Атеизм, православие и душевное здоровье. «ссср сам создал атомную бомбу»

Нас много лет уверяли, что Бога нет, ссылаясь при этом на достижения современной науки...

Конечно, многие люди привыкли к материалистическому мышлению, надеются на исследования науки. Говорят: "Вот наука доказала, что Бога нет".

Встретился я с одним священником, и он рассказал:

Когда начиналась перестройка, выхожу я как-то из храма. Подходит ко мне одна женщина и говорит: "Мы хотели бы Вас пригласить на партийное собрание. Соберется больше тысячи человек. Военных, врачей, преподавателей". Я согласился, пришел.

Да, действительно полный зал. Посадили меня в президиум. Смотрю, в торце стола сидит человек с портфелем и косо на меня посматривает. Начались выступления. Дошла очередь и до этого человека. Говорил он долго, а в конце сказал: "Наука полностью доказала, что Бога нет. Но есть еще среди нас верующие, даже священники". Он закончил. Я встаю и спрашиваю: "Дорогие братья и сестры! Если кто-то из вас скажет, какая наука доказала, что Бога нет, я тут же снимаю крест, рясу и записываюсь в партию. Буду ревностным коммунистом!" Зал молчит! Снова начинаю спрашивать: "Дорогие, скажите, может ли какая-то земная наука привести доказательство, что Бога нет?" Зал молчит и вдруг... взрывается рукоплесканиями. А атеист как дым исчез, вместе с портфелем.

А через несколько дней в храме на исповеди одна женщина сказала: "У меня муж полковник. Когда я иду в храм, он меня всегда матом ругает. А на днях рассказал, как на партийном собрании поп посадил в галошу атеиста; никто ему не мог сказать, какая наука доказала, что Бога нет".

Такой вот жизненный пример! Нет такой науки, которая бы доказала, что Бога нет. Нам много лет рассказывали атеистические сказки! Атеизм не наука, как его преподавали в институтах, - "научный атеизм". Это просто секта безбожников. Она привлекала в свои ряды новых членов, вербовала идейных борцов с Богом! Так и добрались до сатанизма. Атеисты! Если Бога нет, с кем борьбу-то ведете?

Атеисты говорят, что Бога нет, а Церковь, что Он есть. Кому верить?

Представьте себе: человек заблудился в лесу. Пошел туда, сюда, потерял выход, а день кончается. Напал на него страх. И надо же, бывает же такое чудо - выходят ему навстречу не один, а два человека. Заблудившийся радостно бросается к ним: "Ребята, покажите дорогу, как выйти из леса?" Один из путников посмотрел на него свысока и говорит: "Это тайга, выхода нет, строй себе шалаш и питайся тем, что найдешь. Тебя ждет смерть". Второй, слыша это, остановил говорящего: "Не пугай его. Слушай - выход есть. Пойдешь прямо, увидишь болото, справа поваленная береза, иди по направлению березы и выйдешь на дорогу".

Заблудившийся человек не знает ни того, ни другого. Может быть, это мошенники, может быть, добрые люди, но кому он больше поверит? Конечно, второму, тому, кто указывает путь спасения. Атеизм говорит: мы живем только здесь, на земле, после смерти жизни нет. Человек умер, рассыпался в прах земли, и на этом все кончено. Эта идеология - "Живи только сейчас" - породила все беды: убийства, грабежи, насилие, войны...

Церковь говорит иначе: выход есть. Если будем верить в Бога, исполнять Его заповеди, искренне каяться, достойно причащаться, наследуем жизнь вечную, обители Рая. Есть земная жизнь, есть и небесная. Господь для нас приготовил Небо. Мы по своей свободной воле можем отказаться от Неба, выбрать ад, но отказаться от загробной жизни (в Раю или аду) не в нашей власти. Можно не признавать закон всемирного тяготения, прыгать с самолета не с парашютом, а с камнем, но от этого сам закон не изменится, он сработает. Можно не признавать законы Господни, жить по-своему, но от этого законы не исчезнут.

Семьдесят лет в нашей стране убивали в человеке веру, уничтожали храмы, монастыри, все святое. Возродится ли Россия?

Святые отцы предсказали, что Россия не погибнет, она не будет материально богата, но будет богата духовно.

Как-то братия афонского монастыря получила из Германии паровую машину для лесопильни, все восхищались мудростью иноземных мастеров, а преподобный Силуан, слыша их слова, утешил братию: "... русские люди первую мысль, первую силу отдают Богу и мало думают о земном; а если бы русский народ... обернулся бы всем лицом к земле и стал бы только этим и заниматься, то он скоро обогнал бы их, потому что это менее трудно".

Те, кто признают Господа, знают, что Он управляет всем. Когда человек всецело предает себя Богу, Он будет ему и Царем, и Правителем, и Отцом Небесным. Заблудшие души постоянно избирают себе земных правителей, а потом их же начинают осуждать. Кого бы эти люди над собой ни поставили, никто им не будет угоден. Почему? Потому что Единым Правителем мироздания является Господь. Люди отпали от Бога и будут страдать и мучиться до тех пор, пока не обратятся к Нему.

Чернобыль... Нас наказал Господь, в чем мы провинились?

Когда люди хотят строить царство на земле, а не Царство Божие в своих душах, то сами на себя навлекают такие беды. Представьте: человек отвергает Бога и желает жить только на земле, хочет "ухватить" все возможное в этом мире, "не ждать милостей от природы". Помните, как атеисты учили брать от природы все, что возможно? Они желали покорить природу и выкачивали из недр земли ее кровь - нефть, газ; создавали под земной корой пустоты, выбирая залежи природных богатств. Они поворачивали реки Сибири вспять, строили плотины и затопляли плодородные земли пойменных лугов и пашен, устраивали захоронения радиоактивных отходов. Построили атомные станции рядом с большими городами... От этого у нас все беды. А что нужно было делать?

Господь сказал: "Прежде всего ищите Царства Божия и правды его, а остальное все приложится вам" (Мф. 6,32). Если люди живут только на земле, то куда спешить? К чему такая гонка? Круглосуточно, без выходных работали фабрики и заводы, шахты. Не давали людям отдыха: человек работал с утра до вечера. А результаты плачевны.

Если бы люди жили в простоте, не нужен был такой "технический прогресс", который завел нас в тупик. Творение рук и мозга человека уничтожает самого человека.

Чернобыль люди сами себе устроили. А Господь попустил это по нашим грехам.

Известно, что Господь хранит православных. Священник, отец одной нашей матушки, служил на приходе на Украине, в зоне повышенной радиации. Когда пришли замерять уровень радиоактивности около храма, оказалось, что там все нормально. Господь в тех местах, где совершаются Ему службы, попаляет, уничтожает эту смертоносную силу.

Мне тридцать семь лет, родителям уже по шестьдесят. У нас с отцом постоянные споры о Боге, о вере. Он называет верующих биороботами.

Что здесь можно сказать? В нашей стране несколько десятков лет все силы атеистической пропаганды были направлены на то, чтобы убить в человеке веру. Человек становился биороботом под влиянием атеизма! Он жил по указке партии, не зная иной жизни. Вся его жизнь была размерена на пятилетки, Госпланы, собрания, отчеты... Духовной жизни люди совсем не касались, разве что где-то учили эстетику, которая далека от духовного мира.

