Вифлеем храм рождества. Архитектура и интерьер

Очерк написан в начале XX века

Вифлеем – отечественный город Давидов и место рождения славного потомка Давидова, Христа Спасителя, – расположен на возвышенности (2704 фут. над уровнем моря) двух продолговатых холмов (восточном и западном), соединенных между собою коротким хребтом. На юге и севере он окружен долинами, а на востоке и западе более отлогими спусками. От Иерусалима Вифлеем отстоит на юг всего в двух часах пути. Окрестнсти Вифлеема очень привлекательны, на них лежит какой-то отпечаток уюта, радости.

Самые холмы Вифлеема покрыты богатой растительностью и целыми садами различных деревьев – маслин, виноградников, фиговых и проч. Зеленью садов покрыты холмы и долины окрестностей. Когда любуешься живописными окрестностями Вифлеема, говорит один путешественник, то невольно припоминаешь все те библейские события, которые некогда совершились здесь. Вот вдали виднеется небольшое четыреугольное здание, покрытое куполом: это могила прекрасной Рахили, нежно любимой супруги праотца Иакова; здесь она умерла, была им оплакана и погребена вблизи дороги в Вифлеем (). А вот и развалины той Рамы, о которой упоминает пророк; предсказывая избиение невинных младенцев Вифлеемских: голос слышен в Раме , вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет (). Вот нивы, на которых бедная Руфь собирала позади жнецов колосья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как мать, за что и наградил ее Господь так, что она сделалась женою почетного и богатого жителя Вифлеемского Вооза и праматерью Спасителя мира. А там внизу, на долинах Вифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды, пас стада отца своего прекрасный правнук Руфи – юноша Давид; там он вступал в бой со львом и медведем, защищая свое стадо, и там же играл на арфе свои дивные псалмы. В этих же горах впоследствии не раз укрывался он от Саула, когда тот повсюду преследовал его, как беглого раба или какого-нибудь злодея. И невольно вепоминаются трогательные, умоляющие слова кроткого юноши. обращенные к злобному гонителю: за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей? (). Здесь же в Вифлееме отыскал Давида пророк Самуил и впервые помазал его на царство, а впоследствии, когда Давид сделался царем во Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова. Тут же на полях вифлеемских и колодезь Давидов, из которого он, томимый жаждою, хотел напиться в то время, когда Вифлеем был занят «филистимлянами; тогда трое из храбрецов его войска с опасностью для своей жизни пробрались чрез стан неприятельский и достали воды своему любимому вождю; но мужественный царь вылил эту воду «во славу Господню» и сказал: сохрани меня Господь, чтобы я сделал это! Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? (). Вслед затем он разбил наголову врагов и овладел Вифлеемом. Далее к югу за горами находятся знаменитые пруды Соломоновы, откуда этот мудрый царь устроил водопровод в Иерусалим, и доныне являющийся поразительным сооружением.

Таковы библейские воспоминания, оживающие в душе христианина при виде Вифлеема и его окрестностей. Но как слабы и тусклы они пред святым воспоминанием о величайшем событии, озарившем человечество новым светом и создавшем Вифлеему истинное величие и славу, – рождеством Христовым! Вся последующая история Вифлеема проходит в зависимости от значения его, именно как места рождения здесь Спасителя мира, как места христианского благоговения и почитания. Уже в первые века христианства Вифлеем развивался благодаря путешествию сюда благочестивых паломников. В 830 году построил в Вифлееме великолепную базилику, а впоследствии Юстиниан сделал в ней перестройки. Позднее здесь были построены монастыри и храмы, так что к 600 году христианской эры город был известен всему христианскому миру своим сравнительным процветанием.

Однако разрушительные удары истории не пощадили Вифлеема, как и большинство дорогих христианскому сердцу мест Святой Земли. В XII в. при приближении крестоносцев арабы почти совершенно уничтожили Вифлеем, который был снова восстановлен крестоносцами. В 1244 году Вифлеем был опустошен харезмийцами, а в 1489 году почти совершенно уничтожен. Восстановлен он был только в последние столетия и сделался почти исключительно христианским городом. В 1831 году из Вифлеема были изгнаны мусульмане по случаю восстания их из-за новой подати, а в 1834 году, вследствие нового восстания их, был, по приказанию Ибрагима-паши, разрушен весь квартал, который они раньше занимали.

В настоящее время в Вифлееме около 11 тыс. жителей и почти все они – христиане. Главное занятие жителей – земледелие и скотоводство; кроме того, они уже несколько столетий занимаются приготовлением различных вещиц для паломников и особенно искусны в приготовлении различных предметов из перламутра: крестиков, изображений библейских событий и проч. Впрочем, выделываются эти вещицы также из коралла и из камня, который называется «свиньей» или «вонючим камнем» (соединение извести и горной смолы; этот камень добывается из Мертвого моря).

