Бисерный храм как добраться. Скит во имя анастасии узорешительницы в крыму, бисерный пещерный храм - история

В последние годы в крымских горах возрождается множество древних пещерных монастырей . Самый необычный среди них – это скит Св.Анастасии Узорешительницы на склоне горы Фыцки, неподалеку от пещерного города в окрестностях сел Баштановка и Предущельное.

Монастырь необычен внутренним убранством церкви, которая скорее напоминает буддийские храмы в Азии , чем православные соборы. Несмотря на нетрадиционный подход к оформлению, место популярно среди верующих женщин, поскольку святая великомученица Анастасия Узорешительница считается покровительницей беременных .

Скит на склоне горы Фыцки имеет давнюю историю, уходя корнями в эпоху раннего Средневековья.

Распространение почитания святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в период VI-VIII веков из Константинополя приходит на юго-запад, и на юг, и на северо-восток.
На греческих островах и юге Италии, в Сицилии и на Кипре, в Сардинии и на Ближнем Востоке, как и в Крыму, появляются монастыри во имя этой святой*.

Согласно житию VI века Анастасия была знатной римлянкой , ученицей святого Хрисогона. Её мать - тайная христианка, воспитала дочь в христианской вере. Святая Анастасия тайно посещала узников-христиан, томившихся в римских темницах и ухаживала за ними. После казни своего учителя девушка начала странствовать, чтобы где можно, помогать христианам, которые подвергались суровым гонениям. Она прошла через Грецию, Македонию; по её прибытии в Сирмиум она была схвачена и после мучений сожжена на костре .

Святая Анастасия -одна из семи женщин, за исключением Девы Марии, чьё имя включено в римский канон мессы.

У восточных славян святая считалась покровительницей беременных , поэтому ей молились во время родов. Именно с этим связывалось прозвище «Узорешительница». Беременность женщины понималась как тяжесть («тяжелая баба»), ноша (беремя - ноша, вязанка), а рождение ребенка как освобождение его из материнского чрева-узилища. Символике узла придавалось большое значение: считалось, что беременная не должна была сматывать веревки, завязывать узлы, сучить нити, а в одежде рожающей женщины не должно быть узлов.

Вернемся же к монастырю возле Качи-Кальона . На протяжении веков скит то расцветал, то снова приходил в упадок. Так длилось до 2005 года , когда, получив благословение настоятеля Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря архимандрита Силуана, сюда приходит иеромонах Дорофей. Уже спустя 2-3 месяца постепенно стали появляться и первые насельники.

С тех пор монахи значительно расширили и расчистили территорию балки, в которой находится обитель.

1.путь к монастырю сложно не найти, поскольку подъем выложен из автомобильных покрышек

2. в конце подъема посетителей встречает источник Святой Софии, Премудрости Божией

3. насколько я понимаю, временные хозпостройки выполнены из металла

4. в скале высечен огромный грот-склад

5. вдали виднеются шинные завалы

6. монашеские кельи

7. фруктовый сад

На сайте скита написано:

Сегодня численность братии невелика, как и предполагает пустынножительство. Вместе со скитоначальником, игуменом Дорофеем, десять человек и до 20 человек трудников в летнее время.
Руками настоятеля и братии украшается храм в византийском стиле. Среди многочисленных лампад ручной работы мы не встретим и двух похожих, каждая из них создана с молитвой, неповторима и уникальна.
По многочисленным просьбам прихожан и паломников монастыря, отец Дорофей благословил на продажу эти изделия монахов, и сегодня их можно приобрести в монастырской лавке.

8. в монастырской лавке- уникальные лампады

9. в монастырской лавке – кресты

10. в монастырской лавке – мечта любой рукодельницы

11. лавка по фасаду украшена такими мозаичными панно

12. стену напротив лавки украшает такая икона

Как нам рассказала работающая в лавке монахиня, над узорами трудится вся братия, когда у кого возникает вдохновение.

13. путь к храму

14. стена по пути к храму

15. рядом со входом в храм в скале вырезана икона Св.Анастасии Узорешительницы

16. вход в храм украшает икона Спасителя, также вырезанная в скале

17. аналой рядом со входом

18. фрагмент колонны по бокам от входа в храм – полностью завешаны крестиками

19. фрагмент колонны по бокам от входа в храм – в красных и розовых мешочках хранятся записочки с именами

20. фрагмент колонны по бокам от входа в храм – не только крестики, но и звезды

21. люстра в притворе

Храм расположен в скальном гроте, размером не превышающим автомобильный гараж

22. входим в храм

23. кованый иконостас

24. потолок

25. потолок храма

26. потолок в храме

27. потолок храма

Сегодня одной из основных задач монастырской братии является постройка храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица» в византийском стиле.

