Можно ли исповедоваться в страстную седмицу. Причастие на страстной неделе перед пасхой, в какие дни

66-е правило VI Вселенского Собора предписывает всем христианам всю Светлую Седмицу ежедневно причащаться Святых Христовых Тайн. Это правило Вселенского Собора. К сожалению, мало кто может это выполнять. Еще меньше тех людей, которые вообще об этом знают, потому что практика так нашу жизнь исковеркала, что все часто совершается совсем по-другому.

У многих людей до сих пор существует еретическое представление (это ересь – настоящая, осужденная Вселенским Собором), что мясо и причастие несовместимы. Туда привносят какие-то индуистские соображения: что это убитое животное и прочая ерунда. Как будто картошка – это не убитое растение. Это совершенно не христианское представление, потому что сказано: «Кто гнушается мяса по причине нечистоты, анафема да будет». Но у многих людей к мясу какое-то специфическое отношение. Был пост – человек постился, сейчас нет поста – человек не постится.

Я не запрещаю причащаться. А я сам? Я сам вчера ел мясо, а сегодня я служу. Если я, священник, это делаю, значит, получается, что мне можно, а ему нельзя? По какому такому праву? Непонятно. Священник должен жить строже, чем мирянин. Получается, что священник сам-то себе все позволяет, а другим нельзя. Это же лицемерие.

Какие особенности подготовки к Причастию в это время?

Читается Пасхальный канон и Пасхальные часы.

О Причащении на Пасху и Светлую седмицу

протоиерей Валентин Уляхин

Обратимся к практике древней Церкви. «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (), то есть они постоянно причащались. И вся книга Деяний говорит о том, что первые христиане апостольского века причащались постоянно. Причастие Тела и Крови Христа было для них символом во Христе и существенным моментом спасения, самым главным в этой быстротекущей жизни. Причастие было для них всё. Так говорит апостол Павел: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (). Постоянно причащаясь Честного Тела и Крови, христиане ранних веков были готовы и на жизнь во Христе, и на смерть ради Христа, о чём свидетельствуют акты мученичества.

Естественно, все христиане собирались вокруг общей Евхаристической Чаши на Пасху. Но нужно отметить, что первое время поста пред Причастием вообще не было, сначала шла общая трапеза, молитва, проповедь. Об этом мы читаем в посланиях апостола Павла и в Деяниях.

В Четвероевангелии не регламентируется причастная дисциплина. У евангелистов-синоптиков говорится не только о совершённой на Тайной Вечере в Сионской горнице Евхаристии, но и о тех случаях, которые явились прообразами Евхаристии. На пути в Эммаус, на берегу Геннисаретского озера, во время чудесного улова рыб… В частности, при умножении хлебов Иисус говорит: «Отпустить же их не евшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге» (). В какой дороге? Не только ведущей домой, но и на жизненном пути. Не хочу оставить их без Причащения – вот о чём слова Спасителя. Мы думаем иногда: «Этот человек недостаточно чист, ему нельзя причащаться». Но именно ему по Евангелию и предлагает Господь Себя в Таинстве Евхаристии, чтобы этот человек не ослабел в дороге. Тело и Кровь Христовы нам необходимы. Без этого нам будет намного хуже.

Евангелист Марк, рассказывая о приумножении хлебов, подчеркнул, что Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился (). Господь сжалился над нами, потому что мы были как овцы, не имеющие пастыря. Иисус, приумножая хлебы, поступает как добрый пастырь, отдающий душу свою за овцы. И апостол Павел напоминает нам, что всякий раз, вкушая Евхаристический Хлеб, мы возвещаем смерть Господню (). Именно 10-я глава Евангелия от Иоанна, глава о добром пастыре, была древним пасхальным чтением, когда все причащались в храме. Но как часто нужно причащаться, в Евангелии не говорится.

Постовые требования появились только с IV–V веков. Современная церковная практика основана на Церковном Предании.

Что такое Причащение? Награда за хорошее поведение, за то, что ты постился или молился? Нет. Причастие – это То Тело, это Та Кровь Господа, без Которых ты, если погибнешь, то погибнешь окончательно.

Ты говоришь: не смею, не подготовлен… - Но ты дерзал в иные дни. А в эту ночь Господь всё прощает. К Петру отрекшемуся Он на разсвете этого дня через ангела посылает мvроносиц с благовестием ().

Скажешь: как я буду праздновать, есть и пить? - Но в этот день Церковь не только не спрашивает с нас поста, а прямо запрещает его (Ап. пост. пр. 64 и Гангр. соб. 18).

Буду в обществе, не смогу удержать ум собранным… - Что же, вспомни, что сила и величие Его отражается в каждой капле.

Слышал я об иерее Божием, который в пасхальную ночь предложил всем оставшимся у литургии причаститься, даже не исповедывавшимся. Если бы он ввел это как всегдашнее правило, было бы крайне соблазнительно. Но если он лишь однажды возревновал, и дерзнул взять на свою совесть неподготовленность паствы, чтобы разбудить ее и показать, что для нея Господь даровал эту св. ночь, я не дерзну поднять на него камень.

