Игры на восприятие формы. Игры на развитие восприятия дошкольников

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ.

ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА.

Цветные коврики.

Цель: учить детей дифференцировать цвета, отвлекаясь от формы предмета.

Оборудование: четыре листа картона красного, желтого, зеленого и синего цветов, изображения игрушек тех же цветов (однотонные).

Речевой материал: коврик. Какого цвета? Красный, синий, желтый, зеленый.

Ход игры.

Педагог вместе с детьми рассматривает «коврики», предлагает подложить таблички с названиями соответствующего цвета. Затем предъявляются изображения игрушек (возможно называние игрушек с подбором табличек) и дифференциация их по цвету. Первые две-три картинки педагог может разложить сам, при этом необходимо указать на сходство по цвету игрушки и «коврика» (такой, не такой).

Шарики.

Цели: учить детей дифференцировать не только различные, но и близкие цвета и оттенки. Учить осуществлять выбор этих цветов непосредственно по образцу и по памяти. Учить осуществлять выбор по цвету отвлекаясь от других свойств предмета.

Оборудование: демонстрационный набор и набор для каждого ребенка (плоскостные шары разной формы и величины, могут быть и одинаковые в зависимости от поставленной задачи по три оттенка основных цветов и более), приспособленные для работы с фланелеграфом, фланелеграф, таблички, карточка с нарисованными ленточками разного цвета размером 25x20 см.

Речевой материал: шарики, веревочки (ленточки), какого цвета? Такой - не такой, красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый (голубой, розовый, оранжевый, коричневый), подбери, привяжите ленточку.

Ход игры.

Педагог приносит конверт и предлагает детям посмотреть, что там (табличка «шары»), после чего дети рассматривают содержимое конвертов, лежащих у них на столах. Затем педагог прикрепляет один из шаров на фланелеграф и предлагает детям найти такой же (дайте такой, такой, не такой, верно, неверно). Выбранные детьми шары прикрепляются рядом с шаром педагога или на индивидуальные фланелеграфы (шары могут быть одинаковыми по форме и величине или разными, если ставиться задача отвлечения от других свойств). Для усложнения можно ввести выбор с отсрочкой.

Другой вариант игры «Шарики»

Педагог предлагает детям к надутым шарикам подобрать соответствующего цвета веревочки. Сначала по образцу: педагог сам показывает и говорит: «Вот желтый шарик. Какого цвета надо веревочку? Такую же. Одинаковую. Желтую». Привязывает к шарику веревочку. Затем дети самостоятельно подбирают веревочки к шарикам.

То же самое с картонной карточкой, только шарики подбираются к нарисованным разноцветным веревочкам.

Усложнения: - количество цветов:

· Красный-синий; желтый-зеленый;

· Красный, синий, желтый, зеленый;

· Красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;

· Красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый, оранжевый, голубой, розовый.

· Сначала шарики одной формы, потом различной;

· сначала шарики одного размера, потом разного;

· можно заранее заведомо неправильно подложить шарики к веревочкам и предложить проверить соответствие или несоответствие ленточек и шариков, исправить ошибки.

Пирамиды.

Цели: учить осуществлять выбор цвета, совершенствовать внимание детей.

Оборудование: пирамидки с колечками одинакового цвета, карточки с накладными колечками, коробка или корзинка.

Речевой материал: будем играть, пирамида, колечко, названия цветов, у кого такой цвет? У кого такое? Назови цвет.

Ход игры.

Педагог дает каждому ребенку пирамидку, у всех детей пирамидки отличаются цветом. Себе педагог также берет пирамидку. Берет и снимает верхушку, называет цвет: «Красная». Кладет ее в корзинку и предлагает рядом сидящему ребенку проделать тоже самое. Постепенно все колечки со всех пирамид оказываются в корзинке. У детей остаются только палочки с основанием. Педагог на виду у детей перемешивает колечки в корзине, берет одно из них и показывает, показывая его детям: «У кого такое?» Дети должны узнать свой цвет и попросить это колечко: «Дай», по возможности назвать цвет колечка.

Флажки.

Цели: продолжать учить детей выделять не только основные цвета но и их оттенки. Выделять цвет (по образцу и по памяти), отвлекаясь от других свойств предмета и с учетов этих свойств.

Оборудование: демонстрационный набор и набор флажков для каждого ребенка (флажки трех величин, квадратные, треугольные, прямоугольные, не менее 12 цветов - оттенки красного, синего, желтого, зеленого, коричневого), таблички.

Речевой материал: какой по цвету? Названия формы флажков (треугольник, квадрат, прямоугольник), величины (большой, меньше, маленький), одинаковые, верно, не верно, такой, не такой.

Ход игры.

Педагог предлагает детям рассмотреть флажки, обращая внимание на свойства предметов (в зависимости от поставленной цели), уточняет представление о форме, величине (сравнение с эталонами формы, величины), уточняет значение слов, обозначающих форму, величину (треугольник, квадрат, прямоугольник; большой, меньше, самый маленький).

1 вариант. После подготовительных упражнений педагог расставляет стаканчики, в которые ставит флажки-образцы и просит детей найти такой же («дайте такой»). Дети расставляют свои флажки в стаканчики, ориентируясь на образец («такой, не такой, верно, не верно»).

2 вариант. Педагог показывает детям один из флажков, затем убирает его и после отсрочки просит детей найти такой же («такой, не такой, одинаковые»).

