Что такое тантрическая медитация? Тантрическая медитация.

1. Подготовка к занятию.


Для медитации следует выбрать приятное уединённое место или подходящую комнату в вашем доме. Перед занятием не забудьте подмести полы в помещении для практики и сделать в нём тщательную уборку.
Поместите на столик предназначенный для алтаря изображения или статуи Будды и трёх бодхисаттв символизирующих три основных качества Будды: Авалокитешвару (сострадание), Манджушри (мудрость) и Ваджрапани (энергия, или праведное действие); а также Арья Тару которая символизирует энергию всех будд. Все вместе они олицетворяют Форму Будды. Кроме того, справа от божеств положите книгу святого писания, желательно одну из "Сутр Праджняпарамиты ", как символ Речи Будды. Наконец, слева от божеств поставьте миниатюрную ступу (гробницу для мощей) как символ Ума Будды.
Если у вас нет текста "Праджняпарамиты", вместо него на алтарь можно положить любую буддийскую сутру. Если вам сложно достать изображения или статуи божеств достаточно одной статуи Будды.
Но даже и это необязательно. Единственное абсолютно необходимое условие
это правильный умственный настрой.
Затем вы должны сделать подношения. В них входят чистая вода, цветы, благовония, свет, пища и музыка. Подношения нужно расставить на алтаре как можно более красиво и бережно, чтобы выразить своё искреннее уважение и благодарность божествам.
Закончив подготовку к занятию, сядьте на подушку лицом на восток скрестив ноги в ваджрной позе (обе ступни лежат на бёдрах подошвами вверх) или в полуваджрной (одна ступня сверху, а вторая под вами). Если обе позы слишком сложны для вас, попытайтесь привыкнуть хотя бы к одной из них а если не получится, выберите любое удобное положение.

2. Предварительные медитации.


Теперь размышляйте следующим образом: "Наше тело совершает хорошие, плохие или нейтральные действия в зависимости от состояния нашего ума. Следовательно, в первую очередь нужно тренировать ум. Нам невероятно повезло, что мы родились в человеческом облике и в большей степени, чем остальные существа, наделены силой ума и способностями к развитию. Как печально, если эту свою жизнь мы проведём в погоне лишь за временным счастьем.
Если бы это стремление действительно могло породить вечное счастье, то среди многих живущих на свете людей, наделённых властью, богатством и друзьями, обязательно нашлись бы по-настоящему счастливые люди, чьё счастье бесконечно. Но истина заключается в том, что, хотя действительно существуют относительные различия в степени и глубине человеческого счастья каждый из нас, будь он властелин или воин, будь он богат, зажиточен или беден, подвержен различным проявлениям физического и умственного страдания, особенно умственным мучениям".
Продолжайте этот ход мысли, пытаясь найти внутри себя причины страдания и счастья. Узнав о природе этих причин немного больше, вы поймёте, что ум является абсолютной причиной страдания и что, кроме того, есть второстепенные факторы, которые могут ещё больше загрязнить ум или, наоборот, способствовать его очищению. Ум может быть очищен от загрязнений и, когда он придёт в состояние равновесия, то если вы научитесь преодолевать препятствия, вы сможете превратить его в просветлённое сознание.
Размышляйте об этом, и постепенно у вас появится уверенность в том, что всё это действительно так. Самое главное для нас
это устранить причину страдания и заложить основу для обретения счастья. Однако, для того чтобы обрести продолжительное счастье, мы должны приложить все усилия к тому чтобы создать для него благоприятную почву. С другой стороны, чтобы устранить страдание, мы должны в корне пресечь его возникновение, применяя необходимые для этого средства.
Эти две цели можно достичь только в том случае, если мы правильно поймем, в чём состоят истинные причины радости и печали. Для достижения этих целей необходимо опереться на Буддадхарму и искренне поверить в неё. Ваша вера обретёт силу в ходе скрупулёзного анализа, основанного на исследованиях и рассуждениях.

3. Принятие прибежища.


Прочтите про себя следующие слова:
"Я принимаю прибежище в Буддах, Достигших Полного Просветления, которые направляют существ, проповедуя им чистые, подлинные учения Дхармы
плода высшей мудрости, обретённой ими в результате прямого постижения. Я принимаю прибежище в Дхарме, которая даёт полное избавление от всех страданий и ведёт к истинному счастью, ибо Дхарма несёт в себе устранение всех пороков и осуществление всех созидательных устремлений в силу добродетельных помыслов и действий тела, речи и ума. Я принимаю прибежище в Сангхе, в высшем сообществе, чьи стопы не свернуть с пути к просветлению. Непоколебима моя вера в то, что оно окажет мне духовную поддержку в которой я нуждаюсь".

4. Визуализация.


