Жорес жан. Жан Жорес: биография

ЖОРÉС (Jaurés), Жан (3.IX.1859 – 31.VII.1914) – деятель франц. и междунар. социалистич. движения, борец против милитаризма и войны, историк. Род. в бурж. семье в Кастре (деп. Тарн), учился в местном коллеже, затем в "Эколь нормаль", к-рую окончил в 1881. Тогда же начал работать преподавателем философии в лицее Альби, а с 1883 – в Тулузском ун-те. В окт. 1885 был избран чл. палаты депутатов от деп. Тарн, в к-рой примкнул к бурж. республиканцам, близким к Ж. "Ферри" . На выборах 1889 потерпел поражение и вернулся в Тулузский ун-т, где возобновил свои занятия философией. В 1892 защитил две диссертации – "О реальности чувственного мира" и написанную по-латыни "О первых чертах нем. социализма у Лютера, Канта, Фихте и Гегеля". Еще с 1889 Ж. начал изучать труды теоретиков социализма, а с 1891 стал выступать со статьями в газ. "Dépêche de Toulouse", в к-рых приветствовал подъем социалистич. движения во Франции. В янв. 1893 избран чл. палаты депутатов, где примкнул к социалистич. группе. Был деп. палаты до 1898 и с 1902 до конца жизни.

С нач. 90-х гг. 19 в. Ж. стал одним из активных деятелей франц. социалистич. движения. Придя к франц. рабочему движению из рядов буржуазии, совершая на протяжении всей своей жизни эволюцию влево, Ж., однако, при самых лучших объективных намерениях, не смог стать и не стал подлинным пролетарским революционером. Внимательно изучив наследие К. Маркса и приняв ряд положений марксизма, Ж. пытался эклектически соединить его с др. учениями. Ж. привнес в социалистич. движение ряд ошибочных представлений и мелкобурж. иллюзий, многие из к-рых были связаны у него с идеями абстрактного отвлеченного гуманизма. И в теоретич., и в практич. вопросах позиция Ж. во франц. рабочем движении и во 2-м Интернационале по большей части была реформистской или близкой к реформистской и подвергалась справедливой критике левого крыла междунар. рабочего движения. Так, в 1899 во время "казуса Мильерана" (см. "Мильеран" А. Э.), расколовшего франц. и междунар. социалистич. движение, Ж. занял грубо ошибочную позицию поддержки Мильерана. В 1902 Ж. возглавил правую Франц. социалистич. партию, а после объединения последней в 1905 с Социалистич. партией, руководимой Ж. Гедом, стал одним из лидеров прав. крыла Объединенной социалистич. партии. Однако, оставаясь всегда убежденным защитником демократии и по своему характеру человеком действия, Ж., при всех своих ошибках в теории и практике социалистич. движения, был противником сил реакции и войны. Он принял самое живое участие в борьбе против "президента реакции" Ж. П. Казимира-Перье (июнь 1894 – янв. 1895), а затем в столкновении сил реакции и демократии, связанном с делом Дрейфуса (см. "Дрейфуса дело") (хотя и допускал в ходе этого последнего политич. конфликта ошибки). В 1904 Ж. основал газ. "Humanité", ставшую боевым органом революц. демократии (с 1920 – ЦО Коммунистич. партии Франции). Во время рус. революции 1905–07 Ж. сумел глубже и вернее многих др. франц. социалистов понять и оценить ее междунар. значение, выступал в ее защиту и вел энергичную кампанию против предоставления займа царскому пр-ву. Ж. вел также мужеств. борьбу против политики колониализма и в особенности против проводимой франц. буржуазией политики захвата Марокко. Крупнейшей заслугой Ж. перед междунар. рабочим движением, снискавшей ему любовь и уважение рабочего класса и прогрессивных демократич. сил, была его "непрерывная битва", как он сам говорил, против политики милитаризма и войны. Ж. выступал не только замечательным трибуном – глашатаем политики мира, но и мужественно обличал гл. поджигателя войны – империалистич. буржуазию. Правящие реакц. круги боялись и ненавидели Ж., и не случайно, что именно он на пороге 1-й мировой войны, 31 июля 1914, пал первой жертвой реакции – был убит франц. шовинистом Р. Вилленом.

