К какой религии относится мессия. Значение слова мессия

Вконтакте

В иудаизме слово «машиах» иносказательно означает «царь».

Иудеи верят, что идеальный царь, потомок , будет послан Богом, чтобы осуществить «избавление» (духовное и/или физическое) народа Израиля и спасение человечества. В христианской традиции используется также термин «Спаситель».

В определенных направлениях ислама мессией именуется пир - глава общины, духовный учитель у суфиев и некоторых других конфессиональных групп.

Мессия в Ветхом Завете (Танахе)

Танах называет «машиахом» царей Израиля и Иудеи, священников, библейских патриархов, некоторых пророков, весь народ Израиля, персидского царя Кира II.

Критерии прихода Мессии в Ветхом Завете (Танахе)

Понятие прихода Мессии введено пророками древнего Израиля. Таким образом, если человек объявляет себя (или кто-то объявляет его) Мессией, то следует проверить, совершил ли он то, что древнееврейские пророки ожидают от Мессии.

С точки зрения иудаизма, в Ветхом Завете (Танахе) главным критерием прихода Мессии является пророчество Исайи, который указывает, что дни пришествия Машиаха будут эпохой межнациональных и социальных перемен:

«И перекуют все народы мечи свои на орала (то есть плуги) и копья свои - на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать.» (Ис.2:4)

Тем самым, согласно библейским пророчествам, во времена Машиаха прекратятся войны, настанет всеобщий мир и благоденствие, и все люди, наслаждаясь покоем и гармонией, смогут посвятить себя познанию Бога и духовному совершенствованию.

Еврейская традиция

В еврейской традиции Машиахом (Мессией) считается царь, потомок царя Давида, который будет послан Богом для избавления народа Израиля и спасения человечества.

В этом контексте «битвы Бога», возможно, означают духовные битвы, неминуемые при воспитательной деятельности такого масштаба, но могут иметься в виду и войны против соседних народов, если те нападут на еврейское государство.

Пророк Иеремия говорит о Мессии, потомке Давида, так:

«Вот, наступят дни, - сказал Господь, - когда взращу Я Давиду праведного потомка, и будет он царствовать, и будет мудр и удачлив, и будет вершить суд и правду на земле. Во дни его Иеуда будет спасён, и Израиль будет жить в безопасности; и вот имя его, которым назовут его: Господь - справедливость наша.» (Иер.23:5)

Маймонид также подчеркивает, что приход Машиаха не будет сопровождаться чудесами, всё будет происходить естественным путем. Лишь дальнейшее развитие событий покажет, можно ли быть уверенным, что это Машиах.

Когда этот человек продемонстрирует Божественный источник своей власти и, как предсказано пророками, соберёт всех изгнанников в Эрец Исраэль и восстановит Храм - лишь тогда все сомнения отпадут, и он без всяких оговорок будет признан Машиахом.

Поскольку библейские пророчества до сих пор не были реализованы, иудаизм считает, что Мессия ещё не пришёл.

В «Послании в Йемен» Маймонид также добавляет, что Мессия впервые появится в Израиле и добавляет ещё некоторые детали.

Мессия в Талмуде

Образ Мессии в Талмуде, особенно в Агаде неоднозначен. В некоторых местах он изображён нагруженным страданиями как мельничными жерновами или даже в виде прокажённого нищего, который сидит в воротах Рима, ожидая своего часа. Мессия должен прибыть на осле или на облаке, в зависимости от поведения народа.

Время прихода также зависит от поведения народа. Впрочем, по господствующему в Талмуде мнению, существует крайний срок, никому не известный.

Тем не менее и Талмуд и более поздние мудрецы делали предсказания, которые не сбылись. Хотя Мессия и должен быть из рода Давида, Талмуд упоминает также Мессию из рода Иосифа, который подготавливает почву для Мессии из рода Давида и погибает.

Ожидание прихода Мессии

Иудаизму присуща вера в возможность прихода Машиаха каждый день. Согласно Маймониду, этот принцип занимает 12 место среди «13 принципов иудаизма»:

«Безоговорочно верю в приход Машиаха, и, хотя он задерживается, я всё же каждый день буду ждать его»

В древности, в случаях, когда было сомнение, кто должен быть царём (например, после междоусобной войны или если у царя не было прямого наследника, или если царская власть была по иной причине прервана) царя назначал пророк. Однако считается, что со времён разрушения пророческий дар был утрачен.

Выходом из положения является приход пророка Илии (Элияһу һа-Нави), который не умер, а живым был забран на небо. Традиционно считается, что перед приходом Машиаха пророк Илия спустится на землю и помажет его на царствование.

На праздники есть обычай ставить налитый бокал вина, пустую тарелку и приборы и оставлять открытую дверь в ожидании прихода пророка Илии, предвестника прихода Мессии.

Лже-мессии в еврейской истории

Надежды многих евреев были связаны с , который объявил себя Мессией и в 131-135 гг. повёл своих сторонников на вооружённое восстание против Рима. Многие мудрецы, в том числе и , поддержали восстание и провозгласили Бар-Кохбу потенциальным Мессией.

Восставшим удалось освободить Иерусалим, однако в конечном итоге восстание было жестоко подавлено императором Адрианом. Неудача восстания серьёзно пошатнула веру евреев в близкий приход Мессии.

Тем не менее, согласно Маймониду, Бар-Кохба не являлся в полном смысле ложным Мессией, а скорее кандидатом на эту роль, не сумевшим её сыграть.

Наиболее известны объявившие себя мессией Давид Реувени, Шабтай Цви, Якоб Франк. В «Послании в Йемен» Маймонид приводит список известных ему ложных мессий, действовавших в Йемене, Ираке, Франции, Марокко, Испании и др.

