Демоны и их имена. Виды демонов - чины в демонологии

Существуют различные виды демонов - классификация составлялась в разные времена разными авторами из числа монахов, оккультистов и философов. Узнайте, какие демоны существуют, чем они отличаются между собой и какое отношение имеют к ангельским чинам.

В статье:

Виды демонов - чины в демонологии

В современной демонологии виды демонов - не раскрытая полностью тема. Но известно, что каждый представитель нечистой силы имеет строго регламентированный круг обязанностей, за рамки которого выступает довольно редко. В разные времена средневековая, современная, классическая демонология и ведущие авторы, изучающие эту науку, создавали различные способы классификации сил ада.

Все демоны когда-то были ангелами. Некоторые авторы, например, И. Виер и Р. Бертон считают, что если существует ангельская иерархия, то демоническая была создана по ее образу и подобию. Падшие ангелы воспользовались привычным способом построения иерархии, не создавая ничего нового. Существует , и демонических чинов столько же.

Девять демонских чинов

Первый чин - это псевдобоги, демоны, выдающие себя за богов. Таковыми являются языческие божества, а также все остальные, за исключением единого Господа. Ими повелевает .

Второй чин - демоны лжи. Их задача - обманывать людей с помощью пророчеств и предсказаний. Они покровительствуют гадателям, экстрасенсам, прорицателям. Среди этих представителей демонической иерархии правителем является Пифон.

Третий чин - борцы с божьими законами и заповедями. Они изобрели все злые деяния, порочные виды занятий и искусств. Князем демонов беззакония является .

Четвертый чин - мстители и каратели. Они внушают мысли о мести и злодеяниям по отношению к другим людям, которые этого якобы заслужили. .

Пятый чин - демоны-обманщики, которые совращают людей псевдочудесами. Они способны представиться кем угодно - как обычным человеком, который обладает даром, так и посланником Бога. Повелитель обманщиков - .

Шестой чин властвует над воздушной стихией, с помощью которой его представители наводят болезни и эпидемии на людей, а также стихийные бедствия. Руководителем шестого чина является Мерезин.

Седьмой чин - фурии, которые разжигают войны и раздоры. Их влияние можно заметить в больших масштабах, когда речь идет о военных конфликтах или крупных городских столкновениях. Фурии влияют и на людей по отдельности, заставляя их конфликтовать. .

Восьмой чин - обвинители и соглядатаи. Они наблюдают за людьми, замечая их малейшие грехи и греховные мысли. При этом данные представители нечистой силы никогда не упускают шанса сделать пакость. Обычно их влияние проявляется в ложных обвинениях, клевете, ссорах с коллегами и близкими из-за недопонимания. Весь «компромат» обвинители отдают своему повелителю .

Девятый чин - искусители, которые толкают человека в грех. Наибольшее наслаждение им доставляет превращение праведника в заядлого грешника. Чаще всего именно эти демоны являются людям, их проще вызвать, но имейте в виду, что пользу от вашего общения получите не вы, а нечисть. Руководит ей Маммон.

Существует еще одна классификация демонов, привязанная к . До падения все демоны занимали в ней свои места. По средневековым записям, которые были получены во время изгнания демона Балберита из девушки по имени Мадлен , демоны после низвержения в ад заняли места в новой, темной иерархии в соответствии с теми местами, которые занимали на небесах. Иными словами, падшие херувимы среди демонов занимают такое же положение, как херувимы на небесах.

Вельзевул

Иерархия демонов

Первый уровень

Первый уровень демонической иерархии соответствует ангельскому, состоящему из серафимов, херувимов и престолов. Выше них - только :

  • Серафим Вельзевул занимает второе место после Люцифера, как . Он склоняет людей к гордыне. Серафим Левиафан отталкивает людей от христианской веры, учит ереси и склоняет к грехам, которые противоречат христианской морали. Серафим Асмодей соблазняет роскошью и материальными благами.
  • Херувим Балберит, который общался с экзорцистом, если верить преданию, подталкивает людей к самоубийствам. Он же способствует ссорам и склокам, разжигает скандалы и учит злословию.
  • Престол Астарот заведует ленью, унынием и бездельем. Престол Верен делает людей нетерпимыми друг к другу, учит их эгоизму. Престол Грессин отвечает за склонность к неряшливости, заведует грязью в ее физическом смысле. Престол Соннелон всегда готов разжечь ненависть к недругу и заставить отомстить.

