту, поддержку со стороны Бога. Мы ведь тоже хоть и всех детей любим, но о своих заботимся особенно.

Но есть и обратная сторона медали: со своих и спрос строже. Нужно быть готовым к тому, чтобы дать в свое время ответ Богу за каждый поступок, слово и даже мысль. Нелегко? Да, трудно, но и награда за труды велика - вечная жизнь.

Раз уж мы решили использовать сравнение «родители - дети», то нужно сказать еще об одном - о послушании. Послушание- главная детская добродетель и обязанность. После Крещения мы также обязаны быть послушными Богу - исполнять Его заповеди, жить не так, как хочется, и не так, как «все сейчас живут», а так, как Бог велит. Такие взаимоотношения должны быть у нас с Богом, и начинаются они с момента крещения.

О Крещении чрезвычайно важно знать и то, что в нем Господь совершает еще одно удивительное действие - очищает человека от всех совершенных им грехов. Таким образом, Бог дает возможность начать новую, христианскую жизнь с чистого листа. Учитывая, что среди нас безгрешных нет, думаю, гораздо более понятной становится необходимость быть (а для кого-то стать), крещеным человеком.

— Можно ли креститься не один раз?

— Нет. Крещение совершается один раз в жизни и носит необратимый, неизгладимый, невосполняемый характер. Интересно, что этот вопрос люди могут задавать из различных соображений. «Меня крестили в детстве, я ничего не помню и сейчас хочу креститься по-настоящему, сознательно». Это одна из побуждающих причин. Но ведь для того, чтобы вспомнить вкус яблока, не обязательно его снова есть. Чтобы осознать смысл Крещения, не нужно его повторять. Просто с того момента, как осознаны смысл Крещения и те обязанности, которые оно налагает на человека, нужно начать жить по-христиански.

Еще одна распространенная причина, по которой просят повторного крещения, - это какие-либо тяжкие грехи, часто - вероотступничество. Будучи крещен в Православии, человек уходит в секту или отпадает в другую веру. Если он осознает ошибку, то хочет смыть с себя этот грех. В этом случае необходима исповедь в Таинстве покаяния, а не Крещение. В двух описанных случаях прослеживается здравый смысл, однако чаще приходится сталкиваться с легкомыслием и (или) суеверием. Люди просят повторить Крещение, если вдруг разонравилось принятое ранее в Крещении имя и хочется его сменить, если удача в делах перестала сопутствовать и т.д.

Так или иначе, совершенный повторно чин Крещения Таинством не является. И совершающий этот чин, и тот, над кем он совершается, в таком случае тяжко согрешат, если, конечно, знают о совершавшемся ранее Крещении.

— Что делать, если человек не помнит, крещен он или нет?

— Во-первых, нужно старательно разузнать, был ли все же человек крещен, и если был, то кем. В зависимости от того, что удалось выяснить, варианты действий могут быть различными. Если ничего не прояснилось, то человек должен пройти через Крещение, которое в таком случае совершается с произнесением особых слов: «Крещается раб Божий такой-то аще не крещен» (то есть «если не крещен»).

Если выясняется, что Крещение все-таки совершено, но не священником, а мирянином (чаще всего «бабушкой») и есть свидетели, которые подтверждают, что все было совершено правильно, то человек второй раз Крещение не принимает. В таком случае необходимо над ним совершить Таинство миропомазания.

«Крещение есть… ключ Царствия Небесного, перемена жизни, снятие рабства, разрешение от уз, претворение состава»

Святитель Григорий Богослов

Многие современные люди недоумевают, — как милостивый и любящий Бог может допустить, чтобы души после смерти тела, вечно мучились в аду? И вообще, если человек добрый и справедливый, не делает никому зла, живет честно, то неужели, только потому, что он не крещен, после смерти его душа тоже попадет в ад? Католическая церковь, известная своими гуманистическими воззрениями, часто идущими вразрез с Божьей истиной, даже учение такое имеет – о Чистилище. Католики верят, что вечных мук не будет, что душа грешного человека после смерти попадает в начале в Чистилище, где какое-то время в муках и страданиях очищается от грехов, а потом переводится в Рай. Чисто гуманистический подход, грубо попирающий Евангельскую истину. У Господа нет неправды и пустых слов, а Он неоднозначно говорит, что «идут сии в муку вечную…» (Мф.8, 12). Вечную – это не на время, а навсегда.

