День памяти валаамской иконы божией матери. Икона Пресвятой Богородицы «Валаамская

В православии существует огромное количество образов Богоматери - одной или с Младенцем Христом. Некоторые из них более популярны и «стары»: например, Владимирская, известная с V века. Другие менее известны, но от этого не менее почитаемы. К последним относится Валаамская икона Божией Матери. Сегодня поклониться ей можно в одноименном монастыре в Финляндии.

Описание иконы

Валаамская икона Божией Матери была написана в Валаамском монастыре в октябре 1878 года. Она является почитаемой православной иконой, которой молятся и в Финляндской архиепископии. Ее написал иеромонах Алипий в миру Константинов, который обучался на художника. За основу им был взяты несколько образов:

Валаамская икона изображает Божию Матерь в полный рост, в красно-синей одежде и с босыми ногами. Она держит на руках младенца, полностью повернутого к зрителю. Христос правой рукой благословляет верующих, в левой держит державу голубого цвета. Фон у иконы золотой, стоит Богоматерь на небольшом белом облаке. Позднее в нижнюю часть образа вложили частицу ризы Богоматери. Стоит отметить, что это единственный в иконописи образ, в котором Богородица изображена босой.

Первое чудо

История обретения иконы и первое чудо описаны в книге «Сказание об обретении Валаамского образа Божией Матери». Это произошло благодаря благочестивой крестьянке Наталье Андреевой , которая много лет, с 1878 года, когда была написана икона, страдала от боли в ногах. Однажды таинственный голос повелел ей отправиться в монастырь в Валааме и помолиться о выздоровлении. Будучи набожной, Наталья начала собираться, и летом 1896 года была готова ехать.

В ночь накануне отъезда ей приснилась женщина в красной одежде. Она была окружена сиянием и держала на руках младенца. Женщина пожелала крестьянке счастливого пути и пообещала, что та найдет ее на Валааме.

Однако, приехав на остров, Наталья так и не нашла женщину, хоть и обошла все монастыри. Уже перед самым отъездом она зашла помолиться в Успенскую церковь и увидела таинственную незнакомку: икона висела на колонне. Но помолиться и даже дотронуться до нее крестьянка не успела: уже раздался гудок парохода, на котором ей предстояло уплыть. Но, приехав домой, Наталья поняла, что боли ослабли, и решила вернуться.

Вернуться ей удалось только через несколько лет. Войдя в Успенскую церковь, Наталья увидела, что икону сняли. Она опросила всех людей, но никто не знал, куда ее перенесли. Кто-то высказал предположение, что образ перевезли в петербургскую часовню на Васильевском острове, но и там ее не оказалось.

На следующий год Наталья вернулась вновь. Она долго молилась перед мощами святых Сергия и Германа об обретении Валаамской Богоматери, и той же ночью ей приснился сон. Во сне Наталья бродила вокруг упраздненной, закрытой церкви Николая Чудотворца и просила Богоматерь открыть ей. Таинственный голос вновь ответил ей, что Богородица тут и скоро отыщется. Наталья даже увидела, где ей искать: в кладовке, среди устаревшей церковной утвари.

Наутро Наталья заказала молебен перед вновь обретенной иконой, после совершения которого ее боли полностью прошли.

Дальнейшая судьба

После чудесного обретения образа к нему начали стекаться паломники, в том числе серьезно больные люди. Многие исцелялись, другим являлись чудесные знамения. В 1917 году при основании Смоленского скита планировалось освятить его в честь Валаамской Богоматери, но икона на тот момент еще не имела официального церковного прославления.

Сегодня икона Богородицы Валаамская является одной из самых почитаемых, однако остается в числе местночтимых. Она расположена в Ново-Валаамском монастыре.

Днями почитания являются:

  1. 14 июля - день обретения;
  2. 20 августа - день почитания в Финляндской православной церкви.

Многие обращаются к Валаамской Божией Матери. В чем помогает эта икона:

Валаамская Богородица считается главной заступницей людей перед Господом, а потому просить ее можно обо всем. Единственное правило: просьба не должна нести зла кому-то.

Никаких особых правил нет, но стоит придерживаться некоторых советов:

В Ново-Валаамском монастыре помимо простой молитвы стоит заказать молебен, а также прикоснуться к вложенному в икону кусочку ризы Богородицы.

В России списки иконы находятся в подворьях Валаамского монастыря:

  1. В Московском подворье в церкви преподобных Сергия и Германа в Москве. Адрес: 2-я Тверская - Ямская улица, д. 52;
  2. В Санкт-Петербургском подворье в Казанской церкви. Адрес: Невский проспект, д. 1/29.

Валаамский и Ново-Валаамский монастыри

История Валаамского монастыря началась очень давно . По преданию, апостол Андрей Первозванный шел на север, проповедуя христианство, дошел до Невского озера и установил на Валаамских горах каменный крест. После в X веке двое иноков основали на одном из островов монастырь и братство. Долгое время Валаам носил неофициальное название Северный Афон.

При Петре I территория, на которой была построена обитель, оказалась присоединена к Российской империи, Валаамский монастырь был восстановлен. В начале следующего столетия он вошел в состав Финляндского княжества, а после Октябрьской революции - в состав Финляндии.

Во время Второй мировой войны монастырь оказался в зоне боевых действий и закрылся. Монахи покинули его, забрав с собой подлинник иконы. Они переселились в монастырь в Хейнявеси, где основали Новый Валаам в усадьбе Папинниеми.

Валаамский монастырь вскоре открылся вновь, но икона осталась в Ново-Валаамском мужском монастыре, который был включен в Финляндскую православную церковь. Сегодня последний является объектом паломничества и местом посещения туристов . В нем открыты:

  1. Культурный центр и конференц-зал;
  2. Монастырские библиотека и архив;
  3. Народное училище;
  4. Центр реставрации произведений живописи и икон;
  5. Гостиницы для посетителей;
  6. Производство столового вина.

К сожалению, официальный сайт монастыря полностью на финском языке, а потому паломникам из России придется обратиться к «посредникам». У обители заключен договор с паломнической службой «Радонеж», которая регулярно организует поездки туда.

Валаамская икона Божией Матери, расположенная в Ново-Валаамской обители в Финляндии, является одной из самых почитаемых месточитимых православных икон. Валаамская Богоматерь считается покровительницей солдат и пострадавших за веру, но также она защищает и исцеляет всех верующих.