Второй уровень

Второй уровень иерархии демонов соответствует чину господства, силы и власти в ангельской иерархии:

  • Господство Элле подстрекает к нарушению обета бедности. Господство Розье - демон сладострастия и блуда.
  • Князь Сил Верье способен заставить нарушить обет послушания.
  • Власть Карро вселяет в сердца людей жестокость и борется с состраданием и милосердием. Власть Карниван заведует бесстыдством и отсутствием чувства вины за совершенные грехи, неспособностью раскаяться и получить прощение Бога.

Третий уровень

Третий уровень - это бывшие начала, архангелы и ангелы:

  • Начало Велиал склоняет к высокомерию. Именно он создал моду и понятие красоты, ведь отличия во внешности тесно связаны с высоким мнением о себе. Велиал учит болтать и отвлекаться во время богослужений. Больше всего он влияет на женщин и детей.
  • Архангел Оливий отвечает за ненависть к бедности. Люди, которые находятся под его влиянием, ненавидят тех, кто зарабатывает меньше, чем они. Оливий учит не подавать милостыню и относится к бедным и убогим со всей жестокостью.

Классификация демонов по их месту обитания

Виды демонов по их месту обитания выделил монах Михаил Пселл , который жил около тысячи лет назад. Он утверждал, что не все демоны проживают в аду. По словам этого автора исторических, религиозных и философских трудов, демоны имеют определенные места обитания и редко выбираются из них. Первоисточник не сохранился до наших дней, но его неоднократно цитировали другие авторы, например, Генри Хэлиуэлл .

Огненные демоны

По этой теории, огненные демоны обитают в высших слоях воздуха, лунном эфире или вовсе над луной. Они не спускаются ни в мир людей, ни в ад. По Пселлу, они явятся только в Судный день.

Воздушные демоны

Воздушные демоны проживают в воздухе мира людей. Именно они - та самая нечистая сила, которой должен остерегаться каждый человек. Эти демоны умеют вызывать природные катаклизмы, становиться видимыми и влиять на жизнь людей. Время от времени они спускаются в ад по своим делам. Воздушные злые духи упоминаются в Гоэтии.

Земные демоны

Земные демоны, как и воздушные, обитают среди людей. Они могут скрываться в камнях, лесах и горах. Этот вид нечистой силы любит вредить людям, но далеко не все они злые. Некоторые из демонов земли тайно живут среди смертных, выдавая себя за обычных людей.

Водяные демоны

Водяные демоны живут в источниках воды. Они вредят мореплавателям и подводной живности. Водная нечисть агрессивна, никогда не говорит правды и довольно беспокойна. Чаще всего она является в обликах женщин.

Подземные демоны

Подземные демоны обитают в пещерах и горных расщелинах. Они вредят шахтерам и представителям других профессий, которые работают под землей. Подземной нечисти приписывают также разрушение фундаментов домов и землетрясения.

Демоны-светоненавистники, гелиофобы или люцифуги живут в аду и никогда не выходят за его пределы. По Пселлу, они непостижимы и недостижимы для смертного. При встрече с человеком люцифуг обязательно убьет его, задушив или отравив своим дыханием. Светоненавистники боятся только света, никаким колдовством или магической печатью удержать, вызвать или защититься от них невозможно. Они сторонятся людей и никогда не отвечают на различные вызовы.

По Пселлу, можно призвать только воздушного, земного, водяного и подземного демона. Это можно сделать в месте, соответствующем его сущности. Например, с водной нечистой силой лучше общаться на берегу водоема, с земной - в лесу, с подземной - в пещере. Для вызова воздушного демона это условие не нужно, воздух и так находится вокруг вас.

Виды демонов в демонологии - разделение по роду занятий

Обязанности демонической сущности раскрывают его мощь. Чем сильнее демон, тем большее влияние он оказывает на человека в частности и мир в целом. Классификация демонов по роду их занятий и уровню могущества впервые была введена Альфонсом де Спиной в 15 веке. Она часто подвергается критике, поскольку многие обязанности нечистой силы этот источник не упоминает, а большинство известных демонов не вписывается в рамки этой классификации.