В религиозном сионизме

Рав Авраам Ицхак Кук отождествил период создания Израиля со временем «начала мессианского процесса» («Мессии из рода Иосифа») и подготовкой к конечному избавлению.

В ультра-ортодоксальных кругах

Представители религиозного антисионизма, такие как р. Тейтельбаум, напротив, обвинили сионизм в еретической подмене истинного мессианства.

В движении Хабад

Седьмого Ребе М. М. Шнеерсона хасиды Хабада считали Мессией. После смерти Ребе в 1994 г. многие хасиды отказываются признать его физическую смерть.

Мессия в еврейском фольклоре

Согласно преданию, основанном на библейском пророчестве Мессия должен въехать в Иерусалим верхом на осле.

Вместе с тем еврейский народ создал большое количество идиом и поговорок с упоминанием Мессии, выражающих сильное сомнение в том, что тот придёт очень уж скоро. Вот некоторые из них из еврейского фольклора Нью-Йорка:

  • Если сын придёт и скажет, что выучил все уроки, убрал у себя в комнате, постирал бельё, подмёл вокруг дома, приготовил семье обед, а теперь ещё хочет за так помыть папину машину, то скажут мешияхс цайт - времена мессии наступили!
  • Если слишком уж настаивают на чём-то, чего не желаешь делать, то еврей скажет ломир азой дерлебн мешиях - давайте доживём до прихода мессии, аналогично русскому «ждать до второго пришествия».
  • Распространённое в кварталах Нью-Йорка: ме зол нор дерномен мешиях, «не будем поминать мессию всуе» - тоже не говорит о том, что мессию ждут с минуты на минуту. С другой стороны, там же говорят — «We want mashiah now, we don"t want to wait».

Рассказывают, что магид (проповедник) и чудотворец реб Зуся из Золочева в Галиции (он же Мешуллам Зуся из Ганиполя) на вопрос учеников, почему он ложится спать в молитвенном покрывале и с коробочками, содержащими написанные на пергаменте отрывки (паршийот) из Торы (), отвечал, что он ждёт приход Мессии, который может прийти в каждый момент, в том числе и ночью.

И когда он придёт, то нельзя задерживаться, а нужно сразу пойти за ним, взяв лишь самое необходимое. А что необходимо еврею даже в лучшем мире - только принадлежности для молитвы.

Полезная информация

Мессия
ивр. מָשִׁיחַ‎
транслит.«Машиах»
др.-греч. Χριστός, Христос
араб. المسيح
досл. «помазанник»

Христианская традиция

Христианская религиозная традиция считает Мессией Иисуса из Назарета.

В отличие от иудейской традиции, в христианстве приход Мессии разделен на две стадии — два пришествия. В первый раз Мессия пришёл в начале н. э. в лице Иисуса (первое пришествие), а в будущем ожидается Второе пришествие Иисуса с окончательным установлением на земле Царства Божьего.

Трактование мессианских пророчеств Ветхого Завета

Христиане верят, что пророчества Ветхого Завета (Танаха), относящиеся к Мессии, говорят об Иисусе из Назарета. Эта вера опирается на следующие пророчества (но не ограничивается лишь перечисленными ниже):

Родословная. Мессия должен быть потомком Авраама, Исаака и Иакова. Происходить из колена Иудина (Быт.49:10). Быть «корнем Иессея» и потомком Давида (ЗЦар 2:4). Согласно текстам Нового Завета (Лк.3:23-38), родословная Иисуса полностью соответствует этим требованиям. При этом следует отметить, что родословные записи в древности хранились в Храме, который был разрушен в 70 году н. э.; таким образом, с момента разрушения Храма и до сих пор не представляется возможным прослеживать чьи-либо родословные с приемлемой достоверностью.

Время рождения. Стих Быт.49:10 даёт христианам основание утверждать, что Мессия придёт до утраты самоуправления и законодательства древней Иудеей. В книге пророка Даниила (Дан.9:25) указан год прихода Мессии, исчисляя от указа о восстановлении Иерусалима (указ Артаксеркса Неемии, 444 г. до н. э. Неем.2:1-8). В последующих двух стихах предсказывается разрушение Иерусалима и Храма после смерти Мессии. Христиане считают, что это пророчество исполнилось в 70 году н. э., когда Иерусалим и Храм были разрушены войсками римского военачальника Тита, таким образом Мессия должен был прийти до этого разрушения. Произведенные расчеты указывают на 30 марта (10 нисана) 33 г. — на дату торжественного въезда Иисуса в Иерусалим.

Место рождения. Тот, которого происхождение от дней вечных и кто должен быть Владыкою в Израиле, должен родиться в Вифлееме (Мих.5:2).

Рождение девой. Вера в то, что Мессия должен родиться от девы, основана на тексте Книги пророка Исайи (Ис.7:14).

Оценка в 30 сребреников. Мессия должен быть оценен в 30 серебряных монет, которые будут брошены на пол Храма. (Зах.11:12-13).

Страдания за грехи людей. Вера в то, что Мессия должен пострадать, опирается на ряд пророчеств. В этой связи наиболее известна 53 глава Книги пророка Исайи, которая содержит описание отвержения, страданий и смерти Мессии. Страдания Мессии описывают также пророк Захария (Зах.12:10) и израильский царь Давид (Пс.21:17) предсказывая, что Мессия будет пронзён.

Воскресение из мертвых. Вера в то, что Мессия воскреснет из мертвых, основывается на Псалме 15, а также на завершающих стихах 53 главы Книги пророка Исайи, которые описывают жизнь Мессии после казни (Пс.15:10), (Ис.53:10,12).

