Киевский Митрополит Константин I. Как детям не потерять благоговение к «церковному быту»? Удавалось ли прокормить семью

, благочинный церквей Красногорского округа Московской(областной) епархии, отец четверых сыновей(один — епископ, двое — священники).

До революции призвание к священству выражалось в том, что человек рождался в семье духовенства. Общество было сословным, и другого пути, собственно, не было. А в наше время Бог призывает людей к священству по-другому. Ничто не подталкивает сына священника становиться священником или дочку — выходить замуж за будущего священника.

Конечно, всякому человеку, который любит своё дело(не только священнику, но и художнику, и композитору, и водителю) — приятно, если сын тоже любит его дело, и продолжает его(если есть что продолжать). Он этому радуется, может помочь сыну в этой области, это дополнительная почва для их общения. Но, разумеется, нехорошо, если человек будет запихивать своего ребёнка в технический институт, когда тот хочет стать музыкантом. А тем более, если речь идёт о священстве.

Не надо ставить такой цели — вырастить ребенка священником. Священство — личное призвание.

С одной стороны, я не скрываю — мне очень приятно, что трое моих детей стали священнослужителями. Но с другой стороны, и я, и матушка всячески старались не подталкивать их к этому, поддерживали любое их доброе начинание. Другие дороги были для них открыты, и мы всегда были готовы помочь. Потому что это просто несчастье для человека, если он не призван к священству, но стал священником.

Чинопоследование Литургии всегда одинаковое. Сегодня служил Литургию, вчера, и до этого служил ту же самую Литургию несколько тысяч раз. Изменения незначительные — тропари, чтения. А по сути, она одна и та же. Казалось бы, это должно наскучить. Но Литургия потому не наскучивает, что является источником жизни. Как нам не наскучивает дышать и есть. Когда человек призван к тому, чтобы служить этому Источнику — то это служение ему в утешение. А если он не призван — то в тяжесть. Есть замечательное высказывание, что все недостойны священного сана, но тех, кто призван, он подтягивает до себя, а тех, кто не призван — раздавливает.

Поэтому нарочно подпихивать сына под этот пресс, чтобы сын был раздавлен — это, конечно, безумие.

Я знаю случай, когда в семье, где многие были священниками, и ещё одного парня в священники завели, уговорили. А он потом кричал им в лицо: «Вы меня сами запихнули, сами и расхлёбывайте!». Несчастный человек. В конце концов, он перестал служить. Но не надо было его тащить. Не тащили бы — может, ничего страшного и не было бы.

Как детям не потерять благоговение к «церковному быту»?

Чтобы дети в священнических семьях не теряли благоговение — сами родители(батюшка и матушка) должны быть благочестивыми людьми: любить богослужение, чтить Бога и с благоговением относиться к службе. Тогда и дети будут относиться с благоговением. И даже, если ребёнок, может быть, в какой-то момент жизни впадёт в искушения, то, по крайней мере, не будет презирать родителей: «Мама с папой чокнутые, конечно, но люди порядочные». А когда ребёнок видит, что папа в храме и на людях — один, а дома — другой, то у него может возникнуть отвращение, и хорошо тогда если: «Я хочу быть с Богом, но не хочу быть как папа», а ведь может и сказать: «Не хочу быть таким лицемером, как папа» — и вообще всё отвергнет.

У священников, хороших священников, ревностных, есть соблазн — полностью уйти в приходскую деятельность. Но надо помнить, что семья — малая церковь, и отношение к ней должно быть такое же ревностное, как к Церкви. К своему дому отношение должно быть не менее внимательное, чем к своему приходу.

Дети и алтарь

На мой взгляд, очень глупо, когда детей вводят в алтарь, и там их лелеют. Особенно это касается настоятеля. Он своего сыночка посадил, его приголубил, просфорочку ему дал. И что? И ничего хорошего.

Бывает, что в алтаре неблагочестивая, неблагоговейная обстановка. Причём, это не всегда от нас зависит. Может быть такая ситуация, что и настоятель сделать ничего не может. Тоже надо от этого ребёнка оградить, чтобы он не соблазнялся.

