Интересные факты и увлечение из жизни хрущева. Интересные факты из жизни Н


Глухонемота – крайне неприятное сочетание отсутствия слуха с отсутствием речи. Она может быть результатом недоразвития органа слуха, или же следствием заболеваний ушей.

Как известно, глухонемота бывает либо врожденной, либо приобретенной. В последнем случае часть речи у детей будет сохранена, поскольку ребенку удалось запомнить окружающие звуки, и он будет пытаться их повторить.

Передается ли врожденная глухонемота по наследству?

Врожденная глухонемота представляет собой нарушение в развитии органа слуха, вследствие чего не развивается и речь. Другими словами, первичным нарушением является именно глухота, а немота развивается вторично, не как результат дефектов органа речи, а по причине отсутствия слуха.

Надо сказать, что первые несколько лет жизни в плане развития речи являются решающими. Если, малыши утрачивают способность слышать до 2-3 летнего возраста, то соответственно не могут научиться говорить. Для формирования нормальной речи слух должен работать достаточно хорошо.

На развитие врожденной глухоты оказывают влияние многочисленные факторы. К примеру, перенесенные беременной женщиной (такие, как , и прочие). Особую опасность представляют врожденные инфекции, передающиеся ребенку от матери в ходе внутриутробного развития (пресловутые и герпес, а также ВИЧ).

Вне всякого сомнения, приводят к описываемому заболеванию и токсические поражения материнского организма алкоголем, наркотиками и промышленными токсинами.

Определенный вклад в развитие патологии вносят нейродегенеративные расстройства, а также такие перинатальные факторы как недоношенность, сепсис, асфиксия, малый вес при рождении и др.

Определенно многих, страдающих данным недугом интересует вопрос: а не передается ли глухонемота по наследству? Тут стоит сказать, что патологическая наследственность составляет 50% всех причин.

Как правило, на предрасположенность ребенка к глухонемоте указывает факт наличия этой болезни у одного из родителей. Кроме того, замечено, что описываемое состояние нередко встречается у детей, рожденных от супругов-родственников. При этом необходимо понимать, что ген глухонемоты может наследоваться как по рецессивному, так и по доминантному признаку.

К генетически причинам глухоты и как следствие этого немоты приписывают также синдромы Тернера и Клайнфельтера.

Приобретенная форма глухонемоты

Приобретенная форма болезни встречается гораздо чаще, нежели наследственная глухонемота.

Причиной ее может стать родовая травма, к примеру, сдавление головки ребенка в узком тазе матери или применение акушерами щипцов, могущих повредить центральную нервную систему и отрицательно сказаться на слухе.

Способствуют развитию приобретенной глухонемоты осложнения после воспалительных ( , отит и др.) или не долеченных инфекционных заболеваний ( , герпес и прочие).

Влияние лекарственных средств, оказывающих ототоксичный эффект, длительное действие громкого шума и кровоизлияния в среднем ухе также могут выступать в качестве причин глухонемоты.

Профилактика глухонемоты

Причины описываемого недуга весьма разнообразны. А учитывая то, что полностью эта болезнь не излечивается необходимо прилагать максимум усилий, чтобы предотвратить ее развитие.

Профилактика глухонемоты должна начинаться еще до периода беременности. Во избежание неприятных последствий будущим родителям следует вести жизнь без вредных привычек, следить за питанием, соблюдать здоровый образ жизни. А задача врачей вовремя распознать заболевания, последствиями которых может явиться потеря слуха.

В заключении стоит отметить, что использование термина «глухонемой» требует определенных оговорок. Глухота – это дефект, характеризующийся стойкостью, тогда как обусловленное глухотой отсутствие речи преодолевается путем специального обучения. В результате и глухонемой ребёнок постепенно овладевает речью, оставаясь при этом глухим. В то же самое время термин «глухонемой» довольно часто применяется и в отношении тех, кто уже овладел словесной речью и, по сути, являются только глухим.

Статья прочитана 12 663 раз(a).

Глухонемые - не такая уж редкость в человеческом сообществе. По статистике, таким дефектом страдает 0,4 процента всего населения Земли. Куда реже встречаются только немые люди, слышащие и понимающие речь, но не способные ответить. И этот феномен куда интереснее, чем отсутствие и способности слышать, и возможности говорить.

