Как выучить иврит за несколько месяцев. Михаил Ошеров

Михаил Ошеров

Государство Израиль – политика, оккупация, конфликт

Предисловие

Израиль – это страна, где "на четверть наш народ". После приезда в Израиль миллиона человек из бывшего СССР в начале 1990–х годов в израильской политике произошли небольшие изменения. Но в целом израильская политика, израильские политики остались восточными по духу и по менталитету. Как это произошло, почему это так, что происходит в современном Израиле – этому и посвящена эта книга.

Д – р И. Клаузнер дал недавно в «Гашилоахе» отповедь тому течению сионистской мысли, которое силится навязать нам, евреям, какое‑то духовное родство с так называемым Востоком. Статью г. Клаузнера я знаю пока только по газетным выдержкам; но выдержки эти приятно было читать и по существу и еще потому, что напечатаны они на «восточном» языке, в «восточном» городе Иерусалиме, и исходят от автора, который известен своим бережным отношением к нашей национальной традиции. Давно пора было высказаться на эту тему; завидуем «Гашилоаху» в том, что он предвосхитил нашу мысль. Востоколюбивое течение в сионизме проповедуется особенно рьяно, если не ошибаемся, на аренах берлинской и пражской; главным проповедником является, говорят, г. Мартин Бубер – но так как я с его литературной деятельностью не знаком, то за эту последнюю подробность ручаться не могу. Содержание востоколюбительства, однако, известно каждому, кто встречался за последние годы с сионистской молодежью из стран, где говорят по – немецки. Это – одна из главных составных частей той духовной пищи, которой там обезличивают молодежь, причастную к сионизму, и отпугивают от сионизма молодежь, которая могла бы стать к нему причастна.

Содержание, вкратце, такое. Мы, евреи, народ восточный по происхождению; несмотря на западные влияния, основа нашей души осталась восточной. Ибо у Востока есть своя особая душа (следует описание этой души; я его несколько раз слышал, но не понял и не помню). Во всяком случае, эта восточная духовность, по своим качествам, выше души Запада (а по другим авторитетам: является необходимым дополнением к душе Запада). Идя в Палестину, мы возвращаемся в среду народов, которые сохранили восточную психологию в большей или меньшей целости. Мы поэтому должны и в своем нутре разыскать элементы восточности, засоренные пылью Запада, но все еще живые, и заняться их культивированием. – Затем следуют оговорки, ибо и востоколюбы не хотят отказаться от электричества; оговорки о том, что, конечно, мы должны дать Востоку и западную технику, и даже – в строго прочищенном виде – некоторую долю духовной культуры Запада; но все это бахрома, а основа, суть, главное – овосточимся.

Против этой точки зрения с особенным удовольствием выдвигаю противоположную – ту, к которой, если я верно понял выдержки, близок редактор «Гашилоаха»: у нас, евреев, с так называемым «Востоком» ничего общего нет, и славу Богу. Поскольку у необразованных наших масс имеются духовные пережитки, напоминающие «Восток», надо наши массы от них отучить, чем мы и занимаемся в каждой приличной школе и чем особенно усердно и успешно занимается сама жизнь. Идем мы в Палестину, во – первых, для своего национального удобства, а во – вторых, как сказал Нордау, чтобы «раздвинуть пределы Европы до Евфрата»; иными словами, чтобы начисто вымести из Палестины, поскольку речь идет о тамошнем еврействе нынешнем и будущем, все следы «восточной души». Что касается до тамошних арабов, то это их дело; но если мы можем им оказать услугу, то лишь одну: помочь и им избавиться от «Востока».

Владимир (Зеев) Жаботинский "Восток"

Так думал и писал один из руководителей еврейского сионистского движения за создание еврейского государства, российский и еврейский журналист, публицист, писатель, оратор, выдающийся политический деятель Владими (Зеев) Жаботинский, совсем немного недоживший до создания государства Израиль. Он заклинал европейских евреев, приехавших в Палестину, не терять свой менталитет и свою вековую европейскую культуру. Но отцы – основатели государства Израиль придерживались теорий «плавильного котла» и «создания новго человека». В результате созданный искусственно израильский народ оказался не европейским, но восточным по духу и менталитету, что сказывается и на политике и на общественной жизни государства Израиль.

