На какие дни не допускается назначение выборов. Основания и порядок назначения выборов

акт уполномоченного органа государства, провозглашающий в установленные законом сроки дату проведения выборов. Законом определены органы, правомочные принимать акты о проведении выборов и определять сроки их проведения. Так, выборы депутатов Государственной Думы назначает своим указом Президент РФ. В свою очередь, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Днем выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который они были избраны. При этом срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее 4 месяцев. При досрочном прекращении полномочий Президента, а равно при роспуске Государственной Думы днем выборов является последнее воскресенье перед истечением 3 месяцев с момента досрочного прекращения полномочий или роспуска Государственной Думы. Федеральный закон от 19 сентября 1977 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.) закрепляет два правила:

1) в случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы при досрочном прекращении органом или депутатом исполнения своих полномочий, выборы проводятся в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутатов, или же не позднее чем через 180 дней до дня досрочного прекращения полномочий органа или депутатов. При этом решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного срока опубликования решения о назначении выборов;

2) если уполномоченный орган, должностное лицо либо избирательная комиссия не назначат выборы в установленный срок, а также если избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений (блоков) органов государственной власти и местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется в течение 7 дней со дня вступления судебного решения в законную силу. Временная комиссия формируется для проведения данных выборов Центральной избирательной комиссией или избирательной комиссией субъекта РФ в количестве не более 15 человек. Назначение выборов есть государственно-правовой акт, с которым избирательное законодательство связывает начало избирательной кампании и проведение всех избирательных мероприятий. Так, за 60 дней до дня выборов депутатов Государственной Думы должны быть утверждены границы избирательных округов; за 45 дней должны быть образованы избирательные участки; не позднее чем за 30 дней должен быть представлен список избирателей; не менее чем за 45 дней должен составить период выдвижения кандидатов на выборные должности и т.д.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Назначение выборов

установление наделенным на то правом органом или должностным лицом даты проведения выборов в соответствии со сроками, определенными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы депутатов нижней палаты Парламента России - Государственной Думы Федерального Собрания - назначаются Президентом Российской Федерации; выборы главы государства - Президента России - назначаются Советом Федерации Федерального Собрания.

Конституциями, уставами субъектов Российской Федерации также определяются органы и должностные лица, наделяемые правом назначения выборов. Как правило, выборы членов законодательных органов назначают главы соответствующих субъектов Федерации, а выборы высших должностных лиц субъектов Федерации - соответствующие представительные (законодательные) органы.

Выборы назначаются в соответствии со сроками, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. В случае досрочного прекращения полномочий органа или депутатов, выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или соответствующая часть депутатов коллегиального органа. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.

Федеральной Конституцией устанавливается обязательность проведения свободных выборов, как основного способа формирования органов власти. Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматриваются специальные правовые механизмы, обеспечивающие проведение периодичных выборов. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо по каким-либо причинам не назначит выборы в установленные сроки, а также при отсутствии уполномоченного на то органа или должностного лица выборы проводятся соответствующими избирательными комиссиями: при проведении федеральных выборов - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, выборов субъектов Российской Федерации - избирательной комиссией соответствующего субъекта Федерации, местных (муниципальных) выборов - избирательной комиссией соответствующего муниципального образования. В этом случае днем проведения выборов является первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутата. При досрочном прекращении полномочий выборы должны быть проведены не позднее чем через 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий органа или депутата. Решение избирательной комиссии о проведении выборов должно быть опубликовано не позднее чем через 7 дней со дня установленного законом срока опубликования решения о назначении выборов.

Если же выборы не будут назначены в указанном порядке (выборы не будут назначены уполномоченным на то органом или должностным лицом, соответствующей избирательной комиссией), то выборы должны назначаться соответствующим судом общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, формируемая для подготовки и проведения данных выборов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в течение 7 дней со дня вступления судебного решения в законную силу.

Не является препятствием для проведения выборов и отсутствие правового регулирования субъектов Федерации, предусмотренного федеральным законодательством. В этих случаях выборы субъектов Российской Федерации и муниципальные выборы проводятся на основе федеральных законов, обеспечивающих конституционные права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Начинается с назначения выборов – установление наделенным на то правом органом или должностным лицом даты проведения выборов в соответствии со сроками, определенными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы президента РФ назначаются Советом Федерации Федерального собрания. Выборы депутатов Государственной думы назначаются президентом РФ.

