Входящее в уста не оскверняет. Не сквернит в уста, а сквернит из уст

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 15, ст. 12 - 21

12. Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?

13. Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;

14. оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

15. Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.

16. Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?

17. еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?

18. а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека,

19. ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления —

20. это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.

21. И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

(Мф. 15, 12-21)

Сегодня мы слышим, как Господь продолжает с учениками ту беседу, которую начали фарисеи и книжники, приступившие к Нему с обличением за то, что ученики Его вкушают пищу неумытыми руками, нарушая тем предание старцев. В ответ Господь произнес совершенно невероятные слова, соблазнившие многих. Может быть, для нас они уже не являются странными, но для человека, живущего в той культуре, для иудея это было что-то невероятное. Христос сказал книжникам и фарисеям: « Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека». Иными словами, Он раз и навсегда заявляет, что важно не просто соблюдение каких-то внешних обрядов, а состояние сердца человека. Фарисеи и книжники отождествляли религию и угождение Богу с соблюдением норм и правил, касавшихся чистоты и нечистоты: с тем, что и как человек ел, мыл ли перед этим руки или нет. Христос же отождествляет религию с состоянием человеческого сердца.

Религия в переводе с латинского языка означает «связь», связь человека с Богом. И мы должны понять, что нас может по-настоящему связывать с Богом. Какие-то внешние формальности? Количество прочитанных акафистов, сделанных поклонов или нечто другое? Понятно, что внешнее имеет огромное значение, влияя на наше внутреннее состояние. Но когда происходит перегиб в ту или другую сторону, тогда случается печаль. Поэтому Господь и говорит, что необходимо обратить внимание на свое сердце. Все внешнее - это средства. Пост, молитва - все это необходимые средства, как есть и многие другие, которые нам очень хорошо помогают. Но мы не должны сосредоточить все свое внимание только на них.

Итак, ученики говорят Христу, «что фарисеи, услышав слово это, соблазнились». Действительно, слова звучали очень соблазнительно, потому как для фарисея связь с Богом и угождение Ему заключались исключительно в правильной обрядовой церемонии. Если этого не было, значит ты был извержен от общения с Богом, нарушал некий порядок и в конечном счете заповеди. Мы уже говорили, что обрядовая чистота стояла фактически на одном уровне с десятью заповедями, настолько это было важно для иудея того времени. Господь говорит, что «они - вожди слепые», то есть не видят, куда и зачем движутся. Этот образ понятен.

Апостол Петр просит Христа изъяснить притчу, то есть растолковать значение слов « не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что исходит из уст». Господь здесь несколько обличает и Своих учеников, спрашивая: «И вы тоже не понимаете этого? Не понимаете, что « все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст — из сердца исходит — это оскверняет человека» . То есть всякий грех исходит изнутри человека, поэтому все свои силы мы должны направить на то, чтобы победить грех внутри самих себя, бороться со страстями, чтобы в конечном счете победить их. Потому что оскверняет нас и создает преграду между нами и Богом вовсе не оставление каких-то норм и правил обрядового закона. Но преграда возникает тогда, когда в нашем сердце живут грехи и мы управляемы страстями, вот что по-настоящему оскверняет человека.

«Из сердца, - говорит Господь, - исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека» . Вот на что мы должны обратить наше внимание и направить все свои силы. Необходимо помнить об этом и следить за своим сердцем. На Суде Божием нас спросят не о количестве поклонов и прочитанных страниц Библии - Господь посмотрит на то, что было в глубине нашего сердца.

Если мы будем жить по-фарисейски: внешне казаться людьми благочестивыми и пытаться внешне делать что-то, как нам кажется правильное, например поставить или не поставить в нужный момент свечку (хотя и это очень важное и необходимое дело), то забудем о своей душе. Так же и фарисеи: внешне исполняя закон до мельчайшей детали, до последней буквы, внутри они таили невероятную злобу на окружающих людей, ненавидели всех, даже своих братьев, потому что смотрели на простой народ как на солому, которая должна сгореть.

Вот ответ на вопрос, какие приоритеты должны быть в нашей христианской жизни, к чему стремиться и над чем надо еще и еще раз задуматься каждому. И вот пример фарисейский - пример нежелания, непонимания того, что от нас требует Бог. А Он требует от нас искреннего, открытого сердца, в котором находятся вера и любовь. «Друже, - говорит Господь, - дай Мне свое сердце».