как добраться:

  1. на рейсовом транспорте, идущем из Бахчисарая в сторону с.Синапное. Выйти в с. Предущельное (пройти вперед по ходу движения автобуса по трассе) или в с. Баштановка (немного вернуться назад);
  2. найти подъем на Качи-Кальон (промахнуться сложно, прямо на трассе есть указатели);
  3. тропинка на Качи-Кальон уйдет вправо по склону, а вам надо свернуться влево в балку;
  4. подниматься по тропинке, выложенной покрышками.

Бисерный храм

Будучи в Крыму, мы побывали в уникальном месте - в бисерном храме, единственном в своем роде. Скальных монастырей в Крыму несколько, есть известные и популярные, как Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае. До него мы немного не доехали, зато попали в небольшой скальный монастырь в узком ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки (каковы названия!), носящий имя Анастасии Узорешительности, христианской великомученицы IV века, которая облегчала ("разрешала") страдания христиан, она же считается покровительницей беременных, а также помогает невинным христианам освободиться из плена или заключения.

В долине Качи-Кальон ("крестовый корабль", скальный массив похож на корму корабля с крестом, сложенным из естественных трещин) находится несколько скальных монастырей. В VI-VIII веках византийскими христианами, бежавшими в Таврию от преследования, здесь был создан большой скальный монастырь, но после землетрясения он разрушился. Затем периодически монахи снова возвращались сюда, монастырь возобновлялся в разные века. Скальная порода очень твердая, как удалось в те времена выбить кельи, никто не знает: возможно, они использовали природные углубления, но и следы применения каких-то орудий видны. Даже сейчас, с помощью современной техники, обрабатывать этот камень чрезвычайно тяжело.

От дороги к скиту ведет долгая и крутая тропа. Чтобы не размывалась почва и можно было подняться к скиту на высоту 150 метров в любое время года, монахи проделали огромную работу: около 650 автомобильных шин выложили ступенями и залили цементом. Путь к скиту превращается в некое паломничество: подняться и спуститься по таким ступеням довольно тяжело, со своим травмированным коленом к концу я поняла, что во второй раз туда уже не поднимусь. Дорогу эту называют ещё "дорогой грешников". Поднимались мы около получаса, благо, что было не жарко, да и тропа проходит большей частью в тени невысоких деревьев.

Скальный монастырь существовал тут много веков с большими перерывами, в 1921 году был закрыт новой властью, хотя, по свидетельствам местных, иноки жили тут до 1932 года. Впоследствии эта территория была объявлена заповедной зоной. Скит Святой Анастасии относится к Свято-Успенскому монастырю г. Бахчисарая.

В 2005 году монах Дорофей и единомышленники получили благословение настоятеля Свято-Успенского монастыря архимандрита Силуана и решили восстановить монастырь. Монахи поселились в подземных кельях, где жили и молились. Воду, стройматериалы носили на себе. «Здесь братские кельи были, по соседству трапезная. Уходили под землю, как первые христиане, а потом потихонечку выходили отсюда наружу», - рассказывает отец Дорофей, настоятель храма святой Анастасии Узорешительницы.

По дороге к скиту находится крошечный храм Святой Софии, внутри которого помещается всего несколько человек. Он был создан в камне, отколовшемся много лет назад от скалы при землетрясении, имеет круглый свод, внутри есть небольшие ниши под иконы, но на входе поставили металлические решетки и просто так попасть в него нельзя. В середине прошлого века здесь велась выработка камня, но, видимо, слишком дорого давалась добыча, поэтому она была прекращена, затем устроили тут геологический заповедник. Заброшенную штольню после благословения монахи превратили в небольшой храм.

Поскольку каменные стены сырые, делать росписи было невозможно. Поэтому всё внутреннее убранство храма сделано из бисера. Первое впечатление, когда туда попадаешь, что это какой-то буддистский храм: потолок и стены выложены бисером и бусинами, под низким потолком висят сотни лампадок из бисера. Снимать там не стала, т.к. шла служба, но нашла в интернете видео. На потолке - Вифлеемская звезда и византийский крест, выложенные руками иноков из бисера и бусинок. Вглубь на несколько десятков метров уходит штольня, в которой также ведутся службы.

Когда поднимаешься наверх, сначала встречает тебя святой источник, вода которого считается целебной. Просят относиться к нему с уважением. Рядом - текст молитвы. Новые монахи строят рядом ещё один храм, на дальнем плане виден грот, который углубляют монахи с помощью тяжелой техники. На фотографии слева - небольшая лавочка, где можно купить иконы, мыло с горными крымскими травами, квас, медовуху, справа - вход в действующую церковь.