В пространстве перед собой на высоте своего лба визуализируйте великолепный трон. На нём восседает Будда Шакьямуни скрестив ноги в ваджрной позе. Его правая рука жестом призывает землю в свидетели. Она указывает вниз, а кончики пальцев касаются основания трона. В ладони левой руки, находящейся на уровне пупка он держит чашу, наполненную нектаром мудрости. В вашей визуализации Будда Шакьямуни должен быть немного больше, чем остальные члены святого собрания. Он излучает золотистое сияние. На переднем плане по обе стороны от трона стоят Шарипутра и Маудгальяяна
основные ученики Будды. Каждый из них держит в правой руке железный жезл, а в левой чашу. Будда и его ученики облачены в монашеские одеяния. Справа от Будды визуализируйте Авалокитешвару белого цвета. Он восседает на лотосовом троне, соединив ладони у сердца. Слева, также на лотосовом троне, восседает Манджушри золотистого цвета. В правой руке он держит меч мудрости, а в левой священный текст. Напротив Будды на лотосе восседает Ваджрапани тёмно-синего цвета. В правой руке он держит ваджру, а левой делает жест устрашения. Сзади Будды, также на лотосе, восседает Арья Тара изумрудно-зелёного цвета. Её правая рука в жесте благословения а в левой руке она держит голубой лотос, одновременно делая жест предоставления прибежища.
Каждый из четырёх бодхисаттв восседает на лотосовом троне. На них надеты прекрасные шёлковые одеяния и драгоценности. Их тела излучают животворящий свет.
Справа от этого святого собрания лежит стопка священных текстов, содержащих суть учений и символизирующих истинный путь к просветлению и пресечению страдания. Слева от собрания находится великолепная ступа, символизирующая высшую мудрость всех будд. Собрание, которое вы визуализируете, должно быть почитаемо вами как истинная сущность всех объектов прибежища.
Теперь визуализируйте, что справа от вас сидят ваши родственники по отцовской линии включая усопших. Ваша мать вместе с родственниками по материнской линии сидят слева от вас. Ваши враги сидят напротив вас, а те, кто вас почитает,
за вашей спиной. Их окружают все существа населяющие вселенную, которых следует визуализировать в человеческом облике. Вы представляете, что это великое скопление людей вместе с вами сосредоточенно начитывает слова прибежища. Вы размышляете о добродетелях высших тела, речи и ума собрания просветлённых существ и визуализируете, что от них исходят лучи света. Эти лучи проникают в вас и во всех окружающих вас живых существ.
Вы должны представить, что этот свет очищает вас и всех остальных, устраняя все духовные скверны и омрачения. Затем искренне и с глубоким чувством прочтите вслух следующие слова:

НАМО БУДДАЙЯ НАМО ДХАРМАЙЯ НАМО САНГХАЙЯ


Эту фразу следует повторить не менее двадцати одного раза. После этого обратите свои помыслы к окружающим вас существам, которые ничем не отличаются от вас. Они хотят обрести вечное счастье, но постоянно забывают о том, что им нужно создать причину этого счастья; они стремятся к избавлению от преследующего их страдания, но не могут устранить его причину. Вы должны полностью осознать, что страдание не прекратится, пока не будет устранена его причина. Само по себе оно никогда не утихнет и останется с вами до тех пор, пока вы не уничтожите его причину. Способ устранения причины страдания найти нелегко. Однако вы уже вступили на правильный путь, постигая, что вам нужно принять, а что отринуть.
Вы должны усердно выполнять практику и совершенствовать свои навыки, пока не узнаете в полной мере запредельную истину и не разовьёте то, что необходимо для счастья и благополучия живых существ, каждое из которых вы научились любить. Когда волны этих мыслей вспенят океан вашего ума, прочтите нараспев следующие строки:

"В Буддах, Дхарме и Высшем Сообществе
Ищу я прибежище до тех пор, пока не достигну просветления.
Силой практик своих в том числе и шести совершенств,
Пусть достигну я просветления на благо всем живущим".

Затем сосредоточьте своё внимание на объектах прибежища, которые вы визуализируете перед собой. Представляя, что находитесь в их присутствии, произнесите семичленную молитву. Вот семь частей этой молитвы.
Первая часть
молитва простирания. Здесь мы вызываем в памяти объекты прибежища и выражаем своё почитание. Можно сделать перед ними полное простирание, вытянувшись на земле и касаясь её руками и лбом; или полупростирание, в котором мы касаемся земли лбом, локтями, коленями и пальцами ног. Однако, вместо этого, вы можете прост соединить ладони и нараспев прочесть следующий стих, удерживая ум в сфере сосредоточенного благоговения:

"Просветлённым Существам трёх времён,
А также Дхарме и Высшему Сообществу
Я благоговейно и чистосердечно выражаю почтение
С исполненным восторга духом".


Вторая часть молитвы относится к подношениям. Мы визуализируем, что берем в качестве подношения все материальные предметы вместе со всеми чистыми и прекрасными от природы явлениями, существующими в мире. Мысленно мы подносим все это святому собранию, попутно произнося следующие слова:

Третья часть молитвы
исповедание в наших недостатках и пороках как в этом, так и во всех предыдущих воплощениях. Поразмыслите о причине наших страданий - негативной карме и заблуждениях. Заблуждения страшнее негативной кармы, поскольку именно они побуждают к действию наш отрицательный кармический потенциал. Они приносят несчастье всем живым существам. Эти заблуждения, умственные скверны, причиняющие страшный вред, являются злейшими врагами всех живых существ. Долгое время находясь под властью этого опасного врага, мы не могли не накопить значительного запаса негативных кармических инстинктов, которые принесут горькие плоды, если мы не примем мер для их предотвращения. Помните, что зерна нашей кармы не могут утратить свою силу или исчезнуть сами по себе. Теперь настало время перед лицом объектов прибежища признаться в своих недобродетельных деяниях, которые мы совершили в этой и предыдущих жизнях, и раскаяться в них. Мы должны развить в себе решимость отныне не совершать подобных поступков даже во сне. Думая об этом повторите следующий стих:

"С безначальных времён сансарического бытия
В этом и всех предыдущих воплощениях
В силу своего заблуждения и безрассудства,
Нередко наслаждаясь своими промахами
И находясь в тяжком плену у неведения,
Я накопил неисчислимое количество негативной кармы.
Я признаю все эти неблагие деяния
И склоняюсь перед вами в смирении".


