Как учил молиться иисус христос. Иисус молился, готовясь к выполнению особых задач

Для того чтобы понять Иисуса как Бога на земле, молящегося Своему Отцу, который был Бог на небе, мы должны понимать, что вечный Отец и вечный Сын имели вечные отношения, прежде чем Иисус принял на Себя образ человека. Пожалуйста, прочитайте Иоанна 5:19-27, особенно 5:23, где Иисус учит, что Отец послал Сына (также прочитайте Иоанна 15:10). Иисус не стал Сыном Божиим, когда Он родился в Вифлееме, много лет назад. Он всегда был Сын Божий от вечности прошлого, все еще является и всегда будет.

Исаия 9:6 говорит нам о том, что Сын был дан, и ребенок был рожден. Иисус всегда была частью Троицы. Три-единство всегда существовало: Бог Отец, Сын Божий, и Дух Божий. Не три Бога, но один Бог в трех лицах. Иисус учил, что Он и Его Отец были едины (Иоанна 10:30). Иисус учил, что Он и Его Отец, и конечно же Святой Дух, были одной сущности Бога или божества. Три равных личности, как один Бог. Эти три состояли и продолжают состоять в вечных отношениях между собой.

Когда Иисус, сын вечного Бога, взял на Себя безгрешный человеческий образ, Он также принял форму раба, отказавшись от славы неба (см. Филиппийцам 2:5-11). Как Богу-человеку, ему пришлось научиться послушанию (Евреям 5:8) Своему Отцу, как Он был искушаем сатаной, обвиняем ложно людьми, отвергнут Своим народом, и в конечном итоге распят. Его молитвы к Небесному Отцу Его были о силе (Ин. 11:41-42) и мудрости (Марк 1:35; 6:46). Его молитвы показывали Его зависимость от Его Отца в Его человеческом образе выполнить план искупления (священническая молитва Христа в Иоанна 17), а затем в конечном счете подчиниться Отцу и пойти на крест, заплатить за наши грехи, за наше нарушение Божьего закона (Матфея 26:31-46). Конечно, он воскрес из мертвых, предоставляя нам прощение и вечную жизнь, если мы примем Его как личного Спасителя.

Не существует проблем в том, что Сын Божий молился или разговаривал Богом Отцом. Как уже упоминалось, у Них были вечные отношения, еще до того как Христос принял на Себя человеческую природу.Эта связь изображается в Евангелии, чтобы мы могли увидеть, как Сын Божий в Своей человечности, осуществлял план Его Отца. Христос оставид нам пример молитвы.

Иисус Христос был не менее Бога на Земле, когда молился Богу Отцу на небе. Он является изображением, как даже в безгрешной человечности, необходимо иметь жизненно важную молитвенную жизнь, чтобы исполнить волю Отца. Молитва Иисуса к Отцу была проявлением Его взаимоотношений с Отцом в Троице, и является примером для нас, как мы должны полагаться на Бога через молитву о силе и мудрости, что нам так нам нужны. Ели Христос, как Бог-человек нуждался в активной молитвенной жизни, так и Его последователи сегодня!

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Спрашивает Даша
Отвечает Александра Ланц, 14.10.2010


Мир вам, Даша!

Из вашего вопроса выпушено одно слово, которое играет самую важную рольв понимании ответа. Ваш вопрос должен быть задан так:

"объясните как можно проще, кому молился человек Иисус, если Он сам Бог?"

Ведь Иисус всё-таки был человеком не так ли? На все 100 человеком. Надеюсь, вы не сомневаетесь в этой истине?

Вопрос, которой задаёте вы, подразумевает абсурдный ответ. Ведь если Христос молился Богу, но при этом является Богом, то получается совершеннейшая глупость, не так ли? По вашему вопросу мы должны совершенно точно заключить, что Иисус, молившийся Богу, должен был быть кем-то меньшим, чем Бог, кем-то, нуждающимся в помощи Бога . Однако и эта часть наших рассуждений будет лишена смысла, если мы внимательно прочитаем, например, :10 «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних...» По этому тексту получается, что имя «Иисус» стоит превыше всякого существующего имени, даже превыше того имени, которое Бог открыл Моисею и которое сейчас никто не знает, как читать, но которое мы боле-менее знаем как «Иегова» или «Яхве». Неужели какому-то сотворённому существу было доверено воссесть на престол Самого Бога, превыше Всевышнего? Неужели Вседержитель допустит, чтобы кто-то преклонил колени перед сотворённым существом, а не перед Ним Самим ()?

Но вот если предположить, что вездесущий и всемогущий Бог, оставаясь Правителем вселенной, одновременно начал жить жизнь человека на земле , то тогда многое может проясниться. Во Христе, Он пришёл на землю, сложив с Себя все полномочия, все привилегии, все возможность Бога. Он Сам всё имел в Себе, но добровольно перестал использовать Свою Божественность, став просто СЫНОМ Бога, как любое тварное существо может быть ТОЛЬКО ребёнком Бога и не больше того.

Вопрос только в том, ЗАЧЕМ Он стал человеком?

Христос – видимый образ невидимого Бога, сложил с Себя все божественные привилегии и возможности и стал человеком, чтобы проложить для нас всех путь Домой . Спросите себя:

1) нужно ли Ему было принимать крещение? Нет. Потому что Он был безгрешным и Сам не нуждался ни в прощении грехов, ни в церемонии, его символизирующей.