Когда мои дети были маленькие, я тогда был алтарником, ходил с ними на службу, но в алтарь их не водил. Они стояли перед Царскими вратами, это самое удобное положение.

Но если обстановка в алтаре благоговейная, и если дети сами хотят там быть, то надо, чтобы они там не просто в алтаре присутствовали, а именно несли служение. Если он такой маленький, что пока ничего не может — пускай он туда не ходит. Лет в 7(кто-то и в 5) он уже много чего может, тогда наравне со всеми он может нести там послушания.

Требования должны быть одни и те же, что к взрослым, что и к детям.

Уже большой мальчик, может и со свечами пройти. В таком случае, я думаю, это может быть очень полезно. Причём, это может быть полезным не только в качестве приобщения к богослужению(хотя и это, конечно, тоже), но и с точки зрения воспитания.

Когда я был в Хабаровске настоятелем маленького храма, мой старший сын(ныне , тогда ему было 10 лет) читал, а второй(ему было 8) вёл алтарное хозяйство, готовил всё к службе. Старший до сих пор иногда вспоминает, как я его отчитал один раз, когда тот аллилуарий забыл. Но в этом нет ничего страшного, главное не переборщить, излишне не отчитать. Хорошо и очень ценно, что сыновья вместе с отцом делали одно и то же дело.

Этого у нас в обществе сейчас, к сожалению, почти совсем нет.

Переходный возраст

Святитель Феофан Затворник пишет, что в переходном возрасте подчревные пары ударяют в голову. И у всех молодых людей, кроме тех, которые еще до переходного возраста определились как христиане — сами определились, а не по родительской наводке, — эти пары всё сметают.

На примере не только своей семьи(четыре человека — не такая большая выборка, чтобы делать выводы), но и воскресной школы я вижу, что так и есть. Подавляющее большинство ребят в этом самом переходном возрасте заносит, многие совершают какие-то недостойные поступки.

Более-менее гладко — не совсем без искушений и падений, но без больших — это проходит у единиц. Из нашей воскресной школы я могу назвать едва ли десятерых, но не буду, чтобы не смутить никого. Остальные делали штрафные круги. Как в биатлоне — если стреляешь мимо цели, делаешь штрафной круг. Я уже не боюсь, просто знаю, что это, за редкими исключениями, неизбежно.

Конкретно мои сыновья не столько бунтовали против Церкви, сколько противились моему отцовскому давлению. Отношения удалось сохранить, потому что в какой-то момент я понял, что они выросли и давить на них неэффективно, и прекратил давление.

Старший сын

Старший сын() всегда выделялся среди братьев серьёзностью, и младшие его за это уважали, но неотмирным ребенком он не был. И пошутить мог, и со сверстниками играл. Христианином он себя осознал еще в детстве, поэтому относительно легко смог пережить искушения переходного возраста. Но такого стремления в монастырь, как у некоторых прирожденных иноков, у него не было. Он учился в Московской духовной академии, принял монашество, потом стал проректором Коломенской семинарии и десять лет в ней прожил, четыре года назад стал ректором.

Перед принятием монашества он долго размышлял, советовался и со мной, и с , а окончательный выбор сделал, по-моему, после беседы с архимандритом Кириллом(Павловым) , в то время духовником Лавры.

, викарий Московской епархии, ректор Коломенской духовной семинарии, старший сын протоиерея Константина.

Священническая семья — это благодатное собрание людей, потому что глава семьи приближен к Богу, является его служителем. Но отдельной темой является поведение священника в семье. Священник должен быть везде одинаков. Он должен быть везде благочестивым добрым пастырем.

Когда человек ещё только готовится к священству, ищет супругу, искать он её должен, несомненно, не по принципу сиюминутного увлечения, а с полным пониманием того, что если ты выбираешь этот путь, твоя супруга несёт часть твоих трудов. В этом и заключается труд православной матушки — быть достойной и благочестивой помощницей своему пастырю. Как ректор семинарии, могу сказать с большой ответственностью, что дети духовенства, поступающие в семинарию, далеко не всегда лучшие абитуриенты. И именно по вопросу благочестия.

