О малых грехах. Маловажен ли малый грех

Малые грехи

Несмотря на то, что вышеперечисленные грехи являются наиболее тяжкими и их необходимо возненавидеть всеми силами души, не думай, что можно без страха и угрызения совести впадать в более мелкие. Помни, что ты ответишь перед страшным и беспристрастным Судьей даже за каждое праздно сказанное слово (см.: Мф. 12, 36).

Пренебрегающего малым падением быстро постигнет падение большое. Из-за одного недостающего гвоздя слетает вся подкова, из-за одной подковы может упасть лошадь, а из-за лошади может погибнуть и сам человек! Если бы он с самого начала позаботился о недостающем в подкове гвозде и восстановил незначительную потерю, то не погиб бы преждевременно из-за своей небрежности.

А как рушатся огромные дворцы и величественные строения? Вначале падает маленький камешек, затем открывается небольшая брешь в стене, а после этого мало-помалу стены начинают проседать и превращаться в руины. Разве не ничтожно малы легкие песчинки? Но если перегрузить песком корабль, то он пойдет ко дну. Или разве не малы капли воды? Но если они соединятся в бесчисленное множество, то образуют стремительный и безудержный поток, вырывающий с корнями деревья и разрушающий жилища.

Святой Григорий Богослов говорит, что зачастую намного опаснее и вреднее впасть в

незначительное прегрешение, чем в тяжкое. Большое падение человек осознает сразу же и тут же раскаивается и исправляется. В малый же грех человек с легкостью впадает снова и снова и делает это до тех пор, пока не придет осознание совершаемого и не заговорит совесть.

Небольшие падения причиняют душе огромный вред, ибо усыпляют совесть, гасят пламя любви, ослабляют желание и готовность к деланию добродетели, подавляют божественную страсть, умаляют благоговение и вообще не позволяют благодати Божией действовать в нас. Необходимо тщательно избегать, не позволять себе насмешек и грубых шуток, беспричинного смеха и иронии, лукавства, хвастовства, злословия, многоспания, бесстыдных песен и танцев и всего подобного этому, дабы не впасть в более тяжкий грех, и не соделаться врагом Господа и Творца нашего, и не утратить через это несказанные небесные блага.

Из книги Толковый Типикон. Часть II автора Скабалланович Михаил

Малые догматики В качестве Богородичных на Господи воззвах воскресной малой вечерни положены так называемые «догматики малые». Малые догматики, судя по употреблению их только на такой сравнительно поздней службе, как малая вечерня, должно быть, позднейшего

Из книги Чистая Россия автора Кротов Яков Гаврилович

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

15. Готовясь к исповеди я свои грехи записал на бумаге. Разрешительная молитва была прочитана надо мной. т.е. что я там написал священник не знал. В таком случае за эти грехи надо исповедоваться еще раз или они уже прощены Господом? Вопрос: Готовясь к исповеди я свои грехи

Из книги Египетские храмы. Жилища таинственных богов автора Мюррей Маргарет

3. Грехи вызывают болезни, то есть человек получает болезнь за грехи, для осознания своего неправильного поведения, неправильного пути. Зачем его исцелять, ведь он снова вернется к своему греху? Христос исцелял, чтобы вернуть человека во грех? Вопрос:Грехи вызывают

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ОТЕЦ И МАЛЫЕ ДЕТИ Равви Арье из Шполы, прозванный «дедушкой из Шполы», в молодости был знаком с Баал Шемом. Однажды в Пасху, перед Седером*, он велел своему младшему сыну прочесть знаки Седера. Когда отец попросил объяснить его смысл слова «каддиш»* («освяти»), мальчик

Из книги Призыв Духа автора Хорд Георгий

МАЛЫЕ ПРОРОКИ сборник канонич. книг ВЗ, включающий писания 12 пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Общее название сборникаМ.п. определяется малым размером его книг в сравнении со сборником *Великих пророков. Как

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Малые общины Немногочисленные на первых порах христиане знали друг друга лично. Они встречались ежедневно на молитвах. Так как они «имели все общее» (Деян. 2, 44), то, вступая в евхаристическое общение, чувствовали, что единение, известное им из повседневного опыта,

Из книги Введение в Ветхий Завет Канон и христианское воображение автора Брюггеман Уолтер

Праздники малые Малые праздники, отмеченные тремя черными точками в дуге, имеют на «Господи воззвах» стихиры на 6 из Минеи, а на утрени канон на 6 из Минеи. Эти дни святых называются поэтому «шестиричными святыми». Стихиры на 6 именуются «шестерик». В эти дни на литургии

Из книги Сатана. Биография. автора Келли Генри Ансгар

Глава 17. Малые Пророки (1)

Из книги Псевдонаука и паранормальные явления [Критический взгляд] автора Смит Джонатан

Глава 18. Малые Пророки (2) 7. Книга пророка Наума Книга пророка Наума - одна из трех в корпусе текстов Малых Пророков, обычно датируемых концом VII века до н. э., временем расцвета и падения великих государств, расположенных севернее Иудейского царства, когда и над самим

Из книги Элевсинские мистерии автора Лауэнштайн Дитер

2.1 Грехи людей, грехи ангелов: Бытие 1-11 и «Книга Еноха» Как я отмечал ранее, тематический анализ Еврейской Библии указывает на то, что священная история для евреев изначально начиналась с 12-й главы Книги Бытия, историей Авраама, потому что в дальнейшем нет ссылок на

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Вещи великие и малые Все паранормальные явления, описанные в этой книге, могут поднимать вопросы о Боге и вообще о сверхъестественном. В самом деле, любой серьезный учебник по паранормальному время от времени отвлекается на теологическую дискуссию. Мы уже видели, что

Из книги автора

Из книги автора

Бог столько не прогневляется на грехи мирян, сколько на грехи монахов Посему никто из нас да не будет безбожником, или смутьяном, или обидчиком, блудолюбцем, (328) ропотливым, сплетником, нерадивым, лентяем, ибо гнев Божий велик, близок, он отомщает за провинности. Бог столько

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Всевышний Аллах повелел Своим рабам оставить любой грех, будь он малым или же большим, сказав: «Оставьте грехи явные и скрытые! Поистине, те, которые совершают грех, получат воздаяние за то, что они совершали» (аль-Ан’ам 6: 120).