Аквариум.

Цели: Развивать зрительное восприятие, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук, повторять количественный счет, знание цветов.

Оборудование: карточки с «Аквариумом» (размер аквариума 20x20 см), фломастеры или цветные карандаши (см прил. 3).

Речевой материал: найди две одинаковые рыбки, названия цветов, числительные, раскрась, запомни, найди такую же, сколько?

Ход игры: Педагог дает детям карточки с «Аквариумом и рыбками, и предлагает разного рода задания.

1. Карточка цветная. Педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинку, найти и показать двух одинаковых рыбок. А на пустой картинке предлагает: «Найди (по контуру) две одинаковые рыбки. Раскрась их как хочешь»

2. Педагог дает цветную картинку и показывает ребенку одну из имеющихся в «Аквариуме» рыбок, вырезанную и наклеенную на белый фон. «Найди такую же». Ребенок в «аквариуме» находит такую же. Педагог просит сказать: «Сколько тут таких рыбок? « (показывает образец) или: «Сколько зеленых? Синих?» и т.п.; «Посчитай всех оранжевых рыбок» и т.п.

3. Педагог дает две карты: одну цветную, другую пустую. Дети рассматривают картинку в течение одной минуты, находят одинаковых рыбок. Затем, цветная картинка убирается и детям предлагается на пустой картинке найти этих рыбок и раскрасить их так же, как на цветной картинке.

4. Педагог дает пустую картинку и предлагает: «Раскрась две рыбки зеленым цветом, четыре - коричневым, пять - синим» и т.п. Или просит ребенка раскрасить так, как он хочет. Затем задает вопрос: «Какого цвета большая рыба? Сколько рыбок красных?» и т.п.

Гномики.

Цели: развивать зрительное восприятие цвета, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: карточки с рисунком (размер 15x18 см), картонные детали этой же карточки, фломастеры или цветные карандаши по количеству детей (см. прил. 5).

Речевой материал: названия цветов, гномики, шарик, раскрась, положи такой же, по цвету, какого цвета.

Ход игры:

1. Детям раздаются карточки с нераскрашенными шариками. «Посмотри, какого цвета костюм у гномика? Раскрась шарик также». Дети называют цвет и раскрашивают в нужный цвет шарики. Затем проверяют все вместе. «Почему шарик зеленый? Потому, что костюм зеленый». Вместо раскрашивания шарика в нужный цвет можно предложить ребенку подобрать шарик по цвету из картонных аналогов.

2. Детям раздаются карточки с заведомо неправильно подобранными шариками (картонные детали накладываются на нераскрашенные шарики). Педагог говорит: «Нужно, чтобы шарики были такого же цвета как костюм. Верно я разложила? Исправьте ошибки». Дети находя ошибки и исправляют их, перекладывая шарики в нужное место, или находят ошибки зрительно и указывают (ручкой или пальцем), куда надо переставить шарики, какие шарики поменять местами.

3. Детям раздаются карточки с нераскрашенными гномикам и шариками, к гномикам подставляются цифры. Педагог дает задание: «Раскрась костюм первого гномика желтым цветом, второго -...» после этого предлагается раскрасить шарики гномикам: «Какого цвета должен быть шарик пятого гномика? Почему?» Правильность выполнения может быть проверена по готовому раскрашенному образцу педагога.

Игры на развитие ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения детей младшего школьного возраста


Выполнила студентка:

2 курса,группы П-141

Добровольская Арина Дмитриевна

Содержание

Игры на развитие ощущений………………………….3

Игры на развития восприятия…………………………5

Игры на развитие внимания…………………………...7

Игры на развитие памяти………………………………9

Игры на развитие мышления………………………….11

Игры на развитие воображения……………………….14

Литература……………………………………………...17

Игры на развитие ощущений.

1.« Дорожки »

Ход игры: перед ребёнком на стол кладётся картинка с наклеенными на ней дорожками разной длинны и из материала разной фактуры: клеёнка, мелкозернистая наждачная бумага, хлопчатобумажная ткань, кожаная ткань и т.д.

Правила:ребёнок проводит пальчиком по дорожке и рассказывает учителю о своих ощущениях: холодная дорожка или тёплая, длинная или короткая, мягкая или твёрдая на ощупь, приятная или не приятная, какую бы дорожку он выбрал для прогулки с мамой (по какому материалу ему приятней всего проводить пальчиком).

2. « Кот в мешке »

Цель игры: развитие осязательных ощущений.

Ход игры: ребёнку даётся мешочек, в котором что-то лежит, но не видно, что именно. Ребёнок засовывает в мешочек руку и ощупывает предмет.

Правила: задача ребёнка состоит в том, чтобы описать свойства спрятанного предмета (мягкий или твёрдый, тёплый или холодный, пушистый или гладкий и т.д.), не доставая его из мешочка, и по-возможности назвать его. Можно придумать несколько вариантов игры. Дети младшего возраста могут угадывать спрятанных игрушечных животных или просто называть свойства предметов. Детям постарше можно предложить угадывать геометрические фигуры, цифры или буквы, если они их уже знают.

3. « Погремушки »

Цель игры: развитие слуховых ощущений.

Ход игры: в приготовленные коробочки (или непрозрачные баночки) насыпают различные материалы (сахар, гречневую крупу, горох, песок, бусины и т.п.) и дают детям погреметь каждой коробочкой по-отдельности.