Храни вас Господь!

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Нина Кирсанова

Спешите идти за Христом! Сборник проповедей. (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

На слова: "Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст"

"Призвав народ, сказал им: "Слушайте и разумейте! Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека". Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: "Знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?" Он же сказал в ответ: "Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму" (Мф. 15,-10-14).

Слова эти соблазнили фарисеев, потому что они были для них поразительны, неожиданны. Ведь они же знали, что Моисей запретил людям израильским есть некоторые виды пищи: нечистых животных, которых нельзя есть. Как же теперь Господь говорит, что это неверно, что нет ничего нечистого, что ничто, входящее в уста, не может осквернить человека? Это было для них соблазнительно. Они молчали. Молчали потому, что непосредственно перед этим Господь сурово обличил их в лицемерии, в том, что они заменили закон Божий своими преданиями.

Они молчали. Ученики сказали Господу: "Господи, Ты разве не видишь, как соблазнились они?" Что же ответил Христос? "Всякое растение, которое не Отец Мой насадил, искоренится". Только то крепко, только то вечно, только то сильно, что насаждено Отцом Небесным. Только те слова наши, дела наши, только то учение наше благословенно, которое исходит из Закона Божия. Только то, что находится в полном соответствии с заповедями Христовыми, только то сильно, вечно, незыблемо. А всё прочее, что насаждено не Богом, а самими людьми: все учения, измышленные ими самими, построенные не на основе заповедей Христовых, - всё искоренится.

"Оставьте их: они слепые вожди слепых". Не обращайте на них внимания, не слушайте их. Это говорил Он о тех, которые сами себя считали вождями народа израильского, которых народ считал учителями и наставниками. Он говорил: "Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится".

Что же, это значит, что Господь Иисус Христос отменял закон Моисея, некоторые рода пищи запретившего, говорившего о животных нечистых, которых нельзя употреблять в пишу? Почему Он сказал, что нет ничего скверного, что ничто, входящее в уста, не оскверняет человека? Ведь это отмена древнего закона. Почему Господь отменил эту заповедь, почему сказал, что нет ничего нечистого?

Потому что всё, сотворенное Богом, одинаково чисто. Почему отменил Он этот древний закон? Вот почему. Нужно вникнуть, для чего и почему был установлен этот древний закон о пище чистой и нечистой. Он был установлен потому, что, запрещая нечистые виды пищи, которую без разбора считали возможным есть язычники, Господь как бы отделил Свой избранный народ от всех языческих народов. В их сознание должно было быть вложено, что они - народ, отделенный от не знающих Бога, они - избранный народ, для которого допустимо не всё, что делают язычники. Это первая причина.

Во-вторых, в те древние времена не было установленных для всего народа постов, как для нас, христиан. В те времена постились только те люди, которые посвящали себя служению Богу: постились фарисеи и ученики фарисейские, постились ученики Иоанна Крестителя и спрашивали они Господа Иисуса, почему они постятся, а ученики Христовы не постятся. Постились только такие люди, отделенные для Бога, а общего поста для народа не было; и это постановление о чистой и нечистой пище было как бы заменой общего всенародного поста. Они всегда должны были воздерживаться от определенных видов пищи, как мы воздерживаемся от пищи, называемой скоромной. Это запрещение всякой нечистой пищи и было, таким образом, заменой закона о всенародном посте.

И вот Господь отменил этот закон. Он сказал: "Нет ничего нечистого; забудьте о том, чему вас учили; знайте, что всё, сотворенное Богом, - чисто; что не то, что входит в уста, оскверняет человека". Господь отменил эту часть закона Моисеева, но ведь Он отменил и многое другое. После Господа Иисуса Христа важнейший для иудеев закон обрезания пал, он был заменен новым законом крещения..

Прекратились жертвы и многие другие предписания, ибо они имели лишь временное значение. Древний закон, как говорил святой апостол Павел, был лишь "детоводителем ко Христу" (Гал. 3, 24). Как детям нужны правила, которые теряют свое значение для взрослых, так и в христианстве многие ветхозаветные предписания стали ненужными. Моисеев закон дан был для народа младенческого, народа, не способного понять высшую истину, высшее Откровение. Детоводительство закона постепенно подготавливало людей к принятию Евангелия.