Встретил я и другого иерея, который хвалился, что отучил прихожан причащаться на Пасху. «Ведь у нас, говорят, в России этого не было…» Что сказать на это?!

Весь Великий пост есть подготовка к тому, чтобы на Пасху приступить к чаше. Вот за неделю до его начала Церковь поет: «Возведемся к покаянию, и чувства очистим, к ним же брань, вход поста творяще, надеждою благодати сердца извествующе… И снестся нами Агнец Божий во священной и светоносной нощи Воскресения; нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства, и тьму разгоняющее неведения, светом его Воскресения» (неделя мясопустная, стихира на стиховне вечера).

Через два дня слышим: «Помолимся видети образныя зде Пасхи совершение и истинныя явление» (Вторник сырн. на стих. веч).

Еще через неделю молимся: «Да достойни будем причастия Агнца, за мiр закланнаго волею Сына Божия и духовно празднуем из мертвых Спасово Воскресение» (Вторник 1 седм. на стих. веч.).

Проходит два дня, снова поем: «Желающе Божественныя Пасхи причаститися, не из Египта, но из Сиона грядущия, греховный квас отымем покаянием» (Четверг 1 седм. стих. на стих. веч.).

На другой день: «Назнаменаимся Кровию о нас Веденнаго на смерть волею, и не коснется нас губитель: и снемы Пасху Христову священнейшую» (Пятница 1 седм. стих. на утр.)

В среду четвертой седмицы: «Сподоби причаститися и божественныя Пасхи Твоея» (стих. на Господи воззвах).

Чем ближе Пасха, тем неудержимее наше стремление: «Радостию потецем предварити и страшное и святое Воскресение» (неделя 4-ая, вечерняя стихира на Господи воззвах).

Нельзя, чтобы такая напряженная подготовка завершилась только символическим, хотя и вдохновенным празднованием Воскресения Христова!

В этот день, «сотворенный Господом», когда благовествуется, что «Слово Плоть бысть и вселися в ны» (), распространим сердца наши, вместим в себя и мы Бога Слово в пречистых таинах Его Тела и Крови, чтобы Он обитал с нами и в нас.

Послушайте: как христианин вообще готовится к причащению? Молитвой, исповедью… А еще? Скажем: постом, чтением духовных книг, примирением с ближними…

А как нас всех Церковь готовит к Пасхе?

Постом… Здесь великая Четыредесятница, и перед самой Пасхой единственная в году строго постная Суббота, Великая Суббота.

Чтением… В посту усиленно перечитывается в Церкви Псалтырь, читаются книги Бытия, Притчей, св. пророка Исаии… Перед самой светлой заутреней прочитывается вся книга деяний апостольских.

Что касается примирения с ближними, то вспомни, как в первенствующей Церкви каждый раз перед возношением Св. Даров, после слов «возлюбим друг друга», верующие (а все они готовилсь причащаться) целовали друг друга. Это, как объясняет : «в знак того, что людям должно любить друг друга… что желающий причаститься Его (Христа) должен предстать без вражды, и что в будущем веке все будут друзьями». Впоследствии этот обычай целования должен был быть уничтожен, может быть, потому же, почему был уничтожен и непременный обычай причащаться за каждой божественной литургией или в каждый праздник, потому что те, древние, были духовнее, потому что ослабли мы. Но в пасхальную ночь, которая есть образ будущаго века, и мы, все, все приглашаемся к священной трапезе и поем: «Простим вся Воскресением», и даем друг другу тройное лобзание мира.

Один иерей рассказывал мне, как мальчиком забегал он в пасхальное утро в уже опустевший после торжественнаго богослужения храм. Светло, нарядно, но безмолвно и безлюдно… И мальчику становилось грустно: Христос один!

Братие! В день Воскресения не подобает оставлять Христа одиноким. Все странноприимем Его, Единаго, не имевшаго где преклонить главу, в сердца наши. Все приимем в себя Тело и Кровь Его. Аминь.

Сборник «Воскресение Христово» 1947 г.
Источник публикации - «Православная Русь», No 7, 1992 г.

О причащении на Светлой Седмице

Я считаю, что священники, которые не благословляют причащаться на Пасху, допускают очень грубую ошибку. Почему? Потому что Литургия служится для того, чтобы люди причащались.

В Великий Пост по будням – по понедельникам, вторникам и четвергам – Литургия не служится. И это отсутствие возможности причаститься и является знаком покаяния и поста. А тот факт, что Устав предписывает служить Литургию на Светлой Седмице каждый день, как раз и означает, что люди призываются каждый день причащаться.

Почему они не должны поститься в Пасхальную седмицу? Потому что, как сказал Христос, «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?»

Пасха – самый главный праздник христианской Церкви. Весь Великий Пост является подготовкой к Пасхе. Как можно требовать от человека, чтобы он ещё и в Светлую седмицу тоже постился, если он хочет причащаться!

О причащении на Пасху и на Светлую седмицу

игумен Петр (Прутяну)

Мне уже неоднократно задавали следующий вопрос: «Можно ли нам причащаться на Пасху? А в Светлую седмицу? Чтобы причаститься, нам надо продолжать пост?»

