Министры иностранных дел ссср. Андрей андреевич громыко — министр иностранных дел ссср, которого звали мистер «нет

Историки О.В. Хлевнюк и Йорам Горлицкий в работе «Холодный мир. Сталин и завершение сталинской диктатуры» приводят более расширенную цитату из сталинского выступления на пленуме ЦК ВКП (б). Иосиф Виссарионович тогда сказал, что СНК как орган государственного управления подходил стране с «неустоявшимся» общественным строем, теперь же советская власть «полностью утвердилась». Хлевнюк и Горлицкий со ссылкой на Исторический архив опубликовали выдержку из статьи в газете «Правда», которая была напечатана за месяц до сталинского выступления на пленуме ЦК ВКП (б) и в которой сообщалось, что мысль об укреплении советского общественного строя Сталин публично высказал в феврале того же года. Иосиф Виссарионович тогда встречался с избирателями и заявил, что в минувшей войне победил именно общественный строй, который тем самым подтвердил свою абсолютную жизнеспособность.

Как пишут отечественные историки, функции и задачи сформированного при Сталине Совета министров были такими же, как и у Совнаркома. Правда, изменения в Конституцию СССР, связанные с появлением новой госструктуры, были внесены только спустя год. Примечательно, что уже через 10 дней после смерти Сталина Совмин укрупнили, и количество министерств вследствие этого сократилось. Однако в последующие два года ряд ведомств восстановили. Сталина на посту Председателя Совмина сменил Георгий Маленков, который за всю историю существования Совета министров СССР меньше остальных предсовминов занимал эту должность (менее двух лет). Дольше всех руководил Совмином Алексей Николаевич Косыгин - он занимал данный пост на протяжении 16 лет.


Общим местом в общественном сознании стала мысль, что «при Сталине не воровали», что тогда был порядок и не было коррупции. О том, каков был порядок, основанный на терроре и беззаконии, мы сейчас знаем уже довольно много - благодаря многочисленным публикациям документов и воспоминаний, работам историков, которые сосредоточивались преимущественно на исследовании репрессивного аппарата и механизмов тоталитарной власти. Про коррупцию в сталинские времена написано и опубликовано пока еще слишком мало. Архивы советских контрольных органов обследованы лишь фрагментарно. Потому-то и сохраняется иллюзия, что коррупции при Сталине не было.

В условиях общенародной собственности на средства производства, которая вела к обесценению денег и росту дефицита товаров и услуг, взятки часто приобретали натуральную форму. Собственно, для Российской империи здесь не было ничего нового. Еще ревизоры Петра Великого брали взятки икрой и рыбой. А в советское время можно было, например, отремонтировать начальнику автомобиль за казенный счет, устроить ему банкет, достать дефицитные билеты в театр и т. п. Если речь шла о более высоком уровне, то дорогими подарками могли быть картины, антиквариат, роскошные халаты, породистые скакуны и т. п. Единственный период, когда коррупция приобрела преимущественно денежный характер, - эпоха нэпа. Тогда многие коммунисты-начальники совместно с нэпманами проворачивали миллионные аферы. После того как нэп прикончили, коррупция опять стала преимущественно натуральной. В таком виде она, кстати, была значительно менее уязвимой для судебного преследования.

Тут надо заметить, что призванная контролировать власть Рабоче-крестьянская инспекция своей функции не выполняла, потому что на практике она не могла привлекать к ответственности коммунистов без решения соответствующих партийных органов. А большинство начальников были членами партии. Поэтому гораздо большую роль играла Центральная Контрольная Комиссия ВКП(б), но дела о коррупции туда попадали редко. В 1934 году РККИ и ЦКК слили в Комитет партийного контроля, но в 1940 году опять выделили Наркомат Государственного Контроля. Его главой был назначен Лев Захарович Мехлис, один из ближайших к Сталину людей. Но активно действовать в этой должности он начал только после Второй мировой войны. 19 марта 1946 года Наркомат госконтроля переименовали в Министерство госконтроля.

Характерный эпизод, отчетливо показывающий как размах коррупции в сталинскую эпоху, так и нежелание верховного владыки действительно с ней бороться, относится к послевоенной эпохе. Очевидно, Мехлис получил указание вождя немного припугнуть номенклатуру, которая хотела расслабиться после тягот военного времени и пожить в свое удовольствие. Так, в сентябре 1946 года он доложил заместителю председателя Совета Министров и члену Политбюро Лаврентию Берии о злоупотреблении служебным положением заместителями министра трудовых ресурсов СССР П. Г. Москатовым и Г. И. Зеленко, которые потратили на строительство собственных дач более 80 тыс. рублей государственных средств и использовали бесплатный труд учащихся ремесленных училищ. Замечу, кстати, что 80 тыс. рублей по тем временам - не такие уж большие деньги. Примерно столько же стоил тогда хороший автомобиль.

Вот военные, как выяснил тот же Мехлис, с дачами размахнулись гораздо масштабнее. Легендарный полярник, контр-адмирал И. Д. Папанин, возглавлявший Главсевморпуть, потратил на дачу 250 тыс. рублей казенных денег, не считая стоимости перевозки стройматериалов и рабочей силы, которые тоже были оплачены за казенный счет. По результатам проверки МГК дважды Героя Советского Союза отправили на пенсию, где он, однако, долго не засиделся и уже в 1949 году стал заместителем директора Института океанологии АН СССР по экспедициям. Но, конечно, с прежним размахом в Институте океанологии присваивать государственные средства у Папанина уже не было никакой возможности.

Настоящим чемпионом по части дачного строительства оказался начальник войск связи Сухопутных войск И. Т. Пересыпкин, отгрохавший дачу на 330 тыс. рублей (опять-таки, без стоимости транспортировки стройматериалов и рабочей силы). И ему любовь к роскоши сошла с рук. В своей должности Иван Терентьевич благополучно пережил Сталина.

А министр строительства топливных предприятий СССР А. Н. Задемирко и его заместитель Т. Т. Литвинов разрешили израсходовать на оборудование кабинетов для руководящих работников министерства более 1 млн рублей. По всей видимости, эти кабинеты были настоящими произведениями прикладного искусства.

Казенные средства шли не только на дачи и кабинеты, но и на устройство банкетов. Министр угольной промышленности западных районов СССР Д. Г. Оника, несмотря на существовавший запрет, в мае 1946 года устроил банкетов на 350 тыс. рублей за счет угольных предприятий. Не отставали и другие министерства. Глава министерства пищевой промышленности В. П. Зотов содержал конюшню для личных нужд, причем в год она обходилась в 752 тыс. рублей. Числились лошади по ведомству Главсахара, но, разумеется, для перевозки рафинада их не использовали. Министр транспортного машиностроения СССР В. А. Малышев, в годы войны возглавлявший танковую промышленность, на новой должности за полгода успел потратить только на банкеты 1,8 млн рублей. Банкеты часто являлись скрытой формой взятки. Их устраивали подчиненные для начальства в надежде решить свои проблемы (выбить фонды, повышение зарплат, продвижение по службе и т. п.). Все это, напомним, происходило в стране, треть которой лежала в руинах и на которую уже надвигался страшный послевоенный голод.

Сталин за коррупцию никого не посадил. Своих должностей лишились Г. И. Зеленко и Т. Т. Литвинов, выговоры получили А. Н. Задемидко, П. Г. Мо-скатов и Д. Г. Оника, остальные отделались легким испугом. Кроме того, часть нецелевым образом израсходованных средств, но, разумеется, далеко не все, вычли из зарплаты провинившихся.

Гораздо более существенные кары обрушились на жирующую номенклатуру весной-летом 1948 года, когда была осуществлена комплексная ревизия Совета министров Азербайджанской ССР. Были вскрыты многочисленные факты незаконного снабжения через комиссионные магазины обитателей правительственных дач, получения руководителями промышленных товаров по специальным ордерам. Оказалось также, что под прикрытием госдачи существует личная дача председателя Совмина Т. И. Кулиева, под которую у местного колхоза было отчуждено 8 гектаров земли, - роскошный двухэтажный дворец с огромным подсобным хозяйством. Не отставали от главы правительства и прочие руководители. Кумовство и взяточничество процветали по всей республике. На прием к проводившему проверку заместителю министра госконтроля СССР С. Г. Емельянову записалось до 2 тыс. человек, и было зарегистрировано около 1 тыс. письменных жалоб жителей Азербайджана на поборы со стороны советских и партийных чиновников.