Муджахид (да будет доволен им Аллах) об этом аяте сказал: “Т.е. все грехи и ослушания Аллаха!” См. “Тафсир ат-Табари” 8/127.

Но вместе с тем, нет сомнения в том, что если мусульманин будет избегать совершения тяжких грехов, это станет искуплением его малых прегрешений, как сказал Всевышний Аллах: «Если вы будете избегать тяжких грехов из тех, что вам запрещены, то Мы простим вам ваши прегрешения и введем вас через врата благословенные» (ан-Ниса 4: 31).

Всевышний Аллах также сказал: «Он воздаст творившим благое за то, что они делали. Тем, которые избегают тяжких грехов и недостойных поступков за исключением малых прегрешений» (ан-Наджм 53: 31-32).

Анас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Поистине, вам обещано прощение того, что не является тяжким грехом!” Ибн аль-Мунзир 1674.

А что касается определения «больших грехов», то об этом передали нам саляфы:

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Большой грех – это любой грех, за который Аллах уготовил наказание в Аду, или гнев, или проклятие, или мучение” ат-Табари” 6/652, аль-Байхакъи 290.

Ад-Даххак (да будет доволен им Аллах) говорил: “Большой грех – это то, за совершение чего Аллах накажет Огнем, и каждое деяние, за которое уготовано наказание в мире этом (хадд), также является большим грехом!” ат-Табари” 6/653, ас-Суюты 4/358.

О строгом предостережении от пренебрежения малыми грехами

Несмотря на то, что Всевышний Аллах сделал для верующих послабление в малых прегрешениях, это не означает, что можно проявлять по отношению к малым грехам халатность! И есть такие ситуации, когда малый и незначительный грех, может стать большим. По этой причине пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники часто предостерегали и от малых грехов.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ей сказал: «О ‘Аиша! Остерегайся совершать незначительные проступки, поистине, Аллах за них спросит!» Ибн Маджах 4243, ад-Дарими 2/303. Имам Ибн Хиббан, хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

От Сахль ибн Са’да и Ибн Мас’уда (да будет доволен ими Аллах) передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Остерегайтесь малых грехов! Поистине, малые грехи подобны людям, которые остановились в ущелье, и один пришел с веткой дерева, затем другой принес ветку, пока они не собрали дрова на костер, на котором приготовили себе еду. Поистине, когда малые грехи скапливаются в большом количестве, они губят раба!»

А в версии Ибн Мас’уда сказано: «Остерегайтесь малых грехов. Поистине, когда маленькие грехи накапливаются, они губят человека» . Ахмад 5/331. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-‘Иракъи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 11/383, “Файдуль-Къадир” 3/165, «Сахих аль-джами’» 2686, 2687.

Имам аль-Мунауи о словах: «Остерегайтесь малых грехов» сказал: “Т.е. остерегайтесь совершать малые грехи, поскольку малые грехи являются причиной, влекущей большие грехи!” См. “Файдуль-Къадир” 3/164.

Хафиз аль-‘Аляи об этом хадисе говорил: “Смысл хадиса в том, чтобы предостеречь от пренебрежения малыми грехами, чтобы человек спрашивал с себя за их совершение и чтобы он не был рассеянным в отношении них. Поистине, в пренебрежении ими есть гибель! Более того, человеком может овладеть беспечность, и он начнет радоваться и гордиться малыми грехами, и считать их совершение чем-то благим. И дело доходит до того, что грешники начинают хвалиться своими грехами и по причине сильной радости говорить: «Разве ты не видел, как я порвал его честь?!» и т.п.” . См. “Файдуль-Къадир” 3/165.

В каких случаях малые грехи становятся большими

1. Упорное совершение малых грехов

От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Горе упорствующим, которые упорствуют в том, что они делают, зная это!» Ахмад 2/165, аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 380. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-‘Иракъи, имам ас-Суюты и шейх аль-Альбани.

Ибн ‘Аббас говорил: “Грех невелик, если просить за него прощение, но и не мал, если упорно его совершать”. ат-Табари 5/41, Ибн Аби Хатим 3/943. Иснад достоверный.

Имам Ибн Батталь сказал: “Если малых грехов становится много и в их совершении есть упорство, то они превращаются в большой грех!” См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 10/202.

Что же касается того, кого упорное совершение малых грехов привело к совершению тяжких грехов, после чего он к ним привык, то он погиб, если только не покается и не вернется вновь к повиновению Аллаха! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если раб Аллаха совершает грех, то на его сердце появляется черное пятно, и если он перестает грешить, просит прощения и раскаивается, то пятно исчезает. Если же он повторяет грех, то это пятно увеличивается и может окутать все сердце покрывалом, о котором сказал Всевышний: «Но нет! Покрыло сердца их то, что они совершали”» (аль-Мутаффифин 83: 14). ат-Тирмизи 3334, Ибн Маджах 4244. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн ‘Ади, хафиз Ибн Хаджар, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.

Ибн Мас’уд сказал: “Правоверный смотрит на свои грехи, словно сидящий под горой, который боится того, что она упадет на него. Нечестивец же смотрит на свои грехи, как на муху, пролетевшую перед его носом”, – и он провел рукой, будто бы отгоняя муху. аль-Бухари 6308.