Выборы в субъектах РФ назначаются в соответствии с конституциями (уставами) субъектов РФ. Как правило, выборы членов законодательных органов назначают главы соответствующих субъектов РФ, а выборы высших должностных лиц субъектов РФ – соответствующие законодательные органы.

В России сроки совершения избирательных действий (назначение выборов, выдвижение кандидатов, регистрация кандидатов и т.д.) отсчитываются от дня голосования.

Назначение даты выборов

Существуют два основных подхода при назначении даты голосования.

  1. Выборы назначаются на конкретный день, связанный с днем окончания полномочий должностного лица или органа власти.
  2. Выборы проводятся .

В России применяют оба подхода. Первый – при выборах президента РФ и депутатов Государственной думы. Второй – при остальных выборах.

При ситуации досрочного прекращения полномочий должностного лица или роспуска органа власти дата выборов назначается максимально близко к дате прекращения полномочий.

Дни голосования в России

Согласно Конституции Российской Федерации, голосование на любых выборах может быть назначено только на календарный выходной день. Не допускается назначение дня голосования на праздничный день.

В соответствии со ст. 5 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», днем голосования на выборах президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента РФ. С 2000 года таким месяцем является март.

В соответствии со ст. 6 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации», днем голосования на выборах депутатов Госдумы является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная дума предыдущего созыва. С 1993 года таким месяцев является декабрь.

Даты выборов могут сместиться в случае досрочного президента России или роспуска Государственной думы.

С 2004 года в избирательное законодательство России введено понятие «единый день голосования».

С 2004 по 2013 год на выборах регионального и местного уровня единым днем голосования являлось второе воскресенье марта или второе воскресенье октября. Допускалось назначение выборов синхронно с выборами в Государственную думу.

3 октября 2012 года президент РФ Владимир Путин подписал закон № 157-ФЗ, который устанавливает единый день голосования на региональных и муниципальных выборах на второе воскресенье сентября. Закон вступил в силу с 1 ноября 2012 года. Первый единый день голосования по новому закону пройдет 8 сентября 2013 года.

Согласно закону, выборы будут проводиться во второе воскресенье сентября года, в который истекают сроки полномочий региональных органов или их депутатов. В те годы, когда проходят выборы в Госдуму или выборы президента РФ, региональные выборы будут совмещаться с федеральными кампаниями.

Если второе воскресенье сентября приходится на нерабочий праздничный день, предшествует ему либо следует за ним или второе воскресенье сентября объявлено рабочим днем, то выборы назначаются на третье воскресенье сентября.

В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня утраты их полномочий. В случае досрочного прекращения полномочий руководителя региона выборы проводятся в ближайшее второе воскресенье сентября.

Кроме того, новый закон гласит, что одномандатные и многомандатные избирательные округа будут создаваться сроком на 10 лет (ранее – перед каждыми выборами), а избирательные участки и участки референдума – на 5 лет. При этом последние могут уточняться и являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, а также для всех региональных и местных референдумов.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Комментарий к Статье 84 Конституции РФ

А. Статья 84 закрепляет ряд основных полномочий Президента в его взаимоотношениях с Федеральным Собранием, прежде всего полномочие назначать выборы Государственной Думы. Оно обусловлено статусом главы государства и необходимостью обеспечивать непрерывность функционирования государственной власти. Выборы депутатов Государственной Думы назначаются указом Президента в соответствии с Конституцией, Законами об основных гарантиях, о выборах депутатов ГД ФС РФ.

Решение о назначении выборов должно быть принято Президентом не ранее чем за пять месяцев и не позднее чем за четыре месяца до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье после дня, когда истекает пятилетний конституционный срок (ч. 1 ст. 96 Конституции), на который была избрана Дума прежнего созыва. Исчисление данного конституционного срока начинается со дня избрания Государственной Думы в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, Президент одновременно назначает досрочные выборы депутатов Госдумы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение о назначении досрочных выборов также подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Проведение выборов депутатов Государственной Думы в сроки, установленные Конституцией и федеральным законодательством, является обязательным. Если Президент не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленные сроки, выборы назначаются ЦИК РФ и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва (ч. 1 и 3 ст. 6 Закона о выборах депутатов ГД ФС РФ).

Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после своего избрания. Однако Президент может созвать заседание Думы и ранее этого срока (ч. 2 ст. 99 Конституции).

Б. По буквальному смыслу комментируемого пункта, случаи и порядок роспуска Государственной Думы Президентом устанавливаются самой Конституцией. Данное правомочие Президента конкретизировано в ч. 1 ст. 109, ч. 4 ст. 111 и ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции. В силу Конституции никакой другой орган государственной власти не вправе распускать Государственную Думу (см. Постановление КС РФ от 11.11.1999 N 15-П*(972)). Исходя из этого Закон о референдуме запрещает выносить на референдум вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Государственной Думы, а также о проведении досрочных выборов депутатов Госдумы либо о перенесении сроков проведения таких выборов (п. 2 ч. 5 ст. 6).

Роспуск Государственной Думы как конституционно-правовой способ разрешения возможных конфликтов между Президентом и Государственной Думой при формировании Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции), а также между Государственной Думой и Правительством при выражении ею недоверия Правительству или отказе последнему в доверии (ч. 3 и 4 ст. 117) преследует конституционную цель обеспечить своевременное формирование Правительства или, соответственно, продолжение функционирования Правительства, поддерживаемого Президентом вопреки недоверию, выраженному Правительству Госдумой.

Федеральное Собрание определяется в ч. 1 ст. 99 Конституции как постоянно действующий орган. Чтобы гарантировать этот конституционный статус Федерального Собрания, на Президента возлагается обязанность одновременно с роспуском Государственной Думы (а в случае, предусмотренном ст. 111 Конституции, также одновременно с назначением Председателя Правительства) назначить и дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Государственная Дума, во всяком случае, собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска, как это предусмотрено ч. 2 ст. 109 Конституции. Таким образом, момент роспуска Государственной Думы совпадает с назначением даты новых выборов, а все избирательные действия и созыв вновь избранной Государственной Думы на первое заседание должны быть осуществлены в указанные в данной конституционной норме сроки.

Право Президента распускать Государственную Думу не является абсолютным. Статья 109 Конституции устанавливает случаи, ограничивающие право Президента по роспуску Думы. В частности, Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после ее избрания (ч. 3 ст. 109). Кроме того, Государственная Дума не может быть распущена: с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч. 4 ст. 109); в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента (ч. 5 ст. 109). Конституция не предусматривает также и права Президента распускать Совет Федерации. Таким образом, Совет Федерации, к ведению которого относится решение таких важнейших вопросов, как введение чрезвычайного положения, использование Вооруженных Сил за пределами территории РФ, назначение выборов Президента, назначение на должность судей высших судов РФ и др. (ст. 102 Конституции), работает непрерывно.

Указанные нормы направлены на обеспечение стабильности и эффективности функционирования государственной власти.

В случае роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов, как это предусмотрено п. "б" ст. 84, ч. 1 и 2 ст. 109, ч. 4 ст. 111 и ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции, конституционные полномочия, принадлежащие Государственной Думе, не могут осуществляться ни Президентом, ни другой палатой Федерального Собрания - Советом Федерации. Превентивное значение конституционно-правовых последствий возможного роспуска Государственной Думы заключается в том, что они призваны удерживать Президента и Государственную Думу от конфликтов, препятствующих согласованному функционированию и взаимодействию органов государственной власти (см. Постановление КС РФ от 11.11.1999 N 15-П).

В. Данный пункт закрепляет право и обязанность Президента назначать референдум РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Референдум РФ - это всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Принятый во исполнение указанной нормы Конституции Закон о референдуме подчеркивает, что назначение референдума РФ является прерогативой именно Президента. Другие органы государственной власти не вправе назначать референдум РФ.

Закон о референдуме конкретизирует действия Президента, связанные с назначением референдума. Не позднее чем через 10 дней со дня получения документов, на основании которых согласно законодательству может быть назначен референдум, Президент направляет их в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (вопросам) референдума. Конституционный Суд рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту. Решение Конституционного Суда подлежит незамедлительному опубликованию.