2) нужно ли Ему было праздновать Пасху и принимать вечерю вместе с Его учениками? Нет, Потому что Он Сам являлся Хлебом и Кровью истинной, вечной жизни.

Тогда зачем Он это делал? Для того, чтобы проложить путь, идя по которому любой человек может прийти Домой, к Отцу. БОГ Сам проложил для нас этот путь.

Ему не надо было каяться в грехах и принимать крещение, это надо нам, поэтому Он дал нам пример.

Ему не надо было кушать пресный хлеб и пить от виноградной лозы, это надо нам, поэтому Он дал нам пример.

Ему даже Писание учить и разбирать не надо было, потому что Он Сам и есть Автор Писания, но Он на эти несколько десятилетий отказался от возможности знать всё и вся и постигал Писание, как любой из нас может это делать... постигал Писание, как человек .

Чтобы спасти нас, Он должен был всё делать, как человек , а не как Бог.

Вся Его человеческая жизнь была ничем иным, как бесконечно совершенным примером для тех, кто хочет спастись. Он должен был стать таким же беспомощным, таким же уязвимым, как любой из нас, полностью человеком. Он, заставив Свою божественность бездействовать, прошёл тот путь, который каждый из нас может пройти и должен пройти, если хочет спасения. Он показал нам этот путь и убедил нас в том, что по нему пройти можно, надо только жить, как Он жил, когда был человеком , – в полной зависимости от Неба, от Отца. А такая полная зависимость подразумевает постоянную молитвенную связь с Богом. Вот почему человек Иисус Христос находился в постоянных, выворачивающих наизнанку Его человеческое естество молитвах, обращённых в Небо. Допусти Он действие Своей божественности, Он, как вы понимаете, в молитвах не нуждался бы, но как человек , как Представитель человечества ,– нуждался... чтобы дать нам ясный и недвусмысленный пример того, как мы можем стать победителями над грехом и искушениями.

Учитесь у бесконечно прекрасного, божественного О бразца тому, каким должен быть человек, созданный по образу и подобию Бога ( ; ).

С уважением,

Читайте еще по теме "Троица в христианстве":

01 янв

Если вы хотите понимать, из чего складывается молитвенная жизнь, либо просто интересуетесь тем, какие существуют виды молитвы, здесь вы узнаете о разных способах того, как можно обращаться к Богу в молитве. Вы найдете множество советов относительно того, где и как молиться, и сможете строить свою молитву в соответствии с тем, чему об этом учит Сам Христос на страницах Священного Писания. Кроме того, вы узнаете, каким образом молитва может способствовать тому, чтобы конструктивно справляться со своими эмоциями.

Шаги

Господня молитва

    Изучите Господню молитву. Эта молитва обращена к Богу, а в Евангелии от Иоанна 10:30 звучат слова Христа: «Я и Отец – одно». Господню молитву можно найти в Евангелии от Матфея 5-7. В этих отрывках также содержится Нагорная проповедь и Заповеди блаженства (блаженны плачущие, ибо они утешатся). Главное послание Нагорной проповеди – важно место Бога во внутренней жизни человека, а не внешнее исполнение религиозных предписаний.

    Лучше пойдите в свою комнату, затворите дверь и помолитесь. Это одно из наставлений Христа относительно молитвы в Матфея 6:6. И далее Христос говорит: «и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно..» Найдите комнату или другое уединенное место и молитесь Богу там. Ищите утешения у Бога, «видящего тайное».

    Не увлекайтесь в своих молитвах цитированием. В Евангелии от Матфея 6:7 Иисус учит: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны». В наше время люди часто используют в молитве определенные ритуалы, цитаты и песнопения, но в сущности все это необязательно для того, чтобы молиться Христу.

    • К тому же, читая Господню молитву, вовсе необязательно перечислять все свои проблемы. О них можно молиться в более общей молитве или просто в другое время.
    • Далее следуют слова Христа, содержащие предупреждение: «не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».
  1. Размышляйте над Господней молитвой. Можно прочесть ее вслух или про себя. Попробуйте прочесть ее очень медленно, так, чтобы каждое слово проникло внутрь вас. В Матфея 6:9-13 Христос учит: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».

    • «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое» - эти слова помогают нам сосредоточиться на Боге, превосходящем наше понимание и представления.
    • «Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» формирует в нас готовность принять и разделить все то, что происходит вокруг нас в этом мире.
    • «Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» значит, что вы полагаетесь на благую волю Бога и Его способность обеспечить вас всем необходимым. Кроме того, вы отпускаете все долги нуждающихся людей по отношению к вам и готовы больше не требовать возмещения. Непрощение долгов бедным неугодно в глазах Бога, ведь вам был прощен такой долг за грех, за какой вы никогда бы не смогли расплатиться.
    • «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» имеет разное значение для разных людей. Не все совершают одни и те же поступки, о которых сожалеют. Однако, перед лицом какого бы из искушений вы ни стояли, просите у Бога помощи все преодолеть.
    • «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки» - эта фраза не упоминается в более ранних рукописях. В то же время она являет достойное завершение этой молитвы и позволяет еще раз сосредоточиться на внушающей благоговение природе Бога.

    Эмоциональная польза молитвы

    1. Поделитесь с Богом тем, что переживаете гнев или другие сложные эмоции. В молитве можно рассказывать Богу обо всех своих трудностях. Молитва помогает справиться с такими эмоциями, как боль и отчаяние. Если вы сможете выплеснуть свой гнев в молитве, а не в ежедневных делах или со своими близкими, это станет вашей эмоциональной поддержкой и способом в трудную минуту успокоиться.