Маленькое гетто

Все мировые достижения еврейского народа в "золотой век" Европы связаны с теми, кто вышел из гетто – из маленького замкнутого мирка еврейской общины. Барух Спиноза, Генрих Гейне, Карл Маркс, Альберт Эйнштейн – люди, перевернувшие мир и наши знания о мире, были евреи, порвавшие со стылым и нищим еврейским гетто, люди, пришедшие в европейский мир и занявшие в нём достойное место. В замкнутом мире гетто оставались ортодоксальные евреи, раввины, ростовщики – будущие банкиры. Все мировые достижения еврейского народа в науке, в политике, в философии, в культуре, в спорте, связаны с теми, кто решительно порвал с гетто и покинул гетто. Кто выучил европейские языки и окунулся в европейскую культуру и растворился в ней. Эти люди перевернули европейскую цивилизацию, а с нею – и мировую.

В страшный период Холокста выжили те, кто смогли вырваться из гетто. Кто смог бежать, перелезть через охрану, не поддаться на уговоры юденратманов. Оставшиеся в гетто погибали целиком вместе с гетто.

Создав свое государство, еврейский народ не изменил своим привычкам создавать гетто там, где живут евреи. Создано новое государство, новый народ – израильтяне, говорящие на другом языке, начинающие забывать великую цивилизационную европейскую историю своего прошлого народа и ставшие новым, не европейским, но еще одним восточным народом на Востоке. Но у нового народа остались старые привычки. Израильтяне, разделившись на сектора и на партии, построили новые гетто. Огораживаются целые элитные кварталы. Их в Израиле сейчас примерно 50. Гетто для богатых. Ограда, въезды, шлагбаумы, КПП. Огораживаются религиозные районы. С пятницу по субботу. Чтобы не проезжали машины и чтобы не мешали молиться. Гетто для религиозных. Висят дорожные знаки – въезд с пятницы на субботу запрещен. Огораживаются поселения на оккупированных территориях. От арабов – хозяев этой земли. Гетто для поселенцев. Ограда, въезд, шлагбаум, КПП. Весь Израиль – это одно большое гетто. Школы – это гетто. Ограда, въезд, шлагбаум, КПП. Парковка – ограда, въезд, шлагбаум, КПП. Завод – ограда, въезд, шлагбаум, КПП.

"Плавильный котел" здесь не получился. "Марокканцы" (марокканские евреи) помнят, что они – марокканцы. "Йеменцы" – что они из Йемена. "Русские" (русскоязычные евреи из всех стран бывшего СССР) – что они "русские". Еврейский народ жил в диаспоре 2 000 лет и не потерял свою историческую память. Соответственно, отдельные его части тоже не теряют эту память за 60 лет. И, чтобы не потерять эту память, замыкаются в своих маленьких гетто.

Михаил Ошеров

Восьмидневная война

Предисловие

"Война есть ничто иное, как продолжение политики, с привлечением иных средств"

Карл фон Клаузевиц "О войне". 1832 г.

Восьмидневная война – война, которая происходила с 14 по 22 ноября 2012 года после нападения государства Израиль на Сектор Газа. Что происходило здесь до войны, почему Израиль напал на Сектор Газа, что происходило в эти дни и каковы были последствия этой войны, и посвящена эта книга.

Глава 1. Сектор Газа – история и реалии

Сектор Газа – маленькая полоска земли на берегу Средиземного моря.


Википедия

«Сектор Газа на востоке и севере граничит с Израилем, от территории которого отделена разделительным забором (оснащенным контрольно-пропускными пунктами), а на юго-западе граничит, по суше, с Египтом. Длина сектора Газа составляет примерно 50 км, ширина – от 6 до 12 км. Общая площадь – около 360 км 2 . Столица – город Газа».


Насколько эта территория невелика, для сравнения – площадь города Санкт-Петербурга – 1439 кв. км. То есть площадь Сектора Газа примерно в пять раз меньше площади Санкт-Петербурга. На территории Сектора Газа люди проживают в основном в четырех крупных городах – Газа-Джабалия, Дейр-Аль-Бата, Хан-Юнис и Рафиах. Население – 1,6 млн. человек. Плотность населения составляет 2044 чел./км2.