Если Конституционный Суд признал инициативу проведения референдума соответствующей Конституции, Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда назначает референдум. В случае если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда.

Президент издает указ о назначении референдума. В нем определяется дата проведения референдума. Голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа. Не допускается одновременно с проведением референдума проведение выборов Президента РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Руководствуясь ч. 2 ст. 80 Конституции и в соответствии с Законом об основных гарантиях Президент вправе также своим указом назначить референдум субъекта Федерации или местный референдум в случае, если закон субъекта РФ о референдуме субъекта Федерации, о местном референдуме отсутствует либо положение закона субъекта РФ не может быть применено вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, а имеющаяся правовая база является недостаточной (ч. 5 ст. 11). В частности, указанное полномочие было реализовано Президентом в 2002 г. при проведении референдума Чеченской Республики по проекту Конституции Чеченской Республики и проектам законов Чеченской Республики "О выборах Президента Чеченской Республики" и "О выборах в Парламент Чеченской Республики" *(973).

Г. Президент обладает правом законодательной инициативы, т.е. внесения законопроектов в Государственную Думу. Глава государства имеет право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции (ст. 134). Законодательная инициатива Президента не ограничивается вопросами его ведения.

Порядок и процедуры взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе установлены соответствующими актами главы государства*(974), а также Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

Д. Конституция возлагает на Президента обязанность завершить законодательный процесс путем подписания и обнародования федеральных законов, придав тем самым закону обязательную силу. Сроки подписания и обнародования законов Президентом также установлены Конституцией: принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту (ч. 1 ст. 107), который в течение 14 дней либо подписывает и обнародует этот акт (ч. 2 ст. 107), либо отклоняет его и направляет на повторное рассмотрение (ч. 3 ст. 107).

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию (ч. 3 ст. 107).

Право президентского вето позволяет главе государства воспрепятствовать вступлению в силу федеральных законов, которые, по его мнению, содержат неприемлемые положения. Однако это вето носит не абсолютный, а отлагательный характер. Кроме того, в силу Конституции Президент не имеет права отклонить федеральный конституционный закон, принятый с соблюдением процедур, установленных ч. 2 ст. 108 Конституции. Президент также не вправе отказаться подписать и обнародовать закон РФ о поправке к Конституции, вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов Федерации (см. Постановление КС РФ от 31.10.1995 N 2-П*(975)).

Согласно Федеральному закону от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (в ред. от 22.10.1999) федеральные конституционные законы и федеральные законы в течение семи дней после их подписания Президентом подлежат официальному опубликованию. Им считается первая публикация полного текста закона в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Зачастую с актом опубликования связан момент вступления закона в силу. Если в самом законе не сказано иного, то он вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования одновременно на всей территории РФ.

Е. Конституция предусматривает также обращения Президента к Федеральному Собранию в виде ежегодных посланий о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Институт посланий распространен во многих государствах с различной формой правления. По своему программному содержанию послания Президента РФ сходны с посланиями президентов в других президентских республиках (например, США). Раздел 3 ст. II Конституции США закрепляет, что "Президент периодически представляет Конгрессу информацию о состоянии Союза и предлагает на его усмотрение такие меры, которые сочтет необходимыми и полезными"*(976).

Послания Президента РФ - это акты политического характера, содержащие программные принципы развития страны, основных направлений внутренней и внешней политики государства*(977). Значение посланий главы государства Федеральному Собранию обусловлено тем, что Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80). Тексты посланий Президента Федеральному Собранию заслушиваются на совместных заседаниях палат Федерального Собрания (ч. 3 ст. 100 Конституции) и официально публикуются. Обращение Президента с посланиями к Федеральному Собранию не означает обязанности Федерального Собрания соглашаться со всеми идеями, высказанными главой государства в этих обращениях.

В соответствии со ст. 170 БК Президент направляет Федеральному Собранию свое Бюджетное послание. В Бюджетном послании Президента определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период*(978). Бюджетное послание Президента направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Назначение выборов является первой стадией избирательного процесса. Она заключается в издании уполномоченным на то органом или должностным лицом (субъектом права назначения выборов) акта, в котором определяется дата голосования. Юридическое значение издания акта о назначении выборов не ограничивается определением даты голосования. После издания акта о назначении выборов начинается осуществление различных избирательных действий и процедур.

