День памяти Бориса и Глеба: что нужно делать, чтобы и богатым и счастливым быть. Борис и глеб

Борис и Глеб Сеятели – народный праздник на Руси, назывался так по причине, что в этот день Христианская церковь вспоминает Борис и Глеб, первых святителей земли Русской и первых ее святых.
В этот день полевые работы приостанавливали, в знак особого почтения к этим святым. Считалось, что они покровительствуют тем, кто занят торговлей. В этот день было принято считать деньги до восхода солнца. Считалось, что должны быть пересчитаны все деньги, даже те, что спрятаны по потаенным местам.
В этот день начинали высаживать теплолюбивые растения – тыквы, кабачки, огурцы на навозные гряды. Считалось, что если сделать это позднее, то можно и вовсе остаться без урожая огурцов.
В этот день начинал петь свои трели соловей. Если он начинал петь сразу после заката, то говорили, что и лето будет таким же нетерпеливым, жарким и сухим.
Начиная с этого дня прекращали сваты ходить по домам, считали, что «сосватаешь в мае – всю жизнь будешь маяться» (этот день соответствовал 2 мая по старому стилю).
В этот день приносили свежую полынь в дом, как средство от блох, которые с приходом тепла становились особенно докучливыми соседями, как в доме, так и в хлевах, где от них особенно страдали птицы и овцы.
Борис и Глеб Сеятели — праздник народного календаря, который не внесен в реестр памятных и праздничных дат РФ.

То, что люди готовы пойти на все ради получения власти известно абсолютно каждому взрослому человеку. История, которая должна учить человечество, имеет огромное количество примеров того, как люди шли на самые ужасные, подлые и некрасивые поступки, дабы получить как можно больше власти.

Огромным количеством подобных поступков изобилует история Киевской Руси. В те времена князья готовы были пойти на все, дабы взойти на престол. Например, сыновья киевского князя готовы были убить друг друга, чтобы стать во главе Киевской Руси после смерти отца. Именно это произошло с сыновьями Владимира Великого. После его смерти сыновья начали делить его престол. В процессе разделения власти и сфер влияния были убиты князья Борис и Глеб. Но больше всего они запомнились не этим. Дело в том, что именно они стали первыми русскими святыми, которых канонизовала не только православная, но и католическая церковь.

Хотя Борис и Глеб не прославились своими государственными делами, как их отец Владимир или брат Ярослав, но именно им посвящен одно из первых древнерусских литературных произведений. Кроме того, с их жизнью связано огромное количество легенд и поверий. Также в их честь было построено множество всевозможных храмов и церквей.

Помимо всего прочего, в память об этих двух благоверных князьях был учрежден праздник. Более того, день памяти о Борисе и Глебе проходит несколько раз в году. Несмотря на такую популярность этих князей и на то, что 4 раза в год проходит день памяти в их честь, мало кто знает о празднике благоверных князей Бориса и Глеба. Однако владеть этой информацией необходимо, ведь это наша история. Тем более что она действительно интересна.

История праздника

В честь Глеба и Бориса установлены сразу 4 дня памяти, что говорит об их значимости не только для истории Киевской Руси, но и для православной церкви. Так, например, 15 мая проходит день памяти о перенесении мощей этих князей в новую церковь-усыпалницу. С инициативой об их перенесении выступил князь Изяслав Ярославович в 1115 году.

5 октября в соборе Тульских святых проходит отдельный день памяти в честь этих князей-мучеников. Этот праздник объясняется тем, что Глеб и Борис были одними из тех православных подвижников, чья жизнь напрямую связана с Тулой. Стоит отметить, что в этот день чтиться память не только сыновей Владимира Великого, но и многих других князей. Более того, собор Тульских святых является самым многочисленным соборным православным праздник. В этот день чтиться память святителей, преподобных и юродивых. Также в собор Тульских святых входит 20 святых князей и княгинь, в том числе Борис и Глеб.

