Монастырь пантократор. Особо почитаемые иконы

Эта обитель – одна из живописнейших по устройству и расположению на северо-восточном побережье Афонского полуострова. Она находится на берегу в бухте, закрытой с трех сторон. Подобно Лавре св. Афанасия, монастырь Пантократор состоит из множества зданий и служб.

Крепкая четырехсторонняя стена с высокими башнями заканчивается монашескими кельями в несколько этажей. Снаружи монастырь выглядит довольно высоким, впечатление усиливает расположение его на высоком скалистом холме.

Пантократор (что значит «Вседержитель») был основан в 1361 году родственниками греческого императора – великим стратопедархом (военачальником) Алексием и его братом великим примикарием (первым сановником Цареградского двора) Иоанном. Приняв монашество, братья поначалу подвизались в одноименной келлии Пантократора, затем расширили ее и превратили в монастырь. Сохранились портреты двух ктиторов Алексия и Иоанна, они хранятся в российском Эрмитаже. В конце XIV - начале XV века обитель быстро росла территориально и укреплялась экономически, во многом благодаря помощи правителей из династии Палеологов. После утверждения на Балканах турок (1453) она пережила тяжелый экономический кризис и выжила благодаря неоценимой помощи со стороны греков-господарей дунайских княжеств.

Немаловажную роль в сохранении обители сыграли и русские цари. Императрица Екатерина II специальным указом 1762 года разрешила монахам Пантократора организовать сбор пожертвований в России. В 1773 году монастырь пострадал от сильного пожара и был восстановлен на средства жертвователей. Тем не менее, с 1574 года и по настоящее время Пантократор занимает 7-е место в иерархии афонских монастырей. Сильный пожар вновь нанес серьезный ущерб в 1948 году, уничтожив часть северо-восточных построек. Восстановлением их занимался департамент по реставрационным работам Греции. Монастырь разделен на два двора. Во внешнем располагаются кельи для паломников, высокая башня с параклисом Успения Пресвятой Богородицы наверху и ризницей внизу. Во внутреннем дворе находится главный храм, трапезная и колокольня. Соборный храм Преображения Господня построен основателями монастыря в 1363 году и сохраняет стенные росписи, выполненные величайшим представителем византийской церковной живописи Мануилом Панселиносом.

Без поновления дошли до нашего времени фрески Панселиноса «Успение Божией Матери» и «Деисис». Собрание икон монастыря является одним из самых значительных на Святой Горе. В соборном храме у северо-восточной колонны находится чудотворный образ Божией Матери «Геронтисса» («Старица»), Предание повествует о том, что один престарелый благочестивый игумен обители заболел и находился уже при кончине. Предузнав о времени своего исхода из этого мира и желая причаститься Святых Таин, он просил чередного иеромонаха поспешить отслужить Литургию. Но иеромонах не обратил должного внимания на просьбу своего игумена и не торопился совершать своего служения. Тогда вдруг услышал он от иконы Божией Матери, находившейся в ту пору в алтаре храма, грозный глас, повелевающий иеромонаху исполнить желание и волю игумена. По этому-то случаю икона Богородицы, прославившаяся столь знаменательным образом, и получила название «Геронтиссы».

Божия Матерь изображена во весь рост, у Ее ног стоит сосуд с изливающимся из него маслом - в память того, что по молитве игумена пред этой чудотворной иконой случалось дважды умножение елея в пустых монастырских сосудах. Образ обновлен и обложен серебряной ризой. Во время нападения на обитель сарацин святая икона была брошена ими в колодезь, находившийся недалеко от монастыря. Один из сарацин в безумном презрении к христианской святыне хотел было разрубить икону на части, чтобы щепками раскурить свою трубку. Но Господь не допустил совершиться святотатству. Безумец в то же мгновение лишился зрения. Тогда варвары бросили икону в колодец, где она находилась в продолжение 80 лет. Здесь она и была обретена по указанию родственников сарацина, наказанного слепотой. Перед смертью он раскаялся в своем безумном поступке и, надеясь через раскаяние получить облегчение своей судьбе, заповедал домочадцам отправиться на Святую Гору и открыть там брошенную в колодец икону Богородицы. После этого чудотворная икона с честью была вынута из колодца и отнесена в соборный храм. Впоследствии Богоматерь многократно изъявляла свою особую заботу об умирающих в обители старцах.

Среди святынь монастыря – части Древа Креста Господня, частицы мощей апостола Андрея Первозванного, свтт. Иоанна Милостивого, Иоанна Златоуста, Афанасия, Патриарха Константинопольского, персты мч. Трифона. В монастырской библиотеке хранится замечательная редкость – Евангелие, принадлежавшее прп. Иоанну Кущнику (V в.), а также около 350 древних рукописей (самые ранние от IX века), более 3500 старопечатных книг. В братстве монастыря около 20 монахов. Обители Пантократор принадлежит келлия «Достойно есть», где, по преданию, Архангел воспел песнь «Достойно есть» перед иконой Пресвятой Богородицы. Монастырь известен и тем, что поблизости от него, в северном направлении, находилось множество калив (хижин), в которых обитали монахи, взявшие на себя обет добровольного поста.