Глава партийной организации Азербайджана Мир Джафар Багиров отличался показной скромностью. Он занимал со своей семьей особняк-дворец в самом центре города, но на публике все время появлялся в простенькой синей сатиновой спецовке. Почувствовав, что кресло под ним закачалось, Мир Джафар Аббасович принял меры. За членами комиссии была установлена слежка, их телефонные разговоры прослушивались, отслеживались также все люди, обращавшиеся с заявлениями к ревизорам. Комиссия установила факты нецелевого расходования «нефтяного фонда» (оставляемых Азербайджану отчислений от нефтедобычи), роскошь на правительственных дачах, факты коррупции близких к М. Д. Багирову людей. И тогда старый чекист Багиров решил действовать по-чекистски. Емельянову и другому руководящему работнику госконтроля, Л. Ю. Белахову, неравнодушным к женской красоте, «подложили» двух проституток, которых потом арестовали и обвинили в шпионаже в пользу США. Высокопоставленных контролеров разместили в шикарных номерах «Интуриста», ежедневно устраивали приемы с участием девиц. С. Г. Емельянова сфотографировали не только с «американскими шпионками», но и сидевшим на одной скамейке с сотрудником иранского консульства. Багиров отправил телеграмму И. В. Сталину с жалобой на то, что ревизоры дискредитируют партийное и советское руководство республики, а через своего друга Берию передал Сталину компромат о контактах руководителей комиссии с «иностранными шпионами».

Сталин сказкам про «шпионские связи» руководителей комиссии МГК, разумеется, не поверил, но понял, что комиссия перестаралась. В результате решением Политбюро ЦК ВКП(б) была создана специальная комиссия во главе с Георгием Маленковым для проверки работы посланной в Азербайджан комиссии и МГК в целом. В постановлениях ЦК, принятых 30 июля и 26 августа 1948 года по итогам работы комиссии Маленкова, указывалось на серьезные недостатки в работе Министерства госконтроля - нарушение «большевистского принципа подбора кадров», в результате чего в МГК СССР «оказалась группа работников, в политическом и деловом отношении непригодных для работе в Госконтроле»; «извращение понятия независимости контролеров в работе»; «зазнайство»; «отрыв от местных партийных и советских органов». От обязанностей были освобождены два заместителя министра - М. И. Старостин, отвечавший в МГК за кадры, и С. Г. Емельянов. Мехлис получил выговор за неправильное реагирование на сигналы азербайджанских руководителей, введение в заблуждение ЦК ВКП(б). Выступая на коллегии МГК, Лев Захарович обвинил С. Г. Емельянова и других членов комиссии в Азербайджане в игнорировании ЦК республиканской компартии, зазнайстве, склонности к «арапистым» умозрительным обвинениям, тенденциозности, а также в связях с «сомнительными женщинами» (последнее было сущей правдой). Мехлис предупредил: «По удалении из МГК СССР неподходящих для контрольной работы мы провели явно недостаточную работу». Так ревизорам МГК был направлен ясный сигнал: не лезть в запретные зоны, не трогать неприкасаемых.

Постановлением Совета Министров СССР «Об уточнении прав Министерства Государственного Контроля СССР и его представителей на местах» от 26 августа 1948 года и аналогичным указом Президиума Верховного Совета СССР права государственных контролеров были существенно урезаны. Отстранение от должности и привлечение виновных к судебной ответственности, что раньше мог делать сам министр госконтроля, теперь можно было осуществить только с санкции Совета Министров СССР, а накладывать дисциплинарные взыскания теперь можно было только с санкции одного из заместителей председателя Совмина СССР. Контролерам категорически запрещено было проверять министерства, главные управления и комитеты при правительствах СССР и союзных республик, а также исполкомы областных и краевых советов в целом, можно было ревизовать лишь деятельность их структурных подразделений. Контролеры госконтроля теряли свою независимость от местных властей и центральных ведомств, и резко понижался уровень номенклатуры, которую они могли привлечь к ответственности. Если раньше Мехлис как министр госконтроля мог своей властью привлечь к ответственности большинство должностных лиц, вплоть до союзного министра (но, разумеется, не членов Политбюро), то теперь ему приходилось испрашивать разрешение в Совете Министров СССР даже на наказание колхозного бригадира. И можно было не сомневаться, что уровень привлечения даже к административной ответственности впредь будет лишь немногим выше бригадирского.
С этого времени ревизовались только отдельные заводы, колхозы, элеваторы, железнодорожные участки, а не министерства, главки, органы управления союзных республик. Было запрещено включать в акты ревизий фамилии должностных лиц из вышестоящих организаций, деятельность которых при этом не проверялась, даже если налицо был компрометирующий их материал. Официально это мотивировалось необходимостью уберечь руководящие кадры от «шельмования».

Сталин, очевидно, не ожидал, что уровень использования государственных средств в личных целях среди высшей номенклатуры союзных министерств окажется столь масштабным. И испугался, что дальнейшие проверки министерства госконтроля могут привести к параличу госуправления, как из-за арестов, так и из-за недовольства чиновников.

Сталина особенно поразили масштабы коррупции в Азербайджане, где взятки передавались снизу вверх по всей линии вертикали власти. Если банкеты и конюшни можно было представить частными случаями «вырождения» и кое-кого пожурить и даже снять с работы, то в Азербайджане надо было либо менять всю властную вертикаль, либо ничего не трогать. И Сталин выбрал второй вариант, опасаясь, что полная смена высшего чиновничества внесет дезорганизацию в жизнь республики, занимающей важное стратегическое положение на границе с Ираном и Турцией, и к тому же снабжающей нефтью европейскую часть СССР. Сталин понимал, что если послать такие же комиссии в Грузию, Армению, среднеазиатские республики, результат не будет сильно отличаться от азербайджанского.

Точно так же Сталин не тронул нескольких близких к нему представителей номенклатуры. По всей видимости, у вождя в тот момент не было подходящей кандидатуры для замены Багирова во главе Азербайджана.

К реальной судебной ответственности и реальным срокам наказания вплоть до расстрела Сталин приговаривал (или собирался приговорить, поскольку из-за ухудшившегося состояния здоровья он изучал дела долго и решение принимал нескоро) тех, кто либо допустил какие-то серьезные просчеты в выполнении заданий, связанных с оборонной промышленностью (дела авиапрома, Главного Артиллерийского управления, руководства ВМФ и др.), либо в тех случаях, когда подсудимые допустили политические ошибки (Ленинградское дело, дела генералов и офицеров из окружения Жукова и др.). Там могли фигурировать в качестве довеска к обвинению злоупотребление служебным положением или грабеж трофейных ценностей, но коррупционные статьи никогда не были основным обвинением. За одну только коррупцию или воровство казенных средств Сталин чиновников никогда не сажал и с коррупцией по сути не боролся. Если коррупционеры, как он полагал, неплохо делали свое дело, то злоупотребления им сходили с рук, как сошли они с рук Пересыпкину, Малышеву и Багирову. Поэтому больше всего сталинские подчиненные боялись не выполнить какое-либо сталинское поручение, а не того, что у них могут обнаружить построенную за государственный счет дачу или конюшню. В худшем случае, если ничего другого против тебя нет, дачу просто отберут или заставят частично оплатить из своего кармана. А уж за взятки, они твердо знали, их не могут расстрелять никогда. Накажут в лучшем случае только стрелочников в самом низу пирамиды власти.

Полностью вся коррупционная деятельность того же Багирова вскрылась только тогда, когда в марте 1954 года Мир Джафар Аббасович был арестован по делу расстрелянного к тому времени Берии. Не помогло ему и то, что на июльском пленуме 1953 года, где громили Берию, Багиров заявил: «Берия - это хамелеон, злейший враг нашей партии, нашего народа». Их близость с бывшим шефом МВД была слишком хорошо известна членам коллективного руководства страны. 26 мая 1956 года Багирова расстреляли, но не за коррупционные дела, а за нарушения социалистической законности, то есть за незаконные репрессии и как сообщника Берии в никогда не существовавшем заговоре.

Во время следствия, впрочем, Багирову инкриминировали не только «двурушнические связи» с «врагом народа» Берией, но и коррупцию. В решении Комитета партийного контроля при ЦК КПСС от 27 марта 1954 года об исключении М. Д. А. Багирова из партии, в частности, говорилось: «Как видно из имеющихся материалов, Багиров злоупотреблял служебным положением, растрачивал миллионные государственные средства на свою личную охрану и бытовое обслуживание. Он насаждал в организации чуждые партии нравы. В целях рекламирования и восхваления в республике выпускались в большом количестве его портреты и бюсты, был организован музей Багирова».

В приложенной к решению КПК «Справке об антипартийном поведении Багирова М. Д.» среди прочего говорилось: «Злоупотребляя служебным положением, Багиров не считался с советскими законами и в личной жизни. Вместе со своими приближенными без всякой необходимости он имел дачный поселок с земельной площадью в 50 гектаров, хозяйство которого велось по существу на частной основе с применением большого количества рабочей силы и свободной продажей продукции садоводства и овощеводства детским учреждениям, больницам, а также кооперации по рыночным ценам». Личная охрана Багирова состояла из 41 человека, на которых расходовалось около одного миллиона рублей государственных средств. Бывший министр государственной безопасности Азербайджана сообщил в КПК:

"Багиров боялся, как бы его кто-нибудь не тронул... Требовал усиленной охраны... Для охраны Багирова существовал специально утвержденный... отдел охраны, который доходил до 31 чел. Кроме того, за счет государства содержался персонал из 8 человек для обслуживания личной квартиры Багирова <на самом деле - двухэтажного особняка в Баку. - Б. С. >, на что расходовались десятки тысяч рублей в год..."