Этим людям приказывали гнать христиан, они и гнали. "Перестаньте гнать!" - командовали. Они переставали. До сего дня у многих осталась такая психология. Скажи им: "Идите в церковь!" - они пойдут. Вот, такие люди. В церковь они пойдут, но Богу молиться не способны. Просто выполнят "партийный" приказ. Это и есть биороботы. А Господь нам дал величайший дар: мы свободные личности. Поэтому мы можем служить Господу всей душой, всем разумом, всей своей жизнью. А можем и не служить, ведь мы свободны в своем выборе. Но каждый получит по делам своим, которые идут в тот мир.

Часто православие называют "религией страха": "вот будет второе пришествие, всех накажут, вечные муки..." А протестанты говорят о другом. Так будет ли наказание нераскаявшимся грешникам или любовь Господня все покроет?

Атеисты долго обманывали нас, говоря о возникновении религии. Говорили, что люди не могли объяснить то или другое явление природы и начинали обожествлять ее, входить с ней в религиозный контакт. Бывало, гром гремит, люди прячутся в подполье, в подвал, там сидят, боятся. Думают, что их языческий бог разгневался и сейчас накажет или смерч налетит, или солнечное затмение начнется...

Это страх языческий. Христианский Бог - это Любовь. И бояться мы Бога должны не потому, что Он нас накажет, мы должны бояться оскорбить Его своими грехами. И если мы отступили от Бога и навлекли на себя беду, мы не прячемся в подполье от гнева Божия, не ждем, когда гнев Божий пройдет мимо. Наоборот, мы идем на исповедь, обращаемся к Богу с покаянной молитвой, просим Бога о милости, молимся. Христиане не скрываются от Бога, наоборот, сами к Нему стремятся за разрешением от грехов. И Бог подает кающемуся Руку помощи, покрывает Своею благодатью.

И предупреждает Церковь о том, что будет Второе пришествие, Страшный Суд не для того, чтобы запугать. Если вы идете по дороге, впереди яма и вам говорят: "Осторожно, не упадите, не оступитесь", разве вас запугивают? Вас предупреждают, помогают избежать опасности. Так и Церковь говорит: "Не грешите, не делайте ближнему зла, все это обернется против вас же самих".

Не надо выставлять Бога злодеем за то, что Он не принимает грешников в Рай. В Раю нераскаянные души жить не смогут, они не вынесут того света и чистоты, которые там есть, как не могут вынести яркий свет больные глаза.

Все зависит от нас самих, от нашего поведения, молитв.

Господь все может по молитвам изменить. Одна женщина приехала к нам из Краснодара. Сына ее посадили. Шло следствие. Она пришла к одному судье, тот говорит ей: "Сыну твоему восемь лет светит". Большое какое-то у него искушение было. Она пришла ко мне, плакала, рыдала: "Батюшка, помолитесь, что делать? Судья просит пять тысяч долларов, а у меня таких денег нет". Говорю: "Знаешь, мать, будешь молиться, Господь не оставит тебя! Как его звать?" Сказала она его имя, мы помолились. А утром она приходит:

Батюшка, я сейчас туда иду. Вопрос решается, то ли посадят, то ли отпустят.

Господь положил на сердце так ей сказать:

Будешь молиться, Бог все устроит.

Я молилась всю ночь. После обеда вернулась, говорит:

Освободили сына. Оправдали его. Разобрались и отпустили. Все нормально.

У матери этой было столько радости, столько веры, что Господь ее услышал. А сын виноват не был, просто его подставили в бизнесе.

Многих людей смущает, что прежних яростных атеистов-гонителей веры сейчас можно увидеть в храмах.

Не надо веру смешивать с характерами людей. Есть люди, которые имеют практическую, настоящую веру. А есть и другие, которые ради моды, зарабатывая себе популярность в народе, зачастили в храмы. Они стоят и держат свечки в руках и не знают, что вера творит чудеса.

Был такой случай в тридцатые годы. На Пасху в театре ставили богоборческое представление. Один из актеров должен был изображать Христа, читать Нагорную проповедь, а потом все слова Христа опровергнуть. Нарядился он, вышел на сцену, стал громко произносить Евангельские слова, и с каждым словом менялся. Свет Христов просветил его, и закончил он речь настоящим христианином. Перемена, происшедшая с ним, была всем видна. Пришлось прервать спектакль и объявить, что актер сошел с ума.

У каждого душа по природе христианка. Христос говорит: "Кто не против вас, тот за вас" (Лк.9,40).

Коммунистическая пропаганда была сильна. Ребенка с детского сада воспитывали в безбожном духе, на Церковь шли страшные гонения, но она осталась жива. Гонители увидели, что их идеология погибла, а учение Церкви Христовой непоколебимо. Разрушили много монастырей, храмов, но веру в народе не смогли убить. И Господь сейчас дает передышку Церкви, чтобы в лоно Церкви вошли прежние ее гонители, покаялись. Когда у них откроются духовные очи и они станут православными, гонения опять начнутся, потому что Церковь живет только в гонениях, страданиях, муках, в них она обновляется, очищается.

Не все были гонителями, кто-то в душе признавал Бога. Когда пророк Илия сказал Господу: "Я один остался, все поклонились Ваалу". Господь ответил: "Не все, есть еще семь тысяч верных".

Сергей Петрович Капица, доктор физико-математических наук, профессор. Член Европейской академии наук, вице-президент Российской академии естественных наук. С 1973 года ведет на телевидении передачу «Очевидное-неверояное». Лауреат Государственной премии СССР, премии ЮНЕСКО и премии Российской академии наук за популяризацию науки.

Сергей Петрович, вы считаете, что человечество очутилось перед неизбежностью некоего цивилизационного перехода. Перехода куда?

К новой парадигме развития. Из одной исторической эпохи в другую в течение жизни одного поколения. Мы попали в неожиданный процесс сжатия истории, который вызовет резкий сдвиг в развитии и столь же резкую смену условий жизни людей. Мир стремительно меняется. И нам надо понять, что нас ожидает.

У Микеланджело есть строки: «Гармонию мира способен ли смертный постичь, чей приход и уход и ему самому непонятен». Вы тем не менее немалую часть жизни отдали умножению знаний этого обычного смертного о мире. Между тем сегодня на человека обрушивается такая лавина информации, что он не успевает ее даже осмыслить. Это порождает страшный недуг - социальный аутизм, полную отрешенность от внешнего мира. Пленник Мировой паутины, он перестает ощущать себя личностью. Тем более что и частная его жизнь практически утратила анонимность. Не захочешь, а вспомнишь Оруэлла. Словом, умножение знаний не сделало человека умнее, совестливей, а давление и скорости все нарастают. Возможно, мы стоим на пороге какого-то нового информационного мира, где традиционные законы и этика утратят свою силу и смысл? И где в таком случае спасательный круг для человека?