Питались они лишь необходимой для поддержания жизни пищей, существуя на подаяния насельников Пантократора. На землях монастыря, в часе ходьбы от него, на одном из пустынных холмов между оврагами, среди роскошной афонской растительности расположен русский скит святого пророка Илии. Он был основан в 1759 году преподобньм Паисием Величковским, знатоком книжных древностей и составителем «Добротолюбия» – знаменитого сборника святоотеческих творений. Преподобный Паисий, родом из Полтавы, родился в 1722 году. Грамоте отрок Петр научился по Псалтири и на 13-м году был отдан на учение в Киевскую Духовную Академию, где душа его потянулась к монашескому житию. В 17 лет юноша ушел в Любечский монастырь, основанный преподобным Антонием Печерским. Здесь для Петра началось первое послушание по списыванию книг – это была Лествица Иоаннова. Но в рясофор с именем Платона его постригли в Николаевском Медведовском монастыре на реке Тясмин.

Недолго пришлось здесь подвизаться иноку Платону, ибо униаты воздвигли гонение на православие. Он отправился в Валахию. Путь странствования его пролегал через келлии и пещеры подвижников скитских и пустынных, окормляемых старцем Василием Поляномерульским, который, поговорив с Платоном, удивился опытности молодого монаха. Некоторое время он пустынножительствовал в горном скиту Кырнул. Плодом странствования инока Платона по обителям и пустыням Малороссии и Молдо-Валахии явилось опытное знание послушания, смирения и умной молитвы, в сердце совершаемой, которую преподобный Паисий непрестанно совершал до самой своей кончины. Наконец инок Платон, упросив старцев благословить его, отправился на Афон. Дорога сопровождалась многими трудностями, а спустя четыре дня по прибытии на Святую Гору он остался один – спутник его иеромонах Трифон, заболев, скончался.

Многие места Афона обошел инок Платон в поисках старцев, сильных в подвиге и знании святоотеческих писаний, и не найдя таковых, вселился один в пустыню, пробыв в этом подвиге сорок месяцев. В это время на Афон явился отец молдавских пустынников и старцев Василий Поляномерульский. Найдя блаженного Платона, он беседовал с ним несколько дней и ночей. Тогда по просьбе пустынника отец Василий облачил его в мантию с переменой имени на Паисий; ему в это время было двадцать восемь лет. Спустя некоторое время к преподобному Паисию пришел монах Виссарион, прося оставить его жить при себе в послушании, но старец не считал себя достойным учительствовать, поэтому согласился принять Виссариона только в качестве друга, но не ученика, чтобы вместо отца и наставника иметь обоим учение святых отцов Церкви.

С таким условием принимал преподобный и других братьев, поэтому-то среди Паисиева братства возникло стремление собирания писаний свв. отцов, традиция книжности. Это было необычным явлением для афонских монастырей того времени, ибо большинство монахов книг не имело, а о святых писателях даже не слышало. Каждая находка древней книги была огромной радостью для преподобного Паисия. Однажды он увидел у монаха-каппадокийца на столе книгу св. Петра Дамаскина, которую тот переписывал. Старец много позже писал по этому поводу: «Не могу сказать, какой неизъяснимой духовной радости я исполнился, когда увидел ее. Я думал, что вижу на земле небесное сокровище». Книжное накопление сопровождалось нестяжанием в духе преподобного Нила Сорского, ибо преподобный Паисий не имел даже нижней одежды, только подрясник и рясу «изодраны и в заплатах».

Вскоре братии набралось двенадцать человек и назрела необходимость в священнике и духовнике, поэтому не только собратия, но и другие афонские подвижники стали умолять Паисия принять священный сан. В 1758 году в возрасте 36 лет он принял рукоположение. Будучи иереем, преподобный никогда не мог совершать Литургию без слез. Наконец Паисий выпросил у монастыря Пантократор старую, разрушающуюся и никем не занятую келлию пророка Илии и, с благословения Цареградского Патриарха Серафима, начал строить одноименный скит. Когда работы были окончены, братия переселилась на новое место. Преподобный написал для своего скита Устав, сообразуясь с чиноположениями Святой Горы, и установил в нем общежитие. Ильинский скит по примеру других национальных на Афоне монастырей стал обителью малороссов. Сюда прибывали выходцы из Запорожской Сечи и других мест Украины. До середины XIX века скит был известен еще под названием Малороссийского.

