Джавахарлал неру автобиография.  А.В.Горев, В.М

(1889 – 1964 гг.)

Джавахарлал Неру родился 14 ноября 1889 года в семье, принадлежащей к высшей индуистской касте брахманов. Его отец – Молила Неру получил прекрасное образование, руководил своей адвокатской конторой, держал скаковых лошадей и владел фешенебельным домом с электрическим светом, бассейном, теннисным кортом и полем для крикета, что для Индии тех времен было верхом роскоши. Молила назвал его «Обитель радости» и часто принимал там гостей, среди которых была не только местная интеллигенция, но и англичане, уважавшие хозяина. Семью обслуживало несколько человек, так что жизнь будущего премьер-министра Индии протекала в безоблачной атмосфере.

В 1905-1912 годах Джавахарлал отправился учиться в престижную английскую школу Харроу, которую, в свое время, закончил Уинстон Черчилль, а затем продолжил образование в Кембриджском университете. Но, входя в число «золотой молодежи», Неру думал не только о развлечениях. Воспитанный в семье, где категорически осуждались кастовые различия, он все чаще задумывался о печальной судьбе своей родины – огромной страны, вынужденной служить придатком далекой метрополии. Он прекрасно осознавал экономическую отсталость Индии, которой двести лет командовали иноземцы. Результатом грустных мыслей стало вступление молодого человека в 1912 году в партию Индийский национальный конгресс (ИНК).

Закончив образование Неру возвратился домой, поступил в адвокатскую контору отца и начал активную политическую жизнь.

После Первой мировой войны в Индии поднялась волна сопротивления, которую возглавил Махатма Ганди. Среди его ближайшего окружения появился молодой адвокат Джавахарлал Неру, которого Отец нации считал своим другом и преемником.

Протесты против засилья англичан приняли форму ненасильственного сопротивления, согласно теории, разработанной Ганди. Люди отказывались сотрудничать с колониальными властями в любой форме, будь то работа на предприятии, где хозяин – англичанин, или покупка английских товаров. По всей стране запылали костры, на которых сжигались вещи, произведенные за границей.

Неру трудился как одержимый. Бывало, что он выступал на двенадцати митингах в день. В то время он был самым популярным членом Национального конгресса. На его выступления собирались гигантские толпы народа, который дал ему прозвище «Жемчужина Индии».

Джавахарлала во всем поддерживала семья. Его отец Матилал подарил свой дом партии, сестры сменили роскошные наряды на простую одежду, жена вместе со свекровью организовывала массовые демонстрации в родном Аллахабаде, и даже совсем юная дочь Индира (будущая любимица всего народа Индира Ганди) сожгла любимую куклу, сделанную во Франции.

В 1921 году Неру впервые арестовали за антианглийскую агитацию, а всего за свою жизнь он отсидел в тюрьме около десяти лет.

Радикальные взгляды Неру и его активная жизненная позиция способствовали выдвижению его на роль одного из лидеров левого крыла ИНК. С 1923 года он не раз избирался секретарем Исполкома, а затем генеральным секретарем партии.

В 1927 году Неру участвовал в Конгрессе угнетенных народов в Брюсселе, затем активно сотрудничал с созданной на этом конгрессе Антиимпериалистической лигой.

В 1946 году Неру вошел во временное правительство Индии в качестве вице-премьера (премьер-министром считался вице-король лорд Маунтбаттен) и министра иностранных дел. Руководил работой Межазиатской конференции в Дели.

В 1947 году по плану Маунтбаттена Индия получила независимость, но при этом была разделена на индуистский Индийский Союз и мусульманский Пакистан. С этого момента и до самой смерти Неру бессменно занимал пост премьер-министра и министра иностранных дел.

Раздел страны проходил «по живому»: погибло много народа, огромные массы населения снимались со своих мест, чтобы переехать в другую страну, разрушились десятилетиями налаживаемые экономические и культурные связи. Неру делал все возможное, чтобы наладить мирную жизнь, но вскоре случилось непоправимое: индуистский религиозный фанатик убил Махатму Ганди, который призывал сограждан к веротерпимости. Гибель друга потрясла Неру и показала всю хрупкость достигнутого мира.