Скромняга в синей спецовке оказался по совместительству владельцем немалого капиталистического хозяйства в стране победившего социализма. Конечно, для процветания такого предприятия требовалась усиленная охрана, далеко выходившая за штаты охраны, полагавшейся главе компартии союзной республики.

В приговоре, вынесенном Багирову и его подельникам Военной коллегией Верховного Суда СССР 26 апреля 1956 года и утвержденного Президиумом ЦК 7 мая, о коррупционных делах в Азербайджане вообще ничего не говорилось. Также ни Багирова, ни бывшего главу МГБ Азербайджана С. Ф. Емельянова, который отделался 25-летним заключением в исправительно-трудовых лагерях, в приговоре не обвинили в провокациях против руководителей комиссии Министерства госконтроля 1948 года и в препятствовании работе этой комиссии. Дело было в том, что весь средний и низший партийный и советский аппарат в Азербайджане оставался тем же, что был при Багирове, и материалы комиссии 1948 года их также затрагивали. По сравнению же с обвинениями в антипартийной деятельности и массовых репрессиях обвинения в строительстве дач, особняков, в хищениях и нецелевом использовании миллионных средств, с точки зрения Хрущева и его коллег по Президиуму ЦК, выглядели слишком мелко. Сколько-нибудь заметных разоблачений коррупции сталинской эпохи в период хрущевской оттепели не произошло также и потому, что многие из наследников Сталина, Берии, Багирова и других сброшенных с пьедестала вождей по этой части тоже были не без греха. Кстати сказать, материалы комиссии 1948 года по Азербайджану в сколько-нибудь полном виде не опубликованы и по сей день.

Подробнее см.: Рубцов Ю. В. Мехлис. Тень вождя. М.: ЭКСМО, 2007; Политбюро и дело Берия. Сборник документов / Под ред. О. Б. Мазохина. М.: Кучково поле, 2012.

Холодный мир. Сталин и завершение сталинской диктатуры Хлевнюк Олег Витальевич

Без вождя. Совет министров и его решения

19 марта 1946 года при формировании нового состава правительства СССР СНК был переименован в Совет министров. Новое наименование в трактовке Сталина отражало тот факт, что советская власть, пройдя тягчайшее испытание войной, отныне могла считаться полностью и бесповоротно утвердившейся. «Народный комиссар, или вообще комиссар, - заявил Сталин на пленуме ЦК ВКП(б) 14 марта 1946 года, одобрившем это преобразование, - отражает период неустоявшегося строя, период гражданской войны, период революционной ломки и прочее, и прочее. Этот период прошел. Война показала, что наш общественный строй очень крепко сидит, и нечего выдумывать названия такого, которое соответствует периоду неустоявшемуся, и общественному строю, который еще не устоялся, не вошел в быт, коль скоро наш общественный строй вошел в быт и стал плотью и кровью. Уместно перейти от названия - народный комиссар к названию - министр».

Переименование правительства вместе с тем было самой простой из задач, стоявших перед ним. В 1930-е годы границы, разделявшие полномочия Совнаркома и Политбюро становились все менее четкими. После изгнания в 1930 году «правого» председателя СНК СССР А. И. Рыкова и назначения на его место В. М. Молотова усилилась тенденция подчинения правительства партийным структурам. Политбюро и СНК стали переплетающимися инстанциями единого партии-государства, на вершине которого находился диктатор. В результате последующих реорганизаций, вызванных практическими потребностями, усилилась тенденция разделения компетенций партийного и правительственного аппарата. Различные сферы деятельности и методы работы порождали организационное своеобразие. Политбюро прекратило функционировать в качестве формального института и собиралось в рамках руководящей группы, членство в которой, повестка дня и рабочий ритм определялись только вождем. Совнарком вышел из войны с двумя формальными и действующими на основании формальных правил руководящими органами - Оперативными бюро, одно из которых возглавлял Молотов, а другое - Берия. Фактически бюро были постоянными руководящими комиссиями СНК, компетенции которых разделялись по отраслевому принципу. Они не просто готовили наиболее важные решения, подлежащие утверждению председателя СНК Сталина, но имели право принимать решения по текущим вопросам. Оперативные бюро регулярно заседали.

В связи с утверждением нового состава правительства СССР в марте 1946 года была проведена новая реорганизация. 20 марта вместо двух оперативных бюро было создано Бюро Совета министров под председательством Берии. Однако это решение было промежуточным. Серьезные изменения произошли в результате принятия постановления ЦК и Совета министров от 8 февраля 1947 года «06 организации работы Совета министров СССР». Новая реорганизация в значительной мере знаменовала восстановление предвоенной ситуации, сложившейся после назначения Сталина 4 мая 1941 года председателем СНК СССР. В феврале 1947 года Сталин организационно закрепил то послевоенное «возращение к порядку» в высшей власти, которого он добивался при помощи описанных выше атак против своих соратников и перестановок в руководящей группе Политбюро.

Фундаментом реформы, проведенной в феврале 1947 года, было разделение полномочий между Политбюро и Советом министров, точнее его руководящей структуры - Бюро Совета министров. Так же, как и накануне войны, эти две руководящих инстанции сблизились по своему статусу. Это произошло благодаря изменению персонального состава Бюро Совета министров, включению в него членов руководящей группы Политбюро во главе со Сталиным. Новое положение о Бюро Совмина предусматривало, что его возглавляет председатель Совета министров (Сталин). Членами Бюро становились заместители председателя Совета министров (Молотов, Маленков, Берия, Вознесенский, Сабуров, Микоян, Каганович, Косыгин, Ворошилов, Андреев). Таким образом в Бюро Совмина вошли все члены руководящей группы Политбюро («семерки»), кроме Жданова. На практике это означало, что решения Бюро Совмина не нужно было дополнительно утверждать на Политбюро. Вопрос состоял лишь в том, как будут разделены сферы компетенции Политбюро и Бюро Совмина, как двух самостоятельно действующих инстанций. Такое разделение и было произведено в постановлении от 8 февраля.

В ведение Политбюро, согласно этому решению, перешли «вопросы Министерства иностранных дел, Министерства внешней торговли, Министерства госбезопасности, денежного обращения, валютные вопросы, а также важнейшие вопросы Министерства Вооруженных сил». За Бюро Совмина, как видно из этого перечня, оставались в основном вопросы экономики и социальной сферы. Очевидно также, что партийный аппарат (в том числе в отношении определенных категорий руководителей, утверждаемых Политбюро) сохранял функции подбора и утверждения кадров. Полномочия Совмина в отданных в его ведение экономических вопросах стали теперь настолько широкими, что обычная для 1930-х годов практика передачи многих правительственных решений на утверждение Политбюро практически прекратилась.

О намерении Сталина придать работе правительства больший динамизм свидетельствовало учреждение постановлением от 8 февраля 1947 года новых структур, служащих передаточными механизмом между министерствами и Бюро Совмина. Прежний порядок работы правительства предусматривал, что каждый заместитель председателя Совмина курирует определенную группу министерств и ведомств. Теперь заместители председателя правительства возглавили восемь отраслевых бюро при Совете министров, ответственных за работу нескольких министерств:

Таблица 1

Отраслевые бюро Совета министров, февраль 1947 года

По сути новая система не ломала прежнюю практику кураторства заместителей правительства, но давала в их распоряжение более значительный аппарат и возможность решать вопросы подотчетных отраслей не непосредственно, а при помощи решений отраслевого бюро. Помимо председателя, в отраслевые бюро входили несколько руководителей в ранге министров или замминистров, а также работников аппарата Совмина, в среднем 8-10 человек. Отраслевые бюро собирались регулярно, в среднем каждые 7-10 дней. Работу бюро обеспечивали «секретариат и необходимый аппарат для подготовки и проверки исполнения соответствующих решений», а также государственные советники, персонально назначаемые Советом министров. Полномочия отраслевых бюро были достаточно широкими: проверка исполнения постановлений правительства, решение текущих вопросов работы подведомственных министерств и ведомств, подготовка для рассмотрения на Бюро Совмина более важных вопросов работы соответствующих отраслей.

Период, последовавший за февральским постановлением 1946 года, был отмечен упрочением и развитием созданной правительственной системы. Бюро Совета министров продолжало заседать на постоянной, практически еженедельной основе:

Таблица 2

Состав и заседания Бюро Совета министров СССР. 1946–1949 годы

* Минимум и максимум для каждого данного года.