Глухота и сопутствующие ей факторы

С медицинской точки зрения, неверно интересоваться тем, немыми. Если формулировать точно, все дети немы - разговаривать они не умеют. А звуки издает практически каждый живой новорожденный. Речь - вторичный навык, развивающийся вследствие информации, получаемой через слух. И если ребенок рождается глухим, то в результате ее отсутствия со временем он немеет полностью, то есть перестает издавать даже неосмысленные звуки. Таким образом, немые люди не рождаются таковыми, а становятся ими. А вот глухота может быть и врожденной. Причем даже если ее невозможно вылечить, и слуховой аппарат не в состоянии компенсировать глухоту, говорить человека все же можно научить - есть специальные методики.

Немые люди: причины невозможности говорить

Мы уже пришли к мнению, что немота всегда приобретенная. Причем она может настигнуть человека в любом возрасте. И вызвать ее могут разные факторы. Немые люди теряют возможность говорить при следующих обстоятельствах.

  1. Поражение мозга. Оно может быть травматическим или физиологическим. Чаще всего немоту вызывает удар по голове, пришедшийся в определенную зону, рак мозга либо кровоизлияние в него. Нередко лишены речи больные аутизмом, притом, что все слышат.
  2. Дефекты органов, ответственных за речь. Это могут быть травмы связок или их деформации вследствие какого-то заболевания. Реален вариант паралича языка - достаточно вспомнить Сильвестра Сталлоне, у которого язык парализован частично, но речь при этом была сильно невнятной до тех пор, пока актер не начал интенсивно его разрабатывать. Упоминать лишение этого органа, пожалуй, не стоит - такой исход весьма маловероятен.
  3. Мутизм. Расстройство психомоторного типа, в результате которого человек перестает говорить. Его вызывают тяжелые стрессовые ситуации или сотрясение мозга. Немые люди при этом понимают обращенную к ним речь и реагируют на нее, но сами преодолеть безмолвие не в состоянии. При этом немота может быть выборочной - например, касаться только мужчин, в то время как с женщинами человек говорит свободно. Лечится растормаживающими методиками.

В случае если возможность говорить утрачена окончательно и восстановлению не подлежит, человеку могут помочь в общении письмо и язык немых. Правда, последний смогут понять только специально обученные люди.

для неговорящих

Язык немых - совсем не то же самое, что жестикуляция, которой пытаются объясниться люди с иностранцами. В этом случае бедна и узко функциональна, в то время как лишенным возможности говорить нужен богатый лексикон, способный передать и художественные образы, и математические термины.

Глухонемота или сурдомутизм – это врожденное или приобретенное в долингвальном периоде отсутствие слуха, которое препятствует развитию речи. Основные клинические проявления – глухота, немота, искажение голоса, вестибулярные и поведенческие нарушения, чрезмерно развитая мимика. Постановка диагноза основывается на данных исследования звукового восприятия, ABR-тесте, методах нейровизуализации и ДНК-диагностике. Специфическое лечение отсутствует. Реабилитационные мероприятия включают в себя слухопротезирование, изучение языка жестов и артикуляции.

    Существует две основные формы глухонемоты – врожденная и приобретенная. Второй вариант встречается более чем у 70% от общего количества больных. Свыше 50% случаев врожденной формы заболевания спровоцировано генетическими мутациями. Согласно статистическим данным мировой отоларингологии , распространенность глухонемоты выше на территориях с высокой частотой близкородственных браков. Порядка 35% случаев приобретенной потери слуха происходит на первом году жизни ребенка, 25% – на втором. Мальчики и девочки болеют с одинаковой частотой. Всего на территории Российской Федерации проживает порядка 200 тысяч глухонемых.

    Причины глухонемоты

    Первопричиной всегда является врожденная или приобретенная в раннем возрасте потеря слуха. Немота возникает вторично в результате неспособности изучать и воспроизводить слова. Врожденная глухонемота может быть спровоцирована следующими факторами:

    • Врожденные инфекции. Чаще всего это заболевания из группы TORCH-инфекций: токсоплазмоз , краснуха , цитомегалия, герпетическая инфекция , сифилис , гепатит В .
    • Генетические мутации. Глухота входит в состав более 400 генетических синдромов. Наиболее распространенными являются синдромы Ваарденбурга , Стиклера, Пендреда, Альпорта, брахио-ото-ренальный синдром, нейрофиброматоз II типа , дисплазия Мондини, болезнь Рефсума и недостаточность биотинидазы.
    • Внутриутробная интоксикация. Врожденное отсутствие слуха может вызывать злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами во время вынашивания ребенка, а также контакт с химическими веществами в условиях производства.