18 сентября проходит отдельный праздник в память о князе Глебе Владимировиче, который был канонизирован не только русской, но и католической церковью. Согласно приданию, Глеб, как и его брат, был убит старшим братом Святополком. Произошло это страшное и подлое убийство 9 сентября. День памяти по этому князю сейчас проходит 18 числа этого же месяца.

Совместный день памяти в честь этих святых князьях-мучениках проходит ежегодно 6 августа. Именно этот праздник можно смело назвать самым масштабным и значим, так как в этот день чтится память обоих князей.

Стоит отметить, что изначально Борис и Глеб почитались как чудотворцы и целители. Ходили легенды, что они могли исцелять больных и прокаженных. Однако со временем отношение к ним немного изменилось. Представители княжеского рода начали видеть в Борисе и Глебе мучеников и своих защитник. Чуть позже обычные русские люди начали относиться так же, как и представители рода княжеского. Так эти князья стали заступниками Русских земель и всех князей.

Летописи изобилуют подробностями о том, что у гробов Бориса и Глеба люди, страдающие от самых различных недугов, чудодейственным образом исцелялись. Кроме того, в них описываются различные победы, которые полководцы одержали под именами этих князей. Так, например, знаменитая победа Невского над шведами была одержана под именами Бориса и Глеба. И это далеко не единственный пример таких побед.

Как отмечают многие современные историки, популяризация имен Бориса и Глеба и создание культа личности этих князей связано с желанием киевских князей укрепить единство государства. Князья понимали, что если младшие братья не будут соблюдать свои обязательства по отношению к старшим братьям, то это может привести к разрушению государства. Во многом именно поэтому был учрежден праздник в честь Глеба и Бориса.

Как отмечают праздник в России

Несмотря на то, что Борис и Глеб являются одними из наиболее популярных, известных и значимых святых князей. Далеко не каждый человек знает о существовании праздника, который отмечается в их честь. Именно поэтому в России День благоверных князей Бориса и Глеба практически не празднуется.

В этот день люди, которым предстоит преодолеть какое-нибудь серьезное испытание, могут помолиться этим святым, дабы они помогли им добиться успеха.

Как отмечают праздник в мире

Так как этот праздник касается исключительно истории Киевской Руси, то в мире он не празднуется за пределами России и некоторых других стран, которые были под влияние Киевского княжества. И это вполне объяснимо, ведь мало кто будет отмечать иностранные праздники, которые были учреждены в честь той или исторической личности. Например, мы не отмечаем День Мартина Лютера Кинга, а в США не отмечают День благоверных князей Бориса и Глеба.

Стоит отметить, что Борис и Глеб также почитаются и в католической церкви. Однако никаких праздников в их честь католики не отмечают.

Однажды Владимир Путин, посещая известного художника Илью Глазунова (в 2009 году) и увидев картину с изображением Бориса и Глеба, задал вопрос: могут ли они быть сегодня примером для нас? В самом деле, мы, почитая святых страстотерпцев Бориса и Глеба, так до конца и не осознаем, в чем состоял смысл их подвига. Что это: пример «непротивления злу» в толстовском смысле? Или нечто иное?

Надо отдать отчет и в том, что те сведения, которые мы можем почерпнуть, к примеру, в «Истории государства Российского» Карамзина, не помогают нам с ответом. Понять смысл жертвы святых Бориса и Глеба без исторического расследования - немыслимо. Поэтому - начнем наш поиск.

Для того чтобы разобраться, в чем, по замыслу Святого Владимира, заключалась будущая политическая миссия Бориса и Глеба, нужно внести определенность в вопрос об их происхождении. «Повесть временных лет» сообщает, что Борис и Глеб родились до брака князя Владимира и византийской принцессы Анны.

Однако в этом случае Борис и Глеб должны были бы появиться на свет раньше 988 года, и к моменту описываемых событий (1015) достичь возраста зрелых мужей. Как согласовать это с юностью Глеба, на которой сделан особый акцент в его житии?

