Кто изображен на иконостасе. История человечества, или какой иконостас правильный? Как расположить иконы в доме

На сегодняшний день, основываясь на древних традициях, и интерпретируя их в соответствии со своими культурными знаниями и представлениями, учитывая особенности храмовой архитектуры - появляются различного вида иконостасы. Но мы давайте рассмотрим составляющие общепринятого современного храмового иконостаса.

Нижний ряд:
Царские врата, справа от них икона Христа, слева - Богородицы. Справа от иконы Христа обычно помещают икону храма. Это или праздник или изображение святого, в честь которого освящен храм. Так же после местных икон находятся Северные врата (слева от Царских врат) и Южные врата (справа), которые еще называют Дьяконские двери. На них зачастую изображают архангелов Михаила и Гавриила, так же встречаются изображение архидиаконов Стефана и Лаврентия, или же ветхозаветных пророков, первосвященников, первого вшедшего в рай благоразумного разбойника, почитаемых в храме святителей.

Второй ряд - Деисусный чин:
Собственно, этот ряд и породил само понятие об иконостасе. В переводе слова «деисис» (гречск) - мы видим моление. И в центре молитвы - икона «Спас в силах» или «Спас на престоле». По бокам от Христа - в три четверти оборота к Нему молятся за нас Богородица и св. Иоанн Креститель. Далее идут архангелы, апостолы, святители, мученики и другие святые, почитаемые в конкретном храме.

С XVII века наблюдается перемена местами Деисусного чина и Праздничного. Скорее всего это было вызвано неудобным рассмотрением самих праздничных икон на третьем ряду. Но от этой перемены нарушается каноническая иерархия и теряется евангельский смысл всего иконостаса.

Третий ряд - Праздничный:
В центре этого ряда обычно размещают икону «Тайной вечери». А по бокам - праздники. Это обычно двунадесятые праздники: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Вход Господень во Иерусалим, Вознесение Христово, Успение Богородицы, Крестовоздвижение.

Четвертый ряд - Пророческий:
Здесь помещают иконы царя Давида, Соломона, пророка Илии, и других пророков, которые предвозвестили пришествие Христа. В раках они держат свитки с текстом этих пророчеств. В центре этого ряда обычно изображают икону Богородицы «Знамение». Или же Богородицу, сидящую на престоле. Это зависит от формы икон самих пророков: поясные или ростовые.

Пятый ряд - Праотеческий:
Здесь помещают иконы праотцов - от Адама до Моисея. По середине размещают икону «Троица ветхозаветная». Она является символом жертвы Бога Слова во искупление человеческих грехов.

Крест или распятие - венчают иконостас. Иногда по бокам от распятия изображают предстоящих Богородицу и апостола Иоанна Богослова.

Как устроен иконостас в православном хра...

Как устроен иконостас в православном храме

26.04.2018 2482

Одним из самых важных и наиболее узнаваемых элементов православного храма является икона - то самое окно в духовный мир, которое позволяет нам лучше сосредотачиваться на молитве обращаясь к Богу. В храме иконы складываются в особенную симфонию, которую мы именуем иконостасом.
Иконостас получил своё основное развитие именно в Русской Православной Церкви и это было связано с особенностями национального храмостроения. Храмы Восточных (а для нас скорее южных) патриархатов в основном строились из камня. Их внутреннее убранство от пола до куполов расписывалось фресками с изображением Господа, Богородицы, святых и различных богословских и исторических сюжетов.

В русских храмах ситуация была иной. Каменные соборы были, так сказать, «штучным товаром» для городов или крупных монастырей. Большинство церквей возводились из дерева и, соответственно, не расписывались внутри. Поэтому в таких храмах вместо фресок новые иконы стали добавлять в алтарную преграду и она от этого выросла вверх на несколько рядов.

Как появлялся иконостас

В Иерусалимском храме Святая Святых от святилища отделяла огромная завеса, которая разодоралась надвое после крестной смерти Спасителя, как символ окончания Ветхого Завета и вступления человечества в Новый.

Новозаветная Церковь в первые три века своего существования находилась на положении гонимой и была вынуждена скрываться в катакомбах. Таинство Евхаристии совершалось прямо на гробах мучеников в наспех приспособленных под храм кубикулах (комнатах), где собирались только свои. В таких условиях не было ни возможности, ни особенной необходимости в том, чтобы отгораживать престол от присутствующих.

Первые упоминания о специально построенных для богослужения храмах и об алтарных преградах или парапетах, отделяющих наиболее священную часть храма от его основного пространства, относятся к IV веку.

После легализации христианства святым равноапостольным императором Константином Великим в Церковь пришло огромное количество новых верующих, уровень воцерковления которых был относительно низок. Поэтому престол и жертвенник требовалось оградить от возможного непочтительного отношения.

