Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Вновь я посетил"

Стихотворение «Вновь я посетил…», анализ которого мы проведем в этой статье, было написано Пушкиным в 1835 году, 26 сентября, когда поэт после восьмилетнего отсутствия приехал в Михайловское. Это было нелегкое время в жизни Александра Сергеевича.

Предыстория

Накануне нового 1935 года поэта пожаловали в камер-юнкеры. Это обстоятельство расстроило Пушкина и даже оскорбило, ведь обычно такие звания давали юношам, а он был уже не молод. Камер-юнкерство бросало на него тень. Александр Сергеевич давно уже осознавал себя народным поэтом, а это значило, что он должен был быть непорочным и чистым. Пушкина угнетало светское окружение, ему хотелось тишины, уединения для реализации творческих замыслов, но ради содержания семьи он был вынужден служить.

В 1834 году случилось еще одно неприятное событие. Полицией было распечатано написанное Александром Сергеевичем жене письмо. Поэта возмутили и действия полиции, и тот факт, что Николай Первый не посовестился прочесть доставленное послание. После этого слово «свобода» приобрело для Пушкина иное значение и новое содержание. Теперь он понимал свободу как личную духовную независимость. Александр Сергеевич захотел вырваться из тесного круга, одухотворить свою жизнь, переделать ее, но она оставалась жестокой и холодной, проникнутой драматизмом.

Летом 1835-го поэт смог на четыре месяца получить отпуск и уехал в Михайловское. Там-то он и написал стих «Вновь я посетил…». Пушкин, снова находясь в имении, где проходила его двухлетняя ссылка, вспомнил ушедшие годы, няню, которая уже умерла. Его мысли обратились к прожитому, и в печальной думе о времени и о себе он подвел итоги прошлых лет и отразил их в рассматриваемом произведении.

«Вновь я посетил…» (Пушкин). Анализ

Стихотворение разделено на три части. В первой повествуется о приезде в Михайловское, во второй поэт погружается в воспоминания, а в третьей описывается природа края и делается обращение к будущим поколениям. Александр Сергеевич показывает жизнь в постоянной динамике. Настоящее напоминает ему об ушедших годах, и тогда он возвращается в прошлое, вместе с тем в самом настоящем уже пробиваются ростки будущего. «Вновь я посетил…» - стихотворение о быстротекущем времени, о смене преемственности поколений.

Первая часть

В начале произведения лирический герой приезжает вновь в то место, где раньше пробыл в двухлетнем заточении. Пушкин говорит, что уже десять лет минуло с тех пор, как произошло В жизни автора многое изменилось, и он сам изменился, «покорный общему закону», заключающемуся в торжестве жизни и вечном обновлении. Перемены в поэте объясняются возрастом, а все остальное: отношение к друзьям, убеждения, взгляды - осталось неизменным.

Вторая часть

В следующем пятистишии стихотворения «Вновь я посетил…» Пушкин вводит тему памяти. Лирический герой увидел «опальный домик», в котором когда-то жил вместе со своей няней, ныне уже покойной. Автор ласково называет ее «старушкой» и горько переживает утрату. Упоминание «бедной няни» и «опального домика» возвращает читателей к самым важным периодам в жизни поэта. Ведь в 1825 году именно отсюда, из Михайловского, Александр Сергеевич решил тайно уехать в Петербург, поскольку подозревал грядущие великие потрясения. От неминуемой гибели тогда его спасло типично русское суеверие. То, что в произведении «Вновь я посетил…» автор вспоминает Арину Родионовну (няню), тоже неслучайно, ведь это она приобщила маленького Сашу к поэтическому творчеству, да и вообще оказала на поэта огромное влияние.

Третья часть

Стихотворение «Вновь я посетил…» Пушкин продолжает описанием среднерусского пейзажа, который очень похож на тот, что предстает перед читателем в произведении «Деревня». Лирический герой вспоминает все то, что было связано с этими местами. На своем пути он встречает три сосны и припоминает, что видел их еще десять лет назад. Поэт обнаруживает, что около корней пробиваются молодые кусты, но отмечает, что сосны все те же, и тем самым подчеркивает постоянство, неизменность природы. Время в корне не меняет ее - она остается прежней. Так и в человеке меняется не все с течением времени: его память, убеждения, помыслы, идеалы тоже остаются прежними.

Пушкин. «Вновь я посетил…» (стихотворение). Средства выразительности

Произведение начинается многоточием. Таким образом автор не ведет повествование с начала, а как бы вводит читателя в продолжение своих размышлений. В этом заключается особенность произведения «Вновь я посетил…». Анализируя текст, можно обнаружить фразы с наиболее емким смыслом. Например, такой является строчка «Минувшее меня объемлет живо». Здесь слово «объемлет» употребляется в значении «переполняет», «охватывает». В памяти поэта прошлое предстает настолько ясно, как будто оно стало явью. Кажется, что всё происходило только вчера: «Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей». В этой фразе эпитет «опальный» используется в значении «находящийся в немилости», по содержанию он перекликается со словом «изгнанник», которое тоже фигурирует в стихотворении.

Приемы для описания природы

Стих «Вновь я посетил…» Пушкина живо описывает природу Михайловского, которая, как и прежде, влечет поэта. Александр Сергеевич отдельными штрихами воссоздает бедность края: об этом говорят и убогий невод рыбака, и мельница, скривившаяся от времени, и сам домик, в котором жил автор. Особенно дороги Пушкину три сосны, некогда приветствовавшие его шумом вершин. Поэт замечает, что теперь около корней разрослась «младая роща». Она олицетворяет вечное обновление природы. Автор убежден, что будущее за молодым, за растущим.