Дети духовенства зачастую циники, зачастую уже знающие всю изнанку церковной жизни,

причем, зачастую не знающие доброго о церкви, но знающие о ней всё плохое. Зачастую уже потерянное благочестие, потерянное благоговение, потеряно всё, но отличное знание церковного обихода и быта. Хорошо поём, знаем как пономарить. Поэтому архиерею приходится относиться к каждому ставленнику из священнической семьи с бо́льшим вниманием, выбор ли это самого кандидата на рукоположение, или это выбор его родителей или старших родственников.

Личный выбор

Но не всегда человек, живущий в священнической семье, имеет призвание, это очень важно. Есть такая ошибка, сколько мы о ней ни говорим, она многократно повторяется многими священниками. Это« благочестивое» давление на своих сыновей с пожеланием того, чтобы они продолжили дело отца. Причем даже не всегда это давление явно. Буквально мы говорим, что у тебя есть свобода, но создаем такие условия, что человек, который в принципе не призван к этому, становится священником. А дальше происходит трагедия. Бывают для всех явные трагедии, когда человек прекращает служение или даже снимает сан. Ещё хуже, когда человек формально не отрекается от Бога, совершает богослужение, но не живет по вере в своём сердце.

Поэтому призвание не то, что к священству, призвание к христианской жизни у каждого бывает своё. И люди, живущие в церковных семьях, к Богу приходят сами. Мы детей приводим к знанию о Боге, вводим их в церковную жизнь, но вот этот некий« рубеж»: с какого-то момента он знал о Боге, а с какого-то момента он увидел Бога, и почувствовал Его, — он у каждого свой.

История благоразумного разбойника должна быть для нас очень показательной. Бандит, осужденный на смертную казнь, увидевший рядом с собой другого разбойника(ведь в его глазах Христос был тоже разбойник), и в этот момент он увидел в нём Бога, и сказал« помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!» — это было его призвание. У каждого оно своё, каждый священник может рассказать удивительные случаи, когда люди призывались очень по-разному.

Вот и особенно в церковных семьях, мы должны для своих детей делать всё, чтобы они стали христианами. Молиться о них и не давить. Потому что это передавливание, «переламывание» такое, оно не эффективно. Много реальных примеров людей, сломанных таким« благочестивым» христианским воспитанием.

Это вопрос очень тонкий, здесь надо понимать эти грани, в каких случаях, конечно, надо давить, особенно на маленького ребенка, а где нужно уметь остановиться, дать ему свободу выбора.

Пример отца должен зажигать

Проблема священнических семей часто заключается в том, что

батюшка приходит домой, и из отца Иоанна превращается в дядю Ваню,

смотрящего футбол с бутылочкой пива.

Отец всегда должен показывать пример. А зачастую наш пример не зажигает, детям нечему подражать. Ребёнок смотрит, как живёт его папа-священник и понимает, что он не хочет быть таким, как отец.

И это огромный вопрос к священникам — насколько вообще перед нами стоит главная задача, такая как благочестие? Жить по Заповедям Божиим, и жить чисто, а не «на два фронта».

Епископ Зарайский Константин (Илья Константинович Островский) родился 3 августа 1977 года в городе Москве в семье священника.

В 1994 году окончил среднюю школу и Детскую церковную музыкальную школу при Успенском храме г. Красногорска.

В 1990–1995 годах исполнял различные послушания в Успенском храме г. Красногорска.

В 1995 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1999 году.

В 1999 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2003 году.

В 1997–2002 годах исполнял иподиаконское послушание у митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

6 января 2001 года был пострижен в монашество митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием с именем Константин, в честь священномученика Константина Богородского.

15 февраля 2001 года был рукоположен митрополитом Ювеналием в сан диакона, а 2 декабря 2002 года в сан священника с возложением набедренника.

В 2002–2012 годах исполнял послушание проректора Коломенской духовной семинарии (далее в тексте - КДС) по воспитательной работе.