Правила: детей помладше можно просто спросить, какой звук (громкий или тихий, приятный или неприятный). Дети постарше могут попробовать угадать, какой величины предметы в коробочке (мелкие или крупные), а также попытаться ассоциировать тот или иной звук с каким-нибудь явлением (шум дождя, падающие камни, грохот машин и т.п.).

4.« Подбери картинку »

Цель игры: развитие осязательных и зрительных ощущений.

Ход игры: перед ребёнком на стол кладётся лист картона с наклеенными на нём материалами разной фактуры (наждачная бумага, мех, фольга, хлопчатобумажная ткань, шёлковая или атласная ткань, бархат и т.п.) и разного цвета. К каждому виду материала по-очереди прикладывается сверху другой лист картона с выбитым на нём изображением предмета. Ребёнок смотрит глазками и трогает пальчиками получившейся предмет.

Правила: ребёнок рассказывает о своих ощущениях: какой материал на ощупь (мягкий или жёсткий, шершавый или гладкий, тёплый или холодный, приятный или нет, и т.п.). Также задача ребёнка – подобрать для каждого вида материала подходящую картинку (для меха – шубку, для бархата – игрушку, для атласа – платье и т.д.).

5. « »

Цель: развивать обоняние и вкусовые ощущения у ребенка.

Для игры понадобятся: различные овощи.

Описание: овощи вымыть и очистить. Участникам или участнику игры завязать глаза и давать по кусочку каждого из овощей. Ребенок должен определить какой это овощ. Игру лучше проводить двумя командами: это придаст ей соревновательный азарт. Выиграет та команда, участники которой дадут больше правильных ответов.

Игры на развитие восприятия.

1.Игра «Измеряем на глазок»

Учитель предлагает учащимся внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет. Затем дети по очереди рисуют на доске этот предмет в полную величину. Учитель оценивает результаты, сравнивая рисунки с самим предметом. Победителем считается тот ученик, чей рисунок наиболее близок к оригиналу.

2.Игра «Развиваем глазомер»

Цель: развитие зрительного восприятия

Участники игры делятся на пары. Учитель предлагает одному из членов каждой пары на глазок отметить на доске рост своего товарища от пола, а также размах его рук. После этого учитель отмечает на доске действительный рост и размах рук школьника. Победителем становится тот, чей замер окажется более точным.

Цель: развитие восприятия звуков

Участники могут сидеть в классе на своих местах. Кто-то из детей становится водящим. Он встает спиной к классу. После этого кто-то из игроков произносит 2-3 слова («сегодня жарко» и т. п.). Водящий должен узнать по голосу, кто это сказал. Для каждого водящего предлагаются 2-3 таких задания. В роли водящего должны побывать все участники игры.

4.Игра «Угадай мелодию»

Цель: развитие восприятия звуков, развитие слуха

Для развития восприятия звуков и слуха можно использовать отрывки с записями мелодий известных эстрадных песен. Отрывки предъявляются в течение 3-5 с. После предъявления мелодии дети пытаются отгадать ее. Каждый игрок, первым угадавший мелодию, получает одно очко. Победителем считается ученик, набравший наибольшее количество очков.

5.Игра «Развиваем чувство времени»

Цель: развитие восприятия

Участники игры располагаются в кругу. Ведущий просит их закрыть глаза и расслабиться. Ведущий говорит следующее: «Когда я скажу «начали», вы начинаете чувствовать время. Когда скажу «достаточно», вы по очереди мне скажете, сколько времени прошло». Обычно засекается 1, 1,5 или 2 мин. Побеждает тот, кто назвал время более точно.

Игры на развитие внимания

1.Игра «Мой любимый фрукт»

Цель: игра позволяет создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

2. Игра «Не собьюсь»

Цель: игра способствует развитию концентрации, распределения внимания

Предлагается следующие задания:

считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

3. Игра «Наблюдательность»

Цель: игра на развивает зрительное внимание. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

4. Упражнение «Муха 1»

Для этой игры требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала."Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.

5. Игра «Селектор»

Цель: игра развивает концентрацию внимания

Для упражнения выбирается один из участников игры - "приемник". Остальная группа - "передатчики" - заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. "Приемник" держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый "передатчик". Если ему сложно услышать тот или иной "передатчик", он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как "приемник" достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится "передатчиком". В ходе игры жезл совершает полный круг.

Игры на развитие памяти

    Упражнение «10 слов».

Цель: развитие памяти, методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Ребенку предлагается 10 слов для запоминания. Например: книга, луна, звон, мед, окно, лед, день, гром, вода, брат. После прочтения ребенок повторяет запомнившиеся слова. Можно повторно зачитать слова после первого повтора. Через час, день можно вновь вернуться к прочитанным словам и вспомнить их.

Цель: развитие памяти

Ребенку для запоминания на 15-20 сек. предлагаются какие-либо символы или геометрические фигуры. Например:

Затем их закрывают, и ребенок рисует то, что запомнил. В конце можно сравнить полученные результаты.

    Упражнение «Запомни пары слов».

Цель: развитие памяти

Подобрать 8-10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Например:

Яблоко-сад

Курица-цыпленок

Пылесос-уборка

Корова-молоко и др.

Взрослый зачитывает ребенку пары слов, затем повторяет первое слово, ребенок за ним-второе. Для тренировки долговременной памяти повторить пары слов через час, через день.

    Упражнение «Запомни и нарисуй».