Вечное движение, обогащение человеческой мысли - такими предстают законы бытия в стихотворении «Вновь я посетил…». Анализируя его, становится ясно, что Александр Сергеевич верит в светлое будущее потомков.

Стиль написания

В произведении выдержана мелодия поэтической речи и сохранена разговорная интонация, подчеркивающая отсутствие рифмосочетания. Это говорит о том, что поэт решительно отошел от романсного, песенного стиха и стремился создать смысловое стихотворение, более точно воспроизводящее мысль. Читателям не удастся найти сложных образов или обилия тропов в произведении «Вновь я посетил…». Анализ позволяет понять, что хотя в нем превалируют литературные слова, но присутствуют и разговорные (сиживал, вечор), и книжные (сенью, объемлет), и славянизмы (брегам, младая, златых). Вся эта лексика соединена в единое целое.

В заключение

Написанное в тяжелые для Пушкина времена стихотворение проникнуто бодростью и верой в конечную победу света над тьмой. В нем поэт передал привет будущим поколениям и завещал им свой оптимизм. В произведении «Вновь я посетил…» человек изображен в тесной связи с природой, а лирические переживания слиты с философскими и историческими размышлениями.

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, в своем произведении "вновь я посетил", он подводит все свои итоги жизни. В данном стихотворении он будто хочет окончательно определиться со смыслом своей жизни.

Пушкин написал стихотворение в тысяча восемьсот тридцать пятом году, в это время он посетил свою Родину, был в селе Михайловское. Приехав в родное село, Пушкин не знал, что делать со своей жизнью дальше, не знал, чем будет заниматься. Побыв на природе, Пушкин находит выход и все же определяется с выбором. Это касалось и его творчества - своими яркими и не скрывающими правды стихотворениями, он будоражил общество, что не нравилось власти.

Это стихотворение состоит из трех частей.

Первая часть стихотворения описывает его прошлую жизнь, тоску по ней и ностальгию. Во второй же части читатель может увидеть, что поэт хочет навсегда остаться на малой Родине. Третья часть отличается от всех других - в ней Пушкин обращается к молодому поколению, думая, что именно им удастся стать лучше, добрее, но ему жаль, что с представителями такого поколения ему не удастся познакомиться.

Считается, что последняя часть стала пророческой - через некоторое время Пушкина убивают на дуэли. Поэтому принято считать, что стихотворение показывает не только подведение каких-то итогов писателя, но и прощанием с любимыми и родными местами, ведь он больше не сможет посетить эти прекрасные сады. Также можно заметить, что Пушкин все же не упускает надежды на то, что он все еще сможет исправить - исправить само общество.

Стихотворение показывает, что даже в самые трудные жизненные моменты Александр Сергеевич находит в себе силы и борется до конца. Силы он пытается брать из своего родного села, в котором ему, к сожалению, не суждено остаться, вопреки сильному желанию провести остатки своей жизни там.

Анализ стихотворения Вновь я посетил Пушкина

Стихотворение это написано Александром Пушкиным после похорон матери, которые прошли в родном Михайловском.

Действительно, вернувшись к родному дому, Александр Сергеевич чувствует, как на него нахлынули воспоминания. Он признаётся, что с последнего приезда сам очень изменился, но стоило ему попасть сюда, кажется, что он прежний, как будто не уезжал. Ощущения поэта переданы в этих строках.

Поэт вспоминает, как десять лет назад провёл в этом «родном уголке» два года, хотя время пролетело незаметно. Тут была ещё и мама Пушкина, и его няня с её заботой, но уже старческой поступью. Старушки няни тоже уже нет на свете. «Опальный» дом, который дал приют изгнанному Пушкину, ещё, к счастью, цел. С уважением думает поэт о владениях деда. Александр Сергеевич возвращается к корням, отдаёт долг предкам.

Много внимания поэт уделяет в стихотворении родной природе . Гора, дорога «изрытая» дождями – всё образно. Вспоминает, как смотрел часами с холма на озеро. И там он, видимо, не наслаждался привычным пейзажем, а вспоминал «иные берега». Да, человеку свойственно не радоваться тому, что дано в этот момент, а мысленно переноситься куда-то.

Вот и в тот момент поэт переносится в прошлое – вспоминает, как проезжал мимо трёх сосен, слушая шелест их листвы. Кроме того, эти деревья одушевлены поэтом, они приветствуют его. Интересные сосны-образы: две рядышком, а одна поодаль. Прошли годы, и поэт с улыбкой наблюдает, как под сенью двух постаревших сосен растут молодые деревца – целый лесок. Раньше здесь всё было пусто, а теперь можно сравнить молодой лес с семьёй. Автор радостно знакомится с этим молодым племенем.

Здесь ему приходит значимая мысль о том, что, вырастя, эти деревья станут для его внука тем, чем были для Пушкина эти три сосны. Деревья будут радостно приветствовать потомка Александра Сергеевича. Это рассуждение о жизни и смерти, о смене поколений – основное в стихотворении. Конечно, Пушкину, как и всем, хочется, чтобы внук вспомнил о нём добрым словом. Кстати, а вот одинокая сосна так и осталась одинокой, точней это «угрюмый холостяк» - мужского рода.