    В случаях приобретенной глухонемоты слух у ребенка на момент рождения присутствует, но через короткий промежуток времени резко ухудшается или полностью исчезает. Причиной может быть:

    • Родовая травма новорожденного . Неправильно выбранный метод родоразрешения и некорректное использование акушерских пособий может привести к повреждению анатомических структур среднего и внутреннего уха, корковых центров головного мозга.
    • Поражение внутреннего уха, слухового нерва. Рецидивирующий лабиринтит , осложненное течение болезни Меньера , двухсторонний кохлеарный неврит и врожденные аномалии развития внутреннего уха могут становиться причиной нарушения функции кортиевого органа и, как следствие – глухоты.
    • Ототоксические медикаменты. Потеря слуха может выступать в роли побочного эффекта при приеме антибиотиков из групп полипептидов и полимиксинов, некоторых аминогликозидов и петлевых диуретиков.
    • Инфекционные заболевания. К глухоте может приводить перенесенный в детском возрасте цереброспинальный менингит , скарлатина , корь , брюшной тиф , сифилис, грипп , дифтерия и коклюш .

    Патогенез

    Ведущее нарушение при глухонемоте – стойкое ухудшение слуха или его полное отсутствие. Причинами глухоты могут быть структурные аномалии, инфекционные и воспалительные заболевания внутреннего уха или непосредственно звуковоспринимающего аппарата (кортиевого органа), слухового нерва и задних отделов верхней височной извилины – области Вернике. Речевые центры (лобная извилина – зона Брока) и органы артикуляционного аппарата не поражены. При врожденной глухоте ребенок с рождения не воспринимает окружающие звуки, в том числе человеческую речь, что делает невозможным ее изучение – формируется вторичная немота. При потере слуха в возрасте старше 1 года дети уже имеют некоторый словарный запас, но при отсутствии специальных мероприятий по развитию речи приобретенные навыки быстро теряются.

    Симптомы глухонемоты

    При отсутствии прицельной диагностики слуха у новорожденного заболевание долгое время может оставаться незамеченным. На первых месяцах жизни у детей проявляется рефлекторный плач и крик за счет нормально функционирующих ЦНС и органов речевого аппарата. В норме в возрасте 6-7 месяцев ребенок начинает имитировать речь окружающих и выговаривать первые слоги («ма-ма», «па-па»), а в 1 год его словарный запас составляет порядка полноценных 10 слов. При глухонемоте подобная речевая активность полностью отсутствует, компенсаторно сильно развивается мимика. В некоторых случаях ребенок издает отдельные звуки в попытке имитировать движение губ родителей.

    При приобретенной глухонемоте, возникшей у детей старше 2 лет, ребенок резко прекращает воспринимать внешние звуки – не откликается на свое имя, не реагирует на музыку и т. д. В 3-4 года дети могут предъявлять жалобы на шум в ушах или резкую потерю слуха. Одновременно искажается уже сформированная речь – она становится чрезмерно громкой или тихой, скандированной, монотонной. У некоторых детей формируется нетипичный для пола и возраста низкий или высокий тембр голоса. Выраженность вестибулярных расстройств напрямую зависит от этиопатогенетического варианта глухонемоты. Зачастую они ограничиваются плохим чувством равновесия, особенно в условиях темноты или с закрытыми глазами. В возрасте после 3 лет возникают психические нарушения – замкнутость, отчуждение, вспыльчивость и раздражительность. В редких случаях наблюдаются противоположные изменения поведения – чрезмерная веселость, коммуникабельность и подвижность.

    Осложнения

    Отсутствие речевой активности при глухонемоте сопровождается неправильным функционированием голосового аппарата. В дальнейшем это приводит морфологическим изменениям гортани – неполному смыканию голосовой щели, преждевременному окостенению хрящей и т. д. Это делает невозможным формирование естественного звучания речи даже на фоне ее поддержания и дальнейшего развития. Отсутствие полноценных реабилитационных мер и обучения в специализированных учреждениях делает практически невозможной полноценную адаптацию пациента в социуме.