Ж. был крупным историком и публицистом. Он являлся редактором и организатором "Социалистической истории", в к-рой ему лично принадлежала 4-томная "История великой франц. революции" (рус. пер., т. 1–3. М., 1920–24) и "История франко-прусской войны" (рус. пер., СПБ, 1908). Вклад Ж. в изучение франц. бурж. революции кон. 18 в. весьма значителен. Ж. первым обратил внимание на вопросы экономич. и социальной истории революции и привлек новые материалы для ее изучения. Он оказал влияние на последующую историографию франц. революции и, в частности, на науч. творчество А. "Матьеза" .

В. И. Ленин, критиковавший оппортунистич. ошибки Ж., в то же время подчеркивал: "Кто хочет с диалектически-материалистической точки зрения оценить жоресизм, тот должен строго отделить субъективные мотивы и объективные исторические условия" (Соч., т. 8, с. 268), указывая этим, что при критике жоресизма не следует забывать о безупречной честности, искренности и мужестве Ж., о чистоте и благородстве его побуждений.

Ист. лит-ра о Ж. обширна и крайне противоречива. Правосоциалистич. биографы Ж. (Л. Блюм, А. Зеваэс, Л. Леви-Брюль и др.), затушевывая непримиримость Ж. в борьбе с реакцией, его веру в силы пролетариата, общий характер его политич. эволюции и всячески выпячивая его ошибки, преподносимые как добродетель, пытаются представить его своим предшественником, использовать его авторитет в своих целях.

Историки-марксисты предреволюц. времени и нач. 20-х гг. (Ш. Раппопорт, Мих. Павлóвич) давали апологетич. характеристику Ж. В противоположную крайность впадали историки 30-х гг. (Я. Богомольный, Жорес и жоресизм, Л., 1930; Ж. Клеман, Жорес-реформист, пер. с франц., М.–Л., 1931), нигилистически отрицавшие все заслуги Ж. и антиисторически подчеркивавшие только его недостатки, крайне ими преувеличенные. Исторически правдивая оценка Ж. была дана в выступлениях М. Тореза, Ж. Дюкло, франц. прогрессивных исследователей и сов. историков 50–60-х гг.

Соч.: Oeuvres, Textes rassemblés, présentés et annotés par M. Bonnafous, v. 1–9, P., 1931–39; Textes choisis, introd. et notes par M. Rebérioux, t. 1, P., 1959; в рус. пер. – Новая армия, П., 1919; Против войны и колониальной политики, М., 1961.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд. [см. Справочный том, ч. 2, с. 201 ]; Раппопорт Ш., Ж. Жорес. Человек. Мыслитель. Социалист, пер. с франц., под ред. И. З. Штейнберга, предисл. А.Франса, Гомель, 1921; Кунисский С. Д., Жорес-историк, "Историк-марксист", 1926, т. 2, с. 140–58; 1927, т. 4, с. 101–24; Торез М., Избр. произв., т. 1, М., 1959 [см. Указатель имен]; Дюкло Ж., Избр. произв., т. 1–2, М., 1959 [см. Указатель имен]; Лукин H. М., [Жорес как историк франц. революции], Избр. труды, т. 1, М., 1960, с. 159–77; Mанфред А. З., Ж. Жорес – борец против реакции и войны, в кн.: Очерки истории Франции XVIII – XX вв., М., 1961; его же, Вступ. ст., в кн.: Жорес Ж., Против войны и колониальной политики. М., 1961; Jоuhaux L., Á. J. Jaurès. Discours prononcé aux obsèques de J. Jaurès, P., 1915; Beer M., J. Jaurès. Sozialist und Staatsmann, В., 1918; Gouttennoire de Τоurу F., Jorès et le parti de la guerre, P., 1922; Lévy-Bruhl L. J. Jaurès. Essai biographique, nouv. éd., P., 1924; Lair M." Jaurès et l"Allemagne, P., 1935; Blum L., J. Jaurès, 3 éd. P., 1937; Feui11аrd J., Jaurès. Homme d"aujourd"hui, , 1948; Auс1air M., La vie de J. Jaurès ou la France d"avant 1914, P., 1954; "Europe", 1958, oct.–nov., № 354–55 (номер посвящен Ж. Жоресу); Τetard G., Essaie sur J. Jaurès. Suivis d"une bibliographie méthodique et critique, Colombes, 1959; Gо1dberg H., The life of J. Jaurès, a biography of the great French socialist and intellectual, Madison, 1962; J. Jaurès présenté par V. Auriol., P., 1962.