Этот вопрос интересовал многих уже во времена Древней Руси. Составитель тверской летописи XIV века пришел к выводу о том Борис и Глеб - это сыновья Владимира Крестителя и византийской принцессы, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Аргументы в пользу такого вывода обобщены в работах польского историка Анджея Поппэ, подробно проанализировавшего и символику имен, данных Борису и Глебу при крещении (Роман, в честь отца Анны, византийского императора, и Давид - в честь ветхозаветного царя, бывшего самым младшим среди своих братьев), и многозначительные намеки первой церковной службы, составленной Борису («цесарским венцом украшен еси»).

Таким образом, Борис и Глеб должны были положить начало новой династии правителей Руси. С точки зрения византийского права, только они имели законное право на престол Владимира и обладали преимуществом над другими, старшими братьями, рожденными вне церковного брака.

Однако, по принятым на Руси древним обычаям, княжеский стол должен был унаследовать старший в роде, каковым являлся Святополк (усыновленный Владимиром племянник). Были свои претензии и у Ярослава - как у самого старшего из родных сыновей Владимира, родившегося в невенчанном браке с Рогнедой.

В последние годы жизни Владимира Святополк и Ярослав, готовясь к схватке за власть, начали искать союзников за пределами Руси. И нашли их: Святополк заручился поддержкой папского престола и Польши, Ярослав привлек на свою сторону скандинавов. Владимир отреагировал на все это жестко: Святополка и его духовника, католического епископа Рейнборна, заточил в тюрьму, а Ярослава планировал свести с княжения в Новгороде. Вне всяких сомнений, он планировал передать власть Роману-Борису, который командовал княжеской дружиной (и это тоже отражено в его житии).

Ярослав, не дожидаясь «отставки», поднял мятеж и пошел войной на отца. В обстановке надвигающейся междоусобной войны Владимир скончался. Бориса, который последние годы был сопротивлением отца, в это время не было в Киеве.

При этом отсутствовал он не один, а с дружиной.

Воспользовавшись ситуацией, Святополк захватил княжеский престол. Перед Борисом встал выбор: признать власть Святополка или бросить дружину на Киев, чтобы свергнуть названного брата. По каким-то причинам Борис не сделал этого. Решил ли он склониться перед роком и смиренно принять смерть от рук узурпатора? Или были какие-то иные причины?

Чтобы ответить на этот вопрос, еще раз напомним об их происхождении. Если Борис и Глеб - потомки византийских императоров, то именно это обстоятельства подготовки их убийства - убийства тайного, засекреченного. В жестоком мире дохристианской Руси конкуренция между князьями была явлением, увы, нормальным. Потому-то никто и не скрывал, что Ярополка «подняли на мечи», причем предательски, во время переговоров. Ликвидация конкурентов едва ли стала бы моральным барьером и для папского престола - Рим шел навстречу откровенным и лютым здодеям, если видел в таком союзе перспективу укрепления католицизма.

Причина - в Константинополе. Святополк Окаянный подослал убийц тайно, опасаясь мести могущественного дяди князей-страстотерпцев, императора Василия Второго, василевса-воина, отличавшегося мрачной непреклонной решимостью и даже жестокостью при достижении своих целей. Убийство венценосных родственников было в ту пору серьезным поводом для войны. Как, впрочем, и в новейший исторический период: вспомним, что поводом к началу Первой мировой стало убийство эрцгерцога Фердинанда.

Власть, война, вера

Для Владимира Святого принятие христианства было не политическим, а духовным решением. Даже скупые данные летописей это подтверждают: крестившись, Владимир серьезно задумался над тем, может ли он, как христианский государь, предавать преступников смертной казни? Священникам, прибывшим из Царьграда, пришлось потратить время на то, чтобы разубедить князя. Не проливает ли этот эпизод некоторый свет на ту атмосферу, в которой воспитывались Борис и Глеб? Не объясняет ли он, как сформировалось их мировоззрение, заставившее их принести себя в жертву…

В жертву - но кому и чему? Для авторов «Повести временных лет» ответ очевиден: отказавшись идти войной на старшего в княжеском роде, святые князья умерли ради русского государства, ради того идеала власти, в который верил святой Владимир. По сути такая трактовка, безусловно, верна. К этому мы еще вернемся, но сейчас пора задуматься над тем, нет ли в этой жертве еще и иного, высшего религиозного смысла?

