День рождения алексия 2. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Алексий II. Портрет работы Виктора Шилова.

Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович) (р. 23.02.1929), патриарх Московский и всея Руси. Сын юриста, ставшего священником и эмигрировавшего в Эстонию. Родился в Таллине, в “независимой” Эстонии. Учился в семинарии в Ленинграде (1949). Окончил Духовную академию в Ленинграде (1953). Священник в Тарту (1957). Протоиерей (1958). Монах (1961). Архиепископ (1964). Председатель Комиссии христианского единства и межцерковных отношений (1963-79). Митрополит Таллинский и Эстонский (1968). Член ЦК Всемирного совета церквей (1961-68). Тесно связан с Валаамским монастырем, главным центром иноческой жизни на Севере России. Митрополит Ленинградский и Новгородский (1986). Сыграл главную роль в канонизации св. Ксении в Петербурге и возвращении мощей св. Александра Невского из музея на прежнее место в Александро-Невской лавре. После смерти патр. Пимена избран патриархом Московским и всея Руси (7 июня 1990). Совершил богослужения во многих известных русских соборах, которые были закрыты после большевистского переворота (храм Василия Блаженного на Красной площади, Успенский собор в Кремле, церковь коронации русских царей, Исаакиевский собор в Петербурге). Сделал заявление, что Декларация Сергия (Страгородского) не может считаться выражением свободной воли Церкви.

Алексий II (в миру Алексей Михайлович Ридигер) (1929-2008) - патриарх. Родился в Таллине в семье эмигранта из России, священника, Михаила Александровича Ридигера. С 1944 по 1947 год был иподиаконом у архиепископа Таллиннского и Эстонского Павла (Дмитровского). С 1946 г. служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 г. - в Казанской церкви города Таллинна. В 1947 г. поступил в Ленинградскую Духовную семинарию. На первом курсе Лениградской Духовной академии в 1950 г. был рукоположен в сан диакона, а затем священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви Таллинской епархии. В 1953 г. окончил Духовную академию. В 1957 году был назначен настоятелем Успенского собора города Тарту. В 1958 г. возведен в сан протоиерея. В 1961 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевской лавры пострижен в монашество. В 1961 г. возведен в сан архимандрита, с этого же года епископ Таллинский и Эстонский. С 1964 г. - архиепископ, с 1968 г. - митрополит. В 1986 г. назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией. 7 июня 1990 г. на Поместном соборе Русской православной церкви избран на Московский Патриарший престол.

Использован материал с сайта "Русское зарубежье" - http://russians.rin.ru

Другие биографические материалы:

Сочинения:

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 75-летию убиения Императора Николая II и его Семьи // Дворянское собрание: Ист.-публицист. И лит. Альманах. М., 1995, С. 70-72; Россия нужна не только самой себе, но и всему миру // Лит. Учеба. 1995. № 2/3. С. 3-14; Вернуть людям межнациональный, политический и социальный мир: Из ответов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы обозревателя газеты «Культура» // Российский обозреватель. 1996. № 5. С. 85-86; Обращение к участникам международной конференции «Духовные основы политики и принципы международного сотрудничества» // ЖМП. 1997. № 7. С. 17-19; Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 80-летию убиения императора Николая и его семьи // Там же. 1998. № 7. С. 11; Роль Москвы в защите Отечества // Роль Москвы в защите Отечества. М., 1998. Сб. 2. С. 6-17; Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: [О кризисе российской школы] // Рождественские чтения, 6-е. М., 1998. С. 3-13; Слово к участникам Соборных слушаний [Всемирного Русского Народного Собора 18-20 марта 1998 г.] // Церковь и время / ОВЦС МП. 1998. № 2 (5). С. 6-9; Церковь и духовное возрождение России: Слова. Речи, послания, обращения, 1990-1998. М., 1999; Россия: духовное возрождение. М., 1999; Воззвание в связи с вооруженной акцией против Югославии // ЖМП. 1999. № 4. С. 24-25; Печальник земли Русской: Слово и образ Первоосвятителя. М., 1999; Слово на первом богослужении в Храме Христа Спасителя // ЖМП 2000. № 1. С. 44-45.

Литература:

Патриарх. М., 1993;

Первоосвятитель. М., 2000.

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения. 1990–1998 гг. М., 1999;

Мысли русских патриархов от начала до наших дней. М., 1999;

Предстоятель Русской Православной церкви в 2007 г. М., 2008;

Цыпин В. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды. 1700–2005. М., 2006.


4. 09. 2009 г., Портал- Credo . ru Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев вступил 4 сентября в своём блоге в заочную полемику с известным российским актёром Станиславом Садальским, утверждающим в своём интервью «Собеседнику», что Патриарх Алексий II погиб насильственной смертью. И дающим понять, что к этому каким-то образом причастен нынешний предстоятель РПЦ МП.

Как сообщает корреспондент Портала-Credo.Ru, комментируя ссылку Садальского на заявление самого протодиакона о сокрытии подлинных обстоятельств смерти Патриарха, о. Андрей пишет:

«Я отнюдь не имел в виду убийство Патриарха». Из двух первоначальных версий смерти Алексия II протодиакон признаёт отчасти верной версию сердечного приступа: «Как таковой сердечный приступ не убил бы патриарха. Просто случился он в максимально неудобных для помощи обстоятельствах...»

Вместе с тем, он допускает: «Возможно, что приступа не было вообще. Просто пожилой человек при каком-то повороте или резком движении на секунду утратил координацию движений - и упал. Но, падая, затылком ударился об угол стула. И этот угол перебил вену».

Протодиакон Андрей Кураев также сообщает, что на стенах помещения, в котором находился Патриарх в момент смерти, остались «кровавые следы от его рук». Профессор свидетельствует, что Алексий II сам создал условия, препятствовавшие помощи ему: «Дело было во внутренних покоях Патриарха, которые он на ночь сам изнутри запирал на ключ. Двери двойные, шумоизоляция от остального здания, где, суетясь, хлопочут монахини, полная. Стоны Патриарха никто не расслышал. Ключей от его покоев не было даже у охраны».

По версии о. Андрея, двери патриарших покоев взломали только в 8.30, после чего обнаружили тело Алексия II в ванной комнате. Объясняя отсутствие внятной официальной версии смерти Патриарха, протодиакон перечисляет возможные недоумения: «Понятно, что у прокураторы возникло множество вопросов».

Почему в ванной не было тревожной кнопки? Почему престарелый и тяжело больной человек с кардиостимулятором - был один? Почему не было ключей у охраны? Как могла рядом с ним быть не мягкая и удароопасная мебель? Почему монахиня-экономка не сразу сообщила охране? Понятно, что и Патриархии было трудно сказать о том, что со смертью Предстоятель встретился в уборной.

То, что было бы вполне обычно для простого человека, воспринимается как скандал в применении к
Патриарху. Да и около- и внутрицерковные раскольники с радостью запричитали бы о «смерти Ария». В связи с этим, версию о гибели Патриарха в результате ДТП, активно распространявшуюся в день его смерти, о. Андрей называет «маскировочной».

Кстати, ДДП было. Машина патриарха и его водитель действительно попали в аварию: классически навстречку вылетел КАМАЗ. Погиб шофёр. А с патриархом пришлось «доразобраться на месте», уже в покоях. Раздавленное КАМАЗом тело шофёра, практически без головы и без обеих ног, и подложили потом в гроб для «отпевания». Иначе просто невозможно объяснить его полное и вдруг «исчезновение». А вот куда дели тело патриарха? Это знает только Кирилл Гундяев. Наверняка есть что скрывать? ЛУЧ.

