Карнакский храм — древнеегипетская летопись в камне. Что такое Карнак? Помещения Карнакского храма

25.718611 , 32.6575

Храм Амона-Ра

Все периоды египетской истории XVI-XI вв. до н. э. оставили здесь следы; каждый фараон - не исключая даже гиксосской династии, особенно украшавшей свою северную резиденцию в Аварисе , - старался увековечить здесь свое имя. Зерно представляет святилище главного храма, основанное при Сенусерте I и достроенное , который открыл его на обе стороны и прибавил еще другое, на востоке, с большим гипостильным залом , на стенах которого начертал знаменитую царскую таблицу с анналами , перенесенными отчасти в Париж.

Аллея сфинксов и западный вход в святилище Амона.

Сооружение прочих частей восточной половины храма принадлежит другим царям XVIII династии. Лучше сохранилась отделенная переулком западная половина храма, состоящая: а) из воздвигнутого при XIX династии большого (5000 кв. м) гипостильного зала и b) из выстроенного при Бубастидах огромного (8160 кв. м) перистильного двора. В этот двор были включены малые храмы: Рамзеса III , стена которого пересекала южную ограду двора, и Сети II - в северо-западном углу. Внешние стены этой части храма покрыты интересными надписями и изображениями: на южной стороне двора находится известный победный памятник Шешонка после палестинского похода против Ровоама . На северной стене гипостильной залы - военные подвиги Сети I в Ханаане и Аморее и триумф его, а на южной стене - подвиги Рамзеса II и так называемый «эпос Пентаура».

Договор с хеттами начертан на примыкающей ограде, которая начинает собою целый ряд дворов и пилонов , выстроенных разными царями XVIII-XX династий и направляющихся к югу, до аллеи сфинксов - дромоса новой серии храмов, также окруженной оградою и воздвигнутой на берегу подковообразного священного озера Иешер. Главный из них, выстроенный Аменхотепом III , посвящен матери Амона - Мут . К западу от ряда дворов - небольшой изящный храм Хонсу , основанный Рамзесом III и имеющий перед собою сооруженный при Птолемеях пилон и аллею сфинксов, по направлению к Луксору; еще западнее - маленький храм богини Нила, Апет, служащий теперь музеем.

К востоку от ряда дворов - священное озеро, служившее для процессий барки Амона. К северу от главного храма, в особенной ограде - третья группа святилищ; главное, в честь Монту , основано Аменхотепом III. Отсюда на север идет также аллея сфинксов. Нектанеб, несмотря на персидские притеснения, успел соорудить пилон к востоку от древнего святилища, которое, таким образом, оказалось в самом центре зданий. Повреждения, нанесенные Артаксерксом III , были исправлены первыми Птолемеями, но при последних началось падение храма, окончательно завершившееся землетрясением 27 г. до н. э.

Ссылки

  • Большая комментированная фотоэкскурсия по храму Амона

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Карнак" в других словарях:

    - (древнеегип. Ипет Исут), комплекс древнеегипетских храмов, названный по одноименному арабскому селению на территории древних Фив; главное государственное святилище в период Нового царства в Египте (XVI XI вв. до н. э.). Отличался сложной… … Художественная энциклопедия

    Карнак - Карнак. Храм бога Амона Ра. XVI XII вв. до н. э. Карнак. Храм бога Амона Ра. XVI XII вв. до н. э. Карнак () комплекс храмов (. до н.э. конец 1 го тыс. до н.э.) в Египте, назван по одноимённому арабскому селению на территории древних Фив; главное… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    В древнетюркском языке слово карнак означало имеющий большой живот. Давалось мальчику, родившемуся с крупным торсом. Сохранилось в фамилии Карнаков. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен

    карнак - а, м. cornac m.? вожак, погонщик слона. 1. обл. Следопыт, проводник, человек хорошо знающий природу. Говоры Заб. 152. 2. Много знающий, умудренный опытом человек. Говоры Заб. Ср. Карнак. < Странное сближение> … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    КАРНАК, комплекс мегалитов (кромлехи, менгиры) конец неолита начало бронзового века (конец 3 го 2 е тысячелетие до нашей эры) в Южной Бретани (Франция) … Современная энциклопедия