Святой Иоанн Златоуст (347-407) , на наши недоумения по этому поводу, говорит следующее: «Некоторые говорят, что геенны не будет, потому что Бог Человеколюбив… О великое коварство диавола, о безчеловечное такое человеколюбие! Ибо ему принадлежит эта мысль, обещающая безполезную милость и делающая людей безпечными .

Так как он знает, что страх наказания, как бы некоторая узда, удерживает нашу душу и обуздывает пороки, то он делает все и принимает все меры, чтобы исторгнуть его с корнем, дабы потом мы безбоязненно неслись в пропасть…».

Да, Бог милостив, но и правосуден . И милость его распространяется на ищущих Его в своей жизни, на кающихся в своих грехах и старающихся жить по Его заповедям. Всем же нераскаянным, упорным в своих заблуждениях грешникам Господь через Святое Писание обещает праведное воздаяние после смерти. И если мы не согласны с этим, то нужно задуматься, неужели мы более человеколюбивы, чем Сам Бог?

Попробуем разобраться в этом вопросе по порядку.

Первые люди, сотворенные Богом безсмертными, жили до грехопадения в Раю. Они были чистыми, безстрастными, и потому естественно и гармонично вписывались в окружающие их великолепие и сияющую красоту райских мест. В их чистых, невинных душах обитал Бог, Он присутствовал в них Своей Благодатью – просвещал, вразумлял их, дарил душам их радость и блаженство.

Мы, современные люди, можем лишь отчасти, смутно и очень приблизительно представить себе то состояние счастья, ликующей радости и наполненности бытия, какое имели наши далекие предки в райских обителях, и какое горе постигло их, когда, предавши Бога, они все потеряли. Адам, живший, как известно из Писания, девятьсот тридцать лет (Быт.5, 5), все время имел мокрые
от слез глаза, оплакивая свое изгнание. Он, глядя на своих детей и внуков, никак не мог понять, как они вообще могут здесь веселиться, когда место веселья и радости для них навсегда утеряно, а земля, проклятая Богом за их с женой страшный грех и нераскаянность, дает им «терния и волчцы» (Быт.3, 17-19), и неисчислимые скорби обрушились на них, и вообще здесь есть место только плачу и сожалению об утраченном…

Но дети его, и правнуки не были в Раю, им не было с чем сравнивать. Человек привык к своему новому месту обитания, смирился со своей скорбной участью, научился находить радость и здесь, в стране изгнания. Но, к сожалению, как одичавшее животное, совсем забыл своего Бога – Отца, свое высокое предназначение, потерял всякую связь с Небом, оземлился, осуетился и всего себя отдал во власть темным и лукавым духам, местом обитания которых является небесная твердь, все околоземное и земное пространство.

Престол Божий человеческой души, на котором когда-то в Раю, восседал Бог, любящий и лелеющий Свое создание, теперь был осквернен и изгажен
нечистыми похотями и страстями, и занят противником Божьим – дьяволом, соблазнившим их в Раю, вовлекшим во всевозможные грехи, и теперь, через эти самые грехи, имеющим над ними власть. Ум, чувства человека, его воля были порабощены темными силами, и человек самостоятельно уже не мог освободиться из этого гибельного состояния . Дьявол праздновал свою победу над родом человеческим; Небеса были закрыты для душ, покидающих умершие тела, — праведники, которых было даже среди избранного Божьего народа, совсем немного, относились Ангелами на Лоно Авраамово, место без мучений, но не Рай, а души остальных грешных людей попадали в ад. Опять же, по степени греховности и места были соответствующие – более или менее мучительные.