Весь небольшой город, разделенный на восемь кварталов, украшен сооружениями и постройками христиан различных вероисповеданий. Католики имеют здесь большой францисканский монастырь со странноприимным домом, красивую новую церковь на склоне горы позади прежней болыпой церкви, школу для мальчиков и школу для девушек – сестер св. Иосифа, сиротский дом, аптеку. На юго-востоке города находится католический монастырь кармелиток, построенный по образцу замка св. Ангела в Риме, тоже с церковью и семинарией. На северо-востоке, на улице Хеврон, находится госпиталь сестер милосердия. Армяне также имеют в Вифлееме большой монастырь, примыкающий к греческому монастырю и монастырю францисканскому, – все это вместе образует на юго-восточном краю города, большую постройку, похожую на крепость. Протестантов в городе мало (до 60 чел.).

Но главную и столь дорогую для каждого христианина святыню города составляет храм и пещера Рождества Христова, находящиеся в конце города на восточном холме, невдалеке от крутого спуска в долину. Храм Рождества Христова замечателен не только тем, что он построен на месте рождения Спасителя мира, но и древностью своих основных сооружений. Известно, что уже Константин Великий воздвиг базилику на месте пещеры, в которой родился Христос. Можно думать, что эта древняя базилика в своем общем и основном виде и есть теперешнее здание, конечно, с теми изменениями и, так сказать, морщинами, какие положены на нее временем и историей. Во всяком случае такое предположение находит свое подтверждение и в единстве общого стиля теперешнего здания и в отсутствии особого характера, свойственного более недавнему времени. Если даже допустим, что храм Рождества Христова был значительно реставрирован Юстинианом (527–565 гг.), то и в таком случае это здание предотавляет собою образец древнего христианского исскуства. Конечно, и в последующие века храм подвергался исправлениям и изменениям, но они не были существенными. Так в XII в. стены храма были украшены мозаикой по золотому полю по повелению византийского имп. Мануила Комнена (1148 – 1180 гг.); самый храм тогда был покрыт оловом. В XV в. (в 1482 г.), вследствие порчи крыши, потребовались ремонтные работы, которые и были произведены на средства западных государей (Эдуарда IV Английского и Филиппа Бургундского). В конце XVII в. турки сняли с крыши храма свинец и перелили его на пули, а мозаика Мануила Комнена почти вся осыпалась еще раньше.

Храм Рождества Христова расположен пред большой, вымощенной камнем площадью; пред главным входом в храм с запада и доселе открывают следы древнего двора (атриума) первоначальной базилики. Из трех дверей, которые первоначально вели в притвор храма, существует средняя дверь, образующая теперешний главный вход; но и она заложена с давнего времени, а для прохода в храм оставлена только низенькая дверь. Притвор храма, занимающий ширину среднего корабля здание, темный и разделен стенами на несколько частей. Из притвора внутрь храма прежде вели три двери, но две из них замурованы, а оставлена лишь средняя. Внутренность храма поражает своею величественною простотою. Она имеет форму величественной залы, разделенной четырьмя рядами колонн из красного мрамора (цельного) с белыми жилками (по 11 колонн в каждом ряду; высота колонн 6 м.) на пять продолъных кораблей; причем средний корабль своею шириною (10, 40 м.) вдвое и даже больше превосходит боковые с одной и другой стороны; боковые корабли и ниже среднего. По устройству своему колонны храма не лишены значительной красоты и оригинальности: основание их опирается на четыреугольную плиту; капители их, по виду коринфские, но стиля несколько превращенного; наверху имеют маленькие кресты, высеченные глубоко. По стенам храма кое-где видны остатки мозаики Михаила Комнена; кроме того, есть изображение (семь) последних предков св. Иосифа (полуфигуры), важнейших Вселенских и Поместных Соборов, выше – группы украшений из ветвей с листьями, ликов ангелов на сводах и проч. Эта часть храма отделяется глухою стеною от третьей части храма, в которой и помещается собственно храм над пещерой Рождества Христова. В эту часть храма ведут три двери. Она представляет собственно продолжение среднего корабля, пересекаемого поперечным. Оба эти корабля образуют форму латинского креста; в четырех углах их пересечение находятся четыре пилястра. В абсиде главного среднего корабля находится греческий алтарь и престол, отделенный от западной части храма небольшим амвоном и иконостасом. Остатки мозаики по стенкам этой частй храма изображают различные событие из жизни Христа: в южном абсиде очень своеобразное изображение входа Господа в Иерусалим; в северной абсиде – изображение явления воскресшего Спасителя апостолам вместе с Фомою; у апостолов нет сияний (нимбов); третий рисунок представляет картину Вознесения Христова: апостолы также без сияний; посреди апостолов находится Пресвятая Дева; верхней части рисунка не достает.

