Икона 18 века с изображением 4 лика. Самая старая икона

На сегодняшний день древнейшей иконой, на которой изображен Христос (в иконографии Пантократора) является икона обнаруженная в Синайском монастыре в XIX в.

Икона была создана в Константинополе в середине VI века и направлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю, для которого он в это время возводил базилику и укреплённые стены.

Было установлено, что предположительно в XIII веке икона подновлялась (прорисовывалась) темперной живописью. Оригинальная восковая поверхность была очищена при реставрации иконы в 1962 году.

Реставрация 1962 года выявила первоначальный облик древней иконы, которая сохранилась практически полностью за исключением небольшой утраты в правой от нас части нимба. Поздневизан-тийские записи закрывали наиболее необычную деталь ранней иконографии – древний фон с пространственной нишей и золотыми звездами, Была введена и отсутствовавшая первоначально надпись «Иисус Христос Человеколюбец», отразившая позднесредневековое восприятие этого образа Христа, в котором видели милосердие и надежду на спасение.

Предполагают, что источником избранного типа Христа, показанного красивым и величественным мужчиной в пору расцвета, с недлинной окладистой бородой и ниспадающими на плечи волосами, мог послужить облик Зевса Олимпийского, широко известный во всем греко-римском мире по многократно копировавшейся скульптуре работы Фидия. Известность, редкое сходство, свидетельства современников не позволяют усомниться в том, что обращение было сознательным и, по-видимому, образ Христа Пантократора («Вседержителя») должен был вытеснить в представлениях недавних язычников облик царя богов. При этом не исключено, что «аутентичность» изображения могла находить подтверждение в образах древнейших нерукотворных икон, которые, по мнению византийцев, были созданы не волей человека, но промыслом Божьим и соответственно обладали особой подлинностью. В 574 году такой нерукотворный образ Христа из Камулианы был торжественно перенесен в Константинополь, где стал палладиумом империи. В конце VII века образ Христа, восходящий к одной из таких чудотворных икон, впервые появился на золотых монетах Юстиниана П. Примечательно, что этот главный образ империи, приобретший статус государственного символа, принадлежал к тому же иконографическому типу, что и Христос Пантократор на синайской иконе.

В образе Христа иконографически подчеркнуты идеи царства и священства. Он показан в темно-сиреневых (пурпурных) хитоне и гиматии, цвет которых в Византии однозначно ассоциировался с императорской властью. Полуфигура Христа явлена на фоне неба с золотыми звездами – прозрачный символ вечности и космоса. В нижней части фона показана богато украшенная архитектурная ниша с окнами. На наш взгляд, это необычное сооружение, напоминающее одновременно дворец, портал и церковную апсиду, создавало образ Горнего Иерусалима – небесного царства, в котором правит изображенный Христос Пантократор. В левой руке он держит огромную книгу в драгоценном окладе, украшенном изображением большого креста. Книга воплощает образ Учения, Священного Писания, «Слова Божьего», и через крест напоминает об Искупительной жертве. Кроме того, она представляет не просто кодекс, но богослужебное евангелие, вносимое в храм на Малом входе, и устанавливаемое на алтаре. Знаменательно, что уже ранневизантийские авторы истолковывали это носимое в процессии евангелие как образ Христа, являющегося в мир в величии небесной славы.

Христос с богослужебным евангелием, прижатым лицевой стороной к груди, ассоциировался с первосвященником – архиереем, благословляющим верующих во время службы. Выразителен и жест двуперстного благословения. В эпоху, когда существовали самые разные формы и встречались изображения благословения даже одним указательным перстом, жест синайского Пантократора воспринимается как обретенная на века формула, обладающая глубоким догматическим содержанием. Как мы знаем из средневековых толкований, три соединенных пальца символизировали Св. Троицу, два поднятых и переплетенных пальца, расположенных один под другим, говорили о мистическом соединении во Христе божественной и человеческой природ. Жесты рук Христа воплощали важнейшие идеи учения о Богочеловеке, воплотившемся на земле Втором лице Святой Троицы. Сложнейшая задача создания образа, одновременно земного и небесного, решена в синайской иконе при помощи целого ряда художественных приемов. Один из них – сочетание разнонаправленных движений, так называемый контрапост, хорошо разработанный в древнегреческой скульптуре: тело немного повернуто в одну сторону, а голова – в другую. Возникает внутренняя динамика, снимающая впечатление иератичной застылости фронтальной позы и придающая всей пластике фигуры активность и жизненную убедительность.