После этого мы переходим к молитве радости. Эта практика направлена на то, чтобы развить в себе радость по поводу добродетели и благих заслуг накопленных нами и всеми живыми существами. Истинная причина подлинного счастья
это такая добродетель, которая не только приносит нам временную пользу в настоящем, но и порождает причины, которые принесут свои благие плоды в отдалённом будущем. От всего сердца возрадуйтесь бездонному запасу благотворной энергии, которой вы делитесь со всеми остальными существами. Благотворная энергия лучший друг и защитник всех существ. С такими размышлениями вы должны прочесть следующую молитву:

"Я радуюсь от всего сердца исполнясь благоговения,
Высшему уму, проливающему свет на всех существ,
Несущему помощь и благо каждому чувствующему существу.
Я радуюсь помыслам о просветлении и Дхарме
Океану счастья каждого чувствующего существа,
В коем все живущие найдут благополучие".


Пятая часть – это молитва, в которой мы просим великих наставников о повороте Колеса Учения. Мы обращаемся с мольбой ко всем просветлённым наставникам, которые обрели совершенное знание о духовной практике, повернуть Колесо Учения на благо всех существ. Эта просьба содержится в следующем стихе:

"Сложив руки, я умоляю
Будд десяти сторон света
Осветить ярким светом светильника Дхармы
Всех тех кто блуждает среди страданий,
Порождённых
заблуждениями”.


Следующая часть молитвы
это просьба к наставникам не уходить, а остаться в мире, чтобы просвещать живых существ. Мы умоляем Будд не входить в нирвану без остатка, а вместо этого вечно оставаться среди нас, направляя и защищая всех живых существ. Эта просьба выражена в следующем четверостишии:

"Молитвенно сложив руки я прошу всех Будд,
Готовых удалиться в паринирвану,
Оставаться в этом мире до конца времён,
Дабы живущие не заблудились во мраке".


Седьмая часть
это молитва посвящения заслуг. Произнося следующую молитву, мы просим о том, чтобы благие заслуги, накопленные при выполнении этой практики, а также благотворная энергия нас самих и всех остальных существ превратились в устремление к тому, чтобы все живые существа обрели счастье и достигли полного просветления.

"Всю благую энергию, порождённую
При выполнении этой духовной практики,
Я посвящаю просветлению всех существ,
И да будут они счастливы в полной мере".

5. Чтение мантры.


Сосредоточьте своё внимание на Будде и святом собрании, которое вы визуализируете. Когда их образы в вашем уме станут отчётливыми, визуализируйте в сердечном центре каждого божества плоский светящийся диск. На диске находится символический слог, или мантрический "семенной" звук.
Слог МУМ находится в сердечном центре Будды,
ХРИХ
у
Затем как символ того, что все внешне обманчивые явления по природе своей пустотны, вы визуализируете следующее:
Авалокитешвара медленно растворяется в свете и исчезает в голове Будды. Манджушри растворяется в свете и исчезает в шее Будды. Ваджрапани растворяется в груди Будды, Тара
в пупке Будды а два первых ученика растворяются в его теле с левого и правого боков.
После этого вам следует сосредоточить своё внимание на одном Будде. Удерживайте в уме его образ как можно дольше. Затем и Будда постепенно превращается в чистый свет и, начиная сверху и снизу растворяется в светящемся диске, находящемся в центре его сердца. Диск растворяется в мантре, Мантра, в свою очередь, растворяется в символическом слоге, который она окружает. Вслед за этим символический слог превращается в свет, и наконец остаётся только точка (анусвара), венчающая этот слог, которая тоже постепенно исчезает, так что в конце концов остаётся лишь бесформенный ясный свет.
Несколько мгновений созерцайте пустотную природу всех явлений. Далее, как символ всех относительно существующих наслаждений, которые возникают и проявляются, хотя по своей сути и неотделимы от пустоты, визуализируйте, что всё святое собрание вновь появляется в пространстве перед вами в обратном порядке. Завершите сеанс медитации с энтузиазмом и ощущением радости. Поднявшись с подушки для медитации и перейдя к повседневным делам, всё время сохраняйте в уме образ Будды и его окружения. Пусть он как бы является участником и свидетелем всех ваших занятий.
Во время еды поднесите немного пищи Буддам и бодхисаттвам , тем самым напоминая себе о духовном пути. Вечером, засыпая, можете представить, что ваша голова мирно покоится на коленях Будды. Так всегда и во всём Будда должен быть вашим свидетелем, и вам нужно стараться направлять свои тело, речь и ум на совершение созидательных, добродетельных поступков. Вы можете практиковать эту медитацию раз в день, два раза в день (утром и вечером) или четыре раза в сутки (утром, днём, вечером и ночью). В любом случае, начните с коротких занятий, а затем постепенно увеличивайте их по мере того, как у вас развиваются концентрация и внимание. Если вы построите свою практику на этой основе то, несомненно, она принесёт вам огромную пользу.