Говоря об охране покойного Патриарха, о. Андрей Кураев поясняет: «Это профессионалы из ФСО. Просто они тактичны и не считали себя вправе навязывать Патриарху стандарты, принятые в их ведомстве». (Ага: хороши «профессионалы». Результат их профдеятельности прямо-таки налицо! ЛУЧ)

Политический аргумент Садальского о том, что Алексия II могли убить за отказ признать независимость Абхазии и Южной Осетии и принять их епархии в состав РПЦ МП, - протодиакон опровергает тем, что позиция патриархии по данному вопросу не изменилась и с приходом Патриарха Кирилла. «Кончина Предстоятеля Церкви всегда имеет политическое эхо, - отмечает в заключение о. Андрей. - Но не всегда кончина Патриарха есть следствие проводимой им политики

«Покои были залиты кровью, и даже на стенах были отпечатки рук».

  1. До сих пор нет медицинского заключения о смерти патриарха Алексия II.
    Все споры и все «может так, а может эдак» - из уст возможных же убийц - решает медэкспертиза. Почему она не проводится? Мы даже не знаем времени наступления смерти. Это просто неслыханно!
  2. До сих пор не обнародованы плёнки камер наружного и внутреннего наблюдения покоев патриарха. Где они? Если камеры были отключены, тогда сообщите нам, пожалуйста: кто и с какой целью это сделал?
  3. Где личный шофёр патриарха Алексия и его дежурная инокиня, которая неотлучно находилась при нём, днём и ночью? Они пропали и с 5-го декабря 2008 г., и никто до сей поры не имеет никаких сведений о их местонахождении.
  4. Почему патриарх Алексий II был отпеваем с закрытым лицом?
    В нарушение всех правил. Если у него была «перебита вена на затылке, согласно пояснениям г-на Кураева, то почему же тогда пришлось закрывать его лицо?
  5. Почему вид тела в гробу во время прощания в Переделкино и во время отпевания в ХХС резко разнился? Существует масса фотографий и видеодокументов, наглядно это доказывающих. В гробу при отпевании у человека полностью отсутствовала голова и ноги.
    ТЕКСТ
    Кроме того: руки патриарха были НЕ его руки. И НЕ руки человека, «умершего в результате сердечной недостаточности». Многие хорошо знавшие при жизни патриарха Алексия II свидетельствуют о «черном их цвете», «распухших и вывихнутых суставах», «отсутствии характерных веснушек» и даже... о «нестриженных, грязных ногтях».
  6. Почему так странно вёл себя и дико высказывался об усопшем Кирилл Гундяев в телеинтервью 6 декабря? Кирилл был явно неадекватен - словно бы пьян, и позволил себе открытые ненавистнические высказывания в адрес усопшего.

22 декабря 2008 г. архим. Арсений на форуме Портала- Credo . ru Я полностью разделяю мнение Леге и Ларисы, могу лишь добавить. То, что странная кончина патриарха обсуждается всеми так настойчиво, и упорно, и при этом имеются такие многочисленные версии его ухода из жизни, виноваты не мы. Виновата - патриархия!

Слишком много неправды, слишком много противоречивых, совершенно не поддающихся логике, толкований патриархией, событий связанных со смертью патриарха. Все, что я прочитал в прессе, и услышал в СМИ, полностью противоречат одно другому, и сам этот факт и породил такие споры вокруг кончины патриарха.
Действительно, патриархия говорит неправду, пользуясь религиозной безграмотностью людей, что «монахов хоронят с закрытыми лицами». Неправда это. Процедура прощания, везде и всегда, предполагает только полностью открытое лицо, чтобы исключить мистификации и подставы при похоронах. Это норма похорон принята во всем мире. Люди при прощании должны видеть, кого они хоронят.

Думаю, что оспаривать этот факт никто не станет. Что касается высоких правительственных персон, (к коим, разуется, принадлежал и патриарх), то их хоронят ТОЛЬКО с открытыми лицами, чтобы исключить всякие досужие сплетни о том, кого похоронили. Патриарх Алексий Первый (граф Симанский) вообще лежал с открытым лицом. Мой друг, был в то время рядом с гробом, и видел его хорошо.

Я сам служу Господу в Святой Церкви с середины 70 годов! Сколько покойных я молитвенно напутствовал за это время, две тысячи или больше не считал, -знает только Господь. Однако все они были с открытым лицами, и с четко оформленным силуэтом носков ног, и лица. С закрытыми лицами хоронят только жертв страшных ДТП или терактов. То есть только в том случае, когда вид покойного может одним своим видом напугать или вызвать шок у случайных прохожих, или детей.

Итак, то, что произошло с Ридигером, вообще граничит с чем-то ужасным и страшным.

Ни выраженного рельефа носков ног, ни лица (которое вообще было закрыто), я на похоронах патриарха не видел, хотя у меня имеются фото, сделанные с близкого расстояния. А это возможно только в случае, если облик покойного искажен до неузнаваемости. Если самые лучшие в мире, российские гримеры, не сумели его восстановить!

Чтобы главы государств, и десятки архиереев, прощались с покойным, с закрытым лицом, это вообще не постижимо уму! И не понятно, - это противоречит здравому смыслу. Если лицо патриарха не открыли во время церемонии прощания, то это говорит о том, что он ушел из жизни каким-то страшным образом. Каким именно? Было ли это ДТП, или выстрел разрывной пулей, или взрыв гранаты, думаю, что мы об этом никогда не узнаем.

Возвращаясь к вопросу о том, кто именно мог это организовать, могу сказать лишь одно, вряд ли какие либо гос службы имеют к этому отношение, - во-первых, Ридигер был для них всех «родным братом» и поддерживал любые их выходки, он просто был им нужен, они никогда не пошли бы на его устранение, во вторых у них настолько широкие возможности, и средства, что они могли бы вывести его из жизни естественным и для окружающих малозаметным образом. Без шума и скандалов.

В данном случае, вероятно, орудовали силы, имеющие ограниченные возможности в выборе средств. Либо действовал какой-то маньяк, или безумец, а народу просто боятся признаться, что не сумели обеспечить безопасность охраняемого объекта. Не исключено также, что нити тянутся и в глубь церковных интриг, ведь не даром же, кое-кто из высших лиц МП так активно зашевелился сразу же после кончины патриарха.

С уважением, ваш +Арсений

22 декабря 2008 г. на форуме Портала- Credo . ru Леге Артис. До сих пор нет официального медицинского Заключения о причинах смерти патриарха Алексия, подписанного Комиссией минимум их трех врачей. Не сообщается, где и при каких обстоятельствах он умер. Нет даже даты и времени смерти.

Очевидно, что в смерти патриарха был заинтересован тот, кто нахраписто рвется сейчас к патриаршему белому куколю. Все эти «падения», предвыборная пиар-компания, показные «Богослужения» для прессы, нервозность и хаотичные заявления высокопоставленных патриархийных чиновников, поиск врага, обострившаяся конспирология - всё свидетельствует о том, что дыма без огня не бывает. Но нет и ничего тайного, что не стало бы явным.

Во время похорон патриарха были массовые случаи «падучей».
Из высказываний на форумах Портала Credo Ru :

12. 12. 2008 г. Виктор
В ХХС на Литургии присутствовали разного рода еретики, иноверцы и распинатели Христа иудеи. Впрочем, начал служение на данном посту со встречи с Нью-Йоркскими раввинами, с ними и закончил земное бытие.
13. 12. 2008 г. Л. Гумерова.
Чему удивляться, если экуменизм, эта ересь ересей, их знамя? Всех уравнять под гребёнку: и кто всю жизнь Христу служит и за Него несёт Крест, и иудея, и буддиста и кого бы то ни было, кто бы ни пришёл в ихний клуб: потрепаться о братстве народов и попить-поесть от пуза.

Смерть патриарха, наверное, многое должна сейчас открыть, и люди начнут просыпаться от этого дурмана. Пусть всё не напрасно и главное: не так как они задумали!