В 2003–2012 годах руководил хором КДС.

В 2003–2006 годах и с 2012 года по настоящее время исполняет послушание члена Епархиального совета Московской епархии.

В 2004-годах исполнял послушание секретаря Богослужебной комиссии Московской епархии. В 2012 году был освобожден от должности секретаря комиссии с оставлением в ее составе.

В 2005 году был назначен председателем Отдела религиозного образования и катехизации Московской епархии и членом Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией.

В 2006 году был награжден наперсным крестом.

В 2009–2012 годах исполнял послушание регента хора духовенства Московской епархии.

В 2011 году был назначен заведующим Миссионерско-катехизаторскими курсами Московской епархии.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 июля 2012 года был избран епископом Зарайским, викарием Московской епархии и назначен ректором КДС.

29 июля 2012 года был возведен митрополитом Ювеналием в сан архимандрита. 31 июля было совершено наречение, а 12 августа хиротония во епископа. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, архиепископ Можайский Григорий, архиепископ Верейский Евгений и епископ Солнечногорский Сергий.

В 2013 году был назначен председателем Аттестационной комиссии Московской епархии и заведующим Библейско-богословскими курсами имени преподобного Сергия Радонежского Московской епархии.

В 2014 году защитил в Московской православной духовной академии кандидатскую диссертацию по теме «История и учение секты „Церковь последнего завета“ (секта Виссариона)».

В 2014 году определением Священного Синода был включен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и назначен членом комиссии Богословия и комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения.

В 2014 году назначен сопредседателем Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией.

В 2015 году избран вице-президентом Ассоциации педагогов духовно-нравственной (православной) культуры Московской области.

Образование:

  • 1999 г. - Московская духовная семинария.
  • 2003 г. - Московская духовная академия (кандидат богословия).

Научные труды, публикации:

  • История и учение «Церкви последнего завета" (секта Виссариона) (кандидатская диссертация).

Награды:

Церковные:

  • 2000, 2010, 2013 гг. - митрополичьи грамоты;
  • 2003 г. - медаль прп. Сергия Радонежского I ст.;
  • 2008 г. - орден свт. Иннокентия Московского III ст.;
  • 2008 г. - памятная медаль « 1020-летие Крещения Руси»;
  • 2011 г. - медаль Московской епархии «За жертвенные труды» II ст;
  • 2012 г. - юбилейная медаль «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года»;
  • 2014 г. - патриарший юбилейный знак «700 лет преподобного Сергия Радонежского».
  • 2017 г. - медаль Московской епархии «За усердное служение» I ст.
  • 2018 г. - медаль Московской епархии «За просветительские труды» I ст.

Светские:

  • 2005 г. - знак губернатора Московской области «Благодарю»;
  • 2007 г. - знак губернатора Московской области «За труды и усердие»;
  • 2010 г. - почетная грамота Министерства образования Московской области;
  • 2014 г. - благодарность Губернатора Московской области.
Дата рождения: 23 марта 1951 г. Страна: Россия Биография:

В 1974 г. окончил лечебный факультет Винницкого медицинского института и работал участковым врачом, затем старшим врачом бригады интенсивной терапии в районной больнице, в 1980-1982 гг. — ассистентом, затем старшим преподавателем в Брянском педагогическом институте.

В 1981 г. защитил кандидатскую диссертацию в Смоленском медицинском институте.

В сентябре 1990 г. возведен в сан архимандрита.

16 июня 1991 г., в день памяти Всех святых, в земле Белорусской просиявших, хиротонисан во епископа Новогрудского, викария . Богослужение возглавил .

19 февраля 1992 г. назначен управляющим с сохранением должности ректора Минской духовной семинарии.

С 1999 г. — профессор, заведующий кафедрой богословских дисциплин Санкт-Петербургских духовных школ, член Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга. В 2002 г. избран президентом новообразованной Ассоциации духовно-нравственного воспитания студентов «Покров», объединяющей около 40 вузов Санкт-Петербурга.