Пушкин восхищается золотом нив, зеленью полей, синевой воды… С грустью смотрит на бедные деревни, на кривую мельницу. Видя старого рыбака с «убогим» неводом, Пушкин, возможно, сочиняет сказку о рыбаке.

Стихотворение проникнуто грустью, нежностью, любовью к малой родине, философскими рассуждениями о смерти и жизни.

9 класс, 10 класс.

Анализ стихотворения Вновь я посетил по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Дума Некрасова

    Своё стихотворение «Дума» Николай Алексеевич написал в год отмены крепостного права. Тысячи крестьян тогда были освобождены от суровых помещиков, однако, долгожданная свобода оказалась не такой радужной, как виделась в мечтаниях.

  • Сочинение Анализ Оды Державина Фелица

    Название стихотворения в переводе с латыни означает счастье и посвящено оно великой Екатерине II. С первых строк произведения поэт превозносит свою императрицу и создает традиционную картину богоподобной царевны

  • Анализ стихотворения Пушкина Погасло дневное светило 9, 10 класс
  • Анализ стихотворения Лермонтова Мой демон

    Стихотворение «Мой Демон» было написано Михаилом Лермонтовым в 1829 году, когда ему было пятнадцать лет. Если быть точнее, то Лермонтов создавал в последствие много различных вариантов под названием этого же произведения «Демон»

  • Анализ стихотворения Зеленый шум Некрасова

    Произведение Некрасова Зелёный шум вышло из-под пера поэта во второй половине XIX века и сразу было допущено его публикование в журнале Современник.

Цели урока:

– развивать учебно-информационные умения на основе учебных текстов;
– развивать аналитические умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;
– обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения;
– воспитывать внимательное обращение с текстом лирического произведения в процессе его исследования, любовь к родному языку.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, тексты стихотворения “Вновь я посетил…”, мультимедийная презентация.

Форма урока: исследование.

Методы и приемы: смысловой анализ текста лирического произведения, работа над извлечением информации, выразительное чтение, метод задач, основанных на обмене информацией.

Ход урока

1. Организационный момент.

Для постановки цели урока для себя надо спросить себя:

– Что сегодня мы узнаем на уроке?

– Чему мы все вместе научимся?

– Что каждый из нас сегодня сумеет сделать?

Исходя из темы данного урока, хода предыдущих уроков, когда мы изучали творчество А.С. Пушкина, сформулируйте цели нашего урока сами.

– изучить историко-биографический материал, связанный с написанием стихотворения “Вновь я посетил…”

– раскрыть идейный смысл стихотворения через анализ

Объект исследования: творчество А.С. Пушкина (1 слайд)

Предмет исследования: стихотворение “Вновь я посетил…”

Гипотеза: Если мы обратим внимание на лаконизм описаний, прозрачность, простоту словесных красок, которые А.С. Пушкин вводит в свое стихотворение, определим идейный смысл, сравним логическую последовательность событий с тем, как их изложил автор, то убедимся, что в стихотворении заложен философский смысл

2. Актуализация субъективного опыта учащихся.

– С чего нужно начать создание исследовательского текста о стихотворении?

(Исследование можно начинать с любого пункта плана: подсказку надо искать в самом стихотворении)

– Прокомментируйте этапы исследования (2 Слайд)

1. Историко-биографический материал

(Требует знания даты написания стихотворения, фактов биографии автора, которые связаны с лирическим сюжетом или имеют отношение к истории создания лирического произведения)

2. Место стихотворения в творчестве поэта

(При определении места стихотворения в поэтике автора требуется отнести произведение к тому или иному периоду творчества поэта, понять контекст, в котором оно создавалось, что невозможно без знания творческого пути художника)

3. Ведущая тема

Темы составляют основу любого произведения. Существует тематическая классификация лирики /любовная лирика, лирика дружбы, гражданская и патриотическая лирика, философская лирика, тема поэта и поэзии, тема природы.

4. Лирический сюжет

Лирический сюжет связан с каким-то событием. Воспоминание или случайная встреча, сюжетная сценка или созерцание природы становятся импульсом к лирическому переживанию

5. Композиция

Деление стихотворения на смысловые части позволяет проследить развитие темы, увидеть смену настроения, вычленить поэтическую мысль, отметить композиционную стройность стихотворения. Принцип композиционного членения подскажут строфы

6. Лирический герой

При анализе стихотворения необходимо учитывать проблему соотнесенности лирического героя и автора. Эти отношения могут быть различными. Лирический герой может выступать “двойником” автора.

7. Жанр стихотворения. Сонет, послание, исповедь, песня, элегия, романс, дума

8. Строфа. Двустишие, трехстишие, четырехстишие т. д.

9. Изобразительные средства

(Тропы: сравнения, эпитеты, метафоры, стилистические фигуры)

10. Поэтический синтаксис (инверсия, повторы, анафора, эпифора, лейтмотив, рефрен, бессоюзие, перенос фраз)

11. Звукопись (звуковые повторы, ассонанс, аллитерация

12. Размер (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, пиррихий)

13. Ритм и рифма (перекрестная, кольцевая, смежная)

3. Этап изучения нового материала.

Работа по группам (тексты № 1, 2, 3, 4).

