Монтсеррат дева мария исполняет желания. Каталония, Монтсеррат: Чёрная Мадонна, исполняющая желания

Этот сон особенно хорош для спортсменов, так как получить девять баллов для них значит пройти в финал. Однако если Вам снится, что Вы выступаете перед жюри и в конце Вашего выступления все поднимают таблички, на которых стоит «9», то в ближайшее время ждите новостей. Возможно, Вам предложат новую работу или у Вас появится возможность переехать, совершить выгодную покупку или продать недвижимость, главное – все как следует обдумать. Число «9» в этом случае – призыв не принимать все на веру, ситуация не такая, какой может показаться Вам на первый взгляд. Освободите свои мысли от рутины, лучше всего погадать на успех Вашего предприятия – помните, девятка – мистическое число.

Толкование снов из Сонника по числам

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Черный

Черный цвет может символизировать неизвестность - тени и тайны вашего подсознания.

Существуют ли внутренние проблемы, которые вам предстоит исследовать?выражение "во мраке" означает смятение.

Чувствуете ли вы неопределенность относительно того, какой путь избрать в своей жизни?чернота также может символизировать успокаивающие покровы ночи.

Очевидно, пришло время отдаться отдыху и мечтам о жизни.черный цвет также ассоциируется с отчаянием и депрессией.

Не подавляете ли вы злобу и разочарование? Вам следует прочувствовать все эмоции.

Не существует плохих эмоций, но подавленные чувства могут обратиться депрессией и отчаянием.

Если вы находитесь в депрессии, вам следует освободиться от эмоций, являющихся причиной этого состояния.

Проанализируйте их и перейдите к действиям.

Если это вам не по силам, найдите человека, готового вам помочь.в западной культуре черный цвет связывают с трауром.

Существует область вашей жизни, по которой вы горюете?для некоторых людей черный цвет символизирует силу.

Китайцы видят в черном добро.

Толкование снов из

Ангельская роза,
Черная Дева Распиленных скал,
Ты освещаешь землю Каталонии,
Ты венчаешь собой небо.
Поэт Каталонии

Недалеко от Барселоны находится гора Монсеррат. Здесь в бенедиктинском монастыре хранится величайшая святыня Каталонии и ее патриотический символ — «La Moreneta» , чудотворная Черная Мадонна, к которой хотя бы раз в год старается прикоснуться каждый в каталонец. В 1881 году папа Лев XIII официально провозгласил Черную Деву Монсерратскую святой заступницей Каталонии и покровительницей каталонских епархий.

Название горного массива Монсеррат можно перевести как «распиленная гора» или «изрезанная гора». По одной из легенд, миллионы лет назад спустились на гору маленькие ангелы, которые решили украсить унылый ландшафт и построить здесь дворец для Божьей Матери с помощью «золотой пилы».

В гимне Virolai, обращенном к Богоматери Монсерратской на стихи известного каталонского поэта Вердагера, поется: «amb serra d’or els angelets serraren aquests turons per fer-vos un palau…», то есть «ангелы пилой золотой разрезали сии вершины, чтоб сотворить для тебя дворец».

Герб аббатства Монсеррат

И действительно причудливые очертания скал похожи на сказочных великанов хранящих неприступный рядом священную реликвию.

Или на башни величественного замка. Многие горные образования Монсеррата носят колоритные прозвища — Мумия, Слон, Лошадь Бернарда, Брюхо епископа, Кукла, Верблюд, Фараон, Треска, Попугай, Органные трубы, Заколдованные монахи, Две Магдалены… .

Монахи появились на горе в 11 веке. В 1025 году был заложен первый камень в основание обители аббатом Олибой Рипольским, которому со временем тут воздвигли монумент.



Галерея скульптур святых — основателей различных религиозных христианских институтов. В праздичные дни здесь устраивают веселые мероприятия: танцуют сардану, строят кастельс, гуляют куклы-гиганты!

Надпись на фасаде «Блаженный град Иерусалим, названный видением мира»

Монастырь Монтсеррат оберегает главную духовную святыню и покровительницу Барселоны – статую Черной Мадонны, которой приписывают целительные свойства и помощь в продолжении рода человеческого.

«Черная Мадонна» за тёмный цвет своего лика прозванная «Чернушкой», или «Смуглянкой» (La Moreneta) – это неразгаданная тайна!

По легенде, первую нерукотворную статую Девы Монсерратской обнаружили в 880 году мальчики-пастухи. Как-то в субботу вечером они увидели в горах яркий свет, сопровождаемый божественной мелодией. В следующую субботу мальчики вернулись на то же место со своими родителями. Пораженные люди рассказали обо всем местному священнику, который вместе с народом посетил на следующий день гору Монсеррат, куда и сошел небесный огонь. В одной из пещер сельчане обнаружили великолепную статую Мадонны с младенцем. Она была прекрасна и излучала сияющий свет. Новость дошла до самого епископа, который тогда находился в соседней Манресе. Услышав об этом чуде, он решил отправиться в Монсеррат. Епископ предложил торжественно перенести чудотворную статую в Манресу, но едва ее попытались сдвинуть с места, как она настолько отяжелела, что поднять ее стало совершенно невозможно. Епископ истолковал это как желание Богоматери остаться на прежнем месте и приказал построить часовню Девы Марии, ставшую началом нынешнего монастыря. Первоначальная легендарная статуя через некоторое время исчезла - так же таинственно, как и появилась. Рассказывают, что статуя была вырезана Св. Лукой и затем перенесена в Испанию Св. Петром. В 718 г. статуя была спрятана в горах Монтсеррат, чтобы укрыть ее от нечестивцев-мавров, после чего и была потеряна.

Упоминания о чудесах Монсерратской Богоматери, встречаются уже в XII веке,они описаны в визвестном средневековом сборнике «Песни Деве Марии» (Cantigas de Santa María) (XIII в.), записанные при дворе короля Альфонсо X Мудрого в 1270-90 гг

Люди приходят в монастырь, чтобы попросить о сокровенном: исцелении от болезни, счастливом замужестве или рождении ребёнка. В здании базилики есть специальная комната, в которой размещены письма благодарности и подарки Монсерратской Мадонне, среди которых есть свадебные платья, а также ортопедические принадлежности, принадлежавшие излечившимся от недугов людей.



Практически любой праздник или значимое событие в жизни каталонца являются поводом для приезда в монастырь, участия в богослужении на каталанском языке, поклонения Деве Монсерратской и посещения Святой Пещеры. Например, Черной Мадонне принято представлять невест, чтобы заручиться ее благословением и обеспечить благополучие будущей семейной жизни. Не случайно существует популярная поговорка: «Тот не будет счастливо женат, кто не приведет свою невесту в Монсеррат» (No és ben casat qui no porta la dona a Montserrat или Si vols ésser ben casat, porta la dona a Montserrat).

Статуя Черной Мадонны Монсерратской находится в небольшом верхнем помещении — Тронном зале, монастырской базилики (заходить в базилику нужно не через центральный вход, а через боковую дверь с правой стороны, расположенную под арками галереи атриума). Приходить лучше рано утром, чтобы не стоять в длинной очереди.

Алебастровая арка — «Врата Ангелов» украшены барельефами, изображающими музыцирующих ангелов и библейские сцены, связанные с Богоматерью.