Вопрос хороший. Однако он выдает отсутствие четкого понимания вещей. На Пасху не просто можно, но даже нужно причащаться. В пользу этого утверждения мне бы хотелось привести в обобщенном виде ряд аргументов:

1. В первые века истории Церкви, как мы видим в канонах и святоотеческих трудах, участие в Литургии без причащения Святых Тайн было просто немыслимо. Однако со временем, особенно в наших краях, уровень благочестия и понимания среди христиан стал падать, и правила подготовки к причастию стали строже, местами даже чрезмерно (в том числе двойные стандарты для духовенства и мирян). Несмотря на это, причащение на Пасху было общей практикой, сохраняясь по сей день во всех православных странах. Однако некоторые откладывают причастие до самой Пасхи, словно им кто-то мешает приступать к Чаше каждое воскресенье Великого поста и всего года. Таким образом, в идеале нам следовало бы причащаться на каждой литургии, особенно в Великий Четверг, когда была установлена Евхаристия, на Пасху и на Пятидесятницу, когда родилась Церковь.

2. Тем, на кого возложена епитимья по причине какого-либо тяжелого греха, некоторые духовники разрешают причаститься (только) на Пасху, после чего, еще некоторое время, они продолжают нести свою епитимию. Эта практика, которая, тем не менее, не является и не должна быть общепринятой, имела место еще в древние времена, в помощь кающимся, чтобы укрепить их духовно, позволив и им приобщиться к радости праздника. С другой стороны, позволение кающимся причаститься на Пасху указывает на то, что простого течения времени и даже личных усилий кающегося недостаточно, чтобы избавить человека от греха и смерти. Ведь для этого необходимо, чтобы Сам воскресший Христос послал свет и укрепление душе кающегося (подобно тому, как преподобная Мария Египетская, которая вела распутный образ жизни до самого последнего дня своего пребывания в миру, смогла встать на путь покаяния в пустыне только после причащения Христу). Отсюда появилось и распространилось в некоторых местах ошибочное представление о том, будто на Пасху причащаются только разбойники и блудники. Но разве у Церкви есть отдельное причастие для разбойников и блудников, а другое – для тех, кто ведет христианскую жизнь? Разве Христос не Один и Тот же на каждой литургии в течение года? Разве Ему не причащаются все – и священники, и цари, и нищие, и разбойники, и дети? Кстати, слово свт. (в конце пасхальной утрени) призывает всех без разделения к причащению Христу. Его призыв «Постившиеся и непостившиеся - возвеселитесь ныне! Трапеза обильна: все насыщайтесь! Телец велик и упитан: никто не уйдет голодным!» явным образом относится к причастию Святых Тайн. Удивительно, что некоторые читают или слушают это слово, не понимая, что нас призывают не к трапезе с мясными блюдами, но к причащению Христу.

3. Также крайне важен догматический аспект этой проблемы. Народ толкается в очередях, чтобы купить и отведать на Пасху ягнятины – для некоторых это единственная «библейская заповедь», которую они соблюдают в своей жизни (так как остальные заповеди их не устраивают!). Однако когда в книге Исхода говорится о заклании пасхального агнца, это относится к еврейской Пасхе, где ягненок был прообразом Христа-Агнца, закланного за нас. Поэтому вкушение пасхального агнца без причащения Христу означает возвращение к Ветхому Завету и отказ признать Христа «Агнцем Божьим, Который берет на Себя грех мира» (). Кроме того, люди пекут всевозможные куличи или другие блюда, называемые у нас «пасхой». Но разве мы не знаем, что «Пасха наша – Христос» ()? Поэтому все эти пасхальные яства должны быть продолжением, но не заменой причастию Святых Таин. Об этом не особо говорится в храмах, но мы все должны знать, что Пасха это во первых Литургия и причащение Христу Воскресшему.

4. Некоторые также говорят, что на Пасху нельзя причащаться, потому что потом ты будешь вкушать скоромное. Но разве священник не делает то же самое? Зачем тогда совершается Пасхальная Литургия, и после нее благословляется вкушать молочное и мясное? Разве не ясно, что после причастия можно вкушать все? Или, может быть, кто-то воспринимает Литургию как театральный спектакль, а не как призыв к причащению Христу? Если бы вкушение скоромного было несовместимо с причащением, тогда на Пасху и Рождество не совершалась бы Литургия, либо не было бы разговления. Причем, это касается всего литургического года.

5. А теперь о причастии на Светлой Седмице. 66-ое правило Трулльского собора (691 год) предписывает, чтобы христиане «наслаждались Святыми Тайнами» в течение всей Светлой Седмицы , несмотря на то, что она является сплошной. Таким образом, к причастию приступают без поста. Иначе не было бы литургии, либо пост продолжался бы. Представление о необходимости поститься перед причастием касается, прежде всего, евхаристического поста перед принятием Святых Тайн. Такой строгий евхаристический пост предписан в течение не менее шести, а то и девяти часов (не так, как католики, которые причащаются спустя час после трапезы). Если же мы говорим о многодневном посте, то вполне достаточно семинедельного поста, который мы держали, и нет нужды – более того, даже запрещено – продолжать поститься. По окончании Светлой Седмицы мы будем поститься по средам и пятницам, а также в течение трех других многодневных постов. В конце концов, священники не постятся на Светлой Седмице перед причастием, и тогда непонятно, откуда взялось представление о том, что в эти дни должны поститься миряне! Тем не менее, на мой взгляд, к причастию в дни Светлой седмицы могут подходить только те, кто соблюдал весь Великий пост, кто ведет цельную, уравновешенную христианскую жизнь, всегда стремится ко Христу (а не только постами) и причастие воспринимает не как награду за свои труды, но как лекарство от духовных болезней.