Так было до прихода на Землю Иисуса Христа – обетованного Мессии, Сына Божьего, взявшего на Себя наши грехи, понесшего наши немощи и скорби, и Своей Крестной смертью упразднившего власть греха и смерти над погибающим родом человеческим. Безгрешный, чистый и святой Господь Иисус Христос, пригвожденный ко Кресту, разрушил дела дьявола. Он сошел, после смерти Своего человеческого тела, Душою во ад, сорвал все замки и оковы мучающихся там узников, и вывел их на свободу.

Праведники ждали Его там, вдохновляемые словами Пророка Иоанна Предтечи, что их Освободитель уже на земле, и что скоро настанет время и их освобождения. А грешники, не знавшие Бога на земле, и не ждавшие себе освобождения и в аду, получили возможность уверовать в Него, Сына Божьего, здесь, в местах мучений, — и уверовавших Он вывел из ада и ввел вместе с праведниками в Рай.

С этого времени человеческим душам была открыта дорога на Небеса, в райские обители, в Дом Отчий, из которого они когда-то обманом были исхищены и преданы в тяжкое рабство и унижение. Господь Бог-Отец через воплощение на земле Своего Единородного Сына, Его мученическую смерть и воскресение, дал возможность воскресения всему падшему роду Адама – каждому конкретному человеку теперь дарована была, страшною ценою, возможность спасения его безсмертной души.

Для этого нужно было поверить в Сына Божьего, креститься водою и Духом Святым во обновление тела и души, и воскреснуть для новой жизни, праведной, доброй, благословенной. И после смерти получить возможность наследовать Царствие Небесное, которое Бог-Отец даровал Сыну Своему и всем, уверовавшим в Него.

Т.е., чтобы попасть после смерти в Рай, нужно уверовать в Сына Божьего Иисуса Христа, как единого от Святой Троицы, и принять Его как своего личного Спасителя и обязательно креститься . В Таинстве Крещения происходит освобождение души от первородного греха, источника смерти и греховной наклонности человека, и от всех содеянных раннее грехов. Душа освобождается от влияния темных сил, влекущих ее ко всякому злу. По слову блаженного Диадоха : «до Крещения благодать извне к добру склоняет душу, а сатана гнездится в глубинах сердца, с момента же пакирождения вне становится диавол, а благодать – внутри ».

Без Крещения попасть в Рай невозможно , об этом однозначно сказано в Евангелии: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3, 5); «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16, 16).

И все современные рассуждения о спасении всех людей через их добрые дела, независимо от их веры и факта Крещения, это очередной обман дьявола, не желающего смириться со своим поражением от Сына Божьего и обманом продолжающего увлекать бедных людей в свои адские сети.

Бог не хочет видеть людей в аду, Он создал ад не для людей, а для не могущих уже исправиться падших ангелов – бесов. Но сами люди, подстрекаемые духами злобы, делают все, чтобы запортить свои вечные души и сделать их неспособными подняться на Небеса, из-за тяжести грехов, и из-за наличия непобежденных в земной жизни страстей, каждая из которых, это имеющий над душою власть демон (гордыни, блуда, сребролюбия, лени и т.д.).

Поэтому не Бог виновник того, что людские души после смерти, из-за своей греховной испорченности, идут в ад на вечные муки, — Он все сделал, от Него зависящее, чтобы этого не было, Сына Своего Единородного не пожалел, отдал на муки крестные, чтобы помочь нам, людям, избавиться от власти дьявола. Теперь мы, крестившиеся христиане, освобождаемся от его влияния на нас через греховную наследственность, получаем возможность соединиться с Богом через благочестивую жизнь по заповедям Божьим и через Святое Причастие. Вкушая Тело и Кровь Сына Божьего, физически преподаваемых нам в виде хлеба и вина, духовно мы соединяемся с Духом Божьим, наполняемся им все более и более с каждым Причастием, осветляемся душою, и влечемся им к делам праведным, добрым, к молитве, к чтению Святого Писания и Святых Отцов и делам милосердия.