Перед «Вратами ангелов» сидит Св. Петр

На самом подходе к Мадонне установлена деревянная статуя мальчика с коробочкой для пожертвований в руках. Статуе предшествует очень трогательная история. Этот маленький памятник установлен мальчику, который очень хотел быть прислужником в монастыре Монсеррат , но был смертельно болен. Монахи сжалились над мальчиком. Ему выдали форму, и он был принят всего на один день. На следующий день мальчик умер. Ему поставили памятник и таким образом, было увековечено желание ребенка . При посещении Базилики принято бросать монетку в прорезь коробочки в руках мальчика и погладить его по голове.


Нынешний образ Девы Монсерратской, установленный в монастырской базилике, был создан в конце XII века. Эта деревянная романская скульптура вырезана из белого тополя (Populus alba). Статуя имеет высоту 95 см и изображает Богоматерь с младенцем Иисусом, сидящим у нее на коленях. В правой руке Ла-Моренета держит сферу (Globus Imperii), которая символизирует верховную власть над Вселенной, над всем творением. Жестом своей левой руки Богоматерь по-матерински защищает младенца. Младенец поднимает правую руку в благословляющем жесте, а в левой руке держит шишку - плод хвойного дерева, который с древнейших времен символизирует, отцовство, плодородие, эволюцию, здоровье, возрождение, семейную жизнь, святую жизнь, культ жизни.. Данный тип иконографии именуется «Богородица Кириотисса» (Владычица). Также скульптура соответствует традиционному типу изображения Богоматери с младенцем, который называется «Седалище мудрости» или «Мадонна на троне» (Sedes Sapientiae). За исключением лика и рук Девы Марии и младенца, скульптура покрыта золотом. Характерный цвет статуи связан, как предполагают специалисты, с потемнением (окислением) лака, покрывающего лик и руки Мадонны. Не исключено также, что такой цвет изваяние приобрело от дыхания и прикосновений паломников, а также от пыли и копоти масляных ламп и свечей, которыми на протяжении многих веков освещался почитаемый образ. Каждый желающий может поклониться святой. Нужно прикоснуться к сфере в ее правой руке и глядя в глаза святой Деве попросить о сокровенном.

Многие замечают, что если посмотреть на облик Девы Марии чуть справа, то откроется спокойный, слегка улыбающийся взгляд.

С правой стороны после зала с престолом Богоматери, находится круглое помещение, именуемое заалтарной капеллой (El Cambril), или капеллой Богоматери. Она создавалась в 1876–1887 гг. под руководством архитектора Франсеска де Паула дель Вильяр-и-Лосано (1828–1901), которому помогал юный Антонио Гауди (1852–1926), именно он разработал основную часть декоративных элементов.

На фоне центрального окна находится скульптура святого Георгия, покровителя Каталонии.

Роспись купола капеллы, выполненная в 1896–1998 гг. Жуаном Льимоной (1860–1926). Купол расписан в светлых, ярких тонах, подчеркивающих бесконечность небесного свода, на котором появляется Богоматерь с младенцем Иисусом на руках в окружении ангелов и архангелов. Также на куполе представлена панорама горы Монсеррат, обозначающая пересечение небесного мира с земным.

За капеллой начинается коридор именуемый Путем Аве Мария. Он утопает в свете тысяч лампад и больших восковых свечей, которые верующие оставляют в знак молитвы или благодарности Деве Монсерратской. Свечу нужно купить заранее во внутреннем дворе базилики, опустив нужную сумму денег в металлический ящик.


В коридоре можно увидеть современную бронзовую скульптуру ангела Благовещения, которую создал в 1978 году Апеллес Феноза (Apel·les Fenosa) (1899–1988), а также большую майоликовую композицию с образом Богоматери Монсерратской (1982).


Это творение, равно как и ряд других майоликовых панно с обращениями к Богоматери на Пути Аве Мария, является работой керамиста Жуана Гивернау (Joan Baptista Guivernau) (1908–2001).

Путь Аве Мария возвращает нас вновь в атриум базилики именуемый также клуатром Аббата Аржерика. Атриум датируется XVIII веком, однако был существенно перестроен в середине XX столетия.

Устилающая внутренний двор красивейшая мостовая из белого и черного мрамора была создана в 1952 году художником Бенито Мартинеса по образцу спроектированной Микеланджело площади Капитолия в Риме. Центральную часть мостовой украшают изображения морских животных, обведенные круговой латинской надписью на тему крещения.

Ранее на этом месте находился алтарь старинной романской церкви в которой ранее хранилась статуя Черной Девы. Существует примета что нужно встать в этот «круг силы» в центре внутреннего двора базилики и загадать желание и оно обязательно сбудется, а если при этом закрыть глаза и поднять руки к небу, то на вас снизойдет божественная энергия.

Если стоять во внутреннем дворе лицом к собору, то по левую руку, пройдя дальше горящих свечей, вы найдете святую воду, которую можно набрать с собой, поэтому запаситесь бутылочкой.

Центральное положение в алтарной части занимает чеканный золотой крест с распятием из слоновой кости. Крест спускается на цепях с серебряного венца-балдахина.


Первая, ближайшая к алтарю, капелла посвящена родной сестре святого Бенедикта - святой Схоластике Нурсийской, основательнице первого женского монастыря Западной Европы. Авторы скульптур: Энрик Кларасо (Enric Clarasó) (1857–1941) и Агапит Вальмиджана.

Брат и сестра, жившие в монастырях неподалёку друг от друга, встречались лишь раз в год в местечке неподалёку от Монтекассино и проводили время в беседах на духовные темы. Однажды св. Схоластика попросила брата остаться на ночь, чтобы продолжить беседу. Бенедикт отказался, так как согласно написанному им уставу, монах не мог ночевать за пределами монастыря, и он не хотел подавать братии дурной пример нарушением собственных правил. Тогда по молитве св. Схоластики разразилась сильнейшая гроза, которая помешала Бенедикту выйти из убежища, и он вынужден был остаться и продолжить общение с сестрой. Через три дня св. Бенедикту, молившемуся в келье, было видение души св. Схоластики, улетавшей на небо в виде голубки. После этого он понял, что просьба сестры была не прихотью, а желанием попрощаться перед кончиной.

В Вокруг главного нефа и внутри боковых капелл обращает на себя обилие красивых ламп, принесенных в дар храму целыми посёлками и районами, а также различными объединениями и ассоциациями.



Капелла Святого Причастия - была реконструирована по проекту Жузепа Марии Субиракса в 1977 году. На бронзе перил выгравированы аллегорические изображения Жизни и Смерти, а между ними помещен текст молитвы каталонского поэта Сальвадора Эсприу (Salvador Espriu) (1913–1985), обращенной к покровителю Каталонии святому Георгию с просьбой о том, чтобы в стране никогда больше не было гражданской войны. Алтарный ансамбль выполнен из единого блока цемента, чтобы подчеркнуть единство того, что он символизирует: каждый раз, празднуя у алтаря Евхаристию, мы провозглашаем победу над смертью (символически представленную в виде кости в центральной части престола) благодаря воскресению Христа (его символизирует аскетичная алтарная композиция, начинающаяся у престола)


«Бегство в Египет» (1904), написанное художником Жузепом Кузаксом (Josep Cusachs) (1851–1908).

Следующая капелла именуется капеллой Христа. Здесь находится скульптура распятого Христа работы Жузепа Льимоны. Она была преподнесена базилике в подарок в 1933 году.

Эта капелла посвящена Непорочному зачатию и была открыта в 1910 году. Проект капеллы выполнил в 1906 году каталонский архитектор Жузеп Мария Перикас-и-Моррос (Josep Maria Pericas i Morros) (1881–1965). В своем творчестве этот зодчий испытал влияние Антонио Гауди и архитектуры модерна. Созданный им алтарь из белого мрамора украшают растительные орнаменты и декоративные элементы, напоминающие кости животных.