6 октября 2008 г. решением Священного Синода освобожден от обязанностей ректора Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии и . Служение управляющим епархией сочетал с работой профессора и проректора по научной работе Екатеринбургской духовной семинарии.

Решением Священного Синода от 5 мая 2015 г. () назначен Преосвященным Петрозаводским и Карельским, главой .

24 мая 2015 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя г. Москвы Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сан митрополита.

Участник Поместных Соборов 1988, 1990, 2009 гг.

Член Синодальной богословской комиссии, редколлегии «Богословских трудов», член нескольких академий (РАЕН, МАНЭБ и др.), член Союза писателей России.

Образование:

1974 г. — Винницкий медицинский институт.

Московская духовная семинария.

1989 г. — Московская духовная академия.

Место работы: Карельская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Петрозаводская епархия (Правящий архиерей) Место работы: Синодальная богослужебная комиссия (Председатель) Научные труды, публикации:

Влияние солей лития на функцию почек (кандидатская диссертация по медицине).

Русская религиозно-философская антропология на рубеже XIX-XX веков: В.С. Соловьев и В.И. Несмелов (кандидатская диссертация).

  • И познаете истину (Ин. 8:32). — СПб.: Родная Ладога, 2011. — 568 с.: ил.
  • Встань и иди в дом твой (Лк. 5:24). ― СПб.: Родная Ладога, 2014. - 512 с. ил.
  • 20 лет Курганской и Шадринской епархии. 1993-2013. ― Курган: Принт-экспресс, 2014. ― 194.: ил.
  • Апокалипсисы революций. ― СПб.: Родная Ладога, 2018. ― 560 с.: ил.
Награды:

Церковные:

  • 1986 г. ― орден св. ап. Марка II ст. (Александрийская Православная Церковь);
  • 1995 г. ― орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • 2001 г. ― орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 2006 г. ― орден свт. Иннокентия Московского II ст.;
  • 2010 г. ― орден свт. Кирилла Туровского II ст. (БПЦ);
  • 2011 г. ― прп. Серафима Саровского II ст.;
  • 2016 г. ― свт. Макария Московского II ст.;
  • 2019 г. — св. блгв. кн. Даниила Московского III ст.;
  • медаль прп. Сергия Радонежского I-II ст.;
  • медаль ап. Петра (Санкт-Петербургская епархия);
  • медаль прп. Далмата Исетского (Курганская епархия).

Светские:

  • 2003 г. ― юбилейная медаль «В память 300-летия Петербурга»;
  • 2004 г. ― грамота губернатора Ленинградской области «За содействие в деле возвращения Тихвинской иконы Божией Матери»;
  • 2004 г. ― «Золотой крест св. мц. Татианы» от Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга;
  • 2011 г. ― почетный знак Российской академии естественных наук «Звезда Академии» I ст.;
  • 2014 г. ― памятная медаль Правительства РФ «Патриот России»;
  • 2017 г. ― «Лауреат года» Республики Карелия за большой вклад в духовное и культурное развитие;
  • орден Петра Великого II ст.;
  • орден Георгия Победоносца I ст.;
  • почетная грамота Министерства юстиции РФ.
E-mail: [email protected] Web-сайт: Дата рождения: 3 августа 1977 г. Страна: Россия Биография:

Родился 3 августа 1977 г. в Москве в семье священника. Отец, протоиерей Константин Островский, — настоятель Успенского храма г. Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа, председатель Отдела по реставрации и строительству .

В 1994 г. окончил среднюю школу и детскую церковную музыкальную школу при Успенском храме г. Красногорска. В 1990-1995 гг. исполнял различные послушания в Успенском храме г. Красногорска.

6 января 2001 г. митрополитом Крутицким Ювеналием пострижен в монашество с именем Константин в честь священномученика Константина Богородского.

15 февраля 2001 г. митрополитом Крутицким Ювеналием рукоположен во диакона, а 2 декабря 2002 г. — во пресвитера с возложением набедренника.

В 2002 г. назначен проректором по воспитательной работе. С 2003 г. руководил хором Коломенской духовной семинарии и преподавал сравнительное богословие, с 2007 г. — церковное пение.