Парки - римские богини судьбы, почти совпадающие с греческими Мойрами. (Картина «Три мойры», Марко Биджо, 1525 год)

Парками называли богинь, плетущих человеческие судьбы в римской мифологии. Подобные персонажи имеются в большей части языческих пантеонов мира. Де Спина причислил их к демонам, во власти которых находятся человеческие судьбы.

Чистые демоны - это могущественные существа родом из ада, которые нападают только на святых. Демоны-обманщики являются только людям, обычно в человеческом облике. Их цель - обмануть, ввести во грех праведного человека, получить его душу. Существуют еще демоны сна, или кошмарные демоны, которые насылают страшные сновидения и питаются энергией спящего.

Два вида представителей адского войска приставлены к ведьмам и колдунам. По де Спине, у каждой ведьмы имеется помощник, который практически всегда находится в облике небольшого животного. Отдельный вид демонов внушает им ложные воспоминания о шабашах - источник называет происходящие в реальном мире шабаши выдумкой.

О том, кто такие инкубы и суккубы, знает практически каждый. Это демонические сущности, которые соблазняют человека и питаются его энергией. Де Спина добавил к этим двум видам еще один - демонов, которых интересует мужское семя. По христианским поверьям, из него рождаются бесы и демоны.

Демонолотарий Стефани Коннолли

Уже в наше время была еще одна попытка выделить разновидности демонов по роду их занятий и сфере ответственности. Классификация современного демонолога и жрицы демонолатрии Стефани Коннолли ближе к традиционным представлениям о роде занятий нечистой силы разных рангов и уровней влияния. Она является и более удобной для практиков, которые занимаются вызовом представителей адских сил и работой с ними.

У каждого демона имеется своя сфера ответственности, и каждый из демонов имеет в своем подчинении низших демонов, бесов, чертей и прочих представителей адского войска. Разумеется, вряд ли получится вызвать могущественного демона, но он может послать для помощи магу кого-то пониже рангом.

Любовь, страсть и секс находятся в сфере ответственности , Асмодея и Астарота. К ним можно обращаться для создания приворота или сексуальной привязки, а также обретения привлекательности и поиска возлюбленного.

Ненависть, мстительность, гнев и война управляются Андрасом, Абаддоном и Агалиарептом. К этим демонам и их слугам обращаются для того, чтобы навести порчу, отомстить с помощью магии врагу, а также обрести помощь в противостоянии сильному сопернику.

Демоны могут как отнять жизнь, так и даровать ее. За здоровье и исцеление отвечают Веррин, Верье и Велиал. У них можно попросить помощи в борьбе с тяжелой болезнью, если вы занимаетесь черной магией для целительства.

Демоны смерти - Эврином, Ваалберит и Бабаэль. К ним обращаются для того, чтобы избежать гибели или убить врага с помощью магии. Эти же демоны покровительствуют некромантии.

Природными силами и стихиями повелевают Люцифер, Левиафан и Дагон. У них можно просить помощи для облегчения контакта с природными источниками энергии, а также усилении мощи обряда, в котором важную роль играют стихии.

Богатство, удача и все материальные составляющие жизни человека находятся под влиянием Бельфегора, Вельзевула и Маммона. У них можно попросить удачи в любом деле, обогащения - причем без каких-либо ограничений по способам заработка, а также разорения врага.

Тайные знания колдунам и магам дают демоны Пифон, Ронве и Делепитора. К ним обращаются за советом колдуны, которые работают исключительно с силами тьмы. Для белых магов этот путь закрыт.

Классификация демонов в демонологии Корнеллия Агриппа - планетарные соответствия

В демонологии классификация демонов может быть привязана к планетам. Множество древних источников гласит о неких духах планет. Например, таковые довольно подробно описываются в «Ключе Соломона» . Сложно сказать точно, кто описан в этом источнике – духи или демоны, ведь христианская демонология отнесла к представителям нечистой силы вообще всех мифологических персонажей, кроме тех, которые имеют непосредственное отношение к Богу.

Оккультная Философия. Книга 4

Планетарная классификация демонов ада была составлена Корнелием Агриппой . Подробно она описана в четвертом томе «Оккультной философии» этого автора. Каждому из таких существ соответствует определенный внешний вид, манера поведения, а также ряд вопросов, с которыми к ним можно обращаться. Последние соответствуют значению планет в общепринятом смысле, например, демоны Венеры могут помочь с приворотом или обретением привлекательности.