На ваш вопрос не так легко сразу ответить. Сначала я дам чисто эмоциональный ответ. В 1965 году наш выдающийся ученый, психолог Алексей Николаевич Леонтьев, сказал замечательную фразу: избыток информации ведет к оскудению души. Я бы хотел, чтобы сегодня эта фраза была написана на каждом сайте Интернета. Да, информации чудовищно много во всех сферах - в науке, в технике, в искусстве, в политической жизни… Поэтому крайне важно отделять знание и понимание. На мой взгляд, к этому и сводится одна из проблем современного мира. Отбор и оценка самого необходимого - что означает та или иная информация - вот главное. Сейчас колоссальный информационный «шум», и в такой ситуации, естественно, властителями дум становится не тот, кто больше и лучше понимает, а тот, кто громче и эффектнее говорит, опровергая привычные устои. В публичном диспуте астролог, рассуждающий о несомненном влиянии Плутона на вашу судьбу, всегда выигрышней астронома, который всю жизнь занимается Солнцем, знает о нем бесконечно много, но, помня о несоответствии испускаемого потока света и невидимого потока нейтрино, все еще задается вопросом: а почему Солнце вообще светит? Согласитесь, астрологи сегодня преуспевают… И все же, отвечая на ваш вопрос о спасательном круге… Я убежден: во всех областях жизни единственное, что всегда спасает человека, это его образование. Мы видим, как возрастает роль интеллекта в стремительно меняющемся мире, и это предъявляет образованию все более высокие требования

В сегодняшней России, где образование с каждым днем становится все менее доступным, это звучит почти иронией. Как и высокопарные заявления с высоких трибун о необходимости возродить былой престиж нашей науки. Ученых снова зовут бескорыстно послужить Родине

Поздно спохватились. Наш храм науки почти сгорел. За последние 15 лет его разваливали на всех уровнях. Выбито почти все среднее поколение ученых. А молодежь, глядя на своих бедствующих старших коллег, не знает, что ей делать. В таких крупных вузах, как МГУ или Физтех, большинство выпускников не видят иного пути реализовать свои знания, кроме как за пределами страны. Россию покинуло 150 тысяч талантливых ученых. Только из Физтеха, где я заведовал кафедрой, уехало полторы тысячи человек. А подготовка одного такого специалиста в США стоит от одного до двух миллионов долларов. Вот и получается, что только один Физтех экспортировал кадров на 1,5 млрд. долларов, ничего с этого не имея. Зарплата преподавателей и профессоров остается нищенской. И никакого притока молодых ученых нет. Мы рискуем не только навсегда отстать от мировой науки, но и оказаться не в состоянии понимать, что в ней происходит. Россия может попросту выпасть из мира знаний. Советская наука и образование были лучшими в мире - это общепризанно. Разорив науку, мы теперь принялись за образование, пытаясь копировать американское. Между тем сегодняшний американский университет - это место, где российские профессора обучают китайских студентов… Наша новая система получения высшего образования, его коммерциализация породили колоссальную несправедливость. В первую очередь по отношению к огромной провинции. Такого в стране никогда не было. Существовали выездные экзамены, школьник, выигравший математическую или иную олимпиаду в Сибири, на Дальнем Востоке, мог всерьез рассчитывать на МГУ. Абитуриент всегда имел шанс куда-то поступить, и эта разница между столицей и остальной страной не была так заметна. Нынешние финансовые барьеры, трудности с приездом для большинства просто неприодолимы. И это тогда, когда каждое цивилизованное общество предоставляет своим достойным молодым людям возможность получить образование, потому что ему, обществу, это выгодно. В России так было даже до революции… Сейчас наконец убедились, что наука не может развиваться на основе рыночных отношений. Но уже утрачены приоритеты, упущено время. А времени у нас нет…

Возвращаясь к России… Чего, на Ваш взгляд, сегодня больше всего у нас не хватает - честности, доброты или же просто нормальных законов?

Мораль всегда связана с ответственностью. Это главное свойство любого здорового общества. Мы провозгласили свободу, но тотчас освободились от чувства ответственности, и это стало серьезным препятствием развитию, национальной бедой. На Западе чувство ответственности очень глубокое. Оно воспитывается с детства и постоянно поддерживается. Как английский газон. Ответственность в языке, зы мысли, которые вы пропагандируете…

То есть вы считаете, что большая доля вины за то, что произошло с нашим обществом, лежит на СМИ?

Безусловно. Обладая колоссальной силой воздействия, они, по сути, стали соучастниками многих преступлений. Скажем, пропагандируя грабительскую приватизацию или защищая чеченских боевиков. Этим примерам несть числа! Так что в смысле деморализации нации СМИ сделали очень много, при этом ссылаясь на свободу слова. Но свобода тоже должна иметь границы. Как вам, к примеру, продемонстрированный нашим телевидением «альтернативный» взгляд на Сталинградскую битву, где немцы оказались лучше нас, ибо «выполняли освободительную миссию»?! Когда вы втаптываете в грязь все - и свою историю, и подвиг народа, - когда не остается ничего святого, а героями времени становятся проститутка или бандит, вы и получите общество, которое мы сейчас имеем. Нынешнее повальное увлечение религией - это тоже симптом некоего нашего духовного кризиса. Хотя, конечно, религия могла бы внести более весомый вклад в оздоровление общества, высказываясь по острейшим моральным проблемам. Но мы почему-то не слышим голоса церкви.

Почему так? Разве христианство не было краеугольным камнем всей европейской цивилизации и культуры? Разве у ее ворот в Новую историю не возвышались два Р - Ренессанс и Реформация? Значит ли это, что мы, причисляющие себя к европейцам, - совсем другие?

У нас в русской церкви не было Реформации. Российская империя 300 лет насаждала православие, а чем это кончилось? И вы думаете, если завтра в школах станут читать Закон божий, общество излечит себя? Да, конечно, религия - часть общей культуры. Я когда-то даже озадачил Екатерину Фурцеву вопросом: почему мы исполняем в Консерватории католическую мессу и никогда не играем русскую духовную музыку - Бортнянского, Рахманинова? В Европе действительно есть и цивилизация, и культура. В Америке есть цивилизация, но нет культуры. А в России есть культура, но нет цивилизации. Вот в этом треугольнике все мы и бродим в поисках истины.

Сегодня мир разделен как минимум двумя системами ценностей - ислама и христианства.

Разница между ними не так велика. Система ценностей ислама идет даже дальше христианских. Например, ислам практически не допускает нищенства. По одной из главных заповедей, мусульмане всегда платили налог для поддержания нищих.

Но все же некое противопоставление существует. Есть ли, на ваш взгляд, признаки столкновения цивилизаций?

Нет. Я участвовал в мировой дискуссии по этому вопросу, когда крупный английский ученый Хантингтон написал свою книгу «Столкновение цивилизаций», вызвавшую резкую реакцию просвященного мусульманского мира. Было специальное заявление в ООН, всемерно поддержанное: нельзя говорить, что будущее - это столкновение цивилизаций, причины конфликта в другом. Поэтому необходимо выступать за диалог. 2001 год ООН объявила годом диалога культур. По представлению генсека Объединенных Наций была сформирована группа экспертов из разных стран. В нее входил и Ханс Кунг, крупный историк религии, который показал, что у всех мировых религий общий моральный знаменатель, а все остальное - лишь политика и украшение. Нами была написана книга «Диалог цивилизаций». Мы утвердили ее окончательный текст 8 сентября, за три дня до теракта в Нью-Йорке. Каждоиу из авторов предоставили возможность выступить на Генассамблее ООН. Выступая там, я сказал, что такой диалог абсолютно необходим. Самым крупным столкновением двух цивилизаций стало противостояние США и СССР в эпоху «холодной войны». Если бы дошло до военного конфликта, то от земного шара никого и ничего не осталось. И то, что этого не случилось, - пример действенности диалога.

Сегодня у нас эпидемия иррационального. Гороскопам, колдунам, экстрасенсам верят чуть ли не безоглядно. Так было всюду, во все времена в периоды социальных потрясений. Но и в науке вес набирают не столько серьезные ученые, сколько разного рода лженоваторы, которые обещают скорое решение всех проблем.