Сектанты-субботники до сих пор считают обязательным соблюдать заповеди о субботе. Не хотят признать того, что после Христа празднование дня субботнего заменено празднованием дня воскресного. Есть несчастные сектанты - жидовствующие, которые считают необходимым соблюдать полностью Ветхий Закон и ставят его выше Нового Завета. Это отречение от Христа, переход в веру иудейскую. Ну что же, они не понимают, а вы должны понимать.

Апостол Петр спросил Господа: "Прошу, объясни эти слова Свои: что значит, что ничто, входящее в уста, не оскверняет человека?" Господь ответил: "Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека" (Мф. 15, 17-20).

Вот этого не понимали фарисеи. Они не понимали скверны своих сердец. Они не понимали, что нет ничего нечистого из созданного Богом. Оскверняет человека только исходящее из сердца человека. Потому что, когда сердце человека вовсе не служит храмом Духа Святого, тогда оно может быть пристанищем для бесов; для тех бесов, которые побуждают людей к злым помыслам, к убийствам, прелюбодеяниям, любодеяниям, к краже, лжесвидетельству, к хулениям. Фарисеи этого не понимали, не умели учить о том, что надо очищать сердце свое, изгонять бесов, что нужно творить сердце свое храмом Духа Святого.

Они были слепыми вождями слепых. Господь сказал: "Оставьте их!" Слава Богу, давно-давно есть у нас другой Вождь - Господь Иисус Христос, за Которым мы идем, за Которым всегда будем идти.

Мог бы я на этом окончить слово свое, но прибавлю, что на словах о том, что ничто, входящее в уста, не оскверняет человека, люди, не желающие соблюдать постов, основывают свое отношение к ним, свое отрицание. Привлекают в оправдание свое и слова святого апостола Павла: "Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его" (Рим. 14, 1-3).

Вот и говорят: "Совсем не надо нам разбираться в пище, ибо только немощный уверен, что надо есть овощи, что не надо есть мяса и молока. А мы не немощные, имеем глубокое разумение и в посте не нуждаемся". Есть ли хоть доля правды в этих рассуждениях? Никакой, ибо о чем говорит Христос? Об осквернении от пищи. А наш пост разве основан на том, что желаем избегнуть осквернения? Правила церковные о посте имеют целью вовсе не предохранить нас от осквернения какой-либо пищей, а совсем другую цель. Пост установлен Святой Церковью, чтобы приучать к воздержанию, установлен для того, чтобы, начав с воздержания от скоромной пищи, начав с обуздания нашего чрева, требующего вкусной, сытной пищи, научились мы обуздывать сердце свое, научились хранить его от страстей, от похотей, от того, что истинно оскверняет нас, ибо эта наша задача - освобождение себя от страстей и похотей - и есть основная задача христианской жизни.

Нужно постоянное упражнение в великом деле воздержания, ибо, научаясь воздерживаться от пресыщения чрева своего, мы постепенно научаемся обуздывать и другие страсти свои. Не понимая этого, противники поста приводят слова Христовы и Павловы в оправдание своего нежелания обуздывать свое чрево и вообще воздерживаться от того, что прельщает, что нравится, что льстит самолюбию нашему.

Воздерживайтесь, воздерживайтесь прежде всего от того, что оскверняет вас, исходя из уст ваших: от лжи, проклятий, осуждения, от ссор и сплетен. Воздерживайтесь от этого, и тогда сердце ваше будет постепенно становиться всё более чистым и чистым, и мало-помалу из пристанища бесов преобразится в храм Святого Духа. Аминь.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1558: Слова Всевышнего: «И поэтому Мы предписали сынам Исраиля: если кто-нибудь убьёт человека не за (убийство) человека и не за распространение зла на земле, (это будет равнозначно тому,) как если бы он убил всех людей, а тот, кто оживит его, как будто оживил всех

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Как следует понимать слова Христа о том, что враги человека - домашние его? иеромонах Иов (Гумеров) Выражение это впервые встречается у пророка Михея: «Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его. А я

Из книги Философские произведения автора Юркевич Памфил Данилович

Разъясните слова «Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его» (Иов 37:7) иеромонах Иов (Гумеров)Попытка хиромантов использовать этот стих - типичный пример буквализма: использование совпадения слов. Это явное злоупотребление священным