Итак, существуют демоны или духи Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия и Луны. Все они приходят в различных обликах, а их появлению сопутствуют физические явления вокруг магического круга - например, лунные демоны вызывают дождь, а меркурианцы повергают всех присутствующих в ужас. Для общения с ними необходимо четко соблюдать все соответствия. Каждой планете соответствует определенное время суток, металл, цвет, камень и другие важные компоненты призыва демонов.

Христианская демонология - классификация в соответствии с грехами

Христианская демонология отталкивается от связи между способностью человека грешить и демонами, которые имеют непосредственное отношение к превращению праведников в грешников. Впервые связал демонов и человеческие пороки демонолог П. Бинсфельд в 16 веке таким образом:

Люцифер - гордыня;
Маммон - алчность;
Асмодей - похоть;
Сатана - гнев;
Вельзевул - чревоугодие;
Левиафан - зависть;
Бельфегор - лень.

В 19 веке оккультист из Лондона Ф. Баррет изменил классификацию в одной из своих книг. Маммон стал покровителем соблазнения и искушения, а не жадности и жажды наживы. Впрочем, материальные блага - это одно из искушений для человека. Асмодей, по мнению Баррета, повелевает не похотью, а местью и гневом. Сатана - известный обманщик, не имеющий никакого отношения к гневу и мстительности. Вельзевул же в этом источнике назван властелином ложных богов, которые на самом деле являются демонами. Чревоугодие Баррет «передал» Маммону, как властелину искушения.

Пифон - князь духов лжи;
Велиал - вместилище порока;
Мерихим - предводитель духов, вызывающих заразные болезни;
Абаддон - демон войн;
Астарот - демон обвинителей и инквизиторов;
Азазель - козел отпущения.

Русская демонология и ее особенности

Русская демонология зародилась еще до прихода православной веры на земли древних славян. В нечистую силу наши предки верили всегда. несколько изменилась под влиянием христианской. Но сведения о нечистой силе славян сохранились неплохо, поскольку христианство только добавило новых персонажей, не повлияв никак на уже существующих.

А также другие виды «ходячих мертвецов» — одни из самых ярких персонажей русской демонологии. Во времена казачества в России и Украине верили в людей, которые обладают демоническими способностями - здухачей и двоедушников. Во время сна, если верить старинным преданиям, они получают практически полную власть над ситуацией.

Бадзула - демон, который способен сделать любого человека пьяницей и бродягой. В облике женщины в лохмотьях он появляется возле поселений ближе к зиме. Если пустить бадзулу на ночлег, семья вскоре обеднеет и распадется. Поэтому к путникам зимой относились довольно настороженно - в холода наши предки редко отходили далеко от родных мест.

Лесная, болотная, полевая и речная нечисть - неизменные персонажи русского фольклора. Немало сведений о них сохранилось в приметах и народных сказаниях. Черти, вопреки распространенному мнению, испокон веков проживали неподалеку от людей, по верованиям славян. Злых духов множество - Злыдни, Потвора, Песиголовец и многие другие.

Славяне пытались задобрить злых духов, чтобы они не вредили. Некоторые из них и вовсе добры к людям, например, таковыми являются домовые, с которыми и по сей день принято дружить.

|| || Галерея демонов || электронная энциклопедия Александрова Анастасия сайт Бе 1. По местам обитания.
Этот тип классификации восходит к неоплатоническим представлениям о том, что не все демоны абсолютно злы и не все непременно должны обитать в Аду . Особое распространение в средние века получила классификация духов Михаила Пселла(11в.):

- огненные демоны - обитают в эфире, области разреженного воздуха над луной;
- воздушные демоны - обитают в воздухе под луной;
- земные демоны - населяют землю;
- водяные демоны - живут в воде
- подземные демоны - пребывают под землей
- люцифуги или гелиофобы - светоненавистники, обитаящие в самых отдаленных глубинах ада

2. По роду занятий.
Довольно произвольная классификация, предложенная в 15 в. Альфонсом де Спиной. К этой схеме можно предъявить целый ряд претензий: многие из характерных демонских функций остались за ее пределами, к тому же практически невозможно отнести того или иного из известных демонов к определенной категории.