Капелла Св. Мартина Турского, который в этот самый момент отрывает часть собственного плаща, чтобы отдать ее нищему


Современное полотно художницы Монсеррат Гудиоль изображает молодого святого Бенедикта. В руках он держит написаный им устав для основанного им же ордена бенедиктинцев, к которому пренадлежит монастырь Монсеррат. Монахи этого ордена живут по строгому «Уставу Бенедикта», включающему три обета: постоянное проживание в монастыре (обет «стабилитас лоци»-постоянство места), послушание (обет молчания) и воздержание (обет бедности).
Особенно меня поразилао это изображение Марии.

Романский портал XIIв — это немногое, что уцелело от старинной монастырской церкви. В 1811 году Наполеон, взбешенный тем, что ему лишь с третьего раза удалось взять монастырь штурмом, приказал стереть непокорное аббатство с лица земли. Солдаты Наполеона разграбили, подожгли и разрушили монастырь, но священную скульптуру Черной Мадонны удалось спасти.
Баптистерий работы скульптора Шарля Колле

Надгробие адмирала Вилимари

Гробница герцога Луна, Жуана Арагонского

Король испании Карл Первый

Скульптуры святого Иосифа и Святого Иоанна Крестителя

Скульптура Святого Георгия (Sant Jordi) работы известного каталонского скульптора и художника Хосе Марии Субиракса (Josep Maria Subirachs). Субиракс — продолжатель дела Гауди, под его руководством много лет оформляется фасад Страстей Господних Саграда-Фамилия. Его работы очень индивидуальны. Покровитель Каталонии изображен грозным рыцарем со щитом и мечом и с какой бы точки вы не него не смотрели — святой будет строго следить за вами взглядом.

Предание гласит, что образ Богоматери Монсерратской был найден на том месте, где сегодня стоит часовня Святой Пещеры. К пещере можно пройти по прекраснейшему маршруту Camí de la Santa Cova. Вдоль этом Пути молитв установлены 14 скульптурных композиций, изображающих остановки Иисуса Христа на его пути к Голгофе. . В часовне выставлена копия образа, который хранится в базилике, однако эта копия также высоко почитается верующими и в силу неблизкого пути до пещеры очередей к ней не бывает. Советую купить свечи в монастыре чтобы зажечь в святой пещере.
























Сейчас в монастыре постоянно живет 100 монахов. Монастырь Монтсеррат– хранитель лучшей в Испании библиотеки в 300 тысяч томов старинных книг, 400 из которых являются рукописными. Библиотека Монсеррата является важным документальным и исследовательским центром, символом интеллектуальной и культурной деятельности бенедиктинцев. Доступ в библиотеку Монсеррата разрешён только ученым с мировым именем, и только мужского пола. Одно из зданий монастыря отдано под «музей Монтсеррат», в котором собраны религиозные реликвии; археологические находки; скульптуры и картины Сальвадора Дали, Эль Греко, Пикассо, Караваджо.

Помимо монахов, в Монсеррате живут мальчики, обучающиеся в певческой школе Escolanía de Montserrat, считающейся старейшей в Европе. На данный момент в «Эсколании» обучается 50 мальчиков в возрасте от 9 до 14 лет. Воспитанники получают тут не только хорошее базовое образование, но и глубокие знания в области музыки. Каждый ученик обучается игре на двух музыкальных инструментах, а также специальности - хоровому пению. В школу принимаются только жители Каталонии, Валенсии и Балеарских островов. С некоторых пор хор мальчиков монастыря Монсеррат дает концерты в Каталонии и зарубежных странах.Хором уже записано свыше сотни музыкальных дисков, и дискография продолжает пополняться. Однако главной целью хора остается участие в литургических церемониях и общих молитвах, которые проходят в базилике Монсеррата. Каждый будний день в 13 часов, при огромном стечении паломников и туристов, мальчики «Эсколании» исполняют в базилике монастыря песнопения Salve и Virolai (в субботу те же песнопения исполняют сами верующие и паломники). Кроме того, с воскресенья по четверг хористы участвуют в вечерне (в 18:45), по окончании которой (в 19:10) ими исполняется Salve Montserratina и полифонический мотет. По воскресеньям и праздникам хор мальчиков участвует в полдень исполняет Salve и Virolai. Летом (в июле), а также на Рождество мальчики уезжают на каникулы (в этом году летние каникулы продлятся с 25 июня по 19 августа).

При монастыре местные жители устоили маленький рынок, на котором на ломаном русском предлагают попробывать очень вкустные сыры, горный мед и сухофрукты.

Много интерестного об этом замечательном месте я узнала от нашего гида Кадочникова Дмитрия http://www.krasavitzabarcelona.com/about.html и на етом сайте http://www.mishanita.ru/

,

Недалеко от Барселоны, на горе Монтсеррат, на высоте 725 метров над уровнем моря в 1025 году был основан одноимённый монастырь, который сейчас принадлежит бенедиктинскому ордену монахов. Исполинские серо-чёрные скалы, напоминающие каменных идолов, окружили монастырь, словно взяв его под свою защиту.

С этой горой связано множество легенд, и одна из них гласит, что ангелам, спустившимся с Небес, окружающий ландшафт показался скучным, и они распилили гору, придав скалам причудливую форму. С тех времён гора так и зовется , что в переводе с каталонского означает распиленная гора . А скалы, похожие на силуэты застывших великанов, получились настолько необычными, что местные жители даже дали некоторым оригинальные названия: Брюхо епископа, Лик Святой Девы, Верблюд, Божий перст, Мумия, Лошадь Бернарда.

Монастырь Монтсеррат является центром паломничества и духовным символом Каталонии, так как его стены оберегают статую самой почитаемой в этих краях святой –Девы Марии Монтсерратской, или Чёрной Мадонны , о чудодейственном влиянии которой ходят легенды, так она уже почти 1000 лет исполняет заветные желания и просьбы молящихся.

Скульптура святой находится в Тронном зале Базилики Девы Марии. Это действующий римско-католический собор, представляющий собой настоящее произведение искусства. Фасад здания украшает скульптурная группа Иисуса Христа и 12 апостолов, а внутреннее убранство Базилики поражает своей красотой и богатством.

Статуя Чёрной Богоматери с младенцем представляет собой реликвию XII века, изготовленную из чёрного тополя, за что каталонцы ласково называют свою покровительницу Смугляночка (La Moreneta). Святые облачены в золотые одежды. Мадонна в правой руке держит сферу – символ Вселенной, а левой как будто оберегает свое дитя. Младенец правой рукой благословляет, а в левой держит шишку – символ плодородия и бессмертия. Высота статуи около метра.

Пока стоите в очереди, сформулируйте свою просьбу заранее, поскольку времени наедине со святой будет совсем немного. Когда, наконец, подойдёт очередь, положите руку на сферу, тихо проговорите желание, обязательно дайте Мадонне какой-либо обет/обещание и поблагодарите её.

Чёрная Богоматерь помогает не только в приобретении семейного счастья и деторождении, но и во многом другом. В здании храма есть специальная комната, куда люди привозят доказательства, что их молитвы были услышаны: детскую одежду, свадебные фотографии, ненужные костыли, муляжи органов, макеты домов, машин и т.д.