A. З. Манфред. Москва.

Jaures, (Auguste-Marie-Joseph-) Jean) (1859-31 июля 1914) - знаменитый французский социалист и выдающийся оратор. Жорес пережил длинную эволюцию, прежде чем примкнул к социалистическому движению. Сначала Жорес принадлежал к буржуазным радикалам, которые способствовали его избранию в палату депутатов в 1885 г. В 1892 г. он становится независимым социлистом и проходит в палату депутатов уже от рабочих. С 1902 г. он состоит членом французской социалистической партии и является лидером ее парламентской фракции. Жорес никогда не был марксистом и очень часто проводил оппортунистическую линию. Особенно ярко это проявилось в его поддержке Мильерана, рискнувшего, вопреки социалистической традиции, вступить в буржуазное министерство Вальдека-Руссо в 1899 г. Жорес верил в постепенную демократизацию буржуазного общества, разделяя основные реформистские идеи. В 1904 г. Жорес становится редактором центрального органа социалистической партии "LHumanite" ("Человечество"), каковым остается до самой смерти. Выдающимися заслугами Жореса во французском и международном рабочем движении является его борьба с реакцией во время процесса Дрейфуса и его борьба против милитаризма. Жорес горячо добивался замены постоянной армии народной милицией и сокращения срока военной службы. Будучи пацифистом, Жорес надеялся предотвратить надвигавшуюся мировую войну мирными способами: переговорами с капиталистическим правительством, агитацией и вообще давлением общественного мнения. Накануне мировой войны он был предательски убит одним из агентов правительства, опасавшегося агитации Жореса против войны. Жорес пользовался большой популярностью среди французского пролетариата. /Т. 13/

Жорес оставил после себя книги: "La Guerre Franco-allemande 1870-1871" о Франко-прусской войне и замечательное исторически теоретическое изучение войны и организации массовых народных армий "LArmee nouvelle".