Остров Валаам с его монастырем всегда почитался на Руси как Северный Афон. Особенно прославили его поселившиеся на острове в 1329 году и основавшие Спасо-Преображенскую обитель Святые Преподобные Сергий и Герман Валаамские, икона и гробница которых долгие века привлекала к себе множество паломников.

Одной из них стала и Наталья Андреева из Петербурга. Ее удивительная история положила начало поклонению чудотворной Валаамской иконе Божией Матери.

Утрата и обретение иконы

Эта история произошла в 1887 году. Наталья Андреева, которая вела благочестивый образ жизни, за 10 лет до того очень сильно простудилась, после чего у нее началось серьезное заболевание ног: они болели и распухали так, что ей приходилось передвигаться на костылях. Врачи мало чем смогли помочь, и тогда ей посоветовали отправиться в паломничество в Валаамский монастырь.

Ночью накануне отъезда у нее было чудесное видение: ей явилась женщина в красном одеянии с младенцем на руках, от которой исходило дивное сияние. Она наказала больной обязательно побывать в монастыре и пообещала помочь ей, а затем исчезла.

В этот день на Валааме праздновалось обретение мощей св. преподобных Германа и Сергия Валаамских и собралось огромное количество паломников, так что Наталье с трудом удалось попасть в Успенскую церковь. Каково же было ее изумление, когда на иконе Богоматери она узнала женщину из своего видения, обещавшую ей помощь!

Но едва Наталья успела приложиться к Валаамской иконе Богоматери, как ей пришлось спешить на пристань – пароход, перевозивший паломников, отходил с минуты на минуты, так что ей даже не удалось отслужить молебен перед иконой Богородицы. По возвращении у Натальи прекратились боли в ногах, мучившие ее столько лет, и она ощутила в них неизъяснимую легкость. Теперь ей уже не нужно было пользоваться костылями.

Еще через 10 лет Наталья все-таки решила вновь съездить на Валаам, чтобы принести благодарность исцелившей ее чудотворной иконе, но иконы там не оказалось, и никто не знал, когда и как она исчезла. Поиски в Петербурге на подворье Валаамского монастыря также оказались бесплодными.

Тем не менее, какой-то внутренний голос побуждал ее в третий раз съездить на Валаам для поисков иконы. Ночью ей приснился вещий сон, будто у старинной заброшенной церкви Николая Чудотворца на острове она услышала глас с небес: «Я здесь, ты скоро меня найдешь», а затем врата церкви растворились, и преподобный Сергий Валаамский указал ей место в храме, где находилась чудотворная икона.

После трех дней поста и непрерывных молитв, выходя из храма, она увидела священника, которому поведала свой сон, с чудотворной Валаамской иконой Богородицы в руках. Тут же отслужили торжественный молебен, в ходе которого произошло еще немало исцелений. Все они были зафиксированы в письменном виде и удостоверены многочисленными свидетелями, как и последующие, когда к чудотворной иконе началось массовое паломничество.

Описание иконы

По иконографическому типу Валаамская икона Божией Матери принадлежит к Богородичным образам, именуемым «Панагия» (Всесвятая); близка она по композиции и к другому типу — «Никопея» (Победительница). Характерными отличиями от других образов Богоматери являются держава, которую держит в левой руке Младенец Иисус, и босые ноги Богородицы, стоящей на облаке.

Как выяснилось, икона была написана иеромонахом Валаамского монастыря Алипием (Константиновым) в то самое время, когда Наталья Андреева заболела. Как тут не прозреть значение Божьего Промысла!

В чем помогает Валаамская икона Божией Матери?

Иконе Валаамской иконе Божией Матери молятся об исцелении от недугов и даровании здоровья, ведь впервые свою чудотворную силу она проявила именно в исцелении и продолжала исцелять страждущих.

Помимо этого, искренняя молитва перед иконой «Валаамская Богородица» помогает в обретении мира и гармонии в семейной жизни, благополучных родах, наставлении детей на путь истинный.

Дни памяти святых преподобных Сергия и Германа Валаамских: 11 июля (преставление старцев) и 24 сентября (перенесение мощей).

День Валаамской иконы Божией Матери — первое воскресение после праздника святых апостолов Петра и Павла.

Молитва преподобным Сергию и Герману Валаамским

О велиции отцы наши, Христовы угодницы и теплии предстатели ко Спасу о душах наших, Сергие и Германе! Вы бо в недузех целители явистеся, по морю плавающим кормчии, и утопающим благонадежное избавление, и от всякаго смертоноснаго нашествия хранители, паче же от духов нечистых свобождение и всяких наветов, противу нас содержимых, очищение и помощь. О преблаженнии отцы и чудотворцы преславнии, Сергие и Германе, молитеся ко Владыце Христу о нас, грешных, яко да вашими молитвами сподобимся в день Судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Божии во веки веков. Аминь.

Молитва Валаамской иконе Богородицы

О Пресвятая и Преблагословенная Владычице Богородице, Небесе и земли Царице, обители Валаамския Покровительнице! Припадаем и поклоняемся Тебе пред чудотворною иконою Твоею, и яко призрела еси мйлостивно к болящей рабе Твоей и даровала еси ей исцеление, тако и ныне приими наше усердное моление, Тебе приносимое. Спаси и сохрани, Всемилостивая, Отечество наше и вся люди православный, живущия в нем и к Тебе с любовию прибегающий, от нашествия иноплемённых, от глада и мора, и от всякаго зла, управи пути наша, да возсияют в земли Русстей правда и мир, радость и любовь, сохрани в ней до скончания века веру истинную. Воззри мйлостивным оком Твоим на обитель Валаамскую и соверши Сама о Господе спасение всех, в вере и надежде подвизающихся в ней. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да избавит всех нас от всякия беды, скорби и болезни, да наставит на исполнение заповедей Своих, от вечныя муки да избавит, и да сподобит Твоим ходатайством вселитися во обителех Небесных и славити Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Все о религии и вере - "молитва перед иконой валаамская" с подробным описанием и фотографиями.