- Парки - женщины, прядущие нить судьбы, которые на самом деле демоны;
- Полтергейсты - демоны, шалящие по ночам, передвигающие вещи и совершающие другие мелкие пакости;
- Инкубы и суккубы - соблазняющие в основном монахинь;
- Марширующие демоны - обычно прибывают толпами и производят много шума;
- Служебные демоны - прислуживают ведьмам, едят и пьют вместе с ними;
- Демоны кошмаров - приходят во снах;
- Демоны , образующиеся из семени и его запаха при половом акте;
- Демоны-обманщики - могут являться в образе мужчин или женщин;
- Чистые демоны - нападают только на святых
- Демоны , которые обманывают старух, внушая им, будто они летали на шабаш.

3. По чинам .
Исходя из того что демоны - падшие ангелы, некоторые демонологи (И.Виер, Р.Бертон) предположили наличие в аду системы из девяти чинов, подобной ангельской иерархии Дионисия. Эта система в их изложении выглядит так:

Первый чин - Псевдобоги , те, кто выдает себя за богов, их князь Вельзевул ;
- Второй чин - Духи лжи, дурачащие людей предсказаниями, их князь Пифон ;
- Третий чин - Сосуд беззаконий , изобретатели злых дел и порочных искусств, их возглавляет Велиал ;
- Четвертый чин - Каратели злодеяний , мстительные дьяволы, их князь Асмодей ;
- Пятый чин - Обманщики , те, кто совращает людей лжечудесами, князь - Сатана ;
- Шестой чин - Воздушные власти , наводящие заразу и другие бедствия, ими руководит Мерезин ;
- Седьмой чин - Фурии , сеятели бед, раздоров и войн, ими правит Абаддон ;
- Восьмой чин - Обвинители и соглядатаи , под предводительством Астарота ;
- Девятый чин - Искусители и злопыхатели , их князь Маммона .

4. Планетарная классификация.
Духов издревле соотносили с небесными светилами. Еще в древнем "Ключе Соломона" автор утверждает, что есть "духи неба Сатурна", называемые "Сатурнийцами", имеются духи "Юпитерцы", "Марсианцы", "Солнечные", "Венериты", "Лунные" и "Меркурианцы". Корнелий Агриппа в четвертой части "Оккультной философии" дает подробное описание каждой категории:

- Духи Сатурна
Они являются обыкновенно в теле длинном и тонком с лицом, выражающим бешенство. У них четыре физиономии: первая сзади головы, вторая - спереди, а третья и четвертая на каждом колене. Цвет их черный - матовый. Движения подобны порывам ветра; при их появлении получается впечатление колебания почвы. Признак - земля кажется белее всякого снега. Образы, принимаемые ими в исключительных случаях: Бородатый король, едущий верхом на драконе . Бородатый старик, старуха, опирающаяся на палку. Боров. Дракон. Сова. Темная одежда. Коса. Можжевельник.
- Духи Юпитера
Они являются в теле полнокровном и желчном, среднего роста, в ужасном волнении, взгляд очень кроткий, речь приветливая, цвет напоминает железо. Их способ передвижения подобен молнии при громе. Признак - появляются у самого круга люди, имеющие вид пожираемых львами. Образы, принимаемые ими в исключительных случаях: Король с обнаженным мечем, едущий на олене. Человек в митре и длинной одежде. Девушка в лавровом венке и украшенная цветами. Бык. Олень. Павлин. Лазоревое платье. Меч. Буксус.
- Духи Марса
Они появляются длинные и желчные; вид очень безобразный, цвета смуглого и несколько красноватого, с оленьими рогами и когтями грифа. Они ревут, как сбесившиеся быки. Их порывы подобны огню, который ничего не щадит. Признак - можно подумать, что около круга сверкает молния и гремит гром. Образы, принимаемые ими в исключительных случаях: Вооруженный король едущий верхом на волке. Красная одежда. Вооруженный человек. Женщина со щитом при бедре. Козел. Лошадь. Олень. Руно шерсти.
- Духи Солнца
Они являются обыкновенно в теле широком и большом, плотные и полнокровные. Их цвет подобен золоту, окрашенному в кровь. Появление сходно с заревом на небе. Признак - вызывающий чувствует себя покрытым потом. Образы, принимаемые ими в исключительных случаях: Король со скипетром, верхом на льве. Царь в короне. Королева со скипетром. Птица. Лев. Одежда цвета золота или шафрана. Скипетр. Колесо.
- Духи Венеры
Они появляются в красивом теле; среднего роста; их вид очарователен и приятен; цвет - белый или зеленый, с позолотой сверху. Походка подобна яркой звезде. Признак - резвящиеся у круга девушки, приглашающие к себе вызывающего. Образы, принимаемые ими в исключительных случаях: Король со скипетром, едущий верхом на верблюде. Девушка, восхитительно одетая. Обнаженная девушка. Коза. Верблюд. Голубка. Одежда белая и зеленая. Цветы. Трава. Казацкий можжевельник.
- Духи Меркурия
Они появляются в теле среднего роста; холодны, влажны, прекрасны, приветливо красноречивы. С человеческой внешностью, они походят на вооруженного солдата, который сделался прозрачным. Они приближаются, как серебристое облако. Признак - вызывающего охватывает ужас. Образы, принимаемые ими в исключительных случаях: Король, едущий верхом на медведе. Прекрасный юноша. Женщина, держащая прялку. Собака. Медведь. Сфинкс . Пестрое платье. Розга. Палка.
- Духи Луны
Они обыкновенно появляются в теле большом, широком, вялом и флегматичном. Цветом они напоминают мрачную и темную тучу. Их физиономия одутловата, глаза - красные и слезящиеся. Плешивая голова украшена выдающимися кабаньими клыками. Они движутся с быстротой сильнейшей бури на море. Признак - проливной дождь у самого круга. Образы, принимаемые ими в исключительных случаях: Король с луком, сидящий на лани. Маленький ребенок. Охотница с луком и стрелами. Корова. Маленькая лань. Гусь. Зеленое или серебристое одеяние. Дротик. Человек с несколькими ногами.