Прочитайте внимательно фрагменты критических текстов и выполните следующее задание:

1.выпишите из текста те сведения, которые будут являться ответом на отдельные пункты плана исследования лирического стихотворения

2. Подготовьте устное публичное выступление на 1-2 пункт плана.

Стихотворение “Вновь я посетил…” написано 26 сентября 1835 года в Михайловском. Это итоговое произведение автора. В нем Пушкин подводит итоги своих раздумий о смысле жизни, о своей судьбе и в то же время говорит о будущем, выражает свое утверждение жизни.

Стихотворение написано в очень трудное и тяжелое время. Тягостное и двусмысленное положение поэта при дворе усугубилось пожалованием камер-юнкерского звания, нелепого и смешного в его возрасте. Неоплатные долги, расстройство хозяйственных дел. Уже назрел конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить поэту его духовного превосходства.

Пушкин пытался разорвать этот заколдованный круг. Перед самым отъездом в Михайловское он принимает решение порвать со столичной жизнью, поселиться в деревне, заняться хозяйством

Поездка на полтора месяца в Михайловское в начале сентября 1835 г. и явилась такой попыткой вырваться из замкнутого круга столичной жизни, осмотреться, попытаться наладить новую жизнь. Пребывание это вызвало волну воспоминаний о прошлом и раздумья о будущем. Поэтому в стихотворении “Вновь я посетил…” обращение к прошлому сплетается с темой будущего.

Стихотворение “Вновь я посетил…” написано 26 сентября 1835 года в Михайловском, куда Пушкин приехал спустя 8 лет. Последние годы жизни тяжело давались поэту. 1834 год явился переломным годом в жизни Пушкина. Накануне нового года он был пожалован в камер-юнкеры, что оскорбило его, так как такие звания обычно давались юношам. Пушкин же был уже не молод. Обстоятельства его жизни складывались трагично: камер-юнкерство бросало тень на Пушкина. Народный поэт, которым Пушкин себя уже осознал, должен быть чистым и непорочным. Поэту хотелось уединения, тишины для осуществления больших творческих замыслов, но он вынужден был служить, чтобы содержать семью. Его угнетало светское окружение.
В 1834 году произошло событие, необычайно взволновавшее Пушкина: полиция распечатала его письмо жене. Пушкин был возмущен действиями полиции и в особенности тем, что Николай I не посовестился прочитать доставленное ему письмо. Теперь понятие “свобода” наполняется для Пушкина новым содержанием: его не волнует свобода политическая. “Без политической свободы жить – очень можно, без семейственной неприкосновенности… невозможно. Каторга не в пример лучше” – таков итог его размышлений. Свобода теперь понимается как личная духовная независимость.
Пушкин противопоставил мрачным обстоятельствам напор творческой энергии. Жизнь пыталась его сломить, а он преобразовывал ее в своих произведениях в мир, проникнутый драматизмом. Пушкин стремился переделать жизнь, одухотворить ее, но она оставалась косной, холодной и жестокой.
Он пытался найти выход, вновь предпринимал отчаянные попытки вырваться из тесного круга. Современники замечают тяжелое состояние его духа.
Летом 1835 поэту удалось получить отпуск на четыре месяца, и он уехал в Михайловское. Здесь и было создано стихотворение “Вновь я посетил…”
Текст№3

Стихотворение “Вновь посетил я…” делится на три части: приезд в Михайловское, описание природы края, обращение к будущим поколениям. Поэт рисует жизнь в ее постоянном изменении. Он обращается к прошлому, ибо настоящее напоминает об ушедших годах, в самом настоящем уже зреют ростки будущего. Вся художественная ткань произведения дает представление о быстротекущем времени, смене преемственности поколений. В стихотворении речь идет о пяти поколениях: внуке “владений дедовских” и его внуке.
Рассмотрим первую часть.

“...Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор - и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я - но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах”.

Лирический герой возвращается в то место, где пробыл он в заточении два года. Он говорит о том, что с тех пор прошло десять лет, десять лет прошло после восстания декабристов. В жизни лирического героя много переменилось, переменился и он, покорный общему закону. “Общий закон” – это вечное обновление и торжество жизни. Лирический герой чувствует всю важность и мудрость этого закона. Перемены объясняются возрастом, все же остальное – взгляды, убеждения, отношения к друзьям, к власти – осталось неизменным. В неизменности нравственных и идейных позиций автора убеждают нас последние строки экспозиции:
“И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах”.

Текст№ 4
Стихотворение “…Вновь я посетил…” написано Пушкиным в 1835 году, в селе Михайловском в тяжёлое для него время.
Назрел конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить Пушкину его духовного превосходства. Хозяйство разваливается, растут неоплатные долги. Пушкин пытается разорвать этот круг: принимает решение порвать со столичной
жизнью, поселиться в деревне, заняться хозяйством.
Пребывание Пушкина в Михайловском в 1835 году вызвало волну воспоминаний о прошлом и раздумье о будущем.
В стихотворении дан почти точный, реальный пейзаж Михайловского, показаны излюбленные поэтом места. Михайловское встаёт перед поэтом как свидетельство об “общем законе” развития жизни. Этот философский смысл заложен в стихотворении.

…Вновь я посетил
тот уголок земли, где я провёл
изгнанником два года незаметных.
…Но здесь опять
Минувшая меня объемлет живо,
И, кажется, вечор ещё бродил
Я в этих рощах.