Цель: развитие памяти

Ребенку для запоминания на 15-20 сек. предлагается лист с написанными

Затем взрослый закрывает буквы, ребенок по памяти рисует их на своем листике. Можно использовать карточки с цифрами.

    Игра «Снежный ком».

Цель: развитие памяти

Первый участник называет слово, второй - повторяет его слово и добавляет свое, Третий повторяет два предыдущих слова и свое…Кто запомнит ряд длиннее? Для игры можно выбрать определенную тематику: «Цветы», «Игрушки», «Овощи»…

Игры на развитие мышления

1. Игра развитие мышления «Сокращение рассказа»

Цель: развитие организованности и повышение четкости, умения отвлекаться от мелочей .

Ход игры: Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.

2. Упражнение на развитие мышления «Дерево, лист, плод»

Цель: Расширение представлений детей о живой природе. Материал:

Коробка с двумя отделениями;

Карточки с изображением и названием различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, кокосовая пальма);

Карточки с изображением листьев этих деревьев;

Мелкие игрушки или естественные плоды этих деревьев.

Ход работы: Ребенок выбирает карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плод.

3. Упражнение на развитие мышления «Собрать фигуру»

Цели: развитие пространственных представлений, пространственного мышления и памяти; освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур); развитие графических навыков.

Материалы: комплекты разрезных геометрических фигур по числу участников.

Необходимое время: 20-25 минут.

Процедура проведения

Каждому участнику выдается комплект разрезных геометрических фигур, необходимых для того, чтобы собрать все эталонные фигуры. После этого ведущий демонстрирует первую фигуру собранной, разрушает ее на глазах учащихся и просит детей собрать такую же из тех деталей, которые у них есть. Последовательно демонстрируются все эталонные фигуры, которые дети должны собрать самостоятельно, без опоры на образец. Важно каждый раз убирать эталонную фигуру после ее демонстрации, не оставляя ее для соотнесения и копирования в то время, когда дети решают мыслительную задачу.

Если участники выполняют это задание с разной скоростью, целесообразно перейти к индивидуальному показу эталонов, что позволит сохранить интерес участников к данному упражнению.

Комментарии к занятию: Занятие будет удачным, если к этому времени ведущий сумеет установить контакт с учащимися, сформировать особый микроклимат на занятиях, отличный от атмосферы обычных уроков. Только в этом случае дети будут свободно фантазировать.

Решение мыслительных задач будет успешным, если психологу удастся на предыдущих занятиях развить мотивацию достижения успеха в деятельности и сформировать установку на достижение положительного результата. При выполнении второго упражнения необходимо оказывать помощь в организации деятельности учащимся которые в этом нуждаются

4. Упражнение на развитие мышления «План местности»

Цель: Развитие навыков совместной деятельности.

Материал: картонное игровое поле набор карточек с нарисованным планом местности игрушечные домики, деревья, мосты, река, озеро.

Проведение: Дети разбиваются на команды и выбирают любую карточку с планом и располагают игрушки в соответствии с этим планом.

5. Игра на развитие мышления «Исключи лишнее»

Цель: развитие мышление

Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее.

Цвет:

апельсин, киви, хурма

цыплёнок, лимон, василёк

огурец, морковь, трава

сахар, пшеница, вата.

Форма:

телевизор, книга, колесо

косынка, арбуз, палатка.

Величина:

бегемот, муравей, слон

дом, карандаш, ложка.

Материал:

банка, кастрюля, стакан

альбом, тетрадь, ручка

Вкус:

конфета, картошка, варенье

торт, селёдка, мороженое

Вес:

вата, гиря, штанга

мясорубка, перышко, гантели

Игры на развитие воображения

1. Игра «Два волшебника»

Цель: развитие воображения, также нравственных оценок детей

Одному ребенку предлагается стать «добрым волшебником», а другому «злым». Как вариант, один ребенок может выполнять каждую роль последовательно. Вначале им предлагается изобразить мимику доброго и злого волшебников. Затем перечислить, какие добрые и злые волшебства делает тот и другой. Затем придумать, каким образом добрый волшебник расколдует плохие дела злого.

Дети могут вместе или индивидуально нарисовать доброго и злого волшебников. У одного доброе лицо, а другого злое, а потом раскрасить волшебников так, чтобы сразу было видно, кто добрый, а кто злой. Нарисовать волшебные предметы - волшебную палочку, волшебный эликсир, волшебную шапку и т.п. Главное, чтобы сразу было видно, который добрый волшебник, а который злой.

2. Игра «Конфетный город»

Цель: развитие воображения

Это сюжетная игра для группы или одного ребенка.

Ведущий. Ты любишь конфеты?

А еще что ты любишь? Наверно, игрушки и кататься на каруселях, да?

Сейчас мы попробуем составить как можно больше предложений из твоих любимых слов: КОНФЕТА, ИГРУШКА, КАРУСЕЛЬ.

- Конфеты и сладости любят все дети. Один добрый волшебник решил доставить детям радость и с помощью волшебной палочки превратил один город в Город Сладостей. В этом городе все стало сладким. Дома и тротуары, деревья и машины, карусели и игрушки, скамейки в парке и автомобильные знаки - все стало из карамели, бисквитов, мороженного и шоколада.

- Подумай и расскажи, как живется жителям в таком городе.

- Что происходит, когда в городе наступает жара или идет дождь?

- Ты сам хотел бы жить в таком городе?