В новый скит собралось до ста монахов. Испытания не заставили себя ждать. Монах Афанасий, имевший под своим началом скит Кавсокалив, начал публично осуждать образ жития Паисиева братства за их книжное собирание и опущение молитвенных правил. Преподобный Паисий объявил про Афанасия, что он даже и Евангелия не читал, а пытается учить братию и хулит Священное предание, содержащееся в святоотеческой письменности. По поводу молитвенных правил старец ответил – слово в слово как на такое же обвинение тысячу лет назад отвечал св. Нил Синайский – для пения тропарей, прокимнов, канонов и прочего необходимы чтецы, певцы, диаконы, священники; пустынникам же подобает читать Псалтирь, молитвы и святоотеческие писания.

Афонское пустынно-общежительное пребывание старца Паисия продолжалось 17 лет. Из-за притеснения турками-мусульманами монахов Святой Горы он покинул Афон... Возвратившись в Валахию вместе с 64 иноками, вселился в пустующий Драгомирнский монастырь. Здесь Паисиева книжность – переводы и переписка – расцвела во всей красе: ученые монахи переводили с разных языков святоотеческие творения и составляли под руководством преподобного Паисия славянский свод Добротолюбия. После русско-турецкой войны (1774) земли монастыря отошли Австрии. Старец с 350 братиями переселился в горный Секульский монастырь, а затем в Нямец, где собрались иноки 10 национальностей, а число их в 1790 году достигло тысячи.

Нямецкий монастырь в это время был самой многолюдной обителью Восточной Православной Церкви. На протяжении всего времени старческих своих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, прп. Григория Синаита, свт. Григория Паламы и прп. Нила Сорского. Преставился преподобный Паисий Величковский в 1794 году. Житие и деяния его сказались на духовной истории сотни российских монастырей. Известные пустыни – Софрониевская, Глинская, а в особенности Оптина, в которых расцвело возрожденное в России в начале XIX века старчество, были продолжательницами духовного наследия старца Паисия, нямецкого архимандрита. После отъезда преподобного из афонского Ильинского скита обитель постепенно пришла в полный упадок. Однако старец Паисий за сто лет предсказал славу этого скита: «Со временем будет в скиту другой Паисий, и при нем обитель устроится, возвеличится и прославится». Пророчество сбылось в середине XIX века при игуменстве Паисия II. В это время в скиту проживало до 300 иноков.

Русский скит св. пророка Илии во внешнем расположении и устройстве выказывает строгий характер афонских киновий. Все здания как нельзя лучше приспособлены к общежительной жизни. Во внутреннем дворе с колокольней расположены два главных корпуса с кельями и помещениями для паломников, недалеко от них устроен колодец, выложенный снаружи мрамором. Главенствует во дворе соборный храм во имя св. пророка Илии, имеющий в плане форму креста. Он увенчан пятью живописными куполами, видными с моря. В XIX веке в соборе установлен монументальный резной иконостас, иконы поздней работы, большие по размеру. Особую ценность представляют две Богородичные иконы: «Млекопитательница» и Тихвинская. Последняя пожертвована благотворителем скита М. А. Вьюшиным и находится на горнем месте в алтаре. В феврале 1877 года настоятель вместе с некоторыми из братии наблюдали, как из очей Божией Матери Тихвинской обильно текли слезы. Главная святыня – часть левой стопы св. мощей апостола Андрея Первозванного.

>

  • E-mail >
  • На крутой скале высотой в 30 метров расположился монастырь Пантократор. К нему можно добраться как по суше (со стороны монастыря Ватопед или из Кариеса), так и с моря на корабле. Построен монастырь приблизительно в конце 14 века великим военачальником Алексием и благочестивым Иоанном (братья Стратигопуло). Мавзолей, где они похоронены, датируется 1363 годом.

    Соборный храм монастыря посвящен Преображению Спасителя и празднует свой день 6 августа. Монастырь был расписан в 1538 году.

    В монастырской библиотеке, находящейся в крепости, 317 рукописей, из которых 68 пергаментных кодексов 11-14 веков, 185 кодексов, написанных на бумаге, 15-19 веков, 2 пергаментных свитка и 3.500 печатных изданий. Среди святынь монастыря правая голень Святого Андрея Протоклита и часть мощей Святых Козьмы и Дамиана; Евангелие Иоанна Коливити (Кущника), которое хранится в Агио Вима, размером 0,17 на 0,12 см. Оно написано мелким почерком и украшено 12 миниатюрными иконами и кусочком щита Святого Меркурия, который стал мучеником в 225 году во время царствования Валериана и Галиния.