И там, где раньше было непонимание греха и влечение к нему, теперь ясное видение и всех своих бывших грехов, и обострение совести на каждый, мельчайший грех, не только делом, но и словом, и помышлением, и раскаянность в соделанном, и отвращение, ненависть ко всякой неправде, злу и греховности. Последнее, по слову Святых Отцов, служит подтверждением, что прежние грехи Богом уже прощены – если к ним человек испытывает отвращение, и никогда больше уже так не поступил бы.

Человек крещенный и воцерковленный постепенно изменяется к лучшему, — душа его, с помощью Божьей, очищается и обновляется, и происходит это благодаря регулярной исповеди и Причастию, молитве к Богу о помощи и жизни по спасительным Евангельским заповедям.

Да, мы все не святые, кто-то больше, кто-то меньше, но все грешим. Но мы видим, благодаря Богу, эти грехи, и каемся в них, и стараемся исправиться, и потому Господь и прощает нас, кающихся, и идущих к Нему через все жизненные испытания, и падения, но опять встающих и идущих вслед Ему, первому понесшему Свой Крест страданий за спасение душ человеческих…

Л. Очай

Советы мамы своей взрослой дочери

Продолжение следует

Последовательное сочетание молитв и песнопений, четко установленных порядками Православной церкви действий, является обязательным богослужением или отпеванием усопшего. Может проводиться, как в пределах Святого храма, так и в помещении, где жил покойный, на кладбище.

Все, кто принял Таинство Крещения при жизни, со младенчества и до зрелого возраста имеют право на проведение чина погребения. Некрещеные же такой возможности лишены.

Когда и кого нельзя отпевать

Православная церковь лояльно относится ко всем без исключения верующим христианам. Чин погребения совершается над убийцами, лицами, совершающими неправомерные действия, ведущими греховный образ жизни. Когда же не отпевают умершего человека, и по какой причине:

  • самоубийц;
  • некрещеных;
  • представителей другой веры.

Что касается людей, совершивших суицид не по своей воле, а на фоне психических заболеваний, отпевание проводится. Жертвы несчастных доказанных случаев тоже могут рассчитывать на чин погребения православной церкви.

Возможно и заочное отпевание, без присутствия тела покойного на службе или после проведения похорон. Пропавшие без вести люди, смерть которых доказана, но тела отсутствуют, представителями церкви отпеваются.

Что делать, если умер некрещеный

Взрослый человек, который не принадлежал к христианскому вероисповеданию, не посещал церковь и отказывался совершать Таинство Крещения, не может быть погребен по правилам Православия. Умершего же человека крестить нельзя, так как этот выбор должен совершаться осознанно и по собственной воле.

Существует «Чин погребения неправославного усопшего», который был издан Московской Патриархией еще в 1984 году. Но на практике он не применяется и отвергается представителями Православной Церкви, как несоответствующее вере служение.

Семье умершего некрещеного предлагают дома обращаться к Святому мученику Уару, перечитывать соответствующий канон, разрешается ставить свечи за упокой души усопшего. Заказывать отпевание, заведомо зная об отсутствии принадлежности покойного к Православной Церкви, считается большим грехом.

Устанавливать символ христианской веры в виде креста запрещено. Такой поступок приравнивается к богохульству со стороны родственников и близких покойного.

Почему нельзя отпевать некрещеных младенцев

В случае внутриутробной гибели плода, самопроизвольного прерывания беременности, выкидыша, смерти грудничка православный чин погребения или богослужение отпеванием не совершается. В этом случае ребенок приравнивается к остальным категориям людей, которые не принадлежат к православной вере и не имеют принадлежности к церкви.

Вопрос об отпевании некрещеных младенцев до сих пор остается открытым. Нет единого мнения на этот счет среди служителей церкви. Единственный выход - провести таинство крещения детей с угрозой для жизни в пределах больницы. При смерти в утробе матери над еще не рождённым плодом обряд не совершается.