Таким образом, каждый христианин призван готовиться к причастию и просить его у священника, особенно на Пасху. Если же священник отказывает безо всяких оснований (в том случае, если у человека нет таких грехов, за которые положена епитимья), но пускает в ход разного рода отговорки, то, на мой взгляд, верующий может пойти в другом храм, к другому священнику (только если причина ухода в другой приход уважительная и не является лукавством). Такое положение дел, которое особенно распространено в Республике Молдова, необходимо как можно скорее исправить, тем более что высшая иерархия Русской Православной Церкви дала четкие предписания священникам не отказывать верующим в причастии без очевидных канонических оснований (см. Постановления Архиерейских соборов 2011 и 2013 гг.). Таким образом, следует искать мудрых духовников, и если мы таковых нашли, надо им послушаться и под их руководством причащаться как можно чаще. Не стоит вверять свою душу кому попало.

Бывали такие случаи, когда некоторые христиане на Пасху приступали к причастию, а священник поднимал их на смех перед всем церковным собранием, говоря: «Разве тебе не было достаточно семи недель, чтобы причаститься? Почему ты нарушаешь обычаи села?». Хотелось бы спросить у такого священника: «А тебе разве не хватило четырех-пяти лет учебы в духовном заведении, чтобы определиться: либо ты станешь серьезным священником, либо пойдешь пасти коров, потому что «домостроители тайн Божиих » () не могут говорить такие глупости…». И об этом надо говорить не ради насмешки, но с болью о Церкви Христовой, в которой служат и такие некомпетентные люди. Настоящий священник не только не запрещает людям причащаться, но и призывает их к этому и учит жить так, чтобы они могли приступать к Чаше на каждой литургии. И тогда уже сам священник радуется тому, насколько иной становится христианская жизнь его паствы. «Имеющий уши слышать да слышит!».

Поэтому «со страхом Божьим, верой и любовью приступим» ко Христу, чтобы лучше понять, что значит «Христос воскрес!» и «Воистину воскрес!». Ведь Он Сам говорит: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ().

Перевод Елены-Алины Патраковой

Причастие в Великий пост — это освящение и вкушение хлеба и вина, которое есть Тело и Кровь Господа.

Наверняка каждый православный христианин помнит Тайную вечерю, на которой перед своим распятием Иисус Христос праздновал Пасху со своими учениками. В тот день, преломляя хлеб, он сказал, что это тело его, а наливая вино, назвал его своею кровью. Затем Сын Божий призвал учеников принимать эти дары постоянно, чтобы всегда оставаться с Господом. С того времени на каждом церковном богослужении в молитве освящается хлеб и вино.

Зачем необходимо причастие?

Причастие позволяет человеку наследовать Царствие Божие, а значит, даёт возможность попасть после смерти в рай.

Причастие в Великий пост, как и в другое время, необходимо для укрепления души. Оно помогает не озлобляться в житейских буднях, оставаться чувствительным к людям, поддерживает веру и помогает соблюдать равновесие даже в самых сложных ситуациях, надеясь на Бога.

Таинство причащения очищает грехи. Ежедневно человек сталкивается с осуждением, завистью, недовольством и другими негативными чувствами. Он ощущает, как этот негатив льётся из него самого, а также видит его в других людях. Находясь в такой атмосфере, постепенно душа черствеет, отдаляясь от Бога и всецело погружаясь в житейские заботы. Постоянное недовольство отравляет жизнь, а невозможность добиться своих целей порой показывает ее просто бессмысленной. Но эти мысли не посещают людей, в сердце которых есть Бог. Вера и надежда на Бога позволяет найти правильные пути и радоваться жизни. Поэтому каждому человеку необходимо причастие, которое омывает душу и приобщает к Богу.

Причастие в Великий пост

Великий пост является временем, которое предшествует распятию и Воскресению Иисуса Христа. Православные христиане в память о великой жертве, которую принес Спаситель, постятся в течение 48 дней (с 11 марта по 27 апреля в 2019 году), а затем с радостью празднуют Пасху. Во время поста, воздерживаясь от скоромной пищи, пребывая в смирении и молитве, человек укрощает своё тело и очищается. Исповедь и причастие в Великий пост имеют большое значение, но также важно причастие перед Великим постом, а также на протяжении всего года.

Очень часто люди причащаются перед Пасхой, отдавая дань традиции, не осознавая своей греховности на самом деле. Но причастие без понимания грехов не приносит пользы. Свои грехи необходимо осознать, желая от них избавиться, и постараться не повторять в будущем.