Площадь Государства Израиль – 22 072 кв. км, население– 8 миллионов человек Плотность населения – 362 человека на квадратный километр.


Википедия.

«Согласно Плану ООН по разделу Палестины (1947) на арабское и еврейское государства, сектор входил в состав территории, выделенной для создания арабского государства. В результате , начавшейся после решения ООН и последующего образования государства Израиль, арабское государство создано не было, и с 1948 по 1967 год сектор находился под контролем Египта. По результатам Шестидневной войны, с 1967 года по 2005 год сектор находился под контролем Израиля. В соответствии с Соглашениями Осло (1993), подписанными между Израилем и Организацией освобождения Палестины, Израиль временно обеспечивает военный контроль над воздушным пространством сектора Газа, некоторыми из его сухопутных границ (остальные находятся под египетским контролем) и территориальными водами. В результате Соглашений в Осло, на базе Западного берега реки Иордан и Сектора Газа, была образована Палестинская национальная администрация (ПНА).

В августе 2005 года, в ходе реализации « Плана одностороннего размежевания», Израиль вывел из сектора войска и ликвидировал свои поселения.

На территории проживает по оценке ЦРУ на июль 2011 года 1,6 млн человек. Плотность населения в Секторе Газа – одна из самых высоких в мире.

Более двух третей населения сектора Газа состоит из беженцев, покинувших территорию Израиля в результате Арабо-израильской войны 1948–1949 годов, и их потомков.»


Жители Сектора Газа – беженцы или потомки беженцев из соседних городов Палестины, изгнанные израильтянами в 1947–1948 годах.


Пишет журналист Леонид Рабин:

«Весь юг Израиля, от Яффо включительно до Сдерота и Беэр-Шевы подвергся тотальной этнической чистке, там не осталось ни одной арабской деревни.


Лагерь беженцев Джебалия в секторе Газы основали выходцы из яффской Джебалии – одного из пяти районов города до 1948 года, сейчас это Гиват-Алия в Тель-Авиве. Лагерь беженцев Ибне в Рафахе основали выходцы из Явне (Ибне).


Израильские города Ашдод, Ашкелон, Беэр-Шева и Кирьят-Малахи до 1948 года были населены арабами и назывались Исдуд, Аль-Мадждаль, Бир ас-Саба и Кастина.»


Википедия.

В феврале 2006 в Палестинской администрации прошли выборы в Палестинский законодательный совет, движение ХАМАС получило 73 из 133 мест. Через месяц правительство, сформированное ХАМАСом, во главе с Исмаилом Ханией было приведено к присяге.


Палестинское правительство, сформированное по итогам этих выборов, получило широкое международное признание со стороны ведущих стран мира и международных организаций, таких, как США, Россия, ООН и Европейский союз.


Википедия.

В мае – июне 2007 года ХАМАС попытался отстранить от власти не подчиняющихся министру внутренних дел бывших полицейских – сторонников ФАТХа, которые сначала отказывались подчиняться правительству ФАТХа – ХАМАСа, а потом отказались увольняться с государственной службы. В ответ 14 июня президент Палестинской автономии и лидер ФАТХ Махмуд Аббас фактически совершил государственный переворот, объявил о роспуске законно избранного правительства, ввёл на территории автономии режим чрезвычайного положения и взял всю полноту власти в свои руки. В результате вспыхнувшей кровопролитной гражданской войны за власть ХАМАС сохранил свои позиции лишь в секторе Газа, тогда как на Западном берегу реки Иордан власть сохранили сторонники Махмуда Аббаса. Махмуд Аббас создал на Западном берегу новое правительство и назвал боевиков Хамас «террористами», подтвердив раскол ПНА на два образования: ХАМАС (Сектор Газа) и ФАТХ (Западный берег реки Иордан).