12. 12. 2008 г. Святослав.
Полностью согласен. Весь это еретический епископат не угоден Богу. Да и храм сам весь в богоборческой символике, не наш это храм и не Божий. Это храм антихриста. А также там побывали, раньше, на т.н. «отпевании» Алексием безбожника Ельцина, и главные масоны мира. Всё осквернено.

По сообщениям СМИ. Газета «Завтра» пишет: «Как сообщили инсайдерские источники, скоропостижная смерть Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, возможно, не случайно совпала по времени с обнародованием результатов генетической экспертизы по идентификации останков Николая II, проводившейся в одном из военно-медицинских центров Пентагона».
Якобы именно поэтому первоначально появившуюся информацию о некоем ДТП с участием автомобиля, в котором Патриарх вечером 4 декабря возвращался в Переделкино, быстро заблокировали, попросив журналистов не распространять данную версию, и впоследствии официально опровергли.

Точно так же была отодвинута на второй план версия о «тяжёлой и продолжительной болезни» Алексия II. Как известно, накануне предстоятель Русской Православной Церкви, неоднократно выражавший недоверие к подлинности останков, отслужил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля и молебен в Донском монастыре, чувствовал себя превосходно , и на 5 декабря было запланировано его участие в Русском народном соборе.

12. 12. 2008 г. Александр
Во время похорон патриарха были массовые случаи беснования и т.н. «падучей». От настоящей благодати человеку никогда плохо не становится (см. жития святых) ХХС не токмо осквернен, но изначально был построен как бетонный новодел, капище, мавзолей амбициям "патриарха" и Лужкова. Падение Кирилла и массовый епископский падеж во время отпевания "патриарха" самые обсуждаемые в церковных кругах темы. Видите, как многие патриархийцы змееподобно извиваются, это их болевая точка.

9. 12. 2008 г. Василий. Форум статьи: « Патриарший местоблюститель митрополит Кирилл призвал возлагать венки ко гробу Патриарха, «никого не вздыбливая конфликтами и враждой». Во время отпевания митрополит потерял сознание» Кирилл был в алтаре около 50 минут и после двух уколов врачей несколько раз пытался снова встать, одевал митру и пытался выйти на солею. Но его так штормило, что он не смог подняться даже с кресла. В полусознательном состоянии он был около 20-ти минут.

Говорю это как живой свидетель, который был все это время в алтаре. Затем туда буквально волоком затащили архиепископа Анастаия Казанского, который тоже потерял сознание и его приводили в чувство прямо в алтаре на полу. Всего 5-6 архиереев: (Василий Запорожский, 76 лет; Владимир Котляров 80 лет; Корнилий Эстонский, 80 лет; Панкратий Соловецкий или Валаамский и ещё парочка малоизвестных были в алтаре - буквально дровами . Вот Путин и Медведев насмотрелись, как наши владыки как снопы валились с ног...

Матушка Русь, ПРЕКРАТИ, наконец, лизать сапоги выродкам и кровавым тиранам!

СКОЛЬКО ЖЕ МОЖНО?

Проныра бес -
в святейшие
собрался.
Но тут с Небес
проныре глас раздался:
«Куда ты лезешь,
окаянный бес?
Таких Я не творил

ещё чудес,
чтоб на продажу

святость
ты отхряпал,
и Сам тебе Я подавал

на лапу.

Катись-ка ты обратно
в свой удел!
Довольно ты в продажах

преуспел,
довольно обморочил ты народа.

Пора ему от бесов -
на свободу.

Пора России встать
в привычный рост.
А ты уймись, да подожми

свой хвост,
да не забудь:

Архангел Михаил
тебе Мой приговор

провозогласил.»

Погнаный бес завыл
и пошатнулся,
копытцем засучил
и спотыкнулся -
и рухнул, словно куль,
без всяких сил...

И поднял меч Архангел
Михаил.

Грубый и грязный перформенс КГБ.
Единственный, кто люто ненавидел патриарха Алексия
II , убил и сел на его место.

ЛУЧ: Жестокое, зверское убийство, мотив которого: МЕСТЬ. Единственный (невозможно употребить слово «человек»), кто мог и страстно желал мстить патриарху: Кирилл Гундяев. Мстить за то, что

Другие факты преступной деятельности Кирилла Гундяева, главы мафиозной структуры МП.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ ПОД ВИДОМ «ЦЕРКВИ».
Заказчиком травли верующих Суздаля и Владимира является криминальный авторитет В. Гундяев.

Необходимо провести расследование вопиющих случаев нарушения Конституции РФ и статей Уголовного Кодекса РФ в Суздале и Владимире, сопровождающихся грубым попранием основных прав и свобод законопослушных граждан России на её территории.

В городах Суздале и Владимире государственные служащие, работники правоохранительных учреждений и администрации этих городов (глава Владимирского территориального управления Росимущества В. Горланов и другие) организовали криминальную травлю (criminal harassment) и преследование за веру, вплоть до угрозы здоровью и жизни, - законопослушных граждан, коренных жителей России.

Выглядит невероятным, но именно со стороны государственных служащих, работников госаппарата, суда и прокуратуры городов Суздаля и Владимира, в чьи профессиональные и служебные обязанности входит охранение и защита прав и свобод честных граждан Российской Федерации, осуществляется спланированная, на всех уровнях организованная политика жестокой травли, гонений, всевозможных унижений, преследования и физического уничтожения людей.

Всё это наводит на мысль об орудующей в одном из центральных регионов страны преступной банде врагов России и русского народа (организованной преступности ).

Многолетняя тяжба за имущество и храмы РПАЦ на данный момент закончилась незаконным отъёмом и фактически изгнанием верующих из их храмов, возведённых буквально из руин их же собственными руками. Это совершенно незаконные решения. Необходима их полная отмена и наказание всем, по чьей вине произошли эти преступные действия. Они нанесли непоправимый ущерб национальному, культурному и духовному достоянию России и привели к страданиям тысяч ни в чём не повинных людей.

Обращаем внимание читателей на факты преступной деятельности и на личность гражданина Владимира Гундяева. По нашему убеждению, именно он является главным «заказчиком» всей этой организованной травли и главой преступной банды.

Гражданин Владимир Гундяев с начала 90-х годов занимается противоправными действиями: криминальными афёрами, стяжательством, ростовщичеством, воровством государственной и народной собственности. Как монаху и архиерею иметь собственность ему прямо запрещено Уставом Церкви. Свой первоначальный капитал он составил, торгуя гуманитарными библиями, присланными русскому народу в подарок из Ватикана.
Гундяев связан со всем криминальным миром России, в частности с известными криминальными авторитетами Сергеем Михайловым (кличка «Михась», Владимиром Кумариным, кличка «Кум», а так же и с пресловутым «Япончиком», Вячеславом Иваньковым) и является их наставником.

В июле 2008 года ему лично в руки были переданы бесценные святыни из царских сокровищниц Кремля; свидетелем этой передачи был патриарх Алексий II. 1 декабря 2008 года на Портале «Кредо» появилась статья журналиста газеты «Коммерсант» Василия Липского с требованием дать отчёт о том, где сейчас находятся святыни и почему их никто не видел.

Безусловно, что патриарх Алексий задавал те же самые вопросы митрополиту Смоленскому Кириллу. Через 3 дня после этой статьи, в ночь на 5-е декабря 2008 года, патриарх Алексий был зверски убит в своей резиденции в Переделкино.

Обстоятельства его смерти замалчиваются. Официальное медицинское заключение до сих пор отсутствует; русский народ не знает даже времени наступления его смерти. Отпевание в ХХС было откровенно мистифицировано: в гроб было положено тело не патриарха Алексий II, о чём ясно свидетельствуют многочисленные фото- и видеоматериалы, которые разошлись по всему миру и вызвали не утихающую волну возмущения мировой общественности.