Основания назначения выборов. Следует выделить нормативное и фактическое основания назначения выборов.Нормативное основание – соответствующие законодательные акты, регламентирующие срок полномочий выборного органа (должностного лица), порядок выборов и право соответствующего органа (должностного липа) назначить выборы.Фактическим основанием является событие, зависящее от вида назначаемых выборов. Ниже рассматриваются фактические основания назначения выборов.

Основанием назначенияочередных выборов является истечение срока полномочий выборного органа, должностного лица (очередные общие выборы), либо истечение срока полномочий части депутатов выборного представительного органа (очередные частичные выборы).

Основаниями назначения повторных выборов в избирательном округе являются:

1) признание первоначальных выборов несостоявшимися;

2) признание первоначальных выборов недействительными;

3) кандидат (кандидаты – по многомандатному округу), набравший (набравшие) необходимое для избрания число голосов избирателей, не сложил (не сложили) с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица;

4) в случае выбытия всех кандидатов.

Повторные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные соответствующим федеральным законом. Если основные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования либо основные выборы выборного должностного лица местного самоуправления проводились во второе воскресенье марта и по их результатам законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или представительный орган муниципального образования не был сформирован в правомочном составе, либо выборное должностное лицо местного самоуправления не было избрано, повторные выборы проводятся во второе воскресенье октября года, в котором проводились соответственно основные выборы в указанный орган, основные выборы выборного должностного лица местного самоуправления, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ очередного созыва – в день голосования на этих выборах. Если основные выборы были назначены в связи с досрочным прекращением полномочий указанного органа, либо депутатов указанного органа, либо выборного должностного лица местного самоуправления, повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня появления основания для проведения повторных выборов. В остальных случаях повторные выборы проводятся во второе воскресенье марта либо во второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ очередного созыва – в день голосования на этих выборах, но не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать повторные выборы, могут быть сокращены на одну треть. Решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через три дня со дня его принятия.


Субъекты права назначения выборов. Субъекты права назначения выборов – государственные органы и должностные лица, органы и должностные лица местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований имеют право назначать выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Особенность права назначения выборов заключается в том, что оно одновременно является обязанностью уполномоченного органа (должностного лица), то есть, его нормативным полномочием.

Субъектами такого права в РФ являются:

1) Президент РФ – назначает выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

2) Совет Федерации – назначает выборы Президента РФ;

3) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ – назначают собственные выборы, дополнительные выборы в случае досрочного прекращения полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъектовРФ, избранного по одномандатному округу;

4) представительные органы местного самоуправления – назначают выборы главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, а также собственные выборы;

6) главы муниципальных образований – назначают досрочные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления;

7) избирательные комиссии – в случаях, предусмотренных законодательством, назначают дополнительные и повторные выборы, а также выборы представительных органов вновь образованных муниципальных образований;

8) суды – в случаях не назначения выборов уполномоченным субъектом или в последствии – соответствующей избирательной комиссией.

Срок назначения выборов. Избирательное законодательство предъявляет требования к сроку издания уполномоченным на то органом (должностным лицом) акта о назначении выборов и сроку его опубликования. ФЗ «Об основных гарантиях...» закрепляет, чтоочередные выборы назначаются в соответствии со сроками, установленными соответствующими нормативно-правовыми актами. Так, решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

К примеру, в соответствии с п. «а» ст. 84 Конституции РФ и ст. 6 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» указом Президента РФ не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования назначаются выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Зная, что днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума пятого созыва в правомочном составе (4 декабря 2011 года), в период с 16 августа по 4 сентября 2011 года был принят указ Президента РФ о назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва. В свою очередь для решения вопроса о выборах Президента РФ в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ и ст. 5 ФЗ «О выборах Президента РФ» Советом Федерации Федерального Собрания РФ принимается постановление в сроки не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Согласно последним изменениям в избирательном законодательстве срок полномочий Президента РФ увеличен с четырех до шести лет. Днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ и в котором четыре года тому назад был избран Президент РФ. Предыдущие Выборы Президента РФ состоялись 2 марта 2008 года. Соответственно следующие выборы Президента РФ должны были состояться 11 марта 2012 года. В связи с принятием постановления Правительства РФ от 20 июля 2011 года № 581 «О переносе выходных дней в 2012 году» выходной день с воскресенья 11 марта был перенесен на пятницу 9 марта. В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О выборах Президента РФ», «если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы Президента Российской Федерации, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на предшествующее воскресенье». В нашем случае, предшествующее воскресенье – это 4 марта 2012 года, на которое в установленный законом период – с 24 ноября по 4 декабря 2011 года – Советом Федерации Федерального Собрания РФ и были назначены выборы Президента РФ.

Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов указанные сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях…»).

Назначение выборов осуществляет уполномоченный на то орган или должностное лицо. День голосования на выборах в федеральные органы государственной власти определяется в соответствии с федеральным законом.

Так, например, выборы депутатов Государственной Думы нового созыва в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы»1 назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Другой пример. В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а в п. 2 ст. 5 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» закрепляется норма, из которой следует, что решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ и в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации1.

Что касается выборов в субъектах Федерации и в органы местного самоуправления, то, как известно, в части назначения выборов законодателем была внесена норма (п. 3 ст. 10 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав»), по которой днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или второе воскресенье октября того года, в котором истекают сроки полномочий избранных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий избранных органов и лиц . Досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий избранных органов или депутатов указанных органов.

В связи с укрупнением некоторых субъектов Российской Федерации законодатель счел необходимым урегулировать вопрос о назначении выборов в них особо. Так, в соответствии с п. 5 ст. 10 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав» выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, вновь образуемые в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, назначаются на второе воскресенье марта либо на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на указанных выборах либо на иной день в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, указом Президента Российской Федерации.

Выборы депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления назначаются органами и должностными лицами, указанными в соответствующих законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований. Выборы депу-

татов представительных органов назначает, как правило, глава муниципального образования.

В действующем законодательстве сохранена норма, по которой голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Если в данном случае второе воскресенье марта, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье марта. То же правило действует и в отношении выборов в октябре.

Таким образом, существует запрет на назначение голосования:

во-первых, на нерабочий праздничный день (в соответствии со ст. 112 ТК РФ1 нерабочими праздничными днями являются: 1, 2, 3, 4 и 5 января - новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово; 23 февраля - День защитника Отечества; 8 марта - Международный женский день; 1 мая - Праздник Весны и Труда; 9 мая - День Победы; 12 июня - День России; 4 ноября - День народного единства);

во-вторых, на день, предшествующий или следующий за нерабочим праздничным днем;

в-третьих, на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.

В силу этого не допускается объявление того или иного календарного дня недели выходным или иным нерабочим днем и назначение на этот день голосования (в том числе повторного голосования) как на очередных, так и досрочных выборах. В случае если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с предпраздничным или нерабочим праздничным днем либо днем, следующим за нерабочим праздничным днем либо воскресеньем, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы могут быть назначены на предшествующее календарное воскресенье.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что, если день голосования (воскресенье) на досрочных выборах Президента РФ совпадает с предпраздничным или нерабочим праздничным днем либо с днем, следующим после нерабочего праздничного дня, днем голосования является предыдущее воскресенье (в противном случае будет нарушено положение ч. 2 ст. 92 Конституции РФ о том, что досрочные выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения им своих полномочий)1.

Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Это решение о назначении выборов (дня голосования) является одним из неотъемлемых компонентов процедуры проведения выборов. Принятие решения о назначении выборов и его официальное опубликование представляют собой юридические факты, с которыми законодательство о выборах связывает возникновение целого ряда правоотношений в рамках избирательного процесса .

Обязанность по опубликованию решения о назначении выборов возлагается на орган или должностное лицо, принявшее данное решение. Необходимо отметить, что закон возлагает на уполномоченный на то орган или должностное лицо обязанность только принять соответствующее решение о назначении выборов в сроки, установленные нормативными правовыми актами, и не исходит из того, что правомерно принятое решение о назначении выборов по- еле вступления его в силу может быть отменено или изменено (за исключением случая введения чрезвычайного или военного положения). Это означает, что соответствующий орган или должностное лицо не наделено полномочиями по отмене или изменению ранее принятого решения о назначении выборов.

На этой организационно-правовой основе также реализовывается принцип (норма) обязательности проведения выборов1.