Убранство церкви начали с лампадок с подвесками, подобных тем, что на святой горе Афон. Взяли их за основу, а потом немного своего добавили, и само украшение храма продолжили в таком же бисерном стиле. Сама природа подсказала нам такой вариант - скала известковая, сырая и, если бы даже хотели сделать роспись, то у нас бы все рано не получилось. А так у нас бисерные панно держатся на стенах и своде пещеры на непромокаемой основе, - рассказывает о храме отец Агафадор.

Поскольку окон в этом храме нет, бисерные стены и потолок отражают неяркий подвижный свет церковных свечей и лампад, превращая пространство храма во что-то сказочное и мерцающее. Это способно ввести в транс кого угодно, поэтому уходить из храма во время службы не хочется, душа расслабляется, воспаряет. Запах свечей, блики от бисера, молитвы монахов заставляют забыть о проблемах и задуматься о душе, о Боге в ней.

У стены есть несколько высоких кресел с инкрустацией бисером - это стасидии, на спинках которых бисером выложены 10 заповедей. Сиденья откидные, во время многочасовых служб и ночных молитв монахи опираются на подлокотники. Все лампадки уникальные, нет одинаковых, сделаны с любовью из того, что приносят верующие. Впрочем, как и все изделия, которые можно не только посмотреть, но и увезти с собой. В лавке продается так же ароматное мыло ручной работы, масла из крымских растений.

Трудиться там есть над чем. Небольшое натуральное хозяйство помогает выживать на такой высоте: есть коровы, из молока монахи научились делать творог и сыр, выращивают нехитрые овощи-фрукты. Монахов всего семеро, помогают трудники - люди, которым важно трудиться во имя веры, во имя Бога.

В лавочке, где продаются разные поделки - мандалы, иконки, крестики, - я спросила у матушки, женщины лет 80-85, есть ли у них икона святой Софии. Для своей крестницы Софии. Она отвела меня в другую комнату и показала тарелку. Мне она показалась довольно большой, я раздумывала, брать ли, хотелось что-то поменьше.

В монастыре начали строить храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица». Церковь строится в византийском стиле: большая, с куполами и колоколами, светлая – противоположность пещерной часовне. Но его внутреннее убранство тоже сделают бисерным. Желающие могут побывать в этом ските, принести бисер или ненужные украшения, пожить и поработать в святом месте. Люди там душевные, хорошие, надежные.

Как добраться

Из Симферополя от автостанции "Западная" каждый час отправляются маршрутки до Бахчисарая. Там нужно пересесть на автобус, следующий в направлении села Синапное. Остановка «Качи-кальон» расположена между селами Предущельное и Баштановка. На автомобиле: проехав через Бахчисарай в сторону Севастополя, свернуть по указателю на Предущельное. Примерно в 1,5 км от села Предущельное остановиться вдоль дороги возле скального массива Качи-Кальон. GPS-координаты 44.695169;33.885226. адрес: Россия, Крым, Бахчисарайский р-н, п. Баштановка

Источник: ru-travel.livejournal.com ajushka

Фото природы и отдыха в Крыму

Посмотрело: 2679

0

Елена Мялицина
Святая Анастасия Узорешительница.

Анастасия, звук твоих шагов
Воспели ангелы, и небо воссияло.
Сошла в темницы затхлые веков,
И раны гнойные молитвой врачевала.

Так разорвав покровы на бинты,
Отчаявшимся - свет и утешенье.
Оковы страха поснимала ты,
Покой вселяя в души и прощенье.

Господне имя на устах храня,
Дарами не прельстившись, выбрав пытки,
Не потеряла в сумраке ни дня,
В монеты перелив наследства слитки

И раздала их тем, кому беда
Пришла и в двери громко постучала.
Ты о себе не думала тогда,
Лишь чистоту и девство сохраняла..

На эту чистоту польстится жрец -
Но не сбылось над девством надругаться.
Был слепотою поражен с небес,
Пришлось ему со смертью рассчитаться.

Чистейшую из душ - тебя вели,
Между столбов огнём пытать…. Распяли….
И слышно было где-то там, вдали,
Как пели птицы в скорби и печали.

Но сердце, неспроста возликовав,
Не болью наполнялась, а отрадой.
И всю себя до капельки отдав,
Ты получила вечную награду.

Вот лик твой смотрит ласково с икон,
Надежду дарит, свет и утешенье.
Теперь к тебе встаю я на поклон,
От уз просить святого разрешения.

Скальных монастырей в Крыму несколько, есть известные и популярные, как Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае. Также недалеко от Бахчисарая есть небольшой скальный монастырь в узком ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки, носящий имя Анастасии Узорешительности, христианской великомученицы IV века, которая облегчала ("разрешала") страдания христиан, она же считается покровительницей беременных, а также помогает невинным христианам освободиться из плена или заключения.