Хор Эсколания . Здесь же, в Базилике Девы Марии Монтсерратской, можно насладиться детским хоровым пением. Хористы – это мальчики от 9 до 14 лет, воспитанники древнейшей музыкальной школы, основанной еще в XIII веке. Дети постоянно живут в монастыре и наряду с музыкальным получают и школьное образование. Пребывание в этой школе заканчивается, когда у ребёнка ломается голос. Учиться здесь очень престижно, а по окончании юноши часто связывают свою жизнь с музыкой.

Хор принимает участие во всех торжественных богослужениях и выступает ежедневно, кроме субботы. Летом и на Рождество у детей каникулы, поэтому расписание выступлений лучше узнать заранее.

На сегодняшний день хор известен далеко за пределами Барселоны, выступает по всему миру, а дискография Эсколании насчитывает свыше 100 альбомов.

Музей . Доступны для посещения расположенный в отдельном здании музей монастыря, где можно ознакомиться с уникальными экспозициями иконографии, драгоценных украшений, а также картинная галерея с шедеврами художественной живописи. Здесь представлены полотна Эль Греко, Дали, Пикассо, Караваджо, Дега и многих других.

Пешие прогулки по горным тропам . Высота горы Монтсеррат превышает 1200 м над уровнем моря, и вся она пронизана туристическими и паломническими тропами/маршрутами.

Раньше паломники на протяжении нескольких сотен лет с риском для жизни поднимались к вершинам по петляющим горным тропам и крутым обрывам.

Сейчас такие маршруты не опасны, это скорее утрамбованные горные дороги, ограниченные парапетом со стороны обрыва. Они имеют разную протяженность (от 15-20 минут до 7-8 часов), а сложность маршрута заключается в крутизне некоторых участков.

Огромное удовольствие прогуливаться по горам среди великолепной природы, дышать горным воздухом и любоваться потрясающей красоты панорамными видами на монастырь и долину! И это еще не все: по пути встречаются часовни, памятники, скульптурные изображения, посвященные сценам из жизни святых, а на смотровых площадках есть специально оборудованные места для пикников.

За один день можно пройти не один маршрут, а при желании воспользоваться фуникулёром и канатной дорогой. Пешие прогулки по тропам горы Монтсеррат ещё никого не оставили равнодушным!

В настоящее время территория монастыря представляет собой современный туристическо-паломнический комплекс с большой парковкой, гостиницами, магазинами, ресторанами, сувенирными лавками, рынком, где местные жители продают плоды своего труда.

В магазинах и лавочках можно приобрести аудиогид на любом языке, карту территории монастыря, схемы маршрутов для пеших подъёмов, диски с записями знаменитого хора Эсколания , почтовые открытки, религиозные предметы, ювелирные украшения, детские игрушки и, конечно, фигурки Чёрной Мадонны. Из продуктов наиболее популярны сыры, колбасы, мёд, выпечка, инжирный хлеб и созданные по древним рецептам бенедиктинских монахов ликёры.

Территория большая, ухоженная и очень красивая. Можно просто погулять, отдохнуть на лавочке, наслаждаясь горным воздухом, потрясающими пейзажами и архитектурой. На территории есть охрана.

И в заключение несколько советов:

Для посещения Монтсеррата потребуется как минимум целый день;

Не обязательно брать экскурсию, ехать лучше самостоятельно, но постарайтесь прибыть пораньше, до приезда туристических групп;

Побеспокойтесь об удобной обуви;

Во время пеших прогулок стоит взять с собой небольшой перекус;

Паломников и туристов меньше в осенний и зимний периоды.

January 18th,17:35

Лев Исавр. Реформатор.

Причины, по которым в «иконоборческой войне» продолжавшейся три века победили почитатели икон просты. Небольшой исторический эпизод хорошо это показывает.

Есть заповедь, которая была записана на скрижалях, двух плоских камнях, хранимых в Ковчеге Завета – «не создавай себе кумира и никакого изображения… Не поклоняйся им и не служи им..»

И сторонник той заповеди Византийский Император Лев III, считающий скульптуры-иконы суеверием и языческим наследием, выпускает указ, по которому все изображения, как Христа, так и святых, подлежали полному уничтожению. Т.е., сделал всё по букве Закона, пунктуально следуя декалогу. Есть заповеди – выполняй. Не так ли? Для начала император, начав с себя, как и полагается всем реформаторам, повелел снять изображения, висевшие над воротами собственного дворца... Но тут произошло непредвиденное: экстремистски настроенная группа горожан, опрокинула лестницу и побила императорских слуг, досмерти.

Император попытался проделать это в других местах – но получилось еще хуже – недовольные нововведениями жители островов Греческого архипелага, формируют флот для взятия Константинополя и низвержения Льва Третьего. Восстание подавили, но осадок остался. В то время церковь была еще не разделена на католическую и православную, и Лев III выступал как её глава. В защиту икон выступил Папа Григорий II – пишет послания, в которых обличает императора как еретика: «Если же вы будете упорствовать в ваших намерениях, мы будем невиновны в пролитии крови, которое будет последствием этой борьбы, пусть ответственность за эту кровь падет на вашу собственную голову» .

Император упорствовал в ереси, (как мы видим, ересью может быть даже точное следование букве Ветхого Завета), и крови пролилось немало, при последующем полном разгроме императорских войск. Нужно добавить, что в войну были втянуты и лангобарды, исповедующие арианскую ересь и боровшиеся как против Папы, так и Императора.

В результате той войны король франков Карл Великий становится императором Новой Римской Империи, а подданные получают возможность отправлять потребности культа в соответствии со своими пожеланиями в рамках христианства. Между тем, на востоке борьба с иконами продолжалась. Император Константин запрещает монашество, как противоречащее Библии - церковные земли и имущество были конфискованы, монастыри закрыты, а монашеское одеяние запретили носить. Был созван собор, продолжавшийся шесть месяцев. В результате, на нем было принято решение запретить все изображения Бога и святых, а всякого, кто будет поклоняться скульптурам и иконам, считать еретиком, врагом церкви. Да, да – еретиком и врагом церкви.



Итогом, продлившейся более ста лет религиозной войны в Византии, всё же стало поражение сторонников буквального толкования Заповедей. Все ограничения и запреты были отменены императрицей Ириной, а монашество восстановлено.

Черная Мадонна.

Черная Мадонна (Notre-Dame) - это статуя Богоматери с Младенцем, Мадонна с черным лицом. Почитание Черной Мадонны во Франции, впрочем, как и других частях Европы, является одной из нерешенных головоломок в Католической Церкви. Всем понятно, что Дева Мария не имела отношения к негроидной расе. И вместе с тем во Франции насчитывается 272 Черные Мадонны (данные Marie Durand-LeFebvre), в Испании около 50, в Италии - 30, в Германии – 19. В Шартрском соборе находится «Подземная Богородица» (Notre-Dame-sous-Terre), да и в Польше Черная Богоматерь - один из наиболее почитаемых образов,- черная «Матка Боска Ченстоховска».

Как же появилась Она? Раз есть загадка, то и в отгадчиках недостатка нет. Происхождение Черной Мадонны связывают с древними языческими культами. Что-то в этих предположениях верно, что-то нет. К примеру, в Риме действительно знали о злодейски убитом Озирисе, его жене Изиде, чудесном образом зачавшей младенца Гора. Даже в таком провинциальном, по тем временам, городе как Помпеи стоял Храм Изиды. Её изображения – почти точная копия Девы Марии. Были изображения Матери с Младенцем и у галльских кельтов. Не говоря уже о древнейших Богинях Земли, если поглубже копнуть культурные слои. «Венерам палеолита» поклонялись повсюду.