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЖОРЕС Жан

(3 сент. 1859 – 31 июля 1914) – деятель франц. и междунар. рабочего движения, борец против милитаризма и войны, историк, философ и социолог. Проф. философии Тулузского ун-та (1883–85;1889–93). Будучи избран в парламент, Ж. примыкал к бурж. радикалам (1885–89). В 1893 Ж. возвратился в парламент уже с социалистич. убеждениями, возглавляя группу радикал-социалистов; в 1902 Ж. и его сторонники создали франц. социалистич. партию, к-рая в 1905 слилась с руководимой Гедом Социалистич. партией Франции; руководство в объединенной франц. социалистич. партии захватили жоресисты. Ж. – основатель и редактор (1904 – 14) центр. органа партии – газ. "Humanit?", ставшей впоследствии органом ЦК Франц. коммунистич. партии. В философии Ж., к-рую он сам называл пантеизмом, наблюдается эклектич. сочетание идеалистич. идей с нек-рыми материалистич. положениями. Убежденный борец против клерикальной реакции, Ж. решительно отвергал существование стоящего над миром личного бога традиционных религий (см. "Cours de philosophie", в журн.: "Europe", oct.-nov., P., 1958, p. 137–39). Он доказывал, что материя существует вечно и что чувственный мир реален. Однако эта реальность чувственного мира, согласно Ж., есть результат его причастности к некоему безличному богу, называемому "абсолютным сознанием"; это сознание объемлет все, является высшей реальностью, "я всех я, единством всех единств, истиной всех истин" ("De la r?alit? du monde sensidle", P., 1902, p. 427). Эклектизм Ж. связан с гилозоистич. убеждением в том, что "сознание неотделимо от того, что называется материей", что "мир повсюду полон жизни, чувства и мысли" ("Cours de philosophie", в журн.: "Europe", oct.-nov., 1958, p. 135). Идеализм проявился и в понимании Ж. обществ. жизни. Отрывая развитие человечества от развития общества, Ж. считал, что историч. эволюции человека предшествовала его психологич. эволюция, в ходе к-рой образовались осн. черты человеч. характера (эстетич. чувство, потребность в единении и т.д.); эти черты оказывают затем постоянное влияние на историч. эволюцию, модифицируя ее (см. "Idealisme et mat?rialisme dans la conception de l´histoire", Lille, 1901; рус. пер. "Идеалистическое и материалистическое понимание истории. Доклад Ж. Жореса и ответ П. Лафарга", СПБ, 1906, с. 12–13). Пропагандируя ряд положений учения Маркса (напр., теорию прибавочной стоимости), Ж. не принимал марксизма в целом, упрекал его в односторонности. Стремясь все примирить, Ж. пытался доказать, что материалистич. и идеалистич. понимание истории не исключают, а дополняют друг друга, поэтому необходим их синтез (см. тамже, с. 17–18). Несостоятельность этих взглядов Ж. была убедительно показана Лафаргом (см. тамже, с. 19–38). Социализм для Ж. вытекал не из объективных закономерностей обществ. развития, а из требований совести, был постулатом практич. разума ("О первых проявлениях немецкого социализма у Лютера, Канта, Фихте и Гегеля" – "De primis socialismi germanici lineamentis apud Lutherum, Kant, Fichte et Hegel", 1891). В прямой связи с таким пониманием социализма находится этич. социализм совр. франц. социалистов, к-рые часто ссылаются на Ж. как на своего предшественника. Истолковывая социализм в бурж.-демократич. духе, Ж. рассматривал его как прямое продолжение дела франц. бурж. революции конца 18 в., как последоват. проведение республиканизма. Будучи реформистом в политике, Ж. отрицательно относился к революции и диктатуре пролетариата, надеясь на мирное преобразование капиталистич. общества в социалистическое путем национализации гос-вом (к-рое Ж. считал надклассовой силой) капиталистич. предприятий и привлечения рабочих к их управлению, а также путем развития кооперативов (см. критику В. И. Ленина, Соч., т. 16, с. 249–57). Ж. приветствовал вхождение в бурж. пр-во франц. социалиста Мильерана. Он преувеличивал значение парламентских методов борьбы за социализм, возлагая все надежды на победу рабочего класса на выборах. Партию Ж. рассматривал только как избират. аппарат. Несмотря на серьезные теоретич., политич. и тактич. ошибки, своей страстной борьбой против всех форм социальной несправедливости (напр., дело Дрейфуса), разоблачением эксплуататорской сущности капиталистич. строя, выступлениями против колониальной экспансии, милитаризма и войн Ж. завоевал широкую популярность во франц. народе. "Война, – говорил Ж., – как и прямая эксплуатация труда рабочего, является одним из