Административную, политическую и экономическую власть в Секторе Газа осущствляет движение ХАМАС. В Секторе Газа также присутствуют более мелкие палестинские группировки типа Исламского джихада или НФОП – Национального фронта освобождения Палестины, более или менее контролируемые или сдерживаемые движением ХАМАС.

Глава 2. Блокада Сектора Газа

Государство Израиль, выведя войска, сохранило контроль за внешними границами Сектора Газа. Сейчас государством Израиль осуществляется почти полная блокада этого маленького кусочка земли. Иногда европейские правозащитники называют Сектор Газа «самым большим концлагерем в мире», что, по сути, отчасти верно.

Блокада – это блокада. Международный морской порт Газа закрыт с 1950-х годов. Международный аэропорт в Секторе Газа полностью разрушен израильтянами.

Жителям Сектора Газа запрещено ловить рыбу в прибрежных водах на небольших расстояниях от берега. С 1995 года израильтяне разрешали ловить рыбу на расстоянии до 20 миль от берега моря (согласно соглашениям Осло 1993 года), после 2002 года Израилем был установлен запрет на ловлю рыбы на расстоянии свыше 12 миль от берега, после 2006 года израильтяне запретили палестинцам ловить рыбу на расстоянии свыше 6 морских миль от берега моря.

У многих израильтян бытует заблуждение, что государство Израиль бесплатно снабжает водой, продовольствием и электричеством Сектор Газа.

На самом деле все поставки, осуществляемые государством Израиль в Сектор Газа, осуществляются государственными и коммерческими израильскими поставщиками на платной основе. Ни один товар, ни один грамм воды, ни один ватт электричества не поставляется в Газу бесплатно.

В бюджете государства Израиль нет ни одной расходной статьи, связанной с Сектором Газа. Государство Израиль не тратит ни копейки, ни агоры на Сектор Газа.

Государство Израиль также получает большие налоговые отчисления от этих израильских бизнесов по поставкам в Сектор Газа товаров и продовольствия.

Закупки продовольствия и товаров, в основном гуманитарного характера, поставляемых в Сектор Газа, осуществляются централизованно.

Покупателем и плательщиком выступает организация ООН – UNRWA (the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East). Вот ее сайт – http://www.unrwa.org/.

Список товаров, которые разрешено поставлять в Сектор Газа, регламентируется израильским правительством и сильно ограничен.

Ограничен (фактически, запрещен) свободный въезд и выезд людей из Сектора Газа как в Израиль, так и в Египет (согласно неизвестным и неопубликованным договоренностям с государством Египет). Границу Сектора Газа с Египтом Государство Израиль в настоящее время не контролирует.

С юридической точки зрения блокада Сектора Газа, являющаяся историческим продолжением оккупации сектора Газа, является незаконной.

1. Согласно конвенции Сан-Ремо, морскую блокаду можно объявлять только другому государству – другой стороне в международном конфликте.

Иврит - язык из группы семитских языков, язык, имеющий сложные правила произношения и словообразования, сильно отличающиеся от соответствующих правил русского языка. Здесь, в Израиле, я видел и встречал большое количество людей, эмигрировавших в Израиль в возрасте 40 - 45 лет, которые так и не выучили иврит на достаточно хорошем уровне. Достаточно хороший уровень владения языком подразумевает, в том числе, способность читать газеты, книги, разгадывать кроссворды, смотреть и слушать теле- и радио передачи, умение свободно разговаривать и свободно понимать собеседника, умение говорить по телефону, не видя собеседника, умение писать на иврите. Лично я, приехав в Израиль без знания иврита в возрасте 46 лет в связи с болезнью близкого родственника, сейчас спустя 6 лет, не испытываю особых трудностей во всех этих вопросах.

В отличие от многих нынешних русскоязычных израильтян, имеющих возможность полгода получать пособие и учить иврит днём, я вынужден был с самого начала работать. Учиться языку иврит я мог только по вечерам в израильском учебном заведении, которое называется «ульпан».

Ульпан - это языковые курсы для иностранцев и эмигрантов. Я выбрал самые интенсивные из них - практически, ежевечерние, 4 вечера в неделю. Я учился сначала на курсах начального уровня («алеф» - по имени первой буквы ивритского алфавита), потом, через некоторое время - - на курсах следующего уровня «бет». Конечно же, ульпан мне помог, но, если бы я, как многие другие эмигранты из России, ограничился бы только ульпаном, иврит я бы никогда не выучил бы.