Первые алтарные преграды выглядели или как невысокий заборчик, или как ряд колонн, который поверху нередко увенчивался поперечным брусом - «архитравом». Они были невысоки и не закрывали собою полностью роспись алтарных апсид, а также давали возможность молящимся наблюдать за происходящем в алтаре. Сверху на архитрав обычно устанавливался крест.

О подобных преградах упоминает в своей «Церковной истории» епископ Евсевий Памфил, который, например, о храме Гроба Господня сообщал следующее: «Полукружие апсиды было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов».

Довольно скоро крест на архитраве сменился рядом икон, а на опорные колонны по бокам от царских врат начали помещать образы Спасителя (справа по отношению к молящимся) и Богородицы (слева), а спустя ещё некоторое время - дополнять этот ряд иконами других святых и ангелов. Таким образом и появились первые одно- и двухъярусные иконостасы, распространённые в Восточных Церквях.

Развитие иконостаса в России

Классический многоярусный иконостас впервые появился и получил распространение именно в Русской Православной Церкви, чтоб было связано с архитектурными особенностями русских храмов, о которых уже было сказано выше.

Первые построенные на Руси храмы копировали византийские образцы. Иконостасы в них имели 2-3 яруса.

Точно неизвестно, когда именно они начали расти, но документальные свидетельства о появлении первого четырёхъярусного иконостаса относятся к началу XV столетия. Его установили в Успенский собор Владимира, который расписывали преподобные Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Уже к концу века подобные иконостасы распространились повсеместно.

Во второй половине XVI века в иконостасе впервые появляется пятый ряд. В XVII столетии подобная компоновка становится классической для большинства русских храмов, а в некоторых из них можно встретить иконостасы в шесть и даже в семь рядов. Далее «этажность» иконостаса расти прекращает.

Шестой и седьмой ярусы обычно посвящали Страстям Христовым и, соответственно, страстям апостольским (их мученической кончине). Эти сюжеты пришли в Россию с Украины, где были довольно популярны.

Классический пятиярусный иконостас

Пятиярусный иконостас на сегодняшний день является классическим. Самый нижний его ярус называется «местным». Справа и слева от царских врат всегда располагают иконы Спасителя и Богородицы соответственно. На самих царских вратах - образы четверых евангелистов и сюжет Благовещения.

Справа от иконы Спасителя обычно помещают образ того святого или праздника, которому посвящён храм, в котором вы находитесь, а слева от образа Богородицы - икону одного из святых, наиболее почитаемых в этой местности.

Далее идут южные (по правую руку от молящихся) и северные (по левую) двери. На них обычно пишут иконы архангелов Михаила и Гавриила или архидиаконов Стефана и Лаврентия (хотя возможны и другие варианты), а остальной местный ряд заполняют несколькими образами святых, также наиболее почитаемых в этом регионе.

Второй ярус называют «праздничным». Здесь центром композиции является икона «Тайной вечери» над царскими вратами, слева и справа от которой вы можете видеть сюжеты 12 наиболее значимых с точки зрения Церкви евангельских событий: Вознесения, Сретения, Рождества Богородицы, Её введения во храм, Воздвижения креста Господня, Входа Господня во Иерусалим, Преображения и т.д.

Третий ярус называется «деисисом» - от греч. «моление». Центральным образом этого ряда является Господь вседержитель, изображённый во всей своей силе и славе. Он восседает в золотых одеждах на царском престоле на фоне красного ромба (мир невидимый), зелёного овала (мир духовный) и красного же квадрата с вытянутыми краями (мир земной), которые вместе символизируют всю полноту мироздания.

К Спасителю в позах молитвенного предстояния обращены фигуры пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (справа), Пресвятой Богородицы (слева) и других святых. Фигуры святых изображены в полоборота к молящимся, чтобы показать, что во время богослужения святые сопредстоят нам перед Богом, являются перед ним сомолитвенниками в наших нуждах, о которых мы просим их.

В четвёртом ряду изображают ветхозаветных пророков, а в пятом - праотцев живших на заре возникновения человечества. В центре «пророческого» ряда помещают икону Богородицы «Знамение», а в центре «праотеческого» - икону Святой Троицы.

Иконостасы в современных храмах

Построение иконостаса, как и другие аспекты внутренней церковной жизни, регулируются определёнными традициями. Но это вовсе не означает, что все иконостасы совершенно одинаковы. При формировании иконостаса стараются учитывать общий архитектурный облик конкретного храма.

Если помещение храма было переоборудовано из какого-то другого сооружения и его потолок низкий и плоский, то иконостас вполне могут сделать двух- или вообще одноярусным. Если требуется показать верующим красивую роспись алтарных апсид, выбирают иконостас в византийском стиле до трёх рядов в высоту. В остальных случаях стараются установить классический пятиярусный.