Другим приемом является сознательно асимметричная трактовка лика Христа, который состоит из двух разнохарактерных половинок. Левая – спокойная, строгая, отрешенная, с естественным абрисом широко раскрытого глаза и ровной дугой бровей. Картина совершенно меняется в правой части лица – бровь приподнята и драматически изогнута, ей вторит гораздо более экспрессивный рисунок глаза, как бы напряженно вглядывающегося. Иконописец стремится создать образ Богочеловека, в котором единовременно и непротиворечиво уживались бы мысли о всемогущем космократоре, строгом судне и человеколюбивом, сострадающем Спасителе. Интересно, что такая асимметричная трактовка лика станет отличительной особенностью изображений Пантократора в куполах византийских храмов.

Ученые находят в данной иконе влияние фаюмского портрета

Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (гр. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.

Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.

Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» - живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».

Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ - есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.

Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).

Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.

Христос Вседержитель. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

К этому же кругу, скорее всего, относятся также иконы апостола Петра и Богоматери на троне, в сопровождении святых и ангелов.

Апостол Петр. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица с предстоящими святыми Феодором и Георгием. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, в сопровождении святых, облаченных в придворные одеяния, и ангелов. Интересно продемонстрированы одновременно царственность и смирение Марии: на первый взгляд она облачена в простой темный хитон и мафорий, но его темно-фиолетовый цвет говорит нам, что это – пурпур, а пурпурные одеяния в византийской традиции могли носить только Император и Императрица.

Подобный образ, но писаный позднее в Риме, представляет Богоматерь – уже без всяких намеков – в полном императорском облачении и венце.

Богоматерь - Царица Небесная. Ранний VIII век. Рим. Базилика Санта Мария ин Траставере

Икона имеет парадный характер. Она следует стилю церемониальных императорских изображений. При этом лики изображенных персонажей наполнены мягкостью и лиричностью.

Богоматерь - Царица Небесная. Ангел. Фрагмент

Изображение святых в придворных одеждах должно было символизировать их славу в Царстве Небесном, а для передачи этой высоты византийские мастера прибегали к привычным, понятным для своего времени формам. В таком же стиле исполнен образ святых Сергия и Вакха, ныне хранящийся в Киеве в музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.

Свв. Сергий и Вакх. VI век. Киев. Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко

Но, помимо утонченного искусства культурных центров Империи, ранняя иконопись представлена и более аскетичным стилем, который отличается большей резкостью, нарушением пропорций изображенных персонажей, подчеркнутым размером голов, глаз, рук.

Христос и св.Мина. VI век. Париж. Лувр

Такие иконы характерны для монашеской среды Востока Империи - Египта, Палестины и Сирии. Суровая, резкая выразительность этих образов объясняется не только уровнем провинциальных мастеров, несомненно отличным о столичного, но и местными этническими традициями и общей аскетической направленностью данного стиля.

Епископ авраам. VI век. Гос.музеи Далема. Берлин.

Без всякого сомнения, можно убедиться, что еще задолго до иконоборческой эпохи и 7-го Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, существовала богатая и разнообразная традиция иконной живописи. И энкаустическая икона – только часть этой традиции.

Дмитрий Марченко

С древних времен икона для русского человека является олицетворением духовности. Известно много случаев, в которых именно икона помогала русскому народу в избавлении от бед. Исцеление от неизлечимых болезней, прекращение войн, спасение во время пожаров - все под силу чудодейственным иконописным изображениям.

Как известно, первые изображения ликов Иисуса Христа, Богородицы и святых появились очень давно. Некоторые из них дошли до нашего времени.

Самые известные иконы России

На сегодняшний день известно 30 старинных икон. Все они ценны не только в финансовом плане, но и в историческом.

Список самых известных икон России:

Перечисленные иконы являются исторически важными объектами. Все они сохранены и доступны для просмотра. Многие из них находятся в государственных музеях и галереях.

Икона Владимирской Божьей Матери

Одной из известнейших старинных икон является изображение Владимирской Божьей Матери. Существует предание, в котором говорится, что автором иконы стал сподвижник апостола Павла Лука. Дату написания относят к 5-му веку. К сожалению, прямых доказательств, что изображение написано рукой евангелиста, нет.

Предположительно, икона привезена в Россию в 1131 году. Это был подарок русскому князю из Константинополя от патриарха Луки. На Руси Владимирская икона Божьей матери прошла долгий путь и побывала в разных уголках страны.

Сначала она получила название Вышгородской Божьей Матери. Это связано с ее первоначальным местоположением. Икона более двадцати лет находилась в Богородническом монастыре, который расположен в Вышгороде вблизи Киева. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перенес антикварную икону во Владимир. В связи с этим изображение стало носить название Владимирской Божьей Матери. Различные междоусобицы и войны не обошли икону стороной.