Хуже всего, когда наука начинает им подыгрывать. Именно это мы сейчас и видим - лженаука процветает под эгидой государства. Свой Лысенко существует чуть ли не в каждом направлении. Что творится в медицинской науке?! Такого количества «панацей» история еще не знала. Это не мелкие воришки, которые тешатся ради себя. Они обманывают общество, забирают из казны гигантские деньги. Да, нам известны не все тайны природы. Но современный человек должен все-таки осознавать, что непонятное не означает сверхъестественное.

Вы как-то сказали, что мир вообще находится под гипнозом внушаемых ему представлений.

Да, это так. Возьмите атомную энергию… Сколько бы ни называли XX век ядерным, открытия в этой сфере хоть и произвели сильное впечатление на людей, но не имеют столь глубокого влияния на развитие цивилизации, как работы Алферова и других ученых в области оптики и полупроводниковой электроники. Если завтра не станет атомных бомб, субмарин с ядерными реакторами и ракетами, мир станет только лучше. Если замрут все АЭС, это всего лишь 12 процентов энергетики. Мы без них легко обойдемся. Но если исчезнут полупроводники и лазеры, цивилизация действительно рухнет.

За свою жизнь вы охватили в науке столько, что даже трудно представить. И в этой связи вспоминаются слова Ньютона: «Только малое знание удаляет нас от Бога, большое же приближает к Нему».

Если Вы о моих религиозных взглядах, то я русский православный атеист.

И все же, разве неудивительно - чем больше мы постигаем, тем дальше от постижения главной тайны - Жизни. В чем же смысл все новых и новых знаний?

Наука - это некий круг, и задача ученых его расширять. Но чем он шире, тем больше и границы непостижимого.

А в центре этого круга Бог?

ЧЕЛОВЕК.

С утра просматривал топ ЖЖ наткнулся на пост, вот этого товарища: http://kotbayun1965.livejournal.com/profile . Не буду обсуждать его пост, потому что речь не про него. И вот, листая комментарии, я наткнулся на коммент самого автора поста, в котором он дословно пишет:

Kotbayun1965
17 авг, 2014 17:10 (UTC)
Я - православный атеист. Но у меня много верующих друзей, которых я уважаю.

Фраза: я – православный атеист, повергла меня в ступор. Ну, это все равно, что сказать: я – гомофобдный пидераст, но мне любая баба даст. Погуглил. Оказывается, данный термин относительно нов, и появился всего несколько лет назад. По некоторым данным его ввел сам Лукашенко, сказав в одном из интервью «Я атеист, но я православный атеист». Покопав еще немного, я обнаружил, что последователями данного мема являются: Третьяков, покойный Капица, Пучков и многие товарищи, которые умом в совке, а телом рядом с Путиным бьют поклоны всевышнему под пиздобольство Гундяя.

Люди, заявляющее подобное, как правило, лижут у режима, при этом они не хотят терять популярности у части думающей публики. Ни для кого не секрет, что РПЦ один из главных пропагандистов путинской немытой росции. Гундяев, в каждой своей речи, так или иначе, скатывается в политическую плоскость, призывает поддерживать «царя», служить, каяться и платить. За это он, как и его, многие и многие, предшественники гарантирует сраные Райские кущи и прочие блага, от того, с кем он, по его словам, на связи.

Наша страна издревле строилась на сраной вере, которую извратили служители и цари до уровня: платите, молитесь и страдайте. Затем ее заменили на коммунизм, но суть осталась та же. Если вдуматься в России ни хуя не поменялось за тысячу лет: вера – цари – стадо. Но часть стада, не хочет им быть, они хотят быть одновременно интеллектуалами, и в то же время быть при царском корыте, а нахождение там, подразумевает служению тому или иному Богу. И неважно Иисус это или Ленин, главное символ, за которым можно вести стадо и держать его на коротком поводке. Если, говорить коротко, человек, называющий себя православным атеистом – это телок, который сосет у двух маток и меняет окрас, в зависимости от режима, веяний и конъюнктуры.

Одной рукой эти люди крестятся, другой не гнушаясь, таскают монеты из казны и в любой момент готовы достать из широких штанин давно забытый всеми партбилет, который они бережно хранят, на всякий случай. Самое смешное, что даже РПЦ и Гундяева можно назвать православными атеистами, потому что в случае смены режима, они тут же забудут «царя батюшку» и будут бить поклоны новому вождю, навязывая ему свои услуги политтехнологов с 2000 летним опытом работы. Путина так же можно вписать в этот список. Данный персонаж столько раз менял окрас в своей жизни, что возможно он самый православнутый атеист наряду с Лукашенко на постсоветском пространстве.

Как говорил великий и незабвенный: Двум Богам служить нельзя! И пока общество и народ не поймут, что православие в его нынешним виде подлежит полному уничтожению, что вождизм, царизм и другие атеизмы подлежат полному уничтожению, что Путин, Гундяев и другие призраки из прошлого с крестами на немытых шеях, так же подлежат полному уничтожению, не только они, но и все их рода, вплоть до внуков и правнуков, мы так и будем жить в жопе. В жопе Мира, под названием: вонючая и немытая Путинская расЦия…

Многие люди пребывают в больших заблуждениях по поводу того, как мировоззрение человека влияет на его душевное здоровье, и влияет ли вообще. Из-за этого снижается их способность решать свои проблемы, достигать высот счастья и эффективности в своей деятельности. Цель данного разговора — помочь интересующимся этой темой разобраться в ней, разложить все по полочкам.

ПРИЗНАКИ ДУШЕВНОГО ЗДОРОВЬЯ

Для начала определим, кого мы считаем душевно здоровым человеком. Выделим два уровня душевного здоровья.

Первый уровень: медицински здоровый человек . То есть человек, которого считает здоровым медицина (психиатрия). Признаки такого рода душевного здоровья заключаются в отсутствии симптомов психических болезней: нарушений сна, галлюцинаций, фобий, уныния и др. Таким здоровьем обладает примерно 90% населения развитых стран.

Второй уровень: идеально здоровый человек . Вот некоторые признаки такого человека:

— является медицински (душевно) здоровым;

— имеет мирные, теплые отношения с большинством окружающих;

— умеет любить по-настоящему;

— свободен от любых зависимостей (зависимости от мнения окружающих, любовной, интернет-зависимости и пр.);

— почти все время радуется;

— не страдает от отрицательных эмоций (злобы, гнева, ненависти, зависти, обиды, мстительности, отчаяния и др.);

— легко переносит любые испытания, трагические события (быстро восстанавливается после них);

— имеет трезвое представление о себе и об окружающем мире;

— развивается, обладая внутренней гибкостью, способностью меняться.

Из этого понятно, что идеальное душевное здоровье, с одной стороны, удел очень немногих людей, с другой стороны, это состояние, к которому всякому человеку стоит стремиться, так как именно в нем человек по-настоящему счастлив и успешен.

ПРИРОДА ДУШЕВНОГО ЗДОРОВЬЯ И НЕЗДОРОВЬЯ

Психиатрия, говоря простым языком, делит все душевные проблемы по своему происхождению на две категории: биохимического происхождения (когда работа мозга нарушается на органическом уровне) и ментального (когда мышление человека нарушается без органических причин).