Из книги Адин Штейнзальц отвечает на вопросы Михаила Горелика автора Штайнзальц Адин

Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия Кто читает с надлежащим вниманием слово Божие, тот легко может заметить, что во всех священных книгах и у всех богодухновенных писателей сердце человеческое рассматривается как средоточие всей

Из книги Избранные творения автора Синаит Анастасий

Входит вино выходит тайна Опубликовано в 14 выпуске "Мекор Хаим" за 1999 год. Когда мир, в котором жил Ной, перестал существовать, Ной впал в в тоску и запилАдин Штейнзальц отвечает на вопросы Михаила Горелика- У меня был один знакомый. Отец завещал ему смешивать любые

Из книги Второе послание Петра и Послание Иуды автора Лукас Дик

Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему Перевод

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

4) Уста этих людей произносят «надутые слова» Следующая ступень их духовного падения - они неверно понимают свою свободу. Они думают, что достигли уровня духовной зрелости, который не был достигнут обычными, рядовыми христианами; по их мнению, это ограниченные, с рабскими

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

12. Слова из уст мудрого - благодать, а уста глупого губят его же: 13. начало слов из уст его - глупость, а конец речи из уст его - безумие. Болтливость глупого распространяется и на такие предметы, которых человек не может знать, и о которых ему никто не

Из книги Тайна русского слова. Заметки нерусского человека автора Ирзабеков Василий

16. И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: "ты Мой народ". Я вложу слова Мои в уста твои и тенью руки Моей покрою тебя... Здесь подробнее раскрываются промыслительные отношения Господа к Израилю. В

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

8. Несравненная высота и действенная сила Божественного Слова, способная духовно переродить человека 8. Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. 9. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Идет изложение

Из книги автора

21. И вот завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века. И вот, завет Мой с ними... Дух Мой, Который на

Из книги автора

11. не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. (Мк. 7:15 с небольшой разницей в выражениях). Когда фарисеи обвиняли учеников в том, что они ели неумытыми руками, Спаситель говорит, что никакая пища не оскверняет человека. Но если

Из книги автора

18. а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, (Мк. 7:20). То, что входит в человека (пища), не оскверняет его. А то, что выходит из его сердца, может его осквернять. Дальнейшее и точное объяснение дается в следующем

Из книги автора

19. ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - 20. это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека. (Мк. 7:23). Христос не отменял закона Моисеева и не говорил, что всякий род пищи или

Из книги автора

Василий (Фазиль) Ирзабеков Тайна русского слова. Заметки нерусского

Из книги автора

ГЛАВА 20. Избрание семидесяти учеников и отправление их на проповедь. Третья Пасха. Учение Иисуса о том, что оскверняет человека. Путешествие Иисуса в пределы Тирские и Сидонские. Путешествие по области Десятиградия. Чудесное насыщение 4000 человек. Возвращение в

Как эту фразу понимают наши современники?

Анжелика Ерко, 34 года, госслужащая:

Думаю, что это особенно важно во время поста, поскольку не так пища нас оскверняет, как слова и поступки, сказанные и совершенные. Сказано же: в пост главное - не есть друг друга. Недавно прочитала такое мнение, что желудок умнее мозга, поскольку его тошнит от некачественной еды, переедания и т.д. Вот и нам нужно быть такими же внимательными и чувствительными не только к тому, что мы делаем и говорим, но и к тому, что мы слушаем тоже.

Дионис Петров , 32 года, программист, блогер:

Вопрос интересный для меня, прежде всего, значением понятия "скверна". В контексте событий, речь идет о том, что ученики Христа приступили к еде с немытыми руками, а фарисеи (люди, старательно соблюдавшие все правила) и книжники (те, кто досконально изучал вероучение) увидев это, спросили у Христа, почему его ученики нарушают правила и предания. И он упрекнул их словами пророка Исаии, сказав, что они лицемеры, которые на словах почитают Бога, а в душе - нет. Скверна - это образ греха. В Ветхом Завете осквернившийся человек считался нечистым и не имел права участвовать в жертвоприношении. Вплоть до смертной казни за приношение жертвы, в состоянии нечистоты. Современники Христа считали, что его ученики делают страшную вещь, так запросто ввергая себя в нечистоту. Но Христос изменил отношения между людьми и Богом Своей жизнью и Воскресением. И в данном случае, Он тоже меняет понимание окружающих людей о нечистоте, говоря о том, что в действительности выше соблюдения правил ("не человек для субботы, а суббота для человека") то, что происходит в душе человека. А вот, что именно происходит в душе, обнаруживает не пища, входящая в его уста, а слова, которые он говорит: лицемерие, хула, оскорбление ближнего. Это то, что реально осквреняет. Говоря иначе, разлучает человека с Богом, не дает человеку права приносить жертву (приступать к Причастию).