    В 15 веке к монастырю были присоединены монастыри Факину, Фалакру, Сотира, Святого Димитрия, Килоподари: Святого Авксентия и Равдоха. Среди других святынь в монастыре хранится и икона Богородицы "Геронтиссы" (Старицы), которая находится в Соборном храме монастыря на левой колонне, ближе к востоку. (Когда-то она находилась внутри, в алтаре). Богородица изображена в полный рост. Икона была восстановлена и отделана резьбой по серебру. Монастырь имеет 8 часовен на территории монастыря и 7 – вне ее. Недалеко от монастыря находится поселок Капсалас со множеством монашеских хижин.

    Скит Ильи Пророка монастыря Пантократор. Святой Скит Пророка Ильи, принадлежащий монастырю Пантократор, находится в часе ходьбы от Кариеса и в 25 минутах от главного монастыря Пантократор. Был создан в 1839 году, а в 1881 году завершилось строительство его прекрасного храма, посвященного Илье Пророку. Среди святынь Скита хранится великолепный артофор (поднос для освященного хлеба), ризы, предметы литургии и многое другое. Большой интерес представляет позолоченный деревянный иконостас Скита.

    Использование материалов возможно
    при условии указания активной гиперссылки
    на портал «Русский Афон» ()

    Смотри также:

    Святая Гора – единственная в мире монашеская республика, автономная область, в политическом отношении принадлежащая Греческой Республике, а в церковном – Вселенской Константинопольской Патриархии. Нез

    Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь расположен в юго-западной части Святой Горы, между портом Дафнии и монастырем Ксенофонта. Построенный неподалеку от берега живописной бухты, он имеет пои

    Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь издревле имел на Святой Горе принадлежащие ему монашеские скиты и кельи, где подвизались русские иноки. Наиболее известными, сохранившимися и по сей день

    В лесной долине на северо-восточной стороне Святого Афона, в 45 метрах от моря на высоте 50 метров расположился Святой монастырь Хиландар. Основан он был сербскими царями Рацко и Стефаном I Немани (ег

    На вершине одной из гор Афона, на высоте 160 метров, южнее ущелья, в 1 часе ходьбы от моря находится Святой монастырь Зограф. До Кариеса от монастыря 3,5 часа ходьбы. Монастырь был основан в 10 веке т

    Монастырь Есфигмен находится в глубоком живописном ущелье на северо-восточной стороне Святого Афона. С двух сторон он сжат горами, чему и обязан своим названием – «сжатый". По преданию, монастырь был

    Пантократоров (Пантократор по-гречески означает Вседержитель) монастырь, расположенный на северо-восточной стороне Афонского полуострова, занимает седьмое место в иерархии Святой Горы.

    В соответствии с древним монастырским преданием, основание обители связывается с византийским императором Алексеем I Комнином (1081-1117). Эта точка зрения подкрепляется тем фактом, что уже в XI веке вблизи от места, где построен Пантократоров монастырь, находилась небольшая обитель Христа Спасителя. Тем не менее, исторические источники относят основание монастыря ко второй половине XIV века и связывают его с двумя братьями, Алексием и Иоанном, связанными узами не кровного родства с византийским императором Иоанном V Палеологом, который стал первым крупным благотворителем обители.

    Первым большим испытанием монастыря был пожар 1392 года, который вызвал значительные разрушения. И всё же существенные пожертвования от двух братьев, Алексия и Иоанна, и тот факт, что в состав монастыря были включены некоторые более древние небольшие обители, такие как Равдуха, святого Авксентия, Дорофея, Факина, Фалакра, способствовали его восстановлению. Тем не менее, монастырь Пантократор пережил ещё немало бед, таких как экономические тяготы времен турецкого господства, ограбления и еще один разрушительный пожар в 1773 году. В 1948 году его будущее снова оказалось под угрозой из-за пожара, но как и раньше, монастырь преодолел все испытания. И уже совсем недавно, в 1992 году, обитель смогла вернуться к общежительной системе. Её новый настоятель, старец Виссарион (1992-2001), осуществил реорганизацию и способствовал её развитию настолько, что был признан новым ктитором.

    Кафоликон обители посвящён Преображению Спасителя (отмечается 6 августа), начало его строительства относится к эпохе основания самой обители. Позже последовали ещё два этапа строительства, которые датируются, соответственно, 1614 и 1847 годами. Растянутое по времени строительство имело результатом то, что, хотя в целом собор в настоящее время относится к классическому афонскому типу, у него имеется при этом одно основное отличие, связанное с удлинением восточной арки и двумя дополнительными сооружениями по углам алтаря.

    Изначальная фресковая роспись храма относится ко второй половине XIV века (1360-1370), и сохранившаяся её часть принадлежит, по мнению исследователей, школе Панселина. Несмотря на это, как и в случае со строительством самого кафоликона, фрески также датируются разными историческими периодами, к тому же большей частью они в 1854 году были закрашены росписью иконописца Матфея Иоанна из Науссы. Богато украшенный позолоченный резной деревянный иконостас кафоликона создан в 1640 году мастером Хрисанфом Клиендом. В кафоликоне хранится чудотворная икона Богородицы «Геронтиссы» («Старицы»), впечатляюще больших размеров (1,96 х 0,76 м), на которой Божия Матерь изображена в полный рост.