Однажды Хузайфу спросили: «Сыны Исраиля оставили свою религию в один день?» Он ответил: “Нет. Однако когда им было что-то велено, они это оставляли, а когда было что-то запрещено, они это совершали. И так было до тех пор, пока они не вышли из религии так же, как человек снимает с себя свою одежду”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 1/279, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 6817. Иснад достоверный.

Обратите внимание, до чего довели грехи сынов Исраиля, общину, которую когда-то возвеличил Аллах и отдал им предпочтение перед другими, о чем говорится в Коране: «О сыны Исраиля! Помните о милости, которую Я оказал вам, а также о том, что Я возвысил вас над мирами» (аль-Бакъара 2: 47).

Всевышний Аллах сказал: «Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чем у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом – это великий грех» (ан-Нур 24: 15).

Анас ибн Малик говорил: “Вы совершаете деяния, которые в ваших глазах тоньше волоса, но во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы считали их смертными грехами”. аль-Бухари 6492.

Абу Айуб аль-Ансари сказал: “Поистине, человек может совершить какое-либо благодеяние, возлагая на него надежды, но в это же время забывая про незначительный грех, а представ пред Аллахом, они окружат его со всех сторон. И поистине, человек может совершить грех и пребывать в состоянии страха за него, а представ пред Аллахом, он окажется в безопасности” . Асад ибн Муса в “аз-Зухд”. См. “Фатхуль-Бари” 11/387.

Имам аль-Ауза’и говорил: “Было сказано: «Из числа тяжких грехов совершение человеком греха, а затем пренебрегать им!»” Ибн Аби ад-Дунья в “ат-Тауба” 72, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 7153.

Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд говорил: “В зависимости от того, насколько ты считаешь грех малым, он увеличивается перед Аллахом, и в зависимости от того, насколько ты считаешь грех великим, он уменьшается перед Аллахом!” Ибн ‘Асакир в “Тарих ад-Димашкъ” 48/426.

Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Поистине, раб не перестанет совершать упорно грех, пока он не станет пренебрегать им и пока он не станет для его сердца малым! Это является признаком гибели человека! Ведь поистине, каждый раз, когда грех становится малым в глазах раба, он становится великим перед Аллахом!”

Он также сказал: “Грехи – это раны, а множество ран приводят к смерти”.

Он также сказал: “Шайтан не перестанет упрощать для человека совершение прегрешений, пока он не станет относиться к ним пренебрежительно. И совершающий тяжкие грехи, но опасающийся за них в лучшем положении, чем такой!” См. “ад-Дау уа-ддауа” 144, “Тафсир аль-Къайим” 613.

3. Радость по причине совершения прегрешения

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни» (ан-Нур 24: 19).

Ибн ‘Аббас говорил: “О совершающий грехи! Не чувствуй себя в безопасности от плохого конца. Ведь то, что последует за грехом серьезнее того греха, который ты совершил. То, что ты не стесняешься тех (ангелов записывающие деяния), кто у тебя справа и слева, и продолжаешь грешить, это хуже, чем сам грех. Ты смеешься, тогда как не знаешь, что сделает с тобой Аллах, это больше чем сам грех. Твоя радость греху, который ты приобрел хуже, чем сам грех. И твоя печаль за грех, который ты упустил, хуже чем грех!” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 1/324.

Радующийся своему греху хуже, чем тот, кто по своему невежеству упорствует в совершении малых и даже больших грехов, поскольку радующийся греху не далек от того, чтобы посчитать запретное дозволенным, что является большим неверием!

Шейх ибн Хаджар аль-Хайтами говорил: “Если совершающему малый грех скажут: «Покайся перед Всевышним Аллахом!», а он ответит: «Что я сделал такого, чтобы каяться?», то он впал в неверие” . См. “аль-И’лям би къауаты’ аль-Ислям” 197.

4. Положить начало плохому, даже если это малый грех

От Джарира ибн ‘Абдуллаха сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесет на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов всех тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что ничуть не уменьшит бремени их собственных грехов!» Муслим 1017.

Ибн Мас’уд рассказывал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кого бы ни убили несправедливо, на первого сына Адама обязательно ляжет часть греха за пролитую кровь, ибо начало убийствам положил он» . аль-Бухари 3335, 6867, 7321, Муслим 1677.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В этом хадисе указание на то, что положившему начало чему-либо (хорошему или же плохому), будет воздано в соответствии с этим” . См. “Фатхуль-Бари” 12/204.

5. Рассказывание о своих грехах

Верующий обязан скрывать свои грехи и не рассказывать о них, будь они малые или большие! Со слов Абу Хурайры сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Все члены моей общины будут избавлены (или: прощены), за исключением заявляющих во всеуслышание о своих грехах. К таким людям относится человек, который согрешил ночью, но Всевышний Аллах скрыл его грех, а утром он сам говорит: “О такой-то! Я совершил вот такой грех”. И получается так, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Аллаха» . аль-Бухари 6069, Муслим 2990.

Имам аль-Мунауи говорил: “Для каждого совершеннолетнего является обязательным скрывать свой грех и каяться за него” . См. “Файдуль-Къадир” 1/349.

Рассказывание о грехах является запретным, и в этом множество вреда! Например, рассказав о своем грехе людям, которые были хорошего мнения о человеке, он себя сам приводит к унижению, так как грешник не заслуживает уважения. Также рассказав свой грех, человек может быть подвергнут наказанию в мире этом за свой грех, если за него установлено наказание. Также рассказывание о грехах в праведном обществе, ведет к его разложению и к тому, что люди начинают задумываться о том, что раньше им даже в голову не приходило. И по этой причине саляфы говорили, что совершивший грех и рассказавший о нем, даже если он его не совершал, одинаковы в грехе. ‘Али ибн Абу Талиб говорил: “Тот, кто рассказывает о своих мерзостях и тот, кто услышав их, передает это другим, одинаково грешны!” аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад” 324. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.