Заказывать литургию, панихиду, молитвы у служителей церкви запрещено. Крест на могиле некрещеного ставить нельзя, так как он не имеет отношения к православной вере. Такой поступок является греховным для родителей. Что делать, если умер некрещеный младенец:

  • самостоятельно дома разрешается прочитать молитвы об упокоении души усопшего ребенка;
  • обратиться к Святому мученику Уару;
  • поставить свечи в церкви за упокой души.

Все без исключения младенцы, которые преждевременно умирают, считаются безгрешными. Поэтому родителям остается единственное утешение - обращаться к Богу с искренними молитвами.

Православная Церковь не молится за усопших некрещеных, неправославных, еретиков и самоубийц.
К сожалению, очень часто в церковь приходят люди и со слезами на глазах спрашивают, можно ли помянуть умерших некрещеных родственников. А некоторые (по незнанию) даже спрашивают: «А нельзя ли окрестить умершего?», - что звучит почти кощунственно. Мертвого крестить уже незачем.
Что же касается некрещеных, то Церковь за них не молится, так как эти люди еще при жизни лишили себя возможности получить православное церковное поминовение, не вошли в спасительную ограду Церкви.
По Уставу Церкви нельзя также совершать православные обряды погребения и церковного поминовения и людей крещеных, но отрекшихся от веры и отошедших от веры (еретиков), которые при жизни относились к Церкви с насмешкой, враждой. Или считаясь православными, увлекались мистическими восточными религиями, искажали и толковали Евангелие по своему усмотрению, ища в нем скрытый смысл для посвященных.
Раньше таких людей отлучали от Церкви, провозглашали анафему (вспомним Л.Н. Толстого и его религию «непротивления злу»). Сегодня такое делается очень редко, потому что такие крещеные люди и в церковь-то не ходят, и по сути они уже отлучили себя от Церкви сами.
Странно было бы совершать молитвы наравне с верными чадами Церкви и за людей неправославной веры, не признающих нашу Православную Церковь за Церковь истинную и даже откровенно враждебно относящихся к ней и выступающих против нее.
Поскольку во все времена при служении Православной Церкви поминались души только усопших православных христиан, потому в постановлениях церковных и не пишется о непоминовении иноверцев, так как нигде и никогда их не поминали.
Святые апостолы и отцы Церкви не могли даже и предполагать, что кому-либо из членов Православной Церкви когда-либо придет в голову отыскивать в их правилах запрещение церковного моления за усопших иноверцев.
Еще живых их Церковь молитвенно зовет к покаянию, следуя древней традиции молиться об обращении заблудших – еретиков, язычников и всех неверующих.
Но поскольку умершие неправославными лишены уже возможности соединиться с Церковью, то совершать за них молитвы представляется невозможным.
Церковные правила весьма определенно и строго запрещают молиться с неправославными совместно любой молитвой и в любом месте (10-е Апост. правило, 2-е правило Антиох. Собора). С другой стороны, нет запрещения молиться о неправославных, еще живущих на земле, к чему и призывает апостол Павел: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» (1 Тим. 2. 1-2).
«Нет никакого основания поминать в церковных молитвах, ни отступников и отлученных от церкви, ни неправославных и старообрядцев, потому что они не принадлежат Церкви», - сказано в Настольной книге священнослужителя.
Некрещеные люди, как и еретики, есть мертвые члены, отсеченные от целого тела Церкви, поэтому и бесполезно заботиться о мертвом члене, бесполезно молиться о нем. Об отрезанном и загнившем пальце можно лишь сожалеть, но вылечить его уже невозможно.
Некрещеные и отступники, души которых отошли в мир иной в неприятии Бога, уподобляются гнилому зерну, брошенному в землю вместе с зерном здоровым.
И такому зерну, в отличие от зерен, не поврежденных гнилью, не поможет уже ни обильное орошение, ни воздействие животворного солнца. Так и душам, погасившим в себе Дух Христов, не помогут молитвы близких.