икона Божьей Матери «ВАЛААМСКАЯ»

Икона Божьей Матери «ВАЛААМСКАЯ» написанная в 1878 году валаамским иконописцем Алипием, по неизвестным причинам около двадцати лет пролежала в монастырской кладовой церкви святителя Николая. Обрели икону 11 сентября 1897 года. При этом исцелилась от застарелой болезни ног паломница Наталья Андреева, которой Божия Матерь явилась накануне.

До 1940 года икона Божьей Матери оставалась на Валааме. С приходом на остров советской власти, монахи, перебравшиеся в Финляндию и основавшие там «Новый Валаам», забрали её с собой, и этот чудотворный образ до настоящего времени является главной святыней Преображенского собора Ново-Валаамского монастыря. На старом же Валааме остался список (копия) иконы Божьей Матери, которая находилась прежде в Петербурге на Валаамском подворье.

В 2000 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил строительство первого храма в честь Валаамской иконы Божией Матери, причём в том месте, где она была обретена. Тогда же им установлено местное празднование иконы Божией Матери Валаамская – в первое воскресенье после 11 июля (дня памяти святых преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев) и после 12 июля (дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла). Храм в честь Валаамской иконы Пресвятой Богородицы был освящён 19 февраля 2005 года. В Финляндской Православной Церкви праздник в честь Валаамской иконы отмечается 7 августа.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Валаамская» молятся об утверждении в вере и любви.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Валаамская»

Услыши ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, в час сей молящияся и припадающия к Тебе со воздыханием и слезами и умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Владычице, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати Божия, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити их и спасти, разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим в будущем веце всесвятое имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Также читайте у нас на сайте:

Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные “духовные” практики.

Икона Валаамской Божьей матери: в чем помогает?

Ежегодно, в первый воскресный день, наступающий после праздника святых равноапостольных Петра и Павла, Русская православная церковь чествует богородичную икону, обретённую немногим больше века назад среди суровых скал острова Валаама. Чем же прославилась Валаамская икона Божией Матери, в чём помогает и где она сейчас находится? Поговорим об этом в статье.

Болящая раба Божья Наталья

Обстоятельства, при которых была обретена икона Валаамской Божьей Матери, весьма удивительны, и история эта простирается на два десятилетия. Началась она с того, что в 1878 году жительница Петербурга Наталья Андреевна Андреева, набожная и благочестивая особа, происходившая родом из крестьян, простудилась.

В Питере с его сырым балтийским климатом это дело вполне обычное, но для Натальи Андреевны простуда закончилась осложнением – у неё стали болеть и распухать ноги, так что страдалица едва могла передвигаться. Так продолжалось почти десять лет.

Поскольку врачи, к которым она обращалась, не смогли оказать существенной помощи, Андреева по совету своей родственницы решила совершить паломничество в известный всему православному миру Валаамский монастырь. Там, на островах сурового Ладожского озера, во святых храмах и по тайным монашеским скитам, извечно пребывала благодать Божья, щедро изливаемая на всех, кто открывал ей двери своего сердца.

Дивное ночное видение

В ночь накануне отъезда, а было это в июне 1887 года, Наталью Андреевну посетило необычайное видение. В тонком сне она увидела женщину, облачённую в одеяние из малинового бархата, держащую на руках младенца и окружённую дивным сиянием. Ободрив больную своей улыбкой, молодая мать повелела ей непременно побывать в монастыре, обещая свою помощь и заступничество.

После этих слов женщина исчезла, не открыв изумлённой паломнице своего имени. Взволнованная увиденным Наталья Андреевна не смела даже помыслить, что этой ночью сподобилась явления самой Царицы Небесной. Но чудное видение придало ей силы, и наутро больная отправилась на пристань.

Первая поездка в монастырь

Первый раз она ступила на берег острова в день праздника обретения мощей местных святых преподобных Германа и Сергия. По этому случаю все храмы были переполнены паломниками, и лишь в самом конце своего пребывания на острове Наталья Андреевна сумела пробиться в Успенскую церковь, где в образе Пресвятой Богородицы, висевшем на одной из колонн, к своему изумлению, узнала гостью из своего ночного видения, посулившую ей помощь и заступничество. Это и была икона Валаамской Божьей Матери, к тому времени ещё не прославленная чудотворениями.

Однако едва она успела приложится к образу, как вдали прозвучал свисток парохода, призывавший богомольцев на пристань, и в этот свой первый приезд Андреева не успела даже отслужить молебен Богородице. Но тем не менее, вернувшись домой, она почувствовала в ногах необъяснимую лёгкость, ощущение которой было вызвано прекратившейся болью. С этого времени она быстро пошла на поправку и уже передвигалась без костылей.

Повторное посещение острова

Прошло ещё десять лет, в течение которых болезнь не возвращалась, и благодарная Наталья Андреевна пожелала вновь отправиться на остров, где хранилась икона Валаамской Божьей Матери, через который Пресвятая Дева явила ей чудо исцеления. Вновь, как и первый раз, собралась она в дорогу и отправилась на знакомую пристань.

Однако на острове её ждало разочарование – Валаамская икона Божией Матери бесследно исчезла из Успенской церкви. Более того, никто из насельников монастыря не только не мог сказать, куда она могла подеваться, но многие даже уверяли, что такого образа вовсе не было. Даже всеведущий отец ризничий в недоумении разводил руками, но предположил, что если такая икона и была, то, по всей видимости, отправлена в Петербург, где к тому времени открылось монастырское подворье.

Поиски в городе на Неве

Вернувшись в Петербург, Андреева первым делом поспешила на Нарвскую сторону, где находилось подворье Валаамского монастыря. Однако, к её великому разочарованию, и там заветного образа не оказалось. Икона Валаамской Божьей Матери исчезла так же бесследно, как ночное видение, посетившее когда-то рабу Божью Наталью.

Но какой-то внутренний голос не переставал внушать ей, что дивный образ, избавивший её некогда от страданий, реально существует и именно ей суждено его отыскать. Исполнившись верой в своё столь чудное предназначение, Наталья Андреевна в третий раз отправилась на остров.

Второе пророческое видение

Уповая в своих трудах на помощь валаамских святых, она начала с того, что отслужила молебен перед их мощами. В первую же ночь, проведённую в монастырской гостинице, Андреева увидела чудный сон, который наутро поспешила рассказать уже знакомому ей отцу Пафнутию – тому самому ризничему, к которому обращалась в прошлый свой приезд.