Положение и наполнение рядов также не жёстко регламентировано. «Деисисный» ряд может идти после «местного» и предварять собой «праздничный». Центральной иконой в «праздничном» ярусе может быть не «Тайная вечеря», а икона «Воскресения Христова». Вместо праздничного ряда в некоторых храмах можно увидеть иконы Страстей Христовых.

Также над царскими вратами часто помещают резную фигуру голубя в лучах сияния, символизирующего собой Духа Святого, а верхний ярус иконостаса венчает крест или образ распятия.

Андрей Сегеда

Иконостас в храме

"Спас в силах", икона из иконостаса Успенского собора во Владимире, мастерская Рублева, 1408 г., Третьяковская галерея

Иконостас, что в переводе с греческого языка означает «место, где стоят иконы», представляет собой характерное достижение православной культуры и является неотъемлемым элементом храмового строительства. Он состоит из нескольких рядов упорядоченно размещенных икон, и, что характерно для религиозной культуры в целом, обладает множеством функций и смыслов. Отделяя алтарь от наоса, где собираются прихожане, он символизирует границу, которая разделяет божественный «горний» и «дольний» миры, выражает идею таинства и подчеркивает значение алтарной части по отношению к остальному пространству храма. Иконостас также представляет собой эпицентр внутреннего убранства храма, где сосредоточены все основные иконы. Кроме того, это — своеобразная иллюстрация богослужения, повествующая прихожанам о целях, истории и структуре христианской церкви.

Традиция возведения алтарной преграды восходит к временам зарождения христианства, но композиция и структура «высокого» православного иконостаса сложились в процессе развития русского храмового строительства на рубеже XIV - XV веков. В отличие от византийских прообразов, созданных на манер колоннады, русский иконостас заполнен рядами икон и представляет сплошную преграду во всю ширину храма.

Каждый иконостас уникален и отличается от остальных как по количеству и размеру икон, так и по стилистике и по технике исполнения. При этом взаимное расположение основных элементов строго закономерно и регламентировано каноном. В классическом «высоком» иконостасе, структура которого сформировалась в течение XV - XVI веков, иконы располагались по четырем основным рядам. Таково решение иконостаса, который был возведен в Успенском соборе Владимира около 1408 года при участии мастерской знаменитых иконописцев Даниила Черного и Андрея Рублева. Иконостас заполнял три проема алтарных апсид и состоял, как считается, из пятидесяти или более икон, включая огромный по тем временам деисусный ряд. Ниже располагались иконы местного чина, которые не сохранились до наших дней, выше — иконы с изображениями праздников и пророков.

Композиция, реализованная во владимирском соборе, встречается во многих храмах и считается канонической. В последующие века облик иконостаса менялся, он становился сложнее, а количество рядов увеличилось до семи. Тем не менее, именно это четырехчастное исполнение стало в основе традиции русского иконостаса, которая сохраняется по сегодняшний день.

Иконостас в храме Серафима Саровского, Набережные челны

Иконография , расположенного на первом ярусе, строится вокруг росписи «царских» врат, на створках которых традиционно изображается Благовещение и фигуры евангелистов либо святителей. По сторонам от прохода находятся парные изображения Богоматери и Спасителя, которые изредка заменяются иконами господских и богородичных праздников. Справа от лика Христа располагается храмовая икона, которая представляет событие либо святого, в честь которого освящен храм. Створки дьяконских врат украшаются изображениями архангелов, архидиаконов, первосвященников или ветхозаветных пророков. За исключением икон Богоматери и Христа, наличие которых обязательно, состав местного ряда различается и по сюжету, и по размерам. Как правило, он образован иконами местночтимых святых. Реже встречаются аллегорические композиции, изображения праздников или сцен из библейской жизни. Количество икон ограничено шириной алтаря и составляет от трех до двадцати и более единиц.

Следующий ярус иконостаса занимают иконы Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, а также апостолов и святых, составляющие деисусный ряд. Первые три представляют трехчастную композицию — , которая располагается в центре и выступает символической доминантой иконостаса в целом. Иконография деисуса определена строгим каноном. Спаситель изображается в образе Вседержителя или Спаса в силах. Слева находятся изображение Богоматери, которая пишется обращенной к фигуре Христа, а также иконы архангела Михаила и апостола Павла, которые хоть и не входят в состав деисуса, однако являются неизменными элементами данного чина. Изображения Иоанна Крестителя, апостола Петра и архангела Гавриила находятся, соответственно, справа. Иконография и взаимное положение остальных образов, включая иконы оставшихся десяти апостолов, которые составляют особый «апостольский деисус», допускает различные вариации.

Праздничный чин, расположенный третьим ярусом, представляет иконы господских и богородичных праздников, а также другие события из евангельской истории, включая такие сюжеты как воскрешение Лазаря, Тайная вечеря и воздвижение Креста.