      Напоминайте себе о том, что Бог любит вас. Вы сотворены Богом по Его образу и подобию, Христос возлюбил вас до крестной смерти, а Святой Дух сопровождает вас на всем жизненном пути. Воля Бога в том, чтобы вы избрали покаяние и поиск того, что угодно Ему, почитали Его во всех своих делах и приходили к Нему таким, как есть: свободным сделать собственный выбор следовать Его воле и совершать спасение. Если вам трудно полюбить себя, вспомните о том, что Христос пришел на эту землю и умер из великой к вам любви. Его благодать превосходит всякое понимание.

      • Вспомните слова в Иоанна 15:11-13: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя,
        • Да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
    2. Постарайтесь переосмыслить все свои трудности в новом свете. Обращаясь к Богу в молитве, вы получаете возможность переосмыслить все, что с вами произошло или происходит. Возможно, когда вы увидите свои обстоятельства с другой стороны, вам станет понятнее, каким образом Бог может обращать нечто плохое в благо для человека.

      • К примеру, потеряв работу, вы смогла больше времени провести со своими детьми.
      • Поразмышляйте над заповедями блаженства. В Своей Нагорной проповеди (Матфея 5:1-12) Христос говорит: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженные кроткие, ибо они наследуют землю».
    3. Сконцентрируйтесь на том, чтобы в трудных жизненных ситуациях не потерять своей связи с Богом. Обращайтесь в самые сложные моменты ко Христу – и Он станет вашей защитой от негативных эмоций, связанных с тем, через что вы проходите. К примеру, если кому-то из ваших близких предстоит операция, возможно, вам потребуется в какой-то момент остановиться и сосредоточиться на Христе, чтобы в Его присутствии обрести силы и утешение.

      • Несмотря на то, что Христос – ваша главная поддержка, не забывайте поддерживать других людей и, в свою очередь, принимать от них поддержку. Проводите больше времени со своими близкими, делите с ними ежедневные заботы, радости и тревоги – все, что вы переживаете вместе.
    4. Подумайте о том, как бы попытался справиться с ситуацией Христос, будь Он на вашем месте. Подражать Христу полезно, а Его проявления любви и сострадания могут стать огромной поддержкой перед лицом различных жизненных ситуаций. Принося свои переживания в молитве, размышляйте над тем, что может стать для вас ответом свыше.

      • Если вы испытываете трудности на работе, где какой-то человек получил повышение и занял должность, на которую вы планировали продвинуться, подумайте о том, что бы мог сказать Христос о подобной ситуации. К примеру, в Евангелии от Луки 6:27 Христос говорит: «Но вам, слушающим, говорю:

        "Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас".

    Разновидности молитвы

      Молитесь ежедневно в постоянном месте в одно и то же время. Выберите время и место, где вы сможете уединившись посвящать время молитве. К примеру, найдите тихое место в том здании, где вы работаете, куда можно было бы заглядывать во время рабочих перерывов. Либо найдите место на природе, где-нибудь под большим деревом в парке. Отметьте это время в своем ежедневнике.

Каждый верующий имеет при себе ключи, при помощи которых он мог бы открыть великую кладовую Бога. Этими ключами является молитва. Сегодня каждый верующий может наслаждаться молитвой, но, к сожалению, не многие христиане знакомы с силой молитвы.

Может показаться странным, что ученики обратились к Иисусу с вопросом: "Господи! научи нас молиться" (Лук.11:1). Возможно, эти люди росли в строгой религиозной атмосфере. Они "ходили в церковь" и молились всю свою жизнь. Если бы учеников Иисуса спросили немного раньше: "Умеете ли вы молиться?" - то это бы их оскорбило. "Конечно, мы знаем, как нужно молиться", - ответили бы они. - "Мы на протяжении многих лет молимся каждый день".

Они могли бы процитировать из Ветхого Завета места о молитве. Они могли бы поспорить с человеком, имеющим мнение, что молитва не обязательна. Они также могли бы доказать, почему необходимо молиться. Но когда они увидели, как молился Иисус, то они поняли, что ничего не знают о молитве. Они видели, сколько времени Иисус отводил для молитвы, и какое место она занимала в Его жизни. Они видели, что когда молился Иисус, то происходили чудеса и менялись люди. Для учеников молитва - это была форма, но для Христа молитва являлась силой. Они видели, что когда Иисус помолился, то успокоилось море. Они наполнили двенадцать коробов хлебами после того, как Он помолился над пятью хлебами и двумя рыбками. Они видели, как после слов Иисуса слепой прозрел.

Молитва всегда занимала важное место в жизни Христа. В Евангелии от Марка 1:35 мы читаем: "А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился". Несмотря на то, что предыдущий день был очень напряженным, Иисус, тем не менее, сокращал время Своего сна, чтобы Он мог встать раньше и провести это время в молитве. Если Иисус столько проводил времени в молитве, должны ли мы молиться меньше?

В Евангелии от Луки 6:12 мы читаем: "В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу". Иногда Иисус чувствовал, что Ему необходимо было молиться на протяжении всей ночи. Слова "молитва" и "молиться" используются минимум 25 раз в связи с Иисусом во всех четырех Евангелиях, а также и то, что Иисус молился, косвенно упоминается и в других местах, но само слово "молитва" там не используется. Иисус тратил много времени и энергии на молитву. Это означает, что Его последователи должны делать то же самое.