При этом, поскольку причины биохимических нарушений неизвестны (кроме случаев травм, ран и последствий физических болезней), как неизвестно, например, почему тот или иной человек заболел раком, никто не может поручиться за то, что и биохимические механизмы душевной болезни не связаны с ментальной деятельностью человека, с его мышлением. Поэтому психиатрия не отрицает, а мы прямо утверждаем, что мышление и поступки человека являются определяющими причинами его душевного здоровья и болезней.

ДВА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ФАКТОРА ДУШЕВНОГО ЗДОРОВЬЯ И НЕЗДОРОВЬЯ

Во всей многогранности человеческого поведения (а мышление — это часть поведения), есть два фактора, имеющих наибольшее влияние на наше душевное здоровье:

1. Способность трезво оценивать себя и свое место в мире (трезвая самооценка);

2. Способность контролировать свою умственную и эмоциональную деятельность (самоконтроль).

Значение этих двух факторов колоссально для всей нашей жизни, и поразительно, что большинство людей не прилагает никаких усилий к тому, чтобы развивать в себе эти способности.

Трезвая самооценка — это максимально приближенное к фактическому представление о себе, о своих качествах, возможностях, ответственности, о своем взаимодействии с людьми и вселенной и пр. Крайние отклонения от трезвой самооценки — это мания величия и непомерное самоуничижение. В психиатрии существует такое понятие как «критика», то есть способность человека критически оценивать себя. Именно «критика» помогает нам познавать себя. Тяжелобольные душой люди зачастую считают себя нормальными, а почти всех вокруг — больными: они не способны смотреть на себя критически. Это случай отсутствия «критики».

Но если мы не считаем себя наполеонами и иногда признаем критику жены (мужа), это еще не значит, что у нас трезвая самооценка. Можно без всякого преувеличения сказать, что самооценка всякого человека искажена, и у подавляющего большинства людей — сильно.

Откуда это известно?

Это известно потому, что трезвая самооценка не достается даром, ее приходится добывать мыслительным трудом. Но трудом этим занимаются немногие, а кто занимается, с удивлением открывают, что процесс этот бесконечен. Кажется, что ты уже все знаешь о себе, но проходит несколько лет, и открывается новый уровень понимания. Еще через несколько лет труда — следующий. И так без конца. Познать себя — труднейшая задача, поскольку мы не можем вылезти из своей шкуры и посмотреть на себя со стороны.

Но эти усилия окупаются сторицей. Все люди, испытывавшие хоть малые душевные недомогания, знают, что в минуты болезни представление о вещах как бы «плывет». Меняется представление о людях (они вдруг начинают казаться дурными, либо агрессивными либо не любящими нас), о самих себе... Это страшно, не за что ухватиться. Так вот, трезвое представление о себе и мире — это как раз тот «якорь», который удерживает наше сознание у «пристани». Это тот компас, который указывает нам, где юг, а где север. Это та карта, на которой мы точно видим путь из нашей точки А в желаемую точку Б.

Трезвость и душевное здоровье — это вещи, взаимовлияющие друг на друга. Трезвость охраняет наше душевное здоровье. Движение в сторону болезни сопровождается уменьшением трезвости. Именно ввиду подвижности нашего сознания требуются постоянные душевные усилия для того, чтобы не деградировать, не терять свое здоровье, а наоборот укреплять его. Сознание человека похоже на автомобиль на трассе, идущей в гору: либо мы едем вверх, либо скатываемся вниз: ввиду подвижности сознания невозможно «выключить мотор и поставить себя на ручной тормоз».

Второй фактор, самоконтроль — это наша способность управлять нашей умственной деятельностью. Прежде всего, эмоциями. Эмоции (страсти) как раз являются той силой, теми волнами, которые постепенно увлекают наше сознание от спокойной пристани здоровья в бушующее море болезни. Именно эмоции лишают нас трезвости. Сила эмоций и сила разума — кто обычно побеждает в этом поединке, этим и определяется степень нашего самоконтроля. Если мы умеем, в первую очередь, отслеживать свое эмоциональное состояние и затем уже обуздывать те эмоции, которые нас влекут куда не надо, значит, мы умеем владеть собой.

Очень многие люди даже не задумываются о том, что не все наши эмоции нам на пользу и поэтому их нужно как-то контролировать. Особенно это заблуждение свойственно женщинам. Не испытав подлинно светлых и прекрасных состояний, такие люди довольствуются второсортными эмоциями как чем-то, что дает им почувствовать себя живыми и, может быть, даже любящими (хотя это вовсе не любовь). И поэтому идею о том, что страсти — это не так уж и прекрасно, а может даже и губительно, таким людям воспринять нелегко, ведь из этого вытекает довольно безрадостная оценка пережитого...

И вот тут все зависит от того, включится у человека «критика» или нет. Если она не включается сама по себе, начинаются испытания. Расставания, нелады в отношениях, проблемы на работе. Очень многим испытания помогают пересмотреть свою жизнь и свое мировоззрение. Если даже испытания не помогают, дальнейшее «уплывание» может дойти уже и до биохимических повреждений. После этого человеку уже помочь очень трудно. Психиатрия может предложить только таблетки, а таблетки не лечат, а лишь «подлечивают». Ведь любая проблема решается устранением ее причины, а как таблетки могут сделать человека самокритичным или помочь ему выработать навык владения собой?

Поэтому своим душевным здоровьем лучше заниматься, пока оно еще есть. Если заниматься своим здоровьем правильно, оно будет улучшаться по мере наших занятий, а вместе с этим будет повышаться уровень нашего счастья и эффективности во всей нашей деятельности.

И теперь мы подходим к главному вопросу: какое мировоззрение дает более надежный фундамент для наших занятий собой?

Мировоззрений очень много, что, кстати, и сбивает многих с толку. Не пытаясь объять необъятное, мы рассмотрим лишь два мировоззрения — атеизм и православие. И лишь два фактора — как раз эти важнейшие факторы душевного здоровья: трезвость и самоконтроль. То есть, попробуем выяснить, какое из этих двух мировоззрений лучше поможет нам трезво смотреть на себя и владеть своей умственной деятельностью.

КТО ТАКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ И АТЕИСТ?

Но вначале определимся с терминами.

Атеистом мы называем человека, который не верит в существование Бога и бессмертной человеческой души. Свою мыслительную деятельность он обычно считает продуктом электрических и химических продуктов в головном мозге.

Православным мы называем человека, который не только считает себя православным (очень много тех, кто так считает ошибочно), но и ведет полноценную православную духовную жизнь. То есть читает духовную литературу, ведет духовную борьбу, регулярно прибегает к таинствам православной церкви и молится.

Почему мы говорим здесь именно о православных, а не о христианах вообще? Потому что при единстве в главном между православными, католиками и протестантами, только православные читают настоящую духовную литературу и ведут духовную борьбу (то есть работу по совершенствованию своей души). В России церковные лавки ломятся от толстых томов серьезной духовной литературы, а на Западе в храмах католиков и протестантов можно увидеть лишь скудный набор из нескольких тонких брошюрок. А не обладая знаниями, духовную борьбу успешно вести невозможно. И это имеет значение для темы, которую мы хотим обсудить.

Также отметим, что везде есть разные люди, есть исключения. Естественно, когда мы будем говорить об атеистах и православных в общем, мы будем говорить о средних, типичных представителях своего мировоззрения.

ТРЕЗВАЯ САМООЦЕНКА

Трезвая самооценка вырабатывается при наличии у человека следующих трех качеств:

1. Стремление к самопознанию.