Имам аль-Ауза’и сказал: “Я слышал, как Биляль ибн Са’д говорил: “Не смотри на то, что грех малый, а смотри на величие Того, кого ты ослушаешься”. Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” 71.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Глава VIII. Приоритеты в области религиозных запретов

Малые грехи

Малые грехи идут после больших грехов.

Этих поступков избежать практически никто не в силах. Они отличаются от больших грехов тем, что их возможно искупить. Их искуплением является пятикратная молитва, пятничная молитва, пост в месяц Рамадан. В хадисе говорится:

«Пятикратная молитва, каждая последующая пятничная молитва и пост в месяц Рамадан - искупляют грехи, совершенные между ними, если среди них не было больших грехов».

В другом хадисе говорится:

Пророк (с.а.с.) однажды спросил своих сподвижников: «Как вы думаете, если у двери человека будет протекать река, и он будет купаться там пять раз в день, останется ли на нем грязь? Сподвижники ответили: «Нет». Тогда Пророк (с.а.с), сказал: «Точно также и пятикратная молитва стирает грехи».

(альБухари и Муслим)

В еще одном хадисе, приведенном аль-Бухари и Муслимом, говорится:«Кто постился в Рамадан с верой и надеждой на прощение Аллаха, простятся ему его прошлые грехи».

А в Коране Всевышний говорит о том, что отстранение от больших грехов, является искуплением малых: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход».

(Коран. 4:31)

Что же касается больших грехов, то их искуплением является искреннее покаяние.

Малые грехи являются общими для всего человечества. Всевышний Аллах, описывая в Коране своих праведных рабов, упоминает, что они отстраняются от больших грехов и не упоминает при этом малые: «Все, что даровано вам, является преходящим благом мирской жизни. А то, что есть у Аллаха, будет лучше и долговечнее для тех, которые уверовали и уповают на своего Господа, которые избегают великих грехов и мерзостей и прощают, когда гневаются».

(Коран. 42:36-37)

«Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле, дабы Он воздал злодеям за то, что они совершили, и воздал творившим добро Наилучшим (Раем)».

«Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков. Воистину, твой Господь обладает необъятным прощением. Ему было лучше знать о вас, когда Он сотворил вас из земли и когда вы были зародышами в утробах ваших матерей. Не восхваляйте самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен».

(Коран, 53:31-32)

Так Всевышний Аллах описал праведных рабов. Это люди, избегающие великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков.

Под мелкими и немногочисленными проступками, по мнению большинства ученых, имеются ввиду малые грехи. Это мнение большинства сподвижников и их последователей. Как на это указывает имам ибн аль-Каим. Это мнение было передано от Абу Хурайры, ибн Масуда, ибн Аббаса, Масрука, аш-Шааби и других.

Но не смотря на то, что шариат проявляет к малым грехам большую мягкость, он строго предостерегает от пренебрежения этими грехами и проявления упорства в них, потому что сумма малых грехов, в конечном итоге, дает большой грех. Народная мудрость гласит: «Большой пожар происходит от маленькой искры».

В хадисе говорится: «Остерегайтесь малых грехов. Ибо пренебрегающий ими гибнет».(Ахмад,ат-Табарани)

В другой версии этого хадиса, которая была передана ибн Macъудом, говорится:«Если человек будет пренебрегать малыми грехами и их у него соберется много, то они его погубят. Подобно людям, которые решили приготовить пищу. Они стали собирать маленькие веточки и когда их собралось много, они разожгли огонь и приготовили себе еду».

(Ахмад, ат-Табарани)

Т.е. если маленькие веточки собирать в кучу, то можно разжечь огонь, достаточный для приготовления пищи. Также и малые грехи. Если их набирается множество, этого будет достаточно для того, чтобы разжечь огонь Ада и погубить человека.

От ибн Масъуда было передано следующее высказывание: «Верующий видит свои грехи как большую гору и боится попасть в них. Лицемер же видит свои грехи как маленькую мошку, которая села ему на нос и он прогнал ее».

Имам аль-Газали в книге «Оживление наук о вере» в главе о покаянии приводит множество причин, делающих малый грех большим или увеличивающих большой грех. Из этих причин - преуменьшение и пренебрежение малыми грехами. От некоторых праведных предков нашей общины передается:

Грех, который возможно не будет прощен - это когда человек говорит: «О если бы все мои грехи были бы такими как этот». Т.е. вроде бы малыми.

Ибн аль-Кайм писал: «Необходимо помнить следующее: большой грех может сопровождаться страхом, стыдом и осознанием величия совершенного греха. А это уменьшает его степень; в свою очередь, малый грех может сопровождаться отсутствием стыда, страха и пренебрежением совершенного поступка. Это увеличивает степень совершенного греха и возводит его в ранг больших грехов».

(Мадариджу ас-саликин, 1/328)

Кроме того, степень греха изменяется в зависимости от положения человека, совершившего его. Так, например, степень греха за прелюбодеяние, совершенное холостым человеком, отличается от степени греха человека, состоящего в браке.

Ибн Раджаб аль-Ханбали писал: «Действия, запретные для мусульманина, упомянуты в Коране и сунне».

Как, например: {151} Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь». Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи, делайте добро родителям. Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. Не приближайтесь к мерзким поступкам ни к очевидным, ни к сокрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, быть может, вы уразумеете.

{152} Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом. Это заповедал вам Аллах, быть может, вы помяните назидание.

{153} Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют нас с Его пути. Он заповедал вам это, быть может, вы устрашитесь.

(Коран, 6:151-153)

«Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете.

(Коран, 7:33)

Кроме того, в некоторых аятах упоминается запрет на конкретные вещи и в определенное время: «Скажи: «Из того, что дано мне в откровении, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха». Если же кто-либо вынужден пойти на это, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то ведь Аллах Прощающий, Милосердный».