Выше располагается пророческий ряд, который включает в себя иконы ветхозаветных пророков: Ильи, Гедеона, Захария, Соломона, Давида и многих других. Согласно канонам православной иконографии, пророки изображаются со свитками изречений и символами пророчеств.

Иконостас храма Христа Спасителя, XIX в., Москва

В сочетании основных рядов православный иконостас выражает практически все основные ступени в истории и иерархии православной церкви. Деисус представляет Христа во Славе и перекликается с иконографией Страшного суда. Пророческий ряд отсылает к ветхозаветной истории. Праздничный чин свидетельствует основные события жизни Иисуса Христа. Символика местного ряда, который играет особую роль в процессе богослужения, может рассматриваться в контексте идеи воссоединения божественного и земного, движения к спасению через молитву и церковь.

Пятый, праотеческий, ряд, который вошел в композицию православных иконостасов с начала XVI столетия, содержит изображения праотцев и представляет древнейшую, высшую иерархию христианской божественной сущности. Здесь располагаются изображения ветхозаветных пророков и первых людей, включая иконы Адама, Евы, Авеля, Авраама. В центре, над царскими вратами и изображением Христа, традиционно располагают икону, связанную с образом Бога Отца — «Троицу» или «Отечество».

Высшая точка развития русского иконостаса приходится на период XVI - XVII веков. К этому времени относятся выдающиеся произведения храмового искусства, включая иконостасы Успенского и Архангельского соборов в Москве. С ростом количества и размеров икон структура иконостаса менялась. Праздничный ряд, образованный группой икон с более мелким и сложным изображением, начали размещать ближе к зрителю, сразу над местным. Кроме того, появилось и несколько новых рядов. Это страстные чины, повествующие об истории смерти Христа и мучениях апостолов, а также особый «пядничный чин», составленный из небольших домовых икон, оставленных у алтаря прихожанами.

В последующие века иконостас претерпел существенные изменения. Синодальный период ознаменовался стремлением к эстетической организации храмового пространства, что, в ряде случаев, шло вразрез и с традицией и с каноном, но не мешало созданию выдающихся произведений, которые обозначили следующую страницу в истории православного иконостаса.

Возникновение алтарной завесы связано с устройством ветхозаветных скинии и Иерусалимского храма. Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.

Возникновение алтарной завесы связано с устройством ветхозаветных скинии и Иерусалимского храма. Внутри скиния была разделена на две части четырьмя столбами из дерева ситтим, обложенными золотом, утвержденными на подножиях из серебра; на этих столбах висела завеса. За завесой, в Святом Святых, куда входил только первосвященник однажды в год, стоял ковчег со скрижалями Завета. Иерусалимский храм также был разделен на два помещения перегородкой из кедрового дерева: внешнее — Святое и внутреннее — Святое Святых. Дверь с дверцами из оливкового дерева, украшенными изображениями херувимов, пальм, цветов, обложенная золотом, представляла собой вход в Святое Святых. Перед ним, как и в скинии, находилась завеса из искусно сделанной многоцветной ткани.

Во дни первых христиан

В катакомбных церквах сохранились черты древнего алтарного устройства, и в этом отношении они могут служить первичным типом христианского алтаря. В усыпальнице св. Агнессы алтарь занимал целое помещение — кубикулу — и отделялся от двух остальных решетками, линия которых обозначена полуколоннами из туфа, выбитыми при входе в кубикулу и служившими опорой для решеток и пограничной чертой между местом для мирян и алтарем.

В раннехристианских базиликах алтарь отделялся от средней части мраморной алтарной преградой в виде четырех колонн, на которых покоился архитрав; преграда называлась по-гречески «темплон» или «космитис». Она не столько закрывала, сколько выделяла алтарь, подчеркивая его значимость как места совершения Таинства. Архитрав обычно украшали резьбой с изображением виноградных лоз, павлинов и других символических образов, над вратами помещался резной или скульптурный крест. Со временем между колонн стали ставить иконы Христа, Богородицы, святых. Император Юстиниан (527-565) усложнил форму преграды, поставив в Св. Софии Константинопольской 12 колонн по числу апостолов, а при Василии Македонянине (867-886) на архитраве появилось изображение Христа. К XII в. темплон в виде портика с большими иконами Спасителя, Богоматери и святого данного храма уже был широко распространен. Иногда над Царскими вратами помещали деисис (Христос, Богоматерь и Иоанн Предтеча). В некоторых храмах уже в XI в. появляется ряд из двунадесятых праздников. В поздневизантийский период преграда могла достигать двух-трех рядов (деисис, апостолы и пророки, праздники), но все же греки предпочитали одноярусные темплоны. Алтарная преграда проходила под аркой, отделявшей неф от алтарной апсиды и обычно простиралась дальше к северу и югу, отгораживая жертвенник и диаконник. Со временем появление иконостаса с тремя вратами сделало возможным в церквах с одной апсидой располагать жертвенник прямо в алтаре, сбоку от престола.