Основная проблема этих курсов, особенно начального уровня - это то, что преподаватели не говорят на языках стран, из которых приехали эмигранты. На вас обрушивается огромное количество новых слов, все из которых непонятны. Нужна предельная концентрация внимания, чтобы понять хоть что-нибудь. Преподаватель обычно говорит кроме иврита только на английском языке. Она пытается объяснить одно ивритское слово другими словами или другими фразами, театрально изображает что-либо и так далее. В нашей группе в ульпане «алеф» и в ульпане «бет» были эмигранты из России, из Украины, из Аргентины, из Бразилии, из Судана, из Эритреи, из Франции. Многие из них также не знали и английского языка.

В результате обучение ивриту в ульпане происходило крайне медленно. Если бы в группе были бы только русскоязычные слушатели, а преподаватель также говорил бы на русском языке, полугодовую программу ульпана можно было бы изучить за два-три месяца.

Я все первые годы жизни в Израиле работал и учился одновременно. Учился ивриту постоянно. На работе. Я работал в фирмах, где говорили только на иврите. В некоторых фирмах не было русскоязычных сотрудников, и помочь с переводом мне было просто некому. Я говорил на иврите, на ужасном иврите, с ужасным акцентом, с ошибками. Неправильно, но говорил. Огромное количество русскоязычных эмигрантов просто боится говорить с ошибками. В результате они так и не смогли научиться говорить на иврите. Для того, чтобы научиться иностранному языку, нужна практика. И общение на работе - это огромная практика, и этим нужно пользоваться. Нужно не бояться говорить и не бояться спрашивать о том, что вам непонятно.

Первый совет - «Нужно не бояться говорить и не бояться спрашивать о том, что вам непонятно».

Я говорил быстро, стараясь не задумываться. Через некоторое время я понял, что во время разговоров на работе я думаю на иврите. Это было очень важное ощущение. У разных людей различный тип памяти. Есть люди, у которых наиболее сильно выражена звуковая память, есть люди с преобладающей зрительной памятью. У меня лично память - звуковая. Соответственно, я учу что-либо новое, проговаривая про себя. Поэтому я первые месяцы и первые годы в Израиле старался повторять про себя услышанные от других людей, по радио, по телевидению фразы. Повторять и, если это возможно, произносить вслух. У людей, у которых более развита зрительная память, нужно использовать её - и писать и читать как можно больше.

Второй совет - «Используйте сильные стороны вашей памяти. Произносите фразы и слова про себя. Пишите. Старайтесь думать на иврите».

Знакомые моей жены, приехавшие в Израиль 10 лет назад, учили иврит и на работе, и вечером в ульпане, и дома. Дома, вечером, они говорили друг с другом только на иврите. Они первые годы жизни в Израиле смотрели телевизор только на иврите. Они смотрели то, что им нравилось - фильмы, мультфильмы для детей. Я лично постоянно смотрю на иврите футбол. Постоянно. Израильские спортивные комментаторы ужасны, но они говорят на очень простом иврите.

Совет третий - «Дома говорите и слушайте только на иврите. Забудьте все другие языки».

На работе вы будет попадать в одни и те же ситуации. Израильтяне в разговоре с вами в этих ситуациях будут говорить примерно одно и те же слова. Запоминайте ситуации, сцены, смысл.

Совет четвёртый - «Запоминайте стандартные ситуации и стандартные слова».

Я учил иврит всюду, всегда - в любое свободное время. У меня в сумке всегда с собой был или учебник, или разговорник иврита. Я скачал из интернета огромное количество учебников и разговорников, в том числе не только тексты, но и огромное количество звуковых файлов. Я записал их в свой телефон. По дороге из дома на работу утром и вечером, возвращаясь из ульпана, я надевал наушники и слушал или программы израильского радио, или звуковые примеры из учебников. В интернете есть огромное количество роликов на иврите с русскими субтитрами. По израильскому телевидению иногда показывают театральные постановки.