    Кафоликон находится на северной стороне двора, а прямо к нему пристроена колокольня обители, возведенная в XIX веке архимандритом Мелетием. Пантократоров монастырь не имеет фиала водосвятия в том виде, как это принято в большинстве обителей Святой Горы.

    Трапезная монастыря расположена на первом этаже западного корпуса, её фрески датируются 1748 годом. Кухня находится рядом с трапезной и недавно была отремонтирована. Кельи монахов разбросаны по всем корпусам обители, за исключением восточного. В восточном корпусе расположены архондарик и комнаты для посетителей обители. Пантократоров монастырь имеет свою больницу, аптеку, швейную и иконописную мастерские, а также мастерскую по реставрации реликвий.

    К обители относится достаточно много часовен. Одной из наиболее значительных является пареклис святого Георгия Фанеромена, в которой хранится одноимённая икона. Рядом с кафоликоном находится часовня Успения Богородицы с фресками 1538 года, покрытыми новым слоем живописи в 1868 году. Фресками украшены также пареклисы святого Иоанна Предтечи и святого Николая Угодника.

    В ризнице и хранилище икон обители имеется исключительно ценная коллекция переносных икон, среди которых и древнейшая переносная икона преподобного Афанасия Афонского, основателя организованной монашеской жизни на Святой Горе, а также очень редкая по тематике икона, на которой изображены Божия матерь с Младенцем и обращённый к Ней святой Иоанн Креститель. Основная часть этой уникальной коллекции находится в хранилище икон, где насчитывается около 700 переносных икон. В Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, в настоящее время хранится образ Христа Пантократора (Вседержителя), который, по-видимому, была подарен обители её ктиторами, Алексием и Иоанном.

    В ризнице хранится также много других замечательных реликвий, одной из самых важных из которых считается византийский эпитафий, также являющийся даром монастырю от его основателей, Алексия и Иоанна. Весьма ценной регалией является покрытый эмалью фрагмент щита святого Меркурия (13-14 век), кроме того здесь имеется немало других реликвий: священные сосуды, кресты и очень редкий керамический фиал освящения XVI века. Наконец, среди важнейших реликвий обители
    особое место занимают мощи святых, хранящиеся в богато украшенном железном сундуке XVIII века.

    В библиотеке монастыря хранится более 3.500 печатных книг и около 400 рукописей. Точнее, имеется 68 кодексов на пергаменте, три пергаментных свитка XIV века, четыре кодекса на шёлке, 9 арабских рукописей, а также несколько румынских музыкальных кодексов. Но самыми ценными из них считаются пергаментный Псалтирь под номером 61, который является одним из трёх сохранившихся в мире иллюстрированных Псалтирей начала IX века, и пергаментный кодекс под номером 234, так называемое «Евангелие святого Иоанна Коливита», великолепно иллюстрированная рукопись XI века.

    Обители принадлежат скит пророка Илии, более чем 30 калив в местечке Капсала, несколько кафизм и достаточное число келлий, среди которых особое место занимают келлия Успения Богородицы, известная и как «Аксион эсти » («Достойно есть»), откуда была взята одноименная чудотворная икона Божией Матери, ныне пребывающая в храме Протат, и исторический бывший монастырь, а в настоящее время келлия, Равдуха (Жезлоносца). Видимо, это самая древняя обитель на Афонском полуострове, основанная в IX веке и с XII по XIV, как минимум, век занимавшая 14-ое место в святогорской иерархии той эпохи.

    В монастыре имеется также два значительных акведука, соответственно на север и на запад от него, один из которых представляет собой редкое византийское строение XIV века, второй же датируется XVIII веком.

    Пристань обители состоит из нескольких построек, обслуживающих разнообразные потребности монастыря.

    Пантократоров монастырь насчитывает сегодня в общей сложности около 60 иноков братии, живущих в самом монастыре и его экзартимах.

    Монастырь Пантократор (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

    • Туры на майские в Грецию
    • Горящие туры в Грецию

    «Всесильный» - так переводится название монастыря Пантократор с греческого. Глядя на его мощные стены, возвышающиеся на 50-метровой скале над морем, веришь, что из всех афонских обителей эта стоит ближе всего к Богу. Несмотря на то, что Пантократор седьмой по иерархии на Афоне, с точки зрения туриста он один из самых интересных. Здесь прекрасно все: суровые и живописные пейзажи северо-восточного побережья полуострова, неприступный характер его крепостных стен, невероятно торжественный храм во славу Преображения Господня со старейшим на Афоне иконостасом и, конечно, примечательное количество реликвий, в числе которых мощи великомученика Феодора Стратилата и одна из самых почитаемых икон афонских икон - Богоматерь Геронтисса. А поблизости от монастыря можно погулять по руинам античного города Тисс.

