Артос рецепты и как правильно разрезать его. Хлеб освященный (просфора, антидор, артос)

Чтобы подтвердить свое отношение к религии, православные верующие участвуют в традиции освящения и получения особого хлеба, именуемого артосом. Зная о его предназначении и о том, когда раздается артос прихожанам,они становятся намного ближе к , к священным трапезам, ко всему, что видят, слышат, чувствуют.

Церковный хлеб артос

Как выглядит артос? Большая просфора в форме цилиндра. На ее вершине церковной печатью совершается оттиск иконы Воскресения Христова. Артос еще называют просфорою всецелою, что подтверждает единство Вселенной и людей. Потерянная кровь Агнца привела к Светлому Воскресению, заставив многих задуматься о жизни и своей миссии на земле.

Из священного хлеба не берутся кусочки для подношения во время литургии. Целостность – вот основной смысл, который приближает к таинствам. Чем ближе люди к церкви, тем чаще совершаются чудеса в их судьбах. Они не только находят умиротворение в молитвах, но и развиваются как личности, способные превратить пребывание в осознанный путь.

Перед началом всенощного служения хлеб располагается перед иконой Спасителя на иконостасе. Священник, читая молитву, окропляет артос священной водой. Сказанные слова можно растолковать так: артос становится подарком Богу в день Светлого Воскресения. Небеса в эту ночь открыты, и Спаситель находится среди людей.

Артос связан с великим днем, и прихожане очень нежно и трепетно относятся к нему. Символизируя Спасителя, который искупил собственной смертью чужие грехи, он объединяет тех, кто хочет исцелиться и жить по законам Господа. Хлеб особенно полезен больным людям, не способным преодолеть собственными силами недуг.

Прихожане, вкусив святыню, забывают о печалях. Господь, победив зло, дает всем надежду на вечную жизнь. Радость, распространяющаяся среди мирян, заживляет душевные и телесные раны. Человек воодушевляется и начинает мыслить позитивно, оставляя тоску и недомогание в прошлом.

Не стоит путать церковный хлеб артосс просфорой, обозначающей тело Господне. Каждый пришедший на главную службу года старается проникнуться весельем о возвращении Спасителя. Артос – это благодарность за спасение и сближение с Богом, который направляет на праведный путь. Тот, кто вкушает святыню, становится счастливым, умиротворенным.

Освященный в Светлое Воскресение артос является главной святыней во время крестного хода в дни Светлой Седмицы, следуемые сразу же после Пасхи. Он – символ воскресшего Бога. Занимая почетное место в храме, оживляет всех радостным известием о пребывании Спасителя среди прихожан.

В субботу Светлой Седмицы артос раздают присутствующим. Существует специальная молитва на раздробление святыни. По окончании литургии каждый мирянин, целуя Крест, получает в руки кусочек хлеба, имеющий великую силу. Благословленный артос хранится в доме возле икон и защищает семью от злых сил.

Особые правила

  • Артос находится у верующих людей.
  • Употребляется святыня натощак, после утренней молитвы и слов «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!».
  • Крошки хлеба не должны упасть на землю.
  • Святыня хранится в полотняных пакетиках.
  • Следует следить, чтобы хлеб не зацвел.
  • Если артос по невнимательности все же зацвел, принесите его в храм и исповедуйтесь, а пакетик сожгите на открытом чистом месте.
  • Можно пустить в реку или море. Проточная вода подхватит хлеб и понесет за собой. Рыбы, вкушая, не дадут ему пропасть.

Частичка хлеба, вернувшись к людям для исцеления, радует всех и сближает в едином празднике. Изображение креста и тернового венка – символ победы над дьяволом. Воскресший Спаситель дает людям шанс отделиться от греха и начать новую дорогу, чистую и светлую, без обид и зла, без томления и горести.

Когда раздается артос прихожанам,создается особое настроение, позволяющее забыть о невзгодах. Появляются сила, уверенность. Трудности завтрашнего дня перестают быть невыполнимыми. Святыня поддерживает тех, кто искренне желает выздоровления души и тела. Каждый человек, присоединяясь к таинствам , встает на путь добра и справедливости.

Употребление артоса идет с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе - они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба - долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней - и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после за амвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает молитву: «Боже Всесильный и Господи Вседержителю, Иже рабом Твоим Моисеем во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горький работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на Кресте закланнаго волею нас ради Агнца, вземлющаго всего мира грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа! И ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы, раби Твои, в честь я славу, и в воспоминание славнаго Воскресения Тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечный работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и проведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу воссылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».