Оправдывает людей от грехов. Оправдание от грехов связано с познанием Мессии (Ис.53:11).

В Новом Завете жизнь Иисуса Христа описана как исполнение пророчеств Ветхого Завета и в тексте приводятся многочисленные цитаты из этих пророчеств как евангелистами, так и самим Иисусом.

Свидетельства Нового Завета

Согласно Библии:

  • имеются указания на то, что Иисус является Мессией (Христом) - слова Ангела, сказанные для Марии (Лк.1:31—33), в собственном свидетельстве Иисуса перед первосвященником Каиафой и синедрионом (Мф.26:63,64) и в исповедании апостолов (Мф.16:16; Ин.1:41).
  • Иисус относится к употреблению слова «Мессия» с осторожностью. Сам он крайне редко называл себя так (Мк.14:61, Ин.4:25-26)
  • Иисус позволяет называть себя Сыном Давидовым , но запрещает бесноватым объявлять, что он — Мессия (Лк.4:41). Он принимает исповедания веры, но после исповедания Петра запрещает двенадцати апостолам говорить, что он Мессия (Мф.16:20). И с того времени он начинает разъяснять им сущность мессианства — его страдания и смерть за грехи людей, а затем — воскресение из мертвых. Его путь Мессии — путь Сына Человеческого.

др.-евр. – помазанник): в иудаизме Божий посланец, призванный когда-то установить на земле порядок, угодный Богу. В христианстве таким мессией считается И. Христос, раз побывавший на земле и ожидаемый вторично (второе пришествие). Мессиями называли себя основатели бахаизма и Объединенной церкви, а также создатели и руководители малых христианских групп (сект). В исламе мессией назван Махди (араб. «ведомый»).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Мессия