Средства массовой информации, указанные в соответствующих нормативных правовых актах в качестве исполнителей официального опубликования решения о назначении выборов, могут в соответствии с ч. 1 ст. 5.5 КоАП РФ нести ответственность за несвоевременное опубликование указанного решения.

При назначении досрочных выборов указанные сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. Следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти могут быть прекращены досрочно в случае: а) принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта РФ; б) роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) по основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом; в) вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий; г) роспуска указанного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом (в этом случае полномочия законодательного органа государственной власти прекращаются со дня вступления в силу федерального закона о его роспуске). Кроме того, указанный Федеральный закон не только определяет случаи досрочного прекращения полномочий законодательного органа, но также частично раскрывает положение о неправомочности его депутатского состава, включая в содержательный перечень данного понятия такой компонент, как сложение депутатами своих полномочий1.

В отношении досрочных выборов также установлен предельный срок для принятия решения о назначении даты их проведения, который составляет не более 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий органов или депутатов. В этих условиях орган или должностное лицо, правомочные принимать решение о досрочном прекращении полномочий органа или депутатов, вправе принять решение, оформленное одним документом и содержащее положение как о досрочном прекращении полномочий, так и о назначении даты проведения досрочных выборов, либо принять два самостоятельных документа - о досрочном прекращении полномочий и о назначении даты выборов, при этом начальной точкой отсчета для второго решения будет вступление в силу решения о досрочном прекращении полномочий, а конечной - последний день двухнедельного периода со дня досрочного прекращения полномочий органа (депутатов) .

Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в предусмотренные сроки, выборы назначаются: в федеральные органы государственной власти - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в органы государственной власти субъекта Российской Федерации - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 80 дней до дня голосования; в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения срока официального опубликования решения о назначении выборов.

Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована, то тогда соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государст-

венной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. Данное положение закрепляет один из элементов системы гарантий избирательных прав граждан на участие в свободных выборах, а именно судебные гарантии.

В механизме гарантий суд как орган судебной власти (правосудия) занимает (в случаях возникновения спора между сторонами правоотношения либо неисполнения, ненадлежащего исполнения, невозможности исполнения правовых предписаний и т.д.) исключительно важное место, и его решения являются обязательными для всех органов и лиц, имеющих право участвовать в выборах. Назначение выборов в рамках судебной процедуры является, конечно же, исключительным случаем организации избирательного процесса, проведения свободных выборов, однако указанное полномочие суда, по существу являясь так называемым «спящим полномочием» в ситуации законопослушной деятельности органов и должностных лиц, избирательных комиссий по назначению выборов, превращается в действенную гарантию принципа обязательности, периодичности выборов, избирательных прав и свобод граждан, иных участников избирательного процесса.

Дата выборов определяется судом, при этом суд должен учитывать предусмотренные законом сроки осуществления избирательных действий и избирательных процедур.

В случае если выборы назначены судом, действующая избирательная комиссия, которая своевременно не приняла решения о назначении и проведении выборов либо не опубликовала указанное решение, отстраняется от участия в организации выборов в силу непосредственного действия решения суда и положения закона1.

При этом суд также вправе возложить на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (соответственно уровню выборов) обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов, а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа или должностного лица - также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. В этом случае выборы

организует и проводит временная избирательная комиссия, которую для подготовки и проведения только данных выборов формирует ЦИК России или избирательная комиссия субъекта РФ.

Состав временной избирательной комиссии подлежит опубликованию в официальном печатном органе ЦИК России - «Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» (в случае если решение о формировании состава временной избирательной комиссии принимает ЦИК России) и передается для опубликования в СМИ, в частности в «Российскую газету». Состав временной избирательной комиссии, формируемый избирательной комиссией субъекта РФ, подлежит опубликованию в официальном печатном органе избирательной комиссии (если он учрежден) и передается для официального опубликования в соответствующие средства массовой информации.

Временная избирательная комиссия правомочна организовать и провести выборы в соответствии с решением суда.

Срок полномочий и количество членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются сформировавшей ее избирательной комиссией. Этот срок и полномочия временной избирательной комиссии ограничиваются датой завершения избирательной кампании, т.е. днем представления в соответствующий орган отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.