Кроме того, пропали личный шофёр патриарха и дежурная монахиня, которые всегда неотлучно были при патриархе Алексии. Никто не знает, что с ними случилось.

Летом 2008-го года, тогда ещё митрополит Смоленский Кирилл, выезжал за границу, и царские святыни Кремля, исторически уникальное и самое драгоценное достояние народа, вполне могли быть вывезены им за рубеж для продажи.

Факт остаётся фактом: они были переданы м. Кириллу в руки, при многих свидетелях, но никто никогда их больше не видел и никто не знает о их конкретном местонахождении.

13 октября 2006 г. на митрополита Валентина Суздальского и Владимирского так же было совершено бандитское нападение в его собственной резиденции в г. Суздаль по улице Теремки, 2. Били по голове, истязали, закатали в ковровую дорожку, пытаясь задушить. Чудом он остался жив, однако пришлось пройти через многие мытарства, связанные с его критическим состоянием здоровья. До этого его неоднократно привлекали к суду по несуществующим сфабрикованным обвинениям.

9 марта 2008 года убит настоятель прихода РПАЦ во имя Державной иконы Божией Матери в г. Белореченске Краснодарского края, иерей Алексий Горин, 1959 г. рождения. Обстоятельства его гибели не исключают заказной характер этого жестокого убийства.

При невыясненных пока обстоятельствах погибли бывшие сестры Марфо-Маринской Обители. Но факт, что: 5 августа 2009 года в Тверской обл., Лихославский район, село Владычня, гражданка Наталья Молибога тайно отправилась на кладбище, на котором похоронены четыре сестры обители, закончившие свой жизненный путь в селе Владычня.

Не поставив об этом в известность жителей села, раскопала могилы сестёр и вывезла их в Марфо-Мариинскую обитель в Москве. Сестры не прославлены и данные захоронения являются гражданскими.

Жители села Владычня, посещавшие кладбище были шокированы подобным кощунством. Патриарх Алексий второй категорически возражал против того, чтобы беспокоить прах усопших сестёр обители. Фактически произошла эксгумация останков. Спрашивается: зачем?

Известно, что Наталья Молибога также покушалась и на могилу отца Митрофана Серебрянского, бывшего духовного наставника Обители и личного друга Великой Княгини Елизаветы Романовой.

Людьми Владимира Гундяева практически разрушена до основания, то есть исторически полностью уничтожена, Марфо-Мариинская Обитель. Законная настоятельница, матушка Елизавета Крючкова, изгнана из Обители. Её адвокат Михаил Сероухов 26 октября 2006 года подвергся в Москве бандитскому нападению: избит и с сотрясением мозга попал в больницу. Папка с документами исчезла.

В процессе суда юрисконсульт Патриархии К.А.Чернега была вынуждена признать, что Патриархия совершила ошибку, указав не точные паспортные данные монахини Елизаветы. Два других юриста даже не знали, что Доктор Права - это учёная степень.

Откровенные угрозы, полнейшая некомпетентность со стороны юристов ММО, производили странное впечатление. Никто не смог ответить на вопрос: почему была освобождена от занимаемой должности матушка Елизавета?

Совершенно очевидно, что в Обители оказались криминальные структуры. Расхищены миллионные средства Обители, детская здравница продана. На территории Обители строят торговый центр и автостоянку в целях личного обогащения Владимира Гундяева.

В июне 2009 года люди Гундяева (гражданин Михаил Донсков, Наталия Молибога и жена олигарха Василия Анисимова Екатерина) бандитски напали на храм Марии Магдалины в Иерусалиме и вопреки завещанию и воле святой мученицы, Великой Княгини Елисаветы, вопреки мнению и запретам настоятельницы, служаших храма и верующих, осквернили её гробницу и противозаконно овладели частью мощей.

Этот акт вандализма во святом месте вызвал и продолжает вызывать возмущение и резкое осуждение широкой общественности во всём мире.

Необходимо остановить этот уголовный беспредел, поток убийств и насилия над честными и законопослушными гражданами России, у которых не только беззаконно отнимают имущество, силы и здоровье, но попирают их основные права: на свободу совести, свободу слова и на самою жизнь.

Это полностью противоречит не только статьям Основного Закона, Конституции Российской Федерации, или Уголовному Кодексу России, но и вообще элементарным нормам и правилам человеческого сообщества.

Преступления против народа России должны быть пресечены Законом. Преступники и расхитители должны быть осуждены и привлечены к ответствености. Они должны понести полагающиеся их противоправным действиям наказания.

У России есть гаранты исполнения и уважения законов Рф и правопорядка на территории РФ. Русский народ и мировая общественностьы ждут от них незамедлительных действий, если в России ещё существует хоть какая-то власть.

Некоторые сведения о деятельности гр. Гундяева.

В середине 90-х годов разразился скандал, связанный с обнародованием факта сбыта м. Кириллом импортных сигарет, получаемых им по каналам гуманитарной помощи Церкви. Опираясь на таможенные документы, журналисты установили, что сигареты поставляла фирма «Филипп Моррис Продактс Инк.». Сигареты шли из Швейцарии, из города Базеля, Гютерштрассе, 133.

Все ссылки в таможенных документах - на некий договор о гуманитарной помощи Русской православной церкви от 11 апреля 1996 года. На тех же таможенных документах было обозначено: «Производитель: RJR Tobacco (США). Продавец: ОВЦС Московской патриархии», адрес склада: г. Москва, Даниловский вал, 22, Данилов монастырь.

Помимо сверхприбылей от продажи сигарет, выяснилось, что м. Кирилл через возглавляемый им ОВЦС занимается торговлей алкоголем, туристическим бизнесом, драгоценными камнями, нефтью и т.д. При этом фирмы, учрежденные м. Кириллом через некоторое время исчезают, что позволяет ему выступать с опровержениями, а на их месте появляются новые.

На Лидию Михайловну Леонову, дочь повара Ленинградского обкома КПСС (которую называют незаконной женой, а иногда сестрой митрополита), точнее по её домашнему адресу в Смоленске зарегистрирован ряд коммерческих предприятий. Также, согласно сведениям, в те или иные годы поступавшим в СМИ, м. Кирилл владеет недвижимостью в Швейцарии, а на его счетах в банках США и Европы лежат миллиарды долларов, а в России им (совместно со своим бывшим заместителем митр. Климентом) учрежден банк Пересвет .

Учитывая, что огромные деньги владыки практически не шли на пользу Церкви, все эти сведения, многие годы поступавшие в СМИ, создали м. Кириллу соответствующую репутацию: репутацию человека, служащего не Богу, а мамоне.

При этом необходимо отметить, что вся вышеуказанная деятельность м. Кирилла противоречит церковным канонам. Епископ - монах, а монаху возбраняется иметь собственность. Конечно, русские верующие не фарисеи, и если бы м. Кирилл был владельцем, например, частного домика и автомобиля, а не «заводов, газет, пароходов», никто бы ему в вину этого не ставил. Кроме того, канонические правила запрещают клирикам давать деньги в рост, и вообще получать процент любым из существующих способов , в том числе через банки.


С Кумариным и Михайловым.

Вячеслав Иваньков, пресловутый Япончик, в форме священника (!) «крестит» сына криминального авторитета в православной церкви Нью-Йорка. Фото из архива ФБР, 1995 г

Материал из Электронная энциклопедия ТПУ

Патриарх Алексий II (в миру - Алексеей Михайлович Ридигер , эст. Aleksei Rüdiger ; 23 февраля 1929, Таллин, Эстония - 5 декабря 2008, Москва, Россия) - епископ Русской православной Церкви; с 7 июня 1990 г. - патриарх Московский и всея Руси.

Биография

В возрасте пятнадцати лет стал церковнослужителем архиепископа. Впоследствии стал алтарником и псалмщиком.

Учился в Ленинградской духовной семинарии, позднее – в академии.