(Коран, 6:145)

«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам…»

(Коран, 5:3)

«… Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество».

(Коран, 2:275)

В сунне также были упомянуты подобные действия. Например: «Поистине Аллах запретил продавать спиртное, мертвечину, свинину и идолов».

(аль-Бухари и Муслим)

«Все опьяняющее - запретно».

«Для мусульманина запретна кровь, имущество и честь другого мусульманина».

Все, на что в Коране и сунне указан прямой запрет, для мусульманина запрещено.

На запрет также может указывать порицание, сопровождаемое угрозой наказания от Всевышнего Аллаха: «О тe,которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, быть может, вы преуспеете. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?»

(Коран, 5:90-91)

Что же касается обычного порицания, то оно не однозначно среди ученых. Ученые разошлись во мнениях – указывает оно на запрет или нет? От ибн Умара передается его мнение, что порицание не указывает на запрет. Ибн Мубарак передает от Салима бну Аби Мутыа, от ибн Аби Духайля, от его отца: «Однажды я был у ибн Умара и он сказал: «Пророк (с.а.с.) не разрешил смешивать изюм и финики. Человек, стоявший позади меня, спросил: «Что он сказал?» Я ответил: «Он сказал, что Пророк запретил смешивать изюм и финики», тогда ибн Умар сказал: «Это не правда». Я ответил: «Но ведь ты сказал, что Пророк (с.а.с.) не разрешил смешивать изюм и финики. Не является ли это запретом?» Он ответил: «Неразрешенное Пророком (с.а.с.) относится к нормам этики».

Ан-Нахаи говорил:«Они порицали какие-то вещи, но не запрещали».

Продолжение следует

Грехи бывают двух разновидностей: кабира (большие) и сагира (малые). Многие богословы считают, что большие грехи это те грехи, которые запрещаются в Коране и Сунне и совершавшие их пугаются адом. Мы учим запреты Корана и Сунны, вместе с их определениями, описаниями со стороны ученых. Путем соблюдения приказов и избегая запретов Аллаха, мы предостерегаемся от ада и гнева Аллаха.

Грехи это - самые большие препятствия на пути достижения одобрения и милости Аллаха. Они загрязняют сердце (душу) верующего. Грехи бывают видимые и невидимые. Многие люди, покаявшись, избавляются от видимых грехов. Но предостерегаться от невидимых грехов, связанных с душой верующего труднее. Истинный мусульманин должен избегать всех грехов.

Ислам, прежде всего, основан на знании. Верующий должен знать чего соблюдать и чего избегать. В связи с этим во все времена исламские ученые писали книги определяя большие и малые грехи.

Про большие и малые грехи в священном Коране сказано:

«Если вы будете избегать больших грехов, которые вам запрещены, то Мы простим ваши [мелкие] прегрешения и введем вас через врата благословенные.» (Сура «Ниса»: 31)

«То, что даровано вам из добра,- это удел здешней жизни. А то, что дарует Аллах [в будущей жизни], лучше и долговечнее для тех, … для тех, которые избегают тяжких грехов и мерзостей, которые, когда, приходя во гнев, прощают;» (Сура «Шура»: 36-37)

«Аллаху принадлежит то, что на небесах и на земле, и Он может воздавать творившим зло за их деяния и вознаграждать наилучшим образом тех, кто вершил благие дела, тех, которые сторонятся тяжких грехов и постыдных поступков, разве что незначительные проступки [допускают]. Воистину, Господь твой велик прощением…» (Сура «Нажм»: 31-32)

Кроме этого про большие грехи в хадисах пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) сказано:

«С совершением каждого намаза грехи мусульманина, совершенные между этим и предыдущим намазом прощаются, если только он не совершал (в этот период) большие грехи».

«Каждую пятницу грехи верующего, совершенные между этой и предыдущей пятницей прощаются, если он не совершал тяжкие грехи».

«Каждый Ийд (Ураза байрам и Курбан байрам) прощаются грехи мумина, совершенные между двумя праздниками, в том случае если он не совершал большие грехи».

В этой маленькой статье взятой с книги ученого и богослова Мехмед Захид Котку «Проповеди верующим – 2, Грехи» перечислены грехи, которые считаются большими со стороны некоторых ученых. В статье мы дали описания грехов только где посчитали нужным, но не дали их социальный, личный вред как это сделано в книге.

Большие грехи

Кратко можно определить грех следующим образом, грех это – поступок и деяние, которого Всемогущий Аллах не одобряет. Поэтому будь это маленькие или большие грехи пока верующий не будет избегать их он не станет истинным мусульманином и совершенным человеком, даже если он бесконечно молится. Так как грех это – огонь и яд. Человек, несмотря на то, что питается хорошо, умрет если получит каплю яда. Ясно, что огонь сжигает, а яд убивает. Богобоязненный мусульманин любыми средствами избегает грехов.

Некоторые ученые считают, что существует 12 больших грехов, некоторые полагают, что их 150, некоторые говорят, что их 700. В книге «Шифаул мумин» перечислено 125 больших грехов.