Совет пятый - «В любое свободное время слушайте язык, смотрите телепередачи и видео».

Очень часто вам будут встречаться незнакомые слова. Каждое незнакомое слово, которое вы считает важным, которое вам часто встречается и которое содержится в фразе, которую вы в целом понимаете, нужно немедленно переводить, пока вы помните смысл этой фразы. Для этого я скачал на мобильный телефон словарь, и всегда, услышав новое для меня незнакомое, но часто встречающееся слово, тут же старался его немедленно перевести и записать его в записную книжку. Дома вечером я всегда открывал свою записную книжку и записывал новые для меня часто встречающиеся слова с их переводом и с их произношением в специальные текстовые файлы. Фактически сейчас это есть своего рода частотный словарь иврита - словарь наиболее часто употребляемых слов. Когда я их записывал с переводом, с транскрипцией и со всеми грамматическими формами, я обязательно несколько раз их произносил. По выходным дням я возвращался к словарю и произносил, прочитывал несколько раз все слова, записанные мной за неделю. В результате, после того, как я долго записывал и выучивал все незнакомые мне часто употребляемые слова, у меня появился довольно большой словарный запас, которого стало хватать на всё - ведь незнакомых мне часто встречающихся в иврите слов почти не осталось.

Совет шестой - «Записывайте и переводите новые, незнакомые и часто встречающиеся слова».

Изучение неродного языка - занятие, по сути, очень скучное. Нужно найти что-то очень интересное, чтобы заниматься этим. Для меня очень интересным на иврите был футбол и песни. Мне понравилось около двух десятков песен на иврите. Я, почти не зная языка, смог найти в интернете звук этих песен и их тексты. Песни мне нравились, я их слушал дома или по дороге на работу и одновременно читал распечатанные тексты. Некоторые песни я в итоге перевёл почти полностью. Нужно помнить и понимать, что в песнях авторы текстов ради рифмы и ритма могли допустить отклонение от точного написания и звучания отдельных слов.

Совет седьмой - «Слушайте песни на иврите и одновременно читайте тексты песен».

Я следовал этим правилам первые годы жизни в Израиле. Это позволило мне читать на иврите, понимать иврит на слух, научиться думать на иврите, научиться разговаривать на иврите.

Я надеюсь, что мой опыт и некоторые из моих советов помогут и вам.

Очередной конфликт Сектора Газа с Израилем вспыхнул после очередной израильской провокации.

Израильский вооружённый спецназ тайно проник на территорию Сектора Газа и был обнаружен и частично уничтожен. Для его спасения и для того, чтобы кто-либо из израильтян не попал в плен живым, по месту нахождения израильского спецназа был проведён мощный ракетный обстрел. Палестинцы ответили ответным огнём - и разгорелся достаточно интенсивный конфликт. Израильскими ракетами в Секторе Газа было уничтожено много объектов, в том числе палестинское телевидение. Ответный огонь из Сектора Газа также нанёс некоторый ущерб объектам на израильской территории. Следует отметить, что израильские установки системы ПВО «Железный купол» («Кипат барзель» - иврит) не справились с защитой прилегающих к Сектору Газа израильских объектов и городов, пропустив огромное количество палестинских ракет и неуправляемых снарядов. Из 460 палестинских ракет только 102 были перехвачены израильскими системами ПВО «Железный купол», развёрнутыми заранее, что подчёркивает то, что израильская армия специально готовилась к этому конфликту.

Такие конфликты Израиля с Сектором Газа происходят достаточно постоянно. Все они начинаются по примерно одинаковому сценарию - израильская армия наносит одиночный сильный удар, это может быть попадание израильской ракеты по объекту на палестинской территории или действия израильского спецназа, палестинцы отвечают, и конфликт разгорается. Все предыдущие конфликты Израиля с Сектором Газа начинались после действий Израиля.

Решения о проведении таких операций принимает израильское военное и политическое руководство. Его действия по большому счёту противоречат интересам израильского общества, заинтересованного в мире и в спокойствии. Самый простой путь к этому - это прекращение израильской оккупации палестинских территорий и установление всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке.