В марте в 1961 года постригся в монахи, приняв имя Алексий.

В августе 1961 года стал архимандритом, а в сентябре был посвящен в епископы.

Позднее Алексием был получен сан архиепископа (1964), а в 1968 – митрополита.

Начиная с 1961 года Алексий вел активную общественную деятельность: входил в состав Всемирного совета церквей, участвовал в различных конференциях. Алексий II служил вице-президентом общества советско-индийской дружбы.

В 1984 году - получил степень доктора богословия.

В 1990 году Алексий был избран патриархом.

5 декабря 1988 года скончался в своей резиденции, расположенной рядом с ж/д платформой и посёлком Переделкино.

Почетный профессор ТПУ

В 2002 г. Ученый Совет политехнического избрал Алексия II Почетным профессором ТПУ . Ему были вручены атрибуты звания и «Золотая медаль за заслуги перед политехническим», а также подарок от вуза - макет Иоанно-Предтеченского женского монастыря, находившегося когда-то на месте Студгородка. Сейчас там, по инициативе политехников, воздвигнута часовня Домны Томской. В ответном слове Алексий II выразил свою благодарность:

«Позвольте сердечно поблагодарить за звание, за вручение медали и подарок. Я считаю, что сделал слишком мало, чтобы так высоко оценивалась моя деятельность и воспринимаю это как аванс на будущее».

Патриарх Московский и Всея Руси

10.06.1990 г. состоялась интронизация (настолование) Алексия в московском Богоявленском соборе. В период первосвятительства Патриарха Алексия II (1990-2008) наблюдались следующие существенные тенденции и явления в жизни РПЦ:

Ограничение созыва (в исключительных случаях), вследствие принятия нового Устава РПЦ в 2000 году, Поместного Собора как органа «церковного управления и церковного суда» (с 1990 года не созывался ни разу в нарушение действовавшего до 2000 года Устава от 1988 года) и передача части его полномочий Архиерейскому Собору; по мнению некоторых критиков, бюрократизация и клерикализация церковной жизни и управления;

Трансграничный характер (впервые за всю историю Московской Церкви) исключительной юрисдикции («канонической территории») РПЦ;

Устойчивый значительный рост количества приходов, монастырей, духовных учебных заведений, епархий и лиц духовенства во всех странах «канонической территории» РПЦ.

Усиление административной автономности канонических подразделений РПЦ, находящихся в иных, чем Россия, государствах бывшего СССР, - самоуправляемых Церквей;

Возрастание роли РПЦ и её руководства в публичной политике России и некоторых иных стран СНГ;

Сохранение и усугубление канонически ненормальной ситуации параллельных религиозных структур на Украине, а также Эстонии (См. статьи Украинская православная церковь (Московского патриархата), Украинская православная церковь Киевского патриархата, Украинская автокефальная православная церковь, Эстонская апостольская православная церковь);

Неоднократное обострение традиционной (с 1920-х) напряжённости в отношениях с Константинопольским Патриархатом (с 1995 года), связанной с притязаниями Московского Патриархата на неформальное лидерство во вселенском православии, а также с Румынским Патриархатом в связи с реставрацией последним Бессарабской митрополии;

Дипломатическая конфронтация с руководством Римско-католической церкви; Финансово-хозяйственная автономность структур РПЦ всех уровней от соответствующих канонических центров.

В 1990-е происходило значительное возрастание степени административной независимости в управлении территориально-канонических частей РПЦ, находящихся на территории независимых государств бывшего СССР, что было закреплено в Уставе РПЦ 2000 года, предусматривающем статус «Самоуправляемой Церкви». В числе последних Устав определяет Украинскую православную церковь как «самоуправляемую с правами широкой автономии».

В первой половине 1990-х годов был создан ряд новых синодальных учреждений (отделов): религиозного образования и катехизации, по церковной благотворительности и социальному служению, по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями, миссионерский. В 1994 году Издательский отдел Московской Патриархии (образован в 1946 году), возглавлявшийся до того в течение более 30 лет митрополитом Волоколамским Питиримом (Нечаевым), был преобразован в Издательский совет Русской православной церкви.

В августе 2000 года было принято решение о создании Cинодального отдела по делам молодёжи. Наиболее крупным и заметным синодальным учреждением с начала 1990-х годов оставался Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата, с 1989 года возглавлявшийся митрополитом смоленским Кириллом.

Церковоно-государственные отношения

А. взошел на Первосвятительский престол, когда кризис Советского гос-ва вступил в завершающую фазу. Для РПЦ важно было в быстро изменявшихся условиях вернуть себе необходимый правовой статус, что в значительной мере зависело от инициативы Патриарха, от его умения так построить отношения с гос. властью и политиками, чтобы утвердить достоинство Церкви как высшей святыни и духовной путеводительницы народа. С первых шагов Патриаршего служения А. в контактах с властями умел оградить и подчеркнуть достоинство Церкви, к-рую он возглавлял. Вскоре после интронизации Святейший Патриарх довел до сведения Президента СССР критическое отношение Поместного Собора к проекту нового закона «О свободе совести и религиозных организациях», была достигнута договоренность об участии представителей РПЦ и др. религ. общин в дальнейшей работе над законопроектом. Это благоприятно отразилось на содержании закона, принятого 1 окт. 1990 г. и утвердившего за отдельными приходами, церковными учреждениями, в т. ч. и Патриархией, права юридического лица. Спустя месяц после издания союзного закона был принят российский закон «О свободе вероисповеданий». Он не предусматривал уже существования правительственного учреждения, подобного Совету по делам религий, вместо него в Верховном Совете была образована Комиссия по свободе совести и вероисповеданиям. Положение об отделении школы от Церкви формулировалось таким образом, что допускало преподавание вероучения в общеобразовательных школах на факультативной основе.

Важнейшим документом, регламентирующим жизнь религ. орг-ций в России, стал принятый 26.09.1997 г. новый закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». А. неоднократно обращался в высшие органы гос. власти, заботясь о том, чтобы закон, гарантируя гражданам свободу религ. жизни, в то же время учитывал особую роль Православия в истории страны. В результате в своей окончательной редакции закон признал историческую роль правосл. Церкви в судьбе России, т. о., не ущемляя прав др. вероисповеданий, он ограждает россиян от псевдодуховной агрессии.

В 2004-2008гг. в законодательстве стран, составляющих каноническую территорию РПЦ произошли важные изменения В ноябре 2004 г. были внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, освобождающие религиозные организации от уплаты земельного налога в отношении замельных участков, на которых расположены здания религиозного или благотворительного назначения. В 2007 г. Правительством РФ была утверждена концепция федерального закона о передаче в собственность религиозных организаций государственного и муниципального имущества религиозного назначения. 08.02.2008 г. был принят федеральный закон, предусматривающий возможность гос. аккредитации образовательных программ, реализуемых духовными духовными образовательными учреждениями.

Внутрицерковная жизнь

В годы Предстоятельства А. прошли 8 Архиерейских Соборов, на которых были приняты важнейшие для жизни РПЦ решения по следующим вопросам: церковная ситуация на Украине, раскол, инициированный Синодом Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), а также правовой статус РПЦ, канонизация новомучеников, возобновление регулярных богослужений в кремлевских храмах и соборе Василия Блаженного, освящение восстановленного Казанского собора на Красной площади, начало восстановления храма Христа Спасителя, всенародное празднование 600-летия со дня кончины прп. Сергия Радонежского, повсеместное возрождение монашеской жизни, положение епархий, монастырей и приходов, миссионерское служение, анализ изменений церковной жизни.

За время Патриаршего служения было образовано большое число новых епархий. Таким образом возникло множество центров духовного и церковно-административного руководства, расположенных ближе к приходам и содействующих оживлению церковной жизни в отдаленных регионах.