После молитвы иерей окропляет артос святой водой, говоря: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго духа. Аминь» (трижды). Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский, Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, тридневнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вси, вкушающии от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».

Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Род артоса на нижней степени освящения представляет пасхальный кулич, церковно-обрядовая пища, но вовсе не мирская роскошь.

«Что такое просфора, антидор, артос»

Издательство «Ковчег»

По благословению Преосвященного Симона,
Епископа Мурманского и Мончегорского.

Православный хлеб в церковных обрядах - центральная часть Литургии. Ни в какой другой конфессии нет такого поклонения и почитания церковного хлеба, как в православии. Это не просто ритуал. Почитание пшеничного изделия берет начало более 2000 лет тому назад и символизирует собой Иисуса Христа.

Значение хлеба в церковных обрядах

В своем послании Иоанн (Ин.6:18) передает слова Спасителя о том, что Он является Хлебом жизни. Господь недаром сравнил себя с хлебом. В этом слове заложен глубокий смысл.

  • Зерно умирает, возрождаясь в колосе. Так и Иисус умер , чтобы вернуться на землю в сердцах Своих детей, православных христиан.
  • Мука - символ очищения и переработки, чтобы стать прообразом Спасителя верующие должны пройти испытания и объединить в одно целое, одну Церковь, невесту Христа.
  • Выпечка - очищение огнем.
  • Хлебное изделие содержит множество кусочков, так и Иисус объединил своих последователей.

Православный священный хлеб

Как хлебушек является основным продуктом питания для людей, оставаясь главным блюдом стола, так и Иисус Христос - основа и центр Церкви. Истинно верующие православные люди начинают свой день с молитвы и вкушении натощак святой воды и кусочка церковного хлебца:

  • просфоры;
  • артоса.
Важно! Ежедневное употребление Хлеба небесного открывает дорогу к Вечной жизни.

Еще о святынях православия:

Просфора, ее значение и история появления

Просфора - неотъемлемая часть Литургии, еще ее называет литургическим хлебом. Таинство Евхаристии, поминание почивших при Проскомидии происходит во время принятия христианами святого хлебца - кусочка просфорки.

Первое упоминание о церковном хлебце, приготовленном для жертвы, находится в Ветхом завете (Левит 7:13), когда Бог приказал приготовить для жертвоприношения квасную выпечку. В скинии при походе Моисея и еврейского народа через пустыню также по повелению Творца постоянно лежал хлеб предложения, но уже пресный. В нем было две части - символы земной человеческой жизни и небесной Божественной. Хлеб предложения - прообраз Иисуса, который стал Хлебом Жизни, будучи Богом и человеком.

Пекутся просфоры специально обученными людьми, просфорниками, а при больших храмах находятся просфорни, где выпекаются святые хлебцы. В основе рецептуры церковной выпечки находится святая вода, пшеничная мука, закваска и соль. В качестве закваски используют хмель, изюм или обыкновенные дрожжи.

Антидор — частицы, вынутые на проскомидии

Церковный обычай раздачи кусочки просфоры после Литургии и причастия относится к седьмому веку. Это правило было установлено на Девятом Камнетском Соборе, который проходил в Галлии. В первые года после смерти Иисуса люди причащались каждый день, потом это действие начало происходить намного реже.

Как правило, в настоящее время большинство православных приходит к Таинству Причастия во время больших постов. Чтобы не лишить остальных прихожан благодати разделить хлеб с Агнцем, священство установило антидор, блюдо с порезанными на маленькие кусочками краями основной просфоры. Отсюда и название, антидор - дар для тех, кто давно не участвовал в Евхаристии.

Когда же раздается артидор в храме?

По Уставу Церкви священник должен раздавать антидор во время молитвы при исполнении Псалма 33, после принятия причастия.

1 Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.

2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.

3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.

4 Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе.

5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.

6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.

7 Сей нищий воззвал,- и Господь услышал и спас его от всех бед его.

8 Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.

9 Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!

10 Бойтесь Господа, [все] святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.

11 Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.

12 Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.

13 Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?

14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.

15 Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.

16 Очи Господни обращены на праведников, и уши Его - к воплю их.

17 Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.

18 Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.