Борис отказался начинать войну. Какие мотивы заставили его поступить так? Верил ли Борис в право Святополка на княжеский престол? Как человек, получивший византийское воспитание - едва ли. Была ли у Бориса возможность бросить Святополку вызов? Видимо, да. За ним была дружина, да и дядя его, император Василий Второй, находился тогда на вершине могущества. Почти добив Болгарию в длившейся более двадцати лет войне, Василий вполне мог вмешаться в ситуацию, чтобы утвердить византийскую династию в Киеве. Правда, сделал бы он это отнюдь не самыми гуманными методами. Тысячи болгарских пленных, отправленных им домой после битвы пре Беласице с выколотыми глазами, могли бы подтвердить эти опасения.

Что ждало бы Русь в том случае, если бы потомки константинопольских императоров огнем и мечом доказали свое право на княжеский стол в Киеве? Не стала бы их власть восприниматься на Руси как чуждая, навязанная извне? (Отметим, что именно это и произошло в Болгарии после византийского завоевания. Многие болгары распространили свое неприятие завоевателей и на православную церковь, уйдя в одиннадцатом-двенадцатом веках в манихейскую секту «богомилов», которые отвергали святоотеческое учение, часть Священного Писания и учили, что в православных храмах живут «демоны).

Не произошло ли нечто подобное и на Руси, если бы Борис решился бы начать гражданскую войну и опереться на поддержку дяди?

Возможно, подобные вопросы вставали и перед князем Борисом. Отвечая на них, он и сделал выбор в пользу отказа от братоубийственной войны. Глеб последовал затем примеру старшего брата, решив, что путь избрать путь Авеля, дабы не пойти путем братоубийцы-Каины.

Если так, то пример Бориса и Глеба - это пример служения христианскому идеалу власти в чистом виде. Они были готовы отказаться от своих законных прав для того, чтобы само дело Владимира не было поставлено под сомнение.

Религиозная идея и национальная традиция

А риск был серьезен. Христианство - универсально и обращено ко всем людям, но в каждой конкретно-исторической ситуации оно тесно связано с той или иной национально- культурной традицией. Во времена апостола Павла большинство последователей Иисуса Христа придерживалось ритуальных предписаний Ветхого Завета, из-за чего христианство нередко воспринимали как «чужую» религию в эллинизированной и романизированной среде. Именно поэтому св. Павел, проповедовавший Евангелие среди язычников, был даже склонен увидеть благую волю Провидения в том, что большинство иудеев не приняло Благую Весть. Трудности, с которыми сталкивалась христианская проповедь в Палестине, он объяснял тем, что «иудеи отвергнуты ради спасения язычников», ради того, чтобы эллинский «дичок» привился на древе библейской религиозной традиции.

Прошло время, и уже потоки языческих народов, живших в Римской Империи, не могли помыслить себя вне христианства. Однако, по другую сторону этой культурной границы оставались славяне и скандинавы, для которых христианство было религией враждебных соседей, и язычество - своей «родной» верой. Военное и политическое соперничество казалось непреодолимым препятствием для приобщения этих народов к христианской цивилизации. Лишь благодаря святым равноапостольным Кириллу и Мефодию стало возможным создание культурно-языковых форм, в которых христианство перестало быть «чужой» религией для балканских славян. Оно утвердилось в Болгарии, соседней с Ромейской (Византийской) державой стране.

Почти одновременно с обращением Болгарии православие приняли киевские правители Аскольд и Дир (864), что, однако, не привело к крещению Руси. Она была удалена от Константинополя географически, здесь был силен скандинавский фактор. Русы считали себя врагами греков, а православие - верой своих противников.