Международная деятельность

Делегат 3-й Генеральной Ассамблеи Всемирного Совета Церкви в Нью-Дели в 1961 году; член Центрального комитета Всемирного Совета Церквей с 1961 по 1968 гг.; участник сессии ЦК РСЦ в Париже (Франция) - 1962 г.; Рочестере (США) - 1963 г.; Онугу (Нигерия) - 1965 г.; Женеве (Швейцария) - 1966 г.; Президент Всемирной конференции "Церковь и общество" - 1966 г. в Женеве (Швейцария); член комиссии "Вера и устройство" ВСЦ с 1964 по 1968 гг. и участник сессии в Архусе (Дания) 12-26 августа 1964 г.

Глава делегации РПЦ на богословских собеседованиях с делегацией Евангелическо-Лютеранской Церкви Германии, ФРГ, Арнольдсхайн II - 20-25 октября 1962 г.

Глава делегации РПЦ на богословских собеседованиях с делегацией Союза Евангелических Церквей в ГДР - "Загорск-V", 13-16 ноября 1984 г. в Троице-Сергиевой Лавре г. Загорска.

С 1964 г. президент Конференции Европейских Церквей.

На 8-й Генеральной Ассамблее (октябрь 1979 г.) был основным докладчиком на тему "В силе Святого Духа - служить миру".

С 1971 г. вице-председатель Президиума и Совещательного комитета Конференции Европейских Церквей. На первых заседаниях Президиума и Совещательного Комитета КЕЦ, после VII и VIII Генеральных Ассамблей 1974 и 1979 гг. переизбран на пост вице-председателя Президиума Совещательного комитета.

Возглавлял делегации Русской православной Церкви на Генеральные Ассамблеи КЕЦ: 1964 г. - Борнхольм (Дания); 1967 г. - Петшах (Австрия); 1971 г. - Ниборг (Дания); 1974 г. - Энгельберг (Швейцария); 1979 г. - Крит (Греция).

Участник совместных заседаний Президиума и Совещательного комитата КЕЦ.

Родословная

Происходит из известного прибалтийского дворянского рода.

Хейнрих Николаус (Нильс) - Heinrich Nicolaus (Nils) - Рюдингер (? - 1711). 1681-1693 - капитан крепостей шведского короля в лифляндском Дюнамюнде (ныне часть Риги - Даугавгрива, где Даугава впадает в Балтийское море). В 1695 году король Карл XI возвел его во шведское дворянское достоинство. В 1696 году брак в Риге с Кристине Элизабет фон Викеде(н) (Christine Elisabeth von Wickede(n)) (1680-1721). V Их сын: Петер - Peter - Рюдингер Капитан, лифляндский помещик - Пандимыйс в деревне Кооркюла, близ Тырва. В 1752 году - третий брак с Элизабет Виснер (Elisabeth Wiesner), дочерью лифляндского пастора. V Их сын: Карл Магнус - Karl (Carl) Magnus - Рюдингер (1753-1821 в Гапсале, ныне - Хаапсалу). Генерал-майор, тайный советник, Выборгский губернатор, член Эстляндского рыцарства. Брак в 1779 году в Петербурге с Шарлоттой Маргарете баронессой фон Мальтиц (Charlotte Margarethe von Maltitz) (1758-1786 в Петербурге), дочерью егеря двора императрицы Екатерины Второй. V Их сын: Фридрих (Федор) Вильхельм - Friedrich Wilhelm - Рюдигер (1780 в Петербурге - 1840). Инспектор казарм Преображенского полка, полковник, принял православие. Брак с Софией Доротеей (Дарьей Федоровной) Ержембской (Sophia Dorothea Jerzhembska), дочерью императорского двора придворного из польских дворян. V Их сын: Егор (Георгий) Рюдигер (1811-1848). Брак с Маргаритой Федоровной Гамбургер. V Их сын: Александр Рюдигер (1844-1877). Брак с Евгенией Германовной Гизетти (Gizetti) (?-1905) V Их сын: Александр Рюдигер (1870-1929). Брак с Аглаидой Юльевной фон Бальц (von Baltz) (1870-1956) V Их сын: Михаил Ридигер (1902-1962). Протоиерей Казанской церкви в Таллине. Брак с Еленой Иосифовной Писаревой (1902-1059), дочерью полковника царской армии. V Алексей Ридигер (23 февраля 1929 в Таллине -) Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.

Ровно 4 года назад, ранним утром 5 декабря 2008 года Патриарх Алексий II направился туда, куда проснувшись направляются все: и грешники, и праведники - в туалет. Чтобы там преставиться Господу.
В такой смерти нет ничего позорного или необычного, и о двух подобных смертях я уже вспоминал: и . А можно еще вспомнить что так же ушли в мир иной короли Георг III и Людовик XIV, миллиардеры Поль Гетте и Джон Рокфеллер, да и много еще кто. Но РПЦ вспомнила лишь как принял смерть один из первых еретиков христианства Арий, и испугалась.
.

Джон Рокфеллер. Мечтал заработать $100 тыс., дожить до 100 лет и умереть во сне.
Заработал $192 млрд., дожил до 97 лет и умер в сортире. Не все мечты сбываются.

Хватились Патриарха около 8 часов утра - он не вышел в обычное время к заказанному завтраку. Стали стучать в запертые двери, кричать, никто не отзывался. Позвали охрану, которая взломала дверь в покои, и обнаружила уже остывшее тело Патриарха в уборной комнате. Он лежал посреди просторной уборной, отделаной художественной плиткой и мрамором, на которых виднелись кровавые следы от рук Алексия. Скорее всего (то ли от сердечного приступа, то ли от утраты координации движений) Патриарх упал и ударился затылком головы о спинку твердого стула, а потом пытался подняться. Поскольку Алексий имел два сердечных стимулятора, они долго выгоняли из его раны кровь, пока он не умер. Крови в уборной было много, затылок весь в крови, а лицо бледно как полотно.
При такой травме, даже сопряженной с сердечным приступом, Патриарха можно было бы спасти. Если бы хоть кто-то знал, что ему нужна помощь. Но двойные двери во внутренние покои с полной шумоизоляцией, Патриарх всегда запирал на ночь изнутри на ключ. А дубликата этого ключа не было ни у кого, даже у охраны.
Я повторяю - в такой смерти нет ничего непотребного, и никто из нас не знает как и где он встретит свой последний час. Непотребство началось потом.


После кончины Святейшего высшие иерархи РПЦ от греха подальше договорились молчать о реальных обстоятельствах и причине смерти патриарха, и около 11 часов 5 декабря 2008 года они устами руководителя пресс-службы Московской Патриархии озвучили обтекаемое официальное вранье про «причину смерти - сердечную недостаточность».
Что с обстоятельствами кончины патриарха Алексия что-то нечисто, стало понятно сразу же. Патриарх жил по четкому расписанию - и никто не заметил, что не встает? При нем, как писали в СМИ, постоянно дежурила бригада врачей - и она не имела к нему доступа? В «Российской газете» и в «Новой Газете» тут же появилась версия что Патриарх погиб в ДТП, и Патриархия тут же опровергла эти сообщения: «Появившиеся в ряде СМИ версии о том, что патриарх попал в ДТП, никоим образом не соответствуют действительности».
.