Сарва мангалам!

\


Много лет назад, когда я только начала осваивать медитацию, я попросила одного индийского гуру научить меня справляться с водоворотом мыслей, не дающим мне покоя во время практики. Ответ наставника поверг меня в полное уныние. «Ничего не поделаешь, – сказал он. – Придется просто сидеть и наблюдать за своим умом».

Безусловно, учитель был прав. Но последовать его совету я не могла. В то время мой ум был абсолютно неуправляем, и единственное, на что я была способна, – это ухватиться за мантру и молить о чуде. До сих пор не могу представить, что бы я делала, если бы в один прекрасный день мой гуру Свами Муктананда не прочитал лекцию о природе мысли.

Тонкие материи

Учение, о котором рассказывал гуру, уходит корнями в Шаивы – сборник сравнительно новых сложных тантрических текстов о йоге, которые появились в Индии примерно в IX веке и до недавнего времени хранились в тайне. Идея проста: что бы ни возникало в уме человека – все это продукт сознания, или, если хотите, энергии ума. Все наши мысли или чувства – будь они позитивными или негативными, конструктивными или деструктивными – состоят из тонкой, невидимой и крайне динамичной субстанции. Энергия ума очень хрупка и может раствориться в мгновение ока. Но в то же время она настолько мощная, что ее сила создает внутреннюю реальность, которая управляет нами в течение всей жизни. Секрет, переданный мудрецами тантры, прост: мысль перестает нас беспокоить, как только мы раскрываем ее природу, то есть осознаем, что она – не что иное, как энергия ума.

Что ж, вывод кажется вполне логичным. Однако наблюдать за субстанцией, из которой «состоят» мысли, – занятие, мягко говоря, непривычное для подавляющего большинства. Как правило, мы по­гло­ще­ны их содержанием, ведь оно кажется нам гораздо более значительным и реальным. На самом деле содержание мысли – это всего лишь форма, которую принимает энергия ума в каждый момент времени. В нашем сознании исполняется целый энергетический танец. Но мы не можем увидеть его со стороны, поскольку принимаем в нем активное участие.

Тантрическое учение призывает нас отвлечься от содержания мысли, перестать цепляться за него и взглянуть на само «вещество», из которого она состоит.

Мои мысли – мои скакуны

Закройте глаза и понаблюдайте за мыслями, которые проносятся у вас в голове. Находясь под пристальным вниманием, они становятся удивительно «застенчивыми», поэтому поток сознания может на мгновение прекратить свое движение. В этом случае необходимо «создать» мысль. Пусть это будет что-то приятное, вызывающее положительные эмоции, например красивый пейзаж.

Удержите мысль в уме на несколько секунд. Сфокусируйтесь на ее сущности. Понаблюдайте за энергетическим пространством, которое она создает в сознании. Можно обозначить ее как энергию или вещество мысли – это поможет распознать мысль как таковую.

Следующий шаг – исследовать энергию и пространство, создаваемые мыслью. Не только сама мысль, но и отдельные ее частицы обладают собственным энергетическим почерком. Именно эта энергия наделяет мысли такой силой и властью. Содержание слов – это то, что во­вле­ка­ет нас в определенное действие, но именно энергия меняет наше внутреннее состояние.

Мысли бывают нейтральными, созидающими или разрушающими. Практикующие медитацию знают, что если долго повторять про себя, скажем, слово «покой», то в конце концов внутреннее напряжение ослабевает. Некоторые мысли вызывают сильное возбуждение, которое может проявиться в форме радостного ожидания, тревоги или депрессии: все зависит от того, что за ними стоит – желание, страдание или гнев.

Во время медитации проще всего работать с нейтральными мыслями. Их легче всего «отпустить» или позволить им «проплывать мимо, подобно облакам». «Заряженные» мысли гораздо более «прилипчивы». Именно они мешают нам в практике, порой делая процесс медитации просто невозможным. Многие ученики признаются, что, будучи не в состоянии успокоить свой ум, они раз и навсегда прекращают практику медитации.

По морям, по волнам

Парадокс в том, что сила и интенсивность заряженных мыслей – это именно то, что способно расширить наше сознание. Когда мы проникаем в энергию страха, злости или желания, освобождая ее от груза содержания и ассоциаций, она уводит нас все больше в глубь самих себя. Представьте бурный водный поток. Вы можете сторониться его, воспринимая как опасную разрушительную силу, или научиться использовать его гидроэлектрическую силу во благо – и тогда он подарит вам свет.

Закройте глаза и вспомните о чем-нибудь, что вызывает злость или раздражение. Теперь направьте внимание с объекта раздражения на само ощущение, пытаясь прочувствовать его энергетику. Таким образом вы сосредоточитесь на пространстве, создаваемом раздражением, и позволите себе исследовать энергию внутри него. Понаблюдайте, в какой части тела или ума она сосредоточена. Где чув­ству­ет­ся сильнее всего? Задержитесь на самом интенсивном ощущении, которое вам удалось уловить, и дайте ему имя – распознайте его как чистую энергию. Помните, что не бывает «хорошей» или «плохой» энергии. Она одна – созидательная, невероятно тонкая и мощная форма сознания.