2. Стремление к самосовершенствованию.

3. Здравые представления о мире и природе человека.

Давайте посмотрим, как обстоит дело с каждым из этих трех качеств у православного и атеиста.

Стремление к самопознанию .

Важнейшей частью духовной практики каждого православного являются покаяние и исповедь. То есть контроль собственных дурных мыслей и поступков с целью их искоренения. Причем все православные знают, что областью, в которой мы совершаем больше всего грехов, является общение с людьми, так как именно в общении с людьми в нас проявляются тщеславие, зависть, ненависть, осуждение и многие другие пороки. Именно конфликтные, болезненные ситуации показывают нам, какие мы есть.

Сам язык православных людей говорит об их правильном отношении к тому, что атеисты называют кризисом, несчастьем, горем. У православных все это называется испытанием. Почему испытанием? Потому что все эти ситуации проверяют, испытывают нас и способны показать нам такие глубины нашей личности, которых мы не знали. Православные, встречаясь с испытанием, относятся к нему конструктивно (с точки зрения психологии) и извлекают из него пользу для своего самопознания и саморазвития.

Среди атеистов , конечно, тоже есть люди, которые понимают важность самопознания. И есть даже такие, которые осознают конструктивную сторону кризисов и пользуются ей. Но таких людей среди атеистов мало, так как верования атеистов подразумевают, что у человека нет бессмертной души, а значит на повестке дня не стоит вопрос ее совершенствования. Атеисты прилагают большую часть усилий не к совершенствованию внутреннего «я», а к различным внешним целям.

Своим же «я» атеисты начинают интересоваться только когда возникают проблемы. В остальное время они в гораздо большей степени, чем православные, ориентированы на самооправдания, на то, чтобы не видеть, не признавать своих слабостей: в большинстве своем они не понимают, зачем им познавать себя.

Стремление к самосовершенствованию.

С самосовершенствованием все обстоит примерно так же как с самопознанием. Для православных самосовершенствование — главное дело жизни, а для атеистов не стоит на повестке дня либо речь идет о совершенствовании определенных качеств и навыков для решения прагматичных задач: карьера, улучшение отношений в семье, устранение душевного дискомфорта и пр. (Мы не говорим здесь о «самосовершенствовании» в физическом плане, к чему склонны атеисты в большей мере, чем православные, — поддержании физической формы, косметике, одежде, украшении жилищ и прочее, — так как это не имеет отношения к делу.)

То есть совокупно самосовершенствованием своей личности атеисты занимаются гораздо меньше, чем православные. Но их проблема не только в этом.

Тут важно вообще понимать, какое отношение самосовершенствование имеет к трезвой самооценке. А вот какое. Чем сильнее в человеке страсти, эмоции, тем труднее ему трезво смотреть на вещи. Совершенствование в понимании православных как раз и заключается в освобождении от страстей — по их мнению, этот путь ведет к радости и любви. У православных есть стройная и действенная система преодоления страстей. Поэтому самосовершенствование православных приближает их к трезвому взгляду на себя.

А атеисты, даже занимаясь теми или иными видами самосовершенствования, практически никогда не стремятся освободиться от страстей. Более того, в отличие от православных, они не имеют инструментов для такого освобождения. Поэтому самосовершенствование атеистов не только более редкое явление, чем самосовершенствование православных, но и оказывает незначительное положительное влияние на степень трезвости человека.

А отрицательное влияние на степень трезвости самосовершенствование атеистов имеет место очень часто. Всякие «тренинги повышения самооценки», тренинги и книги по соблазнению, карьерные книги и тренинги и пр. еще больше удаляют человека от реального понимания себя и своего места в мире.

Здравые представления о мире и природе человека.

Рассмотрим два аспекта мировоззрений, наиболее влияющие на душевное здоровье человека.

Первый аспект — это представление человека о смысле земной жизни . Для православного человека смысл жизни в совершенствовании души, а главным признаком совершенства является способность человека любить по-настоящему. Выше мы уже говорили о том, насколько необходимо стремление к совершенствованию для обретения трезвого взгляда на вещи. Миропонимание православных ставит эту цель на первое место.

А что с атеистами ? Раз души нет, значит ее совершенствование не может быть целью. Поэтому цели жизни атеистов иные. Как правило, атеист живет с одной или несколькими из следующих осознанных или подсознательных целей:

— максимум удовольствий, интересных ощущений,

— минимум страданий, боли, страха,

— слава и зависть окружающих,

— успех в работе, значительные дела,

— успех в семейной жизни.

Изо всех этих целей только вторая (минимум страданий, боли, страха) хоть как-то может сподвигнуть атеиста к подлинному самосовершенствованию. Поэтому в общем и целом атеистическое представление о смысле жизни способствует трезвению гораздо меньше, чем цель жизни православных.

Второй аспект — это степень человеческой гордыни . Гордыня — главная причина депрессий, самоубийств и вообще всех пороков и психических заболеваний человека. И наоборот, чем меньше у человека гордыня — тем ближе он к трезвому представлению о себе.

Что такое гордыня? Гордыня — это желание (страсть) единолично и безраздельно управлять всеми обстоятельствами своей жизни и жизней окружающих людей. То есть это преувеличенное представление о своей важности. Признаки гордыни — болезненная реакция человека на то, что сорвался какой-то его план, другой человек (близкий или не очень) поступил не так, как бы гордецу хотелось, общая мрачность, депрессивность.

Из описанного понятно, что гордыня — это в каком-то смысле желание поставить себя на место Бога. И атеист имеет такую возможность — ведь для него Бога нет, все события — случайны, мир — сплошной хаос, а человеческое общество — джунгли, где побеждает сильнейший. Во всем этом «бардаке» единственный шанс как-то обрести почву под ногами — самому стать «богом», начать повелевать людьми и обстоятельствами. Хотя бы в своем воображении. Поэтому гордыня так свойственна атеистам.

Православные же не могут ставить себя на место Бога по очень простой причине: они знают, что Бог-то есть, место не свободно. Кроме того, в православии гордыня — тягчайший грех, а противоположное ему смирение — одна из наиболее желанных работы над собой. Православные умеют подмечать в себе гордыню и преодолевать ее, и придают этой работе огромное значение.

Заметьте, мы здесь не пытаемся судить о том, чье миропонимание является более объективным (этот вопрос не решается простыми рассуждениями), мы говорим лишь о том, какое миропонимание больше содействует душевному здоровью. Поэтому мы и называем — «здравое представление», а не, например, «верное представление». И доступный логике любого человека анализ показывает, что, по крайней мере, трезвому взгляду на себя православное мировоззрение способствует в гораздо большей степени, чем мировоззрение среднего атеиста.

САМОКОНТРОЛЬ

Вот мы и добрались до второго из двух главных поведенческих факторов душевного здоровья — самоконтроля или умения управлять своей эмоционально-мыслительной деятельностью.

Самоконтроль заключается в верховенстве ума и воли над эмоциями. Ум владеющего собой человека постоянно анализирует эмоции и при обнаружении разрушительных, негативных эмоций предпринимает те или иные меры к снижению их уровня. Если человек не владеет собой, он не только сиюминутно страдает от негативных эмоций, но и становится все более и более слабым по отношению к ним, то есть эмоции, страсти берут над ним все более и более уверенную власть — и так вплоть до психического заболевания. Также существенно то, что в негативно эмоциональном состоянии человек не может принимать верные решения и полноценно взаимодействовать с другими людьми.