В это трудное время и особенно после смерти Сталина Индии очень помогал огромными кредитами Советский Союз, где начался «индийский бум»: один за другим на экраны выходили индийские мелодрамы, где блистал Радж Капур, в газетах печатались новости из этой далекой экзотической страны. Когда Неру в 1955 году приехал в Москву, полгорода высыпало ему навстречу. Люди махали руками, дарили цветы, радостно улыбались… Так не встречали ни одного политика ни до, ни после индийского гостя.

В апреле 1958 года Неру выразил желание временно отойти от дел, чтобы «собраться с мыслями», однако отказался от своих планов и остался на посту премьер-министра.

В 1962 году пограничный спор Индии с Китаем едва не привел к большой войне, одним из поводов к которой послужило предоставление индийским правительством убежища далай-ламе, который бежал из Тибета после захвата его китайскими войсками. Стороннику ненасильственных действий пришлось занять жесткую позицию и заявить, что Индия готова оказать отпор агрессору.

В последние годы жизни Джавахарлала Неру ему оказывала огромную помощь его дочь – Индира Ганди, к тому времени успевшая выйти замуж за однофамильца его погибшего друга. Кстати, ее замужество вызвало в обществе скандал, потому что ее супругом стал парс, а не индус, но Неру поддержал свою дочь.

Умер Неру в Нью-Дели 27 мая 1964 года, завещав придать его прах земле. Народ Индии выполнил последнюю волю своего любимца. После кремации, его прах был развеян с самолетов над страной, которой он отдал всю свою жизнь.

Среди его книг – «Взгляд на мировую историю», «Автобиография», «К свободе» и «Открытие Индии».

Цитаты из Джавахарлала Неру:

«Война является отрицанием истины и гуманности. Дело не только в убийстве людей, ибо человек должен так или иначе умереть, а в сознательном и упорном распространении ненависти и лжи, которые мало-помалу прививаются людям».

«О свободе надо судить по степени свободы самых низших».

«Человек, старающийся прикрыть свою слабость громкими фразами и благородными принципами, невольно вызывает подозрение».

1-й Министр иностранных дел Индии 15 августа 1947 года - 27 мая 1964 года Предшественник Должность учреждена Преемник Гулзарилал Нанда (и.о.)
Лал Бахадур Шастри Вероисповедание индуизм Рождение 14 ноября (1889-11-14 )
Аллахабад , Британская Индия Смерть 27 мая (1964-05-27 ) (74 года)
Нью-Дели Место погребения Род Династия Неру-Ганди Отец Мотилал Неру (1861-1931) Мать Сваруп Рани (1863-1954) Супруга Камала Неру (1899-1936) Дети дочь: Индира (1917-1984) Партия ИНК Образование Кембриджский университет Профессия Юрист Автограф

Награды Джавахарлал Неру на Викискладе

Молодёжный лидер

Одновременно Неру стал одним из активистов ИНК , боровшегося за независимость Индии ненасильственными средствами . На родную землю он смотрел глазами человека, получившего европейское образование и глубоко усвоившего западную культуру. Знакомство с учением Ганди помогло вернуться на родную почву и синтезировать европейские идеи с индийской традицией. Неру, как и другие лидеры ИНК, исповедовал доктрину Махатмы Ганди . Колониальные власти Великобритании неоднократно бросали Неру в тюрьмы, где он провёл в общей сложности около 10 лет. Неру принял активное участие в инициированной Ганди кампании несотрудничества с колониальными властями, а затем - в кампании бойкота британских товаров.

Председатель ИНК

В 1938 году численность партии возросла до 5 млн человек, увеличившись более чем в 10 раз. Но к тому времени обозначился раскол между индуистами и мусульманами . Партия последних - Всеиндийская мусульманская лига - стала выступать за создание независимого исламского государства Пакистан - «страны чистых». В 1936 году , после выхода из тюрьмы, выступая на сессии Конгресса в Лакхнау , Неру заявил:

Я уверен, что единственный ключ к решению проблем, стоящих перед миром и перед Индией, - социализм. Когда я произношу это слово, я вкладываю в него не расплывчивый гуманистический смысл, а точное научно-экономическое содержание… Я не вижу иного пути уничтожения безработицы, деградации и зависимости индийского народа, кроме социализма. Для этого необходимы широкие революционные преобразования в нашем политическом и общественном строе, уничтожение богатых в сельском хозяйстве и промышленности… Это означает ликвидацию частной собственности (за небольшим исключением) и замену теперешней системы, основанной на погоне за прибылью, высшим идеалом кооперативного производства…