Посмотрите внимательнее на молитвенную жизнь Иисуса в Его первосвященнической молитве в Иоанна 17.

Заступническая молитва, является прелюдией к великому служению, которое начнется после воскресения Иисуса. Послание к Римлянам 8:34 открывает нам сегодняшнее служение Иисуса:

"Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас".

Послание к Евреям 7:25 также открывает нам сегодняшнее служение Иисуса: "Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них".

Иисус молился за Своих учеников. Он и сейчас это делает. Но прежде, чем Он молился за Своих учеников (Ин.17), Он молился за Себя.

Иисус молился за Себя. (Ин.17:1-5)

Это не является эгоизмом, если человек молится за себя. Если верующий молится о самом себе, то он обязательно будет молиться и о других.

Иисус просил Своего Отца о двух вещах, и обе эти вещи связаны с Его прославлением. Слово прославление, которое используется здесь, означает превознесение, честь, возвеличивание.

Просьба прославить Его на кресте (17:1) Иисус должен был быть прославлен даже в этой ужасной смерти.

Просьба прославить Его в воскресении (17:5)

Иисус мог видеть то время, когда Он вновь вернется к Своему Отцу. То, что Иисус был до сотворения мира, мы видим в Его словах: "...прославь Меня... славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира". Иисус был до того, как был создан окружающий нас мир. Иисус не был сотворен, Он был всегда.

В 3-м стихе Иисус дает определение, что значит вечная жизнь: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа".

В 4-м стихе мы видим, каким должен быть итог обладания этой вечной жизни. Верующий должен будет прославить Бога здесь на земле и завершить работу, которую Бог поручил ему исполнить.

Иисус молил Бога выполнить эти две просьбы, чтобы в конечном итоге, прославить Своего Отца (ст1).

Иисус молится за Своих учеников. (17:6-19)

Когда Иисус начинает молиться об учениках, то Он дает Своему Отцу личную рекомендацию Своих последователей. Заметьте, что Иисус говорит о положительных качествах Своих учеников. Молясь Отцу, Он не начал описывать их Ему, насколько они были слабыми. Слова Его похвалы находятся в стихах 6-8. ...они были Твои... и они сохранили слово Твое; Ныне уразумели они... и они приняли и уразумели истинно... и уверовали, что Ты послал Меня. Ни одного плохого слова. Не является ли это для нас уроком, говорить о людях только хорошее и помогать им подниматься, если они упали?

Иисус продолжает молитву и просит Бога о трех вещах для Своих учеников.

1. Чтобы они были едины (17:11)

Иисус должен был оставить эту землю. Мир начнет преследовать верующих. Верующие столкнуться с искушениями. После того, как христианство начнет распространяться, между верующими появится напряжение, появится разница во мнениях, доктринах и стратегиях.

Иисус знал, что им понадобится помощь для того, чтобы сохранить свое единство, поэтому Он и просит Бога помочь им. Книга Деяний Святых Апостолов показывает, что в ранней церкви молитва Иисуса оставалась действенной. Единство являлось основной характеристикой ранних верующих.

Верующие должны быть едины между собой, потому что Бог един (17:11)

2. Иисус просит, чтобы Бог сохранил их от зла и от дьявола. (17:15)

Иисус из личного опыта был знаком с реальной силой сатаны. (Мф.4)

Каждый верующий является целью сатаны. Единственное, что пугает сатану, это молитва христиан.

Павел также знал силу сатаны. В послании к Ефесянам 6:10-20 Павел предупреждает верующих в Ефесе. Верующие должны быть осведомлены о реальном существовании сатаны и молиться, чтобы Бог давал им силы противостоять искушениям.

Кто-то сказал, что если сатана не мешает тебе, то это значит, что он уже обладает тобой. Ему не надо продолжать искушать своих последователей, потому что он уже владеет ими.

3. Иисус молился, чтобы Его ученики были отделены. (17:17)

Иисус молился, чтобы Его ученики не только были освящены, но чтобы они также были отделены для служения. Они должны были продолжить то, что начал Иисус Христос. Бог послал Иисуса в мир, чтобы Он выполнил Свою миссию, поэтому Иисус также посылает учеников, чтобы они в свою очередь также выполнили свою миссию (17:18).

У Бога был план по искуплению всего человечества, и ученики были включены в него, поэтому молитва Иисуса и Его три просьбы особенно были для них важны. Иисус просил Отца, чтобы Он сохранил учеников от мощных атак сатаны, чтобы Он сохранил их от естественной человеческой наклонности к разобщенности, и они нуждались также, чтобы Господь снабдил их всем необходимым, чтобы они могли бы выполнить свою миссию.

Ученики принадлежали Богу. (17:6-10)

Учеников ожидали трудности. (17:11-14)

Ученики получили задание, которое они должны были выполнить. (17:18)

Иисус молился о Своих будущих последователях. (17:20-24)

Просьбы Иисуса в отношении Его будущих последователей похожи на предыдущие.

1. Он молился о единстве среди будущих верующих. (17:21-23)

Это единство применимо только к верующим. Библия нам ничего не говорит, что когда-либо наступит единство среди всех людей. Об этом мечтает правительство, но это никогда не случиться. Только возрожденные верующие могут испытать то единство, о котором молился Христос.