В 2003-2006 гг. — член Епархиального совета Московской областной епархии.

В 2004 г. назначен клириком Введенского храма Коломенской духовной семинарии и секретарем богослужебной комиссии Московской епархии. В 2005 г. назначен председателем отдела религиозного образования и катехизации Московской епархии и членом координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией.

В 2006 г. награжден наперсным крестом.

В 2009 г. назначен регентом хора духовенства Московской епархии, в 2011 г. — заведующим миссионерско-катехизаторскими курсами Московской епархии.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. () избран епископом Зарайским, викарием Московской епархии, и назначен на должность ректора Коломенской духовной семинарии.

Бывший ректор СПбДА, ныне председатель Синодальной богослужебной комиссии Константин (Горянов).

ЖУРНАЛ № 9
ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о замещении вдовствующей кафедры Петрозаводской епархии в связи с кончиной митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Преосвященным Петрозаводским и Карельским, главой Карельской митрополии быть архиепископу Курганскому и Шадринскому Константину, председателю Синодальной богослужебной комиссии.
2. Выразить благодарность Преосвященному Константину за архипастырское управление Курганской епархией.

Архиепископ Константин (Горянов) и епископ Костомукшский и Кемский Игнатий (Тарасов) - давние соработники. Еще в 2000 году ректор Санкт-Петербургской духовной академии Константин рукоположил студента 3-го курса СПбДА иеродиакона Игнатия в иеромонахи под крики студентов: «Анаксиос» («Недостоин»). Расправа над бунтовщиками была сурова – студенты были отчислены, преподаватели, заподозренные в сочувствии им – уволены.

Одним из последствий бунта и реакции на него начальства стало заметное падение конкурса в СПбДА, снижение качества преподавания и уровня образования студентов. Накануне празднования юбилея возрождения духовных школ в 2006 году, который Константин провел, не получив ни одной награды, Патриарх Алексий II прилюдно бросил ему: «Ты превратил академию в бурсу!»

На посту ректора СПбДА (1996 - 2008) Горянов ревностно боролся с заразой экуменизма, за что в конце и пострадал. Его «повышение» в 2008 г. на Курганскую кафедру связывалось с его поведением во время конференции памяти 30-летия со дня смерти митрополита Никодима, когда члены синода были вынуждены делиться воспоминаниями о усопшем владыке под грохот отбойных молотков (Горянов отказался остановить затеянный им к конференции ремонт академии).

В экономическом аспекте Горянов, в отличие от Тарасова, чье возможное назначение главой митрополии ожидалось с ужасом, внушает сдержанный оптимизм, судя по его выступлению в декабре 2011 года на епархиальном собрании Курганской области: «Почему, когда я просил не делать мне подарки к 60-летию и 20-летию архиерейской хиротонии, клир епархии выполнил эту просьбу, а когда я требую не брать «левый товар» у коробейников – это не выполняется. За время управления епархией я не увеличил взносы ни одному приходу, ни на один рубль». Т.е., централизованные закупки – это святое, но увеличивать налог в три раза он, скорее всего, не будет.

Однако религиозному согласию в Карелии предстоят непростые времена. Соболезнуя об утрате митрополита Мануила, епископ Церкви Ингрии А. Кугаппи отметил , что «за годы служения митрополита Мануила, и во многом благодаря его стараниям, между лютеранами и православными установились теплые, дружественные отношения». Архиепископ Горянов – давний ненавистник экуменизма, да и к иноверцам неровно дышит : «… наши умные враги давно поняли, что вводить <Основы православной культуры> не надо. Категорически не надо, потому что это стратегический вопрос возрождения русского народа... При этом Саудовская Аравия финансирует исламское образование на территории России. Они отлично понимают, какую отдачу дают деньги, вложенные в религиозное образование. То же касается иудейского религиозного образования на территории России, которое частично осуществляется и за наш государственный счет».

Ну и понятно, в какой епархии будут обкатываться все нововведения Синодальной богослужебной комиссии.