Родилась Анастасия в Риме, в семье богатого сенатора, которого звали Претекстат. Он был язычником, а мать её Фавста тайно поклонялась Христу. Фавста отдала на воспитание Анастасию святому Хрисогону, который был знаменит своей ученостью. Он обучал деву закону Божию и Священному Писанию. Училась Анастасия прилежно и зарекомендовала себя как мудрая и умная. После того как мать Анастасии умерла, отец, против воли дочери, выдал её замуж за Помплия. Под предлогом надуманной болезни Анастасии удалось сохранить в браке свое девство. Вера в Христа никогда не покидала Анастасию, с ранних лет совершала она богоугодные дела. В сопровождении служанки, переодевшись в нищенские одежды, она посещала темницы, подкупала охранников, лечила, кормила узников, пострадавших за христианскую веру, порой выкупала им свободу. Однажды служанка поведала Помплию о похождениях Анастасии, тот жестоко наказал жену и запер её. Во время заточения дева нашла способ связаться со своим учителем Хрисогоном. В тайной переписке он призывал её набраться терпения, духа, молиться и быть готовой ко всему за свою веру к Господу. Хрисогон же предсказал, что в скором времени Помплий погибнет. Действительно, отправляясь в Персию с посольством, муж Анастасии утонул. Получив полную свободу, Святая Анастасия стала проповедовать веру Христову, раздавать свое имущество всем страждущим и нищим.
Благодаря своим подвигам, а также помощи, оказываемой узникам-страдальцам, Святая Великомученица Анастасия получила имя Узорешительницы. Разрешала она своим трудом от тяжких мучений, уз, долговременных страданий многих исповедников Христа.
Христиане в то время, подвергались особо жестокому гонению. Диоклетиан приказал казнить всех узников-христиан. Придя утром в темницу и увидев её опустевшей, Анастасия стала громко причитать, рыдать. Тюремщикам стало понятно, что она является христианкой. Они схватили её и отправили к правителю области. Узнав, что Анастасия принадлежит к знатному римскому роду, направили её на допрос к самому императору. Диоклетиан знал когда-то отца её - сенатора Претекстата. Уговорами император склонял деву к отречению от веры христианской, интересовался наследством, оставшимся от отца. Анастасия призналась, что все состояние она потратила на поддержание узников-христиан. Не сумев сломить волю молодой женщины, император вновь отправил её в Илирию. Правитель области передал Анастасию верховному жрецу Ульпиану. Хитрый Ульпиан поставил Анастасию перед выбором. Роскошь – золото, красивые одежды, драгоценные камни - с одной стороны, а с другой - тяжкие страдания и пытки. Подлое коварство его было посрамлено, дева отвергла богатства и предпочла ради веры своей муки. Господь поддержал Анастасию, продлил её жизненный путь. Лукавый жрец был уязвлен красотой, чистотой Святой Анастасии и решил осквернить её честь. Но только он прикоснулся к ней, как сразу же ослеп. Обезумевший от боли, Ульпиан, сломя голову, помчался к языческому храму, всю дорогу он взывал о помощи к своим идолам, но упал по дороге и испустил дух.

После смерти жреца Святая Анастасия получила свободу, но не надолго.

Святая Анастасия Узорешительница снова попала в темницу города Сирмиума. В течение шестидесяти дней прошла она испытание голодом. И каждую ночь являлась к деве Святая Феодосия, укрепляла дух, ободряла Анастасию. Судья Илирии, видя, что голод не страшен молодой женщине, приказал утопить её с остальными заключенными, среди которых был в те годы гонимый за веру Евтихиан. Заключенных посадили на корабль и вывезли в открытое море. Чтобы судно дало течь, воины-охранники пробили в нем множество отверстий, а сами пересели на лодку и уплыли, оставив страдальцев на верную погибель. Явилась тогда узникам Святая Феодосия, не дала она затонуть кораблю, повела его по волнам к берегу на остров Палмария. Чудом спасенные все сто двадцать заключенных уверовали в Христа, приняли они крещение от Евтихиана и Анастасии. Недолго они радовались свободе, были вскоре схвачены и приняли мученическую смерть за веру. Святая Анастасия Мученица погибла над костром. Её распяли крестообразно между столбами, после этого обезглавили.
Неповрежденное огнем тело Анастасии христианка Аполлинария похоронила в своем саду. По писанию Дмитрия Ростовского, дата гибели Анастасии приходится на 25 декабря 304 года. Случилось это при правлении императора Диоклетиана. После того как гонения на христиан прекратились, над гробом святой девы была выстроена часовня. В 325 году христианство наконец-то стало государственной религией, в то время власть была в руках императора Константина. В память о подвигах Узорешительницы в городе Сирмиуме была возведена церковь Святой Анастасии.