    Диагностика

    Диагностика при глухонемоте заключается в исследовании звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов, изучении структуры височных и лобных отделов коры головного мозга и установлении этиологического фактора. Сложность обследования детей до 2 лет состоит в том, что распространенные тесты с использованием камертона и аудиометра непонятны для ребенка и не дают возможности получить четкие результаты. Таким образом, диагностическая программа включает:

    • Исследование звукового восприятия. Отоларинголог при осмотре пациента разговаривает с ним с разной громкостью, дает ему звучащие игрушки. Для исключения тактильных ощущений от выдыхаемого воздуха или визуального восприятия движения губ врач использует маску или лист бумаги. При глухоте у ребенка отсутствует какая-либо реакция на окружающие звуки.
    • ABR -тест. Позволяет оценить функцию проводящих нервов и слухового отдела ствола мозга. При их поражении нервный импульс из внутреннего уха не передается или не воспринимается структурами ЦНС.
    • Нейровизуализацию. КТ черепа , МРТ височных костей и МРТ головного мозга позволяют выявить структурные или воспалительные изменения в строении звукопроводящей и звуковоспринимающей систем, мозговой коры.
    • ДНК-диагностику. Изучение структуры ДНК применяется при наличии других симптомов, указывающих на развитие того или иного генетического заболевания.

    Лечение глухонемоты

    В большинстве случаев восстановить нормальный уровень слуха при условии уже сформировавшегося сурдомутизма невозможно. На ранних этапах прогрессирующего ухудшения звуковосприятия проводится медикаментозное или хирургическое лечение с учетом этиологических факторов. Дети с врожденной глухотой направляются в специализированные воспитательные и учебные заведения. При глухонемоте, сформировавшейся в возрасте 3-5 лет, осуществляется дальнейшее развитие речи при помощи занятий с сурдопедагогом. К реабилитационным мероприятиям относится применение слуховых аппаратов и кохлеарных имплантатов . Эти приборы эффективны при глухоте, возникшей в результате поражения органов звукопроводящей системы или внутреннего уха.

    Прогноз и профилактика

    Прогноз при глухонемоте неблагоприятный. В подавляющем большинстве случаев потеря слуха – это проявление финальной стадии заболевания, на которой изменения уже необратимы. В дальнейшем дети проходят специальное обучение, направленное на развитие частично сформированной речи или изучение артикуляции и языка жестов. К профилактическим мероприятиям относится медико-генетическое консультирование семейных пар, планирование беременности, антенатальная охрана плода, ранняя диагностика и лечение заболеваний, которые потенциально могут привести к глухоте.

Под глухонемотой следует понимать врожденное отсутствие слуха или потерю его в раннем детском возрасте. У глухонемых немота является следствием не дефекта в органах речи, а результатом отсутствия слуха.

Редко встречаются дети, у которых дефектное развитие центральной нервной системы является причиной отсутствия слуха и речи.

Причиной глухоты и последующей немоты чаще всего служит недоразвитие звуковоспринимающего аппарата в эмбриональном периоде или в более позднем периоде внутриутробной жизни, или уже после рождения вследствие перенесенных инфекционных заболеваний (цереброспинальный менингит, , , , ). Таким образом, условно различают глухонемоту врожденную и приобретенную.

Преобладание приобретенной глухонемоты над врожденной, по статистике большинства авторов, можно считать установленным. В этиологии врожденной глухонемоты играют роль бытовые условия и интоксикации (алкоголизм, сифилис, и др.).

Травмы при родах, сдавление головки при узком тазе, при патологических родах, наложение щипцов могут отразиться на центральной нервной системе и на ухе.

На развитие глухонемоты оказывает влияние ряд инфекционных заболеваний, из которых на первом месте стоит эпидемический цереброспинальный менингит. При этом заболевании бывает поражен звуковоспринимающий аппарат ( , ), и средний отит при цереброспинальном менингите является не причиной менингита, а сопутствующим заболеванием. Следующее место занимают такие инфекции, как корь, , свинка и скарлатина, при которых поражения локализуются в различных отделах как звукопроводящего, так и звуковоспринимающего аппарата.

При приобретенной глухоте иногда сохраняются остатки речи в виде отдельных слов; при врожденной глухоте это совершенно исключается.