Среди этих мыслей о прошлом Пушкина волнует воспоминания о няне. Облик няни теперь, в годы душевной тревоги, в обстановке обострившегося конфликта со “светом”, становится особенно дорогим, близким: Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов её тяжёлых,
Ни кропотливого её дозора.

В этих полных нежной признательности стихах сожаление о прошедшем, благодарная память о няне. С образом няни у Пушкина связаны не только личные воспоминания, не только горячая признательность её заботам. Он противопоставляет её простую и цельную натуру, её народную мудрость внутренней пустоте окружавшего её общества. Пушкин рисует пейзаж Михайловского, вид, открывшийся с лесистого холма, на котором он особенно любил сидеть, глядя на озеро:

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сидел недвижим…

Пушкин рисует точный, будничный пейзаж – вид озера с рыбаком, тянущим невод, с рассеянными по берегам деревнями, со скривившейся старой мельницей. Это картина, которую он ежедневно наблюдал. Центральное место в стихотворении занимает описание любимых поэтом трёх сосен, вокруг которых раскинулась молодая поросль владений дедовских. Пушкин прибегает к поэтическим средствам выражения: сравнения, метафоры. В основе образа “зелёная семья”. Отсюда и кусты, которые теснятся, “как дети” и старое одинокое дерево – “угрюмый”, “старый холостяк”. Эта метафора разрастается в целые метафорические ряды. Всё стихотворение как бы подготавливает основной образ – образ молодой зеленеющий рощицы, олицетворяющей целое движение жизни, её развития, веру поэта в будущее. Эта картина “племени младого, незнакомого” и вызывает у Пушкина строки полные оптимизма.

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!

Пушкин видит бессмертие в вечной смене материи, в развитии жизни. Он приветствует молодость, те новые поколения, которые придут ему на смену. Мысль о внуке, который услышит в будущем “приветливый шум” тех деревьев, что при жизни поэта были ещё лишь молодой порослью, говорит о неизменном торжестве жизни. И поэтому в мечте поэта внук пройдёт этими местами, с “приятной беседы возвращаясь”, “весёлых и приятных мыслей полон”, то есть в том весёлом бодром настроении, которое рождалось у самого Пушкина от встреч с друзьями.

  • Погружение в поэтический мир стихотворения

– Выразительное чтение стихотворения

(3 СЛАЙД) ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В ГРУППАХ

1 группа. Какими же увидел Пушкин родные места в 1835 году?

– Что же вы видите, ребята? (Зачитайте и прокомментируйте соответствующие отрывки из стихотворения) Что изменилось в природе? Какая конкретно пейзажная картина больше всего привлекла внимание поэта? Почему? (4, 5 слайды)

Модельный ответ

Опальный домик, холм лесистый, озеро, брега отлогие, покривившуюся мельницу, изрытую дождями дорогу, три сосны. Сокровенные мысли о жизни, о прошлом, настоящем и будущем соотнеслись с поднимающейся в гору дорогой, с тремя соснами, с новой порослью. Лирический герой вглядывается в детали, а у него рождаются размышления самого философского плана.

– Что же связывает Пушкина с образом няни?

Модельный ответ

Не только личные воспоминания, не только горячая признательность за её заботу, он ещё и противопоставляет ее простую и цельную натуру, её народную мудрость внутренней пустоте окружавшего его общества. Вместе с воспоминанием о няне вводится очень важная здесь тема человеческой памяти. В финале произведения лирический герой верит, что его внук “вспомянет о поэте”.

2 группа. Обратим внимание на “форму” этого произведения. Чем необычна форма произведения?

Модельный ответ

Нет рифмы. Размер – классический пятистопный ямб. Белый нерифмованный пятистопный ямб идеально передает интонацию элегического раздумья

3 группа. Обратите внимание на структуру предложений. Зачем прием переноса понадобился Пушкину?

4 группа. В чем находит поэт для себя утешение?

Слушаем ответы групп

  • Повторное чтение текста “про себя”
  • РАБОТА по группам (6 слайд) Вопросы для обсуждения

– Что подчеркивает пейзаж Михайловского?

Пейзаж Михайловского очень точный, будничный, подчеркивает мирный, бедный характер всего края. Поэт нарочно уходит от всего, что перегружало впечатление от скупой и в тоже время прекрасной природы русского севера, уводило от основной мысли о вечном обновлении природы.

2 группа

– К каким же поэтическим средствам прибегает поэт, воссоздавая эту картину?

Сравнению, метафоре, в основе которой образ “зелёная семья”, уподобляющий зеленую рощицу вместе со старыми соснами единой семье. Отсюда и кусты, которые теснятся, “как дети”, и старое одинокое дерево – “угрюмый”, “старый холостяк”

– Какое настроение, какие впечатления вызывает заключительная часть?

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!

Эта картина “племени младого, незнакомого” вызывает у Пушкина строки, полные оптимизма, глубокого философского значения:

Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум…

– Какова, по вашему мнению, идея этого стихотворения?

Пушкин видит бессмертие в вечной смене материи, в развитии жизни, неизменно меняющейся и прекрасной в каждом своем проявлении. Поэт приветствует молодость, те новые поколения, которые придут ему на смену. В этом и есть идея стихотворения, его лирический и философский подтекст. Это идея вечного обновления природы, идея бессмертия: на смену старому вырастает новое

– Как же выражена эта идея?