19 Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.

20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.

21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.

22 Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.

23 Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.

О других псалмах:

Важно знать, что антидор принимается натощак, такой маленький утренний пост.

Антидор никоим образом не заменяет Святую Кровь и Тело Иисуса Христа. При его принятии читается одна молитва - прошение на благословение употребления святой воды и кусочка просфоры.

Молитва на принятие Святой воды и просфоры

Господи, Боже мой, да будет дар Твой святой: просфора и святая Твоя вода во оставлении грехов моих, в просвещении ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорении страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Артос - символ воскресшего Бога

Центральное место на солее возле Распятия Господнего во все дни Святой седмицы занимает освященный артос, квасной хлебец, называемый в православии всецелым, это означало, что от артоса не отрезаются кусочки для проскомидии. В отличие от просфоры артос состоит из целой формы цилиндрического вида.

Целостный артос - символ единства Православной церкви, за которую заплатил Свою кровь Агнец Божий, Иисус Христос. Единый Бог, Единая Церковь и едины мы в семье православия.

Хлебная святыня появилась во времена первых апостолов, которые в дни воспоминания о чудесном воскрешении Господнем, выставляли в храмах хлебину, символизирующую Иисуса Христа, как Хлеб для всего христианства.

В евангелии от Луки (Луки 22:19) говорится о первой Евхаристии, дарованной самим Иисусом. В то время этот ритуал назывался Преломлением хлеба и означал причастность к Телу Спасителя. Артос отличается от просфоры и рисунком. На нем изображается либо терновый венец, либо крест, на котором нет распятого Спасителя.

Артос – освященный хлеб

Освящение хлебной святыни происходит в первый пасхальный день после того, как прочтена заамвонная молитва. Во время совершения каждого крестного хода вокруг церкви кто-то из священников несет артос, который возвращается на солей. После Литургии, совершаемой в субботу Святой недели, артос делится на кусочки и раздается каждому христианину, который подходит для целования креста.

Освященные кусочки артоса считаются великой святыней, обладающей духовной силой исцелять самые страшные болезни. Кусочек пасхального хлебца наполнен животворящей силой, подаренной Спасителем. Употребляют артос при болезни, произнося при этом «Христос Воскрес!»

Как просфору, так и артос должно хранить около икон или за ними, чтобы даже крошки святого артоса не упали на пол, сберегать его надо в специально пошитых мешочках из полотна. Артосом можно делиться с ближними. При этом вы должны быть уверенные, что он попадет в руки человека, принявшего православное крещение.

Совет! В случае, если по какой-то причине на хлебные святыни напала плесень, их следует придать огню или пустить по чистым водам реки или ручья.

Видео о приготовлении священного хлеба

Или как его еще называют «просфора всецелая». Он остается в храме в течение всей Светлой седмицы, а потом раздробляется и раздается верующим. Но для немалого числа посещающих храм на Пасху так и остается непонятным, что же это за хлеб можно увидеть перед Царскими вратами. На вопросы об артосе и связанных с ним обычаях отвечает иерей Константин Щербак, старший священник храма во имя святителя Димитрия Ростовского (подворье Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря в северной столице), преподаватель литургики Санкт-Петербургских духовных школ.

Что такое артос в Православии?

– Традиция, связанная с артосом, своеобразная. Ведь у нас есть Евхаристия, мы и на Пасху, и на Светлой седмице причащаемся Святых Христовых Таин. Тем не менее, со временем сложилась традиция: артос освещается на пасхальной Литургии, всю Светлую седмицу стоит в Царских вратах и также напоминает нам о присутствии вместе с нами в храме Самого Воскресшего Христа, который есть Хлеб Жизни. Вот Он нам только-только заповедал совершение Евхаристии, пострадал и воскрес – входя в храм, мы видим артос и вспоминаем об этом. Также всю Светлую седмицу артос берется и на крестный ход. То есть литургическая функция артоса – напоминание. В субботу Светлой Седмицы артос раздают прихожанам.

Что изображено на артосе?

– Как правило, в современной практике в Санкт-Петербурге на артосе изображается то же, что и на обычной просфоре, – крест и надписи «IС ХС НИ КА» (Иисус Христос Победитель).

Некоторые путают два «церковных слова» артос и антидор. Что важно знать?