** В 1946 году учтены заседания Оперативного бюро CHK под председательством Молотова до замены его 20 марта 1946 года Бюро Совета министров под председательством Берии.

*** В 1949 году учтены заседания преемника Бюро Совета министров - Президиума Совета министров, начавшего действовать 10 августа 1949 года. В отличие от Бюро Президиума Совета министров, созданного в апреле 1950 года, Президиум был идентичен Бюро Совета министров, которое он заменил, за исключением того, что в него входили министр финансов и министр госконтроля.

Количество членов Бюро Совмина, составленного из заместителей председателя правительства, как видно из таблицы, постепенно росло за счет новых выдвиженцев Сталина. В Бюро вошли: Н. А. Булганин - март 1947 года, В. А. Малышев - декабрь 1946 года, А. Д. Крутиков - июль 1948, А. И. Ефремов - март 1949, И. Т. Тевосян - июнь 1949 и М. Г. Первухин - январь 1950 года. К началу 1950 года количество заместителей председателя правительства, каждый из которых регулярно присутствовал на заседаниях Бюро Совмина, выросло до четырнадцати против восьми в марте 1946 года. В результате Бюро Совмина представляло собой сочетание руководящей группы Политбюро (кроме Жданова) и выдвиженцев-технократов.

Заседания Бюро Совмина отличались высокой посещаемостью. Если не считать Молотова, часто отвлекавшегося на решение внешнеполитических вопросов, и Андреева, страдавшего от болезней, заместители предсовмина аккуратно присутствовали на еженедельных собраниях. За исключением чиновников, время от времени вызывавшихся при решении отдельных вопросов, люди со стороны приглашались редко. Бюро стало закрытым руководящим органом правительства, сцементированным общим опытом регулярных собраний. В значительной мере Бюро действовало через отраслевые бюро при Совмине. Члены Бюро, заместители председателя Совмина получали задания, относящиеся к отраслевому бюро, находившемуся в их ведении, или к комиссиям, которые они возглавляли. Для выполнения этих поручений устанавливались сроки, и секретариат Бюро Совмина следил за тем, чтобы сроки не нарушались, рассылая напоминания. В отличие от аморфного органа с размытыми границами, каким стало в то время Политбюро, Бюро Совмина выглядело устойчивым и дисциплинированным коллективом.

Коллективный характер деятельности Бюро Совмина подчеркивало поочередное председательствование на его заседаниях нескольких руководителей. Учитывая, что Сталин, формально возглавлявший Бюро, не принимал участие в его работе, обязанность председательствования первоначально лежала на его первом заме Молотове. Однако нерегулярность работы Молотова в Бюро в связи с загруженностью в МИД заставляла искать другое решение. С 29 марта 1948 года председательство в Бюро официально перешло к тройке: Берия, Вознесенский, Маленков. Эта практика была даже «демократизирована» в дальнейшем после преобразования в конце июля 1949 года Бюро в Президиум Совета Министров СССР. С 1 сентября 1949 года председательствовать на заседаниях Президиума было поручено поочередно Берии, Булганину, Маленкову, Кагановичу и Сабурову. Интересно отметить, что если первые четверо входили в состав руководящей группы Политбюро, то Сабуров занимал куда более скромные позиции во властной иерархии. Отсутствие доминирования постоянного председательствующего предполагало коллективное определение повестки и решений, что повышало значимость заседаний Бюро как реально работающего органа власти.

Очевидно, что принципиальное значение для деятельности Бюро Совмина имело то, что в его работе никогда не принимал участия Сталин, несмотря на то, что формально он возглавлял Бюро. Февральское постановление 1947 года предусматривало, что Сталин (или его первый заместитель по правительству, в то время Молотов) должны были непосредственно заслушивать вопросы работы Специального комитета (атомного комитета), Комитета радиолокации, Комитета реактивной техники, Особого комитета и Валютного комитета. Однако это не предполагало, что Сталин на постоянной основе наблюдал за этими органами, так как это делали заместители председателя Совмина в отношении других министерств и ведомств. Постоянных обязанностей в правительстве у Сталина фактически не было. В феврале 1947 года он избавился от наблюдения за Министерством вооружения, что было поручено ему в марте 1946 года при распределении обязанностей между председателем и заместителями председателя Совмина. Спустя три недели после принятия февральского постановления 1947 года Сталин также отказался и от поста министра Вооруженных сил. Стоявшие за этим доводы он объяснил 26 февраля 1947 года на пленуме ЦК: «У меня небольшое заявление насчет себя. Я очень перегружен работой, особенно после войны особо пришлось войти вглубь работы по гражданской части, и я бы просил, чтобы Пленум не возражал против того, чтобы я был освобожден от обязанностей министра Вооруженных сил. Меня мог бы с успехом заменить товарищ Булганин - мой первый заместитель. Очень перегружен я. Товарищи, я прошу не возражать. К тому же и возраст сказывается». Ссылки на возраст и перегруженность не были игрой. Н. В. Новиков, посол СССР в США, участвовавший во встрече Сталина с госсекретарем США Дж. Маршаллом 15 апреля 1947 года, вспоминал, каким он увидел Сталина на этот раз:

«Это был не тот собранный, нимало не угнетенный возрастом руководитель партии и страны, которого я видел в апреле 1941 года, накануне нападения Германии на Югославию. И не тот Сталин, с которым я неоднократно встречался в военные 40-е годы. 15 апреля 1947 года я видел перед собой пожилого, очень пожилого, усталого человека, который, видимо, с большой натугой несет на себе тяжкое бремя величайшей ответственности».

Сталин был вынужден сконцентрироваться на тех задачах, которые он считал действительно важными. Февральское постановление о реорганизации Совмина и отставка Сталина с поста министра были приняты в разгар тщательной подготовки мартовской встречи министров иностранных дел и первого суда чести над Клюевой и Роскиным. В подготовку обоих мероприятий Сталин был глубоко вовлечен. Но какими бы не были причины неучастия Сталина в работе Бюро Совета министров, этот факт имел важные последствия. Руководящая группа Политбюро, наследники Сталина, приучались к коллективной работе без вождя. Зафиксировав зарождение этой тенденции во второй половине 1940-х годов, в следующих главах мы вернемся к рассмотрению ее развития в начале 1950-х годов, накануне смерти Сталина.

Из книги Куда ж нам плыть? Россия после Петра Великого автора Анисимов Евгений Викторович

Кабинет министров как перелицованный Верховный тайный совет Образование в 1731 году Кабинета министров – официального высшего органа власти – во многом изменило расстановку сил: канцлер Г.И.Головкин, Остерман и Черкасский попали в Кабинет, а Ягужинского и Миниха

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Конфуций. Первый учитель Поднебесной автора Каидзука Сигэки

Глава 2 Время правления «Мудрых министров» Для историка политики и для историка философии ключ к вопросу о том, как определять период с 538 года до н. э. (когда Конфуций в возрасте пятнадцати лет впервые устремил свои помыслы к учению) до 523 года до н. э. (когда он в возрасте

Из книги Моя миссия в России. Воспоминания английского дипломата. 1910–1918 автора Бьюкенен Джордж

Глава 31 1917 Совет получает преимущество. – Демократическое совещание выражает доверие коалиционному правительству. – Беседы с Терещенко и Керенским. – Правительство созывает Временный совет республики в качестве общественной палаты. – Представительство России на

Из книги Рихард Зорге - Подвиг и трагедия разведчика автора Ильинский Михаил Михайлович

Утечка информации из кабинета министров 16 июля 1940 года кабинет Ёнаи ушел в отставку. Но, как мы уже знаем, задолго до этого Мацуока начал непосредственные сношения с Берлином, оповестив не только о том, что он - будущий министр иностранных дел в кабинете Коноэ, но и о

Из книги Нацизм. От триумфа до эшафота автора Бачо Янош

Что произошло на последнем заседании совета министров Д-р Энгельберт Дольфус как раз проводит заседание совета министров. Приближается поездка в Италию к Муссолини, поэтому на заседании присутствуют все члены правительства. Жена Дольфуса с детьми уже заранее поехала в

автора Крофтс Альфред

Кабинет министров Сайондзи Токио оказался во власти толпы. В течение некоторого времени Кацура скрывался. Когда он ушел в отставку, его сменил Сайондзи Киммоти, член гэнро-ин. Два клана - милитаристский и космополитически-интеллектуальный - сменяли друг друга у власти

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Япония: либеральный кабинет министров Сайондзи сыграл основную роль в назначении следующего премьер-министра, своего коллеги Хары Такаси, председателя партии Сэйюкай. Были созданы два прецедента: Хара был первым японцем незнатного происхождения, правившим страной, и

Из книги Сибирь, союзники и Колчак т.1 автора Гинс Георгий Константинович

Глава V Совет министров Сибирского правительства Великое смятение происходило в общественных кругах Омска накануне перехода власти от Комиссариата к пяти министрам Сибирского Правительства. Будет ли это лучше? Левые не хотели Сибирского Правительства, считая его

автора

№ 1 ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИЯХ СОВЕТОМ МИНИСТРОВ СССР ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ МИНИСТРОВ НЕКОТОРЫХ МИНИСТЕРСТВ 22 марта 1946 г. В СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР Совет Министров СССР назначил: 1) По Министерству иностранных дел - заместителями Министра: Вышинского А.Я. (по общим

Из книги Георгий Жуков. Стенограмма октябрьского (1957 г.) пленума ЦК КПСС и другие документы автора История Автор неизвестен --

№ 49 ПИСЬМО И.П. МАРКОВА В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР, ПРЕЗИДИУМ ЦК КПСС, ПРЕЗИДИУМ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР [Не позднее 17 мая 1957 г. ]СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССРПРЕЗИДИУМУ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССРПРЕЗИДИУМУ ЦК КПССПРЕЗИДИУМУ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССРВношу предложение о присвоении

Из книги Властители судеб Европы: императоры, короли, министры XVI-XVIII вв. автора Ивонин Юрий Е.