Две лестницы из этой части храма ведут вниз, в пещеру Рождества Христова. Эти лестницы расположены на правой и левой стороне солеи православного алтаря; в настоящее время правая (южная) лестница принадлежит православным, а левая (северная) католикам. Самая пещера Рождества Христова, находящаяся под православным алтарем, имеет продолговатый вид: длина ее – 12 м. 40 см., ширина – 3 м. 90 см. и высота – 3 м. Вся пещера освещена 32-мя лампадами. Пол ее покрыт плитами мрамора так же, как и стены. В восточной нише находится престол, а над престолом серебряняая звезда с надписью на земле по латински: Нiс de Virgine Maria Iesus Christus natus est (Здесь от Девы Марии родился Христос). Без благоговейного трепета и духовного восторга нельзя читать эту надпись, так много говорящую сердцу и уму христианина! Вокруг этой ниши горят 15-ть лампад, из которых 6 принадлежат грекам, 5 армянам и 4 католикам. Как ни ярко горят эти лампады, но как немощно и слабо их свет напоминает о свете присносущном, о свете мира, некогда воссиявшем здесь!

Почти напротив пещеры находятся три ступеньки, по которым спускаются в капеллу яслей, находящихся в особой пещере. Самые эти ясли сделаны из мрамора: дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение младенца Христа. Здесь же на западе находится латинский престол поклонения волхвов с изображением (позднейшего времени) этого события. Невдалеке от этой пещеры из юго-западного угла церкви св. Екатерины ведет лестница в южные части пещеры, сначала в так называемую капеллу невинных младенцев, где, по позднему преданию ХV-го века, Ирод повелел умертвить нескольких младенцев, спрятанных здесь их матерями. Пять ступеней вверх ведут в капеллу св. Иосифа, воздвигнутую в 1621 году на месте, где будто бы св. Иосиф получил от ангела приказание бежать в Египет с младенцем Христом. Кроме всего этого весьма почитаются христианами, особено католиками, находящиеся в особых пещерах гроб блж. Иеронима (отца IV в.), гроб u престол пресвитера Евсевия Кремонского, гробы учениц блж. Иеронима Павлы и ее дочери Евстохии и, наконец, келлия, где этот блж. Иероним провел 36 лет мирной жизни в своих трудах над переводом книг св. Писания на латинский язык (Вульгата) и другими трудами на пользу Церкви. Есть еще тут так называемая пещера молока, где будто бы капли молока падали на землю из груди Богоматери; есть долина пастырей и селение пастырей – Бет Сагур, откуда были родом пастухи, удостоившиеся первые получить весть от небожителей о рождении Спасителя мира.

Все в этом святом месте овеяно духом великого события – рождения Христа, все здесь возносит мысль христианина к Божественному Младенцу, все побуждает склонить колена сердца пред величием неизреченной милости Сына Божия!

Один из недавних путешественников так описывает эти Соломоновы пруды. «По самому дну долины идут один за другим три огромных пруда. Вблизи слышался шум воды, подобный тому, который бывает от колес водяной мельницы при ее действии... Самые пруды устроены по дну долины в одинаковом почти расстоянии один от другого (ок. 23 саж.), притом так что каждый следующий лежит ниже предшествующего в 6 метров (­8, 4 арш.). Каждый пруд в отдельности имеет вид огромного резервуара, наполненного водой: длина каждого из них имеет саж. 50 слишком, ширина саж. 30, а. глубина от 2 до 6 саж. Они высечены большей частью в скалах, а отчасти выложены тесаным камнем и внутри укреплены контрфорсами; к востоку каждый пруд закачивается крепкою поперечною стеною. От этих прудов проведена вода подземными каналами на протяжении нескольких десятков верст в Иерусалиме; каналы эти или водопроводы идут по двум различным направлениям и соединяются лишь в долине сынов Гинномовых у моста, под Иерусалимом. Отсюда вода идет уже одним общим каналом по южному скату западного холма Иерусалима (Сиона) к горе Мориа: «Говорят, в ныне там получается вода из этого источника» (П. Петрушевский. Каникулярная поездка в св. землю. Киев 1904 г., отр. 151 – 152).

Недалеко от Вифлеема (ок. двух верст) стоит бедная часовня, называемая «Ангела пастухам». По преданию, она была построена на том месте, где ангел явился пастухам. Теперешняя часовня, быть может, является остатком церкви, построенной здесь св. Еленой. Замечательно, что в глубокой древности здесь стояла башня Мигдал-Эдер – «Башня Стад» (), находившаяся вблизи города, по дороге к Иерусалиму. Блж. Иероним говорит, что «она самым своим именем предзнаменована пророчески пастухов, бывших при рождении Господа» (De loс. hebr.). Можно полагать, что и пастухи, пасших здесь стада, были не обыкновенными пастухами, т. к. они пасли стада жертвенных животных» (Эдершейм, стр. 238).

Вконтакте

Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире.

Israel Travel Guide , CC BY-SA 3.0

Первый храм над пещерой, которая почиталась верующими как место рождения Иисуса, был построен в 330-х гг. по указанию императора Константина Великого; освящение храма состоялось 31 мая 339 г.

Современное здание Храма Рождества Христова является единственным христианским храмом в , сохранившимся в целости с домусульманского периода.


Israel Travel Guide , CC BY-SA 3.0

Богослужения в Храме Рождества практически не прерывались с .