На Руси

Преграда перешла на Русь из Византии в форме двухъярусного иконостаса. В домонгольское время алтарная часть отделялась от средней части храма низкой деревянной или мраморной преградой, украшенной, помимо образов Христа, Богоматери и различных чтимых святых, одним-двумя рядами икон. Алтарь с его настенной живописью оставался открытым для обозрения молящихся в храме.

Первым высоким иконостасом принято считать иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, состоящий из трех ярусов (по-древнерусски — чинов): местного, деисиса и праздников. Согласно летописи, его создавала в 1405 г. артель во главе с Феофаном Греком, старцем Прохором с Городца и чернецом Андреем Рублевым. С именем последнего и связывают появление высокого иконостаса: в 1408 г. он принимал участие в создании иконостаса Успенского собора Владимира, а в 1425-27 гг. — Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

К концу XV в. появляется четвертый ярус — пророческий, а в конце XVI в. пятый — праотеческий. К XVII в. тип пятиярусного иконостаса закрепляется повсеместно, его и принято считать классическим. Однако известны шести- и семиярусные иконостасы. В состав иконостаса стали включать страстные ряды — изображение страстей Христовых. Над верхним рядом появляется ярус серафимов и херувимов. Большой Московский собор 1666-1667 гг. постановил завершать иконостас Распятием.

Дальнейшая эволюция форм иконостаса связана с развитием декора. В конце XVII-XVIII вв. в Россию приходит стиль барокко с его пышным и затейливым украшательством. Иконостасы покрывались богатой резьбой, обильной позолотой, имели причудливую конфигурацию, включали высокий рельеф и даже скульптуру. Иконы становятся живописными, строгость и последовательность чинов не соблюдается. В конце XVIII в. на смену барокко приходит классицизм. Иконостас украшается колоннами, портиками, антаблементом, в декор еще чаще входит рельеф и круглая скульптура, роль изображений сводится к минимуму. С середины XIX в. возводятся эклектичные иконостасы в «византийско-русском» стиле. На рубеже XIX-XX вв. происходит возвращение к одноярусным алтарным преградам — каменным византийским или деревянным древнерусским. Создавались также оригинальные иконостасы, например, из фарфора или черного мореного дуба.

Суть иконостаса: отделяя — приблизить

В высоком иконостасе русских храмов полностью реализуется символика алтарных преград раннехристианских и византийских церквей. Симеон Солунский писал: «Посему поверх столбов космитис означает союз любви и единство во Христе… Оттого поверх космита, посредине между святыми иконами, изображаются Спаситель и по сторонам от Него Богоматерь и Креститель, Ангелы и апостолы и другие святые. Это научает нас, что Христос находится и на небесах со Своими святыми, и с нами теперь, и что Он еще должен прийти». Иконостас, отделяющий алтарь от средней части храма, выражает мысль о самой тесной и неразрывной связи, существующей между миром чувственным и духовным посредством молитвенной помощи изображенных на иконах небожителей. С появлением иконостаса собрание верующих оказалось поставленным буквально лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса. Как в евхаристической молитве на литургии поминаются в вере почившие ветхозаветные праотцы, отцы, патриархи, пророки, новозаветные апостолы, мученики, исповедники, а потом и все живые и находящиеся в храме верующие, так и иконостас продолжают собравшиеся в храме христиане.

«Ограничение алтаря необходимо, чтобы он не оказался для нас как ничто, — пишет священник Павел Флоренский (1882-1943). Небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма может быть отделен только видимыми свидетелями мира невидимого, живыми символами соединения того и другого, иначе — святыми. Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий... Иконостас есть явление святых и ангелов... явление небесных свидетелей и, прежде всего, Богоматери и Самого Христа во плоти — свидетелей, возвещающих о том, что по ту сторону плоти». Иконостас не закрывает алтарь от верующих в храме, а раскрывает для них духовную сущность того, что содержится и совершается в алтаре. Сущность эта состоит в том обожении, к которому призваны и стремятся члены земной Церкви и которого уже достигли члены Церкви Небесной, явленные в иконостасе. Образы иконостаса показывают тот результат сближения с Богом и пребывания в единении с Ним, к которому направлены все священнодействия Христовой Церкви, в том числе те, что совершаются внутри алтаря.