Патогистологические изменения звуковоспринимающего аппарата характеризуются явным распадом клеток с разрушением безмякотных нервных волокон.

Диагностика глухонемоты должна быть по возможности ранней, так как немоту в значительной степени можно устранить соответствующим артикуляционным обучением (чтение с губ).

Наблюдая за развитием ребенка с момента его рождения, родители или воспитатели могут отметить отсутствие реакции на звуки, т. е. отсутствие так называемого слухового внимания. Слышащий ребенок при звуке тормозит свои движения, чем и выявляет «слуховое внимание». Наряду с этим можно наблюдать отсутствие и «вестибулярного внимания», т. е. ребенок не реагирует на перемену положения, на укачивание. Надо заметить, что у глухонемых функция вестибулярного анализатора часто бывает понижена.

В раннем детском возрасте разрешить вопрос о немоте трудно, так как глухие от рождения дети, как и слышащие при рождении, кричат одинаково, одинаков у них бывает и детский лепет. Однако в дальнейшем ввиду отсутствия слуховых ощущений речевой импульс исчезает, так как речь относится к категории корково-ассоциационных функций больших полушарий мозга.

У нормального ребенка голосовые реакции в виде появления гортанных согласных начинаются в 3-3,5 месяца. Затем следуют звуки, произносимые коротко: губные и губно-носовые, зубные и зубно-носовые. По мере развития ребенка, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, появляются и звуки, произносимые длительно: шипящие, свистящие. Отсутствие голосовых реакций при наличии слуха может иметь место и в случаях позднего развития речевой способности.

Диагноз глухоты должен быть основан па анамнезе и на специальном осмотре уха в раннем детском возрасте.

Функциональное исследование слухового и вестибулярного анализатора носит специальный характер и зависимости от того или другого периода развития ребенка. Применяя разные методы исследования от звучания колокольчика, камертона, электроакуметрического прибора до методики условных рефлексов, можно определить в раннем детском возрасте наличие слуха; более детальные данные могут быть получены уже в более старшем возрасте.

Некоторое диагностическое значение имеют следующие симптомы: ауро-пальцебральный рефлекс - появление рефлекторного мигания и ауро-пупиллярный рефлекс - сужение а расширение зрачков при наличии слухового восприятия.

Может иметь диагностическое значение и наблюдение за походкой детей в более старшем возрасте: у глухонемых наблюдается шаркающая походка, зависящая от отсутствия слухового контроля.

Голос и речь глухонемых отличаются однообразием и монотонностью. Происходит это потому, что речь может правильно развиваться только в том случае, если ребенок нормально слышит. При отсутствии или значительной потере слуха ребенок не получает звуковых сигналов, исходящих от внешних раздражителей, или получает их в искаженном виде. Это и ведет к задержке речи, к ее однообразию, монотонности.

Профилактика глухонемоты . Важное значение имеет соблюдение определенного режима во время беременности. Лечебно-профилактические советы, которые беременные получают в консультациях, имеют цель знакомить будущую мать с вредными этиологическими моментами. Необходимо вести борьбу с алкоголизмом, наркоманией и венерическими заболеваниями, так как отравление организма алкоголем, никотином или другими ядами является, несомненно, вредным моментом, отражающимся на правильном формировании и развитии плода.

Профилактика приобретенной глухоты (глухонемоты) должна заключаться в санации верхних дыхательных путей и среднего уха у детей раннего и старшего возраста, в оздоровлении окружающей среды и в борьбе с инфекциями, а стало быть, с теми осложнениями со стороны уха, которые могут обусловить глухоту.

Основная цель лечения глухонемоты детей - это сделать их говорящими, дать им соответствующее воспитание, образование и привлечь их к общественно полезной жизни наравне со слышащими. При такой постановке вопроса мимико-жестикуляционный метод потерял свое значение, так как он отграничивает глухонемых от остальных людей: этим способом могут общаться между собой только глухонемые. Раньше было введено обязательное обучение глухонемых детей для того, чтобы они, поступив в специальную школу, имели уже некоторую подготовку. Для того чтобы глухонемого понимал слышащий и наоборот, в прошлом был введен артикуляционный метод произнесения целых слов и т. д. В прошлом в специальных школах был принят аналитико-синтетический метод обучения.