проявлений капитализма, и пролетариат может вести систематическую и эффективную борьбу против войны, подобно тому как он предпринял систематическую и эффективную борьбу против эксплуатации рабочей силы" ("Textes choisis", t. 1, P., 1959, p. 129). В 1896 Ж. писал, что социалисты отвергают колониальную политику, "потому что она ведет к расточительству богатств и сил, которые отныне должны быть направлены на улучшение участи народа. Мы отвергаем ее потому, что она есть самое плачевное следствие капиталистического режима, который, не вознаграждая всего труда и суживая потребление у себя в стране, должен путем завоеваний и насилия создавать вдали новые рынки. Мы ее отвергаем, наконец, потому, что во всех колониальных экспедициях несправедливость капитализма увеличивается, сочетаясь с крайней коррупцией" (там же, р. 97). Решит. антивоен. выступления Ж. вызвали озлобление шовинистов. Накануне 1-й мировой войны Ж. был убит. Лучшие традиции деятельности Ж. продолжают и развивают ФКП, мировое коммунистическое движение. Соч.: Oeuvres, v. 1–9, P., 1931–39; Е?tudes socialistes, 2 ?d., P., 1902; Histoire socialiste de la r?volution fran?aise, t. 1–8, 1922–27; Textes choisis, 1–Contre la guerre et politique coloniale, P., ; [Рец. на кн.], "La Pens?e", 1959, No 88, p. 107–10; в рус. пер.: Идея мира и солидарность пролетариата, [Одесса], 1905; Аграрный социализм, [Одесса], 1905; Интернационализм и патриотизм, К., 1906; Республика и социализм, Одесса, 1906; Социальные этюды, СПБ, 1906; Тактика социал-демократии, СПБ, ; Политические и социальные идеи Европы и великая революция, СПБ, 1907; Избр. речи и статьи, СПБ, 1907; Социалистическая история (1789–1900), т. 1, 9–12, СПБ, 1908; Новая армия, П., 1919; История Великой Французской революции, т. 1–3, [М.], 1920–24; Против войны и колониальной политики, М., 1961. Лит.: Ленин В. И., Шаг вперед, два шага назад, Соч., 4 изд., т. 7, с. 369–72; его же, Падение Порт-Артура, там же, т. 8, с. 36–37; его же, Революционная демократическая диктатура пролетариата и крестьянства, там же; его же, Международный социалистический конгресс в Штутгарте, там же, т. 13, с. 59–65; его же, Воинствующий милитаризм и антимилитаристическая тактика социал-демократии, там же, т. 15; его же, Поездка царя в Европу и некоторых депутатов черносотенной Думы в Англию, там же; его же, О социальной структуре власти, перспективах и ликвидаторстве, там же, т. 17, с. 127–128; ?леханов Г. В., Патриотизм и социализм, в кн.: Избр. филос. соч., т. 3, М., 1957; Павлович М. П., Смерть Жореса, П., ; Раппопорт Ш., Жан Жорес. Человек-мыслитель-социалист, пер. с франц., Гомель, 1921; Клеман Ж., Жорес реформист, пер. с франц., М.–Л., 1931; Богомольный Я. И., Жорес и жоресизм, Л., 1934; Брюа Ж., Жан Жорес и колониальная проблема, в сб.: Французский ежегодник. Статьи и материалы по истории Франции. 1958, М., 1959, с. 408–27; Гaроди Р., Гневный обличитель сил реакции и войны, "Правда", 1959, 3 сент., No 246; Mанфред А. З., Жан Жорес – борец против реакции и войны, "Новая и новейшая история", 1959, M. 5, с. 81–91; Торез М., Сын народа, пер. с франц., М., 1960, с. 32, 55–56, 113, 253; Ruhe ?., Jean Jaur?s, Malm?, 1907; Rolland R., Jaur?s, P., 1915; Volkart O., Jean Jaur?s, Bern, 1917; Beer M., Jean Jaur?s. Sozialist und Staatsmann, 4 Aufl., В., 1918; Pease M., Jean Jaur?s, socialist and humanitarian, 2 ed., L., 1920; Gouttenoire de Toury F., Jaur?s et la parti de la guerre, P., 1922; Sоuli? L., La vie de Jaur?s, 2 ed., P., 1923; L ?vy-Bruhl L., Jean Jaur?s, 6 ed.. P., 1924; ?ignatel F., Jaur?s par ses contemporains, P., 1925; Luxemburg R., Gesammelte Werke. Bd. 4, В., 1928; Banning W., Jaur?s als Denker, Arnheim, 1931; Blum L., Jean Jaur?s, , P., 1937; Desanges P., Vie de Jaur?s, P., 1938; Garaudy R., Jean Jaur?s, "Cahiers du communisme", 1946, No 7, p. 599–608; Сhallaye F., Jaur?s, nouv. ?d., P., ; ??va?s ?., Jean Jaur?s, P., ; Toussaint F., Jaur?s intime, ; Auсlair M., La vie de Jean Jaur?s..., P., ; Figueres L., Sur la position de Jaur?s et du jauressisme..., там же, 1956, No 1–2, 4, p. 76–93, 413– 435; Соgniоt G., Jaur?s d?fenseur de la paix, там же, 1959, No 10, p. 927–45; Duсlоs J., Jean Jaur?s et nous, там же, 1959, No 9, p. 719–33; Fourniau Сh., Jean Jaur?s, critique de Bernstein, там же, 1959, No 9, p. 734–49; Poulain G., Jaur?s universitaire, "Les lettres Fran?aises", 1959, 3–9 sept., No 788, p. 1, 5; T?tard G., Essai sur Jean Jaur?s, , 1959 (им. библиография). В. Кузнецов. Москва.