евр. masiah, арам. mesiha «помазанник», греч. транскрипция Месхносс;; греч. перевод Хрштбс;, Христос), в религиозно-мифологических представлениях иудаизма идеальный царь эсхатологических времен, провиденциальный устроитель вечных судеб «народа Божьего», посредник между Богом и людьми и носитель высшего авторитета на земле, спаситель, приносящий с собой новое, исправленное состояние всего мирового бытия; в христианском вероучении переосмысленный и преобразованный образ М. (М. = Иисус Христос) - его смысловой центр. В Ветхом Завете нет разработанной, более или менее однозначно интерпретируемой и обязательной в такой интерпретации доктрины о М. (положение меняется только на грани библейской и послебиблейской эпох). Употребление слова «М.» далеко от эсхатологической концепции М. (даже если иметь в виду, что мессианские образы обозначаются в библейских текстах различными терминами - «Сын человеческий», Дан. 7:13; отчасти «отрок Господень» - Ис. 42). Слово «М.» имеет в Ветхом Завете хотя и сакральный, но совершенно бытовой смысл, будучи прилагаемо к царям Израиля и Иудеи (напр., 1 Цар. 12:3 и 5; 16:6; 2 Цар. 19:21; 2 Пар. 6:42; Пс. 17:51; 19:7 и др.) или к первосвященникам (напр., Лев. 4:3 - «священник помазанный» и др.), или даже к языческому царю Киру II как провиденциальному орудию Господа, пользующемуся Его помощью (Ис. 45:1). Сама идея М. кажется стоящей в противоречии с пафосом ветхозаветного монотеизма, не допускающего никаких «спасителей» рядом с Господом и не благоприятствующего представлению о каком-либо посреднике между Господом и Его народом. Исходя из этого, в образе М. пришлось бы увидеть наносное заимствование (на мало подходящей для этого почве) из какого-то чуждого круга мифологем, скорее всего иранского (Саошьянт), типологическую параллель языческим фигурам героев-спасителей, фигуре буддийского Майтреи и т. п. Но тогда непонятно, почему учение о М. не только заняло со временем очень заметное место в системе иудаизма, не только оказалось абсолютным центром христианских представлений, но и нашло буквальные соответствия в строго монотеистическом исламе (образ «махди», «скрытого имама» шиитов). Есть основания утверждать, что внутренняя неизбежность как самой идеи М., так и переосмысления в связи с этой идеей состава религиозных представлений в целом заложена в самой структуре религии Господа, требующего от Своего народа беспрекословной верности и особой «святости» на его историческом пути (особенно в будущие эсхатологические времена), недостижимых без вождя и проводника, без вмешательства сверхчеловечески сильного целителя, который обладал бы высшей мерой святости, т. е. М. (см. ст. «Иудаистическая мифология»). Древневосточная идеология обожествления царской власти закономерно трансформируется в контексте религии Господа (не царь как бог, но Бог как Царь) в мессианскую идеологию: именно потому, что вся власть принадлежит Господу, полномочия царя действительны в меру того, насколько его власть есть власть Господа, и оба они - как бы одно (срв. слова Христа: «Я и Отец одно», Ин. 10:30). Такова власть М., чей предок и прототип - Давид как первый «богоугодный» (после «неугодного» Саула) царь «народа Божьего». Поэтому первая внешняя подробность, конкретизирующая образ М., - его происхождение от династии Давида. Его приход - как бы возвращение Давида; пророки (Иер. 30:9; Иез. 34:23-24; Ос. 3:5) называют его метафорически просто Давидом. Психологический фон такого отождествления М. с Давидом - ностальгия по временам Давида как золотому веку еврейской государственности. Во всяком случае М. - «отрасль от корня Иессеева» (Иессей - отец Давида), как сказано в мессианском пророчестве Ветхого Завета, возможно, принадлежащем еще Исайе (VIII в. до н. э.) и говорящем о владыке, власть которого будет до конца чиста от своеволия: «и будет судить не по взгляду очей своих, и не по слуху ушей своих будет решать дела» (Ис. 11:3; срв. слова Христа - Ин. 5:30: «Я ничего не могу творить Сам от Себя... ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца»). Образ этого владыки имеет исторические, политико-патриотические измерения, но перерастает их. М. мыслится не только как восстановитель своего народа, усмиритель его врагов, объединитель разделившихся Иудейского и Израильского царств (Ис. 11:11-16), но и как «знамя для народов», установитель всечеловеческого примирения (11:10). Оно распространится и на мир природы: «тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на логово змеи... ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (11:6-9). Черты умиротворителя в облике мессианского царя подчеркивают и другие пророчества: «Торжествуй, дщерь Иерусалима: се, царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема (т. е. Израиля) и коней в Иерусалиме (т. е. Иудее), и сокрушен будет бранный лук; и он возвестит мир народам» (Зах. 9:9-10; ослица с осленком - символ смиренного миролюбия в противоположность боевому коню, как в рассказе о въезде Христа в Иерусалим). Наряду с этим существует традиция воинственного образа М., топчущего врагов народа Господня, как виноградарь гроздья (срв. Ис. 63:1-6). Таргум Псевдо-Ионафана на Быт. 49:10-12 говорит о М.: «Он препоясал чресла свои и выступил на битву против врагов своих, поражая царей с князьями их, и окрашивая горы кровью убиения их, и убеляя холмы туком сильных; и одеяния его погружены в кровь». В таком контексте М. рисуется всего лишь очень могущественным (и при этом «праведным») вождем своего народа, или, в универсалистской перспективе Исайи, вождем всего человечества, возможно, умиротворяющим его путем завоеваний. Виднейший представитель раввинистической учености своего времени рабби Акиба признал М. отважного вождя патриотического антиримского восстания 132-135 гг. Бар-Кохбу. Предельная точка политизирующего «приземления» образа М., возможная, правда, лишь у предателя своего народа, - перенесение Иосифом Флавием пророчеств о М. на римского императора Веспа-сиана. В противовес этому в талмудической, и особенно мистико-апокалиптической литературе выявляется (становящийся в центр системы христианства) мотив трансцендентного онтологического статуса М., в частности его предсуществования - то ли в предмирном замысле Бога, то ли даже в некой надмирной реальности. Первая, более осторожная версия неоднократно повторена в Вавилонском Талмуде: имя М. входит (наряду с Эдемом, Геенной, престолом Господним и т. п.) в число семи вещей, сотворенных на 2000 лет прежде мироздания («Песахим» 54а; «Недарим» 396). В эфиопском изводе книги Еноха неоднократно говорится о предвечном и вечном М., Который «был избран и сокрыт Господом до сотворения мира и пребудет пред ним до скончания веков?.. М. или его «свет» (срв. Фарн в иранской мифологии) оказывается присутствующим при сотворении мира; равным образом «дух Господень» как демиургическая сила приравнивается к духу М.: «И Дух Божий носится над водою», это - дух царя Мессии» («Берешит рабба» 8, 1). В качестве «Сына человеческого» (Дан. 7:13), а в терминологии Филона - «небесного человека», т. е. некой идеальной парадигмы человеческого образа как микрокосма и соотнесенного с этим микрокосмом макрокосма, М. сближается с Адамом до грехопадения (срв. в Новом Завете доктрину о Христе как «последнем Адаме», 1 Кор. 15:45) и с Адамом Кадмоном каббалистической спекуляции, а за пределами иудаизма может быть сопоставлен с такими персонажами, как Пуруша, Гайомарт, Антропос. Как посредник между Богом и миром, М. имеет черты Метатрона и через этот образ связан с Енохом - бессмертным солнечным царем правды начальных времен, дожидающимся у престола Господня последних времен. В ессейских, отчасти иудео-христианских кругах М. по его свойству метаисторической надвременности ассоциировался и с Мельхиседеком, не имеющим «ни начала дней, ни конца жизни» (евр. 7:3). Важно представление, по которому М. уже существует, но «скрывается», так что ему предстоит не родиться, но «явиться», раскрыть свою тайну. Это представление не всегда связано с мыслью о небесном предсуществовании: часто утверждается, что он уже родился на земле, например в день разрушения Иерусалима 10 Аба 70 года (по версии, приводимой в Иерусалимском Талмуде, «Беракот» И, 5а), но вынужден скрываться из-за грехов народа. В прикреплении момента рождения М. к самой черной дате, которую могли представить талмудические авторитеты, выявляется мотив т. н. родовых мук М. - бед и страданий неслыханной силы, долженствующих предшествовать прорыву мессианского времени. Уже для ветхозаветных пророков характерно умозаключение к светлому будущему от максимально темного настоящего (срв. также в Новом Завете обещание явления «Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою» в дни бедствий и попирания святыни. Лк. 21:9-28). Однако приносимое М. избавление покупается муками не только народа, но и самого М. Страдальческий характер носит уже невозможность для него явиться и действовать прежде определенного ему срока, его временная связанность и полоненность силами зла. М. изображается иногда как прокаженный, сидящий среди нищих на мосту в Риме и непрерывно снимающий и надевающий повязки на своих ранах, чтобы в каждый миг быть готовым к выступлению по зову Господа («Санхедрин» 98а). Рим фигурирует в этом и аналогичных текстах именно потому, что столица цезарей (а позднее - столица пап) воплощала для евреев средоточие враждебной им мощи: как Моисей, избавитель от египетского ярма, был воспитан в Египте, так и М., избавитель от ига Рима, откроется в Риме. Но и тогда, когда срок его ожидания окончится, ему грозит искупительная смерть (ср. Ис. 53:8), в связи с чем в иудаисти-ческой традиции возникает даже версия о двух М. - гибнущем и торжествующем (срв. в христианстве учение о двух пришествиях одного и того же Христа - сначала на муку, потом во славе). Версия эта намечается в Талмуде («Суккот» 52а со ссылкой на рабби Досу, III в.) и получает развитие в позднейшей литературе. Сначала ожидается явление «Мессии, сына Иосифа», который восстановит Иудейское царство, храм и храмовое богослужение, но обречен пасть в битве с полчищами Гога и Магога; его тело будет лежать без погребения на улицах Иерусалима (или будет погребено Ангелами). Лишь после этого сможет выступить «Мессия, сын Давида», который одержит окончательную победу над враждебными силами и воскресит своего жертвенного предшественника. Важный момент мессианских событий - участие в них пророка Илии: вознесенный на огненной колеснице на небо, он дожидается своего часа, чтобы готовить народ к пришествию М. (срв. ветхозаветное пророчество: «Вот Я пошлю к вам Илию-пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного; и он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием», Мал. 4:5-6; христианство относило эти слова к Иоанну Крестителю, пришедшему «в духе и силе Илии», Лк. 1:17, хотя и сам Илия является засвидетельствовать мессианское достоинство Христа в сцене Преображения). Илия накануне мессианского времени разрешит все споры о толковании Библии (талмудический трактат «Менахот» 45а и др.). Затем он сотворит семь чудес (приведет к евреям Моисея и воскрешенное поколение пустыни; извлечет Корея и его приверженцев из шеола; воскресит «Мессию, сына Иосифа»; явит утраченные еще со времен вавилонского пленения священные предметы - Ковчег Завета, сосуд с манной и сосуд для елея; явит скипетр, полученный от Бога; сокрушит горы; откроет великую тайну). Далее, по приказу М. он затрубит в рог (шофар), отчего вернется свет, ушедший после грехопадения Адама и Евы, воскреснут мертвые и явится Шекина. Архангел Гавриил убьет чудищ левиафана и бегемота для пира праведных в честь М. В истории еврейского народа неоднократно выступали деятели, притязавшие на мессианское достоинство; подробности их жизни подвергались в осмыслении их приверженцев сильной мифологизации. В христианском учении образ М. переосмыслен: политико-этнические аспекты элиминированы, предельно обобщены намеченные со времени Исайи универсалистские возможности. На место «избавителя» своего народа от его врагов христианство ставит Искупителя человечества от его грехов. Исходной точкой христианства стал тезис, согласно которому прорыв мессианского времени уже начался с выступления Иисуса Христа (т. е. М.), Который пришел «в последние времена» (1 Петр. 1:20) и «победил мир» (Ин. 16:33), причем в первый раз М. приходит «в образе раба» как Учитель, Исцелитель и Искупитель, отказываясь судить людей; второй раз Он придет «со славою судить живых и мертвых» (текст Никейско-Константинопольского Символа Веры); спасение должно завершиться в эсхатологической перспективе загробного суда (см. ст. «Страшный Суд») и загробной жизни. См. также ст. «Иисус Христос», «Христианская мифология». Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