Куфр (неверие). Есть 3 причины становления неверным:
а) невежество (незнание ислама, про Аллаха);
б) упорство в неверие (подобно евреям, Абу Лахабу);
в) совершение и произношение куфри мужиб поступков и слов.
Это те поступки и слова которые выводят мусульманина из веры. Например, бросать лист, где написано имя Аллаха и пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) в мусорку, сомневаться в каком то аяте из Корана, сомневаться в обязательстве намаза, поста или в других обязательствах шариата, верить недозволенную (харам) вещь как дозволенную (халал), порицать пророков, говорить слова типа «омовение не делает тебя сытым» выводит мумина из имана в куфр. Все его благие дела до этого времени аннулируются. Брак между супругами тоже распадается. Заново совершить хадж становится фарзом. Если этот человек умрет не покаявшись, будет гореть в аду вечно.
Придание Богу равного (ширк).
Прелюбодеяние.
Гомосексуализм, а также лесбиянство.
Потребление спиртных напитков и всего, что может вывести разум из нормального состояния (наркотики, психоделические, психотропные препараты и т.д.). Аллах проклял пьющего, подающего ему, продающего и покупающего, изготовителя, носильщика, помощника носильщику и делающего прибыль от этого.
Проводить время вместе с «фасик» и «фаджир»ами. Это те люди, которые делают грехи открыто и не стесняясь. Нет более большого грешника чем мусульманин посещающий бары, казино, кинотеатры, театры, пляжи и другие греховные места. Можно быть вместе с грешниками только с целью делать даъват - призывать к праведному пути.
Воровство.
Умышленное убийство безвинного человека в т.ч., аборты.
Обвинение праведного человека в прелюбодеянии, клевета.
Будучи очевидцем избегать свидетельства.
Лжесвидетельство.
Ложная клятва.
Отобрать чужую вещь насильно.
Побег с поля боя во время джихада. Разрешается если только с целью объединения с большой армией, идущий сзади и если число врагов больше чем в два раза.
Ростовщичество - отдача денег в долг под проценты.
Отобрать и пользоваться долей - вещами сироты.
Взяточничество.
Неуважительное отношение к родителям. Ослушиваться родителей можно тогда, когда они просят делать дела запрошенные в шариате. В шариате есть правило «Ла таата ли махлукин фил-маъсиятиллах», что значит «Нет послушания тварям в делах неугодных Аллаху».
Разрыв отношений с близкими родственниками.
Говорить ложь от имени пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) даже если с благими намерениями, иными словами, придумывать ложные хадисы.
В месяце Рамазан намеренно прервать свой пост.
Обвешивание - обман на весах и в мере.
Совершение намаза ранее установленного времени.
Не совершение намаза.
Несоблюдение поста в месяц Рамадан.
Отказ от выплаты закята.
Не совершать хадж во время.
Бить мусульманина без причины.
Сквернословить и порицать сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует).
Хулить и делать гийбат (злословие) про алимов-богословов и хафизов, знающих наизусть Коран.
Сообщать залиму-тирану о недостатках мусульманина.
Не ревновать своих близких. Например, увидев что жена разговаривает с незнакомым мужчиной, пройти мимо.
Сутенёрство.
Не делать амри маъруф и нахйи мункар (приказывать благое и запрещать плохое).
Колдовство: его изучение, применение и учение других.
Забыть чтение Корана после его изучения.
Сожжение зверей или насекомых в огне.
Отказывать мужу в любовном отношении без причины. Причинами могут быть пост Рамазана, менструация, нифас - кровотечение из-за болезни, болезнь.
Перестать надеется на милость Аллаха из-за множества грехов.
Быть уверенным и не боятся гнева Аллаха.
Употребление свинины, мертвечины, крови.
Употребление мяса животных, которые заколоты не во имя Аллаха.
Намима – распространение плохих слов о ком-то между людьми.
Играть в азартные игры.
Фасад и тирания. Говорить слова не понятные людям и издавать недостоверные фетвы, которые усложняют жизнь людям и делают фитна. Например, говорить что держать пост в рамазане, но не совершать намаз - это бесполезно.
Несправедливость.
Грабить и убивать людей.
Зихар – уподоблять жену своей матери. Говорить, что какие то органы жены похожи на органы матери. В случае зихара никах (брак) между супругами аннулируется.
Постоянно совершать маленькие грехи. Например: богословы единогласно приняли что курение - макрух. 20 сигарет будет 20 макрух. В шариате 8 макрух равно 1 греху. Даже если этот грех маленький, постоянное совершение делает его большим грехом.
Помогать людям в совершении грехов.
Петь песни и читать газели (стихи) побуждающие людей к плохим поступкам.
Открывать аврат (запретные места). Разрешается только для лечения, обрезания и во время родов.
Не платить долги, имея возможность.
Считать что сподвижник Али (да будет доволен им Аллах) выше-лучше чем Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) и Умар (да будет доволен им Аллах). По вероучению ахли сунна первое место занимает Абу Бакр, потом Умар и т.д.
Самоубийство или самоискалечивание.
Не предостерегаться от мочи.
Говорить о своем подаянии упрекая кого-то. Рассказывать другим о своих благих деяний (с целью славы) аннулирует их.
Неверие в кадер - судьбу.
Верить что все сделал сам, без ведома и помощи Аллаха.
Подтверждать и верить в кахин, мунажжим и арраф. Кахин – человек, который дает информацию о будущем. Мунажжим – звездочет, который связывает дела со звездами. Арраф – человек, который находит украденные и потерянные вещи. Человек, подтверждавший их выйдет из веры и станет кяфиром.
Запятнать честь и достоинство мусульманина.
Пожертвование не во имя Аллаха. Мясо этого пожертвования становится харам - не дозволенным.
Надевать длинное платье (или одеваться) ради тщеславия.
Наставлять детей на неправильный путь. Родители должны воспитать ребенка соответственно исламским нормам и традициям.
Создавать бидъа или начать новое грешное деяние. Грех каждого совершающего эти деяния будет на душе придумавшего эту бидъа. Бидъа это – нововведение, которого нет в исламе и противоречащее Корану и Сунне. Например, бары, казино, кинотеатры, дискотеки, концерты, пляжи – все это бидъа. Аллах может простить совершившего большой грех. Но грехи человека создавшего (придумавшего), научившего и наставившего на грешный путь увеличиваются постоянно.
Пугать мусульманина.
Спорить и ругаться. Спор разрешается если цель - поиск истины.
Кастрировать своего слугу.
Резать органы слуг или наложниц.
Приказывать слугам дела которые они не в состоянии сделать.
Неблагодарность людям.
Не давать людям и беречь воду оставшуюся от своей нужды. Трава, вода и огонь считаются общими дарами.
Совершение грехов в мечети Харам в Мекке.
Слушать чужой разговор без ведома-позволения разговаривающих.
Искать ошибки-недостатки людей.
Играть в нарды и шашки. В исламе игроки считаются «фасик»ами и их свидетельства не принимается.
Играть в игру «семь камешек».
Играть на музыкальных инструментах.
Назвать мусульманина кяфиром. Если этот человек не кяфир то клевета вернется сказавшему. Также нельзя называть мусульманина христианином или евреем.
Быть несправедливым со своими женами, в области еды, одежды, места жительства и супружеских отношений.
Мастурбация. Разрешается когда холостой человек может совершить прелюбодеяние.
Иметь половой акт с женой в период менструации или после родов.
Радоваться росту цен на товары общей нужды: еда, одежда и т.д.
Играть азартные игры.
Зоофилия - сексуальный акт с животными. Совершавшего убивают, так же убивают животного и сжигают.
Не соблюдать своим знаниям.
Сквернословить о еде, пище, особенно во время покупки и еды.
Не принимать предложение без причины. Например, когда куда-то зовут в гости и известно, что там не будет недозволенных вещей.
Намеренно танцевать во время чтения Корана или зикра.
Чрезмерно любить дунья. Дунья это все, от чего состоит мирская жизнь: богатства, прихоти, власть и т.д.
Смотреть на молодых юношей и девушек со страстью.
Смотреть во внутрь чужого дома.
Заходить в чужой дом без разрешения.
Делать гийбат. Гийбат, злословье это – говорить про человека вещи, которые если он услышит, ему не понравится.
Излишествование.
Совершать бидъа.
Предательство. Использовать ту вещь, которую дали сохранить, раскрывать кем-то доверенный секрет.
Служить тирану и его представителям. Помогать президенту, министру, мэру совершать гнет - большой грех.
Преклонятся другому кроме Аллаха.
Неблагодарность Аллаху за его дары.
Упрекать и смеятся над людми за их родимые недостатки.
Не совершать пятничный намаз (для мужчин).
Не соблюдать аманат. Аманат это – доверие. Мусульманин должен быть надежным.
Не выполнять данное слово.
Быть тщеславным и посмеиваться над другими.
Идти к ногам султана (президента) и просить у него чего-то. Ходить к деспоту-султану, его правительству и просить помощи или работу - большой грех.
Брать знание с целью достичь уважение людей, славы и дунья.
Любить дунья и славу после изучения знаний шариата.
Делать заговор с целью внести распри между супругами.
Улыбаться тирану и дружить с ним.
Помышлять плохое своим братьям по вере.
Слушать лживый разговор про мусульманина и молчать, зная что это ложь. Надо остановить лжеца и сказать: «Побойся Аллаха!».
Радоваться беде мусульманина.
Дарить подарки чужой жене и охотиться за ее сердцем.
Оставаться наедине с женщиной.
Унижать вещи, которые Аллах возвеличил, или наоборот.
Обманывать.
Подражание мужчины женщине и наоборот.
Клясться не во имя Аллаха.
Не выплачивать зарплату служащим или выплачивать поздно.
Расстраивать отношение между людьми.
Называть мусульманина «мураи». Мураи это – человек, который совершает молитвы для достижения уважения людей, а не Аллаха. Мусульмане должны думать хорошее друг о друге.
Досрочно оторвать грудного ребенка от молока. Каждая мать должна кормить своего ребенка грудью 2 года. Есть исключения как болезнь и т.д. Аллах обещал матери кормящей грудью (за каждый глоток молока) вознаграждение муджахида.
Лицемерие.
Делать заговор против соседей.