Ей снилось, что, блуждая по монастырю и не переставая молиться Божьей Матери, подошла она к старинной церкви Николая Чудотворца, давно упразднённой и закрытой по причине крайней ветхости. И вот там, стоя на паперти, раба Божья Наталья вдруг явственно услышала обращённый к ней голос с небес: «Ты скоро меня разыщешь. Я здесь».

Не успели смолкнуть звуки голоса, как церковную дверь вдруг отворил неизвестно откуда появившийся старец в синей камилавке, в котором Андреева тут же узнала преподобного Сергия Валаамского, пред образом которого в тот день молилась. Он указал ей внутрь, где в глубине храма, среди старой церковной утвари, стояла в углу икона Валаамской Божьей Матери.

Значение сна было вполне очевидным – сама Царица Небесная указывала ей место, где находился её чудотворный образ. Но прежде чем совершить святое дело, Наталья Андреевна сочла своим долгом сначала причаститься и во святых дарах обрести силы. Три дня она постилась и готовила себя ко причастию святых даров, а накануне ночью во сне увидела выходящего из церкви отца Пафнутия, в руках которого был тот самый образ.

Обретение святого образа

Причастившись на ранней литургии святых даров и едва выйдя из церкви, Андреева увидела перед собой толпу богомольцев, впереди которой торжественно шёл отец Пафнутий, неся пред собой образ Пресвятой Богородицы. Сцена, несомненно, являлась продолжением её сегодняшнего сновидения. Поравнявшись с Андреевой, священник срывающимся от волнения голосом произнёс одно лишь слово: «Она?» Сомнений не оставалось, это была та самая икона Валаамской Божьей Матери, столь чудным образом исцелившая её десять лет назад.

Появление отца Пафнутия с иконой в руках перед Натальей Андреевной объясняется следующим образом. Услышав её рассказ о виденном во сне, он также истолковал его как знамение свыше и, получив благословение у настоятеля, отправился в старую церковь, двери которой не отпирались уже много лет. В ней он и обрёл святыню, стоявшую в углу, среди потемневших от времени икон с едва различимыми ликами святых, а также сломанных аналоев и прочей отслужившей свой век церковной утвари.

Прославление чудотворной иконы

Чудесный образ поместили в главный монастырский собор и перед ним в тот же день отслужили торжественный молебен с водосвятием, во время которого произошло немало новых исцелений. Молитва Валаамской иконе Божией Матери, возносимая с верой и упованием, всегда бывала услышана.

Обо всех чудесах были сделаны подробные записи, и, чтобы ни у кого впоследствии не возникло сомнений в их достоверности, каждую страницу заверили подписями многочисленных свидетелей. Когда в 1901 году обитель возглавил игумен Гавриил, он вложил в нижнюю часть иконы величайшую святыню – частицу ризы Божьей Матери.

Вскоре после того как Валаамская икона Божией Матери приобрела славу своими чудотворениями и к ней потянулись тысячи паломников, удалось установить имя написавшего её мастера. Им оказался подвизавшийся некогда в монастыре иеромонах Алипий (Константинов).

Образ Богородицы он завершил в 1887 году, незадолго до своей кончины, как раз в то время, когда Наталья Андреевна простудилась. Как удивительно оказались связаны между собой эти два события – в тиши монастыря художник написал икону, а в Петербурге в это время заболела женщина, недуг которой в конечном итоге послужил её прославлению.

Иконография Валаамского чудотворного образа

Остановимся подробнее на том, что представляет собой Валаамская икона Божией Матери, фото которой представлено в статье. По мнению искусствоведов, она принадлежит к типу богородичных образов, берущему своё начало из Византии и именуемому «Панагия», что в переводе означает «Всесвятая». Также эта икона по своему композиционному построению может быть отнесена к иному, но близкому типу «Никопея» – «Победительница».

С ними её роднит изображение Богородицы, стоящей в полный рост и держащей перед собой младенца, благословляющего зрителя жестом правой руки. Однако держава, находящаяся в его левой руке, не византийского происхождения. Эта деталь композиции характерна для западноевропейских икон «Христос – Спаситель мира».

Икона Валаамской Божьей Матери имеет любопытную деталь, являющуюся уникальной в православной иконописи: Царица Небесная изображена с босыми ногами, они видны из-под края её облачения. Ничего подобного не встречается в иных богородичных иконах восточной церкви.

Отъезд на чужбину

До 1940 года остров Валаам принадлежал Финляндии, и среди прочих святынь там находилась Валаамская икона Божией Матери. Празднование дня её обретения, некогда многолюдное за счёт паломников, приезжавших из Петербурга и прочих российских городов, после революции стало совершаться лишь насельниками обители да теми немногими её почитателями, что после октябрьского переворота иммигрировали на Запад.

Когда же по окончании Финской войны Ладога со всеми её островами была присоединена к Советскому Союзу, насельники монастыря, покинув обжитое место, перебрались в глубь Финляндии, где ими был основан монастырь, получивший название «Новый Валаам». С собой они постарались увезти всё, что было возможно. В первую очередь, разумеется, взяли наиболее дорогие им святыни, среди которых были кресты, иконы, церковные книги и облачения.

Так оказался в Финляндии и чудотворный образ, некогда исцеливший Наталью Андреевну и многих других паломников. Тропарь Валаамской иконе Божией Матери, написанный вскоре после её обретения, отныне стал звучать на чужой земле, и с каждым годом всё больше православных финнов стало приходить к ней, чтобы в молитвах испросить через неё заступничества Царицы Небесной. Там же она находится и по сей день, установленная в главном храме обители – Преображенском соборе (фото в конце статьи) и по праву считающаяся главной монастырской святыней.

Последующая судьба острова Валаама и его монастыря

А на покинутом монахами острове на протяжении почти всего советского периода религиозная жизнь не возобновлялась. Длительное время там находился дом инвалидов войны и труда, куда несчастных калек привозили с материка подчас в принудительном порядке. Лишь в шестидесятые годы этот дивный уголок северной природы был открыт для туристов, а через десять лет помещения бывшего монастыря и принадлежавших ему скитов получили статус музея-заповедника. Тогда же началась их реставрация.