О Мессии и его эпохе много писали мудрецы и раввины разных эпох.

Еврейская история знает немало случаев появления лжемессий. Самым известным из них был, пожалуй, Иисус, сторонники которого дали ему имя Христос, по-гречески «помазанник», «мессия», искажённое еврейское слово Машиах. Другими словами, имя Христос — всего лишь лингвистическая калька (семантическое заимствование) от еврейского «Машиах».

Христиане утверждают, будто Иисус был еврейским Машиахом. Однако у евреев совершенно иное представление о Машиахе. Посмотрим, в чём состоят главные различия.

Рамбам пишет, что Храм построит царь-Машиах, после того как укрепит свой престол

Концепция Машиаха подробно разработана еврейскими пророками. Речь идёт о еврейском лидере, обладающем исключительной мудростью, твёрдостью и силой духа. Именно он принесёт полное — физическое и духовное — избавление еврейскому народу. Кроме того, на него возложена обязанность установить на всей земле вечный мир, любовь, процветание и нравственное совершенство.

Еврейский Машиах — еврейский человек из плоти и крови, рождённый от обычных людей.

Как сказал пророк Йешаяу (11, 2), Машиаху присущ «дух мудрости и разумения, дух совета и силы, дух знания и трепета перед Ашемом». Машиах обладает развитым чувством справедливости или, по образному выражению Талмуда (В. Талмуд, Сангедрин 93 б), он «обоняет и судит». Другими словами, он способен инстинктивно понять, виновен подсудимый или нет.

Тем не менее, Машиах — это в первую очередь миротворец. Поэтому наши мудрецы учат (Дерех Эрец Зута 1): «Когда Машиах явится к Израилю, он будет открывать свои уста только ради мира. Ибо сказано (Йешаяу 52, 7): “Как прекрасны на горах ноги вестника, возвещающего мир”».

Первая задача Машиаха состоит в том, чтобы освободить Израиль от преследований и положить конец рассеянию. Одновременно он избавит мир от гнёта зла. Его усилиями будут уничтожены страдания, все формы безбожия и угнетения. Человечество достигнет вершины нравственного совершенства; все грехи против Б-га и в отношениях между людьми будут раз и навсегда истреблены. В эпоху Машиаха прекратятся войны, вражда и ненависть между народами.