    - (др. егип. Ипет Исут) комплекс храмов (20 в. до н. э. кон. 1 го тыс. до н. э.) на территории древнеегипетских Фив, памятник архитектуры периода Нового царства. Сложная планировка гигантских архитектурных масс; богатый скульптурный декор. Обелиски … Большой Энциклопедический словарь

    I (Carnac), комплекс мегалитов (кромлехи, менгиры) конца неолита начала бронзового века (конец 3 го 2 е тысячелетие до н. э.) в южной Бретани (Франция). II (древнеегип. Ипет Исут), комплекс храмов (XX в. до н. э. конец 1 го тысячелетия до н. э … Энциклопедический словарь

    - (егип. Ipet) имя замечательной группы остатков храмов направом берегу Нила, в сев. вост. части площади древних Фив, перешедшеена них от соседней деревни. Со времени возвышения Фиванского царства настепень всеегипетского (XI ХII дин.), местность… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Карнак - (Сагпас), город в Юж. Бретани, Франция, близ к рого находятся мегалиты (5 3 го тыс. до н.э.), предположит, служившие святилищами. В р не мн. мегалитических могильников, а неподалеку, у местечка Локмарья кер, находится крупнейший из известных… … Всемирная история

    I Карнак (Carnac) населённый пункт на Ю. Бретани, в департаменте Морбиан (Франция), в районе которого находятся относимые к концу неолита и началу бронзового века (конец 3 го 1 я половина 2 го тыс. до н. э.) мегалитические памятники:… … Большая советская энциклопедия

    1. (Егип.) Развалины древних храмов и дворцов находящиеся ныне на месте древних Фив. Наиболее величественные образцы искусства и мастерства древнейших египтян. Несколько строк, приведенных из сочинений Шампольона, Декона и одного английского… … Религиозные термины


Карнак Карнак

(древнеегип. Ипет-Исут), комплекс древнеегипетских храмов, названный по одноименному арабскому селению на территории древних Фив; главное государственное святилище в период Нового царства в Египте (XVI-XI вв. до н. э.). Отличался сложной планировкой гигантских архитектурных масс, пышным убранством. Храм бога Амона-Ра (XVI-XII вв. до н. э., достраивался в эллинистический и римский периоды): чередующиеся по продольной оси большие и малые залы и дворы с разновременными капеллами и храмиками, колонный зал - гипостиль (центр, колоннада - архитектор Аменхотеп Младший) с цветными рельефами на стенах и стволах колонн. Большие строительные периоды завершались сооружением вокруг храма стены с 2 пилонами на фасаде, фланкированными статуями и обелисками. Храмы бога Хонсу (XII в. до н. э.) и богини Мут (XVI-XV вв. до н. э.). Аллея сфинксов.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Карна́к

Древнеегипетский храмовый комплекс (20 в. до н. э. – кон. 1-го тыс. до н. э.), названный по одноимённому арабскому селению на территории древних Фив, главное государственное святилище в период Нового царства. В древности назывался Ипет-Исут – «священнейшее из всех мест» – и был частью Фив.