Из книги Великий Столыпин. «Не великие потрясения, а Великая Россия» автора Степанов Сергей Александрович

Председатель Совета министров Одновременно с роспуском Думы был отправлен в отставку И.Л. Горемыкин. Председателем Совета министров с сохранением поста министра внутренних дел был назначен П.А. Столыпин. Петербургский чиновный мир был взбудоражен. Все задавались

автора Комиссия ЦК ВКП(б)

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

4. Ликвидация остатков бухаринско-троцкистских шпионов, вредителей, изменников родины. Подготовка к выборам в Верховный Совет СССР. Курс партии на развернутую внутрипартийную демократию. Выборы в Верховный Совет СССР. 1937-ой год вскрыл новые данные об извергах из

Из книги Петр Столыпин автора Табачник Дмитрий Владимирович

Глава VI Председатель Совета министров Попытка создания коалиционного кабинета Закономерно возникает вопрос: почему Столыпин был выбран Николаем II для назначения на пост главы правительства? Кстати, для психологической характеристики премьера характерно то, что он сам

Заместители министра трудовых ресурсов СССР П. Г. Москатовым и Г. И. Зеленко потратили на строительство собственных дач более 80 тыс. рублей государственных средств и использовали бесплатный труд учащихся ремесленных училищ.
Легендарный полярник, контр-адмирал И. Д. Папанин, возглавлявший Главсевморпуть, потратил на дачу 250 тыс. рублей казенных денег, не считая стоимости перевозки стройматериалов и рабочей силы, которые тоже были оплачены за казенный счет. По результатам проверки МГК дважды Героя Советского Союза отправили на пенсию.
Настоящим чемпионом по части дачного строительства оказался начальник войск связи Сухопутных войск И. Т. Пересыпкин, отгрохавший дачу на 330 тыс. рублей (опять-таки, без стоимости транспортировки стройматериалов и рабочей силы). И ему любовь к роскоши сошла с рук. В своей должности Иван Терентьевич благополучно пережил Сталина.
Министр строительства топливных предприятий СССР А. Н. Задемирко и его заместитель Т. Т. Литвинов разрешили израсходовать на оборудование кабинетов для руководящих работников министерства более 1 млн рублей.
Министр угольной промышленности западных районов СССР Д. Г. Оника, несмотря на существовавший запрет, в мае 1946 года устроил банкетов на 350 тыс. рублей за счет угольных предприятий. Не отставали и другие министерства. Глава министерства пищевой промышленности В. П. Зотов содержал конюшню для личных нужд, причем в год она обходилась в 752 тыс. рублей. Числились лошади по ведомству Главсахара, но, разумеется, для перевозки рафинада их не использовали. Министр транспортного машиностроения СССР В. А. Малышев, в годы войны возглавлявший танковую промышленность, на новой должности за полгода успел потратить только на банкеты 1,8 млн рублей. Банкеты часто являлись скрытой формой взятки. Их устраивали подчиненные для начальства в надежде решить свои проблемы (выбить фонды, повышение зарплат, продвижение по службе и т. п.). Все это, напомним, происходило в стране, треть которой лежала в руинах и на которую уже надвигался страшный послевоенный голод.
Сталин за коррупцию никого не посадил. Своих должностей лишились Г. И. Зеленко и Т. Т. Литвинов, выговоры получили А. Н. Задемидко, П. Г. Москатов и Д. Г. Оника, остальные отделались легким испугом. Кроме того, часть нецелевым образом израсходованных средств, но, разумеется, далеко не все, вычли из зарплаты провинившихся.
В 1948 году была осуществлена комплексная ревизия Совета министров Азербайджанской ССР. Были вскрыты многочисленные факты незаконного снабжения через комиссионные магазины обитателей правительственных дач, получения руководителями промышленных товаров по специальным ордерам. Оказалось также, что под прикрытием госдачи существует личная дача председателя Совмина Т. И. Кулиева, под которую у местного колхоза было отчуждено 8 гектаров земли, — роскошный двухэтажный дворец с огромным подсобным хозяйством. Не отставали от главы правительства и прочие руководители. Кумовство и взяточничество процветали по всей республике. На прием к проводившему проверку заместителю министра госконтроля СССР С. Г. Емельянову записалось до 2 тыс. человек, и было зарегистрировано около 1 тыс. письменных жалоб жителей Азербайджана на поборы со стороны советских и партийных чиновников.
Глава партийной организации Азербайджана Мир Джафар Багиров отличался показной скромностью. Он занимал со своей семьей особняк-дворец в самом центре города, но на публике все время появлялся в простенькой синей сатиновой спецовке. Почувствовав, что кресло под ним закачалось, Мир Джафар Аббасович принял меры. За членами комиссии была установлена слежка, их телефонные разговоры прослушивались, отслеживались также все люди, обращавшиеся с заявлениями к ревизорам. Комиссия установила факты нецелевого расходования «нефтяного фонда» (оставляемых Азербайджану отчислений от нефтедобычи), роскошь на правительственных дачах, факты коррупции близких к М. Д. Багирову людей. И тогда старый чекист Багиров решил действовать по-чекистски. Емельянову и другому руководящему работнику госконтроля, Л. Ю. Белахову, неравнодушным к женской красоте, «подложили» двух проституток, которых потом арестовали и обвинили в шпионаже в пользу США. Высокопоставленных контролеров разместили в шикарных номерах «Интуриста», ежедневно устраивали приемы с участием девиц. С. Г. Емельянова сфотографировали не только с «американскими шпионками», но и сидевшим на одной скамейке с сотрудником иранского консульства. Багиров отправил телеграмму И. В. Сталину с жалобой на то, что ревизоры дискредитируют партийное и советское руководство республики, а через своего друга Берию передал Сталину компромат о контактах руководителей комиссии с «иностранными шпионами».
Сталина особенно поразили масштабы коррупции в Азербайджане, где взятки передавались снизу вверх по всей линии вертикали власти. Если банкеты и конюшни можно было представить частными случаями «вырождения» и кое-кого пожурить и даже снять с работы, то в Азербайджане надо было либо менять всю властную вертикаль, либо ничего не трогать. И Сталин выбрал второй вариант.

Его имя знают во всем мире, о его профессионализме до сих пор ходят легенды , его манеру вести самые сложные переговоры и сегодня сравнивают с упорством асфальтового катка. Он стал дипломатом волею случая, но заработал репутацию в такой сложной и неоднозначной сфере деятельности исключительно сам. Этот человек - Андрей Андреевич Громыко .

На Западе его уважали и побаивались. Знали, что он всегда будет последовательно гнуть свою линию, отстаивать интересы своей страны и не поддастся на лесть и дешевую приманку. Только Громыко после очередного обострения на Ближнем Востоке мог сказать без обиняков грозному премьер-министру Израиля Голде Меир : «Я глубоко разочарован вами, мадам ». Или на конференции, посвященной подготовке мирного договора между Японией и Китаем, едко высмеять позицию западных государств: «Нужно быть слепыми, чтобы не видеть, в каком смешном положении оказались организаторы конференции, которые поставили дело так, что в решении вопроса о мирном договоре с Японией участвуют такие государства, как, например, Сальвадор и Никарагуа, и не участвует Китай. Понятно, что от того, подпишут мирный договор с Японией некоторые из присутствующих на конференции государств или не подпишут, никому не будет ни тепло, ни холодно. Другое дело, если договор не подпишет Китайская Народная Республика ».

Сказано это было в 1951 году , еще при Сталине. Даже чувствуется влияние знаменитого сталинского стиля - краткость, сарказм. Сорокадвухлетний Громыко находился в ранге первого заместителя министра иностранных дел . Но за его плечами уже была большая дипломатическая карьера.