Часто можно слышать упреки, что Церковь, мол, жестоко поступает по отношению к умершим некрещеным, ведь среди них встречаются очень хорошие и добрые люди.
Так что же мешало этим хорошим людям стать членами Церкви? Ведь для этого нужна только вера в Спасителя а не требуются какие-то нечеловеческие усилия.
Нужно лишь прочесть Евангелие – слово Божие и принять его сердцем, а не разумом, как некую красивую сказку. «Вера твоя спасла тебя!» – говорит в нем Иисус Христос именно такому человеку, который в конце концов уверовал в него.
У некрещеных людей всегда найдутся «уважительные причины». Один боялся потерять положение, другой – должность, третий – потерпеть по службе.
Ведь раньше верить было запрещено. У целых поколений была своя «религия» - партия, атеизм, и искра Веры так и не загорелась в них до самой кончины. Третьи и теперь боятся крещения или им некогда.

Но в основе всех этих причин лежит одна – неверие в Бога. И это неверие, то есть отрицание Бога, эти души так и уносят с собой в загробную жизнь, где уже новые качества они не приобретают. Можно только представить, каково для них бывает начало новой загробной жизни: удивление, отчаяние, угрызения и муки совести, чувство безвозвратно утерянного времени на земле.
Поэтому молитва за неверующего даже опасна для души молящегося. По своей сути, неверующий человек – это человек противящийся Церкви.
«Спрашиваете, будет ли принято церковное поминовение о противившихся Святой Церкви. Отвечаю: если вы говорите о противящихся Соборной Церкви, и в противлении и нераскаянии своем умерших, то поверьте мне, что церковное поминовение таковых не только будет приятно, но противно будет и Богу, и Святой Церкви, и священник, дерзнувший по таким творить поминовение, смертно согрешает», - говорит прп. Паисий Величковский.
Если усопший был православным христианином и еще в земной жизни обращался к Богу с молитвенной просьбой о милосердии и прощении, то молящийся о нем теми же молитвами преклоняет к нему Божие милосердие и прощение.
А если душа перешла в иной мир в настроении, враждебном к Церкви? И ведь нежелание креститься нельзя объяснить только равнодушием, так как Сам Христос сказал нам: «Кто не со Мной, тот против Меня».
Как можно, молясь за некрещеного или вероотступника, допустить себя до некоторого прикосновения к его богоборческому настроению, которым его душа была заражена?
Как воспринять в свою душу все те насмешки, хулы, безумные речи и помыслы, которыми были полны их души? Не значит ли это – сознательно подвергать свою душу опасности заражения такими же настроениями?
Вот о чем должны подумать те, кто упрекает Церковь в немилосердии.
Если человек по слабости плоти и имел грехи, но провел свою жизнь в истинном покаянии, в стремлении изжить их из себя, то стремление это и покаяние, становясь состоянием его души, переносятся в загробную жизнь после смерти человека и становятся благодатной почвой для восприятия молитв живущих.
Неверие же, жестокосердие, нераскаяние, насмешливое или враждебное отношение к Церкви – это не что иное, как самый тяжкий смертный грех – хула на Духа Святого.
В Евангелии сказано, что все может проститься человеку, но хула на Духа Святого – не прощается.
Загробная участь душ, просветившихся истинной верой, но отошедших от нее или ее не принявших, приоткрывается из жития преподобного Макария Египетского.
Проходя по пустыне, преподобный нашел человеческий череп, который оказался черепом языческого жреца, и заговорил с ним. Рассказывая про адские мучения, череп поведал: «Нам, не ведавшим Бога, оказывается хоть некоторое милосердие; но те, которые познали Бога и отреклись от Него, и не исполняли воли Его, находятся ниже нас».
Православная Церковь не молится и о людях, нарушивших шестую заповедь Закона Божия, - самоубийцах.
Преступность греха самоубийства состоит в том, что человек, дерзнувший на это, восстает на самого Бога, на его Промысел и свое назначение, произвольно прекращает свою жизнь, которая принадлежит не только ему, но и Богу и окружающим людям.
Жизнь дарована человеку для нравственного совершенствования, а не для злоупотребления ею. По сути дела, самоубийство – это поваленный крест, а самоубийцы – люди, отказавшиеся нести этот жизненный крест.