Самые ранние из сохранившихся сооружений относятся к эпохе Среднего царства (т. н. Белый храм Сенусерта I, 20 в. до н. э.). Наиболее известны сооружения эпохи Нового царства (16–11 вв. до н. э.). Самое масштабное строительство велось в годы правления фараона Аменхотепа III (ок. 1405–1367 гг. до н. э.). В этот период Карнак представлял собой три отдельных храмовых комплекса, посвящённых богу Амону-Ра, его супруге Мут и богу войны Монту. Вблизи храма Амона-Ра находился небольшой храм лунного бога Хонсу. Каждый из комплексов был обнесён кирпичными стенами. Внутри и снаружи храма богини Мут было установлено более 600 статуй сидящей на троне богини Сохмет высотой более 2 м. Рядом, у священного озера, стояла колоссальная гранитная статуя жука-скарабея, посвящённого богу восходящего солнца Хепри. Центральная колоннада гипостильного (многоколонного) зала храма Амона-Ра состояла из 14 колонн , увенчанных капителями в виде раскрытых цветков лотоса. Храм Хонсу является ярким образцом культовой архитектуры Нового царства. Со стороны пристани на Ниле к храму вела аллея бараноголовых сфинксов (баран – священное животное бога Амона-Ра). Вход в храмовое пространство обрамляли пилоны – башнеобразные сооружения в виде усечённых пирамид, символизировавшие гору восхода и гору заката, между которыми путешествует по небу бог Солнца. Перед входом стояли высокие мачты для флагов и огромные статуи фараонов. За пилонами находился большой (103 ґ 84 м) двор, окружённый с трёх сторон колоннадами , за двором – гипостильный зал, где два средних ряда более высоких колонн составляли нечто вроде главного нефа. За ним находится зал для священной ладьи Амона-Ра. Храм завершался святилищем, перед которым устраивали небольшое преддверие для статуи божества. Позади основного комплекса помещений, расположенных на одной оси, находились различные кладовые, сокровищница, архив. Двор был залит солнечным светом, гипостильный зал утопал в полутьме, а в зале ладьи, рядом со статуей божества, царил глубокий мрак. Простой народ допускался только во двор храма. В гипостильный зал попадали лишь избранные – высокие должностные лица, военачальники, писцы. Порог зала ладьи переступали, кроме жрецов, только высшие государственные чиновники. Вблизи статуи божества могли находиться жрецы, исполнявшие священные обряды, верховные жрецы и фараон. Древнеегипетский храм, в отличие от греческого, никогда не был завершённым сооружением, а постоянно разрастался за счёт новых пилонов, святилищ и залов, которые возводил следующий правитель.


Большой гипостильный зал со 144 колоннами, возведённый фараонами Сети I и его сыном Рамсесом II (кон. 14 – нач. 13 в. до н. э., архитектор Менхеперрасенеб), – один из шедевров мировой архитектуры. Это самый большой в мире зал с каменным перекрытием. Потолок высотой почти 25 м поддерживается 12 центральными колоннами в виде цветов лотоса высотой более 20 м, расположенных по шесть в два ряда. Стены зала и колонны были богато украшены цветными рельефами. Несмотря на огромные размеры колонн, в зале царит ощущение гармонии.



Строительные работы в Карнаке продолжались при фараонах последующих династий и в греко-римское время. Последний правитель, строивший на его территории, – римский император Домициан (81–96 н. э.).

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "Карнак" в других словарях:

    Карнак - Карнак. Храм бога Амона Ра. XVI XII вв. до н. э. Карнак. Храм бога Амона Ра. XVI XII вв. до н. э. Карнак () комплекс храмов (. до н.э. конец 1 го тыс. до н.э.) в Египте, назван по одноимённому арабскому селению на территории древних Фив; главное… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    В древнетюркском языке слово карнак означало имеющий большой живот. Давалось мальчику, родившемуся с крупным торсом. Сохранилось в фамилии Карнаков. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен

    карнак - а, м. cornac m.? вожак, погонщик слона. 1. обл. Следопыт, проводник, человек хорошо знающий природу. Говоры Заб. 152. 2. Много знающий, умудренный опытом человек. Говоры Заб. Ср. Карнак. < Странное сближение> … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    КАРНАК, комплекс мегалитов (кромлехи, менгиры) конец неолита начало бронзового века (конец 3 го 2 е тысячелетие до нашей эры) в Южной Бретани (Франция) … Современная энциклопедия

    - (др. егип. Ипет Исут) комплекс храмов (20 в. до н. э. кон. 1 го тыс. до н. э.) на территории древнеегипетских Фив, памятник архитектуры периода Нового царства. Сложная планировка гигантских архитектурных масс; богатый скульптурный декор. Обелиски … Большой Энциклопедический словарь