Для меня эти слова звучат как предупреждение о том, чтобы не ставить внешние правила и традиции выше заповедей о любви к Богу и к ближнему. Напоминание для постоянного наблюдения за собой, чтобы мне не запутаться и не пропустить момент, когда я, стараясь соблюсти правила, стану враждовать с Богом.

Руслан Остров , 46 лет, художник по дереву:

Лучшие слова, разъясняющие эти слова Спасителя, читал я у блаженного Феофилакта Болгарского: " Если же пища не оскверняет, то тем более ядение пищи неумытыми руками. Внутренний человек оскверняется только в том случае, если он говорит, чего не должно. Этим указывает на фарисеев, которые оскверняют себя тем, что говорили слова из зависти. Обрати внимание на Его мудрость: Он и не устанавливает явно вкушать пищу неумытыми руками, и не запрещает, но другому научает; не выносить из сердца злых речей."

Здесь не могу добавить и убавить, а пересказывать своими словами вижу, как грех и заимствование. Есть ещё много развёрнутых толкований, более глубоко изучающих эти слова Христа, но именно высказывание блаженного Феофилакта компактно и цельно передаёт всю суть для нас - православных христиан.

Алена Петрова , 31 год, мастер лицевого и золотного шитья:

Если съешь, к примеру, мяса в пост, это не нанесет вреда душе, не сделает ее другой. А если будешь злословить, осуждать, ругаться, это нанесет вред душе. Потому что это мясо - просто еда, которую ты съел. А слова, которые произносишь, идут из твоей души, значит - это зло в тебе в таком количестве, что через уста "выплёскивается" наружу. Вместо того, чтобы бороться со злом, получается, что мы его увеличиваем и этим оскверняемся.

Татьяна Дмитрук , 66 лет, мастер народного творчества :

Что тут можно еще добавить, если Господь Сам ответил ученикам Своим предельно ясно: «Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон, а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человекаибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мтф. 15:17-19). Здесь есть все. Добавить совершенно нечего.

Толкование Церкви:

Свт. Хроматий Аквилейский

Чтобы ясно показать неуместное преследование людей за неумытые руки со стороны книжников и фарисеев, Господь, созвав народ, говорит: не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Он разъясняет, что человека оскверняет не пища, входящая в его уста, а извращенные помыслы разума, исходящие из его сердца. Ведь пища, которую мы потребляем, сотворена и благословлена Богом для поддержания жизни человека, и потому не может она человека осквернить. А вот порочные и извращенные мысли, исходящие из сердца, как Сам Господь заметил: злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (их автор - дьявол), - они действительно оскверняют человека.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Блаж. Иероним Стридонский

Не то, что входит в уста, оскверняет человека ; но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

Слово communicat [в таком значении] свойственно только Священному Писанию и не встречается в общеупотребительном языке. Народ иудейский, хваставшийся тем, что он есть наследие Божие, нечистыми (communes - общеупотребительными) яствами называет те, которыми пользуются все люди. Например: свиное мясо, черепокожих животных, зайцев и животных, которые не имеют раздвоенных копыт, не отрыгают жвачки, а из рыб тех, которые не имеют чешуи. Посему в Деяниях апостолов и написано: Что Бог очистил, того не почитай нечистым (commune). Итак, общеупотребительное (commune) это есть то, что доступно остальным людям, и называется оно нечистым, как бы потому, что оно не от удела Божия. Не то, что входит в уста, оскверняет человека: но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Благоразумный читатель возразит и спросит: «Если входящее в уста не оскверняет человека, то почему мы не употребляем в пищу идоложертвенного?» И апостол пишет: Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую. Но таким указанием нам дается знать, что хотя самая пища и всякое Божие творение само по себе чисто, тем не менее, призывание идолов и демонов делает их нечистыми.