Бог ожидает единства среди Своих людей. Среди своего народа, в церкви, дома - единство является нормой для верующих.

2. Иисус молился о будущем прославлении всех верующих. (17:24)

Иисус хотел, чтобы все верующие в оный день были с Ним в славе, и это Свое желание Он открыл нам. Каждый раз, когда умирает верующий, Его молитва получает ответ.

В Своей молитве Иисус начал с Себя, затем Он молился о Своих учениках, которые находились рядом с Ним, и после этого Он молился о Своих будущих последователях. Он начал с того, что они были избраны Богом. Он решает вопросы нашей жизни и помогает нам завершить нашу миссию. Он заканчивает просьбой, чтобы все верующие разделили с Ним славу небес.

Христианин молится о собственных нуждах, но он также должен молиться и о других, причем не меньше чем о себе.

Когда ты не можешь посетить больного, ты можешь молиться о нем.

Если ты не доволен братом, тебе следует молиться о себе и о нем.

Когда ты чувствуешь, что начинаешь критиковать своего пастора, тебе необходимо молиться о нем.

Люди начнут изменяться, когда ты начнешь о них молиться, более того, ты начнешь изменяться.

Когда ты молишься? Как долго ты молишься? О чем ты молишься?

Также, как и ученики Иисуса, христиане сегодня должны искренне сказать: "Господь! научи нас молиться".

Что эта глава значит для нас сегодня?

Мы должны молиться за других.

Молись за своего пастора каждый день. Молись за пассивных членов церкви. Молись за больных. Молись за не спасенных.

Мы должны просить, чтобы Господь благословил нас, чтобы через это прославился Сам Бог.

Говори хорошее о людях.

Стремишься ли ты к единству с твоими братьями и сестрами по вере? Если ты не имеешь с кем-то единство, пойди и исправь положение.

Мы посланы и должны исполнить Божию миссию. Каждый верующий призван к служению помогать другим в их нуждах.

Когда ты молишься? Сколько времени ты обычно проводишь в молитве каждый день?

Я намерен провести относительно короткий ряд бесед о молитве, но не так, как я говорил уже столь часто, что многим из вас мои слова кажутся бесполезным повторением. Я хотел бы обратить внимание на пример Христа - на то, как Он Сам молился, какое учение оставил нам о молитве.

Как молился Иисус Христос, ребёнок, рождённый в Израиле? В дохристианской Иудее мы видим три аспекта молитвы, а именно - домашние молитвы, молитвы в храме и синагогальные молитвы. Все эти формы молитвы имеют важные общие черты, но и различаются между собой.

Мы привыкли воспринимать псалмы очень благочестиво, то есть мы слышим их в церкви с разной степенью понимания, мы их читаем, порой проникаемся их содержанием, порой нам не по себе от некоторых мыслей или выражений в них, но мы никогда не ставим их под вопрос. И я думаю, в этом мы делаем ошибку, - не в том смысле, будто псалмы следует ставить под вопрос, но мы должны понимать, что такое были и есть псалмы. В них - выражение всей гаммы человеческих реакций, чувств и эмоций, когда человек сталкивается со всеми сторонами жизни. Есть моменты благоговения, поклонения, порыва к Богу. Есть в псалмах моменты, когда сам строй псалма как бы нарушен этим чувством. Не помню сейчас в каком псалме, где царь Давид стройно, строго молится Богу, восхваляет Его, и внезапно у него прорывается из сердца чувство, вместо стройного продолжения молитвы он будто перебивает сам себя и восклицает: Радосте моя! (см. Пс 31:7, славян. пер.). И снова продолжает свой текст.

Но наряду с такой формой молитвы некоторые псалмы отвечают определённой ситуации. Все мы знаем покаянный 50-й псалом, мы все знаем и другие псалмы, в которых мы останавливаемся на некоторых выражениях с чувством: можем ли мы произнести эти слова, будучи учениками Христа или претендуя, что мы Его ученики? Места вроде слов в 136 псалме, когда Великим постом мы: Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень… Есть и другие места, которые кажутся нам невозможными. Почему? Потому что они отражали определённую ситуацию, выражали спонтанную и подлинную реакцию реальных людей. Они не притворялись благочестивыми, не претендовали, что они - то, чем должны были бы быть. Они с криком, со всем внутренним напряжением выражали то, что переживали внутри себя. И в этом отношении они были гораздо более честными, чем мы, когда мы придаём этим местам метафорическое или символическое значение. Лучше бы нам пропустить их и сказать: нет, я не могу употребить эти слова, - чем придавать им смысл, который никогда в них не был вложен.

Бывают моменты, когда самые дурные чувства овладевают нами, и мы от всего сердца можем употребить самые оскорбительные выражения из псалмов. Могу признаться ещё в одном моём прегрешении. Я помню, как был во Франции на лекции о Православии одного священника (сам он был не православный), и то, что он говорил, было так оскорбительно и ложно, лекция была построена таким образом, чтобы казаться убедительной при всей своей неправде, что я сначала прямо тут же поспорил с лектором, а затем, помню, я мчался в метро вниз по лестнице и вдруг мне на ум пришли слова одного из псалмов: да будет путь его темен и скользок, и Ангел Господень да преследует его (ср. Пс 34:6). И в тот момент я был совершенно честен, повторяя эти слова псалма, как и тот, кто их написал, - он совершенно не имел в виду духовные предметы. Его привела в ярость конкретная ситуация, - он это и выразил.