За лучший рассказ присуждается звание «главного конфетного мастера». Затем детям предлагается оформить часть игровой комнаты как «Конфетный город». Дети придумывают новые названия конфет, вспоминают как можно больше названий сладостей и записывают их на бумажках (или это делает взрослый ведущий). Из них выбирают названия улиц, площадей, парков «Конфетного города». Все это можно оформить в виде картины-плана «Конфетного города».

3. Игра «Волшебное дерево»

Цель: развитие воображения

Лучше, если для этой игры будет использован большой ветвистый сук, который имитирует дерево, но можно использовать вешалку или искусственную елку. На него вешают самые разные предметы, которые взяли у детей (шарфики, ручки, бантики и т.д.). Детям говорится, что это волшебное дерево и поэтому все, что на него повесили, становится волшебным. Каждый ребенок должен подойти к дереву и снять с него предмет, принадлежащий конкретному игроку. (Например, «волшебный» предмет Пети или Маши или Тани и т.д.) Ребенок должен угадать, какой предмет принадлежит игроку, и придумать, какое «волшебство» может выполнить этот предмет. (Например, заставить владельца танцевать, или громко смеяться, или петь, или скакать на одной ножке и т.п.) Если он угадал владельца предмета правильно, то «волшебство» исполняет хозяин предмета, а если ошибся, то «волшебное действие» выполняет сам.

Для более маленьких детей возможен более простой вариант игры «Волшебное дерево». На нарисованное Дерево прикрепляют изображения различных предметов. Затем ребенку предлагается определить, что реально может находиться на дереве, а что является лишним. Например: «Представь, что существует волшебное деревo, на котором может вырасти все, что вообще растет на деревьях (а может быть, живет среди ветвей). Художник нарисовал такое дерево, но много напутал. Посмотри внимательно и скажи, что правильно и чего нет на этом рисунке».

4. Игра «Превращения»

Цель: развитие воображения

Ведущий берет какой-нибудь предмет (стакан, мячик, ручку и т. д.). Затем с помощью пантомимы манипулирует с предметом, «превращая» его во что-то. Например, стакан становится вазой, подзорной трубой или подсвечником, мячик - яблоком, колобком, воздушным шаром, ручка - указкой, шпагой, ложкой и т. п. Дети должны угадать, во что превратился этот предмет. Когда всем становится ясно, во что превратился он, его передают другому участнику игры и просят «превратить» во что-нибудь другое.

Для большего интереса игры будет лучше, если дети заранее приготовят каждый свой предмет и придумают, во что они его «превратят». Затем они показывают предмет с соответствующими манипуляциями. Чем больше участников правильно угадают, во что превратился предмет, тем лучше результат игры. Важно, чтобы каждый ребенок участвовал в игре.

5. Игра «изобретатель»

Цель: развитие воображения, также активизирует мышление

Ребенку предлагается несколько задач, результатом которых должно явиться изобретение. На работу дается 15 минут. За это время ребенок должен сформулировать свое изобретение по каждой задаче.

Литература:

1.Батынская Л.Н. Контрольная работа по психологии,ощущения,2009 г.

2.Н.В.Валиева,Н.Б.Пыркова,картотека дидактических игр,2013 г.

3.Ю.К. Громова, упражнения на развитие внимания детей

4. . И.В. Дубровина, пособие для учителей, младший школьник: развитие познавательных способностей, просвещение

5.А.Р.Лурия, заучивание 10 слов

6.И.В. Лунева, развитие воображения

7.А.М.Никонова, картотека по развитию зрительной памяти,2012г.

8..К.Эхова,игры и упражнения по развитию познавательных процессов

Сыщик

Развиваем восприятие формы и качеств предмета, внимание, умение сосредоточиться, целеустремленность.

: негромкая музыка и какой-нибудь приз.

Описание : сообщите ребенку, что сейчас ему предстоит поиграть в сыщика. Он должен найти предметы, которые находятся в данной комнате. Они не спрятаны, но у вас о них совсем немного информации. Затем вы перечисляете качества какого-то выбранного вами предмета. Например, если это телевизор, то отличительными качествами будут следующие признаки — большой, квадратный (или плоский), может что-то показать, у него есть кнопки и т. д.

С каждым разом определяющих качеств j должно быть меньше.

Расскажите ребенку, что чем быстрее он отгадает предмет, тем больше и лучше будет его приз.

Художники

Развиваем внимание, координацию, восприятие формы предмета, воображение

Материалы и наглядные пособия для игры : достаточно просторное помещение.

Описание: эта игра проводится в большой компании и способствует пониманию и сближению ее участников между собой.

Сначала выбирается ведущий, который будет начинать игру. Затем все игроки должны встать в круг и закрыть глаза. Ведущий берет руку своего соседа слева и правой рукой начинает чертить на ней определенную фигуру. Это может быть и известный предмет (цветок, дом, человечек), и просто абстрактная фигура (ее можно рисовать, когда ребята уже освоятся в игре). Если с первого раза второй участник не догадался, что это за фигура, то ее можно повторить несколько раз. Когда игрок угадал эту фигуру, он сообщает об этом ведущему и начинает чертить ее на руке следующего участника, и так по кругу, пока ход не дойдет до последнего игрока. Он должен нарисовать ее на руке ведущего, а тот сообщит, насколько правильно до него дошла эта фигура. Если она дошла с ошибками, то необходимо проанализировать, где была совершена ошибка и почему.