Теперь сосредоточьтесь на пространстве внутренней осознанности, в котором заключены все мысли и чувства. Постарайтесь увидеть, что энергия мысли, вызывающей раздражение, содержится внутри более широкого энергетического пространства – вашего внутреннего опыта. Представьте, что сознание – это огромный, необъятный океан энергии, а мысль, тревожащая вас, – волна или, скажем, водоворот в этом океане. Позвольте сгущенной, уплотненной энергии раздражения быть такой, как она есть, одновременно наблюдая за океаном, частью которого она является. Почувствуйте, как она стремится раствориться в расширенном пространстве сознания.

Со временем вы обнаружите, что эта практика способна полностью обезоружить мысли и чувства, создающие помехи. Ваше отношение к тому, что происходит в уме, постепенно изменится. Вместо того, чтобы воспринимать свой гнев, отчаяние или сожаление как непреодолимые препятствия, вы будете видеть энергию этих чувств: «Это страх. Он острый и колючий. А это страдание. Оно ощущается как засасывающая пустота в сердце».

Моя богиня!

Если в своей практике вы продвинетесь еще на шаг вперед – научитесь распознавать чистую энергию в основе каждого чувства и мысли и позволите ей слиться с про­стран­ством осознанности, – вы увидите, как она трансформируется, поймете, как энергия ума созидает реальность. Более того, регулярно работая со своими мыслями в процессе медитации, вы сможете использовать эту технику и в повседневной жизни. И когда сильные чувства будут угрожать вашему спокойствию и благополучию, вы сможете сделать небольшую паузу, посидеть в тишине и попытаться почувствовать энергию внутри тревожащих мыслей, удерживая ее в поле осознанности до тех пор, пока она в конце концов не растворится.

Такая практика несет освобождение. В тантрических текстах ум сравнивают с богиней, могущество которой может возвысить человека до небес, а может удерживать в пучине страстей. Богиню можно завоевать, видя ее такой, какая она есть, познавая и почитая ее. Об этом повествуют легенды и предания: когда герой относится к божеству с уважением, не испытывая при этом страха, оно дает ему все, о чем бы он ни попросил. Наш ум ждет, когда мы вспомним об этом. Он ждет, когда мы наконец увидим его божественную природу – созидательную энергию, способную в каждый момент сотворить любую реальность.

Подобная осознанность дает нашему сознанию свободу расширяться. Неожиданно, ум, который раньше казался слишком грубым и несговорчивым, становится необъятным, несущим свет и любовь. Пре­вра­ща­ясь из врага в верного союзника, он дарит нам благословение и ощущение истинной свободы.

Тантрическая медитация

Тантрическая медитация предлагает созерцание жизни как таковой. Садимся в удобную для медитации позу (лотос, полулотос, «Удобная поза», «Алмазная поза» или просто сидя на стуле). Следим за тем, чтобы позвоночник сохранял вертикальное положение, но не строго прямолинейное, без напряжения. Максимально расслабляем все мышцы тела, рук и ног, в том числе и мимические мышцы. Слегка приоткрыв веки, фиксируем взгляд на кончике носа. Концентрируем внимание на дыхании. Прислушиваемся к своему телу, ко всем мельчайшим, даже мимолетным, мыслям и ощущениям. Начинаем прислушиваться от ступней, затем по ногам поднимаемся к туловищу, шее, затылку и голове, а потом к ладоням, рукам и плечам – и снова к голове. Мысли успокаиваются, беспокойство уходит. Теперь концентрируем внимание на дыхании, на ощущении того, как поднимается и опускается грудная клетка и радуемся тому, что мы дышим, что мы живем. Мысленно посылаем теплую волну любви поколениям и поколениям своих предков, без которых не было бы и нашей сегодняшней жизни, которой мы так радуемся. Представляем себя всеми формами жизни на земле, начиная от простейшего одноклеточного в древнем океане. Мы связаны со всеми существующими формами жизни на этой планете, с животными, рыбами, птицами, насекомыми, растениями и кристаллами. Кактус и баобаб, бабочка и скарабей – мои братья и сестры, а я – часть Великого Потока Жизни. Вся мощь и разум жизни присутствуют в нас, и весь опыт поколений. На этом фоне отдельно взятая жизнь отдельного человека одновременно и исключительна и неповторима, и ничтожна. И она будет продолжаться столько, сколько это необходимо для Великого Потока Жизни. Хорошо совершать эту медитацию вечером, перед сном, представляя, что мы засыпаем на уютной груди Матери-прародительницы – Земли, Вселенной… Все заботы забыты, все тревоги ушли, и нас окутывает глубокий и безмятежный сон…

Из книги Способ жизни в Эру Водолея автора Васильев Э В

МЕДИТАЦИЯ Медитация (в переводе с латинского - размышление) -приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности. Медитация сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних

Из книги Золотая книга йоги автора Шивананда Свами

Из книги Вигьяна Бхайрава Тантра. Книга Тайн. Том 3. автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Неведомое путешествие за пределы последнего табу автора Раджниш Бхагван Шри

Медитация «Ом» Прежде чем ты заснешь сегодня ночью и каждой следующей ночью, прежде чем заснуть, выключи свет, сядь в постели, закрой глаза и выдохни глубоко ртом со звуком «О-оооо». Продолжай выдыхать со звуком «О» так глубоко, как только возможно. Твой живот втягивается,