Итак, самоконтроль заключается в двух вещах:

1. Способность анализировать имеющиеся эмоции, то есть замечать их и давать им оценку;

2. Способность обуздывать их, то есть ослаблять, а в идеале менять на противоположную позитивную эмоцию в данный момент.

Начнем с первой способности — анализировать эмоции .

Анализировать — это значит сверять с неким «справочником» для идентификации типа эмоции, а также измерять силу эмоции.

Какой «справочник» эмоций доступен атеисту ? Самое большее, что ему доступно — это представления из психологии. Но проблема в том, что психология — это совокупность довольно разнородных теорий. Часть из них вообще основывается на том, что все эмоции — хороши, негативных нет.

Поэтому самым надежным мерилом внимательного атеиста является его собственное ощущение — неприятное либо приятное. С неприятными все ясно — тут даже атеист не ошибется. А вот с приятными сложнее. Например, спать с чужой женой (или мужем) довольно приятно, но в целом ощущения смешанные. Или, например, отомстить кому-то за что-то — вроде приятно, но тоже ощущения не без ложки дегтя. Или когда тебя хвалят — приятно, но точно ли это позитивная эмоция?.. Словом, уже на стадии анализа у атеиста много шансов ошибиться.

Православному гораздо легче. Помимо надежного «справочника» — стройной и целостной системы представлений о страстях и противоположных им добродетелях, у православных есть такой навык как «различение помыслов». Поскольку все жизненные ситуации в один справочник не впишешь, наука «различения помыслов» помогает человеку разобраться в своих ощущениях и точно определить, является ли мысль или чувство позитивным (от Бога) или негативным (от лукавого).

Со способностью обуздывать негативные эмоции все еще интереснее.

Если вы атеист , подумайте и вспомните, какие у вас есть средства уничтожить отрицательную эмоцию, которая доставляла вам неприятные минуты. Это могла быть обида, чувство зависти, ненависть, желание отомстить, чувство несправедливости, отчаяние и др. Что вы делали в таких ситуациях, чтобы вернуть себе хорошее настроение?

Скорее всего, ничего такого, что бы вам помогло. Обычно человек, не умеющий контролировать себя, просто идет на поводу у эмоции (то есть в буквальном смысле на поводу — как собака за хозяином). Если мучает зависть — мечтает о том, как приобрести то, что вызывает зависть или как уничтожится принадлежащий другому предмет зависти. Если мучает обида после неприятного слова в наш адрес — мечтаем, как бы мы могли ответить, сразить противника. Если мы охвачены ненавистью — представляем кары на голову того, кого ненавидим. И так далее. Со временем эмоция проходит, но не исчезает совсем: осадок от нее, как правило, остается. И накапливаясь тысячами пластов, такие осадки постепенно лишают нас способности радоваться и любить.

У атеистов просто-напросто нет эффективных средств борьбы с негативными эмоциями. Все, что им доступно — это уговоры себя и некоторые словесные формулы. Лучшая из этих формул — «Прощаю тебя», адресованная человеку — объекту наших негативных эмоций, — приносит облегчение. Но во-первых, она мало кем из атеистов используется, во-вторых она все-таки не самый действенный метод, в-третьих, не во всех ситуациях ее можно применить. Как, например, быть, когда мучает отчаяние, ощущение безвыходности? Кого тут прощать?

Как атеист может бороться с негативной эмоцией, если не имеет представления о том, почему и откуда она взялась? Большинство атеистов думает, что их негативная эмоция — это естественная, единственно возможная реакция на то или иное внешнее событие. Мне сказали неприятное слово — я обиделась. Мои дела не оценили по заслугам — я расстроился. Со мной развелись — я впала в депрессию. То есть моими эмоциями управляют внешние события, а не я.

У православных совершенно другой взгляд. Они знают, что причина их негативных эмоций — в них самих, в их пока не преодоленных страстях. Я зависима от чужого мнения — и поэтому обиделась на неприятное слово. Я тщеславен — и поэтому расстроился, когда меня не оценили. Я горда — и поэтому не смогла в разумные сроки конструктивно пережить развод и впала в депрессию.

А раз человек видит причину своих негативных эмоций, причем видит ее в самом себе, то у него появляется возможность победить эту эмоцию, был бы метод. И такие методы у православных есть, причем абсолютно действенные. При наличии навыка, победа достигается быстро и легко, и для этого не нужно каких-то особых способностей. Так, автор этой статьи до своего воцерковления очень мучился от разного рода эмоций, а за последние 10 лет ему крайне редко встречались случаи, когда победа над негативной эмоцией стоила существенного труда.

ВЫВОДЫ

Подведем итоги. Если считать трезвый взгляд человека на себя и его способность к самоконтролю двумя важнейшими факторами душевного здоровья, то православное мировоззрение в гораздо большей мере содействует здоровью, чем атеистическое. И это подтверждается практикой - среди православных ниже доля самоубийств и психически больных.

Почему же тогда многие атеисты смотрят на православных как на не совсем нормальных, и даже придумали выражение «православие головного мозга»?

Именно ввиду своей удаленности от трезвого взгляда на вещи. Помните, мы говорили с вами вначале о том, что психически больные люди обычно считают себя нормальными, а окружающих больными? Это тот самый случай, только речь идет не о тяжелой болезни, а в среднем о некотором отклонении от идеального состояния психики.

Православные же, наоборот, обычно трезво сознают, что знают себя плохо, что не могут судить о вещах вполне объективно, что путь до идеального здоровья еще далек. В общем, они проявляют высокую степень той самой «критики», которую так любят психиатры.

В ЧЕМ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА ЭТОЙ БЕСЕДЫ?

Кто-то из атеистов может спросить: «Ну, хорошо, допустим, все так и есть, я смотрю на вещи не трезво, не совсем душевно здоров. Но что мне даст это открытие? Я атеист и не могу вдруг превратиться в верующего, да и не очень-то хочу».

Конечно, вы не можете вдруг превратиться в верующего. Это путь не одного дня и совершается он не разговорами или чтением, а поступками. Но любой путь всегда начинается с первого шага, и он-то как раз часто является самым трудным.

Вашим первым шагом — пусть не к православию, а к идеальному душевному здоровью (а значит счастью), — который вы можете сделать прямо сейчас, и он не потребует от вас особых жертв — это поменять свое отношение к самопознанию и познанию вообще. Перестаньте бояться того, что вы можете узнать о себе что-то неприятное, а об устройстве мира — что-то новое. Перестаньте считать свое представление о вещах совершенным и окончательным — оно точно не совершенно просто потому, что оно не совершенно ни у кого, и не окончательно просто потому, что вы еще живы. Научитесь видеть в новой информации (прежде всего, о себе) не угрозу своему статус кво, а возможность развития себя и улучшения своего внутреннего состояния.

И НАКОНЕЦ, ПРО САМОМНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ . Обращение к части читателей

Если после прочтения статьи Вы уловили только то, что православные считают себя лучше других, и причиной этому их самомнение, перечитайте материал с начала и постарайтесь сами для себя опровергнуть приведенные в статье логические рассуждения.

Подсказка. Обращаем Ваше внимание на то, что речь в статье идет не о людях — православных и атеистах, а об инструментах, содействующих здравомыслию, которыми располагают те и другие. Если Вы хотите утвердиться в мнении о несостоятельности православного инструментария, Ваша задача — обдумать написанное и найти в нем ошибки или неправду. Если Вы способны логически мыслить у Вас это, видимо, должно легко получиться.