Как нужно поститься, чтобы причаститься в Великий пост?

В первую очередь нужно помнить, что пост заключается не в одном только воздержании от пищи. Главное – это смирить свое сердце, избавить его от ненависти, злости, наполнить добротой и любовью. Постарайтесь не ссориться с близкими, не входить в конфликты, решая все вопросы смиренно и с любовью. В Великий пост следует воздержаться от просмотра телевидения, особенно фильмов с кровавыми и эротическими сценами. В тоже время следует уделять больше времени на чтение духовной литературы, ведь, взирая на подвиги святых людей и творимые ими чудеса, душа начинает оживать и стремиться к лучшему.

Важно понять, что во время поста не настолько грешно съесть кусочек мяса, как обидеть человека. Хотя воздержание в пище также является важным.

Как подготовиться к причастию?

Желая причаститься на Великом посту, подготовку нужно начать за 3-4 дня. В это время оградите тебя от всякой суеты, постарайтесь уделить время своему духовному развитию.

По церковному уставу есть четыре канона Ко причастию (Покаянный Иисусу Христу, Богородице, Ангелу Хранителю и Последование ко причащению), их можно найти в молитвословах или распечатать из Интернета. Для того чтобы сильно не утомляться, можно осознанно прочитывать по одному канону в день. Также важно читать в это время Евангелие. Священники советуют каждому христианину в Великий пост полностью прочитывать Евангелие. Но если это сложно, то одной главы в день также будет достаточно.

С 12 ночи перед причастием запрещается употреблять любую пищу. В этот день нужно успеть к началу службы, исповедаться и после литургии причаститься Святых Христовых Тайн, которые очистят душу и приблизят её к Богу!

Мой добрый, но ненавязчивый совет. Если говорить об очищении собственной совести, о желании чистым сердцем славить воскресшего Христа, не стоит переносить на Страстную седмицу так называемую «генеральную исповедь», требующую глубокого осмысления прожитого и пережитого, с тем чтобы выплеснуть из глубин сердца то, что, может быть, годами там загнивало, грехи «юности казанской».

Всё это нужно делать заранее, уподобиться благоразумной деве из притчи Христовой, которая наполняет елеем свой сосуд и не дожидается, когда раздастся возглас: «Се Жених грядет, выходите навстречу Его».

Страстная седмица, необыкновенно глубокая и содержательная, по своему внутреннему смыслу предполагает в разумных чадах Церкви полноту участия в евангельских событиях. Не время уже на Страстной седмице толпиться у креста и Евангелия, как мотыльки летают вокруг свечи. Но время раскрыть повествования о страданиях Христа, вслушиваясь в скорбные и торжественные песнопения и молитвы Церкви. Идти вслед за Господом по скорбному пути, как Симон Киринейский, помогать Ему нести крест, самим восходить вслед за Ним на крест распятия и молитвы, дабы, страдая со Христом, с ним и воцариться.

Каждый день Страстной седмицы бесконечно значителен, сопряжён с вехами страдания Христа-Спасителя.

Вот Великая Среда. Последняя литургия Преждеосвященных Даров, воспоминание предательства Иуды, который за тридцать сребреников продал и предал своего Учителя. В то время как грешная женщина воцеломудрилась, покаялась, обливая слезами стопы Господа и помазуя их миром.

Люди глубоко церковные, которые сроднились духом с Евангелием и стараются всегда пребывать в молитве ко Господу, стремятся и на Страстной, и на Светлой седмице причащаться Святых Христовых Тайн, к чему призывает их Мать-Церковь. Батюшкам совсем не нужно дуться, делать хмурое лицо и отгонять от Святой Чаши чад Церкви, которые для того-то и пришли в храм, чтобы сокрыть святыню в своём сердце.

Неужели только потому, что ты приобщался в Великую Среду, тебе нельзя вкушать Тело и Кровь Господню в Великий Четверток – время установления Господом Тайной вечери, когда весь храм поёт вслед за Церковью: «Тело Христово примите, Источника Бессмертнаго вкусите»?

Неужели стоять в стороне от Святой Чаши в Великую преблагословенную Субботу, когда и небо, и земля, и звери, и деревья, и цветы – всё застывает в глубоком молчании? Ибо сама природа внемлет Богу, Который снимает проклятие с земли, возвращая миру Божьему благословение.

Не причащаться в ночь на Пасху Христову – удел некрещеных китайцев. Но православные люди Великим постом для того и шли сорок дней узкой тропой Евангельского самоотвержения, чтобы восчувствовать Христа-Спасителя, Который таинственно восстаёт из гроба нашей души, озаряя её Своим Божественным светом.

И какие сложности в отношении причащения Святых Тайн могут быть на Светлую седмицу, когда нам просто вечером нужно повоздержаться и не отягощать себя скоромной пищей? Зато днём никто не препятствует вам принести кулич вашим друзьям, разговеться пасхой, пасхальными яичками, испытав прочность собственных христианских убеждений.