Раскрытие Божественного домостроительства

Иконостас в целом постепенно раскрывает пути Божественного Откровения и осуществления спасе-ния — от предуготовления его в предках Христа по плоти и предвозвещения его пророками. Каждый из рядов представляет определенный период Священной истории, соотносимый с вечным — своим центральным образом — вершиной предуготовления и пророчеств. Через зримые образы иконостас ведет к праздничному ряду — исполнению предуготованного и далее к ряду, где все устремлено к Христу. В одной плоскости, легко обозреваемой с различных точек и охватываемой единым взором, иконостас раскрывает и историю человека, образа Триединого Бога, и пути Бога в истории. По словам о. Павла Флоренского: «Сверху вниз идут пути Божественного Откровения и осуществления спасения... В ответ на Божественное Откровение снизу вверх идут пути восхождения человека: через принятие евангельского благовестия (евангелисты на Царских вратах), сочетание воли человеческой с волей Божией (образ Благовещения здесь и есть образ сочетания этих двух воль), через молитву и, наконец, через причащение Таинству Евхаристии осуществляет человек свое восхождение к тому, что изображает деисисный чин, к единству Церкви». «Вещественный иконостас не заменяет собой иконостаса живых свидетелей и ставится не вместо них, а лишь как указание на них, чтобы сосредоточить молящихся вниманием на них... Образно говоря, храм без вещественного иконостаса отделен от алтаря глухой стеной, иконостас же пробивает в нем окна, и тогда через их стекла мы... можем видеть происходящее за ними — живых свидетелей Божиих. Уничтожить иконы — это значит замуровать окна».

Таким образом, иконостас не совсем закрывает алтарь: напротив, с духовной точки зрения он раскрывает верующим величайшие истины Домостроительства Божия о спасении. Живое таинственное общение угодников Божиих, в которых уже восстановлен образ Божий, с людьми, стоящими в храме, в которых этот образ еще только должен быть восстановлен, создает совокупность Церквей Небесной и земной.

Последовательность — ключ к символике

В иконостасе тематика икон строго последовательна — как в целом, так и в отдельных своих частях. В своей классической форме иконостас состоит из пяти рядов икон, увенчанных Крестом. Пятиярусный иконостас нужно рассматривать сверху вниз. Вначале на нем показывается ожидание человечеством обещанного Богом Спасителя, затем явление Христа в мир и совершенное Им искупление.

Венчает иконостас Крест Христов. Тем самым вся история воспринимается как восхождение к Голгофе, где совершилось спасение человечества. Распятие в завершении иконостаса подчеркивает, что Христос есть Искупитель и Жертва, благодаря которой осуществляется спасение.

Два верхних ряда — праотеческий и пророческий — показывают предуготовление Новозаветной Церкви в предках Христа по плоти и предвозвещение ее в пророках. Каждый из этих чинов представляет определенный период Священной истории, и каждый соотносится со своим центральным образом — вершиной предуготовлений и пророчеств.

Верхний праотеческий ряд, или чин, являет нам первоначальную ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея — период дозаконный, в лице ветхозаветных праотцев с соответствующими текстами на развернутых свитках. Здесь изображены праотцы, ближе всех стоящие ко времени райской жизни: Адам (иногда и Ева), Авель, Ной, Сим, Мельхиседек, Авраам и др. В середине этого яруса помещается образ Святой Троицы — явление Аврааму у дуба Мамврийского, как первый завет Бога с человеком и первое откровение Триединого Бога, или образ «Отечество», показывающий все три ипостаси (Отца, Сына и Святого Духа) посредством имеющихся в христианстве символов.

Ниже — ряд пророческий, представляющий ветхозаветную Церковь от Моисея до Христа, период подзаконный. Здесь изображены вожди, первосвященники, судьи, цари, пророки — также с развернутыми свитками, на которых написаны тексты из их пророчеств о грядущем в мир Спасителе, в руках. Икона Боговоплощения посреди пророческого ряда указывает на непосредственную связь между Ветхим и Новым Заветом. При этом распространенным вариантом стала икона «Знамение» с изображением Христа в медальоне на фоне чрева Богородицы, иногда — Богоматерь на престоле с Младенцем Иисусом на коленях. По обеим сторонам от нее обычно располагаются Давид, Соломон, Даниил, Исайя, Аарон, Гедеон, Иезекииль, Иона, Моисей.

Следующий ярус иконостаса — праздничный; он представляет собою период новозаветный, выражая исполнение того, что предвозвещено в верхних рядах. Здесь изображены те события Нового Завета, которые, составляя годовой литургический круг, особенно торжественно отмечаются Церковью как своего рода главные этапы промыслительного действия Божия в мире, постепенное осуществление спасения. Обычно «праздники» располагали в следующем порядке слева направо: «Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретенье», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Троица», «Успение Богоматери», «Воздвижение Креста». Дополнительно к этим двенадцати праздникам, а иногда и взамен их, в этот ряд включали иконы на другие священные сюжеты: «Пятидесятницу», «Покров», «Сошествие во ад» и др.