Самое главное, еврейский Машиах приведёт к Б-гу все народы земли. Эта мысль убедительно выражена в молитве Алейну , которой завершаются все три ежедневные молитвышахарит , минха и маарив : «Пусть исправится мир под властью Б-га. Тогда все сыны человеческие станут взывать к Твоему Имени и все грешники земли вернутся к тебе. Признают и поймут все жители земли, что перед Тобой следует преклонять колени, лишь Твоим Именем следует клясться… И все они подчинятся Твоей Царской власти».

Такая же мысль звучит и в молитве Амида , которую читают в Рош а-Шана и Йом-Кипур: «Пусть все творения склонятся перед Тобой. Пусть они объединятся в единое общество, чтобы исполнять Твою волю с полным желанием».

Таким образом, еврейский Машиах призван усовершенствовать мир. Он освободит людей от рабства, угнетения и творимого ими зла. В мире наступит доселе неслыханное материальное процветание. Человек словно вернётся в райский сад, чтобы безмятежно наслаждаться плодами земли без изнурительного труда.

В эпоху Машиаха еврейский народ будет свободно жить на своей земле. Произойдёт «собирание рассеянных», и евреи вернутся в страну Израиля. Все эти события побудят другие народы признать Б-га Израиля и Его учение, заключённое в Торе. Поэтому Машиах станет царём не только над евреями, но и, в некотором роде, правителем всех наций. Ведь спасение может исходить только об Б-га, а Машиах всего лишь орудие в Его руках. Машиах — человек из плоти и крови, как все смертные. При этом он лучший представитель человечества, обладающий уникальными качествами, недостижимыми для остальных людей. Но ничего сверхъестественного в нём нет. Поднявшись на высшую ступень совершенства, Машиах останется тем не менее человеком. Поэтому можно утверждать, что царство еврейского Машиаха «от мира сего».

В эпоху Машиаха все люди объединятся,
чтобы установить «Царство Всевышнего»

Иудаизм — религия, основанная на служении одного народа Единому Б-гу. Евреи становятся как бы «проводниками», несущими свет Б-жественной правды остальным народам. Поэтому спасение Израиля должно предшествовать духовному подъёму остального человечества. Прежде чем освободить весь мир, Б-г вначале позаботится о Своём угнетённом, страдающем от изгнания и преследований народе, вернёт евреев на их землю и восстановит их особый статус.

Однако эта миссия не ограничивается Израилем. Избавление еврейства тесно связано с эмансипацией всего человечества и уничтожением зла и тирании. Таков первый шаг на пути возвращения человека к Б-гу. В эпоху Машиаха все люди объединятся «в единое общество», чтобы исполнить Б-жественный замысел и установить «Царство Всевышнего».

- (евр. maschiah помазанный). Помазанник; обещанный в Ветхом Завете искупитель, которого верующие дождались в лице Иисуса Христа, а евреи ожидают и теперь еще. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕССИЯ [ … Словарь иностранных слов русского языка

МЕССИЯ (евр. “машиах”, mâsîah букв. помазанникпомазанник Божий, т. е. особо уполномоченная и наделенная духовной силой личность. Представление о мессии (а также идея мессианизма) возникает в Библии, основной темой которой являются отношения… … Философская энциклопедия

Помазанник божий, христос, спаситель, махди, богоизбранник, избавитель Словарь русских синонимов. мессия см. спаситель Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

МЕССИЯ, месия муж. Помазанник; обещанный Ветхим Заветом Искупитель, которого верующие дождались во Христе, а евреи еще ждут. Месиин, ему принадлежащий. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

- (евр. mâðĭjah, арам. mĕðîjha, «помазанник», греч. транскрипция Μεσσίας; греч. перевод Χριστος, Христос), в религиозно мифологических представлениях иудаизма идеальный царь эсхатологических времён, провиденциальный устроитель вечных судеб «народа… … Энциклопедия мифологии

- (евр. masiah, арам. mesiha «помазанник», греч. транскрипция Месхносс;; греч. перевод Хрштбс;, Христос), в религиозно мифологических представлениях иудаизма идеальный царь эсхатологических времен, провиденциальный устроитель вечных судеб «народа… … Энциклопедия культурологии

мессия - МЕССИЯ, избавитель, освободитель, спаситель … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

- (от древнееврейского машиах, буквально помазанник; греческий перевод Христос), в некоторых религиях, главным образом в иудаизме и христианстве, Спаситель, ниспосланный Богом на землю. В мусульманских странах Мессией называется Махди … Современная энциклопедия

- (от др. евр. машиах букв. помазанник), в некоторых религиях, главным образом в иудаизме и христианстве, ниспосланный Богом на землю, долженствующий навечно установить свое царство. В древности и в средние века предводители народных движений… … Большой Энциклопедический словарь

МЕССИЯ, мессии, муж. (от др. евр. помазанный) (рел.). В иудейской религии ожидаемый избавитель еврейского народа. || У христиан эпитет Христа, как избавителя от грехов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Мессия , Бедрицкий А. И.. Основным спорным вопросом в познании истины бытия окружающего материального мира является вопрос о существовании Бога. Если Бог существует, то сотворение жизни наЗемле Богом, описанное в…
  • Мессия , Бедрицкий А.. Основным спорным вопросом в познании истины бытия окружающего материального мира является вопрос о существовании Бога. Если Бог существует, то сотворение жизни наЗемле Богом, описанное в…

Чем христианский Мессия похож и не похож на еврейского Машиаха?