Поэтому, дорогие друзья, оставим в стороне ханжество и фарисейство, иногда имеющее место в среде священнослужителей, не будем препятствовать чадам Церкви освящаться Божественной благодатью в Таинстве Причащения, как к этому призывает нас Мать-Церковь в течение всей Светлой Седмицы.

Даже запричастный стих, который поётся, покуда священник дробит Святого Агнца на престоле, гласит: «Тело Христово примите, Источника Бессмертнаго вкусите».

Это и есть полнота жизни в Господе, точка опоры христианина – чтобы он, вкусив святыни, размышлял о том, какого дара сподобился. Сам Христос свидетельствует об этом: «Кто будет пить кровь и вкушать тело Сына Человеческого, жить будет Мной, и Я воскрешу его в последний день, и никогда не умрет». Потому что Жизнь Вечная обитает в глубинах нашего сердца.

И, пожалуйста, не говорите мне о тех храмах и пастырях, которые на праздник Пасхи и на Светлой седмице не допускают к Святой Чаше своих боголюбивых прихожан, но лучше сообщите об этом Святейшему Патриарху Кириллу. Он найдёт слова убеждения нерадивым батюшкам и отправит их на месяц-два в ближайший монастырь для того, чтобы они повторили семинарский курс и поняли таинственное значение слов Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».

Священник – это не жандарм и не тюремщик, функция которого – держать за решёткой условно-досрочно освобождённых. Добрый пастырь, «батюшка Айболит» должен – «цып-цып-цып, мои цыплятки» – приглашать бессмертные человеческие души разделить вместе с ним, пастырем, радость о воскресшем Христе в таинстве Святой Евхаристии.

Иерей Димитрий Туркин: Нужно сохранить себя от исповеди до причастия

Самое главное для христианина – это, конечно, встреча с Господом. И эта встреча самым лучшим образом происходит тогда, когда человек причащается Святых Христовых Тайн. Что бы он в этом ни понимал, что бы он в этом ни ожидал, всё-таки это – встреча с Богом, которую Сам Господь создаёт, предлагает нам и Сам идёт к нам навстречу.

Нам остаётся только решить: «А мы хотим с Ним встречаться?» Мы обязательно должны задать себе этот вопрос, и

тогда начнём это делать осознанно, творчески и с пользой для себя.

В дни Страстной седмицы и седмицы Светлой возникают некие недоуменные вопросы, как правильно готовиться к Святому Причастию. На Страстной седмице бывает очень много причастников, особенно в последние её дни.

С Великого Четверга начинается такое время, когда человек особенно чувствует близость Неба, особенно стремится к Богу. Очень много причастников бывает в Страстной Четверг.

Кто-то из них успел исповедаться накануне, а кто-то – перед литургией. Но впереди ещё Великая Суббота и сама ночь Пасхи. И не всем удастся подойти к священнику в эти трудные для всех часы.

Даже если есть время для внутренней подготовки, у самих служителей существуют обязанности по подготовке храма к празднику. Все заняты, все очень торжественно настроены и напряжены.

Как можно причаститься в субботу или воскресение, если ты понимаешь, что на исповедь попасть трудно? Нужно взять у своего духовника – священника, которому ты постоянно исповедуешься, – благословение причаститься в четверг и субботу или в четверг и в ночь Пасхи.

Для такой просьбы нужно, во-первых, внутренне быть готовым к тому, что священник такого благословения не даст. Он может сам решить, как вам будет полезнее и удобнее это делать.

Но, если он даст такое разрешение, как нужно настроиться на внутренний духовный мир, чтобы те часы и дни, которые проходят от исповеди до причастия, не смутили вашего внутреннего духа, чтобы к Чаше вы подошли в душевном расположении к ближним, к Богу и внутреннем спокойствии?

Как этого достичь? Конечно, только практикой. Нужно научиться ещё заранее, а, если такой практики нет, то прямо сейчас кого бы то ни было не осуждать.

Возникает такая проблема: нужно сохранить себя от времени исповеди, которая иногда и в другие дни бывает с вечера до утра, когда мы причащаемся. Ведь, по меньшей мере, глупо исповедоваться вечером, потом натворить каких-то дел с тем, чтобы с утра снова идти исповедоваться. И эта проблема не единична – подобная ситуация повторяется из года в год.

Поэтому надо уже сегодня перестать осуждать кого бы то ни было. Ко всем относиться так, как будто это – самые лучшие люди, которых мы когда-либо встречали в жизни.

Конечно, такое настроение нельзя продлить на неделю или месяц – это будет сверхусилие. Но на несколько дней удержать его возможно – постоянным напоминанием себе о том, что «Не судите да не судимы будете» и кто ты такой, что судишь своего ближнего – «чужого раба», как говорит Господь.

Конечно, мы не можем перестать грешить. Нужно только перестать осуждать, сконцентрироваться на этом своём недостатке, но быть не напряжённым, а просто внимательным к себе, к своим чувствам и переживаниям. Не в том смысле, что переживать их изо всех сил, а просто не обращать на них внимание. Внимательным к своим помыслам. А на недостатки ближних никакого внимания не обращать.

Сделайте это усилие – и проблема отдалённости исповеди по времени от причастия станет для вас легко решаема.