    Покровительница монастыря - чудотворная икона Богородицы Геронтисса.

    Немного истории

    Народное предание связывает основание монастыря Пантократор с именем византийского императора Алексия I Комнина. Однако документы свидетельствуют о том, что обитель появилась благодаря двум греческим вельможам-братьям: Алексию и Иоанну. Один занимал значимый военный пост, другой добился высокого положения при дворе; оба считали своим долгом развивать монашество на Афоне. Точная дата основания Пантократора неизвестна, однако в летописях 1358 г. обитель уже упомянута.

    В 16 веке монастырь расширился благодаря поддержке правителей дунайских провинций. Многие видные деятели греческой православной церкви в разное время жили в обители.

    Дар братьев Алексия и Иоанна монастырю - икона Христос Пантократор, которую сегодня можно увидеть в Государственном Эрмитаже .

    Монастырь Пантократор, Афон

    Что посмотреть

    Монастырь Пантократор величественен и уютен одновременно. За первое отвечают его массивные каменные стены, кажется, крепко оседлавшие вершину скалистого холма, у подножия которого разбивается пенный прибой. А за второе - аккуратные деревянные кельи, будто прилепившиеся к суровым стенам - синие, бирюзовые, белые, розовые, красные.

    Внутреннее пространство монастыря разделено на два двора: один занимают главный храм с колокольней и трапезная, другой - ризница, жилые покои и башня с церковью. Кафоликон Пантократора был возведен вместе с сооружением монастыря и посвящен Преображению Господню. Его иконостас - старейший на Афоне, многим иконам более 600 лет. А вот оригинальные фрески, увы, не сохранились - после пожара храм заново расписали в 1854 г. Колокольня собора также была возведена в 19 веке.

    В главном храме и церквях Пантократора хранятся многочисленные реликвии. Паломники приходят сюда в первую очередь чтобы поклониться чудотворной и очень почитаемой на Афоне иконе Богородицы Геронтисса - она считается покровительницей монастыря. Другие святыни - мощи Феодора Стратилата, Космы и Дамиана, частица Животворящего Креста Господня и фрагмент щита великомученика Меркурия Кесарийского. В библиотеке Пантократора содержатся около 350 манускриптов и 3500 печатных книг.

    Практическая информация

    О том, как добраться до монастыря из Уранополиса и как передвигаться между монастырями, читайте на странице

    Монастырь Пантократор

    Монастырь Пантократор занимает седьмое место в иерархии афонских монастырей. Монастырь Пантократор расположен на северо-востоке полуострова Афон, рядом с развалинами древнего города.

    Монастырь был основан в XIV веке двумя знатными византийцами – примикирием (высокий пост в суде) Иоанном и его братом Алексием, имевшим титул стратопедарха (командующего военным лагерем). Обитель основана при поддержке императора Иоанна V Палеолога. О дате начала строительства монастыря ничего неизвестно, но в документальных источниках он впервые упоминается в 1358 году. Известно также, что в 1362 году обитель была перестроена патриархом Каллистом I. В этот же период в состав Пантократора вошли монастыри: святого Авксентия, святого Дорофея, Кинопод, Равдуш, Факен, Фалакр. Основатель монастыря Алексий умер около 1368 года. Предположительно, в 1384 году его брат Иоанн принял на Афоне монашеский постриг. На пожертвования, сделанные братьями, были построены подворья, существующие до настоящего времени. Дар братьев – икона Христа Пантократора (Вседержителя) – хранится сегодня в Эрмитаже.

    Вначале монастырь получал средства от византийских правителей. Особую поддержку монастырю оказывали византийские императоры Иоанн V и Мануил II Палеологи. После падения Константинополя в XV веке монастырь Пантократор стал жить на пожертвования правителей стран, расположенных в низовьях реки Дунай.

    Пантократор перестраивался и расширялся в XVI веке. Несмотря на огромные долги, во времена турецкого ига Пантократор не терял жизнеспособности. Значительные для государства и святые по образу жизни лица избирали монастырь местом своего проживания – это Патриарх Каллист II Ксанфопул, а также Симеон и Феона, архиепископы Солунские. Одной из благодетельниц обители Пантократор была Российская императрица Екатерина Великая.

    Монастырь разрушался пожарами 1393, 1773 и 1948 годов, но, к счастью, не полностью.

    Пантократор – последний из афонских монастырей, где было восстановлено общежитие. Это произошло в 1992 году.

    Собор, освященный в честь Преображения Господня, был возведен одновременно с основной частью монастыря, но достраивался, восстанавливался и переделывался уже совершенно независимо от общего архитектурного ансамбля в третьей четверти XIV столетия и в 1854 году. Это небольшой по размерам храм, сложенный из белого мрамора. Собор монастыря стоит в дальней части мощеного двора. Тут похоронены основатели монастыря – иноки Алексий и Иоанн. Соборная колокольня была построена в XIX веке.