В Москву Владимирская Божья Матерь перевезена в 1395 году. После этого ее несколько раз перевозили, но в итоге в 1480 году вернули в Успенский собор города Москвы. Там она находилась вплоть до 1918 года. После некоторое время находилась в Государственном историческом музее. Позже в Третьяковской галерее. Сегодня Владимирскую икону Божьей Матери можно увидеть храме Святителя Николая. Храм не функционирует по своему прямому назначению. Это музей. Расположен он при Государственной Третьяковской галерее.

Владимирская Божья Матерь является одной из самых дорогих икон в России.

Перечень самых ценных икон России

Помимо знаменитых иконописных образов, которые находятся в различных музеях и доступны для общественного просмотра, существуют и другие старинные иконы. Они выставляются на аукционах и имеют достаточно высокую стоимость. На сегодняшний можно приобрести следующие иконописные образы:

  1. Икона с лампадой "Георгий Победоносец", 8.600.000 рублей.
  2. Храмовая икона Николая Чудотворца, 8.400.000 рублей.
  3. Икона "О тебе радуется", 8.000.000 рублей.
  4. Владимирская икона Богоматери, 3.200.000 рублей.
  5. Иконописный образ Дмитрия Солунского, 3.200.000 рублей.
  6. Икона Владимир с житием, 3.200.000 рублей.
  7. Икона Сергий Радонежский, 3.100.000 рублей.
  8. Семистрельная икона, 3.100.000 рублей.
  9. Икона с 2.900.000 рублей.
  10. Четырехчастная икона, 2.250.000 рублей.
  11. Казанская икона, 2.100.000 рублей и т. д.

На самом деле список этот довольно большой. Здесь рассмотрены только часть самых дорогих икон. Все они выставлены на продажу. Скупкой таких изображений занимаются настоящие ценители иконописи - коллекционеры.

Сложно сказать, какая икона самая дорогая в мире и сколько она стоит на сегодняшний день. Так, одной из ценнейших православных икон является изображение "Святой Георгий с житием". Хранится она в украинском Национальном художественном музее, который находится в городе Киеве. Приблизительная стоимость данного произведения искусства составляет 2 миллиона долларов. Безусловно "Святой Георгий с житием" является одной из самых дорогих икон в мире. Но возможно, существуют и более ценные иконописные изображения.

Критерии оценки антикварных изображений

Антиквариат - это старинная вещь, которая имеет высокую рыночную стоимость. Над оценкой антикварных икон нередко трудится целая команда специалистов, имеющих большой опыт работы в данной сфере. Если человек является обладателем старинного иконописного изображения, ему просто необходимо знать рыночную стоимость данного предмета. В противном случае при продаже иконы владелец получит сравнительно меньшую сумму. Как определить возраст иконы? Данный вопрос интересует многих коллекционеров. Ведь данный аспект играет решающую роль в определении стоимости.

Рыночная стоимость зависит от нескольких важных факторов:

  • время написания, то есть возраст;
  • автор изображения;
  • наличие или отсутствие оклада и драгоценных камней;
  • размер;
  • наличие отметок на тыльной стороне изделия;
  • внешнее состояние;
  • подлежит ли изделие реставрации.

Для икон часто использовались оклады. Более ценные - это иконы в золотом окладе. Реже можно встретить изображения с драгоценными камнями. Иконы в серебряном окладе также имеют довольно высокую стоимость. Бывают случаи, когда драгоценный оклад стоит дороже самого иконописного изображения.

Помимо всех вышеописанных критериев, на стоимость влияет сюжет изображения и чудодейственные свойства.

Художественная ценность иконы

Не стоит путать понятия "художественная ценность" и "рыночная стоимость". Некоторые люди, при попытке узнать цену иконы, обращаются на интернет-форумы, отсылают фотографии. Дело в том, что ни один специалист не сможет определить подлинность и стоимость изображения, не взглянув на него своими глазами. Многие обращаются за помощью в церкви и музеи. Сотрудники данных организаций также не смогут помочь в вопросе оценки. Они расскажут о возможном авторе, сюжете изображения, технике и стиле написания. Художественная ценность иконы состоит в восприятии ее как предмета искусства, а не антикварного предмета. Сотрудник музея определит стоимость такого изображения как картины. Конечно, эти параметры могут повлиять на цену, но только в том случае, когда они интересны покупателю.

Подлинность иконописного изображения

Перед оценкой стоимости иконы необходимо определить ее подлинность. Обыкновенную подделку отличит любой специалист. А вот для определения качественной копии понадобится проведение экспертизы. Люди давно научились писать изображения под старину, предпринимая определенные приемы. Сложнее всего обстоит дело с определением подлинности, когда старинная икона дописана рукой более молодого мастера. В данном случае проводят экспертизу в лаборатории, при помощи специального оборудования. Изучают основу иконы, грунт, возможные вмешательства.