В отношении причастия в Светлую седмицу. Главным недоумением бывает проблема, как поститься.

По одной из традиций, которую я знаю твёрдо, принято такое отношение: пост, который мы провели более или менее достойно, и приготавливает нас к причастию во всю Светлую седмицу. То есть, всё, что могли сделать, мы уже сделали. И на Светлой седмице мы можем не поститься, даже если будем причащаться каждый день.

Другое дело, может быть, не каждый человек будет и может это делать. Но если такое устроение возможно, полезно и благословлено священником, – почему нет. Ведь, в конце концов, отвечать будет тот батюшка, который благословил вас это делать.

Ну, может быть, не каждый день, через день… Но если есть такая радость, если вы, наконец, обрели своего Бога, которого наконец-то полюбили, то почему нельзя несколько раз причаститься на Светлой седмице, которая есть единый день Пасхи? Это можно и должно, тем самым вы покажете своё усердие и поймёте, наконец, что есть радость духовная.

Конечно, для этого нужно определённое настроение. Всё, что сказано о покаянном и смиренном настроении относительно поста и седмицы Страстной, касается и Светлой. Такое же настроение – неосуждение, любовь к ближнему. Но при этом – зачем поститься?

Единственное, вечер накануне причастия я бы рекомендовал провести чуть более смиренно – не надо вечером есть мясо и вообще – ставить на стол какую-то обширную трапезу. Всё, что можно, позвольте себе утром и за обедом, а вечером немного посмиряйтесь и, тем самым, подготовьтесь к причастию.

Вот и получится: вроде бы и поста нет, и нельзя сказать, что вы совсем не готовились и не потрудились. Думаю, что такой подход будет самый правильный.

Протоиерей Алексий Уминский: Дать возможность исповедоваться тем, кто не сделал этого в пост

Как правильно исповедоваться и причащаться на Страстной неделе? Каждому человеку по-разному. Страстная неделя – это время особенное. Есть люди, которые весь пост усердно посещали богослужения, исповедовались и причащались регулярно каждую воскресную литургии, может быть, даже кто-то и чаще.

Поэтому бывает такое время, когда во время Страстной недели таким людям, может быть, стоит уступить место в очереди на исповеди тем, кто пришел к концу поста, как «работники одиннадцатого часа», которые по каким-то причинам, нам мало видным, – может быть, потому что они только-только очнулись к концу поста, может быть, что-то в них родилось к концу поста настоящее, – и вдруг решили подойти к Пасхе по-настоящему, по-христиански.

А служб очень много, священники часто перегружены. Поэтому перед службой особенно Великого Четверга вся церковь стремится приобщиться Святых Христовых Тайн.

Поэтому, мне кажется, христиане, которые действительно весь пост достаточно серьезно относились к своей душе, могут сейчас смиренно немножечко отойти в сторону и дать возможность на Страстной неделе исповедоваться тем, кто за время поста этого не сделал, чтобы у священника была возможность по-настоящему, глубоко каждого выслушать.

В этом мой совет для практикующих христиан.

Записали: Дарья Менделеева, Тамара Амелина

Видео: Виктор Аромштам

02.04.2015

В Великий четверг мы вспоминаем установление Господом Таинства Евхаристии. В этот день особенно много людей стремится прийти в храм, чтобы причаститься Святых Христовых Таин. Но зачастую из-за огромного стечения прихожан и захожан в храме у священников приходских храмов просто не хватает времени на то, чтобы принять у них всех исповедь, поговорив с каждым, подробно побеседовав с теми, кто исповедуется впервые. Как же исповедоваться в Страстную седмицу? Рассказывает протоиерей Максим Козлов, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель Патриаршего подворья − храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве.

− Могу рассказать о практике, которую мы старались ввести для наших прихожан. Им мы заранее говорили: «Дорогие братья и сестры! Если желаете причащаться в Великий четверг, Великую субботу, в Пасхальную ночь и за весь пост еще серьезно не говели, серьезно не исповедовались, постарайтесь сделать это до наступления Великого четверга − или в Лазареву субботу, или на Вход Господень в Иерусалим, или в первые три дня Страстной седмицы. Тогда еще на богослужении нет столь большого притока людей, в том числе таких, которые бывают в храмах преимущественно только в эти дни; мы, священники, должны работать с ними, потому что, если каким-то образом не поговорить с этим человеком в Великий четверг, потом его, возможно, и не увидишь в храме. Иной раз знаешь, что встречаешься с человеком, который больше не придет, если сейчас его каким-то образом не «зацепить» на богослужении. Давайте постараемся поисповедоваться несколько предварительно».

Мысль моя сводилась к тому, что в таких случаях хорошо бы получить благословение на возможность причащаться в последующие дни Страстной седмицы. Но когда принципиального благословения в том или ином месте нет, вы, если уже исповедовались подробно, в день Великого четверга можете подойти и под общую исповедь, которая в этих случаях часто практикуется: читаются молитвы перед исповедью, какое-то слово говорится, и люди просто подходят.