 ( Победишь.ру 78 голосов : 2.62 из 5 )

Предыдущая беседа

Смотрите также по этой теме:
Антидепрессант №1 ()
Может ли человек в депрессии помочь сам себе? (Психиатр Дмитрий Кваснецкий )
Самый простой и быстрый путь к психической болезни ()
Печаль светлая и черная или Грешно ли грустить? (Священник Андрей Лоргус )
Шизофрения - путь к высшей степени нестяжания (Брат )
Депрессия как страсть. Депрессия как болезнь (Психиатр Дмитрий Авдеев )
Депрессия и телевизор ()
Роль психиатрии и Церкви в преодолении депрессии (Психиатр, священник Владимир Новицкий )
Любой диагноз в психиатрии – миф (Психиатр Александр Данилин )
Депрессия. Что делать с духом уныния? (Борис Херсонский, психолог )




Последние просьбы о помощи
14.03.2019
Я оставила все и всех там, в прошлом. Но когда происходят такие качели..жить не хочу. Молюсь вроде бы каждый день..но руки опускаются
14.03.2019
Давно не могу найти работу. От меня отвернулись все. Меня как будто нет ни для кого, я хочу уйти, если все равно нет никакой разницы – есть я или нет.
14.03.2019
Не хочу жить. Брала микрозаймы... Улыбаюсь, только когда вижу своего ребёнка.
Читать другие просьбы

Православная вера, по моему скромному мнению, переживает сегодня достаточно сложные времена. С одной стороны - огромная поддержка государства, какой не было даже в дореволюционные времена. Но с другой - масса проблем, связанных как с длительным периодом правления коммунистической власти в стране (что для простого человека - та же религия, но другая), так и с современной либеральной пропагандой, использующей науку как инструмент в борьбе с любой религией, но цели преследующей все те же - борьба за души людей.

Почему государство активно поддерживает РПЦ? Основные причины мне видятся следующими:
1. Отсутствие какой-то иной идеологии у нашего государства. Либеральные же идеи в основную массу народа заходят тяжело.
2. Использование религии (и, кстати, не только христианской) как противовеса последователям коммунистических идей (или, другими словами, ностальгирующих по советским временам).

В связи с государственной поддержкой, а также общим модным трендом пост-перестроечных времен, к религиозной теме присосались люди, весьма далекие от веры, но с потрясающим нюхом на деньги. Большие деньги. Примеры я приводить не буду, их масса гуляет по сети, как один из последних и громких - скандал с Исакиевским собором. Прибыльнейшее "предприятие", приносящее хороший доход. Никогда не принадлежавшее церкви и построенное на государственные деньги. Символ Петербурга и один из символов России, привлекающий миллионы туристов. При этом, службы там и сейчас проходят, никто не запрещает их проведение.
Это отталкивает людей от церкви, особенно молодежь, которая и так-то не особо верит в сидящего не небесах бородатого старца. Причем, я уверен, в самой РПЦ, как организации, тоже много сомневающихся в подобных решениях людей, что в свою очередь не добавляет сплоченности в рядах как служителей, так и верующих.

Наши либералы, да и, в общем, любая наша оппозиция по-умолчанию в той или иной мере противники церкви. Потому как да - это действительно одна из скреп для огромной массы людей в нашей стране. Заинтересованные отдельные личности и организации моментально используют любой инфоповод, порочащий РПЦ, в своих целях. Или создают этот повод самостоятельно (тема Pussy Riot). Тему подхватывает молодежь в новостях, на форумах, в пабликах - "смотрите, ха-ха, как у этих глупых верующих пичот! Глупые бабки в платочках, не понимающие, что вселенная есть результат большого взрыва, а не заклинаний некоего седовласого старца!".

Какова цель подобной пропаганды? Все просто - внести раскол в наше общество. И данная цель успешно достигается раз от раза. Заинтересованные люди и организации работают с молодежью, им, сами того не понимая, помогают "умные, но глупые" романтики и технократы, ностальгирующие по СССР. А оседлавшие "христианскую" тему серьезные люди покупают себе лимузины и строят пятиэтажные коттеджи.

В общем, все при деле, все хорошо.

Вопрос другой - как относиться ко всему этому обыкновенному, среднестатистическому обывателю, и, в хорошем смысле слова, патриоту своей страны? С учетом того, что ни во что не верить - не всем подходит. Особенно это понимаешь с возрастом:) Попытаюсь описать такого обывателя, вот характерные признаки:

1. Крещеный в детстве, но сомневающийся. На вопрос "А есть ли бог?" отвечает - "Возможно что-то такое есть, кто знает".
2. Образованный, знающий хотя бы школьную физику, азы эволюционной теории и теории образования вселенной.
3. Хорошо относится к верующим людям, и в целом положительно оценивает их образ жизни.
4. Принимающий в целом догматы православной веры. Пусть сходу и не назовет все заповеди и смертные грехи, но правильно понимает основные принципы - "не убей, не укради, не прелюбодействуй, люби ближнего своего, не будь жадным и безразличным, помогай нуждающимся и т.д. и т.п.".
5. Красит яйца на пасху, празднует Рождество, пытается в той или иной мере соблюдать пост (хотя и часто безуспешно:).
6. С осуждением относится к оскорблению верующих людей и христианства как религии. Да, можно верить или не верить, дискутировать на эту тему, но откровенные оскорбления, такие как засовывание курицы в причинное место на глазах изумленных верующих - это слегка за пределами любых окон Овертона.
7. Носит нательный крестик, но в церкви бывает редко и не всегда знает, что там делать.
8. Искренне огорчается, читая в социальных сетях новость про служителя культа, выстроившего себе небольшой особнячок в 3000 квадратных метров.
9. Искренне огорчается глупым лозунгам и странным требованиям "православных фанатиков", пытающихся "вернуть средневековье", но достигающих прямо противоположных результатов.
10. Понимает и принимает, что православие - это часть культурного кода нашей страны - живописи, литературы, истории.
11. Последний, но самый важный пункт: не становится верующим только для целей продвижения по службе или потому что это модно. Сегодня подобные конъюктурщики - истово верующие, вчера - ярые коммунисты, а завтра будут подносить дары "богу нашему, Говинде", если это будет приносить профит.

Список, конечно, приблизительный, но в целом мысль, думаю, понятна. По совокупности вышеприведенных признаков как раз и можно определить некоего сферического "православного атеиста". Такая вот, на первый взгляд, шизофреническая смесь, является результатом смены нескольких идеологий в нашей стране в течение последней сотни лет. Да и что греха таить - религия должна развиваться вместе с обществом, а в сегодняшних реалиях она просто не успевает за ним. Жизнь стремительно меняется, и те приемы, которые хорошо работали с неграмотным крестьянином конца 19-го века, сейчас не работают.

Считаю понятие "православного атеиста" положительным. Оно позволяет избежать одного из серьезных расколов в нашем обществе. Особенно среди носителей коммунистических идей (той или иной степени приверженности) и христианской веры (тоже - той или иной степени приверженности). Нужно искать не различия и пытаться очернять друг друга, а найти точки взаимного соприкосновения. А при вдумчивом подходе и желании - их найдется на удивление немало.

Всех христиан и "православных атеистов" - с прошедшим праздником! Будьте добрее и терпимее друг к другу.