От дороги к скиту ведет долгая и крутая тропа. Чтобы не размывалась почва и можно было подняться к скиту на высоту 150 метров в любое время года, монахи проделали огромную работу: около 650 автомобильных шин выложили ступенями и залили цементом.
Скальный монастырь существовал тут много веков с большими перерывами, в 1921 году был закрыт новой властью, хотя, по свидетельствам местных, иноки жили тут до 1932 года. Впоследствии эта территория была объявлена заповедной зоной.

Скит Святой Анастасии относится к Свято-Успенскому монастырю г. Бахчисарая.
На подворье, находящемся в стадии строительства, набирают силы молодые посадки фруктовых деревьев. В скальный ландшафт вписались оригинальные постройки хозяйственных помещений и келий, деревянная иконная лавка. Напротив нее – скала с иконописью и воротами в храм святой Анастасии. За деревянной калиткой открывается двор. Вдоль каменной лестницы, ведущей к храму, тянется стена великолепных живописных панно.

В 2005 году в это место приходит иеромонах Дорофей из числа братии Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, получив благословение настоятеля архимандрита Силуана. Монахи разобрали завалы и хотели восстановить старый пещерный храм вмч. Анастасии, однако, власти запретили его восстанавливать, т.к. территория принадлежит геологическому заказнику. Тогда был обустроен новый храм, в старой штольне, уходящей вглубь на несколько десятков метров, в котором сейчас и проходят службы.
Нелёгким было начало: приходилось по 1,5 км. ходить за водой по горной местности, с канистрой за спиной, жить в землянках, поднимать стройматериалы по горной тропе на плечах и в руках. Но зазвучала молитва в этом святом месте и обитель начала благоустраиваться. Шум строительной техники в ущелье Таш-Аир умолкает только во время службы - утром и вечером. Скит растет вверх и вширь, буквально вгрызаясь в скалы. С каждым годом монастырь становится более благоустроенным. Труд и молитва братии, а также защита святой великомученицы Анастасии Узорешительницы помогают в возрождении этого удивительного места.

В заброшенной известковой штольне сыро, а значит краска на стенах и сводах не держалась бы. Поэтому было принято решение украшать тем, что приносили верующие - украшения, серьги, бисер, бусы - все то, что уже отслужило когда-то. Монахи кропотливым ручным трудом украсили этот пещерный храм миллиардами бусинок, бисеринок и разноцветных камней. Убранство храма начали с лампадок с подвесками, подобных тем, что на святой горе Афон. Взяли их за основу, а потом немного своего добавили, и само украшение храма продолжили в таком же бисерном стиле. Потолок скита святой Анастасии Узорешительницы поделили разделенные чередой висящих лампадок бисерные Вифлеемская звезда и византийский крест. Каждое изделие в бисерном храме красиво и уникально.
Каждый способный к творчеству монах внес свою лепту в украшение скита. Перебирая с любовью каждую бусинку, каждый камушек, создавали и создают иноки вещи, поражающие своей искусной простотой. В пещерном храме святой Анастасии изумительной красоты лампады с бисерными подвесками, и ни одной одинаковой. Часть из них просто украшения, а часть зажигаются во время служб, но только во время торжественного богослужения загораются все. И хотя внутри нет окон, но все залито необычным светом - пламя свечей отражается в каждом бисерном изделии, наполняя храм тысячами разноцветных лучиков. Так создается особая, благодатная для молитвы атмосфера. Стоят в храме стасидии - деревянные кресла с откидными сиденьями, высокой спинкой и подлокотниками - на них опираются монахи во время всенощных бдений. На спинках стасидий - десять Божьих Заповедей, вышитых бисером. Храмовые иконы украшены узорными, переливающимися в свечном свете киотами, выполненными из бусинок.

Помимо бисерных поделок, монахи еще варят натуральное мыло и делают сбитень.Здесь также можно купить изготовляемое монахами натуральное мыло ручной работы, бездрожжевой хлеб собственной выпечки и другие изделия братии.С каждым годом монастырь становится более благоустроенным. Труд и молитва братии, а также защита святой великомученицы Анастасии Узорешительницы помогают в возрождении этого удивительного места.
Адрес монастыря:
Россия, Крым, Бахчисарайский район, с. Предущельное.

Как добраться:
Средневековый пещерный монастырь Качи-Кальон находится в 8 км к югу от Бахчисарая. Сюда можно добраться рейсовым автобусом до села Предущельного, сойдя на остановке «Предущельное-2». От Бахчисарая есть и другая дорога. От турбазы «Привал», мимо горы Бешик-тау, через Михайловское лесничество можно выйти на вершину плато Качи-Кальон, откуда открывается редкий по красоте вид на Качинскую долину. На десятки километров просматривается внизу лента шоссе, селения, правильные ряды фруктовых садов, поля, лесистые склоны левого берега Качи - все как на ладони.