Из книги Звук хлопка одной ладони автора Раджниш Бхагван Шри

1. МЕДИТАЦИЯ 1 марта 1981 года.Лекция посвящена ученикам, в имени которых есть слово дхиан - медитация.Ма Дхиан Април/медитация, раскрывающееся сердцеСвами Дхиан Томмазо/медитация, искатель, истиныСвами Дхиан Марк/медитация, могучий воинСвами Дхиан Иоген/медитация,

Из книги Тантрическая любовь автора Раджниш Бхагван Шри

10. МЕДИТАЦИЯ 8 марта 1981 года.Лекция посвящена ученикам, в имени которых есть слово дхиан - медитация.Ма Дхиан Шарон/медитация, возлюбленнаяСвами Дхиан Прем/любящий медитациюМа Дхиан Самиро/медитация, ветерокМа Дхиан Сандхья/медитация, сумеркиМа Дхиан Гитеша/медитация,

Из книги Внетелесный опыт автора Аарон

Из книги Избранник духа Тантры (том 1) автора Нептунов Александр

Из книги Тайна сверхчеловека, или Откровения «Ангара-18» автора Мэлори Шон Дуглас

ТАНТРИЧЕСКАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ МЕДИТАЦИЯ Как-то вечером получилось так что Александр остался с Радой в зале один. Не появились в дверях его дома весельчаки - Лешка и Шурик, и Лиля по каким-то причинам тоже не смогла прийти. Грегориан и вовсе не появлялся в комнате до тех пор,

Из книги Сущность буддизма автора Кьябгон Тралег

6. Медитация Медитация (от латинского meditatio) означает сосредоточенное, глубокое размышление. Ее начальный этап похож на упражнение 1 - вы должны расслабиться, отрешиться от реальности, изгнать все суетные мысли, ощутить полное спокойствие. Но следующая стадия - ничего

Из книги Метафизика пола автора Эвола Юлиус

ВЫСШАЯ ТАНТРИЧЕСКАЯ ЙОГА СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИКонечный уровень тантры, махануттара-йога-тантра, или ла-ме ченгпои гию по-тибетски, считается высшим уровнем. Вдобавок он самый трудный в смысле практики. В отличие от других тантр на этом уровне практик встречается

Из книги Искусство жить и умирать автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Жизнь есть экстаз. Практика активных медитаций Ошо автора Раджниш Бхагван Шри

Медитация «Ом» Когда ты заснешь сегодня ночью и каждой следующей ночью, прежде чем заснуть, выключи свет, сядь в постели, закрой глаза и выдохни глубоко ртом со звуком «О-оооо». Продолжай выдыхать со звуком «О» так глубоко, как только возможно. Твой живот втягивается,

Из книги Не счастья ради [Руководство по так называемым предварительным практикам тибетского буддизма] автора Кхьенце Дзонгсар Джамьянг

Глава 4. Динамическая медитация и молчаливая медитация Первый вопрос:Динамическая медитация очень активна, энергична, она требует значительных усилий. Разве нельзя войти в медитацию, просто сидя в молчании?В медитацию можно войти, и просто сидя в молчании, но для этого

Из книги Интегральная йога. Шри Ауробиндо. Учение и методы практики автора Ауробиндо Шри

Из книги автора

Тантрическая традиция До тех пор, пока человек не реализует не только статический аспект Всевышнего, но и его динамический аспект, он не сможет постичь подлинный источник всего сущего и равноценную реальность активного Брахмана. Шакти, или Сила Вечного, представляется

Практика тантрической медитации вращается вокруг ключевых теорий взаимосвязанности, просветления и визуализации. Возникшая в Индии в шестом веке, практика Тантры была перенята буддистскими монахами с Тибета и стала частью тибетского буддизма, или Ваджраяны. Буддистская тантрическая медитация приветствует визуализацию, в частности визуализацию результатов. Этот привело к распространению другого ее названия – «Колесница Плода». Основные компоненты тантрической медитации – это визуализация и мантры.

Буддистская практика этого искусства включает две основных стадии; это стадия зарождения, и стадия завершения. Стадия зарождения включает визуализацию Я в качестве божества, обладающего качествами Будды. Считается, что создавая образ себя в такой форме, можно перенимать просветление и самосознание визуализируемого существа.

На второй стадии тантрической медитации, стадии завершения, фокус смещается на поток энергии, проходящей через тело. Эта стадия нередко принимает форму практики под названием йога внутреннего тепла. Контролируя поток энергии в теле, практикующий может входить в желаемое состояние тантрического блаженства.

Йога внутреннего тепла, известная еще как йога туммо и одна из шести йог Наропы, также подразумевает осуществление визуализации наряду с дыхательными техниками. Во время выполнения этой практики необходимо визуализировать каналы энергии и символические изображения мантр, одновременно применяя технику «дыхание вазы». Техника «дыхание вазы» выполняется на уровне пупочной чакры и предполагает сначала вдыхание воздуха сверху, а затем притягивание энергии воздуха снизу. Путем соединения и растворения на уровне пупочной чакры энергии сверху и снизу можно достигать умиротворения и многолетия.

Посредством двух своих ключевых областей искусство Тантры может быть полезно и для общей практики медитации. Во-первых, чтобы тантрическая медитации была успешной, и ум, и тело должны находиться в гармонии. Во-вторых, создавая союз ума и тела свободный от напряжения и самовосприятия, можно обретать осознанность, требующуюся для других форм медитации.