История крещения Руси при Владимире Святом также изобилует множеством неясностей и загадок. Соответственно, летописный рассказ о «выборе вер» помогает понять не столько личные мотивы Св. Владимира (есть основания предполагать что он, будучи религиозно одаренной натурой, принял решение креститься после встречи с православным миссионером, и, по всей вероятности, сделал это тайно от дружины примерно за год до похода на Херсонес), сколько те аргументы, которые киевский князь использовал для того, чтобы убедить креститься своих воинов. Заключив союз с только начинавшим свое царствование константинопольскими василевсом Василием Вторым, Владимир, прекрасно знавший психологию своих дружинников, сделал все возможное для того, чтобы христианство в их глазах выглядело «трофеем», добытом в походе на греков. И потому поход на враждебную Василию Второму Корсунь был обставлен им именно таким образом.

После крещения Руси Владимир правил еще тридцать лет и много сделал для утверждения христианства среди знати и в крупных городах. Однако считать, что к моменту его кончины Русь стала полностью христианизирована, было бы большим заблуждением. Жрецы языческих культов, которые мало походили на сказочных «мудрых волхвов» (археологи в ходя раскопках и сейчас находят капища с аккуратно сложенными в кучи грудами человеческих костей) не готовы бы смириться с неизбежным, старались ухватиться за любой повод к мятежу. Уже спустя век после крещения жрецы атаковали Новгород (1078), и город спас другой Глеб - правнук Владимира Крестителя, зарубивший главаря мятежников, претендовавшего на управлением временем и знание будущего.

Любой конфликт с Константинополем мог вызвать возвращение к язычеству. Нечто подобное произошло в Болгарии в девятом веке после того, как царь Борис отрекся от престола и ушел в монастырь. Наследник Бориса, которого, кстати, тоже звали Владимиром, решил вернуть страну к язычеству. Крестителю Болгарии пришлось вернуться из монастыря в мир, свергнуть отступника и передать власть другому сыну - Симеону, который затем за свои деяния и подвиги заслужил назваться «Великим».

Таким образом, для того чтобы создать новые формы, привить побеги христианства на древе прежде языческой культуры, требуется и огромное усилие духа, ума и воли, как это было в случае со святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. А затем - и удачное стечение политических обстоятельств, позволяющее народу принять этот дар. Кирилл и Мефодий проповедовали среди предков современных чехов и хорватов, которые не смогли впоследствии сохранить свою идентичность (хотя хорваты и использовали глаголицу вплоть до ХХ века). А в Болгарии Симеона Великого подготовленные Кириллом и Мефодием учителя были востребованы державой, вставшей на ноги и стремившейся занять достойное место в мировой табели о рангах.

Что стояло на чаше весов?

Отметим, что в средние века Китай и Япония имели все шансы стать христианскими странами. На стороне миссионеров, проповедовавших христианство, были императоры, военачальники, за ними шли массы людей. Однако, в конечном счете сработала реакция отторжения «чужой» религии, принесенной иностранцами. В немалой степени это было связано с тем, что европейских державы, которые стояли за миссионерами, преследовали колониальные интересы.

Если бы Борис и Глеб начали войну за княжеский стол, обратившись за помощью к своему могущественному дяде, то они, возможно, одолели бы Святополка (что, впрочем, вовсе не было предопределено). Однако, воспользуйся они этой возможностью и утверди власть с помощью внешних сил, Русь никогда не стала бы православной страной. Еще с большей вероятностью так случилось бы и в том случае, если бы Святополк стал победителем в гражданской войне и изгнал византийцев.

Взвесив на чаше весов вопросы веры и вопросы власти, Борис и Глеб сделали свой выбор, приведший их к святости.

Дальнейшее известно - Борис и Глеб погибли, между Святополком и Ярославом началась война, в которой Ярослав вышел победителем. На этом, впрочем, междоусобные войны не кончились - на Ярослава пошел Мстислав, еще один сын Владимира. Он одолел брата, но проявил великодушие к нему, довольствовавшись лишь землями на правом берегу Днепра. После смерти Мстислава в 1036 году Ярослав стал хозяином всей русской земли. О Борисе и Глебе старались не вспоминать - до тех пор, пока на их могилах не стали совершаться чудеса - годами болевшие люди стали получать исцеления. Народ стал почитать братьев как святых, не остался в стороне от этого культа и сам Ярослав. Однако о происхождении Бориса и Глеба все равно говорить было тогда как-то неловко. Во-первых, Ярослав, в отличие от Владимира, не был союзником Византии, но постоянно враждовал с Константинополем. Во-вторых, вспоминать, что у Владимира были законные наследники, Ярославу (еще при жизни отца пошедшему на него войной) было неприятно. Возможно, в силу этих причин в «Повесть временных лет» и вошло упоминание о происхождении Бориса и Глеба от некоей «чехини».