Разумеется, ничто не проходит бесследно и древние верования не умирают сразу. Древние боги уходят, но миром продолжает управлять любовь и смерть. Была у галлов Бригитта, также называемая Белисамой (Самой Блистательной). Она занимала не последнее место в римском пантеоне богов, и тем не менее благополучно пережила реформы императора Константина. Античные статуи, как идолов, разрушали – но ее не посмели, не поднялась рука. Черная Дева из Лангедока была найдена возле бьющего из под земли ключа. На этом месте были впоследствии проведены раскопки и найден заключенный в мрамор термальный источник, по хроникам известный римлянам во времена их галльских походов.

Аналогичная история произошла и в Le Puy-en-Velay. Там, неподалеку, был друидический дольмен, от которого осталась только верхняя плита. Называли её «камень, спасающий от лихорадки». Римляне, из альтруизма, сделали его частью храма, где плита продолжала служить в тех же медицинских целях. Впоследствии здесь было явление Девы Марии, указавшей одной вдове место исцеления. Таким образом, чудеса исцеления Белисамы по праву перешли к Деве из Пюи, которую привез Людовик IX из крестового похода. Этого короля так же называли «saint Louis, révérait avec ferveur la Madone du Puy.»
Казалось бы, здесь всё просто - да, мол, связь времен, языческое наследие и вообще христиане, типа, заимствовали культ Богоматери, вездесущую благодать материнства.

Во-первых. Возможно, заимствовали. Но зададимся вопросом – откуда заимствовали? С Ближнего Востока? У евреев, как и Ветхий Завет? Но дело в том, что у евреев никакого культа Богородицы нет в принципе. И у мусульман нет. Как нет и «изображений». И вообще, как бы это одно из принципиальных отличий христианства от иудаизма – культ Богородицы. И зачем заимствовать то, что уже составляет само по себе основу веры?

Второе. Если Черная Мадонна следствие забытых и ныне пока ещё известных языческих культов, то почему она чёрная? Египетская Изида не изображалась чернокожей, и среди фараонов негров тоже не завелось как-то до сих пор, несмотря на революционный клип Майкла Джексона. Если, конечно, первого Афроамериканского Президента США не считать. Не было черных персонажей также и в разного рода экстатических восточных культах, заимствованных римлянами. И вряд ли негры были популярны у наших предков в более ранние времена.

На это следует ответ, дескать, в храмах старинных романских было душно и дымно – потемнели образы – закоптились со временем. В огне пожарищ. Кого-то это устраивает и всё объясняет. Но дело в том, что скульптуры сознательно делались из редких сортов тёмного и черного эбенового дерева. А в иных случаях конкретно были составными – лицо и руки черные, а тела-одежды из светлого дерева. Кроме того, каменные скульптуры изготовлялись из чёрного камня. Во всяком случае, это касаемо наиболее древних. В более поздние времена некоторые скульптуры намерено окрашивались в черный цвет краской. Делалось это осознанно, следуя ранним образцам и скорее всего – от бедности. Эти ранние образцы… Большинство из них – французские, как и вообще большинство до нас дошедших. Происходят они из мест расселения катар, альбигойцев и… тамплиерских поселений.

Прованс, Лангедок. В Тулузе и сейчас есть традиция подношения Черной Деве из Дорада пояса сплетенного из красной и белой веревок. То что в храмах тамплиеров скульптуры Чёрной Девы стояли на почетном месте сомнению не подвергается. Она была покровительнецей храмовников, да и тевтонцев. Также как и то, что наиболее почитаемые Её изображения были привезены ими из крестовых походов. Она изображалась на знаменах воинов, которые организовывали турниры в Её честь. Скорее всего, именно тамплиеры первопричина культа Чёрной Мадонны., сделавшегося повсеместным в Европе. Прованс стал перевалочным пунктом в Испанию. Братья-крестоносцы принесли его в Италию и Германию. За сто лет, между 1170 и 1270 годами появилось не менее 80 соборов посвященных Notre-Dame и 500 церквей было построена во Её славу. Большинство этих памятников было построено на территориях, где до того уже существовал культ Черной Мадонны или изображение было чудесным образом обретено – таких случаев много.

На строительстве нужно немножко притомозить. Для Черных Мадонн строили особые храмы - новые. Началась эпоха феноменально прекрасного готического стиля. Разумеется строителями выступали тамплиеры. Вы не удивлены? В 1139 году папа Иннокентий II даровал ордену уникальную привилегию: право строить собственные церкви по собственным проектам. Где они там в палестинах научились так ловко обращаться с камнем не указывается. Ни у евреев, ни у турков, во всяком случае.
Напротив, то, что они строили, скажем, в Иерусалиме вызывало восхищение своей новизной.

«Свидетель» Теодерик так описывает Храмовую гору в 1174 году:
«С другой стороны от дворца (мечети Аль-Акса) тамплиеры построили новое здание, его высота, ширина и длина, его подвалы и трапезные, лестница и крыша совершенно не согласуются с обычаями этой страны. Действительно, его крыша так высока, что, упомяни я ее высоту, никто из, слушателей мне не поверил бы».

Это было до массового строительства готических сооружений в Европе. «Новое здание», описанное Теодериком, просуществовало до 50-х годов прошлого столетия и было по неясной причине снесено во время предпринятой арабами реконструкции Храмовой горы. Парящие крыши и арки, так поразившие монаха - отличительная черта готики, типичной для Шартрского и других французских соборов. Да и вас, господа и дамы, эта архитектура не оставит равнодушной, если Вы выкроите из бюджета немножко средств и найдете время ублажить свои эстетические чувства вживую, отсоединившись от матрицы.

В Шартрском соборе Вы сможете лицезреть Деву Шартра. Она считается самым древним объектом паломничества. Предполагают, что это античная скульптура Исиды, «сделанная до принятия христианства». Но это всего лишь современная копия, основанная на изображении конца XVIII века, так как древняя скульптура была разрушена в XV веке и была заменена деревянной скульптурой с Младенцем на коленях, которая в свою очередь сгорела в 1793 году. Не правда ли любопытно? Экскурсоводы Вам не расскажут причины столь необычной истории, не станут из политкорректности упоминать «реформацию» и французскую революцию – если только не спросите конкретно. А ведь это не талибы и инквизиторы, а «прогрессоры -революционеры» зачем-то сожгли статую. И история двойной смерти и возрождения этой «Чёрной Девы» вовсе не уникальна.

Охота.

Когда я заинтересовался материалом, то и дело натыкался в описаниях истории многочисленных Черных Дев на подобные повторения - в большинстве случаев, если речь шла о статуях «тамплиерского» времени. Статуя разрушена гугенотами, уничтожена протестантами, сожжена во время Революции, украдена, утеряна – ну, и с вариациями - «saved at Rev. but mutilated», «saved from destruction at Rev», «disappeared in the 16 C», «which was destroyed», «original BV destroyed by Huguenots», «original statue hidden from Protestants in a wall», «statue stolen in 1982», «ancient one disappeared 15 C», «original destroyed during Rev», «original from 10 -11 C disappeared during Rev», «destroyed by Protestants», «destroyed by Huguenots», ancient wooden BV burnt by Protestants 1562, «destroyed during Rev.. , destroyed during Rev.. , destroyed during Rev..»
И т.д. и т.д., и т.д.