Особенности старинных красок

Немаловажным фактором является изучение красок. Антикварные иконы 6-го века, дошедшие до нашего времени, написаны красками на основе пчелиного воска. На Руси мастера использовали темперу. Это краска на основе яичного желтка. Такую иконопись можно отличить и невооруженным глазом. В отличие от масляных изображений, темпера более строга и схематична.

Основа иконы

Лучшим материалом для иконописных изображений издавна считается древесина. В Древней Руси мастера использовали липу. Доски этого дерева считались лучшей основой. Намного реже можно встретить основания из ольхи, ели или кипариса. Доски, предназначенные для иконописи, тщательно высушивали и скрепляли клеем. Сучки и неровности удалялись, во избежание осушки. Самые дорогие иконы имеют основание, обработанное топором. Поверхность их неровная. Иконы, написанные на дереве, ценятся намного выше, чем на какой-либо другой основе.

Начиная с 19-го века иконописные изображения стали производить массово. Появились фабрики и заводы. Стали использовать более дешевый материал для иконописи - тонкие жестяные листы. На таких иконах ставилась фабричная метка с тыльной стороны. Практически в каждой российской семье сохранились такие изображения. Поэтому они имеют меньшую антикварную стоимость.

Определение авторства

В древние времена мастеров в области иконографии называли изографами. Считалось, что эти люди получили свой дар от Бога. Они избранные и достойны своего звания. Вплоть до начала 18-го века изографы не оставляли своих подписей на иконописных образах. Считалось, что они посредники Господа на земле. И именно Господь создает уникальные образы их руками.

Несмотря на это обстоятельство, современному человечеству стали известны имена нескольких выдающихся иконописцев. Это Андрей Рублев, Феофан Грек, Григорий, Дионисий, Алипий и т. д. Самые дорогие иконы принадлежат кисти именно этих иконописцев. Изображения этих изографов уникальны и неповторимы. Они хранятся в государственных музеях и галереях. Любой желающий может их увидеть. Более того, согласно сохранившимся летописям, византийский художник Феофан Грек занимался росписью нескольких русских церквей. Существует множество икон других, неизвестных авторов. Они не менее ценны.

Создатели самых дорогих икон в мире давно известны человечеству. Стоимость антикварного образа напрямую зависит от известности иконописца.

Причины, по которым стоит приобрести намоленную веками икону

Сегодня фабричные иконописные изображения можно купить практически на каждом шагу: церковные лавки, специализированные магазины, различные выставки. Более того, во многих городах можно заказать индивидуальное изготовление иконы. Мастера учтут все требования: размеры, сюжет, технику написания, стиль и т. д. Но все же для верующего человека важно произносить молитву именно перед старинной иконой.

Христианская церковь говорит о том, что икона является проводником человеческих молитв. Старинная икона, просуществовавшая многие века, является предметом намоленным. Многие поколения людей возносили ей свои молитвы. Многие старинные иконы возят по различным уголкам России для того, чтобы люди смогли приложиться к ним и помолиться о самом сокровенном.

Чудодейственные свойства антикварных икон также являются немаловажным фактором. В основном такие изображения находятся в храмах или музеях. Но существует множество икон, обладающих чудодейственными свойствами, о которых не известно всему миру.

Эти факты говорят о духовной стороне иконописного образа. Но есть и другая сторона - это художественная ценность. Многие люди стремятся приобрести антикварную икону именно по этой причине. Ведь каждое такое изображение неповторимо. Оно написано в единственном экземпляре. В него вложена душа.

Как продать икону?

Любого верующего христианина при необходимости продать старинную икону начинают терзать сомнения. В данном вопросе поможет православный батюшка. Церковь не ставит запрет на продажу иконописных образов. Данное действие не является грехом.

Если же человек глубоко неверующий, то вопрос стоит только в наличии покупателя. Для выгодной продажи лучше обратиться в проверенные Самостоятельно найти покупателя вряд ли удастся. Не каждый коллекционер захочет иметь дело с непроверенным продавцом.

Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что антикварная икона - вещь особенная. Она не только несет в себе глубокий духовный смысл, но и имеет высокую рыночную стоимость. Человек, обладающий таким произведением искусства, должен самостоятельно решить: продать икону или оставить дома и передавать из поколения в поколения как семейную реликвию.

К счастью, в Российской Федерации находится более 30 самых дорогих икон, известных на сегодняшний день.