Кто-то подсчитал: если сложить все подписанные им международные соглашения одно на другое, получится стопка высотой с Монблан. Аккуратный автограф Андрея Громыко стоит на Уставе ООН, Хельсинкском акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, соглашениях по СНВ и нераспространению ядерного оружия, на документах Ялты и Потсдама . Он буквально творил историю. Весь послевоенный миропорядок - во многом детище Громыко.

Андрей Громыко начал свою дипломатическую карьеру в американском отделе Наркомата иностранных дел СССР . Потом был советником посольства СССР в США. Ничем особенно не выделялся, никуда особенно и не лез. Такой обычный, рядовой исполнитель служебных обязанностей. Тогдашний посол СССР в Америке М. Литвинов , видимо, не кривил душой, когда написал в характеристике Андрея Андреевича: «К дипломатической службе не годен ».

Ошибся, ох, как ошибся Максим Максимович Литвинов. Андрей Громыко оказался даже очень подходящим. Прошло не так много времени и он сменил Литвинова на посту посла. Впоследствии, еще при Сталине, стал первым заместителем министра иностранных дел СССР. Почти 30 лет был министром , занимал эту должность при пяти генеральных секретарях: Хрущеве, Брежневе, Андропове, Черненко и - несколько месяцев - при Горбачеве.

Редкая работоспособность, умение продвигаться, при этом особо не выделяясь, терпение помогли Громыко проложить себе дорогу из глухого белорусского села на самый верх руководства советского государства. Он всегда был осторожен, избегал глупых и опасных шагов . Это один (но далеко не единственный) из факторов его долголетия в политике.

Он родился 5 (18) июля 1909 года в деревне Старые Громыки Могилевской губернии (ныне Гомельская область). Все местное население носило такую фамилию, поэтому каждая семья, как это нередко бывает в белорусских деревнях, имела родовое прозвище. Семью Андрея Андреевича называли Бурмаковыми . Пошли Бурмаковы из бедного белорусского шляхетского рода, большая часть которого во времена Российской империи была переведена в налоговые сословия крестьян и мещан. Кстати, сохранился интересный документ о так называемом Смутном времени, относящийся к известным событиям российско-польских войн начала XVII века, - дневник Марины Мнишек , жены Лжедмитрия I. Там есть упоминание того, что москвичи, поднявшись против захватчиков, убили, среди прочих, пана Николая Громыко-младшего. Так вот, этот Николай родом из того Скарбек-Громыко, который впоследствии дал и Андрея Андреевича Громыко. Тогда Москва не покорилась Громыко. Это произошло позже, в середине ХХ века. Но это - лирическое отступление...

В официальных же биографиях о знатном роде будущего министра, конечно, ничего не говорилось: указывалось именно крестьянское происхождение, как и то, что его отец, Андрей Матвеевич, был крестьянином, который работал, правда, на заводе. С 13 лет Андрей уже ходил с отцом на заработки. В свободное время любил почитать, в основном - книги по истории. Мать будущего дипломата, Ольга Евгеньевна Бекаревич , любила книги и смогла собрать дома неплохую библиотеку. В свободное время Андрей любил повеселиться с друзьями, сходить на рыбалку, забраться в чужие сады. Бабушка, когда жаловались соседи, хваталась за веник и издалека (где ж тут поймаешь непоседу) ругалась: «Вот я тебе покажу, демократ ты такой... » Об этом позже в автобиографии вспоминал сам Андрей Андреевич.

После окончания 7-летней школы учился в профессионально-технической школе в Гомеле, потом - в Староборисовском сельскохозяйственном техникуме . В 1931 году вступил в партию и сразу был избран секретарем партийной ячейки. В этом же году поступил в Экономический институт в Минске . Очно отучился всего два курса, после чего, в связи с назначением его директором сельской школы недалеко от Минска, перешел на заочное отделение. В 1936 году в Минске, в Академии наук БССР, защитил кандидатскую диссертацию , после чего был направлен в Москву в НИИ сельского хозяйства Академии сельскохозяйственных наук . Через три года Андрей Громыко поступает на дипломатическую службу. Крестьянско-пролетарское происхождение и знание иностранных языков были в то время достаточными для получения работы в Наркомате иностранных дел СССР . Глава советской дипломатии Молотов сказал о нем: «Он неопытный, но честный. Этот не подведет ». И Громыко не подвел. Согласно легенде, кандидатуру Андрея Громыко утвердил лично Иосиф Сталин . Когда читал предложенный Молотовым список кандидатов на дипломатическую службу, увидев фамилию Громыко, Сталин якобы сказал: «Громыко... Хорошая фамилия ». Сам Андрей Андреевич отмечал: «Я стал дипломатом по случайности. Выбор мог бы пасть на другого парня из рабочих и крестьян, а это уже закономерность ».

Но главное, что молодой дипломат нравился лично Сталину, который умел ценить деловых и ответственных людей, если они не представляли для него опасности. А Громыко обладал просто врожденной лояльностью по отношению к личности номер один в системе. Он оставался преданным как Иосифу Виссарионовичу, так и Хрущеву, Брежневу, Андропову и Черненко, которые поочередно сменяли друг друга на высших государственных и партийных постах. Во многом ему помогало отсутствие у руководителей СССР после Сталина глубокого знания внешнеполитических вопросов. Они приходили на пост «вождя» из партсекретарей, не знали иностранных языков, слабо разбирались в международных вопросах, не владели геополитической ситуацией, как сказали бы сейчас, и чувствовали, что без такого профессионала, как Громыко, просто не обойтись.

При этом сам Андрей Андреевич даже на склоне жизни вспоминал о Сталине исключительно тепло :

«Прежде всего обращало на себя внимание то, что он - человек мысли, короткой фразы, весомого слова. Вводных слов, длинных предложений или заявлений, которые ничего не выражают, он не любил. Он не терпел, когда кто-нибудь говорил пространно и было невозможно уловить мысль, понять, что же человек хочет сказать. В то же время Сталин мог терпимо, более того, снисходительно относиться к людям, которые из-за своего образовательного уровня испытывали трудности в том, чтобы четко сформулировать мысль. Глядя на Сталина, когда он высказывал свои соображения, я всегда отмечал про себя, что у него говорит даже лицо. Особенно выразительными были глаза, он их иногда прищуривал. Это делало его взгляд еще острее. Но этот взгляд таил в себе и тысячи загадок. Речи Сталина была свойственна своеобразная манера. Он брал точностью в формулировании мыслей и, главное, нестандартностью мышления ».

С тех пор карьера Андрея Громыко неуклонно шла вверх: заведующий Отделом американских стран НКИД, советник полномочного представительства СССР в США. Деятельность на посту посла в США он совмещал с аналогичной должностью на Кубе. В годы Великой Отечественной войны он занимался подготовкой Тегеранской, Потсдамской и Ялтинской конференций и даже принимал участие в двух из них. Его память сохранила много интересных событий. Вот, например, как он вспоминал о всемогущем Берии .

Потсдамская конференция, июль 1945

«В Ялте, где проходила конференция лидеров СССР, США и Великобритании, во время обеда, который давала советская делегация в честь американцев и англичан, Рузвельт обратился к Сталину с вопросом:

Кто это сидит напротив посла Громыко?

Возможно, прежде чем сесть за стол, Берия не представился Рузвельту. Сталин ответил:

А-а! Это же наш Гиммлер. Берия!

Меня поразила меткость сталинского сравнения. Не только по сути, но и по внешнему виду эти два палача были похожи друг на друга: Гиммлер - единственный в окружении Гитлера, кто носил пенсне, Берия - единственный в сталинском окружении, которого тоже трудно представить без пенсне.

Заметил я, что Рузвельту стало очевидно неловко от этого сравнения, тем более что и Берия слышал все сказанное. Ответ Сталина, конечно, смутил президента. Он даже не знал, как на такую реплику реагировать. На его лице появилось что-то, похожее на виноватую улыбку (зачем, мол, поставил человека своим вопросом в неудобное положение).

Берия ничего не сказал. Такое сравнение его смутило еще больше, а возможно, и озадачило. В тот вечер Берия, и без того немногословный, молчал, держался скованно. Иностранные гости его как бы не замечали».

В 1944 году Громыко возглавил советскую делегацию на конференции в американском Думбартон-Оксе, где решались вопросы послевоенного устройства мира, в том числе вопрос о создании Организации Объединенных Наций . Именно его подпись стоит под Уставом ООН, который был принят на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945-го . Потом он - постоянный представитель СССР в ООН, заместитель министра иностранных дел СССР, первый заместитель главы МИД, посол в Великобритании.

В 1957 году сменил на посту министра иностранных дел СССР Дмитрия Шепилова . По некоторым сведениям, Шапилов сам порекомендовал кандидатуру Громыко на эту должность, и Хрущев прислушался к этому совету.