И я думаю, что это очень замечательно в псалмах: они до конца человечны, так сказать, они с полной правдой отражают все разнообразные человеческие эмоции, чувства, реакции и положения, но в то же время они правдивы перед Богом. Люди, которые писали псалмы, люди, которые их пели, стояли перед Богом и говорили: Господи, вот что я чувствую, - пусть путь его будет скользок! А если я не прав, то в следующем псалме я покаюсь!.. Но они не вставали в такое положение, какое стало свойственно нам, когда мы стараемся обратить самые возмутительные отрывки в символ духовной реальности и таким образом можем произносить перед Богом оскорбительные слова и лжём при этом, потому что чувства, выраженные в словах, принадлежат нам, но не тогда, когда мы благочестиво стоим в церкви, а в другое время. И мы должны были бы взглянуть и сказать: это - зеркало; неужели я такой? И ответить: да, я такой. Не всегда, не постоянно, - псалмопевец тоже не всегда был таков; не в каждой ситуации, но когда подвернётся случай - да, я такой. И в этом отношении в псалмах есть два свойства: с одной стороны, они учат того, кто ими пользуется честно, встретить, вернее, посмотреть в лицо человеческим чувствам, охватывающим всё от самого высокого до самого низкого, от величественного до мелочного, от самого благородного до самого постыдного; и с другой стороны - делать это, стоя во всей правде перед Богом. Есть древнееврейское выражение, что Бог может исцелить, может спасти любого, кто встанет перед Ним во всей правде, но Он не может спасти того, кто предстанет перед Ним в ложном обличье. Я говорю не дословно, но такова мысль. Так что в этом отношении, когда ребёнок с детства повторял эти псалмы, учил их наизусть, читал и пел их, он постепенно узнавал весь охват, всю глубину, многосложность, уродство и красоту человеческих чувств и эмоций; и так же он учился представлять их Богу во всей правде, быть правдивым перед самим собой и перед Богом. Это относилось ко всякому, кто употреблял эти псалмы дома, это относилось к тому, кто позднее, когда по возрасту он сможет посещать синагогу, будет употреблять их в синагоге.

Помимо псалмов, были и другие молитвы. Молитв было даже очень много, потому что в еврейской традиции и прежде было, и теперь существует бесчисленное множество молитв на все случаи жизни . Самые обыкновенные, самые простые ежедневные действия могут быть принесены Богу для благословения. И таким образом вся жизнь состоит из непрерывного потока действий, житейских ситуаций, молитв, и все это составляет одно целое, потому что каждое действие совершается, пока вы призываете на него Божие благословение, или, когда оно совершено и оказалось неверно, оно приносится Богу в покаянии. Это придаёт всей жизни качество священного, и позднее это было перенесено в христианскую традицию. Есть рассказ из жизни преподобного Сергия Радонежского о том, как князь посетил его и разделил пищу монахов, и он восклицает: “Как удивительно! Ваша пища совершенно проста, но она вкуснее, чем самые изысканные яства приготовления моей кухни”. И преподобный Сергий отвечает: “Это легко понять. Твои повара готовят и волнуются; в страхе, что будут обруганы и наказаны, если плохо сварят, они ссорятся между собой, и пища впитывает все эти отрицательные чувства. А в монастыре монах, который будет разжигать огонь на кухне, рано утром приходит ко мне за благословением и себе, и дровам, которые он будет использовать. Он разжигает огонь, затем приносит воду, которую тоже благословит старший по кухне. И так одно за другим каждое действие приносится Богу для освящения. Так и пища становится иной”.

Так что вся жизнь была ситуацией молитвы, благоговения, ответственного стояния перед Богом и ответственности перед другими людьми. Вот на фоне чего, дома и в синагоге, воспитывался Иисус, и мы знаем из Евангелия от Луки (2:40), что, взрослея, Он возрастал в премудрости под влиянием этой многосложности, богатства и потенциальной святости всего, что составляло содержание жизни. Когда я говорю “потенциальной святости”, я хочу подчеркнуть, что такой подход не подразумевает, что каждый поступок был свят, что каждый, кто совершал различные действия, был всецело погружен в Бога и действовал совершенным образом. Но все происходило в контексте суда Божия, в контексте вечной гармонии Бога и Его тварей, собранных вокруг Него, и, конечно же, когда в поступке, в мыслях, в чувствах или в словах оказывалось что-то недолжное, можно было немедленно поставить себя снова перед Богом и очиститься покаянием. Я упоминал уже, что в синагоге могли обсуждаться самые различные предметы. А дом был местом утонченной человеческой и религиозной культуры, которой учили, которую мать и отец передавали всем содержанием, которое несёт дом.

Теперь хочу сказать несколько вещей о храме. Храм был местом молитвы и жертвоприношения, и я хочу прояснить значение слова жертва . Мы понимаем под жертвой лишение себя чего-то. Латинское слово sacrifico означает ‘освящать’. Когда Христос говорит: Я свящу Себя за вас (см. Ин 17:19), Он, конечно же, подразумевает (я ещё к этому вернусь), что Он отдаёт Себя в кровавую жертву, но Он подразумевает также, что становится святым в Боге. И это - акт посвящения Богу и жертвы, и народа. И в еврейской мысли такое посвящение Богу означает, что принесённое Богу в известной мере участвует в целостности и святости Бога; и кроме того, эти жертвоприношения имели педагогическое свойство, которое от нас ускользает.