Тантрические медитации.

М ожно также попробовать некоторые из медитаций, которые обычно называются «тантрическими». Конечно, в группе мы можем только ввести их; люди, которые жела ют заниматься тантрическими медитациями, должны делать это или в одиночку, или с любимым - в зависимости от медитации, - по не в группе.

Я расскажу вам немного о своих собственных экспериментах с ними. Но прежде всего я хотела бы предупредить, что не собираюсь вводить кого-либо в заблуждение относительно значения тантры. Тантра не означает секс, тантра означает любовь, которая использует секс как средство вхождения в медитацию. Пусть у нас будет полная ясность относительно этого.

Тантра имеет в виду именно это: трансформацию любви в меди тацию. И теперь вы можете понять, почему тантра так много говорит о любви и сексе. Почему? Потому что любовь является ближайшей естественной дверью, через которую вы можете вый­ ти за пределы этого мира, за пределы горизонтального измере ния....

Любовь вдруг изменяет ваше измерение. Вы выбрасываетесь из времени и встречаетесь лицом к лицу с вечностью. Любовь может стать глубокой медитацией - глубочайшей медитацией.... Любовь для Шивы является величайшими вратами. И для него секс не есть нечто, подлежащее осуждению. Для него секс есть семя, а любовь есть цветение этого семени, и если вы осуждаете семя, то вы осуждаете и цветок. Секс может стать любовью. Если он не становится любовью, это уродство. Осуждайте уродство, а не секс. Любовь должна цвести, секс должен становиться любо вью. Если он не становится любовью, это не его вина, это ваша вина.

Секс не должен оставаться сексом - так учит тантра. Он должен быть трансформирован в любовь. И любовь также не дол жна оставаться любовью. Она должна быть трансформирована в свет, в медитативное переживание, в последнюю, предельную мистическую вершину. Как преобразовать любовь? Будьте дейст вием и забудьте про действующего. Во время любви будьте любо вью - просто любовью. Тогда это будет не ваша любовь, не моя любовь, не чья-то еще любовь - это будет просто любовь. Когда вы не здесь, когда вы в руках предельного источника или потока, когда вы полностью в любви, тогда это не вы в любви. Когда любовь поглотила вас, вы исчезли; вы просто стали энергией цве­ тения .

В этой книге имеется ряд основных медитаций, которые мы можем попробовать. Но сначала нужно понять, что-то, как мы ис пользуем секс сейчас, медитацией не является. С точки зрения тантры мы неправильно используем секс, потому что мы так много его осуждали в прошлом. Секс так много осуждался, что это осело в нашем коллективном подсознании - мы можем даже не осознавать это.

Постоянное вбивание в человеческий ум того, что секс является грехом, создает внутри вас высокий барьер. Вы никогда не позво ляете себе полностью расслабиться. В стороне всегда стоит что-то осуждающее, даже для нынешнего поколения. Они могут утверждать, что они не обременены, что у них нет навязчивых идей, что секс для них не является табу, но вряд ли вы так легко можете разгрузить свое подсознание. Оно формировалось в те­ чение многих веков; в нем все прошлое человечества. Поэтому, хотя вы можете и не считать это грехом сознательно, подсоз нание все равно постоянно осуждает секс. Вы никогда не бываете в нем тотально. Всегда что-то остается снаружи. Эта остаю щаяся часть создает расщепление. Тантра учит входить в секс тотально. Просто забудьте себя, свою цивилизацию, свою рели­ гию, свою культуру, свою идеологию. Забудьте все. Просто входи­ те в половой акт: входите в него полностью, не оставляйте ничего снаружи. Станьте абсолютно нерассуждающим. Только тогда придет осознание того, что вы стали едины со своим любимым. И это ощущение единства может быть потом отде лено от партнера и может быть использовано по отношению ко всей вселенной. Вы можете быть в половом акте с деревом, с луной, с чем угодно. Раз вы знаете, как создать этот круг, то он может быть создан с чем угодно - даже без чего-либо .

В примечаниях к этому Ошо говорит, что некоторые медитации в большей степени подходят мужчинам, некоторые - женщинам. Эти различия основаны на его понимании дополнительных различий между телами мужчины и женщины. Прежде всего, говорит он, и мужчина, и женщина являются полумужчиной, полуженщиной, по­ скольку и тот и другая рождены от мужчины и женщины. Но тогда, в тех случаях, когда тело мужчины является положительным, тело женщины является отрицательным, и наоборот. У мужчины основ ная чакра имеет положительную энергию, поэтому оттуда может подыматься положительная энергия. Вот почему мужчина может испытывать подъем вдоль спины энергии кундалини. Но, говорит Ошо, тело женщины в первой чакре является отрицательным; в этой части тела она будет обладать глубокой восприимчивостью, ее потен циальной возможностью в этом месте является полное приятие.

У женщин положительная энергия помещается в грудях. Поэто му специально для женщин имеются две медитации. Одна из них заключается в осознании энергии «между подмышками», то есть на всем участке сердечного центра. Если женщины сфокусируются на этом участке, то они почувствуют там положительную энергию. Вто рая медитация для женщин заключается в концентрации точно на грудных сосках, на обоих сосках одновременно. Ошо говорит, что это придает телу женщины сладкий аромат, она может даже начать те рять вес, чувствовать себя легче или иметь видения. Соответствующей медитацией для мужчины является концентрация на основании пениса, где энергия мужчины является положительной.