Инициирование израильским руководством конфликтов с Сектором Газа имеет личные денежные и внутриполитические причины. Самые интенсивные и продолжительные конфликты инициировались израильским правительством перед очередными выборами в израильский парламент - кнессет, после чего израильтяне снова выбирали партию «Ликуд» и Биньямина Нетаньяху. Сейчас необходимость войны для отвлечения израильских избирателей от внутриполитических проблем стала ещё более актуальна, так как единственной основной израильской новостью последних дней и недель были следственные и судебные процедуры по нескольким делам о коррупции премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, его приближённых и членов его семьи.

С другой стороны, постоянные войны с Сектором Газа - единственная возможность для израильской армии с кем-нибудь безнаказанно повоевать после военного поражения от движения «Хизбалла» в ходе израильской агрессии против Ливана и после размещения на территории Сирии сирийских систем ПВО С-300. Войны оправдывают огромный израильский военный бюджет, за который депутаты кнессета голосуют более охотно после очередного конфликта с Сектором Газа. Большой военный бюджет - это возможность распоряжаться большими деньгами в условиях коррумпированности израильского общества.

На территории бывшей британской колонии Палестины живут два народа, один из которых оккупирует территорию другого. Это сопровождается постоянным насилием на одной части захваченной территории и полной блокадой другой ее части.

Выходом из этой ситуации может быть или создание единого государства для двух народов, или двух государств для двух народов. Первый вариант фактически исключен из-за взаимной ненависти межу двумя народами, которая с течением времени, с продолжение оккупации и насилия одного народа над другим только усиливается. Второй вариант - разделение территории между двумя народами и создание на оккупированных Израилем территориях палестинского государства согласно решениям ООН в свое время был продекларирован израильским правительством премьер-министра Ицхака Рабина. Пришедшие к власти в Израиле после его убийства правые политики фактически дезавуировали эту декларацию. Оккупация и блокада продолжаются.

Чтобы не выполнять принятые на себя обязательства перед международным сообществом и продолжать оккупацию и блокаду палестинских территорий, нынешние израильские власти используют разделение территории Палестинской автономии на два территориальных анклава и провоцируют постоянные конфликты с исламским движением ХАМАС, победившим на всеобщих палестинских выборах 2007 года, сформировавшим тогда законное и международно признанное правительство и контролирующим в настоящее время только Сектор Газа. При этом израильские власти отказываются вести прямые переговоры с движением ХАМАС и мирные переговоры о создании независимого палестинского государства - с палестинскими правительствами национального единства, в которое входит движение ХАМАС.

Одновременно израильские власти зачищают Западный берег реки Иордан от сторонников движения ХАМАС, сохраняя тем самым власть ООП на Западном берегу реки Иордан и поддерживая раскол Палестины на две части.

Все эти дипломатические и полицейские меры «замораживают» нынешнюю ситуацию, которую нынешние израильские власти считают выгодной для Израиля.

Ситуация, когда Сектор Газа контролируется движением ХАМАС, выгодна для нынешнего израильского правительства, ибо позволяет ему отказываться от переговоров с палестинцами под предлогом невозможности переговоров с исламистским ХАМАСом и под предлогом того, что ФАТХ и Палестинская администрация не контролирует всю территорию. Пока нет переговоров, продолжается израильская оккупация Западного берега реки Иордан, захват израильскими поселенцами палестинских земель и ползучий геноцид палестинского арабского населения, которое медленно лишается земли и воды.

Основная издержка такой израильской политики – необходимость периодических войн с Сектором Газа по мере усиления военных арсеналов ХАМАСа. Иногда эти войны одновременно используются нынешними израильскими властями во внутренних целях – перед выборами или для остановки движения социального протеста, как это было в 2011 и в 2012 годах. Фактически целью всех этих войн Израиля с сектором Газа является не уничтожение власти движения ХАМАС в Секторе Газа, а лишь его временное ослабление – до пополнения им своих арсеналов и до новой войны. Жертвы и израильского, и палестинского народов в этой израильской стратегии перманентных войн с Сектором Газа нынешней израильской элитой не принимаются во внимание, на кону – цель «Великий Израиль от моря до Иордана». Некоторые войны, в том числе и нынешняя война начались вскоре после того, как ООП (Организация освобождения Палестины) и движение ХАМАС снова договорились о создании палестинского правительства национального единства, с которым израильским властям пришлось бы договариваться о создании независимого палестинского государства.