Нам известно о жертвоприношении, что жертва выбиралась не случайно: пастух выбирал для жертвоприношения лучшую из своих овец. И так поступая, он не просто приносил Богу лучшее, что мог. Должно быть, ему ясно представлялось, что потому, что он грешен, потому, что эта овца будет убита в выкуп за его грехи, это означает, что грех виноватого становится страданием и смертью невинного. И на протяжении всей истории Израиля это доводилось до его сознания. Я приношу кровавую жертву, потому что я виновен, а умирает невинный. И это можно перенести с пастуха и овцы на людей: жертва страдает из-за мучителя. Я не буду об этом распространяться, мне кажется, это само собой достаточно очевидно и ясно. Так что эти кровавые жертвы, которые приносились Богу в храме, были постоянным, трагическим, болезненным напоминанием каждому об этом ужасном законе, согласно которому с момента грехопадения человек является причиной всеобщего страдания. Можно прочесть в книге Бытия: после потопа Бог говорит Ною: теперь всё живущее предается тебе в пищу. Они будут тебе пищей, а ты будешь им в страх (см. Быт 9:2–3). Вот какое взаимоотношение устанавливается падением, грехом, злом в человеке: он несёт разрушение и ужас. Можно сказать, что у человека появляется другое имя: он - убийца, он - смерть, он - уничтожение.

И ещё ежегодно происходил обряд изгнания козла отпущения. На козла как бы взваливались все грехи людей, и его изгоняли в пустыню на погибель, чтобы он погиб вне града людского, он уносил на себе все зло, какое можно было нагрузить на него как бы мистически, метафорически, символически, и он уходил на растерзание диких зверей или на гибель от голода и жажды. Почему эта гибель? Потому что люди были злы, люди были греховны. И он должен был погибнуть вне града человеческого, в пустыне.

Есть англиканский гимн, в котором говорится о Христе и Его смерти вне стен, вне Иерусалимских стен, потому что никто в пределах города не мог быть искуплением грехов человеческих. Он должен был умереть вне, отверженный. Город был как бы очищен этим отвержением безгрешного существа, на которое взвалены были грехи людей. И разумеется, в наших глазах это прозрение судьбы Христовой, Голгофы. Так что, как видите, Господь Иисус Христос рос с этой многосложностью религиозных ситуаций, религиозных ответов, в постоянном присутствии Живого Бога, в постоянном соприсутствии и активном взаимодействии Божественного и земного, среди того, что составляло землю под судом Божиим. И этот суд мог быть в радость Богу или мог быть началом крестного пути.

Вот на каком фоне рос Господь Иисус Христос, Его учила Мать, учил Иосиф, учила окружающая община, учил весь Израиль, - мы знаем из Евангелия от Луки, как родители взяли Его в Иерусалим на великий праздник Пасхи (Лк 2:41–52). Он видел образ того, какой будет Его судьба в реальности. И конечно, Он переживал в Себе Самом нечто, чего ещё не был в состоянии понять, но что мистически, символически имело огромное значение. Вы помните, как мы совершаем праздник принесения Христа в храм. Я сознательно употребляю слово “принесение”, а не “сретение”, потому что то, что я хочу подчеркнуть, относится к Его принесению, а не к тому, что Его встретили Симеон и Анна. Каждый перворождённый младенец мужского пола по закону посвящался Богу. Что это значит? Если вы помните то, о чём я говорил, это значило, что Он приносится Богу в собственность. Семья предавала ребёнка в руки Божии, она больше не имела прав на этого ребёнка, он всецело принадлежал Богу. Это был акт жертвоприношения в тех двух значениях, о которых я говорил. Со стороны родителей - они теряли ребёнка; а сам ребёнок приносился в дар, который мог стать кровавой жертвой, если такова будет воля Божия. Этот ребёнок посвящался Богу и принадлежал Ему. Закон также предусматривал, что Бог принимает этот дар опять-таки символически: жизнь ребёнка, кровавая жертва могла быть заменена приношением ягнёнка или двух голубей. Так происходило из столетия в столетие. И затем настал день, когда перворождённый, единородный Сын Девы Марии был принесен Ею в дар, именно как этот дар.

Почему было установлено такое правило? Это совершенно ясно из закона: ради освобождения народа Израильского из Египта. Вы помните, как Бог посылал казни, чтобы вынудить фараона удовлетворить требования израильтян и вопли рабов. И фараон отвергал все наказания одно за другим; и последняя казнь была - смерть всех перворождённых сыновей египетских. И закон говорит, что как бы в отплату (я употребил не то слово, не могу найти верное) за смерть этих детей, перворождённых египетских, Израиль должен был принести своих первородных сыновей. Бог как бы имел над ними право жизни и смерти, подобно тому, как погибли дети египетские. Это никогда не случилось на протяжении истории, до того дня, когда родился Иисус и был принесён в храм; и тут Бог принял Его, но принял на условиях, которые не были оговорены в законе. Бог принял дар, принял Иисуса в полную Свою собственность, но отложил, пока Иисус возрастёт в Своём человечестве до такой зрелости, что сможет Сам взять это на Себя. И это произошло на берегах Иордана, когда Он был крещён Иоанном Предтечей и удалился в пустыню. Это было исполнением первого акта закона, который теперь стал реальностью.