Ст. 11-14не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму

«Призвав народ, сказал им: Слушайте и разумейте (см. Мф. 15:10)! Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека ». Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: «Знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?» Он же сказал в ответ: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму .

Слова эти соблазнили фарисеев, потому что они были для них поразительны, неожиданны. Ведь они же знали, что Моисей запретил людям израильским есть некоторые виды пищи: нечистых животных, которых нельзя есть. Как же теперь Господь говорит, что это неверно, что нет ничего нечистого, что ничто, входящее в уста, не может осквернить человека? Это было для них соблазнительно. Они молчали. Молчали потому, что непосредственно перед этим Господь сурово обличил их в лицемерии, в том, что они заменили закон Божий своими преданиями.

Они молчали. Ученики сказали Господу: «Господи, Ты разве не видишь, как соблазнились они?» Что же ответил Христос? «Всякое растение, которое не Отец Мой насадил, искоренится». Только то крепко, только то вечно, только то сильно, что насаждено Отцом Небесным. Только те слова наши, дела наши, только то учение наше благословенно, которое исходит из Закона Божия. Только то, что находится в полном соответствии с заповедями Христовыми, только то сильно, вечно, незыблемо. А всё прочее, что насаждено не Богом, а самими людьми: все учения, измышленные ими самими, построенные не на основе заповедей Христовых, - всё искоренится.

«Оставьте их: они слепые вожди слепых» . Не обращайте на них внимания, не слушайте их. Это говорил Он о тех, которые сами себя считали вождями народа израильского, которых народ считал учителями и наставниками. Он говорил: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» .

Что же, это значит, что Господь Иисус Христос отменял закон Моисея, некоторые рода пищи запретившего, говорившего о животных нечистых, которых нельзя употреблять в пишу? Почему Он сказал, что нет ничего скверного, что ничто, входящее в уста, не оскверняет человека? Ведь это отмена древнего закона. Почему Господь отменил эту заповедь, почему сказал, что нет ничего нечистого?

Потому что всё, сотворенное Богом, одинаково чисто. Почему отменил Он этот древний закон? Вот почему. Нужно вникнуть, для чего и почему был установлен этот древний закон о пище чистой и нечистой. Он был установлен потому, что, запрещая нечистые виды пищи, которую без разбора считали возможным есть язычники, Господь как бы отделил Свой избранный народ от всех языческих народов. В их сознание должно было быть вложено, что они - народ, отделенный от не знающих Бога, они - избранный народ, для которого допустимо не всё, что делают язычники. Это первая причина. Во-вторых, в те древние времена не было установленных для всего народа постов, как для нас, христиан. В те времена постились только те люди, которые посвящали себя служению Богу: постились фарисеи и ученики фарисейские, постились ученики Иоанна Крестителя и спрашивали они Господа Иисуса, почему они постятся, а ученики Христовы не постятся. Постились только такие люди, отделенные для Бога, а общего поста для народа не было; и это постановление о чистой и нечистой пище было как бы заменой общего всенародного поста. Они всегда должны были воздерживаться от определенных видов пищи, как мы воздерживаемся от пищи, называемой скоромной. Это запрещение всякой нечистой пищи и было, таким образом, заменой закона о всенародном посте.

И вот Господь отменил этот закон. Он сказал: «Нет ничего нечистого; забудьте о том, чему вас учили; знайте, что всё, сотворенное Богом, - чисто; что не то, что входит в уста, оскверняет человека». Господь отменил эту часть закона Моисеева, но ведь Он отменил и многое другое. После Господа Иисуса Христа важнейший для иудеев закон обрезания пал, он был заменен новым законом крещения…

Прекратились жертвы и многие другие предписания, ибо они имели лишь временное значение. Древний закон, как говорил святой апостол Павел, был лишь детоводителем ко Христу (Гал. 3:24) . Как детям нужны правила, которые теряют свое значение для взрослых, так и в христианстве многие ветхозаветные предписания стали ненужными. Моисеев закон дан был для народа младенческого, народа, не способного понять высшую истину, высшее Откровение. Детоводительство закона постепенно подготавливало людей к принятию Евангелия.