(В образе неизменно обновляющегося леса)

У: Хорошо, что сохранилось Михайловское. Оно воскресило старые воспоминания, оно вернуло поэта вновь к творчеству. Это стихотворение – завещание поэта, обращенное к будущим поколениям, наполненное бодростью и верой в непобедимость человеческих деяний. Пушкин всегда оставался гуманистом, мыслителем и успел сказать свое последнее слово.

  • Самостоятельная работа. Анализ стихотворения.

Проведем наблюдение над текстом, проследим, с помощью каких средств переданы в стихотворении чувства лирического героя?

Работа выполняется в группах. Подготовьте публичное выступление

1 группа – фонетический уровень (ритм, звукопись, строфика, размер)

2 группа – лексический уровень (значения слов, изобразительно-выразительные средства)

3 группа – Грамматический уровень (части речи, грамматические формы)

4 группа – Синтаксический уровень (структура предложений)

4. Этап первичной проверки результатов работы.

Модельный ответ

1гр. 2гр. 3гр. 4гр.

Фонетический уровень

Лексический уровень

Грамматический уровень

Синтаксический уровень

Пушкин обратился к белому стиху, выдерживая пятистопный ямб.

Рифма отсутствует. Её отсутствие переносит центр тяжести на смысловую и интонационную роль ритма, на выразительность каждого слова.

Ритмическая схема пятистопного ямба неизменно сохраняется.

Ритмический рисунок стиха явно чувствуется.

Аллитерация

Синея, с телется широко

Ассонанс

Часто повторяется звук “п” и ударный “о”

Шипящие звуки передают шум и шелест ветвей в “младой роще”

“Уголок земли” – уменьшительная форма слова выражает особую близость к этой земле. Слово “ушло” говорит о невозвратимости этих лет. “Объемлет живо”– охватывает, переполняет

воспоминаниями.

Эпитет “опальный” (находящийся в немилости власти) перекликается по смыслу со словом “изгнанник” “Младая роща” – олицетворение вечного обновления природы, вечное движение жизни. Много слов литературной речи, но есть и разговорная “вечор”, “сиживая”.

“дозор” – в контексте

“присмотр”

Различные временные формы глагола передают связь между прошлым, настоящим и будущим, помогают раскрыть поэту очередной жизненный этап. Частица “вот” указывает на действие, протекающее в настоящем. Глагольные формы прошедшего времени рождают в нашем воображении представление о действиях героя, завершённых, исчезнувших. Глагол наст вр. “бегут” переносит весь план “рассказа” к моменту совершающегося действия.

Глаголы “ увижу”,

“ услышит”, “пройдет” отмечают идею желаемого результата. “Вновь” – настраивает читателя на волну воспоминаний. Начиная свои размышления с этого слова, поэт словно пытается вызвать новый прилив вдохновения

По структуре предложения делятся на части. “Тот уголок земли, /

“Тот уголок земли, где я провёл

Изгнанником два года незаметных”

Кажется, что речь Пушкина свободно льется со строчки на строчку, не стесняемая рамками стихосложения. Первый укороченный стих “Вновь я посетил…” еще более усиливает это впечатление. Инверсия “нив златых”, “ пажитей зеленых” – один из способов замедлить чтение, побуждая читателя вникнуть в глубинный смысл текста. Слова не просто перенесены, а поставлены в начало и конец стиха.

5. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности.

Учитель: Обобщим наблюдения, составив связное высказывание по плану. Речевые опоры помогут оформить ваши размышления.

Пункты плана

Примерные речевые конструкции

2 Историко-биографический материал

В стихотворении “Вновь я посетил.” Пушкин подводит итог…

3. Ведущая тема стихотворения

В лирическом произведении переданы …

4Настроение стихотворения

Настроение меняется на протяжении…

5. Композиция

– Как построено стихотворение? – На какие части можно его разделить

– О чем каждая часть?

– Какие картины вам представляются?

– Как звучит стихотворение?

Стихотворение можно разделить на…части…

Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…

Строки рисуют…

Мне видится…

6. Каким мне представляется лирический герой?

Лирический герой этого стихотворения представляется мне…

Основная мысль стихотворения…

Идея лирического произведения…

Учащиеся готовят устное высказывание по предложенному плану

6. Этап обобщения знаний и способов деятельности.

Учитель: таким образом, проанализировав стихотворение “Вновь я посетил..:”, теперь, когда рассмотрены средства, с помощью которых лирический герой передает свои чувства, сделайте вывод о том, что в лирическом произведении Пушкина заложен философский смысл.

Модельный ответ

В жизни лирического героя много переменилось, переменился и он, покорный общему закону. “Общий закон” – это вечное обновление и торжество жизни. Михайловское встает перед поэтом как свидетельство об “общем законе” развития жизни. Этот философский смысл и заложен в стихотворении.(7 слайд)

7. Этап рефлексии.

– Помог ли анализ лирического произведения понять философский смысл стихотворения?

Продолжите фразы:

В результате работы на уроке нам открылись
Три самых важных чувства…
Три самых важных действия…
Три самых важных качества…

Задайте себе вопросы:

– Чему я научился на уроке?
– Каких целей добился?
– Чему можно было научиться ещё?

8. Домашнее задание.

Письменное размышление “Что я думаю, читая стихотворение “Вновь я посетил…”

Вариант письменного размышления.