Для выбора методики обучения следует различать глухонемых с полной глухотой и глухонемых с остатками слуха. Известен ряд вариантов способа чтения с губ. Так, например, одни авторы рекомендуют аналитический метод обучения, при котором обучение начинается с произнесения отдельных звуков, слогов, затем слов; другие предлагают синтетический метод - метод произнесения целых слов и т. д.

Если принять во внимание, что лишь у 4-5% глухонемых слух потерян полностью, а у 95% сохранились какие-то остатки его, то целесообразно систематически упражнять эти остатки слуха музыкальными приборами, радиоаппаратами. Наличие лабиринтной функции в известном смысле может считаться благоприятным признаком в практическом отношении для активизации слуха и наоборот.

Комбинированное обучение глухонемых с помощью устной речи и одновременно с помощью звуковых раздражителей придает голосу глухонемого более яркую окраску и приближает его к голосу нормального ребенка.

Разновидность глухонемоты - слухонемота: ребенок слышит звук, но не понимает слов. Он повторяет общеизвестные слова, не понимая их значения, - это «слухонемой». У него орган слуха нормален, но имеются поражения в отделах коры мозга, имеющих отношение к слуху и речи. Таким образом, слухонемота есть немота без глухоты. Формы слухонемоты различны: 1) моторная (ребенок понимает заданный ему вопрос, но отвечает мимическими знаками, а не словами); 2) сенсорная (ребенок слышит речь, но не понимает значения слов); 3) моторно-сенсорная (комбинация двух указанных форм).

Никита Хрущев – одна из самых противоречивых фигур в истории СССР. Он был «крестьянским сыном», поднявшимся к вершине власти, что не помешало политику отметиться рядом достижений в «переустройстве» советского общества после мертвящих идеологических схем его предшественника . Никита Сергеевич стал самым ярким реформатором Советского Союза, провалы и достижения которого и сегодня обсуждают историки.

Родился Никита Сергеевич Хрущев 15 апреля 1894 года в селе Калиновке Курской губернии в бедной шахтерской семье. Детство Никиты нельзя назвать счастливым, так как с юных лет будущему главе СССР приходилось работать, чтобы помогать родителям сводить концы с концами.

Начальное образование Хрущев получил в церковно-приходской школе, где обучался грамоте. На летних каникулах мальчик работал пастухом, а зимой учился писать и читать. В начале 1900-х годов семья государственного деятеля переехала в Юзовку, где Никита Сергеевич уже с 14 лет начал работать на машиностроительном заводе. Здесь юношу обучали слесарному делу. Спустя 4 года Никита перешел на работу в угольную шахту и вступил в партию большевиков, в рядах которой участвовал в Гражданской войне.

В 1918 году Никита Хрущев получил членство в коммунистической партии, а через два года стал политическим руководителем донбасского Рутченковского рудника. В тот период будущий лидер Советского Союза поступает в Донбасский индустриальный техникум на рабочий факультет и в стенах учебного заведения начинает вести партийную деятельность, что позволяет получить назначение на пост партсекретаря техникума.


В 1927 году Никите Сергеевичу посчастливилось попасть в настоящую политическую «кухню» – он как представитель Юзовки был приглашен на съезд ВКП, на котором у него произошло судьбоносное знакомство с «серым кардиналом Сталина» . Тот увидел в Хрущеве политический потенциал и поспособствовал его стремительной карьере.

Политика

Серьезная политическая биография Никиты Хрущева начинается с 1928 года. Тогда Каганович продвинул его в центральный аппарат Коммунистической партии Украины. В связи с этим Никите Сергеевичу пришлось поступить в Промышленную академию Москвы, так как среднего образования было недостаточно для чиновника республиканского уровня.


В академии Хрущев начал активно заниматься партийной деятельностью и вскоре возглавил политбюро учебного заведения, так как политика его больше привлекала, чем учебный процесс. Усердность и старательность Никиты Сергеевича в партийных делах были оценены советскими властями, и вскоре его назначают вторым секретарем Московского горкома ВКП. В 1934 году Хрущев становится главой Московской партийной организации, сменив на этом посту своего протектора Лазаря Кагановича.