Храм Рождества Христова входит в число главных христианских храмов , наряду с храмами над и и на .

История базилики

Византийский период

…воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы.

Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова .


Israel Travel Guide , CC BY-SA 3.0

Впервые о пещере в Вифлиеме написал Ориген около 247 г., он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.

Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории.

Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV в.) в своих записках о паломничестве в Святую замлю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».

Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 г. в ходе , о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934-36 г. В целом вифлиемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня.


Israel Travel Guide , CC BY-SA 3.0

В период правления императора Юстиниана направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм сохранился во время персидского нашествия (612-629 гг.), о чём сохранилась легенда, известная с IX века:

Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. …Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь.

При завоевания города халифом в 1009 г. базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный храма был ими отделён и использовался как мечеть).

Период крестовых походов

В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 г.). В 1100 г. в праздник Рождества в ней был коронован , а в 1118 г. - . В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII-XIII в.

В XII в. базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией (1187 г.) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили два католических священника и диакон, но сам храм был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.

В 1229 г. Вифлеем вновь перешёл под контроль франков.

Из-за постоянных войн в 1244 г. базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 г. был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму.

Греческая церковь с 1244 г. владеет главным базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Османский период

После завоевания Палестины права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 г. была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670–71 гг. кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 г.).

1834 г. и пожар 1869 г. привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ.

От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

Фотогалерея

















Из всех храмов мира, посвященных Рождеству Христову, самым важным, центральным для всех христиан, несомненно, является Вифлеемский, расположенный на том месте, где родился Господь Иисус Христос.
Храм этот состоит из двух частей: так называемой Пещеры (Вертепа, Грота) Рождества и стоящей над ней церкови Рождества Христова.

Несмотря на древнее происхождение Пещеры Рождества, ее современный вид сложился примерно к XII веку. Смысловым центром Пещеры является место, где, по Преданию Церкви, родился Иисус Христос. В 1717 году оно было отмечено серебряной звездой.
Рядом с южным входом в нижнюю часть храма располагались те самые ясли. Согласно свидетельству одного из отцов Церкви, блаженного Иеронима Стридонского, изначально ясли были сделаны из глины, которую впоследствии заменили золотом и серебром. Сейчас на этом месте расположен скальный выступ, покрытый мрамором.
Верхняя часть храма – церковь Рождества Христова – является самым древним храмом в Палестине, который хоть и с перестройками, но сохранился в целости до наших дней. Богослужения в нем практически без перерыва совершаются еще с ранневизантийской эпохи.

Как отмечает ряд авторов, таких, например, как Евсевий Кесарийский и Кирилл Скифопольский, храм Рождества Христова строился не столько для богослужений, сколько для того, чтобы каждый верующий мог собственными глазами увидеть место рождения Спасителя. Поэтому, можно предположить, что верхняя церковь играла роль охранного укрытия для нижней Пещеры Рождества.
Что касается непосредственно истории верхней церкви, то ее первый вариант – базилика Рождества – был построен при святом равноапостольном императоре Константине Великом и его матери, святой равноапостольной императрице Елене. Освящение базилики состоялось 31 мая 339 года. Собственно, с этого момента Вифлеем и стал не только центром паломничества, но и важным местом в истории христианского искусства. Это было связано и с архитектурным исполнением базилики, и с теми росписями и мозаиками на религиозные темы, которые покрывали ее стены. Более того, церковь Рождества Христова, наряду с храмами над Голгофой, Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе, вошла в число главных достопримечательностей Святой земли.
К сожалению, история базилики императора Константина была недолгой. В 529 году она была разрушена в результате пожара во время антивизантийского восстания в Самарии. Вероятно тогда она сыграла важную роль - защитила от огня нижнюю Пещеру.

В том же 529 году по просьбе преподобного Саввы Освященного император Юстиниан I прислал в Вифлеем опытных мастеров, которые заново отстроили верхнюю часть храма.

Новое здание приобрело и некоторые новые особенности. Так, например, храм был больше приспособлен для совершения Божественной Литургии и других служб. Также он увеличился в размере и приобрел роскошное убранство. Возведен он был из камня, но, как и базилика императора Константина, перекрыт деревом. Полы и стены храма были облицованы мрамором, в верхней части он был покрыт мозаикой. Главный престол был выполнен примерно в 1185 году Иоанном из Вюрцбурга. Общие же размеры строения - примерно 53 на 36 метров.
Первоначально храм имел три входа, но позднее два из них были замурованы. В итоге остались открыты лишь так называемые врата смирения - войти через них можно лишь низко склонив голову. В храме эпохи Юстиниана была собрана целая коллекция реликвий. Например, здесь находился стол, на который по преданию, волхвы возложили свои дары, принесенные Младенцу Христу. Здесь же почивали мощи святого Иосифа Аримафейского, десница святого апостола Фомы и многое другое.
За свою долгую историю верхний храм императора Юстиниана I пережил немало нашествий и перестроек. Так, например, он уцелел при нашествии персов в 612–629 годах, а также при мусульманском завоевании Ближнего Востока в 30-х годах VII века. Храм устоял и во время похода халифа аль-Хакима в 1009 году.