Первый премьер-министр Индии

24 августа 1946 года Неру стал вице-премьером Временного правительства Индии - Исполнительного совета при вице-короле Индии, а в июне 1947 года - первым главой правительства и министром иностранных дел и обороны независимой Индии. В июле 1947 года Всеиндийский комитет ИНК большинством голосов принял британское предложение о разделе Индии на два государства - Индийский Союз и Пакистан . 15 августа 1947 года Неру впервые поднял флаг независимой Индии над Красным фортом в Дели . В ночь с 14 на 15 августа Джавахарлал Неру сказал, что:

Когда часы пробьют полночь и весь мир погрузится в сон, Индия проснется к жизни и свободе, в этот торжественный момент мы клянемся посвятить себя служению Индии, её народу и, что еще важнее, великому делу служения всему человечеству. Мы полностью выстрадали нашу свободу, сердца наши до сих пор хранят боль этих страданий. Тем не менее с прошлым покончено, и сейчас все наши помыслы направлены только в будущее. Но будущее это будет нелегким. Служение Индии означает служение миллионам страждущих и несчастных. Оно означает стремление положить конец вековой нищете, болезням и неравным возможностям. Мы должны построить новый величественный дом свободной Индии - дом, в котором смогут жить все её дети.

В феврале 1948 года Индию покинули последние контингенты британских войск. В 1947-1948 годах прошла война между Индией и Пакистаном из-за Кашмира . В результате треть спорного штата оказалась под контролем Пакистана, а основная часть была включена в состав Индии.

Большинство индуистского населения доверяло ИНК. На выборах 1947 года соратники Неру завоевали 86 % всех мест в парламенте. Неру удалось добиться присоединения к Индийскому Союзу почти всех индийских княжеств, 555 из 601. В 1954 году к Индии были присоединены французские, а в 1962 году - португальские анклавы на побережье.

В январе 1950 года по инициативе Неру Индия была провозглашена светской и демократической республикой . Конституция Индии включала в себя гарантии основных демократических свобод и запрет дискриминации по признакам религии, национальности или касты . Система правления была президентско-парламентской, но основная власть принадлежала премьер-министру, избираемому парламентом. Парламент стал двухпалатным, состоявшим из народной палаты и совета штатов. 28 штатов получили широкую внутреннюю автономию, право на собственное законодательство и полицию, регулирование экономической деятельности. В дальнейшем число штатов возросло, так как было создано несколько новых штатов по национальному признаку. В ноябре 1956 года было создано 14 новых штатов и 6 союзных территорий. Все они, в отличие от старых штатов, были более или менее однородны в этническом отношении. Было введено всеобщее, прямое, равное и тайное голосование всех граждан, начиная с возраста в 21 год, и мажоритарная система представительства.

Внутренняя политика. Реформы в экономике и социальной сфере

Во внутренней политике Неру стремился примирить все народы Индии и индуистов с мусульманами и сикхами , враждующие политические партии, а в экономике - принципы планирования и рыночной экономики. Он избегал радикальных решений, и ему удавалось сохранять единство правой, левой и центристской фракций Конгресса, сохраняя в своей политике баланс между ними. Неру предупреждал народ:

Нельзя забывать, что бедность невозможно сразу превратить в богатство посредством какого-либо волшебства, применив социалистический или капиталистический метод. Единственный путь лежит через напряжённую работу, улучшение производительности труда и организации справедливого распределения продуктов. Это длительный и тяжёлый процесс. В слабо развитой стране капиталистический метод не предоставляет таких возможностей. Только с помощью планового социалистического подхода можно достичь непрерывного прогресса, хотя на это потребуется время.

Он также подчёркивал своё стремление сгладить социальные и классовые противоречия:

Не сбрасывая со счетов классовые противоречия, мы хотим решить эту проблему мирным путём на основе сотрудничества. Мы стремимся к сглаживанию, а не к обострению классовых конфликтов, и стараемся привлечь людей на свою сторону, а не грозим им борьбой и уничтожением… Теория классовых конфликтов и войн устарела и стала слишком опасной в наше время.