В 1938 году Никиту Хрущева возвращают в Украину и назначают первым секретарем УССР. Получив первый почетный «должностной трофей», Никита Сергеевич приступил к восстановлению управленческого аппарата в Украине, который был уничтожен репрессиями 1937 года. Тогда же он проявил себя как беспощадный борец с «врагами» – буквально за год подверг репрессиям почти 120 тыс. человек с Западной Украины, выслав их с родных земель.


На годы украинского правительства Хрущева пришлась Великая Отечественная война, в ходе которой политик также не сидел сложа руки. Он руководил партизанским движением за линией фронта и к завершению войны дослужился до звания генерал-лейтенанта, хотя историки возлагают на Никиту Сергеевича ответственность за ряд поражений Красной армии на украинской территории.

После войны Никита Хрущев остался лидером Украинской ССР, но в 1949 году пошел на повышение – его перевели в Москву на должность главы самой крупной партийной организации СССР.


В 1953 году Никита Хрущев достиг вершины власти. Тогда, когда вся страна погрузилась в траур по случаю смерти Сталина, он вместе с соратниками, в число которых входил маршал Жуков, виртуозно обыграл соперников на пост главы СССР. Хрущев ликвидировал главного претендента на пост руководителя Союза Лаврентия Берию, которого обвинил врагом народа и расстрелял за шпионаж.

В сентябре 1953 года Хрущев был избран первым секретарем ЦК КПСС, что стало неожиданным поворотом для советского населения, так как в годы правления Сталин всегда выставлял Никиту Сергеевича малограмотным простаком.


Годы правления Хрущева были ознаменованы серьезными прорывами и провалами в экономике Советского Союза. Самой громкой из них была «кукурузная эпопея» – советский лидер решил сделать «царицу полей» основным злаком СССР, приказав выращивать кукурузу везде, даже там, где она в принципе не могла давать урожая, например, в Сибири.

Среди «достижений» политика нельзя не отметить и хрущевские реформы, которые били из него ключом. Они получили название «хрущевская оттепель» и в большей степени ассоциировались с разоблачением культа личности Сталина.


Реформы Никиты Хрущева характеризуются устранением катастрофических последствий сталинских репрессий 30-х годов, освобождением тысяч политических заключенных, появлением частичной свободы слова, открытостью к западному миру и введением относительной демократизации в общественную и политическую жизни страны.

Однако экономическая политика Хрущева была не просто провальной, а катастрофической для Союза. Амбициозный руководитель СССР решил «перегнать Америку» и повысить экономические показатели страны в несколько раз, что привело к непредвиденному краху в сельском хозяйстве и голоду.


При этом среди достижений Хрущева можно отметить и бесспорные успехи – он стремительно развил строительство и расселил миллионы советских граждан в собственные квартиры. Квартиры-«хрущевки» были и остаются маленькими и неудачно спланированными, но в разы превосходили по комфортности коммуналки, что устраивало население.

Также Хрущев инициировал развитие космической отрасли – в годы его правления был запущен первый спутник в космос и состоялся знаменитый полет . Кроме этого, Никита Сергеевич заработал славу и как покровитель искусства. Он ослабил цензуру в литературе, запустил на большей части Союза телетрансляцию и активизировал киноиндустрию. Первыми фильмами «хрущевской оттепели» стали «Весна на Заречной улице», «Карнавальная ночь», «Человек-амфибия» и другие.


Внешняя политика Хрущева привела к усилению Холодной войны, но в тоже время укрепила положение Советского Союза на международной арене. Первым делом, придя к власти, Хрущев инициировал создание Организации Варшавского договора (ОВД), которая должна была противостоять Североатлантическому альянсу западных держав. Новый договор объединил СССР, страны Восточной Европы и ГДР. Через год в Венгрии произошло первое восстание против советской власти.

В 1957 году по распоряжению Хрущева в столице СССР состоялся Всемирный фестиваль молодежи и студентов, куда съехались участники из 131 страны. Событие положительно повлияло на образ советского человека в глазах иностранцев, но снижению напряжения в отношениях с США не помогло.


В 1961 году в Германии назрел политический кризис, что повлекло к появлению Берлинской стены. В этом же году состоялась единственная встреча Хрущева и . Через год США и СССР обменялись угрозами – Америка разместила ядерные боеголовки, направленные на Советский Союз, в Турции, а СССР – на Кубе. Начался Карибский кризис, который едва не перерос в Третью мировую войну. Но дипломатические переговоры помогли снять напряжение. В 1963 году обе стороны подписали договор о запрете ядерных испытаний в воздухе, космосе и под водой.