Следующий ряд иконостаса называется деисисным («деисис» значит «молитва»). Основная тема его — моление Церкви за мир. Здесь показывается момент Второго пришествия Христа и Страшного суда. Здесь Христос выступает как Судия мира, перед Которым предстательствуют за грехи человеческие Богоматерь — символ новозаветной Церкви и Иоанн Предтеча — символ Церкви ветхозаветной. В акте моления принимают участие Ангелы, апостолы, святители, мученики. Христос изображется сидящим на престоле — так называемый «Спас в силах». Сквозь «прозрачный» престол видны сферы сияний небесной славы. На фоне изображаются «Силы Небесные» — Херувимы и Серафимы. Этот чин является центральной и главнейшей частью иконостаса.

Нижний ярус иконостаса — местный. В центре его находятся Царские врата. Слева от врат помещается икона Богоматери с Младенцем, справа — образ Спасителя. Справа от иконы Христа расположен «храмовый образ», показывающий, в честь какого праздника или святого освящена церковь. Слева от иконы Богоматери размещается та икона, по которой можно определить, какого святого наиболее почитают в этом храме.

Врата рая

На северных и южных вратах алтаря изображаются Архангелы или святые диаконы — сослужители при совершении Таинства. На южной двери Архангел иногда заменяется благоразумным разбойником, чем подчеркивается понимание этих дверей как входа в Царствие Небесное, символом которого является алтарь.

На средних дверях — Царских вратах — обычно изображаются Благовещение и ниже — четыре евангелиста. Иногда здесь помещают иконы святых Василия Великого и Иоанна Златоуста с Евангелием в руках или с развернутым свитком с литургическим текстом. Символически Царские врата представляют вход в Царствие Божие. Благовещение здесь — начало, открывающее человеку вход в это Царствие; оно — олицетворение той Вести, которая возвещена евангелистами, и здесь благовестие их относится непосредственно к человеку, приходящему в церковь для приобщения к этому Царствию. Здесь, на солее, на грани между алтарем и средней частью храма совершается причащение верующих. Поэтому над вратами помещается изображение Евхаристии. При богослужении в иконостасе открываются Царские врата, давая верующим возможность созерцать святыню алтаря — престол и все происходящее в алтаре.

Создание иконостаса — практика

В современной практике иконостасы изготовляют чаще всего из дерева или натурального камня (мрамора, песчаника). В отдельных случаях используют фаянс или кованый металл.

В деревянных тябловых иконостасах сплошные ряды икон устанавливаются между горизонтальными деревянными брусьями — тяблами. Лицевая поверх-ность брусьев может быть расписана растительным орнаментом или украшена деревянной резьбой. Более сложный тип — резной иконостас с системой горизонтальных и вертикальных членений, обильно украшенных деревянной резьбой, басмой и т.д.

Обычно резчики используют распространенные древесные породы: сосну, липу, дуб, но иногда используется груша, грецкий орех и черное дерево. Сегодня резчики чаще всего применяют глухую или сквозную горельефную резьбу, отличающуюся особой декоративностью. Деревянная резьба может тонироваться либо левкаситься и покрываться позолотой, серебром и цветными лаками. Нижние части местного ряда иногда закрывают вышитыми тканями. При проектировании деревянного резного иконостаса не следует чересчур увлекаться резными поверхностями, помня, что иконостас предназначен в первую очередь для установки икон, перед которыми люди молятся. Декор промежуточных поверхностей должен только обозначать благолепие небесных обителей, где пребывают святые. Говоря иначе, иконостас не следует превращать в «резьбостас», где иконы теряются за обилием резьбы с позолотой.

Иконостасы из естественного камня могут быть одноярусными или многоярусными. Лицевые поверх-ности, обращенные в сторону средней части храма, обильно покрываются резьбой. При этом могут использоваться разные породы естественного камня, обеспечивая богатство цветового решения.

Проектная работа по иконостасу вновь проектируемого храма должна вестись одновременно с архитектурным решением самого храма. Она начинается с определения стиля иконостаса, который соотносится с архитектурой проектируемого храма. При воссоздании собираются архивные чертежи и фотографии иконостаса старого храма. В процессе проектирования определяется место расположения иконостаса, его габариты и конфигурация по длине и высоте, в том числе количество рядов. В малых храмах, имеющих небольшую глубину, целесообразно устройство низкого иконостаса, с тем чтобы зрительно увеличить глубину храма за счет обзора конхи апсиды над иконостасом.

Каркас деревянного иконостаса изготавливается из бруса сосны, который может быть укреплен металлическими элементами при значительном проеме, отделяющем алтарь от самого храма. Сначала устанавливается блок Царских врат, который включает в себя сами врата, столбы, сень и корону. Далее изготавливается и монтируется тело иконостаса. Заключительный этап работ состоит из установки икон. Тыльная сторона иконостаса может быть закрыта фанерой или тканью.

Михаил Юрьевич Кеслер, архитектор.

«Иконописец» №21, 2009 г.