Неру провозгласил курс на создание в Индии общества «социалистического образца», что означало преимущественное внимание развитию государственного сектора экономики, поддержка мелкого предпринимательства, стремление создать общенациональную систему социального страхования. На первых всеобщих выборах, проведённых в 1951-1952 годах, Конгресс получил 44,5 % голосов и более 74 % мест в народной палате. В то же время Неру был сторонником укрепления государственного сектора экономики. В резолюции о промышленной политике, которую Неру огласил на Учредительном собрании в апреле 1948 года, предусматривалось установить монополию государства в области производства вооружений, атомной энергии и железно-дорожного транспорта. В ряде отраслей, в том числе самолётостроении и некоторых других видов машиностроения, нефтяной и угольной промышленности, чёрной металлургии, государство оставляло за собой исключительное право на строительство новых предприятий. 17 важнейших отраслей промышленности были объявлены объектами государственного регулирования. В 1948 году был национализирован Резервный банк Индии, а в 1949 году был установлен государственный контроль за деятельностью частных банков. В 1950-е годы Неру осуществил отмену прежних феодальных повинностей в аграрном секторе. Помещикам было запрещено сгонять арендаторов с земли. Были также ограничены размеры помещичьего землевладения. На вторых всеобщих выборах в 1957 году ИНК во главе с Неру вновь одержал победу, сохранив абсолютное большинство в парламенте. Количество поданных за ИНК голосов возросло до 48 %. На следующих выборах в 1962 году партия Неру потеряла 3 % голосов, но, благодаря мажоритарной системе, сохранила контроль над парламентом в Дели и правительствами большинства штатов.

Внешняя политика

Неру, пользовавшийся большим авторитетом в мире, стал одним из авторов политики неприсоединения к политическим блокам. Ещё в 1948 году на съезде ИНК в Джайпуре были сформулированы основные принципы внешней политики Индии: антиколониализм, сохранение мира и нейтралитета, неучастие в военно-политических блоках. Одним из первых правительство Неру признало Китайскую Народную Республику , что, однако, не предотвратило острых пограничных конфликтов с Китаем из-за Тибета в 1959 и в 1962 годах. Неудачи индийской армии в начальной стадии конфликта 1962 года привели к нарастанию критики правительства Неру внутри страны и к отставке членов правительства, принадлежащих к левой фракции ИНК. Но Неру удалось сохранить единство партии.

Важным направлением внешней политики правительства Неру 1950 - начале 1960-х гг. была ликвидация колониальных анклавов европейских государств на Индостанском полуострове. В 1954 году, после переговоров с французским правительством, в состав Индии были включены территории т. н. Французской Индии (Пондишерри и др.). В 1961 году после непродолжительной силовой операции индийские войска заняли португальские колонии на полуострове - Гоа, Даман и Диу (их присоединение к Индии было признано Португалией в 1974 году).

Осенью 1949 года Неру посетил США . Этот визит способствовал установлению дружественных отношений, активному приходу в Индию американского капитала, развитию торгово-экономических связей. США видели в Индии противовес коммунистическому Китаю. В начале 1950-х годов был подписан ряд соглашений с США об экономической и технической помощи. Однако Неру отверг американское предложение о военной помощи в ходе индийско-китайского вооружённого конфликта 1962 года, предпочтя сохранить приверженность политике нейтралитета. В то же время он ясно очертил границы индийского нейтралитета:

Когда под угрозой находится свобода и справедливость, когда совершается агрессия, мы не можем быть и не будем нейтральными

Он принимал экономическую помощь от СССР , но не стал советским союзником, а выступал за мирное существование государств с различным общественным строем. В 1954 году он выдвинул 5 принципов мирного сосуществования (панча шила), на основе которых год спустя возникло Движение неприсоединения . Эти принципы были впервые отражены в индийско-китайском соглашении о Тибете, по которому Индия признавала включение этой территории в состав КНР. Принципы панча шилы предусматривали: взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, соблюдение принципов равенства и взаимной выгоды сторон, мирное сосуществование. В 1955 году Неру нанёс визит в Москву и сблизился с Советским Союзом, в котором видел мощный противовес Китаю. В Советском Союзе Неру посетил Сталинград, Ялту, Алтай, Тбилиси, Ташкент, Самарканд, Магнитогорск и Свердловск. В Свердловске (ныне - Екатеринбург) Неру с дочерью Индирой Ганди встречали тысячи простых горожан - индийский премьер был поражен таким радушием. В этом городе он посетил крупнейший завод «