5. По областям влияния.
Классификация, предложенная жрицей современной демонолатрии Стефани Коннолли, является, пожалуй, наиболее удобной для практикующих заклинателей, вызывающих демонов для определенных целей. Согласно С.Коннолли основные сферы влияния демонов таковы:

арий, Список Монстров и духов, Вымышленные существа

Если женщина видит во сне демона, то она явно воспринимает своего мужчину как некую темную силу, которая подавляет ее волю.

С одной стороны, ей даже нравится подчиняться ему, но с другой – она испытывает перед ним страх. В ее интимных отношениях также присутствует налет страха и порабощения.

Она всегда безропотно выполняет то, о чем ее просит возлюбленный, но внутри у нее все этому сопротивляется.

Мужчина, которому приснился демон, хотел бы обладать его силой и могуществом. Видимо, в реальной жизни он не слишком привлекает женщин и его угнетают нереализованные желания.

А все потому, что его привлекают женщины, союз с которыми слишком нереален. Вот и приходится строить фантастичные планы, претворить которые в жизнь невозможно.

Толкование снов из Психологического сонника

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Огненный змей

воплощение стихии огня: эта его функция, как и связь с кладами и богатствами, которые он приносит в дом, куда летает (Налетник или Летучий у восточных славян), сближает его с жар - птицей восточнославянских сказок.

В заговорах Огненный Змей призывается как волшебное существо, способное внушить страсть женщине.

В Огненного Змея могут превращаться колдуны.

Толкование снов из

Российская тяжелая огнеметная система залпового огня ТОС-1 / Фото: РИА Новости, Евгений Биятов

Российская тяжелая огнеметная система залпового огня ТОС-1 («Буратино») и ее модернизированная версия ТОС-1А («Солнцепек») в последнее время привлекают внимание зарубежных СМИ. Например, в ноябре 2017 года оружие отметил американский портал War is Boring, а в январе 2018-го - немецкая газета Stern. Последняя вообще заявила, что «огнемет ТОС-1 - самое страшное оружие Путина в Сирии», а «его залпы уничтожают бункеры и крепости мятежников». «Лента.ру» разбирается в причинах таких оценок российских ТОСов.

Stern пишет, что от воздействия такого оружия практически невозможно скрыться, и сравнивает поражающее действие ТОСов с самыми мощными в мире неядерными бомбами. «Основное разрушительное воздействие одного залпа приходится на территорию площадью 200 на 400 метров. Батарея из пяти ТОС-1А создает прорыв фронта противника длиной в один километр и глубиной в 400 метров. Таким образом можно зачищать и минные поля», - пишет издание.