Возрождение монастыря началось в сентябре 1989 года, когда решением правительства Карелии его территория и все находившиеся на ней постройки были переданы в пользование Ленинградской епархии. День Валаамской иконы Божией Матери, отмечаемый, как уже говорилось, в первое воскресение после праздника святых апостолов Петра и Павла, был официально установлен в 2002 году указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Среди прочих сооружений сохранилось и здание той самой, упразднённой когда-то Никольской церкви, в которой была обретена чудотворная икона. После капитального ремонта и надлежащей реставрации в ней был создан храм Валаамской иконы Божией Матери. В нём находится список, сделанный с оригинала, навсегда оставшегося в Финляндии.

Валаамская икона Божией Матери: в чем помогает?

Само прославление Валаамской иконы, через которую было явлено немало чудес, началось с исцеления страждущей петербурженки, о котором подробно рассказывалось выше. Это положило начало традиции молить перед этим образом Пресвятую Богородицу об избавлении от недугов и даровании здоровья. Примеров того, как щедро изливалась на молившихся Благодать Божия и они обретали просимое, очень много. Большинство таких случаев записаны в монастырских книгах и подтверждены подписями свидетелей. Трудно даже представить, скольким принесла желаемое исцеление Валаамская икона Божией Матери.

О чем молятся ещё перед этим дивным образом? Разумеется, нельзя сводить представление о помощи, ниспосылаемой Царицей Небесной, лишь к исцелению человеческой плоти, сколь бы ни было это важно для нас. Милость её безгранична, и, предстательствуя перед Господом, она ходатайствует об исполнении всех молитв, идущих от чистого сердца и укреплённых верой. Не оставит Богородица без своего участия тех, кто перед её честным образом просит о воцарении мира в семье, о благополучном разрешении от беременности, о вразумлении детей и наставлении их на путь истинный.

Валаамская икона Божьей Матери: история и фото

Церковные предания сохранили множество случаев, когда та или иная икона, обладающая чудотворной силой, являлась верующим во сне или в видении, указывая, где ее отыскать. Таким вот образом – через сон больной крестьянки – была обретена и икона Валаамской Божьей Матери, и – позже – не менее почитаемая «Державная».

Особенности обеих историки церкви видят в прямой связи с некоторыми событиями. Так, в частности, явление Валаамской святыни увязывается со скорым после этого события восшествием на престол императора Николая Второго. Обретение же иконы «Державная» совпало с последним днем его царствования. Оба образа как будто сопровождали путь последнего царя.

Автор образа – валаамский иеромонах Алипий (Константинов) . До ухода в монастырь он учился на художника, а здесь после пострига был наречен этим именем – такое носил прославленный иконописец из Киево-Печерской лавры.

Предание об обретении и прославлении этого образа подробно изложено в церковном письменном памятнике, который так и называется: «Сказание об обретении образа…» Именно здесь описано первое чудо, происшедшее с крестьянкой Натальей Андреевной Андреевой, много лет в результате перенесенной сильной простуды страдавшей болями в ногах. Однажды ей прозвучал таинственный голос, повелев отправиться на Валаам, в монастырь, что поможет выздороветь.

Благочестивая крестьянка засобиралась в дорогу. А в ночь перед отъездом во сне ее посетило видение: окруженная сияющим ореолом Женщина в красном облачении, держащая на своих руках Младенца. Она проговорила Андреевой слова ободрения, а на вопрос той, не на Валааме ли и она живет, подтвердила: да, именно там, и скоро ты меня узришь.

Паломница прибыла на остров как раз в праздничный день, но прекрасная незнакомка из видения Наталье так нигде и не встретилась. Уже собираясь в обратный путь, она зашла помолиться на дорогу в Успенскую церковь и увидела прикрепленный к колонне образ : это была Женщина из сонного видения…

Но тут над островом разнесся призывный гудок парохода, на котором предстояло отплыть Андреевой, и она не успела даже дотянуться до святой иконы, чтобы приложиться к ней, не говоря уж о том, чтобы отслужить у нее молебен. Однако, вернувшись домой, женщина почувствовала, что боли в ногах стали заметно слабее, а позже и вовсе смогла передвигаться без опоры.

Через несколько лет Наталья Андреева снова посетила монастырь. В знакомой церкви иконы на прежнем месте не оказалось , и у кого бы расстроенная женщина ни спрашивала, куда же та делась, никто не мог ответить. Ризничий, отец Пафнутий, предположил, что, возможно, ее перевезли в С.-Петербург, в монастырскую часовню, что на Васильевском острове.

Наталья Андреева пробыла в обители полмесяца в надежде все же отыскать желаемое, посетила все монастырские церкви, но поиски не увенчались успехом . Вернувшись в Петербург и следуя предположению о. Пафнутия, она отправилась на Васильевский: в часовне ее тоже ждало разочарование.

Год спустя паломница снова добралась до Валаама. Горячие мольбы женщины перед мощами святых преподобных Сергия и Германа об отыскании заветной иконы, не остались безответными: ей снова приснился благодатный сон .

Во сне Андреева как будто бродила вокруг закрытой монастырской церкви свт. Николая Чудотворца, которую упразднили , и беспрерывно молила Царицу Небесную открыть, где рабе Божьей Наталье искать явленную ей однажды икону.

И таинственный голос вновь возвестил, что она, дескать, здесь и скоро отыщется. Во сне же женщина увидела, где находится святой образ – в кладовке заброшенной церкви, а потом еще раз – что его отыскал о. Пафнутий. Оказалось, именно там он и обнаружил икону, до половины завернутую в рогожу и стоявшую среди устаревшего богослужебного инвентаря и ветхих образов.

Надо ли говорить, что Наталья сразу же узнала икону, которую много лет назад видела на церковной колонне и встречи с которой так долго искала ? Она попросила священника отслужить перед обретенной иконой молебен с водосвятием и вскоре после этого полностью избавилась от болезни.

Интересный момент: годом написания иконы является 1878-й – именно в тот год и заболела Наталья Андреевна, благодаря исцелению которой впоследствии был прославлен чудотворный образ.

Несколько слов о судьбе Валаамской иконы

После чудесного обретения и не менее чудесного исцеления болящей Натальи чудотворный образ стал особо почитаться на Валааме . Перед ним проходили специальные богослужения. По молитвам к нему исцелялись серьезно больные люди; он являл различные знамения.

При основании Смоленского скита его предполагали освятить в честь этой иконы Богородицы. Однако посчитали, что акт сей преждевременный, поскольку на тот момент образ не обрел еще церковного прославления официально.