Без Бориса и Глеба не было бы Александра Невского

Политическая деятельность - это всегда сплав амбиций и идеалов. С одной стороны, карьерные политики властолюбцы, как бы циничны они ни были, всегда нуждаются в некоем идейном оправдании своей деятельности. С другой стороны, даже самые искренние идеалисты всегда имеют определенные политические амбиции, в их сознании торжество той идеи, которой они служат, сопряжено с их личным политическим успехом. В деяниях Бориса и Глеба духовный и политический идеализм, готовность к бескорыстию и самопожертвованию проявились в самом чистом и незамутненном виде.

Вот почему два века спустя после своей гибели Борис и Глеб явились воинам Александра Невского перед Невской битвой, обещая свою помощь и заступничество. Мало кто задумывается над тем, что их явление имело для святого князя еще и некий программный смысл, приоткрывая, почему ему дарована победа и какой будет его грядущая судьба. Наделенный даром непобедимого воителя, Александр, видимо, не раз испытывал искушение ударить не только по немцам и литовцам, но и по монголам. Но, вместо этого, провел долгие годы в изматывающей дипломатической борьбе в ханской ставке, ежечасно рискуя быть подвергнутым мучительной и позорной казни. Если вникнуть в детали биографии Александра Невского, то становится ясным: его подвиг имел много общего с подвигом страстотерпцев Бориса и Глеба. Они отказались от «цесарского» самоутверждения ради Веры и ради Отечества, и точно также поступил и Александр Невский, который променял корону, обещанную папой, на одежды странника и просителя, убеждающего монгольских ханов отказаться от разорения Руси. И, в итоге, принявшего чашу с ядом из их рук.

Влияние Бориса и Глеба, несомненно, шло и дальше, проходя сквозь века. Именно благодаря нему на Руси не прижилась весьма распространенная в то время на Западе формула, согласно которой политическая власть является путем к славе и богатству.

Открывая и захватывая новые земли, люди Запада немедленно провозглашали себя «королями», «баронами», «графами», а потом - отчуждали их в собственность «Ост- и «Вест-Индских компаний, а русские - отдавали их своему государству «за просто так». Этот удивительный феномен очень точно проанализировал в свое время Иван Солоневич.

Сегодня многие воспринимают власть не в традиционном жертвенно-державном смысле, как это было на Руси, а с чисто феодальной, корыстно-эгоистической точки зрения: как повод для вседозволенности, как источник для личного обогащения. Утрата нравственных идеалов толкает в итоге на кровавый путь Каина, путь братоубийства. Вопиющим примером этого, является, в частности, современная Украина, уже три года томящаяся под игом идейных наследников убийцы Бориса и Глеба, Святополка Окаянного, который уже тысячу лет назад пытался приобщить русские земли к "европейскому будущему" и открыл ворота древнего Киева пришедшим с Запада оккупантам.

Но зло не вечно. И, кто знает, не поможет ли нам всем обращение к подвигу святых Бориса и Глеба измениться духовно и выработать у себя христианские представления о той ответственности, с которой сопряжено властное служение? Быть может, их пример - это самое ценное, что осталось у нас от религиозно-политического наследия православной Византии.

Александр Рудаков, Группа «Византийский проект»

В православной религии есть множество святых, которых церковь ежегодно вспоминает в определенные даты. Почитание страстотерпцев Бориса и Глеба, которым молятся прихожане, проходит ежегодно 6 августа.

Святые Борис и Глеб являются покровителями тех, кому дали такие же имена при рождении. Эти святые помогают верующим справиться с недугами, а также защищают от любого зла. Молитвы, искренне вознесенные 6 августа, обязательно помогут страждущим решить свои проблемы.