«Буратино» и «Солнцепеки» способны вывести из строя легкобронированную технику и практически полностью разрушить здания. При массированном применении неуправляемых реактивных снарядов в термобарическом и дымозажигательном снаряжении система может уничтожить защитные сооружения осколками и ударной волной. Работы над созданием завершились в 1980-х. В отличие от реактивных систем залпового огня «Смерч» и «Ураган», дальность стрельбы которых составляет 8-120 километров, действие «Буратино» оценивается в 400-3600 метров.

Последнее обстоятельство и определяет специфические условия, в которых целесообразно применение ТОСов - обстрел с близкого расстояния позиций противника, рассредоточенных на относительно больших площадях, быстрое уничтожение колонн военной техники, огневая поддержка пехоты и танков. Если «Смерч» эффективен в полномасштабных конфликтах, то возможностей «Буратино» достаточно для решения локальных задач.

ТОС‐1А «Солнцепек» / Фото: РИА Новости, Михаил Воскресенский


Боевая часть реактивного снаряда ТОСа содержит зажигательный или термобарический наполнители. Именно на них, а не на твердотопливный реактивный двигатель, приходится большая часть неуправляемой ракеты. По этому показателю ТОСы отличаются от «Смерчей», снаряды которых рассчитаны на преодоление гораздо больших расстояний.

Термобарическая боевая часть представляет собой центральный разрывной снаряд (фактически обычное взрывчатое вещество), окруженный термобарической смесью (конденсированное взрывчатое вещество с высокой долей металлического горючего). При подлете снаряда к цели происходит подрыв центрального снаряда, создающий начальную детонационную волну, которая, в свою очередь, поджигает термобарическую смесь. Попадая в окружающее пространство, она взаимодействует с атмосферным кислородом, поддерживая распространение фронта начальной ударной волны.

После детонации термобарического снаряда резко повышается локальное атмосферное давление, которое затем опускается до уровня 75-80 процентов от нормального значения. Данная система особенно эффективна в закрытых помещениях и гористой местности, где наблюдается отражение ударных волн, усиливающее догорание частиц металла из термобарической смеси. В частности, по этой причине ТОС-1 особенно хорошо себя показал в ходе Афганской войны (операция «Тайфун»), а также Второй чеченской войны (бои за село Комсомольское), в ходе которой СМИ впервые показали миру ТОС-1.

Стандартный ТОС-1 включает три машины. Первая (боевая) - основной танк Т-72, башня которого заменена пакетом направляющих, вмещающих 30 снарядов калибра 220 миллиметров, которые могут быть выпущены за семь секунд. Две другие - это транспортно-заряжающие машины на шасси КрАЗ-255Б. Экипаж каждой машины включает по три человека. Разработанная в 2001 году ТОС-1А отличается от ТОС-1 уменьшенным до 24 числом снарядов на первой машине и использованием шасси Т-72 для транспортно-заряжающих машин. Считается, что такие нововведения повышают надежность системы.

Точное число имеющихся в распоряжении России комплексов ТОСов официально не оглашается. Можно лишь предположить, что, в силу специфичности оружия, их вряд ли более ста единиц. Известно, что только в 2017 году войска радиационной, химической и биологической защиты Западного военного округа России получили до 20 единиц ТОС-1А, на которых установлена современная силовая установка и динамическая защита, а также то, что за этот же период времени поставки реактивных снарядов для «Солнцепека» выросли в 8,6 раза по сравнению с прошлым годом. Однако теперь ТОСы есть не только у российских военных.

В настоящее время Россия поставляет такие системы семи государствам, включая Казахстан, Армению и Азербайджан. В 2014 году Ирак стал первой страной вне пределов бывшего СССР, получившей систему, после чего Россия начала экспортировать оружие в Сирию и Алжир. В октябре 2017 года «Рособоронэкспорт» заключил меморандум с государственной компанией из Саудовской Аравии SAMI (Saudi Arabian Military Industries), предусматривающий передачу последней технологии и разрешение на производство ТОС-1А.

В настоящее время такие системы продолжают эволюционировать. В частности, ведутся работы по изготовлению опытного образца нового поколения ТОС-2 «Тосочка», которая предполагает использование не гусеничного, а колесного шасси. Предполагается, что новая система получит улучшенные тактико-технические характеристики, а также увеличенную дальность стрельбы.