Жорес (Jaurè s) Жан (3.9.1859, Кастр, - 31.7.1914, Париж), деятель французского и международного социалистического движения, борец против милитаризма и войны, историк. Родился в буржуазной семье. Окончил Высшую нормальную школу, получил степень агреже философии (1881). С 1881 преподаватель философии в лицее Альби, а с 1883 в Тулузском университете. Член палаты депутатов в 1885-89, 1893-98 и с 1902. В 80-х гг. примыкал к буржуазным республиканцам, с 1893-к социалистической группе. С начала 1890-х гг. Ж. стал одним из активных деятелей французского социалистического движения. Придя к французскому рабочему движению из рядов буржуазии, совершая на протяжении всей своей жизни эволюцию влево, Ж., однако, не смог стать подлинным пролетарским революционером. Изучив наследие К. Mapкca и приняв ряд положений марксизма, Ж. пытался эклектически соединить его с другими учениями. И в теоретических, и в практических вопросах позиция Ж. во французском рабочем движении и во 2-м Интернационале по большей части была реформистской или близкой к реформистской и подвергалась справедливой критике левого крыла международного рабочего движения. Так, в 1899 Ж. одобрил вступление социалиста А. Мильерана в правительство Вальдека-Руссо. В 1902 Ж. возглавил правую французскую социалистическую партию, а после объединения в 1905 последней с Социалистической партией Франции, руководимой Ж. Гедом , стал одним из лидеров правого крыла Объединённой социалистической партии. Однако при всех своих ошибках в теории и практике социалистического движения Ж. был убеждённым защитником демократии, противником сил реакции и войны. Он принял самое живое участие в борьбе против «президента реакции» Ж. П. Казимира-Перье (июнь 1894 - январь 1895), энергично участвовал в кампании за пересмотр Дрейфуса дела (хотя в ходе этого политического конфликта и допускал ошибки). В 1904 Ж. основал газету «Юманите» , ставшую боевым органом революционной демократии. Активно участвовал в движении солидарности французского народа с русским. Революцией 1905-07. Ж. вёл также решительную борьбу против политики колониализма, в особенности против захвата Марокко. Являясь крупнейшим оратором своего времени, мужественно обличал главного поджигателя войны - империалистическую буржуазию. Накануне 1-й мировой войны 1914-18 он пал первой жертвой реакции - был убит французским шовинистом Р. Вилленом.