У христиан главное действующее лицо — их Мессия. Само название этой религии свидетельствует о полной ориентации её последователей на личность Мессии. Как уже говорилось, имя Христос имеет греческое происхождение и соответствует ивритскому Машиах. Таким образом, христиане ставят Мессию во главу своей религиозной доктрины.

Первое главное расхождение между евреями и ранними христианами наблюдалось в хронологии самого прихода Мессии: христиане считали, что он уже пришёл, а евреи до сих пор ждут его. Именно с этого вопроса и начался раскол между двумя религиями.

Евреи не признают христианского Спасителя хотя бы потому, что его миссия закончилась неудачей. Ведь Тора учит, что Мессия принесёт Израилю — в первую очередь — политическое освобождение, но Иисус не сумел выполнить эту задачу. Наоборот, согласно Евангелиям, его самого изловили как заурядного бунтовщика, избили плетьми, публично унизили и казнили позорной смертью.

Как примирить эту бесславную карьеру с блестящим образом Машиаха, предстающим перед нами в откровениях израильских пророков? Стремясь решить эту теологическую дилемму и оправдать своего Христа-спасителя, ранние христиане радикально изменили всю концепцию. Их новые мессианские идеи получили развитие в писаниях Иоанна и особенно в так называемых посланиях Павла. Когда читаешь труды этих апостолов, невольно следишь за постепенным изменением мессианской доктрины. Еврейский Машиах превращается в христианского Мессию. Этапы трансформации выстраиваются в логическую цепочку:

  1. Иисус не сумел принести евреям политическую свободу; поэтому ранние христиане избавили его от этой задачи. Само понятие освобождения приобрело в их устах новое значение. Они стали говорить, что главная цель Мессии заключалась в избавлении людей не от политического гнёта, а лишь от духовного зла.
  2. Миссия Иисуса была не только пересмотрена, но и заметно расширена. Ведь политическое угнетение — узко-специфическая проблема евреев, а духовное зло распространено по всему миру. Поэтому ранние христиане стали учить, что Иисус пришёл, чтобы спасти всё человечество. Они отвергли первоначальное положение о том, что вначале он должен освободить евреев и их страну, а лишь затем принести избавление остальному миру. В результате функции Мессии расширились до универсальных масштабов, но лишь в духовной плоскости. Царство Иисуса стало не «от мира сего».
  3. Римские власти высекли Иисуса и подвергли публичному унижению, как рядового бунтовщика. Но его последователи считают, что он не заслужил такого обращения, поскольку проповедовал доброту и покаяние. Перед ними встал очень трудный и важный вопрос: если Иисус был истинным Мессией, то почему Б-г допустил такое ужасное обращение с ним и обрёк его на столь тяжкие страдания? Почему его подвергли распятию, самой мучительной и позорной казни того времени? Отчего Б-г не пришёл ему на помощь?

Ответ возможен лишь один: всё, что случилось с Иисусом — наказание плетьми, публичное унижение и, наконец, само распятие, было угодно небесам. Но раз Иисус не грешил, то какова цель его страданий и смерти? Задавшись этим вопросом, ранние христиане придумали хитрое и неотразимое решение: их Спаситель страдал и умер из-за грехов всего человечества.

И всё же сомнения не были до конца устранены. Разве прежде не существовали страдания и смерть? Почему самого Христа обрекли на этот скорбный путь? За какой страшный грех его казнили на кресте?

Ранние христиане нашли выход и из этого положения: Иисусу пришлось искупить первородный грех Адама, унаследованный всеми жившими на земле людьми, потомками первого человека. Одних хороших поступков и даже «рядовых» страданий для такого искупления оказалось недостаточно. Потребовалась мученическая смерть Иисуса.

Поэтому христианский Мессия сознательно принял позорную и мучительную казнь, избавив тем самым человечество от наказания за первородный грех. Кровь Христа смыла с каждого из нас зло, грехи, страдания, смерть и освободила от власти Дьявола.

Доказательство этому утверждению христиане находят в 53-й главе книги пророка Йешаяу, где говорится о всеми презираемом и страдающем слуге Б-га, на «которого Ашем возложил грех всех нас». В действительности речь идёт об Израиле, преследуемом народе. Но христианские богословы без обиняков заявили, что это Иисус!

  1. И всё же многие не понимали, как мог Спаситель так бесславно закончить карьеру, приняв столь позорную смерть. Пришлось добавить к его жизнеописанию оптимистический финал, материалом для которого стала традиционная вера евреев в воскрешение из мёртвых. Ранние христиане утверждали, будто Иисус воскрес после казни, чего прежде не было ни с одним человеком. Поэтому, говорят они, наш Спаситель не был простым смертным.
  2. Сторонники Иисуса не могли примириться с тем, что страдания и смерть были навязаны их Мессии самим Всевышним. Поэтому они заявили, что желания Мессии, включая распятие на кресте, целиком совпали с волей Б-га. Но какой смертный решился бы пойти на такие ужасные страдания? — Иисус не был простым смертным, отвечали ранние христиане. Раз его воля столь точно отражала божественную волю, значит, у него была особая связь с Творцом.
  3. При жизни Иисус часто называл Бога «Отец мой небесный». Евреи воспринимают это выражение как заурядную поэтическую метафору и традиционно пользуются ею в молитвах. Однако в устах язычников-неевреев оно приобрело буквальное значение. В легендах древних греков тоже фигурировали люди, якобы рождённые от связи богов с земными женщинами. Божественное происхождение приписывали и некоторым известным личностям, таким, как Платон, Пифагор, Александр Македонский. Чем Иисус хуже их? Разве он не достоен иметь неземного отца? В результате поэтическое выражение «Отец мой небесный» получило буквальное толкование: у Иисуса, оказывается, была непосредственная генетическая связь с Богом. Так родилась легенда, что Иисус — «сын божий», зачатый девой Марией от Святого духа. Божественное происхождение избавляло христианского Спасителя от грехов и даже смерти.