Я упоминал также частную молитву. Частная молитва была широко распространена среди народа израильского, такие молитвы существовали, но в Новом Завете мы видим, что во многом они строились на псалмах. Если почитать песнь Елизаветы или “Величит душа Моя”, мы видим ясную параллель с гимном Симеона, с песнью, воспетой Анной в книге Царств, и можно видеть, что все построено с большой непосредственностью и прямотой.

Я на этом остановлюсь, потому что в следующий раз я хотел бы перейти к рассмотрению уже не молитвенного фона, в котором рос Господь Иисус Христос, а того, что нам известно из синоптических Евангелий, Матфея, Марка и Луки, о Его собственной молитве. Я думаю, было бы хорошо и очень полезно, чтобы вы перечитали хотя бы одно из этих Евангелий в следующие две недели и отметили для себя те места, где мы видим, как Христос молится. Не то, что Он говорит другим о молитве, - к этому мы ещё придём; но как Сам Он молился, в какой ситуации, что побуждало Его к молитве, как Он поступал, в каком контексте и что за этим следовало. И я постараюсь на основании этих трех Евангелий поднять вопрос о том, как молился Христос. Теперь я кончу эту беседу и предлагаю, чтобы мы немного помолчали, а потом около получаса у нас будет на вопросы или дополнения.

Ответы на вопросы

Что означало, что первый ребёнок посвящался Богу? В чём это выражалось на практике? Означало ли это, что он не должен был зарабатывать себе на жизнь и позднее помогать содержать семью? Что происходило в действительности?

Обычно это никак не сказывалось (пророка Самуила посвятили Богу и отдали в храм), только служило напоминанием семье о том, что они живут на свободе в Земле обетованной благодаря ужасной трагедии египетских семей, что об этом они должны помнить и, помня, поступать соответственно. Ребёнка не забирали из семьи, он не получал какой-то специальной религиозной или литургической роли, но он служил знаком. И мне кажется, в Ветхом Завете мы находим целый ряд людей, которые служат знаками, символами в каждой семье, о которых все знали. Этот - напоминал об Исходе. А во время Пасхи это выступало ещё более явно.

Перворождённый сын приносился в храм и посвящался Богу как символ необходимости, чтобы человек приносил Богу всё лучшее. Так же приносились начатки урожая и т. д., но человек не приносился в жертву, и за него родители выплачивали Богу выкуп…

Мне кажется, слово “искупление” здесь очень подходит, оно означает “выплатить”, “купить обратно”. В случае этих детей, они были спасены от смерти, но оставались, как я указал, символом. В случае Христа это было как бы отложенное кровопролитие, кровавое жертвоприношение, оно совершилось на деле, как я постараюсь объяснить, когда жертва созрела и вольной волей приняла решение. Говоря коротко: Бог стал человеком в Младенце вифлеемском. В этот момент человечество Иисуса было как бы невинной жертвой, предназначенной на смерть, но которая ещё не была способна принять решение на человеческом уровне. И мы видим также в Младенце вифлеемском, Который лежит беспомощно, беззащитно, в совершенной зависимости от милости или других чувств окружающих Его людей, - видим образ Божественной любви. Вот каков Я, - говорит Бог, - погляди на Меня. И затем мы читаем в Евангелии от Луки, что Иисус преуспевал в премудрости и возрастании. Он созревал и Своей человеческой свободой делал тот выбор, который Его Божественная свобода уже сделала. И когда эти две свободы стали едины, настал момент Ему выступить на Свое служение, и Он сознательно пошел и принес Свою жертву на Голгофе. Я помню протестантского пастора во Франции в замечательном местечке, маленькой деревне под названием Dieu-le-fit (Богозданное), который сказал мне, что крещение Христа представляется ему как погружение белой шерсти в краску. Христос приходит на Иордан, куда погружалось множество грешников, смывая как бы свою греховность, а значит, и свою смертность. И Христос, Который, будучи безгрешным, бессмертен и в Своём человечестве, погружается в эти смертоносные воды и выходит из них, неся смертность всех согрешивших. И дальше шаг за шагом Он идёт к Своей действительной смерти на Голгофе.

Интересно заметить, что за еврейской пасхальной трапезой главные вопросы задаёт не старший, а младший сын…

Я хотел бы ещё добавить нечто в связи с Пасхой и той трапезой, которую Христос совершил в Верхней горнице. О ней почти ничего не говорится. Но есть одно существенное в этой пасхальной трапезе: на ней ели ягнёнка, - и ягнёнок совершенно не упоминается в описании Тайной вечери. Конечно, не все там упомянуто, но две-три вещи упомянуты, и можно было бы ожидать, что ягнёнок будет упомянут в первую очередь. И мне кажется, это не случайно, и не потому что его присутствие как бы само собой разумеется, а потому что в тот момент Христос был Агнцем Божиим, закланным за грехи мира. Там, где присутствовал Агнец Божий, не было места для Его символического прообраза.

Перевод с английского Е. Майданович

Первый храм построен в Х в. до Р. Х., разрушен в 586 г. до Р. Х. Второй храм построен в 535–518 гг., разрушен в 70 г. по Р. Х. (прим. А. И. Шмаиной-Вели­ка­новой ).

Обычай домашней молитвы родился в фарисейской среде в I в. до Р. Х., однако общепринятый иудейский молитвенник составлен значительно позднее (прим. А. И. Шмаиной-Великановой ).