При этом удивительную прыть в уничтожении христианских святынь развили реформаторы: рубили Черных Мадонн топорами принародно, типа того, как в галерее Гельмана рубили иконы, или похищали их из храмов белым днем и темной ночью. В этом случае находили только обломки или щепки. Статуи спасали, прятали в земле и замуровывали в стенах, но их находили и уничтожали.

Наверное поводов для Варфоломеевской ночи у католиков было достаточно. Некоторые считают, что тогда проиграли гугеноты. Отнюдь. Меньшевики гугеноты получили в итоге больше прав, чем большевики-католики и впридачу контроль над 200-ми городами Франции. Наверное, это можно считать первой французской демократической революцией.

Также, в духе талибов, с заявленной целью повысить градус прививки граждан к эгалите и фратерните действовали Великие французские революционеры. Но чуть изощренней: сначала статуи рубили, а потом сжигали. Чтоб без остатка. При этом относясь к религиозному дурману как-то выборочно – уничтожали конкретно эти статуи.
Не избежала всеобщей участи Чёрных Мадонн и Матка Боска Ченстоховска. Пострадала дважды. В первый раз от татарской стрелы при осаде получила удар в шею. Второй раз ее украли и пытались разрубить мечем гуситы. Похитителю удалось дважды ударить икону – замахнувшись в третий раз, он упал замертво. Икона отреставрирована, на лике видны «шрамы», но настоящие повреждения были серьезней. Пишут, что реставрировали не раз – шрамы проявляются сами. По другой версии повреждения были настолько сильны, что икону не смогли отреставрировать и написали заново – шрамы проявились.

Да, - маленькая деталь, которую нужно запомнить. В руке у младенца предмет похожий на ящичек-шкатулку. Если внимательней посмотреть, то и в скульптурных изображениях мы можем обнаружить аналогичный. Не у всех. Иногда младенец держит шар. Иногда шар держит Мадонна.

Один из последних случаев:

«В 2002 году национальня реликвия Франции "Черная Мадонна" была похищена из храма Нотр Дам в городе Бонсон. Вырезанная из дерева в XV в. статуя Мадонны с младенцем на руках наделена, по мнению верующих, необыкновенной целительной силой. В течение пяти веков городок в центральной Франции был местом паломничества христиан со всех концов Европы. Черная Мадонна находилась в нише и была защищена бронированным стеклом. Однако грабителям удалось взломать дверь церкви и похитить деревянную скульптуру.»

Можно отметить три больших волны «охоты» за статуями – 15-16 вв., Великая французская революция 1789-1794 и.. недавние 1980-е годы. От древних статуй в большинстве остались лишь копии. Чтобы понять весь драматизм происходившего, и «атмосферу» охоты нужно вспомнить замечательный фильм «Мальтийский сокол», в котором несколькими таинственными группами ведется поиск чёрной статуэтки тамплиеров, в которой что-то скрыто. Камешки-бриллианты, как думали. Быть может и внутри Черных Дев что-то искали? Камни? Помните, фильм «5-й элемент», раз уж зашла речь о кино.

«Зорг: - Камни? Камни будут. Но расходы пришлось удвоить.
- Деньги не имеют значения, важна только Жизнь»

Ох уж эти люки-бессоны… французские кинематографисты. Любопытно - Роберт Сербер, американский сахаров, в своих мемуарах писал, что назвал атомную бомбу, сброшенную на Нагасаки, «толстяком» в честь одного из персонажей «Мальтийского сокола». Очень ему нравилась эта история. Он, как ответственный ученый, должен был лететь жечь японцев заживо, уже садился в самолет на взлетной полосе, и… такая досада…, - заметил, что не надел по рассеянности парашют. А без парашюта – нельзя-с.
Без золотого парашюта тем более.

Какая вроде бы связь.., черная мадонна – тамплиеры – атомные бомбардировки… Вроде бы и нет связи…

Почему она черная?


Почитание Черной Мадонны - явление заграничное и загадочное. В отечественной культуре аналогов почти нет, если не считать старинной иконы XVII века «Прибавление ума», созданной иконописцем, страдавшим приступами безумия.

Но и эта икона, где лик Богородицы так смугл, что почти черен – не совсем «наша», и писана, как было доказано позднее, со статуи Богоматери из итальянского города Лорето. (рис. 1) Иконописец же, окончив свой труд, по преданию исцелился.
В Европе, напротив, черных мадонн множество – только во Франции их более трехсот, есть десятки таких статуй в Испании, в Италии, в Германии… Почитают их как величайшие святыни, паломнические пути к ним не зарастают столетиями, молва о чудесных исцелениях широко разносится по миру. А между тем, поклонение им остается неразрешимой загадкой в Католической Церкви. Всем известно, что Богородица не была негритянкой. Почему же тогда статуи черные?

В дыму веков

Кому же знать ответ на этот вопрос, как не священнослужителям? У церкви есть версия: Черные Мадонны – очень старые статуи, и лики их сделались темными из-за копоти свечей. Мол, столетиями сажа оседала, что ж вы хотите. И примеры известны. Взять хотя бы статую в Лорето – изображение стоящей Богоматери с Младенцем на руках, вырезанное из ливанского кедра. По преданию, статую изготовил сам евангелист Лука, но эксперты легенду развеяли – Мадонна создана в XIII-XIV столетиях, причем изначально она была светлой, но со временем закоптилась. Еще в XVII веке усилиями монахов-иезуитов по Европе распространились сотни копий Лоретской Мадонны. Ее потемневший лик играл в церковных делах роль идеологическую. В то время Ватикан боролся с «лютерской ересью». Протестанты считали культ статуй нововведением, и темные лики Мадонн призваны были убедить верующих в обратном.
Кстати, сейчас в Лорето стоит копия, поскольку подлинная статуя сгорела во время пожара в 1921 году. Копию же, вырезанную из ливанского кедра, выращенного в садах Ватикана, окрасили в черный цвет намеренно, дабы она соответствовала оригиналу. (рис. 2.)

Слава ее началась после того, как темноликая Мадонна воскресила из мёртвых утонувшего мальчика, вняв мольбе отчаявшейся матери. С тех пор святыня исцелила множество болезней и горестей. С XVI века благодарные паломники стали оставлять в храме самодельные таблички-иконы – ретабли. Сейчас их уже более двух тысяч, все пространство капеллы и наружные стены заняты ими.

Аналогичный случай произошел и с Мадонной из швейцарского монастыря Айнзильден. Здесь с XIII века стояла статуя Девы Марии, подаренная обители настоятельницей Цюрихского женского монастыря. В середине XV столетия изваяние пострадало от пожара, и было заменено деревянной копией, потемневшей за столетия. Среди паломников она стала известна как Черная Мадонна. Со святыни также было изготовлено множество копий – и все они были сделаны черными. Одну из самых известных освятил в 1677 году кельнский епископ Пауль. В немецком городе Дюссельдорфе для копии почитаемой черной Богороматери из монастыря Айнзильден, была выстроена специальная часовня. В Дюссельдорф потянулись паломники, и вскоре статуя прославилась как чудотворная. (рис. 3.)