История праздника

Князья Борис и Глеб первыми удостоились чести быть канонизированными церковью не только Русской, но и Константинопольской. За свои добрые деяния и прославление Господа они почитаются как целители и защитники Отечества от нападок врагов. Родились братья незадолго до Крещения Руси и были воспитаны родителями в строгости. В юности братья были милосердны, проводили дни в молитвах и помогали по мере сил всем, кому требовалась поддержка. Князь Борис был мудрым правителем Ростова, заботился о жителях города и всячески поддерживал православную веру. Князь Владимир призвал его в Киевское княжество, чтобы направить в военный поход на печенегов, но брат Святополк усомнился в честности Бориса и приказал убить его. Несмотря на то что честного князя ростовского предупредили о вероломном заговоре, он встретил смерть как и подобает святым мученикам, вознося молитвы Господу. После этого Святополк также поступил с Глебом, вызвав его из Муромского удела. Глеб, зная о том, насколько вероломен был Святополк и как поступил он с Борисом, предпочел также принять смерть, чтобы не идти войной на брата. Убиенные братья были мудры и терпеливы, поэтому церковь признала их святыми и приурочила дату почитания к смерти первого из братьев.

Чтобы дочитать статью до конца перейдите на вторую страницу:

Еще по теме:

  1. Каждой женщине хочется выглядеть стильно. Для этого вовсе не обязательно иметь кучу денег и личного стилиста. Если чувство стиля не присуще с рождения, то ему можно научиться. Конечно, вопрос как найти свой стиль одежды не из простых, ведь за изменением новых тенденций порой не угнаться. Ежегодно мода меняется. И то, что раньше невозможно было сочетать, […]...
  2. Новая методика составления гороскопов! Оказывается, многое зависит от дня недели, на который приходится День Рождения представителя зодиакального знака. Все, что нужно сделать – вычислить день недели, на который приходится ваш День рождения в этом году и посмотреть расшифровку для вашего знака Зодиака. ОВНЫ. Понедельник - переломный год, переполненный событиями в личной жизни. Вторник - время […]...
  3. Я сама кошатница и поэтому выбор было очень трудно сделать, весь все кошки такие милые! Коты и кошки почти повсеместно символизируют хитроумие, способность перевоплощения, ясновидение, сообразительность, внимательность, чувственную красоту, женскую злость. Кот может олицетворять глубинное, интуитивное «Я». Он может быть символом независимости и неги, изящества и силы. Но это животное может быть также символом злонравия […]...
  4. «Цыганское Таро». В нем говорится о том, что цыгане порочны, и жрецы, зная истину, что добродетель быстро гибнет, а порок вечен - умышленно Таро передали им. История возникновения Таро очень загадочна. Существует две версии их появления: мифологическая и фактическая. Мифологическая версия состоит из нескольких легенд: Первая легенда основана на том, что таро имеют египетское происхождение. […]...

Проповедь в день памяти cвятых благоверных князей Бориса и Глеба

Иерей Сергий Петряшов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

С праздником, дорогие братия и сестры!

Сегодня вся Русская Православная Церковь празднует память святых страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба, положивших живот свой не на поле брани, не на игрищах, которые порой устраивали князья, не на пиру и не на чужбине, а у себя на Родине и от руки родного брата. И, несмотря на это они приняли смерть не позорно, не унизительно, хотя некоторым так и кажется, что это безвольная смерть. Они приняли эту смерть самым славным образом, которую может только принять человек. Почему? Потому что нет большей сея награды, как если кто положит душу свою за други своя (Ср. Ин. 15, 13). А здесь князья не только положили душу за брата своего, но и ещё уступили эту жизнь своему брату, выполнив заповедь божественную, которая изложена у апостола Павла, писавшего о Христе, что он смирился даже до смерти (Флп. 2, 8). Это самое абсолютное, самая крайняя степень смирения, то есть настолько смирился, что смиренно принял смерть, как агнец, которого приносят в жертву.