После Октябрьской революции Ладожское озеро по договору отошло к Финляндии, и икона оставалась на Валааме до 1940 года, когда монастырь попал в зону боев в ходе советско-финской военной кампании. Монахи покинули обитель, забрав по возможности многие святыни. В их числе находился и подлинник Валаамской иконы. В финском местечке Хейнявеси спасшимися монахами был основан монастырь, получивший название Новый Валаам.

Многие годы Русская Православная Церковь ведет с Финляндской Православной Церковью переговоры , имеющие целью возвращение драгоценной реликвии на историческую родину.

Как она выглядит?

Небесную Царицу иконописец изобразил во весь рост. Она стоит на золотистом облаке. Ее левая рука, поддерживающая Богомладенца снизу, скрыта покрывалом, а открытая правая – охватывает Его спереди. Облачение Ее состоит из темно-синего хитона и алого покрывала (мафория), укрывающего с головы до ног, но оно не скрывает обнаженных стоп Пречистой Девы.

Правая рука Младенца Иисуса поднята в благословляющем жесте , а в левой Он удерживает символ монархической власти – державу, верх которой венчает крест.

В древней Византии изображение Богородицы, подобное этому, носило название «Никопея» – «Победотворная», «Победительница» , и оно служило святым оберегом императорского двора, так называемым палладиумом.

Образ Валаамской Божьей Матери отличается от остальных Богородичных икон уникальной деталью – именно тем, что Пресвятая Дева изображена на ней босоногой .

Значение и фото

Весть о том, что Божья Матерь взяла под свое особое покровительство землю русскую , пришла именно с Валаама, который носит духовное имя Северный Афон.

Это знак того, что Богородица избрала его местом своего особого присутствия. Именно поэтому Валаамская икона находится в числе наиболее почитаемых, хоть и местночтимых.

Обретение чудотворной иконы здесь свидетельствует об еще одном уникальном значении – не только для острова, но и для всей страны: оно показывает, что Богородица предстательствует перед Творцом за всю землю русскую . Об этом даже говорится в документальных записях о видениях, которые посещали валаамских старцев, времен Первой мировой.

Одно из них повествует, что Пресвятая Богородица, именно в таком виде, как Она явлена на иконе, слезно молила Господа спасти страну от супостата и даровать народу земли русской победу.

Монахи Смоленского скита, где обретался в ту пору сей образ, молились перед ним о воинах, погибших в I Мировой, а затем – в Гражданской, а еще позже – за пострадавших за веру в годину репрессий, в десятилетия тотальной потери духовности, о возвращении которой следует молиться перед этой иконой и нынче – для счастья будущих поколений.

День празднования

Ровно 20 лет назад, в 1997-м, по просьбе игумена Панкратия о прославлении местночтимой иконы, а также в честь ее столетнего чудесного явления тогдашний Патриарх Алексий II установил дату ее празднования.

Несколько лет оно отмечалось в первый воскресный день, следующий за 11 июля по новому стилю, когда почитается память преподобных Германа и Сергия, а также св. Апостолов Петра и Павла, чей день памяти приходится на 12 июля. А с 2004 года датой празднования установлено 14 июля – икона, согласно преданию, была обретена в этот день.

О чем молятся?

Из истории явления и дальнейшей «биографии» Валаамской иконы известно, что первые чудотворения были связаны с исцелением больных, часто считающихся безнадежными. Поэтому вполне логично, что к ней обращаются с молитвой избавить от недугов, даровать здоровье.

Милостей Богородицы, явленных по искренним молитвам, не счесть. В монастыре хранятся книги, в которых описаны такие случаи, и записи эти удостоверили своими подписями сами страждущие, свидетели и очевидцы.

Святые иконы вообще и Богородичные в частности не ограничиваются какой-то «узкой специализацией» – вот перед этой надо просить о том-то, а перед этой – о том-то. Здоровье, конечно, и исцеление от хворей – самая основная проблема, но не единственная.

Так и к Валаамской иконе можно обращаться, помня, что Божья Матерь – наша ходатаица, молитвенница и заступница перед Отцом Небесным, и просить, чтобы в семьях воцарялись мир и согласие, чтобы помогла вразумить детей и наставить их на праведный и истинный путь. Обращаются к Ней с молитвой и женщины, ожидающие ребенка, о благополучном разрешении от бремени.

Известно, что многие физические недуги нередко происходят от недугов душевных. Душа, мучимая страстями, унынием и скорбями, не может «обеспечить» здоровья телу . А страсти возникают, если в этой самой мятущейся душе недостает веры и твердости в ней, любви, терпения и смирения. Стоит обратиться к Богородице именно с мольбой избавить от скорбей и страстей, даровать смирение.

Почитается эта икона как покровительница воинов , мученически пострадавших за веру, и как защитница веры православной на наших землях.

Икона и ее чтимые списки: места нахождения

Как уже упоминалось, оригинал Валаамской иконы Божьей Матери сберегается в монастыре Новый Валаам, на территории Финляндии . Ее можно увидеть в Преображенском соборе, за клиросом с левой стороны.

В родной обители, на Валааме, представлен список иконы, воспроизведенный в 1900 году местными монахами и являющийся одной из основных монастырских святынь. Этому списку был предначертан длинный путь сюда. Долгие годы чтимая копия была «прописана» в монастырской часовне Васильевского острова в С.-Петербурге, затем перемещена в храм на Смоленском кладбище, где от нее произошло много исцелений.

В начале 1990-х икона сначала переместилась на монастырское подворье в Санкт-Петербурге; ко дню, посвященному памяти прпп. Сергия и Германа Валаамских, ее переправили в обитель, а затем снова возвратили подворью. И, наконец, в 1996 году Алексий II дал высокое патриаршее благословение перенести образ Богородицы в Ее родной монастырь, что и произошло 10 июля.

На Московском подворье Валаамского монастыря (в церкви Преподобных Сергия и Германа) помещен список, подаренный обители финским православным обществом «Валаам».

Казанский храм монастырского подворья в С.-Петербурге владеет еще одной копией чудотворной иконы . Она расположена между Никольским приделом (правым) и главным престолом. Этот список иконы дополнен изображениями прпп. Германа и Сергия.