» является частью «Махабхараты », одним из эпизодов обширной драмы. Но она стоит особняком и представляет собой законченное произведение. ...Ее популярность и влияние не уменьшились со времени ее создания в добуддийскую эпоху, и сейчас в Индии ее притягательная сила так же велика, как и прежде. Все школы мышления и философии обращаются к ней и толкуют ее каждая по-своему. В период кризиса, когда разум человека мучат сомнения и терзают противоречивые обязанности, он все более обращается к «Гите» в поисках света и руководства, ибо это - поэма, созданная в эпоху политического и социального кризиса и, более того, кризиса человеческого духа.
...«Гита» касается главным образом духовной основы человеческого существования, и именно в этом контексте предстают практические проблемы повседневной жизни. Это призыв к действию, для того чтобы выполнить обязанности и долг, налагаемые жизнью, всегда имея, однако, в виду духовную основу и более широкую цель вселенной. Бездействие осуждается, а действие и жизнь должны соответствовать высшим идеалам эпохи, ибо сами эти идеалы могут меняться от одной эпохи к другой...
Поскольку для современной Индии весьма характерно чувство глубокого разочарования и она пострадала от излишнего квиетизма, этот призыв к действию обладает особой притягательной силой. Это действие можно также истолковать с современных позицийкак действие в интересах улучшения социальных условий и практического, бескорыстного, патриотического и благородного служения обществу. Согласно «Гите», такое действие желательно, но в нем должен содержаться духовный идеал. Кроме того, действие должно совершаться в духе отрешенности и не следует особенно беспокоиться о его результатах. Закон причины и следствия сохраняет свою силу при всех обстоятельствах, поэтому правильное действие должно неизбежно дать правильные результаты, хотя они, возможно, и не скажутся сразу.
Сказание «Гиты» не является сектантским по своему содержанию и не адресуется какой-либо одной школе мышления. Она универсальна в своем подходе ко всем: и к брахману и к парии. «Все пути ведут ко Мне», - гласит она. Именно в силу этой универсальности она пользуется успехом у всех классов и школ. В ней есть нечто нестареющее и способное постоянно обновляться - некое внутреннее качество, состоящее в способности к серьезному исследованию и исканиям, к созерцанию и действию, устойчивости и равновесию, несмотря на конфликты и противоречия. Во всем этом имеется какая-то уравновешенность и единство среди неравенства, и вся она проникнута духом превосходства над меняющимся окружением, но не уходит от него, а приспосабливается к нему. В течение 2500 лет, истекших со времени ее написания, природа индийца неоднократно подвергалась процессам изменения, развития и упадка. Опыт сменялся опытом, мысль следовала за мыслью, но она всегда находила в «Гите» что-то живое, что-то отвечавшее развитию мышления, что-то свежее и применимое к тем духовным проблемам, над разрешением которых бьется разум.

Джавахарлал Неру – политический деятель мирового масштаба, премьер-министр Индии, соратник М. Ганди , министр иностранных дел, лидер индийского национального освободительного движения (левого крыла). Его дочь Индира Ганди и внук Раджив Ганди были премьер-министрами Индии (третьим и шестым соответственно).

Родился в Аллахабаде 14 ноября 1889 г. Его отцом был известный адвокат Мотилал Неру, который стал одним из первых индийских политических деятелей. Джавахарлал Неру получил домашнее образование, продолжил обучение в Харроу, а также в Кембриджском Университете (Тринити-колледже). По завершении образования вернулся на родину, работал юристом.

В 1916 г. состоялось его знакомство с Мохандасом Ганди, и эта встреча сыграла немаловажную роль в его биографии. Впоследствии Неру превратился в его ближайшего соратника, пользовавшегося теми же методами в борьбе за независимость Индии от британских властей (ненасильственное сопротивление). Неру стал членом Индийского национального конгресса (ИНК); наставничество Ганди помогло ему выдвинуться на пост генерального секретаря ИНК, который он занимал на протяжении 1923-1925 гг.; в тот же период он был и сопредседателем Аллахабадского муниципалитета.