Храм Рождества Христова в Вифлееме сыграл важную роль и в жизни латинского Запада. Так, например, с 1100 года он на некоторое время стал кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона. На праздник Рождества Господня, в том же 1100 году, в храме короновали местного короля-крестоносца Балдуина I, а чуть позже – Балдуина III.
Эпоха безраздельного владения храмом для представителей христианского Запада закончилась в 1187 году, когда мусульманская армия Салаха-ад-Дина захватила Вифлеем. Через пять лет после этого события святыня была передана в распоряжение восточных христиан, а именно - сирийцев. Начиная с 1229 года, храм Рождества неоднократно переходил из одной юрисдикции в другую. Так продолжалось несколько столетий.
С 1347 года Римо-Католическая Церковь, в лице ордена францисканцев, владеет престолом в приделе яслей Пещеры Рождества. Греческая Православная Церковь, начиная с 1244 года, имеет права на главный алтарь верхнего храма.
В целом же, на сегодня, сводом правил и законов установлен особый регламент совершения служб в храме Рождества для каждой Церкви.

Проводить богослужения могут представители Греческой Православной и Армянской Церквей. Уборкой в храме поочередно занимаются католические и греческие священнослужители. Ключи от входа в святыню находятся также у представителей Греческой Православной Церкви.

Храм Рождества Христова. Место, где родился Исус - Базилика Рождества Христова в Вифлееме. Вифлеем - небольшой городок, расположенный на каменистой возвышенности к югу от Иерусалима, поросшей виноградниками, масличными рощами, миндалевыми деревьями и смоковницами. Жители Вифлеема, удаленного от важных караванных путей древности, вели, в основном, пастушескую и земледельческую жизнь. Вифлеем оставил след уже в ветхозаветной истории. На северной окраине города расположена могила прекрасной Рахили, супруги праотца Иакова. Над гробницей, почитаемой иудеями, христианами и мусульманами, в XVIII в. было построено купольное сооружение.

В период Судей из Вифлеема в Моав во время голода переселилась семья Елимелеха и Ноемини, и их cын затем женился там на моавитянке Руфи. После смерти мужа Руфь, не желая покидать свекровь, последовала за ней в Вифлеем. В Вифлееме Руфь подбирала упавшие колосья на поле своего богатого родственника по мужу Вооза, чтобы прокормить свекровь и себя. Вооз впоследствии взял ее себе в жены. Руфь родила сына «и нарекли ему имя: Овид. Он отец Иессея, отца Давидова» (Руфь 1-4).

В Вифлееме в семье Иессея родился Давид и был помазан на царство пророком Самуилом.
Из Вифлеема царь Саул призвал Давида, чтобы он играл на гуслях, когда на Саула нападал злой дух (1 Цар. 16:14-23).
В городе Давидовом сохранился колодец, связанный с именем Давида, и напоминающий о его борьбе с филистимлянами (2 Цар 23:8-17).

За 750 лет до Рождества Христова пророк Михей возвестил, что незначительная тогда деревушка Вифлеем станет местом рождения Мессии (Мих. 5:2-5).
В правление римского императора Августа и во дни царя Ирода, когда по всей земле проводилась перепись населения, в Вифлеем из Назарета пришел праведный Иосиф Обручник с Пресвятой Девой Марией, потому что он был из дома и рода Давидова. Здесь, в Вифлееме, родился Спаситель мира Господь Иисус Христос (Мф. 1:18-25; Лк. 2:1-7).

В ночь Рождества пастухи, охранявшие стадо в окрестностях Вифлеема, услышали ангельское благовестие о Пришествии в мир Спасителя: «…ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Оставив стадо, пастухи поспешили в Вифлеем поклониться родившемуся Христу.

В Вифлееме на восьмой день над Богомладенцем совершилось обрезание и Ему нарекли имя Иисус (Лк. 2:21).
После возвращения Богоматери с Младенцем и Иосифом из Иерусалима в Вифлеем после совершения положенного обряда в иерусалимском храме на сороковой день, волхвы, следуя за звездой, пришли с дарами в Вифлеем поклониться родившемуся Христу (Мф. 2:1-12).

После ухода волхвов Иосиф с Богоматерью и Младенцем по повелению ангела бежал из Вифлеема в Египет, а разгневанный царь Ирод приказал убить всех младенцев в Вифлееме в возрасте двух лет и младше (Мф. 2:13-18).

Сегодня место Рождества Христова в Вифлеемском вертепе указывает серебряная звезда. Рядом с ней – место Вифлеемских яслей, в которых лежал Богомладенец. (Сами Ясли находятся в Риме)

Над Вифлеемским вертепом возвышается византийская базилика с древними мозаиками VI века. На южной стене ее главного нефа запечатлена в мозаике родословная Иисуса Христа по Евангелию от Матфея (Мф. 1:1-16), а на северной – по Евангелию от Луки (Лк. 3:23-38).

Рядом с Вифлеемским вертепом, на месте древнего городского кладбища, сегодня почивают мощи Вифлеемских младенцев – мучеников.

В храмовом комплекс, рядом с пещерой Рождества имеются пещеры, которые христианская традиция связывает с памятью блаженного Иеронима (+ 420), известного экзегета и автора латинского перевода Священного Писания (Вульгаты), а также с памятью его духовных дочерей - блаженной Павлы и Евстохии.

От Вифлеемской базилики за несколько минут можно доехать до Поля пастушков, где в ночь Рождества ангелы возвестили пастухам о рождении Спасителя, и где в ветхозаветные времена разворачивались события из книги Руфь.

В базилике Рождества Христова в Вифлееме, в нескольких метрах от спуска в Пещеру Рождества Христова находится чудотворная Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы.

Вифлеемская икона Божией Матери была пожертвована в базилику Рождества Христова Русским Императорским домом (точная дата неизвестна). Риза ее изготовлена из платья преподобномученицы Елизаветы (великой княгини Елизаветы Феодоровны Романовой, 1864-1918 гг.). Святой образ русского письма. Его особенность в том, что это единственная из прославленных икон Божией Матери, на которых Пресвятая Дева улыбается. Икона относится к иконописному типу «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница».

Уже в наше время Вифлеемская икона прославилась многими чудотворениями. Она очень почитается в Палестине, причем не только христианами, но и мусульманским населением, а также многочисленными паломниками со всего мира. По сложившейся традиции, перед этой иконой, находящейся перед входом в пещеру, где от Пречистой Девы родился Христос Спаситель, молятся о даровании детей, вообще об их благополучии, и о благополучии семейном.

Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Наряду с Храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли.

Первый храм над пещерой, которая почиталась верующими как место рождения Иисуса, был построен в 330-х гг. по указанию императора Константина Великого; освящение храма состоялось 31 мая 339 г.

Современное здание Храма Рождества Христова является единственным христианским храмом в Палестине, сохранившимся в целости с домусульманского периода.

Богослужения в Храме Рождества практически не прерывались с ранневизантийской эпохи.

Храм Рождества Христова входит в число главных христианских храмов Святой Земли, наряду с храмами над Голгофой и Гробом Господним ицерковью Вознесения на Елеонской горе.

История базилики

Византийский период

Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х гг. Согласно Евсевию Кесарийскому:

«…воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы».

Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова.

Впервые о пещере в Вифлиеме написал Ориген около 247 г., он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.

Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории.

Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV в.) в своих записках о паломничестве в Святую замлю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».

Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 г. в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934-36 г. В целом вифлиемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня.

В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм сохранился во время персидского нашествия (612-629 гг.), о чём сохранилась легенда, известная с IX века:

Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. …Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь.

При завоевания города халифом Аль-Хакимом в 1009 г. базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).

Период крестовых походов

В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 г.). В 1100 г. в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 г. - Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII-XIII в.

В XII в. базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 г.) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили 2 католических священника и диакон, но сам был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.

В 1229 г. Вифлеем вновь перешёл под контроль франков.

Из-за постоянных войн в 1244 г. базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 г. был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму.

В 1266 г. мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны.

С 1271 г. Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 г. им позволили совершать богослужения.

С 1347 г. католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества.

Греческая церковь с 1244 г. владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Османский период

После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 г. была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670–71 гг. кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 г.).

Землетрясение 1834 г. и пожар 1869 г. привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ.

От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

Икона Богородицы

В Храме Рождества Христова имеется уникальная икона улыбающейся Божьей Матери. Иконография: Смоленская «Одигитрия» (Путеводительница). Икона была написана в России и подарена Храму Рождества Христова царицей Елизаветой, после её исцеления от тяжелой болезни.

Икона Божьей Матери почитается как чудотворная икона.

Описание Пещеры Рождества

Пеще́ра Рождества́, Гро́т Рождества́, Свято́й Верте́п - величайшая христианская святыня, пещера в скале где родился Иисус Христос от Девы Марии. Находится под амвоном Базилики Рождества Христова в Вифлееме. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены. Принадлежит Иерусалимской Православной Церкви.

Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями. Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est» («Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»). Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам. За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие православные иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены.

Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол. На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и армяне. Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты византийской мозаики. В то время когда нет службы престол закрыт специальной съемной решеткой. За престолом на стене укреплены шесть небольших православных икон.

место Яслей, где был положен Христос после рождения

В южной части пещеры, слева от входа, расположен придел Яслей. Это единственная часть пещеры которая находится в ведении католиков. Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2 x 2 м, или чуть больше, уровень пола в нем на две ступени ниже, чем в основной части пещеры. В этом приделе, справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения. Собственно Ясли это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель. Внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим, в церковь Санта-Мария-Маджоре, там она известна под названиями Sacra culla, Сunambulum или Praesepe. Это было сделано в середине VII века, при папе Теодоре I, через несколько лет после захвата Святой Земли мусульманами, возможно для того чтобы не допустить поругания святыни. Та же часть Яслей что осталась в Вифлееме была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу, устроенное в виде колыбели, над которым горит пять неугасимых лампад. За этими лампадами, у стены, поставлен небольшой образ изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу.

В приделе Яслей, слева от входа в него, устроен католический престол Поклонения волхвов. Расположенный здесь запрестольный образ изображает поклонение волхвов Христу.

Пещера имеет размеры 12,3 х 3,5 метра и 3 метра в высоту, то есть она довольно узкая и длинная, ориентирована по линии запад-восток. Место Рождества находится у ее восточной оконечности. В пещеру ведут две лестницы времен Юстиниана, северная и южная, каждая состоит из 15 порфировых ступеней. Северная лестница принадлежит католикам, южная православным и армянам, расположены они в восточной части пещеры, симметрично по обеим сторонам от нее. Обычно паломники спускаются по южной лестнице а поднимаются по северной. Эти входы приобрели свой нынешний вид в XII веке, когда бронзовые двери V-VI веков были заключены в мраморные порталы а люнеты над дверями украшены резьбой по камню. Пол пещеры и нижняя часть стен отделаны светлым мрамором, остальное задрапировано тканью или закрыто шпалерами XIX века, по стенам развешаны иконы. Потолок сильно закопчен, на нем подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53 и это число неизменно с давних пор. Пещера не имеет естественного освещения, в настоящее время освещается электричеством и, отчасти, лампадами и свечами.

В западной стене пещеры есть дверь, которая ведет в северную часть системы гротов, расположенных под базиликой, в том числе в грот где жил святой Иероним Стридонский. Как правило эта дверь заперта.

Древняя серебряная с позолотой звезда была похищена в 1847 году (неизвестно кем, но скорее всего турками). Эта кража стала новым поводом для взаимных обид православных греков и католиков и даже отчасти пробудила в 1848 году «вопрос о Святых местах» (см. Крымская война). Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 году по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства.

И еще немного фотографий.

В древнем городе Вифлееме, расположенном на Святой земле, находится одна из главных христианских святынь - храм Рождества Христова. Эта древняя церковь построена над местом рождения Иисуса Христа, почитаемого и в христианской, и в исламской, и в иудейской религии.

История основания

За полторы тысячи лет существования храм Рождества Христова пережил множество событий. Но, несмотря ни на что, он практически не прерывал своей работы.

Святая Елена - мать первого византийского императора Константина - много времени посвятила поискам реликвий, связанных с библейскими событиями. В 30-е годы IX века она приехала в Вифлеем и уговорила местного раввина показать ей место, где появился младенец Иисус. На указанном месте построили небольшую церковь. Первоначально постройка не предназначалась для проведения богослужений. Она защищала святое место и давала возможность всем христианам увидеть его увидеть. Но уже через несколько лет в церкви проводились службы.

Интересно: историки отмечают, что первое здание Рождественского храма было похоже на церковь Гроба Господня в Иерусалиме.

Появление современного здания

В начале VI века первоначальное здание сгорело в ходе восстания самаритян. В 531 году на месте сгоревшей постройки по приказу императора Юстиниана возвели новый храм. Это здание в практически неизменном виде существует по сегодняшний день.

В начале VII века Вифлеем был практически полностью уничтожен во время персидского нашествия. Базилику Рождества Христова завоеватели не разрушили, так как их поразила фреска, изображённая на фасаде здания. На ней были изображены персидские волхвы, пришедшие с дарами к святому младенцу. Базилику в XI веке сохранили и даже использовали её южную часть в качестве мечети исламские завоеватели.

Храм в раннем Средневековье

В период христианского Иерусалимского государства в базилике службу проводил епископ Вифлеема и Аскалона. В это время к церкви со всех сторон примыкали монастыри. Этот комплекс был обнесен мощными оборонительными сооружениями.

В начале XVII века Палестину завоевал египетский султан Салах-ад-Дин. Он выгнал из храма Рождества Господня католических священников. Через некоторое время храм был передан Сирийской православной церкви. При этом в нём разрешили проводить службы двум католическим священникам.

Интерьер церкви Рождества Христова, Вифлеем

На протяжении XIII века Вифлеем захватывали разные правители, исламского происхождения. Но храм устоял, и в нем продолжали возносить молитвы господу.

Интересно: в начале XII века произошло второе чудо церкви Рождества Господня. В неё ворвались арабские захватчики, желая разместить в ней конюшню. В ответ на усердную молитву прихожан из одной колонны вылетели осы и жалили арабов до тех пор, пока они не покинули храм. Сегодня на колонне, из которой вы летали осы, имеются углубления в виде креста.

Османский период

Турки-османы не только не разрушили базилику, но и разрешили представителям христианских церквей совершать в ней богослужения. Ремонтные работы в разное время проводились на средства правителей Англии, Греции и Российской империи. Российские императоры пожертвовали древней церкви паникадила, расположенные у главного алтаря, колокола для звонницы и почитаемую чудотворную икону Вифлеемской Божьей Матери.

Архитектура и интерьер

Храм в Вифлееме, расположенный на месте Рождества Христова, внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внешне церковь, построенная в форме базилики, напоминает каменную гору. Её принадлежность христианской религии обозначена небольшими крестами на крыше и колокольней над армянской частью здания.

Стены сложены из природного тесаного камня. В храм можно попасть через единственный сохранившийся вход - Врата смирения. Изначально они были значительно шире и выше, но были уменьшены во времена крестоносцев до современных размеров. В них можно пройти, только склоняя голову. Пять нефов собора разделяет колоннада из розового известняка, отполированного так, что он напоминает мрамор.

Расписные колонны храма Рождества Христова, Вифлеем

Колонны выполнены в коринфском ордере. Стены и полы, кроме участков с древними мозаиками времен императоров Константина и Юстиниана, облицованы мраморными плитами.

Интересно! Сегодня внутреннее пространство постройки имеет искусственное освещение. Но изначально свет поступал в помещение через 22 окна, которые сегодня заложены.

Святыни и достопримечательности

Пещера Рождества

Главной святыней храма Рождества Господня в Вифлееме является Пещера Рождества. Вход в нее находится в православной части храма. Две ведущие в неё лестницы принадлежат православным и католикам. Пещера освещается лампадами, принадлежащими греческой, католической и армянской церквям.

Предполагаемое место рождения Иисуса Христа, храм Рождества Христова

Место рождения Спасителя отмечено серебряной звездой с семнадцатью лучами. Современная звезда была помещена в нишу в XIX веке. Она заменила украденную реликвию.

Напротив ниши со звездой находятся ясли, в которые Богородица положила своего сына после рождения. Их внутренняя поверхность вымощена белым мрамором. Внутри яслей лежит изображение младенца Христа, сделанное из воска.

Интересно: исследователи не могут точно определить, в правильном ли месте, был построен храм. В священных текстах содержатся сведения о других местах, в которых могло произойти великое событие. Но, несмотря на это, миллионы паломников и туристов стремятся оказаться в святом месте.

Икона Вифлеемской Божьей Матери

В Вифлеемском храме находится одна из самых почитаемых православных святынь - икона Вифлеемской Божьей Матери. Она была пожертвована церкви правящей российской династией.

Уникальность этого образа заключается в оригинальной иконографии, на которой Богородица изображена с улыбкой на устах. Икона расположена справа от входа в пещеру Рождества.

Чудотворная Вифлеемская икона Божией Матери в храме Рождества Христова

Интересно: кроме храма, расположенного на месте рождения Христа, туристы, посетившие Вифлеем, могут увидеть церковь на Поле Пастушков, Подземелье Младенцев, Молочный грот.

Как добраться

Храм Рождества Господня, расположенный на западном береге реки Иордан в городе Вифлееме, на площади Яслей. Туристы могут попасть в храм с 10 до 18 часов. Престольный праздник отмечается 7 января.

В Вифлеем паломники и туристы, как правило, попадают с израильской территории. Сделать это можно двумя способами:

  1. Из Иерусалима выезжают по Хевронскому шоссе через КПП 300. Далее следуют прямо до развилки, на которой поворачивают налево.
  2. От Дамасских ворот Иерусалима в Вифлеем следует автобус 124, принадлежащий арабскому автопарку.
Следует знать: перед поездкой необходимо проверить наличие заграничного паспорта, так как граждане Израиля на территории автономии нежелательные гости.

Где остановиться

В городе расположено более 40 отелей, различного класса. Среди них можно выделить:

  • отели (Парадайз, Шеперд хаус);
  • хостелы (Свит дримс, Хаус оф Пис);
  • Дом паломника, открытый Русской православной церковью.

Позаботиться о жилье следует перед поездкой. Забронировать место в гостинице можно на специальных сайтах. По поводу жилья в Доме паломника необходимо связаться с Паломнической службой Русской Духовной Миссии.

  1. Туристам следует позаботиться о подходящей одежде: брюки и рубашка для мужчин, длинное платье с закрытыми руками и головной убор для женщин.
  2. Покупать сувениры дешевле на улице, чем в специальных магазинах.
  3. Не рекомендуется, есть в местных точках общепита. Туристы, побывавшие в Вифлееме, отмечают низкий уровень соблюдения в них санитарных норм.
  4. Следует заранее договориться о проведении экскурсии экскурсоводом христианином, проживающим на палестинской территории. Это можно сделать на специализированных сайтах.
  5. Очередь к святыне может занять не один час, поэтому следует запастись водой и терпением.

Храм Рождества Господня в Вифлееме имеет большое историческое, культурное и духовное значение для многих миллионов христиан и мусульман. Его следует посетить, и верующим людям, и атеистам, желающим увидеть старейший памятник христианской культовой архитектуры.

Церковь Рождества Христова в Вифлееме