– Артос – это артос, антидор – это антидор (улыбается - И. Л.). Приготовляя хлеб для литургии, мы с воспоминанием о крестных страданиях Господа Иисуса Христа из самой большой просфоры вырезаем центральную часть. А то, что остаётся, – вот эти боковины просфоры – называется антидором. И поскольку антидор тоже включён в литургическое пространство (из него изымался агнец), это уже хлеб не простой, а освящённый, и мы с особым почитанием к нему относимся – так же, как и ко всем другим просфорам, использовавшимся в литургии. В некоторых монастырях есть традиция приносить антидор в трапезную и там преломлять для вкушения. Также в монастырях есть чин панагии, когда в трапезную приносят не антидор, а просфору, которая на Литургии используется с воспоминанием о Богородице. А в приходской практике этот хлеб употребляется молящимися после Причастия – вместе с запивкой люди вкушают кусочки антидора и других использовавшихся на Литургии просфор.

Где хранить артос?

– Особой разницы нет. Но понятно, что, поскольку это освященный хлеб, то засунуть его в морозилку вместе с курицей неблагочестиво. Кто-то хранит на полочке рядом с иконами. У меня, например, есть специальная полочка в шкафу, где лежат различные предметы, связанные с совершением Таинств и треб, разные святыни, в том числе и просфоры.

Существует ли специальная молитва на принятие артоса?

– Нет. Есть популярная, скажем так, молитва просто на принятие просфоры и святой воды. Думаю, что можно в этой молитве слово «просфора» заменить на слово «артос» и произносить ее.

Как принимают артос?

– Всякую такую святыню стараются принимать натощак. Но в каких-то особенных обстоятельствах, например, если человек заболел и хочет поддержать себя какой-то святыней, то можно вкусить и вечером перед сном. Что касается святой воды, то вполне логично для верующего человека запить артос ей, а не, например, чаем.

Можно ли хранить артос несколько лет?

– Есть предание, например, что артос целый год не портится. Но это уже не из области богословия, а из области православных обычаев. И мы прекрасно знаем, что если хотим сохранить надолго артос, то нужно из него делать сухари. Иначе он всё-таки заплесневеет. Чудо, конечно, может произойти, но опыт показывает, что он заплесневеет, ведь это квасной хлеб. А так, после того, как частицы артоса раздаются, каждый волен поступать как хочет - можно вкусить сразу, можно сохранить.

Беседовал Игорь ЛУНЕВ

Среди Святынь Православной Церкви артос занимает значимое место по своей целительной силе. Дрожжевой хлеб, прошедший освящение, содержит изображение Креста с едва заметным терновым венцом. Самого Иисуса Христа на артосе не изображают - так в символическом ключе отражается победа Иисуса над смертью и обретение Воскресения. В монастырях Афона артос пекут небольших размеров, в то время как традиция русской Православной Церкви указывает приготовлять артос в форме высокого хлеба. Само название «артос» пришло в русский обиход из греческих источников, и буквально слово переводится как «квасной хлеб», или «всецелая просфора». Отношение к артосу как к великомощной Святыне у христиан сформировалось уже давно. Еще в Типиконе 12 века сохранились описания раздачи раздробленных хлебов в субботний день Светлой седмицы. В комментариях к литургии артос тесно связывается с трапезами апостолов после того, как Иисус Христос воскрес. Апостолы и ученики продолжали помнить Христа и за столом всегда оставляли для него хлеб. Таким образом вознесшийся в небо Иисус всегда был рядом с апостолами на земле. Первые Церковные пастыри продолжили традицию размещать в Церкви хлеб в дни Воскресения Христа. Этот хлеб приобрел много символических значений, в том числе и стал отражением того, что страдания и смерть Спасителя стали для всех пищей, дарующей жизнь. Кроме хлеба для воскресшего Христа апостолы оставляли также часть и для Матери Спасителя. Сегодня этот обряд также продолжается в виде Чина о Панагии - обряде воспоминания о Матери Господа, который проводится в рамках процесса раздробления артоса. Освящается артос в самый первый день Пасхи непосредственно на литургии после проведения заамвонных молитв. Артос окропляется святой водой. Этот процесс сопровождается чтением соответствующих молитв. Освященный артос размещают на аналое, на солее, либо на специально приготовленном столе, где он хранится целую неделю. В период богослужений святой хлеб размещают перед иконой Иисуса Христа. Ежедневно на Светлой седмице совершается крестный ход, и артос обносят вокруг храма. В субботний день артос раздробляют с сопроводительной молитвой и раздают присутствующим в храме как чтимая и Святыня великой силы.