фото Сергей Ильницкий/EPA

Однако почти год слухи вокруг смерти патриарха Алексия продолжали циркулировать и множиться, вплоть до версии что патриарх Алексий был ритуально умерщвлён в канун иудейского праздника Ханука. И их кульминацией стала нашумевшая версия Стаса Садальского, согласно которой Патриарх был убит руками осетинских боевиков за то, что он не поддержал военные действия России против Грузии в августе 2008 года. Стало понятно, что РПЦ оказалась в невыгодном положении, которое в шахматах называется «цугцванг» - какой бы ход шахматист ни сделал, он будет для него невыигрышным. Врать дальше - плохо, раскрыть истинные обстоятельства смерти Патриарха - тоже плохо.
И только спустя почти год после похорон Святейшего, бывший его референт и очень близкий к Патриарху Кириллу протодьякон Андрей Кураев получил наконец благословение рассказать правду и о травме головы как причине смерти, и о туалете, и о крови в нем, и о запертых дверях в спальню. Как сказал Кураев, руководство церкви отказалось сразу обнародовать реальную картину кончины Святейшего по морально-этическим соображениям: «Понятно, что и Патриархии было трудно сказать о том, что со смертью Предстоятель встретился в уборной. То, что было бы горько-обычно для простого человека, могло бы быть воспринято как скандал в применении к Патриарху». Но как скандал в применении к Патриарху было воспринята не правда об обстоятельствах его кончины, а официальная ложь РПЦ.


Кураев тогда сказал ещё: «Побоявшись сказать неблаговидную правду об обстоятельствах смерти Святейшего, Патриархия получила мерзкий слух». Но он не сказал, что соврав об обстоятельствах смерти Патриархия получила не один мерзкий слух, а много мерзких слухов. Которые тут же прекратились, как только всплыла правда о подробностях последних часов жизни Алексия. Ну умер человек так, а не иначе - ничего позорного в этом нет, никто не волен выбирать место где внезапно умрет. Люди часто лучше и умнее, чем думают о них церковники…
.

Внутри церковников, наверное, борются не злой волк с добрым, а Дьявол с Богом

Высшие иерархи Церкви тоже когда-то были детьми, и мамы им тоже наверное говорили: «Сыночек, врать нехорошо. Враньё вскроется, потом стыдно будет». Ну ладно, люди пожилые может и не помнят уже чему их в детстве учили. Но ведь жизнь постоянно их учит тому же самому - всякий раз, когда иерархи Церкви врут, они получают «мерзкие слухи» и скандалы. А маленькая ложь иногда растет как снежный ком, превращаясь в огромное враньё.
Ну вот как в истории с «часами Кирилла»:
1. Носишь дорогие часы - ну не ври, что не носишь.
2. Поймали на вранье с помощью фотографий - не пытайся совершить новый обман путем их монтажа.
3. Поймали на неумелом монтаже - не называй это «нелепой ошибкой», и гонениями на Церковь.
Ведь не соври тогда Патриарх Кирилл в первый раз, отрицая очевидное, не пришлось бы врать и дальше. И скандала с часами бы не было, и стыдно бы не было перед Богом и людьми, и Церковь не роняла бы свой авторитет.
Потому как говорить правду не всегда приятно, но иногда полезно.

5 декабря 2008 года скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, пятнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви с введения Патриаршества на Руси.

Патриарх Алексий (в миру - Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине (Эстония). Отец его обучался в училище правоведения, гимназию окончил в эмиграции в Эстонии, в 1940 году окончил Богословские трехгодичные курсы в Таллине и был рукоположен во диакона, а затем во иерея; в течение 16 лет был настоятелем Таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже и председателем епархиального совета. Мать Святейшего Патриарха - Елена Иосифовна Писарева (+1959), уроженка Ревеля (Таллина).

С раннего детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви под руководством своего духовного отца протоиерея Иоанна Богоявленского, впоследствии - епископа Таллинского и Эстонского Исидора; с 1944 по 1947 год был старшим иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла, а затем и у епископа Исидора. Обучался в русской средней школе в Таллине. С мая 1945 по октябрь 1946 года он был алтарником и ризничим Александро-Невского собора в Таллине. С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года - в Казанской церкви Таллина.

В 1947 году поступил в Санкт-Петербургскую (в то время - Ленинградскую) Духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1949 году. 15 апреля 1950 года Алексей Ридигер был рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1950 года - в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Johvi) Таллинской епархии. В 1953 году отец Алексий окончил Духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия.

15 июля 1957 года отец Алексий назначен настоятелем Успенского собора города Тарту и благочинным Тартуского округа. 17 августа 1958 года возведен в сан протоиерея. 30 марта 1959 года назначен благочинным объединенного Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии. 3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество. 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию определено быть епископом Таллинским и Эстонским с поручением ему временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 года иеромонах Алексий возведен в сан архимандрита. 3 сентября 1961 года в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Таллинского и Эстонского.

14 ноября 1961 года епископ Алексий назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 23 июня 1964 года епископ Алексий возведен в сан архиепископа. С 22 декабря 1964 года архиепископ Алексий назначается управляющим делами Московской Патриархии и становится постоянным членом Священного синода. На посту управляющего делами он пробыл до 20 июля 1986года. 7 мая 1965 года архиепископ Алексий назначается председателем Учебного комитета. Освобожден от этой должности, согласно личной просьбе, 16 октября 1986 года. С 17 октября 1963 года по 1979 год архиепископ Алексий - член Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

25 февраля 1968 года архиепископ Алексий возведен в сан митрополита. С 10 марта 1970 года по 1 сентября 1986 года осуществлял общее руководство Пенсионным комитетом, задачей которого было пенсионное обеспечение духовенства и других лиц, работавших в церковных организациях, а также их вдов и сирот. 18 июня 1971 года во внимание к усердным трудам по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года митрополит Алексий удостоен права ношения второй панагии. Митрополит Алексий выполнял ответственные функции в качестве члена Комиссии по подготовке и проведению празднования 50-летия (1968) и 60-летия (1978) восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви; члена Комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года, а также председателя процедурно-организационной группы, председателя секретариата Поместного Собора; с 23 декабря 1980 года он - заместитель председателя Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси и председатель организационной группы этой комиссии, а с сентября 1986 года - богословской группы. 25 мая 1983 года назначен председателем Ответственной комиссии для разработки мероприятий по приему зданий ансамбля Данилова монастыря, организации и проведению всех реставрационных и строительных работ по созданию на его территории Духовно-административного центра Русской Православной Церкви. На этой должности пробыл до назначения на Санкт-Петербургскую (в то время - Ленинградскую) кафедру. 29 июня 1986 года назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией.

7 июня 1990 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви избран на Московский Патриарший Престол. Интронизация состоялась 10июня 1990 года.

Деятельность митрополита Алексия на международном поприще

В составе делегации Русской Православной Церкви участвовал в работе III Ассамблеи Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Нью-Дели (1961); избирался членом Центрального комитета ВСЦ (1961-1968); был президентом Всемирной конференции "Церковь и общество" (Женева, Швейцария, 1966); членом комиссии "Вера и устройство" ВСЦ (1964 - 1968). В качестве главы делегации Русской Православной Церкви участвовал в богословских собеседованиях с делегацией Евангелической Церкви в Германии "Арнольдсхайн-II" (ФРГ, 1962), в богословских собеседованиях с делегацией Союза Евангелических Церквей в ГДР "Загорск-V" (Троице-Сергиева Лавра, 1984), в богословских собеседованиях с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии в Ленинграде и Пюхтицком монастыре (1989). Более четверти века митрополит Алексий посвящал свои труды деятельности Конференции Европейских Церквей (КЕЦ). С 1964 года митрополит Алексий - один из президентов (членов президиума) КЕЦ; на последующих генеральных ассамблеях переизбирался президентом. С 1971 года митрополит Алексий - вице-председатель Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. 26 марта 1987 года избран председателем Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. На VIII Генеральной ассамблее КЕЦ на Крите в 1979 году митрополит Алексий был основным докладчиком на тему "В силе Святого Духа - служить миру". С 1972 года митрополит Алексий - член Совместного комитета КЕЦ и Совета Епископских Конференций Европы (СЕКЕ) Римско-Католической Церкви. 15-21 мая 1989 года в Базеле, Швейцария, митрополит Алексий был сопредседателем I Европейской экуменической ассамблеи на тему "Мир и справедливость", организованной КЕЦ и СЕКЕ. В сентябре 1992 года, на Х Генеральной ассамблее КЕЦ, истек срок полномочий Патриарха Алексия II в качестве председателя КЕЦ. Его Святейшество выступил на II Европейской экуменической ассамблее в Граце (Австрия) в 1997 году. Митрополит Алексий был инициатором и председателем четырех семинаров Церквей Советского Союза - членов КЕЦ и Церквей, поддерживающих сотрудничество с этой региональной христианской организацией. Семинары проходили в Успенском Пюхтицком женском монастыре в 1982, 1984, 1986 и 1989 годах.