В немецком городке Альтёттинг тоже есть Черная Мадонна. Ее вырезали из липы в начале XIV века и привезли в Баварию то ли из Бургундии, то ли с верховьев Рейна. Слава ее началась после того, как темноликая Мадонна воскресила из мёртвых утонувшего мальчика, вняв мольбе отчаявшейся матери. С тех пор святыня исцелила множество болезней и горестей. С XVI века благодарные паломники стали оставлять в храме самодельные таблички-иконы – ретабли. Сейчас их уже более двух тысяч, все пространство капеллы и наружные стены заняты ими. На самых старых табличках лик Мадонны – светлый, и только с конца XVII столетия ее стали изображать такой, какой она стала в реальности. (рис 4., рис. 5.)
Иными словами, церковная версия о черноликих Мадоннах вовсе не безосновательна, хотя она объясняет лишь некоторые случаи. Известно множество статуй Мадонны, которые с самого начала были изготовлены из эбенового дерева, темного камня либо покрашены в черный цвет. Такова, например, Черная Мадонна во французском городке Ле-Пюи…

Иудейка или египтянка?


Не было в средневековой Франции популярнее места паломничества, чем собор Нотр-Дам на горе Корнель. Его не раз посещали монархи, и один из них – Людовик IX, возвращаясь в XIII веке из седьмого крестового похода в Святую Землю, привез в дар местному собору изображение Девы Марии из черного дерева в одеждах из золотой парчи. Одеяние закутывало статую, расходясь конусом от шеи донизу, открывая на уровне живота голову младенца, увенчанного короной, как и его мать. (рис. 6.)
Судьба этой Черной Мадонны драматична. В годы французской революции ее бросили в огонь и сожгли вместе с другими предметами культа, при этом толпа, бесновавшаяся вокруг костра, вопила почему-то: «Смерть Египтянке!».
Незадолго до этих событий некий французский ученый исследовал и подробно описал статую. По его описанию была изготовлена копия, которая выставлена в соборе сегодня.
Но почему «Египтянка»? Оказывается, исследователь описал Черную Мадонну, подаренную королем, как статую египетской богини Исиды с младенцем Гором на руках. Случай этот не единичный.
В то время во Франции было множество Черных Мадонн, статуи которых помещали либо в криптах – скрытых помещениях соборов, расположенных обычно под землей, либо в самых темных нишах церквей. Многие из этих статуй были обретены чудесным образом в местах, известных своей целительной силой. Они стояли во тьме и тиши с давних времен и всегда были окружены особым почитанием верующих. Позже было установлено, что Черные Мадонны – наследие галльских племен, живших на территории Франции. Во времена Римского владычества в этих племенах, как и по всему Средиземноморью, был распространен культ богини Исиды – великой девственной матери, давшей жизнь всему сущему. С утверждением в Галлии христианства культ, сложившийся вокруг Черной Девы постепенно заменил более древнюю форму поклонения.

В Египетской мифологии Исида – дочь неба и земли, олицетворение «черной земли», оплодотворяемой богом Осирисом – Нилом. Историк Бигарн отмечал, что в астрономической теогонии Исида носила имя Virgo paritura, т.е. безживотная земля, готовая ожить под лучами солнца. Иными словами Исида богиня плодородия, символ женственности и материнства, а также владычица речных и морских вод, покровительница мореплавателей, врачевательница. Но в первую очередь Исиду почитали как Девственную Мать, Родительницу Гора – бога солнца.
Самая известная из этих статуй находится в крипте Шартрского собора во Франции. (рис. 14.) (К слову, эта Черная Мадонна не единственная в Шартре – есть и другая, но о ней позже.) Черная мадонна восседает на троне, на основании которого есть надпись «Virgini pariturae», что значит «Дева, которая должна родить». Французский историк Шарль Бигарн, изучавший появление и развитие культа, утверждает, что эта надпись отмечала статуи Исиды. По мнению ученого, Дева Шартра – один из самых древних объектов почитания – изначально была скульптурой Исиды, созданной еще до принятия христианства. Но древнее изваяние было разрушено, и его заменили деревянной статуей Мадонны с Младенцем на коленях. Современное же изображение создано уже после Французской революции.

Спорные параллели


Но что общего усматривают исследователи между и Исидой?
В Египетской мифологии Исида – дочь неба и земли, олицетворение «черной земли», оплодотворяемой богом Осирисом – Нилом. Историк Бигарн отмечал, что в астрономической теогонии Исида носила имя Virgo paritura, т.е. безживотная земля, готовая ожить под лучами солнца. Иными словами Исида богиня плодородия, символ женственности и материнства, а также владычица речных и морских вод, покровительница мореплавателей, врачевательница. Но в первую очередь Исиду почитали как Девственную Мать, Родительницу Гора – бога солнца.

В дохристианскую эпоху культ Исиды существовал по всему бассейну Средиземного моря, и ко II веку до н.э. охватывал не только Италию, Сицилию, Грецию, но и Галлию, Северную Африку, Испанию.
Ритуалы и церемонии поклонения Исиде были чрезвычайно таинственны, вход в храмы богини разрешался только посвященным. Разглашение тайн каралось смертью, даже слушать об этом считалось преступлением.
В Древнем Египте Исиду изображали в образе чернокожей женщины, кормящей грудью младенца Гора, сидящего у нее на коленях. На голове богини убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Ее статуэтки обычно вырезали из черного камня. (рис. 7.)
По мнению исследователей, когда христианская традиция стала отвергать древние языческие верования, образ Исиды трансформировался в образ Девы Марии, и вероятно христианский образ Богоматери с Младенцем восходит к образу Исиды с младенцем Гором.
Параллелей усматривают множество: и Исиду, и Деву Марию почитают как Девственную Мать, Божью Матерь. И к Исиде, и к Деве Марии применяют одни и те же титулы: «Звезда моря», «Царица Небесная» и «Утренняя Звезда». И Исиду, и Деву Марию изображают на фоне звезд, либо стоящими на полумесяце (символе непорочности) с нимбом вокруг головы, либо в виде матери, держащей на коленях младенца. С этой позой связан еще один общий титул – «Престол мудрости» – ведь Младенец сидит на коленях своей Премудрой Матери как на троне.
Если версия, которую поддерживают сегодня многие ученые, верна, то цвет статуй Черных Мадонн получает вполне логичное объяснение.
Черный в древнем Египте не связывался ни с чем дурным, отрицательным, он символизировал землю и темные дождевые тучи, а также темноту материнского лона – женское божество рассматривали как чрево, способное родить бога и передавали это качество не только формами, но и цветом.
Однако в церковных кругах подобные доводы встречают резкие возражения. Главный аргумент: образ Исиды, с которой связан культ Осириса, духовно противоположен образу Пречистой Девы. А само отождествление весьма вольно. Ведь если Исида – «Дева, которая должна родить» и Богоматерь тоже – это еще не значит, что их общность простирается дальше. Тем более что в других культурах также фигурирует непорочное зачатие – у матери Будды Гаутамы, например. Что же, и ее отождествить с Девой Марией?!
Имеется и другое существенное возражение. Статуи Черных Мадонн стали появляться в Европе лишь к концу XI века, а их массовое распространение продолжалось до конца XIII столетия. И хотя исследователи пытались доказать, что культ Черной Девы зародился намного раньше, их доводы оказались неубедительны. Более того, найти истоки зарождения культа в рамках традиционной христианской истории оказалось невозможно.

Мать или жена?

Другая версия, объясняющая цвет и происхождение Черных Мадонн, основана на альтернативной истории христианства.