О Пресвятая и Преблагословенная Владычице Богородице, Небесе и земли Царице, обители Валаамския Покровительнице! Припадаем и поклоняемся Тебе пред чудотворною иконою Твоею, и яко призрела еси мйлостивно к болящей рабе Твоей и даровала еси ей исцеление, тако и ныне приими наше усердное моление, Тебе приносимое. Спаси и сохрани, Всемилостивая, Отечество наше и вся люди православный, живущия в нем и к Тебе с любовию прибегающий, от нашествия иноплемённых, от глада и мора, и от всякаго зла, управи пути наша, да возсияют в земли Русстей правда и мир, радость и любовь, сохрани в ней до скончания века веру истинную. Воззри мйлостивным оком Твоим на обитель Валаамскую и соверши Сама о Господе спасение всех, в вере и надежде подвизающихся в ней. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да избавит всех нас от всякия беды, скорби и болезни, да наставит на исполнение заповедей Своих, от вечныя муки да избавит, и да сподобит Твоим ходатайством вселитися во обителех Небесных и славити Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Среди почитаемых образов Богоматери есть особые иконы, которые явили себя страждущим или паломникам. Одна из таких - Валаамская икона, перед которой молятся об укреплении веры и исцелении.

Валаамская икона помогает верующим усмирить гнев, отказаться от негативных мыслей и поступков и исцелиться от недугов . Образ Богоматери намолен тысячами паломников и помогает всем страждущим.

История Валаамской иконы

Чудесное обретение иконы произошло благодаря паломнице Наталье Андреевне. Женщина простудилась, и у нее начала развиваться ревматическая болезнь. Все попытки вылечить недуг были тщетными, и христианка молила Господа даровать ей исцеление. Внутренний голос подсказал ей отправиться на святую Валаамскую землю, а перед отъездом к Наталье Андреевне явилась сама Богородица и сказала, что больная найдет утешение после трудного путешествия.

Прибыв на остров Валаам, женщина зашла в Успенскую церковь, где и обнаружила икону Богоматери с младенцем на руках. Дева Мария выглядела в точности как во сне. Наталья Андреевна поставила свечу перед иконой, а по приезде домой обнаружила, что болезнь отступает. Следующая поездка на Валаам состоялась спустя много лет, и паломница была опечалена тем фактом, что икона Богоматери была утеряна. Спустя годы ей приснится еще один вещий сон, в котором она узнала, что икона будет вновь обретена. Чудесное возвращение лика Богоматери состоялось в 1897 году, 11 сентября, на радость всем верующим.

Описание иконы

На иконе Богородица изображается в ярком алом мафории. Она написана в полный рост, стоящей босиком на облаке. На руках у нее Младенец, облаченный в белые одежды. Правой рукой он благословляет верующих, а в левой сжимает державу с крестом — символ власти.

В каких храмах находится Валаамская икона Богоматери

Списки с чудотворной иконы можно найти во многих храмах и церквях по всей России:

  • остров Валаам, Спасо-Преображенский монастырь;
  • Москва, церковь имени Сергия и Германа Валаамских;
  • Санкт-Петербург, церковь Иконы Казанской Божией Матери;
  • Карелия, поселок Красная Горка, церковь Николая Чудотворца;
  • Волжский, мужской монастырь имени Сергия и Германа Валаамских;
  • село Чингис Новосибирской области, Петропавловская церковь;
  • Ярославль, Спасская церковь;
  • деревня Костино Московской области, Тихвинская церковь;
  • поселок Верхнебаканский Новороссийского района, церковь Живоначальной Троицы.

В чем помогает икона Божией Матери

Перед святым ликом преклоняются с разными просьбами:

  • избавить от тоски и уныния;
  • помочь укрепиться в вере и противостоять негативу ;
  • исцелить от душевных и физических недугов;
  • защитить от опасностей, связанных с тяжелой работой.

Защиты и покровительства у Богоматери просят беременные женщины, мечтающие произвести на свет здоровых детей.

Молитва перед святым ликом Богоматери

«Царица Небесная, к Тебе обращаюсь с молитвой смиренной. Утоли мои печали и помоги справиться с унынием. Отведи от меня беды и несчастья, не дай сгореть от недугов душевных и телесных. Защити, Мати Богородица, от любого зла и даруй сил для борьбы со злом и лихом. Аминь».

Дата почитания иконы

Почитание Валаамской иконы Богоматери совершается ежегодно 12 июля (29 июня по старому стилю). Также почитают икону 11 июля (28 июня по старому стилю), в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских. На торжественном богослужении священники возносят молитвы Царице Небесной и просят у нее покровительства и защиты.

Список с прекрасной Валаамской иконы можно приобрести для домашнего иконостаса и молиться перед ним Богоматери . Будьте честны и без утайки рассказывайте все, что вас тревожит. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

История обретения Валаамского образа Пресвятой Богородицы во многом напоминаетсказание о Державной иконе. Летом 1896 года в Валаамский монастырь приехала одна благочестивая женщина, Наталья Андреевна Андреева, происходившая из крестьянок Тверской губернии, которая страдала сильной болезнью ног. В Успенском храме она обратилась к монахам с вопросом о том, где находится висевшая прежде в этом храме наколонне с левой стороны икона Божией Матери, на которой Царица Небесная изображенаво весь рост с Младенцем на руках. На этот вопрос ей не смог ответить даже ризничий о.Пафнутий, который решил, что икону, скорее всего, отправили в Петербург в Валаамскую часовню. Две недели пребывания на острове болящая продолжала искать образ Божией Матери, обошла все храмы монастыря, но так и не найдя, вернулась в Петербург.