В 1929 г. Дж. Неру был провозглашен лозунг о независимости своей страны, еще через два года на съезде партии в Караги он стал во главе создания всеиндийской программы по развитию в социальной и экономической сферах. В 1930-ых гг. был среди тех, кто занимал резко негативную позицию по отношению к милитаризму и фашизму. За период до 1947 г. ему пришлось в общей сложности более десятка лет провести в тюремных застенках.

С 15 августа 1947 г., после того, как его страна стала независимой, он занял пост премьера-министра Индии, и первым государственным деятелем на этой должности он пробыл до самой смерти. Остался Неру на этом посту и в результате первых всеиндийских выборов (1951-1952), по итогам которых Индийский национальный конгресс вернулся к власти.

Джавахарлала Неру неслучайно называли строителем новой Индии, ведь именно ему принадлежала заслуга разработки главных принципов становления и развития государства, его как внутренней, так и внешней политики. Они получили известность как «курс Неру». Первый премьер-министр придерживался позиции, что государство должно активно вмешиваться в национальную экономику, но при этом не недооценивал значения для социального и экономического развития страны частной инициативы, считая ее главным двигателем и стимулом. Под его началом индийское правительство провело ряд масштабных мероприятий, направленных на ликвидацию отсталости населения и страны в целом. Экономика Индии развивалась по разработанными под руководством Неру планам на пятилетки, которые были реализованы на протяжении 1951-1966 гг.

В апреле 1954 г. индийский руководитель провозгласил «панчашилу» - так назывались пять принципов, на которых основывалось мирное сосуществование разных социальных систем. Индия выбрала для себя курс позитивного нейтралитета, который предусматривал независимость страны в равной степени от восточного и западного блока. В то же время Неру был сторонником активного развития дружеских отношений с Советским Союзом. Индийский лидер был участником трехсторонних консультаций вместе с Иосипом Броз Тито и Гамалом Абдель Насером, после которых возникло Движение неприсоединения, куда вошли страны, чья экономика кардинально отличалась от советской и капиталистической модели.

Вторая мировая война стала переломным моментом в истории человечества. Кроме всего прочего, она повлекла за собой и распад колониальной системы. На фоне декларативного единения народов в борьбе за свою свободу встал вопрос не только о свободе от экспансии фашизма, но и о свободе стран третьего мира от своих многовековых угнетателей - колониальных держав, только что с помпой отметивших победу над Третьим рейхом.

Война еще продолжалась, когда в Индии начался новый виток национально-освободительной войны. В августе 1942 г. ИНК обратился к английским властям с требованием немедленно предоставить Индии независимость, дать возможность сформировать национальное правительство. Великобритания отвергла эти требования. Тогда под руководством Махатмы Ганди началась новая «сатьяграха» под лозунгом «Вон из Индии!». Ганди доказывал, что только сами индийцы в состоянии организовать достойный отпор японским агрессорам. В 1943–1944 гг. лидер освободительного движения в очередной раз находился в тюрьме. В камере умерла и его жена - Кастурбай.

В феврале 1946 г. восстали индийские моряки, которыми руководили одновременно ИНК, Мусульманская лига и компартия. Ганди не поддержал этого восстания, поскольку оно противоречило его принципам ненасильственной борьбы.

В августе 1946 г. лидер левого крыла ИНК Джавахарлал Неру получил от британцев предложение сформировать правительство Индии. 2 сентября временное правительство было сформировано, а Неру стал вице-президентом при вице-короле Уэйвелле.

Назначение Неру вызвало резкое недовольство Мусульманской лиги. Начались столкновения индуистов и мусульман. Последние выдвинули лозунг образования на части территории колонии нового исламского государства - Пакистана. Махатма Ганди лично наблюдал за ужасной резней между приверженцами двух религий в центре Западной Бенгалии - Калькутте. Осенью он путешествовал по Восточной Бенгалии и провинции Бихар, пытался убедить мусульман и индуистов прекратить вражду. Ганди был против образования отдельного государства, видя в этом источник еще большей эскалации напряженности.