С 1963 года он был членом правления Советского фонда мира, Участвовал в учредительном собрании общества "Родина", на котором избран членом совета общества 15 декабря 1975 года; переизбирался 27 мая 1981 и 10 декабря 1987 года. 24 октября 1980 года на V Всесоюзной конференции Общества советско-индийской дружбы избран вице-президентом этого Общества. 11 марта 1989 года избран членом совета Фонда славянской письменности и славянских культур. Делегат Всемирной христианской конференции "Жизнь и мир" (20-24 апреля 1983 года, Упсала, Швеция). Избран на этой конференции одним из ее президентов. С 24 января 1990 года входил в состав правления Советского фонда милосердия и здоровья; с 8 февраля 1990 года - в состав президиума Ленинградского фонда культуры. От Фонда милосердия и здоровья в 1989 году был избран народным депутатом СССР.

В качестве сопредседателя вошел в Российский организационный комитет по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию двухтысячелетия христианства (1998-2000). По инициативе и при участии Святейшего Патриарха Алексия II состоялась межконфессиональная конференция "Христианская вера и человеческая вражда" (Москва, 1994). Святейший Патриарх председательствовал на конференции Христианского межконфессионального консультативного комитета ""Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13:8). "Христианство на пороге третьего тысячелетия" (1999); Межрелигиозном миротворческом форуме (Москва, 2000).

Святейший Патриарх Алексий был почетным членом Санкт-Петербургской и Московской Духовных академий, Критской православной академии (Греция); доктором богословия Санкт-Петербургской духовной академии (1984); доктором богословия honoris causa Богословской академии в Дебрецене Реформатской Церкви Венгрии и Богословского факультета Яна Коменского в Праге; доктором богословия honoris causa Генеральной семинарии Епископальной Церкви в США (1991); доктором богословия honoris causa Свято-Владимирской Духовной семинарии (академии) в США (1991); доктором богословия honoris causa Свято-Тихоновской Духовной семинарии в США (1991). В 1992 году избран действительным членом Российской академии образования.

Патриарх также был доктором богословия honoris causa Университета "Аляска Пасифик" в городе Анкоридже, Аляска, США (1993); лауреатом Государственной премии Республики Саха (Якутия) имени А.Е.Кулаковского "За выдающуюся подвижническую деятельность по консолидации народов Российской Федерации" (1993). В 1993 году Алексию II было присвоено звание почетного профессора Омского государственного университета за выдающиеся заслуги в области культуры и образования. В 1993 году присвоено звание почетного профессора Московского государственного университета за выдающиеся заслуги в деле духовного возрождения России. в 1994 году - почетного доктора филологических наук Санкт-Петербургского университета.

Его Святейшество также был почетным доктором богословия Богословского факультета Сербской Православной Церкви в Белграде, почетным доктором богословия Тбилисской Духовной академии (Грузия, апрель 1996). Алексий II - обладатель золотой медали Кошицкого университета по факультету православного богословия (Словакия, май 1996); почетный член Международного фонда милосердия и здоровья; председатель Общественного наблюдательного совета по воссозданию Храма Христа Спасителя. Награжден высшей наградой Российской Федерации - орденом святого апостола Андрея Первозванного, орденом "За заслуги перед Отечеством", многими орденами Поместных Православных Церквей и государственными орденами разных стран, а также наградами общественных организаций. В 2000 году Святейший Патриарх избран почетным гражданином Москвы, он также был почетным гражданином Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Республики Мордовии, Республики Калмыкии, Сергиева Посада, Дмитрова.

Его Святейшество удостоен национальных премий "Человек года", "Выдающиеся люди десятилетия (1990-2000), способствовавшие процветанию и прославлению России", "Российский национальный олимп" и почетного общественного титула "Человек-эпоха". Кроме того, Святейший Патриарх является лауреатом международной премии "Совершенство. Благо. Слава", присуждаемой Российским биографическим институтом (2001 год), а также Главной премии "Лицо года", присуждаемой холдингом "Совершенно секретно" (2002).

24 мая 2004 года Патриарху за выдающиеся заслуги в укреплении мира, дружбы и взаимопонимания между народами была вручена награда ООН "Поборник справедливости", а также орден Петра Великого (I степени) за номером 001.

31 марта 2005 года Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II была вручена общественная награда - орден "Золотая звезда за верность России". 18 июля 2005 года Святейшему Патриарху был вручен юбилейный гражданский орден - Серебряная звезда "Общественное признание" номер один "за многотрудную и подвижническую деятельность по оказанию социальной и духовной поддержки ветеранам и участникам Великой Отечественной войны и в связи с 60-летием Великой Победы".

Святейший Патриарх Алексий являлся председателем Патриаршей Синодальной Библейской комиссии, главным редактором "Православной энциклопедии" и председателем Наблюдательного и Церковно-научного советов по изданию "Православной энциклопедии", председателем Попечительского совета Российского благотворительного фонда примирения и согласия, возглавляет Попечительский совет Национального военного фонда.

За годы своего архиерейского служения митрополит Алексий посетил многие епархии Русской Православной Церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. В церковной и светской печати в России и за рубежом опубликовано несколько сотен его статей, выступлений и работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы.

Святейший Патриарх Алексий возглавлял Арихиерейские Соборы 1992, 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, неизменно председательствует на заседаниях Священного Синода. Как Патриарх Всероссийский он посетил 81 епархию, многие по несколько раз - всего более 120 поездок в епархии, целями которых прежде всего являлись пастырское попечение об отдаленных общинах, укрепление церковного единства и свидетельства Церкви в обществе.

За время архиерейского служения Святейший Патриарх Алексий возглавил 84 архиерейских хиротонии (из них 71 после избрания на Всероссийскую кафедру), рукоположил в священный сан более 400 иереев и почти столько же диаконов. По благословению Его Святейшества открывались Духовные семинарии, духовные училища, церковноприходские школы; создавались структуры для развития религиозного образования и катехизации. Его Святейшество уделяет большое внимание установлению в России новых взаимоотношений между государством и Церковью. При этом он убежденно придерживается принципа разделения между миссией Церкви и функциями государства, невмешательства во внутренние дела друг друга. В то же время он считает, что душеспасительное служение Церкви и служение государства обществу требуют обоюдно свободного взаимодействия между церковными, государственными и общественными институтами.

Святейший Патриарх Алексий призывал к тесному сотрудничеству между представителями всех областей светской и церковной культуры. Он постоянно напоминал о необходимости возрождения нравственности и духовной культуры, преодоления искусственных преград между светской и религиозной культурой, светской наукой и религией. Ряд подписанных Его Святейшеством совместных документов заложил основы для развития сотрудничества Церкви с системами здравоохранения и социального обеспечения, Вооруженными Силами, правоохранительными учреждениями, органами юстиции, учреждениями культуры и другими государственными структурами. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II создана система окормления военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

Патриарх выступал со многими миротворческими инициативами в связи с конфликтами на Балканах, армяно-азербайджанским противостоянием, боевыми действиями в Молдавии, событиями на Северном Кавказе, ситуацией на Ближнем Востоке, военной операцией против Ирака и так далее; именно он пригласив к переговорам находящиеся в конфликте стороны во время политического кризиса в России 1993 году.