Сектанты-субботники до сих пор считают обязательным соблюдать заповеди о субботе. Не хотят признать того, что после Христа празднование дня субботнего заменено празднованием дня воскресного. Есть несчастные сектанты - жидовствующие, которые считают необходимым соблюдать полностью Ветхий Закон и ставят его выше Нового Завета. Это отречение от Христа, переход в веру иудейскую. Ну что же, они не понимают, а вы должны понимать.

Апостол Петр спросил Господа: «Прошу, объясни эти слова Свои: что значит, что ничто, входящее в уста, не оскверняет человека?» Господь ответил: Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека (Мф. 15:17-20) .

Вот этого не понимали фарисеи. Они не понимали скверны своих сердец. Они не понимали, что нет ничего нечистого из созданного Богом. Оскверняет человека только исходящее из сердца человека. Потому что, когда сердце человека вовсе не служит храмом Духа Святого, тогда оно может быть пристанищем для бесов; для тех бесов, которые побуждают людей к злым помыслам, к убийствам, прелюбодеяниям, любодеяниям, к краже, лжесвидетельству, к хулениям. Фарисеи этого не понимали, не умели учить о том, что надо очищать сердце свое, изгонять бесов, что нужно творить сердце свое храмом Духа Святого.

Они были слепыми вождями слепых. Господь сказал: «Оставьте их! » Слава Богу, давно-давно есть у нас другой Вождь - Господь Иисус Христос, за Которым мы идем, за Которым всегда будем идти.

Мог бы я на этом окончить слово свое, но прибавлю, что на словах о том, что ничто, входящее в уста, не оскверняет человека, люди, не желающие соблюдать постов, основывают свое отношение к ним, свое отрицание. Привлекают в оправдание свое и слова святого апостола Павла: Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его (Рим. 14:1-3) .

Вот и говорят: «Совсем не надо нам разбираться в пище, ибо только немощный уверен, что надо есть овощи, что не надо есть мяса и молока. А мы не немощные, имеем глубокое разумение и в посте не нуждаемся». Есть ли хоть доля правды в этих рассуждениях? Никакой, ибо о чем говорит Христос? Об осквернении от пищи. А наш пост разве основан на том, что желаем избегнуть осквернения? Правила церковные о посте имеют целью вовсе не предохранить нас от осквернения какой-либо пищей, а совсем другую цель. Пост установлен Святой Церковью, чтобы приучать к воздержанию, установлен для того, чтобы, начав с воздержания от скоромной пищи, начав с обуздания нашего чрева, требующего вкусной, сытной пищи, научились мы обуздывать сердце свое, научились хранить его от страстей, от похотей, от того, что истинно оскверняет нас, ибо эта наша задача - освобождение себя от страстей и похотей - и есть основная задача христианской жизни. Нужно постоянное упражнение в великом деле воздержания, ибо, научаясь воздерживаться от пресыщения чрева своего, мы постепенно научаемся обуздывать и другие страсти свои. Не понимая этого, противники поста приводят слова Христовы и Павловы в оправдание своего нежелания обуздывать свое чрево и вообще воздерживаться от того, что прельщает, что нравится, что льстит самолюбию нашему.

Воздерживайтесь, воздерживайтесь прежде всего от того, что оскверняет вас, исходя из уст ваших: от лжи, проклятий, осуждения, от ссор и сплетен. Воздерживайтесь от этого, и тогда сердце ваше будет постепенно становиться всё более чистым и чистым, и мало-помалу из пристанища бесов преобразится в храм Святого Духа. Аминь.

Спешите идти за Христом. На слова: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст».