Закат политической карьеры Никиты Хрущева пришелся на 1964 год. На фоне ошибок и просчетов политик был отстранен от власти коммунистами. Ему на смену пришел . Никита Сергеевич стал единственным советским лидером, который покинул пост главы СССР живым.


Никита Хрущев вошел в советскую историю в неоднозначном политическом образе. Тем не менее, даже спустя более 70-ти лет после его правления СССР крылатые фразы политика остаются на устах современного общества. «Мы вас закопаем» и «Кузькину мать» Никиты Хрущева хорошо помнят и в США, так как в сторону Запада выдавал подобные «угрозы» советский лидер. Вторая фраза привела делегацию американцев во главе с вице-президентом в замешательство, так как перевод этого идиоматического выражения прозвучал буквально: «мать Кузьмы».

А фото Никиты Хрущева, размахивающего ботинком, даже получило статус карикатуры в западных СМИ. Хотя позднее этот снимок сын Хрущева Сергей назвал фотомонтажом. На самом деле Никита Сергеевич вытряхивал из ботинка камешки, будучи на заседании ООН, когда рассматривался вопрос по Венгерскому договору.

Личная жизнь

Личная жизнь Никиты Хрущева не менее интересна, чем его политическая карьера. Третий глава СССР был дважды женат и имел пятерых детей.


Первый раз Никита Сергеевич женился еще в самом начале партийной деятельности на Ефросинье Писаревой, которая в 1920 году умерла от тифа. За шесть лет брака первая жена Хрущева родила ему двоих детей – Леонида и Юлию. В 1922 году Хрущев начал жить с девушкой по имени Маруся. Отношения продлились не более двух лет. Девушка уже воспитывала ребенка от предыдущего брака, которому потом Хрущев продолжил помогать материально.

Второй женой Никиты Сергеевича стала Нина Кухарчук, украинка по национальности, которая вошла в историю как первая супруга советского вождя, сопровождающая его на официальных мероприятиях. С Ниной Петровной глава СССР прожил более 40 лет гражданским браком и только в 1965 году официально зарегистрировал отношения.


Нина была дочерью крестьян, в Юзовке работала преподавательницей партийной школы, где и познакомилась с Никитой Хрущевым. Несмотря на происхождение, Нина Петровна свободно разговаривала на русском, украинском, польском и французском языках, так как получила образование в Мариинском женском училище. Самообразование Нина Петровна не прекращала и во время замужества. В конце 30-х годов, будучи уже матерью троих детей, она начала изучать английский язык. Во втором браке в семье советского вождя родились трое детей – Рада, и Елена.

Смерть

С Ниной Кухарчук Хрущев прожил до конца жизни. После отставки Никиту Сергеевича «убрали» подальше от Москвы и переселили на подмосковную дачу в Жуковку-2. Политик не мог привыкнуть к вынужденной аскезе. Как бывший управленец Хрущев часто ругал новые порядки, которые приводили, по его мнению, к постепенному краху сельского хозяйства. Неожиданно для родных Никита Сергеевич пристрастился к прослушиванию программ иностранных радиостанций «Голос Америки», «Би-би-си», «Немецкая волна», начал возводить огород. Но временами бывший глава государства впадал в депрессию, что не могло не повлиять на здоровье.


Он умер 11 сентября 1971 года от сердечного приступа. Похоронили Никиту Сергеевича на Новодевичьем кладбище Москвы. После смерти Хрущева Нине Петровне приходили телеграммы со словами соболезнования со всего мира. Позднее на могиле главы СССР появился монумент, созданный Эрнстом Неизвестным.

Память

  • 1989 – «Сталинград»
  • 1992 – «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»
  • 1992 – «Сталин»
  • 1993 – «Серые волки»
  • 1996 – «Дети революции»
  • 2005 – «Битва за космос»
  • 2009 – «Чудо»
  • 2011 – «Клан Кеннеди»
  • 2012 – «Жуков»
  • 2013 – «Гагарин. Первый в космосе»
  • 2015 – «Главный»
  • 2016 – «Таинственная страсть»
  • 2017 – «Смерть Сталина»