«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жёно? Еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте».
Ученые, исследовав эзотерический аспект этого культа в XII веке, установили его связи с алхимией и орденом тамплиеров, позднее осужденным за ересь. Суть версии в том, что Черные Мадонны изображали вовсе не Богородицу, как принято думать, а Марию Магдалину – бывшую, якобы, супругой Иисуса и родившую от него детей.
Поскольку тезис о браке Иисуса Христа и Марии является узловым для этой версии, посмотрим, какие доводы существуют в его подтверждение.
В евангелиях от Матфея и от Луки приводится родословная Христа, в обеих присутствует имя Иосифа, как официального отца Иисуса. Там говорится, что он происходил из колена Иудина, и вел свой род от Давида – второго царя Израиля, из рода которого (по мужской линии) согласно еврейскому преданию выйдет Мессия. Поэтому наследников Давидова рода по тогдашним законам обязывали жениться и произвести на свет сыновей. Вряд ли Иисус в таком случае мог остаться холостым, считают исследователи.
Но в Новом Завете нигде прямо не говорится, что Иисус был женат, хотя и обратного не говорится тоже. И некоторые детали в Евангелиях можно рассматривать как ссылки на семейное положение Иисуса.
В частности, история о свадебном празднике в Кане возможно описывает свадьбу самого Иисуса. В Евангелии от Иоанна говорится: «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жёно? Еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте». Далее речь идет о чуде превращения воды в вино, которым Иисус наказывает слугам угостить всех гостей. Но по иудейским законам того времени на свадьбе могли распоряжаться только жених и его мать. Из этого исследователи делают вывод, что речь идет о свадьбе самого Иисуса.
Есть в Евангелиях и другие моменты, которые, с учетом иудейских традиций указывают на супружеские отношения между Иисусом и Марией Магдалиной.
Например, в Евангелии от Матфея есть эпизод о женщине с алебастровым кувшином, содержащим драгоценное миро. По словам евангелиста, Мария возлила это миро на голову Христа: «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову».
Согласно обычаю, принятому у иудеев, а также у некоторых других народов (шумеров, вавилонян и ханаанцев), следовало ритуально помазать голову царя. Эта почетная роль отводилась обычно жрице либо царской невесте. Ритуал этот символизировал священную свадьбу. Такой ритуальный союз со жрицей считался обязательным, если царь желал, чтобы его статус как «миропомазанника», или «мессии» признавали все окружающие.
В Евангелии от Луки также есть характерная фраза: «…у нее (Марфы) была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его». Мария, о которой здесь идет речь, это Мария из Вифании, то есть Мария Магдалина, которая ведет себя здесь как почтительная супруга. Ведь по иудейскому обычаю сидеть у ног мужчины разрешалось только жене.
Эти и другие аргументы позволили исследователям сделать вывод, что Мария Магдалина была не блудницей, а женой Иисуса, от которого имела троих детей: дочь Фамарь и двух сыновей – Иисуса-младшего и Иосифа. Таким образом «давидова кровь» не прерывалась в потомстве. После распятия Христа Магдалина, якобы, выехала тайно в Галлию. Она прожила 60 лет и, вероятно, похоронена где-то на юге современной Франции.

Черная Магдалина?

Косвенным подтверждением этой версии, считает британский историк-исследователь Саймон Кокс, является горный массив во Франции – Монт де ля Мадлен, где имеется множество церквей со статуями Черной Мадонны. Местные верования напрямую связывают их с Марией Магдалиной. Но почему же Магдалину изображали черной? О, здесь возможно имел место прямо-таки невероятный исторический кульбит, считают ученые.
Если исследователи правы, и Мария Магдалина (с детьми) после бегства со Святой Земли отправилась в Галлию, то ей нужно было найти защищенное место, где она могла бы укрыться от римских властей. Приморские города для этого не годились – там было много римских чиновников и солдат. А вот крепость на острове Сите, основанная галльским племенем «паризиев» и ставшая впоследствии историческим центром Парижа, вполне подходила. Город, основанный ими в III веке до н.э. ранее назывался «Para Isidos» или «Par Isis» – что по-гречески означает «около Исиды». Галлы, жившие здесь, поклонялись этой богине, и построили посвященный ей храм.
И вот тут, по версии ученых, произошло, наложение смысловых пластов, а затем и культов. Образ Исиды – супруги Осириса, умирающего и вновь воскресающего божества, наложился на образ Магдалины – тоже супруги «умершего и воскресшего» Царя. От обитателей древней Паризии материальных следов не осталось, а на месте храма Исиды
возвели впоследствии знаменитый собор Нотр-Дам (что означает «Наша Госпожа»).
По прошествии нескольких столетий потомки Иисуса, якобы, слились с франками и породили династию Меровингов, которые правили два с половиной столетия на обширной территории западной Европы. От них произошел и английский королевский род, и многие знатные европейские фамилии.
Разумеется, все изложенное, не более чем версия исследователей, которые не связывают себя рамками ортодоксальной христианской доктрины и пытаются докопаться до истины.

Тайна Божественных царей

Основатели ордена тамплиеров были не кто-нибудь, а… наследники израильтянского царя Давида, сохранившие чистоту крови и называвшие себя «Rex Deus» – «Божественные цари». То есть все они были родственники, члены одной древнейшей семьи. Для ее сохранения в веках принимались специальные тщательно продуманные меры.
Но вернемся к Черным Мадоннам. Кого бы ни изображали эти статуи – Богородицу с Младенцем, или Марию Магдалину с сыном Христа – остается важный вопрос: почему они стали появляться в Европе только одиннадцать столетий спустя? Их распространение исследователи связывают с могущественным орденом тамплиеров, основанным в начале XII века, и его тайным учением.
Основатели ордена тамплиеров были не кто-нибудь, а… наследники израильтянского царя Давида, сохранившие чистоту крови и называвшие себя «Rex Deus» – «Божественные цари». То есть все они были родственники, члены одной древнейшей семьи. Для ее сохранения в веках принимались специальные тщательно продуманные меры.
Предание повествует об этом так. Задолго до Рождества Христова при Иерусалимском Храме были организованы две школы – для мальчиков и для девочек. Преподавали в них священники из рода Давидова, принявшие имена архангелов: Рафаил, Михаил и Гавриил. Когда девушки-школьницы становились взрослыми, на них возлагалась почетная миссия – продолжить царский род. Они должны были зачать детей от священников, после чего их выдавали замуж за уважаемых людей. По традиции, родившиеся от этих связей дети, в семилетнем возрасте возвращались в школы при храме, и цикл повторялся.
Дескать, именно при таких обстоятельствах и посетил девушку по имени Мария священник, которого называли «архангел Гавриил». А когда она забеременела, ее выдали замуж за почтенного плотника Иосифа, также ведущего свой род от царя Давида. Согласно преданию супруга впоследствии, якобы, родила ему еще четверых мальчиков и трех девочек.
Еще до того, как Иерусалимский храм был разрушен, часть священников покинула Израиль. Сначала они перебрались в Грецию, а оттуда рассеялись по всей Европе. Эта группа стала называть себя «Rex Deus» – «Божественными царями». Они продолжали верить, что когда-нибудь из их рода придет мессия и утвердит Царство Божие на земле. Со временем эти немногие, но влиятельные наследники выдвинулись в число европейской знати. Они не афишировали свое происхождение, но в каждой семье доверяли эту тайну избранному сыну (не обязательно старшему). Прямые потомки рода Давида хранили память об артефактах, спрятанных под развалинами Храма и лелеяли мысль когда-нибудь вернуться и забрать принадлежащее им по праву. Для этого членам «Rex Deus» необходимо было объединить усилия.
Но при чем же здесь Черные Мадонны? Терпение, читатель. Статуи Черных Мадонн оказались в самом центре этой таинственной и запутанной истории.


Продолжение следует...