Скальные монастыри, горные часовни, да и просто пещеры, в которых христиане устраивали алтари, разбросаны по всему полуострову. Во времена гонений на церковь воинствующим атеистам не под силу было с ними расправиться, как это происходило с рукотворными храмами в городах и селах. Многие из них так и останутся историей, а некоторые обретают вторую жизнь. «МК в Крыму» посетил восстановленный скит святой Анастасии Узорешительницы, который примечателен не только своим прошлым, но и настоящим - свой пещерный скит монахи покрыли бисером!

За великолепием по тропе грешников

Мы, непривыкшие надолго покидать город, вряд ли сами будем искать пусть и прекрасные, но удаленные от цивилизации места. Чтобы попасть в скит великомученицы Анастасии нужно приложить усилия. Встать пораньше, выдержать часовую поездку на автобусе, а потом с полчаса карабкаться вверх по «тропе грешников», которую, чтобы не размывали дожди и снега, монахи выложили автомобильными шинами.

Маленький горный скит спрятался в узком ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки близь пещерного города Качи-Кальон. Девять лет назад иеромонах Дорофей начал восстанавливать обитель. Начиналось все с одной пещеры, где инок с последователями жили и молились. Сейчас скит разросся: выросли на скале скромные, но уютные домики-кельи с резными ставнями, раскинулся на камне необычный сад - железные бочки, в которых растут овощи и фрукты, издалека слышится мычание коров.

Но не домики и не сад влекут усталого путника, а рукотворная пещера, превратившаяся в храм. Как удалось средневековым монахам создать такой объемный грот понять сложно. Нынешние обитатели скита пытались создать похожий уже с помощью современной техники, но скала им не поддалась.

Вход в церквушку через небольшую деревянную пристройку. Похожий на большую, поблескивающую от влаги, спираль, кусок известковой скалы поддерживает крышу. Вот только и каменную глыбу сразу не замечаешь - глаз мгновенно цепляется за украшения: бисерные панно, лампады с висюльками – а ведь это только «прихожая».

Какими мы привыкли видеть храмы? Строгие, по большей части светлые, когда солнечный свет струиться из высоких окон, расположенных под крышей церкви… А здесь не так. Глубокая пещера, по которой уже и не скажешь, что это пещера, освещается только огнями лампадок. Пламя свечей отражается в тысячах бисеринок, образуя на потолке и стенах причудливые тени. Потолок храма поделили разделенные чередой висящих лампадок бисерные Вифлеемская звезда и византийский крест. Свободное пространство заполнено уменьшенными копиями этих православных святынь. Наряжали приход почти три года. Монахи трудились над украшением обители поздней осенью и зимой, когда выполнять другие работы на улице было уже холодно.

Убранство церкви начали с лампадок с подвесками, подобных тем, что на святой горе Афон. Взяли их за основу, а потом немного своего добавили, и само украшение храма продолжили в таком же бисерном стиле. Сама природа подсказала нам такой вариант - скала известковая, сырая и, если бы даже хотели сделать роспись, то у нас бы все рано не получилось. А так у нас бисерные панно держатся на стенах и своде пещеры на непромокаемой основе, - рассказывает о храме отец Агафадор.

В каждой вещице дух монастыря

Сколько в церкви лампадок монахи затрудняются ответить. Зато подсказывают экскурсоводы, которые водят в скит многочисленные группы паломников, – здесь 65 лампад с бисерными подвесками, и ни одной одинаковой. Часть из них просто украшения, а часть зажигаются во время служб, но только во время торжественного богослужения загораются все. Десятки светильников, мерцая как маленькие маячки вселенной, порождают впечатление жаркой звездной августовской ночи. Так создается особая, благодатная для молитвы обстановка. Но потолком и светильниками не заканчивается бисерное великолепие церкви. Стоят в храме стасидии - деревянные кресла с откидными сиденьями, высокой спинкой и подлокотниками - на них опираются монахи во время всенощных бдений. На спинках стасидий - десять Божьих Заповедей, вышитых бисером по бисеру. Храмовые иконы украшены узорными, переливающимися в свечном свете киотами, выполненными из бусинок.

Каждый способный к творчеству монах внес свою лепту в украшение скита. Перебирая с любовью каждую бусинку, каждый камушек, создавали и создают иноки вещи, поражающие своей искусной простотой. Рельефные картины с цветочным орнаментом, бисерные тарелочки с ликами святых, большие деревянные кресты, украшенные лакированными камушками – все это можно не только увидеть, но и забрать домой. На территории скита есть церковная лавка, где прихожане и посетители обители могут приобрести не только украшения, но и полезные мелочи: пахучее мыло ручной работы, выполненное с добавлением различных горных трав, ароматное масло из этих же трав, маленькие магниты, повторяющие орнаменты храма. Каждая созданная с молитвой вещица, говорят монахи, хранит в себе дух монастыря.