Впереди у государства Израиль – очередное перемирие и очередная война через пару лет. Возможно, уже при новом очередном правительстве. Биньямин Нетаньяху, скорее всего, останется в истории государства Израиль как человек, который натравливал друг на друга израильтян и палестинцев (напомню, предыдущие войны, в том числе Восьмидневная война с Сектором Газа начинались после каких-либо израильских акций – обстрелов палестинских территорий или после убийства израильскими военными военного руководителей движения ХАМАС), и как политик, который успешно завершал очередную войну с Сектором Газа и временно прекращал палестинские обстрелы израильской территории, которые сам же и провоцировал.

Политика постоянных войн имеет достаточно жесткие экономические и социальные ограничения, которые нынешние власти Израиля, возможно, недостаточно хорошо понимают. Огромные абсолютные и относительные военные расходы тяжелым бременем ложатся на израильскую экономику и государственный бюджет, которые все больше и больше зависят от финансовой, военной и экономической помощи из-за рубежа. Воюющая страна имеет невысокую инвестиционную привлекательность. Израильская олигархическая экономика в соединении с антисоциальной экономической политикой государства приводят к постоянно растущему разрыву между богатыми и бедными и увеличивающейся социальной пропасти.

Как известно, это уменьшает солидарность в обществе и в армии – бедные не всегда готовы проливать свою кровь за богатых олигархов и за их государство. Общий нездоровый общественный и экономический климат в Израиле вынуждает всё большее и большее количество молодых израильтян эмигрировать из страны в поисках лучшей доли. Этот факт очень неприятен для властей страны, исповедующей сионистскую доктрину, и поэтому статистические данные об эмиграции из Израиля давно уже засекречены. Нарастающие военные расходы приводят к секвестированию гражданских статей израильского бюджета. Одновременное снижение доходов из-за спада и снижения конъюнктуры в экономике и увеличение расходов государственного бюджета из-за войны может обернуться для Израиля острым бюджетным кризисом.

Еще одна особенность израильского общества, которую должны учитывать израильские генералы и израильские политики – это неприемлемость израильского общества к потерям на войне. В отличие от других стран, граждане которых понимают, что профессия солдата и офицера – защищать Родину с оружием в руках, в том числе на войне, на которой могут убить, в Израиле сложился нездоровый сюсюкающий культ армии и солдат «наши мальчики», который в мирное время выглядит достаточно красиво и патриотично, но во время войны после первых похорон общество немедленно начинает выяснять, «за что гибнут наши мальчики»? После чего политическое руководство страны вынуждено прекращать войну. В первый раз так было во время агрессии Израиля в Ливане, так это произошло и сейчас, во время наземной операции в Секторе Газа после превышения уровня погибших в 60 человек. Этот фактор не позволит в будущем руководству государства Израиль вести какие-либо продолжительные войны или наземные армейские операции.

Впереди у государства Израиль – перманентные войны с Сектором Газа и постоянная оккупация Западного берега реки Иордан, насилие одного народа над другим вместо создания на этой земле двух государств для двух народов и заключение полного и всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке.

Основная причина всех конфликтов Израиля с Сектором Газа - это продолжение израильской оккупации палестинских территорий и незаконная блокада Сектора Газа. Это также является одной из причин ближневосточного и сирийского конфликта. Невозможность в отсутствие мира на Ближнем Востоке из-за израильской оккупации проведения трубопроводов из Персидского залива в Европу через Израиль вынуждает страны Персидского залива финансировать войну против Сирии.

Прекращение израильской оккупации и блокады приведёт к миру на Ближнем Востоке и восстановлению его геополитического значения для всего мира. Израильскому обществу было бы гораздо лучше существовать в мирной обстановке. И только прямые личные интересы нынешней израильской элиты препятствуют мирному разрешению ближневосточного конфликта.