    В Пантократоре кроме головного собора есть параклисы: Успения Пресвятой Богородицы, собора Архангелов, Вознесения Господня, святого Предтечи Иоанна, святителя Николая, святого Георгия Победоносца, святого Пантелеимона, Трех святителей.

    На пути между Пантократором и Кареей есть местечко под названием Капсала, с множеством калив. Тридцать шесть из них принадлежат монастырю Пантократор. Кроме того, монастырь владеет пятнадцатью кельями в самой Карее и ее окрестностях. Келья Успения Богородицы, в которой Архангел Гавриил научил молодого инока молитве «Достойно есть», также является собственностью монастыря.

    Помимо прочего, во владении монастыря Пантократор находится скит святого пророка Илии, расположенный в получасе ходьбы от него. Изначально этот скит был кельей. В 1575 году в ней поселился русский монах Паисий Величковский. Преподобный Паисий до этого жил в соседней келье святого Константина, где вокруг него собралось множество учеников из Молдавии и России. Нужно было жилье, чтобы их всех разместить, и старец Паисий превратил келью святого пророка Илии в общежительный монастырь. К святому Паисию приходило все больше и больше учеников, и ему был передан монастырь Симонопетр, однако вскоре стало ясно, что он не имеет достаточно средств, чтобы платить требуемые турками, захватившими Афон, налоги. Братия вернулась в скит пророка Илии, но, в конце концов, им пришлось уехать в Молдавию, в ту ее часть, что принадлежала румынам. Здесь старец Паисий вскоре стал известен как один из самых опытных духовников своего времени.

    В левом киоте монастырского собора при северно-восточной колонне находится главная святыня обители Пантократор – чудотворная икона Божией Матери «Герондисса» («Старица»). Богородица изображена в полный рост, в преклонном возрасте, без Младенца Христа. Матерь Божия на этой иконе стоит, развернувшись влево, руки Ее простерты в мольбе.

    На массивной серебряной ризе, изготовленной в России, изображен сосуд с изливающимся через край елеем – это напоминание о чудесном умножении в обители елея, во время голода, по молитвам одного из игуменов. Некогда в обители подошли к концу запасы оливкового масла, столь необходимого в монастырской жизни. Братия во главе с игуменом непрестанно усердно молилась перед чудотворным образом Божией Матери, и их упование не было посрамлено: один из сосудов настолько переполнился елеем, что масло даже выливалось на пол. И сегодня можно увидеть этот сосуд, он находится у задней стены соборного храма.

    По преданию, посредством этой иконы Богородица однажды попросила одного из священников поскорее закончить литургию, чтобы игумен монастыря успел перед смертью причаститься.

    Во время разграбления Пантократора турками икона была брошена в колодец, серебряные ризы были сняты. По дороге турки были поражены слепотою и сами поняли кару за святотатство над иконой. Несколько лет спустя, с возобновлением иноческой жизни, монахи нашли икону невредимой в колодце.

    В 1950 году в монастыре начался пожар. Дул сильный ветер, он быстро раздувал огонь и, казалось, что пожар уже не остановить. Братия вынесла икону и стала петь молитвы. Когда все приблизились к бушующему пламени, оно вдруг метнулось назад и полностью погасло.

    В иконостасе параклиса Успения Пресвятой Богородицы находится еще одна чудотворная икона – великомученика Георгия. Этот образ XVI века был перенесен в Пантократор в 1982 году из находящейся неподалеку кельи.

    Также в Пантократоре пребывают святыни: часть хитона Спасителя, частицы Животворящего Креста Господня и частицы мощей – апостолов Андрея Первозванного и Тита, святителя Игнатия Богоносца, святого Феодора Стратилата, мученицы Фотины Самаряныни, святого Никифора, равноапостольных Константина и Елены, святых бессребреников Космы и Дамиана, великомучеников Меркурия и Прокопия, великомученицы Марины, мучениц Анастасии и Евфимии, священномучеников Антипы и Харалампия, святителей Григория Богослова, Василия Великого и Афанасия,

    Патриарха Иерусалимского, преподобного Иоанникия Вифинского, праведного Иоанна Милостивого, мученика Трифона, святителя Афанасия Константинопольского, преподобного Иоанна Великого, мученика Артемия, мученика Евстафия Плакиды, мучеников Кирика и Иулитты, преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных.

    Библиотека содержит около 350 рукописных кодексов и примерно 3500 печатных книг. В библиотеке обители находится Евангелие, принадлежащее преподобному Иоанну Кущнику(Ув.).

    Братия обители Пантократор насчитывает около 15 монахов.