Люди, однажды посетившие обитель, в следующее паломничество везут подарки монахам и друзьей об этом же просят. Несут бисер, ненужную бижутерию, пуговицы, морские камушки – здесь все идет в ход.

В благодарность – украшают икону

По благословению настоятеля Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря архимандрита Силуана восстановлением обители занимаются семеро монахов и несколько послушников. Кроме того, насельники ухаживают за садом, в котором растут яблоки, черешня, слива и даже хурма. Есть у скита и небольшое хозяйство – 12 коров и несколько телят.

Когда появились буренки, братья научились делать сыр, брынзу, сметану, простоквашу. Сначала не получалось, а затем освоились – и сейчас излишки идут на продажу. Есть у нас своя пекарня, в которой мы печем хлеб, булочки, пироги, просфоры для службы, - рассказывает отец Агафадор.

Кроме монашеских келий на территории построена гостиница для паломников. Тут же могут остановиться и трудники – люди, которые хотят пожить в монастыре и поработать во имя Бога.

День в ските начинается в половине шестого утра с утреней молитвы. После завтрака все идут на послушание – выполняют вверенную им работу. В монастыре положено труд соединять с молитвой, но иногда человек забывается, уходит в себя, - делится отец Агафадор, - Поэтому раз в час звучит колокол, напоминая о долге каждого инока. Через пять минут второй удар колокола извещает о возврате к работе. Вечером служба, потом ужин и вечернее молитвенное правило. Такие дни проходят в монастыре, немного похожие друг на друга.

Прихожан у храма немного, сетуют монахи, всего около 40 человек и те приезжие - из Бахчисарая, Севастополя и Симферополя. А вот жители окрестных сел в храм редко наведываются. Зато приезжают из Украины и разных уголков России - даже из Башкирии и Якутии.

Просят святую Анастасию о разном, но церковный люд говорит, что Анастасия – покровительница тех, кто находятся в заключении. Часто паломники возвращаются с благодарностью святой. Это видно по храмовой иконе великомученицы Анастасии: на ней разные подвесочки, крестики и сережки – их люди несут в благодарность за молитвенную помощь небесной заступницы.

Около пяти лет назад в монастыре начали строить храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица». Церковь возведена в византийском стиле: большая, с куполами и колоколами, светлая – противоположность пещерной часовне. Но, отмечают монахи, его внутреннее убранство тоже сделают бисерным.

Из досье «МК»

Точных сведений, когда образовался пещерный монастырь великомученицы Анастасии, нет. Судя по найденным археологами высеченным греческим крестам, характерным для того времени, и сохранившейся переписке преподобного Иоанна епископа Готского со святителем Стефаном архиепископом Сурожским, произошло это примерно VIII веке, рассказывают в обители. Тогда в Византии как раз начались гонения на христиан за иконопочитание - и, спасаясь от казни, монахи переселялись в Таврику, распространяя почитание святой великомученицы Анастасии, названной Узорешительницей за ее служение и облегчения страданий узникам, заключенным в темницах за веру Христову.

Справка «МК»

Как добраться

Из Симферополя от автостанции Западной каждый час отправляются маршрутки до Бахчисарая. Там нужно пересесть на автобус, следующий в направлении села Синапного. Остановка «Качи-кальон» расположена между селами Предущельное и Баштановка.

Редакция сайта благодарит журналиста изд. «МК в Крыму» Екатерину Крутько за предоставленный материал.

Пещерный бисерный Храм в Крыму. Скит святой Анастасии

Скит Анастасии Узорешительницы - православная жемчужина Крыма




Пещерный храм оригинально украшен сотнями лампад ручной работы и кованым иконостасом.

Пещерный бисерный Храм в Крыму
https://www.youtube.com/watch?v=yqQJpUyCJ-8&client...&safesearch=always&app=desktop


Скит святой Анастасии находится в пещерном городе под названием Качи-Кальон. Это приблизительно полтора километра от села Предущельное в Бахчисарайском районе Крыма


Подъехать на автомобиле можно от села Предущельное во двор храма

4.


Скит святой Анастасии, относящийся к Бахчисарайскому Свято-Успенскому монастырю, организован в 2005 г. Под храм иноки используют скальную пещеру

5.


За очень короткое время скит значительно вырос и украсился. Только те, кому приходилось бывать в этих местах раньше, могут оценить колоссальный подвижнический труд братии, преобразившей когда-то неприглядное место.

6.


Кроме молодого монастырского сада и органично вписанных в окружающий ландшафт хозяйственных помещений и келий, строится новый просторный наземный храм, расширяется территория для дальнейшего строительства.

Скит Святой Анастасии

7.


Рядом с монастырем в честь св. Анастасии Узорешительницы оборудован и освящен источник. За сравнительно непродолжительную историю существования обители имеются свидетельства об исцелениях и помощи, полученных верующими от воды этого святого источника

8.


Скит святой Анастасии Узорешительницы под Бахчисараем служители украсили бисером. Они проделали в буквальном смысле ювелирную работу: оформили не только каждую икону и лампаду, но и каждую даже крохотную деталь.

9.


Крым не зря называют русским Афоном. В окрестностях Бахчисарая находятся десятки пещерных храмов. Вот здесь в долине Качи-Кальйон, в переводе «Крестовый корабль» в VI-VIII веках находился огромный монастырь.

10.


Прямо в камне, отколовшемся от огромной скалы, высечен храм святой Софии - cамый крохотный в Крыму. В него помещается от силы 10 человек.
«Если внимательно присмотритесь, то увидите, полосы параллельные, но киркой этого не сделаешь. Мы пытались эту породу обрабатывать даже современными методами, с помощью отбойных молотков, но у нас ничего не получилось», - рассказывает отец Исидор.

11.


«В 50-х годах прошлого столетия здесь была добыча камня. Но, видимо, она была не рентабельна, ее бросили. Поэтому здесь очень много битых камней. А вот это пещера была просто промышленной штольней», - объясняет отец Исидор.
Теперь в заброшенной штольне - храм святой Анастасии Узорешительницы.

12.


Братия молится в пещере, уходящей вглубь на несколько десятков метров. Внутри, естественно, нет окон. Но все залито необычным светом, который даже современная видеоаппаратура не в силах передать.

13.


Пламя свечей отражается в мириадах бусинок. Ими украшена здесь каждая деталь. Лампады и иконы инкрустированы бисером.

28.


Каждое церковное изделие - уникальное и никогда не повторяется. Над каждой такой тарелкой отец Агафадор трудится по несколько дней.

29.


Прихожане на входе оставляют записки, прикрепив их на крестики. Они тоже из бисера.

30.


Маленькие переливающиеся цветом огоньки, как говорят монахи, создают особую благодатную обстановку для молитвы

32.


Издавна монастырь был почитаем русским царским двором. По жалованной грамоте царя Бориса Годунова 1598 г. церкви св. Анастасии выдавалась милостыня. Известно, что и царь Михаил Фёдорович оказывал денежную милость монастырю.

33.


К началу XX в. Анастасиевская киновия уже вполне расцвела и была очень известна как крымскому населению, так и московским богомольцам.
Однако новая волна гонений на христиан после прихода к власти в России большевиков, не могла не затронуть и Анастасиевской киновии.
20.06.1932 года протоколом заседания №9 Постоянной комиссии при Президиуме ЦИК Кр. А.С.С.Р. по вопросам культа, постановили: «Монастырское подворье и церковь ликвидировать, ввиду требования трудящихся окружающих деревень, а подворье и церковь передать хутору №2 совхоза «Коминтерн» под культурные нужды».
Постановление было приведено в исполнение. Монастырское подворье Анастасиевское в д. Пычки (ныне с. Предущельное) было ликвидировано. Всё церковное недвижимое имущество конфисковано и передано под «культурные нужды» хутора №2, а судьба выселенных монахов осталась неизвестной.
Немногим позже здание церкви и келии монастыря были взорваны и разобраны практически до основания, якобы для строительства дороги, которая там никогда не проходила.

34.


28 мая 2005г. считаем днём основания возрождённого скита.
Нелёгким было начало: приходилось по 1,5 км. ходить за водой по горной местности, с канистрой за спиной, жить в землянках, поднимать стройматериалы по горной тропе на плечах и в руках. Но зазвучала молитва в этом святом месте и обитель начала благоустраиваться. При строительстве нашли кусок креста: знать, место намоленное. В пещере скалы монахи устроили храм во имя св. Анастасии Узорешительницы. Образовалась община, потянулись богомольцы.
Сама святая великомученица Анастасия не осталась равнодушной к своим чадам. По её молитвам Господь даровал источник вкусной и целебной воды прямо на территории скита. Источник сей освящён во Имя Софии, Премудрости Божией.

35.


Руками настоятеля и братии украшается храм в византийском стиле. Среди многочисленных лампад ручной работы мы не встретим и двух похожих, каждая из них создана с молитвой, неповторима и уникальна.

37.


По многочисленным просьбам прихожан и паломников монастыря, отец Дорофей благословил на продажу эти изделия монахов, и сегодня их можно приобрести в монастырской лавке.
Здесь также можно купить изготовляемое монахами натуральное мыло ручной работы, бездрожжевой хлеб собственной выпечки и другие изделия братии.

38.

39.

40.

41.

1.

2.

3.

4.

5.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

30.

31.

33.

34.

36.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

52.

54.

56.

57.

58.

59.