Иконы не было и в Валаамской часовне. Еще в 1878 году Наталья Андреевна сильно простудилась, и развившаяся болезнь причиняла ей страшные страдания, продолжавшиеся около десяти лет. В 1887 году какой-то внутренний голос сказал Наталье: «Поезжай на Валаам, выздоровеешь!». Ночью, накануне поездки больной было видение женщины в одеянии из малинового бархата с ребеночком на руках, окруженной чудным сиянием, Которая ободрилаее словами: «Не плачь, Спаситель и Я на пути к тебе!». Наталья Андреевна спросила:«Матушка, какая Вы красивая, да хорошая! Разве Вы на Валааме живете?». «Да, там и живу,- был ответ, - ты Меня увидишь на Валааме». Укрепленная чудесным видением Божией Матери, болящая Наталья с радостной душой на другой день отправилась в святое паломничество. Первый приезд Натальи Андреевны совпал с праздником обретения мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских . Перед самым отъездом она зашла в Успенскую церковь и в иконе на левой колонне храма узнала ту самую женщину, которая явилась ей во сне накануне отъезда из Кексгольма (Приозерска). В тот самый момент, когда Наталья Андреевна увидела икону Божией Матери, раздался свисток на отходившем пароходе, и ей не удалось даже приложиться к высоко висевшему образу, тем более отслужить молебен. Вернувшись в Петербург, больная почувствовала значительное облегчение в ногах, так что смогла ходить без палки.
В свой третий приезд на святой остров в 1897 году Наталья Андреевна со слезами горячо молилась перед мощами Валаамских чудотворцев об обретении иконы Божией Матери, и в первую ночь ей был благодатный сон, который она рассказала после молебна у раки преподобных служившему о. Пафнутию. Наталье Андреевне приснилось, что она ходит внутри монастыря около упраздненной церкви святого Николая Чудотворца с молитвой Царице Небесной о том, чтобы увидеть Ее, и вдруг слышит голос: «Я здесь, здесь, скоро разыщешь!». В это же время к ней подходит старичок в голубой камилавке с седой бородой (преподобный Сергий Валаамский) и отворяет дверь церкви со словами: «Вот она!». Тогда женщина увидела внутренность церкви и в углу, между церковной утварью и старыми образами, до половины завернутый в рогожку холст, образ Божией Матери, в котором она сразу узнала разыскиваемую ею икону. В течение трех дней после этого Наталья Андреевна готовилась к святому причастию и накануне этого дня увидела еще один благодатный сон о том, что икона найдена о. Пафнутием. Причастившись на ранней литургии, Наталья Андреевна увидела после службы, что народ из гостиницы бежит в церковь. Оказалось, что отыскали давно забытую икону Божией Матери и принесли в нижний собор. «Эта ли икона?» - спросил болящую отец Пафнутий. «Эта самая!» - в волнении ответила Наталья Андреевна. Образ о. Пафнутий, как было указано в сновидении, действительно нашел в кладовой, располагавшейся в упраздненной церкви святого Николая Чудотворца. Наталья Андреевна тут же попросила о. Пафнутия отслужить водосвятный молебен перед чудесно обретенною иконою Божией Матери, пред которой была зажжена неугасимая лампада. После молебна перед явившимся образом больная женщина получила полное телесное исцеление. Все случившееся с Натальей Андреевной было подробно записано валаамскими монахами, составившими рассказ под названием «Сказание об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемый «Местная Валаамская». После обретения также было выяснено, что эту икону написал валаамский инок-живописец о. Алипий в 1878 г., то есть в том самом году, когда Наталья Андреевна получила сильную простуду, послужившую к прославлению образа.
Судьба Валаамской иконы после революции схожа с историей Коневского образа. До 1940 года она оставалась на Валааме , отошедшем после 1917 года к Финляндии, но после присоединения Ладоги к Советскому Союзу икона валаамскими иноками была увезена в Финляндию, где валаамцы во главе с игуменом Харитоном основали монастырь, названный ими «Новый Валаам». Главной святыней этого монастыря по сей день остается Валаамский образ Божией Матери, который пребывает в Преображенском соборе обители.
В конце XX века Святейшим Патриархом Алексием II было установлено празднование иконы Божией Матери «Валаамская» в первое воскресенье после дня памяти святых преподобных Сергия и Германа , Валаамских чудотворцев, и после дня памяти святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Акафист

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, благодарственное приносим пение о даровании чудныя Ея иконы Валаамския. Ты же, Всемилостивая Царице, яко имущая державу непобедимую и милосердие неизреченное, от всяких зол и бед свободи страну нашу православную, да зовем Ти:

Икос 1

Ангелов Царица и всея твари Владычица преславным прославлением иконы Твоея святыя всю страну Российскую благодатию озарила еси. Темже вернии людие с любовию припадающе к дивному образу Твоему Валаамскому, приносят похвалы сия:
Радуйся, спасения нашего Главизно.
Pадуйся, Мати Господа Вышняго.
Радуйся, Церкве непоколебимый Столпе.
Pадуйся, Царствия Нерушимая Стена.
Радуйся, страну Российскую в жребий и достояние Себе избравшая.
Pадуйся, иконы Твоя чудотворныя, яко звезды в ней умножившая.
Радуйся, земли Русския Царице и Владычице.
Pадуйся, яко Тобою Русь православная хранится.
Радуйся, всю вселенную лучами Твоея благодати озаряющая.
Pадуйся, светом радости души наша просвещающая.
Радуйся, непобедимая Воеводо царей и воинов православных.
Pадуйся, врагов наших видимых и невидимых побеждающая.
Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице.

Кондак 2

Ведый благодать и славу места сего, благослови Господь Матерь Свою даровати Покров Ея над островом Валаамом, яко над северным Афоном, да вси спасающиися на нем от лет древних и до ныне взывают непрестанно Спасителю и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 2

Разум имеюще божественный, преподобнии отцы наши Сергий и Герман приидоша в земли севера воеже Господу невозбранно послужите и достигше острова Валаама, обитель иноческую тамо устроиша. Ты же, Пресвятая Дево, яко Игумения святых обителей православных, сохрани всех подвизающихся зде, единем сердцем и едиными усты воспевающих Ти:
Радуйся, от младенчества Богу посвященная.
Pадуйся, в храме Иерусалимстем воспитанная.
Радуйся, яко житие Твое при храме прообразом жития монашескаго явися.
Pадуйся, иноков чадолюбивая Мати.
Радуйся, остров Валаам, яко место явления благодати Твоея освятившая.
Pадуйся, землю Карельскую благоуханием святости исполнившая.
Радуйся, обитель Валаамскую, яко северный Афон, прославившая.
Pадуйся, храмы и скиты ея славою чудес Твоих осиявшая.
Радуйся, преподобных Сергиа и Германа в молитву с Собою приемшая.
Pадуйся, милостию Своею на острове Валааме дивный сад духовный насадившая.
Радуйся, святыя обители Валаамския Всечестная Игумения.
Pадуйся, Наставнице иноков на путь небесныя жизни.
Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице.