Воскресенский войсковой собор станица старочеркасская. Старочеркасская

В Краснодаре состоялось празднование десятилетия со дня освящения Войскового собора во имя святого благоверного князя Александра Невского.

06.12.2010

Патриарх Кирилл преподнес храму князя Александра Невского образ Георгия Победоносца

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий первосвятительский визит на Кубань, сегодня в Краснодаре, в Войсковом Соборе Благоверного князя Александра Невского, совершил божественную литургию, посвященную празднованию Дня Святого Александра Невского.

12.12.2008

Освящение собора в честь Святого благоверного Великого князя Александра Невского

28 мая 2006 г. свершилось историческое событие - состоялся чин освящения вновь рожденного собора, главного казачьего храма кубанского казачества. Его воссоздание стало символом единения кубанского народа, возрождения православия и казачьих традиций. На освящении присутствовали митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, архиепископ Майкопский и Адыгейский Пантелеймон, архиепископ Костромской и Галичский Александр, епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, епископ Ейский Тихон, благочинные округов, настоятели многих кубанских храмов, священнослужители, представители казачества и многочисленные прихожане.

12.12.2008

Войсковой храм Александра Невского

Закладка войскового Александра-Невского собора состоялась 1 апреля 1853 года в центре Екатеринодара. Он был выстроен черноморскими казаками братьями Иваном и Елисеем Черниками, которые закончили Санкт-Петербургскую академию художеств за войсковой счет. Храм построен в традиционном для середины XIX века византийском стиле. Пятикупольное сооружение с использованием деталей древнерусской архитектуры поражало белизной стен, за что кубанцы и прозвали его Белым собором. Над внутренним убранством храма трудился мастер – иконописец Федор Рубцов из Тифлиса. Хотя строился собор дольше, чем планировалось (были перебои со стройматериалами, мешала Крымская война), зато, когда в 1872 году были сняты леса, горожане ахнули от изумления.

11.12.2008

Войсковой собор святого благоверного князя Александра Невского

17 декабря 2003 года был заложен камень на месте будущего храма; проведено два молебна: на чин освящения основания храма и на чин принятия присяги молодых казаков. Храм построен на новом месте по историческим чертежам (с некоторыми дополнениями) пятикупольного белокаменного Войскового Собора св. блгв. кн. Александра Невского, который стоял на базарной площади Екатеринодара (ныне сквер им. Г. К. Жукова). Храм был освящен в 1872 году, взорван в 1932 году. В отличие от прежнего храма в новом - две звонницы, что на Кубани большая редкость, в каждой по шесть колоколов; высота храма - 45 м.

11.12.2008

Воссоздание Александро-Невского собора

Вполне закономерно, что на Кубани, где традиции христианства имеют тысячелетнюю историю и связаны с именем апостола Андрея Первозванного, начавшего проповедование учения Христа еще в 40-х годах I в. сначала в Закавказье, а потом и на Тамани, почитание христианских праведников было всегда значимым. Известно, что в 519 г. на Константинопольском соборе Православной Церкви присутствовал епископ Фанагории Иоанн. Значит, на Тамани уже в VI в. существовала православная епархия. К сожалению, после возникновения Османской империи (на месте православной Византии) на Кавказе и в Причерноморье началось насильственное насаждение ислама. И только переселившиеся на Кубань в XVIII в. запорожские казаки восстановили здесь православие. Объективная роль православия в становлении социокультурных традиций казачества заключается в том, что на протяжении веков оно было и остается живительным источником формирования его культуры и духовного облика, непоколебимой базой его уверенности в правоте своего «святого дела по защите веры, земли и Отечества».

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Если дороги мира привели Вас на Дон, но Вы не видели станицу Старочеркасскую – можете считать, что не видели ничего.

Я просто обожаю это место. И точно знаю, что мою любовь к нему в одной статье выразить не смогу. Просто не хватит слов. Да и в станице столько всего интересного…

Воскресенский собор и колокольня в Старочеркасске

И уж простите меня – я знаю, что правильно называть этот населённый пункт станицей Старочеркасской, но как-то так исторически сложилось, что местные жители называют её Старочеркасском. Видимо, в память о том, что это была когда-то город. И не просто город, а столица Войска Донского. И я тоже называю её так — Старочеркасск.

Абсолютно невозможно рассказывать о нынешнем Старочеркасске без экскурса в далёкое прошлое. Наверное, прав был писатель Н. Ф. Погодин, который сказал: «История Старочеркасской – это история Дона. Очень многое и большое нужно описывать, чтобы припомнить старочеркасскую старину».