Перевод с турецкого: Мутаалим

Через ниспосланные Священные Книги и посредством своих пророков, Всевышний Аллах указал и запретил людям все, что могло бы повредить здоровью, нанести ущерб взаимоотношениям между собой и окружающим миром, поколебать веру. Переступая черту, четко обозначенную в Священном Коране и Сунне, мы совершаем грех . Совершая грех ,не только наносим вред нашей теперешней жизни, но, в зависимости от количества и степени их , можем попасть в одну из семи уровней Ада .

Грехи в Исламе подразделяются на большие и малые. В Благородном Коране сказано: “Если вы будете отклоняться от великих грехов, что запрещаются вам, Мы избавим вас от ваших злых деяний и введем вас благородным входом. (4: 31)

Краткий перечень больших грехов:

1. Многобожие, идолопоклонство. Это один из самых великих грехов. Всех, кто отрицает Единого Создателя или приписывает Аллаху родство с кем-либо, поклоняется идолам или идолу - ожидают мучения в самых низах Ада. (Согласно ученым Ислама, существует семь уровней Ада и шесть уровней Рая. С верхних уровней ада, после определённого Аллахом времени, спасение ещё возможно, но с низов спасенья нет.)

2. Клевета на порядочную женщину. Обвинение её в прелюбодеянии. Этот большой грех очень часто становится причиной разрушения семей. Ставит под сомнение законное рождение детей.

3. Убийство верующего человека. Великий Создатель вообще запретил убийство невинных людей, убийство же человека за его веру в Единого Создателя влечет за собой беспощадную кару Всевышнего.

4. Бегство с поля боя. Если мусульманин, обязанный защищать свою веру, честь и достоинство соотечественников, бежит с поля боя, то попраны будут наши святыни, опозорена нация.

5. Посягать на имущество сироты, не способного защитить ему принадлежащее - великий грех!