Кто в домике живет?

Развиваем восприятие формы предмета, его особенностей, внимание, аналитические способности, образное мышление

Материалы и наглядные пособия для игры : наборы тематических картинок (дома, цветы, транспортные средства и т. д.).

Описание : перед началом игры необходимо подготовить материал для ее проведения, т. е. к каждой картинке нарисовать определенную схему Например, если перед вами фотография или рисунок небоскреба, то его схема должна быть в виде прямоугольника, закрашенного темным цветом, с многочисленными маленькими квадратиками — окошками более светлого цвета. Если это одноэтажный дачный домик, то схема должна состоять из квадрата, треугольника, стоящего на нем, и окошка. Подобные схемы должны быть нарисованы и ко всем остальным картинкам.

Затем вы показываете первую схему и раскладываете перед ребенком все картинки на определенную тему. Ребенок должен подумать и выбрать ту из них, которая, по его мнению, соответствует схеме. Если он совершил ошибку, необходимо попросить его объяснить свой выбор и исправить его.

Эту игру можно проводить и в другом виде, когда вы показываете вашему малышу картинку, а он должен выбрать для нее подходящую схему.

Кто здесь лишний?

Развиваем восприятие формы и качеств предмета, внимание, аналитическое мышление.

Материалы и наглядные пособия для игры : наборы, состоящие из одинаковых предметов и одного, чем-то отличающегося, наборы карточек с изображениями различных предметов, животных, растений и т. д.

Описание : расположите перед вашим ребенком первый набор предметов. В нашем случае это будут кубики. Один из этих кубиков должен чем-то отличаться. Отличие может быть самым разнообразным, например, по цвету (все кубики будут красного цвета, а один желтого) или по форме (тогда в набор кубиков можно включить мячик). Цель ребенка — не только обнаружить лишний предмет, но и постараться объяснить, почему он так решил.

Постепенно отличия должны становиться все менее заметными. Например, можно составить следующий набор: все кубики одного цвета, а один более старый.

С каждой новой игрой должно увеличиваться количество предметов, параллельно можно добавлять уже не один лишний предмет, а несколько. Наборы предметов можно заменять картинками.

Кто железный, кто деревянный?

Развиваем способность различать качества предметов, внимание, наблюдательность, логическое и образное мышление, умение сосредоточиться

Материалы и наглядные пособия для игры : список самых различных предметов, негромкая музыка.

Описание: перед началом игры вам необходимо выписать названия около 40 предметов, сделанных из различных материалов. Эти предметы желательно найти и показать, чтобы ребенок мог их потрогать и запомнить визуально.

Суть игры заключается в том, что ребенок, услышав название предмета, должен сразу определить, из какого материала он сделан. Добивайтесь, чтобы ребенок называл свойства предмета. Например: стол — деревянный, твердый, гладкий, квадратный; кастрюля — железная; стол — деревянный; ложка — железная; стакан — стеклянный; шкаф — деревянный и т.д.

Если ваш малыш совершает ошибки в определении материала, нужно остановиться на этом предмете и подробно разобрать, из чего он сделан.

Анна Иотко
Игры на развитие восприятия дошкольников

МДОАУ детский сад №3 г. Зеи

Воспитатель Иотко А . В.

Игры на развитие восприятия дошкольников

Развитие зрительного восприятия

1. Игра «Разрезные картинки»

2. Упражнение «Выбор недостающего фрагмента изображения»

3. Игра «Контуры»

4. Игра «Лабиринты»

5. Упражнение «Читаем по губам»

6. Игра «Что забыл нарисовать художник»

7. Упражнение «Точечный рисунок»

Развитие слухового восприятия

1. Игра «Испорченный телефон»

2. Игра «Узнай по звуку»

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки различными предметами. Ребенок должен догадаться, чем произведен звук.

3. Игра «Где позвонили?»

Ребенок закрывает глаза, а взрослый встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок должен указать направление, откуда доносится звук.

4. Игра «Кто больше?»

Дети закрывают глаза и слушают минуту, что происходит вокруг. Когда минута истечет, считают, кто больше звуков услышал.

5. Игра «Найди коробочку с таким же шумом»

Развитие тактильного восприятия

1. Игра «Найди пару»

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок (пластины оклеены бархатом, наждачной бумагой, вельветом, фланелью и др. материалами)

2. Игра «Что внутри»

Ребенку предлагают воздушные шары, содержащие внутри различные наполнители : воду, песок, горох, фасоль, манку, рис, муку, гречку и др.). Шарики должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

3. Игра «Снежинки»

На полу разложены кусочки ваты как снежинки. Детям предстоит с завязанными глазами собрать снежинки на ощупь. Кто больше соберет, тот и выиграл.

4. Игра «Дедушка – Водяной»

Ребенок на ощупь узнает кто из детей перед ним.

5. Игра «Узнай фигуру»

На столе раскладываются геометрические фигуры, одинаковые с теми, что лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

Развитие обоняния

1. Упражнение «Овощи и фрукты»

Предложить определить по запаху с закрытыми глазами, лежащие в стаканах продукты и разделить на овощи и фрукты.

2. Игра «Поможем обезьянке»

По стаканам разложены продукты питания - хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета - мыло, духи, зубная паста. Предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.

3. Игра «Коробочки с запахами»

Для игры понадобятся 2 набора по 6 коробочек, наполненные остро пахнущими веществами (кофе, какао, гвоздика, корица, ванилин и т. д.) ребенок ищет пару каждой коробке.