“Что я думаю, читая стихотворение “Вновь я посетил…”

Читаю стихотворение Пушкина, и вновь со мною поэт говорит, ненавязчиво приглашая посетить с ним любимый “уголок земли”, село Михайловское, колорит которого поэт создает с документальной точностью, во всей конкретной неповторимости: “опальный домик”, “озеро с отлогими берегами”, “ холм лесистый”, заветные “ три сосны”, “младая зеленая роща”.

Вспоминая няню, поэт не забывает сказать о рыбаке, что “тянет за собой убогий невод”.

Читая все это, я чувствую, как бесконечно мило все Пушкину в этом “уголке земли” Как хорошо, что в тяжёлые годы ссылки он ощутил полноту жизни с её радостями, горестями, грустью, тоской, одиночеством и теплом общения с близким человеком. Отсюда эпитет к этим годам – “незаметный”, а также необыкновенное признание:

Минувшее меня объемлет живо…

Глагол “объемлет” как нельзя лучше дает понять внутреннее состояние поэта.

И от мыслей об этом незабвенном уголке Пушкин естественно и незаметно переходит к раздумьям о земной жизни вообще, о смысле человеческого бытия, о будущих поколениях, которым суждено воспринять и почувствовать ту же полноту и сложность жизни.

Читая стихотворение, вбираешь в себя все мотивы пушкинской лирики: любовь к земному, светлую грусть от сознания быстротечности человеческой жизни, мудрую веру в бесконечность смены поколений, торжествующей над разрушением и тленом.

Стихотворение, написанное более удобным для разговорной интонации пятистопным ямбом, насыщено большой философской мыслью: надо верить в вечное развитие и прогресс человечества.

Таков итог Пушкина – поэта, таков и мой итог после чтения стихотворения “Вновь я посетил...”

И, наверное, я не ошибусь, если скажу, что Пушкин чувствовал себя не только лириком, но и летописцем человеческой жизни.

Стихотворение написано Пушкиным 26 сентября 1835 года в Михайловском, где он провел сентябрь и первую половину октября. В стихотворении поэт подводит итоги своих раздумий о смысле жизни, о своей судьбе. Оно написано в тяжелое для поэта время. Тягостное и двусмысленное положение при дворе усугублялось пожалованием камер-юнкерского звания, унизительного в его возрасте. Растущие долги, конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить поэту его духовного превосходства, - все сужало круг жизненного пространства поэта. Поездка в Михайловское была попыткой вырваться из замкнутого круга столичной жизни, передохнуть от суеты. Пребывание в Михайловском вызвало волну воспоминаний о прошлом и раздумья о будущем:

…Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных.

Отточие перед первой строкой как бы вводит читателя в продолжение каких-то размышлений автора. Уменьшительная форма слова «уголок» выражает особую близость к этой земле. Слово «изгнанником» точно характеризует положение ссыльного поэта:

Уж десять лет ушло с тех пор – и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я – но здесь опять

Минувшее меня объемлет живо,

И, кажется, вечор еще бродил

Я в этих рощах.

Слово «ушло» - о невозвратимости этих лет. Повторение слов «переменилось», «переменился я» с лаконизмом говорит, что жизненные обстоятельства сказываются на судьбе человека, изменяют его физически и духовно.

Прошлое с такой ощутимой ясностью («живо») предстает в памяти поэта, что оно стало явью. Кажется, как будто все происходило вчера.

Сыновним чувством проникнуты строки о няне. Сколько боли в словах «уже старушки нет»! Поэт никогда не услышит «шагов ее тяжелых…» Определение «тяжелых» - это о старушечьей походке, когда требуются усилия для передвижения.

Вслед за воспоминаниями о няне – обращение к природе Михайловского, к которой по-прежнему влечет поэта:

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим – и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны…

Поэтичны строки:

Меж нив златых и пажитей зеленых

Оно, синея, стелется широко…

Здесь и инверсии («нив зеленых», «пажитей зеленых»), и аллитерация: «синея стелется широко».

Отдельными штрихами поэт воссоздал бедность края: «убогий невод рыбака», «скривившаяся от времени мельница», да и сам домик, где жил и трудился поэт, не похож на барские хоромы.

Особенно дороги поэту три сосны «на границе Владений дедовских». Шумом вершин они некогда приветствовали его, проезжающего мимо них. За прошедшие годы произошли разительные перемены:

…около корней их устарелых

(Где некогда все было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья; кусты теснятся

Под сенью их, как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему все пусто.

Природа одухотворена. Молодая поросль сосен названа «зеленой семьей», «кусты теснятся Под сенью» старых деревьев, «как дети». А вблизи стоящая одинокая сосна уподоблена угрюмому холостяку, лишенному потомства. Вокруг этой сосны – «по-прежнему все пусто».

Младая роща – олицетворение вечного обновления природы. И поэт убежден: будущее за молодым, растущим. И хотя он уже не увидит «могучий поздний возраст» сосен, но внук его услышит их «приветный шум, когда С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо» них.

Сам поэт всегда испытывал эту радость общения с друзьями, когда он обогащал их своими мыслями, да и они в долгу не оставались.

Преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли – таковы законы бытия. И Пушкин приветствует новые поколения афористичной фразой:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое!

Обращение поэта к молодому поколению проникнуто доброжелательностью и верой в его будущее.

По форме стихотворение представляет собой лирический фрагмент, что подчеркнуто начальным отточием, написано белым стихом. Отказ от рифмы вызван стремлением к ясности и простое, способствует перенесению центра тяжести на смысловую роль ритма, подчеркивает выразительность каждого слова. Синтаксические переносы делают интонацию естественной и подчеркивают непрерывность смысловых связей, не ограниченных рифмой. Композиционно стихотворение делится на три части.