6. Очень большим грехом считается совершение чего-либо недозволенного в пределах Мекки , а особенно у Священной Каабы . В этом святом для всех месте, верующие думают о бренности этого мира, о величии Всевышнего Аллаха, поклоняются, и в своих молитвах просят прощения своих грехов.

7. Оставление надежды на прощение Аллахом наших ошибок - большой грех. Так грешат те, у кого уж очень слабая вера, или уж вовсе её нет.

8. Прелюбодеяние, гомосексуализм, лжесвидетельство, жизнь на проценты, употребление спиртных напитков, свинины, мертвечины - все эти действия стоят в первых рядах великих грехов.

[Под мертвечиной здесь подразумевается любое мясо неизвестного происхождения. Вы должны быть уверены, что убой животного, мясо которого вы покупаете, совершался по всем правилам верующих в единого Аллаха субхана ва тааля. Лучше, если совершали убой животного мусульманин. В противном случае, мясо любого животного подпадает под категорию "мертвечина".

Как производится убой животного: Вначале роется яма глубиной около полуметра. Животное кладётся на левый бок. Голова повёрнута в сторону Киблы так, чтобы горло оказалось у края ямы. Обе передние и одна задняя нога животного связываются вместе у копыт, затем, сказав "Би-сми л-Лахи Аллаху Акбар", перерезается горло.

В горле животного существуют 4 канала: Пищевод – "Мери"; дыхательный канал – "Хулкум" и два кровеносных канала (левая и правая шейные вены), называемые "Эвдадж". 3 канала из 4-х должны быть перерезаны одновременно . Тот, кто режет животное, должен стоять лицом в сторону Киблы.

Нежелательно резать затылочную часть, отрезать полностью голову, снимать шкуру до тех пор, пока не прекратятся судороги животного, и туша не начнёт остывать.]

Кроме больших вышеперечисленных грехов, есть целый ряд запрещенных и нежелательных действий , о которых предостерегает Всевышний Создатель. Если мы хотим, чтобы Аллаху Тааля не оставил нас и чтобы Ангелы Создателя защищали нас от сатанинских сил, то должны быть внимательны к предостережениям Всевышнего Аллаха.

Этот ряд грехов и нежелательных действий подстерегают нас во всех сферах жизни, и поэтому, будем предельно внимательны!

Нежелательно и запрещено:

1. Есть мясо домашних вьючных животных - ослов, лошадей. (Кроме лошадей, не использованных на каких-либо работах, а специально откормленных для этого.) Употреблять в пищу мидий, устриц, улиток. Запрещено сидеть за одним столом с пьющими спиртное . Есть и пить из золотой и серебряной посуды.

2. Мужчинам носить одежду из шелка и всяческие украшения. (Можно носить кольцо, но не золотое, а серебряное.) Надевать на ребенка какие бы то ни было амулеты от сглаза и верить в их силу. (Написанные молитвы - дуа носить на себе можно, но надеяться нужно лишь на Милосердие Аллаха).

3. Запрещена незаконная купля-продажа с применением угрозы, обмана. Купля-продажа краденного имущества. Продажа свинины, спиртного, или производного от них товара . Нельзя производить и продавать всё, что Харам - запрещённое по шариату к употреблению . Нельзя заниматься куплей и продажей в мечети. Нельзя нанимать работника, не оговорив заранее оплату его труда.

4. Крайне нежелательно садиться на могилы. Садиться на границу солнечной тени. Садиться без разрешения между двумя людьми. Ложиться спать перед ночным намазом, а после ночного намаза вести разговоры, не касающихся вопросов веры.

5. Нельзя шептаться двоим, при наличии третьего собеседника или говорить на непонятном ему языке

6. Запрещено оправляться по большой или малой нужде в сторону Кьиблы. Оправляться вдоль дорог; в текущую или стоячую воду; под деревья, плодами и тенью которых пользуются люди. Нежелательно оправляться на пастбищах; на гнезда пауков; стоя и против ветра.

7. Нежелательно раскрытым от пояса до колен входить в баню и купаться в открытых водоемах. Нельзя иметь на своем теле татуировку и наносить её другим. Женщинам - носить прозрачную одежду; носить одежду, плотно обтягивающую тело. (При посторонних, женщина должна одеваться по шариату. Открытыми могут оставаться лицо и кисти рук. Полное укрывание лица (ношение паранджи), - скорее, обычай некоторых народов).

9. Нежелателен дополнительный пост в пятничные дни, в дни праздников. Нежелательно: соединять пост двух ней без разговения (без сахура или ифтара ); поститься весь год подряд.

10. В Исламе запрещено : злословие, заглазное осуждение, оскорбление личности, клевета, сплетни, - все это является причиной разрушения дружеских связей между людьми.

11. Всевышний Аллах запретил мучение, пытку живых существ огнем или использование их в качестве мишени на тренировочных стрельбах. Категорически запрещено насилие, убийство жен, детей противника при ведении военных действий. Нельзя охотиться на животных только лишь из спортивного интереса. Нельзя убивать хищников, ядовитых насекомых, если они ничем не угрожают.

12. Неэтично по отношению к “братьям нашим меньшим” устраивать бои между животными, будь то петушиные, собачьи и тому подобные.

Этот перечень далеко не полный. Читайте Благородный Коран, Священные Хадисы и книги исламских ученых по фикху. Повышение знаний - наша обязанность. Повышайте свои знания, читая книги учёных - Приверженцев Сунны. Знания учёных Суннитов получены непосредственно от Пророка Аллаха Мухаммада (меиб) и переданы по цепи учёных.

Каждый совершённый грех очерняет душу и отдаляет нас от благости Всевышнего Аллаха. Чтобы не на словах, а на деле быть мусульманином, необходимо постоянно повышать свои знания и остерегаться больших и малых грехов. Хвала Аллаху Господу миров!