Противники поста порой приводят эти слова Священного Писания, как якобы подтверждающие ненужность поста. На самом же деле Слово Божие говорит здесь не о посте, а о гнушении тем или иным видом пищи. Христиане же постятся не потому, что считают что-либо из сотворённого Богом плохим и нечистым, но ради борьбы со страстями, упражнения в самоограничении, в самоотвержении. На этот аргумент не почитающих пост отвечают святые отцы:

Преп. Амвросий Оптинский:

Пишешь, что на основании слов Самого Спасителя: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15, 11), — дала себе твердое намерение очиститься прежде от внутренних пороков, а потом заняться воздержанием в пище, теперь же пока, кроме Успенского и Великого поста, других не соблюдать. Но слова Спасителя, приведенные тобою, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов... Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб не омовенными руками. Тогда Господь, в обличение их неправильного понятия о чистоте человеческой, и сказал: «ничто входящее в человека не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека» (Ср.: Мф. 15, 11). То есть как бы так сказал Господь: «как бы ни бывали нечисты твои руки, но если ты, не омывши их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя». Пища же скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: «аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» (2 Кор. 4, 16). — Внешним человеком он назвал тело, а внутренним — душу. Если, говорит, внешний наш человек, т. е. тело, тлеет, истлевает, угнетается и истончевается постом и другими подвигами, то внутренний обновляется. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает, или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как и в псалмах сказано: «уты, утолсте, разшире: и забы Бога сотворшаго его» (Ср.: Втор. 32, 15).

На вопрос: «Не все ли равно Богу, какая пища?» — старец ответил: «Не пища имеет значение, а заповедь, Адам изгнан из рая не за объедение, а за вкушение только запрещенного. Почему и теперь в четверг или вторник можно есть, что хочешь, и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что чрез послушание вырабатывается покорность».

Очень рад, что служащие у вас стали почитать среду и пятницу, не нарушая правила Церкви о посте. Примеры немцев и других иностранцев ввели в заблуждение русских православных не уважать поста, уверяя, что в пище мало греха или совсем нет греха. Если бы это было справедливо, то Адам и Ева не были бы изгнаны из рая за вкушение плода от запрещенного древа, а древо это было смоковница. Но сила греха состояла не в плоде древа, а в запрещении и преслушании. Так и теперь грех не в пище, а в запрещении и преслушании правил Церкви.

Св. Феофан Затворник:

Говорят: не входящее в уста сквернит... Кто против этого спорит? Разве постящиеся воздерживаются от пищи потому, что боятся оскверниться ею? Помилуй Бог! Никто так не думает. А это хитрецы мирские сплетают ложь, чтоб как-нибудь прикрыть себя благовидностию. Нарушающие пост сквернят себя, только не пищею, а нарушением заповеди Божией, непокоривостию и упорством. И те, кои постятся, а не хранят сердца своего чистым, не считаются чистыми. Надобно то и другое: и пост телесный, и пост душевный. Так в поучениях говорится, так и в Церкви поется. Кто не исполняет сего — не пост виноват! Зачем же от поста-то отказываться под сим предлогом? Спросить бы тех, кои не хотят поститься, хранят ли они свое сердце чистым? Дело невероятное! Если при посте и других подвигах едва-едва можно управляться с нашим любезным сердцем, то без поста — уж и говорить нечего. Помните, как один старец встретил молодого монаха, выходившего из харчевни и сказал ему: “Э, брат! не доброе дело сюда ходить!” Тот отвечал ему: “Поди! лишь бы сердце было чисто...” Тогда старец с изумлением сказал: “Сколько лет живу в пустыне и пощусь, и молюсь, и редко куда выхожу, но еще не приобрел чистого сердца; а ты, юный, ходя по харчевням, успел приобресть чистое сердце. Диво!” Вот то же надо сказать и всякому, отказывающемуся от поста! А то, что там дальше говорится: “не ядый ядущаго да не осуждает”, ни к чему не ведет. Ведь это наставление! Поставляя себя в число постящихся, поблагодарим за совет или напоминание. Но непостящийся чрез это не высвобождается от обязанности поститься и от ответственности за непощение. Кто осуждает непостящегося, тот грешит, но непостящийся чрез это не становится праведным. И не будем осуждать. Пусть всякий себе, как знает. А за правило или закон поста стоять надо и не давать вольникам коварно сплетать ложь. Наконец, снисхождение Златоуста к непостившимся означает только доброту его сердца и желание, чтоб в Светлое Христово Воскресенье все радовались и не было печального лица ни одного. Таково желание святого отца, а сбывается ли оно на деле — Бог весть! Говорите больному: будь здоров, будь здоров... Поздоровится ли ему от сего? То же и там. Всех приглашают радоваться, а все ли истинно радуются? Совесть-то куда девать? Шум да гам не есть радость. Радость бывает на сердце, которое не всегда радуется при внешних увеселениях.