    I (Carnac), комплекс мегалитов (кромлехи, менгиры) конца неолита начала бронзового века (конец 3 го 2 е тысячелетие до н. э.) в южной Бретани (Франция). II (древнеегип. Ипет Исут), комплекс храмов (XX в. до н. э. конец 1 го тысячелетия до н. э … Энциклопедический словарь

    - (егип. Ipet) имя замечательной группы остатков храмов направом берегу Нила, в сев. вост. части площади древних Фив, перешедшеена них от соседней деревни. Со времени возвышения Фиванского царства настепень всеегипетского (XI ХII дин.), местность… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Карнак - (Сагпас), город в Юж. Бретани, Франция, близ к рого находятся мегалиты (5 3 го тыс. до н.э.), предположит, служившие святилищами. В р не мн. мегалитических могильников, а неподалеку, у местечка Локмарья кер, находится крупнейший из известных… … Всемирная история

    I Карнак (Carnac) населённый пункт на Ю. Бретани, в департаменте Морбиан (Франция), в районе которого находятся относимые к концу неолита и началу бронзового века (конец 3 го 1 я половина 2 го тыс. до н. э.) мегалитические памятники:… … Большая советская энциклопедия

    1. (Егип.) Развалины древних храмов и дворцов находящиеся ныне на месте древних Фив. Наиболее величественные образцы искусства и мастерства древнейших египтян. Несколько строк, приведенных из сочинений Шампольона, Декона и одного английского… … Религиозные термины


Египет – это уникальная страна с богатейшей историей и огромным количеством памятников культуры, являющихся объектами всемирного наследия ЮНЕСКО. К одним из таких памятников относятся древний город Луксор и расположенная в близи египетская деревня Карнак. Вместе они представляют собой значимый экскурсионный центр в виде крупнейшего в мире музея под открытым небом, содержащего порядка одной трети мировых археологических памятников. Два храмовых комплекса – Луксорский и Карнакский были в своё время даже соединены аллеей сфинксов, которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней в своём первозданном виде.

Карнак – достопримечательность Египта

Территориально Карнак располагается на месте Фив - столицы Древнего Египта. Он считается самым большим в мире религиозным комплексом древних сооружений. Его строительство длилось в течение нескольких веков, начиная с правления Сенусерта I (1970-1934 гг до н.э.) и заканчивая предводительством императора Августа. Здесь можно найти следы разных периодов истории страны. При этом не существовало никакого единого плана застройки, просто каждый правитель считал своим долгом увековечить в Карнаке своё имя. «Гонка великолепий», только так, пожалуй, можно охарактеризовать принцип, которым руководствовались фараоны, когда воздвигали новые сооружения. Каждый из них стремился затмить своих предшественников и оставить свой собственный незабываемый след в архитектуре этого места. Надо отметить, что строительство Карнакского храмового комплекса не прекращалось ни во времена гражданских войн, ни во времена вторжений армий других государств.

Одни из построек разрушились естественным путём за столь длительное время существования этого комплекса, другие были разобраны правящими династиями последующих эпох и использованы при строительстве собственных храмов. К примеру, храм Сенусерта I, построенный из белого известняка, спустя пять столетий стал частью внушительного пилона Аменхотепа III и лишь впоследствии был блок за блоком извлечён оттуда современными археологами.

Храм Амона Ра в Карнаке

Центральным строением Карнака безусловно является храм Амон Ра – главного египетского божества. Десять пилонов и огромнейшие залы, разделённые многометровыми внутренними дворами, поражают своей масштабностью и величием. За пределами храма Амон Ра в хаотическом порядке располагаются многочисленные здания, обелиски, опоры и иные архитектурные сооружения, украшенные рисунками, надписями и барельефами. Барельефы (выпуклые изображения) – это вообще своеобразный исторический справочник, благодаря которому стала доступна и понятна определённая часть жизни Древнего Египта и его соседних государств.