Ж. - организатор и редактор многотомного коллективного труда «Социалистическая история (1789-1900)», в котором первые 4 тома, посвященные Великой французской революции, написаны им самим. В изучении Великой французской революции Ж. первым обратил внимание на вопросы экономической и социальной истории революции и привлек новые материалы для их исследования. Он оказал влияние на последующую историографию французской революции и, в частности, на научное творчество А. Матьеза .

В. И. Ленин, критиковавший оппортунистические ошибки Ж., в то же время указывал, что субъективно Жорес действовал из лучших, благородных побуждений (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 10, с. 25). Отличительные черты Ж. - безупречная честность, мужество в борьбе против сил реакции, преданность делу демократии.

Соч.: Œ uvres, v. 1-9, P., 1931-39; Textes choisis, t. 1, P., 1959; в рус. пер. - Новая армия, П, 1919; История Великой французской революции, т. 1-3, М., 1920-23; Против войны и колониальной политики, М., 1961.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 437); Торез М., Избр. произв., [пер. с франц.], т. 1, М., 1959 (см. Указатель имён); Лукин Н. М., [Жорес как историк французской революции], Избр. труды, т. 1, М., 1960, с. 159-77; Манфред А. 3., Ж. Жорес - борец против реакции и войны, в его кн.: Очерки истории Франции XVIII-XX вв., М., 1961; Молчанов Н. Н., Жорес, М., 1969; Blum L., J, Jaurè s, 3 é d., P., 1937; Feuillard J. Jaurè s homme d"aujourd"hui, 14 é d., P.], 1948; Tetard G., Essais sur J. Jaurè s, Colombes, 1959; Goldberg Н., The life of J. Jaurè s..., Madison, 1962; Croix A., Jaurè s et ses dé tracteurs, Saint-Ouen. 1967.

ЖОРЕС, ЖАН (Jaures, Jean) (1859–1914), французский политический деятель. Родился 3 сентября 1859 в Кастре (деп. Тарн, Лангедок) в небогатой буржуазной семье; сын Жюля Жореса и Аделаиды Бербаза. Сначала учился в местном коллеже, а с 1877 в Париже: блестяще окончив Лицей Людовика Великого (1877–1878), поступил в Высшую Нормальную школу (педагогический институт). По завершении курса (1881) получил степень кандидата философии. В 1881–1883 преподавал философию в лицее Альби (административный центр деп. Тарн); в 1883–1885 работал экстраординарным профессором в Тулузском университете. Исповедовал твердые республиканские взгляды, восхищался Л.Гамбеттой. Вовлекся в политику. В 1885 был избран в Национальное собрание от Тарна в качестве независимого депутата. В Палате чаще всего голосовал вместе с левым центром, поддерживал Ж.Ферри; зарекомендовал себя как талантливый оратор и поборник социальных реформ. С 1887 сотрудничал в газете «Депеш де Тулуз», главном органе радикалов. Потерпев поражение на выборах 1889, вернулся в Тулузский университет; в 1892 получил степень доктора философии. Продолжал политическую деятельность: в 1890 избран муниципальным советником Тулузы, в том же году назначен заместителем мэра по делам народного образования (1890–1893); благодаря его усилиям в местном университете был открыт медицинский факультет.

В начале 1890-х значительно эволюционировал влево. Выступил в защиту стачки угольщиков в Кармо в 1892, после победы которой был выдвинут ими кандидатом в депутаты и избран на частичных парламентских выборах в январе 1893. Стал самым ярким оратором в Палате, примкнул к независимым социалистам, сблизился с Ж.Гедом. Решительно критиковал «злодейские» законы декабря 1893, ограничивавшие гражданские свободы, прежде всего свободу печати. Приобрел общенациональную известность во время Дела Дрейфуса , энергично включившись в кампанию за его реабилитацию после публикации Я обвиняю Э.Золя (январь 1898). Это стоило ему поражения на парламентских выборах в мае 1898. В том же году стал соиздателем и директором печатного органа независимых социалистов «Птит Репюблик» («Малая Республика»), где опубликовал Доказательства по Делу Дрейфуса. Возглавил работу по созданию многотомной Социалистической истории Франции , для которой написал тома, посвященные Великой французской революции (1901–1903).