Архитектор М.Ю. Кеслер

Когда заходишь в любой православный храм, на переднем плане сразу можно увидеть святая святых - алтарь, который является образом Царства Небесного. В алтаре расположена главная его святыня - освященный стол, называемый Престолом, на нем священник совершает свое величайшее таинство, когда происходит превращение хлеба в Плоть и вина в Кровь Христову.

Что такое иконостас?

Алтарь отделяется от остального храма иконостасом. Разбираясь с вопросом, что такое иконостас, нужно отметить, что он представляет собой специальную отделяющую перегородку, с размещенными на ней иконами с ликами святых. Иконостас как бы соединяет мир небесный с миром земным. Если алтарь - мир горний, то иконостас - мир земной.

Русский православный иконостас содержит пять высоких рядов. Самый первый ряд называется праотеческим, он самый верхний, на нем изображены праотцы Святой Церкви от первого человека Адама до ветхозаветного пророка Моисея. В центре ряда всегда устанавливается образ «Ветхозаветной Троицы».

А второй ряд имеет название пророческий, поэтому здесь изображаются пророки, которые возвещали о Богородице и о рождении Иисуса Христа. В центре находится икона «Знамение».

Деисусным называется третий ряд иконостаса и обозначает моление всей Церкви Христу. В самом центре его помещается икона «Спас в силах», на которой изображен Христос, восседающий как грозный Судия всего созданного им мира. Слева от него находится Пресвятая Богородица, а справа - Иоанн Предтеча.

В четвертом праздничном ряду рассказаны события Нового Завета, берущие начало с рождества Самой Богородицы.

И самый нижний, пятый, ряд иконостаса называется "местный ряд", по центру его находятся Царские врата, над которыми обязательно помещается икона «Тайная вечеря», и на самих вратах - икона «Благовещение» (где сообщает благую весть Святой Деве), а по обе стороны от врат - и Богородицы.

Еще нужно обратить внимание на то, что по обе стороны от находятся одностворчатые небольшие двери, они называются дьяконскими. Если храм небольшой, то эта дверь может делаться только с одной стороны.

Успенский собор во Владимире: фото и описание

Вообще стиль, форма и высота иконостаса зависят от изучения архитектуры и истории храма, в котором он будет возведен. И он должен масштабироваться в соответствии с пропорциями самого храма, которые в древности проектировали архитекторы. Конструкции иконостасов и состав в нем икон множество раз изменялись.

Успенский собор во Владимире (фото которого представлено выше) обладает первым иконостасом с фрагментами, сохранившимися до наших дней. Он датируется 1408 годом, это работа Андрея Рублева и его современника монаха Когда-то очень давно он состоял из высоких четырех ярусов, среди которых был выполнен более крупно и выдвигался из общего плана, это показывало его особую роль. Иконостас в храме не закрывал подкупольные столбы, благодаря им он делился на части. В дальнейшем Владимирский иконостас стал образцом для иконостасов Московского Кремлевского Успенского собора (1481 г.) и Успенского собора в Кирилло-Белозерском монастыре (1497 г.).

История собора

Этот собор был построен при правлении князя Андрея Боголюбского в середине XII века, и для совершения этого дела во Владимир были приглашены самые искусные мастера со всей земли русской и романского Запада. Его строили для хранения иконы Владимирской Божией Матери - покровительницы Руси. Предполагается, что была написана еще при жизни Самой Богородицы евангелистом Лукой. Потом в 450 году она попала в Константинополь и там пробыла до XII века, а затем была передана в дар Юрию Долгорукому - отцу Андрея Боголюбского. Потом она много раз спасала русские княжеские города от разорений и войн.

Иконостас

Вопрос о том, что такое иконостас, можно продолжить интересным фактом о самых первых сведениях отделения алтаря от всего остального пространства в храме завесой или преградой, которые относятся к IV веку. Тогда еще в византийских храмах эти алтарные преграды были совсем невысокими и делались из парапета, каменной балки (темплона) и колонок. В центре ставился крест, а по сторонам алтаря находились иконы Христа и Богоматери. Через время на темплон стали ставить иконы, или взамен на нем вырезались рельефные изображения. Крест заменили на икону Христа, а потом - Деисисом (по-другому Деисусом, молением) - композицией из трех икон: в центре - Христос Вседержитель, а к нему обращены с молитвой с левой стороны Богородица, а с правой - Иоанн Креститель. Иногда по обе стороны Деисиса добавлялись праздничные иконы или отдельные иконы святых.

Заключение

Первые древнерусские храмы полностью повторяли византийские образцы. Но не всегда это было возможно, ведь храмы в большинстве своем были деревянными, и на них не делалась настенная роспись, зато в иконостасе увеличивалось количество икон и росла алтарная преграда.

Ответ на вопрос о том, что такое иконостас, необходимо дополнить тем, что высокий пятиярусный иконостас получил распространение в России уже в середине XVII века, когда и появились местный ряд, праздников, деисис, пророческий и праотеческий ряды.