Особое место в храме Амон Ра занимает гипостильный (то есть поддерживаемый колоннами) зал, общая площадь которого насчитывает более 5000 кв.м. Строительство зала относят к эпохе правлений Сета и Рамзеса II, фараонов так называемого периода Исхода, упоминание о которых присутствуют в библейском Ветхом Завете. Гипостильный зал хорошо сохранился до наших дней и открыт для посещений туристов. Потолок храма поддерживают 134 колонны высотой от 13 до 24 метров, что в последнем случае примерно равняется высоте восьмиэтажного здания. Высокие колонны находятся в центре и окружены по периметру более низкими, образуя тем самым первое сооружение, отдалённо напоминающее собор. Поражает и толщина колон, ведь для того чтобы обхватить любую из них понадобится как минимум шесть человек. При всей своей масштабности зал не угнетает и не создаёт чувства неловкости, наоборот, в нём появляется ощущение комфорта, спокойствия и гармонии, того, что и составляет важную часть мировоззрения древних египтян.


Храм Амон Ра, как и вся остальная часть Карнакского комплекса достраивался каждым правителем по своему усмотрению. Существенная роль в его создании принадлежит также женщине-фараону Хатшепсут, дочери Тутмоса I. По её приказу здесь были поставлены два обелиска, один их которых стоит и по сегодняшний день. Обелиск представляет собой 30-метровый гранитный монолит красного цвета в виде направленной вверх иглы. Оба обелиска были доставлены по Нилу из Асуана, что в 200 километрах от Карнака и на полировку каждого ушло около семи месяцев.

Святилища Монту в Карнаке

Помимо храма Амон Ра в Карнаке были построены и другие храмы, однако их размеры существенно меньше. На севере от центрального храма бога солнца располагаются святилища бога войны Монту, а на юге, на берегу живописного искусственного озера в форме подковы, стоят три храма, посвящённые жене Амон Ра богине Мут. К сожалению, они большей частью разрушены, однако даже их руины представляют собой впечатляющее зрелище. И, наконец, на западе Карнакского комплекса, немного обособленно от других религиозных строений, находится храм, построенный в честь бога луны Хонсу – сына Амон Ра и Мут. Его строительство длилось почти 12 столетий, и было завершено лишь при императоре Августе

По всему периметру Карнака в своё время была построена толстая и высокая стена с несколькими воротами, расположенными на определённом расстоянии друг от друга и ведущими к разным храмам комплекса. Одни из ворот были направлены в сторону Луксорского храма и украшены целой аллеей сфинксов. Большая часть этих монументов до сих пор находится под землёй, однако археологические раскопки не прекращаются и уже сейчас туристы могут любоваться некоторыми из них.

В начале прошлого столетия в ходе аналогичных археологических раскопок в Карнаке был найден некий тайник, в котором было обнаружено несколько тысяч бронзовых и каменных статуй, уникальных шедевров египетской культуры. Как оказалось, устанавливаемых век за веком статуй в определённый момент стало так много, что новым правителям просто не оставалось места для воздвижения собственных монументов, и они решили освободить занимаемое пространство, а сами скульпторы, видимо ценя свой труд и труд своих предшественников, создали специальный тайник, в который и складывали «ненужные» статуи



Карнак сегодня

На сегодняшний день Карнак относится к числу самых посещаемых достопримечательностей Египта и его в обязательном порядке включают в экскурсионный маршрут по Нилу. Здесь ежедневно проводятся завораживающие представления, лазерные шоу и иные развлекательные мероприятия, дающие возможность окунуться в этот сказочный и таинственный мир Древнего Египта. Кроме того, здесь в изобилии представлены сувенирные лавки, торгующие как уникальными предметами народного промысла, так и различными мелочами совсем не местного производства. Таким образом, в одном месте вы сможете не только познакомиться с тысячелетней историей страны, но и взять её частичку на долгую память.

Карнак – небольшая деревня в 2,5 км. от Луксора. Деревня находится на месте Фив, столицы Древнего Египта эпохи Среднего и Нового царств. Карнак занимает около половины территории главного египетского святилища Нового царства - храма Амона-Ра, который был крупнейшим культовым сооружением древности.

Храмовый комплекс

Вместе с Карнакский храмовый комплекс образует самый большой в мире музей под открытым небом. Оба исторических памятника одними из первых были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда-то их соединяла вымощенная камнем аллея сфинксов.