Считая рост национализма и антисемитизма главной опасностью для существования республики, поддержал в июне 1899 кабинет «республиканской обороны» Р.Вальдека-Руссо и участие в нем независимого социалиста А.Мильерана . В результате раскола социалистического движения по вопросу о сотрудничестве с «буржуазным» правительством организовал в 1902 со своими единомышленниками (независимые социалисты, аллеманисты) Французскую социалистическую партию. На выборах в апреле-мае 1902 вновь прошел в Национальное собрание от Тарна (переизбирался в 1906, 1910 и 1914). Являлся сторонником блока всех левых партий, поддерживал радикальное министерство Э.Комба и его антиклерикальную политику. В 1902–1904 занимал пост вице-председателя Палаты депутатов. В 1904 основал газету «Юманите», ставшую благодаря ему одной из самых популярных левых изданий во Франции.

Подчинившись решению Амстердамского конгресса II Интернационала (1904) о создании единых национальных социалистических организаций, содействовал образованию в апреле 1905 объединенной социалистической партии Франции (СФИО); вскоре занял в ней доминирующее положение. В 1905 выступил против французской колониальной экспансии в Марокко; принял участие в движении солидарности с Первой русской революцией 1905–1907; по его инициативе «Юманите» провела кампанию по сбору средств в пользу русских революционеров. Резко критиковал правительство Ж.Клемансо (1906–1909) и А.Бриана (1909–1911) за политику подавления рабочего движения.

Идеалом Ж.Жореса была «социальная республика» – республика организованного и суверенного труда. Считал необходимым национализацию крупных предприятий и кооперирование мелких собственников. Мечтал о соединении социалистических и общедемократических ценностей. Являлся сторонников идеи всеобщей стачки как средства давления на правительство для проведения реформ. Ставил целью завоевание социалистами политической власти мирным путем (победа на выборах).

Будучи убежденным пацифистом, сделал основным направлением своей деятельности в 1905–1914 борьбу за предотвращение надвигающейся войны в Европе. Призывал правительство достичь взаимопонимания с Германией. В 1910 выступил с проектом создания новой («гражданской») армии, основанной на военной подготовке всего населения. В 1911 принял активное участие в Базельском антивоенном конгрессе. Возглавил кампанию против предложенного президентом Р.Пуанкаре закона о трехлетней военной службе; в ее рамках организовал 25 мая 1913 грандиозный (150 тыс. чел.) митинг в Париже. Под его руководством социалисты добились крупного успеха на выборах в апреле-мае 1914, получив 1385 тыс. голосов и выиграв 102 депутатских мандата. В июне 1914 по его инициативе социалистическая фракция проголосовала против предоставления правительству крупного военного займа. В разгар июльского общеевропейского кризиса, вызванного убийством сербскими националистами австрийского кронпринца Франца-Фердинанда, добился на чрезвычайном съезде СФИО (14–15 июля) резолюции о проведении всеобщей стачки. Отверг все предложения премьер-министра Р.Вивиани войти в правительство и содействовать единству нации перед лицом германской опасности. 25 июля в речи в Лионе, ставшей его политическим завещанием, призвал к совместному антивоенному выступлению пролетариата всех европейских стран. 28 июля вместе с Ж.Гедом потребовал немедленного созыва парламента для обсуждения вопроса о войне. 31 июля был убит в Париже националистом-фанатиком Р.Вилленом (оправдан в 1919). После его гибели руководство СФИО и профсоюзов перешло на позиции поддержки правительства в начинающейся Первой мировой войне; «священный союз» французских политических партий, по словам Р.Пуанкаре, возник «в крови Жореса».

В Париже Ж.Жоресу был воздвигнут памятник. В 1924 его прах был перенесен в Пантеон.

Иван Кривушин