Развитие вкусового восприятия

1. Упражнение «Вкусовые банки»

Готовятся растворы : сладкий, соленый, кислый. Ребенок пробует и обозначает словом свои ощущения.

2. Игра «Определи на вкус»

Ребенок с завязанными глазами пробует на вкус соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук, обозначает свои ощущения словами.

Варианты :

Ребенок на вкус определяет сырые и вареные продукты;

Ребенок с закрытыми глазами определяет разные сорта хлеба;

Ребенок определяет что за фрукт он попробовал;

Ребенок на вкус определяет сорт орехов

Ребенок определяет сорт варенья, конфет

Игры с бумагой

Цели : обогащение сенсорного опыта, знакомство с разнообразными свойствами бумаги.

«Бумажные снежки»

Оборудование и материалы: листы тонкой бумаги.

Описание игры. Показать, как из листов тонкой бумаги сделать комочки. Затем предложить их подбрасывать, ловить, отбивать ладошкой.

«Секреты в бумаге»

Оборудование и материалы : листы бумаги, мелкие предметы, игрушки.

Описание игры . Завернуть игрушку в лист бумаги, а ребенку предложить развернуть его и найти там игрушку. Игру можно разнообразить, заворачивая игрушку разными способами: в форме кулька, конфеты, коробочки, в несколько слоев бумаги.

«Игрушки из бумаги»

Оборудование и материалы: листы разноцветной мягкой бумаги.

Описание игры . Предложить ребенку сделать из бумаги комочки разной формы. Показать, как из бумаги можно изготовить различные фигуры (оригами): самолет, лодочку, вертушку.

Игры с кубиками

Цели: учить соотносить размеры, подбирать подходящие детали, контролировать результат; осваивать приемы плоскостного конструирования.

Примечание. Прежде чем организовывать игры-занятия с кубиками, следует дать ребенку возможность свободно поиграть с ними: брать в руки, передвигать, бросать, ставить друг на друга и т. п. Затем нужно показать, что из кубиков можно сооружать различные постройки: башню, стену, домик, дорожку.

«Домики из кубиков»

Оборудование и материалы : набор кубиков.

Описание игры . Предложить построить домик для маленькой куколки, собачки. Положить кубик на кубик, сверху — крышу, затем попросить ребенка самостоятельно построить домик для игрушки.

«Гараж для машины»

Оборудование и материалы: набор кубиков.

Описание игры . Построить гараж для маленькой машины, предложить ребенку построить такой же, но большего размера.

«Картинки из кубиков»

Оборудование и материалы : наборы кубиков с предметными и сюжетными картинками.

Описание игры . Предложить ребенку рассмотреть образец картинки, затем предложить собрать такую же из кубиков.

Примечание . Сначала следует предлагать наборы из 4 кубиков, затем из 6 и более.

«Собери цветочек»

Оборудование и материалы : лист бумаги с нарисованным на нем контуром цветка, состоящим из деталей; картонные детали, соответствующие контурным.

Описание игры . Предложить ребенку собрать картинку путем наложения картонных деталей на образец.

Примечание. Когда ребенок освоит приемы плоскостного конструирования, предложить ему самостоятельно составлять фигурки и целые композиции из предложенных деталей.

«Домики для кукол»

Оборудование и материалы: маленькая и большая куклы, большие и маленькие кубики.

Ход игры

Взрослый. Давай построим для куколок домики. Маленькой куколке — маленький домик, а куколке побольше — большой домик. Где у нас маленькая куколка?

Ребенок выбирает пупсика.

Взрослый. Правильно, эта куколка маленькая. Ей мы построим домик из маленьких кубиков. Давай выберем все маленькие кубики.

Взрослый помогает ребенку подобрать кубики и построить домик. Это может быть самая простая постройка в форме буквы «П».

Взрослый. Давай проверим, поместится ли куколка в этот домик. Пупсик не помещается! Построй ему домик побольше.

Взрослый предлагает построить домик из больших кубиков для большой куклы.

Примечание . Можно строить из кубиков, различающихся по цвету или материалу, например красный домик — для петушка, а желтый — для белочки; из деревянных кубиков — будку для собачки, а из пластмассовых — норку для лисички.

«Лесенка»

Оборудование и материалы: кубики разного размера, доска.

Описание игры. Соорудить на столе или на полу горку, положив на большой кубик доску. Предложить ребенку построить лесенку из кубиков разного размера, чтобы маленькая куколка поднялась по ней на горку. Вместе с ребенком положить кубики в порядке возрастания. Предложить ребенку помочь куколке подняться по лесенке и скатиться с горки.

Игры с мозаикой

Цели: развивать мелкую моторику, целенаправленность; обогащать сенсорный опыт; учить подбирать детали по цвету, рисунку.

Примечание. Детям раннего возраста следует предлагать наборы мозаики, состоящие из крупных элементов.

«Соберем мозаику»

Оборудование и материалы: набор мозаики.

Описание игры. Рассмотреть вместе с ребенком образец (домик, цветок, простой геометрический узор) и предложить собрать такую же картинку из элементов мозаики. Помочь ребенку отобрать необходимые по цвету и форме элементы и составить из них изображение.

«Курочка и цыплята»

Оборудование и материалы: коробка с мозаикой, куда помещены шесть элементов желтого цвета и один — белого.