Возведение храмов на нынешней территории карнакского комплекса началось в XX в. до н.э. при фараоне Сенусерте I (1970-1934 гг. до н. э.). Строительство культовых сооружений не прекращалось в течение двух тысячелетий. Последним, кто внёс свою лепту, был римский император Октавиан Август. Каждый правитель Египта стремился увековечить своё имя, поставив здесь храм или обелиск. Ни смуты, ни вторжения иноземцев не останавливали строительство. Даже гиксосы, захватившие Египет в XVII в. до н.э., отметились здесь своими сооружениями.

В относительной целости в Карнаке сохранилось не так много построек. Одни здания разрушило беспощадное время, другие – сами правители Египта. Начиная от фараонов Нового царства и заканчивая турецкими завоевателями, хозяева страны разбирали древние здания, чтобы получить материал для своих нужд. Даже Аменхотеп III, при котором Египет переживал время невиданного расцвета, не остановился перед разбором храма Сенусерта.

Первым святилищем на территории комплекса был храм Амона, бога небес, покровителя Фив (тогда он ещё не отождествлялся с богом солнца Ра).

Храм Амона-Ра

Храм Амона-Ра – название условное. Это было место почитания фиванской «троицы» – Амона, его дочери и жены Мут, царицы небес и покровительницы материнства, и их сына Хонсу, Бога Луны, небесного целителя. Часть храма находится в Карнаке, еще часть - в Луксоре.

Возведение главного здания Карнака, начатое Сенусертом, было завершено 500 лет спустя при фараоне Тутмосе III. Он же воздвиг второе большое святилище с гипостильным залом (залом, крыша которого стоит на многочисленных колоннах). В этом зале Тутмос разместил барельефы, изображавшие его жертвоприношения предкам.

















Второй гипостильный зал был сооружён к востоку от главного святилища при Сети I и его сыне Рамзесе II, упоминаемых в Ветхом Завете. Это грандиозное сооружение площадью около 5000 кв.м. Потолок зала поддерживают 134 колонны, высота которых от 13 до 24 метров. Самые высокие колонны расположены в центре, к краям зала высота уменьшается. Таким образом, очертаниями здание напоминает средневековые соборы. Сами колонны толщиной в шесть обхватов поражают своей мощью. Но зал не подавляет ступившего под его своды, наоборот, здесь ощущается покой и гармония.

Стены гипостильного зала являются важнейшим историческим источником. На северной стене изображены победы Сети I над амореями, могущественным народом Передней Азии, на южной - подвиги Рамзеса II. Здесь же помещена «Кадешская поэма», или эпос Пентаура, в которой описывается победа Рамзеса II над хеттами.

Ещё одним замечательным зданием храма Амона-Ра является перистильный двор (открытый двор, окружённый колоннадой), сооружённый в VIII-VII вв. до н. э. Строители его не стали сносить мешавшие им здания, поэтому в ансамбль двора оказались включены небольшие храмы Рамзеса II и Сети II.

По сей день древний храм Амона-Ра производит неизгладимое впечатление своим величием и монументальностью. Десять пилонов, грандиозные залы, разделённые просторными дворами, стелы и обелиски много веков поражают воображение зрителей. Два великолепных обелиска установлены в правление женщины-фараона Хатшепсут. Один из них стоит и сейчас. Это монолитная 30-метровая игла из красного гранита. По сообщениям источников, полировка каждого обелиска заняла 7 месяцев.

Карнакский храм

Карнакским храмом называются совокупность всех храмов Карнака. Как уже было сказано выше, вместе с Луксорским храмом Карнакский храмовый комплекс образует самый большой в мире музей под открытым небом.

За оградой храма Амона-Ра начинается целый ряд протянувшихся на юг дворов и пилонов, завершающийся у аллеи сфинксов. Эта аллея предваряет вторую группу храмов, построенных около озера Иешер. Главный храм этого комплекса, выстроенный Аменхотепом III, посвящён богине Мут, царице небес. Мут едина в трёх лицах, она мать, жена и дочь Амона. Всего храмов Мут три, каждый посвящён отдельной ипостаси богини. Храмы полуразрушены, но и руины их производят сильное впечатление.