И вот святые князья Борис и Глеб совершили именно этот подвиг. У них, с христианской точки зрения, не было выбора: если бы они воевали с братом, они бы совершили грех братоубийства, даже несмотря на то, что он интриговал против них, он был глубоко неправеден.

А с другой стороны, они приобрели то, чего не может приобрести даже обычный подвижник, а именно, пролить кровь за Христа, хотя, казалось бы, гонений нет. Почему? Мы часто не задумываемся над тем, что есть белое мученичество и есть кровавое. Кровавое мученичество заключается в том, что человека пытают и мучают за то, что он исповедует Христа как своего Бога. А белое мученичество - когда человек каждый день старается исполнять заповеди Божии, и за это исполнение заповедей его каждый день подвергают насмешкам, унижают, интригуют против него, оскорбляют; его не убивают, но это ежедневное мученичество некоторыми святыми отцами вменяется человеку в большее, чем кровавое.

А вот братья-страстотерпцы претерпели одновременно и то, и другое. Пребывая в гонениях от брата своего, Святополка окаянного, они претерпели невзгоды и в конце концов приняли смерть от рук убийц, тем самым выполнили всё то, что Господь повелел, потому что по сути все заповеди укладываются в двуединый призыв: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим… и ближнего твоего, как самого себя» (по Мф. 22, 37–40).

Князья Борис и Глеб как раз исполнили и ту, и другую заповедь максимально. Они продолжили своего рода эту русскую традицию, которая зародилась ещё перед Крещением Руси - принятие смерти от ближних своих за Христа.

Вспомните, с чего начиналась Крещение, с посольства бояр заграницу в поисках государственной религии? с какого-то похода? - Ничего подобного. Если мы вчитаемся в житие князя Владимира, то мы увидим, что его оттолкнула от язычества смерть двух викингов - Феодора и сына его Иоанна, которые были уже православными христианами, приняли, предположительно, Крещение ещё в Константинополе, когда были ещё наемниками у Византийского императора, а потом служили в дружине князя Владимира. И вот выпал на них языческий жребий, согласно которому надо было принести перед походом в жертву какого-то из людей. И жребий пал на них, а они были самыми искусными войнами.

И вот тогда князь Владимир задумался: ради чего - ради этих деревянных истуканов надо было убить лучших воинов, которые были преданы ему. И он понял, что в язычестве нет ничего хорошего - это льстивый обман, причем, обман человеконенавистнический, демонический.

С этого момента он понял, в чём преимущество христианства, в том, что христианство возводит ценность человеческой не просто жизни как таковой, потому что жизнь ценится и у животных, только в определенной степени, а именно человеческой личности как образа Божия…

Именно христианство возвело ценность человеческой жизни и личности на самый высокий уровень, и именно христианство дало нам, русским людям, звание цивилизованной европейской страны. До этого у нас был в религии - шаманизм, а в обычной жизни - невежество. Когда пришло Православие, в обычной светской жизни появилась грамотность, наука, письменность, литература, причём самого высокого уровня, а в духовной жизни появилась самая истинная религия - Православие.

Православие является той религией, которую дал Господь для спасения и вечной жизни вместе с Ним, в единстве с Ним и в Его благодати.

И Борис и Глеб это прочувствовали всем своим естеством, и всё их влекло ко Христу и намечавшаяся битва с братом, когда идут дружины друг на друга, и ведь не защищают государства, а русский убивает русского ради того, чтобы выяснить, кому из братьев сесть на престол, не являлась для них решением конфликта. И чтобы этого кровопролития не было, они пошли на смерть, потому что они благодаря святым книгам помнили, о чем писал апостол Павел: «Для меня жизнь - Христос и смерть - приобретение» (Флп. 1, 21).

Братья и сестры, памятуя о том, как братья предали свои жизни, памятуя, как они всей душой стремились ко Христу, давайте рассудительно и смиренномудро терпеть случающиеся невзгоды, памятуя, что наша «жизнь - Христос и смерть - приобретение» (Флп. 1, 21). Аминь.