— Курочка-рябушечка, куда пошла?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?

— За водичкой.

— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить.

— Курочка-рябушечка, как твои детки просят пить?

— «Пи-пи-пи-пи-пи!»

Показать белый элемент мозаики и сказать: «Курочка у нас будет белого цвета». Продемонстрировать желтую мозаику и пояснить: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели вставить белую мозаику, еще раз напомнить, что курочка будет белого цвета, и поместить следом за белой мозаикой одну желтую, напомнив, что такого цвета цыплята. Затем дать ребенку коробку с мозаикой и предложить найти еще одного цыпленка. Поместить его следом за мамой-курочкой. Если ребенок неуверенно выполняет задание, помочь ему и попросить найти еще 2—3 цыплят. После того как все цыплята будут найдены и размещены гуськом позади курочки, попросить ребенка повторить задание самостоятельно. Если при выполнении задания ребенок допускает ошибки, можно ему подсказать: «Посмотри, все ли цыплятки у тебя одинаковые? Какого цвета бывает цыпленок?» и т.д.

Игры с разными предметами

Цели: учить различать размеры и цвета предметов, контролировать результат.

«Какой мяч больше?»

Оборудование и материалы : большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Описание игры. Встать на расстоянии 3—5 м от ребенка и попросить его принести самый большой мяч. Если он выполнил задание правильно, его обязательно нужно похвалить. Если ребенок ошибся, объяснить ошибку: рукой ребенка обвести по окружности мяча, говоря при этом, большой это мяч или маленький.

Затем мячи снова перемешать и попросить ребенка принести самый маленький мяч.

«Большие и маленькие»

Оборудование и материалы : бусинки одинаковой формы и цвета (четыре — диаметром 2 см и четыре — диаметром 1 см); тонкие шнуры или нити с навощенными или предварительно опущенными в клей концами; кукла, корзиночка.

Описание игры. Показать красивую куклу и рассказать, что она пришла в гости и что-то принесла в корзиночке. Посадить куклу на стол и, вынимая из корзиночки коробочку, показать ребенку, что там лежат большие и маленькие бусинки и нитка. Сказать, что кукла просит сделать для нее красивые бусы. Показать, что бусы можно нанизывать по-разному: сначала взять большую бусину и нанизать ее на нитку, затем маленькую, потом снова большую. Предложить ребенку собрать для куклы бусы, нанизывая поочередно большие и маленькие бусинки. Если чередовать бусы наоборот, т. е. сначала брать маленькую, а затем большую, ребенку будет труднее справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Когда бусы будут готовы, показать их кукле.

Примечание. Следует помогать ребенку продевать нитку в отверстие, напоминать о чередовании разных бусин: «Сначала большая бусинка, потом маленькая, снова большая и маленькая. Не торопись, смотри внимательно».

Во время самостоятельной игры ребенку дают различные шнуры и предметы для нанизывания (например, кольца от пирамидок). Можно использовать катушки, а вместо шнуров — прыгалки со снятой с одной стороны рукояткой.

«Круг, квадрат»

Оборудование и материалы: пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Описание игры. Пять кругов и пять квадратов произвольно перемешаны на столике. Рассказать ребенку, что там лежат разные фигуры: «Вот такая — это квадрат, а такая — это круг». Показав квадраты, говорить, что будет класть их в одну сторону, а другие фигуры (круги) — в другую сторону. Затем показать квадрат (круг) и спросить у ребенка: «Где у нас лежит такая фигурка?» Накладывая квадрат на квадрат (круг на круг), показать ребенку, что эти фигуры одинаковые. Предложить ребенку самому разложить фигуры.

Затем показать, в какой стороне лежат одни фигуры (квадраты), в какой — другие (круги), и предложить ребенку из общего материала выбрать любую фигуру и положить ее к таким же. Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, попросить ребенка наложить свою фигуру на другую.

«Поручения»

Оборудование и материалы: большая и маленькая игрушечные собачки, машинка, красный и синий мячи, большая и маленькая чашки, матрешка.

Описание игры. Показать ребенку игрушки и предметы, предложить назвать их, рассказать, какого они цвета и размера.

Дать следующие задания: большую собачку напои чаем из большой чашки (если ребенок ошибается, собачка, показывая свое неудовольствие, «рычит» или «отворачивается»; так же при ошибках ведут себя другие игрушки);

Поставь матрешку рядом с красным мячиком;

Маленькой собачке подари синий мячик;

Попляши вместе с куклой;

Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;

Большую собаку посади рядом с маленькой.

В конце занятия попросить ребенка помочь убрать игрушки и предметы, использованные в игре.

«Разрезные картинки»

Оборудование и материалы : две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части.

Описание игры. Показать ребенку две (три) части картинки и попросить: «Сделай целую картинку». Если ребенок не может правильно соединить части картинки, нужно показать ему целую картинку и предложить собрать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, наложить часть разрезной картинки на целую и попросить ребенка добавить вторую часть. Затем предложить ребенку выполнить задание самостоятельно.

«Конструирование из палочек»

Оборудование и материалы : четыре или шесть плоских палочек одного цвета.

Описание игры. Построить из палочек фигуру «молоточек» или «домик» и предложить ребенку: «Построй как у меня». Если ребенок не может выложить фигуру по показу, попросить выполнить задание по подражанию: «Смотри и делай как я». Затем снова предложить ребенку выполнить задание по образцу.