Поэтому смерть Иисуса носила лишь временный характер. У неё была одна единственная цель — искупить грехопадение Адама. Христиане утверждали, что сразу после распятия Иисус воскрес для вечной жизни и отправился на небо. Там он сидит «по правую руку от Бога», выше ангелов.

Сделав первый шаг на пути к обожествлению Иисуса, неофиты-язычники пошли дальше. В Евангелии от Иоанна (10, 30) Иисусу приписывается утверждение: «Я и Отец — одно целое». Ему же принадлежит формула «Отец, Сын и Святой дух» (Матфей 28, 19). Новообращённым христианам из числа неевреев было нетрудно уравнять все три ипостаси и признать в «Сыне» самого Иисуса.

Таким образом, Иисус превратился в богочеловека, существо двойственного типа — Бог и человек в одном лице, а дева Мария получила от христиан почётный титул «богоматери».

  1. Поскольку Иисус не сумел исполнить многие мессианские пророчества, ранние христиане обещали его «второе пришествие» на землю. И тогда наступит День суда, а именно: Иисус займёт своё место «по правую руку от Отца» и устроит персональный суд над всеми когда-либо жившими людьми. Те, кто верил в «спасителя», удостоятся благоприятного решения и спасения; отрицавшие его получат вечное проклятие и отправятся в ад.

По завершении этого суда дьявол будет окончательно разгромлен. Зло прекратится, грехи сгинут, смерть истребится, силы мрака капитулируют, и на земле установится «царство небесное».

  1. А пока не настал этот светлый день, христиане адресуют все молитвы Иисусу, завершая их традиционной формулой «во имя Иисуса Христа, Господа нашего». Они видят в нём прямого посредника между Богом и человеком.

Вот такой трансформации подверглась еврейская концепция Машиаха в трактовке ранних христиан. Мессия перестал быть обычным человеком, ограниченным рамками морали. Христианство учит, что человек не способен искупить собственные грехи и поэтому Самому Богу, облечённому в плоть Мессии, пришлось пожертвовать Собой, пролить Свою кровь ради спасения человечества. Кроме того, поскольку Иисус не выполнил важнейшие мессианские пророчества, первые христиане принялись ждать его «второго пришествия» для заключения начатой миссии.

Вначале предполагалось, что упомянутое «второе пришествие» не заставит себя долго ждать. Ранние приверженцы Иисуса молились о его скором возвращении, при их жизни. Но молитвы, как видно, не были услышаны, и сроки «второго пришествия» были отодвинуты на тысячу лет после смерти Мессии. Минуло и это «тысячелетнее царство», а Иисус всё не возвращался. Тогда его окончательный приход был перенесён на неопределённый срок.

Таким образом, мы видим, что христианам пришлось радикально изменить всю еврейскую концепцию Машиаха, чтобы объяснить неудачу Иисуса. Кроме того, распространению нового христианского мессианизма, совершенно чуждого иудаизму , способствовало языческое влияние на доктрину ранней церкви.

Отношение евреев к христианскому мессианству

Теперь нетрудно объяснить, почему евреи решительно отвергли притязания христиан.

Во-первых, у евреев существовала традиция, прекрасно разработанная древними пророчествами, что Машиах призван совершить радикальные изменения на земле. «Духовное царство» христиан ни в коей мере не соответствовало этим пророчествам. Обещание «второго пришествия» также не удовлетворило евреев, поскольку в библейской литературе отсутствовали указания на такую возможность.

Поэтому у евреев не было абсолютно никаких оснований поверить, что Иисус — это Машиах. Наоборот, его неудача лишь усилила их скептицизм.

Кроме того, само логическое обоснование веры в Христа подрывало многие основополагающие принципы еврейской религии, включая важнейший догма о единстве Б-га. Даже если бы свидетельство о мессианизме Иисуса носило более конкретный и обоснованный характер, всё равно логические выводы нового учения пришлось бы решительно отвергнуть.

Ранние христиане искали доказательства своей правоты в еврейских священных книгах. Они прошлись с лупой по всей Библии, высматривая в ней малейшие намёки на правоту своего утверждения о том, что Иисус был настоящим Мессией и что вся логическая структура их учения соответствует древним принципам иудаизма. Во многих случаях они ограничивались тем, что изымали отдельные фразы из контекста, делали подмены в тексте и даже прибегали к искажённому переводу, лишь бы убедить людей в своей правоте. Теперь даже многие христианские исследователи Библии признали несостоятельность почти всех «доказательств» такого рода. Некоторые из подобных опровержений можно встретить в комментариях к современным изданиям христианской Библии.

Кроме того, ранняя церковь объявила себя и своих последователей «Новым Израилем», утверждая, будто Б-г полностью отверг евреев и будто иудаизм изжил себя без всякой надежды на дальнейшее развитие и конечный успех.

Евреи опровергали этот довод не столько полемикой, сколько дальнейшим развитием своего духовного наследия. Характерно, что именно в раннюю христианскую эпоху появилась сокровищница талмудической литературы. Это был лучший ответ на все обвинения и мрачные предсказания бесславного конца еврейской нации.

Вопреки всему, иудаизм продолжал жить и бурно развиваться. Несмотря на рост популярности христианства, евреи обнаружили, что могут существовать и духовно процветать без уступки христианской доктрине. Они верят, что Машиах придёт в своё время, откроет истину и тем самым докажет правоту евреев перед всем миром.

Посмотреть статьи