1 – вступительная часть – приезд в Михайловское и оживленное воспоминание. Начало – словно продолжение после паузы доверительного разговора о жизни с читателем-другом.

2 – центральная часть (от слов: «И, кажется, вечор еще бродил»). Благодарная память о няне и нежная признательность за ее заботу. Затем, пейзаж Михайловского – вид с лесистого холма. Точное, будничное описание подчеркивает мирный, бедный характер края. Центральная картина – любимые поэтом сосны.

Стихотворение, в котором нарисован прекрасный в своей простоте пейзаж Михайловского, звучит гимном всепобеждающей жизни, проникнуто верой в разумность всего существующего. Написанный в тяжелейшую полосу жизни Пушкина, его светлый монолог обращен к будущим поколениям.

Интонации пушкинского стиха оказались способными вместить все оттенки эмоций, которые сейчас усложненный человек вкладывает в поэтическое произведение. Вот почему мы повторяем сегодня как живое и непосредственно нас касающееся:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое!

Стихотворение «Вновь я посетил…» датировано 26 сентября 1835 года, но работал над ним поэт несколько дней, о чем свидетельствуют многочисленные черновики. Произведение создавалось в сложный, переломный момент жизни Пушкина . Он приехал в Михайловское спустя десять лет. Здесь поэт надеялся отдохнуть от светской суеты, сплетен, обдумать планы на дальнейшую жизнь. Он всерьез задумывался о том, чтобы оставить шумную столицу и поселиться в Михайловском, посвятив всего себя литературному творчеству.

Произведение можно отнести к жанру философской лирики. Здесь описаны воспоминания поэта, его размышления о жизни и смерти, смене поколений, опыте прожитых лет. Стихотворение не поделено на строфы, но в нем можно выделить три смысловые части.

Вначале автор признается, что молодость прошла и следует подвести первые жизненные итоги. Вторая часть произведения посвящена воспоминаниям о днях, которые поэт провел в этих местах. Пушкин описывает «опальный домик» , где жил с няней Ариной Родионовной, грустит о том, что «уже старушки нет» .

Перед лирическим героем предстают знакомые пейзажи. Он видит холм, на вершине которого любил сидеть и смотреть на синеющее внизу озеро. Глядя на его волны, поэт грезил о счастливых днях, проведенных на море. Затем герой любуется старыми соснами, мимо которых он часто проезжал верхом. В этих картинах Пушкин четко обозначает три периода, связанные с Михайловским: детство, юношество и взрослую жизнь.

В третьей части стихотворения герой пытается заглянуть в будущее, приветствует новые поколения. Он видит молодую поросль у подножия старых сосен и обращается к ним со словами, которые потом станут крылатыми: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» Образ молодых деревьев служит иллюстрацией к неизменному закону жизни: одно поколение всегда сменяет другое. Прежде под соснами было «пусто, голо» , а теперь – «младая роща разрослась» . Со временем она перерастет своих прародителей. Со светлой грустью говорит Пушкин о том, что свидетелем преобразований будет его внук, который вспомнит о своем знаменитом предке.

В поэтическом монологе «Вновь я посетил…» лирического героя невозможно отделить от автора. Читатель прекрасно понимает, что в этих строчках отражены сокровенные мысли Пушкина. Но этот факт не снижает философского звучания стихотворения. В представлении поэта старость естественна и прекрасна, поскольку с годами к человеку приходит мудрость.

Сюжет произведения раскрывается как бы с двух сторон: через картины природы и размышления лирического героя. Такой подход помог Пушкину отобразить неразрывную связь прошлого и будущего, единство природы и человека в бесконечном круговороте времени.

Для своей элегии поэт избрал простой, но торжественный пятистопный ямб без рифм. Их отсутствие выводит на первый план интонацию. В стихотворении много психологических пауз и дефисов. Основное смысловое слово всегда стоит в конце строки. Такая ритмика создает эффект разговорной речи и размышлений. Есть также ощущение, что монолог в любой момент может прерваться. Поэт как бы подчеркивает бренность человеческой жизни, которая может в любой момент оборваться. Усиливают это ощущение многоточия.

Близость к разговорной речи потребовала от Пушкина экономно использовать выразительные средства. В произведении из 58 строк эпитетов немного, но они всегда кстати: «два года незаметных» , «опальный домик» , «холм лесистый» , «нив златых» , «неведомые воды» , «унылый невод» , «зеленая семья» , «знакомый шорох» . Автор легко и естественно перемежает разговорную лексику (сиживал, вечор ) с книжной (под сенью, мрак, объемлет ) и поэтическими штампами (младая, главу, златых, брегам ).

В описании сосен важную роль играют сравнения и олицетворения «угрюмый их товарищ, как старый холостяк» . В этом же эпизоде есть красивая аллитерация : «шумом шорох их вершин» . Повторение шипящих воспроизводит и звук шаркающих старческих шагов при воспоминании о няне: «не слышу я шагов ее тяжелых» .

При жизни Пушкина стихотворение «Вновь я посетил…» не печаталось. Оно было опубликовано в 1837 году в журнале «Современник» и быстро стало академическим. Размышления поэта о вечном круговороте времени созвучны всем поколениям.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина