А суворин биография. Алексей Суворин

СУВОРИН, АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ (1834–1912), русский журналист, издатель, коммерсант, предприниматель, театральный критик, драматург. Он относится к русским самородкам, сумевшим совершить головокружительную карьеру и встать в ряд крупнейших общественных деятелей России.

Родился 11 сентября 1834 в селе Коршеве Воронежской губернии, в многодетной крестьянской семье. Тем не менее, мальчик сумел оказаться в числе курсантов Михайловского кадетского корпуса в Воронеже, который и окончил в 1850. В 1851 он поступил юнкером в Дворянский полк Константиновского артиллерийского училища в Петербурге. Суворин, обладая ярко выраженными гуманитарными способностями, не имел склонности к военной службе, но обучение в военном училище оказалось для него более реальным способом получить образование, нежели поступление в университет. В 1853, окончив курс училища, Суворин отказался от военной службы, сдал экзамены на право преподавания истории и географии. В течение восьми лет преподавал в Бобровском уездном училище, затем в Воронеже, и упорно занимался самообразованием.

В 1861 приезжает в Москву, где проводит год, войдя в круг московских литераторов и приобретая знакомства в художественных и предпринимательских кругах. Так формировалась основа будущей широкой общественной и культурной деятельности Суворина.

В 1862 он перебирается в Петербург, где начинает свою журналистскую карьеру; становится сотрудником и секретарем «С.-Петербургских ведомостей» В.Ф.Корша, одновременно пишет для «Русского инвалида» и «Вестника Европы». Скоро становится ведущим фельетонистом столичной прессы. Талантливый и остроумный Суворин в то время фактически возглавлял либеральный журналистский авангард Санкт-Петербурга. Особой популярностью пользовались его фельетоны, регулярно, в течение десяти лет, появлявшиеся на страницах «С.-Петербургских ведомостей» под псевдонимом «Незнакомец». Как правило, они были посвящены театру – так проявилась одна из главных страстей всей жизни Суворина, позже вписавшая его имя в историю русского театра. Пробовал он себя и в прозе – его рассказы вызывали одобрение Чехова, Лескова, Репина, а роман В конце века. Любовь признан в литературоведении предвестником направления русского декаданса.

Параллельно развивался другой его талант – талант предпринимателя и организатора. С 1871 Суворин начинает издательскую деятельность. Сначала он выпускает Русский календарь , вскоре приобретший всероссийскую известность, позже – огромную, включающую в себя около 400 названий, серию «Дешевая библиотека», охватывающую всю историю русской литературы до середины 19 в. Тематика издаваемых им книг постоянно расширялась, его издательский диапазон был огромным – от художественных альбомов (Дрезденская галерея , Лондонская галерея , Императорский Эрмитаж , Палестина и др.) до технических и справочных изданий (Весь Петербург , Вся Москва , Вся Россия ). При этом он вел огромную работу по организации каналов сбыта и распространения издаваемой литературы: открывал книжные магазины в Петербурге, Москве, Харькове, Одессе, Ростове, Саратове; добился монопольного права на распространение своей печатной продукции в торговых точках на железных дорогах всей России.

Эта коммерческая и просветительская деятельность Суворина закономерно привела к следующему шагу – в 1876 он приобрел в собственность петербургскую газету «Новое время», и не просто контролировал ее издание, но оставался действующим редактором. А в 1880 основал новый историко-литературный журнал «Исторический вестник» (редактором журнала он сделал С.Шубинского).

К этому времени меняется общественно-политическая направленность деятельности Суворина. Крупный предприниматель не мог позволить себе либеральную позицию, волей-неволей он должен был поддерживать политику правящих кругов. Суворин отдался воплощению своей давней мечты – организации театра. Это был театр Литературно-артистического кружка (позже переименованный в театр Литературно-художественного общества), который с самого начала петербуржцы называли театром Суворина . Театр был открыт в 1895, и его художественная программа была аполитичной. Главной его целью было просвещение публики и развитие русской культуры – репертуар строился на лучшей современной и классической драматургии

Однако избежать политики Суворину не удалось: в 1900 его театр оказался в центре политического скандала в связи с постановкой пьесы В.Крылова и С.Литвина (Эфрона) Контрабандисты . После этого в среде либеральной интеллигенции имя Суворина стало одиозным, а его театр и газета потеряли былую популярность. Возродить эту популярность не смог и «Журнал Театра Литературно-художественного общества», издававшийся Сувориным в 1907–1910 (за это время вышло десять номеров).

На предпринимательской деятельности Суворина этот политический скандал не сказался, его гигантское издательское предприятие продолжало развиваться и процветать.

Скончался Суворин 11 августа 1912 в Царском Селе на собственной даче вблизи Баболовского дворца. После его смерти театру Литературно-художественного общества (просуществовавшему до 1917) было присвоено имя А.Суворина. А под заголовком газеты «Новое Время» было решено навсегда оставить подпись: «Основатель А.С.Суворин»

Татьяна Шабалина

Журналист - непростая профессия. Особенно не просто журналисту, если он обозревает и критикует те темы общественной жизни, которые критиковать очень опасно. Алексея Суворина можно назвать отцом русской журналистики. Он яркий пример из русской истории, того как надо заниматься любимым делом так, чтобы помимо удовольствия оно еще и приносило прибыль. Алексей Сергеевич, безусловно, один из самых известных людей конца 19, начала 20 века.

Родом Алексей Суворин из Воронежской губернии. В 1834 году в семье офицера русской армии и дочери священника родился сын Алексей. Образование он получал в стенах воронежского Михайловского кадетского корпуса, потом были классы дворянского полка в столице Российской Империи. Из стен училища Алексей вышел сапером. На службе в русской армии долго не продержался, армейские сапоги его не прельщали.

В университет на бюджетное место Суворин не пробился, и в связи с этим был вынужден пойти работать учителем географии в городке Боброво. В конце 50-ых годов 19 столетия, он стал сотрудничать с провинциальными изданиями, в которых активно печатали заметки Алексея. Несколько его статей даже было опубликовано в журнале Чернышевского - «Современник».

В 1862 году Алексей Сергеевич переезжает в Санкт-Петербург. Здесь он печатается в «Санкт-Петербургских ведомостях». За годы работы с этим изданием Суворин обрел славу театрального критика. Его черки, заметки и рецензии, вскоре превратились в книгу - «очерки и картинки». В 1872 году начинается издательская деятельность Суворина, он выпускает «Русский календарь». На полученную с продаж прибыль Алексей Сергеевич покупает газету «Новое время».

Спустя год, Суворин вкладывается в покупку типографии. Теперь он не только журналист, владелец газеты, но и издатель. Суворин был первопроходцем в различных газетных изысках. Так, например, именно он придумал страницу с платными объявлениями в газете и продавал читателям то, что им нравилось.

Получив доходы с частных коммерческих объявлений, Суворин находит новую нишу для дальнейшего развития. Издательство есть, газета есть… Чего не хватает? Конечно, своих магазинов для распространения печатной продукции. Так, в 1878 году он открыл на Невском проспекте свой первый книжный магазин. Вскоре магазины и киоски Суворина опутали сетью всю страну. В эти же годы основывает «Дешевую библиотеку». Цель открытия заведения - просвещение русского народа. Прославился Суворин и издательством различных справочников, которые пользовались спросом, и действительно были весьма полезны.

Алексей Сергеевич очень трепетно относился к Истории России. Так, вместе с историком Шубинским, они основали новый журнал - «Исторический вестник». Издание просуществовало, вплоть до революции. За 20 лет издательской деятельности, ими было издано более 1000 книг.

Стоит упомянуть, что Алексей Суворин - журналист, занимался переводами стихов и сам писал рассказы и романы. Любил он русский театр, так на его деньги в столице Российской Империи появился Петербургский малый театр. Алексей Сергеевич отличался консервативными взглядами, за что не раз подвергался критики со стороны либеральных сил. Не раз его критиковали и .

Умер Алексей Сергеевич Суворин в 1912 году.

Сегодня мы поговорим о биографии и деятельности Алексея Суворина - известного журналиста, писателя, издателя, а также драматурга и театрального критика. Его жизнь была полна ярких и интересных событий. Итак, начнем знакомство.

Детские годы

Суворин Алексей Сергеевич родился в 1834 году, осенью, в небольшом селе Коршеве (в настоящее время Воронежская область РФ). Отец парня был государственным крестьянином в селе. Получил травму при Бородинской битве, а после - офицерское звание. Позже стал капитаном, а это означало, что вся семья получает пожизненное потомственное дворянство. В 49 лет женился снова, так как овдовел. Избранницей стала 20-летняя дочь священника Александра. В браке у пары появилось 9 детей, из которых Алексей был самым старшим.

В 1851-м Алексей окончил Михайловский кадетский корпус в Воронеже. Стал сапером, через время вышел в отставку. После этого посвятил себя педагогической деятельности в Воронеже и Боброве. В это время сблизился с писателем Никитиным.

Молодость

В одном известном журнале разместил рассказ об обычной сельской жизни под названием «Гарибальди». Он стал очень известным, так как на многих творческих вечерах его зачитывал известный актёр Садовский. Начиная с 1858 года Суворин Алексей Сергеевич стал размещать в журналах собственные статьи. Писал под выдуманным именем Василий Марков. Немного позднее графиня Е. В. Салиас-де-Турнемир пригласила Суворина переехать на время в Москву, для того чтобы поучаствовать в «Русской речи». Когда она прекратилась, Суворин занялся новым для себя делом - составлением книг для народного чтения. Это он делал по заказу «Общества распространения полезных книг» в Москве. Среди его работ следует отметить «Историю смутного времени», «Боярина Матвеева», повесть «Солдат и солдатка», «Аленка».

Жизнь в Санкт-Петербурге

Алексей Сергеевич Суворин, биография которого принимала все более интересный поворот, переселился в Петербург в 1863 году. Писал в журнале «Русский инвалид» под псевдонимом А. Бобровский. Печатал свои короткие рассказы, которые после опубликовал в книге «Всякие: очерки современной жизни». Из-за некоторых особенно вольнодумных глав в 1866 году представители власти возбудили против молодого человека уголовное дело. Книга была сожжена, Алексей Суворин был приговорен к 2 месяцем тюремного заключения, но позже его наказание было изменено: он получил 2 недели работ на гауптвахте.

Незнакомец

Наибольшую известность в качестве литератора получил тогда, когда писал под псевдонимом Незнакомец в конце 1860-х годов. Писал в журнале «Санкт-Петербургские ведомости». Именно в жанре фельетона ярче всего раскрылся талант Суворина. Он умело сочетал искренность и тонкое остроумие. Изюминкой его творчества было то, что он умел найти подход к каждому человеку. Даже критикуя, он не задевал личность. Ему удалось модифицировать традиционный утренний фельетон - в нем он первым стал обсуждать различные весомые события, происходящие в литературной, политической и общественной жизни города.

Стоит отметить, что журналист Алексей Суворин был не из робкого десятка. Он не стеснялся открыто критиковать многих деятелей. Его нападки терпели Катков, Скарятин и другие. При этом Алексей задевал только общественные стороны деятельности людей. Что касается политических взглядов, то здесь Суворин был умеренным либералом-западником. Его суждения строились на принципах терпимости, широких политических свобод и протеста против узкого национализма.

Неподражаемый успех фельетонов Незнакомца сделал Суворина главным объектом ненависти в известных кругах. Кстати, в 1874 году редакция В. Корша была изъята из «Санкт-Петербургских ведомостей». Основной причиной тому послужили фельетоны Алексея.

Публика поняла, какого человека потеряла, только тогда, когда Суворин выпустил в 1875 году две новые книги. Они были моментально раскуплены, хотя описываемые события были уже не так актуальны.

Новый виток карьеры

В том же году Алексей начинает писать в «Биржевых ведомостях». Через год купил газету «Новое время» вместе с В. Лихачевым. Издателем Алексей Суворин стал вынужденно, так как редактором он быть не мог по цензурным причинам. Собственно, официально издателем этой газеты он и остался до конца своих дней. Публика многое ожидала от Алексея. Все думали, что снова возродятся известные нам «Санкт-Петербургские ведомости». Для первых выпусков свои произведения предложили Н. Некрасов и М. Е. Салтыков-Щедрин. Однако ожидания большинства не оправдались. Издательство газеты выражало огромную симпатию к болгарскому восстанию в 1876 году. Это принесло Суворину Алексею Сергеевичу еще больше уважения и известности не только в кругах его былых поклонников, но и среди новой публики. Однако через пару лет все поняли, что остроумный язык Суворина уже не вернется. С каждым выпуском газета становилась все более консервативной.

Однако надо сказать, что газета немного обезличивала образ Суворина. В целом его стиль остался таким же, хотя многое в нем изменилось. Достоинством его было то, что он избегал грубых, вульгарных и необоснованных нападок, что практиковалось в ряде других газет. Но факт остается фактом: с приобретением газеты писать Суворин стал меньше. Лишь изредка он вел рубрику «Маленькие письма».

Принял активное участие в создании организации монархической направленности под названием «Русское собрание» в 1901 году. На некоторое время он даже вошёл в совет организации, но со временем эта деятельность привлекала его все меньше.

Драматургия

В последние годы Суворин Алексей Сергеевич, краткую биографию которого мы рассматриваем, увлёкся театром. Эта сфера была ему близка, так как он не раз выступал в роли рецензента.

В роли драматурга приобрел популярность благодаря драме «Татьяна Репина». Она была навеяна реальными трагическими событиями, а именно самоубийством молодой харьковской актрисы Е. Кадминой в 1881 году. А. Чехов даже написал небольшое продолжение, которое позже Суворин очень высоко оценил и напечатал.

Не меньший успех имела драма под названием «Медея», которая была написана в соавторстве с В. Бурениным. Также была замечена историческая драма под названием «Дмитрий Самозванец и царевна Ксения». Можно подумать, что жанр драмы был самым любимым для Суворина, но это не так. Он писал комедии и шутки: «Женщины и мужчины», «Он в отставке», «Честное слово», «Биржевая горячка».

Издательство

Начиная с 1972 года начал издавать «Русский календарь». Еще во времена покупки «Нового времени» приобрёл книжный магазин и крупную издательскую фирму. Между прочим, она занимала ведущее место в книжной торговле. Начиная с 1895 года еще издавал известное справочное издание «Вся Россия». Также издавал справочник адресов «Весь Петербург». Здесь помещалась информация не только об улицах и учреждениях города, но также предоставлялся список квартиросъёмщиков.

Семья

Суворин Алексей Сергеевич, подробная биография которого представлена выше, состоял в двух браках. Первый брак он заключил с Анной Барановой, переводчицей. В браке родилось 5 детей: 3 сына и 2 дочери. Сын Михаил стал известным драматургом, писателем, общественным деятелем консервативной направленности и журналистом, то есть пошел по стопам отца. Умер в Белграде в изгнании. Второй сын, Алексей, стал журналистом и издателем. Писал под псевдонимом Порошин. Активно популяризировал лечебное голодание. По неясным причинам покончил жизнь самоубийством.

Второй раз женился на Анне Орфановой, которая приходилась сестрой писателю-народнику М. Орфанову, пишущему под псевдонимом Мишла. В браке родилось 9 детей. Сын Борис, родившийся в 1879 году, стал издателем, журналистом, писателем. Умер в изгнании в Югославии. Дочь Анастасия стала актрисой.

Погиб герой статьи теплым летом 1912 года в Царском Селе.

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что Суворин Алексей Сергеевич оставил после себя достойный след в истории. Каким была его биография? Алексей Суворин был разносторонним человеком. Биография его полна разных занятий, в каждом из которых он был достойным деятелем. К сожалению, в широких кругах имя его не слишком известно, но в узких Алексея Суворина знают и уважают.

Алексей Сергеевич СУВОРИН
(1834-1912)

СУВОРИН, АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ (1834-1912), русский журналист, издатель, коммерсант, предприниматель, театральный критик, драматург. Он относится к русским самородкам, сумевшим совершить головокружительную карьеру и встать в ряд крупнейших общественных деятелей России.
Родился 11 сентября 1834 в селе Коршеве Воронежской губернии, в многодетной крестьянской семье. Тем не менее, мальчик сумел оказаться в числе курсантов Михайловского кадетского корпуса в Воронеже, который и окончил в 1850. В 1851 он поступил юнкером в Дворянский полк Константиновского артиллерийского училища в Петербурге. Суворин, обладая ярко выраженными гуманитарными способностями, не имел склонности к военной службе, но обучение в военном училище оказалось для него более реальным способом получить образование, нежели поступление в университет. В 1853, окончив курс училища, Суворин отказался от военной службы, сдал экзамены на право преподавания истории и географии. В течение восьми лет преподавал в Бобровском уездном училище, затем в Воронеже, и упорно занимался самообразованием.
В 1861 приезжает в Москву, где проводит год, войдя в круг московских литераторов и приобретая знакомства в художественных и предпринимательских кругах. Так формировалась основа будущей широкой общественной и культурной деятельности Суворина.
В 1862 он перебирается в Петербург, где начинает свою журналистскую карьеру; становится сотрудником и секретарем «С.-Петербургских ведомостей» В.Ф.Корша, одновременно пишет для «Русского инвалида» и «Вестника Европы». Скоро становится ведущим фельетонистом столичной прессы. Талантливый и остроумный Суворин в то время фактически возглавлял либеральный журналистский авангард Санкт-Петербурга. Особой популярностью пользовались его фельетоны, регулярно, в течение десяти лет, появлявшиеся на страницах «С.-Петербургских ведомостей» под псевдонимом «Незнакомец». Как правило, они были посвящены театру – так проявилась одна из главных страстей всей жизни Суворина, позже вписавшая его имя в историю русского театра. Пробовал он себя и в прозе – его рассказы вызывали одобрение Чехова, Лескова, Репина, а роман В конце века. Любовь признан в литературоведении предвестником направления русского декаданса.
Параллельно развивался другой его талант – талант предпринимателя и организатора. С 1871 Суворин начинает издательскую деятельность. Сначала он выпускает Русский календарь , вскоре приобретший всероссийскую известность, позже – огромную, включающую в себя около 400 названий, серию «Дешевая библиотека», охватывающую всю историю русской литературы до середины 19 в. Тематика издаваемых им книг постоянно расширялась, его издательский диапазон был огромным – от художественных альбомов (Дрезденская галерея, Лондонская галерея, Императорский Эрмитаж, Палестина и др.) до технических и справочных изданий (Весь Петербург, Вся Москва, Вся Россия ). При этом он вел огромную работу по организации каналов сбыта и распространения издаваемой литературы: открывал книжные магазины в Петербурге, Москве, Харькове, Одессе, Ростове, Саратове; добился монопольного права на распространение своей печатной продукции в торговых точках на железных дорогах всей России.
Эта коммерческая и просветительская деятельность Суворина закономерно привела к следующему шагу – в 1876 он приобрел в собственность петербургскую газету «Новое время», и не просто контролировал ее издание, но оставался действующим редактором. А в 1880 основал новый историко-литературный журнал «Исторический вестник» (редактором журнала он сделал С.Шубинского).
К этому времени меняется общественно-политическая направленность деятельности Суворина. Крупный предприниматель не мог позволить себе либеральную позицию, волей-неволей он должен был поддерживать политику правящих кругов. Суворин отдался воплощению своей давней мечты – организации театра. Это был театр Литературно-артистического кружка (позже переименованный в театр Литературно-художественного общества), который с самого начала петербуржцы называли театром Суворина. Театр был открыт в 1895, и его художественная программа была аполитичной. Главной его целью было просвещение публики и развитие русской культуры – репертуар строился на лучшей современной и классической драматургии
Однако избежать политики Суворину не удалось: в 1900 его театр оказался в центре политического скандала в связи с постановкой пьесы В.Крылова и С.Литвина (Эфрона) Контрабандисты . После этого в среде либеральной интеллигенции имя Суворина стало одиозным, а его театр и газета потеряли былую популярность. Возродить эту популярность не смог и «Журнал Театра Литературно-художественного общества», издававшийся Сувориным в 1907–1910 (за это время вышло десять номеров).
На предпринимательской деятельности Суворина этот политический скандал не сказался, его гигантское издательское предприятие продолжало развиваться и процветать.
Скончался Суворин 11 августа 1912 в Царском Селе на собственной даче вблизи Баболовского дворца. После его смерти театру Литературно-художественного общества (просуществовавшему до 1917) было присвоено имя А.Суворина. А под заголовком газеты «Новое Время» было решено навсегда оставить подпись: «Основатель А.С.Суворин».
Татьяна Шабалина
(Энциклопедия "Кругосвет" )

    "Телохранитель России: А. С. Суворин в воспоминаниях современников" - прислал Слава Неверов

    Аннотация издательства:
    В настоящем издании впервые собраны воспоминания людей, лично знавших выдающегося русского журналиста и издателя, общественного и культурного деятеля Алексея Сергеевича Суворина (1834-1912). Часть публикуемых статей никогда не переиздавалась после 1917 года. Другая часть - уникальные, архивные документы, которые печатаются впервые, в том числе и духовное завещание А. С. Суворина.
    В книге прослеживается путь человека, родившегося под соломенной крышей в селе Коршево Бобровского уезда Воронежской губернии, к вершинам русской политики и культуры. Подвижник и патриот, основатель самой влиятельной национальной газеты рубежа XIX-XX веков, друживший с А. П. Чеховым и В. В. Розановым, показан во всей полноте своих жизненных и общественных интересов.
    Одновременно перед читателем открывается широкая панорама жизни пореформенной России, во многом схожая по проблематике с нашим временем.

    Б. Б. Глинский. Родители А. С. Суворина
    Б. Б. Глинский. Алексей Сергеевич Суворин (биографический очерк)
    В. В. Розанов. Из припоминаний и мыслей об А. С. Суворине
    В. М. Грибовский. Несколько встреч с А. С. Сувориным (По личным воспоминаниям)
    П. И. Соколов. Воспоминания об А. С. Суворине
    С. Н. Шубинский. Памяти А. С. Суворина
    Н. М. Ежов. Алексей Сергеевич Суворин (Мои воспоминания о нем, мысли, соображения)
    Д. Н. Вергун. Суворин и славянство
    Митрополит Антоний. Ветеран русской печати
    А. В. Амфитеатров. Десятилетняя годовщина
    Е. П. Карпов. А. С. Суворин и основание театра литературно-артистического кружка. Странички из воспоминаний «Минувшее»
    В. М. Грибовский. Чествование А, С. Суворина в Малом театре
    Н. И. Кравченко. А. С. Суворин и живопись
    М. О. Меньшиков. Талант и стойкость
    М. О. Меньшиков. Жива Россия
    М. О. Меньшиков. Памяти А. С. Суворина
    М. О. Меньшиков. Кого хоронит Россия
    Памяти Суворина
    Приложение. Духовное завещание
    Примечание

И получивший затем офицерский чин:он дослужился до капитана, что в то время давало потомственное дворянство .После смерти жены ,в возрасте 49 лет, он женился повторно - на двадцатилетней Александре Львовне Соколовой,дочери священника. . В этом браке родилось девять детей: трое сыновей и шесть дочерей; никто не умер раньше 20 лет; Алексей был старшим ребёнком.

В изданной Де-Пуле «Воронежской беседе» () Суворин поместил, между прочим, рассказ из народной жизни «Гарибальди», получивший большую известность благодаря тому, что его часто читал на литературных вечерах знаменитый актёр Садовский. С г. Суворин стал помещать переводные стихи и мелкие статейки в «Вазе», «Московском вестнике», «Весельчаке» и «Русском дневнике». Несколько корреспонденций из Воронежа (под псевдонимом Василий Марков ) в «Русской речи » () обратили на себя внимание издательницы этого журнала, графини Е. В. Салиас-де-Турнемир , которая предложила Суворину переселиться в Москву и принять постоянное участие в «Русской речи». Когда «Русская речь» прекратилась, Суворин занялся составлением книжек для народного чтения, для московского «Общества распространения полезных книг» («Ермак , покоритель Сибири», «Боярин Матвеев », «История Смутного времени»; последняя не была пропущена цензурой). Повесть «Солдат и солдатка» был напечатан в журнале «Современник» ( , № 2), «Жизнь патриарха Никона» - в «Ясной Поляне» Л. Н. Толстого (есть отдельное издание), в журнале «Отечественные записки» - рассказ «Отверженный» ( , № 1) и повесть «Алёнка» ( , № 7 и 8).

Петербург

В 1863 году Суворин переселился в Петербург , где писал обозрение журналов в «Русском инвалиде» (за подписью А . И-н ) и стал секретарём и ближайшим сотрудником «Санкт-Петербургских ведомостей» , занявших после перехода к В. Ф. Коршу одно из первых мест в рядах умеренно-либеральной печати. Здесь Суворин под псевдонимом А. Бобровский поместил ряд полубеллетристических очерков текущей жизни, собранных затем в отдельной книжке под заглавием «Всякие: очерки современной жизни» (Санкт-Петербург, ). Прибавленные главы послужили поводом к возбуждению против Суворина в 1866 году судебного преследования. Окружной суд приговорил автора к 2 месяцам тюремного заключения; судебная палата заменила это наказание 3 неделями содержания на гауптвахте . Сама книга была сожжена (изложение её содержания см. в «Сборнике сведений по книжно-литератур. делу за г.» Черепина, М., ). Широкую известность Суворин приобрёл во второй половине 1860-х годов, когда он под псевдонимом Незнакомец стал писать в «Санкт-Петербургские ведомости» воскресный фельетон («Недельные очерки и картинки»). Крупное значение в газетном деле этому фельетону впервые дал блестящий талант Суворина, соединявший в себе тонкое остроумие с искренностью чувства и уменьем к каждому предмету подойти со стороны его общественного значения. Суворин расширил рамки воскресного фельетона, введя в него обсуждение самых различных сторон современной государственной, общественной и литературной жизни.

Это были лучшие опыты русского политического памфлета , не стеснявшиеся нападать очень резко на отдельных лиц, но вместе с тем только на общественную сторону их деятельности. Самые сильные удары Суворин наносил представителям реакционной журналистики - Каткову , Скарятину , князю Мещерскому и другим. По своим убеждениям Суворин был умеренно-либеральным западником , исходившим из принципов широкой политической свободы, терпимости и протеста против узкого национализма. Это сближало его, между прочим, с «Вестником Европы» , где он в -1872 годах помещал заметки о новых книгах и ряд критических и других статей (более крупные из них: «Новый роман Виктора Гюго», , № 6 и 7; «Французское общество в новом романе Флобера», , № 1 и 2; «В гостях и дома (Заметки о Германии)», , № 9 и 10; «Русская драматич. сцена», , № 1; «Историческая сатира» («История одного города» Щедрина), , № 1).

Огромный успех фельетонов Незнакомца сделал его имя ненавистным в известных кругах, и когда в 1874 году В. Ф. Корш и его редакция были устранены от «Санкт-Петербургских ведомостей», то одним из главных к тому мотивов были выставлены фельетоны Суворина. Вынужденный уход из «Санкт-Петербургских ведомостей» вызвал всеобщее сожаление, сказавшееся весьма ярко, когда Суворин в начале 1875 году выпустил две книжки своих «Недельных очерков и картинок». Очерки, в основном писанные на злобу дня, в значительной степени уже утратили актуальность, но тем не менее были раскуплены в несколько дней - факт для книжной торговли того времени почти небывалый.

«Новое время»

С газетой «Новое время» сотрудничал А. П. Чехов . Суворин увидел талант Чехова и сумел сделать его известным на всю страну. Суворин был близок к Антону Павловичу Чехову, сохранилась их обширная переписка.

Скончался Суворин 11 (24) августа 1912 года в Царском Селе , на даче вблизи Баболовского дворца

Драматург

Как драматург, Суворин известен пользовавшейся большим успехом драмой из жизни актёров «Татьяна Репина » (отд. СПб., , 3 изд. СПб., ). «Татьяна Репина» навеяна реальным событием - самоубийством молодой актрисы Евлалии Кадминой в Харькове в 1881 году. А. П. Чехов , друживший в то время с Сувориным, написал одноактное «продолжение» «Татьяны Репиной» под тем же названием с теми же персонажами. Суворин напечатал высоко оцененную им чеховскую пьесу в виде малотиражного отдельного оттиска в типографии «Нового времени» (полноценная публикация и постановка по цензурным условиям были невозможны).

Такой же успех имела и драма «Медея», написанная Сувориным в сотрудничестве с В. П. Бурениным (СПб., , 3 изд., СПб., ). Историческая драма «Дмитрий Самозванец и царевна Ксения». Кроме того, Суворин написал шутки и комедии: «Биржевая горячка», «Не пойман, не вор», «Он в отставке», «Честное слово», «Женщины и мужчины» и др. Другие литературные произведения С.: роман «В конце века Любовь» (СПб., , 3 изд., ), вступительный этюд к изданию «Горя от ума» (СПб., ) и подробный анализ подделки пушкинской «Русалки» (СПб., ).

Издатель

С г. Суворин издавал весьма распространенный «Русский календарь». Почти одновременно с приобретением «Нового времени» Суворин основал книжный магазин и издательскую фирму, занимающую одно из первых мест в русской книжной торговле. С 1895 года издает популярное справочное издание «Вся Россия». В ряду его многочисленных изданий особенного сочувствия заслуживает серия «Дешёвая библиотека» (образцом для неё послужили нем. «Universal-Biblothek» Реклама и франц. «Bibliothèque Nationale»), выпустившая уже несколько сот книжек классических произведений русских и иностранных писателей. Ср. «Библиограф», г.

Кто поставлен был в такие тиски, как современный журналист, тот едва ли выйдет сух из воды. Провинность я за собой чувствую как журналист, но если я удостоюсь того, что моя деятельность будет когда-нибудь оценена беспристрастно, то я уверен, что в результате будет плюс. Как издатель я оставлю прекрасное имя. Да, прямо так и говорю. Ни одного пятна. Я издал много, я никого не эксплуатировал, никого не жал, напротив, делал все, что может делать хороший хозяин относительно своих сотрудников и рабочих. <…> Газета дает до 600 тысяч в год, а у меня кроме долгов ничего нет, то есть нет денег. Есть огромное дело, которое выросло до миллионного оборота, но я до сих пор не знал никакого развлечения, никаких наслаждений, кроме труда самого каторжного. Расчетлив я никогда не был, на деньги никогда не смотрел как на вещь, стоящую внимания..

До 1914 года Суворин издавал подробный адресный справочник «Весь Петербург ». Справочник содержал как информацию по самым разным учреждениям и улицам, так и поимённый список квартиросъёмщиков - с адресами, званиями и профессиями, телефонами.

Семья

Адреса в Санкт-Петербурге

1890-1912 - Эртелев переулок (ныне - улица Чехова), 6 - собственный дом.

Напишите отзыв о статье "Суворин, Алексей Сергеевич"

Примечания

  1. Венгеров С. А. А. Б-ов // . - СПб. : Семеновская Типо-Литография (И. Ефрона), 1889. - Т. I. Вып. 1-21. А. - С. 18.
  2. Она была застрелена своим любовником, гвардейским офицером, см. Эдвард Радзинский , Князь. Записки стукача, 2013
  3. От первой жены у Суворина было две дочери.
  4. Макарова О.
  5. Речь идёт о Театре имени А. С. Суворина, бывшем театре Литературно-художественного общества: «В 1895 году столичный Литературно-артистический кружок насчитывал среди своих членов целый ряд крупных деятелей литературы и театра. Председателем кружка был А. С. Суворин, товарищем председателя П. П. Гнедич , директорами: Г. К. Градовский, А. Р. Кугель, П. Д. Ленский (князь Оболенский), А. Н. Маслов и Н. И. Холева. Среди членов мы встречаем имена А. П. Чехова , Д. В. Григоровича , А. А. Потехина , В. П. Буренина , Д. Н. Мамина-Сибиряка , В. Г. Авсеенко , О. К. Нотовича, В. П. Далматова , М. М. Иванова, М. А. Суворина, С. М. Проппера, Н. С. Худекова, А. А. Плещеева и многих других лиц… Удачный опыт постановки кружком драматических спектаклей породил мысль об арендовании для этой цели кружком особого постоянного театрального помещения. Выбор инициаторов этого артистического предприятия пал на Малый театр». - Малый театр графа Апраксина . Построен в 1874 году в Санкт-Петербурге на берегу Фонтанки архитектором Фонтоном. - Двадцатилетие Театра имени А. С. Суворина (Бывшего театра Литературно-Артистического общества). 1895-1915 / Сост. Н. Долгов. - Петроград: б. и., 1915. - С. 5, 7, 9.
  6. «Голодание ради здоровья», Ю. С. Николаев, Е. И. Нилов, В. Г. Черкасов: «Этот человек - русский эмигрант Алексей Суворин, сын А. С. Суворина, самого крупного книгоиздателя России».

Литература

  • Суворин А. С. Всякие. СПб, 1909
  • Суворин А. С. Театральные очерки (1866-1876). СПб., тип. Суворина, 1914.
  • Суворин А. С. Рассказы. СПб., тип. Суворина, 1913.
  • Глинский Б. Б. . - СПб.: тип. А. С. Суворина, 1912. - 60 с.
  • / Под ред. М.Кричевского. - М., Пг.: Изд. Л.Г.Френкель, 1923. - 407 с.
  • Динерштейн Е. А. А. С. Суворин // А. П. Чехов и его издатели. - М ., 1990. - 222 с.
  • Динерштейн Е. А. А. С. Суворин. Человек, сделавший карьеру.. - М ., 1998. - 374 с.
  • / Сост.: С. П. Иванов; Ред. и подгот. текстов: В. П. Бахметьев, А. Е. Коробанов, А. Е. Тишанинов. - Воронеж: Изд-во им. Е. А. Болховитинова, 2001. - 392 с. - 3000 экз. - ISBN 5-87456-230-3 .
  • Меньшиков М. О. Памяти А. С. Суворина // Национальная Империя: Сб. ст. / Сост., вступ. ст., послесл. М. Б. Смолина ; Православный центр имперских полит. исследований. - М .: Имперская традиция, 2004. - С. 449-452. - 3000 экз. - ISBN 5-89097-052-6 .
  • Суворин А. С. Русско-японская война и русская революция. Маленькие письма (1904-1908) М.: Алгоритм , 2005, 752 стр., тираж 3000 экз., ISBN 5-9265-0164-4

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Динерштейн Е. - «Лица», № 6/1995
  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Суворин, Алексей Сергеевич

«Ваш сын, – писал он, – надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим занятиям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного».
В штабе Кутузова, между товарищами сослуживцами и вообще в армии князь Андрей, так же как и в петербургском обществе, имел две совершенно противоположные репутации.
Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен. Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись.
Выйдя в приемную из кабинета Кутузова, князь Андрей с бумагами подошел к товарищу,дежурному адъютанту Козловскому, который с книгой сидел у окна.
– Ну, что, князь? – спросил Козловский.
– Приказано составить записку, почему нейдем вперед.
– А почему?
Князь Андрей пожал плечами.
– Нет известия от Мака? – спросил Козловский.
– Нет.
– Ежели бы правда, что он разбит, так пришло бы известие.
– Вероятно, – сказал князь Андрей и направился к выходной двери; но в то же время навстречу ему, хлопнув дверью, быстро вошел в приемную высокий, очевидно приезжий, австрийский генерал в сюртуке, с повязанною черным платком головой и с орденом Марии Терезии на шее. Князь Андрей остановился.
– Генерал аншеф Кутузов? – быстро проговорил приезжий генерал с резким немецким выговором, оглядываясь на обе стороны и без остановки проходя к двери кабинета.
– Генерал аншеф занят, – сказал Козловский, торопливо подходя к неизвестному генералу и загораживая ему дорогу от двери. – Как прикажете доложить?
Неизвестный генерал презрительно оглянулся сверху вниз на невысокого ростом Козловского, как будто удивляясь, что его могут не знать.
– Генерал аншеф занят, – спокойно повторил Козловский.
Лицо генерала нахмурилось, губы его дернулись и задрожали. Он вынул записную книжку, быстро начертил что то карандашом, вырвал листок, отдал, быстрыми шагами подошел к окну, бросил свое тело на стул и оглянул бывших в комнате, как будто спрашивая: зачем они на него смотрят? Потом генерал поднял голову, вытянул шею, как будто намереваясь что то сказать, но тотчас же, как будто небрежно начиная напевать про себя, произвел странный звук, который тотчас же пресекся. Дверь кабинета отворилась, и на пороге ее показался Кутузов. Генерал с повязанною головой, как будто убегая от опасности, нагнувшись, большими, быстрыми шагами худых ног подошел к Кутузову.
– Vous voyez le malheureux Mack, [Вы видите несчастного Мака.] – проговорил он сорвавшимся голосом.
Лицо Кутузова, стоявшего в дверях кабинета, несколько мгновений оставалось совершенно неподвижно. Потом, как волна, пробежала по его лицу морщина, лоб разгладился; он почтительно наклонил голову, закрыл глаза, молча пропустил мимо себя Мака и сам за собой затворил дверь.
Слух, уже распространенный прежде, о разбитии австрийцев и о сдаче всей армии под Ульмом, оказывался справедливым. Через полчаса уже по разным направлениям были разосланы адъютанты с приказаниями, доказывавшими, что скоро и русские войска, до сих пор бывшие в бездействии, должны будут встретиться с неприятелем.
Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела. Увидав Мака и услыхав подробности его погибели, он понял, что половина кампании проиграна, понял всю трудность положения русских войск и живо вообразил себе то, что ожидает армию, и ту роль, которую он должен будет играть в ней.
Невольно он испытывал волнующее радостное чувство при мысли о посрамлении самонадеянной Австрии и о том, что через неделю, может быть, придется ему увидеть и принять участие в столкновении русских с французами, впервые после Суворова.
Но он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя.
Взволнованный и раздраженный этими мыслями, князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал каждый день. Он сошелся в коридоре с своим сожителем Несвицким и шутником Жерковым; они, как всегда, чему то смеялись.
– Что ты так мрачен? – спросил Несвицкий, заметив бледное с блестящими глазами лицо князя Андрея.
– Веселиться нечему, – отвечал Болконский.
В то время как князь Андрей сошелся с Несвицким и Жерковым, с другой стороны коридора навстречу им шли Штраух, австрийский генерал, состоявший при штабе Кутузова для наблюдения за продовольствием русской армии, и член гофкригсрата, приехавшие накануне. По широкому коридору было достаточно места, чтобы генералы могли свободно разойтись с тремя офицерами; но Жерков, отталкивая рукой Несвицкого, запыхавшимся голосом проговорил:
– Идут!… идут!… посторонитесь, дорогу! пожалуйста дорогу!
Генералы проходили с видом желания избавиться от утруждающих почестей. На лице шутника Жеркова выразилась вдруг глупая улыбка радости, которой он как будто не мог удержать.
– Ваше превосходительство, – сказал он по немецки, выдвигаясь вперед и обращаясь к австрийскому генералу. – Имею честь поздравить.
Он наклонил голову и неловко, как дети, которые учатся танцовать, стал расшаркиваться то одной, то другой ногой.
Генерал, член гофкригсрата, строго оглянулся на него; не заметив серьезность глупой улыбки, не мог отказать в минутном внимании. Он прищурился, показывая, что слушает.
– Имею честь поздравить, генерал Мак приехал,совсем здоров,только немного тут зашибся, – прибавил он,сияя улыбкой и указывая на свою голову.
Генерал нахмурился, отвернулся и пошел дальше.
– Gott, wie naiv! [Боже мой, как он прост!] – сказал он сердито, отойдя несколько шагов.
Несвицкий с хохотом обнял князя Андрея, но Болконский, еще более побледнев, с злобным выражением в лице, оттолкнул его и обратился к Жеркову. То нервное раздражение, в которое его привели вид Мака, известие об его поражении и мысли о том, что ожидает русскую армию, нашло себе исход в озлоблении на неуместную шутку Жеркова.
– Если вы, милостивый государь, – заговорил он пронзительно с легким дрожанием нижней челюсти, – хотите быть шутом, то я вам в этом не могу воспрепятствовать; но объявляю вам, что если вы осмелитесь другой раз скоморошничать в моем присутствии, то я вас научу, как вести себя.
Несвицкий и Жерков так были удивлены этой выходкой, что молча, раскрыв глаза, смотрели на Болконского.
– Что ж, я поздравил только, – сказал Жерков.
– Я не шучу с вами, извольте молчать! – крикнул Болконский и, взяв за руку Несвицкого, пошел прочь от Жеркова, не находившего, что ответить.
– Ну, что ты, братец, – успокоивая сказал Несвицкий.
– Как что? – заговорил князь Андрей, останавливаясь от волнения. – Да ты пойми, что мы, или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Quarante milles hommes massacres et l"ario mee de nos allies detruite, et vous trouvez la le mot pour rire, – сказал он, как будто этою французскою фразой закрепляя свое мнение. – C"est bien pour un garcon de rien, comme cet individu, dont vous avez fait un ami, mais pas pour vous, pas pour vous. [Сорок тысяч человек погибло и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить. Это простительно ничтожному мальчишке, как вот этот господин, которого вы сделали себе другом, но не вам, не вам.] Мальчишкам только можно так забавляться, – сказал князь Андрей по русски, выговаривая это слово с французским акцентом, заметив, что Жерков мог еще слышать его.
Он подождал, не ответит ли что корнет. Но корнет повернулся и вышел из коридора.

Гусарский Павлоградский полк стоял в двух милях от Браунау. Эскадрон, в котором юнкером служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зальценек. Эскадронному командиру, ротмистру Денисову, известному всей кавалерийской дивизии под именем Васьки Денисова, была отведена лучшая квартира в деревне. Юнкер Ростов с тех самых пор, как он догнал полк в Польше, жил вместе с эскадронным командиром.
11 октября, в тот самый день, когда в главной квартире всё было поднято на ноги известием о поражении Мака, в штабе эскадрона походная жизнь спокойно шла по старому. Денисов, проигравший всю ночь в карты, еще не приходил домой, когда Ростов, рано утром, верхом, вернулся с фуражировки. Ростов в юнкерском мундире подъехал к крыльцу, толконув лошадь, гибким, молодым жестом скинул ногу, постоял на стремени, как будто не желая расстаться с лошадью, наконец, спрыгнул и крикнул вестового.
– А, Бондаренко, друг сердечный, – проговорил он бросившемуся стремглав к его лошади гусару. – Выводи, дружок, – сказал он с тою братскою, веселою нежностию, с которою обращаются со всеми хорошие молодые люди, когда они счастливы.
– Слушаю, ваше сиятельство, – отвечал хохол, встряхивая весело головой.
– Смотри же, выводи хорошенько!
Другой гусар бросился тоже к лошади, но Бондаренко уже перекинул поводья трензеля. Видно было, что юнкер давал хорошо на водку, и что услужить ему было выгодно. Ростов погладил лошадь по шее, потом по крупу и остановился на крыльце.
«Славно! Такая будет лошадь!» сказал он сам себе и, улыбаясь и придерживая саблю, взбежал на крыльцо, погромыхивая шпорами. Хозяин немец, в фуфайке и колпаке, с вилами, которыми он вычищал навоз, выглянул из коровника. Лицо немца вдруг просветлело, как только он увидал Ростова. Он весело улыбнулся и подмигнул: «Schon, gut Morgen! Schon, gut Morgen!» [Прекрасно, доброго утра!] повторял он, видимо, находя удовольствие в приветствии молодого человека.
– Schon fleissig! [Уже за работой!] – сказал Ростов всё с тою же радостною, братскою улыбкой, какая не сходила с его оживленного лица. – Hoch Oestreicher! Hoch Russen! Kaiser Alexander hoch! [Ура Австрийцы! Ура Русские! Император Александр ура!] – обратился он к немцу, повторяя слова, говоренные часто немцем хозяином.
Немец засмеялся, вышел совсем из двери коровника, сдернул
колпак и, взмахнув им над головой, закричал:
– Und die ganze Welt hoch! [И весь свет ура!]
Ростов сам так же, как немец, взмахнул фуражкой над головой и, смеясь, закричал: «Und Vivat die ganze Welt»! Хотя не было никакой причины к особенной радости ни для немца, вычищавшего свой коровник, ни для Ростова, ездившего со взводом за сеном, оба человека эти с счастливым восторгом и братскою любовью посмотрели друг на друга, потрясли головами в знак взаимной любви и улыбаясь разошлись – немец в коровник, а Ростов в избу, которую занимал с Денисовым.
– Что барин? – спросил он у Лаврушки, известного всему полку плута лакея Денисова.
– С вечера не бывали. Верно, проигрались, – отвечал Лаврушка. – Уж я знаю, коли выиграют, рано придут хвастаться, а коли до утра нет, значит, продулись, – сердитые придут. Кофею прикажете?
– Давай, давай.
Через 10 минут Лаврушка принес кофею. Идут! – сказал он, – теперь беда. – Ростов заглянул в окно и увидал возвращающегося домой Денисова. Денисов был маленький человек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмоченными усами и волосами. На нем был расстегнутый ментик, спущенные в складках широкие чикчиры, и на затылке была надета смятая гусарская шапочка. Он мрачно, опустив голову, приближался к крыльцу.
– Лавг"ушка, – закричал он громко и сердито. – Ну, снимай, болван!
– Да я и так снимаю, – отвечал голос Лаврушки.
– А! ты уж встал, – сказал Денисов, входя в комнату.
– Давно, – сказал Ростов, – я уже за сеном сходил и фрейлен Матильда видел.
– Вот как! А я пг"одулся, бг"ат, вчег"а, как сукин сын! – закричал Денисов, не выговаривая р. – Такого несчастия! Такого несчастия! Как ты уехал, так и пошло. Эй, чаю!
Денисов, сморщившись, как бы улыбаясь и выказывая свои короткие крепкие зубы, начал обеими руками с короткими пальцами лохматить, как пес, взбитые черные, густые волосы.
– Чог"т меня дег"нул пойти к этой кг"ысе (прозвище офицера), – растирая себе обеими руками лоб и лицо, говорил он. – Можешь себе пг"едставить, ни одной каг"ты, ни одной, ни одной каг"ты не дал.
Денисов взял подаваемую ему закуренную трубку, сжал в кулак, и, рассыпая огонь, ударил ею по полу, продолжая кричать.
– Семпель даст, паг"оль бьет; семпель даст, паг"оль бьет.
Он рассыпал огонь, разбил трубку и бросил ее. Денисов помолчал и вдруг своими блестящими черными глазами весело взглянул на Ростова.
– Хоть бы женщины были. А то тут, кг"оме как пить, делать нечего. Хоть бы дг"аться ског"ей.
– Эй, кто там? – обратился он к двери, заслышав остановившиеся шаги толстых сапог с бряцанием шпор и почтительное покашливанье.
– Вахмистр! – сказал Лаврушка.
Денисов сморщился еще больше.
– Сквег"но, – проговорил он, бросая кошелек с несколькими золотыми. – Г`остов, сочти, голубчик, сколько там осталось, да сунь кошелек под подушку, – сказал он и вышел к вахмистру.
Ростов взял деньги и, машинально, откладывая и ровняя кучками старые и новые золотые, стал считать их.
– А! Телянин! Здог"ово! Вздули меня вчег"а! – послышался голос Денисова из другой комнаты.
– У кого? У Быкова, у крысы?… Я знал, – сказал другой тоненький голос, и вслед за тем в комнату вошел поручик Телянин, маленький офицер того же эскадрона.
Ростов кинул под подушку кошелек и пожал протянутую ему маленькую влажную руку. Телянин был перед походом за что то переведен из гвардии. Он держал себя очень хорошо в полку; но его не любили, и в особенности Ростов не мог ни преодолеть, ни скрывать своего беспричинного отвращения к этому офицеру.
– Ну, что, молодой кавалерист, как вам мой Грачик служит? – спросил он. (Грачик была верховая лошадь, подъездок, проданная Теляниным Ростову.)
Поручик никогда не смотрел в глаза человеку, с кем говорил; глаза его постоянно перебегали с одного предмета на другой.
– Я видел, вы нынче проехали…
– Да ничего, конь добрый, – отвечал Ростов, несмотря на то, что лошадь эта, купленная им за 700 рублей, не стоила и половины этой цены. – Припадать стала на левую переднюю… – прибавил он. – Треснуло копыто! Это ничего. Я вас научу, покажу, заклепку какую положить.
– Да, покажите пожалуйста, – сказал Ростов.
– Покажу, покажу, это не секрет. А за лошадь благодарить будете.
– Так я велю привести лошадь, – сказал Ростов, желая избавиться от Телянина, и вышел, чтобы велеть привести лошадь.
В сенях Денисов, с трубкой, скорчившись на пороге, сидел перед вахмистром, который что то докладывал. Увидав Ростова, Денисов сморщился и, указывая через плечо большим пальцем в комнату, в которой сидел Телянин, поморщился и с отвращением тряхнулся.
– Ох, не люблю молодца, – сказал он, не стесняясь присутствием вахмистра.
Ростов пожал плечами, как будто говоря: «И я тоже, да что же делать!» и, распорядившись, вернулся к Телянину.
Телянин сидел всё в той же ленивой позе, в которой его оставил Ростов, потирая маленькие белые руки.
«Бывают же такие противные лица», подумал Ростов, входя в комнату.
– Что же, велели привести лошадь? – сказал Телянин, вставая и небрежно оглядываясь.
– Велел.
– Да пойдемте сами. Я ведь зашел только спросить Денисова о вчерашнем приказе. Получили, Денисов?
– Нет еще. А вы куда?
– Вот хочу молодого человека научить, как ковать лошадь, – сказал Телянин.
Они вышли на крыльцо и в конюшню. Поручик показал, как делать заклепку, и ушел к себе.
Когда Ростов вернулся, на столе стояла бутылка с водкой и лежала колбаса. Денисов сидел перед столом и трещал пером по бумаге. Он мрачно посмотрел в лицо Ростову.
– Ей пишу, – сказал он.
Он облокотился на стол с пером в руке, и, очевидно обрадованный случаю быстрее сказать словом всё, что он хотел написать, высказывал свое письмо Ростову.
– Ты видишь ли, дг"уг, – сказал он. – Мы спим, пока не любим. Мы дети пг`axa… а полюбил – и ты Бог, ты чист, как в пег"вый день создания… Это еще кто? Гони его к чог"ту. Некогда! – крикнул он на Лаврушку, который, нисколько не робея, подошел к нему.
– Да кому ж быть? Сами велели. Вахмистр за деньгами пришел.
Денисов сморщился, хотел что то крикнуть и замолчал.
– Сквег"но дело, – проговорил он про себя. – Сколько там денег в кошельке осталось? – спросил он у Ростова.
– Семь новых и три старых.
– Ах,сквег"но! Ну, что стоишь, чучела, пошли вахмистг"а, – крикнул Денисов на Лаврушку.
– Пожалуйста, Денисов, возьми у меня денег, ведь у меня есть, – сказал Ростов краснея.
– Не люблю у своих занимать, не люблю, – проворчал Денисов.
– А ежели ты у меня не возьмешь деньги по товарищески, ты меня обидишь. Право, у меня есть, – повторял Ростов.
– Да нет же.
И Денисов подошел к кровати, чтобы достать из под подушки кошелек.
– Ты куда положил, Ростов?
– Под нижнюю подушку.
– Да нету.
Денисов скинул обе подушки на пол. Кошелька не было.
– Вот чудо то!
– Постой, ты не уронил ли? – сказал Ростов, по одной поднимая подушки и вытрясая их.
Он скинул и отряхнул одеяло. Кошелька не было.
– Уж не забыл ли я? Нет, я еще подумал, что ты точно клад под голову кладешь, – сказал Ростов. – Я тут положил кошелек. Где он? – обратился он к Лаврушке.
– Я не входил. Где положили, там и должен быть.
– Да нет…
– Вы всё так, бросите куда, да и забудете. В карманах то посмотрите.
– Нет, коли бы я не подумал про клад, – сказал Ростов, – а то я помню, что положил.
Лаврушка перерыл всю постель, заглянул под нее, под стол, перерыл всю комнату и остановился посреди комнаты. Денисов молча следил за движениями Лаврушки и, когда Лаврушка удивленно развел руками, говоря, что нигде нет, он оглянулся на Ростова.