Вероятнее всего, здесь идет речь о диверсификации тяжелых огнеметных систем, потребность в которых выявилась в ходе сирийской кампании. Специфика ведения боя, обусловленная пустынной местностью или маловысотной плотной городской застройкой, характерной для большинства стран Ближнего Востока, предполагает фактическое отсутствие непрерывной линии фронта и потребность в быстрой переброске вооружений. В этой ситуации применение мобильной «Тосочки» более оправданно, чем медленных «Буратино» и «Солнцепека».

С другой стороны, в условиях мощной атаки со стороны противника колесное шасси по сравнению с гусеничным менее устойчиво. По этой причине «Тосочке», в отличие от «Буратино» и «Солнцепека», которые могут работать в условиях прямой видимости цели, скорее всего потребуется выполнять залпы с закрытых огневых позиций. Между тем в случае слабого противника, который не располагает мощным и высокоточным оружием, допустимо использование «Тосочки» и на переднем крае.

Создатели ТОСов не считали низкую дальность недостатком данного оружия, и проверка временем оправдала такой подход, полагает War is Boring. «ТОС-1А доказала свою эффективность в битве, и все больше стран хотят такого же оружия», - пишет издание.


МОСКВА, издание Lenta.ru, Андрей Борисов
12

Подпишитесь на нас

Как-то летом в одном лагере решили устроить большой костёр. Собрались вокруг него всем лагерем. Сидят, песни поют, чай пьют и печенье едят. Хорошо так.

Вдруг костёр зашевелился. Все испуганно замолчали. Тут горящие палки и доски разлетелись в разные стороны, и прямо из костра вылезла горящая фигура. Одна девочка сказала: «Огненный демон!» Дети почему-то подумали, что Огненный демон – хороший, и не испугались. А горящая фигура нырнула в пруд, на берегу которого горел большой костёр.

Вылез человек на берег, огонь с него спал. И все тогда увидели, что это никакой не Огненный демон, а самый настоящий фашист с автоматом. Он стал громко кричать что-то по-немецки, а потом начал стрелять из автомата по детям и взрослым. Все разбежались в разные стороны.

Когда приехала полиция, то этого человека уже не нашли. Убежал куда-то или спрятался. Приехал полицейский с собакой, чтобы выследить «Огненного демона». Собака сначала взяла след, побежала резво по нему, но потом остановилась, стала чихать и тереть лапой нос. «Этот гад засыпал свои следы красным перцем», – сказал полицейский.

Кончилась эта первая смена раньше времени: выживших детей разобрали родители. Началась вторая смена. Приехали новые дети. Они слышали историю про этого маньяка-психопата, который решил напугать детей, переоделся фашистом и спрятался с автоматом под костром, а потом его так и не нашли. Но сильно никто не боялся. Вряд ли этот маньяк-психопат снова вернётся.

Но потом вдруг пропали три девочки из шестого отряда. Пропали бесследно. Опять приезжала полиция, опять с собакой. Собака стала рыскать по лагерю, но в одном месте опять стала чихать и тереть лапой морду. Все сразу догадались, что маньяк-психопат вернулся. Все перепугались, стали звонить родителям, чтобы их забрали. Опять лагерь обезлюдел.

А «Огненного демона» всё же нашли. Он прятался в старом погребе за столовой. Там же были и три девочки.

Маньяка-психопата в фашисткой одежде арестовали. Он оказался... настоящим фашистом. Во время войны он был диверсантом. Лёг он, значит, в засаду: выкопал яму в земле и затаился. Но ударил мороз, фашист и замёрз, превратился в ледышку. Пролежал в земле почти семьдесят лет, но вообще не испортился, потому что здесь на севере вечная мерзлота – летом земля только сверху немного подтаивает.

Оттаявший фашист, конечно, не заметил, что прошло семьдесят лет. Он когда вылез из пруда, увидел много русских и стал в них стрелять. Потом убежал и спрятался в старом погребе.

Туда же он и девочек затащил. Подвесил их кверху ногами и пытал их раскалённым железом и ножом. Двух девочек до смерти замучил. А одна теперь разговаривать не может из-за пережитого ужаса. Фашист у девочек хотел выяснить, где же находятся советские солдаты и как ему вернуться к своим. Но девочки ничего не сказали, они же в школе английский учили.