На самом деле, если мужнина пытается концентрировать внима ние в области груди, он становится очень неспокойным. Попро буйте. Через пять минут вы начнете потеть и вам станет очень неспокойно, потому что мужская грудь является отрицатель­ ной, она дает вам отрицательность. Вы испытываете беспокой ство, неудобство, вам кажется, что что-то в теле происходит не так, что вы больны. Но женские груди являются положитель ными. Если женщины будут концентрировать свое внимание око ло грудей, то они почувствуют себя очень счастливыми, блаженными, по всему их существу будет распространяться сла­дость и их тела будут терять вес. Они будут ощущать легкость, как если бы они могли летать. И при такой концентрации многое изменится; вы станете «более материнскими». Вы можете не стать матерью, но вы станете более материнскими. Ваши от ношения со всеми станут более материнскими - будет больше сострадания, больше любви. Но эта концентрация на области грудей должна выполняться очень расслабленно, не напряженно. Если с этим у вас будет связано некоторое напряжение, то про изойдет разделение между вами и грудями. Расслабьтесь и рас творитесь в них, почувствуйте, что вас больше нет, что остались только груди. Если то же самое должен делать муж чина, то он должен делать это с сексуальным центром, а не с грудями. Отсюда и следует важность первой чакры во всех кунда лини йогах. Он должен концентрироваться в точности на осно­вании пениса - там он имеет созидательные возможности, там он имеет положительность .

Имеются также медитации, которые мужчина и женщина могут делать вместе - одна из них «Не ищи облегчения в половом акте» . Другая называется «Крут любви». Когда мужчина и жен щина занимаются любовью, если он отдает ей, отрицательной и воспринимающей, энергию из своей положительной первой чакры, то эта энергия может подыматься по ее телу в область сердца, где она является положительной. Отсюда энергия может перейти в область сердца мужчины, являющуюся отрицательной, и если он примет ее, то она будет двигаться вниз по его телу к первой чакре. Будет создан круг для энергии любви.

Однажды я испытала это со своим партнером, не говоря ему об этом. В мое сердце притекло так много энергии, что я чувствовала, что готова взорваться. Я только спросила его: «Твое сердце немного приоткрылось?» Это было действительно так, для протекания энер гии образовался замкнутый контур.

Ошо говорит, что, если возникает круг любви, то возникают вспышки, когда мужчина внезапно ощущает себя женщиной, а жен щина чувствует, что она мужчина, а затем все возвращается на свои места.

Когда встречаются два любящих и становятся замкнутым кру гом, то возникают вспышки. На какой-то момент любимый пре вращается в любимую, а любимая становится любимым, а в следующий момент снова любимый есть любимый, любимая есть любимая. На мгновенье мужчина становится женщиной, затем на мгновенье женщина становится мужчиной - потому что энер гия течет и образует единый круг .

Кроме того, существуют две тантрические медитации, которые вы можете делать в одиночку. Они основаны на понимании того, что блаженство, которое мы испытываем, когда занимаемся сексом, не исходит, на самом деле, от другого:

Когда есть два любящих, то внезапно они оба становятся отсут ствующими. Остается чистая экзистенция - без какого-либо эго, без каких-либо конфликтов... просто общение. В этом общении человек испытывает блаженство. Неправильным будет предпо­ лагать, что другой дал вам это благословение. Это благословение снизошло на вас, потому что, не осознавая этого, вы вошли в глубокую медитационную технику.

Вы можете делать это осознанно - и если вы делаете это осоз­ нанно, то все происходит более глубоко, потому что тогда вы не связаны с объектом. Помните это - благословение случается благодаря вам. Благословение случается, потому что вы поглоще­ ны в другом .

Итак, первая тантрическая медитация, которой можно заниматься в одиночку, называется «Встряска в сексе». Ее можно использовать и совместно с партнером, и она может помочь нам стать тотальным в половом акте. А вторая называется «Делай любовь без партнера». Если вы переживали «круг любви» с партнером, то вы сможете практиковать это и в одиночку:

Если вы уже имеете ощущение, если вы уже поняли, что наступил момент, когда вас больше нет, осталась только вибрирующая энергия, и вы с партнером образуете круг, то в этот момент исчезает и партнер. В этот момент существуете только вы, а для вашего партнера вас нет - есть только он или она. Это единство центрировано внутри вас, партнера там нет. Женщине легче иметь это ощущение, потому что они занимаются сексом с закрытыми глазами. Вы можете образовать этот круг с самим собой, потому что мужчина является и мужчиной, и женщиной, а женщина является и женщиной, и мужчиной. Вы и то и другое, потому что в вашем создании участвовали двое. Вы были созданы мужчиной и женщиной, поэтому ваши половинки напоминают каждого из них. Вы можете полностью забыть все - круг может быть создан внутри вас. Раз круг создан внутри вас - ваш мужчина встретился с вашей женщиной, внутренняя женщина встрети­ лась с внутренним мужчиной, - то вы в объятиях с самим собой. И только при создании такого круга достигается истинное без брачие

По материалам Шри Раджниша (Ошо).

^ ^