    Из книги Я, Есенин Сергей… автора

    Пантократор 1 Славь, мой стих, кто ревет и бесится, Кто хоронит тоску в плече, Лошадиную морду месяца Схватить за узду лучей. Тысчи лет те же звезды славятся, Тем же медом струится плоть. Не молиться тебе, а лаяться Научил ты меня, Господь. За седины твои кудрявые, За

    Из книги Святая Анна автора Филимонова Л. В.

    Из книги Грейс Келли. Принцесса Монако автора Мишаненкова Екатерина Александровна

    5. Монастырь Я - не экстраверт, но и не отношусь к людям недоброжелательным. Мне не свойственны повышенная эмоциональность и чрезмерная общительность, но не люблю читать о себе, что я - бесчувственная и необщительная. Я не считаю себя такой. Осенью 1934 года родители

    Из книги «Волшебные места, где я живу душой…» [Пушкинские сады и парки] автора Егорова Елена Николаевна

    Святогорский монастырь Ветер дышит всё спокойней. Ночка майская светла. Месяц встал над колокольней И глядится в купола. Утопает в цвете вишен Монастырь в Святых Горах. Звук молитв полночных слышен. Эхо их - в иных мирах. Над могилою поэта Пролегает Млечный путь. В волнах

    Из книги Афон автора Зайцев Борис

    Из книги Иван Федоров автора Муравьева Татьяна Владимировна

    ДЕРМАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Все они избиты, изранены, Булавами головы пробиваны, Кушаками головы завязаны. Былина о Чуриле Пленковиче Речь Посполитую в это время сотрясали политические катаклизмы. В 1572 году со смертью Сигизмунда-Августа пресеклась династия Ягеллонов.

    Из книги Жизнь моя за песню продана [сборник] автора Есенин Сергей Александрович

    Из книги Византийское путешествие автора Эш Джон

    Пантократор Купола монастыря Пантократор величественно вздымаются над вершиной холма, господствующего над Золотым Рогом. Во время предыдущих приездов в Стамбул я избегал этого места, хотя здесь находится усыпальница императоров Иоанна II Комнина, Мануила I Комнина и

    Из книги Пушкинский некрополь автора Гейченко Семен Степанович

    Данилов монастырь Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды - И чей-нибудь уж близок час. А. С. Пушкин Расположен Данилов монастырь на юге Москвы, в районе Даниловской площади (площади Серпуховской заставы). Основан он в 1282 году

    Из книги автора

    Новоспасский монастырь И мне печаль могил понятна и близка, И я родным преданьям внемлю. И. Бунин Монастырь этот существует с 1490–1491 годов на месте Васильцева стана на левом берегу Москвы-реки, у нынешнего Новоспасского моста. Пройти к монастырю ближе всего от станции

    Из книги автора

    Покровский монастырь Вес тихо: мертвый сон в обители глухой. Но здесь живет воспоминанье: И путник, опершись на камень гробовой, Вкушает сладкое мечтанье. К. Батюшков Покровский (Покрова Пресвятыя Богородицы) монастырь находился возле Абельмановской заставы (Таганская

    Из книги автора

    Симонов монастырь Мне так сочувственны могилы, В земле так много моего, Увядших благ, увядшей силы, Что мне кладбище – берег милый, Что мне приветлив вид его. П. А. Вяземский Симонов монастырь расположен в юго-восточной части Москвы, неподалеку от станции метро

    Из книги автора

    Донской монастырь Бантыш-Каменский Дмитрий Николаевич (1788–1850) – историкБулгакова Екатерина Александровна (р. 1811) – фрейлинаБулгакова Наталья Васильевна (1785–1841) – ее матьБюлер Федор Андреевич (1821–1896) – барон, действительный тайный советникВасильчикова Александра

    Из книги автора

    Данилов монастырь Арсеньев Дмитрий Николаевич (1779–1846) – полковник, камергерВенелин (Хуиа) Юрий Иванович (1802–1839) – филолог-славистДмитриев Михаил Александрович (1796–1861) – поэт, племянник поэта-баснописца И. И. ДмитриеваЗавалишин Дмитрий Иринархович (1804–1892) –

    Из книги автора

    Новоспасский монастырь Балк-Полев Петр Федорович (1777–1849) – русский посланник в Бразилии, действительный тайный советникБоборыкина Мария Дмитриевна (1782–1871) – знакомая КарамзиныхГагарин Иван Алексеевич (1771–1832) – князь, действительный тайный советник, сенатор, муж

    Из книги автора

    Покровский монастырь Батурин Сергей Герасимович (1789–1856) – генерал-майор, сенатор, родственник семьи ПушкиныхБатурина Анна Николаевна (1760–1839) – его матьЛевашева Екатерина Гавриловна (ск. 1839) – двоюродная сестра декабриста И. Д. ЯкушкинаЛевашев Николай Николаевич