Кстати, когда Хрущев только собирался назначить Громыко министром иностранных дел, его отговаривали: безынициативный и упрямый. Никита Сергеевич, который решил, что внешней политикой он займется лично, говорил тем, кому не нравилась кандидатура Громыко: «Ну, что вы волнуетесь? Пост секретаря ЦК у нас важнее. А внешняя политика не зависит от того, кто будет министром. Вот назначьте завтра заведующего складом, и он такую линию будет проводить, что просто пальчики оближешь. Потому что политику у нас делает не министр, а партия ».

Хрущев недолюбливал Громыко , собирался со временем назначить на пост министра иностранных дел своего зятя Аджубея . Тогда ходило много слухов о «негибкости» Андрея Андреевича и неспособности его к осуществлению «динамической» хрущевской политики. Шептались о каких-то неприятных служебных характеристиках, которые якобы лежат в архивах министерства и касаются его пребывания в Вашингтонском посольстве еще на должности советника.

Как мы помним, в воспоминаниях Громыко о Сталине чувствуется искреннее восхищение. А вот Хрущева он считал дураком и клоуном . На одном из приемов Никита Сергеевич в присутствии западных дипломатов ляпнул: «Если партия прикажет Громыко сесть голым задом на лед, он сядет! ». Вскоре, правда, именно министр стал одним из тех членов партии, которые «посадили голым задом на лед » самого Хрущева, отправив грубияна в отставку. При этом во время знаменитого инцидента в ООН, когда Хрущев стучал ботинком по столу, Громыко находился рядом с ним. Хрущевская выходка была для него полной неожиданностью. Но он даже виду не подал и тоже стал бить кулаком , чтобы «поддержать» руководителя страны. Запад должен был думать, что экспрессия Хрущева - глубоко продуманный ход советской дипломатии.

Брежнев, особенно в первые годы правления, не претендовал на роль беспрекословного авторитета во внешней политике и был всегда внимателен к мнению и советам такого опытного дипломата, как Громыко.

В 1973 году Громыко стал членом Политбюро ЦК партии . С тех пор его вес и положение все более укреплялись. Изменилось и положение МИД. Андрей Андреевич пользовался все большим доверием Л. И. Брежнева, вскоре перешел в разговорах с ним на «ты», установил тесный контакт с Минобороны и КГБ, и возникло в конце концов такое положение, когда практически все вопросы внешней политики СССР решались «тройкой» в составе Громыко-Устинов-Андропов . Соответствующим образом менялась и линия поведения, которой он предписывал держаться аппарату МИД в отношениях с ЦК и другими ведомствами. Ни о каких подписях отделов ЦК под предложениями МИД речь больше не шла, наоборот, в последние годы пресекались любые намерения Международного отдела ЦК КПСС (Б. М. Пономарева, В. В. Загладина и других) выступать с какими-либо самостоятельными инициативами во внешнеполитических вопросах, особенно по проблематике разоружения. («Пусть они занимаются своим делом - отношениями с братскими компартиями. Это им поручено ».)

Западная пресса называла Андрея Громыко «Мистер "Нет" » за неуступчивость в переговорах. Раньше такое же прозвище было у Вячеслава Молотова (Громыко был его протеже), который славился своей жесткостью в отстаивании государственных интересов СССР. При этом сам Андрей Андреевич говорил: «Мое "Нет" они слышали гораздо реже, чем я их "Nо" ». А коллеги упоминали, что благодаря широкому кругозору и феноменальной памяти Громыко легко, при этом вежливо и сухо, загонял в угол любых собеседников. Нехитрый прием, которым Громыко пользовался всю жизнь, в большинстве случаев работал безотказно: в конце разговора он подводил итоги и с помощью сложных, запутанных, на первый взгляд, формулировок, сводил все договоренности в нужную нашей стране сторону .

При этом он никогда не повышал голос. Сам он вскипел лишь однажды. Когда 1 сентября 1983 года советские ВВС сбили южнокорейский «Боинг» , который странным образом попал в наше воздушное пространство, госсекретарь США Дж. Шульц , представляя Москву международным разбойником, попытался склонить ход переговоров, проходивших в те дни в Женеве, в свою сторону, заявил Громыко: «Значит, говорить не о чем ». Реакция советского министра всех ошеломила.

«Он встал и через стол резко бросил ему в лицо: "Если вы не хотите говорить, значит разговора не будет!" И Шульц сдался: "Нет, я хочу вести разговор". И разговор пошел по тому аспекту, как того хотел Громыко », - вспоминал переводчик Виктор Суходрев .

С Громыко было трудно не только контрпартнерам, но и ближайшим сотрудникам. Он не принимал ответов «не знаю », «не помню », «может быть ». Являясь трудоголиком, сам работал до глубокой ночи и другим расслабиться не давал .

«Он начинал работать в 9 утра. В девять-десять вечера он уезжал из МИД с папкой бумаг и читал их дома до часа, до двух ночи. Если ему не нравился какой-то из подготовленных нами документов, он говорил: "Ленитесь вы, ленитесь". Потом смотрел на часы и говорил: "А сколько сейчас времени? Час ночи? Но все равно вы ленитесь" », - добавляет штрихи к портрету советского министра иностранных дел Валентин Фалин , бывший посол СССР в ФРГ. На протяжении всей политической карьеры Андрей Громыко позволял себе высказывать собственные мысли , отличные от точки зрения руководства страны. Пресса всегда отмечала его независимость, подчеркивала острый ум и называла его «искусным диалектиком и специалистом по ведению переговоров с большими способностями ».

Этого же мнения придерживались зарубежные коллеги. Уже в 80-е годы на Западе его называли «дипломатом № 1 ». «В возрасте 72 лет он - один из самых активных и трудоспособных членов советского руководства. Человек с прекрасной памятью, проницательным умом и необыкновенной выносливостью... Возможно, Андрей Громыко является самым информированным министром иностранных дел в мире », - писала лондонская газета The Times в 1981 году.

Как-то английский министр иностранных дел Джордж Браун предложил Громыко перейти на «ты» - на западный манер, называть друг друга просто по имени: «Зовите меня Джо, а как мне Вас? » Ответ был таков: «Можете называть меня Андрей Андреевич ».

По словам дочери, за последнюю четверть века своей жизни он ни разу не ступал по улицам Москвы. Видел столицу только из окна правительственного ЗиЛа с пуленепробиваемым стеклом.

Женат Андрей Андреевич был только раз - на Лидии Гриневич . Она родилась под Минском, в деревне Каменка. Поженились в 1930-м, когда ей было 19, а он еще не собирался идти в дипломаты. Работала зоотехником в совхозе. Муж называл ее Лидунчиком и Моим Домашним Госсекретарем. Лидунчик отличалась отсутствием вкуса и носила платья диких расцветок. Однажды на приеме в турецком посольстве зимой, увидев на десерт арбуз, она сказала переводчице: «Сходи на кухню, попроси, чтобы нам в машину занесли парочку ». На приеме по случаю визита главы МИД Сенегала Дутутияма спросила у его жены: «А вы чем занимаетесь? » Узнав, что мадам Дутутиям закончила философский факультет, Лидунчик пошутила: «Да что же это за наука такая?! Сегодня там одно, завтра - другое ». И была права, так как, по сравнению с зоотехником, философия - наука очень неточная. Но чернокожая «Дутутиямша» Лидунчику очень понравилась. Прощаясь, она даже запихнула несколько конфет из вазочки в коктейльную сумочку гостьи. Как и все советские мужчины, Андрей Андреевич имел военный билет. В нем было записано: «Воинское звание - рядовой ».

12 декабря 1979-го на узком заседании Политбюро по инициативе Андропова, Устинова и Громыко было принято решение о вводе советских войск в Афганистан . Вообще инициатором был Устинов . Андропов осторожно отнесся к этой идее министра обороны. Однако под влиянием Устинова изменил свою позицию. Андрей Андреевич был всегда с большинством , хотя и не мог не понимать тяжелых последствий этой авантюры. И его подпись стоит под документом о вводе войск в Афганистан. Основания для этого вроде бы были. В 1979 году НАТО решило напичкать Европу ракетами «Першинг», а тут еще американцы взялись поддерживать оппозицию в Кабуле, угрожая интересам Союза не только с Запада, но и Востока. Бывший советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский вспоминал:

«Президент Картер подписал первую директиву о секретной противникам просоветского режима в Кабуле 3 июля 1979 года. Мы не заставили русских вмешаться в ситуацию, мы просто увеличили возможность того, что они это сделают сами. Эта секретная операция была отличной идеей. Ее целью было заманить русских в афганскую ловушку. В тот день, когда Советы официально перешли границу, я написал президенту Картеру: "У нас теперь есть возможность дать СССР свою вьетнамскую войну" ».