Правила приема и хранения артоса

Современные христиане полученный артос вкушают не в храме, а дома. Ранее артос и просфору присутствующие на службе принимали натощак прямо в храме, дабы укрепить силы. Но сегодня службы стали заметно короче по времени, и частицы артоса принято брать с собой в дом, где его благоговейно хранят на случай возникновения болезни или недомогания. Употреблять артос надлежит в случаях, когда необходима сильная поддержка души и тела. При остром течении болезни и в особенных случаях частичку получаемого в Церкви один раз в год артоса употребляют с непременным молитвенным сопровождением: «Христос воскресе!». Как и другие Святыни (антидор, просфора), артос предпочтительно вкушать натощак. При этом крошить Святыню строго возбраняется. Части святого хлеба не должны попадать под ноги. Для этого советуют всегда подкладывать под артос бумагу или блюдце, чтобы упавшие крошки не оказались попираемы. Осыпавшиеся части артоса нельзя выбрасывать. Их помещают вместе с остатками артоса и хранят в углу возле икон обернутыми в бумагу или специальный мешочек. Когда артос заканчивается, крошки сжигаются. Также поступать следует и с бумагой, где находилась Святыня, а также с любым предметом, который со Святыней соприкасался. Испорченный артос и емкости для его хранения можно сжигать самостоятельно, но лучше отнести вещи для этих целей в Церковь. Для хранения артоса можно приобрести специальные мешочки, которые в разнообразии можно увидеть в церковных лавках. Они, как правило, шьются на шнурочках или тесьме и помогают защитить Святыню от влаги, пыли и солнца. Такие мешочки изготавливали изначально для просфор, и назывались они просфорницами, но изящные образцы с бисерной вышивкой и ленточными украшениями есть и специально для артоса. Если не удалось присутствовать на раздаче артоса, его всегда можно попросить в храме, чтобы взять с собой домой.

Как исцеляет артос?

Процесс приготовления, освящения, раздробления и раздачи артоса сопровождается молитвами в храме и наполняет Святыню врачевательными свойствами. Являясь святым хлебом, артос требует бережного отношения и не менее трепетного и умеренного использования. Освящение артоса производится в честь Воскресения Господа и во славу памяти этого события. Сама молитва по освящению артоса содержит просьбы насытить хлеб способностью исцелять недуги и немощи души и тела и уберегать всех вкушающих от болезней. Священнослужителем испрашивается у Господа Бога благословение на насыщение хлеба Божией благодатью. Артос, как и другой Святой хлеб, преисполняется великой силы, но ошибкой будет преувеличивать потенциал частиц артоса. Заблуждением будет считать артос душеспасительной святой пищей, вкушение которой заменяет серьезные Таинства. Причащение болящего Кровью и Телом Христа не равноценно принятию артоса и Богоявленской воды. Это следует помнить всегда. Никакая Святыня не заменяет Таинство, но она является сосудом благодати, благословленным для помощи болящему. Артос является лекарством, врачующим душу и тело в сложных случаях, позволяющим снять боли и успокоить страсти. Но важно помнить, что принятие артоса не может заменить принятие Причастия. Артос по воздействию схож с помощью Богоявленской воды. Приняв святой хлеб с молитвой, верой и благодарностью, можно ожидать ослабления страданий тела, надеяться на успокоение терзаний души. А всецелый спасительный эффект обеспечат постоянное посещение храма, участие в богослужении и принятие совершающихся в храме Таинств. Поскольку артос является Святыней с большим потенциалом, его советуют хранить для особенных ситуаций и вкушать реже, чем, к примеру, антидор. Каждый день вкушать артос стоит лишь во время реабилитации после операций и длительных периодов болезни. Максимальный целительный эффект обеспечивает артос вкупе с иными Святынями. Так, например, скорейшему излечению способствует вкушение артоса, святой воды, частиц просфоры вместе с помазанием елеем и молитвами к иконам православных Чудотворцев. Святой хлеб с богатой символикой соединяет все, что нужно человеку для здравия тела и души. При вкушении артоса рекомендуется не забывать о его благодатном наполнении и понимать, что святой хлеб в меньшей мере является пищей телесной, а выполняет важную роль духовной пищи.