Общая исповедь нехороша, на мой взгляд, тогда, когда человек меняет на нее личное исповедание грехов и вместо того, чтобы сказать об обличающих его совесть тяжких грехах, назовет имя − Владимир или Наталья, скажет: «Грешен, батюшка простите, благословите». Это, конечно, неправильно.

Великий Пост для того нам и дан, чтобы мы упражнялись в причащении Святых Христовых Тайн. Я людям рекомендую причащаться каждое воскресенье Великого Поста. Тем более нужно причащаться на Страстной седмице.

Епископ Обуховский Иона

Все службы этой Седмицы очень глубоко связанны с воспоминанием Тайной Вечери, собственно дня установления Евхаристии. Если у человека есть возможность отпроситься на работе, есть возможность взять какие-то отгулы и освободить какое-то время, чтобы как положено провести Страстную седмицу, лучше причащаться на всех литургиях, которые на этой седмице совершаются.

Первые три дня Страстной недели совершаются литургии Преждеосвященных Даров. В эти дни достаточно проблематично бывать на всех богослужениях.

Но начиная со среды вечера нужно быть постоянно в храме: в среду вечером быть в храме, в Великий Четверг причаститься пречистых Тела и Крови Христа, которые Он заповедовал нам принимать во исцеление души и тела, во оставление грехов и жизнь вечную.

В Великую субботу каждому христианину тоже нужно причаститься. Стоит сказать, что литургия Великой субботы – это моя самая любимая в богослужебном году, не только у меня, а и у многих священников. Только в этот день чувствуется такая тихая и возвышенная пасхальная радость. Сам праздник Пасхи – это такое яркое, бурное торжество, оно больше действует на наши душевные рецепторы.

Духовные чувства предельно обострены именно на литургии Великой субботы, когда с одной стороны Спас уже во Гробе, но с другой стороны мы знаем, что Христос уже победил Ад. Мы знаем, что Христос вот-вот уже воскреснет и явится апостолам. И эта тихая пасхальная радость очень и очень чувствуется именно в литургии Великой субботы.

На этой литургии есть такой очень символичный момент, когда во время пения прокимна снимаются темные постовые облачения и заменяются уже светлыми предпасхальными одеждами. Это тоже настраивает на пасхальную радость.

По богослужебному уставу православным христианам предписывается пребывать в храмах в течение всей Светлой седмицы, ежедневно причащаясь Святых Христовых Тайн. Если есть возможность, если это время удается освободить от повседневных забот, от суеты, от работы, то было бы желательно каждый день приступать к таинству причастия.

Чин подготовки к этому Таинству в пасхальные дни значительно короче, для этого нужно прочитать только пасхальные часы и последование ко Святому Причащению. Службы достаточно короткие, очень динамичные, очень бодрые и радостные. Это в тягость никоим образом не будет, но это будет настоящее празднование Пасхи. Ведь мы причащаемся Плоти распятого, погребенного и воскресшего Христа, и когда как не в праздник Пасхи, когда как не в Светлую седмицу нам причащаться Плоти Христа, который воскрес для нашего спасения.

Для некоторых является камнем преткновения вопрос, как поститься перед причащением на Светлой седмице. Мое мнение, что Светлая седмица – это время, которое Церковь особенно выделяет из всего богослужебного года. Это время, когда пост прямо запрещен богослужебным уставом. И для подготовки к причастию поститься никоим образом не должно. Это дни особой радости, это дни, когда мы живем во Христе, когда буквально мы купаемся в пасхальной радости. И так как в эти дни пост категорически запрещен уставом, а причастие предписывается уставом, то в эти дни для того, чтобы причаститься поститься не нужно.

Я подчеркиваю, что это мое мнение.

Правильное мнение – это мнение Вашего духовника. И каждому христианину необходимо иметь духовника, и в вопросах подготовки к исповеди, к причастию и вообще во всех вопросах духовной жизни нужно советоваться с ним.

Мои рекомендации нужно воспринять только как мое мнение, но обязательно нужно посоветоваться с вашим духовником, со священником, который хорошо вас знает, который знает все особенности вашей духовной жизни, и поступать именно так, как он посоветует вам.

Протоиерей Владимир Новицкий: Готовность – в сокрушенном состояним сердца

Правильно причащаться, исповедоваться – это всегда тогда, когда мы причащаемся и исповедуемся со страхом Божьим и с сокрушением в сердце, с чувством недостоинства своего.

Не с чувством выполненного долга, что мы весь пост пропостились, и теперь имеем право на причащение, теперь уже достигли некоторой высоты и совершенно законно входим в Страстную и приближаемся к Пасхе. Вот это будет совершенно недостойно перед Богом.

А достойно – всегда с сокрушением в сердце, со смирением, с чувством своей греховности, с истинным раскаянием. И причащаться мы можем тогда, когда есть это чувство, этот признак готовности.

Готовность заключается не в количестве прочитанных молитв, хотя это тоже хорошо. Это средство, которое помогает нам смириться, но, прежде всего, готовность заключается в смиренном, в сокрушенном состоянии сердца. Тогда можно причащаться часто, без ограничений.

Записали Лариса Бойцун, Тамара Амелина
Видео: Вячеслав Грабенко, Виктор Аромштам