Громыко сыграл ключевую роль в выдвижении М. С. Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС , он вел переговоры с его сторонниками Александром Яковлевым и Евгением Примаковым через своего сына, директора Института Африки Анатолия Громыко . В обмен на поддержку кандидатуры Горбачева ему была обещана должность председателя Президиума Верховного Совета СССР.

Егор Лигачев пишет в своих мемуарах, что был очень удивлен, когда на заседании Политбюро, без всякого предварительного обсуждения, встал Громыко и выдвинул на пост генсека Горбачева. А Виктор Исраэлян , советский дипломат, бывший посол СССР в ООН, вспомнил, что еще в 1984-м вице-президент США Буш-старший по секрету рассказал ему, кто именно сменит в Кремле Черненко: «Когда я сообщил об этом Громыко, он внимательно выслушал меня, но мне неизвестно, оказала ли эта информация какое-либо влияние на позицию самого Громыко, который после смерти Черненко первым выступил с предложением выбрать генсеком Горбачева ».

«Я не просто выступил на заседании Политбюро , - не скрывал этого и сам Громыко, - а сразу же, как Горбачев открыл заседание, не раздумывая ни секунды, встал и сказал: "Предлагаю генеральным секретарем ЦК КПСС выбрать Михаила Сергеевича Горбачева" ».

После назначения на новый пост - председателя Президиума Верховного Совета СССР , формально - главной должности в стране, но которая по сути ничего не решала, Громыко вышел из здания МИД и уехал в Кремль. Он не попрощался даже со своими сотрудниками , с которыми работал многие годы.

Сухость (характерная черта для руководителей того времени, которые прошли школу Сталина) - это тоже было его неотъемлемым качеством .

После смерти Андропова Громыко примеривался уже к должности генерального секретаря , но выдвинули Черненко . Как это произошло, Устинов рассказывал главному кремлевскому медику - академику Чазову : «Мы встретились вчетвером - я, Тихонов, Громыко и Черненко. Когда началось обсуждение, почувствовал, что на это место претендует Громыко. Ставить его нельзя. Знаешь его характер. Видя такую ситуацию, я предложил кандидатуру Черненко, и все со мной согласились ».

«Став председателем Президиума Верховного Совета СССР, Громыко начал ездить по большой стране, он плохо знал жизнь советских людей. Удивлялся - магазинов много, а товаров в них нет. Перестав быть министром, он перестал быть нужным. Выступал на каждом заседании Политбюро, но часто невпопад. Мир менялся, но Громыко жил прошлым », - писал известный журналист Леонид Млечин в своей книге «МИД. Министры иностранных дел ».

Новая политическая система, назначенная на 19-й Всесоюзной партконференции (1988), не предусматривала пост председателя Президиума Верховного Совета СССР. Вводился новый пост для главы государства - Председатель Верховного Совета СССР . И его должен был занять лидер правящей партии.

Громыко собирался с визитом в Пхеньян. К нему приехал Горбачев, они поговорили, визит был отменен. На Пленуме ЦК КПСС было зачитано заявление Громыко с просьбой об отставке.

Когда его отправляли на пенсию, он попросил: оставьте мне дачу, машину и одного помощника - писать мемуары.

Перестройка и гласность приводили его в состояние шока . Однажды, увидев, как по телевизору главу государства буквально обливают помоями, Андрей Андреевич не выдержал.

«Он встал, перекрестился и сказал: "Слава Богу, что меня там нет" », - говорит Анатолий Андреевич Громыко.

Аневризма его брюшной аорты лопнула в ту ночь, когда он закончил писать мемуары. До распада страны, интересы которой Андрей Громыко так долго и искренне защищал, он не дожил два года. По требованию семьи, он похоронен на Новодевичьем кладбище , а не у Кремлевской стены. Никто из новых хозяев СССР на похороны патриарха советской дипломатии так и не пришел...

Анатолий СЛаневский, [email protected]

- Андрей Андреевич, какое у вас самое сильное впечатление из детства?

Когда я был маленьким, услышал как-то от бабушки необычное слово. Не помню, в чем я провинился, но она мне пригрозила пальцем и сказала: «Ах ты демократ! Ну, ты у меня дождешься крапивы!». Это было до революции, при царе, и она, знавшая по слухам, что «демократов» сажают в тюрьму, высылают на каторгу, решила и меня припугнуть этим «страшным» словом.

- Вы встречались практически со всеми послевоенными президентами США. Какая встреча была самой незабываемой?

Еще в 1945 году на конференции в Сан-Франциско мне довелось встретиться с Джоном Кеннеди . Он был тогда популярным корреспондентом и обратился ко мне с просьбой дать ему интервью. Кеннеди-журналист вел себя ненавязчиво, вопросы ставил в форме как бы собственных рассуждений. Потом делал паузу и, скорее, глазами спрашивал: «Нет ли у меня каких-либо комментариев по затронутым в беседе вопросам? » Мне понравилась эта манера. Кеннеди сохранил ее и в будущем.

- Андропов, когда пришел к власти в 1983-м, предложил вам стать не только министром иностранных дел, но и Председателем Президиума Верховного Совета, по сути, руководителем советского государства. Почему вы тогда отказались?

С президентом Дж. Кеннеди, «карибский кризис», октябрь 1962

Потому что знал: Андропову самому вскоре захочется стать председателем Президиума. И не из-за личного тщеславия, а из-за характера поста генерального секретаря ЦК КПСС. Это - партийный, не государственный пост. Наиболее важные государственные дела, особенно международные, рано или поздно потребовали бы подписи первого лица Советского Союза.

- Считается, что именно вы выдвинули Горбачева на пост генсека. Это действительно так?

Да, на мартовском Пленуме ЦК я по поручению Политбюро выступил с предложением выбрать генеральным секретарем ЦК КПСС Михаила Сергеевича Горбачева и обосновал это предложение. Пленум единогласно принял положительное решение.

- Не жалеете, что помогли Горбачеву получить эту должность?

Нет, не жалею. Я поддерживал не просто Горбачева, а большие перемены. Нам был нужен активный лидер.

- Оправдал он ваши надежды?

Не по Сеньке оказалась шапка государева, не по Сеньке!

- В западных газетах вас называли «Мистер "Нет"». Это потому, что вы так часто на переговорах употребляли это слово и не шли на компромисс?

Мое «Нет» они слышали гораздо реже, чем я их «No», потому что мы выдвигали гораздо больше предложений. Меня в их газетах прозвали «Мистер "Нет"», потому что я собой манипулировать не позволял. Советский Союз - великая держава, и никому этого делать мы не позволим!

- Что вы считаете своим самым большим личным успехом?

- Закрепление и незыблемость границ в Европе - это основной результат моей деятельности на посту министра иностранных дел. Думаю, что эти границы сохранятся. Конечно, с годами могут произойти некоторые изменения. Если европейские страны откажутся от Хельсинских договоренностей, станут их нарушать, тогда на европейской земле начнутся территориальные конфликты, распадутся старые и сложатся новые коалиции. В Европу снова придет война.

- Враги у вас были?

У меня всегда были два соперника - время и невежество людей , которых поднимали на вершину обстоятельства. Интриги, доносы, подножки друг другу в части партийной верхушки были в почете.

- И кто же в Кремле, на ваш взгляд, был особенным интриганом?

Из тех, с кем довелось работать, на первое место ставлю Вышинского . Он погубил много людей, но и его жизнь поломала. Любил сталкивать людей лбами Хрущев . Брежнев интереса к интригам не имел. Снятие Хрущева не было заговором, оно стало необходимостью, так как Никита Сергеевич потерял контроль над собой, стал разваливать страны и партию. Скажем, вдруг, нарушив необходимые процедуры, передал Крым Украине.

- В своих воспоминаниях вы рассказали много интересных фактов из международной жизни, но почему-то совсем не коснулись внутренней политики. Побоялись раскрыть государственные секреты?

Любите вы громкие слова, сенсации, а я не могу выставить на всеобщее обозрение то, что многие годы хранилось за семью печатями. Вообще, я считаю, что экономическая и особенно финансовая сила капитализма превосходит нашу . Американский капитализм опутал земной шар. Противостоять этому можем только мы, еще, пожалуй, Китай, страны, богатые сырьем и сильные в военном плане.

- Какой вы можете сделать прогноз о наших взаимоотношениях с Америкой?

Изменение соотношения сил в пользу американцев позволяет им сделать много ходов. Скорее всего, от нас будут требовать одностороннего разоружения в обмен на мифическую помощь, которая никогда не придет.

Мы до сих пор живем в условиях вождизма, хотя он и появился в новом облике. С коллегиальностью в руководстве дела идут плохо. Забыты старые уроки, в моде новые учителя, зачастую с Запада.

- Какой ваш основной жизненный принцип?

Никогда нельзя скучать. Физически люди умирают, а духовно - никогда. Надо верить...