К северу от главного храма Амона находится святилище Монту, бога войны, «владыки Фив», бога города Ермонта, который был столицей Фиванской области во времена, когда сами Фивы были заштатным городком. Именно ему Рамзес II считал себя обязанным победой у Кадеша.

В западной части Карнакского комплекса находится храм ещё одного члена «фиванской триады» (наряду с Амоном и Мут) – Хонсу, небесного целителя, бога Луны. Святилище было основано Рамзесом III в XII в. до н.э. Строительство продолжалось с перерывами 12 веков и завершилось уже при Октавиане.

Комплекс окружала высокая стена. Дорога от главных ворот вела к Луксору и охранялась двумя рядами сфинксов. Некоторые из статуй раскопаны и доступны для обозрения.

На территории комплекса постоянно ведутся раскопки. Пожалуй, самое значительное открытие было сделано в начале XX века, когда археологи обнаружили тайник с тысячами великолепных бронзовых и каменных изваяний. Как выяснилось, когда для новых статуй не оставалось свободного места, фараоны приказывали убирать старые монументы. Скульпторы же, уважая труд предшествующих поколений, складывали статуи в тайник.

Сегодняшний день Карнака

В настоящее время Карнак является одним из наиболее посещаемых исторических памятников Египта, который включается во все туристические маршруты по Нилу. Для привлечения туристов здесь регулярно проводятся яркие лазерные шоу, устраиваются театрализованные представления на исторические темы, помогающие зрителям мысленно перенестись в глубину тысячелетий, чтобы лучше понять загадочный Древний Египет.

Разумеется, здесь в изобилии продаётся сувенирная продукция. В многочисленных лавочках предложат как фабричные поделки, так и изделия народных мастеров. Таким образом, в Карнаке можно не только войти в храмы древних египтян, но и увезти с собой на память что-то, сделанное их далёкими потомками.

Карнак – это античная деревня, расположенная недалеко от города Луксор, что на берегу главной реки Египта - Нил . Если верить теории, то давно здесь располагались древнеегипетские фивы и религиозный центр Египетской державы. Многие храмы этого древнего поселения были разрушены, но некоторые сооружения дошли до нас. Сохранившийся комплекс зданий создает впечатление поселения некогда богатого и великого, недаром многие из фараонов стремились запечатлеть свои имена на стенах местных храмов.

Карнак – это вторая по значимости и популярности достопримечательность Египта. Но свободный доступ туристам открыт не во все храмы. Для путешественников распахнуты двери храма Амона. Святилище Амона является самым большим из всех храмов древнего мира. Храм Амона соединяется с Луксорским трехкилометровой аллей. Некогда по этой алее проходили торжественные процессии. До наших дней сохранились лишь фрагменты аллеи, украшенной одинаковыми животными с головой барана и телом льва.


Изображаемое мистическое чудовище – священное животное Амона. В Карнаке располагаются три других запрещенных для экскурсий святилища - храмы Мут, Монту и Аменхотепа IV. На территории древнего города сохранились несколько улиц и жилых помещений. Гипостильный зал, входящий в состав Карнакского ансамбля, поддерживается ста тридцатью колоннами. Некогда голубые потолки этого святилища были украшены желтыми звездами и парящими орлами. Ход из гипостильного зала ведет в маленькое тёмное святилище, куда ранее воспрещалось входить непосвященным. Стены храмов древнего Карнака украшены иероглифами и фресками. Гробницы знати, храмы и жертвенные комнаты изображают различные сюжеты жизни египтян. Примерно в 4 веке до н. э. Константин Великий начал распространять на территории Египетского государства христианскую религию, в те времена были сожжены и разграблены языческие святилища египтян, на месте древних храмов возводились христианские церкви.


Праздничный зал Тутмоса III является самым интересным примером: на его стенах и сейчас видны просвечивающиеся сквозь христианские фрески египетские иероглифы.