Воскресенский собор Старочеркасск

Когда-то город был духовным и культурным центром Дона. И потому я начну свой рассказ о нём с центрального храма станицы.

Воскресенский собор – настоящая белоснежная жемчужина Старочеркасска. Это – самый первый каменный храм на Дону. Именно о нём я сегодня и расскажу, сопроводив свой рассказ фотографиями.

Воскресенский собор дышит стариной и историей. Он весь буквально пропитан духом прошлых времён. Девятиглавый храм в стиле барокко. Зелёные, без позолоты, купола. Белокаменные стены. Всё говорит о том, что этот храм – свидетель иных эпох.

Купола Воскресенского собора

К главному входу в храм ведёт высокая двухсходная лестница с широкой папертью. Туристы очень любят фотографироваться, опираясь на ограду паперти, глядя вниз на фотографов, как со своеобразного балкона.

Широкая двухсходная лестница храма

За первой дверью при входе в собор висит тяжёлая цепь, в которую был закован Степан Разин перед отправкой в Москву. Я пыталась поднять эту цепь и подержать в руках – очень тяжёлая. Не представляю, как человек мог передвигаться, будучи закованным в такое количество железа.

Табличка разинской цепи

С этой цепью связана история геройства и предательства. Но о судьбе Стеньки Разина и так писано немало…

Цепь Степана Разина

Собор опоясан галереей. Раньше там была выставка, посвящённая Воскресенскому собору – картины донских художников, рисовавших храм, старинные одежды священников, и ещё более старинные иконы.

Галерея Воскресенского храма. Фото 2004 года

Теперь здание храма снова вернули церкви, а выставку из него перенесли в Петропавловскую церковь. О ней я потом расскажу отдельно.

Выставки в галерее больше нет…

Чуть далее в галерее, опоясывающей собор, можно увидеть закладную плиту с надписью об окончании строительства собора 1719 года. А ещё там есть замурованная в стену небольшая плита, за которой был захоронен прах войскового атамана Корнилы Якова, крёстного отца Степана Разина. Того самого, что предал своего крестника и выдал его властям.

Интересна история возведения Воскресенского собора. Собираясь в 1637 году в поход на тогда ещё турецкий Азов, донские казаки дали обет в случае победы над турками возвести храм во имя Воскресения Христова. Однако после удачного захвата Азова, воины забыли своё обещание.

Закладная плита с текстом об окончании строительства собора. Камень 1719 год

Вспомнили они о данном обете только в 1649 году, когда по Дону распространилось страшное «моровое поветрие» (чума). Казаки восприняли это как Божью кару за неисполнение обета. И вновь поклялись воздвигнуть храм сразу по окончании азовского сидения, после чего, 27 декабря 1649 года, эпидемия чумы прекратилась.

Резной иконостас Воскресенского собора

Через год в Черкасске (Старочеркасском город стал называться позже, после того как появился Новочеркасск) был возведён первый деревянный храм. Спустя несколько лет он был уничтожен страшным пожаром, охватившим станицу. Та же участь постигла и второе здание храма. И только третий Воскресенский храм – каменный – стоит и поныне. Построен он в самом начале XVIII века. Его строительство длилось с 1706 по 1719 годы.

По преданию, Пётр I собственноручно вложил несколько камней в алтарь нового собора, а также прислал мастеров, два колокола, книги и церковную утварь для храма.

Внутреннее убранство храма очень красивое. Его главное украшение — позолоченный иконостас, вырезанный из дерева. Все оклады 149 икон иконостаса – тоже искусно вырезаны из дерева.

Когда-то в иконостасе собора были серебряные врата, но в 1919 году по приказу войскового атамана Богаевского их вывезли за границу.

Очень внушительно выглядят паникадила храма – огромные люстры со множеством свечей. Их зажигают во время торжественных служб. И выглядит это очень торжественно.

Паникадило Воскресенского собора

Главное паникадило собора весит более полтонны. Оно было доставлено сюда из Азова в 1643 году.

Вдоль трёх стен храма на высоте четырёх метров тянутся хоры, на которых раньше пели певчие. Балконы хоров расписаны старинной живописью с изображением библейских сцен – изгнания Адама и Евы из рая и других. Сюжеты для росписи взяты из «библии Пескатора», изданной в Амстердаме в 1630 году. Роспись хоров уникальна. Ничего подобного нет ни в одном российском храме.

Изгнание Адама и Евы из Рая. 1751. Фрагмент живописи хоров Воскресенского собора

В пол собора вмонтированы чугунные плиты с надписями, рассказывающими о том, что на этом месте «усердно молились» русские императоры и великие князья. Я заметила, что туристы часто норовят встать на эти плиты и задумчиво долго там стоят. Ну что же, наверное, приятно почувствовать себя на месте императора.

Памятная императорская плита

До 1805 года Воскресенский собор был главным храмом Войска Донского, поэтому его до сих пор нередко называют Войсковым собором.

На мой взгляд – это один из красивейших донских храмов. Просто чудо, что, когда на Дону рушили все церкви, самый первый донской каменный храм устоял.

Ну, как вам уже захотелось приехать в Старочеркасск и увидеть эту красоту своими глазами?

А ведь это рассказ всего лишь об одном храме Старочеркасска… Надеюсь, дороги мира приведут Вас сюда и Вы увидите эти достопримечательности Дона.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Старочеркасский Войсковой собор строился по обету, данному донскими казаками во время Азовской эпопеи, когда казалось, что всем им в самое ближайшее время грозит неминуемая гибель.

Строительство Войскового собора Старочеркасская

Началась история Старочеркасского Воскресенского собора при обстоятельствах необыкновенных. В 1637 году донские казаки выбили турок из Азова. Турция, занятая тогда войной с Персией, не сразу смогла ответить на этот вызов. Лишь в 1641 году двинув под Азов 100-тысячную прекрасно вооруженную армию, поддержанную крымскими татарами, — казаков же насчитывалось в крепости около 10 тысяч. Казаки выдержали более чем трехмесячную осаду, добившись ее снятия. Турки понесли огромные потери. В самый тяжелый момент осады казаки дали обет в случае, если они останутся живы, воздвигнуть церковь в честь Воскресения Христова.

Первый Воскресенский собор в честь Воскресения Христова в Старочеркасске был из дерева, он стал непосредственным «свидетелем» громких событий той поры, несколько раз выгорал до основания и было решено строить собор в камне.

Заложили его в 1706 году, уже в эпоху Петра I, чуть выше того места, где, практически на берегу Дона, стояли деревянные Воскресенские храмы. Тут хлюпало болото, поэтому, прежде чем ставить фундамент, «гасили трясину бутом и дубовым лесом». В 1709 году Петр I лично прибыл в Черкасск и заложил несколько кирпичей в стену алтаря, залив их известью. 1 февраля 1719 года Воскресенский войсковой собор освятили.


На протяжении XVIII века, пока Черкасск считался главным городом Донской земли, Воскресенский войсковой собор оставался ее главным храмом.

История Старочеркасского Войскового собора

В 1725—1730 годах неподалеку от собора построили соборную колокольню, которая исполняла еще и роль сторожевой башни, с нее велось наблюдение за окрестностями.

12 августа 1744 года случился большой пожар, когда в течение трех часов выгорел весь город. Сам храм представлял собой печальное зрелище — он буквально обуглился, полностью восстановить город так и не удалось — не в малой степени именно этим и определялся перенос столицы Войска Донского в начале XIX века.

Воскресенскому собору пожарное разорение пошло на пользу - все, чем мы восхищаемся в храме сегодня, появилось в нем как раз в ходе послепожарной реконструкции. Это касается и куполов, и удивительных росписей хор, и великолепного иконостаса, иконы для которого писал известный иконописец Егор Ерек.

В конце XVIII века решалось будущее Черкасска, в конечном счете возобладал проект, предусматривавший перенос казачьей столицы на новое место. 31 декабря 1804 года император Александр I утвердил этот план, 18 мая 1805 года совершилась торжественная закладка Новочеркасска. 9 мая 1806 года войсковая канцелярия с регалиями перебралась в новый город, Черкасск отныне превращался в «станицу Старочеркасскую», Воскресенский собор с тех пор отошел на вторые роли.

Между тем храм ветшал. Поновления живописи — в условиях недостатка денег — выполнялись непрофессионально и наносили ей урон. В 1919 году казаки, покидая под напором большевистских войск свою родину, забрали с собой уникальные царские врата и самые ценные иконы, присланные на Дон в середине XVII века. Остальное реквизировали большевики в 1922-м.

Сильно обедневший после «белых» и «красных» реквизиций, Воскресенский войсковой собор, тем не менее, до 1936 года оставался действующим храмом. Потом его закрыли, намереваясь устроить в нем музей. В 1939 году собор был частично музеефицирован. Составление экспозиции не удалось довести до конца из-за начавшейся войны. В 1942 году в храм вернулась молитва — богослужения в нем совершались до 1954 года. Следующие шестнадцать лет на дверях собора висел замок — до тех пор пока, в ходе празднования 400-летия образования Войска Донского и Черкасска, в Старочеркасской не побывал Михаил Шолохов.

В 1958 году храм передали открывшемуся здесь филиалу Новочеркасского музея истории донского казачества. Наконец, в конце 1970 года по инициативе Михаила Шолохова в Старочеркасской был создан историко-архитектурный музей-заповедник. После этого в Воскресенском соборе появились реставраторы...

Воскресенский войсковой собор - главная архитектурная достопримечательность станицы Старочеркасской, первый на Дону каменный собор. Вплоть до 1805 года Воскресенский собор являлся главным храмом Войска Донского.

В 1650 году, по данному в Азовском сидении обету, казаками был построен деревянный собор на площади, возле которого собирались войсковые круги. Из-за частых пожаров собор два раза сгорал. Каменный храм строился с 1706 по 1719 годы. Он был возведён во время действия указа Петра I, запрещавшего строительство каменных зданий везде, кроме Петербурга. Однако, в виду политической необходимости, Пётр сам содействовал строительству, помогая деньгами, утварью и, как утверждается, лично принял символическое участие в строительстве, положив на извести несколько кирпичей (что заявлено на памятной надписи, сделанной, правда, уже в XIX веке). Считается, что основные строительные работы выполнялись специально присланными царём московскими мастерами. Сохранилась информация,подтверждённая современными исследованиями фундамента собора, что храм построен на болоте: гасили трясину бутом и дубовым лесом.

Воскресенский войсковой собор - девятиглавый храм высотой 49 м, построенный неизвестным архитектором в стиле украинского барокко. Возле храма возведена 48-метровая колокольня. С трёх сторон собор окружён пристроенной несколько позже двухъярусной галереей-гульбищем, визуально связавшей его с архитектурой казачих куреней Черкасска. Интерьер собора поражает своим убранством, находящимся в контрасте со сдержанным внешним видом. Уникальный пятиярусный позолоченный резной иконостас размером 19x23 метра содержит в себе 149 икон середины XVIII века, выполненных московским иконописцем Егором Ивановым Греком. Возле входа в собор в стену вмурованы массивные цепи, в которые был якобы закован Степан Разин перед отправкой на казнь. Тут же недалеко, в галерее, за металлической плитой, находится прах войскового атамана Кирилла Яковлева, который предательски выдал своего крёстного сына Степана царскому правительству. Возле храма находится двухъярусная шатровая колокольня высотой 45,8 метра. Это единственное здание такого типа в Южной России.



Воскресенский Войсковой собор находится на территории станицы Старочеркасской Аксайского района Ростовской области. Станица расположена в 30 километрах от областного центра на правом берегу реки Дон, основана в конце 16 века казаками.

Сооружение Воскресенского Войскового собора проходило более десяти лет, с 1706 по 1719 гг. Воскресенский собор являлся главным храмом всего войска Донского вплоть до 1805 г. Возведено здание по указу царя Петра Первого и при его непосредственном участии. Он заложил в основание храма несколько камней. Царь помогал возведению храма средства, присылал нужных специалистов. Построено здание по проекту неизвестного архитектора в стиле украинского барокко.

В настоящее время Воскресенский Войсковой собор является главной достопримечательностью края, он представляет собой каменное девятиглавое сооружение, окруженное двухъярусной галереей (гульбищем). Рядом с храмом построенная на 15 лет позже самого храма двухъярусная шатровая колокольня высотой 45,8 метра, являющаяся единственным зданием такого типа в Южной России. Колокольня состоит из подклети, четверика, восьмерика и увенчанного крестом шатра. В подклете располагалась тюрьма, в которой содержались особо важные преступники. В колокольне какое-то время хранился архив Войска Донского. В настоящее время колокольня передана в ведение Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря, свободного доступа нет.

Внешний вид здания собора строгий, а вот внутреннее убранство поражает своей роскошью. Иконостас с 149 иконами середины 18 века, имеющий внушительные размеры: шириной 23 метра и высотою 19 метров, выполненный резьбой по дереву. На металлических плитах перед алтарем есть памятные надписи о том, что здесь молились русские цари и великие князья. При входе в собор на стене висят массивные цепи и кандалы, в которых, согласно истории, был закован Степан Разин перед отправкой на казнь.

http://www.rostovgid.ru/architecture/



Воскресенский иконостас представляет уникальное явление искусства эпохи барокко. Его высота - 18 метров, длина - 23 метра, он включает 150 икон, миниатюр и живописных изображений, 125 из которых единовременны.

Каждый ярус в трех алтарных преградах оригинален по иконописным образам. Нижний тумбовый ряд, оформленный пышными резными консолями, украшен уникальными сюжетными миниатюрами, например, выразительно представлен редкий в иконостасах сюжет «Крещение Руси». Праздничный ряд, устроенный над масштабным местным чином, выполнен тончайшим фряжским письмом. Эти иконы помещены в восьмигранных рамах, обрамленных плоской резьбой. 4-й и 5-й чины - Деисус и Пророки - решены монументально, с мощной выразительностью силуэтов ростовых и поколенных фигур, близких по трактовке святым кисти Сурбарана, столь пластически точно и по-барочному эмоционально раскрываются их образы. Духовную иерархию венчает Распятие Христа с предстоящими святыми, осененный изображением Святого духа в образе голубином - усложненная композиция с предстоящими святыми на Голгофе, заимствованная из западноевропейского искусства.

Большую художественную ценность представляет основная часть иконных образов, выполненных в 1749 году, в технике темперной живописи на левкасе иконописцем московской Оружейной палаты Егором Ивановым Греком и его учениками.

Сложная в плане, пластически тонко разработанная резьба иконостаса в виде сплетающихся виноградных лоз выполнена лучшими мастерами-резчиками Украины. Однако донской иконостас не имеет точных аналогов ни в московском «нарышкинском», ни в украинском барокко. Его развитая ордерная система является уникальным образцом каркасного «флемского» иконостаса. Конструктивно он эллипсом устремлен ввысь, являясь более сложным, чем его предшественники - соборные иконостасы Левобережной Украины XVII-XVIII вв.

Иконостас Старочеркасского Войскового собора, состоящий из 129 единовременных икон, представляет глубоко продуманную конструктивную, иконографическую и колористическую систему Нового времени, выполненную под влиянием западноевропейской культуры.

Симбиоз западных влияний эпохи барокко раскрывается и в другом архитектурном элементе интерьера собора. Это хоры, расположенные симметрично, на высоте 3-х метров, выполненные украинскими мастерами-резчиками и иконописцами. Конструкция хор решена в виде деревянного балкона с балюстрадой. Темперные композиции росписи консолей хор созданы в 1751-1757 гг. иконописцем Киево-Печерской Лавры Филиппом Симановичем, приглашенным на Дон войсковым атаманом Д.Е. Ефремовым. Росписи в медальонах с барочными орнаментальными обрамлениями и надписями представляют 35 изображений с сюжетами на библейские (17) и евангельские (18) темы. Графическая основа росписей взята художником из гравюр Библии Пискатора, остававшейся популярной в послепетровскую эпоху в России и на Украине, как и другие «кунстбухи», ставшие графичекой основой обновленной церковной иконографии.

Источник: И.П. Гуржиева «Иконостас Воскресенского Войскового собора станицы Старочеркасской», в сборнике «XVIII Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944-1995)», Ярославль, 2014.



Казачьи поселения, появившиеся в Донской области в середине ХVI века, в следующем столетии бурно развивались. Казаки, по многим свидетельствам, трепетно хранили верность православию, но при этом собственно христианского богослужения были во многом лишены - для того не имелось ни храмов, ни священников. Все их силы отнимали дела войны, ибо как говорили донцы, "если будем содержать мир, то останемся босы и голодны". К 1650 году на Дону стоял уже 31 казачий "городок" (и Черкасск в том числе, основание которого относят к 1570 году), однако церквей в них не было ни одной - лишь часовни.

Первый храм, Воскресенский, начали строить - и именно в Черкасске - лишь в 1650 году. Началась история Воскресенского собора при обстоятельствах необыкновенных. В 1637 году донские казаки выбили вековечных своих врагов, турок, из Азова и овладели этой мощной крепостью, закрывающей выход в Азовское море. Турция, занятая тогда войной с Персией, не сразу смогла ответить на этот вызов. Наказать казаков она собиралась лишь в 1641 году, двинув под Азов 100-тысячную прекрасно вооружённую армию, поддержанную крымскими татарами, - казаков же насчитывалось в крепости около 10 тысяч. Тем не менее они выдержали более чем трёхмесячную осаду, добившись её снятия. Турки понесли огромные потери. В самый тяжёлый момент осады казаки дали обет в случае, если они останутся живы, воздвигнуть в Азове церковь в честь Воскресения Христова. Однако в Азове строительства не вышло - царь Михаил Фёдорович, опасаясь ухудшения отношений с турецким султаном, повелел в 1642 году казакам оставить крепость, что они и сделали, предварительно уничтожив все городские укрепления. Но обет-то, данный в труднейшую минуту, когда вражеские приступы следовали один за другим (а всего их было аж двадцать четыре!), оставался в силе. По всему выходило, что храм нужно строить в Черкасске, куда к тому времени естественным образом переместилась из Раздоров столица донского казачества. Между тем миновал год за годом, а казачье обещание оставалось неисполненным. И в 1649 году донцам было дано вразумление свыше. Вот как об этом писали они царю Алексею Михайловичу в апреле 1650 года: "Волею, государь, Божиею за наши великие грехи был на нас, холопей твоих, гнев Божий, поветрие тяжкое... И пост, государь, мы, холопи твои, держали, молебны с звоном по воскресным дням, и по средам, и по пяткам служили, и воду святили, и с чюдотворными образы, и со святою водою, и с молебным же пением кругом города своего Черкасского ходы ходили..." Как только эпидемия отступила, казаки "похотели совершити прежнее свое к Богу обещание, чтоб нам воздвигнуть ныне церковь".

Разрешение на постройку деревянного Воскресенского храма было получено от царя тогда же, в 1650 году. Дал благословенную грамоту и Патриарх Иосиф: "Аз, святейший Иосиф Патриарх Московский и всеа Руси, их, Донских казаков, благословил, велел им на тот новый храм и на приделы лес ронити, и в том лесу на Дону воздвигнути вновь храм во имя Воскресение Христово да приделы..." Государь Алексей Михайлович пожаловал казакам деньги на строительство и благоукрашение храма, книги, церковные одежды и утварь, "воздвизальный крест" с мощами. Кроме того, из столицы отправили на Дон священников Ивана и Федота и диакона Георгия. Тем, правда, не очень повезло - не дождавшись освящения церкви, "старой и увечной" поп Федот вернулся в Москву, а второй священник и диакон померли. Так что, когда пришло время освящать в 1652 году храм, специально привозили диакона из Царицына; священник же появился новый - Максим, вскоре постригшийся в монашество под именем Макарий. В 1653 и 1654 годах Алексей Михайлович посылал в Черкасск новые подводы с иконами, книгами и церковной утварью...

Воскресенский собор в Черкасске стал непосредственным "свидетелем" громких событий той поры. Весной 1670 года на Дону вспыхнуло восстание Степана Разина, вскоре охватившее всю Россию. Началось оно с прибытия бунтовщика с соратниками в Черкасск - Разин убил тогда царского посла, приказал побросать в реку нескольких домовитых казаков, не согласных с его действиями. Несколько дней Степан Тимофеевич правил в войсковой столице безраздельно, а потом, приведя в полное расстройство высшее казачье управление, отправился на Волгу. После поражения в нескольких битвах с правительственными войсками осенью 1670 года, Разин бежал снова на Дон, в Кагальницкий городок, где весной 1671 года был пленён войсковым атаманом Корнилием Яковлевым (любопытно: его крестым отцом!), опасавшимся царских репрессий против казачества. Перед тем как отвезти бунтовщика в Москву, его держали в Чкркасске, в кандалах и на цепи, - и как будто именно в войсковом соборе, хотя известно, что первый деревянный храм сгорел в пожаре в 1670 году, а в 1671 году был заложен новый. Получается, что новую церковь успели выстроить в считанные недели, что маловероятно - особенно в условиях волнений, сотрясавших тогда Дон. Как бы то ни было, разинские цепи по сию пору сохраняются в Воскресенском соборе; там же, к слову, находится и захоронения Корнилия Яковлева (его прах перенесли в храм в 1786 году).

Второй деревянный Воскресенский собор сгорел в 1687 года - после взрыва порохового погреба, вызвавшего страшный пожар. Как выглядели предшестенники каменного Воскресенского собора не известно. Однако образцы деревянной архитектуры Юга России хорошо известны, их подробно описал ещё в 1880-х годах академик В.В. Суслов, показав, насколько близки они традициям украинского зодчества. Видимо, и Воскресенский собор не выпадал из этого ряда, и, скорее всего, какие-то черты своих "предков" нынешний каменный храм унаследовал. Вот как описывает Воскресенский собор в книге "Очерки по истории древнерусского зодчества" (СПб.,1889). В. Суслов: "План собора представляется настолько странным, что подводить его к какому-нибудь типу христианских церковных построек нет никакой возможности. Была ли его форма результатом каких-нибудь особых воззрений на формы церковных построек или она создалась безотчётно в фантазии строителей - решить трудно. Во всяком случае, если отбросить все изгибы и неправильности плана, то не трудно узнать в нём обыкновенный тип наших тогдашних великорусских церквей, состоящих из главного квадратного помещения с четырьмя столбами, галерейкой и наружным крыльцом". Процитировав этот пассаж, Н. Лаврский в своей брошюре "Черкасск и его старина" (М., 1917) иронизирует: "Странный план собора является ничем иным как типом церквей украинского барокко". В структуре собора нет никаких особых "изгибов и неправильностей"; в действительности его план строг и чёток. По оси "запад-восток" расположены три двусоставных восьмигранника (центральный купол - самый большой, восточный и западный - поменьше), что вполне укладывается в схему западноукраинского деревянного храма - таких церквей и сейчас немало встречается в Галиции. Ещё два восьмигранника, идентичных западному и восточному, поставлены с севера и юга, обозначая соответствующие рукава креста и приделы - и это вполне лежит в русле русского зодчества ХVII столетия. Наконец, промежутки между боковыми восьмигранниками занимают четыре небольшие башни с самыми маленькими куполами. С трёх сторон собор окружён галереей-"гульбищем"; в галерею ведёт мощная двухсводная лестница, устроенная в 1876 году.

Во второй половине ХIХ века возвели каменную ограду с железной решёткой. Вот несколько цифр: толщина кирпичных стен основной части достигает 2 метров, толщина стен приделов - 1,5 метра. Протяжённость собора с галерей по оси "запад-восток" составляет 36,85 метра, по оси "юг-север" - 37,7 метра (площадь основного помещения 25х29 метров). Высота девятиглавого храма до центрального креста - 49 метров. Купола храма, числом девять, луковичные, отсылающие нас к русской храмовой архитектуре ХVII века. До 2012 года они были зелёными (сейчас - чёрные) - характерный для украинского барокко цвет. Появились они, вероятнее всего, после пожара 1744 года - это доказывает клеймо с именем известного московского кузнеца Василия Крестовщикова и датой ("1746"), обнаруженное на подкупольной конструкции. В каком году собор обнесли с трёх сторон галереей - в точности не известно. При ремонте кровли паперти в 1970-е годы нашли клейма - "1775". Но, возможно, они обозначают не дату её строительства, а дату очередного поновления. Окружившее соборный храм "гульбище" привело его в стилистическое "единство" с казачьими куренями Черкасска - тоже двухэтажными, с "галереей" по периметру второго этажа. Декоративное убранство собора выглядит очень лаконичным, но при этом не теряет в выразительности: строители храма во всём сохраняли чувство меры. Углы восьмигранных башен выделены полуколонками, карнизы отмечены ступенчатыми поребриками, взрывающими однообразие плоских стен. В нижней части в стены "вдавлены" крестообразные и многоугольные фигуры. Окна собора - разных размеров, но одной формы: это сильно вытянутые вверх прямоугольники со скруглённым завершением. Наличники украшены полуколонками с перехватами и пилястрами. Всё это достаточно характерно для русского зодчества ХVII века. Сильно обедневший после "белых" и "красных" реквизиций, Воскресенский собор, тем не менее, до 1936 года оставался действующим храмом. Но грянула война.

В 1942 году в храм вернулась молитва - богослужения в нём совершались до 1954 года. Следующие шестнадцать лет на дверях собора висел замок - до тех пор пока, в ходе празднования 400-летия образования Войска Донского и Черкасска, в Старочеркасской не побывал Михаил Шолохов. Тут же полетело письмо писателя, адресованное руководителям Советского Союза: "В отношении станицы Старочеркасской надо что-то делать... - писал Шолохов. - Почему бы не послать в Старочеркасск авторитетную комиссию историков, которая установила бы, какие объекты и ценности нуждаются в реставрации и сохранности..." В том же году в станице был создан историко-архитектурный музей, в ведение которого отошли все значимые памятники бывшей столицы Донской земли. И Воскресенский собор в том числе. Открывшееся финансирование позволило в ближайшие десятилетия провести в храме реставрацию иконостаса, икон и росписей, вёлся и текущий ремонт здания.

Потом наступили новые времена, государство отказалось от борьбы с религией, и 16 апреля 1990 года Воскресенский собор был торжественно освящён. В мае 2013 года в галерее собора была развёрнута очередная музейная экспозиция, посвящённая истории знаменитого храма. Воскресенский войсковой собор живёт ныне полной жизнью - в нём совершаются богослужения, учёные ведут в храме исследовательскую работу, его посещает масса туристов, стекающихся в бывшую донскую столицу. От сотрудничества Православной церкви и историко-архитектурного музея, кажется, выигрывают все.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №83, 2014 г.

Войсковой собор святого благоверного князя Александра Невского был заложен в Екатеринодаре (ныне Краснодар) 1 апреля 1853 года настоятелем Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни архимандритом Никоном по благословению епископа Кавказского и Черноморского Иоанникия (Образцова). Строительство производилось по проекту войсковых архитекторов, кубанских казаков - Ивана Черника и Елисея Черника, получивших образование в Санкт-Петербургской академии художеств.

Строился собор долгих девятнадцать лет. Причин столь долгого строительства было немало. Одна из них - Крымская война, с её началом Кубанское войско отложило строительство своего войскового храма до лучших времён. Затем один из подрядчиков строительства купец Хаськин покинул не только Екатеринодар, но и Россию; другой подрядчик - ейский купец Павлов скончался, также не завершив начатого. Строительство храма обошлось кубанской казне свыше 200 тысяч царских рублей.

По завершению строительства 8 ноября 1872 г. епископ Кавказский и Екатеринодарский Феофилакт (Губин) освятил новопостроенный храм.

Великолепие нового храма оправдывало все ожидания и чаяния строителей. Собор имел четкий план равностороннего креста. Здание было кирпичным, купола - из железа Демидовского завода. Украшали белокаменный византийско-русского стиля собор 5 зелёных куполов с золотыми крестами, 4 колокольни, иконостас - позолоченный резной, работы Федора Рубцова, стены были украшены лепкой с позолотой. Иконы храма писала петербургская артель художников под руководством Ф.С. Журавлева (к настоящему времени иконостас и иконы не сохранились). В храме было освящено два предела: первый - в честь святого благоверного князя Александра Невского - защитника веры православной и покровителя воинства российского со времён Петра Первого; и второй - в честь архистратига Михаила - покровителя воинства небесного и тёзоименитого святого главнокомандующего Кубанского казачьего войска великого князя Михаила Романова.

При соборе действовал войсковой певчий хор, знаменитый на всю Кубань, ставший прообразом знаменитого ныне кубанского казачьего хора. С храмом были связаны все крупные и торжественные события казачьего войска, здесь же сохранялись главные ценности казачьего войска – атаманская булава, войсковые знамена, царские грамоты, церковные книги.

22 сентября 1888 г. собор посетил император Александр III с супругой и сыновьями - Николаем, атаманом всех казачьих войск Российской Империи, и Георгием.

Спустя четверть века, 24 ноября 1914 г., войсковой собор вновь посетил, приняв участие в казачьем круге, император Николай II.

28 октября 1929 г. собор был закрыт, кресты и купола с него сняты. В нижнем приделе был размещен музей атеизма, а в верхнем - дом культуры. 30 марта 1932 г. Краснодарский горсовет принял решение о сносе здания; церковь разобрали к 1 мая того же года.

В 1995 г. в сквере им. Г. Жукова, на месте разрушенного Войскового собора было начато строительство храма-часовни св. блгв. кн. Александра Невского. В 2000 г. состоялся конкурс проектов по воссозданию храма, в котором победил архитектор В.Т. Головеров.

17 декабря 2003 г. митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор совершил закладку воссоздаваемого храма, строительство которого было начато по инициативе губернатора Краснодарского края А.Н. Ткачева.

15 июня 2005 г. приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II совершил освящение крестов и колоколов нового собора.

28 мая 2006 г. митрополит Смоленский и Калининградский (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) Кирилл освятил воссозданную церковь.

12 сентября 2007 г. епископом Ейским Тихоном было совершено освящение мраморного иконостаса собора.

В соборе пребывают святыни:

ковчег с частицей мощей св. блгв. кн. Александра Невского (хранится в алтаре);

обновленная Казанская икона Божией Матери (правый придел);

ковчег со святыми мощами угодников Божиих: свт. Димитрия Ростовского, прп. Иова Почаевского, св. блгв. кн. Андрея Боголюбского, Печерских святых (центральный придел).

При соборе действуют церковно-приходская школа, а также Сестричество во имя святой страстотерпицы царицы Александры Феодоровны.

Сегодня войсковой собор Александра Невского является главным православным храмом Краснодара.

Расположен по ул. Постовая, 26.

http://alexander-nevskiysobor.ru/letopis_sobora/istorija__stroitelstva_i_zhizni_sobora_18531930gg/