Но акция Ганди не остановила розни. 9 декабря Мусульманская лига бойкотировала работу Конституционной ассамблеи Индии, которая обсуждала вопрос о независимости. 23 марта 1947 г. не справившийся с ситуацией Уэйвелл ушел в отставку. На его место был назначен лорд Маунтбаттен, который после консультаций с лидерами местных политических движений заявил, что индийские области, заселенные преимущественно мусульманами, должны быть объединены в независимое государство. Вице-король пригласил на переговоры Махатму Ганди и изложил ему свое видение проблемы. И в конце концов Ганди как неизбежное принял решение о разделении на два государства.


3 июня 1947 г. английское правительство опубликовало декларацию, в которой речь шла об осуществлении плана Маунтбаттена. Индия получала независимость и делилась на два государства, каждое - с правами доминиона. 15 августа 1947 г. состоялась сессия Всеиндийского комитета Национального Конгресса. На ней решение о разделе было поддержано. Пост премьер-министра Индии достался Неру. Мухаммед Али Джиннах (лидер Мусульманской лиги) стал вице-королем, а Лайкват Ати-хан - премьер-министром Пакистана.

Однако разделение не только не принесло мира Индии, но и усугубило ситуацию. Миллионы верующих снялись со своих мест и двинулись в страну, где государственной религией являлась та, которую они исповедовали. Эти перемещения сопровождались кровавыми столкновениями. Непрерывные стычки происходили в Бенгалии и Пенджабе. Западная и восточная части Пакистана были разделены индийской полосой шириной в 1600 км, которая неизбежно становилась зоной конфликтов. Настоящая война началась из-за древнего и богатого княжества Кашмир. 75 % населения здесь составляли мусульмане, но правительство во главе с махараджей было составлено из индуистов, которые, естественно, тяготели к Индии. Махараджа не спешил присоединяться к тому или иному государству. 21 октября 1947 г. в Кашмир со стороны Пакистана вторглись войска пуштунских племен. А 24 октября пакистанцы провозгласили создание на захваченных территориях самостоятельного образования Азад (Свободный) Кашмир. Когда пакистанские войска продвинулись к столице княжества Сринагару, махараджа обратился к Индии с просьбой о помощи. И в итоге наступление пакистанцев было остановлено индийскими войсками, а сам Кашмир официально присоединился к Индийскому союзу. Впрочем, военные действия здесь не прекратились.

30 декабря 1947 г. вопросом об урегулировании конфликта в Кашмире занялась ООН. В 1948 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 39 об учреждении Комиссии ООН для Индии и Пакистана, а 1 января 1949 г. под эгидой ООН была установлена линия прекращения огня. Штат был разделен на две части. В 1965 г. состоялась вторая индо-пакистанская война из-за разногласий по поводу определения границы по лиману Качский Ранн. Третья индо-пакистанская война была связана с гражданской войной в Восточном Пакистане (нынешняя Бангладеш). Индийские войска в декабре 1971 г. разгромили 93-тысячный контингент пакистанских войск; Бангладеш получила независимость. И поныне отношения между Пакистаном и Индией остаются крайне напряженными. Весь мир с тревогой получает сообщения о развитии ядерных программ в обеих странах. Проблема мусульманского населения в Северной Индии также далека от своего решения.

Махатма Ганди до последних дней своей жизни продолжал бороться против военного подхода к решению конфликтов. Он объявлял голодовки, выступал перед тысячами людей. Благодаря личному авторитету ему удалось остановить бойню в Калькутте. Радикально настроенные индуисты не могли в полной мере осуществить свою политику по подавлению сопротивления мусульман, поскольку народ ориентировался на своего духовного лидера. 20 января 1948 г. Ганди произносил в Дели речь с веранды своего дома. Индуист-фанатик бросил в него бомбу, но взрыв не причинил никому вреда. Но 30 января Махатма Ганди все-таки был убит на лужайке возле своего дома, где собирался произнести молитву перед собравшимися. Среди них был член индуистской шовинистической организации. Он и застрелил Ганди. В день похорон «великой души» были приспущены флаги ООН.

26 января 1950 г. была торжественно провозглашена независимая республика Индия. Вступила в силу ее Конституция. Президентом был избран Раджендра Прасад (сподвижник Махатмы Ганди в последний период его жизни).